Закон рк о частных судебных исполнителях. Частный судебный исполнитель

Судебный исполнитель - должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение решений судов по гражданским делам, мировых соглашений, приговоров , определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий.

Требования судебного исполнителя обязательны для выполнения.

Судебный исполнитель осуществляет принудительное исполнение исполнительных документов. Исполнительными документами являются судебные постановления и иные документы, которые можно принять к принудительному исполнению без возбуждения судебного дела: административные акты (в том числе налоговые недоимки , штрафы за парковку) и некоторые договоры (в том числе нотариально удостоверенные договоры, в которых стороны обязуются при невыполнении договора подчиниться немедленному принудительному исполнению).

Принудительное исполнение - это взыскание имущественных требований (исполнитель налагает арест на имущество должника и продает это имущество), однако это может включать также, например, выселение из жилого помещения, отобрание и передачу ребёнка и пр. При нежелании добровольно исполнять исполнительный документ, человек должен уплатить исполнителю также вознаграждение исполнителя и расходы, связанные с исполнением.

В Европе судебные исполнители находятся обычно на государственной службе или являются лицами свободной профессии. В Эстонии профессия судебного исполнителя (kohtutäitur) является с 2001 года подобно нотариусам и присяжным переводчикам свободной профессией, то есть судебный исполнитель не является ни предпринимателем, ни государственным чиновником. У судебного исполнителя свободной профессии два преимущества: государство не должно расходовать на принудительное исполнение деньги налогоплательщиков (исполнители обеспечивают себя экономически из плат, истребуемых от должников) и исполнители являются более мотивированными (на это указывает и опыт Эстонии - при преступлении к работе исполнителей, являющихся лицами свободной профессии, существенно улучшилось качество принудительного исполнения). После основательной проверки (служба кандидата, экзамен, конкурс) назначенный судебным исполнителем открывает бюро, где действует от своего имени и под свою ответственность. Государство не платит исполнителю заработную плату и не несет ответственности за его деятельность. Для отвода рисков у исполнителя должно быть заключено страхование ответственности. От обычного частного предпринимателя лицо свободной профессии отличается прежде всего тем, что выполнять основные служебные действия и принимать решения следует лично, их нельзя делегировать наемным помощникам. Регионом деятельности судебного исполнителя является регион деятельности уездного или городского суда. Министр юстиции может объединить регионы деятельности нескольких уездных или городских судов в один регион деятельности судебного исполнителя.

Служебные действия судебного исполнителя можно оспорить жалобой. Если человек не согласен с решением исполнителя об удовлетворении или неудовлетворении жалобы, он может обжаловать это решение дальше в суде. Надзор за деятельностью судебных исполнителей региона деятельности суда осуществляет председатель уездного или городского суда, а за деятельностью всех судебных исполнителей - министр юстиции.

В Республике Казахстан также исполнение исполнительных документов осуществляют государственные и частные судебные исполнители. Государственный судебный исполнитель является государственным служащим, назначаемым и освобождаемым с должности руководителем территориального отдела - Департамента по исполнению судебных актов Департамента юстиции Министерства юстиции Республики Казахстан. Частный судебный исполнитель действует на основании лицензии выдаваемой уполномоченным органом - Республиканской коллегией частных судебных исполнителей. Частные судебные исполнители получают вознаграждение за исполнение исполнительных документов в виде оплаты за их деятельность которые подлежат взысканию с должника по исполнительному производству. Частные и государственные судебные исполнители имеют равные права и обязанности, за изъятиями предусмотренных законом, в частности государственные судебные исполнители возбуждают дела об административном правонарушений.

Судебный исполнитель - должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений иных органов в соответствии с законом. Деятельность по исполнению судебных актов - и иных органов частными судебными исполнителями - альтернативный способ исполнения исполнительных документов. Деятельность частных судебных исполнителей призвана обеспечивать защиту прав и свобод и законных интересов человека и гражданина, организации при совершении исполнительных и иных действий. Отличие частных судебных исполнителей от государственных состоит в том, что

  • · к исполнению частным судебным исполнителем могут быть приняты все исполнительные документы, кроме тех, по которым в качестве одной из сторон выступает государство. Исполнительные действия проводятся на возмездной основе;
  • · на частных судебных исполнителей также не распространяются положения законодательства об исполнительном производстве в части взыскания с должника исполнительской санкции.

Деятельностью по исполнению исполнительных документов вправе заниматься частный судебный исполнитель, получивший лицензию судебного исполнителя. Лицензия выдается уполномоченным органом на основании решения квалификационной комиссии. Должность частного судебного исполнителя учреждается и ликвидируется уполномоченным органом в пределах общей численности частных судебных исполнителей на территории исполнительного округа. Наделение полномочиями частного судебного исполнителя производится уполномоченным органом совместно с Республиканской коллегией частных судебных исполнителей на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. частный судебный исполнитель адвокат

В статье 146 Закона указаны особые условия осуществления деятельности частного судебного исполнителя.

  • · Частный судебный исполнитель не вправе осуществлять свою деятельность в отсутствие договора страхования своей гражданско-правовой ответственности, условия которого определяются соглашением сторон.
  • · Факт причинения вреда, подлежащего возмещению, устанавливается соглашением заинтересованных сторон, а в случае спора - судом.

Местом работы судебного исполнителя является контора частного судебного исполнителя. Частные судебные исполнителя, назначенные на работу в один и тот же округ, могут иметь общую контору с разрешения территориального органа. Частный судебный исполнитель обязан вести личный прием граждан. Частным судебным исполнителем должно быть установлено время личного приема в рабочие дни продолжительностью четыре часа не реже двух раз в неделю. Время работы конторы и часы приема частного судебного исполнителя должны быть доведены до всеобщего сведения. Частный судебный исполнитель имеет удостоверение, личную печать с указанием своей фамилии, имени и отчества, наименования региональной коллегии частных судебных исполнителей, исполнительного округа, номера лицензии, а также штампы, личные бланки и жетон. Образцы удостоверения, личной печати и жетона утверждаются уполномоченным органом. Изготовление и выдачу удостоверения, личной печати и жетона организует региональная коллегия частных судебных исполнителей.

Частные судебные исполнители объединяются для защиты своих прав и интересов. Региональная коллегия частных судебных исполнителей является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, созданное для защиты прав и законных интересов частных судебных исполнителей, а также для осуществления контроля за соблюдением ими законодательства об исполнительном производстве при совершении исполнительных действий. Частный судебный исполнитель может состоять только в одной региональной коллегии частных судебных исполнителей. Республиканская коллегия частных судебных исполнителей является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение региональных коллегий частных судебных исполнителей. Республиканская коллегия частных судебных исполнителей подлежит государственной регистрации.

Частные судебные исполнители должны честно и добросовестно выполнять возложенные на них обязанности. Отказ в совершении исполнительного действия или неправильное совершение исполнительного действия обжалуются в судебном порядке.

Контроль за законностью совершаемых исполнительных действий и соблюдением правил делопроизводства частным судебным исполнителем осуществляется уполномоченным органом, Республиканской и региональными коллегиями частных судебных исполнителей. Порядок осуществления контроля устанавливается уполномоченным органом совместно с Республиканской коллегией частных судебных исполнителей.

Уполномоченный орган - регулирует и контролирует деятельность частных судебных исполнителей в пределах своей компетенции;

Территориальный орган:

  • · организует контроль за соблюдением частными судебными исполнителями настоящего Закона и надлежащим исполнением их обязанностей;
  • · вносит представление о прекращении действия лицензии частного судебного исполнителя;
  • · вносит представление в дисциплинарную комиссию о привлечении частного судебного исполнителя к ответственности

Контроль за соблюдением налогового законодательства частным судебным исполнителем осуществляют органы налоговой службы Республики Казахстан.

Должностные лица территориального органа и региональной коллегии частных судебных исполнителей обязаны сохранять тайну совершения исполнительных действий, ставшую известной во время проверок деятельности частного судебного исполнителя. За разглашение тайны и причиненный ущерб эти лица несут ответственность, в соответствии с законами Республики Казахстан.

Проверка работы частного судебного исполнителя проводится не ранее чем через шесть месяцев и не позднее чем через год после начала осуществления им исполнительных действий. В дальнейшем плановые проверки проводятся один раз в год.

В случае поступления жалоб на действия (бездействие) частного судебного исполнителя либо при наличии другой информации, свидетельствующей о недобросовестном исполнении им своих обязанностей, может быть проведена внеплановая проверка деятельности частного судебного исполнителя.

  • 1. Плюсы введения института частных судебных исполнителей.
  • 2. Введение института частных судебных исполнителей позволит решить давнюю проблему - как обеспечить выполнение решений судебных органов. Главное ожидаемое преимущество - быстрое и качественное исполнение судебных решений. Положительный опыт работы частных судебных исполнителей в развитых странах дает нам основания для таких ожиданий Общество готово к внедрению данного новшества. Формирование корпуса частных судоисполнителей будет проведено поэтапно, что позволит не допустить резкого оттока кадров из государственной системы судебного исполнения. Предполагается, что в первое время действия закона по республике около 20-25% документов (200-250 тысяч в год) исполнительного производства перейдет на исполнение к частникам, в основном это будут дела по спорам между юридическими лицами и предпринимателями.
  • 3. Государство снимает с себя бремя финансирования системы органов принудительного исполнения.
  • 4. Должники всегда и при любых обстоятельствах неохотно расстаются с собственностью. Часто еще в процессе исполнения судебных актов должники успевали перепродать или переоформить собственность, легко преодолевая юридические рогатки. Теперь частные судоисполнители получили право обращаться в суд о признании недействительными сделок должника по отчуждению имущества. Для этого надо доказать, что действия должника преследуют цель сокрыть свое имущество от взыскания. Как только законодатели внесут изменения и дополнения в кодексы «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», «Об административных правонарушениях», механизм заработает.
  • 5. Повысились требования, предъявляемые к частным судебным исполнителям. В Законе Республики Казахстан от 30 июня 1998 года № 253-I «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» Статье 83 говорится: Требования, предъявляемые к судебному исполнителю Судебным исполнителем может быть назначено лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, достигшее двадцатилетнего возраста, не судимое, имеющее, как правило, высшее или послесреднее юридическое образование, соответствующее предъявляемым законодательством Республики Казахстан квалификационным требованиям, способное по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

В Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей » от 2 апреля 2010 года № 261-IV в статье 131 указаны требования, предъявляемые к государственному судебному исполнителю. Государственным судебным исполнителем может быть назначено лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, не судимое, имеющее высшее юридическое образование, соответствующее предъявляемым законодательством Республики Казахстан квалификационным требованиям, способное по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Отдельно говорится о требованиях к частным судебным исполнителям. Статья 140 «Частный судебный исполнитель в Республике Казахстан».

  • 1. На должность частного судебного исполнителя назначается гражданин Республики Казахстан, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, прошедший непрерывную стажировку у частного судебного исполнителя сроком не менее одного года, сдавший квалификационный экзамен, получивший лицензию на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов (далее - лицензия судебного исполнителя), прошедший конкурс на замещение вакантной должности частного судебного исполнителя в порядке, установленном настоящим Законом...
  • 2. Хорошие ожидания от нового закона базируются на том основании, что, раз будут частные судебные исполнители, соответственно, будет и конкуренция между ними. Это вполне понятно, поскольку эффективность частного субъекта в деловом мире объясняется не тем, что он частный, а наличием конкуренции. Это ясно видно на примере монополий, которые вне зависимости от того, частные они или государственные, не могут быть такими же эффективными, как находись они в условиях конкуренции. Частный бизнес, чтобы быть эффективным, должен быть конкурентным.

Именно конкуренция позволяет выживать лучшим, в данном случае - тем судебным исполнителям, кто дешевле, качественнее и быстрее исполнит судебное решение.

  • 3. Речь идет не об освобождении судебной системы от функции исполнения судебных решений, а о предоставлении взыскателям права выбора. Истец, чьи права подтверждены судебным решением, может реализовать свои права как посредством государственного механизма принудительного исполнения, так и воспользоваться услугами частного судебного исполнителя, и выигрывают от этого все .
  • 4. Отрицательные стороны введения института частных судебных исполнителей.
  • 5. Ч.3 ст. 3 Конституции РК: Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий. Среди указанных субъектов власти нет лица, использующего государственные функции в личном интересе. Между тем предполагается, что частные судебные исполнители будут применять силу, вторгаться в жилище и изымать чужую собственность, то есть ограничивать граждан в конституционных правах, что сегодня является компетенцией государственных органов.
  • 6. Основное преимущество конкурирующего замысла состоит в материальном стимуле, все остальное вторично. Так нельзя ли стимулировать систему изнутри, без приватизации государственной отрасли. Можно поощрить государственных исполнителей из полученных денег и не вводить параллельную структуру.

Могут возразить, что тогда повышения заработной платы потребуют все государственные служащие и придется переписывать систему оплаты труда. Совершенно правильная постановка вопроса - именно в ней залог успеха административной реформы. Госслужащих не так уж и много, почти все они с высшим образованием, прошли конкурсный отбор и трудятся с полной отдачей сил. Правительство собирает достаточные налоги, чтобы обеспечить им достойное существование, не заглядывая в руки потребителей государственных услуг.

  • 3. Нет гарантии, что в частные судебные исполнители не попадут лица, еще недавно промышлявшие «выбиванием» долгов, при том, что, получить диплом юриста сейчас не проблема. Теперь они будут это делать на законном основании, не обременяя себя чтением Кодекса этики государственного служащего.
  • 4. Более того, предполагается, что частные судебные исполнители будут назначаться государством, хотя, исходя из этого обстоятельства, наверное, было бы справедливым называть их не частными, а государственными.
  • 5. Помимо запрета на конкуренцию, законопроектом предусматриваются: госрегулирование тарифов частного судебного исполнителя; ограничение территории действия частного судебного исполнителя территорией определенного исполнительного округа, устанавливаемой в соответствии с административно-территориальным делением РК; ограничение государством количества частных судебных исполнителей в пределах исполнительного округа. Все это, естественным образом, не будет стимулировать судебных исполнителей бороться за клиента, улучшать работу, снижать ставки и т.д. .
  • 6. Более того, во многих положениях законопроект является сырым, а порой и противоречащим нормам действующих законодательных актов. Например, положения о правопреемстве в исполнительном производстве. Мало того что данный вопрос рассматривается лишь в отношении выбытия должника, так еще и сформулирован некорректно. Нормы о законных представителях дублируют положения Гражданского кодекса, при этом не совсем точно, что может породить коллизии норм права. Законопроект причислил попечителей к законным представителям, хотя они ими не являются. В вопросе о мерах социальной защиты работников органов исполнительного производства законопроект дублирует положения закона «О жилищных отношениях» о предоставлении права на получение жилой площади из государственного жилищного фонда семьям погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов исполнительного производства. Тогда как закон «О жилищных отношениях» предоставляет такое право в отношении всех государственных служащих.
  • 7. Так сложилось, что Казахстану, стране постсоветского пространства - в наследство досталась система именно государственного исполнения. И нам не стоит отказываться от богатого опыта, наработанного десятилетиями, в области исполнительного производства.
  • 8. Эксперты опасаются дискредитации идеи в самом зародыше. «Это может случиться, если государственные судоисполнители будут держать своих частных коллег "в черном теле". То есть оставлять себе акты, по которым легко получить очередную галочку, а частникам отдавать сложные акты без четкой проработки механизма их исполнения. С другой стороны, власти не должны допустить превращения частных судоисполнителей в обыкновенных "вышибал" .

Мы насчитали больше минусов, чем плюсов. На наш взгляд, в исполнительном производстве Республики Казахстан сложилась очень тяжелая, тягостная ситуация, накопилось большое количество проблем, требующих решения. В принципе, институт судебных исполнителей мог бы их решить, для этого предлагается доработать закон, избавив его от существующих недостатков, устранить противоречия, чтобы в будущем не возникало всевозможных коллизий норм права. Повысится процент исполняемости решений, граждане будут больше доверять своему государству, повысится престиж судебной системы.

Редакция сайта //сайт по разъяснениям Багдаулета Жумаханова, руководителя управления обеспечения исполнительного производства департамента юстиции ЮКО, подготовила списки новых правил для казахстанских судебных исполнителей.

1. Разграничены полномочия государственных и частных исполнителей

Если еще в прошлом году и государственные и частные судебные исполнители были правомочны осуществлять производства по большинству исполнительных документов, в том числе в пользу физических лиц на альтернативной основе, то с 1 января 2016 года исполнение документов о взыскании в пользу физических и юридических лиц, а также государства на сумму, не превышающую тысячекратный размер МРП, отнесено к исключительной компетенции представителей частного судоисполнения.

2. Определены документы, которые могут принимать в производство только государственные судебные исполнители

Государственные судебные исполнители могут принимать в производство только такие документы, которые касаются, в частности,

  • вопросов о взыскании с государства;
  • о взыскании с юридического лица, у которого пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) принадлежит государству и аффилированным с ним юридическим лицам;
  • о взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;
  • о взыскании средств в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячу месячных расчетных показателей;
  • о конфискации имущества либо о передаче имущества государству;
  • о выселении, вселении, сносах, изъятиях, производимых в интересах государства.

3. Прокурор может принудительно передать исполнительный документ

Законодательно закреплено право прокурора на принудительную передачу любого исполнительного документа, находящегося в производстве частного судебного исполнителя, государственному судебному исполнителю. Такое действие прокурор сможет предпринять, если возникнет угроза нарушения прав и законных интересов физических, юридических лиц либо государства.

С 1 января 2016 года подавляющий объем исполнительных документов принимается к исполнению только частными судебными исполнителями.

Например, исполнительные листы о взыскании алиментов, денежных сумм, о выселении, вселении, сносе в пользу физических и юридических лиц могут быть предъявлены к принудительному исполнению исключительно частным судебным исполнителям.

При этом необходимо отметить, что правом предъявления исполнительного документа обладает сторона взыскателя. Законодательством оговорены сроки предъявления исполнительных документов. Так, исполнительные листы, выписанные на основании актов суда, могут быть переданы судебному исполнителю в течение трех лет с момента их выдачи.

4. Исполнительное производство может быть возбуждено без заявления

Новым законом предусмотрена возможность возбуждения исполнительных производств без заявления взыскателя, но по направлению исполнительных документов через автоматизированную систему либо их распределения через региональные палаты частных судебных исполнителей.

5. Определен механизм оплаты услуг частного судебного исполнителя

Законодательно закреплено, что деятельность частного судебного исполнителя является самофинансируемой. Это предполагает оплату его действий за счет средств должника. В то же время при принятии частным судебным исполнителем документа на исполнение с взыскателем заключается договор об авансировании расходов частного судебного исполнителя, связанных с исполнением документа. В дальнейшем сумма авансирования, оплаченная взыскателем, возмещается за счет средств, взысканных с должника. На сегодняшний день размеры оплаты деятельности частного судебного исполнителя утверждены постановлением правительства РК №437 от 4 мая 2014 года.

6. При взыскании алименты авансирование оплаты услуг не требуется

Новые законодательные нормы содержат запрет на требование авансирования оплаты услуг частного судебного исполнителя для лиц, предъявляющих документы о взыскании алиментов. Более того, взыскание алиментов в новой редакции закона отнесено к социально значимой категории дел, и в случае отсутствия у должника по таким производствам доходов и имущества, за счет которого возможно было бы производить взыскание, оплата услуг частного судебного исполнителя будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета.

7. Расширены полномочия судебного исполнителя

Предусмотрено право судебного исполнителя на получение сведений о банковских счетах физических лиц, на ведение видео- или аудиофиксации исполнительных действий, в частности, при отказе должников от ознакомления с извещениями и иными процессуальными документами судебного исполнителя.

Новыми положениями законодательно уравнены обязанности государственных и частных судебных исполнителей на судебное санкционирование. Также сокращены виды постановлений судебного исполнителя, подлежащие санкционированию судом. К исполнительным действиям, которые должны будут осуществляться только с санкции суда, отнесены наложение ареста на имущество, изъятие недвижимого имущества, а также правоустанавливающих документов, ограничение на выезд за пределы Республики Казахстан.Последняя мера обеспечения исполнения будет применяться только по производствам о взыскании суммы, превышающей 20-кратный размер МРП, а также по производствам с периодическим взысканием, где задолженность не погашалась свыше трех месяцев.

8. Изменен порядок замещения должности частного судебного исполнителя

Лицо, изъявившее желание заняться деятельностью частного судебного исполнителя, должно получить соответствующую лицензию, чему предшествует стажировка и прохождение квалификационного экзамена в Министерстве юстиции РК. Следующий этап – прохождение конкурса на занятие должности частного судебного исполнителя, который также проводится в Министерстве юстиции.

Обязательный конкурс на занятие должности частного судебного исполнителя с нового года упраздняется.

Функции по проведению аттестации (замена действующего ранее этапа квалификационного экзамена) на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя переданы территориальным органам юстиции.

При этом судьи, лица, работавшие судьями, за исключением тех, кто был освобожден от должности судьи за порочащие проступки и нарушения законности при исполнении служебных обязанностей, лица, сдавшие квалификационный экзамен на должность судьи, лица, окончившие обучение и сдавшие квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, лица, работавшие в уполномоченном органе и его территориальных органах в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов не менее двух лет, лица, работавшие в правоохранительных или специальных органах, при наличии стажа работы в должности прокурора, следователя или осуществлявшие оперативно-розыскную деятельность либо обеспечивавшие охрану общественного порядка не менее пяти лет, будут вправе получить лицензию частного судебного исполнителя без прохождения стажировки и аттестации, за исключением лиц, уволенных по отрицательным мотивам.

9. Изменен порядок организации деятельности частных судебных исполнителей

Теперь частные судебные исполнители могут осуществлять свою практику не только индивидуально, но и в составе конторы частных судебных исполнителей, которая будет создаваться в виде учреждения, подлежать регистрации в качестве юридического лица и, соответственно, иметь учредительные документы (устав, учредительный договор).

10. Закреплен статус помощников судебных исполнителей

На практике большую работу в процессе осуществления исполнительного производства выполняют помощники судебных исполнителей. В этой связи важным является законодательное закрепление их статуса. Согласно внесенным изменениям и дополнениям квалификационными требованиями к помощнику частного судебного исполнителя являются высшее юридическое образование и прохождение обучения по специальной программе обучения Республиканской палаты частных судебных исполнителей.



 

Возможно, будет полезно почитать: