Срок заявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица. Расчеты при ликвидации ооо

Нередко механизм ликвидации организации используется недобросовестными должниками для избавления от задолженности. Чтобы кредиторы не узнали о процессе ликвидации, должники предварительно меняют название своей организации, организационно-правовую форму или юридический адрес. Поэтому не удивительно, что кредиторы узнают о ликвидации должника слишком поздно. Но суды в таких ситуациях дают им шанс признать государственную регистрацию ликвидации должника недействительной или возместить убытки за счет ликвидатора.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном порядке по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При этом законодательство не обязывает учредителей как-либо обосновывать свое решение о ликвидации юридического лица.

Ликвидация организаций проходит по специальной и обязательной для всех процедуре, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в налоговый орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Затем назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), к которой переходят полномочия по управлению деятельностью юридического лица.

Ликвидационная комиссия обязана выполнить ряд действий, направленных на выявление кредиторов ликвидируемой организации. Она размещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации, содержащую сведения о порядке и сроке заявления требований кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Помимо этого, ликвидационная комиссия самостоятельно принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридичес­кого лица. Аналогичные требования установлены п. 1 ст. 22 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Таким образом, ликвидационная комиссия не может ограничиться только публикацией объявления. Необходимо письменно уведомить каждого известного ей кредитора, то есть выполнить оба действия в совокупности.

Кредитор, получив уведомление, заявляет о своих требованиях должнику в течение срока, установленного ликвидатором. После окончания этого срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ , в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Это означает, что кредитору уже не к кому предъявлять свои требования. По­этому кредитор, пропустивший срок предъявления требований по своей вине или по вине должника, оказывается в крайне затруднительной ситуации. Между тем, если в пропуске срока нет вины кредитора, а имеет место недобросовестность должника, у кредитора есть два пути возможного решения проб­лемы: попытаться признать регистрацию ликвидации недействительной или взыскать убытки с недобросовестного ликвидатора.

Первый вариант: признание госрегистрации ликвидации недействительной

Признание недействительным акта государственного органа — один из способов защиты гражданских прав, установленных ст. 12 ГК РФ . Поэтому кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании государственной регистрации ликвидации должника недействительной (постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11 , далее — Постановление № 7075/11). Отметим, что арбитражные суды часто встают на сторону кредиторов, если в действиях ликвидатора прослеживается недобросовестность.

Порядок регистрации ликвидации юридического лица установлен ст. 20—22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации).

Именно на ликвидаторе лежит бремя доказывания факта сокрытия от него информации о возникшей задолженности, отсутствия у него документов бухгалтерского учета и отчетности, а также реальной возможности восстановления соответствующей документации ().

Теперь если ликвидатор письменно не уведомил кредитора о ликвидации юридического лица и не произвел с ним расчета, суды признают запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридичес­кого лица недействительной (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2013 по делу № ­А19-1750/2013, Определение ВАС РФ от 22.12.2010 № ВАС-17422/10 по делу № ­А13-16935/2009).

Об осведомленности ликвидатора о задолженности перед кредитором могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • задолженность подтверждена судебным решением и имеется исполнительный лист о взыскании с должника этой задолженности (Определение ВАС РФ от 29.09.2011 № ВАС-12490/11 по делу № А55-18505/2010);
  • кредитор обратился с иском в арбитражный суд о взыскании с должника задолженности (Определение ВАС РФ от 01.08.2011 № ВАС-9728/11 по делу № А56-92454/2009).

В то же время не всегда невключение требований кредиторов в ликвидационный баланс связано с недобросовестностью должника. Кредитор, получив письменное уведомление о предстоящей ликвидации должника, в установленный срок также должен заявить свои требования.

Доказательством предъявления требований к ликвидируемому должнику является направление исполнительных документов председателю ликвидационной комиссии должника либо непосредственно кредитором, либо судебным приставом-исполнителем (Определение ВАС РФ от 15.02.2012 № ВАС-1157/12). Поэтому если помимо публикации информации о начале ликвидационных процедур в печати, ликвидатор уведомил непосредственно самого кредитора об этом обстоятельстве, и соответствующее уведомление кредитором получено, последний имеет реальную возможность своевременно предъявить должнику имущественные требования.

Если такие требования ликвидатору кредитор не заявит, а задолженность не будет включена в промежуточный ликвидационный баланс и, соответственно, в ликвидационный баланс, суд вправе отклонить доводы кредитора о недостоверности ликвидационного баланса. Соответственно, не будет оснований для признания записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица недействительной (Определение ВАС РФ от 17.02.2012 № ВАС-5633/11 по делу № ­А43-10211/2010).

Кредиторам не следует забывать и о сроке давности обращения в арбитражный суд. Заявление о признании ненормативных актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ). В данной ситуации кредитору необходимо отсчитывать трехмесячный срок с даты, когда ему стало известно о ликвидации должника (Определение ВАС РФ от 07.07.2010 № ВАС-9148/10).

Второй вариант действий: иск о взыскании убытков с ликвидатора

Для защиты своих имущественных прав кредитор может предъявить иск к ликвидатору должника с требованием возмещения убытков, причиненных его недобросовестными действиями. В последнее время сложилась положительная для кредиторов судебная практика по данной категории дел.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Как было сказано ранее, именно ликвидационная комиссия (ликвидатор) совершает действия по выявлению кредиторов организации, находящейся в процессе ликвидации, и удовлетворению их требований. В случае неуведомления о ликвидации должника кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о взыскании причиненных убытков с ликвидатора, поскольку именно из-за неправомерных действий ликвидатора кредитор утратил возможность удовлетворения своего требования за счет имущества ликвидированного юридического лица. При этом кредитору надо доказать причинно-следственную связь между действием (бездействием) ликвидатора и негативными последствиями, возникшими у кредитора, не реализовавшего право на предъявление требования в пределах установленного срока.

Так, например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.12.2012 № 9632/12 пришел к выводу, что именно недобросовестный ликвидатор несет перед кредитором ответственность за причиненные убытки. В рассматриваемом деле ликвидатором не были соблюдены нормы о ликвидации юридичес­кого лица, что свидетельствует о противоправности его поведения. Ликвидатор исказил данные ликвидационного баланса, не уведомил кредитора о начале процесса ликвидации, не от­разил требования кредитора в промежуточном и ликвида­ционном балансах.

Таким образом, Президиум ВАС РФ посчитал, что совокупность условий для возложения на ликвидатора обязанности по возмещению убытков установлена, поскольку его действия противоправны, наличие убытков подтверждено, существует причинно-следственная связь между действиями ликвидатора и наступившими последствиями в виде утраты возможности получить удовлетворение (денежные средства по решению суда) от ликвидированного юридичес­кого лица.

Однако перед кредитором встает проблема подтверждения размера причиненных убытков. Суд может отказать кредитору в возмещении убытков с ликвидатора на том основании, что кредитор не подтвердил размер удовлетворения, которое он получил бы при включении его требования в промежуточный ликвидационный баланс. Президиум ВАС РФ считает данную позицию ошибочной. Он отметил объективную сложность получения кредитором отсутствующих у него доказательств, подтверждающих размер активов, которыми реально обладал должник в преддверии ликвидации, совершенной с целью сокрытия соответствующей документации и уклонения от ее разглашения (постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 17044/12).

Кроме того, суд не может полностью отказать в удовлетворении требования о возмещении убытков только по той причине, что размер убытков не может быть установлен с разум­ной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности (постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 № 2929/11).

судебное решение

Постановление Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14449/12

Учредитель принял решение о ликвидации организации, соответствующее уведомление было опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» 16 июня 2010 г. Согласно уведомлению требования кредиторов подлежали предъявлению в двухмесячный срок с момента публикации сообщения о ликвидации. Но ликвидатор только 20 августа 2010 г., то есть по прошествии двухмесячного срока предъявления требований, направил письмо кредитору, в котором сообщал о ликвидации.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали кредитору в удовлетворении требования о признания записи о прекращении деятельности организации в ЕГРЮЛ недействительной, поскольку посчитали, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица не был нарушен ликвидационной комиссией, и она не представляла в регистрирующий орган недостоверные сведения.

Суды исходили из того, что для целей реализации права кредитора на предъявление ликвидируемому должнику требований определяющее значение имеет публикация официального сообщения о ликвидации, которая в данном случае состоялась. А тот факт, что адресное уведомление кредитору было направлено после истечения срока, отведенного кредиторам для предъявления их требований, суд отклонил как не имеющий правого значения.

Но у Президиума ВАС РФ на эту проблему иная точка зрения. По его мнению, суды истолковали правовую позицию, изложенную в Постановлении № 7075/11 , как вывод о том, что письменное уведомление ликвидатором известного ему кредитора о возбуждении процедуры ликвидации является достаточным основанием для невключения не заявленной таким кредитором задолженности в промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы, вне зависимости от того, имел ли кредитор на основании полученного им письменного уведомления реальную возможность в отведенный срок предъявить требование ликвидатору, или нет.

Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что подобное толкование не только не вытекает из постановления № 7075/11 , но и лишает всякого смысла возложение на ликвидатора обязанности по письменному извещению кредиторов (абз. 2 п. 1 ст. 63

Тема может показаться не относящейся напрямую к банкротству, однако многие руководители, управляющие, юристы и другие "банкротники" в своей деятельности применяют процедуру ликвидации для последующего банкротства по упрощенной процедуре, поэтому полагаю, что вопросы, возникающие при ликвидации, зачастую не менее важны, чем вопросы самой процедуры банкротства, в связи с чем, считаю возможным разместить данную тему на этом форуме.
Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ - после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.
Согласно п. 4 ст. 63 ГК РФ - выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.
Согласно п. 2 ст. 64 ГК РФ - требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
Согласно п. 5 ст. 64 ГК РФ - требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Если у ликвидируемой организации уже в процессе ликвидации возникают денежные обязательства, скажем, непосредственно перед окончанием срока предъявления требований кредиторами, вследствие чего кредиторы по таким обязательствам не успевают заявить свои требования в положенный двухмесячный срок, какова судьба их требований? В промежуточный ликвидационный баланс они не попадают. Может, после удовлетворения требований заявленных в срок? А если такие "опоздавшие" требований относятся к 1 или 2 очереди, а "не опоздавшие" к 4 очереди? Не важно? Существуют ли текущие платежи в ликвидации аналогично тому, как это установлено Законом о банкротстве?

Заодно хотел бы спросить следующее (наверняка обсуждалось, но найти не получается, поэтому сильно не пинайте, лучше ссылку дайте или так ответьте):
В п. 3 ст. 64 ГК РФ установлено, что "При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом".
В п. 6 ст. 64 ГК РФ установлено, что "Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными".
При этом п. 3 ст. 63 ГК РФ обязывает ликвидационную комиссию при недостаточности имущества обратиться с заявлением должника.
Как одно с другим вяжется? Может, ключевые слова в п. 3 ст. 64 ГК РФ "если иное не установлено законом"?

Добрый день! Предприятие находится в стадии ликвидации. Назначен ликвидатор.В период работы на данном предприятии вследствие несчастного случая пострадали 2 человека. В соответствии с ФЗ № 125-ФЗ предприятие производило отчисления в Фонд социального страхования. В настоящее время в адрес предприятия направлен расчет размера капитализированных платежей в соответствии с Порядком внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц-страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, утвержденном Постановлением правительства РФ от 17.11.2000г. № 863. Вопрос: 1.Если на момент ликвидации предприятия на балансе нет денежных средств, каким образом разрешается данный вопрос. 2. В нормативной базе по капитализации платежей нет единого мнения по разрешения подобных ситуаций. Спасибо!

Ответ

Согласно п. 4 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторами ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При этом соблюдается следующая очередность:

    в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

    во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

    в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Очередность удовлетворения требований кредиторов должна соблюдаться как в случаях, когда имущество ликвидируемого юридического лица достаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов, так и в случаях, когда при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выясняется его недостаточность. В то же время, если имеющихся у организации денежных средств на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса будет недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия, согласно п. 3 ст. 63 ГК РФ, осуществляет продажу имущества организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

Согласно ст. 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О несостоятельности (банкротстве)".

В соответствии со ст. 2 Закона N 127-ФЗ конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.

В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов. При заявлении требований кредитор обязан указать сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, паспортные данные (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).

Требования, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации приняты к рассмотрению в деле о банкротстве, не могут быть удовлетворены в судебном порядке, в связи с чем на них не распространяются сроки исковой давности.

Согласно ст. 142 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий или лица, имеющие в соответствии со ст. ст. 113 и 125 Закона N 127-ФЗ право на исполнение обязательств должника, производят расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.

Установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона N 127-ФЗ.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 127-ФЗ для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов.

При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено Законом N 127-ФЗ.

Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникающие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном ст. 142 Закона N 127-ФЗ.

Кроме того, согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации юридического лица (страхователя), ответственного за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, являющегося застрахованным по обязательному социальному страхованию, капитализированные платежи подлежат внесению в Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 863, ликвидируемым лицом для выплаты их застрахованному или иным лицам, имеющим право на страховые выплаты по обязательному социальному страхованию в случае смерти застрахованного. Фонд социального страхования Российской Федерации в рамках рассматриваемого соответствующим арбитражным судом дела о банкротстве на основании пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ вправе требовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты Фонду капитализируемой суммы.

В случае получения пострадавшим единовременной суммы в счет возмещения вреда здоровью без капитализации платежей в Фонд социального страхования в силу пункта 2 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" оснований для возложения обязанности по выплате платежей на Фонд не имеется, поскольку гражданин выбрал соответствующий способ реализации своего права. Однако следует учитывать, что пострадавший утрачивает право на обращение в Фонд за выплатой ежемесячных сумм в счет возмещения вреда только на период, за который капитализированные платежи были им получены единовременно.

В то же время необходимо иметь в виду, что согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ лицам, получившим до вступления в силу этого Закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком в полном объеме независимо от того, была ли произведена капитализация платежей в Фонд социального страхования (к примеру, если капитализированные платежи не были перечислены по причине недостаточности средств должника) при ликвидации юридического лица, ответственного за выплату пострадавшим возмещения вреда.

Подробности в материалах Системы БСС:

1. Ответ: Как провести ликвидацию ООО

Ликвидация ООО по решению его участников (добровольная ликвидация) - достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав участников на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о ликвидации ООО недействительным. Составление ликвидационных балансов с нарушением требований закона будет основанием для отказа в регистрации ликвидации. Несоблюдение очередности при расчетах с кредиторами может повлечь предъявление иска к ликвидационной комиссии.

Как принять решение о ликвидации и назначить ликвидационную комиссию

Решение о ликвидации принимает общее собрание участников (подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Вопрос о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Повестка дня общего собрания участников формируется по предложению:

Совета директоров (наблюдательного совета) общества;

Исполнительного органа;

Участника ООО.

Общее собрание участников принимает решения по следующим вопросам:

О ликвидации общества. Решение о ликвидации считается принятым только тогда, когда за него проголосовали все участники общества (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ);

О назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора). Решение считается принятым тогда, когда за него проголосовали участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

При назначении ликвидационной комиссии в ее состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов ООО.

Кроме того, должны соблюдаться следующие правила:

Если участником общества является Российская Федерация, то в состав комиссии необходимо включить представителя Росимущества;

Если участником общества является субъект РФ, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ;

Если участником общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.

Функции ликвидационной комиссии может осуществлять одно лицо - ликвидатор (п. 2 ст. 62 ГК РФ). Однако во избежание возможных рисков предпочтительнее назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать полномочия одному лицу. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законодательством на ликвидационную комиссию.

Внимание: если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то суд может признать решение о ликвидации недействительным.

В таком случае в соответствии со статьей 35 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ исполнительный орган ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников, что негативно отразится на деятельности общества:

Срок проведения ликвидации увеличится;

Ликвидация может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против ликвидации (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2009 г. № Ф04-62/2009 (19231-А70-11).

Действия ликвидационной комиссии

С момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами ООО (п. 3 ст. 57 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Комиссия должна:

1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.

2. Уведомить территориальный орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов, о начале процедуры ликвидации, а именно территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России (ч. 1 ст. 3, гл. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

4. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ).

5. Уведомить кредиторов ООО о ликвидации.

6. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

7. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

8. Составить промежуточный ликвидационный баланс.

9. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

10. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

11. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

13. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

14. Составить ликвидационный баланс (окончательный).

15. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения ликвидационного баланса.

16. Распределить имущество ООО между участниками (при наличии такого имущества).

17. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документов с целью зарегистрировать ликвидацию ООО.

Публикация сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»

Ликвидационная комиссия должна поместить сообщение (уведомление) о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.

В уведомлении нужно привести следующую информацию:

Сведения о ликвидируемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);

Порядок и условия заявления кредиторами ООО своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО - номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);

Срок для предъявления требований кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации ООО.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ.

Промежуточный ликвидационный баланс

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Форма промежуточного ликвидационного баланса законодательно не утверждена. Вместе с тем, документ должен соответствовать требованиям, установленным в отношении бухгалтерской отчетности (ПБУ 4/99).

Баланс должен содержать сведения:

О составе имущества ликвидируемого общества;

О требованиях, предъявленных кредиторами;

О результатах рассмотрения требований кредиторов.

Это следует из пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ.

Промежуточный ликвидационный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Такое собрание проводится по инициативе ликвидационной комиссии. Комиссия вносит в повестку дня вопрос об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Другими словами, общее собрание участников утверждает баланс, если соблюдаются два условия:

На собрании присутствуют участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» - 51 процент голосов, участник «В.» - 5 процентов голосов;

Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания (п. 6 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию (п. 3 ст. 20 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Расчет с кредиторами

В первую очередь нужно удовлетворить требования:

О возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;

О компенсации морального вреда.

Во вторую очередь необходимо:

Наконец, в четвертую очередь нужно произвести расчеты с другими кредиторами.

Специальные правила закон устанавливает для кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого ООО (залоговые кредиторы) (абз. 2 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Каждому кредитору ликвидационная комиссия выплачивает ту сумму, которая зафиксирована в промежуточном ликвидационном балансе (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Выплаты производятся в следующем порядке:

Кредиторам первой и второй очереди - начиная с дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса;

Кредиторам третьей и четвертой очереди - по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидационная комиссия может удовлетворить требования кредиторов каждой последующей очереди лишь после полного удовлетворения требований в рамках предыдущей очереди за исключением требований залоговых кредиторов (абз. 1 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требований или уклоняется от их рассмотрения, то кредитор вправе предъявить иск к этой комиссии. Иск предъявляется до утверждения ликвидационного баланса (п. 4 ст. 64 ГК РФ).

Необходимо учесть, что кредиторы вправе предъявить требования и после истечения установленного срока (п. 5 ст. 64 ГК РФ). В такой ситуации требования будут удовлетворяться за счет имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами всех четырех очередей.

Окончательный ликвидационный баланс

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс. Баланс составляется по тем же правилам, которые применяются при разработке промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Решение об утверждении баланса принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Внимание: если сумма активов по ликвидационному балансу превышает сумму активов по промежуточному ликвидационному балансу, налоговая инспекция может отказаться зарегистрировать ликвидацию.

Распределение имущества между участниками

По закону участники ликвидируемого ООО вправе получить часть его имущества (или стоимость имущества), оставшегося после расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 8 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Между участниками может распределяться либо все имущество общества, либо его часть. Может возникнуть ситуация, когда имущество не распределяется вовсе. Это зависит от того, каков был объем обязательств ООО перед кредиторами.

Действуют следующие правила:

Между участниками распределяется все имущество ООО, если общество не имеет обязательств перед кредиторами. Имущество может распределяться лишь при соблюдении двух условий. Во-первых, должно пройти два месяца с момента опубликования сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации». Во-вторых, промежуточный ликвидационный баланс должен свидетельствовать о том, что общество не является должником по обязательствам (т. е. кредиторы не предъявили требований, либо ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении таких требований);

Между участниками распределяется часть имущества, если у общества были обязательства перед кредиторами, и после расчетов с такими кредиторами остались нераспределенные средства. Сведения об этих средствах должны содержаться в ликвидационном балансе;

Между участниками имущество не распределяется, если исходя из сведений ликвидационного баланса оно отсутствует.

Ликвидационная комиссия должна распределить имущество ООО между участниками в порядке очередности (п. 1 ст. 58 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

В первую очередь нужно выплатить распределенную, но невыплаченную часть прибыли. Если имущества недостаточно для выплаты такой части прибыли, то средства должны распределяться между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 2 ст. 58 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Например, участник с долей 80 процентов уставного капитала сможет получить 80 процентов от имущества (от стоимости имущества).

Во вторую очередь необходимо распределить имущество между участниками. Оно может распределяться лишь после полного удовлетворения требований в рамках первой очереди (п. 2 ст. 58 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Участники получают часть имущества (часть стоимости имущества) пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Виталий Перелыгин,

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Геннадий Уваркин,

заместитель генерального директора Правового бюро «Омега», кандидат юридических наук

Владислав Добровольский,

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001-2005 г. - судья Арбитражного суда г. Москвы)


Самые важные изменения этой весны!Пять вредных привычек кадровиков. Узнайте, чем грешите вы
Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.


  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Ликвидация юридического лица - процедура, направленная на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

    Законодатель, формулируя понятие "ликвидация", таким образом, под отсутствием правопреемства имел в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства , поскольку процедура ликвидации сама по себе не исключает сингулярное (частичное) правопреемство, т.е. переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Так, права ликвидируемого юридического лица могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними. Что же касается его учредителей (участников), они также в ряде случаев могут "наследовать" как его права (получая остаточное имущество, т.е. имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, - так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и его обязанности (отвечая в субсидиарном порядке поего обязательством перед кредиторами).

    Принципиальное отличие ликвидации от любой формы реорганизации:

    • отсутствие универсального правопреемства.

    Юридическое лицо может быть ликвидировано (порядок ликвидации):

    • добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа (в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано);
    • недобровольно (принудительно) - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда (в случае грубых и неустранимых нарушений закона, в других случаях, предусмотренных ГК, см., например, ст. 81, 86).

    Суд может возложить обязанности по ликвидации на учредителей (участников) данного юридического лица или на его орган. При осуществлении указанными лицами возложенной на них обязанности ликвидация является вынужденной, во всех иных случаях суд назначает ликвидатора сам, а ликвидация в таком случае является принудительной (п. 2, 3 ст. 61 ГК).

    Важно! Следует иметь ввиду, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    Основания ликвидации юридического лица:

    1. решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2 ст. 61 ГК);
    2. решение суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления:
      • в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной , в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
      • в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
      • в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом , либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
      • в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
    3. по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
    4. в иных случаях , предусмотренных законом (например, в связи с нарушением исключительных прав - ст. 1253 ГК РФ).

    Порядок ликвидации юридического лица

    Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

    1. назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и
    2. устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

    Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ и включает следующие действия ликвидационной комиссии (ликвидатора):

    1. Опубликование в средствах массовой информации сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
    2. Принятие мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
    3. Уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
    4. Составление (после окончания срока предъявления требований) промежуточного ликвидационного баланса, который содержит:
      • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица,
      • перечень требований, предъявленных кредиторами, результаты их рассмотрения, а также
      • перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
    5. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом , промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

    В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам Кодекса , прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

    Подробнее о порядке ликвидации

    Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

    Права кредиторов при ликвидации юридического лица

    • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ним договорам банковского вклада и (или) банковского счета, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов , в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов граждан в банках и Банке России.

    Принципы последовательности и пропорциональности:

    исключается возможность одновременного удовлетворения требований кредиторов разных очередей:

    1. требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (принцип последовательности);
    2. если имущества юридического лица недостаточно, оно по общему правилу (если иное не установлено законом) распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (пп. 2, 3 ст. 64 ГК).

    Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про ликвидацию юридического лица.

    Сегодня вы узнаете:

    1. Виды ликвидации юридического лица;
    2. Кому принадлежит право начать процедуру ликвидации юридического лица;
    3. Последствия ликвидации;
    4. Распространенные ошибки при проведении процедуры ликвидации;
    5. Распределение имущества после ликвидации.

    Основания для ликвидации юридического лица

    1. Решение учредителей компании. Такой документ требуется, если количество участников составляет два и более человек. Причем должны быть соблюдены все требования в процессе принятия и составления документа.
    2. Решение суда. Если в деятельности предприятия наблюдаются нарушения норм законодательства, либо организация не выполняет законные требования государственных органов.

    Виды ликвидации предприятия

    Процесс закрытия организации происходит:

    • Принудительно;
    • Добровольно.

    Принятие решение о добровольной процедуре ликвидации принадлежит ее учредителям.

    Прийти к такому мнению они могут вследствие следующих причин:

    • Цель создания предприятия является достигнутой;
    • Нестабильность экономических условий;
    • Нерентабельность и прочее.

    Предприятие подвергается принудительной ликвидации, если в суд были представлены доказательства о нарушении предписаний законодательства.

    Отличительная особенность банкротства заключается в том, что эта процедура является не только лучшим вариантом для ликвидации юридического лица с долгами. Ее можно отнести к обоим видам ликвидации.

    Принудительное банкротство влечет за собой ответственность за все предъявленные претензии, в то время как добровольно признать себя банкротом – означает законно избежать ответственности.

    Ликвидация юридического лица по решению суда

    Если суд вынес решение, то речь идет о принудительном виде закрытия. Процесс начинается с подачи заявления в суд уполномоченным лицом.

    К основаниям вынужденной ликвидации относятся:

    1. Создание предприятия было осуществлено ненадлежащим образом;
    2. В Единый реестр внесена ошибочная информация о предприятии. Причем данные носили заведомо ложный характер;
    3. Предприятие осуществляло деятельность без соответствующего разрешения (лицензии);
    4. Деятельность организации противоречит законодательству;
    5. Наблюдается факт систематической не сдачи отчетности.

    Правом подачи иска в суд обладают:

    • Антимонопольная служба РФ;
    • Центральный Банк РФ;
    • Налоговая служба РФ.

    Рассмотрение заявления в суде начинается после установления достоверных сведений об имеющихся нарушениях. Принудительная ликвидация предприятия является необратимым процессом.

    Принудительная ликвидация юридического лица

    Обязать руководство юридического лица, начать процесс ликвидации возможно в следующих ситуациях:

    • Если сумма была уменьшена;
    • Если руководство компании не начинает самостоятельную ликвидацию в случаях, когда по закону должны быть проведены подобные мероприятия. Например, сумма капитала организации стала выше, чем стоимость ее активов;
    • Если регистрирующий орган обладает недостоверной информацией о фактическом . По месту регистрации предприятия направляется письмо с просьбой сообщить верный адрес. В случае если в период установленного времени ответ не получен, то регистрирующий орган вправе обратиться в суд с ходатайством о закрытии юридического лица;
    • происходило с нарушениями установленных правил. Например, выявлен факт отсутствия одобрительного решения антимонопольного комитета;
    • Организация неоднократно нарушает права интеллектуальной собственности и прочее.

    Добровольная ликвидация юридического лица

    Как уже было отмечено, предприятие может быть закрыто при принятии такого решения его участниками. Добровольная ликвидация является обратимым процессом и может быть отменена. Для этого созывается совет учредителей, и решение об отмене процедуры ликвидации оформляется соответствующим образом.

    В течение 3-х суток оповещается налоговая служба. Если в Единый реестр уже занесена запись о начале процедуры закрытия, то процесс остановить невозможно.

    Этапы закрытия предприятия

    Порядок ликвидации юридического лица происходит поэтапно.

    В него входят :

    Шаг 1. Решение вопроса о закрытии компании. Любая деятельность начинается с принятия решений. Вопрос о закрытии не является исключением. Решение о ликвидации юридического лица должно принадлежать полному составу участников без исключения.

    Созывается собрание. На нем определяются ответственные лица за процесс ликвидации – ликвидационная комиссия. В полномочия ее входят сбор и предоставление необходимой документации. Первым шагом станет составление заявление по форме Р15001, подлежащие обязательному заверению у нотариуса.

    Существует порядок заполнения такого заявления. Вам необходимо ознакомиться с ним заранее.

    Шаг 2. Необходимо составить баланс. Делается это для того чтобы подтвердить несостоятельность компании отвечать по своим обязательствам. Такой баланс называют промежуточным либо ликвидационным. Составлять его требуется с особой точностью и внимательностью.

    Именно на основании этого документа будут решаться требования кредиторов. Если результат баланса окажется отрицательным, то у организации есть все основания признать себя банкротом.

    Шаг 3. Обращение в регистрирующий орган. Орган, ведущий Единый реестр, должен быть своевременно оповещен о принятии решения о ликвидации. Сообщить вам необходимо в письменной форме. После этого в реестр вносятся отметки о начале ликвидационного процесса.

    Соответствующие уведомления должны поступить в адрес пенсионного фонда и социального страхования. Вам также следует опубликовать объявление о закрытии предприятия в газете «Вестник государственной регистрации».

    Шаг 4. Ликвидационная комиссия начинает работу . Выбранный состав комиссии должен установить очередность необходимых действий.

    К ним относятся:

    • Решение вопроса о дебиторской задолженности. Кредитору направляется требование о погашении задолженности;
    • Инвентаризация имущества. При составе списка имущества организации должны учитываться как активы, так и пассивы организации;
    • Расчет коллектива. Всем работникам предприятия необходимо выплатить причитающиеся им денежные компенсации. Это не только заработная плата, но и возможные долги, оплата больничных листов и прочих пособий.

    О ликвидации предприятия работодатель обязан оповестить сотрудников в срок не менее, чем за 2 месяца до даты увольнения.

    • Оплата налогов. Процесс ликвидации вовсе не означает, что предприятие освобождается от уплаты налогов. Оплачивать их организация обязана до момента полного закрытия. Причем деньги на уплату берутся из сумм, полученных при реализации имущества.

    Шаг 5. Погашение кредиторской задолженности. Вопрос о погашении долгов должен решаться после утверждения промежуточного баланса. Если вы отказываетесь по каким-либо причинам погасить долг, то кредитор может обратиться с соответствующим заявлением в суд.

    Шаг 6. Процесс закрытия расчетных счетов в банках. Закрыть счет в банке необходимо после того, как все расчеты произведены, и вы точно уверены, что он больше не понадобится. Несложная процедура заключается в обращении в банк, который предложит заполнить заявление на закрытие.

    Уведомление о ликвидации юридического лица вам нужно направить в налоговую службу, а затем в пенсионный фонд и фонд страхования.

    Шаг 7. Аннулирование лицензии . Процесс занимает 20 дней. В течение 10-ти рабочих дней, орган, выдавший лицензию, принимает необходимые действия по аннулированию лицензии. Через 10 последующих дней решение органа вступит в законную силу.

    Последствия ликвидации

    Процедура ликвидации имеет последствия и зависит от выбранного способа закрытия. При добровольной ликвидации возможен исход, при котором не будет неприятных последствий, однако, при этом вся документация должна быть в порядке. Особое внимание нужно уделить бухгалтерским бумагам.

    Более подробно последствия процедуры ликвидации представлены в таблице:

    Добровольное закрытие Принудительное закрытие или принудительное банкротство Признание себя банкротом
    Отсутствие ответственности Возможно привлечение к уголовной, административной и прочим видам ответственности Отсутствие ответственности
    Долги выплачиваются в установленном порядке по мере реализации имущества Мера воздействия на организацию по исполнению обязательств Законное избежание выплаты долгов
    Сохраняется репутация фирмы Репутация испорчена Сохраняется репутация фирмы

    Распределение имущества после ликвидации

    Бывают ситуации, при которых предприятие уже закрылось, но у него в наличии обнаружилось имущество. Такой вопрос рассматривается после того, как закрытая организация закончит отвечать по всем взятым на себя обязательствам.

    С правом обратиться за имуществом могут:

    1. Кредиторы, которые ранее работали с ликвидируемым предприятием. Среди них могут быть и те, по отношению к которым обязательства исполнены частично;
    2. Учредители предприятия;
    3. Лица, в отношении которых была ошибочно пропущена очередность исполнения обязательств.

    С правом требовать имущество закрытой организации, заинтересованные лица могут в течение 5-ти лет со дня внесения соответствующей записи в реестре.

    В чем заключается разница между реорганизацией и ликвидацией

    К одной из форм ликвидации юридического лица часто относят реорганизацию предприятия. Реорганизация – сложный процесс. Его результат – это образование нового юридического лица. Причем существующие права и обязанности старых фирм не прекращаются, а переходят к новому составу участников.

    Отличие от процедуры ликвидации заключается в том, что при реорганизации предполагается дальнейшее существование хозяйственной деятельности закрываемого предприятия.

    Реорганизация может быть как добровольной, так и принудительной.

    Различают следующие ее формы:

    • Присоединение. О нем говорят когда одна организация присоединяется к другой, и при этом имеет больше преимуществ.
    • Слияние. Подразумевается образование абсолютно новой организации.
    • Разделение. Когда одна большая организация делится на несколько маленьких. При этом между ними в равной степени распределяются все обязательство и права.
    • Выделение. Из общего состава организаций выделяется одна, которая наделяется необходимыми полномочиями.
    • Преобразование. Происходит при изменении формы собственности.

    Любые процессы, связанные с реорганизацией либо ликвидацией предприятия должны быть отражены в Едином Реестре.

    Сроки закрытия предприятия

    Сроки ликвидации юридического лица не могут быть конкретно установлены. В каждом случае они носят индивидуальный характер и могут занять в среднем более 4-х месяцев. Время с момента принятия решения о ликвидации, до получения на руки справки о ликвидации, складывается из многих факторов.

    К ним относятся:

    • Время, потраченное на оповещение уполномоченных органов, и на публикацию в СМИ о начале процедуры ликвидации;
    • Уведомление кредиторов. Важный момент – после процедуры закрытия, кредиторы имеют право в течение двух месяцев обратиться за возмещением задолженности;
    • Время, потраченное на составление промежуточного баланса;
    • При необходимости, могут быть проведены торги имущества предприятия.

    Если организация принудительно объявлена банкротом, то процесс ликвидации может затянуться до того времени, пока не будут выполнены все ее обязательства по долгам. При добровольной процедуре закрытия предприятия сроки могут составить менее 4-х месяцев.

    Ошибки, допускаемые при закрытии предприятия

    Процесс ликвидации предприятия – сложный процесс, который не исключает ряд распространенных ошибок.

    Действия, которые не могут привести к ускорению сроков ликвидации организации:

    1. Не следует переводить активы на счета другой компании. Проверяющие органы легко заподозрят в таких действиях умышленный смысл. Вас могут обвинить в предумышленности процедуры банкротства и привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности. Более того, такие действия нанесут существенный вред репутации предприятия.
    2. Не следует продавать активы за низкую цену. Продажа компанией своих активов за низкую цену – это ситуация, которая также подразумевает умышленные преступные действия. Они повлекут за собой привлечение к ответственности. Стоит помнить, что в полномочия контролирующего органа входит отмена сделок, совершаемых за последние три года, поэтому надеяться, что что-то удастся скрыть бессмысленно.
    3. Следующая ошибка – продажа дебиторской задолженности . Законом не запрещается уступать право требовать возмещения задолженности третьим лицом. Однако процедура должна быть оформлена в строгом соответствии с нормами законодательства и проведена по установленным правилам. В противном случае вам придется доказывать законность своих действий в суде. Предугадать исход разбирательства невозможно.
    4. Не следует инсценировать пропажу документов. Наличие форс-мажорных обстоятельств действительно сможет привести к порче либо утрате документов, что принесет некоторые трудности кредиторам. Однако, хитрость такого плана может повлечь за собой серьезные меры ответственности.
    5. Смена состава участников. Любая проверка приведет к тому, что проверяющий сможет легко заподозрить руководителя в попытке организации уйти от решения вопроса, связанного с долгами. Бессмысленность подобных решений подтверждается и тем фактом, что каждый участник предприятия, независимо от того бывшим он является либо выполняет обязательства до сих пор, несет ответственность за деятельность предприятия.
    6. Не стоит менять директора. Как и в случае с другими участниками предприятия, нынешний руководитель, точно так же как и бывший директор, не освобождаются от ответственности.

    В таблице представлен примерный перечень распространенных ошибок, допускаемых при ликвидации юридического лица:

    Ошибка Краткое описание
    1 Решение о ликвидации оформлено ненадлежащим образом Порядок принятия решения о закрытии, отражается в соответствующем документе
    2 Не приняты соответствующие меры при принудительной ликвидации Отсутствие соответствующих мероприятий говорит о неисполнении решения суда
    3 Нарушение сроков предоставления сведений о ликвидации юридического лица Порядок и время оповещения соответствующих органов прописано в законодательных актах
    4 Неверно определено время сдачи отчетности Проводить должную работу по сдаче отчетности и оплате налогов ликвидируемое предприятие обязано до момента закрытия
    5 Нарушение очередности при удовлетворении требований кредиторами

    Законодатель определил очередность исполнения обязательств, нарушать который не рекомендуется

    6 Процедура ликвидации не закончена надлежащим образом После закрытия, необходимо получить соответствующие бумаги, и уничтожить печати


     

    Возможно, будет полезно почитать: