Фамилии всех уполномоченных по правам ребенка. Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам ребенка в россии

Конвенция ООН о правах ребенка – главный международный нормативный документ, посвящённый правам несовершеннолетних. Он предписывает государствам защищать интересы детей, определяет объем их прав и рекомендует странам создавать специальные механизмы по обеспечению сохранности интересов несовершеннолетних.

В большей части стран, ратифицировавших Конвенцию, такую функцию выполняет институт уполномоченного по правам ребенка.

Законное основание деятельности детского омбудсмена в РФ

Должность уполномоченного по правам ребенка стала появляться в субъектах РФ с 1998 года после ратификации . Указ Президента от 2009 г. постановил создать должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и рекомендовал создавать соответствующий институт в регионах.

Назначение на пост и снятие с него регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законами и нормативными актами, созданными в регионах с целью соответствия предписаниям Конвенции.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка

Федеральный служащий ведет свою работу в Москве. Он назначается на пост и снимается с него распоряжением Президента РФ. Ответственность за поддержание жизнедеятельности уполномоченного возложено на Общественную палату.
К 2011 году в структуре института уполномоченного выстроилась «вертикаль» власти с федеральным представителем во главе.

Полномочия федерального уполномоченного

Указ Президента № 1518 “Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка” дает следующие возможности федеральному представителю:

  • делать запрос о предоставлении необходимой информации в федеральные исполнительные, региональные и муниципальные органы власти , организации и официальным лицам Российской Федерации;
  • свободно посещать органы власти, организации, ;
  • самостоятельно или вместе с другими государственными аппаратами и официальными лицами проверять законность действий (бездействий) органов федеральной исполнительной, региональной и муниципальной власти , а также официальных лиц, получать от них интересующие объяснения;
  • уведомлять компетентные лица о своем усмотрении в их постановлениях или действиях (бездействиях), актов ущемления ребенка и адресовать им предложения по исправлению данных видов правонарушений и восстановлению справедливого порядка;
  • в соответствии с определенным порядком привлекать научные и другие организации, деятелей науки и специалистов для проведения экспертиз в сфере нарушения свобод ребенка.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации

Детский омбудсмен в регионах России утверждается на пост и функционирует по одной из четырех моделей:

  1. Избирается законодательным аппаратом власти или с его одобрения , получает парламентский статус и действует на основании региональных законов.
  2. Назначается главами администрации и интегрируется в систему исполнительной власти.
  3. Задачи детского омбудсмена возлагаются на депутата законодательного собрания или регионального уполномоченного по правам человека.
  4. Деятельность уполномоченного организуется на благотворительных началах .

Задачи региональных омбудсменов

Исходя из анализа деятельности региональных омбудсменов, выделяют несколько основных задач для их деятельности:

  1. Создание условий, гарантирующих ценность легитимных интересов и свобод граждан .
  2. Поддержание уже действующих и создание новых механизмов по отстаиванию ребенка в спорных ситуациях с органами общегосударственной и муниципальной власти, в обязанности которых входит оберегание интересов ребенка.
  3. Принятие мер с целью восстановить ущемленные интересы ребенка .
  4. Мониторинг текущей ситуации с соблюдением ребенка и инициация совершенствования нормативных актов.
  5. Стимулирование межгосударственного сотрудничества в области обеспечения свобод ребенка.

Полномочия региональных омбудсменов

Компетенции региональных омбудсменов не закреплены в Федеральном законе. Их полномочия определяются либо исполнительными органами государственной власти, либо региональными законами - в зависимости от организационно-правового статуса.

Деятельность омбудсмена

Кроме детских омбудсменов, права представляют и другие институты, но более узкоспециализированные:

  • комиссия по делам несовершеннолетних - защищает интересы детей из неблагополучных семей;
  • органы опеки и попечительства - следят за благополучием в приемных семьях или специализированных учреждениях.

Уполномоченный взаимодействует со всеми учреждениями, которые выполняют обязанности по прав ребенка, но не замещает их работу. Основными направлениями его деятельности являются следующие:

  • контролирование законности действий властей, детских учреждений , граждан по отношению к детям;
  • оказание помощи ребенку , в своих правах;
  • устранение угрожающих факторов легитимным интересам ребенка ;
  • информирование граждан, в том числе несовершеннолетних, о наличии у детей прав , закрепленных в Конвенции, и возможностях их защиты.

В отличие от прокуратуры, омбудсмен компетентен оберегать интересы узкой группы населения - несовершеннолетних лиц. При этом он надзирает за сохранностью более широкого перечня их интересов, прописанных в Конвенции.

Особенность института уполномоченного по правам ребенка состоит в том, что прибегать к его помощи могут все граждане без возрастных ограничений. Это дает ребенку шанс самостоятельно сообщить об ущемлении своих прав, что исключено при обращении к уполномоченному по правам человека.

Детский омбудсмен лично принимает граждан, а также посещает места, откуда поступила и проводит другие виды проверок, чтобы найти или опровергнуть описанное в заявлении. Но жалоба будет рассмотрена не всегда, а только если она не была принята ранее другими компетентными инстанциями.

Уполномоченный участвует в судебных заседаниях по поводу решения спорных вопросов в отношении интересов несовершеннолетних, но в качестве третьего лица, не наделенного возможностью выдвигать собственные требования.

Такое положение ограничивает возможность интересов детей.

Важное направление работы представляет обмен навыками между коллегами, в целях чего в 2005 году была создана Ассоциация детских омбудсменов в субъектах РФ. Сотрудничество между странами происходит в рамках Комитета ООН, Гаагского суда, ЕСПЧ.

Представительство на международной арене реализуется через федерального омбудсмена. С 2016 года им является Анна Кузнецова.

Главная функция детских омбудсменов состоит в гарантировании и оберегании свобод ребенка. Сегодня в России назначение регионального омбудсмена на пост носит рекомендательный характер. Отсутствие отдельного закона, прописывающего полномочия и обязанности региональных омбудсменов, их зависимость от исполнительных органов власти в отдельных субъектах часто приводит к формальности и неэффективности работы.

Должность Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка была учреждена Указом Главы государства от 9 сентября 2009 года в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в стране.

Согласно вышеназванному Указу Президента России, Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от нее Президентом Российской Федерации. Для выполнения своих правозащитных обязанностей омбудсмен наделен широкими полномочиями. В частности, он имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

· проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

· направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

· привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основеОб Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. №986.

Все эти нормы, по сути дела, взяты из Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Федеральный Уполномоченный по правам человека наделен законом также правом «поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы». Кроме того, ему разрешено «знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решениями (приговорами) которые вступили в законную силу, а также прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел».

Таких прав нет у Уполномоченного при Президенте по правам ребенка. Но, Указ, который регламентировал деятельность детскогоомбудсмана, в самом конце содержал еще один пункт: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка».

Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод ребенка в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам ребенка в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации.

Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав ребенка как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение Османов Т.С. Имеет ли право обратиться в суд надзорной инстанции Уполномоченный по правам человека // Юрист. 2009. №6.- С.21..

Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав ребенка, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан РФ, а также обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Подобное правило существует в Новой Зеландии, Польше, Швеции и других странах.

Законодатель устанавливает некоторые изъятия из сферы компетенции Уполномоченного, в соответствии с которыми Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Ребенок может обращаться со своей жалобой, как к уполномоченному субъекта, так и к Уполномоченному на федеральном уровне. Если ребенок в начале обратился со своей жалобой к Уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ - это не является причиной для отказа в принятии жалобы по аналогичной проблеме Уполномоченным по правам ребенка в РФ.

Компетенция Уполномоченного распространяется на жалобы граждан, находящихся в местах принудительного содержания, например, в тюрьмах, камерах предварительного заключения, колониях и т.п. Администрация мест принудительного содержания обязана отправлять Уполномоченному обращения к нему лиц, содержащихся в этих местах в четко определенный период времени, который равен 24 часам с момента поступления в администрацию обращения. Администрация не имеет право вскрывать эти письма, либо иным образом подвергать их просмотру.

Уполномоченный наделен свободным усмотрением при решении вопроса, начинать производство по жалобе или нет. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному четыре возможности.

Во-первых, он может принять жалобу к своему рассмотрению, если ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих в судебном либо административном порядке, но остался недоволен решением, принятым по его жалобе. Кроме того, Уполномоченный принимает жалобу, если она подана ему не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Во-вторых, Уполномоченный имеет право не принимать жалобу, сославшись на ст. 16 Закона, а разъяснить заявителю, куда ему следует обратиться в первую очередь для защиты своих прав и свобод.

В-третьих, Уполномоченный в случае необходимости имеет право сам передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.

В-четвертых, Уполномоченный имеет право отказать в принятии к своему рассмотрению жалобы.

Уполномоченный обязан в течение десяти дней уведомить заявителя о своем решении. Если Уполномоченный принимает жалобу к своему рассмотрению, то он обязан также проинформировать об этом соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.

Уполномоченный наделен широкими полномочиями при проведении проверочных действий. В соответствии с Законом он имеет право посещать любые органы государственной власти, органы системы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения. Никто не должен препятствовать Уполномоченному в осуществлении его праваХаманева Н.Ю. Постатейный комментаpий к Федеральному конституционному закону Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2009..

Уполномоченный может проводить проверочные действия как самостоятельно, так и совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными служащими. Он наделен правом поручать компетентным государственным учреждениям в случае необходимости проведение экспертизы и на основе ее результатов подготовку заключений по тем вопросам, которые необходимо выяснить в ходе работы с жалобой.

С учетом широкой компетенции Уполномоченного к его правам относится также ознакомление с уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушения, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. Кроме того, он может знакомиться с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

При осуществлении своих полномочий, Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема всеми руководителями и другими должностными лицами всех структур, которые расположены на территории РФ.

Защищают различные организации, в том числе наделенные специальными полномочиями комитеты по . Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей.

В России такое учреждение существует, более того, в каждом регионе есть специальные отделы, которые занимаются работой с населением. Одной из основных задач такой организации является оказание помощи нуждающемуся ребенку и привлечение к ответственности людей, совершивших преступные деяния в отношении несовершеннолетнего.

В данной статье мы подробно рассмотрим аспекты работы такой организации и расскажем о том, куда обратиться в случае возникновения проблемной ситуации.

Данная организация осуществляет свою деятельность на государственном уровне и отвечает за исполнение всех положений , ранее принятой большинством государств. В состав комитета входят независимые эксперты, которые несут ответственность за правильное и своевременное исполнение своих обязанностей. Не реже трех раз за год в Женеве проводится специальные сессии, которые необходимы для правильной организации работы отдельных представительств организации по всему миру.

Каждому государству изначально были даны рекомендации по разработке и внедрению независимого механизма, направленного на осуществление защиты и поощрения прав ребенка. Изначально орган был наделен правами по рассмотрению поступающих жалоб о нарушении прав несовершеннолетних граждан.

На территории РФ механизм был разработан в 1998 году, инициатором этого стал Минздравсоцразвития. Участие в разработке также принял Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Именно эта организация была призвана координировать внедрение каждой программы в интересах детей.

Кто такой уполномоченный по правам ребенка?

В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – . Увы, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне, и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях страны ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.

Наибольшую независимость такая структура приобретает в том случае, когда действует как отдельный орган, призванный со стороны оценивать степень госучастия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. В отдельных случаях наблюдается «поглощение» данной структуры такими учреждениями, как трудовая инспекция или органы соцзащиты. Такой вариант недопустим, поскольку не позволяет исполнять УППР свои обязанности в полном объеме.

Перед представителем по правам ребенка ставятся такие задачи, как:

  • обеспечение защиты прав малышей и содействие по их восстановлению;
  • организация мероприятий, направленных на обеспечение правовой информированности детей и взрослых;
  • направление запросов в разные организации и предприятия;
  • получение необходимых материалов и информации на любом уровне;
  • беспрепятственное посещение любых организаций и проведение необходимых проверок;
  • привлечение экспертов и направление в исполнительные органы власти заявлений от лица ребенка о нарушении его прав.

Куда обращаться за помощью?

В последние годы в регионах стали появляться отделы по защите прав детства. Основными задачами таких организаций стало решение следующие вопросов:

  1. Рассмотрение поступивших устных и письменных жалоб.
  2. Правовое просвещение и оказание консультационных услуг населению.
  3. Проведение экспертной оценки вынесенных актов.
  4. Внесение отдельных предложений по улучшению законодательства в рамках функционирования учреждения.

Помимо таких отделов, помощь детям могут оказать:

  • Органы опеки и попечительства, чаще всего располагаются в Администрации региона или в образовательном отделе.
  • Прокуратура.
  • Инспекция по делам несовершеннолетних.
  • Комиссии по делам малолетних граждан, размещающихся при муниципалитетах.
Каждый из этих органов наделен определенными полномочиями по решению вопросов, связанных с нарушением прав несовершеннолетних граждан.

Порядок обращения в уполномоченную организацию

Ребенок имеет право сам обратиться за помощь в органы опеки по месту своего проживания, если ему исполнилось 14 лет. Также он может подать заявление в судебную инстанцию.

Если речь идет о малыше не старше указанного возраста, то сообщить о правонарушении в отношении ребенка обязаны должностные лица или граждане, которые стали свидетелями события.

Помимо сообщения, они обязаны предпринять определенные меры по устранению негативного влияния на малыша с учетом конкретной ситуации. Чаще всего всей работой в этом направлении руководит инспектор по охране детства. Дополнительную помощь оказывают другие организации, например, социальный психолог или педагог, центры соцреабилитации.

Заключение

Права ребенка в России защищают сразу несколько организаций. Одной из таких считается Комитет по защите прав ребенка. Данный орган должен действовать как отдельный независимый механизм и обеспечивать полноценную защиту несовершеннолетних граждан.

Добрый день помогите нам мы многодетная семья живем в 4х комнатной квартире 3 комнаты в гос собствености они закрыты с 2008 года а 1 комнота в моей собствености написали зоявление на выкуп Горжилобмен отправил к нам оценочная компания Крилинг пришли сфотографировали и сказали если дадите 100 тысяч рублей то мы посчитаем мало а так мы посчитаем много хуть головой бейтись доложыли ночалству ноль внимание сам начальник Горжилобмена нас посылает и выгоняет квартира в аварийном состояние не дом я моя супруга и 4 детей живем в 16 к метрах в ужасных условиях наднами издеваются неможем начать жыть по человеческий помогите из за них мои дети стродают 89892665551

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ ПРЯМОЙ ЭФИР | Анна Кузнецова уполномоченный при президенте РФ |

Субтитры

Полномочия

Уполномоченный имеет право:

  1. запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации , органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
  2. беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;
  3. проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
  4. направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребёнка, своё заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
  5. привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребёнка, научные и иные организации, а также учёных и специалистов, в том числе на договорной основе.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации

В субъектах Российской Федерации также имеются свои Уполномоченные по правам ребёнка - региональные детские омбудсмены. Формально они назначаются, финансируются и отчитываются перед властями субъекта Российской Федерации. Фактически они входят в структуру федерального Уполномоченного по правам ребёнка. К 2011 году сложилась своего рода «вертикаль» российских детских омбудсменов во главе с федеральным Уполномоченным по правам ребёнка . При этой вертикали федеральный детский омбудсмен Павел Астахов давал указания своим региональным коллегам . Более того, уже в 2011 году все обращения, которые граждане подавали через сайт федерального детского омбудсмена автоматически пересылались Уполномоченному по правам ребёнка соответствующего субъекта Российской Федерации .

На местах региональные детские омбудсмены сосуществуют с региональными Уполномоченными по правам человека , которые также назначаются и финансируются властями субъектов Российской Федерации. Отношения между «специализированными» и «общим» омбудсменами складываются по-разному. Например, в Челябинской области у «общего» и «детского» омбудсменов один рабочий аппарат. Ещё дальше пошли в Тверской области - там в 2010 году Уполномоченный по правам ребёнка был подчинён областному Уполномоченному по правам человека в статусе помощника . В Красноярском крае по состоянию на 2016 год региональный Уполномоченный по правам человека назначает (с согласия Законодательного собрания края) Уполномоченного по правам ребёнка .

Отношения между «общим» и «детским» региональным омбудсменами могут не складываться. Например, в 2016 году со стороны региональных «общих» уполномоченных звучали жалобы, что введение «специализированных» омбудсменов размывает институт омбудсмена в субъектах Российской Федерации . В 2015 году вступил в силу федеральный закон, разрешающий региональным властям возлагать на Уполномоченного по правам человека функции Уполномоченных по правам ребёнка . Этот закон реализуется на практике. Например, в декабре 2016 года в Туве введена должность Уполномоченного по правам человека и правам ребёнка .

На практике имеет место пересечение функций региональных омбудсменов с детскими Уполномоченными. Например, в докладе Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзляковой за 2016 год защите прав детей посвящены несколько разделов, но в докладе даже не упоминается фамилия регионального детского омбудсмена И. Р. Морокова .

Список уполномоченных

Первые годы при Уполномоченном по правам ребёнка не было Общественного совета - структуры, которая существует при многих российских органах власти. В 2016-2017 годах этот орган был создан. Он делится на рабочие группы . В составе Общественного совета в начале 2017 года оказалось много священников Русской православной церкви , а также активистов православных общественных объединений .

Сайт Уполномоченного

При Павле Астахове официальным сайтом детского омбудсмена был www.rfdeti.ru. Однако после его отставки оказалось, что сайт является личной собственностью Павла Астахова . Поэтому после отставки омбудсмена с сайта были удалены все разделы и вместо них помещён Вестник Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка (за лето 2016 года) с единственной публикацией «18 „нет“ Павла Астахова», в которой перечислены заслуги бывшего детского омбудсмена . При этом новый Уполномоченный по правам ребёнка оказалась вовсе без официального сайта и была вынуждена вести общение с населением через социальную сеть Фейсбук . Позже был создан новый официальный сайт: http://deti.gov.ru/ . На новом сайте никаких сведений об Астахове и об его деятельности в качестве Уполномоченного размещено не было .

Критика

Журналист Максим Артемьев отмечает: «Полномочия детского омбудсмена не прописаны в конституции или в отдельном законе. Эта должность существует на основании указа президента, и даже деятельность уполномоченного по правам ребёнка обеспечивается аппаратом Общественной палаты. Возможности омбудсмена весьма и весьма ограничены и сводятся в основном к праву подавать запросы. <…> В современных условиях детский уполномоченный - фигура пиаровская, индикативная; ее заявления и действия призваны демонстрировать, чего хочет и куда идёт государство в детской политике» .

Региональные детские омбудсмены также вызывают критику за бездействие при защите детей, а также за поддержку инициатив власти, направленных на ущемление интересов несовершеннолетних. Например, Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Павел Миков поддержал принятый в 2016 году региональный закон, который не предусматривал выплату регионального пособия на рождение ребёнка тем матерям, которые воспитывают детей без отцов . По мнению Микова, государство не должно поддерживать женщин, которые рожают детей от безответственных мужчин .

Примечания

  1. Уполномоченные по правам детей в России: система или вертикаль власти Павла Астахова
  2. Власти Тверской области продолжают нарушать принятый ими же закон об Уполномоченном по правам человека
  3. Филиппова Н. А. Защитник прав коренных народов России: становление института // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2016. - Т. 16. - № 2. - С. 110.
  4. Первое заседание Совета уполномоченных по правам человека под председательством Татьяны Москальковой
  5. Филиппова Н. А. Защитник прав коренных народов России: становление института // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2016. - Т. 16. - № 2. - С. 113.
  6. В Республике Тыва назначен уполномоченный по правам человека и по правам ребенка
  7. Мерзлякова Т. Г. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Свердловской области: 2016 год. - Екатеринбург: АМБ, 2017.

Сложность в защите детских прав связана с тем, что нарушения в этой сфере носят системный характер. Законодатель принял усиленные меры для решения данной проблемы. Однако возникает необходимость принятия дополнительных ресурсов. Институт Уполномоченного по правам ребенка является одной из самых молодых организаций по защите детских интересов в стране. Какие функции выполняет омбудсмен, и на какую реальную помощь могут рассчитывать несовершеннолетние?

Мировое сообщество пришло к мнению, что дети нуждаются в особой защите, далеко не сразу. Только в 1946 году был создан Детский фонд ООН, впервые заявивший о том, что несовершеннолетние должны быть выделены в отдельную категорию граждан, нуждающихся в особом внимании со стороны государственных органов и дополнительной защите.

В 1990 году СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка. Это стало первым шагом к появлению перечня прав и обязанностей несовершеннолетних, существующих в настоящее время. Для контроля над соблюдением детских интересов на международном уровне, был образован Комитет по правам ребенка.

Каждая страна, ратифицировавшая Конвенцию, учредила должность омбудсмена. В Российской Федерации – это Уполномоченный по правам ребенка. Этот специалист не входит в систему государственных органов. При этом в настоящее время сформирована иерархичная структура омбудсменов РФ. Ее возглавляет Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. В каждом субъекте учреждается региональная должность.

Важно! В последнее время каждая школа вводит специалиста по защите детских прав в образовательном учреждении.

Задачи и полномочия омбудсмена

Защита детских прав требует активной деятельности, поэтому назначенное лицо наделяется широким перечнем полномочий. Они не прописаны законодательством РФ, так как основываются на международных нормативных актах. Кратко рассмотрим список задач:


Важно! Правом на обращение к омбудсмену обладают дети, вне зависимости от возраста.

Для надлежащего исполнения задач, уполномоченное лицо наделяется особенными полномочиями. При этом их круг должен быть значительно шире, чем у государственных органов, осуществляющих деятельность в данной сфере.

Например, для проведения внеплановой проверки организации для детей-сирот, управлению регионального министерства необходимо получить согласие прокуратуры субъекта РФ. Для этого к заявлению нужно приложить поступившую жалобу или другой зафиксированный сигнал о нарушении детских прав.

Омбудсмен не нуждается в подобных разрешениях и может посещать любые специализированные учреждения для детей, включая воспитательные колонии и профессиональные образовательные организации.

Уполномоченный по правам ребенка может запросить в рамках своей деятельности любую информацию у должностных лиц, проверяемых учреждений. Каждая организация обязана отвечать на запросы омбудсмена в установленные законом сроки.

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ

Федеральный омбудсмен по правам ребенка назначается и освобождается лично Президентом РФ. Лицо, назначенное на данную должность, обладает неприкосновенностью на протяжении всего периода деятельности. То есть не может быть обыскан или арестован, находиться под следствием или обвиняться в совершении преступления.

Важно! Если на территории вводится режим чрезвычайного положения, Уполномоченный по правам ребенка должен продолжать осуществлять свою деятельность и не покидать страну.

Омбудсмен является отдельной правовой единицей и не заменяет действий отделов опеки, прокуратуры или суда. Его функционирование осуществляется параллельно. При этом он имеет право подать исковое заявление о восстановлении нарушенных прав несовершеннолетнего.

Основная деятельность уполномоченного лица состоит не только в решении вопросов федерального значения (законодательная инициатива), но и в рассмотрении частных жалоб. Подать заявление о помощи в восстановлении нарушенных прав детей могут граждане со всей территории РФ.

Другие уполномоченные по правам ребенка в РФ

Каждый регион станы вводит на своей территории аналогичную должность, с таким же перечнем задач и полномочий, действующих в определенном субъекте. Порядок функционирования региональных Уполномоченных по правам ребенка может быть различным в зависимости от законодательства субъекта.

Важно! В настоящее время нормативными актами РФ закреплена возможность объединять должности регионального Уполномоченного по правам человека и по правам ребенка.

Региональный омбудсмен назначается руководителем субъекта РФ и финансируется из соответствующего бюджета. Однако он находится в прямом подчинении Уполномоченного по правам ребенка при Президенте и является его представителем на своей территории.

Все жалобы, адресованные федеральному омбудсмену, направленные ему письмом или на сайт, автоматически перенаправляются в соответствующий регион для решения вопроса на месте. Для чего специалисты запрашивают информацию во все заинтересованные ведомства и формируют ответ.

Важно! Жалоба обязательно должна содержать данные заявителя и обратный адрес. Анонимные письма остаются без рассмотрения.

Дети, имеющие право на государственную поддержку

Отличием института Уполномоченного по правам ребенка является защита интересов детей всех категорий. При необходимости за помощью могут обратиться как сироты и оставшиеся без попечения родителей, так и инвалиды, дети с нарушенными образовательными правами, приемные, а также любые другие несовершеннолетние.

Список вопросов, решением которых занимается омбудсмен, невероятно велик. Основной причиной этого является слабая правовая защищенность детей. Отдельные вопросы, находящиеся на контроле:

  • социальное сиротство и жестокость к приемным детям со стороны общества;
  • необоснованное изъятие несовершеннолетних из кровных семей;
  • снижение возраста уголовной ответственности;
  • аборты среди несовершеннолетних;
  • сексуальное насилие;
  • торговля детьми для замещающих семей;
  • снижение брачного возраста;
  • беби-боксы;
  • суициды среди несовершеннолетних;
  • отказ в оказании медицинской помощи детям;
  • похищения;
  • оставление в опасности;
  • распространение информации, представляющей опасность для детской психики.

Это далеко не полный перечень вопросов, которыми занимается омбудсмен. Деятельность уполномоченного по правам ребенка в первую очередь направлена на то, чтобы ни один несовершеннолетний не остался без защиты.

Конечно, активная работа омбудсмена находится в непосредственном взаимодействии с другими официальными органами, отвечающими за охрану детских прав. Достижения уполномоченного не умаляет заслуги органов опеки, прокуратуры, отделов социальной защиты, общественных организаций и других специалистов. Однако появление данного института помогает систематизировать работу в данном направлении, заявить о ее важности, открыто сказать о проблемах, скрываемых обществом.



 

Возможно, будет полезно почитать: