Проверка организаций по пожарной безопасности. Что проверяют инспектора пожарного надзора

Проверка требований пожарной безопасности

Проверка пожарной безопасности, как и любая другая проверка, малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу пожарных инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше всего внимания и какие документы проверяют. В данной статье мы постарались кратко рассказать о проведении пожарной проверки, а также рассмотреть основные требования к объектам, соблюдение которых обязательно.

Соблюдение требований пожарной безопасности обязательно для всех организаций независимо от того, являются они собственниками объекта или просто арендаторами. Ведь в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть (пользоваться, распоряжаться) имуществом, в том числе руководители организаций, лица ответственные за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица.

Штрафы за нарушения довольно внушительные и могут сильно «ударить по карману». Например, за нарушение требований к эвакуационным выходам размер штрафа может составлять от трех до четырех тысяч рублей для граждан, от 15 до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 150 до 200 тыс. руб. для юридических лиц (п. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Дистанционное . Тел. 8-800-775-09-71 тел. 8-960-472-42-44

На каких основаниях могут проверить?

Проведением проверок по соблюдению организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятием мер по результатам этих проверок занимается Государственный пожарный надзор (далее - ГПН).

ГПН может проводить проверки как планово, так и внепланово. Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно.

С расписанием плановых проверок пожарной инспекции на ближайший год можно ознакомиться на официальном сайте МЧС России.

В большинстве случаев плановые проверки проводятся один раз в три года. Основанием для включения компании в план ежегодных проверок является истечение трех лет со дня:

  • ввода объекта защиты (например: здания, сооружения, помещения) в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
  • окончания проведения последней плановой проверки.

Однако плановые проверки объектов, используемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Периодичность проведения таких проверок установлена в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (например, плановая проверка фирмы, оказывающей услуги по предоставлению дошкольного и начального общего образования, может производиться ежегодно).

ГПН обязан уведомить о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого в адрес проверяемого заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.

Помимо этого, существует довольно много оснований для проведения и внеплановой проверки. К ним относятся:

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности;
  • решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
  • поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.

О внеплановой проверке фирма (предприниматель) должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Обратите внимание, что внеплановая проверка может проводиться и на основании поступивших в пожарную службу обращений, заявлений и жалоб о нарушениях правил пожарной безопасности. При этом проверка по данному основанию всегда проводится без предупреждения (ч. 7 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).

Независимо от того, плановая проверка или внеплановая, она всегда проводится только в выездной форме.

Как долго длится проверка?

Общий срок проведения любой проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом срок проверки малого предприятия не может превышать 50 часов в год, а микропредприятия - 15 часов в год.

Если плановая проверка связана с проведением сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то она может быть продлена, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов.

С чего начинается проверка?

Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого инспектор должен предъявить свое служебное удостоверение проверяемому и вручить ему под роспись заверенную копию распоряжения о проведении проверки.

В этом документе обязательно должно быть указано:

  • наименование органа ГПН;
  • вид проверки (плановая или внеплановая);
  • дата выдачи документа;
  • Ф.И.О. и должности пожарных инспекторов, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юрлица (Ф.И.О. предпринимателя) и адрес объекта, в отношении которого проводится проверка;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • общий срок проведения проверки, в том числе даты ее начала и окончания;
  • правовые основания проведения проверки;
  • перечень мероприятий по контролю;
  • список административных регламентов (с указанием наименований, номеров и дат их принятия);
  • перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • Ф.И.О. и должность руководителя (его заместителя) органа ГПН, выдавшего предписание, а также его подпись, заверенная печатью.

При отсутствии служебного удостоверения или распоряжения о проверке фирма (предприниматель) вправе отказать инспектору в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг.

Также компания (индивидуальный предприниматель) имеет полное право не позволять проводить проверку, если:

  • распоряжение оформлено с нарушениями (например, не указан срок проверки);
  • пришел не тот инспектор, который указан в распоряжении.

Если же все документы в порядке и пришли именно те проверяющие, которые указаны в распоряжении, то проверяемая фирма (ИП) не имеет права им препятствовать в проведении проверки.

Необходимые документы

После официального знакомства инспекторы приступают непосредственно к проверке. В большинстве случаев они начинают с изучения документов.

Итак, какие же документы обязательно должны быть утверждены в организации и представлены инспектору? Для ответа на данный вопрос следует обратиться к Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, которым утверждены Правила противопожарного режима (далее - Правила). В соответствии с положениями данного Постановления существуют документы, которые должны быть в любой организации, а также документы, наличие которых зависит от вида деятельности и численности персонала.

К документам, которые обязательны для всех, во-первых, относится инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями разд. XVIII Правил исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

Так, в ней могут быть отражены:

  • порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта;
  • перечень должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности (в т.ч. за сообщение о возникновении пожара, организацию спасания людей, за оказание первой помощи пострадавшим и т.п.);
  • допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • предельное количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте и т.д.

Если на объекте есть пожаровзрывоопасные и пожароопасные помещения категории В1 производственного и складского назначения, то данная инструкция утверждается для каждого из них.

Во-вторых, обязательно наличие приказа о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

В-третьих, приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.

В-четвертых, необходимы инструкции. В них закрепляются положения о том, как необходимо проводить осмотр и закрытие помещений по окончании работы, как действовать персоналу при обнаружении пожара, как содержать и применять огнетушители и иные средства пожаротушения, как проводить противопожарный инструктаж и занятия по пожарно-техническому минимуму и т.д. Данные положения можно утвердить и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но это может затруднить работу с ними, а также поддержание их в актуальном состоянии и ознакомление с ними сотрудников.

В-пятых, должны вестись журналы учета:

  • проверок пожарной безопасности (типовая форма, утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141);
  • проведения противопожарных инструктажей;
  • проверок наличия и технического состояния огнетушителей;
  • технического обслуживания пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре и др.

Инспекторы проверяют журналы очень тщательно, поэтому в них должны содержаться сведения о том, когда проводились проверки или инструктажи, результаты проведенных мероприятий, а также присутствовать подписи ответственных лиц и лиц проинструктированных.

Все вышеперечисленные документы должны быть надлежаще оформлены, утверждены руководителем, заполнены и подписаны работниками, если это требуется.

Помимо этого, могут понадобиться и другие документы. Так, если в помещении на одном этаже одновременно находятся более 10 человек, то в организации должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации, на которых обозначены места хранения огнетушителей.

Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то помимо плана эвакуации обязательно наличие инструкции о действиях персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации. Практические занятия по данной инструкции необходимо проводить каждые полгода, следовательно, нужен и журнал учета проведения подобных мероприятий.

Также лучше всего иметь в наличии приказ о порядке оповещения людей о возгорании и назначить ответственных за это лиц на случай неисправности системы оповещения о пожаре либо ее отсутствия на объекте.

Это основные документы, которые проверяются. Стоит отметить, что в ходе проведения осмотра объекта список документов, подлежащих проверке, может увеличиться. Причины этого мы рассмотрим далее.

Осмотр объекта

При осмотре объекта инспектор может выявить довольно много нарушений, поэтому проверяемой фирме (предпринимателю) лучше всего отслеживать и контролировать соблюдение требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и т.д.

Основные требования к содержанию объекта закреплены в Правилах. Так, план эвакуации должен соответствовать не только плану здания, но и реальной конфигурации помещений, также на нем обозначаются места хранения огнетушителей.

Присутствие огнетушителей на объекте обязательно, поэтому инспектор проверит их наличие, количество, состояние и места расположения. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей производится в соответствии с Правилами и Приложениями 1 и 2 к ним. Каждый огнетушитель должен иметь паспорт и порядковый номер, а запускающее (запорно-пусковое) устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой. На пломбе отражается ее индивидуальный номер и дата последней перезарядки. При этом огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра. Обратите внимание, что в зимнее время огнетушители с зарядом на водной основе необходимо хранить в отапливаемых помещениях.

На всех этажах на самом видном месте должны быть прикреплены таблички с телефонным номером вызова пожарной службы, а также знаки пожарной безопасности, обозначающие местонахождение огнетушителей, эвакуационных выходов, ключей и т.д. Таблички с телефоном пожарной службы также размещаются в складских, производственных помещениях, местах открытого хранения веществ (материалов) и технологических установок. Если же в организации есть оборудование с повышенной пожарной опасностью (например, нагревательное оборудование), то рядом с ним необходимо повесить знаки безопасности. Помимо этого, на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках размещаются обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с гл. 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Инспекторы проверят и общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и т.п. Если в помещениях присутствуют деревянные конструкции или отделка произведена из горючих материалов, то они должны быть обработаны огнезащитным составом. Проверка состояния такой пропитки производится организацией в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, а при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже одного раза в год. Данные действия фиксируются в соответствующем акте (протоколе), который инспектор попросит предъявить для проверки.

Что же касается эвакуационных выходов, то они должны обозначаться светящимся табло с надписью белого цвета «Выход» на зеленом фоне. При этом двери должны открываться по ходу движения эвакуационного потока легко и без ключей. Путь к данному выходу всегда необходимо держать свободным. Обратите внимание, что в помещениях, где одновременно пребывают 50 и более человек, обязательно наличие нескольких эвакуационных выходов.

Если на окнах установлены решетки, то они должны открываться изнутри, а не быть «глухими». На дверях в производственные помещения лучше всего установить доводчики, а если установлены противопожарные двери, то также необходимо иметь в наличии сертификат на них, который инспектор обязательно спросит. Стоит отметить, что проверка работоспособности противопожарных дверей организуется не реже одного раза в квартал, о чем составляется протокол.

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах должны находиться в исправном состоянии, а проведение эксплуатационных испытаний данных сооружений организуется не реже одного раза в пять лет. После проведения испытаний составляется протокол, который может затребовать инспектор.

Помимо этого, проверяется состояние электросетей и электробезопасности. Например, исправность аварийного освещения, наличие электрических фонарей, присутствие на электрощитах маркировки и замков (в организации обязательно должна храниться исполнительная схема), наличие времянок, скруток в проводах и электропроводки с поврежденной изоляцией. Инспектор может потребовать представить протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств, договор на обслуживание электросетей. Запрещается использовать чайники, микроволновые плитки, кипятильники в помещениях, не предназначенных для приема пищи.

Если на объекте есть наружное противопожарное водоснабжение и внутренний противопожарный водопровод, то его проверка организуется два раза в год (весной и осенью). По результатам проверки составляется акт, который представляется инспектору. Кроме того, пожарные краны должны быть укомплектованы рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями. Обратите внимание, что не реже одного раза в год необходимо производить перекатку пожарного рукава и фиксировать это в протоколе. Пожарный шкаф, в котором размещается пожарный кран, должен быть сделан из негорючих материалов, а его дверца открываться не менее чем на 90 градусов. На дверце должны присутствовать надпись «ПК», порядковый номер пожарного крана и номер телефона пожарной службы.

Также если в организации установлены системы и средства противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения, пожарная сигнализация, системы противодымной защиты и т.п.), то их исправность необходимо проверять не реже одного раза в квартал и составлять соответствующий акт. Помимо этого, в организации должна храниться документация на такие установки (договоры на покупку, установку, обслуживание, инструкции, а также копии лицензий производителей, установщиков и обслуживающих компаний).

Наличие автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации нужно только на тех объектах (зданиях, сооружениях), которые подпадают под Нормы пожарной безопасности (НБП 110-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315.

Если на объекте запрещено курить, то при входе в здание и на остальной территории должны располагаться знаки «Курить запрещено». Если же курение разрешено, то для этого выделяются и оборудуются специальные места. В «курилках» обязательно наличие огнетушителя (ящика с песком), пепельницы из негорючего материала, искусственного освещения, знака «Место для курения», информации о вреде курения. Отделка полов, стен, перекрытий, сидячих мест «в курилке» должна быть выполнена из негорючих материалов либо обработана огнезащитным составом.

Это основные моменты, на которые пожарные инспекторы обращают пристальное внимание. При этом при осмотре объекта они вправе производить отбор образцов продукции, проб.

Руководителю организации либо иным должностным лицам лучше всего присутствовать при осмотре объекта. Поскольку при выявлении нарушений либо недочетов можно попросить инспектора разъяснить, какие именно нормы законодательства нарушены, что потом поможет при их устранении. Также присутствие наблюдателей при осмотре не даст инспекторам возможности «приписать» лишние нарушения.

Оформление результатов

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один экземпляр и копии приложений к нему передаются проверяемому) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте.

Также в акте указываются:

  • Ф.И.О. и должность инспектора;
  • данные проверяемого (наименование фирмы, адрес, Ф.И.О. предпринимателя и т.п.);
  • дата, время, продолжительность проведения проверки;
  • Ф.И.О. и должности всех лиц, присутствовавших при проверке;
  • перечень выявленных нарушений и несоответствий с указанием нарушенных положений законодательства и т.д.

При выявлении нарушений (несоответствий) требований пожарной безопасности инспектор может выписать предписание об их устранении. В данном документе указываются полный перечень нарушений (несоответствий) и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с п. 12 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений (например, отсутствии эвакуационных выходов) инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело об административном правонарушении. После рассмотрения таких дел практически всегда принимается решение о привлечении проверяемых к ответственности в виде штрафа, размер которого определяется в соответствии со ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, к акту могут прилагаться и протоколы отбора образцов продукции, проб, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз и т.д.

Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя организации или иных уполномоченных лиц. Проверяемый может отказаться от ознакомления с документом или проставить отметку, что он с ним не согласен.

Проверяемая компания (предприниматель) вправе обжаловать решения и действия (бездействие) инспектора, принятые или осуществленные по результатам проверки как в досудебном, так и в судебном порядке. Например, возражения в отношении акта проверки можно подать в орган ЕПН, издавший распоряжение о проведении проверки, в течение 15 дней с момента получения документа.

Если же проверяемый хочет обратиться в суд, то тут главное не пропустить сроки. Так, предписание об устранении нарушений (несоответствий) можно обжаловать в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня получения его копии (п. 4 ст. 198 АПК РФ). А вот на обжалование постановления по делу об административном правонарушении дается всего 10 дней со дня получения его копии (п. 2 ст. 208 АПК РФ).

Какие документы необходимо иметь, чтобы успешно пройти пожарную проверку? Что в первую очередь интересует пожарного инспектора?

Как часто могут проверить

Порядок прохождения проверок, в том числе пожарных, регламентирован в первую очередь нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся раз в 3 года.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:
- трех лет со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности; окончания проведения последней плановой проверки;
- одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.
В отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться чаще. Перечень видов деятельности, подлежащих особому контролю, и периодичность плановых проверок в отношении их устанавливаются Правительством РФ.
План проведения проверок на год или выписка из него на квартал размещается на информационных стендах в помещениях органов государственного пожарного надзора и интернет-сайтах территориальных органов МЧС России.
О проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (п. 12 ст. 9 Закона N 294-Ф).
Если в ходе плановой проверки выявлены нарушения, то проводятся контрольные (внеплановые) проверки. Также контрольные проверки устраиваются и по письменным заявлениям граждан, организаций или органов власти - администрации края, города. Контрольные проверки прекращаются, когда все нарушения устранены.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о следующих фактах:
возникновении угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
При проведении внеплановой проверки в необходимых случаях у представителя органа контроля должно быть в наличии согласование с органами прокуратуры, с которым может ознакомиться организация или предприниматель.

Кого могут проверить

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
В отношении каждого объекта руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с установленными требованиями, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, если иное прямо не установлено договором аренды.
Как правило, в договорах аренды указывается, что арендаторы отвечают за соблюдение пожарной безопасности внутри арендуемых помещений, тогда как забота о пожарной безопасности здания лежит на собственнике. Поэтому, даже если организация арендует помещение, ей придется выполнять требования по противопожарному документальному оформлению и правилам пожарной безопасности, поскольку ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях (Постановления ФАС Уральского округа от 04.06.2012 N Ф09-4218/12 по делу N А60-41016/2011, ВС РФ от 25.04.2011 N 13-АД11-2, от 14.01.2011 N 13-АД10-4).

Кто может проверить

Проверки выполнения организациями и предпринимателями обязательных требований по вопросам организации обеспечения пожарной безопасности осуществляют преимущественно органы местного самоуправления и уполномоченные органы МЧС России. Нормативной основой является Закон N 69-ФЗ и Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290.

Что могут проверить

При проверке организации обучения работников мерам пожарной безопасности оценивается соблюдение работодателем требований Норм пожарной безопасности (утв. Приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645) к организации противопожарных инструктажей работников, изучения ими пожарно-технического минимума. Противопожарный инструктаж проводится с работниками для изучения основных требований пожарной безопасности, средств противопожарной защиты, пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, а также действий в случае возникновения пожара. По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный (на рабочем месте), повторный, внеплановый и целевой.
Кроме того, пожарный инспектор обращает внимание на соблюдение Правил пожарной безопасности, установленных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
Помимо этого организации или предприниматель обязаны соблюдать еще целый ряд нормативов пожарной безопасности. Проверке подлежат:
- организация повседневной работы работодателя по обеспечению пожарной безопасности;
- эксплуатация работодателем эвакуационных путей и выходов, электрооборудования объекта;
- обеспеченность работодателя первичными средствами пожаротушения;
- организация выполнения работодателем пожароопасных работ;
- наличие у работодателя локальных нормативных актов по обеспечению пожарной безопасности, их соответствие установленным требованиям;
- организация обучения работников мерам пожарной безопасности.
При проверке организации повседневной работы работодателя основное внимание обращается на:
- установленный на объекте противопожарный режим, его соблюдение работниками;
- наличие пожарно-технической комиссии и добровольного пожарного формирования (с учетом реальных возможностей и потребностей работодателя);
- наличие локальных нормативных актов по обеспечению пожарной безопасности (инструкций о мерах пожарной безопасности на объекте и по видам работ, выполняемых на объекте; инструкций и схем (планов) эвакуации при пожаре и т.п.);
- наличие лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности;
- исправность противопожарных систем и установок, а также исправность и достаточность наружного освещения объектов работодателя, устройств самозакрывания дверей (доводчиков);
- наличие предупредительных обозначений, надписей и т.п. в помещениях (на оборудовании и т.п.), имеющих повышенную пожарную опасность;
- оборудование и содержание мест для курения и сжигания отходов (тары), контейнеров для сбора использованных обтирочных материалов, кладовых для хранения спецодежды;
- состояние противопожарных перекрытий, огнезащитных покрытий, чердачных помещений, цокольных и подвальных этажей.
В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок должны быть таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны.
На территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан нужно установить звуковую сигнализацию для оповещения людей при пожаре, телефонную связь, запасы воды для целей пожаротушения.
Кроме того, каждая организация независимо от организационно-правовой формы обязана иметь инструкцию о мерах пожарной безопасности, которая должна содержать следующие обязательные сведения:
- порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
- порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
- порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
- расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;
- порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
- допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
- порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
- предельные показания контрольно-измерительных приборов, отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
- обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).
Если в помещении на одном этаже единовременно находится более 10 человек, то обязательно должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы или схемы эвакуации людей в случае пожара. Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре следует разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации. При этом целесообразно не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех работников и обязательно фиксировать этот факт в специальном журнале.

Права проверяющих

Должностные лица органов пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю имеют право:
- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений, организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
- беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
- рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;
- давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям;
- производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
- вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
- организовывать учет и проверку соответствия заполнения поступивших деклараций пожарной безопасности установленным формам, их регистрацию в установленном порядке;
- налагать административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушения требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

Типовые нарушения

Как правило, к ним относятся:
- отсутствие или неисправность автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;
- необеспеченность огнетушителями в достаточном количестве;
- несоответствие электропроводки правилам устройства электроустановок и их технической эксплуатации;
- использование при отделке помещений и путей эвакуации горючих материалов;
- отсутствие системы дымоудаления;
- неисправность противопожарного водопровода;
- отсутствие указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника;
- отсутствие остекления окон чердачных помещений;
- отсутствие или несоответствие размеров люков выхода на кровлю из лестничных клеток (размер должен быть не менее 0,6 x 0,8 м);
- отсутствие противопожарных дверей, отделяющих подвальные помещения от лестничных клеток, с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч;
- отсутствие на видных местах планов (схем) эвакуации людей в случае пожара, выполненных в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009;
- отсутствие распорядительного документа о противопожарном режиме, в том числе о порядке обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня, порядке осмотра и закрытии помещений после окончания работы, действиях работников при обнаружении пожара, порядке прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, отсутствие назначенных лиц, ответственных за их проведение;
- отсутствие журнала произвольной формы, в котором ведется полный учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения.
Кроме того, если помещения не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), первичные средства пожаротушения (огнетушители) не пронумерованы, отсутствует журнал их учета, то это также является нарушением.

Ответственность

Нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ: на граждан - от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц - от 6000 до 15 000 руб.; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа: на граждан - от 2000 до 4000 руб.; на должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа: на граждан - от 2000 до 3000 руб.; на должностных лиц - от 6000 до 15 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа: на граждан - от 3000 до 4000 руб.; на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 руб.; на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии со ст. 23.34 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в сфере пожарной безопасности рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, а именно: специальное подразделение в составе МЧС России и его территориальных подразделений.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [принят Государственной Думой 20.12.2001 N 195-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Как проводят проверку пожарной безопасности в образовательных учреждениях? Какую документацию при этом требуют? А также какие штрафы будут выписывать, если были выявлены определенные нарушения?

Как говорит практика, за перекрытие эвакуационных путей чиновники России на образовательное учреждение накладываются большие штрафы. И учреждению обжаловать их в суде будет совсем непросто. В сегодняшней статье мы вам подробно расскажем, каким образом существует возможность избежать подобных нарушений.

Проверка пожарной безопасности в образовательной организации

Пожарной безопасности в каждой образовательной организации уделяют значительное внимание. Ведь, как говорит практика, органы пожарного надзора именно в образовательных учреждениях проверки проводят значительно чаще. Так получается, что назначать по общему правилу плановую ревизию в одной и той же организации можно не чаще, чем 1 раз в 3 года. О вышесказанном ясно говорится во втором пункте девятой статьи Федерального закона под номером 294-ФЗ от 26.12.2008 года. В то же время для образовательных учреждений существуют более жесткие требования. Например, даже если взять частоту проверок, то пожарные проверки школ и детских садов существует возможность проводить с периодичностью не чаще 1 раза в год.

А что касается детских лагерей во время летних каникул, то их необходимо проверять каждый раз перед их открытием. Об этом говорится в постановлении Правительства России под номером 944 от 23.11.2009 года.

Контрольное мероприятие имеет право проводить инспектор уполномоченного органа государственного пожарного надзора. Стоит сказать, что проверка пожарной безопасности может быть как внезапной, так и плановой.

Конечно, к плановой можно подготовиться заранее. Вот, например, утвержденные графики ревизий публикуют в начале года на сайте органов Госпожнадзора. А за 3 дня до начала проверки государственный инспектор письменно любым доступным способом сообщает образовательное учреждение о своем приходе.

С внеплановой проверкой будет несколько сложнее, она проходит без предупреждения, сообщить о ней могут лишь за сутки.

Причиной для назначения данной проверки могут стать разного рода данные, которые были адресованы в органы пожарного надзора. В частности, это может быть любая информация, которая содержит:

Угрозу об утрате муниципального или государственного имущества;

Нарушение правил пожарной безопасности;

Угроза здоровью и жизни людей.

Однако, в большинстве случаев, выездную внезапную ревизию существует возможность осуществлять только с согласия прокуратуры.

Какие главные требования пожарной безопасности?

Объекты, техническое оснащение, утвержденные локальные акты должны соответствовать всем требованиям законодательства России до того, как будет проводить проверку государственный инспектор.

Деятельность образовательной организации с целью обеспечения пожарной безопасности нужно организовывать согласно:

Правилам противопожарного режима, которые утверждены постановлением Правительства России под номером 390 от 25.04.2012 года;

С Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, который утвержден Федеральным законом под номером 123-ФЗ от 22.07.2008 года (далее в тексте - Регламент под номером 123).

Здание, а также его пожарное оборудование

Планирование сооружений и зданий образовательного учреждения должны соответствовать всем нормам строительного противопожарного проектирования. Об этом говорится в Регламенте под номером 123. Однако вышеназванное не касается объектов, которые построены до вступления действия этого документа, имеется в виду до 2008 года. Если же, например, в этом доме был ремонт, который касается системы пожарной безопасности, то инспектор обязательно проверит, соответствует ли он порядку, который установлен Регламентом под номером 123. В частности, не допускается горючими материалами обрабатывать потолки, стены, пол общих коридоров, фойе, лестничных клеток и холлов.

Все необходимые общие требования к отделочным и строительным материалам установлены в СНиП 21-01-97 * «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Данные требования утверждены постановлением Минстроя Российской Федерации под номером 18-7 от 13.02.1997 года.

Первичные средства пожаротушения, запасные выходы, ручные пожарные сирены, пути эвакуации должны быть обозначены нужными знаками, а все двери по ходу движения - свободно открываться. В данном случае аварийные и запасные выходы должны быть оснащены защелками, с которыми может справиться и ребенок, а не только взрослый человек.

Во всех помещениях здания необходимо разместить таблички с указанием номера телефона с целью вызова при необходимости пожарной охраны.

Если на одном этаже находится больше десяти человек, то на планах эвакуации нужно обозначить места хранения огнетушителей.

Если число работников на этаже составляет более полусотни человек, то кроме плана необходима и инструкция о необходимых действиях персонала по гарантии и обеспечении безопасной эвакуации.

Инспекторы будут обращать внимание на ограждения на крышах и пожарные лестницы. Они обязательно должны быть в исправном состоянии. Кстати, испытания подобных сооружений проводят не реже 1 раза в 5 лет. По результатам таких проверок формируют протокол, который для проверки может попросить контроллер.

На территории образовательных учреждений запрещено курить, поэтому у входа в здание обязательно должны быть соответствующие знаки.

Кроме этого в образовательном учреждении обязательно должны быть:

Средства пожаротушения;

Пожарная сигнализация;

Система оповещения, которая будет предупреждать персонал о пожаре;

Противодымная защита.

Будет целесообразно провести проверку комплектности, исправности и срок годности огнетушителей. Кроме этого необходимо следить за техническим обслуживанием, в которое входят плановые испытания, ремонт и периодические осмотры. Огнетушители должны быть подвешены на высоте 1,5 метров от пола до кронштейна, или же их можно будет в специальных металлических подставках установить на полу. Или можно придумать другой способ, но главное, чтобы они не перевернулись.

Документация

Во время проверки специалисты могут требовать ряд документов: приказы, инструкции, протоколы внутренних проверок, распоряжения, документы на средства и системы пожарной безопасности.

В общем каждое образовательное учреждение должно иметь следующие документы:

1. Инструкция о мерах пожарной безопасности. Она должна содержать подробно отражены:

Расположение мест для проезда различных транспортных средств;

Порядок по содержанию сооружений, зданий, помещений, территории, а также эвакуационных путей;

Нормы и порядок транспортировки и хранения взрывоопасных (пожароопасных) материалов и веществ;

Список должностных лиц, которые ответственные за обеспечение пожарной безопасности;

Мероприятия, касающиеся обеспечения пожарной безопасности технологических процессов в случае эксплуатации оборудования;

Допустимое количество однократного пребывания в помещениях полуфабрикатов, сырья и уже готовой продукции.

Надо сказать, что подобную инструкцию утверждают отдельно для всех пожароопасных участков в образовательном учреждении. Например, для столовой, складских помещений, кабинета труда, лабораторий, кабинетов физики, химии и труда.

2. Распоряжение управленца при назначении лиц, несущих ответственность:

За пожарную безопасность учреждения;

За хранение, приобретение, ремонт и готовность к использованию огнетушителей;

За проведение занятий по пожарно-техническому минимуму и противопожарного инструктажа.

Также с помощью отдельного приказа необходимо определить сроки и порядок прохождения противопожарного инструктажа, а также занятий по пожарно-техническому минимуму.

3. Журналы учета:

По противопожарному инструктажу;

В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ под номером 141 от 30.04.2009 года по внутренним проверкам пожарной безопасности;

По техническому обслуживанию системы оповещения о пожаре и пожарной сигнализации;

При наличии, а также техническому состоянию огнетушителей. Информацию о приобретенном огнетушителе необходимо занести в журнал. Во время эксплуатации у него заносят данные о проведенных испытаниях, перезарядки и технические осмотры.

Все журналы нужно вовремя заполнять, а также иметь подписи всех необходимых ответственных лиц.

4. Протоколы:

Занятий по пожарной безопасности с воспитанниками и работниками. Занятия должны проводиться не менее 2 раза в год;

Учитывая системы автоматической пожарной сигнализации, управления эвакуацией и управления людей в случае пожара (ежеквартально).

Какие могут быть санкции за нарушения?

За невыполнение требований пожарной безопасности ответственность будут нести:

Руководители федеральных органов исполнительной власти;

Должностные лица, но ответственность в пределах их компетенции;

Владельцы самого имущества;

Руководители органов местного самоуправления;

Лица, которые несут ответственность за гарантию пожарной безопасности;

Лица, которые уполномочены распоряжаться, владеть и пользоваться имуществом, в частности, руководители предприятий.

Вышеназванное определяется 38 статьей Федерального закона под номером 69-ФЗ от 21.12.1994 года с именем «О пожарной безопасности».

За невыполнение установленных норм пожарной безопасности от органов пожарного надзора будет вынесено предупреждение или наложен админштраф.

Основания для этого могут быть следующие:

Первое из них - несоблюдение требований пожарной безопасности

К аварийным выходам, эвакуационным путям, системам пожарной сигнализации, автоматическому пожаротушению, противодымной защите и оповещению людей влечет наложение на должностных лиц админштрафа в размере от 15 до 20 000 рублей, на юридических лиц - от 150 до 200 тысяч рублей. Об этом подробно говорится в четвертой части 20.4 статьи Кодекса России об административных правонарушениях;

Вызванный пожар, смерть человека или тяжкий вред здоровью влечет за собой приостановление деятельности на срок до девяноста суток наложения на юрлиц административного штрафа в размере от 600 тысяч рублей до 1 миллиона рублей. Об этом говорится в 6.1 части 20.4 статьи Кодекса России об административных правонарушениях;

Повреждение или уничтожение чужого имущества, пожар, легкий или средней тяжести вред здоровью человека влечет наложение админштрафа на юридических лиц в размере от 350 до 400 тысяч рублей, на должностных лиц - от 40 до 50 тысяч рублей. Об этом говорится в шестой части 20.4 статьи Кодекса России об административных правонарушениях;

Если говорить об обеспечении проездов, проходов и подъездов к зданиям и сооружениям, то нарушения влекут за собой наложение админштрафа на юридических лиц - от 120 до 150 000 рублей, на должностных лиц - от 7 до 10 000 рублей. Вышесказанное указано в восьмой части 20.4 статьи Кодекса России об административных правонарушениях.

1. Если же предписание органа пожарного надзора повторно не было выполнено, то штраф для юрлиц составит от 150 000 до 200 000 рублей, а на должностных лиц - от 15 до 20 000 рублей. Также должностные лица просто-напросто могут быть дисквалифицированы на срок до 3 лет. На вышесказанном отмечено в 14 части 19.5 статьи Кодекса России об административных правонарушениях.

2. Неосуществления в требуемый срок законного предписания органа пожарного надзора также грозит админштрафом: на юрлиц - от 90 до 100 000 рублей, на должностных лиц - от 5 до 6000 рублей. Также должностным лицам может грозить дисквалификация на срок до 3 лет. Об этом говорится в 13 части 19.5 статьи Кодекса России об административных правонарушениях.

Суд не обращает внимание на факты устранения нарушений во время судебного разбирательства. Поскольку это не указывает на стремление соблюдать правила.

Проверка МЧС по пожарной безопасности для многих словно снег на голову. Как правило, узнав о том, что в самое ближайшее время на предприятии произойдёт плановая проверка МЧС, ответственные лица начинают нервничать и переживать по этому поводу. А ведь данная проверка всего-навсего выявляет, насколько велик риск возникновения пожаров и есть ли у организации нарушения в отношении безопасности. Но что же делать, если вы заглянули в план проверок МЧС на текущий год и обнаружили там свою организацию? Прежде всего, не паниковать. Даже если проверка назначена на самое ближайшее время, вы сможете ее пройти без проблем, если заручитесь поддержкой профессионалов в лице сотрудников Центра экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях.

Проверка МЧС 2017 года на носу? Как быть во всеоружии?

А ведь именно паника является первой реакцией у 30% юридических лиц, когда они узнают о проверке. Такая реакция вполне естественна для тех, у кого проверка в МЧС России осуществляется впервые. Однако, многие уже «бывалые» и опытные в этом плане руководители тоже не сидят спокойно в ожидании инспектора. Тому есть причина. Прежде всего, подобное поведение объясняется тем, что руководитель не сумел сориентироваться в данной ситуации. Что именно инспектор МЧС при проверке организации будет особо внимательно изучать? Как быть и что стоит подкорректировать до визита проверяющих? Что постараться скрыть от инспектора? Возникает огромное количество вопросов, на которые нет ответов. Конечно, можно попытаться посмотреть в интернете или в законодательных актах, как именно происходит служебная проверка МЧС, какие у неё есть нюансы и условия и так далее. Но в лучшем случае не подкованный юридически человек ничего не поймёт. В худшем, в его голове смешается масса превратно истолкованной информации и в результате проверка МЧС по пожарной безопасности может закончиться для него плачевно.

Проверка МЧС по пожарной безопасности в организации

Не стоит стараться вникнуть во все тонкости процесса, если до часа Х осталось совсем немного времени. Кстати о времени. Рекомендуется регулярно сверятся с графиком проверок МЧС, дабы инспектор не застал вас врасплох. А ещё надо постараться наладить сотрудничество с представителем проверки и расположить его к себе. Заранее соберите документы для проверки МЧС, дабы инспектор по достоинству оценил то, что вы готовились к встрече с ним. Кроме того, необходимо раз и навсегда выработать чёткий алгоритм действий для такого проверочного мероприятия. Если вы будете знать, что делать, то не станете нервничать и совершать кучу ошибок в стрессовом состоянии. Если имеется чёткий план действий, даже внеплановая проверка МЧС не сможет выбить у вас почву из-под ног. Для этого, нужно хотя бы раз воспользоваться услугами экспертов Центра экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях, которые знают, что именно интересует инспекционный контроль, в каком режиме происходит проверка МЧС по пожарной безопасности, а так же смогут привести документацию и противопожарные инструменты в надлежащее состояние, которое не вызовет нареканий инспектора.

Порядок проведения проверок МЧС. Что проверят в первую очередь?

Получив соответствующее уведомление в письменном виде о том, что будет проведена проверка, вы имеете право назначить время, после чего спокойно к ней готовиться. Перед тем, как начнётся проверка МЧС по пожарной безопасности, следует проверить, есть ли у вас такие документы:

  • приказы о том, что назначен ответственный по пожарную безопасность; о запрете курения и использования бытовых, электронагревательных приборов; регламент по содержанию дверей для эвакуации открытыми, если люди находятся в здании.
  • инструкции о мерах безопасности и действиях при возникновении возгорания; о действиях сотрудников охраны.
  • копии свидетельств о том, что ответственный за ПБ прошёл соответствующее обучение; о том, что сотрудник охраны обучен мерам противопожарной безопасности.
  • журнал противопожарного инструктажа, в котором отметились все сотрудники.
  • техническая документация, имеющая отношение к производственной пожарной безопасности.

Проверка МЧС по пожарной безопасности для юридических лиц и крупных объектов

Отдельное внимание следует уделить подготовке оборудования к проверке МЧС, оценить его состояние. Ещё, перед проверкой МЧС на предприятии надо осмотреть все пути эвакуации и проследить за тем, чтобы двери открывались свободно, а в тамбурах и коридорах не было никаких предметов, которых там быть не должно. Подготавливаясь к проверке МЧС для юридических лиц, поинтересуйтесь, в каком состоянии пребывают подвал, чердак, электрощитовая. Очистите их от ненужных предметов. Для успешной проверки газового оборудования сотрудниками МЧС, убедитесь в его работоспособности. Особое внимание уделите системам противопожарной защиты, при помощи той организации, которая их обслуживает. Убедитесь в том, что электроустановочные изделия (выключатели, розетки, электрические светильники и т. п.) не вызовут нареканий в ходе проверки МЧС в Москве. Если они неисправны, следует их заменить. И ещё один важный момент, который не стоит игнорировать. Найдите предыдущий акт проверки МЧС и сравните результаты и замечания предыдущего пожарного контроля с текущим положением дел. Обратите внимание на то, были ли устранены противопожарные нарушения, которые инспектор выявил в прошлый раз.

Как пройти проверку МЧС на предприятии без нареканий?

Не всех устраивает тот факт, что в ходе проверки всё равно будут обнаружены нарушения. Соответственно, возникает следующий вопрос: а можно ли обойтись вообще без них? Решают этот вопрос по-разному. Кто-то решается на то, чтобы подкупить инспектора и дальнейшее развитие событий зависит исключительно от того, насколько честный попался проверяющий. Если он не чист на руку, можно, конечно, в этот раз отделаться взяткой. Однако это всё-таки нарушение закона. Да и чем же такое решение проблемы отличается от уплаты штрафа? Правильно, абсолютно ничем. А если попытаться «дать на лапу» честному чиновнику, последствия могут быть самыми невероятными. Но однозначно отрицательными. Другой вариант: самостоятельно вникнуть в тему и попытаться устранить все выявленные нарушения. Но, как уже было сказано выше, это не слишком продуктивное решение. Придётся потратить на усвоение специфических знаний много времени, которое можно было провести более эффективно. И в итоге дилетант в этой области всё равно что-нибудь не заметит и не убережётся от штрафа. В результате будет вдвойне обиднее: и время понапрасну потрачено и штраф придётся заплатить.

Квалифицированная помощь – гарантия успешной проверки МЧС

Нужно усвоить один очень важный момент: в процессе подготовки и ожидания проверки МЧС по пожарной безопасности постарайтесь свыкнуться с той мыслью, что инспектор осуществляет проверку для того, чтобы найти нарушение и, скорее всего, он их отыщет. А значит, велика вероятность получения штрафа. Однако в ваших силах сделать его сумму меньше, подготовившись надлежащим образом. Но как же быть? Неужели нет такого способа и нельзя настолько подготовиться, чтобы в назначенные сроки проверка МЧС по пожарной безопасности прошла как по маслу? Ну разумеется, есть. Третий путь: обратитесь в Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях, специалисты которого помогут подготовиться к проверке. Наши высококвалифицированные сотрудники обладают огромным опытом в прохождении подобных мероприятий. Они не только дадут советы по успешному проведению проверки, но и помогут собрать все необходимые документы. А также посетят ваше учреждение для того, чтобы самостоятельно увидеть, есть ли у вас нарушения или таковые отсутствуют. И, если обнаружат какие-то неполадки, которые могут отразиться на исходе проверки, помогут их устранить. С помощью ЦЭПЧС вы перестанете бояться проверяющих из МЧС и даже в случае, когда проводится проверка сверх или вне плана, будете уверены в своих силах и в том, что на вверенном вам объекте всё в полнейшем порядке!

Пожарная инспекция - это компетенция Государственной противопожарной службы. Пожарные инспекторы проводят проверки в разы чаще других контролеров, так как несоблюдение или недолжное выполнение установленных норм пожарной безопасности может стать причиной материального ущерба, или, что еще хуже, причинить вред жизни и здоровью людей.

На какие нормативные акты ссылается пожарная инспекция

Государство диктует нормы и проводит контроль за мерами пожарной безопасности предприятий в любой стране.

В Российской Федерации пожарная безопасность регламентируется органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и непосредственно гражданами. Это ключевое понятие места и роли предприятия как одного из уровней системы обеспечения пожарной безопасности.

Иначе говоря, государство уполномочило компании всеми правами в этом вопросе и доверило им возможность принимать необходимые меры по предотвращению пожаров и установлению противопожарной защиты.

Существует ряд ключевых документов в области пожарной безопасности, предусмотренных законом и функционирующих в настоящее время на территории РФ:

  • Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.;
  • Федеральный закон N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г.

В указанных выше нормативных документах содержится информация о правилах поведения с огнем и огнеопасными материалами, чтобы предотвратить возможные возгорания.

Генпрокуратура обновила план проверок на 2019 год

Узнайте дату, вид проверки и другие детали по компании с ИНН в специальном обзоре журнала «Генеральный Директор».

Нужно беспрекословно соблюдать и специальные правила, принимаемых в соответствии с Законом N 123-ФЗ, например, Свод правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (СП 9.13130.2009 г.), плюс ряд строительных правил (СНиП) и норм пожарной безопасности (НПБ), действующих до дня вступления в силу регламентов, предусмотренных Законом N 123-ФЗ.

По-прежнему действуют, например:

  • СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», установлены и введены в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. N 18-7;
  • НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», установлены приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 315;
  • НПБ 253-98 «Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость», утверждены приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 г. N 39.

Безусловно, сложно учитывать огромное количество нюансов, оговоренных в многочисленных актах, но, тем не менее, необходимо опираться на ключевые правила.

Инспекция пожарного надзора – это та инстанция, которая инициирует и организует проверку пожарной безопасности. Проверка пожарной инспекцией – процедура необходимая, но не самая приятная. Следует учитывать основные нюансы и документацию, которые становятся предметом внимания пожарных инспекторов, тогда их появление не будет неприятной неожиданностью.

Как владельцы, так и арендаторы объекта должны соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ (ред. от 29.12.2010 г.) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть метрами, в том числе руководители организаций и сотрудники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.

  • Компания потеряла документы: как избежать миллионных штрафов

Проверка пожарной инспекции

Бывает два типа проверок: плановые (детальные) и внеплановые, которые подразделяются на:

Детальные и контрольные проверки. У любого инспектора существует график детальных проверок на каждый месяц, где прописаны дни и компании, где будет проведена проверка.

График согласуется с главным государственным инспектором города (начальником управления) или района (начальником районного отдела) по пожарному надзору (или их заместителями) и ими утверждается.

В ситуации плановой инспекции необходимо присутствие непосредственно предпринимателя или одного из сотрудников фирмы (предпочтительнее, чтобы это был представитель руководящего звена или ответственный за пожарную безопасность). Инспектор, чаще всего, созванивается с компанией за пару дней, согласуя удобное для проведения инспекции время. Плановые проверки не могут быть внезапными.

Если в момент плановой проверки пожарными были обнаружены нарушения и были выписаны предписания, то они могут явиться вторично, чтобы проверить факт исполнения предписания. Это контрольная проверка. В ходе такой проверки пожарные имеют право контролировать те аспекты, которые стали причинами замечаний во время детальной проверки, предшествующей контрольной.

Оперативные проверки. Бывают случаи, когда закон разрешает инспекторам проводить незапланированные проверки. Например, в том случае, если пожарная инспекция получила сведения о нарушениях правил пожарной безопасности на предприятии или в компании, причем эти нарушения могут повлечь за собой пожар, инспекторам необходимо санкционировать проверку по факту полученных сведений. Тогда будет осуществлена оперативная проверка как в той компании, на которую была подана жалоба, так и в компаниях с подобной сферой деятельности (допустим, в автомастерских города).

Если пожар уже был, то инспекторы обязательно придут с оперативной проверкой и к нарушителям, и на предприятия, выбранные, исходя из анализа статистики возгораний. Такой анализ составляется региональными управлениями ГПС каждый квартал.

Решение о проведении оперативной проверки утверждается начальником управления или районного отдела (или их заместителями).

Проверки по жалобе. Каждый гражданин или компания могут подать жалобу в пожарную инспекцию на нарушения правил пожарной безопасности. В том случае если информация, указанная в жалобе, заслуживает внимания, инспекторы будут проводить проверку.

Допустим, жители дома в Рязани подали жалобу на то, что расположившийся на первом этаже их дома магазин бытовой техники заставил лестничные площадки и проходы первого и второго этажей картонными коробками. Внеплановая проверка подтвердила данную информацию. Директор фирмы был оштрафован на 1500 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ), плюс было вынесено предписание об устранении нарушения в ближайшее время.

Нужно, однако, помнить, что инспекция не имеет права проводить проверки, основываясь на информации из жалоб от анонимов.

Детальная (плановая) проверка проходит один раз в два года и не чаще. Тем не менее, пожарные инспекторы иногда нарушают данное правило. Поэтому, в том случае когда пожарная инспекция вписала вашу компанию в график проверок раньше утвержденного срока, вы имеете право запретить проход на территорию предприятия.

Контрольная проверка, как правило, осуществляется приблизительно через месяц после плановой. Обычно месяц – это тот период, за который требуется ликвидировать выявленные нарушения. В случае невыполнения предписания пожарных инспекторов, пожарный имеет право составить протокол о нарушении и направить его районному или мировому судье.

Но случается так, что пожарные инспекторы устраивают детальную проверку, а не контрольную и снова проверяют все заново, обнаруживая новые нарушения, выписывая предписания об их устранении и через месяц (или другой срок, утвержденный предписанием), после чего возвращаются для проведения контрольной проверки. Такая ситуация может обернуться замкнутым кругом и повторяться бесконечное количество раз.

Не стоит забывать, что таких полномочий пожарная инспекция не имеет: роль контрольной проверки заключается именно в факте проверки исполнения предписания и не больше.

Периодичность оперативных или основанных на жалобах проверок нигде не оговаривается. Их проведение связано непосредственно с наличием оснований для их инициирования. Максимально возможный срок проверки – один месяц, хотя в реальности инспектор может ограничиться 1-2 днями. Чем больше помещений занимает компания, тем дольше будет проходить проверка (бывает, что она длится порядка 2-3 недель).

  • Меры пожарной безопасности в офисе: как защититься от огня

Каковы сроки и регламенты проверки пожарной инспекцией

Двадцать рабочих дней – это тот общий период, который требуется для любой ревизии. Период проверки малого предприятия не может быть более 50 часов в год, а микропредприятия – только 15 часов в год. В том случае если детальная проверка предполагает сложные и долгие исследования, испытания, специальные экспертизы или расследования, то срок может быть увеличен максимум на те же 20 рабочих дней. Если речь идет о малых предприятиях или микропредприятиях, то срок может быть продлен максимум на 15 часов.

Инспектор, пришедший с проверкой, должен иметь служебное удостоверение и заверенную копию распоряжения о проведении инспекции, которую уполномоченному представителю компании необходимо будет подписать. Лишь эти два документа дают возможность засвидетельствовать его полномочия.

Если хотя бы один из них отсутствует, то у компании есть полное право не пропустить инспекцию на территорию предприятия до того момента, пока он не предъявит нужные документы. Когда инспектор предоставляет правильно оформленные документы, то компания не может затруднять проведение инспекции.

  • Ответственность за нарушение пожарной безопасности: КоАП РФ и УК РФ

Какие документы проверяет государственная пожарная инспекция

Со своей стороны, компания тоже должна предоставить инспектору некоторые документы, перечень которых можно взять из постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (ред. от 06.04.2016 г.), где утверждены правила противопожарного режима. Данное постановление регламентирует необходимую документацию для любого предприятия, опираясь на информацию о сфере его деятельности и численности сотрудников.

Список общих для всех предприятий документов:

  1. Инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями раздела XVIII Правил, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
  2. Приказ о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.
  3. Приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.
  4. Инструкции. В них фиксируются нормативы проведения осмотра и закрытия помещений по завершении работы, прописывается алгоритм действий персонала в случае возгорания, упоминаются правила содержания и применения огнетушителей и прочих средств пожаротушения и т.п. Положения можно прописать и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но в этом случае может быть затруднена работа с ними, а также могут возникнуть сложности в поддержании их в актуальном состоянии и ознакомлении с ними персонала.
  5. Журналы учета: проверок пожарной безопасности (типовая форма, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141 (ред. от 30.09.2016 г.)), проведения противопожарных инструктажей, проверок наличия и технического состояния огнетушителей, технического обслуживания сигнализации и системы оповещения и пр.

Документация должна быть оформлена должным образом, после чего руководитель утверждает ее, сотрудники заполняют и ставят подписи (когда в этом есть необходимость), после чего собранные документы оставляются на хранение в безопасном месте.

Что проверяет пожарная инспекция

Поскольку в ходе проверки помещений компании инспектор обычно находит довольно большое количество нарушений, то компании нужно регулярно проводить свою проверку соблюдения требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и пр.

Принципиальные нормы для содержания помещений утверждены в Правилах пожарной безопасности. Например, план эвакуации должен совпадать не только с планом здания, но и с действительной конфигурацией пространства, плюс на плане должны быть обозначены места расположения огнетушителей.

Инспекция учитывает наличие и состояние средств пожарной защиты, табличек с номером телефона для вызова пожарных и знаков, фиксирующих расположение огнетушителей. Также они проверяют общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и пр. Большое внимание инспекторы обращают на состояние электросетей.

В момент проверки пожарные имеют право производить отбор образцов продукции. Рекомендуется, чтобы либо непосредственно руководитель компании, либо другое должностное лицо были рядом с пожарным инспектором во время проведения проверки, потому что когда инспектор обнаруживает недочеты, есть возможность задать ему вопросы или потребовать объяснений того, что именно – какие нормативы или акты законодательства – нарушены. Это необходимо для облегчения устранения этих недочетов.

  • Пожарные проверки организаций: к чему готовиться, чтобы не получить штраф

Какую информацию содержат предписания пожарной инспекции

Потенциальные итоги:

1. Предписание об устранении выявленных недочетов.

2. Невыполнение предписаний спровоцирует еще одну инспекцию с, возможно, более строгими мерами.

3. Распоряжение о прекращении выпуска и приостановке продажи товаров или предоставлении услуг, которые не нарушают требования пожарной безопасности.

4. Возбуждение дела об административном правонарушении. Граждане получают предупреждение, предприятиям выписывается штраф до 200 тыс. рублей, либо их деятельность приостанавливается на срок порядка 90 дней. В некоторых случаях возбуждается уголовное дело (когда нарушение правил пожарной безопасности стало причиной тяжкого вреда здоровью человека или его гибель). Обвинению подвергнется лицо, которое было ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности (как правило, согласно должностной инструкции).

Пожарная инспекция: штрафы

Нарушение

Санкции

Статья

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение требований пожарной безопасности

Предупреждение или штраф 6000 –15 000 рублей

Предупреждение или штраф 150 000–200 000 рублей

Пункт 1статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение требований при особом противопожарном режиме

Штраф 15 000 –30 000 рублей

Штраф 400 000 –500 000 рублей

Пункт 2 статьи 20.4 КоАП РФ

Отсутствие свободных подъездов к зданию

Штраф 7000 –10 000 рублей

Штраф 120 000 –150 000 рублей

Пункт 8 статьи 20.4 КоАП РФ

Неверное хранение или отсутствие первичных средств пожаротушения, неисправная система противопожарного водоснабжения

Штраф 6000 –15 000 рублей

Штраф 150 000 –200 000 рублей

Пункт 3 статьи 20.4 КоАП РФ

Неполадки с сигнализацией, системами оповещения и пожаротушения, ненадлежащее состояние эвакуационных выходов

Штраф 15 000 –20 000 рублей

Штраф 150 000 –200 000 рублей

Пункт 4 статьи 20.4 КоАП РФ

Повторное нарушение требований пожарной безопасности

Штраф 20 000 –30 000 рублей

Штраф 200 000 –400 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток

Пункт 5 статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением легкого и средней тяжести вреда здоровью человека

Штраф 40 000 -50 000 рублей

Штраф 350 000 –400 000 рублей

Пункт 6 статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением тяжкого вреда здоровью или гибель человека

Штраф 600 000 - 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток

Пункт 6.1 статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением тяжкого вреда здоровью человека

Штраф до 80 000 рублей, ограничение свободы, принудительные работы или лишение свободы на срок до трех лет с дисквалификацией

Пункт 1 статьи 219 УК РФ

Нарушение, повлекшее пожар с гибелью человека

Принудительные работы либо лишение свободы на срок до пяти лет с дисквалификацией

Пункт 2 статьи 219 УК РФ

Нарушение, повлекшее пожар с гибелью двух и более лиц

Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет с дисквалификацией

Пункт 3 статьи 219 УК РФ

Что следует сделать до прихода пожарной инспекции в вашу компанию

Совет 1. Кто отвечает за пожарную безопасность. Логичнее доверить разработку мер пожарной безопасности в офисе сотруднику с профильным образованием, который имеет опыт работы в государственных органах.

Сотрудник, имеющий опыт, как правило, рекомендует оптимальное для предотвращения пожара в офисе решение. С большой вероятностью можно быть уверенным, что с таким начальником работа службы пожарной безопасности в офисе не скатится к формальному «проконтролируй и доложи, когда появится начальник», для того чтобы в нужный момент выключить телевизор и принять деловой вид.

Совет 2. Как выбрать систему безопасности . Большинство руководителей относится к мерам пожарной безопасности в офисе как к неким формальностям, нужным для соблюдения закона, чтобы впоследствии не столкнуться с проблемами в ситуации проверок контролирующих органов.

При таком подходе можно установить бюджетную неадресную сигнализацию, которая формально соответствует ГОСТу и СНиП. Стоит она примерно на 30–40% дешевле, по сравнению с более технически сложной и информативной адресной сигнализацией.

Каким образом можно оборудовать офис:

  1. Пожарная и охранная сигнализация, которая бывает двух типов: адресная или неадресная. Адресные извещатели имеют ряд достоинств: информативность, надежность, более низкие затраты на кабели. Когда раздается сигнал «Тревога», то можно достаточно точно распознать, какой извещатель сработал. В неадресных системах определяется только шлейф, к которому подключено некоторое количество извещателей. Адресные охранные системы имеют и ряд минусов: нет единого протокола, совмещение с оборудованием разных производителей невозможно; высокая стоимость.
  2. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
  3. Система контроля и управления доступом в помещение.
  4. Система телевизионного видеоконтроля.
  5. Системы дымоудаления, вентиляции и кондиционирования, аварийного освещения.

Монтаж системы безопасности должен проходить с учетом всех требований специалистов. Допустим, существуют нормативы, по которым торговые залы должны быть оснащены средствами пожаротушения и шкафами с внутренними пожарными кранами, причем размещаться они должны в строго отведенных для этого местах.

Совет 3. Выберите компанию, которая установит в офисе комплексную систему безопасности. Когда вы занимаетесь поиском компании, то больше акцентируйте свое внимание на конкретных исполнителей, хотя и на клиентскую базу, которая обычно есть на сайте, тоже обратите внимание.

Роль исполнителя крайне важна, поэтому он должен иметь документы, подтверждающие квалификацию. Хорошо, если специалисты имеют опыт в вопросах установки систем безопасности. Но в команде должны быть и молодые работники, поскольку им проще переключаться на новые технологии и приборы.

Стоит заранее уточнить, оборудование каких брендов использует компания. Например, если компания работает только с техникой какой-то конкретной марки, то это сигнал о негибкости, из-за чего страдает функциональность.

Совет 4. Учтите особенности офиса . Более продуктивным вариантом будет привязка плана эвакуации в случае пожара в офисе к этажу. Не следует заканчивать пути эвакуации у коридорных дверей, а лучше доводить до выходов на улицу или, если речь идет о верхних этажах, до лестничных клеток.

Пусть на плане эвакуации будет присутствовать и схема запасного варианта. На плане должны быть помечены места расположения ручных пожарных извещателей (так называют средства оповещения о пожаре, которые обычно устанавливают рядом с выходами с этажа или на лестничных клетках).

В том случае когда организация арендует не один этаж, то планы эвакуации стоит согласовать с арендодателями, чтобы в случае пожара основные и запасные выходы использовались персоналом офисов с одинаковой нагрузкой.

Совет 5. Проведите учения. Следует помнить о том, что невозможно продумать и спрогнозировать все заранее, ведь идеальная система оповещения и управления эвакуацией не учитывает человеческий фактор, а поведение человека в стрессовой ситуации диктуется инстинктами самосохранения.

В момент пожара обычно возникает паника, во время которой на планы и таблички на стенах никто не обращает внимания. Чтобы хотя бы отчасти подготовить людей к организованному спасению, рекомендуется несколько раз устроить учебную эвакуацию.

И если хотя бы несколько человек в момент пожара будут с уверенностью перемещаться по эвакуационным путям, то остальные последуют за ними, а это как раз то, к чему нужно стремиться.

Совет 6. Разработайте план аварийного восстановления работоспособности предприятия. За образец можно принять План устранения последствий ЧП (англ. Disaster Recovery Plan, DRP) – документ, подготовленный Национальным институтом стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technology, NIST).

В плане должен быть зафиксирован детальный список процедур и манипуляций, которые следует осуществлять до, во время и после возникновения чрезвычайной ситуации (пожара). Порядок уведомления руководителей и ответственных работников должен быть установлен заблаговременно, а инструкции для персонала должны быть максимально подробно расписаны.

Будет хорошо, если вы введете классификацию степени работоспособности предприятия, учитывая последствия для нее в случае кратковременной и в случае длительной приостановки деятельности.

Варианты градации: кратковременная неработоспособность –2 - 6 часов, неработоспособность средней длительности –6 - 24 часов, длительная неработоспособность – более 1 суток.

Нужно разработать собственный план восстановления для всех трех случаев. Должен быть назначен ответственный человек, который будет отвечать за работоспособность компании в случае ЧС. Как правило, когда речь идет о производственных организациях, таким человеком оказывается главный инженер.



 

Возможно, будет полезно почитать: