Святой праведный Симеон Верхотурский (†1642). Святой праведный симеон верхотурский
Симеон Верхотурский (мирское имя его не известно) родился около 1607 года в знатной боярской семье. После смерти родителей, он, презрев все мирские почести и земное богатство, удалился из России за Урал и прибыл в Верхотурскую область. Но, избегая мирской суеты, он не стал селиться в самом городе Верхотурье, известном тогда как торговый центр, а выбрал для жительства небольшое село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Там Симеон жил как простой странник, скрывая свое дворянское происхождение.
http://radioblago.ru/arc/GrajdaneNeba/jitiya/sep/25sep/25-sent.prp.Simeon-Verhoturskii-1-arpgg2bh64o.mp3Сама природа тех мест располагала Симеона к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громадные ели, густые леса, прекрасные долины, вздымающиеся скалистые утесы привлекали к себе подвижника. В селе постоянно он не жил, а часто странствовал по окрестным селам и деревням или уединялся на берегах реки Туры, в десяти верстах от Меркушина, и занимался ловлей рыбы и молитвенными беседами с Богом.
В зимнее время Симеон шил шубы, однако, по своему смирению, отличался полной нестяжательностью. Занимаясь шитьем шуб, он жил в домах крестьян. Нередко при этом ему приходилось испытывать разные неудобства и лишения, но он все переносил, славя и благодаря Господа. Часто, когда работа его уже близилась к концу, он внезапно исчезал, чтобы уклониться от платы за свой труд.
Святой Симеон постоянно посещал Меркушинский деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила.
Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.
Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году , когда ему было лишь 35 лет, и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила. Столь ранняя смерть последовала от его чрезмерного воздержания и поста.
До нас дошло немного сведений о жизни Симеона Верхотурского, но яснее всех их говорят о благочестивой жизни святого исцеления, которые обильной струей истекают от его мощей вот уже более 300 лет.
Смиренный при своей жизни, Симеон не любил прославления людского, избегал славы этого суетного мира. Поэтому память о нем уже начала было исчезать, но Богу не было угодно, чтобы забыт был на земле тот, кто все земное оставил ради Него.
Господь прославил Своего угодника, спустя 50 лет после кончины святого. В 1692 году жители села Меркушино чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли (гроб Симеона Верхотурского поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки). Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Нетление мощей праведного Симеона и обилие проистекавших от них чудотворений убедили меркушинцев, а также и окрестных жителей в праведности и святости человека, погребенного в чудесно вышедшем из-под земли гробе.
Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты? » - явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский », - и стал невидимым.
В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския ».
Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной ».
И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.
12 сентября 1704 года торжественно и с подобающим благоговением было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Память об этом событии празднуется до сих пор. Первоначально мощи почивали в деревянной, а затем в медной посеребренной с резьбой раке. По перенесении мощей в Верхотурье от раки праведного с новой силой стали истекать чудотворения. Праведный Симеон являлся безвозмездным целителем даже таких людей, которые и не слышали о его прославлении.
В 1846 году для мощей святого соорудили новую серебрянную раку.
Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье (1909)
Благодаря многочисленности чудесных исцелений, истекавших от мощей праведного Симеона Верхотурского, молва об этом угоднике Божием все более и более распространялась. Имя его стало известно и далеко за пределами Верхотурья. Множество богомольцев стекалось в Николаевский монастырь для поклонения святым останкам праведника и для того, чтобы внести свой посильный вклад в пользу обители. Так число паломников, которых привлекали в монастырь мощи святого, в начале XX века достигло 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор , рассчитанный на 8-10 тысяч человек, в который в 1914 году из Николаевского храма были торжественно перенесены святые мощи праведного Симеона.
Крестный ход с мощами праведного Симеона 27 мая 1914 года
Новая сень над серебряной ракой, в которой почивали честные мощи святого праведника Симеона, была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в 1914 году. Она была вся позолочена под старое золото, имела чеканные украшения и множество икон.
В 1926 году Свято-Николаевский монастырь был закрыт (его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних), все церковные ценности, в том числе серебряная рака и сень, были конфискованы властями, а святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в Нижне-Тагильский краеведчиский музей. Православный народ не забыл праведного Симеона. Он шел к нему на поклонение в музей, оплачивая билеты любой стоимости, какая бы ни требовалась. Таким образом, «новые хозяева» стали получать доход от мощей праведного. Когда же началось прямое паломничество в музей, они были изъяты из экспозиции и в 1935 году увезены в Свердловск. Так останки праведника, более 200 лет бывшие предметом благоговейного преклонения и приносившие людям душевное и телесное исцеление, стали демонстрироваться в Свердловском музее атеизма, который располагался в Екатеринбурге в Ипатьевском доме (место расстрела Царской Семьи). В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года. Затем мощи упрятали в запасники Областного исторического музея в Зеленой Роще, который размещался в здании бывшего собора Александра Невского (ныне вновь действующего), где они чудом уцелели до наших дней. За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.
Теперь святые мощи праведного Симеона возвращены Православной Церкви. 22 сентября 1992 года они были торжественно перенесены в восстановленный Крестовоздвиженский собор возрожденного Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря , где и почивают ныне благоговейно почитаемые православными христианами.
Крестовоздвиженский собор - третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге
Мощи святого праведного Симеона Верхотурского
От мощей праведного, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, до сих пор продолжают истекать различные чудеса и исцеления.
Праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири. Его память совершается: 18/31 декабря (день прославления), 12/25 сентября (первое перенесение мощей), 12/25 мая (второе перенесение мощей), 29 января/11 февраля (Собор Екатеринбургских святых) и 10/23 июня (Собор Сибирских святых).
Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.
Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2
Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.
Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Симеон Верхотурский (мирское имя его не известно) родился около 1607 года в знатной боярской семье. После смерти родителей, он, презрев все мирские почести и земное богатство, удалился из России за Урал и прибыл в Верхотурскую область. Но, избегая мирской суеты, он не стал селиться в самом городе Верхотурье, известном тогда как торговый центр, а выбрал для жительства небольшое село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Там Симеон жил как простой странник, скрывая свое дворянское происхождение.
http://radioblago.ru/arc/GrajdaneNeba/jitiya/sep/25sep/25-sent.prp.Simeon-Verhoturskii-1-arpgg2bh64o.mp3Сама природа тех мест располагала Симеона к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громадные ели, густые леса, прекрасные долины, вздымающиеся скалистые утесы привлекали к себе подвижника. В селе постоянно он не жил, а часто странствовал по окрестным селам и деревням или уединялся на берегах реки Туры, в десяти верстах от Меркушина, и занимался ловлей рыбы и молитвенными беседами с Богом.
В зимнее время Симеон шил шубы, однако, по своему смирению, отличался полной нестяжательностью. Занимаясь шитьем шуб, он жил в домах крестьян. Нередко при этом ему приходилось испытывать разные неудобства и лишения, но он все переносил, славя и благодаря Господа. Часто, когда работа его уже близилась к концу, он внезапно исчезал, чтобы уклониться от платы за свой труд.
Святой Симеон постоянно посещал Меркушинский деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила.
Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.
Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году , когда ему было лишь 35 лет, и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила. Столь ранняя смерть последовала от его чрезмерного воздержания и поста.
До нас дошло немного сведений о жизни Симеона Верхотурского, но яснее всех их говорят о благочестивой жизни святого исцеления, которые обильной струей истекают от его мощей вот уже более 300 лет.
Смиренный при своей жизни, Симеон не любил прославления людского, избегал славы этого суетного мира. Поэтому память о нем уже начала было исчезать, но Богу не было угодно, чтобы забыт был на земле тот, кто все земное оставил ради Него.
Господь прославил Своего угодника, спустя 50 лет после кончины святого. В 1692 году жители села Меркушино чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли (гроб Симеона Верхотурского поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки). Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Нетление мощей праведного Симеона и обилие проистекавших от них чудотворений убедили меркушинцев, а также и окрестных жителей в праведности и святости человека, погребенного в чудесно вышедшем из-под земли гробе.
Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты? » - явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский », - и стал невидимым.
В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския ».
Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной ».
И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.
12 сентября 1704 года торжественно и с подобающим благоговением было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Память об этом событии празднуется до сих пор. Первоначально мощи почивали в деревянной, а затем в медной посеребренной с резьбой раке. По перенесении мощей в Верхотурье от раки праведного с новой силой стали истекать чудотворения. Праведный Симеон являлся безвозмездным целителем даже таких людей, которые и не слышали о его прославлении.
В 1846 году для мощей святого соорудили новую серебрянную раку.
Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье (1909)
Благодаря многочисленности чудесных исцелений, истекавших от мощей праведного Симеона Верхотурского, молва об этом угоднике Божием все более и более распространялась. Имя его стало известно и далеко за пределами Верхотурья. Множество богомольцев стекалось в Николаевский монастырь для поклонения святым останкам праведника и для того, чтобы внести свой посильный вклад в пользу обители. Так число паломников, которых привлекали в монастырь мощи святого, в начале XX века достигло 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор , рассчитанный на 8-10 тысяч человек, в который в 1914 году из Николаевского храма были торжественно перенесены святые мощи праведного Симеона.
Крестный ход с мощами праведного Симеона 27 мая 1914 года
Новая сень над серебряной ракой, в которой почивали честные мощи святого праведника Симеона, была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в 1914 году. Она была вся позолочена под старое золото, имела чеканные украшения и множество икон.
В 1926 году Свято-Николаевский монастырь был закрыт (его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних), все церковные ценности, в том числе серебряная рака и сень, были конфискованы властями, а святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в Нижне-Тагильский краеведчиский музей. Православный народ не забыл праведного Симеона. Он шел к нему на поклонение в музей, оплачивая билеты любой стоимости, какая бы ни требовалась. Таким образом, «новые хозяева» стали получать доход от мощей праведного. Когда же началось прямое паломничество в музей, они были изъяты из экспозиции и в 1935 году увезены в Свердловск. Так останки праведника, более 200 лет бывшие предметом благоговейного преклонения и приносившие людям душевное и телесное исцеление, стали демонстрироваться в Свердловском музее атеизма, который располагался в Екатеринбурге в Ипатьевском доме (место расстрела Царской Семьи). В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года. Затем мощи упрятали в запасники Областного исторического музея в Зеленой Роще, который размещался в здании бывшего собора Александра Невского (ныне вновь действующего), где они чудом уцелели до наших дней. За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.
Теперь святые мощи праведного Симеона возвращены Православной Церкви. 22 сентября 1992 года они были торжественно перенесены в восстановленный Крестовоздвиженский собор возрожденного Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря , где и почивают ныне благоговейно почитаемые православными христианами.
Крестовоздвиженский собор - третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге
Мощи святого праведного Симеона Верхотурского
От мощей праведного, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, до сих пор продолжают истекать различные чудеса и исцеления.
Праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири. Его память совершается: 18/31 декабря (день прославления), 12/25 сентября (первое перенесение мощей), 12/25 мая (второе перенесение мощей), 29 января/11 февраля (Собор Екатеринбургских святых) и 10/23 июня (Собор Сибирских святых).
Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.
Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2
Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.
Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.
С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».
Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.
Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.
Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.
Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» - явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», - и стал невидимым.
В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».
Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».
И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.
12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая - 18 декабря).
Симеон († 1642) был дворянином, но скрывал свое происхождение и вел смиренную жизнь бедняка. Он ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. При этом он сознательно что-нибудь не дошивал – или рукава, или воротник, за что терпел поношения от заказчиков. Подвижник много странствовал.
Но чаще всего жил на погосте села Меркушинского недалеко от города Верхотурья (Пермский край). Святой Симеон любил уральскую природу и, радостно созерцая ее величественную красоту, возводил мысленный взор к Создателю мира. В свободное от трудов время любил святой в тиши уединения удить рыбу, ибо это напоминало ему об учениках Христовых, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей.
Его беседы были тем благодатным семенем, из которого постепенно возросли обильные плоды духа на Урале и в Сибири, где преподобный особенно почитается.
Праведный Симеон Верхотурский преставился в 1642 году когда ему было лишь 35 лет. Он был погребен на Меркушинском погосте при храме Архистратига Михаила. 12 сентября 1704 года, по благословлению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона из храма Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая.
Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины. Он нередко являлся во сне больным и исцелял их, вразумлял впавших в порок пьянства. Особенность в явлениях святого та, что с исцелением телесных немощей он преподавал и наставления для души.
Особенно замечательно одно чудо праведного Симеона, который быстро наказывает людей, недугующих неверием, но быстро и помогает им, если они раскаялись и от всего сердца обратились с молитвой к ходатайству его. Одна женщина, Ксения Феодорова, – это было в начале XIX столетия в Верхотурье, – взошла в Николаевский храм, где почивали мощи праведника, но сделала сие не по искреннему расположению сердца, а скорее из любопытства. В то время в храме была одна знатная женщина, по просьбе которой были совершенно открыты святые мощи праведного Симеона. Враг рода человеческого всегда старается уловить в свои коварные сети слабых и колеблющихся; сей древний завистник людей вложил Ксении в сердце сомнение. При виде обнаженных мощей она не только не воздала достойного поклонения им, но даже возгнушалась ими и небрежно удалилась из храма. Не успела она пройти и одной версты от города (она хотела возвратиться на место своего жительства), как вдруг поднялся страшный вихрь.
Ветер поднял громадный столб пыли и мелкого песка, и вся эта пыль обрушилась на Ксению и совершенно засорила ей глаза. От песка она не могла видеть света, стала протирать глаза – но все было тщетно. Она было закричала спутницам, но те за свистом ветра не слышали ее. Тогда она поняла, что Господь покарал ее за сомнение. Она стала призывать имя праведного Симеона, и он тотчас же помог ей: к ней подошла одна спутница. Ксения попросила ее, чтобы она проводила ее к мощам угодника Божия Симеона. Дорогой она все время молилась и просила, чтобы Господь простил ей прегрешение.
Придя в храм с твердой надеждой на облегчение, Ксения не обманулась в своем ожидании. Лишь только приложилась она к святым мощам, тотчас прозрела. Праведный Симеон избавил ее от недуга и вместе с тем от ее гибельного сомнения. Так много значит «молитва праведнаго поспешествуема» (Иак.5 :16).
После бывшего еще раз в 1825 г. освидетельствования мощей праведного Симеона последовали еще новые чудеса, из которых примечательно одно, происшедшее в 1828 г. Осенью сего года в октябре одному из работавших на Кыновском заводе Агапию Рачеву нужно было сходить в дом, находившийся за заводским прудом. В это время по случаю сильных дождей были открыты на плотине шлюзы, а для пешеходов было перекинуто несколько досок. Рачев благополучно переправился. Но в доме он просидел до вечера, так что ему пришлось возвращаться в сумерки. Дойдя до плотины, он начал выбирать место для перехода. Введенный в заблуждение сильным шумом и оглушительным гулом падавшей вниз воды он удалился от того места, где был переход, и, думая скорее пройти плотину, ускорил шаг и вдруг упал в одно из самых опасных мест перед плотиной, где было более трех саженей глубины.
Известно, что при открытых шлюзах вода со страшной силой напирает на проходы. Около одного такого прохода и упал в воду Рачев. Опасность была велика; казалось, ничто уже более не могло спасти упавшего. Неудержимым напором воды его уносило в проход – ему предстояла верная гибель. Находясь в таком отчаянном положении, Агапий стал призывать на помощь свт. Николая и праведного Симеона, и молитва его была услышана. Внезапно, сам не зная каким образом, он почувствовал, что в руках у него очутилась одна из балок, которые поддерживали мост. Ободренный, он громко стал звать на помощь, но никто не являлся.
Долго он кричал, наконец стал изнемогать силами. Балка, за которую он держался, была толста, к тому же она осклизла. От холодной воды руки его стали коченеть. Еще несколько минут – и он должен был выпустить балку и погрузиться в воду. Тогда он опять стал внутренне молиться и дал обещание сходить в Верхотурье на поклонение святым мощам праведного Симеона. Угодник Божий, заступник находящихся в бедах и скорбях, помощник всех призывающих его, немедленно оказал Агапию свою чудную помощь. Вдруг прибежал народ, и вытащили утопающего. Велико было удивление всех, когда Агапий рассказал, как он спасся от верной смерти покровительством праведного Симеона.
Спустя шесть лет, именно в 1834 году, сей славный угодник Божий дивным образом исцелил от тяжкой болезни сына того же Агапия – Матфея Рачева. Явившись болящему во время забытья, праведный Симеон напомнил Матфею, что у него есть неисполненное еще обещание – сходить на поклонение в Верхотурский монастырь, после чего болящий вскоре поправился и исполнил свое обещание.
Симеон Верхотурский (Меркушинский) стяжал свою святость в миру молитвами, отшельничеством, странничеством, трудами и помощью людям.
Ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес, а также и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от всяких невзгод и даже смерти.
Всем призывающим его с верою подается заступление, от огня спасение, болящим – исцеление, глухим – слух, немым – разрешение уст, плененным – освобождение. Особенно часто обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах (это было одно из первых чудес от его мощей). И доныне продолжают истекать различные чудеса от мощей сего славного угодника Божия по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава, хвала и благодарение во веки. Аминь.
Тропарь на перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского
глас 4
Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о, Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием:/ слава Дающему тобою всем исцеление!
Тропарь праведному Симеону Верхотурскому
глас 4
Мирска́го мяте́жа бе́гая,/ все жела́ние обрати́л еси́ к Бо́гу,/ да в виде́ния восхо́д обря́щеши горе́,/ отню́дуже не уклони́вся в лука́вствия се́рдца,/ но очи́стив ду́шу и те́ло,/ прия́л еси́ благода́ть точи́ти цельбы́ ве́рным и неве́рным,/ притека́ющим к тебе́, пра́ведный Симео́не. Те́мже по да́нному ти да́ру,/ испроси́ у Христа́ Бо́га исцеле́ние нам,/ боля́щим душе́вными страстьми́,// и моли́ спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак на перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского
глас 4
Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/ созывает же людие в пречестный храм святаго Божия архиереа Николаа,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./ Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/ да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвале и утверждение граду нашему.
Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2-й
Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследши, возлюбив незлобие и чистоту души и тела. Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче. Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.
Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О, святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же телом твоим нетленно почиваяй по данной ти благодати от Господа молитися о нас. Милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием ко святым и цельбоносным мощем твоим притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего.
И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Память святому праведному Симеону Верхотурскому празднуется также 18/31 декабря, в день прославления (1694 г.).
Икона праведного Симеона Верхотурского и чудеса святого
Праведный Симеон Верхотурский – один из интереснейших русских святых, просиявший своими подвигами на Урале. Читайте о жизни простого ремесленника, ставшего великим чудотворцем
Святой праведный Симеон Верхотурский: икона и чудеса святого
Сегодня люди все больше убеждаются в существовании Бога, Его всемогуществе. Больше людей стало на субботних и воскресных богослужениях в храмах. Молитва ко Господу и святым Его поистине творит чудеса. Одним из чтимых святых чудотворцев является святой Симеон Верхотурский. В тяжелые для верующих годы ХХ века его имя было забыто - над ним насмехались, места его земных подвигов постарались предать поруганию, да и места Урала, где подвизался святой, находятся вдалеке от цивилизации.
Однако праведный Симеон Верхотурский – один из интереснейших русских святых. Он просиял своими подвигами на Урале, неподалеку от Екатеринбурга, на границе Европы и Азии - в Верхотурье. Он не был ни великим правителем, ни пустынником-основателем монастыря, однако его подвиг праведничества и пример жизни сделали его одним из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви. Простой ремесленник, странник, он показал современникам и потомкам, как можно жить и достигнуть святости в миру, обычному человеку. Блаженная простота, мудрые советы, прижизненным и посмертные чудеса прославили его на весь мир.
Икона Симеона Верхотурского
Святой Симеон Верхотурский был прославлен в XVII веке. К этому времени относятся его первые иконы, которых на сегодня есть несколько типов:
- Наиболее распространена икона праведника во весь рост. Он изображён в синем кафтане и белой рубахе со свитком духовных наставлений в левой руке.
Лик святого изображает его мужчиной средних лет с короткой темной бородой.
Фон иконы в этом случае обычно голубой, как небо Урала.
Легко узнать святого по ветвям ели, которые видны за его спиной.
Также в отдалении часто написан белый монастырь - он существует и поныне под название Симеоно-Верхотурский. Иногда изображается и маленький белый Архангело-Михайловский храм села Меркушино, где были обретены мощи праведного Симеона.
На верху иконы обычно помещено изображение Христа за золотом фоне, Который благословляет Симеона на духовные подвиги. От Него идет свет Божией благодати, лучом опускающийся на праведника.
На свитке, который святой Симеон держит в руке, надпись: «Молю вас, братия, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную».
Кроме того, есть много современных икон, где праведный Симеон написан до пояса на золотом фоне.
Редкий тип иконографии святого праведного Симеона Веротурского - житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более десятка сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в течение веков. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в полный рост или по пояс с благословляющим жестом правой руки.
Интересно, что праведного Симеона Верхотурского очень почитала семья последнего российского императора Николая Второго - святые Царственные Страстотерпцы. В их странствиях и даже в ссылке в Екатеринбурге и Тобольске с ними был образ святого праведного Симеона. Очевидно, его молитвами они смогли выдержать издевательства большевиков и обрести мученический венец.
Житие святого праведного Симеона Верхотурского
Святой Симеон Верхотурский родился в XVII веке в обычной семье сибирских дворян. Несмотря на высокий статус и обеспеченность семьи, будущий святой решил посвятить себя Богу и людям. Это история подвига простого мирянина.
Симеон родился в дворянской семье, однако оставил семью, усадьбу, наследство и стал отшельничать Христа ради. Неизвестно, какое именно событие подвигло его оставить семью и имущество, однако он отправился странником по Сибири.
Он непрестанно молился, питаясь, чем Бог пошлет и что люди подадут. По дороге он останавливался в домах сибиряков, шил и чинил им шубы и обувь. Он помогал людям - приходил в дом, предлагал починить меховую одежду за кров и еду, а за свое скорнячное ремесло денег не брал, только немного питался постной едой и жил в доме. Если же предлагали или настаивали - оставлял совсем немного не дошитой «до утра» одежду, а ночью тайно уходил, чтобы не брать вознаграждения.
Вскоре люди стали замечать, что помогает он не только своим безвозмездным трудом. Многие жители Сибири в то время были еще не просвещены светом Православия, оставаясь язычниками. Однако с праведным Симеоном как с обычным ремесленником, за разговором, делились своими трудностями. И потом уже замечали, что он молится Господу Иисусу Христу, в том числе о напастях хозяев дома, где он обретал временное пристанище. Видели все и его доброе расположение к каждому человеку.
Святой Симеон много говорил с людьми о Православной вере, провидя их грехи и беды. Помогал он и своей молитвой: многие замечали, как непрестанно молился Симеон, а с его уходом в доме воцарялось спокойствие и любовь, исцелялись больные, восстанавливался материальный достаток.
После долгих лет странствий он поселился в глухой сибирской тайге, неподалеку от села Верхотурье, где непрестанно молился, питаясь только травами, ягодами и выловленной им самим рыбой. По преданию, праведник скончался в возрасте всего лишь 35 лет, в 1642 году. Похоронили его в храме Архистратига Господня Михаила. В Меркушино
Через полвека после тихой кончины святого жители деревни, где он был погребён, чудесно обрели его нетленное тело -святые мощи. У его могилы забил родник. Так сама земля по воле Божией подняла гроб святого - в нем местные жители с изумлением обнаружили нетленные мощи. Тогда поселяне и вспомнили о необычном молитвеннике, жившем рядом с ними 50 лет назад. К нему стали обращаться в молитве. Люди со всего Урала стали приезжать в Верхотурье - место погребения святого, чтобы поклониться его честным мощам, обрести помощь, исцеление духовное и физическое.
Святой источник, поднявший мощи праведного Симеона, бьет и сегодня у церкви Архангела Михаила. По свидетельствам людей, многие, испившие из родника и умывшиеся в нем, исцелялись от различных болезней. Так слава о праведнике распространялась по всему Уралу. Он был канонизирован Церковью для общецерковного почитания. Своим примером святой Симеон показывал: учение Христа,Православие просвещает людей светом Благодати истинного Бога.
Исцеляющие мощи святого праведника Симеона в Меркушино и Верхотурье
В 1692 году нетленные мощи святого были подняты из могилы, а в 1694 году праведный Симеон был канонизирован, то есть официально признан Церковью святым. 18 декабря 1694 года митрополит Тобольский Игнатий возглавил торжества открытия и перенесения мощей в Михайловскую церковь Меркушино. Он же благословил собрать известные факты из жизни святого, составить житие и акафист святому Симеону Верхотурскому, который читается и сегодня.
12 сентября 1704 года уже митрополитом Тобольский Филофеем мощи святого были перенесены в Никольский Симеоно-Верхотурский монастырь, основанный в 1604 году иеромонахом Ионой из Пошехонья. Мощи были помещены в серебряную раку. Через 12 лет совершилось чудо: обитель горела, выгорели многие хозяйственные постройки и храм, однако мощи святого праведника остались невредимыми.
Под покровом праведного Симеона монастырь жил до революции: тут действовали школа и богадельня, шла монашеская жизнь. После революции он был отдан под колонию для малолетних преступников. С годами он лишь разрушался.
В 1990 году Верхотурский монастырь был возвращён Церкви. 12 мая 1992 года при большом стечении народа совершилось второе обретение мощей святого Симеона. Ныне обитель процветает, отреставрирован ее главный собор, мощи святого Симеона почивают в новой раке.
День памяти и почитание святого Симеона Верхотурского
Поскольку неизвестна дата кончины святого, Церковь празднует память праведного Симеона Верхотурского несколько раз в год:
12 мая - второе обретение мощей (1992 год),
12 сентября - первое обретение мощей (1704 год),
18 мая - прославление (1694 год).
В эти дни на во всех храмах Урала, а также в церквях, где особо почитают преподобного и, конечно, в Верхотурье и Меркушино, накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святому Симеону: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти.
Мирской суеты избегая, все желания твои обратил ты к Богу, чтобы видеть восход Солнца Христа, потому избегал обманов страстей и пороков сердца, но очистил душу и тело и принял даже благодать подавать исцеления верующим и неверующим людям, приходящим к тебе, праведный Симеон. Потому по данному тебе дару, попроси у Христа Бога исцеление нам, болеющим душевными и телесными недугами и молись Ему, да спасет души наши.
Жизни мирской отвергал ты радости, чтобы наследовать блага вечной жизни, возлюбил незлобие и чистоту души и тела. Что искал ты, то и получил, о том свидетельствуют гроб твой и нетление мощей твоих, и благодать чудотворений особенно. Ты подаешь исцеления всем, приходящим к тебе и даже непросвещенным светом веры Христовой, о Симеон блаженный, чудотворец предивный.
Как молиться святому Симеону Верхотурскому и в чем он помогает
Этот чудотворец, в земной жизни бывший обычным мирянином, как большинство из нас, много помогает молящимся ему: он имеет особую благодать помогать больным глазными болезнями и помраченным рассудком, исцелять детей и даровать здоровье беременным.
Праведный Симеон совершил многие чудеса после кончины. Известно, что по сей день он часто является во сне больным, молящимся ему, и исцеляет их, а также по молитвам близких вразумляет впавших в зависимость от алкоголя, табака, наркотиков, игроманов. Отмечают, что святой не просто исцелял, но во всех видениях подавал мудрый духовный совет людям, как исправить грехи и изменить свою жизнь.
Паломничество к мощам праведного Симеона приносило многим людям избавление от бед и страстей. Однако к святому Симеону молятся и дома, и на молебне, заказанном в любом храме. По свидетельствам, сохранившимся на протяжении трех веков, святой имеет особую благодать помогать при
- Трудностях в зачатии и вынашивании ребенка,
- Мужском бессилии,
- Болезнях ног и опорно-двигательного аппарата,
- Параличе, инсульте,
- Эпилепсии - «падучей», как говорили раньше,
- Офтальмологических заболеваниях и слепоте.
Святой праведный Симеон Верхотурский имеет особую благодать в изгнании злых духов, исцелении болезней глаз, духовном утешении. Молитва святому Симеону - это сильная защита от всякого зла.
Кроме того, ему как страннику, прошедшему многие километры дорог Сибири с Божией помощью, молятся люди в путешествии.
Святые - не небожители от рождения, без греха только один Бог. Однако все святые шли по пути, указанному Христом, и с Его помощью достигли Царствия Небесного. Святой Симеон - пример для каждого человека, ведь он был обычным мирянином, можно сказать, рабочим или ремесленником, кормился делом своих рук - однако смог достичь степени святости.
Заказать молебен, богослужение святому Симеону, приобрести его икону можно в любом храме, обратившись в церковную лавку. Молиться же дома лучше перед иконой святого - ведь и в разлуке с родными, желая пообщаться с ними, мы стараемся говорить по видеосвязи или ставим на видное место фото, скучая по родным. Молитесь святому с искренней верой - как знакомому, как другу, который может помочь вам своей силой и председательством перед престолом Божиим.
Молитву святому Симеону Верхотурскому можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже
О святой праведный Симеон! Ты своей чистой душой пребываешь в небесных обителях между святыми, а нетленным телом почиваешь в храме Верхотурья по данной тебе от Господа и Бога нашего благодати! Милостиво посмотри с небес на нас, грешных! Хотя мы и недостойны чудес и помощи твоей по грехам и страстям нашим, но с верой и любовью молимся тебе! Попроси у Господа прощения наших грехов, в которые мы впадаем постоянно, каждый день и час. Как ты исцелил и тех, кто не мог видеть из-за глазных болезней, и находящихся в тяжелых смертельных болезнях, и как ты совершил многие славные благие дела - так избави и нас от болезней и немощей физических и духовных, от горестей и печалей! Испроси у Господа блага для нашей земной жизни и все нужное для нашего спасения в Царствии Небесном, чтобы твоими молитвами и заступлением перед Богом мы получили только полезное! Хотя мы и недостойны всех благ, но помоги нам - и мы вновь благодарно восхвалим тебя и прославим Господа, дивного в святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвами святого праведного Симеона Верхотурского да хранит вас Господь наш Иисус Христос!
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;