Напиши как назывались труды митрополита макария. Реформы избранной рады

Митрополит Макарий

В 1542 г. митрополитом Московским стал Макарий, имя которого прославлено в русской письменности и культуре. Образованный и умный, он был известен как книжник и писатель. Макарий сочинил кодекс церковных правил - Стоглав. По его же инициативе начали составлять грандиозную иллюстрированную летопись - Лицевой летописный свод с 16 тыс. миниатюр! Макарий редактировал Великие Четьи-Минеи - сборник произведений духовной литературы. По его предложению созывались церковные соборы, на которых канонизировали многих русских праведников. Впоследствии, уже после кончины, святым объявили и самого Макария. Он пользовался уважением Ивана Грозного, который наряду со страстью к душегубству имел глубокое, даже экзальтированное религиозное чувство, был набожен и с юных лет совершал богоугодные поездки по монастырям, включая дальние Кирилло-Белозерский и Ферапонтов.

Реформы Избранной рады

Итак, после событий 1547 г. начались реформы. Вместо архаичной системы дворцового управления возникли приказы - центральные органы власти. На местах власть перешла от прежних назначенных сверху наместников к выборным местным старостам. Проведенная тогда же реформа военной службы состояла в том, что получившие населенные земли дворяне выставляли вооруженных воинов в зависимости от количества данной им земли. Приняли и новый свод законов - Царский Судебник. Его утвердил Земский собор, также новое учреждение - общее собрание выборных представителей из разных «чинов», периодически созываемое в Москве для решения проблем «всей земли», т. е. всего государства.

Вокруг царя сложился круг реформаторов, названный потом Избранная рада. Душой его стали священник Сильвестр и дворянин Алексей Адашев - люди образованные и умные. Оба они 13 лет оставались главными советниками Ивана IV. В целом деятельность Рады привела к реформам, укрепившим государство и самодержавие.

Ко времени Избранной рады относится начало книгопечатания на Руси. Первую книгу (Евангелие) напечатал в 1553 г. в основанной Адашевым типографии мастер Маруша Нефедьев и его товарищи. Среди них известны Иван Федоров и Петр Мстиславец, которых долгое время ошибочно считали главными русскими первопечатниками. Впрочем, их заслуги в деле книгопечатания и так огромны. В 1563 г. в Москве, в только что открытой типографии, здание которой сохранилось до наших дней, в присутствии царя Ивана Грозного, Федоров и Мстиславец начали «устраивать печатанье книг» - печатать «Апостол» - одну из важнейших богослужебных книг, составленную из части Нового Завета, Деяний апостолов и их Посланий. В 1567 г. мастера бежали от ужасов опричнины в Литву и там продолжили печатание славянских книг. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первую русскую «Азбуку» «ради скораго младеньческаго научения». Этот учебник включал основы чтения, письма и счета. Чтение начиналось с твердого заучивания букв и усвоения двух- и трехбуквенных слогов: «бы, вы, гы… бри, ври, гри, жри, зри…». Там же были первая русская грамматика, составленная из поучительных историй хрестоматия для чтения. Набрана она тем же шрифтом, что и московский «Апостол». Книга воплощала великую жизненную цель Ивана Федорова - «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пишу». Единственный из дошедших до нашего времени экземпляров «Азбуки», проданный при Сталине за границу, хранится в библиотеке Гарвардского университета в США.

В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная жизни и деятельности выдающегося русского просветителя XVI века митрополита Макария. О личности главы Русской церкви и о новой выставке «Историку» рассказала доктор филологических наук, главный научный сотрудник отдела рукописей ГИМ Елена ЮХИМЕНКО .

Митрополит Макарий. Икона конца XIX – начала XX века

Будучи сам человеком книжным, митрополит Макарий внес немалый вклад в развитие книжного дела. С его именем связан наивысший расцвет русской средневековой культуры, говорит Елена Юхименко. По ее словам, в рамках экспозиции Исторический музей стремится показать широкий круг памятников, связанных с разносторонней деятельностью архиерея. «В этом смысле наша выставка позволит представить эпоху митрополита Макария как яркое, многогранное и в то же время целостное явление отечественной истории и культуры», – отмечает она.

Великая симфония

– Почему новгородский архиепископ Макарий возглавил московскую митрополичью кафедру?

– Новгородская епархия сама по себе была очень значимой ступенью для восхождения по церковной иерархической лестнице (к примеру, в XVII веке митрополит Новгородский Никон стал патриархом Московским и всея Руси). Кроме того, начинания, осуществленные Макарием в период его пребывания в Новгороде, принесли ему славу одного из самых ярких деятелей эпохи. К тому же он был близок к великокняжеской семье, причем еще со времен иночества в Пафнутьевом Боровском монастыре. Эти отношения не прерывались и тогда, когда он возглавлял новгородскую кафедру. Так, в Успенский собор Новгородской епархии в 1526 году приезжал молиться о чадородии великий князь Василий III со своей второй супругой Еленой Глинской . Сопровождал их архиепископ Макарий. Спустя четыре года у 51-летнего Василия и 22-летней Елены родился первенец – будущий Иван Грозный . Таким образом, близость к великокняжескому двору и активная деятельность в Новгороде в конечном счете и повлияли на избрание Макария на митрополичью кафедру.

– Какую роль играл Макарий при Иване IV ?

– Фактически он был вторым лицом в государстве после великого князя, а с 1547 года царя Ивана Васильевича, оказывал ему постоянную поддержку, благословляя на самые разные внутри- и внешнеполитические мероприятия, наиболее известным из которых можно считать Казанский поход. О существовавшем взаимном доверии свидетельствует тот факт, что в период отсутствия царя в Москве его замещал митрополит Макарий.

Напомню, что, когда в 1542 году Макарий стал митрополитом, Ивану было всего 12 лет. К тому времени юный великий князь осиротел (его отец скончался еще в 1530-м, а через восемь лет умерла Елена Глинская) и, безусловно, нуждался в человеке, которому можно доверять, к советам которого можно прислушиваться.

Известно, что митрополит отличался милосердием и состраданием: он первым на Руси ввел практику «печалования», то есть заступничества за опальных. Благодаря своему авторитету Макарий часто добивался смягчения царского гнева. На выставке мы демонстрируем документ 1561 года из Российского государственного архива древних актов – крестоцеловальную запись князя Василия Глинского , обещающего не отъезжать из Москвы в Литву. Под этим документом стоит личная подпись митрополита Макария, который тем самым ручался за Глинского перед подозрительным и мстительным Иваном.

Этот год юбилейный для одного из главных деяний митрополита: 470 лет назад – в январе 1547 года – в Москве состоялось венчание на царство Ивана IV

– Митрополит Макарий был не только одним из основных действующих лиц этой церемонии, но и главным идеологом превращения Великого княжества Московского в православное царство.

Именно он составил чин венчания на царство, возложил на Ивана царский венец и произнес речь во время обряда, а затем и во время бракосочетания государя с Анастасией Романовной. Из уст Макария прозвучала мысль о том, что Русское царство является преемником Рима и Византии. Важную роль митрополит отводил наставлению, с которым и обратился к молодому царю: «Братию свою по плоти люби и почитай… Бояр же своих и вельмож жалуй и береги по их отечеству; ко всем же князем и княжатам, и детем боярским, и ко всему христолюбивому воинству буди приступен, и милостив, и приветен по царскому своему сану и чину; всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение о них имей от всего сердца…»

Идея преемственности власти от Рима и Царьграда пронизывает весь текст чина венчания, одним из источников которого послужило «Сказание о князьях Владимирских», повествующее о происхождении русских великих князей от римского императора Августа. Сам чин представлен в нашей экспозиции, причем посетители увидят наиболее ранний его список, датируемый третьей четвертью XVI века.

– Можно ли говорить о симфонии царской и церковной властей во времена Макария?

– Да, это была симфония властей, имевшая впечатляющие политические и духовные результаты. Впрочем, надо отметить, что случались периоды, когда Макарий хотел оставить митрополичий престол и удалиться в монастырь от столичных треволнений. В особенности это проявилось в последние годы его жизни и, по-видимому, было связано с начавшимся тогда, в первой половине 1560-х, ужесточением власти Ивана IV. Однако митрополит сознательно не обострял конфликты, стремился максимально сгладить возникавшие трения.

– Именно благодаря такому поведению он оказался единственным из членов «Избранной рады», избежавшим опалы со стороны Ивана Грозного?

– Конечно, этому способствовала в первую очередь его мудрая позиция. Кроме того, Макарий обладал очень большим авторитетом и влиянием на государя, сказывалась и его давняя близость к великокняжескому двору. Думаю, что в начале 1560-х годов был просто невозможен тот конфликт, который произошел позднее между Иваном IV и митрополитом Филиппом. Позиции последнего оказались куда слабее: тесных связей в Москве он не имел, ко двору не был близок; да и сам царь к тому времени уже изменился.

«Великие Четьи-Минеи»

– Чем прославился архиепископ Макарий на новгородской кафедре?

– Он был невероятно деятельным человеком и, заняв эту кафедру – одну из ведущих в Русской церкви, совершил много важных преобразований. В частности, добился окончательного введения общежительного монастырского устава (до этого в Новгородской епархии превалировали особножительные монастыри), провел реставрацию Софийского собора. К новгородскому периоду относится и введение Макарием пророческого ряда в иконостас русских церквей. Наконец, вместе со священником Агафоном он подготовил сборник «Великий миротворный круг», в котором рассчитаны даты празднования православной Пасхи на 532 года вперед. По сути, мы до сих пор пользуемся этими расчетами.

– Еще будучи в Новгороде, Макарий взялся за составление «Великих Четьих-Миней». Что это за памятник?

– Это фундаментальное собрание текстов, которые не использовались в богослужении, а предназначались для зачитывания за трапезой в монастырях или для соборного чтения. Они выполняли не богослужебную, а скорее духовно-просветительскую функцию. Существенную часть текстов, вошедших в «Великие Четьи-Минеи», составляли жития святых, также туда были добавлены труды Отцов Церкви, патерики, послания и сочинения некоторых церковных деятелей того времени (например, Иосифа Волоцкого ). Все тексты располагались по месяцам и дням – получалось своего рода «чтение на каждый день». Отсюда и название сборника: «Четьи» – то есть «читаемые тексты» и «Минеи» – то есть «помесячные» (от греческого слова μηνιαίος, означающего «месячный»). А наименование «Великие» отражало его грандиозный объем и необыкновенную значимость.

Боровское Евангелие. 1530–1533. Вклад митрополита Макария в Пафнутьев Боровский монастырь, в котором он принял постриг

До XVI века подобного свода в русской церковной практике не существовало, но в эпоху Макария в нем возникла насущная необходимость. Требовался всеобъемлющий сборник внебогослужебных текстов. В свод, который Макарий начал составлять, когда был еще новгородским архиепископом, впервые вошли жития русских святых. Они встали в один ряд с житиями византийских святых, ранее превалировавших в про логах [древнерусских сборниках, содержащих краткие жития святых и поучения, расположенные в последовательном порядке по дням года. – «Историк» ].

Проделанная архиепископом Макарием работа явилась продолжением традиции, заложенной его предшественником – архиепископом Новгородским Геннадием, трудившимся над составлением полной Библии на церковнославянском языке. До того были переведены лишь отдельные книги Священного Писания, и они не были собраны вместе. Архиепископ Геннадий организовал поиски частей церковнославянской Библии по всем русским землям, недостающие же книги переводились специально. Итогом этого масштабного начинания стала так называемая Геннадиевская Библия 1499 года – первый опыт собирания воедино текстов Священного Писания на церковнославянском языке.

Подобную работу инициировал и архиепископ Макарий. Как и его предшественник, он сформировал кружок книжников, которые по его благословению искали в монастырях списки житий и других сочинений и редактировали их в соответствии со стилистическими особенностями своего времени. Макарию удалось привлечь таких видных церковных писателей, как Ермолай-Еразм, Василий Тучков , Дмитрий Герасимов , пресвитер Илья, сербский монах Лев Филолог . В результате был составлен свод «Четьих-Миней», выполненный к тому же в трех списках. Самый ранний из них назван Софийским, поскольку в 1541 году был помещен в Софийский собор в Новгороде. В нем нашло отражение состояние книжности на том этапе деятельности Макария. Работа над вторым, Успенским, продолжилась уже в Москве. Вложенный в 1552-м в Успенский собор в Кремле, он отличался от предыдущего большей полнотой: в него добавили жития святых, канонизированных Макарием. Наконец, третий, самый поздний список «Четьих-Миней» именуется Царским, так как предназначался он для царя Ивана IV. Занимая митрополичью кафедру в Москве, Макарий продолжал дополнять свод, включая туда и другие «чтомые на Руси книги». В итоге получился гигантский комплект из 12 фолиантов. На выставке мы впервые представляем их полностью, чтобы посетители сами смогли оценить ту грандиозную и кропотливую работу, которая была проделана под руководством Макария.

– Какова была дальнейшая судьба макарьевских «Четьих-Миней»?

– Составленный им свод использовался до начала XVIII столетия, когда появились «Четьи-Минеи» митрополита Димитрия Ростовского. Тексты макарьевского свода, написанные высоким стилем, со временем стали сложны для понимания, и Димитрий решил переработать 12-томник. При этом он в значительной степени опирался на макарьевские тексты, в Киев для работы ему присылали тома «Четьих-Миней» XVI века – без них он не смог бы подготовить свой вариант. Эта редакция, более приближенная к современному языку, до сих пор используется в церковном обиходе, но без митрополита Макария она не появилась бы на свет.

– При Макарии произошел масштабный процесс канонизации русских святых. С чем это было связано?

– Это была самая обширная канонизация русских святых за все предшествовавшее время. В 1547 году специально созванный церковный собор прославил 14 святых, после чего митрополит Макарий призвал епископов собрать сведения о житиях и чудесах других подвижников. Спустя два года состоялся второй собор, на котором было канонизировано 39 святых. В числе тех, кого прославили на этих соборах, оказались столь почитаемые ныне благоверный князь Александр Невский , митрополит Московский Иона, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, а также благоверные Петр и Феврония Муромские.

Макарий стремился увеличить число русских святых. До того почиталось только 22 святых русского происхождения, а в 1547–1549 годах их стало почти втрое больше! Не будем забывать, что к тому времени Русская православная церковь уже сто лет как была автокефальной и не зависела от Константинополя. Деятельность митрополита Макария, связанная с канонизацией русских святых, стала выражением этой самостоятельности и полноты духовной жизни.

– Какова роль Макария в распространении на Руси книгопечатания?

– В этом эпохальном процессе его роль была ведущей: до «Апостола» Ивана Федорова , выпущенного в 1564 году, с благословения Макария вышло по крайней мере пять анонимных изданий. Иными словами, «репертуар» книг подготавливался заранее, стало ясно, какие именно рукописи нужно напечатать в первую очередь, была составлена своего рода программа дальнейшего развития типографского дела. В нашей экспозиции этой теме посвящен особый раздел, поскольку коллекции Исторического музея позволяют показать почти все анонимные издания и сам первопечатный «Апостол». У нас даже представлен особый экземпляр «Апостола» Ивана Федорова, на переплете которого присутствует предполагаемый профиль царя Ивана Грозного. Кроме того, мы демонстрируем несколько рукописных книг, которые дают возможность увидеть, как печатное дело было связано с предшествующей рукописной традицией.

Макарий: от рождения до прославления

Ок. 1482 – рождение в Москве, имя при крещении – Михаил.

Начало XVI в. – пострижение послушника Пафнутьева Боровского монастыря Михаила в монашество с именем Макарий.

1523 – поставление монаха Макария в архимандриты Можайского Лужецкого монастыря.

1526 – рукоположение архимандрита Можайского Лужецкого монастыря Макария в сан архиепископа Новгородского и Псковского.

1529 – начало составления «Великих Четьих-Миней».

1542 – избрание архиепископа Макария митрополитом Московским и всея Руси.

1547 – венчание митрополитом Макарием Ивана IV на царство.

1551 – кодификация церковной практики на Стоглавом соборе.

1552 – благословение Макарием похода против Казанского ханства.

1563 – смерть митрополита Макария.

1988 – канонизация в лике святителей на Поместном соборе Русской православной церкви.

Беседовал Никита Брусиловский

ВЫСТАВКА « XVI ВЕК. ЭПОХА МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ»

Адрес: Москва, Красная площадь, д. 1

Режим работы: понедельник-воскресенье – с 10:00 до 18:00 (кассы до 17:00); пятница, суббота – с 10:00 до 21:00 (кассы до 20:00); вторник – выходной

(Святитель который прославил Литовских мучеников и учредил Полоцкую кафедру епископа)


Митрополита Макария в миру звали Михаилом.
Макарий— митрополит Московский и всея Руси (с 1542 года), в 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский. Сторонник иосифлянства, последователь и родственник преподобного Иосифа Волоцкого.

Родился около 1482 года в Москве в семье благочестивых родителей. При крещении он был наречён во имя Архистратига Михаила. Известно, что отца его звали Леонтий. Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался. Мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния.

Решив избрать для себя монашеский путь, поступил послушником в Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровский монастырь. При постриге был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского. Будущий святитель поступил в монастырь преподобного Пафнутия, когда Иосиф Волоцкий его покинул. Тем не менее влияние волоцкого игумена на будущего митрополита весьма велико.

В 1523 году стал игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске. В 1526 году Макарий был рукоположён во архиепископа Новгородского и Псковского. Новгородская кафедра к этому времени вдовствовала 17 лет. Многолетнее отсутствие епархиального владыки не лучшим образом сказалось на состоянии её дел. Необходимые меры были направлены на реализацию решений соборов 1503—1504 годов. Было запрещено совместное проживание в монастыре иноков и инокинь. В женских монастырях игумены были заменены на игумений. Служить в женских монастырях было предписано белым священникам. Светские лица, проживавшие при монастырях, оттуда были удалены. Будучи последовательным сторонником сильного монастырского хозяйства, новый архиепископ приложил немалые усилия для перевода новгородских монастырей на общежительный устав. Ещё в 1528 году в епархии из 24 монастырей общежительными были только четыре, остальные — особножительными. Святитель Макарий, действуя убеждением на игуменов монастырей, добился, что к концу его служения в новгородской епархии число киновий достигло восемнадцати.

Отмечалось, что при святителе Макарии в Новгороде был хлеб дешевле прежнего, сократил подати от монастырей, организовал бесплатные обеды всем сиротам и святителя называли не иначе как "Заступником людей".

Макарий способствовал составлению нового Владычного летописного свода. Много внимания владыка уделял реставрации старинных икон и храмов, в Софийском соборе были поновлены фрески. Здесь же, в Новгороде, была предпринята первая попытка собрать воедино все книги «в русской земле чтомые», первая редакция знаменитых «Макарьевских миней». В свод входили как жития святых, так и дидактические и богословские произведения. В 1541 году все 12 томов свода были переданы в библиотеку Софийского собора.

Святитель Макарий был большим молитвенником, он даже в дороге вычитывал и совершал правила всего суточного свода. По его молитвам совершались чудеса, в Москве верили, что именно он вымолил у Бога мальчика, который вошёл в историю как царь Иван Грозный, по его молитвам исцелился родственник святителя Геннадия Новгородского, при его молитве у мощей Варлаама Хутынского сама загорелась свеча и прогорела 9 недель

Возведён на митрополичий престол 19 марта 1542 года боярской группировкой князей Шуйских, правившей при малолетнем Иване Грозном.

Сам святитель Макарий вспоминал: "Не знаю, какими судьбами Божиими избран я смиренный, не только всем собором Русской Митрополии, но и самым благочестивым и христолюбивым царём и великим князем Иваном Васильевичем, всея Руси самодержцем".

В этом сане Макарий сменил низложенного Шуйскими митрополита Иоасафа. Однако вскоре он, как и его предшественник Иоасаф, стал выступать против Шуйских. Обладая значительным влиянием на юного царя, он способствовал отстранению Шуйских от власти, которое произошло в декабре 1543 года. После этого Макарий оказывал большое влияние на политику Ивана Грозного, входя в так называемую «Избранную раду». Он венчал Ивана Грозного на царство (1547 год), способствовал его браку с Анастасией Захарьиной.

Далеко не всем боярам нравился святитель Макарий и Царь Иван Грозный в личных беседах с митрополитом часто напоминал ему, как бояре порвали мантию на митрополите.

Святитель активно содействовал укреплению самодержавной власти на Руси и впервые в истории венчал Ивана Грозного царским венцом. До сих пор такое Царское венчание на трон могли производить только Константинопольский патриарх и Римский Папа. Митрополит Макарий хотел видеть Москву центром православного мира. Сам святитель обращаясь к Ивану Грозному сказал: "Это место для Вас избрал сам Господь Бог на этой земле и Своей милостью на Свой престол вознёс. Ты же бояр и вельмож своих жалуй, береги князей, детей боярских и всё христолюбивое воинство, будь милостив и приветлив по царскому своему чину и сану"

Всё это было сделано без согласия Восточных патриархов. Но вскоре в Москву прибыла делегация из Константинополя попросить Москву о финансовой помощи, взамен они привезли частицу мощей св. Геортия Победоносца и Признание Царского венца святителя Макария над Иваном Грозным. Иван Грозный обещал помочь Византии, но ещё раз просил Константинополь подтвердить, что Византия его официально почитает Царём Руси. Константинополь не сразу был готов признать Ивана Грозного Царём венчанным на царство Макарием и греки хотели сами перевенчать Ивана Грозного венцом от Константинопольского патриарха. Но всё решил случай покорения Казанского Царства.

Так же Иван грозный оказал финансовую помощь Синайскому Монастырю и взамен просил Александрийского патриарха молиться за него как за царя Российского.

А вот Литва и Польша царский венец от митрополита Макария над Иваном Грозным не признавали и продолжали Ивана Грозного считать князем. Святитель Макарий даже обращался к католическому духовенству Литвы и Польши, чтобы католические епископы способствовали признанию перед своими князьями и Государями.

Вскоре в Москве произошла засуха и сильный пожар, сгорело митрополичье подворье, у владыки был сильный ожог правого глаза. Когда у митрополита спросили, как с ним могло такое произойти, то митрополит Макарий ответил: "Всё это по грехам моим!"

В 1547 и 1549 годах созвал в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых, среди которых Александр Невский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский... . В связи с прославлением новых святых под руководством митрополита была проделана большая работа по составлению житий.

Именно митрополит Макарий Московский прославил в 1549 году в лике святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.

При нём в 1551 году состоялся знаменитый Стоглавый Поместный собор Русской православной церкви. Сочувствуя иосифлянам, доминировавшим на Стоглавом соборе, он не допустил принятия закона о секуляризации монастырских земель, продвигаемого протопопом Сильвестром.

Немало усилий Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нём была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг.

Святитель Макарий рукоположил 21 епископа. При святителе Макарии появились Полоцкая и казанская кафедры епископа.

Святитель Макарий не боялся вступать в диалог с лютеранскими епископами прибывшими из Швеции и с католическими епископами из Польши.

Именно святитель Макарий ввёл традицию в Вербное Воскресенье вьезжать главе Русской Церкви к храму на осляти.

Что касается богослужебных указаний в Русской Церкви, митрополит Макарий издавал все указы только по своему усмотрению, Царь Иван грозный при митрополите Мокарии в Церковные дела не вмешивался и относился ко святителю с большим почтением..

святитель Макарий осветил первый Покровский храм, ныне на этом месте храм Василия Блаженного, но именно Василий Блаженный при жизни посещал богослужения святителя Макария.

Святитель Макарий крестил и отпевал членов царского дома Ивана Грозного. Отпевал первую русскую царицу Анастасию Романову. Он же крестил Черкасскую княжну Марию, а потом и венчал её с царём.

Святитель ежедневно читал священное писание и хорошо его знал. Лично боролся с разговорами и смехом в храме..

После падения Избранной рады в 1560 году Макарий — единственный из её членов — не был подвергнут преследованиям.

3 декабря 1563 года митрополит Макарий извещал государя, что по немощи намерен оставить митрополию и «отъити на молчалное житие» на место своего пострижения в Пафнутиев монастырь. Государь вместе с наследником явился на митрополичье подворье и умолял его не оставлять митрополии. Только 21 декабря он дал согласие оставаться на кафедре, но через 10 дней, в последний день 1563 года, владыка Макарий скончался.

1 января 1564 года состоялось его погребение в Успенском соборе. Погребение возглавил Ростовский архиепископ Никандр, ему сослужили 4 епископа.

Святитель Макарий был 16 лет вторым лицом Русской Церкви, а потом ещё более 20 лет возглавлял её.

НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О СВЯТИТЕЛЕ МОСКОВСКОМ МАКАРИИ


Интересно то, что в Русской Церкви белые митрополичьи клобуки носили только святители Петр и Алексий, все другие святители, главы Русской Церкви. митрополиты Московские носили чёрные клобуки. Белые клобуки в истории Русской Церкви носили только Новгородские владыки и только новгородские владыки запечатывали свои письма и грамоты красной печатью, а московские митрополиты, как и все другие епископы России, чёрной.

Известно, что митрополит Макарий был 16 лет владыкой новгородской кафедры и имел преимущество над всеми другими русскими владыками носить белый клобук и запечатывать письма красной печатью.

А потому, когда его повысили в митрополиты на Московскую кафедру, он отказался сложить с себя белый клобук и продолжил носить белый клобук и запечатывать письма красной печатью.

Популярность митрополита была такой высокой, что ни кто не посмел от владыки снять белый клобук. А Царь Иван грозный в Церковные дела не вмешивался. Белый клобук на московском митрополите считалось личным делом самого владыки, а митрополит сам считал, что если его повысили в сане, то не может же он одеть одежды, которые носят владыки стоящие ниже владыки Новгородского.

при этом можно говорить, что святитель Макарий клобук белого цвета и красную печать использовал "самоуправно" против канонов Русской Церкви и только после его земной кончины, когда встал вопрос, а какого цвета клобук теперь должен носить митрополит Московский, официально было решено, пусть будет БЕЛОГО по примеру первых святителей Петра и Алексия и так же утвердили красную печать для митрополита Московского.

Историки говорят, что по литературной деятельности, святитель Макарий был человек выдающийся начитанности. Но вот говорить о его мышлении как человека государственного, то познаний по небогословским предметам у него не было, не было и систематического для того времени образования ибо святитель даже не имел школьного образования.

А потому, он ни как не мог участвовать в воспитании юного царя Ивана Грозного и быть его учителем. Этот факт митрополит переживал с грустью. Он ощущал себя стоящим в стороне от царя. И потому надо было приблизиться и что-то предпринять. Тут и созрела мысль, "толкнуть идею" 16 летнему правителю России, что хватит быть князем, надо становиться Царём. Ивану Грозному идея понравилась и уже на другой день он сам от себя провозгласил, что хочет быть Царём и чтобы митрополит Макарий венчал его на Царство. Всю дальнейшую жизнь царь и святитель были очень благодарны друг другу. За один вечер было сделано больше, чем если бы за 16 лет воспитания юного царя.

Святитель Макарий был первым предстоятелем Русской Церкви, который был согласен вести переговоры с лютеранами и католиками на равных и этим он тоже возвысил Церковь, ведь ни до него, ни после святители отказывались от всяких диалогов с Западом. И тут мы видим, что святитель Макарий уже ведя переговоры с зарубежными епископами выступает в роли международного политика.

До митрополита Макария в Русской Церкви было 22 русских святых, святитель Макарий канонизировал в своё правление 39 русских святых.

Интересные данные, что ранее первенство в Церкви имели монашествующие священники, но митрополит Макарий вначале был женатым священником и известно, что у него была дочь, которая умерла ко времени митрополичьего сана. Возможно потому, святитель проявлял особую заботу о белом женатом духовенстве и считался очень добрым владыкой, который победил консервативный деспотизм особенно по отношению монахов к женатым священникам.

Святитель Макарий знаменит тем, что в период времени его архипастырской деятельности, по его инициативе или под его влиянием, в церковно-исторической жизни совершились такие события, которым подобных ни чего не было в предшествующей истории.


Саккос митрополита Макария. 1549. Москва, мастерские кремля. Ткани - Италия, 1-я пол. 16 века. Золотный бархат, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, шитье, басма. На облачении вышита надпись, что этот саккос был подарен митрополиту Макарию царем Иваном IV "на славу и хвалу Богу и на честь со многолетнее здравие своему царству и благоденству".

 

Возможно, будет полезно почитать: