Изменения в области права в годы первой мировой войны. Государство и право россии в период первой мировой войны (1914—1917) Судебное право до начала первой мировой войны

В рассматриваемый период главным источником права становится закон. По своему содержанию законы делились на:

Предписывающие;

Восполнительные.

По пространству действия законы делились на:

Общие - действовавшие на всей территории государства;

Местные - действовавшие на определенной части государства;

Особенные - действовавшие в отношении определенной категории дел;

Специальные - действовавшие в отношении особых групп лиц.

Действие закона во времени начиналось с момента его опубликования. Если в законе не указывался срок вступления его в законную силу, то он определялся моментом получения на данной территории листа сенатского издания Собрания узаконений и распоряжений правительства.

В систему источников права данного периода стали включаться постановления Совета министров и мнения Государственного совета. Эти нормативные акты носили подзаконный характер и были обязательны для всех исполнительных органов.

Совет министров также издавал положения и указы. Первые носили правоустанавливающий характер и определяли структуру, функции органов власти и управления. Вторые были направлены на реализацию конкретных правовых действий.

В качестве одной из приоритетных задач законодатель определил правовое регулирование экономики.

Получило развитие понятие юридического лица. Определялись виды юридических лиц:

Публичные - казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления;

Частные - соединения (общества, товарищества) и учреждения.

Для образования юридического лица требовалось соглашение нескольких лиц, утверждаемое в концессионном или явочном порядке, т. е. утверждаемое представителями органов власти или путем регистрации.

Товарищества подразделялись на полное, на вере и акционерное. В качестве субъектов хозяйственной деятельности могли выступать торгово-промышленные предприятия. Они имели форму треста, синдиката, концерна или акционерного общества.

В годы первой мировой войны в сфере экономических отношений применялись чрезвычайные меры: использование военно-промышленными комитетами административных методов регулирования, контролирование деятельности государственных хозяйственных структур особыми совещаниями, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции, ограничения на совершение сделок с некоторыми товарами и др.

Характерной особенностью в области судебного права является либерализация судебного процесса. С 1885 г. отменялась публичная казнь. В 1886 г. присяжным были предоставлены новые процессуальные права. С 1899 г. в судебных палатах вводилось обязательное назначение защитника. В 1909 г. был разработан институт условно-досрочного освобождения. С 1910 г. время, проведенное обвиняемым в предварительном заключении, стало включаться в срок заключения.

С развитием хозяйственных отношений появляется прообраз будущего арбитража - административная юстиция.

В годы первой мировой войны в районах, объявленных на военном положении, судебная власть принадлежала военно-окружным судам и Главному военному суду. При чрезвычайных обстоятельствах могли образовываться военно-полевые суды, для которых характерны следующие черты: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

Существенное влияние на развитие права оказала I мировая война. С объявлением войны 50 губерний России были переведены на военное положение, а остальные - на положение чрезвычайной охраны.

Это означало, что власть на местах переходила в руки военного ведомства.

Со дня объявления войны, т. е. с 20 июля 1914 года была установлена военная цензура, которой подлежали произведения печати, почтовые отправления и телеграммы, тексты речей и докладов. Летом 1915 года был установлен перечень сведений, за разглашение которых устанавливалась такая же уголовная ответственность, как за измену. К ним приравнивалась информация о демонстрациях и стачках.

В связи с войной судопроизводство было переведено на рельсы военного времени. Был изменен IУ раздел военно-судебного устава. В главе "О судопроизводстве" устанавливалось, что военно-судебная власть в районе военных действий принадлежит военному суду или кассационному присутствию. Подсудности военно-полевых судов подлежали лица, принадлежащие к армии, жители оккупированных областей неприятеля, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении и военнопленные.

Во время войны были приняты ряд законодательных актов, продиктованных условиями военного времени.

В июле 1914 года устанавливается уголовная ответственность за нарушение военно-судовой повинности, а позднее - за умышленное членовредительство с целью уклонения от службы.

Еще в ХIХ в. была установлена уголовная ответственность:

· за преднамеренное повышение цен на продовольствие;

· за повышение или понижение цен в ущерб третьим лицам.

В этот период эти статьи применялись против крупного капитала и носили характер "антимонополистического законодательства".

Весной 1915 года была установлена уголовная ответственность за уклонение от государственных заказов. С лета 1915 года устанавливается уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья, позднее - за нарушение запретительных законов в торговле и промышленности иностранными подданными, за взятие и промедление в выполнении госзаказов.

Несмотря на попытки царизма придать экономической политике репрессивный характер, преступления в торгово-промышленной сфере продолжали процветать. Уголовные дела по ним, как правило, до судебного разбирательства не доводились.

Интенсивная законодательная деятельность правительства отразилась и на праве собственности, причем наиболее существенные изменения происходили в торгово-промышленном законодательстве.

В период империализма собственность эксплуататорских классов была представлена в форме капиталистической и феодально-помещичьей. Активное распространение получило буржуазное землевладение, которое к 1916 году составило 1/3 всех сельскохозяйственных угодий.

Собственность определялась как установленная гражданскими законами власть исключительно и независимо от постороннего лица владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно. Такое определение полностью соответствовало буржуазному характеру собственность, в то же время было гарантией охраны собственности землевладельцев. Права собственников земли распространялись как на поверхность, так и недра земли.

Основные принципы права собственности в период мировой войны остались неизменными, но в условиях войны принцип частной собственности вступал в противоречие с общегосударственными интересами, что вынудило государство вмешиваться в прерогативы собственника. Кроме того, для государственно-монополистического капитала характерны ограничение прав собственника государством.

Практиковалась принудительное сокращение собственности на движимое и недвижимое имущество.

Имели место обмен или выкуп земель на строительство железных дорог.

Практиковалась реквизиция сырья и материалов (законодательство предусматривало, что любые товары и механизмы могли быть изъяты у собственника, если этого требовали интересы государства, на практике эти меры осуществлялись по максимальной стоимости).

В отношении малоперспективных частно-капиталистических предприятий применялся секвестр временное изъятие их у собственников и передача в распоряжение государственной администрации.

Следует отметить, что все эти мероприятия осуществлялись в условиях сильного сопротивления буржуазии против покушения на их собственность.

Обязательственное право получило дальнейшее развитие в торгово-промышленной сфере. Развивались такие виды договоров, как договоры страхования, перевозки по железным дорогам, усложнялись биржевые сделки. Закреплялись правовые понятия: акция, фирма, товарный знак и т. д.

Буржуазный принцип свободы договоров допускал любые отклонения от действующих правил, кроме запрещенных законом.

На войне потребовалось вмешательство государства в договорно-хозяйственные связи. Если все воюющие страны широко применяли мораторий договоров, регулируя свободу товарооборота и рынка, то Россия заморозила лишь вексельные отношения. Минимальные ограничения обязательственно-правовых отношений укрепило позиции монополистической буржуазии.

Вместе с тем, с сентября 1914 года оборонные предприятия получали принудительные гос. заказы переходили под контроль государства. Свобода поставки сырья и материалов была ликвидирована, запрещены сделки с представителями других стран на все категории товаров и сырья.

С образованием особых совещаний появилась возможность прямого воздействия на хозяйственную жизнь. Был поставлен вопрос о полном запрещении рыночных сделок на топливо и ряд дефицитных товаров. Но ни в какой период, даже когда положение было особо критическим, государству не удалось установить ограничения на обмен государственной монополии на товары и сырье.

Буржуазия пользовалась свободой товарооборота и строило договорные отношения на основе собственных интересов.

Таким образом, на развития гражданского права существенное влияние оказали I мировая война и развивающиеся капиталистические отношения. В условиях войны царизм вмешивается в прерогативу собственника, что вызывает сильное противодействие со стороны буржуазии.

Пояснения:

  1. Контрольная работа выкладывается автором (мной), разрешаю использовать ее на свое усмотрение за исключением размещения на сторонних интернет ресурсах.;
  2. У данной контрольной работы существует ряд недостатков. Мои замечания: содержание последних двух пунктов оставляет желать лучшего (работа писалась в спешке), в том числе не раскрыты в должной мере темы взаимоотношения военных и гражданских властей (ее и вовсе стоило бы переписать), сепаратистских тенденций, да впрочем все темы пунктов 3 и 4 не раскрыты и как уже упоминал выше оставляют желать лучшего. Замечания преподавателя: «в ней больше о государстве чем о праве».
  3. Скачать ее можно скопировав в необходимый вам файл.

Контрольная работа

по истории отечественного государства и права

на тему: «Государство и право России в годы первой мировой войны.»

Введение 3

1.1 Монарх и народное представительство в годы войны. 4

1.2 Проблемы власти. 6

1.3 Степень милитаризации и централизации государственного управления.7

2.1 Система особых совещаний. 8

2.2 Военно-промышленные комитеты. 10

2.3 Изменение структуры и сферы деятельности органов общественного управления. 11

3.1 Взаимоотношение военных и гражданских властей. 13

3.2 Состояние межрегиональных связей. 14

3.3 Сепаратистские тенденции. 15

4.1 Ограничение сферы гражданского права. 16

4.2 Принудительное кооперирование и синдицирование. 17

4.3 Введение фиксированных цен. 18

Заключение 19

Список использованных источников 20

лист 2

Введение

Вплоть до настоящего времени многие процессы развивавшиеся в годы первой мировой войны, особенно за пределами Санкт-Петербурга и Москвы, остаются малоизученными. Между тем, во время первой мировой войны происходили процессы изменившие общественные отношения в стране, государственную и правовую системы. И которые позволили в достаточной мере осветить проблемы государства и общества того времени, многие из которых вполне актуальны и сейчас.

Первая мировая война, начавшаяся 28 июля 1914 года и продлившаяся до 11 ноября 1918, и события происходившие в ее период, на территории России и за ее пределами, оказали огромное, решающее значение на будущее страны. Современная Россия, ее государство, правовая система и во многом менталитет населяющих ее граждан, являются в значительной степени следствием происходивших в начале 20 века событий. Историю государства и права времен первой мировой войны следует изучать и знать как минимум для того, чтобы не допускать подобных ошибок в настоящем и будущем, как впрочем и историю России и мира в целом.

Цель данной контрольной работы рассмотреть и исследовать тему государства и права России в период первой мировой войны, а именно в основном ряд следующих тем: изменение соотношения полномочий высших органов государственной власти, цели и содержание реформ государственного управления в годы войны, местное управление и его состояние в условиях войны, влияние войны на правовую систему. В заключении будут приведены выводы сделанные на основании материалов контрольной работы и использованных мной источников информации.

При написании контрольной работы мной в том числе были использованы следующие источники информации. Взятые в библиотеке института два учебника по истории государства и права России, Титова Ю. П. и Исаева И. А.; учебное пособие Ежова М. В. и Ежовой Г. В. «История государственного управления и государственной службы России»; учебное пособие Титова Ю. П. «Хрестоматия по истории государства и права России». Взятые в Российской национальной библиотеке: издание Флоринского М. Ф. «Кризис государственного управления в России в годы первой мировой войны: Совет министров в 1914-1917 гг.»; учебное пособие Китаниной Т. М. «Россия в первой мировой войне 1914-1917 годы»; книгу Скрипилева Е. А. и других авторов «Развитие русского права во второй половине 19 - начале 20 века»; издание «Государственный строй Российской империи накануне крушения. Сборник законодательных актов.» составителей Чистякова О. И. и Кутьина Г. А.; книгу Ерошкина Н. П. «История государственных учреждений дореволюционной России»; книгу Шевырина В. М. «Государственная Дума в России (1906-1917)»; книгу Айрапетова О. Р. «Либералы, генералы и предприниматели: работа на фронт и революцию (1907-1917) и ряд иных источников приведенных в конце контрольной работы.

лист 3

1.Изменение соотношения полномочий высших органов государственной власти:

1.1 Монарх и народное представительство в годы войны.

Народным представительством в Российской империи в годы первой мировой войны являлась Государственная Дума, чей 4 созыв произошел 15 ноября 1912 года. Государственная Дума 4 созыва приступила к своей работе в повышенном оппозиционном тоне, в значительной степени отражавшем рост и увеличение активности оппозиционных, антиправительственных тенденций в стране. В Государственной Думе 4 созыва намечались тенденции к ее политическому оживлению, несмотря на давление правительства во время выборов, а также на тот факт, что в Государственной Думе 4 созыва произошло увеличение количества депутатов от правых партий, в целом сохранилось количество депутатов от левых партий, более половины депутатов являлись дворянами. Отношения Государственной Думы 4 созыва с правительством и монархом не редко были натянуты настолько, что монархом и министрами всерьез решался вопрос ее окончательного роспуска, и дальнейшем превращении ее в законосовещательный орган. Пожалуй наиболее высокая вероятность осуществления этого была осенью 1915 года, когда у министра внутренних дел Маклакова Н. А. были уже заготовлены соответствующие бумаги, подписанные царем. За все время существования Государственной Думы 4 созыва было созвано пять сессий, не считая чрезвычайную однодневную 26 июля 1914 года. За все время существования Думы конфликт с монархом и правительством оставался нерешенным, временно затухая, а иногда разгораясь с новой силой, и в определенной степени являясь отражением тяжелого положения в стране и царивших в обществе настроений. Дума неоднократно распускалась и отправлялась на каникулы, тем не менее распустить ее окончательно монарх и правительство так и не решились.

26 июля 1914 года Государственная Дума была собрана на один день. Цель ее сбора - выделение военных кредитов. Общие настроения: выступления с призывами сплотиться вокруг монарха, отложить внутренние споры с правительством, большевистская и меньшевистская социал-демократическая фракция выступили с осуждением войны и покинули зал заседаний.

27 января 1915 года - открылась третья сессия Государственной Думы. Цель ее сбора - принятие бюджета. Общие настроения: заявления о хранении единства страны Думой во имя победоносного окончания войны. После принятия бюджета Дума была распущена монархом 29 января 1915 года.

С ухудшением положения на фронте и недовольством властью в обществе активизировалась и оппозиционная деятельность Думы.

5 ноября 1915 года произошел арест большевистских депутатов. Их приговорили к ссылке на вечное поселение в Сибирь.

лист 4

19 июля 1915 года - открылась четвертая сессия Государственной Думы. Кадетами, октябристами, думским большинством (за исключением крайне правых партий) заявлялись требования создания министерства общественного доверия (правительство доверия). В четвертую сессию был принят законопроект о создании Особого совещания при военном министерстве для объединения мероприятий по обороне государства. 11 и 12 августа на совещаниях Государственной Думы и Государственного совета с участием думских фракций - прогрессистов, кадетов, «Союза 17 октября», земцев-октябристов, националистов и двух групп Государственного совета - академической и центра - был по сути основан так называемый «Прогрессивный блок» составлявший абсолютное большинство Думы (236 депутатов из 420). Цель их программы - обеспечение сохранения внутреннего мира и устранение розни между националистами и классами. Деятельность Прогрессивного блока была направлена на поиск компромисса с властью, при котором могло бы появиться министерство общественного доверия. Монарх 22 августа заявил: «Мне была нужна Дума для обеспечения обороны. Теперь вся программа исполнена. Остальное - по 87 статье». 3 сентября 1915 года четвертая сессия Государственной Думы была прервана, во многом этому способствовали заявления и требования фракций о создании министерства общественного доверия. Сессия затем была продолжена с 9 февраля по 20 июня 1916 года.

1 ноября 1916 года - открылась пятая сессия Государственной Думы, заседания во время которой продолжались до 16 декабря 1916 года. Затем 14 февраля 1917 года император объявил о продолжении заседаний Думы. Во время острого революционного кризиса, 25 февраля 1917 года император приостановил деятельность Думы.

27 февраля 1917 года - был создан Временный комитет Государственной Думы, принявший участие в формировании Временного правительства.

6 октября 1917 года - Государственная Дума 4 созыва была распущена указом Временного правительства в связи с назначением выборов во Всероссийское учредительное собрание.

В целом несмотря на оппозиционные заявления и даже можно сказать деятельность, Дума не снискала себе популярности в обществе, за многочисленными речами Думы стояло малое количество реальных дел.

Судя по всему у монарха имелось двойственное отношение к народному представительству и к общей ситуации в России. Он знал, что внутреннее положение в России крайне серьезное, что возможна революция. Но в тоже время Николай II не очень этому верил, считал, что народ ему предан, а уступки губительны. Делая уступки оппозиции, например меняя некоторых министров, он тем не менее не был готов пойти на более крупные преобразования, например создать министерство общественного доверия или каким-либо иным образом уменьшить в значительной мере свою власть (к примеру пойти по пути Великобритании).

лист 5

1.2 Проблемы власти.

Первая мировая война, начавшаяся в тот момент когда Россия была к ней совершенно неготова, создала ряд новых проблем и обострила множество уже существующих. Разумеется одной из основных проблем и ошибок в годы первой мировой войны является сам факт вступления России в войну. Не на том уровне были позиции правящих слоев и не в том состоянии находилось государство, чтобы можно было допустить очередную авантюру. Впрочем у власти хватало и иных проблем.

Основные проблемы власти в годы первой мировой войны:

1. Ослабление и дискредитация власти (в том числе в ходе русско-японской войны 1904-1905 годов и проведения соответствующей внутренней политики);

2. Недостаточная компетентность правительства, бюрократического и военного аппарата;

3. Революционные и оппозиционные тенденции в обществе, рост рабочего и крестьянского движения, массовое недовольство властью, антивоенные настроения, неспособность и нежелание большого количества лиц жить по старому и выносить еще при этом все тяготы затяжной войны;

4. Нежелание монарха и правящих кругов идти на сколь либо значительные уступки и реформы, отсутствие в полной мере ясного понимания сложившейся в стране обстановки, неспособность проводить грамотную и эффективную внутреннюю и внешнюю политику исходя из имеющейся на тот момент ситуации в стране;

5. Проблемы связанные с экономикой и недостаточный уровень ее развития, а также находящаяся далеко не в лучшем состоянии промышленность, включая зависимость промышленного сектора от внешних поставок.

Во время войны, по мере роста военных тягот и антиправительственных выступлений, недовольство правительством достигло своего апогея. Происходили не только многочисленные стачки (стачечное движение за все время войны достигло своего пика в январе 1917 года) и выступления рабочих, но и забастовки врачей, статистиков, учителей (бесправие, нужда и безвыходное положение учителей толкали их к активной общественной деятельности ) и людей многих иных специальностей, и принадлежащих к разным слоям общества.

С момента создания Особого совещания в тылу все больше стало проявляться двоевластие. Координация между Советом министров и Особым совещанием была плохо реализована и усугублялась расколом в самом кабинете министров на правое и левое крыло, и враждой друг с другом членов кабинета.

Осуществлять эффективное управление страной в подобных обстоятельствах было затруднительно.

лист 6

1.3 Степень милитаризации и централизации государственного управления.

С началом войны начали происходить определенные изменения в государственном управлении страны, с тенденциями к милитаризации и централизации. Проявлялось это в следующем.

С началом войны была утверждена военная цензура и был установлен перечень сведений, за разглашение которых устанавливалась ответственность, вплоть до уголовной. На военное положение на время войны были переведены 50 губерний, управление которыми было передано военному командованию.

После смерти в феврале 1915 г. председателя Комитета финансов С. Ю. Витте его место было занято председателем Совета министров И. Л. Горемыкиным. Таким образом Совет министров и Комитет финансов оказались под управлением одного лица, что исключало как потенциальные разногласия вышеупомянутых учреждений, так и нежелательную, особенно в условиях войны, независимость Комитета финансов от Совета министров, что упрощало в том числе и выделение денежных средств на военные расходы.

В 1915 году произошло создание Особых совещаний подконтрольных не буржуазии или иным частным лицам, а непосредственно правительству, что позволило поставить под контроль власти значительные сферы деятельности имеющие существенное значение, особенно в условиях войны.

В августе 1915 года встал вопрос о характере взаимоотношений министров с монархом, который стал впервые официально обсуждаться в правительстве. Политический кризис лета 1915 года оказал существенное влияние на дальнейшую эволюцию системы государственного управления страны и в частности на положение кабинета. Следствием кризиса стало возрастание личного воздействия монарха на работу государственного аппарата и падением роли официального правительства, а также укреплением позиций «закулисных» советников.

В целом власть, с начала войны и вплоть до крушения царского режима, пыталась сосредоточить в своих руках все касаемо управления государством. Несмотря на это, многие области государственного управления с развитием войны все больше подпадали под зависимость общественных организаций главенствующую роль в которых как правило играла буржуазия (Земгор) и обладателей значительных капиталов (пример тому Военно-промышленные комитеты), с чем правительство активно боролось. Милитаризация государственного управления страны в основном выражалась в принятии соответствующих законов, ограничении прав населения и введением военного положения с передачей управления военным, в переводе казенных и частных предприятий на выпуск продукции для армии, в финансировании армии в обход иных, не военных, отраслей, в усилении административно-полицейского гнета.

лист 7

2.Цели и содержание реформ государственного управления в годы войны:

2.1 Система особых совещаний.

В мае 1915 года - произошел созыв «Особого совещания для объединения мероприятий по обеспечению действующей армии предметами боевого и материального снабжения». Во многих литературных источниках это совещание называется «майским».

17 августа 1915 года — «Особое совещание для объединения мероприятий по обеспечению действующей армии предметами боевого и материального снабжения» было преобразовано в 4 Особых совещания: по обороне, продовольствию, перевозкам и топливу.

Таким образом летом 1915 года была создана система чрезвычайных органов — «Особых совещаний» состоящих из:

— Особого совещания по обороне (председатель - военный министр);

— Особого совещания по продовольствию (председатель - главноуправляющий землеустройством и земледелием, позднее министр земледелия);

— Особого совещания по перевозкам (председатель - министр путей сообщения);

— Особого совещания по топливу (председатель - министр торговли и промышленности);

— Особого совещания по устройству беженцев (председатель - министр внутренних дел).

26 сентября 1915 года - главное управление землеустройства и земледелия было преобразовано в министерство земледелия.

С созданием пяти Особых совещаний вместо одного возросли проблемы осуществления координации и совместной деятельности между Советом министров с одной стороны и Особыми совещаниями с другой, а также возросли проблемы осуществления координации и совместной деятельности между самими Особыми совещаниями. По факту иногда дело доходило едва ли не до полной неподвластности Совету министров (которому зачастую было крайне затруднительно в силу ряда причин вмешиваться как в деятельность Особых совещаний, так и осуществлять какой-либо контроль), несмотря на прописанную законом деятельность Совета министров , а также на тот факт, что законодательство об Особых совещаниях предусматривало определенные меры по координации деятельности этих учреждений.

лист 8

Цели создания системы Особых совещаний: намерения власти взять под собственный контроль все вопросы связанные с обеспечением необходимым армии и флота, ослабить позиции буржуазии (в Особых совещаниях доля буржуазии была незначительной) и общественных организаций, а также усовершенствовать систему государственного управления, подстроив ее под нужды военного времени.

Местными органами Особых совещаний являлись их комиссии и уполномоченные. Уполномоченные Особых совещаний на местах могли создавать местные совещания для обсуждения вопросов, входящих в компетенцию соответствующего Особого совещания.

Значительную, если не наибольшую, роль играло «Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению обороны государства», чьи полномочия доходили вплоть до секвестра и реквизиции имущества. Так в его ведение попал и Путиловский завод, до этого срывавший сроки выполнения военных заказов.

На местах Особое совещание по обороне было представлено заводскими совещаниями, по одному на несколько губерний.

Аппарат Особого совещания по обороне имел ряд комитетов и комиссий, включая и такой комитет как Комитет по делам металлургической промышленности Особого совещания по обороне.

Немалым значением обладали и другие Особые совещания, включая Особое совещание по продовольствию чья деятельность началась с установления фиксированных цен на хлеб при продаже его государственным закупщикам.

28 июня 1916 года - высочайшим указом «в целях дальнейшего успешного ведения войны и достижения окончательной победы» было решено провести согласование деятельности всех ведомств, в том числе и Особых совещаний, под руководством единой власти председателя Совета министров. При председателе Совета министров был создан надведомственный орган — «Особое совещание министров для объединения мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла».

Особым совещанием министров были приняты следующие меры направленные против общественных организаций: были закрыты некоторые съезды и собрания, уменьшена активность и стеснена деятельность военно-промышленных комитетов путем фактического прекращения передачи им правительственных заказов и осуществлением правительственного контроля за деятельностью этих комитетов.

Во время существования Особого совещания министров появилась система надведомственных особых чиновников. В чьи задачи входило отправляться в те или иные местности и осуществлять контроль за реализацией определенного мероприятия. Надведомственные особые чиновники были наделены чрезвычайными полномочиями.

В конце декабря 1916 года - Особое совещание министров прекратило свою деятельность.

лист 9

2.2 Военно-промышленные комитеты.

Май 1915 года - на 9 съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов с целью лучшей организации промышленной деятельности и участия в управлении государственной экономикой.

Июль 1915 года - прошел первый съезд военно-промышленных комитетов на котором было принято решение о привлечении к сотрудничеству в комитетах рабочих.

27 августа 1915 года - было принято «Положение о военно-промышленных комитетах» которое определило функции и узаконило их деятельность.

К функциям военно-промышленных комитетов относилось: посредничество между властью и промышленниками, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование закупок у иных стран, мобилизация торговли, регулирование транспорта, контроль над рынком труда.

Не без помощи меньшевиков — оборонцев осенью 1915 года были проведены двухстепенные выборы в рабочие группы при военно-промышленных комитетах. Вдохновляемые оборонцами - меньшевиками, рабочие группы стремились установить «классовый мир» с капиталистами с помощью разбора их конфликтов в так называемых «примирительных камерах», создаваемые ими же биржи труда облегчали капиталистам набор рабочей силы.

Существовали центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

В состав Центрального военно-промышленного комитета входили 10 представителей от Совета торговли и промышленности, по 3 от каждого областного военно-промышленного комитета, по 3 от Всероссийского земского и Всероссийского городского союзов, по 2 от городских дум Петрограда и Москвы, по 2 от Всероссийской сельскохозяйственной палаты и 5 от Комитета военно-технической помощи.

Не менее сложной организацией обладали и местные комитеты. Особой значимостью, среди местных комитетов, обладал Московский военно-промышленный комитет, который объединял деятельность 64 комитетов 15 центральных губерний страны.

Военно-промышленные комитеты политически и экономически служили делу объединения буржуазии, способствовали получению выгодных заказов и соблюдению интересов буржуазии, а также играли существенную роль в снабжении армии всем необходимым.

лист 10

2.3 Изменение структуры и сферы деятельности органов общественного управления.

В июле - августе 1914 года по инициативе буржуазии и ряда помещиков произошло создание Всероссийского земского союза и Всероссийского союза городов. Всероссийский земский союз был основан на базе существовавшей с 1904 г. Общеземской организации. Всероссийский земский и Всероссийский городской союзы были крупнейшими органами общественного управления России времен первой мировой войны.

Высшим органом Всероссийского земского союза являлся съезд уполномоченных земств, по 2 уполномоченных от каждой земской губернии (от губернского земского собрания и губернской земской управы).

Между съездами уполномоченных земств делами ведал Главный комитет состоящий из 10 членов во главе с главноуполномоченным (первым был князь Г. Е. Львов).

В конце 1914 - начале 1915 года были созданы фронтовые комитеты Всероссийского земского союза.

Всероссийский союз городов был основан на совещании городских голов 8-9 августа 1914 г. и состоял из съезда уполномоченных от органов городского самоуправления и Главного комитета из 10 членов, а также областных, городских и фронтовых комитетов.

Изначально полномочия союзов заключались в заведовании военно-санитарным делом, в ходе войны их полномочия и функции расширялись. В 1915 году ими было получено разрешение на снабжение армии и фронта. В дальнейшем государственными органами им были переданы права связанные с посреднической деятельностью. В структуре главных комитетов появлялись такие отделы как: заготовительный, продовольственный, эвакуационный, санитарный и другие.

Руководящая роль в союзам принадлежала буржуазии и связанным с капиталистической деятельностью помещикам. Те и другие были заинтересованы в обогащении на военных заказах. Несмотря на относительно скромные хозяйственно - административные функции союзов их создание и дальнейшее развитие связанное с расширением функций и прав свидетельствовало о возрастании роли буржуазии в стране.

Во многом на основании того, что функции Всероссийского земского и Всероссийского городского союзов были схожи и их интересы пересекались, в июле 1915 г. в центре и на местах произошло учреждение объединенных органов, призванных координировать деятельность обеих союзов, а именно учреждение Главного комитета по снабжению армии (Земгор) .

Многим членам Всероссийских союзов удалось избежать призыва на фронт.

лист 11

Земгор по сути стал исполнять функции дополнительной снабженческой организации. Он имел собственные предприятия, мастерские и магазины. В его состав входили многочисленные комитеты, отделы и учреждения (химический отдел, кожевенный комитет и т. д.).

16 ноября 1915 г. — правительством было признано существование Земгора (был издан соответствующий закон).

7-9 сентября 1915 г. — произошло создание «Собежа» — органа попечительства беженцев. Это произошло на 3 съезде Всероссийского союза городов.

Всероссийский земский и Всероссийский городской союзы, а также их органы, с ростом их функций полномочий и увеличением охвата различных сфер страны своей деятельностью, создавали потенциальную угрозу для правительства. Одним из следствием этого стало создание Особых совещаний и Главного управления санитарным делом.

С падением царского режима Союзы не исчезли бесследно, так к примеру деятельность Временного правительства во многом была связана преемственностью с Всероссийскими земскими организациями, многие члены Всероссийского земского и Всероссийского городского союзов, Земгора и Военно-промышленных комитетов заняли руководящие посты в аппарате Временного правительства.

лист 12

3.Местное управление и его состояние в условиях войны:

3.1 Взаимоотношение военных и гражданских властей.

Во время войны во главе государства стояли два органа верховной власти: правительство и верховное командование вооруженными силами, чьи взаимоотношения были прописаны в изданных «Положении о полевом управлении войсками в военное время» и «Правилами о местностях, объявленных на военном положении», причем установлены они были неполно и недостаточно определенно. Тем более «Положение о полевом управлении войсками в военное время» к началу войны не было еще разработано окончательно.

Перемещения из местности подконтрольной гражданским властям в местности подконтрольные военным властям и наоборот было затруднено даже для требуемых армии специалистов, требовались специальные пропуска и прочие, зачастую чрезмерные и формальные процедуры.

С началом войны были внесены изменения и в судебные органы, так на местностях объявленных на военном положении, согласно новой редакции раздела «О суде в военное время», судебная власть стала принадлежать военно-окружным судам и Главному военному суду, таким образом судебные функции в вышеупомянутых местностях по сути перешли к военным властям. На время войны были переведены на военное положение 50 губерний. Военные власти имели право регулировать въезд и выезд из губернии, осуществлять реквизиции, воспрещать вывоз средств требуемых или тех которые могут потребоваться для военных действий, а также принимать иные меры для охраны государственного порядка и успешного ведения войны.

В силу многочисленных причин управление тылом и координация деятельности гражданских и военных властей была затруднена. Да и сами военные власти зачастую не были способны эффективно исполнять возложенные на них обязанности.

лист 13

3.2 Состояние межрегиональных связей.

В России для целей лучшего общего управления и связи регионов с центром, а также между собой было организовано общее административное деление (губернское) и специальное (для целей отдельных ведомств) к которому относились судебные и военные округа, епархии и т. д.

В годы войны с увеличением сложностей связи регионов с центром, а также зачастую и друг с другом, центр принятия решений по деятельности того или иного региона был перенесен из столицы в сами регионы. Разная региональная политика в каждом из регионов стала обычным явлением. Под влиянием потребностей военного времени усиливается значение управляющих структур региона. На региональный уровень были делегированы дополнительные государственные функции, связанные с обороной страны, во многом происходит обособленность управленческих и экономических структур региона.

В годы войны происходит увеличение власти губернаторов, расширения их полномочий в соответствии с Положением о чрезвычайной охране. Возрастает значение личного фактора в местном управлении.

В целом с развитием войны и поражениями на фронте государство утрачивает связь с целыми регионами оказавшимися под оккупацией, также происходит еще большее увеличение трудностей поддержания связей и координации деятельности между многими регионами и центром поэтому мне видится вполне логичным увеличение властных функций губернаторов и делегированием регионам возможности самостоятельно принимать многие решения.

лист 14

3.3 Сепаратистские тенденции.

В годы первой мировой войны в стране активизировались определенные сепаратистские тенденции (в том числе на территориях Польши, Финляндии, Украины), однако пик их активности, повлекших к отделению от России многих государств, пришелся на годы после крушения царского режима. Сопротивляться сепаратизму, в условиях продолжавшейся войны и иных сложностей, пришедшее к власти правительство было мало способно. Если говорить о последовавшей затем «февральской революции», то власть сменившая Временное правительство и не имеющая признания ни за рубежом , ни на многих российских территориях аналогично не была способна многое сделать для предотвращения отделения от России множества государств, да и не до того ей было.

Во время первой мировой войны на территории Финляндии стало образовываться так называемое «егерское движение» ставящее цель отделения Финляндского княжества от России при поддержке Германии.

Украинский сепаратизм во время первой мировой войны, поддерживаемый средствами Центральных держав, так и не вылился в сколько-нибудь серьезные мероприятия направленные на отделение Украины от России, впрочем первая мировая война была с воодушевлением встречена многими украинскими сепаратистами.

17 марта 1917 года - Временное правительство признало независимость Польши при условии свободного военного союза с Россией.

В июле 1917 года - парламент Финляндии провозгласил независимость страны от России.

С приходом к власти Временного правительства происходят попытки отделения Украины от России, вылившиеся в итоге в отсутствие признания власти России.

В июле 1917 года - активизировались усилия белорусских национальных сил добивавшихся автономии Белоруссии.

В целом после крушения царского режима начался активный процесс отделения от России государств до этого находившихся в ее составе. К тому имелись определенные причины сложившиеся не только в ходе мировой войны, но и имеющие определенные корни в более ранних исторических периодах.

лист 15

4. Влияние войны на правовую систему:

4.1 Ограничение сферы гражданского права.

С началом войны, как этого можно было и ожидать, были введены определенные ограничения и произошли определенные изменения сферы гражданского права. Стали появляться положения, законы и указы чье появление подстраивало право под нужды военного времени.

Для обеспечения нужд фронта активно стали применяться реквизиции продовольствия (стал также вестись его учет), лошадей, промышленного сырья и т. д.

Промышленные предприятия обязывались правительством к принятию и исполнению военных заказов, к переводу своих производств на «военные рельсы».

Были введены автомобильная и гужевая повинность.

Были приостановлены выплаты по векселям в местностях объявленных на военном положении.

Призванные в армию на законных основаниях могли расторгнуть договор найма жилищной площади (домов, квартир и т. д.).

Во время войны нарушались права живших в России немцев.

Что же касается отношения к частной собственности во времена Временного правительства (с момента крушения царского режима и до февральской революции), то отношение к ней было уважительное, конечно в то время в стране по факту творилось многое, но если говорить о существующих на тот момент законах, как оставшихся с царских времен, так и изданных Временным правительством, то это было действительно так. Хотя и из этого правила допускались определенные исключения, тем не менее при соблюдении определенных процедур и вознаграждении собственников.

Во период существования Временного правительства основным источником гражданского права оставалась часть первая десятого тома Свода законов Российской империи.

В качестве примера отношения Временного правительства к частной собственности могу привести следующее: «Летом 1917 один из членов дома Романовых, принц Ольденбургский решил продать свой дворец Министерству просвещения за 4 миллиона рублей. Возник вопрос о том, насколько законна данная сделка, т. е. является ли дворец собственностью принца. Дело поступило на заключение Юридического совещания. Последнее постановило: сделка законна, так как дворцы, драгоценности, вклады в банках и прочее имущество царя и членов дома Романовых принадлежит им на правах приобретенной ими личным трудом личной собственности, и потому и не могут отчуждаться помимо воли собственника. Собственник же имеет полное право распоряжаться своей собственностью по личному усмотрению. На основании этого заключения Временное правительство выделило Министерству просвещения средства для приобретения дворца.

лист 16

4.2 Принудительное кооперирование и синдицирование.

Во время войны широкий размах приобрело кооперирование и синдицирование, впрочем активное создание синдикатов велось и накануне первой мировой войны, так были созданы: «медь», «продуголь», «кровля» и множество других. С началом войны наряду с широко распространенными на тот момент синдикатами стали появляться и высшие формы монополистических объединений - тресты и концерны.

В принудительное кооперирование немалую лепту внесли и Особые совещания. Так Особое совещание по обороне занималось в том числе и объединением предприятий (включая заводы) в группы для лучшего выполнения военных заказов. В центр подобной группы ставился основной военный завод, остальные присоединялись к нему в основном для выполнения вспомогательных операций. Подобное кооперирование промышленности позволило увеличить выпуск требуемого войскам страны вооружения. Таким образом было создано немалое число новых синдикатов.

Также происходили процессы объединения деятельности «кустарей», подчинения их более крупным предприятиям. Многие незначительные, «мелкие» заказы передавались крупными предприятиями кустарным производствам, зачастую против их воли.

Хватало и таких владельцев которые сами проявляли инициативу объединения своих предприятий (А. З. Михаловский тому пример), как под своим руководством, так и иными образами. Военные заказы приносили высокие прибыли и отличались стабильностью, способные и готовые платить армия и флот являлись хорошими покупателями.

лист 17

4.3 Введение фиксированных цен.

17 августа 1915 г. произошло установление фиксированных цен на продовольствие при покупке его у производителей (крестьян) внутри страны государственными закупщиками при тенденциях понижения закупочных цен, произошло это по инициативе Особого совещания по продовольствию.

В целом происходило следующее. Цены на продовольствие властью были заморожены, цены на промышленные изделия росли. Как следствие нарушался торговый обмен между городом и деревней. Властью активно проводились реквизиции, была установлена карточная система реализации продовольственной продукции.

Осенью 1916 г. были установлены «твердые цены» на сельскохозяйственную продукцию, что послужило ростом цен на нее на «черном рынке». Образовывался дефицит продуктов, рост недовольства населения увеличивался, возрос уровень коррупции.

Исходя из всего вышеназванного думаю можно считать принятые правительством меры по введению фиксированных цен проектом несколько не продуманным.

лист 18

Заключение

Результатом вступления России в войну стал распад страны, хаос и беззаконие длившееся продолжительное время на ее территории и начавшаяся впоследствии гражданская война. Государство совершенно не было готово к войне, ни в плане развития экономики, промышленности и сделанных запасов, ни в плане отсутствующих в государстве сколько-нибудь серьезных внутренних проблем. Никакой предположительной выгодой в случае победы, никакое присоединение Константинополя (чего еще надо было суметь добиться) не могло быть оплачено той ценой которую пришлось заплатить, тому народу которому не посчастливилось жить на территории страны имеющей столь «замечательное» правительство, уже в первый год войны.

В условиях развития мировой войны в России стали происходить изменения в различных областях права. Гражданское право отличалось тенденциями к уменьшению прав граждан и частичным переводом его в области уголовного права. Если говорить о трудовом праве, то происходили уменьшения прав трудящихся: были ликвидированы ограничения на женский и детский труд, стало практиковаться прикрепление рабочих к определенным предприятиям, была увеличена продолжительность рабочего дня и многое другое.

Многие происходившие во время войны изменения были направлены на увеличение власти правительства, на сосредоточение в его руках «нитей» управления промышленностью, поставками и прочим, на перевод страны на военные «рельсы».

Во время войны, особенно по мере осложнения ситуации в стране с продовольствием, по мере поражений на фронте, возрастания военных тягот происходил рост недовольства среди различных слоев населения, увеличивалась революционная активность, возрастала деятельность буржуазии, в разных частях страны набирали активность различные сепаратистские тенденции. В условиях ослабления государственной власти и развивающимися не самым удачным образом ходом военных действий государственная власть была ограничена в борьбе с вышеназванным. Впрочем немалую роль здесь играла и общее отсутствие компетентности власти и нежелание монарха идти на серьезные уступки.

Как мне кажется крушения царского режима можно было избежать. Достаточно проводить иную, более гибкую внутреннюю политику, начать реформы и не ослаблять государственную власть ненужной (особенно в то время и при том состоянии внутренней ситуации в стране) войной.

лист 19

Список использованных источников

1. Маевский И. В., Экономика русской промышленности в условиях первой мировой войны /И. В. Маевский. — М. : Дело, 2003. — 284 с.

2. Акмалова А. А., История отечественного государства и права: учебное пособие:[для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»] /А.А. Акмалова, В.А. Смирнова; Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°». — Москва: Дашков и К°, 2008 [т.е. 2007]. — 226 с.

3. Государственная Дума в России (1906-1917) : Обзор /[В.М. Шевырин]. — М. : ИНИОН, 1995. — 92 с.

4. Иванченкова О. В., Общественно-политическое развитие и местное самоуправление в России во второй половине XIX — начале XX века: (учебное пособие):[для студентов, обучающихся по специальностям: 110201 Агрономия, 110401 Зоотехния, 11201 Ветеринария, 110301 Механизация сельского хозяйства, 110302 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 110303 Механизация переработки сельскохозяйственной продукции, 080105 Финансы и кредит, 200503 Стандартизация и сертификация, 030501 Юриспруденция] /О.В. Иванченкова, А.Д. Афанасьев. — Курск: Изд-во Курской государственной сельскохозяйственной академии, 2005. — 39 с.

5. Исаев И. А., История отечественного государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие /И. А. Исаев. — М.: Проспект, 2014 — 237 с.

6. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров:для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция»:[базовый курс:в 2 ч /Чистяков О.И., Мулукаев Р.С., Титов Ю.П. и др.]; под ред. д.ю.н., засл. проф. МГУ им. М.В. Ломоносова, лауреата Государственной премии Российской Федерации О.И. Чистякова Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Юрид. фак.. — 5-е изд.. — Москва: Юрайт ИД Юрайт, 2012. — 576 с.

7. Хрестоматия по истории государства и права России: Учеб. пособие /Сост. Ю. П. Титов. — М. : Изд. группа «Проспект», 1998. — 469 с.

8. Ежов М. В., История государственного управления и государственной службы России: Учеб. пособие /М.В. Ежов, Г.В. Ежова; С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей экономики и права, О-во «Знание» Санкт-Петербурга и Ленингр. обл.. — СПб. : ИВЭСЭП О-во «Знание» Санкт-Петербурга и ленингр. обл., 2004. — 236 с.

9. Флоринский М.Ф., Кризис государственного управления в России в годы первой мировой войны: (Совет Министров в 1914-1917 гг.) /ЛГУ им. А.А. Жданова. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1988. — 207 с.

10. Китанина Т. М., Россия в Первой мировой войне 1914-1917 гг. : Экономика и экон. политика:Учеб. пособие /Т.М. Китанина; Санкт-Петерб. гос. ун-т. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003. — 144 с.

11. Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России /Н. П. Ерошкин; [Рос. гос. гуманит. ун-т]. — . — Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2008. — 672 с.

лист 20

12. Государственный строй Российской империи накануне крушения: Сб. законодат. актов /[Сост. О.И. Чистяков, Г.А. Кутьина; Предисл. О.И. Чистякова]. — М. : Изд-во МГУ, 1995. — 207 с.

13. Айрапетов О. Р., Генералы, либералы и предприниматели: работа на фронт и революцию /О.Р. Айрапетов. — М. : Модест Колеров Три квадрата, 2003. — 254 с.

14. Малин А. С., Региональное управление: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» и спец. «Гос. и муницип. образование» /А.С. Малин; Гос. ун-т — Высш. шк. экономики. — Москва: ГУ ВШЭ, 2006. — 267 с.

15. Уткин А. И., Забытая трагедия: Россия в первой мировой войне /Анатолий Уткин. — Смоленск: Русич, 2000. — 636 с.

16. Развитие русского права во второй половине XIX — начале XX века /[Е.А. Скрипилев, С.С. Ахундзянов, В.В. Безбах и др.; отв. ред. Е.А. Скрипилев] Рос. Акад. наук. Ин-т государства и права. — Москва: Наука, 1997. — 364

Маевский И. В., Экономика русской промышленности в условиях первой мировой войны. М., 2003. С.81-82.

Китанина Т. М., Россия в Первой мировой войне 1914-1917 гг. Ч. 1 Экономическая политика царского правительства в первые годы войны. 1914-середина 1916 г. СПБ., 2003. С. 88.

История отечественного государства и права: Шпаргалка Автор неизвестен

34. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ПРАВА В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

С вступлением России в 1914 г. в Первую мировую войну усилилось значение таких военных органов управления, как Ставка верховного главнокомандующего. Военное министерство и Главный штаб. Чрезвычайные полномочия были предоставлены и Совету министров.

С 1915 г. из представителей промышленности и торговли были созданы военно-промышленные комитеты, осуществлявшие посредничество между казной и промышленностью. Они распределяли военные заказы, регулировали сырьевой рынок, контролировали внешние закупки, рынок труда и транспорт. В к. июля 1915 г. прошел первый съезд представителей военно-промышленных комитетов. Функции комитетов были закреплены специальным законом, принятым в том же году. В состав Центрального военно-промышленного комитета входили представители от Совета торговли и промышленности, Всероссийских земского и городского союзов, городских дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи. При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда.

Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916 г. начали создаваться особые совещания по обороне, состав этих органов утверждался императором и Гос. думой. В целях объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла был создан спец. надведомственный орган – Особое совещание министров Первая мировая война потребовала от правительства вмешательства в договорно-хозяйственные связи. Был введен мораторий (замораживание договоров) к вексельным отношениям.

В к. 1914 г. ряд оборонных заводов был переведен под контроль государства на основе принудительных гос. заказов на оборонную продукцию. Гражданско-правовая свобода по поставкам сырья и материалов была фактически ликвидирована. В дальнейшем были запрещены сделки с представителями др. стран на все категории товаров и сырья.

Правительство шло на максимальное ограничение частноправовых сделок на топливо и ряд др. особо дефицитных товаров. Разрабатывались законопроекты о гос. монополии в ряде отраслей экономики.

Губернии переводились на военное и чрезвычайное положение. Создавались военно-полевые суды. Были установлены угол, ответственность за нарушение военной повинности и смертная казнь за умышленное членовредительство с целью уклонения от военной службы. Усилена угол, ответственность за пьянство, взятки и спекуляцию, преднамеренное повышение цен на продовольствие, уклонение от гос. заказов, прежде всего оборонного характера.

Угол, ответственность устанавливается за сокрытие товаров и сырья, за нарушение запретительных законов в торговле и промышленности иностранными подданными.

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Экономика России в период первой мировой войны Первая мировая война оказала чрезвычайно сильное влияние на экономическое развитие России. Размах боевых действий, потребность армии в военном снаряжении превзошли любые прогнозы. Расчеты на скоротечный характер войны,

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутриполитическое развитие России в период первой мировой войны Вступление России в мировую войну первоначально оказало стабилизирующее влияние на внутриполитическую ситуацию. Патриотический подъем охватил весьма широкие слои населения. Волна забастовочного

Из книги Рожденная контрреволюцией. Борьба с агентами врага автора Иванов Андрей Александрович

Глава 1 Становление отечественной военной контрразведки в период Первой мировой

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Развитие событий до начала первой мировой войны На правящую партию возлагалась ответственность за выработку необходимых законов, а также создание условий для выполнения данных прежде обещаний. Но несмотря на то что правительство партии «Венстре» имело солидное

Из книги Сионистское движение в России автора Маор Ицхак

Часть третья Сионизм в период после смерти Герцля и до первой мировой

автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 13. Экономика России в период Первой мировой войны Первая мировая война оказала чрезвычайно сильное влияние на экономическое развитие России. Размах боевых действий, потребность армии в военном снаряжении превзошли любые прогнозы. Расчеты на скоротечный характер

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 14. Внутриполитическое развитие России в период Первой мировой войны Вступление России в мировую войну первоначально оказало стабилизирующее влияние на внутриполитическую ситуацию. Патриотический подъем охватил весьма широкие слои населения. Волна забастовочного

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

47. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Существенно меняется система источников норм советского права. В 1918 г. в РСФСР в ходе правоприменения запрещаются ссылки на дореволюционное законодательство.Важным толчком в развитии советского права стало принятие

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть2 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

Дипломатические маневры России после окончания Первой мировой войны В последние дни войны, когда поражение Германии стало очевидным, советская дипломатия предприняла ряд шагов с целью прекращения интервенции. Ее обращения к президенту США В. Вильсону 24 октября и

Из книги Чешские легионы в Сибири (Чешское предательство) автора Сахаров Константин Вячеславович

I. Тени мировой войны Истребление на войне цвета воюющих наций - Идеологическая сторона жертвы - Извращение ее на мирной конференции - Предоставление России интернациональному коммунизму - Отделение России от Германии - Причины этого - Роль России в мировой войне -

Из книги История Франции в трех томах. Т. 2 автора Сказкин Сергей Данилович

Великая Октябрьская Революция в России. Окончание первой мировой войны Придя к власти, 76-летний Клемансо в первой же своей речи в палате заявил: «Я выступаю перед вами с единственным помышлением о ничем не ограниченной войне. Всех пораженцев - к военному суду! Никакой

Из книги Украинский Брестский мир автора Михутина Ирина Васильевна

Глава 1. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ВЫХОД РОССИИ ИЗ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Россия не может воевать. – Владимир Ленин – Лев Троцкий: переговоры с противником ради мира или для начала революционной войны? – Разведочная и демонстрационная стадия переговоров о перемирии. –

Из книги Дорогой славы и утрат. Казачьи войска в период войн и революций автора Трут Владимир

Приложение 8 Общие потери русской армии в период Первой мировой войны (по состоянию на 1 сентября 1917 г.)* «Россия в мировой войне 1914-1918 гг. (в цифрах). – М., 1925. – С. 34. Трут В.П. Казачество в период Первой мировой войны. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 72. Приложение 4.Кроме этого, к 1

Из книги А. С. Попов и советская радиотехника автора Шамшур Владимир Иванович

Русская радиотехника в период первой мировой войны Благодаря аппаратуре, выпущенной радиотелеграфным заводом радиосвязь на основном морском театре - Балтийском море - стояла на достаточно высоком уровне. Все искровые станции старого типа были заменены новыми

С 1906 года началась разработка Положения о полевом управлении в военное время. 1.08.1914 г. Россия вступила в войну с Германией и Положение вступило в силу ~ Руководство всеми военными действиями осуществляла Ставка Верховного главнокомандования , ответственна только перед императором, при ней действовал Штаб во главе с начальником. В 1914г. образованы Всероссийский земский союз, Всероссийский городской союз, Всероссийский фронтовой комитет земств, которые состояли из заготовительного, продовольственного, санитарного отделов.

СМ получил больше полномочий и мог решать дела от имени императора.

В 1914г. получился союз городов и земств – земгор, который поставлял медикаменты и организовывал госпитали, в общем, снабжал тоже армию.

В 1914г. новая редакция «О Суде в военное время » ~ в метах, находящихся на военном положении, судебную власть осуществляли военно-окружные суды и Главный военный суд, при ЧС – военно-полевые суды. «Особые правила о местностях, объявленных на военном положении» возлагали управление губерниями на военное командование ~ регулировало въезд и выезд из губернии, осуществляло реквизиции и др.

В апреле 1915г. было изменено военное министерство, мобилизацию осуществлял главный штаб. 05.1915г. IX съезд промышленности и торговли приняло решение о создании Военно-промышленных комитетов (ВПК), которые должны были заниматься переводом частных предприятий на военные рельсы. ВПК участвовал в управлении гос. политикой, обладал совещательным голосом, регулировал рынки труда и ресурсов, содействовал прав-ву по снабжению армии и флота, регулировал транспорт. Созданы центральный ВПК (председатели советов торговли и промышленности, всероссийских союзов и ГД) и местный ВПК (состоял из президиума, бюро, отделов). В 1915г. прошли 2-х степенные выборы в рабочую группу при ВПК.

В 08.1915г. было Особое совещание по обороне, перевозкам, продовольствию и топливу – 4 чрезвычайных органа, в которые входили чиновники, 9 депутатов и председатели ГС и ГД, члены центрального ВПК и Земгора.

26.07.1915г. лидеры фракций предложили сплотиться вокруг царя, отложить внутренние противоречия с правительством нет изменений во внутренней политике ~ в 08.1915г. депутаты ГС и ГД образуют «прогрессивный блок» выдвижение программы дестабилизация обстановки. Программа: полит. амнистия, восстановление профсоюза рабочих печати, расширение прав нац. меньшинств, участие в прав-ве крестьян, создание волостных земств, отставка кабинета Горемыкина и замена его прав-вом доверия. ~ конфликт м/у ГД и прав-вом ~ 16.09.1915г. IV ГД распущена.

23.08.1915г. Николенька II принял функции Верховного главнокомандующего. «Министерская чехарда» меняются 4 председателя СМ, 6 министров ВД, 4 министра ИД.


В 1915г. Главный продовольственный комитет устанавливает плановое продовольствие, в ноябре 1916г. вводится продразверстка.

Право России в годы I Мировой войны:

Изменилось процессуальное и судебное право. Судопроизводство в военно-полевых судах велось по следующим принципам: краткие сроки слушания, отсутствие защиты, невозможность обжалования решения суда. Администрация юстиции – прототип арбитражного суда.

1912г. – закон об ответственности за шпионаж, значительно расширившее понятие шпионской деятельности. Усиление наказаний за дезертирство, самовольную отлучку и уклонение от несения военной службы, за умышленное членовредительство с целью уклонения от военной службы. вводится уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья, за промедление в исполнении долга и поручения правительства о заготовлении средств нападения или защиты от неприятеля и о поставке предметов довольствия д/действующей армии и флота. Усилена уголовная ответственность за взятки.

47. Государственный строй и право России после Февральской революции (февраль – октябрь 1917 г.).

Во 2-ой половине февраля обостряется продовольственная проблема (транспорт). 18.02.1917г . рабочие Путиловского завода требуют повышения з/п, 20.02 . их увольняют. 23.02 . 128 тыс. рабочих мирно устраивают митинг, но 24.02 . их 214 тыс. и сталкиваются с полицией ~ получается всеобщая полит. стачка.

27.02 . IV ГД была распущена. 12 депутатов создают Временный комитет для восстановления порядка и сношения с лицами и учреждениями, председатель Родзянко требовал создания ответственного министерства.

27.02 . солдаты петроградского гарнизона перешли на сторону восставших. выходит манифест ЦК РСДРП ко всем гражданам России: создать Временное революционное правительство, созвать Учредительное собрание и др. В Таврическом дворце создается Временный исполком Петросовета меньшевистский. Он призывает выбрать по одному делегату от 1 тыс. рабочих и от роты солдат в исполком. Создается Совет рабочих и солдатских депутатов (250 шт.), издавший 1 марта «приказ № I», который упразднил дисциплинарную власть офицеров в воинских частях и передал ее выборным комитетам. Председатель Чхеидзе.

2 марта депутаты Думы (Гучков и Шульгин) прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. Николай II подписал Манифест о даровании ответственного министерства, назначил премьер-министром Львова ~ правовая преемственность власти ~ реальная законная власть у временного прав-ва (ВП). Николай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался принять престол и Манифестом 3 марта предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.

ВП выдвинуло программу: политическая амнистия, отмена смертной казни и ограничений в правах по социальным, религиозным и национальным признакам, демократизация учреждений земского и городского самоуправления. Правительство обещало не выводить из Петрограда войска, участвовавшие в революционном движении 23-28 февраля . 28.02 . полиция была упразднена и создана народная милиция.

Возникло двоевластие : Временное правительство, обладавшее законной власти, и Совет, пользовавшийся большим влиянием среди рабочих и солдат и опиравшийся на вооруженные силы. Между ними сразу же возникло кардинальное разногласие по вопросу о целях и характере войны. Под давлением внепарламентской оппозиции ушли в отставку министр иностранных дел и военный министр.

Двоевластие – это не разделение властей, а противостояние одной власти другой ~ конфликты. Двоевластие окончилось 3.07.1917г ., т.к. большевики устроили демонстрацию (из-за провала рус. армии), ВП репрессировало их и подчинило себе Советы, а после Корниловского мятежа (25.08 .) роль ВП падает и уже осенью 1917г . все его решения игнорировались ~ власть переходит к Советам.

03.1917г . Юридическое Совещание ~ создание администрации юстиции.

4-28.05.1917г . I Всероссийский съезд крестьянских депутатов, 3-27.06. I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, выступивший в поддержку ВП.

6.05.-7.07.1917г . получилось 1-ое коалиционное прав-во . Социалисты в меньшинстве.

3 июля большевики предприняли попытку вооруженного восстания в Петрограде, которая окончилась неудачей. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) из «советской демократии» вступить в коалицию с либеральными партиями. ВП подчинило себе Советы ~ двоевластие окончилось.

25.07 . – 2-ое коалиционное прав-во , председатель Керенский, главком. Корнилов. Советы отказались от контроля над прав-вом, социалисты оказались в большинстве. Правительство стало искать политическую опору в умеренных кругах общества. В августе в Москве было созвано Московское Государственное совещание, в котором приняли участие члены четвертой Государственной думы, представители кооперативного движения, советов, профсоюзов, торгово-промышленных организаций, городских органов самоуправления, крестьянского самоуправления, технических и иных организаций (всего более двух тысяч человек). На Совещании произошел раскол между умеренными и революционными группами. Генерал Корнилов выдвинул требование об укреплении дисциплины в армии и порядка в тылу, для поддержки этих требований он двинул на Петроград конный корпус. Глава Временного правительства А.Ф. Керенский воспринял эти действия как попытку военного переворота. Для защиты от Корнилова ВП создает при участии большевиков Комитет борьбы с контрреволюцией. Началось формирование Красной гвардии, которой руководила военная организация РСДРП (б). В результате Корниловского мятежа роль ВП упала, роль советов возросла.

14-22.09 . Всероссийское демократическое Совещание, на котором принято решение о создании нового прав-ва.

25. 09 . 3-е коалиционное прав-во.

За время своей деятельности ВП включило в свой состав ряд вновь образованных ведомств: Министерство труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования). Министерство продовольствия, унаследовавшее задачи Министерства земледелия. Министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов. В августе 1917 г. вместо Синода создается Министерство по делам вероисповеданий, действующее в рамках правового статуса церковных организаций (сформированного на церковном Соборе в августе).

7.10.1917г . Временный Совет Российской Республики – предпарламент.

Большевики 16.10.1917г . образуют ВРК – орган по подготовке вооруженного восстания.

25.10.1917г . большевики сделали свое грязное дело: свергли ВП и передали власть Петросовету, большинство мест в котором занимали большевики.

Управление на местах:

В мае 1917 г. принимается новое «Временное положение о земских учреждениях» Компетенция земских органов самоуправления значительно расширялась в сравнении с Положением 1890 г. Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Министерство внутренних дел утверждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских сооружений, о переустройстве дорог и пристаней, о заключении займов под залог земского имущества. Исполнительным органом земств становится милиция.

Органами власти на местах были уездные земские собрания, составляемые на три года из гласных (представителей) от сельской местности и городов. Снимался возрастной ценз, от выборов отстранялись военнослужащие. Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями. Компетенция земств значительно расширялась: к их ведению были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, оказания юридической помощи, устранения дороговизны. Представителями власти на местах были комиссары Временного правительства, под их контролем действовали волостные комитеты. Действовавшие на местах различные комитеты общественности были призваны противодействовать Советам. Общее руководство земств осуществлял Всероссийский Земский Союз, деятельность городских (и районных) дум и управ возглавлял Совет дум Положение о «Всероссийском Земском Союзе» было принято в июне 1917 г. Его деятельность заключалась в осуществлении мероприятий, вызванных потребностями общеземского характера, войной и ее последствиями. Для решения этих проблем Союз создает фабрично-заводские, торговые и кредитные предприятия. Союзу предоставлялись права по приобретению имущества, вступлению в договоры, на иски и обязательства. Он оперировал средствами, формирующимися за счет ассигнований земских собраний, частных сборов, дотаций казны, доходов самого Союза. Его органами были собрание уполномоченных, Главный комитет, ревизионная комиссия.

В мае 1917 г. был принят закон «О волостном земстве», упразднивший все другие волостные органы (комитеты). На волостные земства возлагались обязанности, ранее лежавшие на волостных правлениях и волостных старшинах. В компетенцию волостного земства вошли вопросы о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, устройство бирж труда. Исполнительным органом стала волостная управа, она же заменила волостные продовольственные комитеты. В компетенцию волостной земской управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности. Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установленные волостным земством сборы, договоры и займы.

С началом войны была издана серия правовых актов, направленных на приспособление государственного аппарата к военным условиям.

Были внесены изменения в административное законодательство.

В день объявления войны царским указом было введено Временное положение о военной цензуре. Органы цензуры предусматривались как в местностях театра военных действий, так и вне их. Министру внутренних дел было предоставлено право запрещать во время войны сообщение в речах и докладах, произносимых в публичных собраниях, сведений, касающихся внешней безопасности России, состояния ее вооруженных сил. Виновные в нарушении Положения о цензуре должны были привлекаться к судебной ответственности и подлежали заключению в тюрьму.

24 июля 1914 г. был издан Указ, согласно которому все местности Российской империи, не находившиеся на осадном и военном положениях или на положении чрезвычайной охраны, объявлялись в состоянии чрезвычайной охраны с расширением прав губернаторов и военных властей в местном управлении.

Указ 28 июля 1914 г. устанавливал правила, которыми Россия руководствовалась во время войны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. Въезд их в Россию допускался с особого в каждом случае разрешения соответствующих властей.

В области гражданского права издается большое количество указов, положений и других актов, диктуемых условиями военного времени. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов, а также различных видов промышленного сырья. Все промышленные предприятия обязывались в первую очередь выполнять военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.

Ужесточалось финансовое законодательство. Были увеличены прямые и косвенные налоги, повышен налог на землю и наследство, на зрелища, повышены косвенные налоги на товары первой необходимости - сахар, спички, керосин, введены налоги на лиц, освобожденных от воинской повинности.

В ноябре 1916 г. было принято постановление о введении продовольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых. Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки.

Значительные изменения были внесены в трудовое законодательство. Сокращалось время отдыха рабочих, увеличивался рабочий день в промышленности, допускалось применение женского и детского труда в промышленности и на транспорте. Во время войны широко применялся принудительный труд, в частности производилось прикрепление к заводам военнообязанных.

Ужесточалось уголовное законодательство. Законом от 14 ноября 1914 г. военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию (вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока).

Ужесточалась уголовная ответственность за дезертирство. Указом 12 января 1916 г. виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы на срок от четырех до 20 лет или бессрочно либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.



 

Возможно, будет полезно почитать: