Закрытая форма конкурсов. Контрактная система: закрытые способы закупок

При повторном конкурсе заказчик (уполномоченный орган, уполномоченное учреждение):

  • вправе увеличить начальную (максимальную) стоимость контракта не более чем на 10 процентов;
  • обязан продлить срок исполнения контракта на время, необходимое для проведения повторного конкурса;
  • не имеет права изменять объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования к участникам закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, которые были указаны в первоначальной конкурсной документации.

При повторном конкурсе с ограниченным участием предквалификационный отбор нужно провести в том же порядке, что и при первоначальном конкурсе. Такой порядок установлен частью 3 статьи 55 Закона № 44-ФЗ. Если повторный конкурс тоже не состоялся, то нужно провести закупку через запрос предложений.

Особенности конкурса с ограниченным участием по 44-фз: что необходимо учитывать

В заявке должны быть следующие документы:

  1. Анкета потенциального поставщика с указанием реквизитов, ИНН учредителей, руководителя, а также членов коллегиального исполнительного органа при их наличии.
  2. Копия выписки из ЕГРЮЛ, выданной не ранее, чем за 6 месяцев до дня публикации извещения о конкурсе.
  3. Копии учредительных документов компании.
  4. Документ, который подтвердит полномочия руководителя.
  5. Решение об одобрении крупной сделки, если она признается таковой.
  6. Документы, подтверждающие соответствия поставщика требованиям, установленным законодательно. К ним относятся допуски СРО, лицензии и т.д. Поставщик должен задекларировать свое соответствие требованиям статьи 31 44-ФЗ в свободной форме.

Статья 56. особенности проведения конкурса с ограниченным участием

  • Проведению публичного обязательного аудита (ценового и технологического) крупных инвестпроектов с госучастием в отношении объектов капстроительства, строительство, финансирование, реконструкция, техническое оснащение которых будет осуществляться за счет бюджетных средств с помощью механизма адресной инвестпрограммы, бюджетных ассигнований Инвестфонда РФ.

Следует отметить, что для каждого из приведенных случаев в Постановлении № 99 приводятся дополнительные требования для исполнителей, а также перечень документов, которые должен предоставить субъект для подтверждения своего соответствия. Варианты закупок По ФЗ № 44, конкурс с ограниченным участием может проводиться в разных формах.


Это могут быть:

  • Электронный либо закрытый аукцион.
  • Запросы котировок/предложений.

Закупка может осуществляться и у единственного исполнителя/поставщика.

Закрытый конкурс по 44-фз: пошаговая инструкция

Конкурс с ограниченным участием отличается от обычного открытого конкурса тем, что его участники проходят предварительный предквалификационный отбор.

Конкурс с ограниченным участием по 44-фз

В день завершения приема заявок 1-я часть 52-й статьи 5 В течение дня, наступившего после даты подписания 7-я часть 52-й статьи 6 В течение 10 дней со дня открытия конвертов/доступа 7-я часть 56-й статьи 8 В трехдневный срок со дня подведения итогов отбора 8-я часть ст. 56 9 В десятидневный срок с даты подведения итогов отбора 10-я часть 56-й статьи 10 В трехдневный срок со дня подписания протокола о рассмотрении заявок 12-я часть 53-й статьи 11 Не раньше 10 и не позже 20 дней после размещения протокола изучения и оценки заявок в ЕИС 2-я часть 54-й статьи Кроме того, участник закупки вправе оспорить итоги предквалификационного отбора в контрольном органе. Обжалование осуществляется в течение 10 дн. со дня размещения протокола в ЕИС.

При проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что эти сведения содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта, извещение о проведении закрытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за тридцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Со дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса заинтересованные в получении конкурсной документации лица подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Инфо


Внимание

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом двухэтапном конкурсе составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком лицам, подавшим заявки на участие в таком конкурсе.


КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 17 статьи 85 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 17.

В каких случая проводят закрытый конкурс с ограниченным участием по 44 фз

Правительством Российской Федерации; 2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. (часть 2 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2.1.

  • Подтверждение принадлежности к СМП или СОНКО.
  • Письмо о предоставлении преимуществ.
  • Предложение поставщика со всеми характеристиками товара или услуги, а также полной ценой контракта.
  • Документ, который подтвердит оплату обеспечения заявки.
  • Если предложенная цена отличается от НМЦК более чем на 25%, то прикладывается документ о добросовестности поставщика.
  • Копии договоров, исполненных ранее.
  • Перечень имеющегося у компании оборудования и прочих ресурсов для реализации контракта.
  • Выписка из ЕГРП на недвижимость, которая потребуется для выполнения обязательств по контракту. Она должна быть выдана не ранее чем за три месяца до окончания даты подачи предложений.
  • Копии договоров аренды на недвижимость или имущество, необходимое для выполнения договора.

В течение трех дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе. 4.

Такой тендер используют, когда:

  1. Закупаемая продукция для нужд, относящихся к гостайне.
  2. Информация о продукции, указанная в документации или проекте контракта, является гостайной.
  3. Заключают сделку на охрану, страхование и перевозку драгоценных камней и металлов РФ, музейных ценностей, передаваемых во временное пользование (например, выставки).
  4. Приобретают услуги на обслуживание судей и судебных приставов (уборка, услуга водителя).

Подобные закупки проводят только после согласования с ФАС. Участвовать могут только поставщики, которым заказчики направили специальные приглашения.

Один из важных вопросов — где взять ИКЗ для закрытого конкурса. Он указан именно в этих приглашениях ().

Как проводится

В целом этапы схожи с открытыми закупками, но имеют ряд особенностей:

  1. Разработка и утверждение тендерной документации. Предоставляется участникам по запросу, в письменной форме и после оплаты (если предусмотрено). Стоимость за это не должна превышать цены за изготовление копии документации.
  2. Публикация извещения в ЕИС. Используется, только если в документации или в проекте контракта содержатся сведения, которые относятся к гостайне. В остальных случаях публикация извещения не требуется.
  3. Направление приглашений принять участие лицам, которые соответствуют требованиям и имеют доступ к гостайне.
  4. Ознакомление с документацией. Заказчик предоставляет в антимонопольную службу список участников, которым отправлена документация, а также копии всех приглашений.
  5. Подача заявок. Составляет как минимум 30 дней после публикации извещения и не менее 20 дней после направления приглашений (если извещение не требуется).
  6. Вскрытие конвертов. При согласии всех участников этот этап могут провести раньше срока.
  7. Анализ и оценка заявок. Допущенным присваиваются баллы на основе критериев оценки. Победил тот, кто предложил лучший условия.
  8. Заключение контракта. Не раньше 10 и не позже 20 дней после публикации протокола оценки заявок.

Особенности закрытого конкурса с ограниченным участием

Особенности двухэтапного конкурса

Можно ли проводить закрытым способом? Да, такая возможность предоставлена . При этом, главной особенностью является объединений норм об открытом двухэтапном конкурсе () и закрытого характера процедуры. В результате получается, что основания остаются неизменными, они перечислены выше. Но допускается предварительное обсуждение с участниками объекта закупки, после чего на втором этапе они готовят полноценные предложения.

Закрытый конкурс по 223 ФЗ

В тексте 223 закона нигде не регламентировано проведение таких тендеров. Но, так как всю закупочную деятельность заказчика определяет его Положение о закупках, в нем могут быть прописаны случаи, когда можно организовывать процедуры не для всех.

Практика разрешения споров в этом случае неоднозначна. Так, в Постановлении от 10.04.2014 по делу №А09-8106/2013, заказчика признали нарушившим закон. А вот Решение ФАС от 14.11.2013 по делу №223ФЗ-43/2013, напротив, разрешает заказчикам проводить подобные торги, если это прописано в Положении.

ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Случаи, когда заказчик обязан провести закрытую процедуру

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в четырех случаях:

  1. закупки товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  2. закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  3. заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств;
  4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Подготовка к проведению закрытого конкурса

Шаг 1. Подготовить техническую документацию

При составлении документации на закрытый конкурс по поставке товаров (работ, услуг), обращайте внимание на наличие всех обязательных составляющих:

  • обоснование ;
  • список потенциальных участников;
  • правила допуска потенциальных поставщиков к ознакомлению со сведениями об условиях процедуры;
  • критерии оценки подаваемых заявок;
  • условия и форма приглашения к участию;
  • обоснование выбора закрытого способа закупки (как правило, для этого достаточно указать, что ее предмет входит в соответствующий определенный законом перечень) и наличие общей информационной карты.

Шаг 2. Получить разрешение ФАС

Далее нужно отправить указанную документацию в ФАС, т.к. все закрытые конкурсы проводятся по согласованию с уполномоченным федеральным органом. Срок такого согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления обращения (ч. 3 ст. 84).

Отказать в согласовании ФАС может как из-за неправильного оформления приложений к заявлению (или ошибок в нем самом), так и по более существенным причинам: например, из-за необоснованно малого количества потенциальных поставщиков, что может быть сочтено нарушением антимонопольного законодательства. Отказ ФАС РФ высылает в течение 5 суток после получения заявления, согласие подтверждает в течение 10 суток, документ о согласовании действует в течение 3 месяцев с момента его выдачи.

После получения согласования процедуры с ФАС РФ, необходимо опубликовать извещение о проведении закрытого конкурса в ЕИС. Извещение размещается не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Следует очень внимательно отнестись к тому, что именно вы публикуете, открыть можно лишь информацию о самом факте осуществления закупки и порядке предоставления доступа к документации. Разглашение иных сведений будет являться нарушением закона, а сам конкурс отменен. В остальном при размещении информации применяются положения Закона № 44-ФЗ о проведении открытого конкурса (ч. 2 ст. 85 Закона № 44-ФЗ).

Шаг 4. Направить участникам приглашения принять участие в закупке

Каждому выбранному участнику из утвержденного списка заказчик направляет приглашение принять участие в конкурсе (п. 1 ст. 85 Закона 44-ФЗ). В ответ участник направляет запрос на участие в закупке.

В течение трех дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения потенциальным участником платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе (ч. 3 ст. 85 Закона 44-ФЗ).

Рассмотрение заявок на участие в закрытом конкурсе и определение победителя

Далее необходимо опять обратиться в ФАС, не позднее, чем за 20 суток до момента вскрытия конвертов. Заказчик направляет уведомление, в которое включается перечень потенциальных поставщиков и копии приглашений.

Вскрытие заявок проводится в заранее согласованное время, в один день. Процедура протоколируется (а протокол отсылается в ФАС не позднее следующего за вскрытием конвертов дня), любая съемка или аудиозапись ее запрещена законом, в ЕИС или иной открытый доступ никакая информация о процессе попасть не должна.

У комиссии есть 20 календарных дней для оценки поступивших предложений. В определенных случаях этот срок может быть продлен, но не более, чем на 10 дней.

Заявке с лучшими условиями исполнения контракта присваивается номер «1», если условия одинаковые, то заявки комиссия нумерует в порядке поступления. Если все поступившие заявки отклонены заказчиком по причине несоответствия требованиям, закрытый конкурс признается несостоявшимся.

Заключение контракта

Не позднее 3 дней с момента составления протокола по итогам рассмотрения заявок, победителю высылается проект контракта. Документ составляется с учетом обозначенного в заявке предложения поставщика-победителя, цена соглашения не должна превышать НМЦ закупки. Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок. При этом контракт заключается так же, как и в открытых процедурах, только после предоставления победителем конкурса обеспечения исполнения контракта.

« » - курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. В программе курса: принципы контрактной системы, планирование, обоснование закупок, определение поставщика, заключение госконтракта, а также разные способы закупок — открытый конкурс, электронный аукцион, запрос предложений и др.

12 762 просмотра

Тендер (торги)

Тендер (tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7). По материалам ru.wikipedia.org

Типы госзакупок

  • С проведением торгов
    • Конкурсы
      • Открытый конкурс
      • Закрытый конкурс
    • Аукционы
      • Открытый аукцион
      • Закрытый аукцион
      • Электронный аукцион

Открытый конкурс

Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.

Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Закрытый конкурс

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

  • продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
  • продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
  • ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Открытый аукцион

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.

Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Закрытый аукцион

Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.

Электронный аукцион

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.

Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года - заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.

Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов

Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
  • ООО «РТС-тендер».
Отличия электронных аукционов от других видов торгов

Характеристики

Электронный аукцион

Запрос котировок

Подача предложений

Многократная/в электронной форме

Однократная/на бумажных носителях

Обязательства заказчика и победителя торгов

Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи)

Отсутствуют

Юридически закреплены

Относительный объем документооборота

Минимальный, подается единоразово

Небольшой

Преимущества электронных аукционов

Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

  • Короткие сроки проведения;
  • Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
  • Прозрачность и открытость процесса закупок;
  • Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  • Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  • Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  • Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  • Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.
Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме:
  • Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  • Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля - то на повышение.
  • В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  • Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
  • Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  • Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
  • Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.
  • Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
  • Без проведения торгов
    • Запрос котировок цен
      • ограничение по сумме: до 500 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
      • ограничение по товарам: должен быть существующий рынок товаров/работ/услуг, требования заказчика должны быть достаточно общими
      • ограничение по сумме: до 100 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам

Запрос котировок

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.

Способ запроса котировок - самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.

Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Размещение заказа у единственного поставщика

При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком.

Закупка у одного поставщика используется в следующих случаях:

  • когда продукция предоставляется только одним поставщиком или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет;
  • при продлении заключенного контракта, если он предусматривал такую возможность;
  • если подрядчик нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
  • при чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий);
  • если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.
У одного поставщика целесообразно закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор поставщиков гораздо больше, чем цена приобретаемой продукции.

Вопросы о подготовке документации закрытого конкурса эксперты рассматривали неоднократно. Однако самой процедуре внимание было уделено недостаточно. Заказчикам, впервые столкнувшимся со специфической формой торгов, требуется пошаговая инструкция. Проанализировав положения закона от 5 апреля 2013 года, а также исследовав ряд других нормативных актов, специалисты разработали краткое руководство.

Предварительный этап

При проведении закупки заказчик обязан руководствоваться положениями параграфа 5 главы 3 закона 44-ФЗ. При этом необходимо выполнить правила общего характера. В ходе подготовки к процедуре потребуется уделить внимание:

№ п.п. Действие Краткая характеристика
1 Разработка документации

Обязательными составляющими являются:

  • описание объекта;
  • обоснование выбора способа закупки;
  • техническое задание;
  • условия заключения контракта;
  • расчет начальной цены;
  • перечень потенциальных участников (не менее 10);
  • критерии оценки заявок с формулами;
  • форма приглашения;
  • правила допуска претендентов к изучению сведений;
  • общая информационная карта.

Порядок составления конкурсной документации мало отличается от правил, установленных закона 44-ФЗ. Специфическими задачами являются определение круга потенциальных участников, а также составление пояснений относительно причин проведения закупки в закрытой форме.

2 Согласование с РФ

Готовую документацию вместе с заявлением потребуется отправить в антимонопольную службу. Получение одобрения ФАС РФ является обязательным условием организации закрытого конкурса. Решение о согласовании принимают в течение 10 суток.

3 Публикация извещения в ЕИС

Информировать общественность о проведении закупки необходимо лишь в определенных случаях. Направить извещение в единую базу заказчик должен при заключении договора, так или иначе связанного с государственной тайной.

Публикации подлежит лишь факт открытия тендера и порядок предоставления доступа к конкурсной документации. Секретные сведения не разглашают.

4 Рассылка приглашений

Каждому претенденту из утвержденного списка заказчик направляет официальное уведомление. В тексте должны содержаться все данные для реализации права на участие в закупке. Здесь отражают порядок получения конкурсной документации, заполнения заявки, формирования приложения к ней и способы обеспечения.

Адресата уведомляют обо всех сторонах сотрудничества, не раскрывая секретную информацию. Если рассылке предшествовала публикация извещения, сведения дублируют.

Заказчику потребуется решить ряд организационных вопросов. В рамках плана закупок необходимо издать распоряжение о формировании комиссии, определить ответственного сотрудника, грамотно распределить обязанности. Проводить закрытый конкурс вправе уполномоченные лица, обладающие всеми допусками и разрешениями.

Вскрытие конвертов и рассмотрение заявок

Эта стадия требует неукоснительного соблюдения сроков и предельной внимательности со стороны членов комиссии. В противном случае должностные лица рискуют столкнуться с длительными разбирательствами.

№ п.п. Действие Краткая характеристика
1 Уведомление антимонопольного органа Перечень потенциальных участников с копиями приглашений направляют в ФАС РФ за 20 суток до даты изучения заявок.
2 Вскрытие конвертов

Процедуру проводят в назначенное время. Комиссия работает с каждым комплектом отдельно, список приложений обязательно оглашают. Все конверты вскрывают в один день, а действия протоколируют. Проведение видеосъемки, либо аудиозаписи запрещено. Не допускается и публикация данных в ЕИС.

Письменное согласие всех участников дает заказчику право приступить к этапу до наступления даты, оговоренной в конкурсной документации. Кандидаты могут присутствовать в помещении в течение всего процесса.

Выявление двух или более заявок от одного лица служит основанием для возврата всех документов. Недобросовестный участник из гонки выбывает.

Протокол составляют в 2 экземплярах. Документ направляют в ФАС РФ не позднее следующего за процедурой дня. Хранить бумаги закон предписывает в течение 3 лет ( закона 44-ФЗ, разъяснения МЭР № Д29и-894 от 6 апреля 2015 года).

3 Рассмотрение заявок

Оценить поступившие предложения комиссия должна за 20 календарных дней. Продление срока допускается в случае закупки предметов искусства, культурных ценностей или научных достижений. Увеличить период рассмотрения разрешено не более чем на 10 суток. Направить письменные извещения об отложении конечной даты заказчик должен каждому участнику в течение рабочего дня.

В задачи комиссии на первом этапе входит:

  • проверка соблюдения формы;
  • анализ достоверности представленной информации;
  • принятие решения о допуске участников к закупке.

Результат отражают в протоколе, а затем приступают к оценке содержания предложений по установленным критериям. Заявке с самыми выгодными условиями присваивают обозначение «1». Если схемы сотрудничества не отличаются друг от друга, их нумеруют в порядке поступления. Итоги вносят в протокол, а победителю направляют проект договора.

Важно! Отклонение всех заявок из-за несоответствия установленным требованиям является основанием признания конкурса несостоявшимся. Избрать другой способ заказчик должен и при допуске всего одного участника. Обусловлено такое правило общими принципами закупочной деятельности.

Заключение контракта с победителем закрытого конкурса

Отправить на подписание проект контракта заказчик обязан в течение 3 дней с момента составления протокола. Договор оформляют с учетом содержания заявки победителя. Цена соглашения не должна превышать объявленную НМЦ. На оформление законодатель предоставляет 20 суток, но подписать итоговый документ стороны могут лишь по истечении срока на административное обжалование – 10 дней.



 

Возможно, будет полезно почитать: