Нецелевое использование средств в мчс. Фсб обнаружила нецелевое использование средств в мчс

«Новости»

Бывший охранник Путина займется кадрами в МЧС

Владимир Пучков не сумел оставить за собой пост главы МЧС. Премьер-министр предложил Владимиру Путину на эту должность Евгения Зиничева, который долгое время работал в личной охране президента, в 2016 году неполных три месяца исполнял обязанности губернатора Калининградской области, после чего перешел в ФСБ - на должность заместителя директора. Обязанности в МЧС (по крайней мере, на первом этапе) после назначения в министерство Евгения Зиничева, по информации источников «Шторма», распределятся следующим образом: экс-губернатор Калининградской области возьмет на себя кадровую политику и руководство административно-финансовой деятельностью, а Александр Чуприян сохранит должность замминистра и станет ответственным за спасательно-пожарную деятельность.

СМИ сообщили о скорой отставке главы МЧС Пучкова

Глава МЧС России Владимир Пучков будет отправлен в отставку осенью текущего года. Возможным преемником министра является Александр Чуприян, сообщает портал «Шторм».

По данным издания, к Пучкову накопилось слишком много претензий: за 6 лет на посту главы ведомства он так и не сумел выстроить качественную систему работы в МЧС. Об этом свидетельствует череда трагических происшествий: наводнение в Крымске в 2012 году, пожары в психдиспансерах в Московской и Новгородской областях в 2013 -м, гибель школьников на Сяморезе в 2016 -м, а также пожары в торговых центрах Казани и Кемерово, унесшие жизни десятков человек.

Двоих чиновников МЧС обвиняют в растрате 2 млрд рублей

В среду Мосгорсуд оставил под домашним арестом бывшего главу финансово-экономического департамента МЧС РФ Раиса Ахмадеева, которого обвиняют в растрате средств. Прокуратура просила изменить Ахмадееву меру пресечения на время следствия.

Кроме Ахмадеева по делу о растрате проходит бывший директор департамента развития МЧС РФ Александр Томашов. Решением Хамовнического суда он заключен под стражу.

Сотрудников МЧС обвиняют в нецелевом расходовании средств. Речь идет о почти двух миллиардах рублей, которые Томашев и Ахмадеев должны были потратить на закупку самолетов-амфибий Бе-200.

Сотрудники МЧС неправильно потратили два миллиарда рублей и попали в СИЗО

Бывший директор департамента развития МЧС Александр Томашов арестован по уголовному делу о нецелевом использовании более 1,7 миллиарда бюджетных рублей. Об этом пишет газета «Коммерсантъ».

Мера пресечения офицеру избрана до 22 апреля. По этому делу также проходит бывший глава финансово-экономического департамента МЧС Раис Ахмадеев, находящийся под домашним арестом.

По данным газеты, МЧС заключило контракт на поставку самолетов-амфибий Бе-200 с Таганрогским авиационным НПО имени Бериева на сумму 1,74 миллиарда рублей, однако спецтехника так и не поступила.

ФСБ нашла источники нецелевых расходов в МЧС

Сразу два экс-начальника департаментов спасательного ведомства оказались под следствием

Как стало известно “Ъ”, по обвинению в нецелевом использовании более 1,7 млрд бюджетных рублей в СИЗО оказался бывший директор департамента развития МЧС Александр Томашов. Деньги, которыми, по версии СКР, незаконно распорядился господин Томашов, предназначались для закупки самолетов-амфибий Бе-200ЧС, но были потрачены на другую пожарную технику. Ранее в рамках этого расследования был задержан экс-глава финансово-экономического департамента МЧС Раис Ахмадеев, но после дачи показаний на коллегу он оказался под домашним арестом.

Следственное управление Следственного комитета России (СУ СКР) по Центральному округу Москвы инкриминирует 61-летнему Томашову достаточно редко используемую ч. 2 ст. 285.1 УК РФ (нецелевое использование бюджетных средств, совершенное в особо крупном размере). Статья относится к категории средней тяжести, а по сложившейся практике в таких случаях следователи и суды обычно ограничиваются подпиской о невыезде, залогом или домашним арестом. Заключение под стражу применяется лишь в исключительных случаях. Так произошло и в данном деле. Следствие предоставило в Хамовнический райсуд справку «антикоррупционного» управления «М» ФСБ, из которой следовало, что его сотрудники, осуществляя слежку за господином Томашовым, установили, что он встречался с некими людьми, через которых хотел повлиять на расследование своего уголовного дела. В результате судья заключила господина Томашова под стражу до 22 апреля.

Адвокат Владимир Калпин заявил “Ъ”, что был категорически против ареста. В пользу его подзащитного говорили 39 лет безупречной службы в вооруженных силах и МЧС, участие в 56 гуманитарных и спасательных операциях, включая командировки в Сирию.

«У Томашова орден Почета, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», он до последнего не верил, что его возьмут под стражу, считая это публичным унижением офицера, у которого пять братьев являются военнослужащими»,- сказал господин Калпин, отметив, что его клиент, имеющий чин действительного госсоветника 3-го ранга (соответствует армейскому генерал-майору), категорически отрицал свою вину. От дальнейших комментариев адвокат воздержался, сославшись на то, что вышел из дела.

Однако, как пояснили источники в силовых структурах, расследование скандального уголовного дела было начато СКР в ноябре прошлого года. Поводом стали контракты МЧС по поставке для нужд ведомства самолетов-амфибий Бе-200ЧС Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Бериева. На эти цели было выделено 1,74 млрд руб., но новая спецтехника так и не поступала. В результате бюджетные средства были потрачены на покупку другой спецтехники - автомобилей, вертолетов Ми-8 и т. д. Но это обстоятельство стало поводом для проверки ФСБ и возбуждения уголовного дела. По словам источников “Ъ”, Александр Томашов утверждает на допросах, что не имел отношения к злополучным контрактам. При этом он ссылается на то, что перенаправление денег с самолетов на вертолеты обсуждалось на коллегии МЧС, состоявшейся в феврале 2016 года, за четыре месяца до его назначения на должность (тогда господин Томашов являлся заместителем директора департамента международной деятельности того же министерства). А потому он просто не мог влиять «на процесс формирования закупок».

По словам собеседников “Ъ” в правоохранительных органах, Александр Томашов знал об интересе ФСБ и уголовном деле как минимум в течение трех месяцев, но ничего, как они утверждают, не предпринимал. Они также уточнили, что у экс-чиновника, покинувшего МЧС около года назад, не удалось найти никаких предметов роскоши и элитной недвижимости - его задержали в квартире, которую он получил 15 лет назад от Минобороны. По некоторым данным, адвокаты в апелляционной жалобе, настаивая на незаконности ареста господина Томашова, говорили о том, что справка ФСБ о попытке оказать давление является фикцией. Из нее следует, что встречи проходили 6 и 7 марта, хотя именно в первый день проводился обыск в квартире у Александра Томашова, где он присутствовал. В дальнейшем же подозреваемый находился в ИВС на Петровке, 38, где проводить встречи с другими фигурантами дела невозможно. Тем не менее Мосгорсуд признал его арест обоснованным.

По некоторым данным, арест господина Томашова связан с показаниями другого фигуранта этого дела - экс-главы финансово-экономического департамента МЧС Раиса Ахмадеева. Его задержали вскоре после возбуждения уголовного дела, но после дачи объяснений перевели под домашний арест.

28.03.2018, ФСБ нашла источники нецелевых расходов в МЧС, Фото: zhzhitel

Сергей Сергеев

Как стало известно “Ъ”, по обвинению в нецелевом использовании более 1,7 млрд бюджетных рублей в СИЗО оказался бывший директор департамента развития МЧС Александр Томашов. Деньги, которыми, по версии СКР, незаконно распорядился господин Томашов, предназначались для закупки самолетов-амфибий Бе-200, но были потрачены на другую пожарную технику. Ранее в рамках этого расследования был задержан экс-глава финансово-экономического департамента МЧС Раис Ахмадеев, но после дачи показаний на коллегу он оказался под домашним арестом.

СУ СКР по Центральному округу Москвы инкриминирует 61-летнему Томашову достаточно редко используемую ч. 2 ст. 285.1 УК РФ (нецелевое использование бюджетных средств, совершенное в особо крупном размере). Статья относится к категории средней тяжести, а по сложившейся практике в таких случаях следователи и суды обычно ограничиваются подпиской о невыезде, залогом или домашним арестом. Заключение под стражу применяется лишь в исключительных случаях. Так произошло и в данном деле. Следствие предоставило в Хамовнический райсуд справку «антикоррупционного» управления «М» ФСБ, из которой следовало, что его сотрудники, осуществляя слежку за господином Томашовым, установили, что он встречался с некими людьми, через которых хотел повлиять на расследование своего уголовного дела. В результате судья заключила господина Томашова под стражу до 22 апреля.

Адвокат Владимир Калпин заявил “Ъ”, что был категорически против ареста. В пользу его подзащитного говорили 39 лет безупречной службы в вооруженных силах и МЧС, участие в 56 гуманитарных и спасательных операциях, включая командировки в Сирию.

«У Томашова орден Почета, медаль ордена "За заслуги перед Отечеством", он до последнего не верил, что его возьмут под стражу, считая это публичным унижением офицера, у которого пять братьев являются военнослужащими»,- сказал господин Калпин, отметив, что его клиент, имеющий чин действительного госсоветника 3-го ранга (соответствует армейскому генерал-майору), категорически отрицал свою вину. От дальнейших комментариев адвокат воздержался, сославшись на то, что вышел из дела.

Однако, как пояснили источники в силовых структурах, расследование скандального уголовного дела было начато СКР в ноябре прошлого года. Поводом стали контракты МЧС по поставке для нужд ведомства самолетов-амфибий Бе-200 Таганрогским авиационным НПО имени Бериева. На эти цели было выделено 1,74 млрд руб., но новая спецтехника так и не поступала. В результате бюджетные средства были потрачены на покупку другой спецтехники - автомобилей, вертолетов Ми-8 и т. д. Но это обстоятельство стало поводом для проверки ФСБ и возбуждения уголовного дела. По словам источников “Ъ”, Александр Томашов утверждает на допросах, что не имел отношения к злополучным контрактам. При этом он ссылается на то, что перенаправление денег с самолетов на вертолеты обсуждалось на коллегии МЧС, состоявшейся в феврале 2016 года, за четыре месяца до его назначения на должность (тогда господин Томашов являлся заместителем директора департамента международной деятельности того же министерства). А потому он просто не мог влиять «на процесс формирования закупок».

По словам собеседников “Ъ” в правоохранительных органах, Александр Томашов знал об интересе ФСБ и уголовном деле как минимум в течение трех месяцев, но ничего, как они утверждают, не предпринимал. Они также уточнили, что у экс-чиновника, покинувшего МЧС около года назад, не удалось найти никаких предметов роскоши и элитной недвижимости - его задержали в квартире, которую он получил 15 лет назад от Минобороны. По некоторым данным, адвокаты в апелляционной жалобе, настаивая на незаконности ареста господина Томашова, говорили о том, что справка ФСБ о попытке оказать давление является фикцией. Из нее следует, что встречи проходили 6 и 7 марта, хотя именно в первый день проводился обыск в квартире у Александра Томашова, где он присутствовал. В дальнейшем же подозреваемый находился в ИВС на Петровке, 38, где проводить встречи с другими фигурантами дела невозможно. Тем не менее Мосгорсуд признал его арест обоснованным.

По некоторым данным, арест господина Томашова связан с показаниями другого фигуранта этого дела - экс-главы финансово-экономического департамента МЧС Раиса Ахмадеева. Его задержали вскоре после возбуждения уголовного дела, но после дачи объяснений перевели под домашний арест.



В Московском суворовском военном училище произошли значительные кадровые изменения. Накануне нового учебного года приказом министра обороны РФ от 7 июля 2010 года начальником училища назначен полковник запаса Томашов Александр Сергеевич, а его заместителем по учебной работе стала Еремина Ирина Александровна.

Можно с полным основанием утверждать, что речь идет не просто об очередных кадровых переменах. С приходом в училище вновь назначенных руководителей дополнительный импульс получает вся система подготовки и воспитания суворовцев, трансформированная в соответствии с коренными преобразованиями в Российских Вооруженных Силах и в военном образовании.
Начальник МсСВУ Томашов Александр Сергеевич - 1956 года рождения, окончил Минское СВУ в 1973 году, Ленинградское общевойсковое командное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Долгое время работал в Главном командовании Сухопутных войск, обладает хорошими организаторскими способностями.
По его мнению, система суворовских военных училищ не может не эволюционировать. И как любая эволюция, она должна выразиться в переходе на новую, более высокую ступень развития. «Реформирование в нашем случае, - считает он, - имеет особенность. Мы стремимся к тому, чтобы изменить присущую суворовским военным училищам форму, оставив содержание. Наша задача - воспитание грамотных специалистов, лидеров, не боящихся взять на себя ответственность, обладающих высоким моральным потенциалом, отличной физической подготовкой и светской эрудицией».
Заместитель начальника училища по учебной работе Ирина Еремина имеет опыт работы в средней и высшей школе. В
90-х годах трудилась в Военной академии Генерального штаба в отделе автоматизированных средств управления. До назначения в МсСВУ работала на кафедре английского языка в Российском государственном торгово-экономическом университете. Кандидат экономических наук.
Она из семьи военнослужащего. Ее отец, полковник Никоненко Александр Петрович, долгое время работал в Военной академии бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского. По словам Ирины Александровны, она уже в 6 лет каталась на танке и плавала на бронетранспортере с папой по реке. Так что о военной службе знает не понаслышке. И тем не менее для Ереминой предложение перейти на работу в Московское суворовское военное училище оказалось неожиданным.
- Наверное, люди, которые оказали мне такое доверие, полагают, что я могу принести в суворовское училище, что-то свое, новое. И я приложу все усилия, чтобы оправдать надежды и ожидания, - говорит Ирина Александровна.
В беседе она подчеркнула, что, принимая предложение о работе в училище, хорошо представляла, чем придется заниматься:
- Говоря языком документов, это создание экспериментально-инновационного пространства на своей площадке и обеспечение опережающего характера образования по отношению к быстро меняющимся социальным и экономическим условиям жизни и системным изменениям в образовательной среде...
- Что под этим подразумевают? В зону эксперимента подпадает практически весь учебный процесс? Начиная с корректировки учебных планов и вплоть до распорядка дня?
- Именно так, - соглашается Еремина и рассказывает о деталях.
Сейчас для суворовцев, как в институтах, вводятся парные занятия. То есть два сдвоенных урока по 40 минут каждый с небольшой переменой. Одновременно педагоги решают задачу по изменению технологии урока, форм доведения материала до учащихся и отработки элементов домашнего задания. У ребят большая спортивная, общественная нагрузка. Поэтому часть самоподготовки по крайней мере в начальных классах, которые не сдают ЕГЭ и не готовятся к государственным экзаменам, будет осуществляться в ходе классных уроков. Что, разумеется, не отменяет регулярную самоподготовку детей при участии воспитателей в вечернее время.
Более того, изменен распорядок дня суворовцев. Учебные пары занятий разбиты динамическими паузами в масштабе училища. То есть занятиями спортом, командными играми или посещением бассейна. На территории училища организован ряд площадок для заполнения динамической паузы. Все воспитанники будут посещать бассейн по расписанию два раза в неделю, а для любителей этого вида спорта открывается дополнительно секция плавания. Для реализации этой программы в течение дня на базе бассейна ФГУ «Яуза» суворовцам выделено три сеанса, позволяющие тренировать 150 человек.
На очереди дальнейшее развитие секций самбо, дзюдо, карате и других видов спорта, пользующихся популярностью у подростков.
Кроме изменения технологии занятий, внедряется такая форма работы, как уроки в музеях, когда преподаватель истории, физики или биологии готовит соответствующую тему с использованием музейных фондов.
Планируется в будущем система тъюторства, то есть система адресного сопровождения выпускника училища вплоть до момента его поступления в высшее учебное заведение. С чем это связано? Раньше те родители, которые хотели, чтобы их дети поступили в конкретные высшее учебное заведение, нанимали репетиторов, забирали ребенка из СВУ для посещения курсов подготовки к поступлению в этот вуз. Теперь это будет осуществляться внутри суворовского училища в рамках плановой учебной нагрузки, в чем заинтересованы как преподаватели, так и учащиеся выпускных классов.
Кроме того, с 2010 года расширится спектр образовательных услуг, предоставляемых Московским суворовским военным училищем. Если ранее все выпускники были нацелены на поступление в военные вузы Министерства обороны, то теперь ребятам предоставляется возможность самим определиться с будущей карьерой. Поскольку, скажем, в 5-м классе еще мало кто знает, кем желает стать, планируются ознакомительные экскурсии или беседы с представителями высших учебных заведений Москвы и других городов, чтобы подростки уяснили особенности различных профессий.
На новый учебный год в рамках системы дополнительного образования запланированы элективные курсы, пробы, исследовательские проекты. Открыты новые кружки детского творчества, литературная гостиная, художественная и вокальная студии. На этом направлении преуспевает старший методист учебного отдела, специалист по общей педагогике Светлана Николаевна Мальцева, раньше работавшая в Екатеринбургском СВУ.
Если говорить об учебном процессе, то предстоит ввести в действие электронные и IT-технологии. Училище, как ни одна школа в Москве, оснащено интерактивными досками. Ими оборудованы все учебные классы, организовано обучение преподавателей работе с электронными досками.
Нововведения воспринимаются педагогами как веление времени. Мультимедийные, интерактивные комплексы открывают перед преподавателем и учеником новые возможности для творчества и познания.
В училище ценят старые опытные кадры, но, как ни печально, тем, кто не готов перестраиваться и привык работать по старинке, видимо, придется с суворовцами проститься. Хотя согласно новым штатам педагогов становится больше. Например, училищу только для преподавания иностранного языка требуется 34 педагога. А пока их имеется только 9.
С 2010 года в новом учебном плане - 5 часов в неделю основного иностранного языка и 2 часа дополнительного, второго. То есть 7 часов иностранного языка в неделю!
- Учебный класс делится на 3 группы по 6-7 человек, что гарантирует индивидуальный подход к каждому суворовцу, - поясняет методист учебного отдела, в недавнем прошлом старший преподаватель иностранного языка МсСВУ майор Руслан Губайдуллин. - Основной иностранный язык у нас английский, а дополнительными могут быть по выбору учащихся немецкий, французский, итальянский и испанский. В качестве факультатива намечается преподавание арабского и организация кружка китайского языка.
Вся ответственность за воспитание суворовцев, передачу им традиций суворовской военной школы ныне ложится на воспитателей. И тут есть проблемы. Прежние офицеры-воспитатели либо уволились в запас, либо изъявили желание продолжить военную службу в кадровых частях Вооруженных Сил. Таким образом, корпус воспитателей только формируется. Люди приходят разные. Теперь уже не столь важно их армейское прошлое, не обязательно ношение воспитателями военной формы, и тем не менее далеко не все кандидаты получают право на работу с детьми. Впрочем, главное уже достигнуто: укомплектованы все должности старших воспитателей, у которых имеется по три помощника - воспитателя.
Одним словом, в новый учебный год Московское суворовское военное училище вступило в новом облике и с далеко идущими планами.

На снимках: начальник Московского СВУ полковник запаса Александр ТОМАШОВ; вся тяжесть изменения учебного процесса в СВУ легла на плечи заместителя начальника училища по учебной работе Ирины ЕРЕМИНОЙ; будни суворовцев.

МОСКВА, 15 июня. /ТАСС/. Адвокаты бывшего директора департамента развития МЧС Александра Томашова просят Следственный комитет РФ прекратить в отношении него уголовное преследование по делу о нецелевом использовании бюджетных средств ведомства на общую сумму более 1,7 млрд рублей при закупке самолетов-амфибий Бе-200. Об этом ТАСС сообщила в пятницу его адвокат Екатерина Комарова.

"Мы просим СК РФ прекратить уголовное преследование Томашова Александра Сергеевича в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. В настоящее время очевидно, что ни расходования, ни изменения целевого назначения указанных денежных средств Томашов не совершал и объективно совершить не мог. Так, инкриминируемое ему перераспределение денежных средств было осуществлено не Томашовым, а решением соответствующих коллегий министерства, утвердивших план направления денег за подписью министра [Владимира Пучкова]", - рассказала защитник.

По словам Комаровой, ее подзащитный полномочиями должностного лица, обладающего правом подписи расходных документов как директор департамента развития, "наделен не был, равно как и доступом к электронным базам по формированию и направлению соответствующей финансовой документации".

Томашов и еще один фигурант дела - бывший глава финансово-экономического департамента МЧС РФ Раис Ахмадеев (отпущен под подписку о невыезде из-под домашнего ареста) - обвиняются по части 2 статьи 285.1 УК РФ ("Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное в особо крупном размере"). Поводом для возбуждения дела стали контракты МЧС по поставке для нужд ведомства самолетов- амфибий Бе-200. На эти цели было выделено 1,74 млрд рублей, но новая спецтехника так и не была поставлена в связи с проблемами на производстве. В результате бюджетные средства были потрачены на покупку другой спецтехники - автомобилей, вертолетов Ми-8.

Это обстоятельство стало поводом для проверки ФСБ и возбуждения уголовного дела. Хамовнический суд Москвы отправил Александра Томашова в СИЗО до 22 июня.

Защита настаивает на том, что в постановлениях суда об избрании и продлении Томашову ареста, "помимо неправильной оценки фактических обстоятельств дела", необоснованности предъявленного ему обвинения и данных о его личности, была допущена грубая ошибка в определении категории инкриминируемого ему деяния, "то есть оно было указано как тяжкое, являясь при этом средним". "Очевидно, что данная ошибка при рассмотрении апелляционной жалобы со стороны защиты Томашова должна была быть безусловной причиной для отмены постановления суда первой инстанции Мосгорсудом. При избрании меры пресечения не была учтена тяжесть преступления, а также личность Томашова, который имеет государственные награды, ряд тяжелых заболеваний, никогда не скрывался от следствия и уж тем более не пытался на кого-либо оказать давление с целью прекращения уголовного дела", - резюмировала адвокат.

Проблемы управления развитием человеческого капитала в РФ

The problems of managing human capital development in Russian Federation

Томашов Александр Сергеевич, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса» (ФГАОУ ДПО «ИПК ТЭК»), первый проректор

Alexander S.Tomashov, Federal State Autonomous Institution of Additional Professional Education «Institute for Further Training of Executives and Experts of the Fuel and Energy Complex» (FGAOU DPO «IPK TEK»), the first vice-chancellor

E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье приведены основные проблемы формирования и развития человеческого капитала в российских компаниях,рекомендуемые методы и инструменты развития человеческого капитала, эффективность которых доказана западными компаниями.Также рассмотрены ключевые различия в управлении развитием человеческого капитала отечественных и иностранных компаний. Как основное решение описанных проблем предложена схема развития системы образования РФ.

Introduction: In the article the main problems of human capital establishment and development, proposed methods and instruments of human capital development effectiveness of which is proved by western companies are given. Also the key differences in managing the human capital development in Russian and foreign companies are considered. The scheme of educational system development in Russia is regarded as the key to solve the problems mentioned.

Ключевые слова: управление развитием человеческого капитала, формирование человеческого капитала, стратегическое планирование развития человеческого капитала, основные методы обучения персонала, проблемы организации управленческой деятельности, ключевой фактор развития человеческого капитала.

Key words: managing human capital development, human capital establishment, strategic planning of human capital development, main methods of staff training, problems of managerial work organization, key factor of human capital development.

Введение

Переход РФ к рыночной экономике поставил вопрос о необходимости создания эффективных систем, обеспечивающих высокое качество человеческих ресурсов, особенность которых в том, что:

  • во-первых, чем больше люди включены в профессиональную деятельность, тем больше у них накапливается жизненного и профессионального опыта, тем меньше времени им требуется для качественного решения профессиональных задач, тем бOльшую ценность они представляют для организаций;
  • во-вторых, это сложнейший объект социального управления;
  • в-третьих, профессионализация видов деятельности требует большой капиталоемкости для становления профессионалов;
  • в-четвертых, высокая эффективность деятельности профессионалов в организации достигается созданием рационального управления их возможностями.

Концепция «человеческого капитала» признает своей целью привлечение и развитие более качественного в профессиональном плане работника и раскрытие его скрытых возможностей. Проблема в том, что люди - это наиболее консервативная составляющая организации, и требуется обязательная адаптация человеческих ресурсов к новым целям, методам и отношениям в организации.

Проблемы, препятствующие развитию человеческого капитала РФ

Практика формирования и развития человеческого капитала в отечественных компаниях получает все большее распространение. Однако существует ряд проблем, которые препятствуют данному процессу .

1.Недостаточный уровень стратегического планирования развития человеческого капитала. Несмотря на всё большее распространение развития человеческого потенциала в РФ, его значимость и степень стратегического планирования различаются для разных компаний. В иностранных организациях обучению персонала отдается приоритетное значение. Богатый накопленный опыт в данной области говорит о непрерывном и тщательно структурированном процессе подготовки специалистов.

2.Низкий уровень применяемых технологий и инструментов развития человеческого капитала. Следует отметить, что не все технологии и инструменты управления развитием человеческого капитала одинаково эффективны для российских и иностранных компаний. Прежде всего, это обусловлено разностью приоритетов, которые ставят перед собой руководители в РФ и за рубежом. Например, к наиболее практикуемым методам обучения персонала в РФ, Великобритании и США относятся: обучение на рабочем месте, внешние конференции, курсы и тренинги. К наиболее распространенным методам в Великобритании и США, но редко используемым в России, относятся: коучинг линейными менеджерами или внешними специалистами, внутренние мероприятия по обмену знаниями, наставничество. Данные методы приведены на рис. 1 .

Коучинг - это метод непосредственного обучения в процессе работы менее опытного сотрудника более опытным; форма особого индивидуального наставничества, консультирования . Коучинг как средство управления - это взаимодействие руководителя и подчиненного, направленное на наиболее эффективное решение поставленной задачи. Внешне это выглядит несколько непривычно: вместо инструкций руководитель задает подчиненному несколько вопросов по определенной схеме, в результате чего:

  • выясняется, насколько правильно сотрудник понял поставленную задачу;
  • какие у него могут появиться затруднения при выполнении задачи;
  • что необходимо сотруднику для выполнения этой задачи;
  • выясняются отдельные нюансы, связанные с данной задачей.

Рис. 1 . Инструменты развития человеческого капитала, редко используемые в РФ

Коучингпозволяет максимально широко раскрыть потенциальные возможности сотрудника для наиболее эффективного выполнения поставленной задачи. Таким образом, основная цель коучинга как средства управления - это помощь сотруднику в решении бизнес-задач. Опыт иностранных компаний показывает, что использование коучинга в управлении персоналом позволяет значительно повысить эффективность работы и усовершенствовать профессиональные навыки сотрудников.

Иногда коучинг отождествляют с обычным наставничеством. Однако это разные понятия. Инструмент коучинга - задавание вопросов, а наставничества - передача опыта, знаний, навыков, информации.

В Великобритании и США также распространены следующие методы обучения персонала: аудио- и видеокурсы, secondment, job shadowing, e-learning .

Secondment - это разновидность ротации персонала, точнее, «командирование» персонала на определенное время в другую структуру для овладения им необходимых навыков. У данного вида ротации персонала есть один существенный нюанс - secondment может быть не только внутренним (когда сотрудниками обмениваются отделения компании), но и внешним (когда сотрудники отправляются на работу в компании другой сферы деятельности). Внешний secondment используется на Западе довольно-таки часто.

Job Shadowing (в дословном переводе означает «рабочая тень») в настоящее время является наиболее популярным методом обучения персонала за рубежом. Суть его заключается в том, что обучающийся становится «тенью» опытного сотрудника в реальной рабочей обстановке, следует за ним, как тень, в течение одного или трех рабочих дней. Обучающийся имеет возможность обсуждать рабочие ситуации не только с сотрудником, «тенью» которого он является, но и с другими специалистами, а также получать информацию об особенностях той или иной должности. Цель метода - наблюдение и изучение особенностей работы сотрудника компании. Можно стать «тенью» любого специалиста организации (от линейного сотрудника до менеджера высшего звена), все зависит от того, каким навыкам необходимо обучить будущего или уже работающего специалиста.

E-learning является одним из наиболее эффективных (в том числе и с экономической точки зрения) инструментов организации обучения как в корпоративном, так и в академическом секторах. К инструментам e-learning относятся: системы управления обучением, системы управления учебным контентом, электронные курсы и инструменты для их создания. Любое использование информационных технологий в обучении также относится к сфере e-learning. Среди значимых преимуществ e-learning выделяют существенную экономию на поездках, приглашении тренеров, обработке отчетности. В Великобритании этот метод используется в 54% компаний .

3.Недостаточное финансирование в развитие человеческого потенциала. В 1990-х годах различными программами внутрифирменного обучения в США были охвачены 50 млн человек. На сегодняшний момент около 70% американских компаний используют различные формы профессиональной подготовки, среди крупных компаний таких 95%. Например, на профессионально-техническую подготовку кадров корпорация «Форд» расходует 25% своих капиталовложений, «Крайслер» - 35%. В Японии развитие персонала пользуется государственной поддержкой (бюджетные субсидии). В Германии фирмы ежегодно расходуют около 9 млрд евро на повышение уровня образования и квалификации своих сотрудников. Российская практика финансирования в развитие человеческого потенциала сильно контрастирует с западной.

Инвестированию в развитие человеческого капитала мешает несовершенство институциональной среды, слабое регулирование контрактных отношений, поэтому и работник, и работодатель нередко чувствуют себя незащищенными. Обучение работника за счет организации связано для работодателя с огромным риском: даже если с работником будет заключен договор о том, что после обучения он отработает в организации определенное время, нарушение этого договора часто остается безнаказанным и при обращении в судебные органы. Затраты российских организаций на внутрифирменное обучение кадров в среднем находятся на уровне 0,5-0,7% ФОТ. В развитых странах эта статья расходов компаний достигает 5-10% .

4.Плохо развитая корпоративная культура. Культура организации - это совокупность ценностей, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, а также присущий организации стиль отношений и поведения. Достоинства корпоративной культуры иностранных компаний очевидны. Это не только свод правил, внешних и внутренних коммуникаций, но и прозрачность структуры, следование законам. Например, в западной компании исключена вероятность нарушения руководством трудового кодекса или контрактных условий.

Основные проблемы организации управленческой деятельности в РФ

В качестве иллюстрации ниже (таблица 1 ) приводятся количественные балльные оценки (от нуля до двух), дающие представление об основных проблемах в области организации управленческой деятельности в РФ, её стимулирования, обучения, оценки результатов :

Технологии управления человеческим капиталом применяются в РФ в достаточной степени неравноценно. Это связано с тем, что руководство предприятиями в нашей стране достаточно разное. Большинство руководителей государственных предприятий или крупных акционерных обществ, унаследовавших в период приватизации вместе с госсобственностью методы управления и традиции предыдущей экономической системы, исповедуют старые принципы управления, присущие советской системе. Малый бизнес, как правило, вообще не применяет какие-либо определенные кадровые технологии и ограничивается зачастую ситуационным подходом. В классическом виде концепция человеческого капитала используется там, где персонал составляет основу бизнеса, например, в консалтинговых компаниях, а также в совместных предприятиях с участием иностранного капитала, в первую очередь, американского. Ну и, наконец, среди отечественных предпринимателей появляется достаточно активная часть, обладающая классическими знаниями в области менеджмента и успешно внедряющая методы управления человеческим капиталом в условиях российского бизнеса.

Таблица 1

Балльные оценки основных проблем организации управленческой деятельности в РФ

Проблема

Оценка

недостаточность кадрового, ресурсного обеспечения

1,81

недостаточный уровень профессионализма в управлении

1,70

низкое качество нормативно-правовых актов управления

1,65

недостаточно четкое определение компетенции

1,65

недостатки материального стимулирования

1,65

конкретность ответственности

1,59

отсутствие или недостаточность необходимых полномочий для самостоятельной деятельности в пределах компетенции

1,58

отсутствие объективных критериев оценки деятельности (например, по достигнутым результатам)

1,53

недостатки существующей системы ответственности и иных юридических гарантий исполнения должностных обязанностей

1,53

недостаточность необходимой информации

1,50

недостаточность морального стимулирования

1,29

отсутствие или недостаточность контроля

0,91

Различия в управлении развитием человеческого капитала отечественных и иностранных компаний

Говоря о примерах эффективного управления развитием человеческого капитала отечественных и иностранных компаний, необходимо учитывать существующие различия между РФ и Западом.

  • Во-первых, руководители иностранных компаний раньше осознали необходимость развития человеческого капитала. Для отечественных организаций это до сих пор не является актуальной нормой.
  • Во-вторых, в силу многолетнего опыта и традиций, уровень подготовки иностранных специалистов изначально более высокий и однородный, чем российский, им практически не требуется повышение первоначальных знаний о бизнесе.
  • В-третьих, на Западе, в условиях стабильного развития бизнеса, успешно функционирует долгосрочное планирование политики управления персоналом (до 10 лет и более). В РФ это затруднено неопределенностью внешней и внутренней среды.

Несмотря на существующие различия, руководители некоторых отечественных компаний уже осознали необходимость развития интеллектуального потенциала как важного стратегического ресурса и фактора конкурентоспособности. Используя мировой опыт, предпринимаются действия по формированию собственной стратегии управления развитием человеческого капитала.

Заключение

Система образования может стать одним из главных факторов сохранения и развития человеческого капитала нашей страны. Прежде всего, это касается качества развития человеческого капитала и уровня интеллектуализации российского общества в соответствии с новыми вызовами XXI века. Для решения этой проблемы необходимо:

  • активизировать уже идущий в РФ процесс развития университетского образования, имея в виду повышение его качества и соответствия требованиям интеграции с фундаментальной наукой на приоритетных направлениях развития научно-технологической революции;
  • повсеместно поддерживать и развивать инновационную ориентацию системы образования;
  • по образцу Китая широко использовать систему государственного кредитования студентов ВУЗов, лицеев и колледжей;
  • рассматривать в качестве главной цели системы образования формирование высокодуховной и нравственной личности, воспитание человека, который знает и любит свою родину и служение ей считает основным долгом своей жизни.

Кроме того, для того чтобы все элементы стратегического управления были задействованы наиболее полно и стимулировали постоянное стремление менеджеров к росту их индивидуального и совокупного потенциала, необходимы радикальные изменения в организации и оценке результатов труда, обучении и материальном стимулировании работников.



 

Возможно, будет полезно почитать: