Пересечение трамвайных путей при повороте. Пересекаем железную дорогу – поворот налево с трамвайных путей

Трамвай – это средство передвижения, часто обладающее преимуществом перед автомобильным транспортом. Но знать об этом «часто» и ездить, не нарушая правила – разные вещи.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы избежать встречи с инспектором ГИБДД, и, следовательно, уплаты штрафа, каждый человек, садящийся за руль, должен знать, когда же все-таки следует уступить, а когда и где допускается проехать первым.

Есть ли изменения в 2019 году

Нормой, регулирующей передвижение автомобилей по городским рельсовым коммуникациям, предназначенным для трамваев, являются , а точнее п. 9.6.

В 2019 году Правительство РФ оставило его без изменения, то есть он продолжает действовать в редакции от 28.03.2012 года. Пункт 8.5, регламентирующий поворот налево, а также разворот через рельсовое полотно, по прежнему излагается в форме, утвержденной в 2005 году.

Часть нормы, устанавливающая запрет на остановку, действует в неизменном виде с 24 января 2001 года (п. 12.4).

Для пешеходов тоже немаловажно знать, каким образом следует идти по подобным опасным участкам. Их перемещение регулируется пунктами 4.6 (редакция от 2015 года), 4.7 (редакция от 2014 года), право на преимущество при ходьбе через рельсы установлено пунктами 14.1 и 14.3 Правил (в настоящем виде действуют с 14.11.2014 года).

Знаки

Графический специальный символ 1.5 выполняет для водителя предупреждающую функцию, оповещая его о том, что по полотну, по которому он движется, проходит трамвайное сообщение.

Стандартным сопутствующим указателем является табличка, на которой поясняется, какое расстояние водителю предстоит преодолеть до места пересечения (символ 8.1.1).

Когда разрешено и запрещено

Согласно законодательству, действующему на лето 2019 года, автомобильному транспорту разрешается передвигаться по рельсам в одном направлении с трамваями.

Пути непременно должны располагаться слева от водителя, а их уровень должен совпадать с высотой самого полотна (если они проходят выше или ниже, выезжать туда запрещено).

Перестраиваться можно только тогда, когда:

  • нужно повернуть налево;
  • требуется развернуться.
  • все имеющиеся полосы в заданном направлении заняты автомобилями;
  • сидящему за рулем человеку необходимо совершить объезд (при наличии помехи на занимаемой полосе);

Все вышеперечисленные действия возможны, если они не создают препятствий для передвижения трамваев.

Если водителю нужно повернуть или развернуться, ему необходимо руководствоваться требованиями п. 8.5 Правил, предварительно заняв положение, которое предписано символами 5.15.1 и 5.15.2, или разметкой 1.18, регулирующими перемещение по каждой из полос.

Законом строго запрещается перестраиваться на рельсовое полотно:

  • если оно предназначено для трамваев, едущих навстречу;
  • когда на подъезде к перекрестку расположены графические символы 5.15.1 и 5.15.2.
  • если оно размещается справа от машины.

На дороге, где ехать разрешено в обоих направлениях, нельзя обгонять по «встречке», если посередине проложена рельсовая коммуникация, даже если при этом на асфальт не нанесена запрещающая разметка.

Правила

Даже профессиональные автолюбители порой сомневаются, правильно ли они движутся по дороге с пролегающими посередине путями. Их беспокойство легко понять: ведь в случае аварии виновным, скорее всего, будет считаться именно водитель колесного транспорта.

По определению нельзя создавать помехи для передвижения трамвая. Поэтому следует подробнее разобрать все возможные спорные ситуации.

Разворот вне перекрестка

Осуществление маневра через рельсы разрешено, но при следовании ряду правил.

При необходимости развернуться или повернуть к какому-либо объекту, расположенному на противоположной стороне, человек, управляющий безрельсовым транспортом, должен:

  • убедиться, что уровни дороги и рельсов совпадают;
  • пропустить трамвай, если он перемещается в одном направлении с ним;
  • уступить дорогу всем автомобилям и трамваям, движущимся навстречу ему.

Выполнение действие следует начинать, въехав предварительно на попутное рельсовое полотно.

Когда ширина дороги небольшая, то есть ее размер не позволяет полноценно совершить задуманный маневр из левой крайней позиции, допустимо осуществить действие от правой кромки проезжей части или даже с обочины.

Предварительно водитель обязан пропустить весь перемещающийся транспорт (в любом направлении).

Разумеется, при пересечении коммуникации, нельзя забывать об общих правилах разворота.

Данный маневр строго запрещен:

  • на всех пешеходных переходах;
  • внутри тоннелей;
  • при нахождении на мосту, путепроводе, эстакаде или под одним из этих объектов;
  • на участке полотна перед крутым изгибом, ограничивающим обзор водителю до 100 метров и меньше;
  • на остановке, предназначенной для автобусов и троллейбусов.

Движение по трамвайным путям попутного направления

Вне перекрестка, на котором рельсовые коммуникации пересекают полотно проезжей части для движения автомобилей, трамвай всегда обладает преимуществом перед колесным транспортом.

Исключением здесь считается только выезд его из депо: тогда он обязан совершить торможение и пропустить машины.

Об этом правиле необходимо помнить, если на дороге сформировался «затор», или появилась иная преграда, которую можно объехать только при использовании рельсового полотна.

В местах, где уровень пролегающих трамвайных коммуникаций ниже или выше уровня дорожного покрытия, съезжать на них категорически запрещено в любых случаях: расцениваться это будет как нарушение закона.

Как уже было упомянуто выше, разрешается совершить опережение медленно движущегося транспортного средства по рельсам попутного направления, предварительно уступив дорогу едущим по ним трамваям.

При подъезде к перекрестку необходимо заблаговременно убедиться в том, что на дороге отсутствуют графические символы (знаки), регламентирующие движение по каждой из полос.

Если они есть, то движение прямо возможно только строго в соответствии с ними. В этом случае въезжать в пределах перекрестка даже на попутные рельсы нельзя.

Как только позволят дорожные условия, следует покинуть пути и переместиться направо, то есть на полотно, предназначенное для движения автомобильного транспорта. На рельсах по определению невозможен обгон, так как он подразумевает перемещение на «встречку».

На трамвайных коммуникациях строго запрещено останавливать автомобиль. Закон не разрешает делать это и в непосредственной близости от рельсов, если в результате может быть создана помеха для движения трамвая.

В пределах населенного пункта на дороге, имеющей по одной полосе для езды в каждом направлении, при наличии разделяющей их рельсовой коммуникации, нельзя совершать остановку и стоянку на левой стороне.

Справа действие разрешается на обочине, а если она отсутствует – на краю проезжей части.

Поворот налево

При совершении подобного маневра возможны варианты:

  • поворот с предварительным перестроением на рельсовое полотно, идущее попутно;
  • осуществление действия без выезда со своей полосы движения.

При отсутствии специальных графических объектов или разметки, водитель, сидящий за рулем колесного средства, должен заранее перестроиться в крайнее левое положение, переместившись на попутное рельсовое полотно.

Перед этим нужно посмотреть в зеркало, чтобы убедиться в отсутствии приближающихся трамваев. При необходимости весь рельсовый транспорт следует пропустить, совершив торможение, и только потом можно приступать к выполнению поворота.

Если установлены знаки, определяющие направление перемещения по каждой из полос, водитель обязан следовать порядку, предписанному ими.

В этой ситуации нельзя перестраиваться на рельсовое полотно: маневрирование начинается из занимаемого положения в соответствии с графическими указателями.

Если необходимо совершить поворот налево на перекрестке, не оборудованном регулирующими световыми приспособлениями, руководствоваться следует установленными знаками.

При выезде со второстепенной дороги, обозначенной объектом 2.4 («Уступите дорогу»), водитель трамвая обязан пропустить колесный транспорт, который едет по главной дороге.

Соответственно, при наличии знака 2.1 («Главная дорога»), человек, управляющий автомобилем, имеет право проехать первым.

Для пешеходов

Не только управляющие автомобилями, но и пешеходы во избежание обязаны знать, как вести себя на рельсах, и в каком случае лучше повременить с переходом.

Трамвай – это источник повышенного риска. Для идущих через пути людей существует два основных пункта ПДД – 4.6 и 4.7.

При ходьбе по трамвайным рельсам пешеход не имеет права задерживаться на них, и тем более останавливаться. Такое действие можно совершить, только если оно поможет в обеспечении безопасности движения.

Если человек не успел завершить пересечение дороги, ожидать следующего подходящего момента можно только на «островке безопасности» или разделительной линии встречных потоков, но ни в коем случае не на путях.

При приближении к пешеходу автомобиля с работающим звуковым сигналом (сиреной) и синим маячком, следует воздержаться от пересечения дороги, а при нахождении на ней или на рельсовом полотне необходимо незамедлительно освободить занимаемое пространство.

Это важно, так как на оживленной дороге или при образовании «затора», специальной технике, скорее всего, больше негде будет проехать, кроме как по путям. Разумеется, переходить можно только на переходе, который обозначен соответствующими графическими символами.

Какое предусмотрено наказание за нарушение ПДД

Лицу, нарушающему при управлении автомобилем порядок перемещения по трамвайным коммуникациям, грозит привлечение к административной ответственности:

При проезде первым перекрестка там, где знаками определено преимущество трамвая, водитель будет привлечен по . За подобное нарушение инспектор выпишет штраф, сумма которого составит 1000 рублей.
Если не выполнено требование о перестроении в крайнюю левую позицию, то есть на попутное рельсовое полотно, при выполнении разворота или левого поворота выносится предупреждение либо назначается штраф в сумме 500 рублей, на основании
При создании помехи попутному трамваю во время опережения медленно движущегося транспорта нарушителю назначается штраф 500 рублей (ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ)
Въезд на встречные коммуникации при объезде преграды, находящейся на пути автомобиля, карается суммой 1000-1500 рублей (). Это же действие, совершенное с любой другой целью, наказывается значительно строже: штрафом 5000 рублей либо лишением прав на 4-6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15). При рецидиве нарушения срок лишения составит 1 год.
Совершение остановки автомобиля на трамвайных рельсах карается, в соответствии с , фиксированной суммой – 1500 рублей.

Как и в случае с многими другими штрафами, водитель имеет право на оплату половины суммы, если уложится в двадцатидневный срок с момента вынесения инспектором постановления о назначении ему наказания.

Этот вопрос вызывает много споров, даже среди опытных автолюбителей. Многие из них уверены, что это абсолютно запрещено. И смягчающих обстоятельств нет. На самом деле, есть дозволенные ПДД обстоятельства, позволяющие беспрепятственное движение по попутного направления.

Разрешенные случаи

Действующие сегодня ПДД РФ указывают на следующие ситуации, в которых передвижение по трамвайным рельсам не наказывается:

Пути проходят слева,

Рельсы находятся на уровне дорожного полотна,

Заняты все полосы попутного движения,

Трамвайные рельсы и автомобильная дорога идут в попутном направлении.

Все остальные случаи, в соответствии с ПДД РФ, движение по трамвайным путям попутного направления запрещают.

Существующие запреты

В Правилах дается четкое разъяснение того, что месторасположение трамвайных путей имеет большое значение. На рельсы, расположенные ниже дорожного полотна или выше, автомобиль не имеет права заезжать. Если имеется колея, то она должна восприниматься водителем как разделительная полоса, пересекать которую, как известно, запрещено.

Также табу наложено на движение по трамвайным путям попутного направления, если проходят они справа от движущегося транспортного средства.

Запрещено пересекать перекресток, если перед ним находится знак 5.15.1 или другой знак - 5.15.2.

Некоторые послабления

В они действительно есть. И касаются они маневров. Так, например, разрешено движение по трамвайным путям попутного направления (2016-2017 год, ПДД) при:

Совершении левого поворота,

Пересечении улицы на перекрестке,

Объезде,

Развороте.

Последний маневр разрешен при отсутствии двойной сплошной между трамвайными путями и знака 4.1.1, предписывающего движение только прямо. А также не должно быть создано препона продвижению трамвайному вагону и выезда на рельсы встречного назначения.

Объезд разрешен исключительно при высокой плотности попутного потока. Чаще всего, если дистанции между транспортными средствами минимальны для соблюдения безопасности на дороге, совершая движение автомобиля по трамвайным путям попутного направления для возможного обгона, вернуться на свою полосу движения вряд ли удастся (как указано в ПДД, пункте 11.4). Поэтому пункт 9.6 действущих Правил немного расширяет послабления пункта 11.4, той части, которая касается невозможности вернуться на полосу движения, занимаемую ранее. Оно заключается в разрешении задействовать трамвайные пути, идущие с дорожным полотном в попутном направлении. Тем не менее правило, гласящее, что рельсовый транспорт имеет преимущество перед автомобилем никто не отменяет. Следовательно, применять эти послабления можно только не создавая помех движению вагона трамвая.

Водителю на заметку

Совершать маневры на трамвайных рельсах, расположенных по правую руку автомобилиста, строго запрещено. Несоблюдение чревато тяжелыми последствиями.

В местах с напряженным движением наносится специальная разметка на дорожном полотне и устанавливаются особые запрещающие дорожные знаки. То есть на таком отрезке всегда будет:

Указатель со словами «Полоса движения»,

Знак, запрещающий въезд любому автотранспорту,

Сплошная белая линия на асфальте.

Водитель обязан понимать, что трамвайный путь - это не дополнительная полоса для движения транспортных средств.

Любой маневр должен сопровождаться поворотными сигналами, которые выключаются только после его окончания.

Сотрудники ДПС рекомендуют обратить внимание на совершение поворотов. Если нет специального знака, то маневр должен проходить под прямым углом. Бывают случаи, когда водители игнорируют это и поворачивают, двигаясь по рельсам. Инспекторы ГИБДД расценивают это как езду по трамвайным рельсам встречного направления, что, естественно, принимается за выезд на полосу встречного направления и наказывается штрафным взысканием в 1 500 рублей или (реже) утратой водительского удостоверения.

Если нанесена разметка

На некоторых городских магистралях может встретиться сплошная полоса разметки. Эта тема вызывает множество вопросов в автошколах и диспутов на специализированных форумах.

С одной стороны, согласно по трамвайным путям попутного направления не запрещено, а с другой, как указывается в той же норме в пункте 1.1, сплошную пересекать нельзя.

На неоднократные обращения с просьбой разъяснить ситуацию, официально руководители ГИБДД сообщили, что эта линия разметки показывает край проезжей части. за игнорирование этих требований, предписанных разметкой дорожного полотна, в этом году составляют тысячу и полторы тысячи рублей.

Встречаются ситуации, когда трамвайные пути изолируют от дорожного полотна бордюром. ПДД приравнивают его к сплошной линии.

Маневры на перекрестке

Каждый водитель должен помнить, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления исключительно в случае занятости всех полос дорожного полотна. Причем имеет отношение это только к параллельному движению.

Пересечение трамвайной колеи на дозволено в следующих эпизодах:

Транспортное средство движется с трамваем в одном направлении, причем последний находится от автомобиля справа, транспорт общественного назначения, если есть, продолжает двигаться прямо;

При движении в одну сторону трамвай, идущий справа от машины, и транспортное средство будут совершать левый маневр;

Трамвай, находящийся по правую руку водителя автомобиля, может совершать левый поворот, в то время как автомобиль продолжает движение прямо.

Иногда на городских магистралях перед перекрёстком можно видеть знаки 5.10, 5.15.1, 5.15.2 информирующие о движении по полосам или о дороге с реверсивным движением. В этом случае штрафные санкции за выезд на рельсы будут обязательно. Въезжая на дорогу с обозначенным нужно учитывать, что знак указывает на движение только лишь по крайней правой полосе дорожного полотна. Перестроение можно совершать исключительно в случае, если советующими знаками или специальной дорожной разметкой разрешено подобное движение.

Поворот налево

Согласно ПДД, разрешается этот маневр лишь при соблюдении следующих условий:

На дорожном полотне нет разметки,

Трамвайная колея находится справа от движущегося по крайней полосе транспортного средства.

Водитель обязан помнить, что этот поворот должен совершаться в соответствии с пунктом 8.5 ПДД. То есть при отсутствии на повороте знаков 5.15.1, 5.15.2 и разметки 1.18, идущие слева и наравне с дорожным полотном трамвайные рельсы позволяют с них машине повернуть налево. Главное не забывать, что автомобиль не должен быть преградой для вагона трамвая.

Штрафные санкции

Многие нарушения, предполагающие движение по трамвайным путям попутного направления, считаются очень грубыми. Но лишение водительского удостоверения не предусмотрено.

Самое скромное из них - пересечение сплошной полосы, отделяющей рельсы от автомобильной дороги. В соответствии с пунктом 12.16 ПДД, карается эта ошибка водителя штрафом в 500 рублей. Также будет взыскан с нарушителя, совершающего движение по трамвайным путям попутного направления, штраф за остановку на рельсах. На сегодня это полторы тысячи рублей.

Вторичное и последующие несоблюдения Правил дорожного движения могут повлечь за собой утрату водительского удостоверения на срок не менее года. Если это нарушение было записано видеокамерой, штраф возрастает до пяти тысяч рублей.

ДТП, совершенные на трамвайных путях

Главное, что необходимо помнить: транспортное управление населенного пункта будет взыскивать через суд с виновника происшествия упущенную выгоду. Ведь во время ожидания инспекторов ДПС, разбора и по маршруту не будут курсировать трамваи. А это убытки для парка электротранспорта. Они могут составить десятки тысяч рублей. Суды, кстати, практически всегда становятся на сторону представителей управления. Поэтому машину как можно быстрее нужно убрать с путей.

Даже если движение по трамвайным путям попутного направления спровоцировало происшествие, в котором не участвовал трамвай, как можно скорее необходимо начертить схему ДТП, произвести фотосъемку с разных ракурсов, записать номера телефонов свидетелей и убирать транспортное средство с рельсов. Затем и пострадавший, и виновник должны явятся в ближайшее отделение ГИБДД для оформления и подписания протокола. Или, если нет разночтений между участниками ДТП, можно прибегнуть к набирающей популярность схеме оформления транспортного происшествия по европротоколу.

Если ДТП случилось с участием трамвая, то вагоновожатый может быть виноват исключительно в двух случаях:

Вагон продолжал движение на запрещающий сигнал светофора,

Трамвай покидал в этот момент депо.

Во всех остальных случаях водитель должен помнить, что любой разрешенный маневр на трамвайных рельсах не должен мешать движению электротранспорта.


Даже у опытных автомобилистов возникают вопросы, связанные с правилами дорожного движения по трамвайным путям. К тому же у большинства сложилось устойчивое мнение, что по путям категорически запрещено передвигаться. Предусмотрен ли за езду по трамвайным путям штраф, в каком размере и в каких случаях? С тонкостями передвижениям по трамвайным путям мы разберемся в данной статье.
В каких случаях разрешено движение по путям?
Согласно действующим ПДД передвигаться по трамвайным путям вы можете, соблюдая несколько условий:

  • если линии транспорта расположены слева;
  • в случае, когда пути общественного транспорта расположены на одном уровне с проезжей частью;
  • пути «идут» в попутном вашему движению направлении.

Основываясь на данном перечне условий, можно сразу определить ситуации, когда движение по путям будет запрещено.

  • Запрещен выезд на пути, если они расположены ниже или выше проезжей части, к примеру, на газоне. В этом случае пути считаются разделительной полосой и движение по ним запрещено. Почему? Согласно правилам ДД, разделительная полоса не предназначена для передвижения и остановки транспортного средства.
  • Запрещен выезд на трамвайные дороги, если они расположены справа от дороги. Это правило стоит запомнить, так как в больших городах, где хорошо организовано движение трамваев, подобная ситуация не редкость.
  • Запрещено выезжать на встречные пути общественного транспорта – это будет расценено как нарушение правил, за которое водитель может получить административное наказание в виде лишения водительских прав.

Не рекомендуем в одиночку спорить с представителями власти. В сложных момментах необходима помощь профессионального автоюриста.
ПДД движения не запрещают езду по трамвайным путям. Использовать трамвайные линии вы можете для:

  • разворота;
  • движения прямо;
  • совершения поворота налево.

Главное правило, которое стоит помнить – при выезде на пути вы не должны создавать помех для передвижения трамвая. Также обратите внимание, что дорогу общественного транспорта категорически не стоит использовать для поворота направо – такой маневр будет расценен, как нарушение правил движения. Дополнительно выезд на пути попутного направления может быть запрещен с помощью разметки или дорожных знаков. К примеру, может использоваться сплошная линия вдоль трамвайного ряда или комбинация знака «Въезд запрещен» и таблички «Полоса движения». В таком случае нужно подчиняться указанным знакам и передвигаться только по разрешенным полосам.
«Сколько и за что» - величина штрафов
Штраф за пересечение трамвайных путей будет зависеть от того, какой конкретно пункт правил нарушен. К примеру, величина штрафа за выезд на встречные пути будет больше, нежели на попутные.

  • Выезд на ряд общественного транспорта, что отделен от дороги сплошной линией разметки карается штрафом в размере 500 рублей или предупреждением. Согласно пункту 12.16 ПДД данный выезд считается нарушением правил, что предписаны разметкой проезжей части.
  • Наказывается штрафом и создание помех движению общественного транспорта в попутном направлении. Такое нарушение чревато штрафом в 500 рублей согласно пункту 12.17 ПДД.
  • Согласно пункту 12.17 (часть первая) нарушением считается остановка автомобиля на путях общественного транспорта. Для города Санкт-Петербурга и Москвы сумма штрафа за данное нарушение составляет 3000 рублей, для остальных регионов – 1500 рублей.
  • Выезд на трамвайный ряд встречного движения считается нарушением правил ДД и карается штрафом в 5000 рублей или же административным взысканием в виде лишения прав на срок от 4 месяцев до полугода (пункт 12.16, часть третья).
  • Нарушением является выезд на трамвайные пути встречного направления для осуществления объезда препятствия. В этом случае, согласно пункту 12.15 части 3 ПДД, предусмотрен штраф от тысячи до 1500 рублей.

Повторное игнорирование правил движения по трамвайным путям карается наказанием в виде лишения прав на срок в 12 месяцев. Если же повторное нарушение будет зафиксировано средствами автоматической видеофиксации, лишение прав может быть заменено на штраф в 5 тысяч рублей.
Особенности движения по трамвайным путям на перекрестке
Двигаться прямо по линиям общественного транспорта разрешено лишь в том случае, если все полосы движения заняты. Касается это разрешение только трамвайных линий попутного движения. Правила движения трамвайных линий на перекрестке имеют свои особенности. Автомобилисту стоит запомнить, в каких случаях нужно уступать дорогу на перекрестке, который регулируется не сигналами светофора, а регулировщиком:

  • Если трамвай и авто стоят на перекрестке, подъехав с одного направления. Полоса общественного транспорта расположена справа, вы собираетесь повернуть направо, а трамвай будет продолжать движение прямо.
  • Трамвай и авто приблизились к перекрестку с одного направления. Пути в данном случае расположены слева, вы и трамвай собираетесь совершить поворот налево.
  • Авто и трамвай стоят на одном перекрестке, подъехав с одного направления. Линии общественного транспорта расположены справа от дороги и трамвай собирается продолжить движение налево. Вы хотите продолжить движение прямо или совершить поворот налево.

Во всех этих ситуациях регулировщик будет стоять к вам левым боком, правая рука будет вытянута вперед. Чтобы не нарушать ПДД, приоритет на перекрестке отдавайте трамваю.
Правила поворота налево через трамвайные линии
Правилами дорожного движения не запрещается совершение поворота налево через трамвайные линии. Для того чтобы совершить поворот, нужно убедиться, что:

  • ряд общественного транспорта расположен слева от авто и находится на одном уровне с дорогой;
  • отсутствует линия разметки, которая может быть расположена справа, слева и посередине от трамвайных линий. Если даже в одном месте нанесена сплошная линия, поворот налево совершать не стоит. Такой маневр может быть чреват штрафом в 500 рублей.

Прежде чем совершить поворот, необходимо занять положение на линиях общественного транспорта попутного направления. Обращать внимание нужно не только на движение трамваев в попутном, но и во встречном направлении. Совершая поворот через встречные линии общественного транспорта, выезд на них стоит осуществлять под прямым углом. То есть, встречные пути трамвая должны оказаться для вас перпендикулярными. Иначе сотрудники ГИБДД могут расценить ваш поворот, как выезд на полосу встречного движения. Что, в свою очередь, наказывается штрафом в 5 тысяч рублей или же другим административным взысканием - лишением прав.
Можно ли совершать обгон и разворот
Если нужно развернуться, здесь действуют правила поворота налево, о которых речь шла выше. Обратите внимание, что разворот стоит совершать под прямым углом, чтобы не дать повода сотрудникам ГИБДД заподозрить вас в нарушении правил – выезде на встречную полосу.
Обгон по трамвайным линиям запрещен. Ведь данный маневр напрямую связан с выездом на встречную полосу. Помните, что движение по встречной трамвайной линии запрещено в любом случае. За такое нарушение предусмотрен штраф. ПДД не запрещено опережение транспортных средств по попутной трамвайной линии. Скажем проще – когда вы стоите в пробке и все полосы движения заняты, вы можете передвигаться по трамвайным рядам попутного направления, если вы не мешаете общественному транспорту и нет иных запрещающих знаков.
Если произошло ДТП на путях – кто виноват?
Рассмотрим ДТП только с участием трамвая и автомобиля. Связано это с тем, что дорожно-транспортное происшествие на трамвайных линиях с участием автомобилей не отличается от любой другой аварии, произошедшей на перекрестке или парковке.
Если произошло ДТП на трамвайных линиях, здесь виновным будет считаться водитель авто. Так как движение по линиям общественного транспорта изначально подразумевает тот факт, что не будет создана помеха трамваю. Но в некоторых случаях виновником может быть и водитель трамвая. К примеру, если общественный транспорт двигался на красный свет светофора или покидал зону депо.
Подведем итог. ПДД не запрещают езду по трамвайным путям, если она осуществляется по линиям попутного направления и не создает помех общественному транспорту. Соблюдая все правила движения, вы не получите штрафа. Но за езду по встречным трамвайным линиям штраф предусмотрен – такой маневр может завершиться лишением прав. Что касается правил передвижения на перекрестке – трамваю лучше отдать приоритет, особенно если вы не знаете, как стоит поступить. Также помните, что движение по попутным линиям общественного транспорта не запрещены, если вы не создаете помех, а вот по путям встречного движения не стоит совершать опережение. Теперь вы знакомы с особенностями передвижения по трамвайным линиям и вооружены информацией о суммах штрафов за выезд на трамвайные пути.. Мы рекомендуем обратиться к профессиоаналам компании "Авто Право" - для получения квалифицированной помощи.

Трамвай является полноправным участником дорожного движения, наряду с автомобилями, но его конструктивные особенности предусматривают установку специальных рельсов – трамвайных путей.

Рельсы трамвая могут располагаться непосредственно на проезжей части, разграничивая полосы встречного движения, или примыкать к дороге либо отделяются от дорожного полотна газоном и тротуарами.

Поскольку рельсы трамвая, как правило, становятся частью дороги и тянутся непрерывной линией от одного конечного пункта до другого, автолюбители вынуждены выезжать на трамвайные пути во время совершения различных маневров. Один из таких маневров – разворот на трамвайных путях.

Особенности движения по трамвайным путям

Согласно Правилам дорожного движения, автолюбитель может задействовать трамвайные пути для достижения собственных целей только если рельсы расположены по левой стороне дороги, в попутном с автомобилем направлении. Обязательное условие – пути рельсового транспорта обязательно должны быть вровень с проезжей частью основной дороги.

ПРМЕЧНИЕ: Если трамвайные пути возвышаются над автомобильной дорогой либо находятся значительно ниже ее уровня, то такое положение приравнивает рельсы к разделительной полосе. Кроме вероятности повредить детали машины, поворот либо разворот через подобную конструкцию может привести к лишению прав или денежному штрафу.

Также запрещено движение по трамвайным путям, если рельсы трамвая расположены по правую сторону от направления движения автомобиля, поскольку ­ в этом случае машина будет находиться на встречных трамвайных путях, а это серьезное нарушение ПДД, карающееся изъятием водительского удостоверения.

Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:

  • действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
  • рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
  • можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
  • если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).

ПРИМЕЧАНИЕ: Движение по путям рельсового общественного транспорта возможно только для опережения, но не обгона попутного потока автомобилей, поскольку обгон предусматривает выезд на встречную полосу.

На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.

Поворот налево

В соответствии с п. 8.5 ПДД, перед тем как совершить поворот налево либо разворот, водитель обязан занять крайнюю левую полосу заблаговременно, а при наличии слева рельсовых путей попутного направления – начать маневр именно с них. Естественно, рельсы не должны быть значительно выше и ниже автодороги. В противном случае они выполняют функцию разделительной полосы. Также не должно быть знаков 5.15.1. и 5.15.2.

Из этого правила следует, что если водитель начнет разворот либо поворот налево не с трамвайных путей, при отсутствии предусмотренных законодательством причин, – это будет безусловным нарушением ПДД.

Разворот

Правила не содержат определения термина «разворот». В практическом вождении разворотом называется процесс перемещения транспортного средства на противоположную от изначальной полосу движения: автомобилист сначала едет в одну сторону, потом разворачивается и направляется в другую.

Правила разворота на рельсах общественного транспорта идентичны правилам, установленным для поворота налево:

  • Следует занять крайнюю левую полосу (трамвайные рельсы в данном случае), убедившись, что подобный маневр не противоречит Правилам дорожного движения: нет регламентирующих направление движения знаков, дорожная разметка не запрещает поворот и разворот, рельсовое полотно на одном уровне с дорогой.
  • Убедиться в безопасности маневра: свободной должна быть полоса не только попутного, но и встречного трамвая. Если рельсовый транспорт находится в непосредственной близости, выполнение маневра лучше отложить и пропустить трамвай. Также нужно обратить внимание на расстояние от движущегося по встречной полосе проезжей части автомобиля до места планируемого разворота.

ПРИМЕЧАНИЕ: И поворот налево, и разворот через трамвайные пути подразумевают пересечение рельсов встречного направления исключительно прямо, т. е. перпендикулярно к автодороге. В случае когда водитель, заканчивая маневр, некоторое время едет по встречным трамвайным путям, инспектора ДПС вправе изъять водительское удостоверение.

Поворот направо

Поворот направо с трамвайных путей запрещен (инкриминируется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения). Только с крайней правой полосы автомобильной дороги.

Разворот на перекрестке

Для того чтобы поменять направление движения на перекрестке, следует руководствоваться общими правилами для поворота налево и разворота. Единственное различие в алгоритме маневров – наличие светофоров либо работа регулировщика, разделяющего потоки транспорта.

На основании пункта 13.6 Правил дорожного движения, если секция светофора горит зеленым цветом или регулировщик выстроил комбинацию, разрешающую движение всем транспортным средствам, включая трамваи, то безрельсовый транспорт будет иметь преимущество движения перед автомобилями. Соответственно, перед тем, как совершить поворот и разворот, водитель машины обязан пропустить трамвай.

Если светофор оснащен дополнительной секцией, разрешающей повороты, когда основной сигнал красный либо желтый, то в этом случае вагоновожатый должен пропустить колесный транспорт, независимо от направления его движения.

На видео о правилах разворота на трамвайных путях.

Штрафы за нарушения правил проезда и разворота на трамвайных путях

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, равно как и преднамеренное нарушение правил. С развитием в геометрической прогрессии системы фото- и видеофиксации нарушений, сослаться на предвзятость сотрудников правоохранительных органов уже не получится. А с принятием последних поправок, размер штрафов определен довольно внушительными суммами:

  1. Создание помех движению общественного рельсового транспорта наказывается штрафом в 500 рублей.
  2. За выезд на встречные трамвайные пути, за исключением объезда препятствия, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей. Также возможно лишение водительских прав от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении ­ удостоверение изымут на 1 год. Если выезд на встречку был зафиксирован автоматическими дорожными регистраторами, то лишение прав не применяется.
  3. Выезд на встречные трамвайные пути с целью объезда препятствия – штраф от 1000 до 1500 рублей.
  4. Нарушение правил дорожной разметки при повороте и развороте – от 1000 до 1500 рублей.

Изучение всех нюансов движения и совершения маневров на трамвайных путях поможет не только избежать финансовых потерь: в некоторых случаях теоретические знания, задействованные на практике, могут значительно сократить время пребывания в автомобильной пробке.

Добрый день, уважаемые автолюбители.

Очень много споров возникает при совершении маневра «разворот» через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров — это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

В этой статье мы расскажем когда можно совершать разворот через трамвайные пути, а когда нельзя. Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.

Для начала обратимся к и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.

Правила дорожного движения

  • 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

    При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

    8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

    Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

    Уже здесь мы видим, что разворот через трамвайные пути возможен.

    К сожалению Правила дорожного движения так написаны, что в них не предусмотрено наличие трамвайных путей только в одном направлении. Это большая недоработка, но в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем.

    8.11. Разворот запрещается:

    • на пешеходных переходах;
    • в тоннелях;
    • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
    • на железнодорожных переездах;
    • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
    • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

    9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

    Обратите внимание! Разворот может выполнятся везде, где это не запрещено правилами, знаками или разметкой, а именно:

    Во всех остальных случаях разворот разрешен!

    9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

    Еще одно подтверждение, что разворот может быть вне перекрестка. Но, не смотря на это, вам будут вменять нарушение именно этого пункта ПДД за выезд на трамвайные пути встречного направления.

    Теперь точно можно сказать, что , если прямо не запрещен правилами, знаками или разметкой.

    «Встречка» при развороте

    Давайте еще раз отметим — при развороте «встречки» нет . Разворот это полноценный маневр, изменяющий движение транспортного средства в обратном направлении.

    «Встречка» может быть до разворота или после, но никак не во время выполнения маневра.

    Для примера сравним разворот на регулируемом перекрестке, и вне перекрестка. В обоих случаях выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Но почему при развороте на перекрестке вопросов к водителю не возникает? Ответ: «Потому что их нет, и быть не может!», так же как и при развороте вне перекрестка.

    Разворот разрешен

    Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:

    1. Уступить дорогу попутным трамваям
    2. Перестроиться на попутные трамвайные пути.
    3. Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
    4. Совершить разворот.

    Разворот запрещен

    Невыполнение требования п. 8.5. ПДД.

    При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

    Ответственность за это нарушение не предусмотрена. В КоАП РФ есть часть 1.1. статьи 12.14

    1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении

    Но в данной ситуации п.8.5 ПДД требует покинуть проезжую часть и выполнять маневр с трамвайных путей. Согласно определению «проезжая часть» трамвайные пути проезжей частью не являются.

    Поэтому применение данной статьи в этом случае недопустимо.

    Следующая ситуация — разворот со встречных рельс:

    Обратите внимание, в этой ситуации кроме разворота, есть еще движение по трамвайным путям встречного направления

    Согласно п.9.6 ПДД: «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.»

    За такой маневр ответственность по части 4 статьи 12.15:

    4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления

    Разворот через сплошную линию разметки:

    Нарушение требований разметки:

    Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

    ответственность по части 2 статьи 12.16:

    2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

    Мы рассмотрели типичные простые варианты разворота на трамвайных путях. Основное, что мы подтвердили в этой статье — разворот через трамвайные пути разрешен . Прямого запрета на этот маневр Правила дорожного движения не устанавливают, более того описывают как его нужно производить.

    Все рассмотренные нарушения ПДД не связаны непосредственно с маневром «разворот», а связаны с невыполнением требований других пунктов.

    Дорог вам без препятствий!



  •  

    Возможно, будет полезно почитать: