Правила поведения при неблагоприятной экологической. Методическая разработка урока по учебной дисциплине "безопасность жизнедеятельности" на тему "обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке"

В быту чаще всего наблюдается загрязнение воздуха и воды, токсичность стен и мебели от красок, шум, некомфортная температура, пыль, вибрации, излучения. В квартире это вызвано воздействием линолеума, свинцовых белил, синтетических ковров, стиральных порошков, мебелью, в составе которой много полимеров, красок, лака и др., а на улице - главным образом загазованностью, создаваемой выхлопами автомобилей и выбросами промышленных предприятий. Эти неблагоприятные экологические факторы порождаются неграмотностью и ошибками в хозяйственной деятельности, плохо влияют на здоровье людей. Признаками неблагоприятной экологической обстановки являются головная боль, отравления, иные недомогания при пребывании в помещении и на воздухе

В квартире для уменьшения вредного воздействия мебели и бытовой химии, нужно постоянное проветривание, увлажнение воздуха и уборка пыли. Не рекомендуется использовать краску, содержащую свинец. В качестве чистящих средств (вместо бытовой химии) целесообразно применять традиционные средства: мыло, буру, питьевую и кальцинированную соду. Целесообразно иметь в доме больше растений, например, небольших деревьев в кадках.

На улице следует воздерживаться от занятий физической культурой на загазованных территориях. Вблизи автомагистралей и заводов, где концентрация вредных веществ в воздухе особенно велика, стараться делать неглубокие и поверхностные вдохи, дышать носом.

Вода и пища. 80% всех заболеваний связано с грязной водой и загрязненными продуктами. Они в значительной степени загрязняются агропромышленными и хозяйственно-бытовыми отходами, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.

Поэтому нужно пользоваться кипяченой, бутылированной водой или пропущенной через фильтры с активированным углем. Тем самым можно уберечь организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания (холеру, дизентерию и т.п.), но и от избытка солей, определяющих ее жесткость (кальция и магния). При обеззараживания воды хлорированием могут образовываться опасные яды диоксины. Поэтому, прежде чем использовать эту воду, ее нужно выдержать не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости, послеп чего ее можно кипятить.

Для борьбы с сорняками и болезнями овощей и фруктов используют минеральные удобрения и пестициды, которые нередко приводят к тому, что содержание нитратов и ядохимикатов в продуктах превышает предельно допустимые концентрации. Проникая в кровь, нитраты соединяются с гемоглобином, образуя метгемоглобин, который теряет свойства переносчика кислорода. В результате у человека наступает кислородное голодание, сопровождающееся цианозом - синюшностью кожи и слизистых, анурией, увеличением печени и селезенки.

Поэтому все фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как часть пестицидов накапливается на поверхности. Когда имеется возможность снять кожицу с них, нужно это сделать. Не следует запекать картофель в кожуре, так как под ней собираются нитраты. При варке картофеля концентрация нитратов снижается на 80%, в моркови и капусте - на 70%, у свеклы - на 50%. Однако варка на пару мало изменяет концентрацию нитратов, а бланширование и тушение практически ее не изменяет. Нитраты легко растворимы в воде, в связи с чем перед употреблением овощей целесообразно нарезать их мелкими кубиками и 2-3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5-10 мин.

Шум. Он складывается из многих факторов: работа транспорта, электроприборов, строительной техники, ТВ и др. Шум затрудняет усвоение материала, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда, способен повысить кровяное давление. Высокий уровень шума в домашних условиях препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитие речи и подавляет исследовательский инстинкт. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью - не более 40 дБ.

Для снижения шума стены и потолок можно отделать шумопоглощающим материалом, следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее время.

Электромагнитное излучение (ЭМИ) - создается высоковольтными линиями электропередач, бытовой и офисной электронной техникой, электросетями жилых и административных зданий, электротранспортом, передающими теле- и радиоцентрами, системами сотовой и спутниковой связи, радиолокационными станциями. И если ЭМИ естественных источников (Космос, Солнце) являются постоянными природными факторами, то взаимодействие человека с искусственным электромагнитным полем стало опаснее в связи с их искусственным происхождением.

Под влиянием ЭМИ у человека отмечаются нарушения нервной системы (памяти, внимания, развиваются стрессовые реакции), изменения белкового обмена, состава крови, иммунитета и др. У беременных женщин могут развиться преждевременные роды, а также патологии новорожденных.

Радиация. Каждый живой организм на земле подвергается воздействию ионизирующих излучений из космоса, а также излучений, исходящих из природных радиоактивных элементов (радионуклидов). Радиоактивный фон создают и некоторые строительные материалы, а также радиоактивный газ радон, который выделяется из почвы. Этот газ ответственен за три четверти годовой дозы облучения, получаемой населением от земных источников радиации. Основную часть дозы человек получает в закрытом непроветриваемом помещении. Просачиваясь из грунта через фундамент и пол или высвобождаясь из материалов, используемых в строительных конструкциях, радон накапливается внутри дома. Уменьшить воздействие радона можно при хорошей вентиляции дома. Количество радона существенно уменьшается после заделки щелей в полах и стенах, при наклеивании обоев.

Под воздействием неблагоприятной окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации, мутагенез), которые, как правило, вызывают развитие злокачественных образований, наследственных заболеваний и врожденных уродств. Мутагенным действием обладают ионизирующие (например, рентгеновские и ультрафиолетовые лучи) и неионизирующие (например, токи сверхвысокой частоты) излучения, различные природные и получаемые искусственно химические соединения. Ухудшение экологии приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам.

Для защиты организма желательно, если есть возможность, поменять район проживания; необходимо также повысить защитные силы путем длительного применения природных и искусственных антиоксидантов, обладающих способностью связывать образующиеся в организме свободные радикалы, разрушающие животные клетки. Это витамины А, С, Е и наборы природных поливитаминов, встречающиеся в продуктах.

Загрязнения окружающей природной среды нарастают. Тем более важно снизить их отрицательное влияние, внося соответствующие изменения в образ жизни, в культуру экологической безопасности.

  • §4 Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 защита при авариях (катастрофах) на производственных объектах
  • §1. Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах
  • Правила поведения и действия при пожаре
  • §2. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах
  • §3. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамически опасных объектах
  • §4. Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах
  • §5. Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке
  • § 1. Обеспечение безопасности при эпидемии
  • § 2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий
  • § 3. Обеспечение безопасности во время общественных беспорядков
  • § 4. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником
  • § 5. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте
  • При обнаружении подозрительных предметов категорически запрещается:
  • Вопросы и задания
  • Раздел II защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
  • Глава 1 российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 гражданская оборона
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 оружие массового поражения и защита от него
  • §1. Ядерное оружие
  • §2. Химическое оружие
  • §3. Бактериологическое (биологическое) оружие
  • §4. Средства защиты от оружия массового поражения
  • 4.1. Средства индивидуальной защиты
  • 4.2. Средства коллективной защиты
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 порядок действий при применении или угрозе применения оружия массвого поражения
  • §1. Спасательные работы в очагах ядерного поражения
  • §2. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге бактериологического (биологического) поражения
  • §3. Защита сельскохозяйственных животных, продуктов питания и воды от заражения
  • §4. Эвакуация и рассредоточение городского населения
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 устойчивость объектов в чрезвычайных ситуациях
  • §1. Факторы, влияющие на устойчивость объектов
  • §2. Методика оценки устойчивости объектов
  • §3. Мероприятия по повышению устойчивости объектов
  • Вопросы и задания
  • Глава 6 ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
  • §1. Характер и виды работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
  • §2. Правила и меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
  • Вопросы и задания
  • Глава 7 первая (доврачебная) помощь при ранениях, травмах, ожогах и других несчастных случаях
  • §1. Первая (доврачебная) помощь при ранениях
  • §2. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания
  • §3. Первая (доврачебная) помощь при ожогах
  • §4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током
  • §5. Первая (доврачебная) помощь при утоплении
  • §6. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма и при обморожении
  • §7. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях
  • §8. Доврачебная помощь при клинической смерти
  • Вопросы и задания
  • Раздел III человек и техносфера
  • Глава 1 физиология труда
  • §1. Физиологические основы трудовой деятельности
  • §2. Классификация трудовой деятельности
  • §3. Режим труда и отдыха
  • §4. Мероприятия по повышению работоспособности и профилактике утомления
  • Глава 2 комфортные условия жизнедеятельности
  • §1. Оптимальный микроклимат
  • §2. Освещение
  • §3. Контроль папаметров микроклимата и освещения
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 производственные опасности и защита от них
  • §1. Температурно-влажностный режим
  • §2. Вредные вещества
  • §3. Акустические колебания
  • 3.2. Ультразвук
  • 3.3. Инфразвук
  • §4. Вибрация
  • §5. Электромагнитные поля и излучения
  • 5.1. Электрические поля
  • 5.2. Электростатические поля
  • 5.3. Магнитные поля
  • 5.4. Электромагнитные излучения
  • 5.4.1. Низкочастотные излучения
  • 5.4.2. Радиочастотные излучения
  • 5.4.3. Оптические излучения
  • 5.4.4. Ионизирующие излучения
  • 5.4.6. Электромагнитные излучения при эксплуатации компьютеров
  • §6. Электрический ток
  • 6.1. Поражающее действие электрического тока
  • 6.2. Защитные меры в электроустановках
  • 6.3. Защитное заземление
  • 6.4. Зануление и защитное отключение
  • 6.5. Блокировка, сигнализация и маркировка
  • 6.6. Изолирующие электрозащитные средства
  • 6.6.1. Изолирующие штанги
  • 6.6.2. Изолирующие клещи
  • 6.6.3. Электроизмерительные клещи
  • 6.6.4. Указатели напряжения
  • 6.6.5. Инструмент слесарно-монтажный с изолирующими рукоятками
  • 6.6.6. Диэлектрические перчатки, галоши, боты, сапоги и ковры
  • 6.6.7. Изолирующие подставки
  • 6.7. Ограждающие электрозащитные средства
  • 6.7.1. Временные переносные заземления
  • 6.7.2. Временные переносные ограждения
  • 6.7.3. Плакаты и знаки безопасности
  • §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 антропогенные опасности и защита от них
  • §1. Психология труда
  • §2. Профессиональный отбор и обучение операторов технических систем
  • Вопросы и задания
  • Раздел IV управление безопасностью жизнедеятельности
  • Глава 1 нормативные правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 охрана окружающей среды
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 охрана труда
  • §1. Законодательство по охране труда. Подзаконные акты по охране труда. Правила и инструкции по охране труда
  • §2. Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда
  • §3. Обучение и инструктаж по охране труда
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 экспертиза экологичности и безопасности производства
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 экспертиза и контроль безопасности оборудования и технологических процессов
  • Вопросы и задания
  • Глава 6 безопасность в отрасли
  • Вопросы и задания
  • Раздел V национальная безопасность
  • Глава 1 экономическая безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 внутриполитическая безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 социальная, духовно-нравственная и экологическая безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 внешнеполитическая и пограничная безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 информационная безопасность
  • §1. Общие проблемы информационной безопасности
  • §2. Информационные войны
  • §3. Защита информации
  • Вопросы и задания
  • Глава 6 военная безопасность
  • §1. Состав, виды Вооруженных Сил и рода войск
  • §2. Система руководства и управления Вооруженными Силами
  • §3. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом
  • §4. Порядок прохождения военной службы
  • Вопросы и задания
  • Раздел VI международная безопасность
  • Глава 1 военные аспекты международной безопасности
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 терроризм – угроза всему мировому сообществу
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 природные и техногенные опасности и риски современного мира
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 глобальные экологические проблемы и пути их решения
  • Вопросы и задания
  • Библиография
  • Теоретические основы выработки решений
  • 1. Общие понятия
  • 2. Математическое моделирование
  • 3. Метод сетевого планирования и управления
  • 4. Методы экспертных оценок
  • 5. Математические методы обработки высказываний экспертов
  • Глава 4 обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке

    Неблагоприятная экологическая обстановка порождается хозяйственной деятельностью людей и оказывает вредное воздействие, прежде всего, на них самих, на животный и растительный мир и на окружающую среду в целом.

    Признаками неблагоприятной экологической обстановке являются загрязнение почвы, водных ресурсов и атмосферы вредными веществами, разрушение озонового слоя Земли, резкое изменение климата и другие ситуации, которые не только ухудшают условия жизни людей, но и угрожают самой их жизни, их здоровью.

    Наше здоровье в немалой степени зависит от чистоты воздуха, которым мы дышим. Однако в результате хозяйственной деятельности человека окружающая воздушная среда постоянно загрязняется вредными веществами: газами, среди которых наиболее широко распространены окись углерода, диоксид серы и окислы азота; парами углеводородов и кислот; металлами; разнообразной пылью, имеющей органическое и неорганическое происхождение. На рис. 32 показано загрязнение атмосферы работающим предприятием.

    При большом содержании в воздухе газов и пыли (сажи) и застоя воздуха над промышленным районом образуются смоги. Особенно опасен смог в случае загрязнения воздуха сернистым газом. Он поражает органы дыхания человека и уменьшает их сопротивляемость действию других вредных примесей в воздухе (дыма, грунтовой, асфальтовой и асбестовой пыли).

    Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух. По данным ученых, сравнивавших воздух в квартирах с загрязненным городским воздухом, оказалось, что воздух в комнатах в 4-6 раз грязнее и в 8-10 раз токсичнее. Это вызвано воздействием свинцовых белил, линолеума, пластики, синтетических ковров, стиральных порошков, мебелью, в составе которой много синтетического клеящего вещества, полимеров, красок, лака и др.

    Поэтому для уменьшения вредного воздействия воздуха, прежде всего, дышите носом. Слизистая оболочка носа с множеством ресничек подобно влажной щетке собирает большую часть вредной пыли, микробов, не пропуская их в легкие. Воздерживайтесь от занятий оздоровительным бегом на городских улицах. Вблизи автомагистралей и заводов, где концентрация вредных веществ в воздухе особенно велика, старайтесь вдохи делать неглубокие и поверхностные. Сельским жителям в дни агрохимической обработки полей нужно как можно реже появляться на улице и закрывать окна и двери домов.

    В быту не рекомендуется также использовать краску, содержащую свинец. В качестве чистящих средств целесообразно применять традиционные: мыло, буру, питьевую и кальцинированную соду. Не рекомендуется пользоваться мебелью изготовленной из прессованных плит, содержащих формальдегид. Если же все-таки в доме имеются прессованные плиты, например, в настиле полов, панелей и т.п., то для уменьшения вредного действия формальдегида целесообразно покрыть поверхность плит естественным уплотнителем (герметиком), а также выращивать в доме как можно больше растений и почаще проветривать помещения.

    В не меньшей мере здоровье человека зависит и от чистоты используемой им воды. 80% всех заболеваний, вызванных экологическими проблемами, связано с грязной водой. Тем не менее, в настоящее время водная среда в значительной степени загрязняется агропромышленным комплексом, хозяйственно-бытовыми и промышленными предприятиями, сбрасывающими в воду свои отходы, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.

    Поэтому пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым Вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания (холеру, дизентерию и т.п.), но и от избытка солей кальция. Однако для обеззараживания (очищения) воды ее хлорируют, а порой даже гиперхлорируют. При хлорировании воды в ней могут образовываться диоксины – опасные яды. Поэтому, прежде чем кипятить чай или готовить пищу, следует воду из-под крана выдержать не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости. Если же Вы сразу поставите водопроводную воду кипятить, то хлор при быстром нагревании воды успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде.

    Одним из эффективных способов удаления диоксинов, фенола и других вредных веществ из питьевой воды – пропускание ее через активированный уголь (в самодельных или промышленно изготавливаемых фильтрах типа «Родник»).

    На здоровье человека в огромной мере влияет и качество продуктов, употребляемых им в пищу. Однако загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами, а также повсеместная химизация сельского хозяйства отрицательно сказываются на качестве продуктов питания. Чрезмерные дозы минеральных удобрений и пестицидов (химических веществ для борьбы с сорняками и возбудителями болезней), используемых при выращивании корнеплодов, овощей и фруктов, приводят к тому, что содержание нитратов и ядохимикатов в них нередко превышает предельно допустимые концентрации. Проникая в кровь, нитраты соединяются с гемоглобином, при этом образуется метагемоглобин, который теряет свойства переносчика кислорода. В результате у человека наступает кислородное голодание, сопровождающееся цианозом – синюшностью кожи и слизистых, анурией, увеличением печени и селезенки. В тяжелых случаях возможен смертельный исход.

    Поэтому корнеплоды, фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как значительная часть пестицидов накапливается на поверхности. В тех случаях, когда имеется возможность снять кожицу с овощей или фруктов, нужно это сделать, особенно если Вы не знаете, в каких условиях выращен этот продукт. Не следует также запекать картофель в кожуре, т.к. под ней собираются нитраты. При варке картофеля концентрация нитратов снижается на 80%, в моркови и капусте – на 70%, у свеклы – на 50%. Однако варка на пару, мало изменяет концентрацию нитратов, а бланширование и тушение практически ее не изменяет. Нитраты легко растворимы в воде, поэтому перед употреблением овощей целесообразно нарезать их мелкими кубиками и 2-3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5-10 минут.

    Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума больших городов снижается на 10-12 лет. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью – не более 40 дБ. Предельное значение шума, не вызывающее вредных последствий – 100 дБ. Однако на оживленных улицах шум нередко достигает 120-125 дБ. А только за последнее десятилетие шум в крупных городах России вырос в 10-15 раз.

    Шумовая «симфония» города складывается из многих факторов: грохота железных дорог и гула самолетов, рокота строительной техники и др. Самыми мощными аккордами звучит в ней движение автотранспорта, который на общем фоне дает до 80% шума.

    Шум серьезно сказывается на самочувствии и состоянии здоровья людей. Так, у многих молодых людей, слушающих громкую музыку в стиле «рок», слух может испортиться навсегда. Однако шум вредит не только слуху. Ряд исследований показывает, что шум способен повысить кровяное давление, причинить ущерб сердечно-сосудистой системе. Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда.

    Было доказано, что высокий уровень шума, создаваемого телевизорами и радиоприемниками в домашних условиях, препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитию речи и подавляет исследовательский инстинкт.

    Статистика свидетельствует, что у рабочих постоянно находящихся в атмосфере шума, скорее могут возникнуть аритмия сердца, нарушения вестибулярного аппарата и другие заболевания. Они чаще жалуются на утомление и повышенную раздражительность.

    На фоне шума силой примерно в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает вдвое больших ошибок, чем при отсутствии этого фона. Установлено также, что ощутимый шум снижает работоспособность людей, занятых умственным трудом, более чем в полтора раза, а физически – почти на треть.

    Конечно, многое в борьбе с шумом зависит от нас. Например, если Вы работаете на шумных производствах, то целесообразно носить звукопоглощающие наушники. При сильном источнике шума внутри здания стены и потолок можно отделать шумопоглощающим материалом, например пенопластом. Если Вы живите в доме, расположенном на улице с интенсивным движением транспорта, то в часы пик следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор. И, конечно, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее и ночное время.

    Вредное воздействие на человеческий организм оказывает и электромагнитное излучение (ЭМИ) – процесс образования электромагнитного поля (ЭМП), представляющего собой особую форму материи из взаимосвязанных электрического и магнитного полей.

    Общеизвестно, что человек и окружающая среда находятся под постоянным воздействием электромагнитных полей, создаваемых как естественными, так и техногенными источниками электромагнитного излучения (ЭМИ). И если электромагнитное излучение поля естественных источников (Космос, Галактика, Солнце и др.) являются постоянными природными характеристиками среды обитания человека, то электромагнитные поля, создаваемые техногенными источниками, используемые как в экономических, так и в военных целях, оказывают, как правило, либо побочное, либо прямое негативное влияние на человека.

    Проблема взаимодействия человека с ЭМП техногенного характера существенно осложнилась в последние десятилетия в связи с интенсивным развитием радиосвязи, радионавигации, телевизионных систем, массовым распространением бытовых электро- и электронных приборов, широким внедрением компьютерной техники.

    Всемирной Организацией здравоохранения официально введен термин «электромагнитное загрязнение среды», что отражает новые экологические условия, сложившиеся на Земле в плане воздействия ЭМИ на человека и все элементы биосферы.

    Источниками электромагнитного загрязнения среды являются высоковольтные линии электропередачи, бытовая и офисная электро- электронная техника, электросети жилых и административных зданий, электротранспорт, передающие теле- и радиоцентры, системы сотовой и спутниковой связи, радиолокационные станции, радиочастотное (электромагнитное) оружие.

    Под их влиянием у человека может произойти нарушение функций нервной системы (нарушается память, появляется склонность к развитию стрессовых реакций), изменение белкового обмена, состава крови, образование в организме антител, направленных против собственных тканей, потеря устойчивости к некоторым физическим факторам и др. У беременных женщин эти источники могут быть причиной преждевременных родов, а также патологии у новорожденных.

    Специфическое воздействие на различные системы и органы человека могут оказывать ЭМП таких источников, как системы сотовой связи, ЭВМ, радиочастотное оружие. Так, при длительном пользовании сотовым телефоном негативному воздействию могут подвергнуться такие системы и органы человека, как головной мозг, хрусталик глаза, внутренне и среднее ухо, щитовидная железа, кожа лица и ушной раковины. При работе ЭВМ возможны различные заболевания кожи лица, а также заболевания зрительных органов – так называемый «компьютерный зрительный синдром». При длительной систематической работе с ЭВМ возможно появление близорукости. Воздействие радиочастотным оружием в условиях ведения боевых действий может выражаться в разрушении живых клеток, нарушении биологических и физиологических процессов организма.

    Уровень электрических полей, излучаемых школьными компьютерами, не соответствует требованиям СанПиН на 55% рабочих мест, уровень электромагнитных полей на 67%, а уровень электростатического потенциала – на 95%. Непрерывная длительность занятий с ПЭВМ не должна превышать для учащихся: 1-х классов – 10 минут, 2-5-х классов – 15 минут, для учащихся 6-7-х классов – 20 минут, для учащихся 8-9-х классов – 25 минут, для учащихся 10-11 классов на первом часу занятий – 30 минут, на втором часу – 20 минут. В средних специальных учебных заведениях длительность работы на ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять: для учащихся первого курса не более 30 минут в день, для учащихся второго и третьего курса не более 1 часа в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом в работе на ПЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе на ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов – 2 часа с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15-20 минут.

    Мы живем в мире, полном естественной радиоактивности. Каждый из нас ежесекундно подвергается массированному воздействию ионизирующих излучений из космоса, а также излучений, исходящих из природных радиоактивных элементов (радионуклидов).

    Радиоактивный фон создают некоторые строительные материалы. Радиоактивный фон может также создаваться радиоактивным газом радоном, который выделяется из почвы. Этот газ ответственен за ¾ годовой дозы облучения, получаемой населением от земных источников радиации. Основную часть дозы человек получает в закрытом непроветриваемом помещении. Концентрация радона в закрытом помещении в 8 раз выше, чем в наружном воздухе. Просачиваясь из грунта через фундамент и пол, или высвобождаясь из материалов, используемых в строительных конструкциях, радон накапливается внутри дома. В результате в доме могут накапливаться довольно высокие уровни радиации.

    Уменьшить воздействие радона можно при хорошей вентиляции Вашего дома. Количество радона существенно уменьшается после заделки щелей в полах и стенах. Кроме того, эмиссия радона убывает примерно в 10 раз при облицовке стен различными пластиковыми материалами, даже при наклеивании обоев. Однако если Вы живете в районе с повышенной радиацией, то самое лучшее, что можно сделать – это поменять место жительства.

    Экологической обстановке

    Основные мероприятия, обеспечивающие безопасность населения и территорий при неблагоприятной экологической обстановке

    Методические указания
    Неблагоприятная экологическая обстановка порождается хозяйственной деятельностью людей и оказывает вредное воздействие, прежде всего, на них самих, на животный и растительный мир и на окружающую среду в целом.
    Признаками неблагоприятной экологической обстановке являются загрязнение почвы, водных ресурсов и атмосферы вредными веществами, разрушение озонового слоя Земли, резкое изменение климата и другие ситуации, которые не только ухудшают условия жизни людей, но и угрожают самой их жизни, их здоровью.
    Наше здоровье в немалой степени зависит от чистоты воздуха, которым мы дышим. Однако в результате хозяйственной деятельности человека окружающая воздушная среда постоянно загрязняется вредными веществами: газами, среди которых наиболее широко распространены окись углерода, диоксид серы и окислы азота; парами углеводородов и кислот; металлами; разнообразной пылью, имеющей органическое и неорганическое происхождение. Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух.
    В не меньшей мере здоровье человека зависит и от чистоты используемой им воды. 80% всех заболеваний, вызванных экологическими проблемами, связано с грязной водой. Тем не менее, в настоящее время водная среда в значительной степени загрязняется агропромышленным комплексом, хозяйственно-бытовыми и промышленными предприятиями, сбрасывающими в воду свои отходы, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.
    На здоровье человека в огромной мере влияет и качество продуктов, употребляемых им в пищу.

    Вредное воздействие на человеческий организм оказывают шум и электромагнитное излучение (ЭМИ).

    При изучении данной темы студентам следует подробно изучить способы защиты человека от воздействия различных факторов неблагоприятной экологической обстановки.

    Литература: (1) с 43 - 47, (2) с 123 – 125, (3) с 137 – 139, (7) с 318 – 335.

    Вопросы для самоконтроля

    · Перечислите признаки неблагоприятной экологической обстановки.

    · Как бороться с шумом?

    · Как защитить себя от воздействия источников электромагнитного загрязнения?

    · Что нужно делать при проживании на местности с повышенным радиационным фоном?

    Тема 1.8 Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной

    Обстановке

    Обеспечение безопасности при эпидемии.

    Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков.

    Обеспечение безопасности в случае захвата заложником.

    Методические указания
    Неблагоприятная социальная обстановка возникает в результате эпидемий, разрешения социальных, межнациональных и религиозных конфликтов непарламентскими способами, действиями бандформирований и групп, что приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных и культурных ценностей.
    Последствия от неблагоприятной социальной обстановки могут быть самыми различными: от возникновения опасных для здоровья условий проживания при эпидемии до разрушений, пожаров, возникновения обширных очагов химического, биологического, радиационного заражения, массовой гибели людей при ведении боевых действий, во время общественных беспорядках, совершенном теракте.

    Существование социальных опасностей связано с состоянием демографических процессов и поведенческими особенностями людей отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны. В их число входят войны и военные конфликты, терроризм, криминализация общества, болезни и др. Студентам следует обратить внимание при изучении этой темы на серьезные последствия этих ЧС, а также на вопросы защиты и обеспечения безопасности при терактах и эпидемиях.

    Литература: (1) с 43 - 47, (2) с 125 – 127, (3) с 139 – 141, (7) с 303 – 309.

    Вопросы для самоконтроля

    · В результате чего возникает неблагоприятная социальная обстановка?

    · Каковы последствия от неблагоприятной социальной обстановки?

    · Что называется эпидемией (пандемией)? Приведите примеры их последствий.

    · Что является основным направлением деятельности по обеспечению эпидемиологической безопасности?

    · Что представляют собой дезинфекция, дезинсекция и дератизация?

    · Какие существуют основные правила, соблюдение которых способствует уменьшению угрозы Вашей жизни при нахождении на территории ведения боевых действий?

    · Что нужно делать, если Вы находитесь дома, а на улице возникла стрельба?

    · Какие меры безопасности следует соблюдать при нахождении в толпе?

    · Какие меры обеспечения безопасности следует применять, если Вас захватили преступники в качестве заложника?

    · Каких мер предосторожности следует придерживаться для того, чтобы уменьшить риск похищения?

    · Как следует вести себя в захваченном террористами транспортном средстве и при контакте с ними?

    Неблагоприятная экологическая обстановка порождается хозяйственной деятельностью людей и оказывает вредное воздействие, прежде всего на них самих, животный и растительный мир и на окружающую среду в целом.

    Признаки неблагоприятной экологической обстановки — загрязнение почвы, водных ресурсов и атмосферы вредными веществами, разрушение озонового слоя Земли, резкое изменение климата и другие ситуации, которые не только ухудшают условия жизни людей, но и угрожают самой их жизни, их здоровью.

    Наше здоровье в немалой степени зависит от чистоты воздуха, которым мы дышим. Однако в результате хозяйственной деятельности человека окружающая воздушная среда постоянно загрязняется вредными веществами: газами, среди которых наиболее широко распространены окись углерода , диоксид серы и окислы азота ; парами углеводородов и кислот; металлами; разнообразной пылью, имеющей органическое и неорганическое происхождение.

    При большом содержании в воздухе газов и пыли (сажи) и застоя воздуха над промышленным районом образуется смог. Особенно опасен он в случае загрязнения воздуха сернистым газом. Он поражает органы дыхания человека и уменьшает их сопротивляемость действию других вредных примесей в воздухе (дыма, грунтовой, асфальтовой и асбестовой пыли).

    Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух. По данным ученых, сравнивавших воздух в квартирах с загрязненным городским воздухом, оказалось, что воздух в комнатах в 4-6 раз грязнее и в 8-10 раз токсичнее. Это вызвано воздействием свинцовых белил, линолеума, пластиков, синтетических ковров, стиральных порошков, мебели, при изготовлении которой используется много синтетического клеящего вещества, полимеров, красок, лака и др.

    Поэтому для уменьшения вредного воздействия воздуха прежде всего дышите носом. Слизистая оболочка носа с множеством ресничек подобно влажной щетке собирает большую часть вредной пыли, микробов, не пропуская их в легкие. Воздерживайтесь от занятий оздоровительным бегом на городских улицах. Вблизи автомагистралей и заводов, где концентрация вредных веществ в воздухе особенно велика, старайтесь вдохи делать неглубокие и поверхностные. Сельским жителям в дни агрохимической обработки полей нужно как можно реже появляться на улице и закрывать окна и двери домов.

    В быту не рекомендуется также использовать краску, содержащую свинец. В качестве чистящих средств целесообразно применять традиционные: мыло, буру, питьевую и кальцинированную соду . Не рекомендуется пользоваться мебелью, изготовленной из прессованных плит, содержащих формальдегид. Если же все-таки в доме имеются прессованные плиты, например, в настиле полов, панелей и т.п., то для уменьшения вредного действия формальдегида целесообразно покрыть поверхность плит естественным уплотнителем (герметиком), а также выращивать в доме как можно больше растений и почаще проветривать помещения.


    В не меньшей мере здоровье человека зависит и от чистоты, используемой им воды. 80% всех заболеваний, вызванных экологическими проблемами, связано с грязной водой. Тем не менее в настоящее время водная среда в значительной степени загрязняется агропромышленным комплексом, хозяйственно-бытовыми и промышленными предприятиями, сбрасывающими в воду свои отходы, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.

    Поэтому пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания (холеру , дизентерию и т.п.), но и от избытка солей кальция. Однако для обеззараживания (очищения) воды ее хлорируют, а порой даже гиперхлорируют. При хлорировании воды в ней могут образовываться диоксины — опасные яды. Поэтому, прежде чем кипятить воду для чая или готовить пищу, следует воду из-под крана выдержать не менее 3 ч в стеклянной посуде — за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости. Если же вы сразу поставите водопроводную воду кипятить, то хлор при быстром нагревании воды успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде.

    Один из эффективных способов удаления диоксинов, фенола и других вредных веществ из питьевой воды - пропускание ее через активированный уголь (в самодельных или промышленно изготавливаемых фильтрах типа «Родник»).

    На здоровье человека в огромной мере влияет и качество продуктов, употребляемых им в пищу. Однако загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами, а также повсеместная химизация сельского хозяйства отрицательно сказываются на качестве продуктов питания. Чрезмерные дозы минеральных удобрений й пестицидов (химических веществ для борьбы с сорняками и возбудителями болезней), используемых при выращивании корнеплодов, овощей и фруктов, приводят к тому, что содержание нитратов и ядохимикатов в них нередко превышает предельно допустимые концентрации. Проникая в кровь, нитраты соединяются с гемоглобином , при этом образуется метагемоглобин, который теряет свойства переносчика кислорода. В результате у человека наступает кислородное голодание, сопровождающееся цианозом — синюшностью кожи и слизистых, анурией, увеличением печени и селезенки. В тяжелых случаях возможен летальный исход.

    Поэтому корнеплоды, фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как значительная часть пестицидов накапливается на поверхности. В тех случаях, когда имеется возможность снять кожуру с овощей или фруктов, нужно это сделать, особенно если вы не знаете, в каких условиях выращен этот продукт. Не следует также запекать картофель в кожуре, поскольку под ней собираются нитраты. При варке картофеля концентрация нитратов снижается на 80%, в моркови и капусте — на 70%, у свеклы — на 50%. Однако варка на пару мало изменяет концентрацию нитратов , а бланширование и тушение практически ее не меняет. Нитраты легко растворимы в воде, поэтому перед употреблением овощей целесообразно нарезать их мелкими кубиками и 2-3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5-10 мин.

    Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума больших городов снижается на 10-12 лет. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью — не более 40 дБ. Предельное значение шума, не вызывающее вредных последствий, — 100 дБ. Однако на оживленных улицах шум нередко достигает 120-125 дБ. Только за последнее десятилетие шум в крупных городах Российской Федерации вырос в 1.0-15 раз.

    Шумовая «симфония» города складывается из многих факторов: грохота железных дорог и гула самолетов, рокота строительной техники и др. Самый мощный «аккорд» — движение автотранспорта, который на общем фоне дает до 80% шума.

    Шум серьезно сказывается на самочувствии и состоянии здоровья людей. Так, у многих молодых людей, слушающих громкую музыку в стиле «рок», слух может испортиться навсегда. Однако шум вредит не только слуху. Ряд исследований показывает, что шум способен повысить кровяное давление, причинить ущерб сердечно-сосудистой системе . Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда.

    Было доказано, что высокий уровень шума, создаваемого телевизорами и радиоприемниками в домашних условиях, препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитие речи и подавляет исследовательский инстинкт.

    Статистика свидетельствует, что у рабочих, постоянно находящихся в атмосфере шума, скорее могут возникнуть аритмия сердца, нарушения вестибулярного аппарата и другие заболевания. Они чаще жалуются на утомление и повышенную раздражительность.

    На фоне шума силой примерно в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает вдвое больше ошибок, чем при отсутствии этого фона. Установлено также, что ощутимый шум снижает работоспособность людей, занятых умственным трудом, более чем в полтора раза, а физическим — почти на треть.

    Конечно, многое в борьбе с шумом зависит от нас. Например, на шумных производствах целесообразно носить звукопоглощающие наушники. При сильном источнике шума внутри здания стены и потолок можно отделать шумопоглощающим материалом, например, пенопластом. Если вы живите в доме, расположенном на улице с интенсивным движением транспорта, то в часы пик следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор. И конечно, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее и ночное время.

    Вредное воздействие на человеческий организм оказывает и электромагнитное излучение (ЭМИ) — процесс образования электромагнитного поля (ЭМП), представляющего собой особую форму материи из взаимосвязанных электрического и магнитного полей.

    Общеизвестно, что человек и окружающая среда находятся под постоянным воздействием ЭМП, создаваемых как естественными, так и техногенными источниками ЭМИ. И если ЭМИ поля естественных источников (космос, галактика, Солнце и др.) — постоянная природная характеристика среды обитания человека, то ЭМП, создаваемые техногенными источниками, используемые как в экономических, так и в военных целях, оказывают, как правило, либо побочное, либо прямое негативное влияние на человека.

    Проблема взаимодействия человека с ЭМП техногенного характера существенно осложнилась в последние десятилетия в связи с интенсивным развитием радиосвязи, радионавигации, телевизионных систем, массовым распространением бытовых электро- и электронных приборов, широким внедрением компьютерной техники.

    Всемирная Организация здравоохранения официально ввела термин «электромагнитное загрязнение среды», что отражает новые экологические условия, сложившиеся на Земле в плане воздействия ЭМИ на человека и все элементы биосферы. .

    Источники электромагнитного загрязнения среды — высоковольтные линии электропередачи, бытовая и офисная электро- и электронная техника, электросети жилых и административных зданий, электротранспорт, передающие теле- и радиоцентры, системы сотовой и спутниковой связи, радиолокационные станции, радиочастотное (электромагнитное) оружие.

    Под их влиянием у человека может произойти нарушение функций нервной системы (нарушается память, появляется склонность к развитию стрессовых реакций), изменение белкового обмена, состава крови, образование в организме антител, направленных против собственных тканей, потеря устойчивости к некоторым физическим факторам и др.

    Специфическое воздействие на различные системы и органы человека могут оказывать ЭМП таких источников, как системы сотовой связи, ЭВМ, радиочастотное оружие. Так, при длительном пользовании сотовым телефоном негативному воздействию могут подвергнуться такие системы и органы человека, как головной мозг, хрусталик глаза, внутреннее и среднее ухо, щитовидная железа, кожа лица и ушной раковины. При работе ЭВМ возможны различные заболевания кожи липа, а также заболевания зрительных органов — так называемый компьютерный зрительный синдром. При длительной систематической работе с ЭВМ возможно появление близорукости.

    Уровень электрических полей, излучаемых школьными компьютерами, не соответствует требованиям СанПиН на 55% рабочих мест, уровень электромагнитных полей на,67%, а уровень электростатического потенциала — на 95%. Непрерывная длительность занятий с ПЭВМ не должна превышать: для учащихся 1-х классов — 10 мин; 2 - 5-х классов — 15 мин; 6 - 7-хклассов — 20 мин; 8 - 9-хклассов — 25 мин; 10 - 11-х классов в первый час занятий — 30 мин, во второй час — 20 мин.

    В средних специальных учебных заведениях длительность работы на ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять: для учащихся 1-го курса — не более 30 мин в день; для учащихся 2-го и 3-го курса — не более 1ч в день; при сдвоенных уроках — 30 мин на первом уроке и 30 мин на втором с интервалом в работе на ПЭВМ не менее 20 мин, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п. Для студентов 1-го курса оптимальное время учебных занятий при работе на ПЭВМ составляет 1 ч, для студентов старших курсов — 2 ч с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15-20 мин.

    Мы живем в мире, полном естественной радиоактивности. Каждый из нас ежесекундно подвергается массированному воздействию ионизирующих излучений из космоса, а также излучений, исходящих из природных радиоактивных элементов (радионуклидов).

    Радиоактивный фон создают некоторые строительные материалы, а также радиоактивный газ радон, который выделяется из почвы. Этот газ ответствен за 3/4 годовой дозы облучения, получаемой населением от земных источников радиации. Основную часть дозы человек получает в закрытом непроветриваемом помещении. Концентрация радона в закрытом помещении в 8 раз выше, чем в наружном воздухе. Просачиваясь из грунта через фундамент и пол или высвобождаясь из материалов, используемых в строительных конструкциях, радон скапливается внутри дома. В результате в доме могут накапливаться довольно высокие уровни радиации.

    Уменьшить воздействие радона можно при хорошей вентиляции вашего дома. Количество радона существенно уменьшается после заделки щелей в полах и стенах. Кроме того, эмиссия радона убывает примерно в 10 раз при облицовке стен различными пластиковыми материалами, даже при наклеивании обоев. Однако если вы живете в районе с повышенной радиацией, то лучшее, что можно сделать, — это поменять место жительства.

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Правила безопасного поведения при неблагоприятных экологических условиях.

    Неблагоприятная экологическая обстановка это - загрязнённая окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье.

    Мутагены - это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации. Свободные радикалы - это активные соединения кислорода, молекулы со свободным электроном, обладающие повышенной способностью к взаимодействию с другими молекулами.

    Свободные радикалы – это очень активные молекулы, у которых есть свободное место для электронов, и это место они стремятся заполнить, отняв электрон у других молекул. Ферменты – это вещества, без которых невозможно течение множества процессов в организме. На самом деле, ферменты принимают участие не только в переваривании пищи, но и в работе центральной нервной системы, в процессах роста новых клеток.

    Правила поведения в не совсем благоприятных условиях: Первое направление - расширения возможностей вашего организма противостоять различным опасным для здоровья веществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счёт увеличения в различных пределах в ежедневном пищевом рационе продуктов, содержащих витамины А,С,Е.

    Второе направление - это желание каждого человека внести посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Третье направление - это умение в повседневной жизни избегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы.

    Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных объектов, то для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать открытыми. Не стоит ходить пешком вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали. Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке. Купаться можно только в установленных местах, где состояние воды проверено и не опасно для здоровья.

    Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс

    Цель: Формировать у обучающихся навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке через использование интерактивных методов, как средства развития ключевых компетентностей.

    Образовательная:

    • раскрыть сущность и особенности экологической культуры;
    • сформировать понятия «мутагены» «свободные радикалы»;
    • дать представление о положительном влиянии витаминов на организм.
    • Развивающая:

      • развитие информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.
      • Воспитательная:

        • воспитание ценностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью, толерантного отношения друг к другу в процессе работы в группах.
        • Тип урока: открытие новых знаний

          Вид урока: интерактивный по способам деятельности, интегрированный по содержанию

          Основные методы и приёмы: выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, интерактивные методы, игровые приёмы

          Формы работы:

          • самостоятельная работа с источниками информации (иллюстрации, текст);
          • работа в группах;
          • игра.

          1. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

          — Дидактические материалы (Приложение)

          — Учебник ОБЖ, 8 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников,М., «Просвещение», 2011г.;

          1. Организационный этап (настрой на работу).

          2. Этап подготовки к предстоящей работе (мотивация-создание проблемной ситуации).

          3. Представление необходимой информации.

          4. Применение информации, интерактивные упражнения.

          5. Домашнее задание.

          6. Подведение итогов (закрепление материала в игровой форме, рефлексия).

          1) учащиеся узнают сущность и особенности экологической культуры поведения;

          2) у учащихся развиваются навыки информационной и коммуникативной компетентности;

          3) учащиеся смогут осмыслить необходимость толерантного отношения друг к другу в ходе работы в группах.

          1. Организационный этап

          Настрой учащихся на работу (аутотренинг).

          Проверка готовности к уроку

          Рассаживаются для работы в группах, согласно тому, как были поделены накануне (берутся за руки, чтобы почувствовать себя командой — настрой на работу).

          2. Мотивация и формулирование темы урока

          Слайд №1 Приём «Ассоциация» Заполнить схему представленную на слайде

          — Молодцы! А сейчас давайте вместе подумаем, почему мы начали наш урок с этого вопроса?

          — Смогли ли мы назвать все необходимые качества экологически культурного человека?

          — О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

          — Попробуйте сформулировать тему урока.

          Слайд №2 Открывает тему урока на слайде.

          Заполняют схему (Приложение 1), озвучивают результат ассоциации классу.

          Скорее всего, нет. Схема получилась неполная. Для того чтобы быть экологически культурным человеком надо знать как вести себя в окружающей обстановке, чтобы не навредить своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среде.

          Пытаются определить тему урока.

          Ученики формулируют и записывают тему:

          «Безопасное поведение при неблагоприятной экологической обстановке».

          3.Предоставление необходимой информации, актуализация знаний

          Слай №3 Разделите предложенные вам иллюстрации на группы и аргументируйте ваш ответ.

          — В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все иллюстрации можно разделить на группы:

          • загрязнение почвы
          • загрязнение воды
          • загрязнение воздуха
          • Слайд №4 Верная классификация

            Ответьте на вопросы:

            — Это естественные загрязнения природы?

            — Как сказывается загрязнение окружающей среды на здоровье человека?

            — Что же такое неблагоприятная экологическая обстановка. Сформулируйте определение понятия

            Слайд №5 для проверки это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье

            — Какие факторы определяют экологическую обстановку в районе вашего проживания (см. Новоуральский городской округ):

            — по загрязнению почвы?

            — по загрязнению воды?

            — по загрязнению воздуха?

            — учитель дополняет ответы учащихся:

            Загрязнение почв: удобрения, пестициды, применяемые в сельском хозяйстве, а также ртуть, свинец от промышленных предприятий

            Загрязнение воды: основное загрязнитель — нефть и нефтепродукты, синтетические моющиеся вещества, сбросы промышленных предприятий, термическое загрязнение и т.д.

            Загрязнение воздуха: выхлопные газы транспорта, вредные газы азота, серы, зола, сажа, волокна асбеста и т.д.

            Слайд № 6 Демонстрация мутаций в живом мире

            — Под воздействием химических и физических факторов окружающей среды (вывешивается понятие на доску) в организме возникают изменение генов — мутации ( вывешивается понятие на доску). Если это произойдет в клетке тела, то может развиться рак, если мутация произойдет в клетке развивающегося зародыша, то у ребенка могут развиться врожденные уродства. Вещества и факторы среды, изменяющие нормальную структуру гена и вызывающие мутации, называются мутагены (вывешивается понятие на доску).

            — Можем ли мы предложить варианты снижения отрицательного влияния загрязнения на здоровье человека, повысив культуру в области экологической безопасности?

            Для подтверждения выдвинутых гипотез применяется прием «Пометки на полях» (Приложение 2):

            — Уважаемые, участники групп. Перед вами лежит конверт, в нём находится важная информация и план работы. У вас есть 5 минут на выполнение задания. Удачи!

            Итак, все готовы? Внимательно слушаем результаты работы групп.

            По итогам работы групп сделайте общий вывод, ответив на вопросы:

            — Что должен знать каждый, чтобы снизить отрицательное влияние загрязнений среды на здоровье человека.

            Работают с иллюстрациями, находят аргументы в защиту своего мнения. Озвучивают результат работы группы.

            — Это загрязнения окружающей среды в результате деятельности человека

            — Любое загрязнение окружающей среды отрицательно сказывается на здоровье человека.

            Неблагоприятная экологическая обстановка это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье

            Отвечают на вопросы, определяя неблагоприятные экологические факторы своего места проживания.

            Соглашаются, предлагают гипотезы снижения отрицательного влияния загрязнения на здоровье человека.

            Рассматривают и анализируют представленную информацию. Работают в соответствии с планом.

            Представляют и аргументируют свою точку зрения.

            Делают вывод и записи в тетрадь, результаты работы вывешивают на доску (создается общий свод правил безопасного поведения человека в неблагоприятной экологической обстановке )

            4. Применение информации, интерактивные упражнения

            Детям представлены иллюстрации. Задача ребят найти объекты не экологической культуры.

            Попробуйте сделать вывод по итогам нашей игры

            Творческая игра «Окружность»

            Перед группой лежит изображение в виде окружности. Ваша задача за 5 минут, включив всю свою фантазию, доработать это изображение, создав плакат, лозунг, призыв, листовку на экологическую тематику. Всем понятно задание? Начали!

            А теперь постараемся решить задачу:

            Почему нельзя собирать грибы вблизи автомагистралей.

            Игра «Юный диетолог»

            Выбрать продукты (из предложенных) для приготовления обеда человеку, занимающемуся физической работой на химическом предприятии.

            Записывают в тетрадь объекты не экологической культуры.

            Анализируют иллюстрации, высказывают своё мнение

            Работают над созданием произведения, вывешивают на всеобщее обозрение.

            Предлагают варианты решение данной задачи, например:

            — В выхлопных газах содержится большое количество свинца, грибы как губка впитывают соли тяжелых металлов, в том числе и соли свинца, которые попали в почву, поэтому на расстоянии 1500 м от крупных автомагистралей нельзя собирать грибы и растения

            Слайд №8 демонстрируется заполненная схема

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            4.2. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

            Изменения, происходящие в окружающей среде в результате жизнедеятельности человека, непосредственно влияют на состояние его здоровья. Известно, что под воздействием окружающей среды в организме могут происходить изменения генов 1 (мутации). Этот процесс называется мутагенезом, он постоянно происходит в организме. В условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из-под контроля. Если это произойдет в клетке тела, то она может стать родоначальницей злокачественной опухоли. Этот процесс называют канцерогенезом (от лат. cancer - рак). Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая «вышедшая из-под контроля» клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства.

            Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.

            Мутагены - это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации. Мутагенным действием обладают ионизирующие (например, рентгеновские и ультрафиолетовые лучи) и неионизирующие (например, токи сверхвысокой частоты) излучения, различные природные и получаемые искусственно химические соединения. Установлено, что ни одно вещество не оказывает влияния на клетки организма само по себе, но всегда действует в совокупности с другими веществами и физическими факторами. Мутагены способствуют образованию в организме свободных радикалов.

            Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ - компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген. Организм активно борется с мутагенами, локализуя их вредное воздействие. Однако постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам.

            В нашем организме на биохимическом уровне постоянно протекают тысячи различных реакций. Во многих из этих реакций в процессах окисления участвуют свободные радикалы. В клетках организма всегда присутствует какое-то количество свободных радикалов. Свободные радикалы - активные соединения кислорода, молекулы со свободным электроном, обладающие повышенной способностью к взаимодействию с другими молекулами. Свободные радикалы необходимы для осуществления нормального процесса обмена веществ и энергии в организме.

            Однако когда их становится много в организме, нарушается естественный окислительно-восстановительный процесс. В результате свободные радикалы начинают взаимодействовать не с теми молекулами, с которыми это необходимо для нормальной жизнедеятельности клетки. В результате клетки начинают хуже работать, а это способствует развитию различных заболеваний (нарушения работы сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, нарушение процессов пищеварения и онкологические заболевания).

            Установлено, что образование излишнего количества свободных радикалов происходит при загрязнении окружающей среды. Этому способствует попадание в легкие вместе с воздухом выхлопных газов автомобилей, табачного дыма, мельчайших частиц асбестовой пыли. Усиленному образованию свободных радикалов способствует ионизирующее излучение и попадание внутрь организма различных химически опасных веществ.

            Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов.

            К таким веществам относятся некоторые витамины и микроэлементы. В последнее время медики пришли к выводу, что из множества антиоксидантов, содержащихся в продуктах и с помощью которых можно усилить защиту организма от излишнего количества свободных радикалов, особенно важны витамины А, С, Е.

            Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). Во многих растительных пищевых продуктах (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержится каротин. В организме из каротина образуется витамин А. Он обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени и других органах.

            Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно в молодых ростках злаков. Богаты витамином растительные масла (подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое). Витамин Е является антиокислителем, препятствующим развитию процесса образования в большом количестве опасных для организма свободных радикалов, нормализует обмен веществ мышечной ткани.

            Витамин С содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения (плоды шиповника, капуста, черная смородина, лимоны, апельсины и другие фрукты и ягоды). Он участвуют в окислительно-восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и восстановлении тканей.

            Запомните!
            Все витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что предпочтительнее наборы природных поливитаминов, встречающиеся в продуктах

          Приведем набор наиболее доступных продуктов растительного происхождения, содержащих витамины А, Е, С.

          Отметим, что значительного снижения уровня загрязнения окружающей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать. Тем более важно снизить отрицательное влияние загрязнения на здоровье человека, внося соответствующие изменения в свой образ жизни, повысив общую культуру в области экологической безопасности.

          В этой связи можем предложить вам на ваше решение три варианта поведения в повседневной жизни в условиях не совсем благоприятной экологической обстановки.

          Витамин А - бета-каротин играет большую роль в антиоксидантной защите клеток. Бета-каротин способен нейтрализовать активные формы кислорода и тем самым защитить от разрушения иммунные клетки. Не менее важен в системе защиты и витамин С (аскорбиновая кислота), который защищает нас от рака. Кроме того, витамин С предотвращает разрушение ферментов 2 свободными радикалами.

          Витамин Е, присутствуя в организме в достаточном количестве, защищает клеточные мембраны от действия свободных радикалов. Он останавливает цепную реакцию окисления, вызванную свободными радикалами, и тем самым продлевает жизнь клеток.

          Второе направление - это желание каждого человека внести посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Для этого прежде всего необходимо сформировать в себе потребность и личную ответственность за сохранение окружающей природной среды, а начинать надо с дома (квартиры), улицы и города, где вы живете. Посмотрите другими глазами на среду, непосредственно окружающую вас, и определите, соответствует ли ее гигиеническое состояние нормам здорового образа жизни. Пластиковые бутылки, банки из-под пива, окурки и другие бытовые отходы на улицах, в скверах и парках, в местах временного отдыха на природе (лесная поляна, берег водоема и др.) - все это дело наших рук. Похоже, мы привыкли жить в своих отходах, но надо понять, что наше здоровье напрямую зависит от чистоты дома, наших улиц и городов.

          Запомните!

          Внимание!

          Если вы прониклись чувством ответственности за сохранение окружающей среды, постарайтесь в этом убеждать окружающих. Это необходимо для того, чтобы сохранить нашу планету Земля для следующих поколений; так как для этого нужны усилия всех живущих на ней людей.

          Это должен знать каждый

          • Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке, сквере или лесопарке.
          • Особо хочется подчеркнуть необходимость воспитания в себе невосприятия наркотических веществ (курение, употребление алкоголя и наркотиков).

            О том, что это наносит непоправимый вред здоровью, слышали все. Беда в том, что в настоящее время сформировался не свойственный здоровому человеку стиль поведения. Банка пива и сигарета стали основными атрибутами этого стиля. Конечно, каждый человек волен выбрать свой стиль поведения сам, но в то же время каждому индивидуально придется расплачиваться своим здоровьем за него. За все приходится платить. В обстановке, когда окружающая природная среда постоянно загрязняется различными вредными веществами и факторами, добровольно усугублять обстановку, отрицательно влияющую на здоровье, разумный человек не должен. Но выбор за вами.

            Запомните!

            В заключение отметим, что все человечество ищет пути, как предотвратить экологический кризис и сохранить планету Земля для будущих поколений людей. Будем надеяться, что разум победит. Но в то же время и каждый из вас не должен оставаться сторонним наблюдателем. Каждый должен стремиться охранять окружающую природную среду и бережно относиться к своему здоровью как к личной, так и к общественной ценности.

    1. Какое влияние оказывает загрязнение окружающей среды на биохимические процессы, происходящие в организме человека?
    2. Какие вещества способствуют нормализации окислительно-восстановительных процессов в организме человека?
    3. Употребление каких продуктов питания расширяет защитные возможности организма при неблагоприятной экологической обстановке?
    4. Какие правила поведения в повседневной жизни способствуют сохранению окружающей природной среды?
    5. Какие меры безопасности целесообразно соблюдать в местах с неблагоприятной экологической обстановкой?

    Подберите по своему вкусу набор продуктов, в которых присутствуют витамины А, С, Е. Вместе с родителями продумайте, как разумно внедрить их в рацион питания. Свои пожелания по использованию витаминов и оценку их влияния записывайте в дневник безопасности.

    1 Ген - единица наследственной информации.

    2 Ферменты - специальные биологические катализаторы, присутствующие в живых организмах и способные во много раз ускорять протекающие в них химические реакции.

    Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке (окончание)

    Первое направление - это расширение возможностей вашего организма противостоять различным опасным для здоровья веществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счет увеличения в различных пределах в ежедневном пищевом рационе продуктов, содержащих витамины А, С и Е.

    Витамин А - бета-каротин играет большую роль в антиоксидантной защите клеток. Бета-каротин способен нейтрализовать активные формы кислорода и тем самым защитить от разрушения иммунные клетки. Не менее важен в системе защиты и витамин С (аскорбиновая кислота), который защищает нас от рака. Кроме того, витамин С предотвращает разрушение ферментов 2 свободными радикалами.

    2 Ферменты - специальные биологические катализаторы, присутствующие в живых организмах и способные во много раз ускорять протекающие в них химические реакции.

    Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе внутренних запретов разбрасывать отходы своей жизнедеятельности вокруг.

    Если вы будете внутренне не способны выбросить под ноги пустую пластиковую бутылку, упаковку из-под продуктов и т. д., то с большой вероятностью во взрослой жизни не допустите сбрасывания промышленных отходов в атмосферу и в воды, нарушая соответствующие запреты.

    Кроме привычки поддерживать доступными способами чистоту окружающей среды, необходимо воспитывать в себе экономное отношение в расходовании в быту электроэнергии, воды и газа. Это тоже способствует сохранению окружающей природной среды, так как если снижается потребление, то снижается производство, а значит, и выбросы.

    Третье направление - это умение в повседневной жизни избегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы.

    ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

  • Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных объектов, то, для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать закрытыми.
  • Не следует ходить пешком вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали.
  • Купаться можно только в установленных местах, где состояние воды проверено и не опасно для здоровья.
  • Особо хочется подчеркнуть необходимость воспитания в себе невосприятия наркотических веществ (курение, употребление алкоголя и наркотиков).

    Начать курить просто, бросить трудно (почти невозможно).

    1. Какое влияние оказывает загрязнение окружающей среды на биохимические процессы, происходящие в организме человека?

    2. Какие вещества способствуют нормализации окислительно-восстановительных процессов в организме человека?

    3. Употребление каких продуктов питания расширяет защитные возможности организма при неблагоприятной экологической обстановке?

    4. Какие правила поведения в повседневной жизни способствуют сохранению окружающей природной среды?

    5. Какие меры безопасности целесообразно соблюдать в местах с неблагоприятной экологической обстановкой?

    www.xn--24-6kct3an.xn--p1ai

    Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Краткое изложение

    Для современного этапа развития человеческого общества характерны высокие темпы научно-технической революции. Однако вместе с создаваемыми благами прогресс принес нашей планете нарушения биологического равновесия, что вызвало снижение качества среды обитания для всего живого. Неблагоприятная экологическая обстановка негативно сказывается и на здоровье самого человека. Ведь по данным экспертов загрязнение окружающей нас среды по силе своего отрицательного воздействия находится на втором месте после образа жизни людей.

    Признаки неблагоприятной экологии

    К загрязнению относят проникновение в среду новых агентов химического, физического, биологического характера. Возникновение неблагоприятной экологической обстановки происходит, как правило, в результате той хозяйственной деятельности, которую ведет человеческое общество. О наступлении данной проблемы говорят такие признаки:

    • резкое изменение климатических условий;
    • разрушение озонового слоя планеты и т. д.
    • Возникновение всех этих ситуаций не только ухудшает условия жизни человека, но и угрожают его здоровью. Какими же должны быть наши правила поведения при неблагоприятной экологической обстановке? Кратко они описаны в данной статье.

      Загрязнение атмосферы

      Наше здоровье во многом зависит от того, каким воздухом мы дышим. Состояние этого природного ресурса влияет и на жизнедеятельность животного и растительного мира. К сожалению, активная хозяйственная деятельность человека привела к тому, что атмосфера нашей планеты загрязнена такими вредными газами, как диоксид серы и окись углерода, окислы азота и пары углеводородов, а также кислотами металлов и разнообразной органической и неорганической пылью.

      Города с неблагоприятной экологической обстановкой страдают от стоящего над промышленными зонами смога. В его облаке находится большое содержание загрязняющих веществ. Особую опасность для горожан представляет сернистый газ. Попадая в организм человека, он вызывает различные патологи органов дыхания, снижая их сопротивляемость другим вредным примесям (асбестовой, асфальтовой, грунтовой пыли и т. д.).

      Негативное влияние на наше здоровье может оказать и домашний воздух. И это подтверждают данные научных исследований. Специалистами в лабораторных условиях было проведено сравнение воздуха городских улиц и жилых помещений. Результат оказался неожиданным. Оказывается, что воздух в наших комнатах грязнее уличного в 4-6 раз и токсичнее его в 8-10 раз. Все это вызвано воздействием линолеума, свинцовых белил, стиральных порошков, лака, красок, различных полимеров, мебели, изготовленной с применением синтетических клеящих веществ и т. д.

      Снижение негативного влияния загрязненного воздуха

      Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке, сложившейся в наших населенных пунктах, на сегодняшний день рекомендуют, прежде всего, дышать носом. Дело в том, что слизистая оболочка этого дыхательного органа покрыта большим количеством ресничек, которые, подобно щетке, вбирают в себя большую часть вредной пыли, не пуская ее в легкие. Кроме того, в повседневной жизни нужно избегать тех мест, где воздух особенно загрязнен. Так, не следует заниматься оздоровительным бегом на городских улицах и ходить пешком возле автомобильных магистралей, отличающихся интенсивным движением транспортных средств. Особенно это актуально в тех случаях, когда со стороны трассы дует ветер. Каким должно быть безопасное поведение при неблагоприятной экологической обстановке, если маршрут поменять просто невозможно? В таком случае следует делать поверхностные и неглубокие вдохи.

      Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке в условиях загрязненного воздуха должны знать не только жители городов. Нужны они и сельскому населению. В дни, когда проводится агрохимическая обработка полей, им не нужно лишний раз выходить на улицу. Двери и окна домов в такой период должны быть обязательно закрыты.

      Безопасность при неблагоприятной экологической обстановке следует соблюдать и в быту. Так, для ремонта лучше всего купить краску, в составе которой нет свинца. А в качестве чистящего средства целесообразней всего применять кальцинированную соду, буру или традиционное хозяйственное мыло.

      Также стоит избегать покупки мебели, если она изготовлена из прессованных плит (ДСП). Ведь в этом материале находятся вредные для здоровья формальдегиды. Каковы правила безопасности при неблагоприятной экологической обстановке, если подобные плиты уже смонтированы в качестве стеновых панелей, настила полов и т. д.? Такие поверхности следует покрыть герметиком (естественным уплотнителем). Это позволит значительно снизить вредное воздействие формальдегида.

      Какие можно будет применить еще меры безопасности? При неблагоприятной экологической обстановке в помещении его следует почаще проветривать. Только имейте в виду, что если недалеко от вашего дома располагается промышленная зона, то, открывая форточку, следует учитывать направление дующего ветра. Если воздушные потоки идут от территорий загрязняющих атмосферу объектов, то от проветривания лучше пока воздержаться. Также рекомендуется иметь в доме большое количество комнатных растений.

      Загрязнение воды

      Здоровье человека зависит не только от чистоты атмосферного воздуха. В не меньшей степени на него влияет и качество используемой им воды. По данным статистики ее загрязнение вызывает 80% патологий, связанных с плохой экологией.

      Почему возникла эта проблема? Дело в том, что сегодня в водоемы сбрасывается большое количество отходов промышленных и хозяйственно-бытовых предприятий, а также агропромышленного комплекса. Именно эта сфера деятельности человека в значительной степени отравляет реки, моря и океаны. В них сливаются отходы, содержащие щелочи и нефтепродукты, кислоты и аммиак, соли металлов и фенолы, синтетические смолы, сернистые соединения и т. д.

      Серьезную опасность для нашего здоровья несет в себе и химический состав воды. В условиях техногенного загрязнения в реки и озера попадает большое количество несвойственных для природной жидкости примесей, вызывающих у человека различные патологии. Заболевания возникают и в связи с наличием в воде нитратов. Эти вещества провоцируют образование меттемоглобина в крови, что препятствует протеканию в организме нормального окислительного процесса. Особенно страдают от этого грудные дети, которым готовят молочные смеси на воде с повышенной концентрацией нитратов.

      Снижение негативного влияния загрязненной воды

      Каковы правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке, когда загрязнена столь нужная для нашего организма жидкость? В этом случае специалисты рекомендуют пользоваться кипяченой водой. Тогда организм будет защищен от попадания в него болезнетворных микробов, вызывающих дизентерию, холеру и т. д., а также от избыточного количества солей кальция. При этом стоит иметь в виду, что воду, поступающую в наш дом из водопроводной системы, прежде всего хлорируют. Порой для дезинфекции берутся гипердозы этого обеззараживателя. В результате хлорирования воды в ней появляются опасные яды – диоксины, которые также могут нанести вред нашему здоровью. Каким должно быть обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке в данном случае?

      Для устранения негативного влияния воду из-под крана нужно налить в стеклянную посуду и выдержать в ней на протяжении трех часов. Только после этого приготовление пищи или чая станет безопасным, ведь большая часть хлора выйдет из жидкости в виде газа.

      Еще одним способом удаления диоксинов и иных вредных веществ является использование фильтра. В этом устройстве вода проходит через активированный уголь и полностью очищается.

      Качество продуктов

      Огромное влияние на здоровье человека оказывает и его пища. В сложившихся в современном мире условиях, когда вредными веществами загрязнена вода и атмосферный воздух, а также ведется повсеместная химизация почв, снижается и качество употребляемых нами продуктов.

      Так, огромные дозы пестицидов и минеральных удобрений, разбрасывающихся на поля для борьбы с возбудителями болезней и сорняками, приводят к повышенному содержанию нитратов в овощах и фруктах. Попадая в организм, эти вредные вещества вступают в реакцию с гемоглобином. В результате такого соединения образуется мегагемоглобин. Природный гемоглобин теряет свои качества и утрачивает способность переносить в организме кислород. Все это негативно действует на человека. У него возникает кислородное голодание, сопровождающееся посинениями кожи, увеличением селезенки и печени, а также анурией. В самых тяжелых случаях возможен даже летальный исход.

      Снижение негативного влияния загрязненных продуктов

      Каковы правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке, когда наша пища может стать источником болезней? Прежде всего, они состоят в тщательном мытье овощей и фруктов перед их употреблением. Эта мера проста, но довольно эффективна. Ведь большая часть пестицидов накапливается именно на поверхности этих даров природы.

      Меры, при которых становится возможным обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке, включают в себя и снятие с овощей и фруктов кожуры. Это особенно важно в том случае, если вам неизвестно, в каких условиях были выращены эти плоды. Не рекомендуется также употреблять в пищу картофель, запеченный в кожуре. В этом случае под ней соберется большое количество нитратов. Для приготовления овощей лучше всего использовать варку. При этом концентрация нитратов снизится:




     

    Возможно, будет полезно почитать: