Виды субсидий в россии. Бюджетная субсидия — что это такое Субсидии из государственного бюджета

Иногда от банального незнания или предрассудков люди лишают себя не просто необходимой поддержки, но и возможности получить выгоду. Как это ни кажется странным, но часто субсидию путают с еще одним видом налогов или сборов. Хотя это слово имеет совершенно другое значение. Попытаемся разобраться что такое субсидия, кому она полагается и как ее получить.

Определение субсидии

В переводе с латыни субсидия значит поддержка или материальная помощь, в любом виде: материальном или натуральном. В наши дни под этим термином понимают пособие физическим или юридическим лицами из федерального или регионального бюджета.

Виды субсидий



Субсидии бывают в виде денежного пособия для физических и внебюджетных юридических лиц из бюджетных средств или частных фондов. Например, это компенсация арендных платежей за торговую площадь отечественным производителям в некоторых регионах Российской Федерации или выплаты некоторым категориям граждан на погашение коммунальных платежей.

Другой вид субсидии это с офинансирование из бюджета более высокого уровня нижестоящего бюджета: из федерального в региональный, из регионального в местный.

Еще два вида субсидий это прямые и косвенные. Под первой понимают непосредственное адресное финансирование программ, предприятий или целых отраслей. Например выделение бюджетных средств для переоборудования производства. Косвенной же субсидией принято считать предоставление налоговых или иных льгот.

Свойства субсидии


Субсидии характеризует целевая направленность, невозможность перенаправления ее на другие нужды. Они вып лачиваются в качестве софинансирования. Субсидии всегда носят безвозмездный характер. Но при использовании не по назначению субсидии могут быть востребованы к возврату, в том числе и через суд.

Что нужно для получения субсидии?

Так как субсидия бывает в виде различных выплат, то ответить на этот вопрос односложно невозможно. Главное надо уточнить федеральное и региональное законодательство чтобы узнать о своих правах. Чаще всего эту информацию можно получить на сайтах местных органов власти.

Перечислим, для примера, список документов необходимых для получения жилищной субсидии:

  • Документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи (для взрослых – паспорт, для детей – свидетельство о рождении);
  • Документы, содержащие расчетные данные о составе семьи, площади жилья, коммунальных расходах, о виде жилья (частное, государственное или кооперативное) и типе заселения (жилое помещение или койка-место).
  • Данные обо всех доходах семьи, включая пенсии, стипендии и тому подобное.
  • Женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком (до трех лет), и неработающим пенсионерам нужно предоставить трудовые книжки.
  • Безработным необходимо подтверждение с биржи труда о получении пособия по безработице.
  • Пакет документов о праве собственности на жилье занимаемое семьей.

Сложная экономическая ситуация заставляет людей все чаще задумываться над поиском путей получения дополнительных денежных средств. Возникает вопрос о том, какую субсидию можно получить от государства тому или иному гражданину.

Что такое субсидия?

В наше время на каждом шагу можно услышать помощи, получаемой из бюджета физическими и юридическими лицами. Такая поддержка может принимать разные формы, но зачастую используется именно понятие субсидирования.

Субсидия – это бюджетная выплата, направленная на поддержку нуждающихся лиц. Такими лицами выступают не только граждане, но и предприятия различных форм собственности, и даже сами бюджеты.

Выделяют 2 уровня субсидирования:

  • межбюджетный – помощь от государственного бюджета местному;
  • адресная помощь юридическим и физическим лицам.

Простыми словами механизм взаимодействия между субъектами власти (первый уровень субсидирования) можно объяснить так. В организме государства все взаимосвязано. Существует четкая административная система – есть несколько бюджетов различных уровней, которые обеспечивают сбор налогов и пошлин для передачи в основной (федеральный) бюджет. Но, конечно, регионы не равны по своему потенциалу. Есть прибыльные районы, а есть административно-территориальные единицы, требующие особого внимания и поддержки.

Когда в государственный бюджет поступают деньги из низших бюджетов, средства перераспределяются между неимущими регионами, уравнивая таким образом экономическую ситуацию. Доплаты в виде помощи и являются субсидиями. Выделяют их строго на определенные цели (например, на поддержку крупного предприятия), деньги возврату не подлежат. Из-за такой системы доплат субсидии принято называть дофинансированием или софинансированием, то есть совместным финансированием проектов государством и местным бюджетом.

Так же происходит и с перераспределением налогов и доходов физических лиц. Есть категории населения, которые откровенно нуждаются в помощи. Что такое государственное субсидирование граждан? Это социальная поддержка, направленная на полную или частичную оплату предоставляемых физическим лицам услуг и приобретений. Оформляют помощь органы власти на местах, хотя деньги выделяются непосредственно из государственного бюджета.

На региональном уровне также могут приниматься программы социальной помощи. Утверждают и претворяют их в жизнь местные администрации.

Черты субсидирования

Можно выделить следующие характерные черты субсидирования:

  • целевое назначение;
  • безвозмездность;
  • софинансирование.

Основным признаком субсидий является их целевой характер. Просто так деньги не предоставляются. Это должны быть траты, без которых граждане и коллективные субъекты обойтись не могут. Например, на коммунальные услуги. Человек оплачивает из личных средств часть обязательного платежа (количество денег, которые нужно внести в бюджет, в каждом случае рассчитывается индивидуально в зависимости от дохода семьи), а оставшуюся часть суммы доплачивает государство.

Аналогичная схема действует и для других расходов. Допустим, при покупке жилья или при открытии бизнеса государство также доплачивает нуждающимся лицам часть суммы или компенсирует ее. Средства выделяются при условии, что гражданин или коллективный субъект сможет документально подтвердить свои затраты, иначе деньги придется вернуть.

Цели предоставления помощи

Зачем государству помогать низшим бюджетам? Такая модель выгодна, ведь скорость наполнения казны зависит от уровня жизни людей, рентабельности предприятий страны и экономики регионов.

Задачами субсидирования граждан являются:

  • поддержка малоимущих граждан путем предоставления набора социальных услуг;
  • помощь семьям, доход которых не позволяет наполнять бюджеты в нужной степени;
  • реализация принципа предоставления адресной целевой поддержки;
  • обеспечение доступности и повышение уровня социальных услуг;
  • устранение неравенства;
  • увеличение дохода граждан для обеспечения нормального уровня жизни нынешнего и следующих поколений.

Для решения поставленных задач приняты такие правовые акты:

  • Бюджетный кодекс – в ст. 78 предусмотрено предоставление помощи коллективным субъектам хозяйствования и физическим лицам, являющимся производителями товаров и услуг;
  • Жилищный кодекс – в ст. 159 предусмотрены субсидии по оплате коммунальных услуг;
  • Закон № 5-ФЗ – содержит перечень льгот и субсидий для ветеранов;
  • Закон № 76-ФЗ – содержит положение о предоставлении жилищной субсидии военным;
  • Закон № 79-ФЗ – предусматривает помощь на покупку недвижимости гражданским служащим;
  • Закон № 125-ФЗ – гарантирует помощь в предоставлении жилья работникам Крайнего Севера;
  • Закон № 178-ФЗ – предусматривает адресную помощь малоимущим гражданам;
  • Закон № 181-ФЗ – направлен на защиту и поддержку инвалидов;
  • Закон № 209-ФЗ – направлен на поддержку малого и среднего бизнеса;
  • Закон № 4530-1 – содержит положение о предоставлении помощи вынужденным переселенцам;
  • Постановление Правительства РФ № 316 – утверждает программу развития малого бизнеса и гарантирует получение помощи безработным, желающим открыть свое дело;
  • Постановление Правительства РФ № 761 – содержит правила предоставления гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг и жилья;
  • Постановление Правительства РФ № 1050 – утверждает программу помощи молодым семьям на приобретение жилища;
  • Постановление Правительства РФ № 1089 – предусматривает помощь местным бюджетам на реализацию мероприятий по субсидированию открытия бизнеса безработными;
  • Приказ Минсельхоза РФ № 75 – предусматривает субсидирование лиц, занятых в сельском хозяйстве.

Это далеко не весь перечень нормативной базы. Кроме того, на местном уровне действуют и другие акты (например, Закон города Москвы № 29).

Перед оформлением субсидии важно ознакомиться с законом, соответствующим вашей ситуации. Государственные органы часто вносят поправки в процедуру предоставления выплат.

Виды субсидий

Поддержка выделяется в виде таких субсидий.

  • Прямые субсидии – непосредственное предоставление материального обеспечения. Обычно эта форма помощи оказывается в виде денежного гранта для запуска научного исследования или нового предприятия.
  • Косвенные субсидии – предоставление поддержки путем снижения стоимости услуг, обязательных платежей, приобретения необходимых вещей и объектов. Зачастую граждане получают именно этот вид помощи. На руки деньги не выдаются – средства, предназначенные для субсидирования, перечисляются из бюджета напрямую получателю. Поддержка физических лиц проявляется в том, что они просто недоплачивают часть суммы, которую обязуется компенсировать государство.
  • Перекрестные субсидии – перераспределение средств между отраслями экономики. Применяются в народном хозяйстве.

Можно также выделить виды субсидий в зависимости от сферы предназначения:

  1. жилищные;
  2. коммунальные;
  3. социальные;
  4. аграрные;
  5. направленные на развитие бизнеса.

Разработкой законопроектов субсидирования в России занимаются высшие органы власти, а за осуществление отраслевых программ отвечают соответствующие министерства и местные администрации.

Категории граждан, которым положены субсидии

Существует несколько категорий населения, которые, по мнению законодателя, нуждаются в государственной поддержке.

Кто может претендовать на жилищные субсидии?

  • Молодые семьи.

При этом хотя бы один из супругов должен быть моложе 35 лет. Кроме того, один из них должен быть гражданином России.

Также в эту группу попадают одинокие взрослые до 35 лет с детьми. Соблюдение возрастного критерия проверяется в день включения граждан в список претендентов на получение субсидии на следующий календарный год.

  • Военные в период службы.

Кроме них в эту категорию входят граждане, уволенные с должности в силу возраста, по состоянию здоровья или в связи с изменениями в штатном расписании (при этом срок их службы должен составлять минимум 10 лет).

  • Гражданские служащие.

Они могут претендовать на единовременную выплату на основании решения органа власти, компетентного в вопросе предоставления помощи. Согласно Постановлению Правительства № 53, получить субсидию может претендент, который:

  1. проживает в помещении, не соответствующем законным требованиям, предъявляемым к жилищу;
  2. не заключал соглашений о социальном найме;
  3. является нанимателем или собственником недвижимости, где общая площадь на одного составляет менее 15 м 2 ;
  4. проживает в помещении с человеком, страдающим хроническим заболеванием;
  5. живет в общежитии, коммунальной или служебной квартире;
  6. делит помещение с другой семьей.

Субсидия предоставляется в первую очередь гражданским служащим, у которых дети – несовершеннолетние, инвалиды или студенты.

  • Работники Крайнего Севера.

Право на субсидию имеют граждане, которые соответствуют всем следующим критериям:

  1. прибыли на Крайний Север до 1992 года;
  2. имеют стаж на работе в районах Крайнего Севера более 15 лет;
  3. ранее не получали государственной помощи на жилье;
  4. не имеют недвижимости или нуждаются в улучшении условий для жизни.

Кроме того, сохраняется право на получение поддержки у тех, кто приобрел помещение по старому закону при наличии десятилетнего стажа и состоял при этом на квартирном учете. Также на субсидию могут претендовать инвалиды, получившие травму на работе, и инвалиды с детства, родившиеся на Крайнем Севере.

  • Инвалиды и их семьи, ветераны боевых действий.

Государство согласно субсидировать часть стоимости жилья лишь тем, кто встал на учет до начала 2005 года.

  • Вынужденные переселенцы.

Это граждане, покинувшие свое постоянное место жительства из-за опасности быть подверженными преследованию.

Все вышеуказанные субсидии предусмотрены на государственном уровне.

Если вы не входите ни в одну из перечисленных категорий и при этом не имеете жилья и возможности его купить самостоятельно, обратитесь в местную администрацию. На региональном уровне на помощь в приобретении недвижимости зачастую могут рассчитывать малоимущие граждане, состоящие на квартирном учете. Требованиями для постановки в очередь являются обретение лицом статуса малоимущего и длительный срок проживания на территории региона.

Кто может оформить субсидию на коммунальные платежи?

Получить помощь могут как наниматели, так и собственники квартир и домов. Затраты на оплату коммунальных платежей не должны превышать 22 % от совокупного дохода семьи. Деньги свыше этой суммы доплачивает государство.

Чтобы получить субсидию, нужно:

  • быть прописанным в помещении, на которое оформляется субсидия;
  • не иметь коммунальной задолженности;
  • быть гражданином России;
  • иметь низкий уровень дохода.

В некоторых регионах, например в Москве, допустимая доля выплат еще ниже. Поэтому желательно поинтересоваться в местной администрации – возможно, вы также могли бы получать субсидию.

Субсидия на открытие бизнеса

Основные требования для претендентов на государственную поддержку следующие:

  • совершеннолетие;
  • наличие статуса безработного;
  • бизнес-идея и готовый план бизнеса.

Соискатели должны быть гражданами России, кроме того, их бизнес-планы не могут касаться запрещенных видов деятельности.

Иные субсидии малоимущим

Помощь на лекарства, на проезд и оздоровление вправе получить:

  • инвалиды;
  • ветераны;
  • участники ВОВ;
  • граждане, пережившие блокаду Ленинграда и награжденные соответствующим знаком;
  • лица, работавшие на оборонительных объектах во времена ВОВ;
  • военные.

Выплаты предоставляются после внесения заявителя в специальный Федеральный регистр граждан, имеющих право получать социальную помощь.

Где и как можно получить субсидии?

В зависимости от того, какой вид помощи желает получить гражданин, определяется перечень документов, необходимый для назначения выплат.

Пошаговый алгоритм действий выглядит следующим образом.

  1. Нужно обратиться в орган местной власти с пакетом деловых бумаг, с помощью которого можно подтвердить соблюдение условий законодательства для получения государственной поддержки. Например, граждане, претендующие на получение помощи за пользование коммунальными услугами, должны предоставить: заявление, паспорт, сведения о прописке, копии документов, где указаны основания владения или пользования недвижимостью, квитанции на оплату обязательных платежей, документы, подтверждающие наличие льгот, и справку о доходах для каждого члена семьи.
  2. Орган власти принимает у заявителя документы и сообщает сроки их рассмотрения. Это приблизительно 10 дней.
  3. Принимается решение о назначении субсидии или об отказе в выплате.

Форма и скорость получения поддержки зависит от ее вида. Например, граждане, которых внесли в очередь на жилье, иногда ждут помощи не один месяц, а то и год. Субсидии же на оплату коммунальных платежей поступают с месяца обращения ежемесячно, но свой статус как нуждающегося следует своевременно подтверждать.

Заключение

На субсидии от государства может рассчитывать достаточно много людей. Чтобы получить субсидию, следует обратиться в орган местной власти с пакетом необходимых документов. Прежде чем заняться вопросом оформления помощи, желательно детально изучить нормативно-правовую базу или проконсультироваться со специалистом отдела социальной защиты населения.

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019)

БК РФ Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

(см. текст в предыдущей редакции)

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям , установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

(см. текст в предыдущей редакции)

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

3.1. В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 , абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково"), осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

4.1. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра, осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. При предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионными соглашениями, заключенными в порядке , определенном соответственно законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

7. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям , установленным Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

При осуществлении закупок за счет субсидий, предусмотренных п. 8 ст. 78, на получателей субсидий распространяются положения ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, определенные ч. 4.1 ст. 15 указанного закона.

8. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации в определяемом ими порядке. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, указанные решения в отношении таких объектов капитального строительства принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Условие об осуществлении получателем субсидии закупок в порядке законодательства о контрактной системе не применяется : к договорам, заключенным до 01.01.2018; к закупкам, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до 01.01.2018 (ФЗ от 18.07.2017 N 178-ФЗ).

Предоставление субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия. В указанный договор (соглашение) подлежат включению положения, определяющие обязанность юридического лица, которому предоставляется субсидия, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, осуществлять закупки за счет полученных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также положение о возврате в соответствующий бюджет остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году (за исключением субсидии, предоставляемой в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых является указанная субсидия), если получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, не принято в порядке, установленном нормативными правовыми (правовыми) актами, указанными в абзаце четвертом настоящего пункта, решение о наличии потребности в использовании этих средств на цели предоставления субсидии в текущем финансовом году.

Порядок предоставления субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

8.1. В федеральном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам - коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации:

1) на осуществление капитальных вложений в находящиеся в собственности указанных юридических лиц объекты транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, включая инфраструктуру систем газоснабжения, водоснабжения, трубопроводного транспорта и связи, необходимые для реализации инвестиционных проектов, отобранных в соответствии с установленными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядками и критериями к таким инвестиционным проектам (далее в настоящей статье соответственно - объекты инфраструктуры, инвестиционные проекты);

2) на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными указанными юридическими лицами капитальными вложениями в объекты инфраструктуры.

8.2. Предоставление предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи субсидий осуществляется на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, которые должны соответствовать положениям пункта 3 настоящей статьи и определять требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий.

Государственная субсидия существует в нескольких формах. Это и помощь малообеспеченным или многодетным семьям, и финансовые вливания в сферу бизнеса, и ссуды для развития предпринимательства малого и среднего звена. Многие организации уже воспользовались материальной помощью, предлагаемой государством, но, в то же время, многие не имеют достаточных знаний в этом вопросе. Расскажем немного о видах и формах субсидий и порядке получения.

Что такое субсидия на оплату ЖКХ?

Малообеспеченные люди, пенсионеры и относятся к той категории граждан РФ, кому положена субсидия для своевременной платы за жилищно-коммунальных услуг. Получить ее можно, если семья тратит на оплату услуг ЖКХ более 22% от общего дохода и не имеет задолженности по платежам. Дополнительным условием является обязательная регистрация именно на той в отношении оплаты которой требуется государственная финансовая помощь. Подать заявление на выплату пособия можно в ЖЭК или в муниципальном Отделе социального обеспечения. Существует возможность получить субсидию в случае тяжелого для погашения задолженности по оплате коммунальных услуг.

Что такое субсидия на развитие бизнеса?

В тяжелые времена финансового кризиса 2009-2010 гг. Правительство Российской Федерации приняло ряд своевременных мер, направленных на поддержку предпринимателей среднего и малого звена, а также регламентировало критерии федеральной помощи бизнесменам, решившим организовать собственные компании. Что такое субсидия на организацию собственного дела? Это единовременная дотация денежных сумм от 58 до 500 тысяч рублей, которые коммерсант может получить, подав соответствующее заявление в муниципальный орган самоуправления, предоставив бизнес-план будущей организации, сметы расходов, доходов и налоговых обязательств. При этом возможно возмещение денег, потраченных на приобретение основных средств, необходимых для ведения деятельности компании: оргтехнику, мебель и так далее.

Полученные документы проходят тщательную проверку, и, в случае положительного решения, предприниматель получает денежные средства в срок, установленный местными властями. Период, в течение которого должна произойти выплата, не может превышать 90 дней с момента подачи заявления. Государством предусмотрена финансовая помощь и в отношении решивших создать новое предприятие. Для получения государственной на создание ИП достаточно предоставить бизнес-план, смету доходов-расходов и предварительные расчеты по налогообложению. Для этой категории предпринимателей государством установлена субсидия в размере 58,8 тысяч рублей.

Гранты на научные разработки и изобретения

Перспективная федеральная программа Правительства направлена на прекращение выезда за границу научных работников. Итак, что такое субсидия на научные изобретения и инновационные разработки? Организация, планирующая выпуск новой продукции или внедрение научного проекта, имеет право подать соответствующую петицию в государственные органы. Изложив подробно свою программу и план развития и ориентировочные даты выпуска первого образца продукции, компания может рассчитывать на положительное решение. Государственная субсидия на научные цели и инновационные технологии в настоящее время достигает 500 тысяч рублей. Помимо этого, предусмотрены значительные налоговые льготы для таких организаций и дополнительные преимущества, особенно по сравнению с торговыми фирмами. Примечательно, что субсидию на развитие инноваций и новых продуктов могут получить даже студенты, а не только именитые научные работники.

Социальная субсидия - это мера социальной поддержки государства, которая оказывается нуждающимся лицам.

Государственная субсидия характеризуется такими особенностями:

  • предоставляется безвозмездно, т. е. не требует возврата полученных средств;
  • выделяется строго на определенные цели и может использоваться на финансирование целей или удовлетворение нужд, установленных законодательно;
  • носит характер долевого финансирования, в формировании выплат кроме государства принимают участие бюджеты регионов.

Порядок выдачи средств регламентируется законодательством, основные моменты прописаны в Бюджетном кодексе РФ и в Федеральном законе «О государственной социальной помощи».

Формы предоставления субсидии

Данная мера социальной поддержки государства предоставляется в виде финансовых выплат на следующие цели:

  1. Создание своего дела официальными безработными.
  2. Оказание помощи инвалидам.
  3. Оплата дорогостоящего или длительного лечения и другие меры социальной поддержки государства.

Кто имеет право на получение бюджетных средств

В России субсидии от государства предусмотрены для следующих категорий лиц:

  1. (семьи).
  2. Семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
  3. (для начала предпринимательской деятельности).
  4. Лица, имеющие знаки отличия или наделенные статусом льготника.
  5. Пострадавшие в результате стихийных или техногенных катастроф.

Помощь малообеспеченным гражданам

В основном государственная поддержка предусматривается для малообеспеченных или незащищенных граждан РФ.

К ним относятся:

  • инвалиды или семьи, на иждивении которых находится инвалид;
  • пенсионеры.

Все они имею право на получение государственной поддержки для определённых целей.

Малообеспеченным считается гражданин (или семья), чей средний общий доход, в расчете на каждого члена семьи, будет ниже минимального прожиточного уровня.

Порядок оформления и выдачи субсидий

Чтобы оформить право на получение бюджетных средств в 2019 году заявителю следует обратиться в управление соцзащиты согласно адресу прописки.

Кроме этого, чтобы ускорить процедуру оформления, можно обратиться в МФЦ или на Портал государственных слуг. В этом случае нужно подготовить к отправке качественные скан-копии всех необходимых бумаг.

В зависимости от целей, на которые выделяются средства, оформлением субсидий в каждом крае (области) занимаются органы социальной защиты, отделы Пенсионного фонда РФ, центры жилищных субсидий и т.д.

Условия получения

Для получения социальной помощи граждане должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Наличие гражданства РФ.
  2. Иметь договор найма жилья или документ, подтверждающий право собственности на жилье.
  3. Наличие постоянной регистрации.
  4. Отсутствие непогашенной задолженности по коммунальным платежам.
В 2019 году субсидии от государства будут предоставляться только в том случае, если лицо (или семья) действительно нуждается в финансовой помощи от государства или не может самостоятельно обеспечить себя и семью.

Процедура оформления выплат

Оформление социальной помощи от государства имеет следующий порядок:

  1. Оценивается степень нуждаемости заявителя и необходимость выделения средств.
  2. Предоставление необходимых документов и заявления от граждан, претендующих на получение выплат.
  3. Рассмотрение документов и принятие решения о выдаче субсидии либо об отказе в получении средств.
Подать документы на получение выплат может любой член семьи. Оформление происходит только согласно адресу приписки заявителя.

Процедура оформления субсидии занимает до 10 рабочих дней. Решение может быть как положительное, так и отрицательное. Всё зависит от того, действительно ли нужна человеку поддержка, были ли предоставлены все необходимые документы, правильно ли составлено заявление и прочее.

При положительном решении заявитель в течение определенного периода будет получать денежную компенсацию. После чего большинству получателей придется повторить процедуру оформления субсидии. От повторного переоформления освобождены одинокие пенсионеры и семьи пенсионеров, у которых пенсия выступает единственным источником доходов.

Необходимые документы

Обязательными документами для получения любого вида субсидированных выплат являются:

  1. Документ, удостоверяющий личность и гражданство РФ.
  2. Заявление гражданина, желающего воспользоваться правом на субсидию.

В каждом конкретном случае для каждого вида государственных выплат необходим дополнительный перечень документы. Какие из них пригодятся, а какие нет, сказать трудно. Перечень отличается в зависимости от разных обстоятельств.

Для получения жилищной субсидии заявитель должен подтвердить, что он нуждается в . Если выплаты желает получить молодая пара, то им необходимо подготовить документы о браке, наличии детей, справки о доходах.

Если право на получение средств заявляет временно не работающий гражданин, желающий заняться предпринимательством, то потребуются документ о наличии образования.

Для получения помощи на оплату коммунальных услуг, необходимо подтвердить, что заявитель тратит на коммунальные платежи более 22% своего дохода. Подтвердить можно с помощью справки о наличии доходов за месяц.

С собой необходимо иметь оригиналы документов (даже если для подтверждения того или иного факта предоставляется ксерокопия).

Выплата средств

Для каждого вида субсидий установлены различные сроки перечисления средств. Выделенная сумма может быть зачислена на банковский счет получателя или на вклад «до востребования» (если таковой имеется или специально открыт получателем в банке).

Положенную выплату можно получить в местном почтовом отделении связи (если на территории проживания получателя отсутствуют отделения банков) или на дому.

На дом денежные средства доставляются наличными, если получатель в силу возрастных особенностей или по состоянию здоровья не может открывать счет и распоряжаться им. Такое право гарантируется , престарелым, которым нужен постоянный уход (при наличии справки лечебного учреждения), а также заявителям в возрасте более 80 лет.

Срок предоставления государственных выплат зависит от вида субсидии. Перечень документов, на основании которых принимается решение о выдаче субсидий, также обновляется. Кроме того, некоторые документы имеют ограниченный период действия.Поэтому при обращении за помощью обязательно уточняйте список необходимых документов и период их действительности.

Например, если обратиться за расчетом до 16 числа текущего месяца, деньги будут перечислены в этом же месяце. При обращении после 16 числа текущего месяца выплаты начнутся в следующем месяце.

Ответственность получателей субсидий

Все субсидии носят строго целевой характер, поэтому к предоставляемым документам и сведениям предъявляются особые требования.

  1. За достоверность предоставляемых документов и данных несет ответственность заявитель. Если обнаружится, то претендент подал неполную или недостоверную информацию, ему будет отказано в выдаче средств.
  2. Если наступило событие, в результате которого должен быть уменьшен размер установленной суммы или выплата прекращена полностью, получателю средств необходимо в месячный срок представить подтверждающие документы.

Когда прекращается предоставление субсидий

В 2019 году право на получение помощи может быть прекращено при наступлении следующих событий:

  1. Нет больше оснований для получения бюджетных средств. Это может произойти в следующих случаях:
    • если получатель бюджетных средств переедет жить в другое место;
    • при смене состава семьи, смене гражданства получателя средств (членов его семьи);
    • при увеличении доходов льготника.
  2. Если гражданин или члены его семьи не представили документы или подали недостоверную информацию:
    • влияющую на предоставление субсидии или установление ее размера;
    • на основании которых уменьшается размер субсидии или утрачивается право на получение помощи государства.
  3. При возникновении непогашенной задолженности (без уважительной причины) или отсутствии согласованного срока погашения такой задолженности.
Подать корректирующие сведений льготник обязан в течение месяца со дня возникновения вышеуказанных ситуаций. В противном случае перечисление средств будет прекращено.

Изменения в 2019 году

Главная новость в 2017 году - отмена . В последнее время ставки банков по ипотечному кредитованию сравнялись с размером государственного субсидирования. Поэтому предоставление субсидий государством нецелесообразно.

Есть хорошая новость. Программа предоставления жилищных субсидий продлевается до 2019 года.

В связи с актуальностью программы импортозамещения для сельхозпроизводителей в 2017 году также предусмотрены изменения. Государство планирует ввести «единую региональную субсидию», в результате чего количество выдаваемых субсидий уменьшится до 7 (вместо 54).

Смогут воспользоваться государственной поддержкой и оформить кредиты по более низким ставкам.

Апр 6, 2019 17:52 сайт

Новости

  • 28 февраля 2019
  • 19 октября 2018
  • 30 июля 2018
  • 30 июля 2018
  • 24 апреля 2018
  • 17 апреля 2018
  • 23 февраля 2018
  • 15 ноября 2017
  • 19 октября 2017


 

Возможно, будет полезно почитать: