Европротокол. Правильное сотавление Европротокола при ДТП

Согласно правилам, в 2016 при ДТП может быть составлен европротокол, который не требует от участников вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД. Тем не менее, их отсутствие на месте ДТП не станет причиной для отказа в страховых компенсациях. Конечно, в том случае, если он заполняется правильно. Такое решение законодателей связано с тем, что несмотря незначительный ущерб и отсутствие пострадавших при ДТП, тем не менее, вызывает необходимость оставления автомобилей в исходном положении.

Это на достаточно длительное время вызывает затруднение дорожного движения на данном участке автодороги. Несмотря на то, что оформление ДТП по европротоколу на территории нашей страны давно разрешено, распространенной практикой этот вариант пока не стал. Отчасти, это связано с банальным незнанием водителями основных условий, когда ДТП на дороге может быть оформлено самостоятельно, без привлечения сотрудников ГИБДД.

Когда допускается составление европротокола

Перед тем, как зафиксировать ДТП по европротоколу, крайне важно ознакомится с условиями, когда такой шаг допускается:

  • участие в ДТП принимают только два автомобиля, не более;
  • не страдает имущество третьих лиц или муниципальная собственность;
  • оба ТС имеют страховку ОСАГО/«зеленая карта»;
  • у обоих участников столкновения одинаковые взгляды на причину произошедшего, любые разногласия отсутствуют.

Внимание! Если имеются пострадавшие, здоровью которых нанесен ущерб любой степени тяжести, оформление бланка европротокола недопустимо - необходимо вызывать сотрудников ГИБДД. Если в ДТП участвует лишь одно авто, которое наехало на определенное препятствие, европротокол также не оформляется.


Если все условия для оформления такого протокола соблюдены, на дороге выставляется знак аварийной остановки. Участники дорожного происшествия тщательно обговаривают все условия, осуществляют предварительную оценку причиненного/понесенного ущерба помня о том, что лимит на выплату по правильно оформленному бланку европротоколу составляет до 50000 рублей - он установлен для протоколов, оформленных после 2 августа 2014 года. Если предполагаемый ущерб оценивается автовладельцами в большую сумму, потребуется вмешательство сотрудников ГИБДД.

Алгоритм действий водителя после ДТП

После совершения дорожно-транспортного происшествия, в первую очередь следует убедиться в отсутствии пострадавших, и только после этого приступать к оценке возможности оформления бланка европротокола. Оптимально действовать следующим образом:


При фото- и видеофиксации обязательно следует уделять внимание таким деталям, как общий план, тормозной путь, разбившиеся детали автомобилей в месте их текущего нахождения. Обязательно фотографируются оба поврежденных автомобиля со всех сторон, и отдельно крупным планом места повреждений. Стоит помнить, что, если сумма предстоящего ремонта предполагается выше 50 000 рублей, а ОСАГО оформлено до августа 2014 года, бланк европротокола лучше не оформлять, поскольку в этом случае максимальная выплата со стороны страховщика не превысит 25 000 рублей.

Каким образом получить по европротоколу 400 000 рублей

В ближайшее время сумма страховой выплаты при ДТП и самостоятельном оформлении европротокола может увеличиться практически до полумиллиона рублей. Многие уже окрестили такой протокол безлимитным. Перед тем, как оформить бланк европротокол с целью получения такой внушительной суммы, следует обязательно уточнить один момент - оборудованы ли автомобили-участники ДТП современными спутниковыми системами, которые могут подтвердить все нюансы произошедшего столкновения.

Это связано с многочисленными попытками автовладельцев фальсифицировать, к примеру, записи с установленных в автомобиле видеорегистраторов в свою пользу. Технически это сделать не так сложно, что и обуславливает такие требования со стороны всех страховых компаний. Стоит понимать, что далеко не каждая спутниковая система подходит под строгие требования страховых компаний - их перечень представлен в соответствующих документах и регламентах, с которыми можно ознакомится непосредственно в своей компании или на ее сайте.

Чтобы выплаты по европротоколу в 2016 году могли доходить до 400000 рублей, в страховую компанию придется предоставить не только материалы, о которых говорилось выше, но и данные со спутниковой системы навигации. Подделать данные, полученные со спутника невозможно. На данный момент такие выплаты имеют ряд ограничений. Полис ОСАГО должен быть оформлен после первого октября 2014 года, а само ДТП зафиксировано в Москве и области или в Санкт-Петербурге/области. При этом, сам полис может оформляться в любом регионе страны.

Как правильно составить европротокол при ДТП

Для того, чтобы страховая компания безоговорочно приняла бланк, его нужно правильно заполнить. Для этого не разрешается применение карандашей, перьевых или гелевых ручек - бланк заполняется исключительно шариковой ручкой. Перед заполнением самого бланка обратить внимание на его внешний вид - должна присутствовать лицевая и обратная сторона, а все необходимые данные, присутствующие в верхней его части были продублированы и в нижней.

Согласно действующему закону, заполнение бланка европротокола при ДТП требуется в единственном экземпляре - неважно какому водителю он будет принадлежать. Бланк включает в себя две колонки, в которые вносятся данные об автомобиле каждым участником ДТП. Особое внимание следует обращать на корректность заполнения описания повреждений - здесь факты должны излагаться лаконично и четко. Не допускаются лирические отступления о предстоящих сложностях при подборе краски или покупке запчастей. Обязательно указывается информация о месте и времени ДТП, в подробностях описываются все имеющие значение обстоятельства.

Крайне важно внимательно и правильно заполнять 17-й пункт бланка европротокола. Он должен правдиво отображать не только схему дорожно-транспортного происшествия, но и схему самой проезжей части. Обязательно схематичное изображение существующей дорожной разметки, направления движения обоих ТС перед столкновением, наличие светофоров и дорожных знаков. Стоит обратить внимание и на наличие посторонних предметов на обочине или самой проезжей части - если они имеют отношение к случившемуся. Все, что не уместилось в основных графах, но также имеет непосредственное значение для компании-страховщика, может быть отображено в графе «Замечания».

За достоверность всей имеющейся в бланке европротокола сведений обязаны поставить подпись оба водителя. Они расписываются в обеих частях бланка - своей и второго участника аварии. После того, как заполнение лицевой стороны закончено, следует обратить внимание на оборотную сторону бланка. Здесь следует отразить все дополнительные, даже незначительные моменты, которые могут вызывать интерес страховой компании. Если дополнительных сведений слишком много, и их невозможно уместить в отведенных для этого графах, можно продолжить описание на простом чистом листе бумаги, а в самом бланке европротокола ставится пометка «с приложением». Оно также подписывается обоими водителями.

Заполнение бланка европротокола при ДТП 2016 - мелочи имеют значение

Достаточно часто можно наблюдать такую ситуацию, когда бланк европротокол вроде бы уже заполнен, но после разъединения всех бланков автовладельцы обнаруживают некоторые неточности в заполнении, либо требуется внести определенные коррективы в обстоятельства всего случившегося. Чтобы бланк европротокола не потерял своей легитимности и был гарантированно принят страховой компанией изменения вносятся в обе его части, после чего все внесенные исправления обязательно заверяются обоими участниками ДТП.

Необходимо понимать, что в случае некорректного заполнения бланка европротокола, если страховщик сочтет, что в нем перечислены далеко не все обстоятельства, влияющие на произошедшее происшествие, она имеет право начать собирать эти сведения самостоятельно. В этом случае крайне вероятно существенное увеличение времени, которое требуется для получения выплаты владельцем поврежденных авто. Кроме того, если компания выяснит, что не внесенные в европротокол сведения относятся к категории важных, все произошедшее вообще может не признаться страховым случаем - ни о каком возмещении в этом случае речи вестись не будет. В помощь правильному оформлению бланка европротокола - следующее видео:

Европротокол оформлен - что делать дальше

После корректного заполнения бланка европротокола его необходимо в самые сжатые сроки передать в страховую компанию. Сделать это допустимо как при личном визите, так и по почте. Необходимо знать, что самостоятельный ремонт автомобиля недопустимо начинать в течение первых 15-дней с момента произошедшего ДТП. Это важно, поскольку в страховой компании могут возникнуть сомнения в достоверности предоставленных сведений, и она захочет через своего эксперта убедиться в их достоверности.

Нередко бывает и так, что в компании обязательно требуют экспертизы авто, о чем его владелец уведомляется соответствующим образом. В этом случае, в течении пяти дней с момента получения уведомления, авто должно быть предоставлено страховщику. При несоблюдении этих требований компания вправе применять определенные санкции. Скачать бланк европротокола можно здесь.

Законодательство нашей страны постепенно улучшается, и некоторые его положения облегчают водителям жизнь. К примеру, с недавних пор действует закон о Европротоколе. Однако многие водители не знают, где взять бланк Европротокола при ДТП, не вникают в то, как он выглядит и как правильно его заполнять. И напрасно, ведь иногда с помощью этого документа можно значительно сэкономить свое время и нервы.

Практика самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций на дорогах давно широко применяется в западных странах. Этот метод оформления небольших аварий очень нравится многим водителям, знающим свои права и умеющим их реализовывать.

Чтобы воспользоваться новой формой оформления дорожного происшествия необходимо соблюсти некоторые условия:

  • в аварии участвовало только два транспортных средства;
  • у обоих водителей есть активные полисы ОСАГО;
  • нет пострадавших;
  • не повреждены элементы инфраструктуры;
  • сумма возмещения ущерба не выше 50 тысяч рублей;
  • между водителями нет споров, виновник признает свою вину.

Важно! При малейшем несогласии следует вызывать полицию. Только они уполномочены на то, чтобы разрешать споры между водителями при ДТП.

Невозможно составить Европротокол в тех случаях, когда хоть один из участников дорожного движения получил какое-то повреждение. Даже если ущерб крайне невелик, от оформления Европротокола лучше воздержаться. В данном случае это будет противозаконно.

Невозможно оформить Европротокол (бланк и образец заполнения можно скачать немного ниже) в том случае, если в ДТП участвовало только одно транспортное средство. К примеру, водитель не справился с управлением и вылетел на обочину или ударился о фонарь. В таких случаях не работает закон об упрощенной процедуре оформления дорожного происшествия. Вызов сотрудников полиции обязателен.

Если у обоих водителей полный порядок с документами, и они достигли согласия, можно быстро решить эту проблему, заполнив Европротокол. После этого можно ехать по своим делам, даже не дождавшись приезда ГИБДД. О произошедшем ДТП их можно вовсе не информировать.

После того, как документ составлен, его необходимо предъявить своему страховому агенту, предварительно собрав полный пакет бумаг. Для этого отводится не более 5 рабочих дней.

Где взять бланк заполнения Европротокола

Как видно, многие проблемы может решить Европротокол при ДТП 2016. Бланк скачать бесплатно можно на нашем сайте, однако любая страховая компания обязана выдать этот пустой документ по требованию клиента. Чистые бланки выдаются совершенно бесплатно в любой момент.

Хотя некоторые водители практикуют использование бланков, распечатанных из Интернета, все же желательно оформлять документ на специальном официальном бланке. Некоторые страховые компании могут воспользоваться таким случаем и попытаться отказать в выплате. Однако мало кому захочется тратить дополнительное время на споры со страховиками.

Вместе с бланками Европротоколов страховики обычно предоставляют брошюру, в которой содержатся основные правила страхования. Изучив эти нюансы, вам будет проще отстаивать свои интересы в страховой компании.

Важно помнить, что оригинальные бланки состоят из двух одинаковых копий, а также из извещения о ДТП. Так как при распечатывании документа с сайта у листов не будет функции самокопирования, вам придется все бланки заполнять в двух экземплярах вручную.

Как правильно заполнить Европротокол: образец заполнения

Чтобы впоследствии не возникло проблем с получением компенсации в страховой компании, необходимо правильно и грамотно заполнить Европротокол. Образец заполнения, приведенный на нашем сайте, поможет вам на практике не допустить грубых ошибок и быстро оформить ДТП.

Сам протокол необходимо полностью заполнить с обеих сторон. На лицевой стороне вы увидите две колонки. Каждую из них заполняет каждый водитель самостоятельно. Однако перед подписью вы должны сверить все данные в документе.

Итак, Европротокол 2016. и порядок заполнения разделов документа.

  1. Место и время ДТП.
    Укажите точный адрес, где произошла авария. Если ДТП случилось на трассе, укажите номер километра и название трассы. Важно также упомянуть в каком направлении вы совершали движение.
    Будьте предельно точны, когда указываете дату и время. Вписывайте все нули. К примеру, если ДТП произошло 3 мая, то следует поставить дату так: «03. 05. 2016».
  2. Наличие повреждений у людей и количество пострадавших автомобилей.
    Чтобы оформить аварию по упрощенному методу, не должно быть человеческих жертв. Если хотя бы один человек получил даже незначительные травмы, необходимо вызвать полицию.
    Закон указывает, что для того, чтоб воспользоваться новым порядком оформления ДТП, в аварии должно быть не более двух участников ДТП.
  3. Данные о свидетелях ДТП.
    Если вы считаете нужным и это возможно, впишите данные очевидцев. Если возникнет спор со страховой компанией, вы сможете добиться справедливости через суд.
  4. Информация о транспортных средствах.
    В этом разделе необходимо указать номерные знаки автомобиля, точную модель, данные регистрационного свидетельства. Немаловажно также указать отдельно данные собственника машины и водителя, который был за рулем на момент ДТП. Нередко эти данные различаются.
  5. Данные о страховщике.
    Следует вписать название компании, где вы приобретали полис. Укажите также номер полиса и срок его действия.
  6. Отметьте место удара.
    Нарисуйте прямоугольник, который обозначает ваш автомобиль (если нет готовых схем). С помощью стрелки укажите место, которым вы столкнулись.
  7. Опишите повреждения.
    В 14-ом пункте очень важно корректно вписать всю информацию о повреждениях, полученных в аварии. Именно на эти данные ориентируются страховики, рассчитывая сумму ущерба.
    Вначале просто перечислите детали, которые требуют ремонта в результате столкновения. После этого можно подробнее описать серьезность и обширность повреждений. Опишите ущерб как можно подробнее. Укажите наличие даже небольших царапин.
  8. Что указать в примечаниях?
    В примечаниях следует обязательно упомянуть о наличии дополнительных источников информации. К примеру, если вы проводили фотосъемку, об этом стоит сказать. Также укажите, если момент аварии был снят на видеорегистратор.
  9. Опишите все маневры.
    Вам предложено выбрать один или несколько вариантов. Внимательно прочитайте все маневры и выберите те, что максимально точно отражают ваши действия на момент ДТП. После выбора прописью следует указать количество выбранных пунктов. Этот момент защищает водителя от фальсификации данных в протоколе кем-то другим.
  10. Зарисуйте схему.
    Схема должна отражать положение машина на момент столкновения, разметку дороги, тип участка, место удара. Укажите расположение знаков, а также ширину проезжей части.

    Важно! Если авария произошла зимой и на обочинах много снега, то при замерах ширины дороги следует измерять только ширину проезжей части.

  11. Подпишите документ.
    Необходимо подписать обе полосы Европротокола. Перед тем, как поставить подпись необходимо внимательно перепроверить все внесенные данные.

Что писать на обратной стороне документа?

Эта сторона также должна быть полностью заполнена. Образец заполнения извещения о ДТП по Европротоколу помогает водителям правильно оформлять все нужные бланки.

На этой стороне важно указать такие данные:

  • дополнительные обстоятельства;
  • был ли за рулем собственник автомобиля, или нет;
  • укажите, может ли транспортное средство передвигаться после полученных повреждений.

Эта сторона документа также должен содержать две подписи участников аварии.

Составление схемы ДТП и фотофиксация при оформлении Европротокола

Упростить процесс оформления аварии и получения страховой выплаты помогает Европротокол. Образец заполнения (Россия) уже рассмотрен. Теперь стоит немного обсудить, какие фотографии могут быть полезными при оформлении Европротокола. Итак, на фото должно быть отражено:

  • все повреждения крупным планом;
  • номерные знаки автомобиля и некоторые детали вокруг;
  • тормозные пути;
  • положение транспортных средств относительно друг друга;
  • дорога в целом, на которой произошло ДТП;
  • знаки, разметка;
  • состояние погоды;
  • осколки стекол.

После того, как все оформлено правильно, необходимо в срок обратиться в страховую компанию и подать документы н получение страховой выплаты.

При составлении схемы необходимо указать следующее:

  • тип участка дороги;
  • разметку;
  • точное положение домов;
  • ширину дороги;
  • положение автомобилей перед аварией, на момент и после нее;
  • дорожные знаки.

Исходя из схемы должно быть сразу ясно, кто был виновником ДТП. Под схемой следует вписать условные обозначения, которые использовались на рисунке.

Образец заполнения Европротокола: видео

Выше было разобрано, как несложно заполнять Европротокол. (2016 год) и видео, приведенное на нашем сайте, поможет вам лучше разобраться в этом вопросе.

В нынешнем 2019 году составление при ДТП является распространенным решением среди водителей. Но остается боязнь водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Что главное необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.

Зачем и когда составляется

Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии вызвано:

  • экономией временем (вся процедура по оформлению отнимает не больше часа, что даже меньше ожидания приезда ДПС, не говоря уж о составлении ими документов);
  • предотвращением образования пробок на проезжей части, а также избежания штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать проезжую часть;
  • удобством автолюбителей. При достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого не получится;
  • уплачивать штраф за нарушение ПДД в связи с аварией. Ведь сотрудники ДПС не только фиксируют обстановку ДТП, но привлекают к адм. ответственности виновного водителя. Кстати, поэтому в составлении протокола должен быть заинтересован не только потерпевший, но и виновник;
  • европротокол пригоден также и для случаев выплат по КАСКО.

Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен это размер суммы возмещения после ДТП. Она не должна превышать определенной величины, с июня 2018 года и по октябрь 2019 сумма составляет 100 000 руб. Таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем :

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО. Если один из водителей с прицепом, то это считается, что это одно ТС;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей. Однако, если разногласия всё же имеются, то при фиксации места ДТП на технические средства ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью программы АИС РСА (технические средства контроля, фиксирующее некорректируемым образом обстановку ДТП: координаты места, время, имеющиеся повреждения и пр.) можно обойтись без присутствия представителей ГИБДД. Фотографии и прочие данные загружаются хотя бы одним водителем в базу данных союза автостраховщиков и небольшие разногласия водителей не будут препятствием для составления европротокола по упрощенной процедуре;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
  4. нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
  5. не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.);
  6. ДТП произошло на территории РФ. В других странах, даже входящих в Евразийский экономический союз правила другие.

Если ситуация подпадает под указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

Пример . Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение. В результате причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (100 000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии выяснилось, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате. Обжалование такого решения не принесло положительного результата. Здесь во внимание не примут даже добросовестное заблуждение водителей, которые объективно не заметили повреждение третьего автомобиля.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  • не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  • многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП - в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будут вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями. Что поставит под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  • неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге. В автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».

Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

Перед составлением

ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:

  1. прекратить движение;
  2. установить знак аварийной остановки;
  3. зафиксировать положение предметов на проезжей части. Нужно уделить внимание не только повреждениям машин, но и зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости. Проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.

Последняя обязанность автомобилистов очень важная именно при составлении европротокола. Ведь представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно. В объектив должно попасть:

  • общая обстановка аварии;
  • взаиморасположение автомобилей;
  • поврежденные части машин;
  • части автомашин (осколки, механизмы, декоративные элементы, пятна технических жидкостей) на дороге;
  • следы торможения;
  • государственные знаки автомобилей;
  • при возможности лица участников ДТП.

Лучше вызвать полицию, если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или обстановка аварии слишком сложная, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 100 000 рублей.

При полной уверенности, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка. Он выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения. На худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД, страховой компании. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.

Как правильно заполнить бланк

Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:

  1. правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 100 000 р. (до 400 тыс.) в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
  2. проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
  3. указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
  4. сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
  5. составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
  6. не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
  7. указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
  8. описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
  9. отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
  10. в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
  11. соблюдать следующее:
    • все графы должны быть заполнены. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
    • использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой;
    • не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
    • если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
    • в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.

Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.

С недавних пор российские водители получили возможность оформлять мелкие ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Документ, который при этом составляют, называется европротоколом. Рассмотрим разные нюансы, которые с этим связаны, в том числе и то, как оформить и получить возмещение по европротоколу.

Понятие

Европротокол — документ, позволяющий разобраться с ситуацией мелкого ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Таким образом, ускоряется процесс оформления, после чего участники ДТП могут спокойно продолжить путь. Его внедрили, чтобы облегчить жизнь участникам аварии и водителям других автомобилей, проезжающих по дороге.
Чтобы воспользоваться этим правом, нужно предварительно изучить информацию об этом вопросе. Тогда ошибки в действиях и составлении документа минимизируются, а поэтому и возмещение по европротоколу получают без проблем.

Рассмотрим сначала нюансы, связанные с оформлением. Итак, если произошло столкновение, следует:

  • остановить транспортное средство и выставить специальный знак, оповещающий об этом других участников движения;
  • сфотографировать аварию, описать и зафиксировать повреждения, по возможности оценить, во сколько обойдется ремонт;
  • получить информацию об участниках ДТП и найти свидетелей, если удастся.

С первым действием - остановкой - все ясно. А вот с фотографиями могут возникнуть вопросы.

Фото, видео и другие действия, которые могут помочь

Чтобы снимки пригодились в страховой компании, их нужно делать правильно. Изучим это подробнее.

  1. Сначала делают несколько фото общей картины ДТП, фиксируя с разных ракурсов.
  2. Затем снимают следы от торможения ближним планом.
  3. После этого фотографируют повреждения.
  4. В кадры должны попасть государственные номера другого участника аварии.
  5. Перед тем, как оформить ДТП по европротоколу, звонят в страховую компанию и извещают о происшествии. При этом, если рассчитывают получить максимальную сумму 400 000 рублей или близкую к ней, то аппаратура, при помощи которой делались фото и видеозаписи, должна соответствовать установленным правительством требованиям. ДТП, в свою очередь, должно быть зафиксировано спутниковой навигационной системой.
  6. Если при столкновении имелись свидетели, постарайтесь собрать у них контактные данные. Показания понадобятся, если придется отстаивать произошедшее. Но это не является необходимостью.

Обязательные условия

Европротокол разрешено оформлять далеко не во всех случаях. В законе прописаны конкретные условия, при которых такой порядок действий допускается. Возмещение по европротоколу получают тогда, когда имеются в совокупности все обязательные условия. Перечислим их вкратце.

  1. В ДТП никто не должен пострадать.
  2. Столкновение произошло только между двумя транспортными средствами.
  3. Водители согласны со всеми условиями и претензиями, выдвинутыми друг другу.
  4. Они покинули место аварии после того, как оформление европротокола завершено и подписи в документе проставлены.

Если хоть один из приведенных пунктов не совпадает с вашей ситуацией, вызывайте сотрудников ГИБДД, иначе получить страховку вы не сможете. Кроме того, нужно помнить и о том, что возмещение по европротоколу имеет лимиты.

Порядок действий

Представим ситуацию, которая удовлетворяет всем условиям для самостоятельного оформления. Перед нами документ, который нужно заполнить.
Рассмотрим сначала общие моменты по нему.

  1. Оформление европротокола возможно только шариковой ручкой.
  2. Его составляет один из участников, но в специальных колонках вносят записи оба водителя.
  3. Обратная сторона заполняется каждым отдельно.
  4. После составления бланк разрезается, и каждый из участников получает свой экземпляр.
  5. В каждом из них водители расписываются.
  6. Любые исправления после отделения являются недопустимыми.
  7. Для извещения страховой компании участнику ДТП дается три дня с момента совершения ДТП.
  8. Также нужно сделать фото и видео. Эти материалы записывают в течение часа после происшествия. Такое правило входит в оформление по КАСКО в текущем году.

Применение

Вкратце мы уже рассмотрели условия, при которых оформляется европротокол при ДТП. Выделим их особенности.

  1. Никто из людей при аварии пострадать не должен. Причем это касается не только водителей и пассажиров автомобилей, участвующих в аварии, но и пешеходов.
  2. Только при столкновении двух автомобилей составляется документ без вызова ГИБДД. Если в аварии участвовало три автомобиля или, наоборот, только один, то необходимо вызывать инспектора. То же касается и случая, если один из двух автомобилей имеется с прицепом.
  3. Еще одним важным условием является то, что и один, и другой участник аварии должны иметь полис ОСАГО. Причем следует проверить, чтобы у другого водителя он был действующим.
  4. У участников ДТП не должно оставаться разногласий по обстоятельствам случившегося. Поэтому желательно проверить, не дописал ли один из них в европротоколе нечто, о чем не договаривались.
  5. Вред причинен только автотранспортным средствам. Если пострадало общественное имущество, то самостоятельное невозможно.
  6. Все повреждения, которые нанесены автомобилю, вы должны подробно описать. Именно исходя из этой записи, страховая компания рассчитывает выплату.
  7. Кроме того, один из участников аварии должен признать вину безоговорочно. То есть не должно быть никаких приписок и двусмысленных высказываний.

Нужно понимать, что любые, даже незначительные ошибки при заполнении могут вызвать отказы по европротоколу со стороны страховых компаний. Поэтому если у вас есть сомнения, лучше вызвать сотрудников автоинспекции.

Составление

Бланки извещения выдаются в страховой компании, где оформляется договор об ОСАГО. Если же по каким-то причинам их у вас не осталось, можно обратиться к страховщику, чтобы он выдал новый комплект.

Бланки являются двусторонними. Они разделены на две колонки, которые заполняют в обязательном порядке. На одной стороне вносят информацию об участниках ДТП, свидетелях, месте и обстоятельствах случившегося, причинах, повреждениях автомобилей и иное. Затем бланк раскрепляют, и по отдельности заполняют обратную сторону.

Лицевая сторона

Перейдем непосредственно к заполнению. Пункты на лицевой стороне заполняют особенно внимательно. Должны быть указаны все необходимые данные, сведения о страховке и подробно описаны повреждения. Рассмотрим, как составлять те пункты, в которых участники аварии допускают максимальное количество ошибок.

  1. В 13 пункте отображают схему случившегося. Здесь должны быть не только нарисованы транспортные средства на момент аварии, но и указаны названия улиц и дорог, отображены близлежащие неподвижные объекты, светофоры, дорожные знаки и прочее.
  2. Повреждения фиксируют в 14 пункте. Пишут все, что видно невооруженным глазом. Здесь следует проследить, чтобы другой водитель не приписал детали, которые сломались до ДТП. Если повреждения не видны, их установят после аварии при осмотре специалистами на СТО.
  3. В 16 пункте описывают обстоятельства, при которых случилось столкновение. В этой графе отмечают все подробности. Ситуацию при этом анализируют и описывают предельно четко.
  4. В 17 пункте рисуют схему случившегося.
  5. В 18 пункте стороны подписывают документ.

После этого бланк разделяют на части и заполняют обратную сторону.

Обратная сторона

Все, что описывают с обратной стороны, не показывают друг другу. Эта часть заполняется каждым из водителей самостоятельно. Если бланк портят, берут другой, и заполняют заново. Как уже отмечалось, исправлений на нем быть не должно. Если другой участник не желает заполнить европротокол при ДТП должным образом, сразу же вызывайте сотрудников ГИБДД, потому что такие действия являются недопустимыми.

У всех водителей, имеющих полис ОСАГО, должен быть в наличии и бланк европротокола, который выдают в страховой компании. Кроме этого, желательно, чтобы водители распечатали для себя европротокол-образец. Тогда, если произойдет чрезвычайная ситуация, легче сориентироваться и заполнить документ с первого раза без ошибок.

Размер ущерба

В настоящее время законодателем зафиксирована максимальная сумма возмещения по европротоколу. Это, в общем случае, 50 000 рублей. Однако есть некоторые исключения.

  1. Так, сумма составит всего 25 000 рублей, если хотя бы у одного из участников ДТП страховой полис ОСАГО заключен до 2 августа 2014 года.
  2. Но если авария произошла в Москве, Санкт-Петербурге или их областях, лимит по европротоколу становится больше, и составляет 400 000 тысяч рублей. Однако это станет возможным лишь в том случае, когда в автомобилях внедрена система Если этого нет, то ждать компенсацию более пятидесяти тысяч рублей не приходится.

Бывают случаи, когда при осмотре выясняется, что ущерб, причиненный при ДТП, превышает сумму страховки. Тогда водитель, являющийся виновником аварии, выплачивает оставшуюся сумму из собственного кармана. Это самый неприятный момент. Поставив подпись на документе, он фактически признает такую возможность.

Особенно следует быть внимательным с машинами китайского производства. Именно с ними нередко случается, когда даже после небольшого столкновения на малой скорости ущерб автомобилю причиняется нешуточный. Зачастую это проявляется не сразу. Таким образом, мало знать, как себя вести в данной ситуации, и какие правила европротокола существуют. Важно понимать возможный ущерб, который наносится автомобилю.

В чем могут быть проблемы

Рассмотрим некоторые нюансы, которые следует учитывать при составлении европротокола.

  1. Если виновник аварии зарегистрирован в другом государстве и имеет грин-карту, то европротокол оформляется в обычном порядке.
  2. Если в бланке содержится информация, что у участников ДТП имеются разногласия в случившемся, то страховой компанией документ будет признан недействительным. Тогда получить по европротоколу станет весьма проблематично.
  3. При наличии расхождений обязательно вызывают сотрудников ГИБДД.
  4. Выплату страховки не получат и в том случае, если в документе не укажут виновных лиц. Правда, фото и видео материалы могут спасти ситуацию.

Действия после оформления

После происшествия и составления европротокола действия участников ДТП следующие.

Потерпевший в течение пяти рабочих дней передает страховой компании пакет документов, чтобы получить возмещение по европротоколу. В него входит:

  • бланк извещения о ДТП;
  • заявление о компенсации, которое заполняется в произвольной форме (при необходимости можно воспользоваться образцом, предоставляемым непосредственно в страховой компании);
  • носитель с информацией о факте аварии (это может быть карта памяти с видео записью или фотографиями — тогда нужно отметить, что никаких изменений и редактирование данных не производилось).

Виновнику также следует посетить свою страховую компанию или выслать туда бланк извещения. Он не должен приступать к ремонту автомобиля в течение 15 дней после столкновения. Но если хочется сделать ремонт побыстрее, то перед этим автомобиль предоставляют на осмотр в страховую компанию другого участника ДТП или получают оттуда соответствующее разрешение на проведение ремонтных работ.

Проблемы с выплатой и уловки водителей

Если страховщик, рассмотрев материалы, предоставленные ему потерпевшей стороной, отказывается возместить ущерб, либо сумма на которую рассчитывала потерпевшая сторона, существенно ниже, он может предъявить иск на страховую компанию, обратившись в суд. Эта возможность зафиксирована в пункте 5 статьи 23 ГПК РФ. С таким иском обращаются к мировому судье.

Но бывает и так, когда участники дорожного движения идут на создание искусственных условий для оформления ДТП без вызова сотрудников ДТП. Если у кого-то имеются ссадины или другие повреждения тела, лучше не рисковать и вызывать инспектора, а при необходимости, и скорую помощь. Если этого не сделать, могут произойти крайне неприятные последствия.

Заключение

Таким образом, если вы стали участником аварии, и решается вопрос о выборе варианта оформления ДТП, делайте его осознанно. Учитывайте рекомендации, данные в статье.

Стоит добавить, что за период использования европротокола доля страховых выплат, полученных в результате оформления таким способом, составляет не более девяти процентов от всех случаев ДТП. Небольшое количество аварий, участники которых решились на составление документов без вызова сотрудников ГИБДД, объясняется тем, что при столкновении нечасто удается объективно оценить размер ущерба.
Виновная сторона всегда рискует, что окажется недостаточной для покрытия ущерба максимальная ДТП тогда станет разорительным, так как придется покрыть остальную сумму из своего кармана.

Европротокол прочно вошел в жизнь автомобилистов и стал востребованным вариантом оформления ДТП. Вопрос о том, как оформить Европротокол при ДТП, встает перед большинством водителей. Поэтому рекомендуется предварительно ознакомиться с существующими правилами и условиями, чтобы оптимально защитить свои интересы. Современный способ узаконить возникшую страховую ситуацию удобен, но имеет особые условия и ограничения.

Юридический документ, позволяющий урегулировать аварийную ситуацию без участия ГИБДД, называется Европротоколом.

Данные по происшествию заполняются на унифицированном бланке, имеющем утвержденный на федеральном уровне вид.

Участники происшествия самостоятельно заполняют стандартные бланки, не вызывая инспекторов ДПС.

Документы, обоюдно удовлетворяющие стороны аварии, становятся основанием для выплаты страхового возмещения по ОСАГО.

Важно! Водители получили возможность не препятствовать движению на трассе, съехать на обочину и спокойно решать свои проблемы, не создавая пробок.

Европейский протокол действителен во всех регионах, получить два комплекта бланков можно при оформлении страхового полиса.

Если водителю недостаточно выданных экземпляров, то страховщик обязан выдать дополнительный комплект по первому требованию клиента. Бланки выдаются бесплатно, количество их неограниченно, при составлении извещения можно воспользоваться экземпляром любого участника происшествия.

Распечатать протокол можно на сайте РСА, законом разрешено воспользоваться таким видом документа.

Грамотно заполненное извещение о ДТП позволит без споров получить страховку по ОСАГО.

Чтобы избежать сложностей и конфликтов со страховой компанией, следует точно знать, как оформить Европротокол при ДТП.

В каком случае заполняется Европротокол при ДТП?

В первую очередь водителю следует иметь представление о том, что следует делать при ДТП.

Оформить аварию по европейскому извещению не всегда возможно, потребуется одновременное выполнение следующих требований:

  • количество участников происшествия не может быть больше двух, повреждения и ущерб получили только они и никто другой;
  • водители, пассажиры или третьи лица не пострадали в аварии, не понесли физического ущерба;
  • оба водителя имеют полис ОСАГО или «Зеленую карту» (страхование на зарубежной территории);
  • между водителями есть солидарность в видении происшествия, другими словами, граждане согласны с тем, кто виновен в ДТП, каков размер возмещения;
  • цена ущерба и требуемого возмещения подходит под установленные правилами лимиты.

Если видение события у каждой стороны различно или возникают претензии, то придется вызывать сотрудников ДПС.

Оформление Европротокола допустимо исключительно при обоюдном желании участников события. Если вторая сторона ведет себя неадекватно, водитель явно нетрезв, то не стоит составлять извещение о ДТП.

Внимание! Если автомобиль застрахован по КАСКО, то проверьте пункт договора о возможности применения Европротокола. В подавляющем большинстве случаев требуется присутствие на месте ДТП сотрудников ГИБДД.

Действие при ДТП по ОСАГО по Европротоколу

При заключении полиса ОСАГО страхователь получает стандартные бланки извещения и краткий инструктаж.

Что делать если попали в ДТП? В первую очередь следует успокоиться и визуально оценить размер ущерба, исключить эмоции и сосредоточиться на том, как оформить Европротокол при ДТП.

Что делать при ДТП, последовательность действий участников аварии:

  • Убедиться в том, что люди не пострадали, а повреждения получили только два транспортных средства.
  • Проверить наличие полиса ОСАГО у обеих сторон происшествия.
  • Выяснить обстоятельства и прийти к соглашению по виновнику события.
  • Оба водителя имеют право произвести панорамную съемку места аварии, расположения автомобилей, траектории движения. Чем больше будет получено фактического материала, тем меньше возникнет вопросов у страховщиков в спорных ситуациях. Оба авто должны быть сняты крупным планом с видимыми номерными знаками.
  • Большим плюсом станет наличие свидетельских показаний. Личные данные свидетелей, их письменные заявления лягут в основу истинности заявленных требований.

Порядок действий достаточно прост, но выполнение требует обоюдных и слаженных действий водителей.

Как правильно оформить Европротокол при ДТП?

Чтобы правильно оформить Европротокол заполнение рекомендуется проводить шариковой ручкой, постараться избежать исправлений и сомнительных моментов.

Документ состоит из трех листов, скрепленных между собой, двух экземпляров протокола и инструкции по заполнению.

Протокол заполняется обоими водителями, причем копирка позволяет отобразить сразу два экземпляра, каждому из участников аварии.

Затем листы разделяются, и заполняется обратная сторона каждым гражданином по отдельности.

Документ содержит значительное количество пунктов, позволяющих полностью раскрыть характер события, повреждения и действия участников. Обязательно отображается признание вины одной из сторон, ставятся личные подписи под отображенными сведениями.

Важно! Страховое возмещение составляет не более 50 тыс. рублей. Если событие наступило в Москве, Санкт-Петербурге и их областях, то можно указывать в протоколе сумму до 400 тыс. рублей. СК потребуют предоставления фотосъемки, указания координат происшествия по ГЛОНАСС. Место регистрации владельца и авто не учитываются, правило действует для всех.

При заполнении протокола, водители самостоятельно выбирают колонку «А» или «В», вносят своей рукой необходимые сведения. Рекомендуется внимательно отнестись к п.14, где описываются внешние повреждения авто. Возможно использовать такие термины: вмятина, царапина, разрыв, трещина или деформация. Описывать нанесенный урон необходимо кратко и содержательно, чтобы не оставалось вопросов при согласовании записи и фотоснимков.

Можно использовать образец заполнения Европротокола, который находится на сайте РСА, а также внизу статьи.

Обратите внимание на важный п.16, где указываются обстоятельства события. Обязательно отображается направление движения обоих авто, скорость и причина столкновения. В завершение ставится отметка о количестве заполненных пунктов в отведенном поле укрупненного формата.

Схема происшествия фиксируется в п.17, включая контуры проезжей части, названия улиц и других ориентиров (за городом, на трассе). Если в районе аварии есть светофоры, перекрестки, дорожные разметки или иные дополнительные ориентиры, то данные должны быть отображены обязательно.

Внимание! Иногда у водителей есть сведения, не подходящие под описания перечисленных пунктов. Данные можно занести в специальный п.15 «Замечания». При недостатке места на обороте бланка, можно продолжить записи на чистом листе. В таком случае, потребуется записать «с приложением», указать, к чему относится продолжение, поставить подписи участников.

Необходимо заранее знать, как оформить Европротокол при ДТП, иначе страховщик необходимые данные вынужден будет собирать самостоятельно. Это может не только отодвинуть получение компенсаций по полису, но и позволить СК оспорить страховой случай.

Последующие действия

Если страховой случай оформлен извещением, то действие при ДТП по ОСАГО по Европротоколу продолжается направлением документа страховщику в срок 5 дней.

Выплатить страховую компенсацию компания обязана в течение 20 рабочих дней. Отсчет начинается по факту получения всех требуемых документальных свидетельств и грамотно составленного заявления заинтересованного лица.

Если протокол содержит ошибки, на которые указывает страховщик, то потребуется вновь заполнить бланки с участием обеих сторон. На мелкие недочеты, не влияющие на суть дела, СК не обратит внимания, поскольку это будет неправомерный отказ.

Нельзя забывать, что ремонтировать авто в срок 15 дней нельзя, ТС обязательно следует предъявлять для осмотра.

Скачать бланк Европротокола при ДТП



 

Возможно, будет полезно почитать: