Положение о служебном расследовании дтп. Как провести служебное расследование на предприятии при ДТП: это нужно знать всем организациям и ИП

Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

1.2. Настоящее Положение определяет единый порядок, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в Организации.

1.3. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, анализ причин и условий, способствовавших возникновению дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.4. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

  • обстоятельства, предшествующие происшествию;
  • причины происшествия;
  • влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
  • последствия происшествия;
  • лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
  • недостатки в работе Организации, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

1.5. Служебное расследование проводится ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения в Организации всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим Организации, в срок до 5 суток.

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПРИ СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

2.1. Водители и сотрудники Организации, чьи обязанности непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны соблюсти порядок действий, предусмотренный пунктом 2.5. ПДД РФ, а также без промедления сообщать об этом в ГИБДД и в Транспортный отдел.

2.2. Сотрудники Транспортного отдела оказывают консультативную помощь сотрудникам, попавшим в ДТП. Разъясняют порядок обращения в ГИББ или органы МВД, страховую компанию.

2.3. Сотрудники Транспортного отдела регистрируют факт произошедшего ДТП в журнале учета дорожно-транспортных происшествий. ДТП с погибшими или раненными регистрируются в разделе № 1 журнала и подлежат ежемесячной сверке с территориальными органами внутренних дел. ДТП, повлекшие за собой только материальный и иной ущерб (без погибших и раненых) регистрируются в разделе № 2 журнала.

2.4. В случае необходимости возможен выезд сотрудника Транспортного отдела на место ДТП. Решение о необходимости выезда принимает Руководитель Транспортного отдела, в зависимости от тяжести ДТП, его последствий и при обоснованной необходимости организационной помощи сотруднику, попавшему в ДТП.

2.5. Должностные лица, в случае прибытия на место происшествия раньше работников ГИБДД, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев происшествия.

2.6. Должностные лица, производящие служебное расследование, в случае прибытия на место происшествия, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

  • осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;
  • уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

Установить:

  • дату и точное время (местное) происшествия;
  • место происшествия;
  • в городе — улица, район;
  • категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями — принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;
  • модель и государственный регистрационный знак транспортного средства;
  • число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);
  • техническое состояние транспортного средства;
  • характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;
  • кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в Банке, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях-участниках происшествия);
  • состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);
  • на каком часу работы водителя произошло происшествие;
  • цель поездки;
  • вид перевозок;
  • по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;
  • вид дорожно-транспортного происшествия;
  • погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);
  • освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;
  • дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
  • ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;
  • зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия; — осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

2.7. При анализе происшествия необходимо:

  • выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;
  • выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;
  • действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;
  • дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;
  • имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

3.1. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт. (Приложение № 2)

3.2. Акт, должен содержать следующую информацию:

  • указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, их принадлежность, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.
  • указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.
  • указываются данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги.
  • указывается возраст водителя, стаж работы водителем в Организации, какое время работает на данной марке транспортного средства, его состояние здоровья в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГИБДД (если были, за что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.
  • отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, о техническом обслуживании с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.
  • дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.
  • указываются причины происшествия, по мнению комиссии, и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.
  • Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших при разборе.

К акту прилагаются:

  • Схема дорожно-транспортного происшествия (Приложение № 3);
  • фотографии места ДТП (при их наличии);
  • фотографии поврежденного автомобиля (при их наличии);
  • объяснительная записка водителя или сотрудника, управляющего автомобилям в момент ДТП
  • список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола и других данных (при их наличии).

РАЗБОР ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

4.1. Руководитель Транспортного отдела при возникновении происшествия с пострадавшими, в пятисуточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.

4.2. Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры могут послужить причиной проведения специального инструктажа, в соответствии с Положением о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями и лицами, управляющими служебным транспортом.

Приложение № 1

Раздел 1. Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел

Раздел 2. Сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследования

Приложение № 2

служебного расследования дорожно-транспортного происшествия

Комиссия в составе:

Председателя: ____________________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

Члена комиссии № 1: ______________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

Члена комиссии № 2: ______________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

Комиссия, назначенная приказом по Банку от «___» ___________ 201__ г., №________, обследовав место происшествия, ознакомившись с документами, осмотрев автомобиль, опросив участников ДТП и свидетелей, установила:

  1. Основная информация о ДТП
  2. Другие участники происшествия (транспорт)
  3. Пострадавшие:
  4. Водитель, управляющий транспортным средством
  5. Техническое состояние транспортного средства
  6. Описание обстоятельств происшествия
  7. Комиссия пришла к выводам
  8. Комиссия предлагает
  9. Приложения:
  10. Подписи комиссии

Председатель _______________________/___________________/

Член комиссии № 1 _______________________/___________________/

Член комиссии № 2 _______________________/___________________/

Приложение № 3

СХЕМА ДТП

акту служебного расследования дорожно-транспортного происшествия

№ ____ от «____» ___________________ 201 __ г.

Место дорожно-транспортного происшествия ________________________________________

Схему составил: ______________________________________________ / ________________ /

(должность Ф.И.О.) (подпись)

Участник ДТП: ________________________________________________ / ________________ /

(должность Ф.И.О.) (подпись)

Руководитель Транспортного отдела: ______________________________ / ________________ /

(должность Ф.И.О.) (подпись)

Также, если во время этого происшествия пострадали люди, то необходимо остаться на месте, чтобы оказать им первую помощь или же срочно вызвать службу скорой помощи, если полученные ранения оказались очень серьёзными.

Если пострадавшему требуется срочная медицинская помощь, то его можно отправить и до ближайшей больницы вместе с одним из попутных автомобилей.

Только потом уже можно вызывать сотрудников ГИБДД. Затем надо зафиксировать расположение абсолютно всех участников происшествия, включая все, находящиеся на месте ДТП инфраструктурные объекты. Это можно сделать при помощи видео или же фотосъемки.

Когда из-за аварии затруднено движение других участников движения, то проезжую часть необходимо освободить. Но, если объехать ТС можно и со стороны обочины, а также есть пострадавшие, то лучше оставить всё как есть. Если есть очевидцы случившегося, также нужно обязательно записать их контактные данные.

При ДТП делать нельзя:

  • покидать место аварийного происшествия;
  • менять местоположение своего ТС после аварии;
  • удалять следы произошедшей аварии;
  • иметь просроченные или поддельные полисы страхования или не иметь их вообще ( или же КАСКО);
  • давать ложные показания сотруднику ГИБДД или же представителю страховой организации;
  • пытаться расплатиться наличными средствами после ДТП;
  • игнорировать получение документации, оформленной предварительно.

За уезд с места аварии участник ДТП может быть арестован или же лишиться своих водительских прав на год — полтора года. Но, стоит заметить, что если сильно пострадавших нет, и скорая не едет, то можно раненого отвезти в больницу и самому. Это не будет считаться преступлением или покиданием места происшествия. Более того, если этого не сделать в данной ситуации, то можно нарваться и на дополнительный штраф.

Какие травмы могут быть получены при ДТП

Отдельно хотим выделить травмы, полученные вследствие ДТП. Они бывают следующих видов:

  • выпадение при движении из самого ТС;
  • сдавливание частей тела элементами автомобиля или удар об эти элементы в самом его салоне;
  • переезд человека одним или же несколькими колесами;
  • зажатие (сдавливание) тела между частями авто и другими предметами;
  • удар, полученный от любого элемента авто конструкции при непосредственном столкновении с самим человеком;
  • и комбинированные виды травм.

Согласно статистике: в 60% всех происходящих случаев ДТП у пострадавших обнаруживаются различные травмы головы (включая сотрясение мозга), в 10% случаев – ушибы и переломы нижних конечностей, и чуть менее распространёнными являются травмы верхних конечностей.

Особенно опасными травмами считаются:

  • травмы позвоночника;
  • головы;
  • груди;
  • раны шеи;
  • органов грудной клетки;
  • рёбер;
  • брюшной полости.

Основные причины смерти при авариях, согласно статистики:

  • черепно-мозговая травма;
  • сочетание сильного кровотечения (особенно внутреннего) и наступившего шока;
  • повреждения, которые уже не совместимы с человеческой жизнью.

Гражданская ответственность за ДТП

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, а именно статье под номером 1079 лицо, нанесшее ущерб другому лицу из-за ДТП, должен его компенсировать. Причём, как в материальном, так и в моральном плане.

Иногда эта обязанность возлагается сразу на нескольких лиц, к примеру, на самого водителя и владельца ТС, который собственноручно его предоставил виновнику ДТП и стал невольным соучастником.

Помните, что передавая управление своим авто другому человеку, даже по доверенности, гражданскую ответственность, в случае причинения ущерба, вы с себя не снимаете.

Административная ответственность

Под административную ответственность подпадают все нарушения дорожных правил, которые угрожают безопасности движения, а соответственно, и жизни, и здоровью окружающих. Но это касается только материального ущерба и нанесения лишь лёгкого или же среднего вреда здоровью пострадавшего.

За причинение вреда лёгкой степени, согласно ст. 12.24 ч.1 КоАП , предусмотрено одно из следующих мер наказаний:

  • штрафные санкции – от 2,5 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
  • лишение прав на срок от одного года до полутора лет.

За причинение вреда средней степени тяжести, согласно части 2 ст. 12.24 предусмотрено одно из следующих мер наказаний:

  • штрафные санкции – от 10 тыс. руб. до 25 тыс. руб.;
  • лишение прав на срок от полутора до двух лет.

Помимо этого, если ущерб составил более полумиллиона, то сумму его превышающую потерпевшему также должен выплатить виновник дорожного происшествия. Поскольку страховая компания, согласно максимальной установленной сумме страхования, компенсирует урон только до 500 тыс. руб.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность при ДТП для его виновника, согласно Уголовному Кодексу РФ, наступает, когда в следствии нарушения правил дорожного движения:

  • причинён тяжкий вред здоровью человека;
  • наступила смерть другого человека;
  • авария унесла жизни двух и более людей.

В зависимости от обстоятельств, меры наказания при ДТП с пострадавшими могут сильно варьироваться.

При нанесении тяжкого вреда здоровью, меры наказания следующие:

  • ограничение свободы нарушителя — до трёх лет;
  • принудительные работы для виновника — до двух лет;
  • лишение этого виновника прав – до трёх;
  • его арест – до шести месяцев;
  • лишение виновника ДТП свободы — до двух лет и лишение прав до трёх лет.

За нанесение тяжкого вреда здоровью находясь в состоянии опьянения:

  • принудительные работы — до трёх лет;
  • лишение нарушителя его свободы — до четырёх лет.
  • а также лишение прав виновника ДТП сроком до трёх лет – при любой из мер наказания.

За ДТП, повлекшее смерть другого человека, меры наказания для виновника следующие:

  • принудительные работы — до четырёх лет;
  • лишение его свободы — до пяти лет.
  • если в результате ДТП человек погиб, а виновник находился в состоянии опьянения, мера наказания:
  • лишение виновника аварии свободы — до семи лет и лишение его воительских прав до трёх лет.
  • при наступлении смерти двух и более человек в связи с аварией, меры наказания для виновника следующие:
  • принудительные работы — до пяти лет;
  • лишение осуждённого его свободы — до семи лет.

А также лишение прав виновника ДТП сроком до трёх лет – при любой из мер наказания.

  • при наступлении смерти двух и более человек в связи с аварией, меры наказания для виновника, находящегося в состоянии опьянения, следующие:
  • принудительные работы — до семи лет;
  • лишение нарушителя его свободы — до девяти лет.

А также лишение прав виновника ДТП сроком до трёх лет – при любой из мер наказания.

Если пассажир, пешеход или другой участник движения (кроме субъектов из ст.263 и 264 настоящего Кодекса) нарушил правила эксплуатации транспортного средства или же безопасности, и это в свою очередь, привело к получения тяжкого вреда другому человеку (его здоровью) по неосторожности, меры наказания будут следующими:

  • ограничение нарушителя свободы — до трёх лет;
  • принудительные работы для него — до двух лет;
  • его арест — до четырёх месяцев,
  • лишение нарушителя его свободы — до двух лет.

За нарушения, рассмотренное в первой части данной статьи, если ДТП повлекло смерть другого участника движения по неосторожности, наказание следующее:

  • ограничение нарушителя свободы — до трёх четырёх лет;
  • принудительные работы для него — до четырёх лет;
  • лишение нарушителя его свободы, также — до четырёх лет.

За нарушения, рассмотренное в первой части данной статьи, если оно повлекло смерть двух и более участников движения по неосторожности, наказание следующее:

    • принудительные работы для виновника — до пяти лет;
    • лишение нарушителя его свободы — до семи лет.

Как выявляется состояние пострадавшего

Степень причиненного вреда человеческому здоровью определяется исключительно судебным медицинским экспертом. Он, в свою очередь, основывается на проведённом им осмотре самого пострадавшего и длительности восстановительного периода в результате проведения лечения.

Признаки и классификацию степеней тяжести наглядно можно посмотреть в нижеприведённой таблице.

Таблица. Возможные последствия травм для каждой степени тяжести причинённого вреда здоровью участника движения

Степени тяжести Признаки Результат
Легкая Восстановление более на 95% и более
  • Расстройство здоровья не более чем на 21 день.
  • Утрата трудоспособности пострадавшего не более, чем на 5 %.
Средняя
  1. Восстановление здоровья на 70% и более.
  2. Нет опасности для человеческой жизни.
  • Расстройство здоровья более чем на 21 день.
  • Утрата трудоспособности пострадавшего не более, чем на 30 %.
Тяжёлая
  1. Тяжкие
    последствия.
  2. Опасность для жизни.
  • Полные слепота, немота или глухота.
  • Потеря какого-либо органа или же нарушение его работоспособности.
  • Общее тяжелое состояние в результате развития патологий.
  • Бесплодие.
  • Обезображивание лица.

Условия освобождение виновника от ответственности

Давайте теперь посмотрим, в каких же случаях виновник может избежать ответственности. А их всего два: нарушения, допущенные в ходе самого оформления приговора и примирение всех участников происшествия.

Ошибка в приговоре

В ходе рассмотрения дел по ст. 264 УК РФ, судья должен указывать в самом приговоре, что именно привело к наступлению указанных в настоящей статье последствий.

Другими словами, какие конкретно пункты ПДД или же правил эксплуатации ТС были нарушены. Если он этого не сделает по какой-либо причине, то этот приговор можно будет отменить, подав апелляцию.

Бывают ситуации, когда обвинительный акт содержит пункты из вышеуказанных правил, которые на самом деле нарушены не были, и было, выяснено что, то что произошло по факту, в действительности, не соответствует тому, что было установлено в ходе судебного заседания.

В этом случае, согласно положениям ст. 237 Уголовно-процессуального Кодекса , можно подать ходатайство о том, чтобы данное дело было возвращено непосредственно прокурору для того, чтобы тот предъявил обвинение с указанием уже тех пунктов правил, привлёкших к последствиям, указанных в ст. 264 УК, что в ДТП на самом деле имели место быть.

Примирение

Также законодательство РФ допускает, что стороны могут примириться при любом преступном деянии средней тяжести. Но, в любой конкретной ситуации решение о закрытии дела, в связи с примирением сторон, судом принимается отдельно.

Всё зависит от конкретного региона и даже судьи, поскольку это его право, а не обязанность. И в судебном разбирательстве будут рассмотрены и учтены все факторы, влияющие на возможное наказание, несмотря на желание сторон расстаться мирно.

Заключение

Прочитав данную статью, вы узнали, какие и для кого предусмотрены меры ответственности за определённые последствия при ДТП, особенно, предусмотренные Уголовным Кодексом. Так что будьте аккуратны на дорогах, независимо от того, являетесь вы водителем или пешеходом. Не стоит нарушать правила дорожного движения и безопасности.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про изменения правил дорожного движения, вступившие в силу с 1 июля 2015 года . Суть нововведений состоит в том, что полностью обновлены пункты правил, относящиеся к действиям водителя во время дорожно-транспортного происшествия.

Например, начиная с середины 2015 года водители при желании могут не вызывать ГИБДД и не обращаться в страховую компанию. При этом все финансовые вопросы можно уладить на месте на вполне законных основаниях. Рассмотрим это и другие нововведения подробнее.

Общие обязанности водителей при ДТП

Первое, на что я хочу обратить Ваше внимание: начиная с 1 июля 2015 года изменилась структура пунктов правил, относящихся к ДТП. Номера пунктов правил остались теми же (2.5, 2.6, 2.6 1), однако теперь пункт 2.5 содержит общие обязанности водителей, пункт 2.6 обязанности водителя при ДТП с пострадавшими, а пункт 2.6 1 обязанности водителя в ДТП без пострадавших.

Рассмотрим обновленный пункт 2.5, регламентирующий общие обязанности водителя при ДТП :

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  • немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Общие обязанности водителей изменились незначительно. Как и ранее, в случае аварии водитель обязан остановить автомобиль, включить "аварийку" и выставить знак аварийной остановки. Также запрещается перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

После того, как все вышеперечисленное выполнено, нужно определить, есть ли пострадавшие. Если пострадавшие есть, то переходим к пункту 2.6 , если их нет, то к пункту 2.6 1 .

Обязанности водителя при ДТП с пострадавшими с 1 июля 2015 года

Рассмотрим обязанности водителя при ДТП с пострадавшими:

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в подразделение полиции для оформления происшествия.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Во многом, они похожи на старую версию ПДД, однако есть и некоторые отличия:

а) Начиная с 1 июля 2015 года полицию нужно вызвать сразу же после оказания первой помощи пострадавшим.

б) В новой редакции правил требуется освободить проезжую часть , если невозможно движение других автомобилей . Такое же требование было и в предыдущей версии правил. Однако до 1 июля 2015 года требовалось зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортных средств, а также предметов, имеющих отношение к аварии.

Начиная с 1 июля 2015 года ситуация несколько упрощена. Теперь фиксацию положения автомобилей и прочих предметов можно произвести с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Привлекать свидетелей к данному процессу не требуется.

Обязанности водителя при ДТП без пострадавших

Если во время ДТП вред причинен только имуществу (нет пострадавших), то у водителя появляются иные обязанности:

2.6 1 . Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2.6 1 . Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, - если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
  • не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии - если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

Особенности оформления ДТП без пострадавших :

а) Водители обязаны освободить проезжую часть , если движению других транспортных средств создается препятствие . При этом необходимо зафиксировать положение автомобилей и предметов, имеющих отношение к ДТП, с помощью фото или видеокамеры.

Обратите внимание, при ДТП с пострадавшими проезжую часть следует освобождать лишь в том случае, когда движение других автомобилей невозможно. При ДТП без пострадавших проезжую часть нужно освободить даже тогда, когда движению других автомобилей создается препятствие.

Рассмотрим пример . Предположим, что произошло ДТП между двумя автомобилями, движущимися по соседним полосам. Дорога шестиполосная (по 3 в каждом направлении). В результате перекрыты две попутные полосы движения.

Если в данном ДТП пострадали люди, то убирать транспортные средства с проезжей части не следует, т.к. движение автомобилей возможно по последней оставшейся полосе.

Если же в ДТП пострадавших нет, то следует убрать автомобили, т.к. они создают препятствие для движения других автомобилей.

б) После того, как проезжая часть освобождена, участники ДТП должны обсудить между собой обстоятельства происшествия и понять, сходятся ли они к единой точке зрения.

в) Если имеются разногласия, необходимо сделать следующее:

Записать имена и телефоны очевидцев аварии;
- позвонить в полицию и получить дальнейшие инструкции по оформлению ДТП.

В данном случае возможны варианты. Либо сотрудники ГИБДД приедут на место аварии, либо предложат Вам проехать в отделение для оформления документов.

г) Если у участников происшествия разногласий нет, то начиная с 1 июля 2015 года полицию на место ДТП можно не вызывать .

У водителей есть следующие варианты:

- Разобраться на месте . Если повреждения незначительные и виновник ДТП согласен оплатить стоимость ремонта на месте, то теперь это можно сделать на вполне законных основаниях. После этого можно со спокойной совестью разъезжаться по своим делам. Про то, как грамотно оформить передачу денег, я расскажу в .

- Оформить документы для страховой самостоятельно . Данный способ может использоваться только в том случае, если произошло столкновение двух автомобиле и у каждого из водителей есть действующий полис ОСАГО. Подробности процедуры описаны в .

- Оформить ДТП на ближайшем посту или отделении ГИБДД с помощью сотрудников полиции. Для этого необходимо зафиксировать на фото или видео положение транспортных средств, их повреждения, расположение относящихся к ДТП предметов.

Рассмотренные сегодня нововведения направлены в первую очередь на экономию времени водителей и сотрудников ГИБДД. Ведь ни для кого не секрет, что в настоящее время ожидание ГИБДД и оформление происшествия вполне могут растянуться на несколько часов.

В завершение хочу напомнить, что новые правила оформления ДТП начали действовать с 1 июля 2015 года.

Удачи на дорогах!

Алексей-34

Сколько времени будет длиться "обязан освободить"? Как быть, если после ДТП транспортное средство не может самостоятельно передвигаться?

1. Сначала Вы должны зафиксировать положение транспортных средств и других предметов с помощью фото или видео. Если ни у одного из водителей не найдется фото или видеокамеры, то освобождение проезжей части окажется невозможным.

2. В данном случае освобождение проезжей части также невозможно.

Не думаю, что в перечисленных выше случаях будут наложены штрафы ГИБДД.

Александр-82

"движению других транспортных средств создается препятствие" в подавляющем большинстве ДТП. Если ТС остаются на проезжей части после ДТП - они по-любому могут быть подогнаны под "препятствие", если только не стоят вплотную к обочине.

Резиновая формулировка, слишком мутная.

В настоящее время некоторые страховые компании меняют условия страховых выплат за повреждение остекления автомобиля в части требования предоставления справки ГИБДД.

Интересно, "евро" протокол составлять надо на месте получения повреждения или следует просто прибыть на ближайший пост ГИБДД и заявить о случившемся?

Или Вы составляете европротокол на месте, или звоните в отдел полиции, которая или приезжает для оформления, или приглашает к себе для оформления. Но уже не европротокола. Европротокол составляется только на месте происшествия и только тогда, когда обе стороны договорились полностью.

Алексей-53

При небольшом ДТП 2-х авто с ущербом до 50 т.р. и согласием кто виноват, ГИБДД отказалось приехать, по телефону отправили к "Комиссарам", которые за 2000 руб нам на месте составили схему ДТП. Правы ли в данной ситуации сотрудники ГИБДД?

В последние годы в Правила дорожного движения внесены существенные изменения, касающиеся поведения водителей после аварии. Нововведения в закон о ДТП призваны упростить процедуру оформления и ускорить устранение препятствий на дороге после происшествия. В этой статье будут детально расписаны алгоритмы, подсказывающие, как действовать по новым правилам, если произошло ДТП в 2019 году по ОСАГО.

Что нужно делать, если попал в ДТП - первоочередные обязанности водителей

Для каждой подобной ситуации в законе прописаны правила, которые необходимо соблюдать. Порядок действий виновника и потерпевшего в случае ДТП без пострадавших регламентируется пунктами 2.5, 2.6.1 ПДД. Первоочередные меры после столкновения перечислены в п. 2.5 Правил:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  • немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил;
  • не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

По ПДД знак аварийной остановки выставляется на расстоянии, позволяющем другим водителям своевременно заметить препятствие. Оно не может быть меньше 15 метров в населенных пунктах, и меньше 30 м за городом (п. 7.2 ПДД РФ).

После выполнения обязательных процедур, водителям следует оценить результаты столкновения. Что делать дальше, зависит от наличия пострадавших в аварии:

  1. При причинении авария . Убрать машины с дороги участники аварии обязаны только в том случае, если невозможно движение других транспортных средств. Освободить проезжую часть следует после фиксации последствий аварии.
  2. Если при ДТП никто не ранен и не умер, а автомобили препятствуют движению, водители обязаны освободить дорогу, не дожидаясь приезда полиции. Положение автомобилей, знаки, светофоры и другие объекты дорожной инфраструктуры предварительно фотографируются или снимаются на видео.

При отсутствии пострадавших участники ДТП самостоятельно решают вопрос о привлечении полиции. Новые ПДД разрешают водителям покинуть место аварии без уведомления ГИБДД.

4 варианта оформления ДТП

Пункт 2.6.1 Правил дорожного движения регулирует поведение водителей после аварии, в которой причинен только имущественный вред. Он допускает 4 варианта развития событий:

  1. Разъехаться, уладив все претензии на месте происшествия;
  2. Проехать до ближайшего полицейского поста для оформления ДТП;
  3. Позвонить в ГИБДД и следовать инструкциям дежурного;

Первые два способа не предусматривают участие инспекторов дорожной полиции. В третьем и четвертом случае оформлением аварии занимаются сотрудники ГИБДД. Рассмотрим более подробно каждый из вариантов.

Разъехаться без оформления документов по ДТП


Оформлять бумаги о происшествии теперь не обязательно, когда участникам происшествия они не нужны. Такая ситуация может возникнуть, если:

  • вред, причиненный имуществу, незначителен или отсутствует;
  • виновный возместил пострадавшему ущерб на месте;
  • участники урегулировали вопрос дальнейшего возмещения вреда без привлечения полиции и страховой компании, например, виновный написал расписку на сумму ремонта машины пострадавшего лица.

Оформление аварии по Европротоколу

Европротокол - процедура оформления бумаг по ДТП для страховой компании без дорожной инспекции. Так же называют , подаваемое страховщику, заполненное водителями в этом процессе. Использовать Европротокол можно только при выполнении ряда условий (ст. 11.1 Закона «Об ОСАГО»):

  • в аварии участвовало два автомобиля;
  • оба водителя застрахованы по ОСАГО;
  • нет пострадавших;
  • ущерб причинен только имуществу участников;
  • между водителями нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия;
  • не превышает лимит выплат по Европротоколу.

Доводилось ли Вам составлять Европротокол после ДТП?

Максимальная сумма выплат по ДТП без подтверждения полицией - 100 тысяч рублей. Если столкновение произошло в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, оформить происшествие по Европротоколу можно при сумме ущерба до 400 тысяч рублей. Увеличение лимита допускается при условии, что автомобили оснащены средствами фиксации с установленной системой ГЛОНАСС, исключающей возможность подделки фото- или видеозаписей.

Оформление происшествия на ближайшем посту ГИБДД


Фиксация происшествия на посту ГИБДД обладает только одним преимуществом перед вызовом инспекции к месту ДТП. Водителям не нужно длительное время ждать полицейских. Однако судить о характере происшествия, устанавливать виновных автоинспекторы будут по фото, видеодоказательствам и бумагам, оформленным на месте аварии. Поэтому важно подробно зафиксировать все детали, имеющие отношение к столкновению, при помощи телефона или другого гаджета:

  • номера транспортных средств;
  • следы шин;
  • места нахождения осколков, запчастей, подтеков жидкостей;
  • положение автомобилей относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры.

Желательно составить на месте ДТП и снабдить её дополнительным описанием. Бумагу подписывают оба участника столкновения. Также не лишним будет сбор контактных данных свидетелей ДТП.

Звонок дежурному

Звонить на пульт дежурному автоинспектору нужно, если со вторым участником не достигнуто соглашение об использовании предыдущих вариантов. Неадекватное поведение, агрессия - основание для звонка.

Даже небольшое транспортное происшествие - стресс для водителя. Попав в аварию, участники часто теряются, ведут себя агрессивно или, наоборот, находятся в шоковом состоянии, забывая совершить элементарные действия. Это может привести к ошибкам при оформлении происшествия и, как следствие, финансовым потерям.

Как поступать, если виноват


Стать виновником аварии можно из-за собственной невнимательности или умышленного нарушения ПДД. Но в любом случае, если столкновение уже произошло, важно не паниковать. Некоторые водители, стремясь избежать наказания, покидают место происшествия. Такие действия усугубят вину. По номеру автомобиля при помощи спутниковых систем и видеонаблюдения машину быстро отыщут. В этом случае водителю придется отвечать не только за происшествие, но и за .

Часто виновники аварии не придают большого значения оформлению документов по аварии. Им не нужно получать выплаты со страховой компании, поэтому они прохладно относятся к заполнению бумаг. Такая позиция ошибочна. И вот почему:

  1. пострадавшему ведет к взысканию средств на ремонт непосредственно с виновника ДТП.
  2. Страховщик может обратиться с регрессным иском к страхователю и , если тот нарушил свои обязанности по договору ОСАГО.
  3. Превышение суммы страхового покрытия оплачивает виновник аварии.

Для того чтобы избежать неприятных последствий, желательно не только правильно оформить бумаги по ДТП, но и проконтролировать процедуру выплаты пострадавшему. Сам алгоритм первых действий виновника после аварии по ОСАГО без пострадавших следующий:

  1. Изначально сохранять спокойствие и не поддаваться панике.
  2. Остановить машину, включить аварийную сигнализацию и установить знак ДТП.
  3. Убедиться в отсутствии пострадавших.
  4. Снять место происшествия на телефон, фотоаппарат или камеру.
  5. Убедиться, что второй участник закончил съемку.
  6. Убрать автомобиль с дороги.
  7. Заполнить лицевую сторону Извещения о ДТП со вторым участником. Оборотную сторону каждый водитель заполняет самостоятельно в любое время до подачи документа страховщику.
  8. Совместно выбрать способ оформления происшествия.

Дальнейшие действия зависят от выбранного варианта. Виновнику выгодно оформить материалы по аварии без привлечения полицейских. В этом случае его не привлекут к ответственности за нарушение правил дорожного движения. Но пока пострадавшие обычно перестраховываются и не идут на оформление Европротокола.

Тем не менее такая форма регистрации ДТП более удобна для обоих участников, и, несомненно, будет развиваться в дальнейшем.

Схема действий, если не виноват

Пострадавшая сторона часто теряется при ДТП и не знает, как себя вести. Однако правила поведения при авариях на автомобильном транспорте не сильно отличаются для виновного и невиновного лица. Порядок действий аналогичен:

  1. Остановить машину, или не трогать её с места, если произошло столкновение со стоящим авто.
  2. Включить аварийку и выставить аварийный знак.
  3. Оценить последствия происшествия.
  4. Снять место аварии на мобильное или записывающее устройство.
  5. Убрать ТС с дорожного полотна.
  6. Согласовать дальнейшие действия со вторым участником и заполнить Извещение о ДТП.

Рассматривая, какие действия производятся на месте ДТП , если водитель не виноват, нужно отметить, что пострадавшему лицу следует ответственно подойти к заполнению бумаг. Ошибки при заполнении этого важного документа могут привести к отказу страховой компании в выплате возмещения.

Обращение к полицейским не гарантирует оплату ущерба. Оно лишь может подтвердить вину второго лица. Извещение о ДТП, на основании которого производится выплата, полностью оформляется участниками аварии. Пострадавшему лицу следует тщательно проверить данные, внесенные вторым участником в протокол. При выявлении ошибок, исправления заверяются подписями обеих сторон.


При оформлении Европротокола полис ОСАГО желательно проверить. Это можно сделать на сайте РСА в онлайн-режиме. Контролируется период действия страховки, а также внесение водителя в полис. Если сведения вызывают подозрения, лучше обратиться за помощью в ГИБДД.

Оформление аварии может осуществляться в присутствии представителей страховщика. Для этого пострадавший или виновный сообщает в свою страховую компанию о ДТП и месте его совершения. Решение о необходимости выезда на место происшествия страховщик принимает на основании полученных сведений.

Что делать после оформления ДТП

Участники ДТП обязаны уведомить страховщиков о наступлении страхового случая. Порядок и сроки уведомления прописываются в договоре. Лучше сделать это как можно быстрее. Одной из причин регрессного иска к виновнику происшествия является неподача Европротокола страховщику в течение 5 рабочих дней после ДТП .

Для получения возмещения пострадавший обращается в страховую компанию. При отсутствии пострадавших водитель может выбрать, к кому обращаться - к своему страховому агенту (прямое возмещение) или к страховщику виновника. Прямое возмещение возможно при выполнении следующих условий (ст. 14.1 Закона «Об ОСАГО»):

  • ущерб причинен только автомобилям участников ДТП;
  • гражданская ответственность всех водителей застрахована по ОСАГО.

Зависит от того, как оформляется авария без пострадавших. Если ДТП зарегистрировано по Европротоколу, в перечень бумаг входит:

  • заявление о страховом возмещении;
  • Извещение о ДТП;
  • подтверждающие фото и видеоматериалы.

При оформлении столкновения через дорожную инспекцию, нужно дополнительно получить копию протокола об административном правонарушении виновника аварии. Действовавшая ранее справка о ДТП отменена.

После получения бумаг страховая компания согласовывает с пострадавшим время и место осмотра автомобиля, после которого производится оценка полученного вреда. При необходимости клиенту выписывается направление на . Если страховщик не производит необходимые действия, водитель может самостоятельно провести оценку ущерба и обратиться в суд.

Возместить причиненный вред страховая компания может путем перечисления денег на счет или проведением ремонта ТС. Вред, причиненный легковым авто, возмещается только ремонтом.

Действия после оформления ДТП виновника аварии зависят от способа регистрации аварии. Страховщику необходимо сообщить о страховом случае в установленные договором сроки. При заполнении Европротокола у водителя дополнительно появляются следующие обязанности:

  • подать своему страховому агенту Извещение о ДТП в течение 5 рабочих дней после столкновения;
  • предоставить машину для осмотра и автоэкспертизы по требованию страховщика;
  • не ремонтировать и не утилизировать автомобиль в течение 15 календарных дней после аварии (без учета выходных и праздников).

Неисполнение этих положений ведет к регрессному иску страховщика (пункты ж, з, и ст.14 Закона «Об ОСАГО»).

Штраф виновнику аварии без пострадавших в 2019 году

За нарушение Правил дорожного движения, приведших к аварии без причинения вреда жизни и здоровью, водитель несет административную ответственность. Вот что грозит за ДТП без пострадавших:

  • административный штраф;
  • административный арест до 15 суток;
  • общественные работы до 200 часов;
  • лишение водительских прав - до 3 лет.

Наказание зависит от вида правонарушения. Например, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, карается штрафом в 500 руб. (ст. 12.16 КоАП РФ), а за употребление наркотиков или участником ДТП до освидетельствования штраф составит 30 тыс. руб. (ст. 12.27 КоАП РФ). Полный список правонарушений и наказаний за них содержится в главе 12 КоАП РФ.

Последовательность действий по КАСКО

Основные принципы разных видов страхования не сильно отличаются друг от друга. Модель поведения при дорожно-транспортном происшествии по КАСКО такая же, как и при ОСАГО. Пострадавшему нужно оформить Извещение о ДТП и обратиться в страховую компанию. После осмотра автомобиля и оценки вреда страховщик выплачивает возмещение. Единственное отличие - страхователь получает средства только у своего страховщика. Сроки обращения и порядок регулируются договором.

Срок рассмотрения ДТП без пострадавших

На решение всех вопросов может понадобиться разное количество времени, поскольку срок расследования аварии зависит от множества факторов. Сотрудники полиции могут определить виновного сразу при осмотре места происшествия или оформлении материалов на посту. Но если обстоятельства противоречивы, все документы передаются в Управление. Обычно подготовка решения в этом случае не превышает 15 дней.

Привет всем, это Кулик Илья! Обязанности водителя при ДТП довольно чётко прописаны в Правилах дорожного движения. Конечно, всем водителям нужно знать свои обязанности, ведь их выполнение обеспечивает безопасность для других участников движения, а несоблюдение правил усугубляет отрицательные последствия происшествия, и иногда очень серьёзно.

Наказание за несоблюдение обязанностей, предписанных ПДД – штраф в 1000 р. по ч.1 ст.12.27 КРФоАП. Исключение составляет покидание места аварии – за это правонарушение грозит лишение водительского удостоверения или арест.

А из-за несоблюдения требований, установленных страховыми компаниями, потерпевший лишится возможности получить возмещение, а виновнику грозит регресс от страховой.

Общие правила

Обязанности водитель, в том числе и выполняемые при ДТП изложены в главе 2 ПДД РФ. Конкретно аварийных ситуаций касаются пункты Правил 2.5, 2.6, 2.6.1.

Итак, что же обязан выполнить водитель, ставший участником дорожного происшествия?

Первые действия при аварии

Во-первых, он должен сразу же остановиться. Если же при контакте с другим участником движения ТС не двигалось или остановилось из-за удара, то передвигать его нельзя. В общем после столкновения до фиксации сложившейся ситуации автомобиль в идеале не должен перемещаться. А также запрещается передвигать любые предметы, относящиеся к случившемуся, например, выпавший груз, осколки стекла, отвалившееся детали и т. п.

Во-вторых, включается аварийная сигнализация. Кнопка включения в большинстве современных авто сделана крупной, заметной, и расположена на видном месте, чтобы у любого водителя не возникло трудностей с включением «аварийки» даже в шоковом состоянии, а также чтобы посторонний человек или даже ребёнок могли включить её, если владелец авто не сделает это, например, из-за ранения.

Установка знак аварийной остановки

Далее необходимо установить знак аварийной остановки. Согласно Правилам, этот знак выставляется на таком расстоянии от происшествия, при котором другие водители смогут своевременно при конкретных обстоятельствах узнать об опасности, то есть в разных ситуациях это может быть различное расстояние.

При этом в городе и других поселениях расстояние от аварии до знака должно быть не менее 15 м, а вне населённых пунктов – 30 метров. Чем хуже видимость, тем дальше надо ставить знак. Не стоит «экономить» на расстоянии при авариях на оживлённых трассах и дорогах, где авто едут с большой скоростью: ведь нужно время чтобы замедлиться.

Как правильно поставить знак аварийной остановки

Неправильная установка аварийного треугольника может привести к новому происшествию, зачастую имеющему более тяжёлые последствия, чем первоначальная авария, поэтому не ленитесь отнести знак подальше.

Стоить отметить некоторые ситуации, в которых иногда возникают вопросы, как правильно установить знак.

  • если ДТП произошло сразу за поворотом , то его следует установить перед поворотом.
  • когда авария случилась в начале спуска , ставить знак надо до пригорка, на подъёме. Так другие водители смогут заранее сбросить скорость.
  • если произошло столкновение на перекрёстке , а также когда автомобили участников аварии находятся в нескольких полосах, надо поставить два знака с обеих сторон от происшествия, чтобы водители, двигающиеся в разных направлениях, были одинаково предупреждены об опасности.

Если нет аварийного треугольника

В крайнем случае, если знака нет, его можно заменить любым другим предметом, желательно светящимся, светоотражающим или хотя бы ярким. Но установка заменителя знака, во-первых, является нарушением ПДД, во-вторых, всегда уступает по эффективности знаку, особенно в тёмное время суток и при пониженной видимости, а, следовательно, не обеспечивает должной безопасности.

Поэтому у каждого в машине обязательно должен быть аварийный треугольник, причём сам знак должен быть сделан качественно, быть устойчивым. Чем больше его размер, тем лучше.

Полезный совет. Чтобы обеспечить максимальную безопасность при нахождении на проезжей части, чего не избежать при оформлении аварии, наденьте светоотражающий жилет. Но ПДД России не обязывают делать это.

Будьте готовы к медосвидетельствованию!

Запрещено употреблять спиртосодержащие и, вообще, любые продукты и вещества, которые показывают опьянения, до прохождения медосвидетельствования после ДТП. Наказание за нарушение этого положения правил такое же, как и за нетрезвое вождение. Более того, человек, освидетельствование которого показало опьянение, признаётся совершившим аварию в пьяном виде, что влияет на виновность, а при наличии пострадавших и меру наказания.

Что делать при аварии без пострадавших

Сначала необходимо зафиксировать (лучше всего с использованием фото или видеозаписывающих устройств):

  • расположение транспортных средств и различных объектов , имеющих отношение к аварии, относительно друг друга, дорожной инфраструктуры. Желательно также снять общий план происшествия, чтобы можно было установить место аварии;
  • сами ТС (на фотографии или видеозаписи обязательно должны быть видны номера) и другие предметы;
  • повреждения автотранспортных средств крупным планом.

После этого водители обязаны переместить свои авто так, чтобы они не создавали помехи для других транспортных средств.

То есть передвигать авто не только можно, но и обязательно необходимо, если они стоят на дороге. А иначе могут и оштрафовать, за невыполнение обязанностей при ДТП.

Если водители имеют разногласия по обстоятельствам аварии

Если участники происшествия не могут сами определиться, кто виновен в совершении аварии, а также по повреждениям и другим обстоятельствам происшествия, они обязаны записать ФИО и контактную информацию, включая адрес, и сообщить об аварии в ГИБДД. Аналогично надо поступать, если оппонент ведёт себя неадекватно, агрессивно, находится в нетрезвом состоянии и т. п.

Сотрудник полиции, оценив ситуацию, сообщит вам, где будет оформляться ДТП. Возможны два варианта:

  • выезд инспекторов ДПС к месту происшествия;
  • участники происшествия самостоятельно приезжают в ближайшее подразделение автоинспекции.

При получении указаний действовать по второму варианту, необходимо зафиксировать происшествие, как указано в начале подзаголовка, если вы ещё не сделали этого, и отправляться по указанному сотрудниками автоинспекции адресу. Оставлением места аварии это считаться не будет. А дальше уже будет происходить совместно с сотрудниками ГАИ.

Если разногласий нет

Когда между водителями нет разночтений относительно сложившейся ситуации, они не обязаны сообщать о ДТП в полицию. Если хотите – можете позвонить, не хотите – только облегчите работу автоинспекторам и сэкономите своё время. Но, скорее всего, в ответ вы получите указание приехать на находящийся поблизости пост самостоятельно.

По совместной договорённости водители могут, не звоня в полицию:

  • доехать до ближайшего поста или подразделения ГИБДД для оформления документов там при участии автоинспектора. Наличие подтверждения происшествия, в том числе информация в виде фото или видео, обязательно;
  • заполнить , если в аварию попало не больше двух ТС, не считая прицепов. Фотографии происшествия и повреждений также очень пригодятся при действиях по этому варианту. Но не забывайте, что при этом максимальная компенсация составит 50 тыс. рублей. Исключение: Москва, Санкт-Петербург и их области – на их территории, при фиксации места ДТП при помощи ГЛОНАСС и при наличии фото и видеозаписей можно рассчитывать на обычную выплату, потолок для которой – 400 000 р.;
  • не оформлять официальных документов . Но составить или отсутствии претензий всё же стоит, во избежание неприятных последствий.

Во всех этих ситуациях можно спокойно уезжать с места инцидента, это разрешено Правилами. Но документы об аварии, хотя бы расписка, у вас должны остаться в любом случае.

Правила действия при происшествиях с человеческими жертвами

Когда случилось ДТП с пострадавшими действия будет несколько иными, но общие принципы те же. Главное отличие – вызов сотрудников ГИБДД обязателен.

В первую очередь – помощь пострадавшим

В первую очередь, если пострадали люди, водители, причастные к ним, должны оказать первую доврачебную помощь, вызвать «скорую помощь» и ДПС, если требуется, и спасателей.

Если ситуация требует экстренной доставки раненых в медучреждение, но врачи почему-либо не могут своевременно прибыть к местонахождению пострадавших, необходимо отправить раненых в близлежащее медучреждение на попутке.

Если же и попуток нет, водитель, ставший участником к аварии, может самостоятельно доставить в медицинскую организацию пострадавшего. В ней он должен сообщить свою фамилию, предъявить удостоверение личности или водительские права, а также свидетельство о регистрации на авто, после чего он обязан возвратиться на место столкновения.

Сохранение следов аварии

В случае крайней необходимости, если движение потока становится невозможным из-за пребывания ТС участников аварии на дороге, нужно освободить проезд, предварительно зафиксировав положение ТС, возникших при аварии следов, предметов, относящихся к аварии, как и при аварии, когда пострадавших нет.

Попавшие в аварию обязаны делать всё возможное для сохранения следов и предметов, имеющих отношение к аварии, обеспечить по возможности объезд аварии. То есть передвигать автомобили и другие предметы нужно по минимуму, чтобы только стал возможен проезд другого транспорта.

Как поступать, когда сбит пешеход

Это частный случай аварии, в которой пострадали люди. Поэтому основные правила поведения будут такими же. Основное отличие заключается в том, что, как правило, участвует только одно транспортное средство, а вторым участником становится пешеход.

Не покидайте место аварии даже из лучших побуждений

Очень часто водители допускают ошибку (обычно, если травмы у пешехода небольшие), когда самостоятельно отвозят пострадавшего в больницу. Понятно, что за этим стоит желание оказать помощь человеку, попавшему в беду, да ещё и по твоей вине. Но так делать неправильно.

В большинстве случаев бригада скорой помощи доберётся быстрее и сразу же сможет приступить к оказанию квалифицированной помощи, а водитель, без нужды отвёзший раненого в больницу, становится виновным в покидании места аварии.

Обеспечьте безопасность для пострадавших и участников движения

А также очень важно обеспечить предупреждение других автовладельцев об опасности на дороге и объезд места происшествия. Ведь, как правило, сбитый человек лежит на земле, что правильно, так при отсутствии специальных медицинских знаний передвигать раненого человека не следует, так как возможно усугубление травм при неосторожном перемещении.

И периодически случаются ситуации, когда на раненого, лежащего на дороге пешехода, наезжает попутное авто, водитель которого не заметил случившегося происшествия. Последствия, как правило, . Случается это и из-за халатности участников аварии, не обеспечивших правильно предупреждения об опасности на дороге других участников.

Взаимодействие со страховой компанией

Все автовладельцы обязаны страховать свою ответственность, так что практически у всех есть полис . Многие также страхуются и по или по . И так как ДТП – по этим страховкам, то страховщики имеют прямое отношение к авариям, в которые попадают их страхователи. Поэтому про них также нельзя забывать попавшим в аварию.

Что надо делать при аварии, если хотите получить выплату по «автогражданке»

Законодательство по ОСАГО требует, помимо исполнения обязанностей, установленными ПДД:

  • принимать меры для минимизации возможных убытков ;
  • зафиксировать ФИО и адреса свидетелей происшествия в Извещении о ДТП;
  • оформить документы о ДТП как полагается.

Водитель обязан предоставить другим участникам ДТП:

  • номер полиса ;
  • название компании-страховщика ;
  • адрес и телефон своей страховой организации (обычно указывается слева вверху на печати на полисе);
  • другую информацию о договоре страхования (то есть полисе).

Если водитель хочет, чтобы при оформлении документов о происшествии присутствовал представитель страховщика, он должен сообщить в страховую компанию о месте и времени оформления этих документов, а также обстоятельства происшествия, чтобы страховщик мог решить, а нужно ли вообще ему приезжать .

Водители, попавшие в аварию, обязаны заполнить Извещение о ДТП, причём независимо от того, оформляют сотрудники ГИБДД столкновение или нет.

Уведомление страховщика о наступившем страховом случае

Известить свою страховую потерпевший должен при первой возможности, то есть желательно это сделать сразу после происшествия.

В течение 5 дней после аварии участники происшествия должны доставить лично или направить по почте или другим способом, при котором можно будет подтвердить отправку, Извещение о ДТП, каждый водитель своему страховщику. Потерпевший при этом подаёт и заявление о получении страхового возмещения. Остальные документы, необходимые для получения компенсации, можно доставить и позже.

Виновник также должен направить свою часть Извещения в страховую. Но если он не сделает этого, когда аварии зафиксирована сотрудниками ГИБДД, то никаких последствий не будет. А вот если авария оформлялась без автоинспекторов, и в пятидневный срок причинитель вреда не направит Извещение своему страховщику, то ему грозит регрессное требование от СК, то есть ему придётся заплатить за весь ущерб, причинённый потерпевшему.

А также виновнику при Европротоколе нельзя до окончания пятнадцатидневного срока ремонтировать (утилизировать) своё авто, иначе – регресс.

Если у вас есть каско

Как действовать для получения выплаты по страховкам каско и ДСАГО, читайте в правилах своего страховщика, а также в договоре, потому что список и порядок действий может различаться в разных компаниях.

Обычно основным требованием также является извещение СК о случившемся, но в некоторых фирмах это надо сделать сразу при аварии, в некоторых – на уведомление страховщика о происшедшем отводится неделя.

Подведём итоги

  • никогда нельзя покидать место аварии;
  • когда в аварии есть пострадавшие , вызов сотрудников автоинспекции обязателен;
  • надо зафиксировать место происшествия и размещение объектов, относящихся к случившейся аварии;
  • со вниманием отнеситесь к обеспечению безопасности для попутного транспорта;
  • когда нет пострадавших и нет разногласий , звонить в ГИБДД необязательно;
  • страховые компании также предписывают , какие действия должен выполнить водитель при аварии, чтобы было можно получить страховку.

Заключение

Вот что обязан сделать каждый водитель при аварии. Выполнение этих правил обеспечивает уменьшение неприятных последствий аварии и облегчает компенсацию ущерба, возникшего из-за ДТП. Пожелаю, чтобы вам никогда не пришлось выполнять то, о чём написано в этой статье. Но знать, что необходимо при дорожном происшествии, надо.

Буду рад вашим комментариям. А также в форме для комментариев вы можете задать вопросы по теме статьи.

Видео-бонус: 5 случаев жести из-за видео игр . Увлечение виртуальным миром иногда приводит к курьёзным и неприятным ситуациям.

П.С.: Фотографии взял здесь: drive2.ru/r/landrover/1162130. На фото Land Rover Range Rover, а также Nissan Patrol и Porsche Cayenne.



 

Возможно, будет полезно почитать: