Входит ли электроэнергия моп в содержание жилья. Освещение помещений общего пользования

В последнее десятилетие в РФ проводится реформа отрасли ЖКХ, одним из этапов которой является повсеместная установка в многоквартирных жилых домах общедомовых счетчиков электроэнергии (общедомовых приборов учета). В настоящее время такие приборы учета электроэнергии уже установлены в большинстве многоквартирных домов. Установка общедомового счетчика электроэнергии изменяет порядок расчетов за потребленную электроэнергию: жители многоквартирных домов должны оплачивать не только стоимость электроэнергии, потребленной в квартире, но и осуществлять оплату электроэнергии мест общего пользования (электроэнергия МОП).

В связи с этим в последние несколько лет у жителей многоквартирных домов не утихают дискуссии и споры с поставщиками коммунальных ресурсов о необходимости и обоснованности применения в расчетах с ними не только электроэнергии, потребленной непосредственно в квартире, но и также предъявлении к оплате доли электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, которую часто называют общедомовая электроэнергия. В этой статье мы предлагаем разобраться, а должна ли действительно жителями многоквартирного дома производиться оплата электроэнергии мест общего пользования.

Также предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие меры жители многоквартирного дома могут предпринять для снижения стоимости электроэнергии мест общего пользования.

Сразу необходимо пояснить, что такое электроэнергия мест общего пользования (электроэнергия ОДН): это электроэнергия, затрачиваемая на освещение мест общего пользования (лестничных клеток, подвалов), работу оборудования, которое является общим имуществом (насосы, антенны), а также внутридомовые потери электроэнергии.

В первую очередь рассмотрим нормативно - правовую базу необходимости оплаты жителями общедомовой электроэнергии (эл. энергия на общедомовые нужды).

В соответствии со ст. 30 п.4, ст. 36 п.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 209 п. 4, ст. 210 Гражданского кодекса РФ Собственники несут бремя содержания принадлежащего им общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 собственники помещений в многоквартирном доме, а также собственники жилых домов вносят оплату за поставленные ресурсоснабжающей организацией коммунальные ресурсы исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (в т.ч. и электрической энергии).

Т.е. согласно законодательству РФ оплата электроэнергии мест общего пользования, а точнее ее доли, приходящегося на гражданина, должна осуществляться каждым жителем многоквартирного дома. Но как производится расчет общедомовых нужд на электроэнергию и начисление ОДН на всех жителей многоквартирного дома? А также как снизить долю общедомовой электроэнергии, приходящегося на каждого жителя?. Ответы на эти вопросы приведены ниже.

Расчет стоимости потребленной электроэнергии для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (для наиболее часто встречающегося случая, когда многоквартирный дом оборудован общедомовым счетчиком электроэнергии, а жилые или нежилые помещения не все оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии) производится в соответствии с формулой 9 приложения 1 к указанным Правилам предоставления коммунальных услуг. В этом случае разница между общим потреблением электроэнергии многоквартирного дома и суммарным потреблением во всех помещениях (определяется либо по счетчикам в квартирах либо расчетным способом) "разбрасывается" на всех собственников помещений в многоквартирном доме пропорционально потреблению электроэнергии в помещениях. В дальнейшем будем называть это долей общедомовой электроэнергии, приходящегося на собственника помещения в многоквартирном доме.

Стоит отметить, что не произошло кардинальных изменений в логике расчетов доли общедомовой электроэнергии, приходящегося на собственника помещения в многоквартирном доме и после вступления в силу новых правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Важно отметить, что в 2016 году произошли серьезные изменения в порядке оплаты ОДН гражданами: с 1 июля 2016 года исполнитель коммунальных услуг (это ТСЖ или управляющая компания) не вправе предъявлять жителям в квитанциях объем ОДН, который превышает объем ОДН, определенный с использованием норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды . Эти изменения прописаны в Постановлении Правительства РФ от 29.06.2016 №603, которым были внесены изменения в "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Рассмотрим простой пример. Фактический размер ОДН, который приходится на конкертную квартиру составил в августе 50 кВт.ч. А если определить размер ОДН для этой же квартиры по нормативу, то нормативный размер ОДН составит только 30 кВт.ч. Таким образом, в квитанции за ЖКХ, собственнику такой квартиры может быть предъявлено только 30 кВт.ч. (нормативный ОДН). "Оставшаяся" разница ОДН в размере 20 кВт.ч. ложится на "плечи" управляющей компании или ТСЖ, мотивируя их тем принимать меры к снижению ОДН.

Что же входит в эту долю общедомовой электроэнергии и почему собственники помещений обязаны ее оплачивать? В идеальном случае в ее состав входит только потребление электроэнергии в местах общего пользования (освещение лестничных клеток, подвалов, работа лифтов, антенны, работа насосов подкачки и т.д.), а также потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Нормальным считается, когда доля общедомового расхода составляет не более 20% потребления в помещении собственника (квартире), соответственно ее стоимость не должна превышать указанной величины. Однако на практике оплата электроэнергии МОП (мест общего пользования) значительна выше этих 20% от общих затрат граждан на электроэнергию. Нередки случаи, когда общедомовая электроэнергия даже превышает потребление непосредственно в квартире.

Почему могут возникать такие случаи, и как снизить долю общедомовой электроэнергии мы и попытаемся здесь разобраться.

Причинами высокой доли общедомового расхода электроэнергии может быть:

1. Неправильная организация съема показаний приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме. Например, показания общедомового прибора учета электроэнергии были сняты на 28 число месяца, а показания индивидуальных приборов учета (в квартирах) были сняты не все и снимались в период с 23 по 31 число месяца. Разумеется в таком случае могут быть значительные искажения в данных.

2. Наличие среди собственников помещений в многоквартирном доме лиц, которые осуществляют «воровство» электроэнергии. В таком случае, индивидуальный прибор учета электроэнергии, установленный у таких лиц не будет отражать реального потребления электроэнергии, а вся «украденная» электроэнергия будет распределяться на всех собственников помещений в многоквартирном доме.

3. Неверный порядок расчета электроэнергии мест общего пользования, который может применять исполнитель коммунальных услуг или ресурсоснабжающая организация. С июня 2011г. вступили в силу изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми доля общедомовой электроэнергии должна предъявляться не только собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, но и также собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме (магазины, аптеки и др. - те объекты, которые зачастую занимают помещения на 1 этаже многоквартирного дома). Пока еще очень немногие исполнители коммунальных услуг производят расчеты с жителями многоквартирных домов с учетом этих изменений.

4. Неудовлетворительным состоянием внутридомовых электрических сетей или нерациональным расходованием электроэнергии в местах общего пользования.

Все вышеперечисленные причины могут в той или иной степени влиять на увеличение затрат на электроэнергию для населения многоквартирного дома.

А какие меры могут предпринять жители многоквартирных домов для снижения доли общедомовой электроэнергии ?

Ниже предложены несложные для выполнения, но достаточно эффективные действия граждан, направленные на снижение доли общедомовой электроэнергии.

1. Запросить данные о расчетах за последний год у исполнителя коммунальных услуг и самостоятельно проверить, на предмет соответствия нормам закона. Кроме того, запросить акты съема показаний общедомовых приборов учета и данные о датах снятия показаний и объемах потребления во всех помещениях многоквартирного дома.

2. В случае выявления значительного расхождения в датах снятия показаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета указать исполнителю коммунальных услуг на необходимость привести их в соответствие.

3. В случае подозрений о наличии людей, которые могут осуществлять безучетное потребление электроэнергии («воровство»), направить исполнителю коммунальных услуг требование о необходимости проведения проверки указанных лиц.

4. В случае нерационального использования электроэнергии в местах общего пользования или неудовлетворительного состояния внутридомовых электрических сетей, на общем собрании жителей многоквартирного дома принять решение о проведении соответствующих технических мероприятий

ВАЖНО! С 1 сентября 2012г. вступили в силу «новые» Правила предоставления коммунальных услуг. «Новые» Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. В тексте указанных правил много принципиальных отличий от Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. Узнать об основных существенных отличиях «старых» правил от «новых» Вы можете в соответствующем разделе сайта.

Итак, в этой статье мы выяснили, что в соответствии с нормами действующего законодательства, жителями должна быть оплачена вся электроэнергия мест общего пользования, которая была потреблена в многоквартирном доме. «Нормальной» долей общедомовой электроэнергии, приходящегося на потребителя считается доля до 20% от потребления в квартире. Если доля общедомовой электроэнергии составляет величину более 20% от потребления в квартире, то скорей всего имеет место одна из причин, приведенных выше.

Реформирование ЖКХ привело к появлению в счетах за жилищно-коммунальные услуги новой строки «электроэнергия МОП». Непонимание того, что такое МОП в многоквартирном доме и как рассчитывает сумма на оплату электричества, по сей день вызывает споры и негодования среди жителей многоэтажек.

Понятие освещение МОП

Расшифровывается аббревиатура МОП, как места общего пользования в многоквартирном доме, к которым, в соответствии со ст.36 ЖК РФ , относятся: лестничные площадки, чердаки, лифты и лифтовые шахты, коридоры и др. Понятие МОП применительно только к многоквартирному зданию, так как только в этом едином комплексе недвижимого имущества существует отношение собственности к ним.

Освещение МОП – жилищная услуга, оказываемая собственникам помещений, на которую требуется такой коммунальный ресурс, как электроэнергия. Более простая расшифровка понятия – услуга по подаче света в помещение коллективного пользования. Ранее этот пункт входил в состав статьи «ремонт и содержание жилья». Но в постановлении правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг» произошло выделение электроснабжения в общественных местах МКД, как отдельной услуги.

Кто оплачивает

Расходы за предоставленные жилищные и коммунальные услуги, в том числе содержание МОП, согласно ст. 39 п.1 ЖК РФ , несут собственники жилых и нежилых помещений. Также, в соответствии с постановлением №354 собственник обязан ежемесячно оплачивать электроснабжение МОП, .

Расчет стоимости освещения

Для определения объема электроэнергии, затраченной на общественные нужды, берут следующие показатели:

  1. Общее потребление электричества в доме. Показатель получают с помощью специального общедомового счетчика, который должен быть в каждом многоквартирном доме.
  2. Совокупное потребление электричества во всех жилых помещениях. Для данного показателя берутся данные индивидуальных квартирных счетчиков или нормативы потребления для квартир без них.
  3. Траты электроэнергии юридическими лицами, подключенными к общедомовой сети.

Фактическое электропотребление в помещениях общего пользования рассчитывается как разность между показателями. Оно умножается на установленный в регионе тариф и делится между всеми собственниками, пропорционально их доле в праве общей собственности на имущество. Получается, что площадь помещения в собственности влияет на размер оплаты. Точная формула расчета представлена в приложении №2 к постановлению правительства №354 .

Согласно ст. 13 П.5 ФЗ №291 от 04.11.09 «Об энергосбережении» каждый многоэтажный дом до 01.07.2012 г. должны быть оборудован коллективными приборами учета коммунальных ресурсов, куда входит и электроэнергия. Если собственники не сделали это самостоятельно, то до 01.07.2013 г. счетчик устанавливается .

В соответствии с п.7 ст. 11 этого закона , при строительстве нового многоквартирного дома застройщик должен обеспечить соответствие здания требованиям энергетической эффективности и оснащенности новостройки приборами учета.

В ряде старых домах коллективный счетчик не установлен, поэтому плата за освещение общественных помещений рассчитывается по нормам потребления электроэнергии, установленными в каждом регионе, и распределяется аналогично предыдущему способу. Стоит отметить, что оплата по нормативам предполагает использование повышающих коэффициентов. Такая мера введена для повышения мотивации собственников к установке общедомовых приборов учета.

Проблемы при расчете освещения МОП

Почему проблема освещения помещений, относящихся к местам общего пользования, стоит так остро, ведь жильцы и раньше оплачивали эту услугу в составе другой статьи. До 2012 года сумма за статью «ремонт и обслуживание жилищного фонда» рассчитывалась по тарифу, т.е. была фиксированной.

В настоящее время, имея общедомовые счетчики, используют фактические показания, который могут быть различаются на протяжении года. Негодование по оплате за освещение мест общего пользования началось с того, что жильцам начали приходить квитанции, в которых сумма за освещение общедомовых помещений превышала индивидуальное потребление. Здесь и возникает проблема.

Энергопотери в МКД

Коллективный прибор учета электроэнергии показывает помимо фактических показаний, потери электричества во внутридомовых сетях, возникающих по ряду причин:

  • Устаревшая электрическая проводка и отсутствие энергосберегающего электрооборудования, находящееся в местах общего пользования. Например, отсутствие энергосберегающих лампочек.
  • Поломка индивидуального счетчика. Неисправный прибор учета не отражает реального потребления ресурса. Нередки случаи, когда жильцы дома заведомо не оповещают энергоснабжающую организацию о поломке, применяют специальные устройства для некорректной работы прибора.
  • Незаконное подключение к общедомовой сети. Самостоятельное подключение к линии, минуя счетчик, и отсутствие договора с энергосбытом также приводят к неучету ресурса.
  • Отсутствие правильной организации съема данных приборов учета в доме. Например, снятие показаний индивидуальных квартирных счетчиков в период с 23 по 27 число месяца, а показаний коллективного – 29 числа, приводят к значительным искажениям данных.
  • Неэффективное использование электрооборудования, находящегося в общей собственности (включение освещения днем, сильное ночное освещение)

Обслуживанием, ремонтом и содержанием в исправном состоянии электросетей занимается , которой собственники оплачивают работы по содержанию общественного имущества, в том числе внутридомовых электросетей. При ненадлежащем исполнении обязанностей, ведущим к возможным причинам повышения расходов электроэнергии в помещениях, входящими в состав мест общего пользования, жильцы вправе требовать качественное обслуживание и замену оборудования.

Немаловажным фактором возмущения жильцов, связанных с некорректным начислением суммы за электричество, затраченного на освещение мест общего пользования, является так называемая «оплата за соседа». Недобросовестные жильцы передают недостоверные данные, подключаются в обход счетчика и т.д., что и приводит к потерям, которые и УК распределяют среди собственников.

Ответственность за неуплату

На основании договоров с ресурсоснабжающими компаниями, ТСЖ и УК несут обязанность по оплате предоставленных ресурсов, так как относятся к исполнителям коммунальных услуг. Поставщик энергоресурса имеет право подать в суд за неуплату с требованием взыскать задолженность, и суд, в большинстве случаев, эти иски удовлетворяет. В свою очередь, УК и ТСЖ подают иски на взыскание долга с собственника, так как в его обязанностях оплачивать предоставленный ему коммунальный ресурс.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства приносит ряд новшеств, с которыми жители страны не всегда могут сразу разобраться. Появление в квитанции нового пункта “электроэнергия МОП” не стало исключением. Плохая осведомленность населения о том, что из себя представляет эта услуга, приводит к нежеланию ее оплачивать. Каждому собственнику следует знать, что электроснабжение помещений, относящихся к местам общего пользования – услуга, которая существовала всегда, но выделилась в отдельный вид относительно недавно, поэтому обязанность по ее оплате лежит на его плечах. Для разрешения проблем или споров, связанных с предоставлением данной услуги, рекомендуется обращаться в УК.

Приветствую, уважаемые читатели. Сегодня мы разберемся, что такое МОП в многоквартирном доме (МКД). МОП расшифровывается как места общего пользования, иначе говоря, это наша совместная общая собственность.

Статья 36 Жилищного Кодекса РФ разъясняет, какие помещения МКД относятся к МОП. В принципе, это вся площадь дома кроме квартир, находящихся в личной собственности владельцев, и площадь придомовой территории.

Почувствуйте разницу

Не стоит путать понятия МОП и общего имущества МКД. Что касается нежилых помещений дома и земельного участка – не все они доступны для жильцов. Никто вас без особой надобности не пустит в подвал или на чердак, вы не сможете пробраться в шахту лифта или на крышу.

Местами общего пользования являются подъезды, лифты и дворовая территория. Конечно, если на крыше вашего дома разбит зимний сад, вы сможете там находиться. А если общим собранием владельцев квартир вы решили оборудовать в подвале кладовки, у вас будет свой ключ для доступа в него.

Заботимся и бережем

Если вас интересует полный перечень общего имущества МКД, читайте статью «Двор, подъезд и …». Конечно, в наши обязанности входит производить оплату за содержание общедомового имущества, но мы должны понимать, что чем бережнее будем к нему относиться, тем дольше оно нам послужит.

И реже придется что-то ремонтировать и приводить в порядок. Дешевле, конечно, не станет – тарифы, разработанные муниципалитетом, едины для всех (если дома относятся к одному типу), но комфортнее, спокойнее и чище – обязательно.

Работы по наведению порядка

Напомним, какие виды работ являются необходимыми для обеспечения нормального состояния МОП:

  • Выявление неисправностей и поломок отдельных конструкций и оборудования, находящегося на территории МОП.
  • Проверка наличия и функционирования осветительных приборов в подъездах и возле них.
  • Поддержка регламентированной температуры в подъездах и влажности воздуха.
  • Проведение уборки помещений и придомовой территории.
  • Соблюдение правил пожарной безопасности, содержание в порядке противопожарного оборудования и средств сигнализации.
  • Вывоз твердых бытовых отходов.
  • Озеленение летом и уборка и вывоз снега зимой.

Далее мы рассмотрим, что же включается в таинственную строчку в наших квитанциях «Техническое обслуживание жилого фонда» - именно она вызывает обычно наибольшее количество вопросов – платить от 400 до 1 000 рублей (а где-то и больше), не зная за что, очень жаль.

Раскрываем тайну

Сразу скажу, что пример привожу конкретный, в зависимости от региона цифра меняется: за содержание МОП на 1 м 2 площади квартиры приходится по тарифу 9,99 рублей, что, например, при площади квартиры в 63 м 2 – обычной трехкомнатной – составляет 630 рублей. Итак, что же входит в таинственный тариф 9,99:

  1. Подметание пола - каждый рабочий день.
  2. Мытье пола – 1 раз в месяц, площадку 1 этажа и кабину лифта – каждый рабочий день.
  3. Мытье окон, стен, входных дверей и батарей – 1 раз в полгода.
  4. Уборка чердака и подвала – 1 раз в год.
  5. Сюда же входит обслуживание и уборка мусоропровода, но у нас его нет.

Более точные нормативы по уборке помещений подъезда смотрите в статье «Наш дом – наша крепость».

Уборка придомовой территории – 2,40 руб.

  1. Подметание тротуаров и площадок возле подъезда в теплое время года – понедельник, среда, пятница.
  2. Опорожнение урн и сбор мусора с остальной территории – так же.
  3. Уборка снега с тротуаров в зимнее время – по мере выпадения.
  4. Покос травы – 2 раза в летний период.
  5. Покраска оборудования детских и спортивных площадок, других элементов декора – 1 раз в год летом. Ремонт – по мере необходимости.
  6. Очистка крыши от снега, ликвидация сосулек и наледи – по мере необходимости.

Подготовка МКД к летнему и зимнему сезонам – 1,31 руб.

  1. Опрессовка, ремонт и промывка отопительной системы – 1 раз в год.
  2. Замена разбитых стекол, ремонт окон и дверей – по мере необходимости.
  3. Очистка вентиляционных шахт – 1 раз в год.

Незначительный ремонт и обследование состояния МОП – 1,60 руб.

  1. Проверка работы вентиляционной системы, системы удаления дыма, обслуживание и замена мелких деталей в электрическом оборудовании – 1 раз в полгода.
  2. Ликвидация аварийных ситуаций – по мере необходимости.
  3. Дератизация и дезинсекция (борьба с грызунами и насекомыми) – 1 раз в год.
  4. Проверка работы инженерных систем МКД и ликвидация незначительных проблем – постоянно.
  5. Сюда же входит обслуживание газового оборудования – 1 раз в 3 года, но у нас его нет.

Текущий ремонт МОП – 3,58 руб.

  1. Ремонт сломанных дверей, окон, перил – по мере необходимости.
  2. Ремонт подъезда – побелка, покраска, штукатурка – 1 раз в 5 лет.
  3. Ремонт крыши и ликвидация протекания влаги – по мере необходимости.
  4. В панельном доме – восстановление швов между плитами – по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет.
  5. Ремонт инженерных систем и оборудования – по мере необходимости.
  6. Приведение в нормальный вид при их разрушении тротуаров, дорог и отмостков – по мере необходимости.
  7. Прочий ремонт оборудования, находящегося в общей собственности – по мере необходимости.

Если кто-то заметил, то вывоза мусора в данном перечне нет, как и нет каких-то других видов работ. Это потому, что в нашей квитанции они вынесены отдельными строками и в техобслуживание МОП не попадают.

Хитрости УК

Заметили, как много работ выполняется по мере необходимости? Нет, их, конечно, действительно выполнят, но есть подозрение, что данные виды работ заложены в калькуляцию с изрядным запасом.

С одной стороны, если мы будем бережно относиться к нашему общему имуществу, УК или ТСЖ больше собранных денег оставят себе. С другой стороны, управляющая организация на большее количество запасенных средств сможет провести и большее количество работ по благоустройству и повышению комфортности жилища.

А если вы не поленитесь и создадите совет дома, он будет проверять, чтобы ни одна собранная с жильцов копеечка не ушла на нецелевые нужды.

МОП существовал и в Советское время – в этом плане ничего не поменялось. Единственное, что изменилось - платим за его обслуживание теперь мы сами, а у нашего богатого государства на нужды ЖКХ нет средств.

Разрешите попрощаться. Надеюсь, что статья оказалась полезной, поэтому подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и давайте ссылку на них своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

В конце года 2010 г. Минрегионом был опубликован финальный проект нового документа «Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения предоставления коммунальных услуг».
Это основной документ, согласно которому нам предоставляются коммунальные услуги и рассчитываются коммунальные платежи.
Сам по себе документ я бы назвал несколько революционным. В прямом и переносном смысле.
В первом смысле революционность данного документа заключается в том, что в нем учтены все недочеты прошлого документа – Постановления Правительства РФ №307. На этих изменениях (точнее некоторых основных моментов) я остановлюсь более подробно.
Во втором смысле, революционность проекта заключается в том, что принятие этого документа, а точнее работа коммунальных и ресурсоснабжающих служб в соответствии с ним, могут подтолкнуть к социальному взрыву практически всех слоев населения. Ну, из-за инертности нашего общества, которое привыкло стойко переносить тяготы и лишения всех аспектов свой жизни, социальный взрыв может и не возникнуть. Возмущенные люди ограничатся разговорами на кухне, да придворовых скамейках.
Ну, не будем заостряться на политико-социальных аспектах новых правил, а приступим к особо интересным моментам, на мой взгляд, их экономической составляющей. И так, в чем изменения? Во-первых, изменены формулы расчета платежей. Во-вторых, в новые правила введен термин «Общедомовые нужды» В-третьих, изменен подход к начислению платежа «Общедомовых нужд» собственникам помещений.
Давайте рассмотрим эти изменения на примере электроэнергии.
Ранее в своих статьях опубликованных на своем сайте и Живом Журнале (http://nightberserker.livejournal.com/ и http://razborki.ucoz.ru/publ/kak_nado_nachisljat_o..._nam_ego_nachisljajut/1-1-0-10) я подробно расписал, как должны были начисляться платежи за электроэнергию согласно Постановлению № 307, и как они начислялись (с нарушениями) на самом деле.

Сейчас предлагается размер платы за приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы (электроснабжения и пр.), рассчитывать по тарифам (ценам) ресурсоснабжающих организаций, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Для расчета размера платы за коммунальную услугу электроснабжения (руб.) в квартире будет использоваться простая формула №5 (ранее использовалась формула №9, которая включала в себя плату за пресловутое ОДН):

Где:
Vi - количество электрической энергии, определенный по показаниям квартирного прибора учета в квартире (кВт∙час);
Т - тариф на электроснабжение - руб./кВт∙час, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть у нас есть расход электроэнергии по показаниям нашего счетчика, к примеру, 150 киловатт. Есть установленный тариф, допустим 1,53 рубля. Перемножив эти две цифры, получаем платеж за использование электроэнергии в размере 229,5 рублей.
Вроде бы все просто, сколько потратили, столько и заплатили, нет в расчете лишних составляющих. Но это только на первый взгляд.

Измененные Правила гласят, что: «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме при любом способе управления таким многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, и плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям на общие домовые нужды».

Я специально подчеркнул в данном положении любой способ управления. Ранее за ОДН расплачивались жильцы только тех домов, которые находились в непосредственном управлении (см. ЖК РФ).

Жильцы домов, находящихся в прямом управлении не платили за ОДН. Управляющие компании сами оплачивали все расходы, связанные с ОДН, за счет перераспределения средств поступающих от жильцов. То есть просто предоставляли услуг меньше, ровно на сумму уплаченного ОДН. Меньше подметали, меньше мыли подъезды и пр.

Теперь за ОДН будут платить все. И жильцы, чьи дома находятся в непосредственном управлении, и в прямом управлении и пр.

Новые Правила уравняли в этом вопросе всех.

Следующее кардинальное изменение в Правилах это подход к начислению ОДН. Если ранее, завуалированное ОДН, было привязано к потреблению энергоресурса. То есть, чем больше ты потребил электричества, тем больше у тебя ОДН. Не пользовался электроэнергией – ОДН равен нулю. Теперь все иначе. Размер платежа за ОДН привязан к размеру жилплощади. И не важно, сколько вы потребили электроэнергии, платить за ОДН придется всегда, даже если вы отсутствовали пару месяцев дома (п.47).

Давайте рассмотрим формулу расчета размера платы за коммунальную услугу электроснабжения (руб.), предоставляемые потребителям в многоквартирном доме на общие домовые нужды, для квартиры, по которой будет начисляться платеж за ОДН (п.6 Приложения, ф.№10).

Родн = (VD – VНП – Vквнорм – Vквсчет) х (Sкв / S д) х Т

Где:
VD - количество электрической энергии, потребленный за расчетный период и определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (кВт час);

VНП - количество электрической энергии, потребленный в нежилых помещениях (кВт час);

Vквнорм - количество электрической энергии, потребленной в жилых помещении (квартирах) по нормативу (кВт час), определяемый по формуле:

Vквнорм = Н х n,

Где:
Н - норматив потребления для электроснабжения - кВт час в месяц на 1 чел.; n- количество граждан, фактически постоянно проживающих и временно проживающих в жилых помещениях (квартираx), не оснащенных индивидуальными приборами учета (чел.);

Vквсчет - количество электрической энергии потребленной в квартирах, оснащенных приборами учета, определенной по показаниям индивидуальных приборов учета, кВт час;

Sкв - общая площадь квартиры или нежилого помещения (кв. м);

Sд - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (кв. м);

Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс (для электроснабжения - руб./кВт час) установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Давайте произведем примерный расчет платежа за ОДН электроэнергии среднестатистической квартиры, используя примерные.
И так, объем электрической энергии в расчетном периоде, определенный по показаниям общедомового прибора учета (VD) составил 12000 кВт час; Количество электрической энергии, потребленной в нежилых помещениях (офисы, магазины), подключенных через общедомовой счетчик (VНП) составило 1000 кВт час Количество электрической энергии, потребленной в квартирах, в которых нет электросчетчика, и оплачивающих электричество по нормативам (Vквнорм) составило к примеру. 4000 кВт час Количество электрической энергии потребленный в квартирах, оснащенных прибором учета (электросчетчиком) (Vквсчет) составило 5000 кВт час; Общая площадь квартиры или нежилого помещения, допустим вашей, (Sкв) – 60 кв. м; Общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (Sд) - 2400 кв. м; Тариф на электроснабжения (Т) 1,53 руб./кВт час (Для Кемеровской области).

Теперь подставим наши данные в формулу:

Родн = (12000 – 1000 – 4000 – 5000) х (60 / 2400) х 1,53=76,50 руб.

То есть платеж за «Электроэнергию ОДН» по вашей квартире составит 76,50 руб. В независимости от того, сколько вы электроэнергии потратили. Потратили 100 кВт, то ваши совокупные платежи по электроэнергии составят:

150*1,53 +76,50 = 306, 00 руб.

Если вы отсутствовали в расчетном периоде, то ваши совокупные платежи за электроэнергию составят:

0*1,53 +76,50 = 76,50руб.

То есть платить придется все равно. Конечно же, полученная сумма (76,50 руб.) условна, она может быть и меньше, а может, будет достигать и 150-200 руб. Все будет зависеть от добросовестности самих собственников жилья.

Хотелось бы заметить, что Правилами предусмотрено взимание платежей за ОбщеДомовые Нужды (ОДН) всех энергоресурсов, конечно же при наличии общедомового счетчика этого ресурса.

Таковы новые правила, по которым нам возможно придется жить. Плохие они или хорошие сложно сказать. У новых правил будет много противников, много сторонников. В любом случае довольными будут только собственники ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Первые потому что они получат деньги с жильцов, которые полностью и с лихвой покроют их затраты, а вторые, потому что им не надо будет теперь урегулировать процесс платежей ОДН с ресурсоснабжающими организациями, потому что все бремя платежей ляжет на собственников жилья.

Письмо Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 "Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги" // Официальный сайт Министерства регионального развития РФ: _http://www.minregion.ru (www.minregion.ru).

Понятие "освещение помещений общего пользования" трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг (обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме).
Проще говоря, "освещение мест общего пользования многоквартирного дома" включает в себя освещение лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона, усилителей телеантенн коллективного пользования, автоматических запирающих устройств, насосов, технологические потери внутридомовых электрических сетей и другого имущества в многоквартирном доме.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, как распределяются расходы по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, между собственниками. Приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг определяет порядок расчета платы за электроснабжение в зависимости от наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета.
Рассмотрим случай, когда на входе в дом установлен коллективный счетчик. Если ни в одном помещении дома нет индивидуального прибора учета, то в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения 2 определять плату за электроснабжение в отношении жилых помещений следует пропорционально числу граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении. Из объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, нужно вычесть суммарный объем потребления электроэнергии в нежилых помещениях (кроме помещений общего пользования), например в магазинах, офисах, находящихся на первом этаже дома (такой объем согласно пункту 20 Правил предоставления коммунальных услуг определяется расчетным путем, исходя из мощности потребляющих устройств). Именно эта разница распределяется между собственниками квартир. Следует обратить внимание на то, что в данном случае не применяются нормативы потребления. Получается, что плата за электроснабжение квартир может колебаться в течение года.
Если счетчики есть лишь в части помещений, то алгоритм расчета несколько усложняется (подпункт 1 пункта 3 приложения 2). Во-первых, собственники жилых помещений, не оборудованных приборами учета, оплачивают электроэнергию по нормативам потребления (как если бы в доме не было ни коллективного, ни индивидуальных счетчиков). Во-вторых, обладатели счетчиков должны оплатить объем электроэнергии, отличающийся от зафиксированного индивидуальными счетчиками. Показания их счетчиков должны быть скорректированы на коэффициент, определяемый так: объем электроэнергии по показаниям общедомового счетчика / (суммарный объем электроэнергии, измеренной индивидуальными приборами учета + суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления).
Суть такого подхода заключается в том, что нормативы потребления учитывают и технологические потери во внутридомовых сетях, и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества (пункты 25, 26 Правил установления нормативов). То есть собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива потребления, уже оплачивают частичку электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (вводить им отдельную строку "освещение мест общего пользования" незаконно). И, напротив, показания индивидуальных счетчиков отражают лишь потребление электроэнергии внутри квартиры. Поэтому упомянутый коэффициент и сформирует для таких жильцов плату за электроэнергию с учетом расходов на освещение мест общего пользования.
Если во всех помещениях дома, оборудованного коллективным счетчиком, установлены свои приборы учета, то используется аналогичная формула, в которой показатель "Суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления" будет равен нулю. Другими словами, расходы на общедомовую электроэнергию будут распределены пропорционально показаниям индивидуальных счетчиков.

Хотелось бы отметить, что тарифы по оплате варьируются в зависимости от формы управления, избранной жильцами: ТСЖ, жилищные кооперативы и управляющие компании (при условии заключения договоров электроснабжения и купли-продажи энергии тариф значительно выше) либо непосредственная форма управления многоквартирным домом <1>. При этом льготы, установленные по коммунальным платежам, распространяются и на оплату электроэнергии, потребленной в местах общего пользования.

В чем же причина необоснованно завышенных счетов за освещение мест общего пользования? Сотрудники комитетов административно-технического контроля выделяют четыре фактора, влияющих на выставленные счета: незаконные подключения, потери в сетях, нечистоплотность некоторых жильцов и отсутствие в домах современных счетчиков
С незаконными подключениями ситуация относительно ясна: здесь виноваты владельцы магазинов или офисов, буквально ворующие свет из общей проводки дома. Их можно наказать, хотя это и сложная процедура: о выявленном должен быть составлен акт, передан в милицию, где оформят протокол об административном правонарушении. Затем оба документа передаются в энергонадзор, где решается, штрафовать нарушителя или нет



 

Возможно, будет полезно почитать: