Представителями психологической теории являются. Основные теории происхождения государства и права

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Стадии (этапы) правового регулирования


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Стадии правового регулирования – длящийся во времени процесс. Можно выделить три основных и одну дополнительную (факультативную) стадии:

  • 1. Стадия общего действия права. Право носит общий характер, норма определяет, кто может быть участником общественных отношений, какие права и обязанности у них возникнут. Это нормативный вид правового регулирования. В широком смысле этой стадии предшествует процесс создания нормы (правотворчество).
  • 2. Стадия возникновения субъективных прав и обязанностей, т.е. здесь права и обязанности, закрепленные в норме, становятся личными, т.е. субъективными.
  • 3. Стадия реализации субъективных прав и обязанностей. На этой стадии участники реализуют право через использование субъективного права, исполнение юридической обязанности и соблюдении правового запрета.
  • 4. Стадия применения права – это факультативная стадия, она связана с деятельностью компетентных властных органов, когда без их вмешательства субъективные права и обязанности не могут возникнуть (между 1 и 2) или могут быть реализованы (между 2 и 3).

2,3,4 – стадии индивидуально-правового регулирования.

Правовое регулирование представляет собой процесс, растянутый во времени, начало которого связано с осознанием необходимости и возможности регламентации взаимодействий субъектов нормами права. В связи с этим условно, для лучшего понимания места и роли каждого элемента в правовом воздействии процесс правового регулирования подразделяется на стадии.

Первая стадия - стадия правовой регламентации общественных отношений, когда государство приходит к выводу о необходимости регулирования тех или иных отношений нормами права и создает эти нормы. В целях достижения социального согласия и правопорядка государство должно контролировать систему складывающихся в обществе отношений, оценивая их с позиций интересов, целесообразности и справедливости. Если оно приходит к выводу о необходимости изменения или запрета каких-либо общественных отношений, то использует правовое регулирование. Тогда поведение субъектов права становится возможным лишь в рамках, очерченных законом. Обилие нормативных актов в каждом государстве свидетельствует о его стремлении активно воздействовать на общественные отношения во всех важнейших областях жизни и деятельности граждан, организаций и коллективов.

Вторая стадия - стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей. В этом случае права и обязанности конкретных субъектов общественных отношений осуществляются на практике. Если субъективные права как мера возможного поведения осуществляются по желанию, то юридические обязанности как мера должного поведения реализуются в силу требований государства, а также физических и юридических лиц.

На этой стадии правовое регулирование достигает своей цели - удовлетворяет законные интересы субъектов права. Основным средством осуществления субъективных прав и обязанностей на практике являются акты реализации в форме использования, исполнения и соблюдения.

При использовании субъекту предоставляются какие-то блага, удовлетворяются его личные интересы.

При исполнении обязанностей субъект должен активными действиями стремиться удовлетворить интересы управомоченного лица.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права.

Применение права осуществляется только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. Потребность в этой специфической форме реализации права возникает в случаях: 1)

когда для возникновения правоотношений необходим акт государственного органа, должностного липа (например, приказ ректора о зачислении в вуз), 2)

когда конкретное правоотношение спорно, отклоняется от стандарта, установленного в норме права, или совершено правонарушение и необходимо вмешательство государства (например, по договору найма жилого помещения наниматель не выполняет возложенных на него обязанностей - своевременно не уплачивает квартирную плату, не убирает помещение, открыл там притон).

Еще по теме 9.4. Стадии правового регулирования:

  1. Стадии правового воздействия и основные элементы механизма правового регулирования
  2. 76. Механизм правового регулирования: понятия, элементы, стадии
  3. Правовое регулирование и организация правового регулирования социального обслуживания на дому.
  4. Тема 18.Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления
  5. 19. Различные подходы к пониманию правового регулирования (правовое регулирование как форма государственной власти, как форма социальной коммуникации).
  6. 2.Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики
  7. 64. Правовое регулирование в системе нормативного регулирования.
  8. 1.2. Понятие международно-правового регулирования и механизма международно-правового регулирования
  9. Административно-правовой и гражданско-правовой метода правового регулирования
  10. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Глава 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Представителями психологической теории являются Г. Тард1 и Л. Петражицкий2.

Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия.

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права3. Ему вторит Е.Н. Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, и указывает, что "между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми - частями социального организма - связь психическая"4. Солидарность, таким образом, - основная черта человека.

Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.

Оценка теории. Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.

Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма.

Заслугой сторонников данной теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих.

Верно и то, что различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Человек - не автомат, и даже то, что он делает привычно, проходит через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.

Мы должны согласиться и с тем, что люди по психологическим качествам отличны друг от друга. Конечно, психологические качества могут в определенной мере быть усовершенствованы, и то, что нам "дала" природа, можно улучшить, но для этого следует приложить настойчивые усилия. Однако пределы совершенствования здесь очень ограничены.

Вот сколько несомненных достоинств у психологической теории.

Но, как говорится, и психологическая теория не без греха.

Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развернутого учения о роли психики в образовании государства.

Называя все психологические качества людей "импульсами", "эмоциями" и "переживаниями", они не видели между ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность междулюдьми и социальная "пирамида", разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у "руля" племени, союза племен, а затем и государства.

Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением. Ее обуздать оказалось не совсем под силу даже нашим современникам. Вспомним, что в центре европейского континента, где находятся самые развитые страны, около 5 лет бушевала война в Югославии и остановить ее удалось с трудом. Так разве чувство солидарности является основополагающим фактором человеческого развития?

Да, конечно, под влиянием угрозы уничтожения или умаления своих жизненно важных интересов люди способны объединяться. Но ведь солидарность в таком случае бывает присуща и животным. Более того, иногда даже животные способны "дать фору" людям. Так, например, гиеновые собаки не только взаимодействуют в ходе охоты, но и заботятся о пострадавших: выставляют около них охрану, издалека приносят пищу. Нам поведение гиеновых собак очень симпатично. Но всегда и все ли даже современные люди поступают также? До сих пор не снята проблема захоронения останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. В Тверской области такая работа еще не завершена. Раскопки же показывают, что среди обследованных скелетов предков человека, живших миллионы, сотни тысяч и даже десятки тысяч лет назад, не встречаются следы успешно заживших травм, при которых человек теряет способность ходить. Значит, получившие такую травму люди не выживали, поскольку наши предки, вероятно, бросали раненых на произвол судьбы. Так, солидарность ли была основополагающим чувством древних людей или чувства иного, прямо противоположного рода?

В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, т.е. по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный процесс, но сбрасывать их со счетов - это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.

И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.

В заключение рассмотрения психологической теории отметим, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не выполнена.

1Г. Тард (1843-1904) - французский социолог. Соч. "Социальные законы".

2Л.И. Петражицкий (1867-1931) - русский юрист.

3См.: Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1, СПб., 1907. С. 8-45, 164-188.

4Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917. С. 217.

Еще по теме 2.13. Психологическая теория:

  1. 9.4. Психологическая теория права и возможности ее использования в юридической практике
  2. Пономарев Илья Вячеславович Теория соотношения развития и обучения JI.C. Выготского для оказания психологической, этно-ориентированной помощи в школьной практике

Психологическая теория происхождения государства возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX - первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Государство - явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердляев).

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям.

Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.

По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.

Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

Но, как говорится, и психологическая теория не без греха.

Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории с позиций развития психологической науки того времени не могли дать развернутого учения о роли психики в образовании государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями» и «переживаниями», они не видели между ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность между людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.

Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением. Ее обуздать оказалось не совсем под силу даже овременникам. Вспомним, что в центре европейского континента, где находятся самые развитые страны, около 5 лет бушевала война в Югославии и остановить ее удалось с трудом. Так разве чувство солидарности является основополагающим фактором человеческого развития?

В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, т.е. по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный процесс, но сбрасывать их со счетов - это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.

И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.

Также следует отметить, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не выполнена.

|Теологическая - Бог создал государство |?---+

|(Аквинский, Маритен, Мерсье и др.). | |

|Патриархальная - государство - продукт развития семьи |?---+

|(Аристотель, Филмер, Михайловский и др.) | |

|Договорная - государство - продукт соглашения между людьми |?---+

|(Гоббс, Руссо, Радищев и др.) | |

|Теория насилия - государство возникло в силу военно-политических| |

|факторов |?---+

|(Гумплович, Дюринг, Каутский и др.) | |

|Органическая теория - государство - специфическая разновидность | |

|биологического организма |?--+

|(Спенсер, Вормс, Прейс и др.) | |

|Материалистическая теория - государство - продукт социально- | |

|экономического развития |?--+

|(Маркс, Энгельс, Ленин и др.) | |

|Психологическая теория - государство возникло в силу особенностей| |

|человеческой психики |?--+

|(Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.) |

Фома Аквинский - 13 век. Официальная доктрина (система взглядов, воззрений) Ватикана.

Право - выражает божью волю. Искусство добра и справедливости - в теологической теории права.

Патриархальная - монарх - отец для всех. Нет подтверждающих фактов. Семья - мельчайшая частица общества.

Патримональная - гос-ва от право собственности на землю. Владелец земли - государь.

Насилие является только условием, а не причиной образования гос-ва.

Биологизация оценок социальной жизни.

Два подхода - классы + механизм распределения прибавочного продукта => гос-во.

Иррагационная теория (Др.Египт) - те кто занимался иррогацией и образовали гос-во.

Рассовая теория - деление общество по рассовому признаку. Гос-во - господство одних над другими

В мире существует множество теорий, раскрывающих процесс возникновения и развития государства. Это вполне объяснимо, так как в основе каждой из них лежат взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей, которые, в свою очередь, опираясь на разнообразные экономические, политические, финансовые и иные интересы, оказывают прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства.

К. наиболее известным теориям относятся следующие.

1. Теологическая теория является одной из самых ранних. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Так, в законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: >. Проникнуть в тайну божественного замысла, а значит, постичь природу государства, невозможно, поэтому народ должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная теория рассматривает возникновение государства из разросшейся семьи, в которой власть монарха представляет собой продолжение власти отца над членами его семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обязаны повиноваться правителю. Эта теория получила свое обоснование в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н. э.) и была развита английским мыслителем XVIII в. Р. Фильмером, русским социологом Н. К. Михайловским и др. Представители патриархальной теории считали, что государство возникает в результате соединения родов в племена, затем союзы племен и, наконец, в государство. Власть отцовская в результате объединения семьи в государство становится государственной.

Патриархальная концепция в определенной степени отражала важнейшие моменты перехода человечества от социально-организованной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе. В частности, в городах-полисах объединение семей было определяющим в возникновении государства. Однако эта теория преувеличивала их роль, что было неверным в историческом и теоретическом плане. Идеалистически трактовала отношения правящих и подданных, отрицала качественное отличие государства и государственной власти от семьи и отцовской власти. К недостаткам патриархальной теории относят также архаический характер представлений о государственной власти, которые могут использоваться для оправдания различных форм деспотической и тиранической власти.

3. Договорная теория происхождения государства появилась в XVII—XVIII вв., хотя отдельные ее аспекты разрабатывались мыслителями Древней Греции и Древнего Рима. Авторами теории договорного происхождения государства были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо, А. Радищев и др.

Согласно этой теории государство возникает в результате договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в естественном состоянии. Т. Гоббс изображал также естественное состояние как >, где нет общей власти, закона и справедливости. Ж.-Ж. Руссо, наоборот, называл его >, утверждая, что в естественном состоянии люди обладают прирожденными правами и свободами. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение, образования государства в целях надежного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия. В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека. В случае нарушения условий общественного договора народ имел право свергнуть власть, совершив революцию.

Теорию договорного происхождения государства отличают абстрактность представлений о первобытном обществе, его состоянии, о человеке как изолированном субъекте процесса создания государства, а также антиисторизм в вопросах о времени и месте возникновения государства, о его сущности как выразителе интересов всех членов общества — и бедных, и богатых, и облеченных властью, и не имеющих ее.

Договорная теория была значительным шагом вперед в познании сущности и назначения государства.

· Во-первых, она порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти и рассматривала государство как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.

· Во-вторых, данная теория ставила вопрос о социальном назначении государства — человеку гарантировались его права и свободы.

· В-третьих, в теории прослеживается идея о том, что государство как первый созданный людьми общественно-политический институт можно совершенствовать и приспосабливать к изменяющимся условиям.

· В-четвертых, договорная теория обосновывала естественное право народа на свержение неугодной власти через революционное восстание.

· В-пятых, она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности государственно-властных структур народу.

4. Марксистская концепция происхождения государства (XIX в.) опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства. Основные положения этой теории изложены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и других марксистов.

К. Маркс и Ф. Энгельс связывали происхождение и существование государства с возникновением и существованием классов. В работе > Ф. Энгельс писал, что на определенном этапе развития человечества в результате разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности происходит раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами. Для разрешения этих противоречий необходима новая сила —государство. Государство стало необходимостью именно в результате этого раскола. Экономически господствующий класс создает государство для того, чтобы подчинить себе неимущих. В. И. Ленин рассматривал государство как >, как >.

Государство присуще лишь классовому обществу, поэтому с уничтожением классов государство отмирает. Таким образом марксистская теория акцентирует внимание на классовой природе государства, его способности выступать в качестве аппарата, орудия насилия и подчинения в руках экономически господствующего класса, который с помощью государства становится и политически господствующим классом. Подобная абсолютизация роли классов и экономического фактора в процессе возникновения государства является ошибочной, так как в ряде регионов мира государство зарождалось и сформировалось до возникновения классов и под влиянием самых различных факторов.

Однако это никак не умаляет значения марксистской теории, отличающейся четкостью и ясностью исходных положений и сыгравшей значительную роль в понимании происхождения государства.

5. Теория насилия (завоевания) являлась одной из распространенных на Западе в конце XIX —начале XX в. Ее сторонниками были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они утверждали, что причиной возникновения государства стало внутреннее и внешнее насилие. При этом Е. Дюринг развивал идею о том, что внутреннее насилие одной части первобытного общества над другой приводит к возникновению государства, собственности и классов государство становится органом управления побежденными.

Л. Гумплович и К. Каутский были авторами теории внешнего насилия. Они отмечали, что война и завоевание —мать государства. По Гумпловичу, государство возникает в результате порабощения более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.

К. Каутский считал, что государство появляется как аппарат принуждения победившего племени над побежденными. Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного —класс эксплуатируемых. Теперь государство может защищать завоеванные племена от возможных посягательств со стороны других сильных племен. В ходе общественного развития смягчаются формы и методы властвования, и государство, как считали авторы теории внешнего насилия, превращается в орган защиты всего населения и обеспечения всеобщего блага.

В целом теория насилия носит абстрактный характер. Она не раскрывает основных причин происхождения государства, но, выявляя отдельные, вторичные его формы, придает им универсальный характер. Вместе с тем насилие, завоевание, не являясь первопричиной образования государства, оказали значительное влияние на процесс его вознкновения.

6. Представители психологической теории (Г. Тард, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий) видели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в общении, жить в коллективе, желании повелевать и подчиняться. Они утверждали, что в результате психологических взаимодействий людей возникает совершенная форма эмоционального общения —государство. Оно способствует более быстрому приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмотря на то, что теория объясняет многие проблемы, чего не в состоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская теории, тем не менее абсолютно неверно объяснять причины возникновения государства только психологическими факторами.

7. Автором расовой теории происхождения государства был французский писатель Ж. Гобино (XIX в.). Он поделил все человеческие расы на >, призванные господствовать, и >, которые обязаны подчиняться > расам. В основе подобного разграничинения лежат физические, психические, умственные и другие различия между расами. Государство выступает орудием господства > рас над огромными массами. В период своего создания эта теория оправдывала и обосновывала колониальные войны, приведшие к захвату развитыми государствами отсталых народов Азии, Африки и Латинской Америки.

Выделяют также:

Ø патримониальную теорию, согласно которой государство произошло из права собственника на землю (патримониум);

Ø инцестную (половую) теорию, суть которой заключалась во введении запрета на инцест, т. е. кровосмешение. Это требовало наличия особой группы людей, специализировавшейся на поддержании запрета, а в дальнейшем выполнявшей и другие общественные функции, что и привело к возникновению государства;

Ø ирригационную теорию, объясняющую происхождение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений. Такие крупные работы требовали жесткого, централизованного управления, распределения, контроля, подчинения и т. д. Подобное было под силу только многочисленному классу управленцев чиновников;

Ø теорию солидаризма, представляющую государство в виде системы взаимозависимости, соединяющей всех индивидов в общество.

Такое разнообразие теорий происхождения государства помогает объяснить суть явления не односторонне, а во всем многообразии его проявлений в реальной жизни.

В истории развития правовой мысли существовали различные точки зрения на происхождение права.

Одной из первых теорий происхождения права была теологическая , то есть божественная (впервые системно изложена Иоаином Златоустом, Аврелием Августином, Фомой Аквинским) . Право, согласно этой теории, дано Богом, выражает Его волю и является вечным. Сторонника этой теории также считали, что право - это данное Богом понимание добра порядочности. Поэтому право несет людям чувства честности, порядочности, равенства, любви к ближнему.

Согласно теории естественного права (изложенной впервые в трудах Г Гроция, Т Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо), каждый человек наделяется определенной совокупностью прав от рождения. Таким образом, появление человека означает и появление права. Естественное право не создается людьми, оно познается ими внутренне как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

Патриархальная теория (в трудах Фильмера, Михайловского) источник права видела в правилах, устанавливаемых патриархом, то есть старейшиной, родоначальником. Повелевая своими соплеменниками, он предписывал им правила поведения и взаимоотношений друг с другом.

Сторонники исторической школы (Гуго, Ф.К.Савиньи, ГФЛухга) права полагали, что право формируется самим народом, а не создается законодателями. Оно есть результат народного национального сознания. Право, как и язык, создается народом в процессе его исторического развития.

Нормативистская теория выводила право из самого права. Нормативизм призывает изучать право в «чистом виде», как особое нормативное социальное явление, независимое от экономических, политических и иных общественных условий. Ее автор Г Кельзен утверждал, что право не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе.

Основоположник психологической теории права Л. Петражицкий причиной происхождения права признавал психику людей, их «императивно-атрибутивные правовые переживания», особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике человека. Психологическая теория рассматривает право как продукт различного рода психологических явлений - инстикктов, психологических установок, эмоций.

Классовая (марксистская) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) связывала появление права с разделением общества на господствующие и угнетенные классы. Господствующий класс создавал нормы права и предписывал исполнение их остальными членами общества с помощью принуждения. Право, по их мнению, представляет возведенную в закон волю господствующего класса, волю, содержание которой определяется материальными, в первую очередь, экономическими условиями его жизни.

Некоторые ученые (Г Берман, Э. Аинерс) создали примирительную теорию происхождения права. Сущность ее сводится к тому, что право возникло как средство мирного разрешения споров и конфликтов.

Становление права происходило в течение многих веков. Это — закономерный процесс, вызванный:

Ø усложнением хозяйственной и социальной организации догосударственного общества;

Ø имущественным расслоением общества, выделением разнообразных групп, слоев с противостоящими групповыми и частными интересами;

Ø углублением и обострением социальных противоречий и конфликтов;

Ø потребностью упорядочнить хозяйственную деятельность, урегулировать распределение и перераспределение продуктов труда;

Ø необходимостью стабилизировать существующие общественные отношения, защитить их от разрушения и установить социальный порядок;

Ø стремлением нарождающегося класса имущих закрепить свое господство, выразить свои частные интересы и имущественные права и т. д.

Именно право, опирающееся на государственное принуждение, явилось мощнейшим социальным регулятивным средством, способным стабилизировать, упорядочить и защитить общественные отношения. Образование права и государства шло параллельно, взаимозависимо, поэтому причины и условия возникновения права и государства во многом схожи. В целом же право, как и государство, вырастало из потребностей производящей экономики.

Условно выделяют особенности возникновения права на Востоке и Западе.

На Востоке переход к производящей экономике привел к делению населения общин на управляющих и управляемых. Управляющие одновременно выступали организаторами производства, контролерами и распределителями произведенного продукта. Для того чтобы организовывать и регулировать процесс производства в сложных условиях поливного земледения, необходимы были специальные правила, нормы. На определенном этапе формирования раннеклассового общества эти правила закрепляются в агрокалендарях, становясь основой производственной, общественной и личной жизни раннеземледельческой общины. В них указывается, что надо делать обязательно (>), что делать разрешено (>), что делать запрещено (>) и что безразлично для общества, т. е: можно действовать по своему усмотрению. Именно с агрокалендарей началось становление собственно права в раннеземледельческих обществах Месопотамии, Египта, Индии примерно в IV—III тыс. до н. э.

Право органично вытекало из норм религии и морали, играло по отношению к ним вспомогательную роль. Поэтому правонарушение было одновременно и нарушением норм религии и морали. Основными источниками права стали религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. д.

Таким образом, на Востоке право должно было, во-первых, обеспечить новый тип трудовой деятельности, поддержать новое состояние общества и, во-вторых, закрепить сложившееся неравенство, служить инструментом господства правящей верхушки над остальным населением.

На Западе, в результате перехода к производящей экономике, произошло общественное разделение труда, что, в свою очередь, способствовало повышению производительности индивидуального труда, дало возможность отдельным семьям существовать независимо от общины и изменило положение человека в обществе. Он стал свободным (относительно) благодаря способности личным трудом удовлетворять свои потребности. То есть возникла необходимость в защите интересов ирдивидуальных производителей от возможного произвола и обмана со стороны других лиц с помощью норм права.

Прибавочный продукт, который появился вследствие роста производительности труда, совершенствования культуры производства, повлиял на возникновение возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, появления частной собственности и имущественного неравенства, усиления конфликтов и противоречий между бедными и богатыми. Традиции, обычаи, религиозные и моральные нормы уже не могут обеспечить порядок в обществе, стабильный способ разрешения конфликтов. В результате возникает насущная потребность в праве как таком социальном регуляторе, который бы установил и закрепил господство имущих классов с помощью обязательных для всех правил.

Итак, право на Западе появляется, с одной стороны, как мера общественной и индивидуальной свободы производителя-собственника, а с другой — как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей. В западных странах право развивалось от обычая к правовому обычаю, т. е. государство санкционаировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов. Далее развитие шло от правовых обычаев к законам, судебным и административным прецедентам, договорам.



 

Возможно, будет полезно почитать: