Объяснение сущности конституции как общественного договора предполагается. Сущность конституции

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубокой природы, с решением вопроса о том, чью волю она выражает.

В этом плане сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется тем, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII в. Оно связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Как отмечалось выше, такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий все основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации.

Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий и происходило первоначальное возникновение конституции.

Идея создания писаной конституции впервые возникла в Англии. Однако данная идея не была воплощена в жизнь и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.

Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. конституции Франции и Польши.

Происхождение самого термина «конституция» (что означает «учреждаю, устанавливаю») точно научно не установлено. Высказывается мнение, что так назывались акты римских императоров.

Наряду с термином «конституция» на первоначальных этапах ее становления и наименование применялось «Основной Закон».

Бывшие советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования «Конституция (Основной Закон) РСФСР» 1918 г., «Основной Закон (Конституция) СССР» 1924 г., «Конституция (Основной Закон)» 1936 г. и 1977 г.

Впервые устранила двойственность обозначения действующая Конституция РФ 1993 г., сняв приводимые в скобках слова «Основной Закон», как ставшие излишними с учетом длительного периода наличия конституции в стране.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Согласно одному из распространенных представлений сущность конституции трактуется как общественный договор. Предполагается, что все члены общества заключили воплощенный в конституции договор о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям конституция - выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, необходимой прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, составляющихся в кабинетах согласно чисто умственным представлениям и в результате заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции, которым была вооружена советская государственно-правовая наука. В ее сущности заложены другие начала - не классовые, а общедемократические. По своему источнику она предстает как народная конституция, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

К Конституции РФ 1993 г. неприменима ее трактовка как общественного договора. Суть последнего заключалась в поголовном, едином, всеобщем согласии всех как условии для принятия конституции; несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами. Такое представление о сущности конституции нежизненно.

Сущность конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с нею. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие большинством избирателей. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности - конституция демократического правового государства. Это воплощение воли многонационального народа РФ, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые отражают общедемократические принципы, исходят из признания в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод.

Краснодар

КрУ МВД России

ББК67.99(2)01 Одобрено

К 51 редакционно-издательским советом

Краснодарского университета

МВД России

Рецензенты:

, доктор юридических наук, профессор;

, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор.

К51 Понятие, сущность и значение Конституции: лекция/ . – Краснодар:

Краснодарский университет МВД России, 20с.

В данной лекции проведен анализ главного источника конституционного права – Конституции, исследованы проблемы понятия и сущности конституции, предпосылок её возникновения, видов и юридических свойств, места в правовой системе государства.

Предназначена для курсантов и слушателей Краснодарского университета МВД России

© Краснодарский университет

МВД России, 2012

Введение

Настоящая тема тесно связана с предыдущей, так как конституция является основным источником конституционного права.

Как отечественная, так и зарубежная – правовая (государственно-правовая) наука не ограничиваются лишь этим аспектом ее исследования.

Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе вызывает необходимость всестороннего исследования конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.

Ученые исследуют проблемы понятия и сущности конституции, предпосылок, способов ее возникновения, ее видов, юридических свойств, места в правовой системе государства, ее принципов, функций и других сторон ее правовой природы.

В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.

1. Понятие конституции, ее сущность и функции

Конституция – это правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства.

Но прежде чем дать характеристику современной конституции, остановимся на истории ее возникновения.

Термин «конституция» латинского происхождения (constitutio) и означает: устанавливаю, учреждаю. Он встречается еще в древнем Риме. Так называли отдельные акты императоров, имевших силу источников права. В юридической науке под конституцией обычно понимают Основной Закон государства.

Конституции существовали не всегда, они возникают в эпоху буржуазного строя. Рабовладельческое и феодальное государство не знает конституции. Конституция есть порождение буржуазного строя. Почему конституции возникают в эпоху буржуазного строя? Причины этому экономические. Нарождающемуся классу буржуазии нужна была свобода рынка, свобода торговли, но этому мешал феодальный строй. В борьбе за политическую власть буржуазия провозглашает демократические лозунги: свобода, равенство и братство. Буржуазный строй утверждает новые буржуазно-демократические институты: избирательное право, представительные учреждения, свобода союзов, печати и т. д. Буржуазное государство торжественно оповещает мир о своем рождении, юридически провозглашает «суверенитет нации» и «неотъемлемые права граждан ». Таким юридическим источником оповещения выступают декларации прав: Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Затем принимаются первые буржуазные конституции. В них буржуазия видела гарантию прав собственника от произвола монарха и феодалов. Экономическая потребность, интересы буржуазии обусловили выдвижение конституции как определенного правового акта, наделенного высшей юридической силой. Конституции знаменовали собой падение абсолютизма и дворянства и приход к власти нового класса – буржуазии. Первыми конституциями были американская 1787 г. и французская 1791 г.

Появление конституции явилось требованием правового закрепления организации государственной власти, способов ее осуществления и установление правления, ограниченного конституцией. Конституционный строй становился объективной потребностью нового класса, жаждущего свободы и власти. Возникновение первых конституций – это результат борьбы за власть между феодализмом, абсолютизмом и буржуазией, призвавшей к себе на помощь народные массы.

В юридической энциклопедии приводится следующее определение: конституция (от лат. сonstitutio – устройство, установление; анг. сonstitution) – основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы1.

По определению некоторых авторов, «Конституция есть нормативный акт (совокупность актов), обладающий верховенством (высшей юридической силой) и регулирующий основы взаимоотношений государства и личности, организацию государства в целом, механизм функционирования государственной власти и местного самоуправления2.

Говоря о Конституции Российской Федерации, следует остановиться на следующем определении: «Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина»1. Но конечно же данное определение, как и всякое другое, отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые свойственны не всем ее видам. Например, не только в прошлом, но и в настоящее время в некоторых странах мира действуют так называемые октроированные конституции, т. е. дарованные народом, королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа. К их числу относится прежняя конституция Дании, Италии, Швеции, а также ряд действующих конституций, например, Бельгии, Монако2.

Если понятие конституции, как мы уже выяснили, определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает3.

Сущность конституции заключается не только в том, что она – основной закон государства и обладает высшей юридической силой, хотя это ее первейшее и важнейшее назначение. Конституция является также политическим и идеологическим документом.

Как политический документ, она отражает определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора . Согласно таким концепциям члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, которая есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа.

Согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции в том, что она выражает волю господствующего класса, т. е. является классовой по существу.

Действующая конституция Российской Федерации не восприняла постулата о классовой сущности конституции.

Неприменима к ней и трактовка конституции как общественного договора.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные, так и несогласные с конституцией.

Действующая конституция Российской Федерации по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем референдума, утверждающей общедемократические принципы жизни государства и общества.

Исходя из характера конституции как юридического, политического и идеологического документа, каждая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. С учетом сказанного выше, можно сделать вывод о трех важнейших функциях конституции: юридической, политической и идеологической.

Юридическая функция конституции заключается в том, что будучи основным законом, она является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.

Политическая функция конституции заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией.

Идеологическая функция конституции заключается в том, что она выступает средством идеологического, духовного воздействия. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, базирующиеся на их взаимной ответственности.

2. Классификация конституций

Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций, что позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, изучать их содержание, совершенствовать конституционное законодательство.

Классификация позволяет установить закономерно существующие общие признаки конституций, что дает возможность их сопоставления, выявления особенностей формы, структуры и содержания. Но следует отметить, что классификация конституций, как и любая классификация, условна, поскольку в мире нет конституций, которые были бы идентичны по всем признакам.

В науке конституционного права существуют различные критерии классификации конституции.

По времени принятия конституции делятся на:

1. Конституции старого поколения.

Это конституции, принятые в основном в XVIII – XIX вв. и некоторые конституции, принятые до второй мировой войны в XX в.: конституция США (1787 г.), конституции Норвегии (1814 г.), Бельгии (1831 г.), Люксембурга (1868 г.), Австрии (1920 г.), Ирландии (1937 г.) и некоторые другие.

2. Конституции «нового» поколения.

Эту группу составляют конституции, принятые после второй мировой войны. Это конституции Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), ФРГ (1949 г.), Индии (1950 г.) и многих других стран Европы, Азии, Африки и Америки.

По времени их действия конституции делятся на:

1. Постоянные.

Большинство конституций мира – постоянные, что вместе с тем не означает их неизменности или вечности. Некоторые конституции устанавливают их постоянство, неотменяемость. Так, конституция Мексики 1917 г. является согласно ст. 136 «нерушимой», а по конституции Греции 1975 г. греки правомочны оказать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить ее (ст. 120).

2. Временные.

Это конституционные акты, принимаемые на определенный промежуток времени, на переходный период.

По форме правления конституции бывают:

1. Монархические (например, конституция Японии 1947 г.).

2. Республиканские (например, конституция Франции 1958 г.)

По характеру политического режима конституции бывают:

3. Тоталитарные.

По форме государственного устройства конституции делятся на:

1. Конституции унитарных государств (например, конституция Греции 1975 г.).

2. Конституции федеративных государств, которые в свою очередь делятся на федеральные и конституции субъектов федерации.

Федеральная конституция закрепляет принципы федерализма, разграничение компетенции между федерацией и ее составными частями, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы организации государственной власти субъектов федерации регулируются конституциями субъектов федерации.

В Российской Федерации, помимо федеральной конституции, каждая республика имеет свою конституцию. Другие субъекты имеют свои уставы.

По порядку изменения и дополнения конституции делятся на:

1. Гибкие.

Это Конституции, которые изменяются и дополняются, как и текущее законодательство (Например, конституции Княжества Монако, Саудовской Аравии и др. стран).

2. Жесткие.

Эти конституции изменяются и дополняются в особом порядке (Италия, Япония, Российская Федерация и др.).

Если мы применим вышеперечисленные критерии классификации к Конституции Российской Федерации 1993 г., то определим ее как основной закон нового поколения, характеризующий Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. По времени действия она является постоянной, по порядку изменения – жесткой.

3. Основные черты и юридические свойства

Конституции Российской Федерации 1993 года

Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1. Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она применяется.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа .

В преамбуле Конституции Российской Федерации 1993г. сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации,.. принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем, это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

2. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обуславливает и вторую существенную черту понятия конституции – ее учредительный характер . Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

3. Важной чертой, характеризующей понятие конституции, является предмет конституционного регулирования, т. е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Кроме вышеуказанных черт, конституцию отличают и особые юридические свойства . Это правовые признаки, присущие конституции как основному закону.

1. Верховенство конституции.

Установление в ч. 2 ст. 4 принципа верховенства Конституции Российской Федерации на всей территории России значимо в различных аспектах.

В признании верховенства конституции заложена идея, не свойственная прежним советским конституциям, о подчинении государства конституции, праву.

Верховенство конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

В принципе верховенства Конституции Российской Федерации отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство Федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции. Именно на принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о необходимости соответствия конституций республик Конституции России.

2. Высшая юридическая сила конституции, ее прямое действие и применение на всей территории России.

Высшая юридическая сила конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления , должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации.

Это юридическое свойство закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации1.

3. Конституция является ядром правовой системы России.

Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы российского права и системы законодательства.

4. Еще одним свойством Конституции Российской Федерации является ее особая правовая охрана , которая осуществляется органами государственной власти в различных формах.

Особая роль здесь принадлежит Президенту Российской Федерации, который является гарантом Конституции (ст. 10) и обязуется соблюдать и защищать ее, принося присягу при вступлении в должность (ст. 82).

Президент также вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Федеральной Конституции (ч. 2 ст. 85).

Важную роль Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок также является юридическим свойством Конституции Российской Федерации.

Мы уже говорили, что согласно этому порядку, установленному в самой конституции, она является жесткой.

4. Структура Конституции Российской Федерации 1993 года

Прежде чем остановиться на характеристике структуры Конституции Российской Федерации 1993 г., обратимся к понятию формы конституции.

Форма конституции – это способ организации и выражения конституционных положений.

Различают внешнюю и внутреннюю формы конституции.

Внешняя форма конституции есть внешнее выражение конституционных положений в виде одного или нескольких нормативных актов.

Внутренняя форма конституции есть способ организации, структура содержащегося в конституции материала. Это принятый в ней порядок расположения составных частей.

Можно также определить структуру конституции как принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Уяснение структуры конституции имеет важное значение для понимания ее концепции.

Конституции различны по своей структуре. Это объясняется и формой государства, и историческими условиями принятия конституции, и ее формой. Однако конституции последних поколений, как правило, имеют много общего по своей структуре. Они включают преамбулу (введение), основную часть, заключительные и переходные положения и иногда – приложения.

Структура российских конституций на разных этапах их развития менялась. Она зависела не только от предмета регулирования, но и от господствовавшей в нашей стране идеологии. Кроме того, Конституция России должна была полностью воспроизводить структуру союзной конституции. Естественно, что на 1-ом месте были нормы, отражавшие идеологические установки об общественном строе, диктатуре пролетариата, а разделы о правах и свободах в первых советских конституциях вообще отсутствовали. Лишь в Конституции РСФСР 1937 г. права и свободы значились в одной из последних глав.

Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место.

При разработке проекта Конституции Российской Федерации 1993г. предполагалось начать ее именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В отдельных зарубежных странах именно такой раздел или глава открывают конституцию. В числе проектов Конституции Российской Федерации, составленных в инициативном порядке отдельными учеными и юристами, также предлагался подобный вариант1.

Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, было бы беспредметным. Однако Конституция ни в какой мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, уже во второй статье закрепив их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела явление нередкое. В истории российской конституции он появился впервые.

В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых, продолжают действовать ранее образованные органы. Эти положения как бы устанавливают переход от «старой» конституции к «новой».

Уяснив структуру Конституции Российской Федерации 1993 г., отметим те конституционные идеи, на которых она основана:

1) введение понятия «Основы конституционного строя» как отражение качественного изменения характеристики строя;

2) закрепление перехода на парламентскую систему;

3) определение статуса Президента как главы государства (Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти);

4) последовательное и четкое отражение в структуре принципа разделения властей;

5) закрепление новых начал федеративного устройства, определяющих статус субъектов, принципы разграничения полномочий;

6) исключение из структуры раздела о государственном плане экономического и социального развития России;

7) введение самостоятельной главы «Права и свободы человека и гражданина».

В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.

5. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации

и принятия конституционных поправок

Одним из юридических свойств конституции является особый порядок ее изменения, что свидетельствует о «жесткости» основного закона.

В силу своей природы конституции присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования.

Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения конституции.

Так, ввиду жестких правил внесения в них поправок остались неизмененными со времени их принятия конституция Японии 1947 г., конституция Дании 1953 г. и др.

В некоторых конституциях встречаются оговорки о недопустимости изменения вообще тех или иных положений. Так, в ст. 89 конституции Франции 1958 г. записано: «Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра». В ст. 139 конституции Италии также говорится о невозможности пересмотра положения о республиканской форме правления1.

Если мы обратимся к истории развития российской конституции, то увидим, что прежние советские закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство депутатов высшего представительного органа.

Последняя советская российская конституция устанавливала, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации.

Учтя предшествующий опыт, нормативные установления конституций зарубежных демократических государств, и пытаясь укрепить стабильность конституции, являющуюся ее неотъемлемым свойством, действующая Конституция внесла в этот процесс существенные изменения.

Прежде всего, Конституция применяет иную терминологию – вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки». Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Предложения о поправках или пересмотре положений Конституции может вносить ограниченный круг субъектов. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, а также группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Это круг (ст. 134 Конституции Российской Федерации, 1993) перечня субъектов законодательной инициативы , указанного в ст. 104 Конституции.

Статья 135 Конституции в ч. 1 гарантирует неприкосновенность глав 1,2 и 9 и определяет процедуру разработки и принятия новой конституции.

Согласно этой статье, Федеральное Собрание Российской Федерации лишено права принимать новую конституцию. Федеральное Собрание лишь принимает постановление, содержащее предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9, которое может привести к принятию новой конституции. Оно принимается квалифицированным большинством – тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если это происходит, то в соответствии с федеральным конституционным законом (который на сегодняшний день еще не принят) созывается Конституционное Собрание – особый орган осуществления учредительной власти. Во многих странах аналогичный орган называется Учредительное Собрание. По утверждению: «Наша Конституция является одной из наиболее «жестких» в современном мире. Подобная иерархия конституционных положений введена именно потому, что исток, базисные причины не только государственного, но и всего общественного строя России концентрируют высшие ценности человеческой цивилизации, а также уроки собственной истории. Отсюда проистекает то уважение, которое оказывается положением первой части»1.

Часть 3 ст. 135 Конституции предусматривает три варианта осуществления Конституционным Собранием своих полномочий.

1. Конституционное Собрание не соглашается с предложениями Федерального Собрания, т. е. подтверждает неизменность действующей Конституции. И на этом полномочия Конституционного Собрания прекращаются.

2. Разрабатывается проект новой конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов.

3. Разрабатывается проект новой Конституции Российской Федерации и выносится на всенародное голосование (референдум). В этом случае конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Конституция определяет не только порядок ее пересмотра, т. е. принятия новой конституции, но и порядок принятия конституционных поправок.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст.136) допускаются только к гл. 3–8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т. е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»1 детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции Российской Федерации, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, повторное внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда Российской Федерации в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.

Поправка вносится непосредственно в текст конституции (а не прилагается к тексту, как, например, в конституции США). В случае исключения статьи, нумерация статей не изменяется, а делается в соответствующем номере статьи отметка «исключена».

К нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации, относятся положения Конституции 1993 г. о ее изменениях.

На основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта вносятся соответствующие изменения в ст. 65.

При изменении наименования субъекта Федерации, что относится к его собственной компетенции, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур указом Президента Российской Федерации (это определено в постановлении Конституционного Суда по делу о толковании ст. 137 Конституции1.

Заключение

Основополагающим источником российского права является Конституция, выступающая как Основной Закон Российской Федерации, обладающая наивысшей юридической силой и действующая непосредственно. По своей сути она является официальным государственным решением первостепенной важности, отражающим баланс интересов социально-политических сил в обществе. Основной Закон регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом, государственной властью, закрепляет основы общественного строя, принципы организации и цели государства. В Конституции выражены нормы конституционного и других отраслей права, установлены принципы права, ряда правовых институтов, закреплены основы правовой системы, процедуры и стадии важных направлений государственной деятельности (правотворческой, контрольной). По структуре она представляет, в сущности, «конституционный кодекс». Но, конечно, это не означает, что Основной Закон осуществляет исчерпывающее регулирование государственно-правовых и иных отношений.

Место конституции в правовой системе, ее юридическая природа связаны с характером утвердившейся в нашем обществе конституционной системы. В Российской Федерации, до самого последнего времени, как и ранее в СССР, конституционное развитие осуществлялось в рамках системы моноконституционного акта. Это означает, что Конституция едина, и любые изменения в конституционных нормах, вносимые законом, обязательно инкорпорировались в текст Основного Закона. Наглядный тому пример – принятие законов об изменении и дополнении Конституции Российской Федерации 1978 г. в 1989–1993 гг.

Принятый на Всероссийском референдуме Основной Закон 1993 г. вводит новую конституционную систему, предполагающую существование собственно конституции и пакета федеральных конституционных законов. Последние принимаются в усложненном порядке по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, ее развивают и дополняют.

Литература

1. Белкин охрана: три направления российской идеологии и практики: Монография. - СПб., 1995.

2. Зиновьев первоочередных поправок в Конституцию России//Правоведение. 2000. №4. С. 46-61.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Ассоциация ав­торов и издателей "Тандем", . - М., 2000.

4. Конституционное законодательство России: Монография / Под общ. ред. . - М., 1999.

5. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь /, и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.

6. Кравец конституции - принцип конституционализма // Журнал российского права. 2002. № 7. С. 15.

7. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. . 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2001.

8. Реков Э. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов - основной правовой принцип // Государство и право. 2000. №1. С. 31-41.

Введение …………………………………………………………..3

1. Понятие конституции, ее сущность и функции…………………………...4

2. Классификация конституций……………………………………………….9

3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ 1993 г……12

4. Структура Конституции РФ 1993 г………………………………………..16

5. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятие конституционных поправок……………………………………………………………………..20

Заключение ………………………………………………………………25

Литература………………………………………………………………. 27

Ключевые слова: сущность, конституции

Сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации. Появились теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти , его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий первоначально и происходило создание конституции.

Идея писаной конституции впервые возникла в Англии , которую Маркс метко охарактеризовал как "демиурга буржуазного космоса". Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.

Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. Конституции Франции и Польши.

Происхождение самого термина "конституция" (что означает - учреждение, установление ) научно не определено. Высказывается мнение, что он взят из технического оборота "rem publicam constituire", которым начинались акты римских императоров.

Наряду с термином "конституция" применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование "основной закон" (lex fundamentales).

Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1936 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.).

Учитывая длительный период наличия конституции в нашей стране, действующая Конституция РФ 1993 г. устранила двойное наименование, сняв даваемые в скобках слова "Основной Закон" как ставшие излишними.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от "революционных" конституций, которые составляют в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти : поскольку возможности государственной власти безбрежны, то чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория , которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса , т.е. является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обнаженная форма которой отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В сущности Конституции 1993 г. заложены другие начала - не классовые, а общедемократические . По своему источнику она является народной конституцией , поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Неприменима к Конституции РФ 1993 г. и трактовка конституции как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.

, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает , что она принимается при участии большинства избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

С помощью .

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

  1. институт прав и свобод человека и (конституционного статуса личности);
  2. институт государственного (территориального) устройства;
  3. институт (систему) государственных органов;
  4. государственную символику;
  5. механизм защиты конституции.

В формально-правовом аспекте конституция (устав, ордонанс, уложение) – особый основной закон государства.

Обычно в начале текста конституции выделяется декларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты частей, разделов, глав, статей и параграфов.

  1. Форма конституции в узком (формально-правовом) аспекте – основной закон.
  2. Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте – вся нормативная структура, составляющая конституционный строй страны (все источники норм конституционного права).

Функции конституции РФ

В науке конституционного права различаются следующие функции конституции :

  • учредительная;
  • организаторская;
  • внешнеполитическая;
  • идеологическая;
  • юридическая.

Учредительная функция

Слово "учредительная" следует понимать или как закрепление тех общественных отношений, которые уже фактически существуют, либо как создание правовых предпосылок для появления совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникнуть и развиваться, пока для них не будет соответствующей правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается.

Таким образом, учредительский характер конституции может проявиться как по отношению к политической системе в целом, так и по отношению к конкретным конституционно-правовым институтам и органам.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Время лекции - 90 мин.

Цели лекции:

Учебная: дать курсантам представление о понятии и сущности конституции, основных положениях теории конституционализма.

Воспитательная: формирование правосознания юриста, воспитание курсантов в духе уважения конституции, демократических ценностей конституционного государства, прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов и подзаконных актов.

Развивающая: совершенствование навыков работы с юридической терминологией, формирование правильного понимания всей системы российского права и места в ней норм и институтов конституционного права.

Метод проведения занятия:

Свободное изложение материала лекции.

Учебные вопросы

1. Понятие и сущность конституции

2. Теория конституционализма

3. Конституционное государство и конституционный строй:

их понятие и признаки

4. Классификация конституций

5. Развитие конституционной теории и практики в

дореволюционной России и СССР

Заключительная часть (подведение итогов, ответы на вопросы)

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2. Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Основная литература:

1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

2. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций: учеб. пособ. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

3. Конституционное право России: Учебник. / Отв. ред. А.Н. Кокотов; М.И. Кукушкин. – 4-е изд., пересмотр. и доп.– М.: Норма; Инфра-М, 2010.



4. Конституционное право России: Учебник. / Под ред. А.Е. Постникова.– М.: Проспект, 2007.

5. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: «НОРМА», 2008 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

6. Попов Е.А. Социокультурная семантика российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 7. С. 4 - 6.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос 1. Понятие и сущность конституции

Термин «конституция» (происх. от лат. слова constitutio - установление, учреждение, построение) известен еще со времен Древнего Рима. Так назывался один из видов декретов римских императоров.

Истоки теории конституционализма можно найти еще в произведениях Аристотеля, Полибия, Цицерона, Фомы Аквинского, Джона Локка, Руссо, Монтескье, Канта, Гегеля. Однако представления о конституции вращались в основном вокруг вопросов о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости.

В современном значении конституции возникли в конце XVIII в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е гг. того же столетия были приняты конституции во Франции(1791 и 1793 г.) и Польше (1793 г.). В настоящее время во всех странах мира, а их число приближается к 200, имеются конституции.

Первоначально под «конституцией» понимался акт ограничения монархической власти или акт учреждения республиканской власти.

Постепенно утвердился взгляд на конституцию как на необходимый элемент любого государственного порядка. Это привело к пониманию конституции как всякого порядка, устанавливающего способность постоянного распоряжения государственной властью.

Фердинанд Лассаль в своей работе «О сущности конституции» отмечал: Конституция - «основной закон» государства, а потому это более глубокий закон, нежели остальные, он должен быть «основанием» для других законов, быть «творцом» других законов, постоянно «воздействовать на них.

Конституции играют огромную роль в жизни каждого государства, что определяется их особым местом в правовой системе страны.

Под конституцией понимается основной закон государства и общества, обладающий наивысшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке и закрепляющий основы государственного и общественного строя, гарантирующий права и свободы личности, устанавливающий основы организации и функционирования органов государственной власти.

Конституцию, занимающую особое место в правовой системе каждой страны, отличают от других правовых актов и такие ее черты и свойства, как легитимность, стабильность, реальность, верховенство.

Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным путем, т. е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. Конституции, навязанные военными хунтами и другими диктаторскими режимами вместо принятых ранее законным путем, не могут считаться легитимными..

Такое свойство как реальность характеризует конституцию тогда, когда ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режи­ма законности и правопорядка. Реальна такая конституция, которая предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы че­ловека и гражданина. Конституции, не отвечающие этим требовани­ям, являются фиктивными. Они декларативны, наполнены социаль­ной демагогией и реально не гарантируют элементарных гражданс­ких прав. Фиктивные конституции характерны для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами. Так, Консти­туция СССР 1977 г. содержала немало демократических положений, которые, однако, не были и не могли быть реализованы в условиях коммунистической диктатуры.

Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее пред­писаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподвер­женности воздействию политических сил, меняющихся у власти. Ста­бильность и жесткость конституции не только не исключает возмож­ности ее изменения, но и предполагает приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной действительности. Поскольку кон­ституция оказывает глубокое воздействие на весь общественный и правовой порядок, неопределенность хотя бы отдельных ее норм может привести к нестабильности в обществе.

Определяя верховенство конституции в правовой системе, важно отметить, что она не просто основной закон, но такой закон, кото­рый обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом конституция является актом наивысшей юриди­ческой силы и это особое свойство выражается в следующем: ее нор­мы являются основополагающим источником не только конститу­ционного права, но и других отраслей права - гражданского, адми­нистративного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государ­ственными органами и соответствовать конституции; государствен­ные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию.

Верховенство конституции в правовой системе обеспечивается эффективным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обес­печения конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толкования конституцион­ных положений.

Верховенство конституции в правовой системе устанавливается не каким-либо другим нормативным актом, а ее собственными норма­ми. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и при­меняется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ».

Необходимо различать юридическую и политико-социальную сущность конституции. Сущность конституции как юридического документа состоит в ее особом содержании (т.е. объекте регулирования), ее высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства, в повышенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, более сложным по сравнению с обычным законодательным процессом.

Сущность конституции заключается не только в том, что она - основной закон государства и обладает высшей юридической силой, хотя это - ее первейшее и важнейшее назначение. Конституция яв­ляется также политическим иидеологическим документом.

В современном конституционном праве выделяют три основных подхода к пониманию политико-социальной сущности конституции: либерально-демократический, мар­ксистско-ленинский, теологический. Эти три направления в конституцион­ном праве по-разному видят основное предназначение конституции в поли­тической сфере.

Либерально-демократический подход сформировался в конце XVIII в., хотя он опирался на идеи и ценности английского и французского Про­свещения, которые разрабатывались в трудах Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и других просветителей в рамках школы естественного права.

В основе либерально-демократического подхода лежит доктрина общест­венного договора, примененная к конституционно-правовой сфере. В соответ­ствии с ним конституция рассматривается как результат общественного согласия, компромисса между различными социальными слоями и полити­ческими силами по поводу фундаментальных принципов организации общества и государства, взаимоотношений личности и государства. Конституция как общественный договор - важный показатель политического консенсуса, существующего в обществе.

В странах, где конституция давно действует в условиях высокого политического консенсуса, она приобретает характер соглашения, к кото­рому каждое последующее поколение может прибавлять новые положения или изменять существующие.

Марксистско-ленинский подход получил развитие во второй половине XIX - начале XX в. Как теоретическая концепция он формировался из идей и взглядов, высказанных классиками марксизма (К. Марксом и Ф. Энгель­сом) и существенно дополненных лидером большевиков В.И. Лениным. Последний стремился приспособить постулаты классического марксизма к социально-политическим реалиям России начала XX в. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что конституция, являясь результатом классовой борьбы, устанавливается победившим классом, ставшим господствующим в обществе. По их мнению, после захвата власти господствующие классы должны конституировать свою силу не только в виде государства, но и «придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона». И таким законом прежде всего является конституция.

Практическое воплощение данный подход получил впервые при созда­нии первой советской Конституции РСФСР 1918 г., а затем стал широко использоваться в социалистических государствах, где утверждался особый тип конституций и та или иная разновидность советской формы правления. Представители этого подхода видели в конституции не результат соглашения, а итог классовой борьбы, которая признавалась доминирующим двигателем исторического прогресса. Классовый подход к пониманию сущности консти­туции отказывал в праве на жизнь политическому компромиссу. В конститу­ции всегда воплощается воля экономически господствующего класса, одержавшего политическую победу над другими классами и более мелкими социальными группами. Поэтому конституция может отражать интересы только победившего в политической борьбе класса, занявшего экономи­ческие высоты, т. е. такому классу должны принадлежать и средства про­изводства.

Теологический подход представляет собой определенное сочетание идей светского и божественного права. Он появился значительно позже других подходов как результат распространения в XX в. (преимущественно во второй его половине) конституционных идей и принципов в странах арабского Востока, где доминирующее положение занимают источники мусульман­ского права. Представление о конституции в этих странах ассоциируется со сводом божественных правил, по которым необходимо жить «религиозной общине». Если конституция существует как писаный акт, она не должна противоречить важнейшему источнику мусульманского права Корану. Политическая борьба не поощряется, если не запрещается, а согласие достигается через верность исповеданию единой религии ислама.

Нормы и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся форму правления в таких государствах, как Иран и Саудовская Аравия. Мусульманское право играет в этих странах ведущую роль и в других отраслях действующего права, что находит свое подтверждение и на конституционном уровне. Например, Конституция Ирана закрепляет положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. Причем предписания шариата трансфор­мируются в правовые конструкции, используемые в теории и практике. Так, три требования Корана, которые обязывают консультироваться при при­нятии важных решений, вершить все дела по справедливости и подчиняться правителю, были положены в основу детально разработанной мусульман­скими правоведами теории «исламского правления» - теории организации и деятельности государства.

Поэтому не конституция выступает мерилом «законности» существу­ющего режима, а исламские ценности, прочно укоренившиеся в массовом сознании и проистекающие из шариата.

Любая конституция является также документом идеологическим. Ее идеологический характер заключается в том, что она в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую ее руководящими силами социально-политическую доктрину, оп­ределенное мировоззрение. Конституция декларирует важнейшие ценности - права человека, демократические институты, частную собственность, свободу экономической деятельности и другие, состав­ляющие основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стер­жнем либерально-демократической идеологии, защищаются и охра­няются.

Таким образом, сущность конституции – это высшее правовое выражение интересов доминирующих социальных слоев, их компромисса и общечеловеческих ценностей на данной ступени развития общества. На основе использования государственной власти современная конституция устанавливает основы взаимосвязей общества-государства-коллектива-индивида.



 

Возможно, будет полезно почитать: