Массовое правосознание. Что такое правосознание? Формирование, основные элементы и структура общественного правосознания

Многие ученые сегодня констатируют, что в российском обществе наблюдается кризис правосознания, который обусловлен, прежде всего, переоценкой прежних идей, взглядов и представлений. И это в известной мере так. "С одной стороны, падает вера в возможность быстрого построения правового социального государства, создания действенной правовой системы, способной защищать человека как от произвола и беззакония чиновничьего аппарата, так и от криминальных структур. С другой, в сегодняшнем правосознании велико влияние идеологии неразвитого, во многом "дикого" рынка... Между тем для цивилизованного рыночного общества необходимо развитое индивидуальное правосознание, личностное осмысление роли права, способность индивида к самостоятельным действиям, к саморегуляции, основанной на правовой культуре" .

Сегодня, наряду с новым осмыслением правосознания и правовой культуры в нашем обществе, во весь рост встает задача комплексного теоретического исследования проблемы индивидуального правосознания в демократическом обществе. Поэтому рассмотрим исходные аспекты современного правосознания и правовой культуры, а затем попробуем остановиться на проблеме индивидуального правосознания.

По проблемам правосознания и правовой культуры вообще написано много, даже трудно подсчитать количество публикаций. А вот по современным аспектам этих проблем применительно к постсоциалистическому праву и государству написано работ совсем немного, поэтому и нелегко сегодня рассуждать на эту тему.

Теоретики права по-разному определяют само правосознание применительно к новым общественным реалиям . Мы, исходим из того, что правовое сознание есть специфика форм отражения современного общественного бытия, форма общественного сознания, представляющая собой систему правовых целей, понятий, взглядов, представлений, чувств, настроений; что правовое сознание отражает, с одной стороны, объективную сегодняшнюю действительность, общественное бытие, общественные отношения и, с другой – специфическое правовое воздействие на эту действительность, правовые связи и отношения. То есть правосознание – сложное структурное образование, обусловленное сложностью отражаемого им объекта. И мы здесь особо подчеркиваем активную сторону правосознания, ибо сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

Правосознание имеет своим объектом общественные отношения. Причем, отражая объективные условия современного общественного развития, правовое сознание является источником правотворческой инициативы. Оно оказывает влияние на процесс социального действия норм права и их эффективность. Направляя и регулируя социальную деятельность людей в сфере функционирования права, правосознание само преобразуется в ходе этой деятельности, наполняясь новым содержанием. Проблема правосознания – одна из ключевых проблем правовой науки, раскрывающая правовую деятельность людей, групп, индивидов, истоки и механизмы их правомерного и противоправного поведения, определяющая пути и формы целенаправленного правового воспитания членов демократического общества, формирования правовой культуры.

Будучи связанным с правом, правосознание сегодня не может быть соответственно только с ним одним. В основе правосознания, как формы общественного сознания; лежит сегодняшнее общественное бытие в целом, которое есть одновременно основа и права, политических и правовых институтов. Поэтому мы выделяем и рассматриваем в этой связи два аспекта отражения в правосознании; отражение существующих общественных отношений; указания на способ воздействия на эти отношения, т.е. отражение правовых требований, позитивного права.

Специфика правосознания в отличие от других форм сознания состоит в настоящее время в том, что, с одной стороны, предметом его отражения являются общественные отношения, требующие нормативно-правового регулирования, а с другой – действующее право функционирует в виде закона и других нормативных предписаний. Ранее в определениях правосознания эти два аспекта не всегда учитывались. И тогда получалось, что правосознание в государстве представляет собой совокупность идей, понятий, представлений всех людей о праве и законности, а также эмоций и привычек этих людей, связанных с правовыми явлениями. И личность как бы забывалась.

На современном этапе общественное бытие как предмет отражения и объект воздействия общественного и индивидуального правосознания представляет собой взаимодействие различных общественных отношений (и государственных, и частных), совокупность которых в целом находит свое отражение в общественном правосознании, которое отражает лишь наиболее общее, что соответствует интересам всех граждан, а не отдельных их представителей. В индивидуальном же правосознании отражаются отдельные стороны общественного бытия, те общественные отношения, которые входят в сферу личной жизни человека. Характер осознания действительности, степень адекватности ее отражения индивидуальным сознанием определяются также индивидуальными особенностями личности, ее мировоззрением, жизненным опытом, нравственными и другими установками, т.е. по содержанию отражение остается объективным на любом уровне, а по форме оно субъективно, так как связано с познающим субъектом.

В этой связи можно с комплексных позиций говорить и об особенностях правосознания в современном обществе. К числу этих особенностей, с учетом сказанного, можно отнести;

  • – функцию в правосознании только правовых явлений и процессов, т.е. тех, которые образуют правовую сферу государственной и общественной жизни. Это право, законодательство в целом, его части, их связи, правореализация, юридическая практика;
  • – специфический характер методов и средств фиксации правовой действительности – посредством правовых понятий, категорий, принципов, механизмов, правовых источников;
  • – способность к опережающей фиксации правовой действительности, т.е. в правосознании могут отражаться не только данное состояние правовых явлений и процессов, но и направления их развития;
  • – тесная связь и взаимодействие правосознания с другими формами. Например, известно, нравственные принципы, в том числе принципы справедливости, гуманизма, равенства людей, составляют содержание правовых взглядов и представлений;
  • – правосознание может не только активно воздействовать на общественные процессы, но и затормозить их развитие. Например, некоторые прогрессивные аспекты правовой реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания его правосознания;
  • – правосознание имеет оценочный характер. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, как нужно относиться к правомерному и неправомерному поведению граждан, как должно осуществляться правосудие, исполнение наказания.

В настоящее, как и в советское время, структура правоотношения представляется в основном в виде правовой идеологии и правовой психологии, при этом мало говорится о других компонентах и характеристиках данной структуры, вызванных новым временем.

Более интересной выглядит позиция А. В. Полякова на структуру правосознания . Применительно к постсоциалистическим реалиям ученый обосновывает, что основными видами отношений сознания в обществе является познание, ценностные отношения и практика. Соответственно в правовом сознании можно выделять познавательные, ценностные и волевые элементы, из которых и складывается как индивидуальное, так и общественное правосознание. Совокупность этих элементов в их взаимосвязи образуют и структуру правосознания. Эти элементы в ракурсе правосознания можно определить как правовую онтологию, правовую аксиологию и правовую праксиологию.

Правовая онтология – это сознание (т.е. познание и знание) того, что есть право вообще и что есть право в отдельном обществе. Наиболее общие знания о праве как таковом называются теоретической правовой онтологией (теоретико-рациональный уровень правосознания). А сознание того, что предписывается субъектам данного общества в качестве общеобязательных правил поведения, как необходимо себя вести в той или иной правовой ситуации, называется практической правовой онтологией. Это наиболее "выпуклая" часть правосознания, которая представляет собой результат нормативной интерпретации различных правовых текстов, облеченных в формы законов, подзаконных актов, обычаев, договоров, и, одновременно, индивидуальная сфера правосознания, субъекты которой сознают себя носителями определенных прав и обязанностей, определяющих их поведение но отношению к другим субъектам.

Правосознание включает не только рациональное знание о правовой действительности, но и эмоциональное, ценностное отношение к праву, складывающееся в том или другом обществе, и которое лишь частично тематизируется и рационализируется сознанием индивида. Такое интеллектуально-эмоциональное восприятие права и составляет содержание правовой аксиологии. При этом правовая аксиология подразделяется на правовую идеологию и правовую психологию. В своей активной составляющей правовая идеология выполняет функцию средства, при помощи которого осуществляется легитимация правовых текстов, придающая им нормативно-правовой смысл и значение. Такая легитимация осуществляется на уровне правовой психологии.

Все многообразие правовых идеологий может сводиться к нескольким типам, которые определяются приоритетом тех или других ценностей, лежащих в их основе, и представляют собой ту или иную модель социальной коммуникации.

Так, теории, сводящие право к правам и свободам человека, независимо от того, как конкретно понимаются эти права и обязанности, относятся к индивидуалистическому типу правовой идеологии (и правовой коммуникации соответственно). Те теории, в которых доминирующей ценностью и источником права признается Бог, относятся к теоцентрическим правовым идеологиям. Если же основными правовыми ценностями признаются права каких-либо групп, классов, народов, общества в целом, то такие взгляды относятся к коллективистскому типу правовой идеологии. Много говорится о либеральной правовой идеологии. Либерализм же исходит из основополагающей ценности индивидуальной свободы, понимая ее как свободу от какого бы то ни было вмешательства в самоопределение поступков человека.

Несистематизированное ценностное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний называется правовой психологией. На иррациональном уровне правовой психологии происходит ценностная легитимация права, которая впоследствии может получить идеологическое оправдание и обоснование. Повседневная правовая жизнь воспринимается, прежде всего, на уровне правовой психологии.

Определения правовой идеологии и правовой психологии как важнейших частей правосознания все же нуждается, наш взгляд, в уточнениях. И здесь вовсе не помешает и традиционный подход. Суть его состоит в том, что правосознание состоит только из двух элементов, частей: правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология, помимо сказанного, охватывает сегодня весь слой правотворчества и правоприменения, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных нормативных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового воздействия в демократическом обществе. Правовая наука создает теоретические концепции, которые отражают закономерности развития правовой системы: является базой для правовой политики и идеологии; содержит методологию изучения государства и права; формулирует предложения о путях совершенствования правового регулирования.

Правовая психология выражает психологическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы: общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, богатых, бедных, мужчин, женщин, вытекающие из их места в структуре общества; психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные указанным социальным группам; представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада; чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам; способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) – влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Правовая психология включает значительную область бессознательного – целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых индивид не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правомерного (стереотипы, привычки, автоматизмы), так и неправомерного поведения. Бессознательное может проявляться как интуиция, аффект.

Правомерна постановка вопроса о дальнейшем исследовании вопросов так называемой правовой праксиологии .

Правовая праксиология тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную коммуникативную сторону. Она касается совокупности представлений о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Она состоит из правовой политики и правовой установки.

Правовая политика – это совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу. Правовая политика в этом смысле может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной. Она может быть либеральной и авторитарной, национально-ориентированной и космополитической, творческой. В конечном счете, правовая политика напрямую связана с правовой идеологией и в значительной мере ею определяется. Основное требование, предъявляемое к правовой политике, – требование ее органичности. Она должна определяться нс поверхностными, частными интересами и модными лозунгами, а интуицией творческого совершенствования социальной жизни. Способствовать созиданию человеческого духа – вот высшее предназначение одухотворенной правовой политики. Поэтому она не может быть групповой, классовой, грубой, но обязана быть научной политикой.

Понятие правовой установки опирается на общее понятие установки, разработанное в психологии и философии. Установка здесь означает состояние готовности к действию субъекта в определенной ситуации; она, аккумулируя прошлый опыт человека, опосредует стимулирующее воздействие внешних условий и уравновешивает отношения субъектов со средой. В целом, правосознание, как и другие формы общественного сознания, отражает общественное бытие и обусловлено им. Вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, изменяются также и их представления, взгляды и понятия, т.е. их сознание. Правосознание самостоятельно и оказывает обратное воздействие на различные сферы общественной жизни. При этом важно учитывать особую эффективность обратного воздействия правосознания на общественные отношения. Это объясняется во многом его тесной, неразрывной связью с практикой, функционированием правовой системы и механизма государства.

Пр изнание обусловленности правосознания вовсе не исключает, а наоборот, предполагает изучение всех факторов, объективно влияющих на его функционирование и развитие. Как показывает история, те или иные события в жизни общества могут вызываться самыми различными внеэкономическими факторами и, в конечном счете, – общественным бытием. Такими факторами может быть огромное число социальных, политических, духовных и иных явлений. Более того, по мере продвижения общества вперед все большее значение приобретает само правосознание как фактор развития.

  • Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. – М., 1999. – С. 396, 397.
  • Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. – М., 2003. – С. 243; Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М.: Эксмо, 2005. – С. 399.
  • Поляков, А. В. Общая теория права / А. В. Поляков. – СПб., 2003. – С. 376-411.
  • Поляков, А. В. Общая теория права / А. В. Поляков. – СПб., 2003. – С. 420, 421.

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении. Особенность правосознания как специфической формы общественного сознания выражается в следующем.

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).

1. Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

2. Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний - все это относится к области правовой психологии.

Общественное и индивидуальное правосознание. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми (индивидами). Научное правосознание и правовая психология не существуют вне сознания отдельных личностей. Они включают все то типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.

Индивидуальное правосознание - это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные, существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим от общего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.

Роль правосознания в общественной жизни. Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят черезволю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.

По виду субъектов правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное:

· индивидуальное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретной личности к праву и правовым явлениям в общественной жизни;

· групповое правосознание означает совокупность представлений и чувств, связанных с коллективным осознанием права и правовых явлений (социальных групп, классов, слоев, профессиональных и иных объединений);

· общественное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение макроколлективов (населения страны, нации и т.д.).

Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества. На основе общественного правосознания складывается индивидуальное и групповое правосознание. Но прежде чем сформируется общественное правосознание, оно становится сознанием определенной группы людей, а индивидуальное правосознание становится результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека. Общественное правосознание не существует вне индивидуального. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер.

В зависимости от уровня правовой культуры или с точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.

Обыденное правосознание является наименее глубоким: в нем преобладают психологические (эмоциональные) элементы. Правовые знания на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими установками, имеют фрагментарный, бессистемный и часто поверхностный характер. Отношение к праву, как правило, противоречиво и зависит от переменчивых настроений и повседневных эмоций. Формируется данный уровень под влиянием личного жизненного опыта.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов, которое складывается в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической юридической деятельности. Включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать правовые знания. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций.



Научное (теоретическое) правосознание , в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Оно характерно для научных работников, специально занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей теоретического правосознания обусловлено теоретическими воззрениями. Научное правосознание необходимо учитывать в процессе правотворчества, которое должно определять направления совершенствования юридической практики. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим, т.е. представлять собой систему правовых знаний, выраженных в юридических принципах, нормах и категориях, в знании основных тенденций и закономерностей государственно-правовой действительности. Правовая теория является концептуальной формой существования правового сознания, самым глубоким способом фиксации объекта правового отражения. К теоретическому правовому сознанию подходит такая степень выражения, как идеологический уровень.

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом, с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая правовые акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению, способствует оптимальному толкованию права и преодолению пробелов в праве). Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию правовых норм и сопровождает реализацию норм на всем протяжении их действия.

71. Юридическая практика.

Под юридической практикой понимается деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.

Юридическая практика формируется в результате длительного и многообразного процесса правореализации, т.е. претворения права в жизнь. В ходе этого процесса вырабатываются определенные общие положения, тенденции, ориентиры, которые затем используются в последующей работе.

В частности, практика создает так называемые правоположения, под которыми понимаются устоявшиеся типовые решения по применению юридических норм. Эти правоположения реально приобретают черты общих правил. Особенно это касается прецедентов.

По мнению С.С. Алексеева, правоположения - это еще не нормы, но они уже выходят за пределы правосознания, простых суждений. Это формирующиеся нормы, которые представляют собой сгустки правосознания. Со временем они могут превратиться либо в стойкие правовые обычаи, либо в нормы, закрепленные законодателем.

Юридическая практика выполняет три основные функции: 1) правонаправляющую, когда практика как бы расставляет вехи и определяет общее русло для становления и развития права; 2) правоконкретизирующую, когда уточняется смысл, содержание отдельных норм применительно к конкретным ситуациям, случаям, отношениям; 3) сигнально-информационную, когда практика выражает потребность в изменении тех или иных актов, их совершенствовании или даже отмене. Практика как бы сигнализирует законодателю о неблагополучии в правовой сфере. В этом смысле она служит своеобразным путеводителем, прокладывает дорогу теории. Давно сказано: опыт - учитель жизни.

Различают правотворческую, правоприменительную и правоисполнительную, интерпретационную практику. По сферам проявления она подразделяется на судебную, прокурорскую, следственную, адвокатскую, арбитражную, нотариальную и другие виды. Разумеется, все они тесно взаимосвязаны.

Значение юридической практики состоит в том, что именно она показывает, насколько совершенно либо несовершенно наше законодательство, в чем его достоинства и недостатки, плюсы и минусы, эффективность или неэффективность, помогает устранять в нем коллизии и пробелы. Практика постоянно изучается, обобщается. На ее основе делаются необходимые выводы и прогнозы на будущее. Юридическая практика - разновидность социально-исторической практики и поэтому несет на себе ее печать.

72. Правовая культура и правовое воспитание.

Правосознание

Правосознание - это одна из форм общественного сознания , представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Правосознание является одной из приоритетной составляющей теоретической конструкцией ("теоретическим телом" (Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правового сознания (например, религиозного, политического, национального и др.), которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности.

Термин

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения , требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

  • Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
  • Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства , настроения , переживания.
  • Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
  • Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
  • Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

  • Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
  • Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
  • Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
  • Массовое - правосознание обширных масс людей.
  • Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания: 1. Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. 2. Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. 3. Третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

  • Обыденное правосознание - правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой .
  • Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.
  • Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

  • Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
  • Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
  • Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
  • Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот - во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии - стадии правотворчества . Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности , справедливости и гуманности , способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

Литература

  1. Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. - М: Юрид. лит. , 1981.
  2. Алексеев С. С. Теория государства и права. М., 1985.
  3. Бельский К. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. - М.: Высш. школа, 1982.
  4. Бура Н. А. Функции общественного правосознания. - К. : Наукова думка, 1986.
  5. Высоких Ю. В. Генетические истоки правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». - 2006. - №13(68). - Вып. 8, т. 2.
  6. Высоких Ю. В. К вопросу о первоисточниках правосознания // «Социум и власть». - 2007. - № 1(13). - С. 58–60.
  7. Гуляихин В. Н. Структурно-функциональные особенности различных состояний правосознания человека // Вопросы права и политики. 2012. № 2. С. 90-116. Режим доступа: http://www.e-notabene.ru/lr/article_153.html
  8. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М, 2001.
  9. Ильин И. А. О сущности правосознания.
  10. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. 1982.
  11. Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. - М., 1969.
  12. Пиголкина А. С. Общая теория права. 1996.
  13. Тархов В. А. О юридической ответственности. 1978.
  14. Уледов А. К. Структура общественного сознания. - М., 1968.
  15. Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М., 1963.
  16. Хайек Ф. А. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. - М.: ИРИСЭН, 2006.
  17. Энциклопедия российского законодательства. Специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей. Весенний семестр 2008
  18. История государства и права. 2009. N 13. С. 35 – 37.
  19. Дмитрієнко І.В., Дмитрієнко Ю.М. Бодинаміка української правової свідомості та культури / Ю. Н. Дмитриенко // Форум права. – 2011. – № 4. – С. 192-200 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2011-3/11djncik.pdf

Ссылки

[Дмитрієнко І. В. Суперечності та протиріччя української правової свідомості та ку- льтури / І. В. Дмитрієнко, Ю. М. Дмитрієнко // Форум права. – 2012. – № 2. – С. 205– 220 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/ejournals/ FP/2012-2/12divpct.pdf]


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Правосознание" в других словарях:

    Правосознание … Орфографический словарь-справочник

    Правосознание - совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования. Как и право,… … Элементарные начала общей теории права

I основание классификации : В зависимости от сочетания в правосознании рационально­го и эмоционального компонентов принято выделять обыденное, профессиональное и теоретическое, или научное, правосознание. По данным критериям правосознание делится на три уровня :

Первый уровень – обыденное правосознание . Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. Носители обыденного правосознания чаще всего обходятся самыми общими знаниями о праве, и это оказывается достаточным для того, чтобы не вступать в конфликт с законом. Обыденное (эмпирическое) правосознание – это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Обыденное правовое сознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни личного опыта и правового образования, доступного населению.

Второй уровень – профессиональное правосознание , которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Рациональный компонент профессионального правосознания существенно отличается от обыденного правосознания, прежде всего своей специализированностью. Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. Его сущность и особенности конкретизируются в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д.

Третий уровень – это научное, теоретическое правосознание . Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Его основой являются глубокие и всесторонние правовые познания, отличающиеся точностью и объемностью. Для этого вида правосознания характерно опере­жающее отражение правовой действительности, выражающееся в новых понятиях и терминах. Научное правовое сознание – это идеи, концепции, взгляды, выражающие теоретическое осмысление права.

II основание классификации : посубъектам (носителям) правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное . К коллективному относится групповое, массовое и общественное.

Индивидуальное правосознание формируется под воздействием самых разных обстоятельств, в значительной мере оно зависит от принадлежности человека к той или иной социальной группе: демографической, профессиональной, общественно-политической и т.п. Будучи зависимым от группового (корпоративного), индивидуальное правосознание вместе с тем сохраняет свою самобытность, уникальность. Это связано с индивидуальными различиями людей, различными источниками получения ими правовых знаний, семейного, профессионального окружения и другими обстоятельствами. Оно не есть прямая проекция, миниатюрный вариант правосознания общества в целом. Оно и образуется, и строится, и проявляется иначе, чем правосознание общества и общественных групп. Индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в различные общественные отношения.

Одним из видов коллективного правосознания явля­ется групповое правосознание , т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации – работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности складывается специфическая субкультура, т.е. свои нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим. Групповое правосознание играет роль как бы промежуточного звена между индивидуальным и общественным.

Групповое правосознание надо отличать от массового , которое характерно для нестабильных, временных объ­единений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие общественное правосознанием . Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей.Общенациональное , правосознание производно от индивидуального и группового, является его результатом. В отличие от индивидуального и группового оно менее ситуативно, имеет свои, особенные формы выражения, например, проявляется в ходе общенациональных выборов, референдумов. В то же время индивидуальное и групповое правосознание подвержено действию общественного правосознания. Общественное правосознание включает в себя идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности.

Обыденное правосознание - это правосознание не юристов. Оно складывается стихийно как результат осмысления людьми своего житейского юридического «опыта», оценки фактов, относящихся к правовой действительности, с точки зрения здравого смысла.

Научное правосознание - это правосознание ученых-юристов. Оно складывается на основе целенаправленных исследований, применения специальных методов познания, предполагающих установление истины в результате систематизации, обобщения накопленных, неискаженных фактов, относящихся к правовой действительности. Востребованное научное правосознание реализуется в правотворчестве, служит совершенствованию юридической практики.

Профессиональное правосознание - это правосознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юрисконсульта, адвоката, дознавателя, следователя, судьи, прокурора и т.д. Профессиональное правосознание юристов-практиков, применяющих право, находит свое выражение в процессе решения ими юридических дел.

ВОПРОС. 102 Правое регулирование: понятие и сущность.

Сущность правового регулирования

Важным аспектом исследования любого предмета является анализ его сущности с учетом как традиций определенного государства, так и научно-теоретических традиций, которые устанавливают пределы его правового осознания. В юридической литературе сформировалось определенное понимание сущности правового регулирования, несмотря на различные подходы к его определению.

Термин "регулирования" (лат. regulo - правило) обозначает упорядочение, приведение чего-либо в соответствие с чем-то. По утверждению Д. Керимова, "регулировать" означает устанавливать границы, масштаб поведения людей, вносить в общественные отношения стабильность, систему, порядок и тем самым направлять их в определенном направлении.

В юридической литературе отсутствует единое понимание категории "правовое регулирование". Большинство ученых склоняется к мысли, что правовое регулирование - это воздействие права на общественные отношения осуществляется через использование системы средств, которые имеют юридический характер и обеспечивают упорядочение общественных отношений. С. Алексеев толкует эту категорию как осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное нормативно-организованное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя. П. Рабинович правовым регулированием считает осуществляемый государством с помощью всех юридических средств властное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, закрепления охраны и развития. Правовое регулирование как одну из форм воздействия права на общественные отношения с целью их упорядочения, осуществляемое с помощью всей системы юридических средств ведет речь О. Малько. Эту точку зрения разделяет Г. Русинов, в понимании которого правовым регулированием является целенаправленное воздействие на поведение субъектов и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. По убеждению B. Червонюк, правовое регулирование - это осуществляемое государством при помощи права и совокупности правовых средств упорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие; О. Скакун - это осуществляемое гражданским обществом и государством с помощью всей совокупности юридических средств упорядочение общественных отношений, их закрепление, охрана, защита и развитие.

Понятие "правовое регулирование" отражает динамику права, его силу и энергию, направленную на достижение правового результата, решения жизненных ситуаций, которые требуют воздействия права. Осуществляют его с помощью средств, которые образуют не просто комплексы, многоэлементные образования, а последовательно соединенные цепи определенной структуры, которая находится в динамике. В этом контексте интересна мысль Ю. Шемшученко и

C. Бобровник, которые считают, что правовое регулирование - это один из основных средств государственного воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения в интересах человека, общества и государства. Т. Радько подчеркивает, что правовое регулирование - это регламентация общественных отношений через общеобязательные правила поведения и основанных на них предписаний индивидуального характера, обеспеченных в необходимых случаях государственным принуждением.

Термин "регулирования" чаще всего относят лишь к права как системы норм и некоторых других специфических правовых средств (правоотношения, акты реализации норм права). Некоторые ученые не соглашаются с пониманием регулирования общественных отношений как жесткого их нормирования государством (законом), поскольку, по их мнению, категория "регулирования" не является тождественной принуждения, жестком и властном предписания. Норма права устанавливает лишь модель отношений, в которой общественные интересы должны співвідноситись с интересами членов общества, причем право широко использует для влияния на поведение людей: стимулирование, поощрения, предоставления прав и т.д.

Правовым регулированием общественных отношений С. Комаров считает воздействие на них при помощи специфических правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации. Правовое регулирование рассматривают также как спрямовувальну и закріплювальну деятельность государства в лице его уполномоченных органов и должностных лиц, а также общества, которая осуществляется в процессе: подготовки и принятия, изменения и отмены правовых норм, их реализации в конкретных общественных отношениях; применение мер государственного принуждения к правонарушителям с целью установления и поддержания стабильного и эффективного правопорядка, оптимального развития общества и личности. Эту точку зрения поддерживает. Сырых, подчеркивая, что правовое регулирование - единство правотворчества, правореализации и применения юридической ответственности. Своеобразный подход к определению правового регулирования выразила Н. Гранат: правовое регулирование - часть (аспект) действия права, которая характеризует специально-юридическое (не информативное и ценностно-мотивационное) воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ним не связана.

понятие "правовое регулирование" является сложным и многогранным, общетеоретическим и межотраслевым. Своему содержанию оно выражает правовое воздействие на общественные отношения через систему юридических средств, способов, форм и методов с целью приведения их в соответствие с потребностями общества, обеспечения в нем порядка и стабильности. Важно при этом определение соотношения между понятиями "правовое регулирование" и "правовое воздействие".

Воздействие - это определенная система действий относительно чего-то. Правовое воздействие - это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специфической системы правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).

По мнению А. Малько, категория "правовое воздействие" - это взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей. По мнению А. Скакун, правовое воздействие - это распространение действия права во всех формах и направлениях на сознание и поведение людей, на их взаимодействие как участников общественных отношений с целью обеспечения личных или социально значимых результатов. Наряду с категорией "правовое воздействие" иногда используют категорию "влияние права", имея в виду результативный влияние формально-юридического источника права на поведение людей с помощью правовых средств (правовое регулирование) и не правовых (информация, идеология, воспитание и т.п.).

Правовое воздействие - это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения с помощью собственно правовых средств (норм права, правовых отношений, актов применения права и других правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).

Осуществляют его в различных сферах общественной жизни, прослеживается он в информационной, воспитательной и иной роли права. Правовое воздействие в отличие от правового регулирования связан с общественными отношениями, которые не регулируются правом, но на которые распространяется его действие. Формируется он с помощью нормы права, зависит от правовой культуры общества. Это обеспечивает формирование в однотипной ситуации определенного стандарта поведения как непосредственной условия законопослушного поведения граждан. Правовое воздействие охватывает правовые и информационные средства воздействия на общественную жизнь и психологические (правовые стимулы и правовые ограничения), воспитательные, идеологические (повышение уровня правовой культуры, формирования прогрессивных правовых идей, принципов и т.п.) и другие. Структурно он включает правосознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс.

Категории "правовое регулирование" и "правовое воздействие" разные по смысловому наполнению, их разграничение связано с многоаспектностью действия права. На современном этапе категория "правовое регулирование" наполняется новым содержанием, ее следует рассматривать через более широкую категорию "правовое воздействие".

Сферой правового регулирования являются общественные отношения (экономические, политические, культурные, национальные, религиозные и другие), требующие правового воздействия. Эти отношения как предмет правового регулирования являются волевыми, объективно требуют воздействия со стороны государства и имеют четко определенный смысл. В экономической сфере - это отношения, связанные с формированием рыночной системы, с развитием различных форм собственности, производством, распределением материальных благ. В политической сфере - это правовое закрепление

ВОПРОС. 102

плюралистических форм и методов осуществления власти, формирование демократических институтов. В социальной сфере - это формирование социальной политики, направленной на удовлетворение интересов людей в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.

При установлении сферы правового регулирования следует учитывать:

Праву должны быть урегулированы существенные общественные отношения, которые имеют принципиальное значение для государства, объединений граждан, отдельных лиц (объединение в политические партии, осуществления предпринимательской деятельности - новые для Украины общественные отношения, урегулированные нормами права);

Изменения в общественных отношениях должны быть отражены в праве (например, в сфере здравоохранения наряду с бесплатными медицинскими услугами возникают и находят правовое закрепление платные медицинские услуги);

Развитие общественных отношений должен стимулироваться с помощью права (наряду со строительством за государственные средства возникает строительство за средства инвесторов);

Право влияет на возникновение новых отношений и их регулирования, если они требуют и поддаются юридической регламентации;

Общественные отношения требуют регламентирования, если они отражаются в сознательном волевом поведении субъектов (право не может регулировать поведение психически больных лиц или лиц, находящихся под гипнозом);

Право регулирует только отношения, возникающие между субъектами, объединениями граждан и т.д. Не является предметом правового регулирования явления объективной действительности (физические, биологические, природные процессы) при условии, что они не превращаются в конкретные юридические факты.

Анализируя понятие "правовое регулирование" как исходный пункт, объединяющее начало характеристики права в действии, в процессе реализации его потенции и силы, С. Алексеев подчеркивает характерные его особенности: правовое регулирование является специфической разновидностью социального регулирования, направленным на достижение определенных результатов в жизни общества; оно осуществляется при помощи целостной системы средств, реально отражают материю позитивного права как нормативного институционного образования - регулятора.

в Целом правовое регулирование имеет целенаправленный характер, поскольку выступает неким регулятором общественных отношений, упорядочивая их права на уровне общества. Оно имеет организационный и упорядоченный характер (осуществляется с помощью определенных средств) и должно быть направлено на достижение определенных целей, иметь результативный характер. Правовое регулирование имеет определенный предмет и сферу правового воздействия, осознанные субъектами и обществом и важны для них. Обеспечивают его определенные методы, которые координируют деятельность субъектов в сфере права, реализуются посредством их субординаційної подчиненности в процессе выполнения или использования нормы права. Стадии правового регулирования - правовая регламентация общественных отношений, возникновение субъективных прав, юридических обязанностей и их реализация.

С помощью правового регулирования отношения между субъектами приобретают определенной правовой формы, поскольку через нормы права государство устанавливает меру возможного и разрешенного поведения.

ВОПРОС. 103Механизм правового регулирования: понятие и элементы.

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Алгоритм, стадии и механизм правового регулирования
Правовое регулирование - процесс постоянный, непрерывный, в нем участвуют тысячи и миллионы различного рода субъектов: государственные органы, общественные объединении, предприятия, учреждения, граждане. Постоянно издаются правовые решения, заключаются договоры, исполняются обязанности, соблюдаются запреты, осуществляются права. В то же время совершаются правонарушения (нарушаются запреты, не исполняются обязанности, происходит злоупотребление правами), возникают различного рода правовые конфликты и споры, требующие правового разрешения.
В целях лучшего понимания процесса правового регулирования (путем некоторого упрощения, огрубления и обобщения действительности) можно выделить в нем три стадии (этапа): общенормативное регулирование; возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов; стадия их реализации.
На первой стадии происходит формирование нормативного регулятора, т. е. норм права путем принятия нормативных актов (законов, постановлений и т. п.). На первой стадии (этапе) правовое регулирование носит общий характер.
На второй стадии на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конкретных субъектов права, в конкретных отношениях. На этой стадии происходи! конкретизация норм права применительно к отдельной ситуации, поскольку права и обязанности, предусмотренные нормой права, носят общий характер. На этой стадии они детализируются применительно к отдельной ситуации, конкретному отношению, «привязываются» к персонально определенным субъектам.
Например, на основе конкретных юридических фактов (стаж работы, размер зарплаты, достижение пенсионного возраста, наличие иждивенцев и т. д.), подтверждаемых соответствующими документами, выносится решение о назначении пенсии конкретному гражданину к соответствии с законом о пенсиях. У гражданина возникаем право на получение пенсии в определенном размере, у органов социального обеспечения - обязанность выплачивать пенсию.
Однако в случае если право на пенсию конкретизировано, размер пенсии определен, а пенсионных денег временно нет, то есть лишь правовая возможность их получить. Чтобы она превратилась в реальность, необходимо совершение обязанным субъектом (органом социального обеспечения) и уполномоченным гражданином определенных действий (выдача денег одним, получение другим). Это и будет третья, завершающая стадия реализации субъективных прав и обязанностей, следовательно, реализация самих норм права, заключительный этап их действий.
Таким образом, нормы права реализуются в действиях, в поведении, в деятельности разнообразных субъектов права, и ни в чем другом они реализоваться не могут. Различают четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение норм права. Формы реализации связаны со способами регулирования.
Соблюдение связано с запретами, состоит в воздержании от действий, запрещенных правом.
Исполнение вытекает из позитивной юридической обязанности, заключается в совершении соответствующих обязанностям активных (позитивных) действий (уплата денег за проданную вещь по договору купли-продажи, уплата налогов и т. д.).
Использование тесно связано с субъективным правом, предполагает совершение активных действий, направленных на реализацию, осуществление своего нрава.
При исполнении и соблюдении норм нрава, связанных с запретом (пассивная обязанность) и активной обязанностью, у адресатов норм права отсутствует свобода выбора, - они должны поступать только в соответствии с запретом или обязанностью.
В случае использования субъективною права (дозволения) у адресатов нормы есть определенная свобода выбора.
Во-первых, здесь существует альтернатива- использовать или не использовать свое субъективное право. Адресат нормы (субъект права) сам распоряжается своим субъективным правом. Он может и не воспользоваться им, например отказаться участвовать в выборах, не требовать от должника долг, не подавать исковою заявления в суд и т. д. Во-вторых, уполномоченный субъект может выбрать разные варианты осуществления своего права: проголосовать из числа многих кандидатов за одного из них по своему выбору или проголосовать против всех; потребовать от должника лишь часть долга, отсрочить уплату долга; подав исковое заявление в суд, может изменить его требования, увеличив или уменьшив сумму иска.
Все три указанные формы реализации называются непосредственными, в том смысле, что при этих формах субъекты нрава реализуют нормы права (запреты, обязанности, субъективные права), не обращаясь за содействием в органы государства, совершают соответствующие действия самостоятельно,

без разрешения этих органов.
Однако в ряде случаев нормы права не могут быть реализованы без властною вмешательства государственных органов. И тогда мы имеем дело с такой формой реализации, как применение права.
ВОПРОС. 103

Правоприменение - особая форма реализации права, оно имеет место в тех случаях, когда первые три формы оказываются недостаточными для реализации норм права. Применение - это властное вмешательство в общественные отношения государственных органов. Оно состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел и вынесении властного, обязательного для субъектов индивидуального решения (приказа, постановления какого-либо органа управления, решения, приговора суда и т.д.).
Такое решение необходимо, когда права и обязанности не могут возникнуть, окончательно сформулироваться без него, когда возникает спор о праве, когда совершено правонарушение. Применение, следовательно, возможно на второй стадии регулирования или на третьей, когда права и обязанности у конкретных субъектов возникли, но не реализуются в силу каких-то препятствий. Например, должник не платит долг, налогоплательщик - налог, органы дознания или следствия не возмещают ущерб, причиненный их незаконными действиями, и т. д. В таких случаях, по заявлению соответствующей стороны, компетентный государственный орган (например, суд) выносит властное, обязательное для субъектов решение, которым под угрозой принуждения обязывает совершить определенные действия.
Механизм правового регулирования - это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое регулирование.
Механизм правового регулирования - это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой модели - с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования.
Потребность в различных правовых средствах, действующих в механизм правового регулирования, определяется различным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием разных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и неоднозначность проблемы их правового оформления, обеспечения.
В зависимости от этого можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования.
1. Формулирование правила поведения, направленное на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. На данной стадии не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия, которые могут помешать этому процессу, а также возможные правовые средства преодоления последних. Первая стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.
2. Определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Речь уже идет об условиях, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, используемый в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».
Следовательно, вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе механизм, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта играет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.
3. Установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, возникающем на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для конкретных субъектов. Правило поведения конкретизируется в той связи, в какой конкретизируются сами интересы сторон, а точнее самый основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.
Отсюда данная стадия воплощается в таком элементе механизм правового регулирования, как правоотношение.
4. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей, позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей – основное средство. При его помощи права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут протекать в трех формах: а) соблюдение; б) исполнение; в) использование. Как же проявляются в них содержательные моменты (процесс удовлетворения интересов) и что есть общего в этих содержательных моментах?
а). При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а также от общественных интересов в охране и защите и тем самым не ставит препятствий при их удовлетворении.
б). При использовании обязанностей субъект должен активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставить им препятствий в какой-либо форме (невыполнение, частичное невыполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т. п.).
в). Используя право, субъект получает пользу, благо, ценность, удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать, мешать удовлетворению интересов других субъектов, а также общественных интересов в охране и защите, иначе произойдет злоупотребление правом.
Анализ перечисленных форм реализации позволяет выявить одну общую закономерность, сделать обобщение: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов. В принципе, здесь имеет значение лишь одно, – чтобы на пути осуществления данных интересов на ставились помехи, т. е. чтобы интересы могли быть свободно удовлетворены. Это – то общее, что объединяет формы правореализации, что позволяет синтезировать совершенно противоположные, на первый взгляд, формы правореализации в одну беспрепятственную форму. Без подобных препятствий реализация прав, запретов, обязанностей осуществляется в допустимых пределах, для нее достаточно лишь правовой нормы.
Четвертая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как акты реализации прав и обязанностей.
5. Если беспрепятственная форма реализации права не удается, то на помощь неудовлетворенному интересу приходит соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае (в случае чинения для осуществления интересов препятствий) уже связывается с обстоятельствами негативного порядка, которые выражаются в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.
С точки зрения содержания препятствием здесь, как и при первой причине (что рассматривалось при анализе оперативно-исполнительной правоприменительной деятельности), будет являться неудовлетворение личных интересов субъектом, а также общественных интересов в охране и защите. С точки зрения формально-правовой препятствия различаются. Если в первом случае в качестве препятствия выступает отсутствие решающего юридического факта, то во втором, напротив, – его наступление.
Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизм правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.
Итак, структура механизм правового регулирования состоит в целом из следующих элементов:


1) норма права;
2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительных акт;
3) правоотношение;
4) акты реализации прав и обязанностей;
5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).


ВОПРОС. 104Правовые средства: понятие, признаки и виды.

Право – многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон.

В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы ч справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание.

Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.

Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне – в сфере гражданского права, где рассматривались в качестве юридических способов решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов).

Вместе с тем проблема правовых средств выступает прежде всего как общетеоретическая проблема. В теории права под правовыми средствами понимают институционные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров 2 .

В самом общем виде правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей 3 .

\ См.: Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С. 87. См. также: Баршюв НА. Имущественные потребности и гражданское право. Саратов, 1987. С. 64.

2 См.: Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Сов. государство и право. 1987. № 6. С. 14.

3 См.: Малько Л В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 66-77.

Эти цели могут быть различны, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.

Признаки правовых средств:



 

Возможно, будет полезно почитать: