Методика преподавания теории и права в вузе. Учебник для вузов е.а

Допущено

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032700 «Юриспруденция»


ББК 74.266.7я73

Певцова Е.А.

П23 Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

ISBN 5-691-01011-5.

Учебник посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами-практиками различных регионов России. Авторы раскрывают методы, знакомят с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционными и инновационными технологиями при изучении предмета.

Учебник адресован студентам педагогических вузов, будет полезен учителям школ и преподавателям средних специальных учебных заведений.

ББК 74.266.7я73

© Певцова Е.А., 2003

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003

© Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский

ISBN 5-691-01011-5 центр ВЛАДОС», 2003


Введение

Раздел 1. Методика обучения праву как педагогическая наука

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву

1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны

1.3. Из истории становления права как учебной дисциплины

1.4. Развитие современной системы обучения праву

1.5 Основные концепции правового образования

1.6. Учебная литература по праву и планирование правового обучения в школе

Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения праву

2.1. Основные методы обучения праву

2.2. О методических приемах правового обучения

2.3. Наглядность в обучении праву

2.4. Методика работы с юридическими документами

Раздел 3. Современный урок по праву

3.1. Учебное занятие по праву и основные требования к нему

3.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву

3.3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении

3.4. Самостоятельная работа обучаемых по праву

3.5. Диагностика результативного компонента правовой обученности

Раздел 4. Роль учителя в правовом обучении

4.1. Учитель права современной школы

4.2. Методические основы подготовки учителя к уроку права

4.3. Научная организация труда учителя права

Раздел 5. Традиционные и инновационные технологии правового обучения

5.1. Инновации в обучении праву. О сочетании традиционных и инновационных технологий в правовом обучении

5.2. Игры в обучении праву

5.3. Методики правового обучения в практике работы школ

Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем

6.1. Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву

6.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права

6.3. Методика преподавания тем по вопросам правового регулирования экологии и образования

6.4. Преподавание уголовного права в школе

Продолжение следует…

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ

Допущено

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032700 «Юриспруденция»

ББК 74.266.7я73

Певцова Е.А.

П23 Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

ISBN 5-691-01011-5.

Учебник посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами-практиками различных регионов России. Авторы раскрывают методы, знакомят с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционными и инновационными технологиями при изучении предмета.

Учебник адресован студентам педагогических вузов, будет полезен учителям школ и преподавателям средних специальных учебных заведений.

ББК 74.266.7я73

© Певцова Е.А., 2003

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003

© Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский

ISBN 5-691-01011-5 центр ВЛАДОС», 2003

Введение

Раздел 1. Методика обучения праву как педагогическая наука

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву

1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны

1.3. Из истории становления права как учебной дисциплины

1.4. Развитие современной системы обучения праву

1.5 Основные концепции правового образования

1.6. Учебная литература по праву и планирование правового обучения в школе

Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения праву

2.1. Основные методы обучения праву

2.2. О методических приемах правового обучения

2.3. Наглядность в обучении праву

2.4. Методика работы с юридическими документами

Раздел 3. Современный урок по праву

3.1. Учебное занятие по праву и основные требования к нему

3.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву

3.3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении

3.4. Самостоятельная работа обучаемых по праву

3.5. Диагностика результативного компонента правовой обученности

Раздел 4. Роль учителя в правовом обучении

4.1. Учитель права современной школы

4.2. Методические основы подготовки учителя к уроку права

4.3. Научная организация труда учителя права

Раздел 5. Традиционные и инновационные технологии правового обучения

5.1. Инновации в обучении праву. О сочетании традиционных и инновационных технологий в правовом обучении

5.2. Игры в обучении праву

5.3. Методики правового обучения в практике работы школ

Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем

6.1. Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву

6.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права

6.3. Методика преподавания тем по вопросам правового регулирования экологии и образования

6.4. Преподавание уголовного права в школе

Теория и методика обучения праву. Певцова Е.А.

М.: Владос, 2003 . - 4 00 с.

Учебник посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами-практиками различных регионов России. Авторы раскрывают методы, знакомят с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционными и инновационными технологиями при изучении предмета.

Учебник адресован студентам педагогических вузов, будет полезен учителям школ и преподавателям средних специальных учебных заведений.

Формат: pdf / zip

Размер: 1 ,79 Мб

/ Download файл

Содержание
Введение 5
Раздел 1. Методика обучения праву как педагогическая наука... 7
1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву 7
1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны 14
1.3. Из истории становления права как учебной дисциплины 31
1.4. Развитие современной системы обучения праву 40
1.5 Основные концепции правового образования 44
1.6. Учебная литература по праву и планирование правового обучения в школе 56
Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения праву 77
2.1. Основные методы обучения праву 77
2.2. О методических приемах правового обучения 85
2.3. Наглядность в обучении праву 100
2.4. Методика работы с юридическими документами 113
Раздел 3. Современный урок по праву 121
3.1. Учебное занятие по праву и основные требования к нему 121
3.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву 126
3.3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении 137
3.4. Самостоятельная работа обучаемых по праву 142
3.5. Диагностика результативного компонента правовой обученности 150
Раздел 4. Роль учителя в правовом обучении 164
4.1. Учитель права современной школы 164
4.2. Методические основы подготовки учителя к уроку права 169
4.3. Научная организация труда учителя права 178
Раздел 5. Традиционные и инновационные технологии правового обучения 183
5.1. Инновации в обучении праву. О сочетании традиционных и инновационных технологий в правовом обучении... 183
5.2. Игры в обучении праву 192
5.3. Методики правового обучения в практике работы школ 213
Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем 239
6.1. Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву 239
6.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права 270
6.3. Методика преподавания тем по вопросам правового регулирования экологии и образования 284
6.4. Преподавание уголовного права в школе 295
Приложения 305
Литература: 393

М.: Владос, 2003. - 400 с.

Учебник посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами-практиками различных регионов России. Авторы раскрывают методы, знакомят с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционными и инновационными технологиями при изучении предмета.

Учебник адресован студентам педагогических вузов, будет полезен учителям школ и преподавателям средних специальных учебных заведений.

Формат: pdf / zip

Размер: 1,79 Мб

Введение 5

Раздел 1. Методика обучения праву как педагогическая наука... 7

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву 7

1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны 14

1.3. Из истории становления права как учебной дисциплины 31

1.4. Развитие современной системы обучения праву 40

1.5 Основные концепции правового образования 44

1.6. Учебная литература по праву и планирование правового обучения в школе 56

Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения праву 77

2.1. Основные методы обучения праву 77

2.2. О методических приемах правового обучения 85

2.3. Наглядность в обучении праву 100

2.4. Методика работы с юридическими документами 113

Раздел 3. Современный урок по праву 121

3.1. Учебное занятие по праву и основные требования к нему 121

3.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву 126

3.3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении...

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

Разные афоризмы

Хочешь помочь новичку - делай вместе с ним. Хочешь помочь старику - делай вместо него. Хочешь помочь мастеру - отойди и не мешай. А хочешь помочь дураку - сам дурак.

Цитаты и Статусы со смыслом

Все будет так, как ты этого хочешь! Рано или поздно...Так или иначе...

Приколы из школьных сочинений

У моего дpyга кypносый нос, плавно пеpеходящий в шею.

Учебник для вузов

Е.А. ПЕВЦОВА

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032700 «Юриспруденция»

ББК 74.266.7я73 П23

Певцова Е.А.

П23 Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

ISBN 5-691-01011-5.

Учебник посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами-практиками различных регионов России. Авторы раскрывают методы, знакомят с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционнымииинновационнымитехнологиями приизучениипредмета.

Учебник адресован студентам педагогических вузов, будет полезен учителям школ и преподавателям средних специальных учебных заведений.

Введение

Раздел 1. Методика обучения праву как педагогическая наука

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики

обучения праву

1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного

образования страны

1.3. Из истории становления права как учебной

дисциплины

1.4. Развитие современной системы обучения праву

1.5 Основные концепции правового образования

1.6. Учебная литература по праву и планирование правового

обучения в школе

Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения праву

2.1. Основные методы обучения праву

2.2. О методических приемах правового обучения

2.3. Наглядность в обучении праву

2.4. Методика работы с юридическими документами

Раздел 3. Современный урок по праву

3.1. Учебное занятие по праву и основные требования

3.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий

3.3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом

обучении

3.4. Самостоятельная работа обучаемых по праву

3.5. Диагностика результативного компонента правовой

обученности

Раздел 4. Роль учителя в правовом обучении

4.1. Учитель права современной школы

4.2. Методические основы подготовки учителя

к уроку права

4.3. Научная организация труда учителя права

5.1. Инновации в обучении праву. О сочетании традиционных

и инновационных технологий в правовом обучении. . . 183

5.2. Игры в обучении праву

5.3. Методики правового обучения в практике

работы школ

Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем

6.1. Особенности учебных занятий по теории права

и конституционному праву

6.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей

частного права

6.3. Методика преподавания тем по вопросам правового

регулирования экологии и образования

6.4. Преподавание уголовного права в школе

Приложения

Литература:

Введение

«Правоестьискусстводобраисправедливости,оносоздано для пользы человечества», - заметили наши предки, подчеркнув тем самым глубокую функциональную значимость изучения юридических правил поведения, призванных обеспечить стабильное и счастливое общество. Не случайно потребность в более глубоком изучении его таинств не ослабевала в различные эпохи, приобретая то одни, то другие особенности. Общеизвестно, что именно в праве аккумулированы многие достижения человеческой культуры, которые каждое поколение людей путем трансляционной функции передает своим потомкам, пытаясь защитить их, предотвратить бедствия и несчастья.

Социологические прогнозы о лидерстве правовых знаний и юридических наук на рубеже столетий оказались пророческими. Их восхождение на олимп началось в нашей стране в 90-е годы XX в., и теперь формирование конкурентоспособной личности, адекватно ориентирующейся в современном мире, невозможно без изучения комплекса правовых знаний.

Рейтинговые исследования последних лет показывают популярность юридической профессии в мире, которая, однако, не всегда соответствует прямым интересам и желаниям личности, стремящейся проверить свои способности в различных сферах деятельности, где непременно пригодятся правовые знания.

Обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности людей. Приобретая определенный комплекс знаний и умений, человек всегда стремился передать их другим. А вот то, каким способом это осуществлялось и как это лучше сделать в современном мире, всегда вызывало пристальное внимание ученых, пытавшихся разобраться в существующих методах и подходах в области правового обучения.

Данная книга посвящена теоретическим и методическим особенностям обучения праву и адресована студентам, преподавателям, призванным обеспечить трансляцию сложных юридических конструкций и научных концепций обучаемым.

В учебнике систематизирован опыт правового образования, накопленный на протяжении многих лет учителями-прак- тиками в различных регионах России. Знакомство с разнообразными авторскими методиками, которые порой очень не похожи друг на друга, позволило, однако, выявить общие науч-

ные закономерности правового обучения, которые следует учитывать в своей работе педагогу, особенно начинающему.

В книге представлены некоторые поурочные разработки, которые помогут разобраться в механизме применения тех или иных методик на практике.

Учебник состоит из нескольких разделов, структурированных в отдельные параграфы. В них отражены основные дидактические единицы Государственного стандарта знаний, адресованного студентам высших учебных заведений РФ, обучающихся по специальности 03.27.00-Юриспруденция, получающих квалификацию «Учитель права».

В Приложении представлен дополнительный материал, который может быть использован как студентами, молодыми специалистами, так и опытными профессионалами-практиками при работе с детьми в системе общего образования. Книга содержит различные рисунки, таблицы, схемы и другой наглядный материал, который позволит активизировать процесс правового обучения и воспитания граждан нашей страны.

У наших предков был замечательный афоризм: «Обучая, мы учимся сами». Действительно, сколько бы рекомендаций не давали нам специалисты-ученые, практика создает неисчислимое количество новых, интересных вариантов преподавания, изучения того или иного материала. Мы многому учимся у наших детей, творчески и наивно воспринимающих сложные и, казалось бы, неразрешимые для взрослых проблемы. В этой книге автор не пыталась сделать «открытия», оспорить отдельные понятия - хотелось всего лишь обобщить маленькую крупицу того опыта, который накопили за многолетнюю практику наши педагоги и юристы. И пусть такая книга послужит ориентиром для новых открытий на пути правового образования в Российской Федерации.

Раздел 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву

Среди множества наук, существующих в нашем обществе, особую роль играют науки педагогические, определяющие гуманную миссию человечества - передать своим потомкам весь тот багаж знаний, который позволит им творить, изменять окружающий мир, жить в мире и согласии. Воспитывая и обучая тех, кому принадлежит будущее, наши предки пыталась отыскать многочисленные закономерности того, как это сделать лучше.

Увы, не сразу удалось понять: чему нужно учить своих детей?

Зачем следует учить вообще? и Как учить их? Ответы на все

сложности поставленных вопросов и пыталась дать Методика, главной задачей которой, по мнению специалистов, и было найти, описать и оценить способы обучения, которые бы оказались очень успешными и достигли хороших результатов. Предметом любой методики всегда выступал педагогический процесс обучения, который, как мы знаем, включает в себя и деятельность учителя, и работу учеников по освоению новых знаний.

- отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения,

- создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий,

- отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву,

а также преподавания правового курса,

- постоянное совершенствование методов обучения праву

с учетом результативности применения уже существующих. Методика обучения праву - весьма динамичная наука, что

обусловлено не только тем, что меняется законодательство, которое нужно рассматривать по-другому, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются подходы ученых к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества. Обозначим основныефункции такой науки:

1.Практико-организационная. Она позволяетдать конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в государстве. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека.

2. Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности.

3. Эвристическая. Она позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.

4. Прогностическая. В рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности такая функция позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения в виде моделей обученности и корректировать пути их достижения.

В рамках методики обучения праву рассматриваются вопросы организации конкретных учебных занятий по праву, диагностики знаний и умений обучаемых, а также научной организации труда учителя и ученика. Любой профессионал в этой

области должен научиться создавать свою методику правового обучения (даже если она не будет носить авторский характер и будет сформирована на базе существующих подходов обучения праву, с особыми отличиями, применительно к конкретной аудитории учеников). Общеизвестно, что нельзя повторить ничто уникальное, а это значит, что нет смысла слепо заимствовать чужой опыт, накопленный годами и обобщенный наукой. В этой связи преподаватель права должен научиться творческому осмыслению предлагаемых вариантов правового обучения.

Любое обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей, которые, как правило, исходят от государства (или закреплены его силой) и формируются потребностями общественного развития. Цель - это мысленное представление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Педагог, организующий познавательную деятельность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов:

- обучения (речь идет об усвоении знаний, умений, навыков);

- воспитания (формирования личностных качеств, мировоззрения);

- развития (совершенствования способностей, умственных сил и т. д.).

Выделяют общие цели и конкретные (оперативные). Последние связаны с организацией отдельных мероприятий, уроков. В 2001-02 гг. проводилась работа по уточнению общих целей правового обучения в нашей стране. В новых государственных нормативных документах (Концепции граждановедческого, обществоведческого и правового образования, базисном учебном плане, инструктивных письмах Министерства образования РФ) определена важность воспитания человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов. Кцелям правового обучения можно также отнести:

- повышение уровня правовой культуры общества;

- воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;



 

Возможно, будет полезно почитать: