Право социального обеспечения - конспект лекций - Долженкова Г.Д. Метод права социального обеспечения

© Сулейманова Г.В., 2018

© ООО «Издательство «КноРус», 2018

* * *

Модуль 1. Вопросы общей части права социального обеспечения

Глава 1. Понятие социального обеспечения и социального страхования

1.1. Понятие социального обеспечения

Термин «социальное обеспечение» в специальной литературе употребляется в различных смыслах:

1) как особая форма распределительных отношений;

2) как функция государства;

4) как государственная система и форма материального обеспечения граждан в старости, при потере кормильца и нетрудоспособности и в других случаях;

5) как отрасль права и т. д.

Представляется, что социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц , вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств необходимо различать два вида социального обеспечения:

– государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

– негосударственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц.

В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах :

государственное социальное страхование, осуществляемое за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством ;

государственное социальное обеспечение , осуществляемое за счет бюджетных средств, в том числе государственная социальная помощь малоимущим гражданам .

Независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах :

1) денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т. д.);

2) натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания; технические приспособления для инвалидов – слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т. д.);

3) услуги и льготы (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.).

1.2. Социальная защита и социальное обеспечение

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, и нвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст. 25).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. , развил эти положения, закрепив право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР, взяла на себя обязательства по выполнению этих международно-правовых норм, закрепив и развив их в своем законодательстве.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с его возрастом (детство, старость), состоянием здоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность), выполнением либо невозможностью выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях, установленных законом (например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком).

В статье 39 Конституции РФ говорится только о денежной форме социального обеспечения – о государственных пенсиях и социальных пособиях. Однако кроме денежных выплат, социальное обеспечение может осуществляться и в иных формах: содержание в домах – интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение.

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т. д.

Следовательно, социальная защита населения – система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры . Поэтому, говоря о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», можно сделать вывод о том, что первое из названных понятий, несомненно, более широкое и объемное, а второе входит в него как одна из составных частей .

1.3. Правовые основы государственного социального страхования в Российской Федерации

Отношения в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации регулируются Законом о социальном страховании.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Действие Закона о социальном страховании распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Субъектами обязательного социального страхования, т. е. участниками отношений по обязательному социальному страхованию, согласно ст. 6 Закона о социальном страховании, являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи – организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

Страховщики – коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляются четыре вида обязательного государственного социального страхования:

2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ;

3) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ;

Для осуществления обязательного социального страхования страховщики должны уплачивать страховые взносы в соответствии с установленными тарифами. Страховой взнос обязательный платеж на обязательное социальное страхование, а тариф страхового взноса – ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.

Социальное страхование осуществляется от социальных рисков, а при наступлении страховых случаев застрахованным лицам предоставляется обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Социальный страховой риск – предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно ст. 7 Закона о социальном страховании видами социальных страховых рисков являются:

– необходимость получения медицинской помощи;

– утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

– дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховой случай – свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) – исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, согласно ст. 8 Закона о социальном страховании, являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

9) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

10) единовременное пособие при рождении ребенка;

11) социальное пособие на погребение;

12) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Профсоюзы, в соответствии с законодательством РФ, имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

Государство устанавливает гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Глава 2. Предмет и метод права социального обеспечения

2.1. Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения – совокупность общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

Традиционно классификация правоотношений в сфере социального обеспечения проводится по таким основаниям, как виды социального обеспечения, сроки существования во времени; они делятся на материальные, процедурные, процессуальные.

По видам социального обеспечения выделяют правоотношения в связи с предоставлением:

– денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации и т. д.);

натуральных видов помощи (продукты, вещи, лекарства, транспорт и технические средства для инвалидов и т. д.);

социальных услуг и льгот (социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и т. д.).

По срокам существования во времени правоотношения в сфере социального обеспечения делятся на три группы :

1) правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, правоотношения по поводу единовременных пособий – при рождении ребенка, на погребение);

2) правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени. Особенностью данного вида правоотношений является то, что с момента их возникновения заранее известно, когда они будут прекращены. К этой группе правоотношений можно отнести, например, правоотношения по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т. д.;

3) правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, правоотношения по поводу выплаты пенсии по старости, по социальному обслуживанию пожилых граждан, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания).

По видам социального обеспечения в зависимости от источника денежных средств можно выделить следующие виды правоотношений:

– по обеспечению за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

– обеспечению из негосударственных средств (негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды, средства отдельных юридических или физических лиц и др.).

По формам государственного социального обеспечения можно провести следующую классификацию:

1) правоотношения по государственному социальному обеспечению, в том числе по предоставлению государственной социальной помощи;

2) правоотношения по государственному социальному страхованию.

Производными от перечисленных видов общественных отношений и входящими в предмет права социального обеспечения являются процедурные и процессуальные правоотношения.

Процедурные правоотношения возникают по поводу:

– назначения всех видов социального обеспечения;

– установления юридических фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социального обеспечения. Например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, для назначения пособия по временной нетрудоспособности – факт нетрудоспособности.

Процессуальные правоотношения , входящие в предмет права социального обеспечения, связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области. Эти споры могут возникать по различным вопросам: отказ в назначении того или иного вида социального обеспечения или определение его размера в денежной форме, установление причины инвалидности, определение права на льготы и т. д. В зависимости от характера спора он может быть разрешен вышестоящим в порядке подчиненности органом либо в суде.

Как и все правоотношения, правоотношения в сфере действия права социального обеспечения состоят из таких элементов, как субъект, объект, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения.

Субъекты права социального обеспечения – это участники правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения .

Правоотношения в сфере социального обеспечения являются двусторонними. Одним из субъектов таких правоотношений всегда выступает отдельный человек, а в некоторых случаях – семья. Так, в правоотношении по поводу государственной социальной помощи субъектом выступает семья. В зависимости от вида социального обеспечения субъектом рассматриваемых правоотношений может быть несовершеннолетний подросток, ребенок-сирота, инвалид, безработный, нетрудоспособный, беженец, вынужденный переселенец, человек преклонного возраста, лица, пострадавшие от радиационных аварий или природных бедствий (землетрясение, наводнение), и т. д.

Вторым субъектом социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить тот или иной вид социального обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Для различных видов социального обеспечения органами, их предоставляющими, могут быть государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения, органы службы занятости (по пособиям по безработице), Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, пенсионные органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.), работодатели и т. д.

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом могут быть бюро медико-социальной экспертизы, устанавливающее факт инвалидности, ее причины и время наступления; суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия или смерти безвестно отсутствующего; медицинские учреждения, устанавливающие факт временной нетрудоспособности, и т. д.

В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров по поводу того или иного вида социального обеспечения субъектом правоотношения является вышестоящий орган или суд.

Объект правоотношения – это то, по поводу чего возникает тот или иной вид правоотношений. Объектами правоотношений в сфере права социального обеспечения выступают конкретные виды социального обеспечения: денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации), социальные услуги (социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, санаторно-курортное лечение, протезирование и т. д.), натуральная помощь (вещи, продукты, медикаменты, технические средства для инвалидов и т. д.).

В процедурных правоотношениях по назначению отдельных видов социального обеспечения (пенсий, пособий, услуг и т. д.) объектом является установление права на данный вид социального обеспечения и назначение его либо установление определенного юридического факта (инвалидность, малообеспеченность, сиротство, нетрудоспособность и т. д.).

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на определенный вид социального обеспечения.

Содержанием правоотношений являются взаимные права и обязанности сторон. Особенностью содержания правоотношений по социальному обеспечению является то, что одна сторона – физическое лицо – имеет право требовать предоставить тот или иной вид обеспечения, а вторая сторона, к которой обращено это требование, при наличии всех предусмотренных законодательством условий обязана выполнить это требование.

Основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения в сфере социального обеспечения являются различные юридические факты, как события (инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть), так и действия. Особенностью правоотношений по социальному обеспечению является обязательный заявительный порядок в реализации права на тот или иной вид социального обеспечения . До тех пор пока сам человек (или его законный представитель) не напишет заявление с просьбой назначить ему пенсию, пособие или иной вид социального обеспечения, никакие выплаты, услуги не будут ему предоставлены, а значит, не возникнет и соответствующее правоотношение по социальному обеспечению. Поэтому часто правоотношение по социальному обеспечению возникает (изменяется, прекращается) на основании не одного юридического факта, а целой группы фактов, которую принято называть сложным юридическим фактическим составом.

Для возникновения (изменения, прекращения) правоотношения по социальному обеспечению необходим сложный юридический фактический состав , который включает в себя:

1) объективное основание для обеспечения (рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста, малообеспеченность, сиротство и т. д.);

2) волеизъявление гражданина на получение того или иного вида социального обеспечения (личное заявление или заявление законных представителей – опекунов, попечителей);

3) акт соответствующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) конкретного вида социального обеспечения.

Отсутствие хотя бы одного из названных элементов сложного юридического фактического состава ведет к невозможности возникновения (изменения, прекращения) правоотношения в сфере социального обеспечения.

1

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Учебник подготовлен с учетом последних изменений в законодательстве. Изложение учебного материала отражает современный уровень развития науки права социального обеспечения. При написании данного учебника были использованы работы известных специалистов в сфере социального обеспечения. Материал разбит на модули, каждый из которых содержит комплексную цель, задачи рубежного контроля и задания для самостоятельной работы студентов, а также список рекомендуемой литературы.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Экономическое положение государства в различные периоды исторически было неоднозначным, но тем не менее тяжелое материальное положение граждан вынуждало государство на выполнение функций, касающихся поддержки обездоленных людей. Часто это носило несистемный характер. Причиной неблагополучного материального состояния граждан были и стихийные бедствия, войны, болезни. Прежде всего нуждающимися были престарелые, нетрудоспособные граждане. Привилегиями в России пользовались чиновники и военнослужащие. Пенсионное обеспечение государственных чиновников и военнослужащих осуществлялось за счет казны государства и зависело от персональных заслуг перед государством на основании действующего законодательства России. Р.И. Иванова утверждает, что в XIX в. в обществе присутствовали благотворительность, опека и попечительство, гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений, государственное признание для беднейших слоев населения; коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и др.

    В конце XIX - начале XX в. в России насчитывалось более 14 тыс. государственных и частных учреждений общественного призрения .

    Реформы докапиталистического периода были направлены еще и на профилактику предупреждения бедности. Пожертвования более обеспеченного класса населения были весьма традиционными для поддержания специальных учреждений, в которых находились бедные люди, дети, не имеющие родителей, и др.

    Развитие законодательства о социальном обеспечении в большей степени относится к периоду капитализма. Наемные рабочие нуждались в особой защите.

    Несчастные случаи на производстве, частичная или полная утрата трудоспособности, дети, оставшиеся без обеспечения, иные иждивенцы являлись снованием для выплаты пособий. В первой половине XIX в. были приняты законы «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и др.

    Важным оставалось государственное страхование рабочих и всех лиц наемного труда и их семейств во всех случаях утраты ими трудоспособности и организация страховых организаций.

    В первой половине XIX в. молодое Российское государство уделяло особое внимание охране материнства и детства: открывались специальные учреждения, менялась законодательная база, предусматривалось пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности и др.

    Но не все категории граждан имели право на указанные виды пособий. Например, социальное обеспечение крестьян не входило в систему государственного социального обеспечения. Бывшие помещики, фабриканты, жандармы, полицейские и др. также не входили в систему государственного страхования . И это решение было оправдано для того времени.

    Страна находилась в сложной ситуации. Тем не менее Россия с 1917 г. установила страхование на случай безработицы, пенсионное обеспечение по инвалидности солдат, членов их семей (пособие по случаю потери кормильца). Государство проявляло заботу о детях, лишенных родителей (открытие специальных учреждений для детей, детских домов).

    Медицинское обслуживание ряда категорий граждан включало и санаторно-курортное лечение . Платные медицинские услуги не были популярной мерой и являлись исключением в сложный экономический период для молодого государства. Государство было ориентировано на оказание бесплатной медицинской помощи всем гражданам независимо от их социального положения.

    Пенсионное обеспечение по старости в 1930 г. устанавливало пенсионный возраст для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет; общий трудовой стаж для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет.

    Конституция СССР 1936 г. установила следующие права: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкий сети курортов».

    Война 1941-1945 г. затормозила развитие законодательства о социальном обеспечении, но в 1950-е годы СССР был принят ряд важнейших законов, постановлений:

    • Закон СССР 1956 г. «О государственных пенсиях»;
    • постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 г. № 58 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР»;
    • Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхоза»;
    • постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 сентября 1967 г. «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостояния советского народа».

    К 1977 г. в СССР была создана единая система норм о пенсионном обеспечении.

    Конституция СССР 1977 г. закрепила ряд важнейших прав, в том числе право на материальное обеспечение, равенство между мужчинами и женщинами, право граждан СССР на охрану здоровья и право на заботу государства о семье.

    В 1990 г. был принят новый Закон РСФСР № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Важным критерием по данному закону была продолжительность трудового стажа, уровень среднего заработка, из которого осуществлялся перерасчет, индексация. Понятие трудового стажа, включение в трудовой стаж периодов, когда жены военнослужащих не могли трудиться в местностях, где их мужья проходили сверхсрочную службу, учеба в вузах, аспирантуре и др. значительно изменили пенсионное законодательство к лучшему.

    Реализация прав Конституции РФ 1993 г. впоследствии привела к реформе, в соответствии с которой постановлением от 20 мая 1998 г. № 463 была принята Программа пенсионной реформы о трехуровневой пенсионной системе.

    Первый уровень - базовая пенсия. Второй - страховая пенсия. Страховая часть пенсии зависит от продолжительности участия в страховании. Негосударственное пенсионное обеспечение - это третий уровень пенсионной системы. Были приняты законы от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Основы законодательства об охране здоровья от 22 июля 1993 г., Закон о медицинском страховании, Закон об обязательном пенсионном страховании, Закон о трудовых пенсиях и др.

    Тем не менее, несмотря на некоторые достижения в этой области, можно смело утверждать, что реформа 2001 г. не предоставила пенсионерам достойной жизни. Ряд проблем еще предстоит решить, и прежде всего в правовом аспекте.

    Предмет самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

    Вопрос о самостоятельности отрасли права социального обеспечения впервые возник на международном симпозиуме в Праге в 1966 г. Помимо чешских ученых-правоведов (В. Вергайнер, К. Пинц, И. Томеш) мысль о самостоятельности отрасли права социального обеспечения была поддержана выдающимся русским ученым В.С. Андреевым, В.В. Караваевым и др. Именно В.С. Андреев разработал учение, принципы и методе отрасли права социального обеспечения. Особый вклад внесли в развитие науки М.М. Захаров, Р.И. Иванова, К.С. Батыгин, А.Е. Пашерстник, А.Д. Зайкин и др.

    Предмет правового регулирования права социального обеспечения до сих пор остается дискуссионным. В.С. Андреев включал в предмет права обеспечения особый субъектный состав, алиментарный характер отношений, особые источники финансирования, процессуальные отношения.

    Термин «алиментарность» использовался в разных значениях. Один из выдающихся ученых советского периода - М.Л. Захаров понимал под этим термином «признанную социалистическим государством обязанность общества содержать своих престарелых и нетрудоспособных членов» . По представлению Р.И. Ивановой, этот термин означает «способ предоставления всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе в объеме нормального уровня жизненного стандарта, сложившегося на данном этапе развития советского общества, бесплатно, безэквивалентно, а не в порядке ответных действий за новый встречный труд, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения . В.Ш. Шайхатдинов утверждал, что особенность предмета регулирования состоит не в алиментарности общественных отношений, а в том, что посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет общественных фондов потребления . Выдающийся ученый

    Е.Е. Мачульская утверждает, что в условиях рыночных отношений, экономики, с учетом изменения механизмов финансирования, появления новых социальных рисков и других факторов отдельные признаки отношений по социальному обеспечению, выявленные В.С. Андреевым, утратили актуальность. Другие в несколько преобразованном виде могут и должны служить ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения» .

    С этим можно отчасти согласиться. Но, по мнению автора, именно в условиях рыночной экономики необходимо термин «али- ментарность» понимать как принцип материального содержания лиц, попавших в любые сложные материальные обстоятельства, даже если эти лица не внесли вклада в общество, но нуждаются на определенный период в поддержании нормального уровня жизни.

    Так, В.С. Аракчеев не сомневался, что «в социальном обеспечении речь идет не об индивидуальной (договор пожизненной ренты) или групповой (семейно-правовой) алиментации, а именно социальной, то есть общезначимой, общегосударственной обязанности по содержанию тех членов общества, которые утратили или еще не приобрели способности к самообеспечению» .

    Впервые разработанное В.С. Андреевым учение о предмете и методе права социального обеспечения актуально и в настоящее время.

    Понятие предмета права социального обеспечения связано с сущностью понятия социального обеспечения. Тем не менее содержание предмета права социального обеспечения, группы общественных отношений, составляющих предмет отрасли права, излагается у ряда авторов по-разному.

    Так, К.Н. Гусов предлагает следующие группы общественных отношений.

    • 1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты, субсидии, страховые выплаты).
    • 2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение).
    • 3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют отношениям, входящим в первые две группы (процедурные), сопутствуют им (процедурные и процессуальные) либо вытекают их них (процессуальные) .

    Е.Е. Мачульская относит общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения, к двум группам.

    Исходя из естественно-правовой концепции прав человека, Российское государство признает за человеком право на существование и предоставляет ему средства, необходимые для удовлетворения основных потребностей. Это право гарантируется государством независимо от реализации человеком своих способностей к труду, уплаты ЕСН или страховых взносов (например, социальная пенсия ребенку- инвалиду).

    Отношения, складывающиеся в связи с оказанием малоимущим членам общества помощи в виде денежных выплат, бесплатных медицинских или социальных услуг, имеют алиментарную природу как с экономической, так и с правовой точки зрения. Их экономическая сторона характеризуется полной бесплатностью для получателя, поскольку источником финансирования социальных выплат и услуг служат средства бюджетов различных уровней (преимущественно регионального и муниципального), а не страховые взносы, уплаченные самим получателем или за него страхователем .

    В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случае потери кормильца .

    Для предмета права социального обеспечения свойственны правовая и экономическая составляющие части отношений. Трудовые пенсии имеют экономическую составляющую часть, поскольку являются возмездными. Важным моментом является уплата страховых взносов. И таких отношений в праве социального обеспечения подавляющее большинство.

    Есть еще и иные виды пенсии, основания получения которых различны. Например, пенсии за выслугу лет - важен период прохождения службы; общий трудовой стаж важен и для получения пенсий лицами, пострадавшими в результате радиационных и техногенных катастроф. Но элемент экономической возмездности тоже в этих отношениях присутствует.

    Законодательством Российской Федерации предусмотрены социальные пенсии. В отношениях по их выплате также присутствует заинтересованность государства обеспечить лиц, которые не смогли по каким-то причинам трудиться, поддержать их материально.

    В системе отношений, касающихся материального обеспечения граждан, относятся пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; по безработице и др.).

    К системе отношений, имеющих целью материальную помощь компенсационного характера, относятся, например, компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, и др.

    Особую систему отношений составляют услуги социального характера.

    В.С. Андреев считал, что в предмет права социального обеспечения включаются отношения по бесплатному лечению граждан . И с этим трудно не согласиться, так как оказание бесплатной медицинской помощи предусмотрено Конституцией РФ.

    К системе социальных отношений следует отнести отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, обеспечению бесплатными лекарствами некоторых категорий граждан.

    К системе отношений можно отнести социальные услуги, материальную помощь государства, оказываемую детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.

    В предмет права социального обеспечения включаются отношения процедурного и процессуального характера. Некоторые авторы считают это утверждение спорным. С точки зрения автора, такое мнение не имеет достаточного основания, так как право защищать нарушенное право предусмотрено Конституцией РФ.

    Заявительный характер отношений социального обеспечения требует установления ряда юридических фактов (например, факт участия в ликвидации аварии на Чернобольской АЭС, факт инвалидности, право на получение пособий, социальных услуг, медицинской помощи и т.п.).

    К процедурным отношениях можно отнести установление факта нуждаемости лиц, обратившихся за помощью (Федеральный закон о государственной социальной помощи).

    Процессуальные отношения предусматривают рассмотрение спорных вопросов уполномоченными вышестоящими органами. Но с точки зрения автора, значение общегражданских судов не вызывает никаких сомнений в рассмотрении спорных ситуаций. Но хотелось бы высказать мнение, что в структуре общегражданских судов должно быть отдельное подразделение по рассмотрению споров о восстановлении нарушенных прав человека в области социального обеспечения.

    Эти споры весьма специфичны, но к тому же лица, обращающиеся в суд, материально нуждаются, не могут находиться длительно в процессе, и поэтому следует установить иные процессуальные сроки рассмотрения подобных споров.

    Предмет науки права социального обеспечения шире предмета отрасти, поскольку наука обобщает накопленный опыт о предмете, изучает исторический аспект развития отрасли, использует специфические методы для получения объективных знаний о предмете, методе, правоотношениях, принципах отрасли, которые затем используются в учебной дисциплине.

    В учебной дисциплине права социального обеспечения используются полученные научные знания, но и авторское субъективное мнение может быть предусмотрено учебной дисциплиной.

    • Иванова Р.И. Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе: генезис, развитие и функционирование (правовой аспект): Автореф, дис. ...докт. юрид. наук. 1987. С. 20.
    • ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», текст с изменениями идополнениями на 2012 г. М.: Эксмо, 2012. Ст. 5.
    • Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник. М.: Юрид,лит., 1980. С. 34.

    Название: Право социального обеспечения - конспект лекций.

    Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
    Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Право социального обеспечения».
    Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
    Издание предназначено студентам ВУЗов.

    Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
    При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
    Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.
    Таким образом, право социального обеспечения - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Принятые сокращения 6
    Тема 1. Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права 7
    1.1. Понятие права социального обеспечения 7
    1.2. Понятие социального страхования
    1.3. Предмет права социального обеспечения 12
    1.4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права 15
    1.5. Метод права социального обеспечения 16
    1.6. Система права социального обеспечения 17
    Тема 2. Основные принципы и источники права социального обеспечения 21
    2.1. Понятие и классификация принципов права социального обеспечения 21
    2.2. Общая характеристика отраслевых принципов права социального обеспечения 24
    2.3. Общая характеристика внутриотраслевых принципов права социального обеспечения 27
    2.4. Понятие и классификация основных источников права социального обеспечения 28
    2.5. Конституция как основной источник права социального обеспечения 30
    2.6. Федеральные законы как источники права социального обеспечения 31
    Тема 3. Правоотношения в сфере социального обеспечения 33
    3.1. Понятие правоотношений по социальному обеспечению, их классификация 33
    3.2. Элементы правоотношений по социальному обеспечению, их содержание. Юридические факты 37
    Тема 4. Основные этапы развития отечественного законодательства о социальном обеспечении 40
    4.1. Возникновение государственного социального обеспечения в России 40
    4.2. Социальное обеспечение в России с 1917 по 1941 г 42
    4.3. Социальное обеспечение в России после Великой Отечественной войны
    4.4. Реформирование системы социального обеспечения на современном этапе 45
    4.5. Организационно-правовые формы и виды социального обеспечения на современном этапе 47
    Тема 5. Общая характеристика страхового и трудового стажа работы 51
    5.1. Понятие страхового и трудового стажа 51
    5.2. Виды стажа, установленные действующим законодательством, их юридическое значение 54
    5.3. Общая характеристика видов стажа в социальном обеспечении 56
    5.4. Порядок подтверждения трудового стажа 62
    Тема 6. Пенсионное обеспечение как основной вид социального обеспечения 67
    6.1. Понятие и виды пенсий в праве социального обеспечения 67
    6.2. Трудовые пенсии по старости 71
    6.3. Трудовые пенсии по инвалидности 74
    6.4. Трудовые пенсии по случаю потери кормильца 76
    Тема 7. Назначение, определение, перерасчет, индексация, корректировка, выплата и доставка трудовых пенсий 82
    7.1. Понятие размера трудовой пенсии, перерасчета и индексации 82
    7.2. Порядок и сроки назначения и перерасчета трудовых пенсий. Выплата и доставка трудовых пенсий 85
    7.3. Приостановление и возобновление выплаты трудовых пенсий. Прекращение и восстановление выплаты трудовых пенсий 89
    7.4. Удержания из трудовых пенсий 91
    Тема 8. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению 94
    8.1. Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению 94
    8.2. Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению 97
    8.3. Порядок назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсий по государственному пенсионному обеспечению 101
    8.4. Общая характеристика социальных пенсий 103
    Тема 9. Обязательное пенсионное страхование 107
    9.1. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования 107
    9.2. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, их права и обязанности 109
    9.3. Финансовая система обязательного пенсионного страхования и уплата страховых взносов 115
    Тема 10. Государственные пособия как составная часть системы социального обеспечения нетрудоспособных граждан 120
    10.1. Понятие и виды государственных пособий 120
    10.2. Порядок предоставления и размер государственных пособий по временной нетрудоспособности 123
    10.3. Государственные пособия гражданам, имеющим детей 127
    10.4. Общая характеристика государственных пособии по безработице 132
    10.5. Иные виды государственных пособий 137
    Тема 11. Компенсационные выплаты и иные виды социального обеспечения 143
    11.1. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат. 143
    11.2. Понятие, виды и общая характеристика социального обслуживания 154
    11.3. Понятие, виды и общая характеристика медико-социальной помощи 160
    11.4. Медицинское страхование 165
    11.5. Понятие и система льгот по социальному обслуживанию 169
    Тема 12. Международно-правовое регулирование социального обеспечения 180
    12.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения 180
    12.2. Источники международно-правового регулирования социального обеспечения 184
    12.3. Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения 191
    12.4. Минимальные нормы социального обеспечения 195
    Нормативные правовые акты 199
    Литература 201

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Право социального обеспечения - конспект лекций - Долженкова Г.Д. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    2-е изд., испр. и перераб. - М.: изд-во БЕК, 2002. - 5 60 с.

    Настоящий учебник - первый учебник по праву социального обеспечения России, сформировавшемуся практически заново в 1990-2001 гг.

    В учебнике рассматриваются проблемы становления и развития системы социального обеспечения в России, все узловые вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, обеспечения их социальными пособиями, компенсационными и страховыми выплатами, а также проблемы социального обслуживания в различных его видах.

    Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Право социального обеспечения» и методическими рекомендациями по его изучению, разработанными в Московской государственной юридической академии и на юридическом факультете Университета Российской академии образования. Его авторы - известные специалисты в данной области, доктора юридических наук, профессора М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова.

    Для аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, работников органов социальной защиты населения, юридических и кадровых служб предприятий и профсоюзных организаций.

    Формат: doc / zip

    Размер: 660 Кб

    Скачать / Download файл 08 .02.2018г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Проспект" (см. примечание)

    Содержание
    Предисловие……………………………………………………………..3
    Указатель сокращений ………………………………………16
    Общая часть
    Глава I. Понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы……………………………………...18
    § 1. Основные этапы становления систем социального обеспечения………………………………………………...18
    § 2. Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения. Функции социального обеспечения
    § 3. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации…………………………………….27
    § 4. Формирование российской федеральной системы социального обеспечения…………………………………………………37
    § 5. Формы социального обеспечения……………………………………43
    Контрольные вопросы……………………………………………………..53
    Глава 2. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения………………………………………………..65
    § 1. Понятие права социального обеспечения как отрасли права…………………………………………………………..65
    § 2. Предмет права социального обеспечения…………………………...70
    § 3. Метод права социального обеспечения……………………………...77
    § 4. Система права социального обеспечения……………………………90
    § 5. Право социального обеспечения как научная дисциплина …………………………….98
    Контрольные вопросы ……………………………102
    Глава 3. Принципы права социального обеспечения……………….103
    § 1. Понятие принципов права и их классификация…………………….103
    § 2. Содержание принципов права социального обеспечения ……………………………..106
    Контрольные вопросы ……………………………..114
    Глава 4. Источники права социального обеспечения………………..115
    § 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация ……………………………..115
    § 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения ……………………………..120
    Контрольные вопросы ……………………………..128
    Глава 5. Правоотношения по социальному обеспечению…………...129
    § 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению ……………………………..129
    § 2. Субъекты, объект и содержание правоотношений по социальному обеспечению ……………………………..133
    § 3. Пенсионные правоотношения ……………………………..139
    § 4. Правоотношения по поводу пособий и компенсаций.……………..147
    § 5. Правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей……………………………..151
    § 6. Правоотношения по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения.154
    § 7. Правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан…………………………………..158
    Контрольные вопросы …………………………….161
    Основной нормативный материал к Общей части………………….162
    Особенная часть
    Раздел I. Трудовой стаж …………………………….165
    Глава 6. Понятие трудового стажа, его виды …………………………165
    § 1. Понятие трудового стажа, его значение и классификация ……………………………..165
    § 2. Общий трудовой стаж ……………………………..167
    § 3. Специальный трудовой стаж ……………………………..172
    § 4. Страховой трудовой стаж ……………………………..174
    § 5. Непрерывный трудовой стаж ……………………………..175
    Контрольные вопросы…………………………………………………… 179
    Глава 7. Исчисление и подтверждение трудового стажа ……………180
    § 1. Исчисление трудового стажа ……………………………..180
    § 2. Подтверждение трудового стажа ……………………………..182
    Контрольные вопросы ……………………………..192
    Основной нормативный материал к разделу I Особенной части…..192
    Раздел II. Пенсионное обеспечение …………………………….195
    Глава 8. Общая характеристика пенсионной системы России…….195
    § 1. Пенсионная система России, ее современное состояние ……………………………..195
    § 2. Понятие пенсий и их классификация.
    Право выбора пенсии ……………………………..200
    Контрольные вопросы ……………………………..205
    Глава 9. Пенсия по старости ……………………………..206
    § 1. Понятие пенсии по старости ……………………………..206
    § 2. Пенсия по старости на общих основаниях ………………………. 207
    § 3. Пенсия по старости на льготных основаниях……………………….211
    § 4. Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда ……………………………..216
    § 5. Пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере ……………………………..226
    § 6. Досрочная пенсия по старости и пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже ……………………………..229
    § 7. Размер пенсии по старости. Надбавки к пенсии…………………….230
    Контрольные вопросы ……………………………..237
    Глава 10. Пенсия по инвалидности ……………………………..239
    § 1. Понятие пенсии по инвалидности. Инвалидность, ее группы, причины, время наступления и их юридическое значение 239
    § 2. Пенсия по инвалидности на общих основаниях…………………….246
    § 3. Пенсия по инвалидности на основаниях предусмотренных для военнослужащих ……………………………..248
    § 4. Размер пенсии по инвалидности.
    Надбавки к пенсии ……………………………..250
    Контрольные вопросы ……………………………..254
    Глава 11. Пенсия по случаю потери кормильца……………………...255
    § 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Члены семьи, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца. Иждивенчество.255
    § 2. Пенсия по случаю потери кормильца на общих основаниях ……………………………..260
    § 3. Пенсия по случаю потери кормильца на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих………………………….261
    § 4. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Надбавки к пенсии …………………………….263
    Контрольные вопросы …………………………….266
    Глава 12. Пенсия за выслугу лет …………………………….267
    § 1. Понятие пенсии за выслугу лет …………………………….267
    § 2. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения …………………………….268
    § 3. Размер пенсии за выслугу лет. Надбавки к пенсии…………………276
    Контрольные вопросы ……………………………..279
    Глава 13. Социальная пенсия ……………………………..280
    § 1. Понятие социальной пенсии и основания для ее установления ……………………………..280
    § 2. Размеры социальных пенсий ……………………………..281
    Контрольные вопросы ……………………………..282
    Глава 14. Исчисление пенсий. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда……………………………283
    § 1. Механизм исчисления пенсий и заработка, из которого они исчисляются ……………………………..283
    § 2. Правила исчисления надбавок к пенсии и ее повышения ……………………………..287
    § 3. Два метода исчисления пенсий. Компенсационные выплаты и определение общей суммы пенсий ……………………………..291
    § 4. Перерасчет ранее назначенной пенсии ……………………………..294
    § 5. Адаптация пенсионных выплат ……………………………..296
    Контрольные вопросы ……………………………. 300
    Глава 15. Обращение за пенсией, ее назначение и перерасчет …………………………….301
    § 1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение……………….301
    § 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения ……………………………..302
    § 3. Назначение пенсии. Сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия ……………………………..305
    Контрольные вопросы ……………………………..309
    Глава 16. Выплата пенсии ……………………………..310
    § 1. Общие правила выплаты государственной пенсии…………………310
    § 2. Выплата пенсий работающим пенсионерам…………………………314
    § 3. Удержания из пенсии ……………………………..318
    Контрольные вопросы ……………………………..319
    Глава 17. Пенсии, иные пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан ……………………………..321
    § 1. Формирование привилегированной пенсионной системы ……………………………..321
    § 2. Пенсии для граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих …………………..323
    § 3. Пенсионное обеспечение отдельных категорий государственных служащих, занятых в определенных структурах власти, и их семей 329
    Контрольные вопросы ……………………………..334
    Основной нормативный материал к разделу II Особенной части…334
    Раздел III. Социальные пособия, компенсационные выплаты, обеспечение по страхованию пострадавших на производстве и их семей 343
    Глава 18. Социальные пособия ……………………………..343
    § 1. Понятие пособий и их виды ……………………………..343
    § 2. Классификация пособий и методы определения их размеров ……………………………..344
    Контрольные вопросы ……………………………..347
    Глава 19. Пособие по временной нетрудоспособности………………348
    § 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности ……………………………..348
    § 2. Основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности ……………………………..350
    § 3. Размеры пособий по временной нетрудоспособности. Заработок, из которого исчисляется пособие, и определение общей суммы пособия 354
    § 4. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и ответственность за правильную выплату пособий по временной нетрудоспособности 359
    Контрольные вопросы ……………………………..361
    Глава 20. Пособие по безработице ……………………………362
    § 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице ……………………………362
    § 2. Сроки выплаты пособия по безработице, его размеры и порядок исчисления ……………………………363
    Контрольные вопросы ……………………………366
    Глава 21. Денежные выплаты (пособия) в связи с материнством, отцовством и детством………………………………………………….368
    § 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения ……………………………368
    § 2. Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности ……………………………370
    § 3. Единовременное пособие при рождении ребенка …………………374
    § 4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет ……………………………375
    § 5. Ежемесячное пособие на ребенка ……………………………379
    Контрольные вопросы ……………………………382
    Глава 22. Иные социальные пособия …………………………….384
    § 1. Ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту…………………………….384
    § 2. Единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакциональных осложнений …386
    § 3. Единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека …………………………….387
    § 4. Единовременные пособия вынужденным переселенцам …………………………….390
    § 5. Единовременные пособия беженцам …………………………….392
    § 6. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы.395
    § 7. Единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом …………………………….396
    § 8. Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот …………………………….398
    § 9. Пособие на погребение …………………………….398
    Контрольные вопросы …………………………….400
    Глава 23. Компенсационные выплаты …………………………….402
    § 1. Понятие и виды компенсационных выплат…………………………402
    § 2. Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел 403
    § 3. Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход ………406
    § 4. Компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка, и учащимся на питание 409
    Контрольные вопросы …………………………….411
    Глава 24. Государственная социальная помощь…………………….412
    § 1. Государственная социальная помощь в связи с бедностью …………………………….412
    § 2. Виды (формы) государственной социальной помощи …………………………….413
    Контрольные вопросы …………………………….415
    Глава 25. Обеспечение пострадавших на производстве и их семей. …………………………….416
    § 1. Введение в Российской Федерации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 416
    § 2. Основные виды обеспечения по страхованию………………………420
    § 3. Назначение, выплата и адаптация страхового обеспечения ……………………………..427
    Контрольные вопросы ……………………………..432
    Основной нормативный материал к разделу III Особенной части 433
    Раздел IV. Охрана здоровья граждан Медицинская и лекарственная помощь……………………………….438
    Глава 26. Медицинская помощь и лечение……………………………438
    § 1. Медицинская помощь в системе охраны здоровья граждан и ее виды ……………………………..438
    § 2. Санаторно-курортное лечение ……………………………..443
    Контрольные вопросы ……………………………..445
    Глава 27. Лекарственная помощь ……………………………..446
    § 1. Правила обеспечения населения лекарственной помощью ……………………………..446
    § 2. Бесплатная лекарственная помощь ……………………………..447
    § 3. Лекарственная помощь со скидкой ……………………………..449
    Контрольные вопросы ……………………………..450
    Основной нормативный материал к разделу IV Особенной части 451
    Раздел V. Социальное обслуживание и льготы по системе социального обеспечения………………………454
    Глава 28. Социальное обслуживание ……………………………..454
    § 1. Понятие социального обслуживания ……………………………..454
    § 2. Реабилитация, образование и обеспечение занятости инвалидов ……………………………..458
    § 3. Протезно-ортопедическая помощь и обеспечение инвалидов транспортными средствами ………465
    § 4. Социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях ……………………………467
    § 5. Социальное обслуживание детей ……………………………471
    Контрольные вопросы ……………………………473
    Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения…………....475
    § 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания …………………………….475
    § 2. Дифференциация социальных льгот, их виды……………………...476
    Контрольные вопросы …………………………….482
    Основной нормативный материал к разделу V Особенной части…482
    Раздел VI. Нормы международных актов о социальном обеспечении …………………………….488
    Глава 30. Международное правовое регулирование социального обеспечения …………………………….488
    § 1. Понятие общепризнанных принципов и норм международного права. Международный опыт……………488
    § 2. Источники международного права, их основное содержание ……………………………..490
    Контрольные вопросы ……………………………..499
    Список рекомендованной литературы ……………………………..499



     

    Возможно, будет полезно почитать: