Понятие и стадии избирательного процесса.

Определим понятие избирательного процесса , а также рассмотрим стадии данного процесса .

Понятие избирательного процесса

Избирательный процесс как политико-правовая категория - это урегулированная законами деятельность государственных структур, избирателей, политических партий, общественных объединений по приготовлению и проведению выборов в государственные и муниципальные органы.

Избирательный процесс представляет собой форму реализации объективного и субъективного избирательного права , которая представляет собой важнейшую процедуру реализации народовластия.

В узком смысле избирательный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий , которые установлены законом. Любые выборы в обязательном порядке должны пройти через все основные стадии без исключения. При этом ряд стадий процесса имеют факультативный характер (например, стадия повторного голосования).

Порядок проведения и стадии выборов в основной части устанавливается процессуальными нормами избирательного права . Избирательный процесс показывает тип политической системы, а также оказывает на неё непосредственное влияние.

Стадии избирательного процесса

Выборы - это длящаяся во времени кампания, предполагающая наличие совокупности этапов и стадий, действий и процедур, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Исследователи выделяют ряд стадий избирательного процесса .

1. Назначение выборов : проявляется в установлении даты голосования. Как правило, парламентские выборы назначает глава государства или правительства.

2. Формирование избирательных округов . Он представляет собой территорию, образованную в соответствии с избирательным законодательством. Непосредственно от данной территории избираются депутаты представительных органов различных уровней власти и выборные должностные лица. Имеется три основных вида избирательных округов : общегосударственные, одномандатные, многомандатные.

3. Создание избирательных участков . Избирательный округ включает более мелкие единицы (избирательные участки), которые объединяют избирателей общим местом для голосования.

4. Избирательные органы . Подготовку, организацию и проведение выборов обеспечивают специальные коллегиальные органы: избирательные трибуналы, советы, комиссии и т.д. Существует четыре вида избирательных комиссий : центральные, территориальные, окружные, участковые.

5. Регистрация избирателей . Данная стадия предполагает включение лиц в специальные документы (списки избирателей), которые устанавливают круг граждан, имеющих активное избирательное право и проживающих на территории определенного участка.

6. Выдвижение и регистрация кандидатов . На этой стадии определяются лица, из числа которых будут выбраны депутаты, сенаторы, президент, губернатор. К основным способам выдвижения кандидатов относят: выдвижение избирателями, самовыдвижение, выдвижение политическими партиями или иными общественными объединениями.

7. Предвыборная агитация . В рамках данной стадии граждане и избирательные объединения законными методами и формах проводят агитацию за любого кандидата или избирательное объединение. Существуют разнообразные формы предвыборной агитации : встречи кандидатов с избирателями, публичные мероприятия, выступления в СМИ и т.д.

8. Голосование . Данный этап можно назвать главной стадией избирательного процесса. Оно представляет собой волеизъявление избирателей по вопросу избрания выдвинутых кандидатов. Голосование может быть как очным (непосредственным), так и заочным (например, по почте).

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов . Подсчет отданных голосов сначала производится на участках, а затем они пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. При этом устанавливается число действительных голосов, т.е. количество бюллетеней установленной формы. Результаты выборов подлежат обязательной публикации.

Избирательный процесс - это практический организационный компонент В него, в свою очередь, включены два элемента. Ими являются избирательная кампания и избирательная процедура.

Избирательной кампанией называют действия, которые совершают непосредственные участники выборов. К этим участникам, в частности, относят общественные организации, партии, избирателей, кандидатов. Действия в рамках указанной кампании проводятся в период времени, специально установленный законом.

Второе понятие, «избирательная процедура», характеризует комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством. Эти мероприятия связаны с организацией подготовки и проведения выборов, осуществляемых на территории государства.

Стадии избирательного процесса в РФ представляют собой слаженную и последовательную деятельность участников в избирательных нормативных взаимоотношениях. Эта деятельность регулируется соответствующим законодательством и представлена в форме этапов, логически следующих друг за другом.

Стадии избирательного процесса в России.

  1. Назначение выборов. Данный этап производится в законодательно установленные сроки: не позднее шестидесяти пяти суток до завершения срока действия полномочий предшествующего состава избираемого органа или должностного лица. Назначение осуществляют уполномоченные организации посредством издания подзаконного нормативного акта, носящего индивидуальный характер и подлежащего официальному опубликованию в обязательном порядке. В случае если уполномоченными органами либо должностным лицом выборы не были назначены, их назначает соответствующая комиссия. Если же и комиссия не смогла их назначить, это делает соответствующий федеральный суд общей юрисдикции.
  2. Подготовка к выборам. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется формирование соответствующей инфраструктуры: комиссий, участков, округов. На данном этапе осуществляется формирование, корректировка списков голосующих граждан и прочие действия.
  3. Выдвижение кандидатов (или списков).
  4. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется взаимодействие кандидатов с гражданами, СМИ и прочими структурами, способствующими распространению программ претендентов, информации о них. Для агитации предусмотрен определенный период - со дня выдвижения до дня, который предшествует дню голосования.
  5. Досрочное голосование. Это стадия считается факультативной. Досрочное голосование допускается только в рамках если в законе соответствующего субъекта оно не предусмотрено по открепительным удостоверениям.
  6. Голосование. Этот этап проводится в определенный установленный срок после того, как были назначены выборы. Голосование может проводиться только в воскресенье. Участковой комиссией обеспечивается возможность для отдельных граждан реализовать свое избирательное право на дому.
  7. Повторное голосование. является факультативной. Она имеет место, например, во втором туре при избрании Президента.
  8. Подсчет голосов. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется определение количества голосов, отданных за того или другого кандидата (список). Подсчет производится гласно и открыто, при этом присутствуют наблюдатели. По полученным результатам составляется протокол.
  9. Повторный подсчет голосов. Эта стадия считается чрезвычайной и факультативной.
  10. Определение итогов производится участковыми комиссиями. При этом составляются протоколы о результатах голосования на соответствующих участках.
  11. Обработка итогов выборов.
  12. Официальное опубликование результатов голосования.

Субъекты (участники) избирательного процесса

Реальное осуществление народовластия в ходе подготовки и проведения выборов обеспечивается целеустремленной и правомерной деятельностью участников, или субъектов, избирательного процесса, круг которых определяется действующим законодательством.

Главным субъектом избирательного права и процесса является гражданин. От активности и волеизъявления избирателей напрямую зависят результаты выборов, в конечном счете - эффективность деятельности органов публичной власти и ее должностных лиц. Избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях). Активным избирательным правом согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях обладают все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирателями в Российской Федерации признаются не только российские граждане, но и в определенных законодательством случаях иностранные граждане. Так согласно Федеральному закону об основных гарантиях (ч. 3 ст. 18) в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им законами иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. власть избирательный референдум

Действующее в Российской Федерации и ее субъектах законодательство о выборах, регулирующее выборные правоотношения, предусматривает следующий основной типовой состав участников (субъектов) избирательного процесса:

  • 1. Нормоучредительные участники избирательного процесса -- органы государственной власти федерального и регионального уровня, избирательные комиссии, наделенные правом издавать законы и иные нормативные акты и определяющие порядок подготовки и проведения выборов: например, Федеральное Собрание России, которое принимает законы о выборах в федеральные органы государственной власти, или Законодательное Собрание субъекта РФ, принимающее Избирательный кодекс.
  • 2. Инициаторы избирательного процесса -- органы и должностные лица государственной и местной власти, правомочные принимать юридические акты о назначении выборов, в которых нередко определяются даты и территория проведения голосования. Издание инициирующего избирательный процесс правового акта обязательно, поскольку при отсутствии такого акта нормы материального и процессуального избирательного права не могут быть приведены в действие, хотя в новейшем избирательном законодательстве предусматриваются процедуры, позволяющие выйти из положения, когда управомоченный орган не в состоянии принять инициирующий акт.

Дело в том, что конкретными субъектами инициирования избирательного процесса по каждому виду выборов обычно определяются органы власти соответствующего уровня (хотя в некоторых случаях право назначения выборов и определения даты проведения голосования закрепляется за вышестоящими органами, в чем проявляются особенности регионального законотворчества), однако последние иногда просто отсутствуют либо своевременно не принимают нужное решение. Поэтому новейшее законодательство предусматривает на этот случай специальные правила. Так, в отдельных поселениях, где представительные органы, обязанные назначать выборы, отсутствуют, выборы должны быть назначены соответствующими территориальными избирательными комиссиями. Если управомоченный орган государственной или местной власти не назначает выборы в установленный законом срок, то они могут быть проведены по решению соответствующей руководящей территориальной избирательной комиссии, что должно быть оговорено в законе.

3. Организаторы избирательного процесса -- избирательные комиссии, общественные объединения и группы граждан, органы и должностные лица государственной и местной власти, создающие надлежащие условия и обеспечивающие необходимые средства для реализации законодательства о выборах.

Особое место среди организаторов избирательного процесса занимают избирательные комиссии (органы руководства выборами), на которые ложится вся тяжесть подготовки и проведения избирательных мероприятий, поскольку именно они выполняют наибольший объем организационно-управленческой и организационно-технической работы по реализации требований избирательного законодательства и отвечают за документальное оформление юридических действий, совершаемых участниками выборов.

Серьезные обязанности возлагает закон и на других организаторов избирательного процесса. Так, глава местной исполнительной власти принимает решение об образовании избирательных участков, а федеральные и региональные органы государственной власти выделяют денежные средства на финансирование избирательной кампании.

  • 4. Голосующие на выборах граждане Российской Федерации -- активные избиратели, реализующие право нормотворческого голоса при принятии юридически обязательных решений на собраниях (сходах) граждан и на референдумах либо право властеучредительного голоса на выборах органов государственной и местной власти, а также при отзыве выборных представителей.
  • 5. Баллотирующиеся на выборах граждане Российской Федерации -- кандидаты в депутаты представительных органов государственной и местной власти или кандидаты в народные представители других выборных органов (пассивные носители избирательного права).
  • 6. Наблюдатели, в том числе иностранные и международные, -- лица, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за соблюдением требований выборного законодательства на всех стадиях избирательного процесса. Российская Федерация является одной из немногих стран в мире, где иностранным (международным) наблюдателям законодательно разрешено присутствовать на выборах и референдумах, в том числе и на региональном уровне.
  • 7. Суды, рассматривающие жалобы и споры в связи с нарушением избирательного законодательства при проведении выборов и голосования, в том числе Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.
  • 8. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о выборах в соответствии с правилами, определяющими компетенцию и порядок работы этих органов.
  • 9. Другие участники избирательного процесса (например, политические партии, общественные объединения, группы избирателей), обладающие правом выдвижения и поддержки кандидатов; организации и учреждения, частные лица, участвующие в формировании избирательных фондов; досрочно отзываемые депутаты и другие выборные должностные лица.

Состав участников (субъектов) избирательного процесса не является постоянным, он может изменяться в связи с изменением выборного законодательства, во многом зависеть от того или иного типа избирательной системы, уровня ее демократического содержания.

Правовой статус участников избирательного процесса определяется обширным массивом законодательных актов. Совокупность нормативно-правовых актов, определяющих статус субъектов избирательного процесса, образует составную часть самостоятельного института избирательных прав -- выборное право. Среди них важнейшее значение имеют следующие законодательные акты:

  • 1) Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32, 81);
  • 2) конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации (главы об избирательной системе);
  • 3) федеральные законы о выборах;
  • 4) региональные законы о выборах;
  • 5) указы Президента Российской Федерации, президентов республик, входящих в состав Федерации, и глав других субъектов Федерации;
  • 6) решения избирательных комиссий;
  • 7) решения органов местного самоуправления по вопросам организации выборов.
1

В статье затрагиваются вопросы правового положения участников избирательного процесса на Украине. Рассматривается избирательный процесс как деятельность, то есть совокупность действий, направленных на достижение единой конечной цели – формирования органов публичной власти. Раскрывается классификация участников избирательного процесса, что позволяет более детально рассмотреть и выявить основные свойства юридического статуса участников. В частности, такими основаниями могут быть: основное содержание деятельности на различных этапах избирательного процесса; количество стадий избирательного процесса, в рамках которых субъекты могут реализовать права и должны выполнять обязанности; структура участников; их цели; доминирование в правовом статусе прав или обязанностей; возможность быть участником всех избирательных процессов в узком смысле; акты, в которых закрепляются основы правового положения участников.

участники избирательного процесса

организация выборов

органы публичной власти

избирательные комиссии

1. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. – М. : ВНИИ МВД России, 2003. – 273 с.

2. Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. – М. : Высшая школа, 1979. – 230 с.

3. Ортынский В.Л. Организационные основы управленческой деятельности в органах внутренних дел Украины: учеб. пособие / В.Л. Ортынский, З.Р. Кисиль, М.В. Ковалив. – Львов: Львов. гос. ун-т внутр. дел, 2006. – 248 с.

4. Погорилко В.Ф. Избирательное право / В.Ф. Погорилко, М.И. Ставнийчук // Юрид. энцикл. : В 6 т. / сост. Ю.С. Шемшученко (председатель редкол.) и др. – Киев: Укр. енцикл., 1998. – Т. 1. – С. 362–363.

5. Прозрачные выборы и СМИ в Украине: правовое регулирование / А. Винников, Л. Чорний. – Киев: Укр. независим. центр полит. исслед., 2003. – 168 с.

6. Таранов А.П. Избирательный процесс [Юридическая энциклопедия. : В 6 т. / редкол. Ю.С. Шемшученко (председатель редкол.) и др.]. – Киев: Украинская энциклопедия, 1998. – Т. 1. -С. 366.

7. Труфанов М.Е. Применение норм административного права: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. – М., 2007. – 371 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/217513.html.

8. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. – М. : Норма, 2007. – 352 с.

Введение. С принятием Конституции Украины начался новый этап формирования избирательного законодательства. В Конституции были заложены не только основы современного избирательного процесса, но и ключевые принципы, на которых строится современная система организации выборов в Украине. С 1996 года до сих пор активно развивается избирательное законодательство.

Однако заметны и негативные, деструктивные процессы, которые значительно трансформируют положительный потенциал законодательных реформ. Частично эти процессы вызваны тем, что уполномоченные органы и их должностные лица не реагируют на нарушения законодательства о выборах.

Анализ исследования данной проблемы . Общим теоретическим аспектам правового положения участников избирательного процесса посвятили свои исследования известные на Украине ученые, в частности В.Б. Аверьянов, Е.В. Додин, С.В. Кальченко, М.И. Козюбра, М.И. Корниенко, В.В. Кравченко, С.В. Линецкий, М.И. Мельник, А.Н. Пасенюк, A.M. Ришелюк, П.М. Рабинович, А.И. Остапенко и другие.

Данные вопросы отражены также и в работах многих российских ученых: Д.М. Бахраха, Н.А. Богдановой, А.А. Лукашева, Ю.С. Рябова, В.Д. Сорокина, Б.Ю. Тихонова, В.Е. Чиркина и других.

Целью статьи является освещение вопросов правового положения участников избирательного процесса.

Изложение основного материала. Избирательный процесс можно определить как регулируемую правовыми и другими социальными нормами деятельность, состоящую из совокупности объединенных ближайшей целью действия индивидуальных и коллективных участников, направленную в целом на формирование путем прямых выборов органов публичной власти с результатами, которые не вызывают сомнений, поскольку они были полученные в соответствии с нормативно-правовыми актами. В качестве цели деятельности может выступать формирование как всех, так и конкретных органов публичной власти. Соответственно, можно обнаружить все действия, составляющие избирательный процесс (так сказать, избирательный процесс как широкое понятие). Однако не все действия, как и участники, которые их осуществляют, будут встречаться при отдельных видах выборов. Например, при выборе Президента Украины функции окружных избирательных комиссий выполняет Центральная избирательная комиссия. В этом смысле избирательный процесс по выборам Президента Украины отличается от избирательного процесса на выборах, например, народных депутатов Верховной Рады Украины, который предусматривает формирование 225 окружных комиссий в одномандатных избирательных округах.

Количественное и качественное разнообразие органов публичной власти, избираемых непосредственно населением, влечет практически постоянное воспроизводство избирательного процесса.

Целью этого процесса является формирование органов власти в соответствии с процедурами, установленными правовыми нормами. Это достигается путем совершения, в основном на базе законодательных норм, действий граждан, объединенных в группы в зависимости от отношения к той или иной ассоциированной либо не ассоциированной форме. Каждая группа для достижения цели имеет свои права и обязанности, что реализуется в правовом положении участников избирательного процесса.

В научной литературе понятие «избирательный процесс» отражает, как правило, следующие составляющие:

  1. процесс - это деятельность или совокупность действий;
  2. его содержание - подготовка и проведение выборов;
  3. деятельность осуществляют или действия выполняют граждане, избирательные комиссии, общественные объединения, органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие заинтересованные участники;
  4. деятельность в целом последовательная, а конкретные действия осуществляются в соответствии со стадиями избирательного процесса;
  5. деятельность регулируется законодательством .

Кроме этого, понятие «избирательный процесс» может быть исследовано и как совокупность правовых норм, регулирующих такую деятельность, т.е. как «избирательно-процессуальное право» . Если брать понятие в его первом значении, то, прежде всего, необходимо определить избирательный процесс как деятельность, то есть совокупность действий, направленных на достижение единой конечной цели - формирования органов публичной власти с результатами, которые не вызывают сомнений, поскольку они были получены в соответствии с процедурами, определенными нормативно-правовыми актами.

Публично-правовым фундаментом избирательного процесса выступает конституционное избирательное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Осуществлять различные виды действий, составляющих избирательный процесс, могут все граждане, которые отвечают установленным цензам, а не только их представители, что наблюдается при косвенных выборах. Деятельность состоит из конкретных действий граждан, осуществляющих их индивидуально или в определенном коллективе. Появление различных форм деятельности граждан (индивидуальных или коллективных) зависит от ряда факторов, в том числе от выбранной избирательной системы. Например, ряд коллективных форм, таких как партии и избирательные объединения (блоки), может не участвовать или ограниченно участвовать при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе. Каждая конкретная форма деятельности в процессе выборов направлена на реализацию вполне определенных функций. Избиратели осуществляют свое избирательное право, а избирательные комиссии организуют и проводят выборы.

В общем можно говорить об индивидуальных и коллективных участниках избирательной деятельности (избирательного процесса), выполняющих определенные функции. Деятельность в ходе избирательного процесса, как правило, осуществляется на основе закона. Однако она может также осуществляться на основе норм, закрепленных в других правовых актах.

Важным моментом в рассмотрении понятия «избирательный процесс» является выявление его этапов (стадий). В науке конституционного права этому вопросу уделяется большое внимание, и есть разные взгляды. Однако, по нашему мнению, невозможно построить единую последовательную взаимосвязь стадий избирательного процесса, так как основные цели и зависящие от их содержания действия участников разные. Мы рассматриваем избирательный процесс в аспекте:

  • во-первых, подготовки и проведения выборов;
  • во-вторых, участия в выборах, по реализации избирательного права.

Первая цель является основной в избирательном процессе для государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий.

Вторая - это цель граждан, как неассоциированных, так и ассоциированных в другие общности, отличные от государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий. Достижению различных целей служит и осуществление различных действий. Выделив доминирующие, можно обозначить этапы в избирательном процессе и расположить их в хронологическом порядке. Те, чья основная цель - подготовка и проведение выборов, осуществляют построение организационной инфраструктуры реализации гражданами избирательных прав и могут закреплять результат волеизъявления избирателей, полученный при голосовании. Действия определяют этапы (стадии) избирательного процесса, к которым относятся:

  • учет и регистрация избирателей; определение даты проведения выборов; образование избирательных округов;
  • формирование окружных и других, кроме участковых, избирательных комиссий, регистрация кандидатов;
  • образование избирательных участков; формирование участковых избирательных комиссий, составление списков избирателей, проведение голосования; определение итогов голосования (результатов выборов).

При этом необходимо отметить, что действия участников по одной из указанных схем на разных этапах не осуществляются независимо от деятельности участников, действующих преимущественно по другой схеме. Выдвижение кандидатов невозможно без назначения выборов, образования избирательных округов и формирования избирательных комиссий, которые фиксируют выдвижения. Голосование избирателя не может быть осуществлено без действий избирательных комиссий по проведению голосования. В то же время составление точных списков избирателей невозможно без участия самих избирателей. Поэтому можно говорить о едином избирательном процессе, осуществляемом в различных касательных плоскостях.

Действия на различных этапах (стадиях) избирательного процесса осуществляются различными участниками. Эти действия непосредственно направленны на достижение результата выборов. Поэтому не могут быть отнесены к участникам избирательного процесса субъекты права, в том числе различные органы и организации, хотя и способствуют проведению выборов, но не имеют, во время проведения выборов, в качестве непосредственной цели своей деятельности формирование органов власти. К таким участникам права относятся, прежде всего, банковские учреждения, которым отводится вспомогательная функция проведения операций, связанных с финансированием выборов (хранение денежных средств участников выборов, переводы поступлений в избирательные фонды, кредитование проведения выборов, когда по каким-то причинам они не финансируются из бюджетов, и т.д.).

В эту группу попадают и организации транспорта, которые только выполняют вспомогательную функцию перевозки участников избирательного процесса и их багажа. Однако для некоторых участников избрание представителя населения в органы публичной власти не является целью, например для избирательных комиссий и других участников, которые осуществляют контроль за выборами.

Вместе с тем формирование органов власти на основе закона или иного нормативного правового акта - их основная цель. Поэтому они также относятся к участникам избирательного процесса.

Участники избирательного процесса очень разнообразны, и главное в ходе их исследования выделить следующие классификационные критерии, с помощью которых можно получить реальное представление об их сущности с позиции административного правоприменения.

Использование классификаций в избирательном праве позволяет включить конкретные реалии в общую юридическую систему. Однако признание юридических категорий основывается на определении их критериев. Так, предварительное изучение специальной юридической литературы свидетельствует об отсутствии среди ученых единого подхода в отношении качественных и количественных критериев участников избирательного процесса по применению норм административного права . Подвижность административно-правовых отношений и изменение приоритетов в правовом регулировании, безусловно, влияет на совокупность участников избирательного процесса, которую только условно можно назвать системой. О важности роли участников избирательного процесса, как субъектов управленческой деятельности в системе общественных отношений, указывают В. Ортынский, З. Кисиль, М. Ковалив .

Дискуссия по вопросу о систематизации участников административно-правовых отношений характеризуется достижением определенных научных результатов. Разделение участников избирательного процесса на граждан и юридических лиц, в соответствии с аналогией мыслей Л. Коваля, правильно отражает их систему только в гражданском праве, но оказывается неприемлемой для административного права, поскольку, наряду с гражданами, индивидуальными участниками в административно-правовых отношениях могут выступать и должностные лица .

Сегодня можно утверждать, что в категориальном смысле между гражданином и должностным лицом проблем нет, но внимание ученых заслуживает проблема определения юридического лица как участника административно-деликтных отношений в сфере избирательного процесса. В научную доктрину вводится категория «юридические лица публичного права» .

Классификацию участников избирательного процесса можно проводить по различным основаниям, но, как отмечает А. Дугинец, дело не в поиске новых критериев для ее проведения, а в отборе тех оснований, которые имеют реальное практическое значение .

Выявлению юридического статуса участников избирательного процесса может служить деление их на виды, осуществляемое по различным основаниям. В частности, ими могут быть: основное содержание деятельности на различных этапах избирательного процесса; количество стадий избирательного процесса, в рамках которых субъекты могут реализовать (реализуют) права и/или должны выполнять (выполняют) обязанности; структура участников; их цели; доминирование в правовом статусе прав или обязанностей; возможность быть участником всех избирательных процессов в узком смысле; акты, в которых закрепляются основы правового положения участников, и другие основания.

Применение перечисленных оснований позволило классифицировать участников на различные виды, что позволяет более детально рассмотреть и выявить основные свойства юридического статуса участников избирательного процесса.

В результате классификации по основному содержанию деятельности на различных этапах избирательного процесса определены шесть групп участников избирательного процесса.

1. В первую входят органы, определяющие дату выборов. Их цель и обязанность своим решением определить дату выборов в соответствии с действующим законодательством. Достижение целей и выполнение долга призваны обеспечить реализацию принципа периодических и обязательных выборов, а соответственно и формирования органов власти с результатами, не вызывающими недоверия. Примечательно, что законодатель выделяет в качестве участников, входящих в первую группу, органы, а не коллективы граждан или отдельных лиц. Тем самым подчеркивается публично-правовой характер выборов.

2. Во вторую группу входят избирательные комиссии. В наибольшей степени проведение выборов после определения их даты зависит от этих органов. На Украине взят курс на проведение выборов специальными органами, на которые возложены полномочия по подготовке и проведению выборов. Их деятельность направлена на то, чтобы выборы состоялись в намеченные сроки.

Закон Украины «О Центральной избирательной комиссии» определяет систему комиссий, которые образуются для организации подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, всеукраинского референдума. Комиссия осуществляет контроль деятельности и консультативно-методическое обеспечение избирательных комиссий, которые образуются для организации подготовки, местных советов и сельских, поселковых, городских голов, комиссий по проведению местных референдумов. В систему входят: ЦИК Украины, территориальные, окружные, участковые комиссии.

3. Третья группа участников избирательного процесса состоит из участников, имеющих право избирать (выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, голосовать) и/или быть избранными. Это самая массовая группа. Основная цель деятельности участников данной группы это реализация избирательных прав, таких как право голосовать, выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, материально стимулировать избирательную кампанию кандидата, быть избранным. Она может достигаться как индивидуально, например самовыдвижением, так и с помощью ассоциированных форм, например включения лица в список кандидатов избирательного объединения.

4. В четвертую группу целесообразно отнести средства массовой информации (далее - СМИ), которые информационно обеспечивают проведение выборов. СМИ в избирательном процессе или освещают ход проведения выборов, или используются как средство предвыборной агитации. СМИ призваны доводить до населения информацию о ходе выборов на всех этапах избирательной кампании . В большинстве случаев данные участники осуществляют информирование избирателей о реальных событиях, естественно, добавляя к этому свою позицию или позицию финансовой группировки, стоящей за СМИ.

5. В пятую группу входят участники, осуществляющие деятельность, направленную на предотвращение, пресечение нарушений как указанных выше ограничений для сотрудников средств массовой информации, так и всех других правил организации и проведения выборов, т.е. осуществляют контроль над выборами.

Контроль может осуществляться государственными и другими органами от имени государства и по его поручению (государственный контроль), а также другими участниками избирательного процесса от своего имени (общественный контроль).

К участникам избирательного процесса, которые осуществляют государственный контроль, относятся избирательные комиссии, представительные органы, суды, органы прокуратуры, правоохранительные органы (органы милиции, службы безопасности), другие государственные органы, осуществляющие правовую охрану при проведении выборов (органы государственной власти, которые осуществляют государственную политику в сфере массовой информации, налоговые органы). К участникам, которые осуществляют общественный контроль, относятся кандидаты, доверенные лица, избиратели, избирательные и другие общественные объединения, избирательные блоки (с помощью своих уполномоченных представителей), члены избирательных комиссий, наблюдатели, в том чисел иностранные (международные).

6. Шестая группа состоит из участников избирательного процесса, которые материально обеспечивают проведение выборов.

Без деятельности органов публичной власти комиссии не смогли бы нормально провести выборы, даже если бы получили необходимые средства. Органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией осуществляют: регистрацию (учет) избирателей; образуют избирательные округа и избирательные участки; финансируют проведение выборов, формируют избирательные комиссии; способствуют комиссиям в реализации их полномочий, в частности предоставляют помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, специалистов для осуществления контроля финансирования избирательного процесса, оказывают помощь в проведении выборов в «нестандартных» условиях.

Выводы. Избирательный процесс целесообразно определить как регулируемую правовыми и другими социальными нормами деятельность, состоящую из совокупности объединенных целью действия индивидуальных и коллективных участников, направленную на формирование путем прямых выборов органов публичной власти. Разнообразие регулятивных и охранительных свойств избирательного права обусловлено масштабами и количеством задач, решаемых участниками избирательного процесса. Одновременно множественность потенциальных участников избирательного процесса требует единой политики, закрепленной в нормах права, которые реализуются в системе властно-правовых установок, организационно-управленческих средств по выборам и референдумов.

Рецензенты:

Бортник Н.П., д.ю.н., доцент заведующий кафедрой административного и информационного права Учебно-научного института права и психологии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов.

Ортынский В.Л.,д.ю.н., профессор, профессор кафедры административного и информационного права Учебно-научного института права и психологии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов.

Библиографическая ссылка

Сенык П.Р. УЧАСТНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УКРАИНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13323 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В соответствии со ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав избирательная комиссия - это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Именно на них возлагается основная организационная работа по проведению выборов, обеспечению реализации и защите избирательных прав граждан.

В соответствии с указанным законом в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: а) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; б) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; в) избирательные комиссии муниципальных образований; г) окружные избирательные комиссии; д) территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; е) участковые избирательные комиссии.

Федеральные и региональные законы о выборах устанавливают строго определенную систему избирательных комиссий, их соподчиненность и распределение полномочий между ними применительно к соответствующему виду и уровню выборов органов государственной власти и местного самоуправления. Так при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ действуют Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии. Выборы Президента России организуют и проводят такие же комиссии, за исключением окружных комиссий. Поэтому ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех указанных избирательных комиссий при проведении соответствующих выборов в Государственную Думу ФС РФ и Президента Российской Федерации.

Система, взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и в представительные органы местного самоуправления в систему создаваемых избирательных комиссий входят окружные избирательные комиссии, организующие выборы в пределах своих одномандатных или многомандатных избирательных округов. Проведение выборов должностных лиц органов местного самоуправления не требует создания окружных избирательных комиссий, поскольку в этом случае выборы проходят по единому территориальному избирательному округу.

Не входя ни в одну из ветвей государственной власти, система избирательных комиссий действует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой (ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные комиссии) являются государственными органами, а остальные являются общественными образованиями, решения которых по вопросам проведения выборов обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц.

Правовой статус избирательных комиссий как самостоятельных органов характеризуется тем, что они: в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления; обладают собственной компетенцией, установленной федеральным и региональным законодательством; осуществляют свои полномочия на постоянной основе, либо в течение установленного срока; финансируются за счет средств государственного (федерального либо регионального) или местного бюджета; формируются в установленном законом порядке уполномоченными органами и местного самоуправления, либо вышестоящими избирательными комиссиями государственной власти на основе предложений политических партий, избирательных блоков, иных общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства; наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; несут ответственность за законность своих действий и решений.

Независимости и самостоятельности избирательных комиссий служит ряд других законоположений, в частности и то, что государственные и муниципальные служащие в составе избирательной комиссии не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. На практике независимость комиссий не только не исключает, но и предполагает их взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления при решении целого ряда вопросов организации избирательного процесса. Кроме того, на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, их должностные лица возложена обязанность оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование.

Расходы, связанные с деятельностью избирательных комиссий, возмещаются за счет средств соответственно государственного или местного бюджета. Установленный законодательством порядок финансирования деятельности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации делает их самостоятельными в организации и проведении выборов.

Формирование избирательных комиссий осуществляется в установленном законом порядке, в установленные сроки, уполномоченными субъектами. Формирование избирательных комиссий осуществляется на основе широкого привлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления, политических партий, избирательных блоков, общественных организаций, собраний граждан по месту жительства, работы, службы, учебы.

Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации определен Федеральным законом. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года. Состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе ФС РФ. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе ФС РФ может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти и высшими должностными лицами субъектов РФ.

Пять членов ЦИКа РФ назначаются Президентом России.

Порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти определяется Федеральным законом, а также федеральными законами о выборах депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации. Названными законами устанавливается примерная численность комиссий, основные правила избрания председателя комиссии, его заместителя и секретаря комиссии.

В соответствии с п. 7 ст. 23 Федерального закона об основных гарантиях, предусмотрено, что как законодательный, так и исполнительный органы государственной власти обязаны назначить не менее одной второй назначаемого ими количества членов комиссии на основе предложений, поступивших от политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, а также на основе предложений аналогичных субъектов, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе власти субъекта Российской Федерации. Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии РФ. Установленные Федеральным законом нормы в полном объеме применяются и при формировании окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные и региональные органы государственной власти, в органы местного самоуправления, а также территориальных и участковых избирательных комиссий.

Конкретные полномочия избирательных комиссий по подготовке и проведению федеральных, региональных или муниципальных выборов на всех стадиях избирательного процесса и порядок их деятельности закреплены в соответствующих федеральных и региональных законах о выборах депутатов и должностных лиц.

Свою деятельность комиссии осуществляют коллегиально. Они правомочны приступить к работе, если сформированы не менее чем на две трети от установленного состава. Заседания комиссии протоколируются, а решения принимаются большинством голосов (некоторые - квалифицированным большинством) членов комиссии с правом решающего голоса и подписываются председателем и секретарем.

Решения избирательных комиссий могут быть отменены только или вышестоящей избирательной комиссией, или судом. Более того, решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для соответствующего уровня органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, должностных лиц, избирателей и иных участников избирательного процесса.

Избирательные комиссии (кроме участковых) действуют, как правило, на постоянной основе и срок их полномочий определяется сроком полномочий того выборного органа, подготовку и проведение выборов в который они обеспечивают (обычно - 4 года). Полномочия участковых избирательных комиссий, создаваемых на период избирательной кампании, по общему правилу прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.



 

Возможно, будет полезно почитать: