Закон и подзаконные правовые акты. Акты исполнительной власти субъектов РФ

Законы и подзаконные акты.

По порядку и субъекту принятия:

Акты принимаемые в порядке референдума

Актами органов гос власти

Договорными актами

Актами не государственных субъектов (в случае, когда гос-во делегирует такое право).

По сфере действия

Общефедеральные

Субъектов

Органов местного

По сроку действия:

Неопределенного времени действия

Временные акты

Закон – это разновидность нормативно-правового акта, принятого в особом порядке, органом законодательной власти или народом в порядке референдума, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки:

1. Принимается законодательным органом или народом

2. высшей юридической силой (юридическая сила – свойство нпа, которое используется для определения места нпа в системе законодательства, зависит от субъекта и от характера норм)

3. призван регулировать наиболее важные общественные отношения

4. содержит нормы первичного характера

5. в особом порядке

Виды законов:

по значимости:

Конституционные законы, (Конституция, федеральные общие законы)

Текущие законы

по сфере действия

Общефедеральные

Законы субъектов

Местного самоуправления

по отраслям права.

Государственно-правовые

Уголовно- правовые

Гражданско-правовые

Подзаконный нпа – принятый уполномоченным гос органом нормативный документ, изданный на основе и в соответствии с законом в целях конкретизации и дополнений положений последнего.

Признаки:

1. субъекты издания нпа различны от тех кто принимает законы

2. подзаконные нпа не должны противоречить законам

3. особое предназначение подзаконных нпа.

Закон о моратории на смертную казнь: чем введен мораторий?

Виды подзаконных нпа:

1.Общефедеральные (указы и распоряжения президента(глубоко почитать) постановления правительства, приказы и инструкции министерств)

2. Подзаконные нпа субъектов (постановления, распоряжения указы приказы инструкции)

3.Нпа органов местного самоуправления – решения постановления, распоряжения.

4. Локальные подзаконные нпа (уставы, решения, распоряжения)

Важной хар-кой нпа является его практическое действие .

Действие нпа – это способность его порождать юр последствия, предусмотренные в нем. Действие устанавливается по 3м параметрам :

Во времени – действие определяется временем вступления его в законную силу, и моментом утраты им юридической силы.

Способы утраты:

1. по истечению срока

2. изменение обстановки, на которую был рассчитан этот акт

4. фактической отмены (не указывается что предыдущий отменяется) правило – если есть новый акт, то именно он и применяется.

5. вступление в силу международного договора, которому противоречит внутригосударственный акт

по общему правилу нпа распространяют своё действия на отношения, которые возникли после вступления его в юр силу,(действует наперед), однако по настоящее время действует. (закон обратной силы не имеет)

из этого правила есть исключения:

акт действует вспять, в случае если:

1. в нем самом указано на это

2. когда акт смягчает ответственность

3. когда он каким-либо образом улучшает положение подозреваемого, подсудимого, отбывавшего наказания.

Действе в пространстве:

1. территориальный (закон о государственной границе, о континентальном шельфе)

2. экстерриториальный (территории посольств, военных кораблей под чужим флагом)

Действие нпа по кругу лиц:

1. общее правило – на всех лиц, находящихся на тер-рии гос-ва,

2. исключение – ведомственные акты распространяют только на определенное ведомство, акты ограниченного территориального действия ограничены по кругу лиц (ограничение на народов Крайнего севера)

термин законодательство :

1. совокупности только законов и только

2. совокупности всех действующих на тер-рии актов

3. совокупность всех существующих форм права

различие и не совпадения между понятиями НПА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:

1. первичным элементом системы права является норма права, а законодательства – статья нормативного акта

2. система законодательства по объему представленного в ней материала шире чем система права: в содержание системы законодательства могут входить положения нормами пава не признаваемые – указание на цели и мотивы принятия нпа, программные положения и др.

3. в основе деления права на отрасли лежит предмет и метод, а в законодательства – только предмет.

4. структура системы права горизонтальный, системы законодательства – вертикальная.

5. система права носит объективный характер, а система законодательства подвержена влиянию субъективный факторов.

Итак, по юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы - принятые в особом порядке высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами) или непосредственно народом нормативно-правовые акты, которые обладают высшей юридической силой, содержат первичные нормы права и регулируют наиболее важные общественные отношения. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. «Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс». Исходя из этого, можно выделить следующие основные признаки закона.

Во-первых, закон -- это определенный нормативно-правовой акт, хотя в практике отдельных государств законами могут быть и ненормативные акты (например, в Великобритании любой акт парламента, в том числе и ненормативный, если он утвержден королевой, считается законом). Надо заметить, что под законами иногда (как правило, в обиходе, в обыденной жизни) понимают любой нормативно-правовой акт и даже право в целом. Подобная широкая трактовка закона в принципе допустима, однако юридически считается некорректной, ибо вносит путаницу в вопрос о формах (источниках) права. С формально-юридической точки зрения закон -- это не любой нормативно-правовой акт и не право в целом, а только определенная разновидность нормативно-правовых актов. Это нормативно-правовой акт, обладающий определенными специфическими признаками, которых нет у других нормативно-правовых актов.

Во-вторых, закон -- это нормативно-правовой акт, который, по общему правилу, принимается высшим представительным органом государственной власти (парламентом, иным законодательным органом) или непосредственно народом. Данный признак считается одним из важнейших признаков закона. Он указывает на то, что круг субъектов, способных принимать законы, довольно ограничен и ими могут быть или законодательные органы (практически всегда), или непосредственно народ (только в порядке референдума). В то же время в некоторых государствах законы или акты, равные по силе законам, могут приниматься также и другими органами, не относящимися к высшим представительным органам государственной власти (например, президентами или правительствами). Чаще всего это имеет место либо при введении чрезвычайного или военного положения в стране, либо в результате делегирования (т.е. передачи) парламентом своих законодательных полномочий президенту или правительству. Например, в Республике Беларусь парламент по просьбе президента может делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. В Португалии правительство может издавать по определенному кругу вопросов декреты-законы на основе полномочий, делегированных ему парламентом.

В-третьих, закон -- это нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой. То есть по юридической силе выше закона никакого другого нормативно-правового акта ни в одном государстве не существует.

Высшая юридическая сила закона означает, что:

· закон не подлежит утверждению со стороны какого-либо другого органа государства;

· никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, издавшего этот закон;

· ни один подзаконный нормативный акт не должен противоречить закону;

· в случае противоречия подзаконного акта закону действует закон.

В-четвертых, закон -- это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке. В отличие от процедуры принятия подзаконных нормативных актов процедура принятия закона является более сложной и детально регламентирована законодательством. Основные положения, определяющие порядок принятия законов, как правило, закрепляются в конституции страны. Существуют и специальные законодательные акты, определяющие порядок принятия законов как высшими представительными органами власти, так и народом. Например, порядок принятия закона народом определяется специальным законом о референдуме.

В-пятых, закон -- это нормативно-правовой акт, который содержит первичные, исходные нормы права. В тех государствах, где нормативно-правовой акт является основным источником права (а таких государств большинство), основы правового регулирования общественных отношений устанавливаются нормами законов, так как законы обладают высшей юридической силой и занимают центральное место в системе нормативно-правовых актов. Что же касается подзаконных нормативных актов, то их нормы призваны в основном конкретизировать и детализировать нормы законов.

В-шестых, закон -- это нормативно-правовой акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения. Поскольку законы содержат первичные, исходные нормы права и закладывают основы правового регулирования, то законами и должны регулироваться наиболее важные общественные отношения. И практика это подтверждает. В частности, в законах закрепляются общественный и государственный строй страны, основные права и свободы человека и гражданина, компетенция высших органов государственной власти и т.д.

Законы, как вид нормативно-правовых актов, тоже имеют в свою очередь определенные разновидности. Чаще всего законы классифицируют с учетом их значимости и субъектов, их принимающих. По значимости законы принято подразделять на конституционные и обыкновенные. Конституционные -- это законы, которые обладают наивысшей юридической силой. Они закрепляют основы общественного и государственного строя и являются юридической базой для обыкновенных законов. К ним относятся конституции (или законы, их заменяющие), законы, вносящие поправки (изменения и дополнения) в конституцию, а также законы, примыкающие к конституции и конкретизирующие отдельные её положения (в некоторых государствах Западной Европы, например, во Франции, в Испании, эти последние законы называют органическими). Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России - в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его. Особенность конституционных законов состоит ещё и в том, что в отличие от обыкновенных законов для их принятия, изменения или отмены предусмотрен более строгий порядок (например, квалифицированное большинство голосов от списочного состава депутатов). Обыкновенные (текущие) законы издаются в развитие конституционных законов и не должны им противоречить. В свою очередь их можно подразделить на кодификационные законы (например, кодексы) и текущие законы. Для принятия, а также изменения или отмены обыкновенных законов достаточно простого большинства голосов депутатов (50% + 1 голос).

В особый вид выделяют также кодифицированные законы - это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

По субъектам законы подразделяются на законы, принятые на референдуме, и законы, принятые высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами). К законам, принятым на референдуме, относится сравнительно небольшое число законов, поскольку проведение референдума является делом дорогостоящим. Как правило, к ним относятся конституции и некоторые другие жизненно важные для страны законы. Например, согласно ст.29 Основного закона Федеративной Республики Германии, являющегося Конституцией ФРГ, распределение федеральной территории осуществляется посредством издания федерального закона, по которому проводится референдум. В некоторых государствах законы, принятые на референдуме, отсутствуют, так как принятие подобных законов не предусмотрено законодательством. Например, в США проведение референдумов законодательно вообще не признается, а в Швеции референдум носит не законодательный, а только совещательный характер. Что же касается законов, принятых законодательными органами, то они имеются в каждом государстве и составляют основную массу всех действующих законов.

Еще одну классификацию законов можно дать применительно к федеративным государствам. Здесь законы можно подразделить на федеральные (законы федерации) и региональные (законы субъектов федерации). Федеральные законы действуют, как правило, на всей территории государства и обладают приоритетом над региональными законами. Региональные законы действуют только на территории соответствующего субъекта и не должны противоречить федеральным законам.

Подзаконные нормативные акты - все нормативно-правовые акты, не являющиеся законами. Эти акты могут приниматься самыми различными субъектами, имеют разную юридическую силу и разную сферу действия. Вместе с тем все они должны основываться на законе и не противоречить ему. Подзаконные нормативные акты можно определить как основанные на законе акты правотворческой деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, а также народа, которые обычно направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

· указы и распоряжения президента;

· постановления правительства;

· приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;

· решения, распоряжения, постановления местных органов власти и управления, органов местного самоуправления;

· локальные нормативные акты

Все подзаконные нормативные акты могут быть разделены на четыре большие группы: общие, местные, ведомственные и локальные.

Общие подзаконные акты -- это нормативные правовые акты, которые принимаются органами общей компетенции и распространяются на всех лиц в пределах территории страны. По своему значению они занимают в системе нормативно-правовых актов второе место после законов. В Российской Федерации к общим подзаконным актам относятся нормативные указы Президента Российской Федерации (Президент может издавать также и ненормативные указы, которые источниками права не являются), нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ -- Совета Федерации и Государственной Думы, нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ, а также имеющие общее значение нормативные акты отдельных министерств (например, министерства финансов).

Местные подзаконные акты -- это нормативные правовые акты, которые принимаются местными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления и населением на местах (в Российской Федерации на местных референдумах и сельских сходах). Данные акты действуют в пределах территории соответствующих административно-территориальных единиц и распространяются на всех лиц, находящихся на этой территории.

Ведомственные подзаконные акты -- это нормативные правовые акты, которые принимаются органами специальной компетенции (ведомствами) и распространяются только на организации и лиц в пределах соответствующего ведомства. В отличие от общих и местных подзаконных актов, которые являются актами внешнего действия, ведомственные акты -- это нормативные акты внутреннего действия, поскольку они действуют в пределах соответствующего ведомства и распространяются на организации и работников данного ведомства. Наиболее значимыми среди этих актов являются нормативные акты министерств и государственных комитетов (нормативные постановления, нормативные приказы, инструкции).

Локальные подзаконные акты (их называют также внутриорганизационными) -- это нормативные правовые акты, которые принимаются различными государственными и негосударственными организациями (учреждениями, предприятиями и т.д.) для регулирования своих внутренних вопросов. Данные нормативные акты тоже относятся к актам внутреннего действия, так как действуют в пределах издавшей их организации и распространяются только на работников этой организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка Хабаровской Государственной Академии экономики и права).

Все выше перечисленные виды правовых актов не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

Все другие формы (источники) права относятся к так называемым не законодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

Закон принимается исключительно на основании Конституции РФ в соответствии с 104-105 статьей. Структура принятия законодательства также является достаточно сложной. Что же касается подзаконных актов, то они также считаются своеобразными нормативно-правовыми актами, но они создаются на основании законодательства страны, не могут противоречить законам, уже действующим на территории страны и создаются как правило, исполнительными, региональными и местными властями.

Чем именно закон отличается от подзаконного акта?

  1. Закон, в соответствии с Конституцией РФ наделяется наивысшей юридической силой. В ранге федеральных законов находятся все законодательные акты и кодексы. Таким образом, можно сказать со значительной уверенностью о том, что законы считаются обязательными к исполнению и должны выполняться на всех уровнях власти в стране. Структура принятия закона имеет массу нюансов, именно по этой причине, не каждый закон, который создается государственной думой, может увидеть свет;
  2. Подзаконные акты – это специализированные акты исполнительной власти, которые могут создаваться исключительно во исполнение законодательной базы. То есть, основой таких актов считается закон, и акты не могут противоречить законодательству. К числу таких актов можно отнести указы и распоряжения, постановления президента и правительства.

Особенности отличий

Итак, становится вполне очевидным тот момент, что федеральные законы имеют более существенную юридическую силу. В принципе, они наделяются высшей юридической силой, а значит, все иные акты, создаваемые на территории страны, просто не могут им противоречить, и создаются исключительно на основании законодательной базы и в соответствии с ней.

Таким образом, существенных отличий между законами и подзаконными актами нет. Так как подзаконные акты, в принципе, «вытекают» из законодательной базы. Тем не менее, существует масса законов, которые имеют своеобразные пробелы. Именно данные пробелы прекрасно могут быть заполнены подзаконными актами.

То есть, другими словами, подзаконный акт может быть в виде своеобразного дополнения законодательной базы, но в тоже время, данный акт ни в коем случае не должен противоречить сути самого закона.

Можно с уверенностью сказать о том, что существенное различие закона и подзаконного акта формируется исключительно в юридической силе. Также в структуре принятия таких законов. Если закон принимается посредством голосования государственной думы, совета федерации и подписи президента, то подзаконные акты принимаются только исполнительной властью, и в принципе, одобрения совета федераций или же государственной думы, они не требуют. Но, подзаконные акты могут исключительно дополнять или же разъяснять, но не противоречить законодательству.


Федеральный закон от 06.04.15 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» внес...


Министерство транспорта Российской Федерации
(Минтранс России)

Федеральное агентство воздушного транспорта
(Росавиация)

ФГБОУ ВПО «Санкт Петербуржский Университет Гражданской Авиации»

Заочный факультет

Контрольная работа
по дисциплине Правоведение
Тема: 5.Законы и подзаконные акты.

Студент 1го курса
Специализация:
Организация Летной Работы
Учебный шифр: 0912.1497
Ашихмин Александр Александрович

Санкт Петербург 2013
План
Введение
Одно из важнейших направлений государственной деятельности – законотворчество. Создание законов представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. Возрастание роли и социальной ценности закона ставит его сегодня в положение важнейшего регулятора общественных отношений, призванного целенаправленно воздействовать на все основные сферы жизни общества. Законотворческую деятельность можно понимать как средство организации общества.
В каждом государстве законотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.
Понимание различий между законами и подзаконными актами может быть полезно в плане перспективных оценок дальнейшего правового и политического развития российского общества, поскольку уровень развития законодательства и совершенствования законодательного процесса отражает основные тенденции в структуризации интересов общества.
По своей социальной сути законотворчество выступает как процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных юридических актах, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.
Вышеизложенное подчеркивает актуальность выбранной темы.

    Законы и подзаконные акты

      Понятие, признаки, виды законов

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти (органом законодательной власти) или референдумом, выражающим волю народа, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы - первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:
- все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
- они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
- законы никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.
Законы принимаются исключительно органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ). Другие ветви власти не могут законодательствовать: органы исполнительной власти должны заниматься организацией исполнения законов, а органы судебной власти - разрешать правовые конфликты.
В соответствии с п. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федераций, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Кроме того, право законодательной инициативы принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
1) Конституция
2) Федеральные конституционные законы
3) Федеральные законы
4) Законы субъектов федерации.
Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе норматив ных актов определяется двумя ее основными свойствами:
- Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отрасл евом законодательстве.
- Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.
К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне, относятся следующие вопросы:
основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их охраны, юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к гражданам;
общие вопросы федеративных отношений в Российской Федерации; порядок выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, их правовой статус;
порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
правовые основы экономического, социального и экологического развития Российской Федерации;
правовое положение средств массовой информации; порядок формирования и расходования федерального бюджета;
федеральные налоги и сборы;
общие вопросы национальной безопасности;
порядок введения режима чрезвычайного и военного положения;
уголовная ответственность и уголовный процесс, порядок исполнения уголовных наказаний;
судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.
Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами.
Федеральные законы подразделяются на две группы:
1) кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);
2) текущее законодательство.
Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.
Кодифицированные законы или Кодексы действуют в ранге федеральных законов. К ним относятся, например, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Налоговый кодекс и другие. Современные кодексы отличает отраслевая специализация, то есть кодекс есть совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения и расположенных в порядке, отражающем систему данной отрасли права.
Обыкновенный (Федеральный) закон принимается по любому из вопросов государственно-правового регулирования вне зависимости от того, упоминает его Конституция или нет.
В силу того, что Российская Федерация является федеративным государством, на уровне субъектов РФ также могут издаваться законы по предметам ведения, определенным в ст. 72 и 73 Конституции РФ. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон.
Признаки закона:
1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
по сроку действия (постоянные законы и временные);
по характеру (текущие и чрезвычайные);
по сферам действия (общефедеральные и региональные);
по содержанию (экономические, бюджетные, социальные и т.п.);
по степени систематизации (обычные и кодификационные - Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекдс РФ и т.д.);
по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
по объему регулирования - по кругу лиц - (общие и специальные); общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.); специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).
Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт.
Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

      Понятие, виды подзаконных актов

Подзаконные акты - это акты органов исполнительной власти, издаваемые во исполнение закона, которые базируются на его юридической силе и не могут ему противоречить.
Подзаконные нормативные акты также являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов. Им присущи определенные признаки:
1) они должны основываться на законе, при этом обладать меньшей юридической силой по сравнению с ним;
2) должны быть изданы компетентным органом;
3) они регулируют значительный круг общественных отношений, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов;
4) служат основанием для правоприменительной деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Несмотря на то. что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.
1. Указы Президента РФ.
Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.
В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.
2. Постановления Правительства РФ.
Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.
Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Федеральной службы безопасности и т.п.
4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - областной Думы, областного Представительного Собрания).
5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций).
6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.
Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел и т.п.
7. Локальные нормативные акты.
Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанций.
Столкновение закона и подзаконного акта (изда
и т.д.................

Правовой обычай

Под правовым обычаем понимается обычай, санкционированный государством. Это означает, что государство признает и придает общеобязательную силу тому правилу, которое уже сложилось ранее, исторически, независимо от государства. Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воле государства. Наиболее часто правовые обычаи как источники права использовались в древности и в средние века, образуя так называемое обычное право. Законы XII таблиц в Древнем Риме – это запись обычного права. В современном Мире, в развитых странах этот вид источников права широкого распространения не имеет, однако полностью не исключается. Например, в ст. 5 ГК закрепляется, что при осуществлении предпринимательской деятельности допускается использование обычаев делового оборота как сложившихся и широко применяемых правил поведения, даже если они не записаны в актах государства.

Судебный прецедент

Другой источник (форма) права называется судебным прецедентом. Он представляет собой решение суда (как правило, вышестоящего в системе судебных органов) по какому-либо конкретному делу, которому придается обязательная сила, и если впоследствии возникают аналогичные (подобные) дела, то они должны решаться точно так же. В этом случае суд выступает в роли правотворческого органа, создающего нормы права. Судебный прецедент в настоящее время достаточно широко применяется как источник права в Великобритании, США и некоторых других странах, относящихся к так называемой англосаксонской правовой семье.

Нормативный правовой акт

2) нормативные указы Президента Российской Федерации . К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания , не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ по повышении размера пенсий и пособий – это нормативный и правовой акт, так как рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3) постановления Правительства Российской Федерации , которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

4) нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

В субъектах Федерации помимо законов также принимаются и подзаконные нормативные акты . Как они называются и какие органы их принимают – определяется в конституциях или уставах в соответствующих субъектов Федерации.

Нормативные и международные договоры

В качестве источников права в Российской Федерации используются также нормативные договоры. В частности, источником международного права являются международные договоры. Причем согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы . Если правила, предусмотренные российским законом, противоречат международному договору, заключенному Российской Федерацией, то применяются правила международного договора. Источником права является также Федеративный договор, подписанный субъектами Российской Федерации в 1992 г., в котором проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти субъектов Федерации. Однако если положения Федеративного договора противоречат Конституции РФ, то они не действуют, а применяются конституционные нормы. Это предусматривается в разделе втором Конституции РФ.

Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Определить как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие. В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом законе. Например, новый УК РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 г., а вступил в действие с 1 января 1997 г. Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.

Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом. Постановления Правительства РФ вступают с силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, – по истечении семи дней после опубликования.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежащие регистрации в Министерстве юстиции, вступают в действие с момента регистрации.

Действие нормативного правового акта прекращается по истечении срока , на который он был принят, либо в связи с прямой его отменой уполномоченным органом, либо с принятием нового акта, фактически отменяющего старый.

В ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закреплено также правило о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что его действие не распространяется на те отношения, которые имели место до его вступления в законную силу. Закон же, смягчающий или устраняющий уголовную ответственность , имеет обратную силу.

Действия нормативных правовых актов в пространстве

В соответствии с правилами действия нормативных правовых актов в пространстве они распространяются на территорию, очерченную границами деятельности тех правотворческих органов, которыми были приняты. Например, акты, принятые федеральными органами, действуют на территории всей федерации, а акты, принятые органами субъектов Федерации, действуют только на территории данного субъекта Федерации.

С территориальными границами действия нормативных правовых актов тесно связано их действие по кругу лиц, означающее, на каких субъектов они распространяются. В соответствии с общим правилом нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия данного акта. Однако из этого правила есть исключения. Уголовное законодательство РФ распространяется также на граждан России, находящихся за пределами ее границ. Некоторые представители иностранных государств, находящиеся на территории России, например послы и главы государств и правительств, наделяются так называемым дипломатическим иммунитетом, означающим, что в случае совершения ими правонарушения вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.



 

Возможно, будет полезно почитать: