"цветниковское". Положение о противодействии коррупции в учреждении

С какого времени организации обязаны вести программу по противодействию коррупции? Есть ли к ней обязательные требования? Достаточно ли разработать локальный акт - Положение о противодействии коррупции? Имеет ли значение численность работников организации, отрасль, обороты? Какие штрафы могут быть за отсутствие программы?

Ответ

С 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия . Численность значения не имеет. Для исполнения этой обязанности можно разработать локальный акт.

Ответственность установлена за нарушения законодательства о противодействии коррупции ( КоАП РФ). За отсутствие локального акта ответственность не установлена.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Недобросовестные действия со стороны отдельных сотрудников компании могут причинить ей значительный финансовый и репутационный ущерб. Чтобы предотвратить это, необходимо заранее выстроить систему мер по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям.

Разработать такую систему помогут (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.; далее - Методические рекомендации).

Дело в том, что с 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия ( «О противодействии коррупции»). До недавнего времени эта обязанность была декларативной, так как отсутствовали какие-либо нормативные положения, которые ее детализировали бы. Ситуация изменилась только с выходом .

Причем они могут быть полезны не только для того, чтобы формально выполнить упомянутую выше обязанность по профилактике и противодействию коррупции. Злоупотребления, совершаемые в компаниях, зачастую не ограничиваются одной лишь . Ориентируясь на , юрист может разработать комплексную программу, нацеленную на противодействие:

Разработка Программы по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям

Основные принципы, перечень и порядок выполнения отдельных мероприятий рекомендуется закрепить в едином документе, который можно назвать «Антикоррупционная политика», как это предложено в Методических рекомендациях. Можно выбрать и иное название - например, Комплексная программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям (далее - Программа), что позволит более точно отразить суть проводимых мероприятий.

Подготовку проекта Программы оптимально разбить на следующие этапы.

1. Разработка проекта. Программа может быть подготовлена как внешними консультантами, так и силами самой компании. Распоряжением по организации нужно сформировать рабочую группу с участием представителей финансовой, юридической, кадровой служб, подразделений экономической безопасности, внутреннего аудита и внешних коммуникаций (PR). Для повышения авторитета рабочей группы целесообразно, чтобы ее возглавил представитель высшего менеджмента.

2. Первичное обсуждение рабочей версии документа. К участию в обсуждении желательно привлечь максимально широкий круг сотрудников компании. Чтобы получить обратную связь от сотрудников, проект стоит разместить на корпоративном портале.

3. Согласование. Программу необходимо согласовать со структурными подразделениями, оформить в виде локального нормативного акта и утвердить приказом по организации, что сделает обязательным выполнение ее положений всеми работниками.

4. Ознакомление. Утвержденная Программа доводится до сведения сотрудников компании, например, посредством оповещения по электронной почте. Затем сотрудники должны своей подписью подтвердить факт ознакомления.

Утвержденная Программа размещается на внутреннем интранет-портале, а также в других корпоративных СМИ (газеты, брошюры, плакаты-листовки). В качестве примера см. Программу, утвержденную в госкорпорации «Росатом» .

При необходимости можно предусмотреть переходный период с момента принятия Программы и до начала ее действия. В течение переходного периода инициируются внутренние семинары для работников по разъяснению основных положений Программы.

Определение куратора Программы

Работа по противодействию коррупции и злоупотреблениям носит комплексный характер, и в ее выполнении участвуют многие службы. Однако для повышения эффективности рекомендуется определить структурное подразделение, которое будет координировать работу других департаментов компании по данному направлению.

В сложившейся практике российского бизнеса данная функция, как правило, возлагается на подразделение экономической безопасности (чаще) или департамент внутреннего аудита (реже). В российских подразделениях иностранных компаний такие задачи обычно выполняет специализированное подразделение по Compliance («комплаенс»).

Чтобы снизить риск противодействия со стороны недобросовестных сотрудников, необходимо подчинить руководителя подразделения, отвечающего за курирование Программы, напрямую генеральному директору.

Типовая схема возможного распределения сфер ответственности по реализации Программы представлена в .

Реализация мероприятий Программы

Причиной совершения персоналом корпоративных злоупотреблений, как правило, становятся следующие основные факторы:

  • самооправдание. Низкая корпоративная культура в организации приводит к оправданию работниками совершенных ими проступков («маленькая зарплата», «все берут откаты» и т. п.);
  • возможности. Отсутствие эффективной системы внутреннего контроля создает предпосылки для отдельных сотрудников совершать злоупотребления с низкой вероятностью быть обнаруженными;
  • давление. Наличие внешних или внутренних обстоятельств, вынуждающих работников нарушать установленные правила и процедуры.

Программа должна предусматривать план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление, расследование коррупции и злоупотреблений за счет скоординированной работы структурных подразделений организации.

Система мероприятий по профилактике коррупции и иных злоупотреблений

Ключевой инструмент профилактики злоупотреблений - включение антикоррупционных положений в трудовые договоры с сотрудниками и контракты с деловыми партнерами. Важное значение также имеют повышение корпоративной культуры, формирование атмосферы честности и неприятия коррупции, мошенничества и хищений со стороны большинства работников компании.

1. Введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников

В трудовые договоры сотрудников можно включить следующие обязанности:

  • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени компании;
  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
  • незамедлительно информировать непосредственного руководителя (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
  • незамедлительно информировать непосредственного начальника (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
  • сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

При этом основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой и противодействием коррупции, является Трудового кодекса РФ.

Обоснование

По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Такие правила устанавливает Трудового кодекса РФ.

Если трудовой договор содержит приведенные выше обязанности, работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания (включая увольнение) за совершение неправомерных действий, которые повлекли неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей.

Руководство компании может поручить юридическому департаменту подготовить или проанализировать проект локального нормативного акта, регламентирующего порядок уведомления работодателя:

  • о случаях склонения работника к совершению злоупотреблений;
  • о ставшей известной работнику информации о случаях совершения подобных действий.

За основу вполне допустимо взять порядок, уже применяемый на государственной службе. Так, предлагают обратиться к опыту Минздравсоцразвития России, приведенному в «О методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений».

2. Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки

4. Регулирование конфликта интересов

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности сотрудников компании - ключевой элемент предотвращения злоупотреблений.

2. Внедрение технических контролей

Снизить воровство в компании можно за счет оснащения объектов инженерно-техническими средствами охраны и средствами специального инструментального контроля. В качестве таких средств могут выступать:

  • системы контроля доступа;
  • освещение и сигнализация на складах;
  • системы видеонаблюдения.

Кроме того, стоит применять (с письменного согласия кандидатов) полиграф при приеме на работу, связанную с обращением дорогостоящий ТМЦ, проводить систематические проверки сохранности ТМЦ и денежных средств, а также заключить с работниками договоры о материальной ответственности.

На юридический департамент возлагается обязанность по проведению легализации использования технических контролей. Например, юристы должны проконтролировать следующие моменты:

  • в локальных нормативных актах и трудовых договорах предусмотрена возможность применения видеонаблюдения со стороны компании;
  • работники ознакомлены под подпись с приказом о введении системы видеонаблюдения, а информация о ее наличии размещена на рабочих местах;
  • оборудование сертифицировано и не входит в перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

3. Создание горячей линии приема сообщений о злоупотреблениях

Еще одним эффективным инструментом предотвращения и выявления коррупции и злоупотреблений может стать создание в компании горячей линии приема сообщений. В состав горячей линии могут входить: многоканальный телефон (с бесплатными входящими звонками из любой точки мира), электронная почта, абонентский ящик.

Юридическая служба оказывает содействие в разработке локальных нормативных актов, регламентирующих прием и обработку принятых сообщений с соблюдением и сохранением анонимности позвонивших лиц. С операторами горячей линии необходимо заключить соглашения о конфиденциальности.

4. Расследование злоупотреблений

По результатам выявленных фактов коррупции и иных злоупотреблений необходимо провести служебное расследование в полном соответствии с процедурой, установленной действующим законодательством.

Юридическая служба оказывает содействие подразделениям экономической безопасности, кадров и внутреннего аудита в части закрепления доказательной базы и соблюдения установленных правил привлечения к дисциплинарной ответственности и процедуры увольнения.

Кроме того, правовой департамент может принять участие в разработке регламента служебного расследования».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Положение

«О противодействии коррупции в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении

«Чихачевский детский сад «Колокольчик»

1. Общие положения

    Настоящее Положение «О противодействии коррупции в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Чихачевский детский сад «Колокольчик» Бежаницкого района с. Чихачево(далее - Положение) разработано на основе Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.05.2014 №285 «О противодействии коррупции», в целях повышения эффективности работы по противодействию коррупции в сфере образования.

    Положением устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Чихачевский детский сад «Колокольчик» Бежаницкого района с. Чихачево(далее Учреждение) .

    Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:

    коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

    субъекты коррупционных правонарушений - физические лица, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод, а также липа, незаконно предоставляющие такие выгоды.

    предупреждение коррупции - деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на изучение, выявление, ограничение либо устранение явлений и условий, порож дающих коррупционные правонарушения, или способствующих их распространению.

    Основные принципы противодействия коррупции:

    признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

    законность;

    публичность и открытость деятельности органов управления и самоуправления;

    неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

    комплексное использование организационных, информационно-пропагандистских и других мер;

    приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

    Основные меры по профилактике коррупции

    Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

    формирование в коллективе педагогических и непедагогических работников Учреждения нетерпимости к коррупционному поведению;

    формирование у родителей (законных представителей) обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению;

    проведение мониторинга всех локальных актов, издаваемых администрацией Учреждения на предмет соответствия действующему законодательству;

    проведение мероприятий по разъяснению работникам Учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся законодательства в сфере противодействия коррупции.

3. Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции

    Создание механизма взаимодействия органов управления с органами самоуправления, муниципальными и общественными комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества.

3.2. Принятие административных и иных мер, направленных на привлечение работников и родителей (законных представителей) обучающихся к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в коллективе и у родителей (законных представителей) обучающихся негативного отношения к коррупционному поведению

3.3. Совершенствование системы и структуры органов самоуправления.

3.4. Создание механизмов общественного контроля деятельности органов управления и самоуправления

3.5. Обеспечение доступа работников Учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся к информации о деятельности органов управления и самоуправления.

      Конкретизация полномочий педагогических, непедагогических и руководящих работников Учреждения, которые должны быть отражены в должностных инструкциях.

      Уведомление в письменной форме работниками Учреждения администрации и комиссии по противодействию коррупции обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

      Создание условий для уведомления обучающимися и их родителями (законными представителями) администрации Учреждения и Управляющего по правам человека обо всех случаях вымогания у них взяток работниками Учреждения.

4. Организационные основы противодействия коррупции

    Общее руководство мероприятиями, направленными на противодействие коррупции, осуществляет Комиссия по противодействию коррупции в Учреждении (далее - Комиссия).

4.2. Комиссия является совещательным органом, который систематически осуществляет комплекс мероприятий по:

    выявлению и устранению причин и условий, порождающих коррупцию;

    выработке оптимальных механизмов защиты от проникновения коррупции в Учреждение с учетом их специфики, снижению в них коррупционных рисков;

    созданию единой системы мониторинга и информирования сотрудников по проблемам коррупции:

    антикоррупционной пропаганде и воспитанию;

    привлечению общественности и СМИ к сотрудничеству по вопросам противодействия коррупции в целях выработки у сотрудников и обучающихся навыков антикоррупционного поведения в сферах с повышенным риском коррупции, а также формирования нетерпимого отношения к коррупции.

4.3. Комиссия для решения стоящих перед ней задач:

    участвует в разработке и реализации приоритетных направлений антикоррупционной политики;

    координирует деятельность Учреждения по устранению причин коррупции и условий им способствующих, выявлению и пресечению фактов коррупции и её проявлений;

    вносит предложения, направленные на реализацию мероприятий по устранению причин и условий, способствующих коррупции в Учреждении;

    оказывает консультативную помощь субъектам антикоррупционной политики Учреждения по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения сотрудников, а также обучающихся и других участников учебно-воспитательного процесса;

    взаимодействует с правоохранительными органами по реализации мер, направленных на предупреждение (профилактику) коррупции и на выявление субъектов коррупционных правонарушений.

4.4. Состав членов Комиссии (который представляет заведующий Учреждения) рассматривается и утверждается на общем собрании работников Учреждения. Ход рассмотрения и принятое решение фиксируется в протоколе общего собрания, а состав Комиссии утверждается приказом заведующего.

4.4.1. В состав Комиссии входят:

    представители работников Учреждения;

    представители от родительского комитета;

    представители профсоюзного комитета Учреждения.

4.4.2. Присутствие на заседаниях Комиссии ее членов обязательно. Они не вправе делегировать свои полномочия другим лицам. В случае отсутствия возможности членов Комиссии присутствовать на заседании, они вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде.

4.4.3. В зависимости от рассматриваемых вопросов, к участию в заседаниях Комиссии могут привлекаться иные лица, по согласованию с председателем Комиссии.

4.4.4. Решения Комиссии принимаются на заседании открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов Комиссии и носят рекомендательный характер, оформляется протоколом, который подписывает председатель Комиссии, а при необходимости, реализуются путем принятия соответствующих приказов и распоряжений заведующего, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Члены Комиссии обладают равными правами при принятии решений.

4.4.5. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей общего числа его членов. В случае несогласия с принятым решением, член Комиссии вправе в письменном виде изложить особое мнение, которое подлежит приобщению к протоколу.

4.4.6. Член Комиссии добровольно принимает на себя обязательства о неразглашении сведений затрагивающих честь и достоинство граждан и другой конфиденциальной информации, которая рассматривается (рассматривалась) Комиссией. Информация, полученная Комиссией, может быть использована только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством об информации, информатизации и защите информации.

4.4.7. Из состава Комиссии председателем назначаются заместитель председателя и секретарь.

4.4.8. Заместитель председателя Комиссии, в случаях отсутствия председателя Комиссии, по его поручению, проводит заседания Комиссии. Заместитель председателя Комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

4.4.9. Секретарь Комиссии:

    организует подготовку материалов к заседанию Комиссии, а также проектов его решений;

    информирует членов Комиссии о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания Комиссии, обеспечивает необходимыми справочно-информационными материалами.

4.5. Комиссия координирует деятельность подразделений Учреждения по реализации мер противодействия коррупции.

4.5.1. Комиссия вносит предложения на рассмотрение педагогического совета Учреждения по совершенствованию деятельности в сфере противодействия коррупции, а также участвует в подготовке проектов локальных нормативных актов по вопросам, относящимся к ее компетенции.

4.5.2. Участвует в разработке форм и методов осуществления антикоррупционной деятельности и контролирует их реализацию.

4.5.3. Содействует работе по проведению анализа и экспертизы, издаваемых администрацией Учреждения документов нормативного характера по вопросам противодействия коррупции.

4.5.4. Рассматривает предложения о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции в Учреждении.

4.5.5. Содействует внесению дополнений в нормативные правовые акты с учетом измене-ний действующего законодательства.

4.5.6. Создает рабочие группы для изучения вопросов, касающихся деятельности Комиссии, а также для подготовки проектов соответствующих решений Комиссии.

      Председатель Комиссии определяет место, время проведения и повестку дня заседания Комиссии.

4.6.1. На основе предложений членов Комиссии председатель Комиссии формирует план работы Комиссии на текущий год и повестку дня его очередного заседания.

4.6.2. Председатель Комиссии информирует педагогический совет о результатах реализации мер противодействия коррупции в Учреждении.

4.6.3. Председатель Комиссии дает соответствующие поручения своему заместителю, секретарю и членам Комиссии, осуществляет контроль за их выполнением.

4.6.4. Председатель Комиссии подписывает протокол заседания Комиссии.

4.6.5. Председатель Комиссии и члены Комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

4.7. В целях обеспечения участия общественности и СМИ в деятельности Комиссии все участники учебно-воспитательного процесса, представители общественности вправе направлять, в Комиссию обращения по вопросам противодействия коррупции, которые рассматриваются на заседании Комиссии.

4.7.1. На заседание Комиссии могут быть приглашены представители общественности и СМИ. По решению председателя Комиссии, информация не конфиденциального характера о рассмотренных Комиссией проблемных вопросах, может передаваться в СМИ для опубликования.

4.8. Председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии и члены комиссии непосредственно взаимодействуют:

    с педагогическим коллективом по вопросам реализации мер противодействия корруп-ции, совершенствования методической и организационной работы по противодействию коррупции в Учреждении;

    с родительским комитетом Учреждения по вопросам совершенствования деятельности в сфере противодействия коррупции, участия в подготовке проектов локальных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

    гражданами по рассмотрению их письменных обращений, связанных с вопросами противодействия коррупции в Учреждении;

    с правоохранительными органами по реализации мер, направленных на предупреждение (профилактику) коррупции и на выявление субъектов коррупционных правонарушений.

    с исполнительными органами государственной власти, контролирующими, налоговыми и другими органами по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии, а также по вопросам получения в установленном порядке необходимой информации от них, внесения дополнений в нормативные правовые акты с учетом изменений действующего законодательства.

4.9. Комиссия создается, ликвидируется, реорганизуется и переименовывается приказом заведующего по решению общего собрания работников Учреждения.

    Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения

5.1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

5.3. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.4. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

6 . Изменения и дополнения

6.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение осуществляется путем подготовки проекта Положения в новой редакции заместителем председателя Комиссии.

6.2. Утверждение Положения с изменениями и дополнениями заведующим Учреждения осуществляется после принятия Положения решением общего собрания работников Учреждения.

С какого времени организации обязаны вести программу по противодействию коррупции? Есть ли к ней обязательные требования? Достаточно ли разработать локальный акт - Положение о противодействии коррупции? Имеет ли значение численность работников организации, отрасль, обороты? Какие штрафы могут быть за отсутствие программы?

Ответ

С 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия . Численность значения не имеет. Для исполнения этой обязанности можно разработать локальный акт.

Ответственность установлена за нарушения законодательства о противодействии коррупции ( КоАП РФ). За отсутствие локального акта ответственность не установлена.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Недобросовестные действия со стороны отдельных сотрудников компании могут причинить ей значительный финансовый и репутационный ущерб. Чтобы предотвратить это, необходимо заранее выстроить систему мер по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям.

Разработать такую систему помогут (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.; далее - Методические рекомендации).

Дело в том, что с 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия ( «О противодействии коррупции»). До недавнего времени эта обязанность была декларативной, так как отсутствовали какие-либо нормативные положения, которые ее детализировали бы. Ситуация изменилась только с выходом .

Причем они могут быть полезны не только для того, чтобы формально выполнить упомянутую выше обязанность по профилактике и противодействию коррупции. Злоупотребления, совершаемые в компаниях, зачастую не ограничиваются одной лишь . Ориентируясь на , юрист может разработать комплексную программу, нацеленную на противодействие:

  • мошенничеству,
  • коммерческому подкупу,
  • хищению активов,
  • посягательствам на интеллектуальную собственность и коммерческую тайну организации*.

Разработка Программы по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям

Основные принципы, перечень и порядок выполнения отдельных мероприятий рекомендуется закрепить в едином документе, который можно назвать «Антикоррупционная политика», как это предложено в Методических рекомендациях. Можно выбрать и иное название - например, Комплексная программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям (далее - Программа), что позволит более точно отразить суть проводимых мероприятий.

Подготовку проекта Программы оптимально разбить на следующие этапы.

1. Разработка проекта. Программа может быть подготовлена как внешними консультантами, так и силами самой компании. Распоряжением по организации нужно сформировать рабочую группу с участием представителей финансовой, юридической, кадровой служб, подразделений экономической безопасности, внутреннего аудита и внешних коммуникаций (PR). Для повышения авторитета рабочей группы целесообразно, чтобы ее возглавил представитель высшего менеджмента.

2. Первичное обсуждение рабочей версии документа. К участию в обсуждении желательно привлечь максимально широкий круг сотрудников компании. Чтобы получить обратную связь от сотрудников, проект стоит разместить на корпоративном портале.

3. Согласование. Программу необходимо согласовать со структурными подразделениями, оформить в виде локального нормативного акта и утвердить приказом по организации, что сделает обязательным выполнение ее положений всеми работниками.

4. Ознакомление. Утвержденная Программа доводится до сведения сотрудников компании, например, посредством оповещения по электронной почте. Затем сотрудники должны своей подписью подтвердить факт ознакомления.

Утвержденная Программа размещается на внутреннем интранет-портале, а также в других корпоративных СМИ (газеты, брошюры, плакаты-листовки). В качестве примера см. Программу, утвержденную в госкорпорации «Росатом» .

При необходимости можно предусмотреть переходный период с момента принятия Программы и до начала ее действия. В течение переходного периода инициируются внутренние семинары для работников по разъяснению основных положений Программы.

Определение куратора Программы

Работа по противодействию коррупции и злоупотреблениям носит комплексный характер, и в ее выполнении участвуют многие службы. Однако для повышения эффективности рекомендуется определить структурное подразделение, которое будет координировать работу других департаментов компании по данному направлению.

В сложившейся практике российского бизнеса данная функция, как правило, возлагается на подразделение экономической безопасности (чаще) или департамент внутреннего аудита (реже). В российских подразделениях иностранных компаний такие задачи обычно выполняет специализированное подразделение по Compliance («комплаенс»).

Чтобы снизить риск противодействия со стороны недобросовестных сотрудников, необходимо подчинить руководителя подразделения, отвечающего за курирование Программы, напрямую генеральному директору.

Типовая схема возможного распределения сфер ответственности по реализации Программы представлена в .

Реализация мероприятий Программы

Причиной совершения персоналом корпоративных злоупотреблений, как правило, становятся следующие основные факторы:

  • самооправдание. Низкая корпоративная культура в организации приводит к оправданию работниками совершенных ими проступков («маленькая зарплата», «все берут откаты» и т. п.);
  • возможности. Отсутствие эффективной системы внутреннего контроля создает предпосылки для отдельных сотрудников совершать злоупотребления с низкой вероятностью быть обнаруженными;
  • давление. Наличие внешних или внутренних обстоятельств, вынуждающих работников нарушать установленные правила и процедуры.

Программа должна предусматривать план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление, расследование коррупции и злоупотреблений за счет скоординированной работы структурных подразделений организации.

Система мероприятий по профилактике коррупции и иных злоупотреблений

Ключевой инструмент профилактики злоупотреблений - включение антикоррупционных положений в трудовые договоры с сотрудниками и контракты с деловыми партнерами. Важное значение также имеют повышение корпоративной культуры, формирование атмосферы честности и неприятия коррупции, мошенничества и хищений со стороны большинства работников компании.

1. Введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников

В трудовые договоры сотрудников можно включить следующие обязанности:

  • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени компании;
  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
  • незамедлительно информировать непосредственного руководителя (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
  • незамедлительно информировать непосредственного начальника (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
  • сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

При этом основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой и противодействием коррупции, является Трудового кодекса РФ.

Обоснование

По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Такие правила устанавливает Трудового кодекса РФ.

Если трудовой договор содержит приведенные выше обязанности, работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания (включая увольнение) за совершение неправомерных действий, которые повлекли неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей.

Руководство компании может поручить юридическому департаменту подготовить или проанализировать проект локального нормативного акта, регламентирующего порядок уведомления работодателя:

  • о случаях склонения работника к совершению злоупотреблений;
  • о ставшей известной работнику информации о случаях совершения подобных действий.

За основу вполне допустимо взять порядок, уже применяемый на государственной службе. Так, предлагают обратиться к опыту Минздравсоцразвития России, приведенному в «О методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений».

2. Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки

4. Регулирование конфликта интересов

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности сотрудников компании - ключевой элемент предотвращения злоупотреблений.

2. Внедрение технических контролей

Снизить воровство в компании можно за счет оснащения объектов инженерно-техническими средствами охраны и средствами специального инструментального контроля. В качестве таких средств могут выступать:

  • системы контроля доступа;
  • освещение и сигнализация на складах;
  • системы видеонаблюдения.

Кроме того, стоит применять (с письменного согласия кандидатов) полиграф при приеме на работу, связанную с обращением дорогостоящий ТМЦ, проводить систематические проверки сохранности ТМЦ и денежных средств, а также заключить с работниками договоры о материальной ответственности.

На юридический департамент возлагается обязанность по проведению легализации использования технических контролей. Например, юристы должны проконтролировать следующие моменты:

  • в локальных нормативных актах и трудовых договорах предусмотрена возможность применения видеонаблюдения со стороны компании;
  • работники ознакомлены под подпись с приказом о введении системы видеонаблюдения, а информация о ее наличии размещена на рабочих местах;
  • оборудование сертифицировано и не входит в перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

3. Создание горячей линии приема сообщений о злоупотреблениях

Еще одним эффективным инструментом предотвращения и выявления коррупции и злоупотреблений может стать создание в компании горячей линии приема сообщений. В состав горячей линии могут входить: многоканальный телефон (с бесплатными входящими звонками из любой точки мира), электронная почта, абонентский ящик.

Юридическая служба оказывает содействие в разработке локальных нормативных актов, регламентирующих прием и обработку принятых сообщений с соблюдением и сохранением анонимности позвонивших лиц. С операторами горячей линии необходимо заключить соглашения о конфиденциальности.

4. Расследование злоупотреблений

По результатам выявленных фактов коррупции и иных злоупотреблений необходимо провести служебное расследование в полном соответствии с процедурой, установленной действующим законодательством.

Юридическая служба оказывает содействие подразделениям экономической безопасности, кадров и внутреннего аудита в части закрепления доказательной базы и соблюдения установленных правил привлечения к дисциплинарной ответственности и процедуры увольнения.

Кроме того, правовой департамент может принять участие в разработке регламента служебного расследования».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

ПОЛОЖЕНИЕ

о противодействии коррупции в учреждении

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение о противодействии коррупции в учреждении (далее –Положение) разработано на основе Федерального закона -ФЗ «О противодействии коррупции», закона Мурманской области -01-ЗМО «О противодействии коррупции в Мурманской области» в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 01.01.2001г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Уставом учреждения и принято по согласованию с Советом учреждения.

1.2. Настоящее Положение определяет задачи, принципы, основные меры и основные направления противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней в рамках реализации антикоррупционной политики в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №4

2. Используемые в Положении понятия.

Для целей настоящего Положения применяются следующие понятия и определения:

2.1. Коррупция:

3) принятие кодекса этики и служебного поведения работников учреждения;

4) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

5) антикоррупционное образование и пропаганда, проведение мероприятий по

разъяснению работникам учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся законодательства в сфере противодействия коррупции;

6) обеспечение информационной открытости и гласности деятельности

учреждения:

7) формирование в учреждении нетерпимости к коррупционному поведению;

8) антикоррупционная экспертиза локальных нормативных актов и их проектов.

6. Основные направления деятельности по противодействию коррупции.

Противодействие коррупции в учреждении осуществляется по следующим направлениям деятельности:

1) создание механизма взаимодействия органов управления учреждения с органами местного самоуправления, с общественными и муниципальными комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

2) принятие правовых, административных и иных мер, направленных на привлечение работников и родителей (законных представителей) обучающихся к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование у участников образовательных отношений негативного отношения к коррупционному поведению;

3) совершенствование системы и структуры коллегиальных органов управления учреждения, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

4) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности МБОУ СОШ №4;

5) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждения;

6) совершенствование порядка использования муниципального имущества;

7) создание условий для уведомления учащимися и их родителями (законными представителями) в письменной форме администрации учреждения обо всех случаях коррупционных правонарушений.

7. Организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

7.1. Организационными основами предупреждения коррупции и борьбы с ней являются:

1) создание комиссии по противодействию коррупции в учреждении;

2) принятие кодекса этики и служебного поведения работников учреждения;

3) определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

7.2.Общее руководство мероприятиями, направленными на противодействие коррупции в учреждении, осуществляют директор учреждения и его заместители. 7.3. Директор учреждения:

а) принимает заявления работников учреждения, обучающихся, их родителей (законных представителей) о фактах коррупционных проявлений должностными лицами;

б) обеспечивает соблюдение работниками учреждения Правил внутреннего трудового распорядка и должностных обязанностей, определенных должностными инструкциями ;

в) подготавливает документы и необходимые материалы для привлечения работников к дисциплинарной и иной ответственности;

г) подготавливает планы противодействия коррупции и отчеты о реализации коррупционной политики в учреждении;

д) взаимодействует с органами прокуратуры, предоставляет в соответствии с законодательством Российской Федерации информацию о деятельности МБОУ СОШ №4.

7.4. Заместитель директора по ВР:

а) осуществляет антикоррупционную пропаганду и воспитание всех участников образовательного процесса;

б) направляет в комиссию по противодействию коррупции свои предложения по проведению антикоррупционной деятельности в учреждении;

в) подготавливает планы работы учреждения по антикоррупционному воспитанию обучающихся;

г) взаимодействует с правоохранительными органами.

7.5.Заместитель директора по УР - администратор официального сайта учреждения отвечает за размещение на официальном сайте учреждения локальных нормативных актов и иной информации по противодействию коррупции в учреждении.

7.6. Заместитель директора по УР в начальной школе организует прием детей в первый класс в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами приема граждан на обучение по основным общеобразовательным программам .

7.7. Заместитель директора по АХР осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждения в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

8. Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения.

8.1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

8.3. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.4. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

9. Заключительные положения.

9.1. Настоящее Положение вводится в действие приказом директора учреждения, действует бессрочно, до замены новым.

9.2. Представителями коллегиальных органов управления учреждением могут быть внесены предложения об изменениях и дополнениях в настоящее Положение.

9.3. Предложения коллегиальных органов управления учреждением об изменениях и дополнениях в настоящее Положение рассматриваются Советом учреждения.

9.4. Изменения и дополнения в настоящее Положение утверждаются директором учреждения по согласованию с Советом учреждения.



 

Возможно, будет полезно почитать: