Методика преподавания теории государства и права. Как не спать всю ночь и быть бодрым

Готовитесь к сессии или к защите диплома? Или производите срочную работу?

А может быть, у вас впереди важнейшее за много лет мероприятие, которое вы боитесь проспать и потому решили не ложиться? Как бы то ни было, мы поможем вам и расскажем, как ни спать всю ночь и при этом оставаться бодрым.

О кофе, чае и энергетиках

Наверное, каждый знает, что чашка крепкого кофе может надолго отбить у человека желание погрузиться в «царство Морфея». Однако не все знают, что такой способ: а) действует далеко не для всех и б) некоторым даже очень вреден. Поэтому, если вам это помогает и у вас нет никаких противопоказаний к кофеину, можно и выпить чашечку-другую кофе — это приведет вас в форму на некоторое время. Здесь следует помнить, что такой способ хорош именно как единичный случай, когда очень хочется поспать, но нельзя, и не следует злоупотреблять им. Дело в том, что кофеин вообще не нужен организму, и кофе мы пьем только потому, что она нам нравится, или это вошло у человека в привычку. Если выбирать между зерновым и растворимым кофе, заваривайте зерновой — в нем кофеину приблизительно в 5 раз больше, чем в растворимом.

Другие способы стимуляции

Каждый, кто хоть раз сдавал сессию, знаком с предэкзаменационным волнением. Чаще всего оно охватывает студентов, которые затянули с изучением материала и приступили к подготовке, когда до часа Ч остается мало времени. Но если правильно подойти к процессу, можно быстро выучить билеты к экзамену.

Как готовиться к экзамену по билетам

От правильности планирования процесса подготовки напрямую зависит итоговый результат. Поэтому, чтобы сдать экзамен по билетам следует:

Придется на пару недель сессии ограничить общение с приятелями и отказаться от походов в ночные клубы - настоящие друзья все правильно поймут, развлечения никуда не денутся, зато появится уйма времени на качественную подготовку, а чуть позже - и веская причина отметить успех.

Как лучше всего учить билеты к экзамену

Итак, комфортная обстановка для изучения экзаменационных вопросов создана, теперь настал черед разработать собственную методику для запоминания информации с учетом четырех рекомендаций:

  • выучив вопрос, вычеркивайте его из общего списка: постепенное сокращение перечня оказывает положительное психологическое влияние;
  • никогда не зазубривайте материал - это не даст положительного результата, при изучении билетов постарайтесь понять суть вопроса - информация отложится в памяти сама собой;
  • учите вопросы не по порядку, а чередуя сложные с простыми, что позволит мозгу отдыхать. Если новый вопрос нельзя понять без осмысления хотя бы одного предшествующего, то следует учить все по порядку.
  • делайте записи - это поможет быстрее и лучше усвоить материал любого характера, так как подключение зрительной и мышечной памяти способствует более качественному запоминанию.

Приемы запоминания

Чтобы выучить все билеты к экзамену, нужно не столько их зазубривать, сколько использовать приемы, разработанные специально для лучшего запоминания.

  1. Отталкивайтесь от своих индивидуальных способностей: аудиалы лучше запоминают информацию после прочтения вслух, а кинестетики - после написания шпаргалок.
  2. Когда нужно выучить билеты на экзамен в сжатые сроки, можно ежедневно изучать весь необходимый объем материала, но на различном уровне углубления в тему, то есть, постепенно переходя от уровня дилетанта до статуса эксперта. В первый день просто прочесть конспект или кафедральную методичку (тройка уже в кармане), во второй - пройти тот же материал по учебнику (сдать на четверку), в третий - заполнить все пробелы, разобрать наиболее сложные моменты (можно замахнуться на отлично).
  3. Не пытайтесь запомнить все подробности.

    Как не спать всю ночь и быть бодрым?

    Из главы учебника выделите основную мысль, определения и формулы: структурированная информация небольшого объема запоминается легче.

  4. Записывайте ответы в виде тезисов, вызывающих ассоциации. Выделите три главных предложения, в которых сформулированы проблема, основная мысль и выводы.

Приемы подготовки к экзаменам зависят от специфики предмета: в точных науках не обойтись без дополнительной практики, а гуманитарные - требуют способности запоминать большие объемы информации, развить которую помогут специальные приемы и правильная организация учебы.

Реально оценивайте свои силы и объем информации, который необходимо выучить. Если остался один день или несколько часов, не хватайтесь за все сразу, повторите самые сложные вопросы, или, наоборот, прочтите весь материал, систематизируйте основные моменты. Быстро выучить экзаменационные билеты реально, главное правильно подойти к решению проблемы.

Готовитесь к сессии или к защите диплома? Или производите срочную работу? А может быть, у вас впереди важнейшее за много лет мероприятие, которое вы боитесь проспать и потому решили не ложиться? Как бы то ни было, мы поможем вам и расскажем, как ни спать всю ночь и при этом оставаться бодрым.
Конечно, к разным способам бодрствования ночью не стоит прибегать часто, поскольку немного людей могут переносить такие нагрузки без вреда для своего самочувствия. Будем надеяться, что вы воспользуетесь нашими советами лишь в действительно важных, безвыходных ситуациях.

О кофе, чае и энергетиках

Наверное, каждый знает, что чашка крепкого кофе может надолго отбить у человека желание погрузиться в «царство Морфея». Однако не все знают, что такой способ: а) действует далеко не для всех и б) некоторым даже очень вреден. Поэтому, если вам это помогает и у вас нет никаких противопоказаний к кофеину, можно и выпить чашечку-другую кофе — это приведет вас в форму на некоторое время. Здесь следует помнить, что такой способ хорош именно как единичный случай, когда очень хочется поспать, но нельзя, и не следует злоупотреблять им. Дело в том, что кофеин вообще не нужен организму, и кофе мы пьем только потому, что она нам нравится, или это вошло у человека в привычку.

Сон – в руки!

Если выбирать между зерновым и растворимым кофе, заваривайте зерновой — в нем кофеину приблизительно в 5 раз больше, чем в растворимом.

Чай содержит меньше кофеина, но зато, по мнению большинства исследователей, более безопасный для здоровья. Так что, если вы любите чай, пейте его. Лучше заваривать крепкий чай, но не без соблюдения меры, конечно. Однако, если кофе достаточно выпить 2-3 чашки, чтобы не заснуть на протяжении ночи, то чаю — уже 4-5 чашек. Больше пить не рекомендуется, потому что существует вероятность отравления.

Теперь пару слов об энергетических напитках. У них содержимое кофеина, конечно, чуть меньше, чем в кофе, но зато присутствуют другие тонизирующие вещества. Главнее всего здесь — не переборщить. Крайне не рекомендуется пить такие энергетики, в которых одновременно содержатся и кофеин, и алкоголь. Дело в том, что кофеин бодрит, а алкоголь, напротив, расслабляет нервную систему, и от такого сочетания самочувствия может ухудшиться. Что касается дозы энергетических напитков, то не рекомендуется выпивать больше 2-х банок за ночь, то есть 300-400 мг.

Также можно посоветовать пить таблетки янтарной кислоты, которая применяется не только для борьбы с похмельем. 5-6 таблеток помогут хорошо ободриться.

Другие способы стимуляции

Для некоторых идеальным способом того, как ни спать всю ночь и оставаться при этом бодрым, может стать, например, музыка. У этого стимулятора есть как свое достоинство, так и недостаток. Достоинство музыки (понятно, бодрой, способной стрясти человека) заключается в том, что она, особенно в сочетании с «питьевыми» стимуляторами, может достаточно быстро и надолго подбодрить человека. Недостаток проявляется тогда, когда человеку придется работать ночью. Одно дело просто не спать и веселиться под музыку, и совсем другое — писать дипломную или курсовую работу. Музыка отвлекает от дел, не дает сосредоточиться. Если вам она не мешает, используйте ее, только не разбудите родных и соседей и слушайте ее или не очень громко, или в наушниках.

Также отличным для некоторых способом того, как ни спать всю ночью, будет изменение деятельности. Если вам нужно дописать работу, посидите часа полтора, потом послушайте музыку или посмотрите какое-то видео, займитесь домашними делами, а потом опять за работу. А если вам нужно просто дождаться утра, можете сходить в клуб или встретиться с друзьями, или заняться в доме разными делами — время пролетит незаметно. Главное — избегайте приема алкоголя, чтобы не заснуть.

Теперь поговорим о том, чего нельзя делать. Как вы уже знаете, не рекомендуется пить разные стимуляторы нервной системы в больших дозах — чай, кофе, энергетики. Также на это время желательно отказаться от приема еды. Дело в том, что при активной работе пищеварительной системы нервная система успокаивается, «засыпает», потому постарайтесь не есть.

15 проверенных способов, как не спать всю ночь

Для каждого студента понятие «экзамены» не самое приятное, поскольку связаны с данным этапом учебы обычно бессонные ночи, масса материала, который нужно выучить и полное отсутствие свободного времени. Такая перспектива никому не понравится, но если все рационально распределить, а также учесть несколько советов при подготовке, то и процесс этом не будет таким мучительным для учащихся. Рекомендации в данном случае достаточно просты:

  • Старайтесь пройти все билеты, чтобы потом не сетовать на судьбу, что вам попался именно тот билет, который вы не учили. Количество экзаменационных билетов обычно не большое, поэтому выучить их вполне по силам каждому.
  • Составьте график «уровня знания» билета, чтобы вам было легче их учить. Напишите по порядку номера билетов, а затем отмечайте, какой из них вы знаете отлично, какой нужно бы перечитать, а на каком требуется акцентировать особое внимание.
  • Если время позволяет, можно сделать по каждому билету небольшой конспект, который поможет вам в повторении материала. Для этого нужно написать в тетради номер билета, а затем по каждому вопросу составить план его содержания в 2-3 пунктах.
  • Не нужно заучивать билеты наизусть, поскольку вы можете легко сбиться при ответе – нужно уметь ответить на вопросы в нем своими словами, чтобы было видно ваше понимание материала.
  • Если вы хотите удивить преподавателя, то можно почитать дополнительную информацию по билетам, которой вполне достаточно на просторах всемирной паутины или же в специализированной литературе в библиотеках.
  • Не стоит перечитывать экзаменационные билеты, слушая беседу друзей, телевизионную передачу или отвлекаясь на переписки, поскольку вы просто не сможете запомнить то, что вы читаете, так как основное внимание подсознательно будет обращено на развлекательные моменты.

Подготовка к экзамену – это дело серьезное, поэтому и относиться к этому процессу нужно соответствующим образом. Если вы хотите получить хорошую или даже отличную оценку, постарайтесь выделить на подготовительный процесс несколько дней, а ночь перед экзаменом лучше использовать по прямому назначению, а именно, хорошо выспаться, чтобы идти на экзамены полным энергии сил и со свежими мыслями.

Кроме того, нельзя забывать и о дополнительных вопросах, которые могут возникать у комиссии, принимающей ваш экзамен.

Каждому из нас приходится сдавать в жизни огромное количество экзаменов: школа, вуз, аспирантура, получение водительских прав… Представляете, сколько можно потратить нервов, времени и сил, и все-таки не получить вожделенной отметки? И хоть есть общеизвестная истина, что глупый студент платит репетитору, а умный – экзаменатору, на всех финансов не хватит .

Итак, несколько советов для тех, кто не знает, как сдать экзамен с первого раза не зная предмета. Ну, конечно, самый оптимальный вариант – выучить все назубок, чтоб зловредный экзаменатор не сумел вас «завалить». Но это обычно способ из области фантастики.

Как не спать всю ночь и остаться бодрым: полезные советы

Рассмотрим, что же можно сделать, если экзамен на носу, а вы не выучили предмет.

  1. Общая рекомендация : просидеть всю ночь над учебниками, пытаясь «впихнуть» в свою голову материал целого семестра – это не выход. Так остатки ваших знаний превратятся в жуткий винегрет, и на экзамене вы будете клевать носом и путать Ван Дейка с Ван Даммом. Попытайтесь перед экзаменом поспать хотя бы 5-6 часов.
  2. Обязательно пишите шпаргалки, если есть время. Так вы облегчите себе запоминание материала, к тому же маленький объем шпаргалки позволяет уместить на ней только самое главное. При умении «лить воду», этот минимум материала вы на экзамене сумеете развернуть в полноценный ответ.
  3. Постарайтесь прочитать перед испытанием (хотя бы по чужой тетради) как можно больше лекций – так вы поймете, какой точки зрения придерживается преподаватель, и сможете ему «подыграть». Ни в коем случае не спорьте с экзаменатором! Он будет отстаивать свою позицию любой ценой (чтоб не уронить авторитет) и все более раздражаться. А раздраженный преподаватель – это почти уже верная «пара».
  4. Когда вы вытянули билет, постарайтесь вспомнить все, что знаете по данным вопросам. Если не помните вообще ничего – спасти положение может только: а) если вы спишете; б) если преподаватель ненадолго выйдет, и вы спишете; в) если вы под благовидным предлогом выйдете и спишете за дверью.
  5. Списывать тоже надо умеючи . Ни в коем случае не суетитесь, не ерзайте, ничего не роняйте: это привлечет внимание экзаменатора, и он будет за вами наблюдать. Если это произошло, некоторое время изображайте «ботаника»: следя краем глаза за педагогом, делайте умный вид, а затем начинайте что-то строчить на листочке. Тогда к вам потеряют интерес, а вам того и надо: потихоньку вытаскивайте «шпору».
  6. Когда вы сели отвечать, изображайте уверенность. Не мямлите, говорите громко, отчетливо, смотрите экзаменатору в глаза. Используйте фразы типа: «по мнению исследователей…», «на мой взгляд…», «во-первых…, во-вторых…», «таким образом…».
  7. Если вы все проделали верно, то смело закрывайте зачетку с отметкой «отлично» и бодро выходите за дверь в объятия однокурсников.

Вступай в сообщество полезных советов «SOWETU»

21 июня 2013

Поступив в вуз, на первых порах новоиспеченный студент может несколько растеряться от того, сколько совершенно новых и неизвестных учебных предметов придется изучать. Представители технических специальностей сконцентрируются на математике, физике и химии, гуманитарии - на социологии, языках и обществоведении, а юристы - на политологии, теории государства и права и изучении законодательства.

Почему вместе?

Многих может интересовать вопрос, почему же государство и право нужно изучать вместе, ведь по отдельности их можно рассмотреть лучше и детальнее? Дело в том, что закономерности касательно возникновения и развития права и государства практически одинаковы. Они изменяются в зависимости друг от друга, а также от преобразований той социально-экономической формации, которой они принадлежат. Можно сказать, что совмещенное понятие теории государства и права органично, т.к. связывает два элемента, трудно отделимых друг от друга.

Общая информация

В основе предмета «Теория государства и права» лежит обобщенная система знаний о принципах возникновения и развития государств на различных этапах истории, а также о их правовых особенностях в разный исторический период. Студенту необходимо знать, что теория государства и права - это вводная дисциплина, которая призвана всего лишь ознакомить с основами юриспруденции. Однако качественно освоив вступительную часть юридических наук, с легкостью можно будет разобраться и в более сложных предметах юридической отрасли.

Основное о предмете

Чтобы понять, что же представляет собой теория государства и права, нужно выделить объект и предмет данной науки. Объектом, как и во всех общественных науках, тут является само общество со всеми его изменениями и закономерностями развития. Предмет же должен рассказывать, что на самом деле изучает данная наука. Исходя из названия, легко можно сделать вывод, что предметом ТГП являются различные государственно-правовые явления на разных уровнях их возникновения и трансформации.

Что изучает ТГП

Из всего курса можно выделить особо важные пункты, на изучение которых будет уходить львиная доля времени студента. В первую очередь, это функциональная составляющая государства и права как раздельно, так и в тандеме. Также теория государства и права направлена на изучение социальных закономерностей, благодаря которым и происходят изменения в самом государстве, а также в его правовой составляющей. Очень важным пунктом при изучении предмета будет ознакомление с различными, довольно-таки сложными правовыми категориями, с которыми и далее будет работать будущий юрист. Важно разобраться и во всех классических примерах возникновения и развития государств и их правовой базы. Это может очень помочь студенту, т.к. зная, что история имеет свои циклы, которые со временем повторяются, можно определить закономерности возникновения и даже этапы развития различных государств. И при этом можно научиться немного прогнозировать, с юридической точки зрения, ситуацию даже в своей стране.

Источник: fb.ru

Актуально

1 Предмет теории государства и права: место теории государства и права в системе юридических и общественных наук

1 Предмет теории государства и права: место теории государства и права в системе юридических и общественных наук.

Понятие «ТГП» рассм. в 2 знач.: широком и узком. В шир. - это все учение о гос-ве и праве в целом, В узком - как один из видов юр- науки, представ. совок. знаний о наиболее общих закономерностях возникн., развития и функцион. гос-тва и права. ТГП важное место в системе правоведения. Как юрид. наука она предст. собой систему объективных, обобщенных знаний о госуд.-полит. и правовой деятельности. ТГП как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теорет. базу всего правоведения. ТГП изучает общие закономер. возник., развития и функцион. госуд.и права. Эти законом. составляют ее предмет. Она изучает гос-во и право в целом, а не отдельные их части. Связана с общеисторическими наук. о гос. и праве (ист. госуд. и права, ист. полит. и прав. учений); - отраслевыми юридич. наук (констит. права, админист. права, граждан. права, угол. права и других); - спец. юрид. наук (криминалистики, судебной медицины, судебной психиатрии и других). В системе юр наук ТГП - общетеоретическая, методол. наука. Она обобщает данные и выводы юридич. наук, исследует основ. закон. развития гос-ва и права в целом. Выраб. общ. понятия, на которые опираются другие теорет. науки.

2 Методология теории государства и права

Методология - это учение о методах. Метод - совокуп. принципов, правил, приемов науч. деятельности, применяемых для получения знаний. Методологической основой ТГП, служат общие, частные и специальные методы. К общенаучным -материалистический, познавательный, диалектический, фор­мально-логический и понятийный. 2 группу методов образуют сравнительного изучения, конкретно-социологический, статистический и другие. Материал-кий метод - это метод, при котором признается ре­альное существ. гос-ва и права в обществе Познават-ый метод означает, что гос-во и право, как социал. явления, познаваемы наукой. Познание этих явлений происходит путем исследования их такими, какие они есть в действит-ти, осмысления их. Диалектич-ий метод означает формы и методы изучения наукой гос. и права (объективность исследования, всесто­ронность и полнота изучения). Формально-логический метод выражается в анализе и изучении от­дельных норм права, их взаимной связи, возможных противоречий в нормах права. Понятийный метод исслед. заключается в использ. наукой ТГП различных определений, понятий, научных категорий при изучении госуд. и права. Частнонаучный метод сравнительного изучения применяется в виде сопоставления различных государ. и правовых систем. Конкретно-социологический и статистический методы позволяю по­лучить характер-ки и количеств. оценки реального действия того или иного конкретного государ.-правового явления. Метод объективности научных исследований права и государства за­ключается в непредвзятости оценки выявленных обстоятельств.Эвристический метод познания это творческое исследование государственно-правовых явлений путем мыслительного процесса, Синергетическнй метод выражается в исследов-ии вопросов госуд. и права, анализе отдельных юридич. дисциплини отраслей права, вычленении их общих проблем и их совместного ис­следования. Логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.

3 Функции теории государства и права. Ее значение для профессиональной подготовки юристов.

Функ. ТГП связаны в основном с проблемами юр науки, решением главных стратегич. задач в сфере государственно-правовой политики. К функциям ТГП относятся: 1. Познавательная- в познании и объяснении явлений и процессов государст. правовой жизни общества. ТГП не только изучает еще она объясняет объективные процессы развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание. 2. Эвристическая - она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества. 3. Прогностическая- не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений, конструирует научные гипотезы дальнейшего развития гос-ва и права. Особенность функций ТГП состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, при помощи которого логическим путем выявляет причинные и функц. связи государ.-правовых явлений, и общие законом. их развития.

4 Общие закономерности и формы возникновения государства

Одним из основных моментов возник. гос. и права является развитии производства Появление ранних земледельческих общин в регионах, а также резкое увеличение численности населения в этих регионах. Земледельческие общины постоянно разрастались, что приводило к отделению новых семейно-клановых групп. Этот процесс сопровождался укрупнением поселений. Постепенно начинается разделение труда. Внутри рода появились группы, которые занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Начался этап становления товарн. производства, который привел к выделению еще группы населения, торговцы или купцы. Происходят изменения и в межобщинных отношениях. Образуются надобщинных структуры, племя, которое имело свою территорию, имя, язык, свои религиозные и бытовые обряды. Создание племенного строя привело к отказу от внутриродовых браков. На раннем этапе племенной совет решал только вопросы, выходящие за пределы интересов рода. Со временем в его ведение перешли все обществ. вопросы. Важным этапом стало формирование новых основ управления обществом. Одним из важн. факторов создания государства являлись войны(вооруженные силы). Первопричиной создания госуд. явилось возник. производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества. На первоначальном этапе это были клановые сегменты: класс производ. (охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы); класс торгового люда (купцы, менялы); класс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); класс воинов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели).

5. Государство как особая разновидность социальной власти. Множественность подходов к понятию государства.

Соц вл в об-ве в широком смысле-способность, возможность осущ. свою волю, навязывать ее в случае необх-ти другим. Разновидности соц вл: Патриархальная (семейная, самый др вид, с первобытного об-ва) Экономическа я (господство эконом развит класса, эксплуататорские типы обществ: рабовладельч, феодальн, буржуазное), Религиозная власть (инквизиция, мусульм мир, религия выше гос. вл ИРАН) Партийная вл (коммунистич партия в СССР), Корпоративная вл.(значим негос организац, профсоюзы) Гос власть (осущ-ся гос органами_) Гос вл-особти в способах осуществления власти: 1)экономич ср-ва (налог политика, устан нал льгот, финансирование меропр из гос бюджета).

2) организационные (мероп по учрежд органов, структур гос власти; 3)правовые средства (правотв. власть, законы, подзак акты, прокурорск надзор, контроль, конституц суды РФ и субъектов); 4) идеологические ср-ва воздействие на сознание народных масс с помощью СМИ; 5) Авторитет гос власти в данное время уделяется оч большое значение

Подходы к понятию гос-ва: 1) классический: гос-во содержит 3 элемента: территорию, власть и насление; территория (суверенитет, на полит карте мира), власть (возможность издавать и принимать НПА общие и для конкретных адресатов) население (власть обращена к населению на конкр тер-и); 2) этно-юридич подход: гос-во- юридич персонификация нации, этнической группы (любой этнос стремится к политич самовыражению, через сосздание гос-ва или гос структур (народ Палестины); 3) Социологический акцент на социал. роли гос. и на его назначение в обществе-организация управления обществом (всеми процессами, демографическими, экономическими); -разрешением соц споров, конфликтов, выступает как социальный арбитр.; -легализованное принуждение; Вывод: соврем ученые пытаются интегрировать подходы (объединить самое лучшее из3х). Гос-во политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, экономически господствующего класса, или всего народа, делающая свои веления обязательными для всех.

6 Множественность теорий происхождения государства (характеристика наиболее распространенных из них)

Сущест. множество учений. Теологическая теория- объясняла возникн. государ. и права в результате божествен. воли. Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф. Учение о божеств. сотворении мира получило название креационизм. Ее представ. утвержд., что Земля и все сущее на ней было создано Богом 10000 лет назад. Эта теория полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора (теория Дарвина). Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается с вопросом о существ. Бога, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры. Патриархальная теория . Возникла в древности. Аристотель, Смысл закл. в том, что государ. возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи с- глава государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца. Органическая теория. Теория возн. в древн. и оконч. сформиров. в XIX в. Ее представ. были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Платон сравнивал структуру и функции госуд. со сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государ. во многих отношениях напоминает живой человеч. организм. Общество и государ. представляют собой единый организм. Г. Спенсер рассматр. государ. в сравнении с живым организмом, т.е. как обществ. организм, состоящий из отдельных людей (частей). Он считал, что гос. образуется одноврем. со своими составными частями (людьми). Поэтому оно будет существовать до тех пор, пока существ. человеч. общество. Теория насилия. Принадлежит к числу новых теорий. Как самостоят. учение она возникла в XIX в. Ее представит. были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Насилие рассматр. не как некое ограниченное и локальное, а как глобал. и естествен. явление. Оно влечет за собой не только противост. сторон, но и порождает определен. социально-экономич. последствия (порождение рабства, возникновение част. собств., изменение государ. строя). Психологическая теория. Представ. этой теории, возник. в середине XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий. Они объясняли появл. госуд. и права через свойства человеч. психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматрив. как пассивная инертная масса, ищущая подчинения. Общество и государ. они рассматривали как сумму психических взаимодейс. людей и их различных объединений. Теория общественного договора (Договорная теория). Эта теория объясняет происхожд. государ. посредством заключения обществен. договора, Основой теории обществ. договора является положение о том, что этапу возникн. государ. предшествовал период естеств. состояния человека. Сторонники теории естеств. права считают возникн. государ. как результат принятия юридич. акта - обществен. договора. Власть в госуд. должна разделяться на: законодательную - она должна быть «верховной» по отношению к другим; исполнительную - носит постоянный характер с целью обеспечения непрерывного исполнения законов а также обесп. вопросов безоп. внутри гос.; федеративную - определяет хар-тер внешних сношений от имени гос. с учетом внешнеполит. интересов общества. Ирригационная теория. Ее представ. является соврем. немец. ученый К. Виттфогель. Возникн. госуд. он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Материалистическая (классовая) теория. Осн. Пол. этой теории изложены в работах Ф. Энгельса и К. Маркса. Она характер. двумя аспектами. 1 - государ. возникает как продукт непримиримости, классов. борьбы, как орудие подавления господств. классом других классов. 2 - в резул. эконом. развития усложняется само общество, его производит. и распределител. сфера. Мат. теория выделяет 3 осн. формы возникн. госуд.: - афинская - государ. возникает непосредст. и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества; - римская - родовое общество постепенно превращается в замкнутую аристократию, изолиров. от многочис. и бесправной плебейской массы; германская - государ. возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существ. догосударственном строе не представлялось возможным.

7 Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Власть и производство были общественными, коллективн., орудия труда-примитивными, собственность-общей.

Осн институт -общее собрание взрослых членов рода, (взрослый когда прошел инициацию, экзамен в кот проверялся уровень интеллекта(через знание обычаев, правил, мифов преданий,) уровень силы (перенос тяжестей, ловкость, в стрельбе из лука) Производный институт - старейшина (в мирное время) и вождь (в военное) они избирались и переизбирались, власть демократическая (нет расслоения общества на классы) Наказание следовало за соверш. проступки, и оно могло быть достаточно жестким - смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести - ни обидчик, ни его родичи. На ран. стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. Социальные нормы (3 вида) обычаи -правила поведения вошедшие в привычку людей в результате постоянного повторения, мораль- нормы на основе представления людей о нравственных ценностях (что такое хорошо, справедливо, правда) религиозные нормы- языческие религии, тотемные нормы, жертвоприношения. Два пути формирования права: 1. санкционирование гос. обычаев и др норм социальн норм первобыт общества, офиц. признание, узаконивание, придание им общеобязательной силы (в индии корова- священное животное); 2. Разработка гос. Принцип. новых норм- правил поведения (раньше не было аналогов, нормы по защите права собственности).

8 Типология государства. Формационный, цивилизационный и другие подходы

Тип-гия - осущест. посредством аналит. процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкр. типы (классы). Тип госуд. и права - это целостная совокуп. наиболее сущест. признаков, свойств конкретному этапу в развитии определенного общества. Существ. признаками правовой и полит. системы являются: - принадлежность государ. власти; - целенаправленность гос. власти; - порядок осуществ. (режим) гос. власти; - государственно-правовые и бытовые традиции. Выделяют 2 основ. подхода к типологии : формационный и цивилизационный . 1 подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под историч. типом государ. и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экон. формации. Согласно марксис. типол. государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Рабовладельческие, феодальные, буржуазные типы государства охватываются един. понятием эксплуататорского государства. Другим совр. подходом является цивилизационный. В н. время в нем преобладает так называемое технолог-кое направление. Оно связывает тип государ. со стадией научно-техническ. прогресса и жизненного уровня населения. Одной из наиболее распростран. и характ-ных для этого направления цивил. подхода является теория стадий экономич. роста, автор которой - известный амер. социолог и политич. деятель Уолт Ростоу. Согл. этой теории, все общества по экономич. развитию можно отнести к одной из 5 стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором заклад-тся основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее выс. уровня народного потребления. Представ. другого направления цивилизационного подхода является англ. историк А. Тойнби. Он сформулир. концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и лок-ное состояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. Различаются 5 общественно-эконом. формаций, но 4 типа политико-правовых систем; рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Примеры: рабовладельческая формация в Древности, феодальная - в Средневековье, капиталистическая и социалистическая - в Новое время.

9 Типология права. Основные правовые системы мира.

Типол. права соответ. Типол. государства. Однако можно выделить и иные варианты его классификации. Так, используя формационный критерий, различают 4 типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Рабовл. право. Считается, что римляне трижды покоряли мир - легионами, христианством и правом. Поэтому рабовлад. тип права целесообразно рассм. на примере этого права: - разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остал. вещи; - жена, как и все домочадцы, была во власти своего мужа, - строго карались посягател. на чужую собственность; - имущественные споры (виндикация - истребование вещи из чужого владения); Феодальное право. было правом правителей. Оно закреп. классовое и сословное неравенство людей. Предст. госп. класса не считали себя связанными нормами права, так как всегда могли опереться на силу. Капиталистическое право. С совершенств. обществ. отнош. и государств. институтов продолжился процесс совершен. права. Стали обособляться отрасли права. Получило свое развитие социальное законодат-во. Конституционное право. Конституции стали появляться только в XIX в. - Тенденция системы буржуазного права заключалась в том, что оно шло по пути приспособления старого феодального права к новым буржуазным отношениям. - Во Франции был принят гражданский кодекс, - свое большое развитие получ. право собств. (владеть, пользоваться и распоряжаться). Основные правовые семьи: Романо-германская; англо-саксонская; религиозная; социалистическая. Правовая семья - совокупность неск. национ. правовых систем выделенная на основе общностей. Романо-германская особ.: 1.осн. источник права-закон; 2.имеются специализированные органы констит. контроля (конст.суды); 3)суд присяжных встреч. очень редко.Англосаксонкая особен.: 1. Основ. Источником является судебный прецедент; 2.постепенно возрастает роль законов; 3. Отсутствие конституционных судов; 4. Полная состязательность уголовного процесса. 4. Адвокат имеет шир. права.

10 Функции государства: понятие, классификация. Изменение функциональной роли государств в ХХ-ХХ I веке.

Функции государства - это основные направ. его деят-ти по управлению обществом, отражающие его цели и социал. назначение. В юр. науке сущ. следующие критерии классификации функций государства, а именно: 1. В зависимости от направлен-ти решаемых гос. целей и задач (внутренние и внешние); 2. По продолжит. их существ. и деятел. (постоянные и временные); 3. По важности и соц. значимости тех или иных направл. государств. Деятельн. (основные и не основные); 4. По принципу разделения властей (законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные); 5. В завис. от соц. значимости (выражающие интересы правящих классов, слоев или групп); 6. От сфер их приложения и осуществ. (политические, идеологические, социальные, экономические); 7. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные); 8. На основании террит-ого масштаба, в пределах которого они реализуются (федерации и субъектов федерации); Изменение функцион роли: происходило после 2ой мир войны. 2 системы гос-в капитал. буржуазные (англия германия франция США) и социалист. (китай, вьетнам, сев корея, куба) Конкуренция мд двумя системами по экономич. политич. и соц вопросам, в конце 20века социалистич система начинается рушиться. В бурж-ных госх-х функции ориентируются на 1) оказание соц-ных услуг населению (здравоохр, досуг, образование, пенсии, пособия 20-25% бюджета в сша) 2)борьба за колонии, раньше шла с оружием теперь эконом-кими методами, переросло в неоколонизм. В социалистич гос-х изменение функции обороноспособности страны, экономич функция помощи братским государствам, ранее оч развитая сейчас уменьшение.

11 Внутренние и внешние функции современного Российского государства

Внут. функции госуд. предст. собой осн. Напр. внут-ней деят-ти гос-ва, обусл-ные необх-тью решения стоящих перед ним внутр. задач. Они разнообразны и охват. практ-ски все сферы общества и государства. Экономическая функция - обеспеч. норм. функционир. и разв-тия экономики. Они регулируются гос. именно эконом-кими методами, прежде всего посредством выработки долгосрочной гос. программы по развитию экономики. Гл. в этой прогр. являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика. Социальная функция - это охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществ. мер по удовлетвор. социал. потребностей людей, поддержанию необх. уровня жизни населения, обесп. необх. условий труда, его оплаты, быта и т.д. Гл. назначение этой функции - обесп. общест. благополучие. Под норм-ми усл-ями жизни людей подраз-тся: возм-сть трудоустройства; без-ный для здоровья труд и адекватная его оплата; соц. страх-ние и помощь. Правоохранительная функция , - это деятельн. гос. по обеспечению точного и полного выпол. своих предписаний всеми гражданами, организациями, государств. органами. Она включает в себя обеспечение общ-ного и правового порядка, защиту и охрану прав и интер. граж. и орган-ций, защиту конст. строя и государства от противоправных посягательств. Внешние функции предст. собой осн. направл. деятельн. гос-ва, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на межд. арене целей и задач. Они зависят от ряда факторов: харак-ра сущ. в стране пол. режима и типов государств; этапов разв. одного и того же гос.; Одновр-но внешние функции гос. являются логич-ким продолжением его внутренней деятельн-ти, Оборонная функция - одно из напр-ний деят-ти гос., имеющее выпол-ние комплекса мероприятий (военных, эконом., правовых, идеологич., организац. и иных) по защите его суверенитета, мирного труда и территориальной целостности. Обор. функция любого государства составляет важное направление его деятельности. В соответствии с зак-вом РФ она базируется на военной доктрине и осущ. по след. напр.: - укрепл. оборон. мощи страны; - пост. совершенств. воор-ных сил и повыш. их боеготовности. Функция сотр-ва с другими государствами. З аложены интересы каждого государства. Функция содруж. с другими странами развивается по следующим напр-ям: 1. Сотруд-во с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка. Эта функция предп. деят-ть по сох. мира, предотв. войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. 2. Эконом., торгово-финансовое сотруд-во. Совр. уровень развития общ-ва требует более шир-го участия гос. в межд-но-эконом-комсотрудничестве. 3. Культурное и научно-техн. Сотр… 4. Межд. охрана окр. среды.

12 Формы и методы осуществления функций государства

Функции госуд. осущ-ся в опред-ных формах и опред-ми методами. Формы осущ. функций хар-ют связь гос. с правом как одним из осн-ных средств властвования. Через право гос. проводит в жизнь свои функции, решает свои экон., полит., идеологич. задачи. В одних случаях гос. издает юридич. нормы, в других - орган-ет их исполнение, в третьих - обеспеч-ет, охраняет их. В завис-ти от этого и различают 3 осн. формы осущ. функций: 1. Правотворческая - гос. Деят-сть, выраж-ся в разработке и принятии юридич. норм, в которых закреп-ся программы деят-ти людей. Она закл-тся в издании нормат. актов, т.е. актов, которые устанав. новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоохранительная - гос. деят-сть, выражающаяся гл. образом в контроле и надзоре за соблюд. и исполн. норм, а также в применении принуд. мер к их нарушителям. В процессе осущ. данной функции решаются юридич. дела, связанные с применением юридич. санкций, спорами между отдел-ми лицами и т.д. 3. Правообеспечительная - гос. деят-ность, выраж. в принятии мер по исполн. норм права. Она состоит гл. образом в издании властных индивид-ных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, инд-ный случай (напр., издание разового планового акта по строительству, назн. гражданина на должность).

13 Форма государства. Факторы, влияющие на выбор формы государства.

3 элемента: форма правления (республика власть осущ. выборными органами, избираемые на опред-ный срок. В республике главой гос. является президент: президентская США, парламентская Германия, Австрия, смешанная Франция Украина, монархия: абсолютная Кувейт, конституционная Япония, дуалистическая россия с 1906 по1917, парламентская Великобритания. Политический режим (демократический- высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществл. его прав, позволяющим ему оказывать влияние на гос., либеральный, авторитарный- не огранич. законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регул-мых гос. общ-ных сфер, тоталитарный полный контроль). Форма государственного устройства(унитарное Япония, федеративное РФ)

Факторы влияющие на выбор формы гос-ва: 1)расстановка клас-вых сил в обществе на переходном периоде (где какой класс сильнее то и получилось, в Англии монарх уступил часть полномочий, в России уступили и учереждена манифестом гос дума) Во Франции революции и провозглашена Республика; 2) обычаи, традиции (в Англии жизнь немыслима без монархии); 3) экономически политич зависимые гос-ва от бывших метрополий (колонии Великобритании: Австралия Индия, Канада) в Африке и Азии учреждены правит-ва и опред гос органы с назнач ставленниками) 4) Острота межнациональных противоречий (её степень, по мнению Маркса федерацию с небольшими автономиями там где национальная непримиримость Балканы, Россия

14 Романо-германская правовая семья (континентальное право): общая характеристика

Романо-герм. пр. семья, являясь самой древней зап-ной пр-вой системой, имеет ряд отлич-ных родовых особенностей: - содержит многие атрибуты римского частного права (институты, концепции, приемы, лексика, структура материального права...); - кодифицированность осн-ных отраслей мат-ного и проц-ного права; - разделяет мат. право на частное и публичное, - осн. источ. права признается нормотворчество гос., а судебный прецедент рассматр. лишь как вспомогат. источник; - наряду с соблюд. принципа верховенства закона действует и принцип этатизма - признание и усиление ведущей роли госв обществе; - в государствах, относящихся к этой правовой системе, имеется несколько видов судов высшего звена - действует система административного контроля министерства юстиции над судами (аттестация судей, контроль за кадровой политикой судов, осуществление программ по повышению квалификации судей...); - структура юридич. профессии предполагает деление на 8 горизонтальных ветвей: судья, адвокат, юрисконсульт, частнопрактикующий юридич. советник, прокурор и подчиненные ему следователи, ученые и преподаватели. Начало романо-германской пр. семьи юристы-исследователи и историки ведут с XIII в. Согласно романо-германской доктрине обычные законы подразд-тся на кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Во всех странах системы закреплены принципы приоритета конституционных законов над обычными. Кроме законов в странах романо-германской системы прин-тся множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права, который выступает в качестве дополнения к закону. Кроме того, обычай выполняет функцию сглаживания противоречий, несправедливости законодат. решений. Сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права. Страны, относящиеся к этой правовой семье, объединены единой концепцией, согласно которой первостепенная роль принадлежит закону. Тем не менее между правовыми системами этих стран наблюдаются и сущ. различия, которые касаются таких аспектов, как конституционный контроль, кодификация, различная роль регламента и толкования закона.

15 Семья общего права (англо-американское право)

В англосаксонской пр. семье различ. группу англ-ого и амер-ого права. В группу англ. права входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др. Англ. право, в отличие от континентального, развивалось не в унив-тах, не учеными-юристами, а юристами-практиками. Это «право судебной практики», когда в решениях судов не только применяются, но и создаются нормы права. Структура права в англ. пр. семье (деление на отрасли и институты права), сама концепция права, система источников права, юр. язык совершенно иные, чем в романо-германской пр. семье. В англ. праве отсутствует деление на публичное и частное, безусловный приоритет отводится процедур-му праву, а не материальному. Англия не имеет писаной конституции, ее заменяют акты парламента. Парламент делегирует исполнит. органу власти подзаконное нормотворчество. Законод-во как источник права находится в менее выгодном положении, так как акт парламента требует суд. толкований, которые сами становятся суд-ми прецедентами. Что касается делегир-го закон-ва, то суд офиц-но имеет право его отмены. Другим источником англ. права является закон. Он появился позднее прецедента, но постепенно приобрел одн


Предмет очень важный, на самом деле. Конечно, зачастую его преподают те, которым не нашлось места в жизни, несостоявшиеся юристы-неудачники. Это очень плохо! Но ценности самого предмета это обстоятельство не снижает. Конечно, теория государства - вещь довольно скучная, с практикой связана мало, но вот теория права!.. Хороший юрист просто обязан знать, что такое правовая норма, нормативный акт, правоотношение и т.д. Без знания этих категорий (которые и изучаются в курсе ТГП) вряд ли можно успешно работать на практике. Мой совет всем, кто сталкивается с этим предметом, - на теорию государства можете смело "забивать", но вот теорию права - учите, учите и еще раз учите!!!

13/11/07, Agent
Данную учебную дисциплину я начал изучать с сентября этого года, и очень рад, что начал изучать данный предмет, несомненно данный предмет расширить мой кругозор предоставить более глубокую картину устройства, сущности права и гос-ва в целом, а не отдельной страны.Так, что у меня все впереди - политология, социология, философия, философия права и т.д. и т.п.Как говорил товарищ Ленин: "Учиться и еще раз учиться", но от себя добавлю, главное не лениться:). Учеба - это жизнь и это главное!

23/02/09, Адвокатъ
Это базовая профессиональная дисциплина, закладывающая фундамент общей юридической культуры юриста. Она предназначена не только для приобретения общих научных знаний о государстве и праве, но и для формировния понятийного аппарата, который используется всеми юридическими науками, а также в практической работе юриста. Знания, полученные при изучении этой дисциплины, упрощают изучение других, в первую очередь отраслевых, юридических дисциплин, и активно применяются в практической работе юриста.

11/01/11, Ева Антикоммунизм
Это один из моих любимых предметов, и он дается мне легко. На самом деле, это базовый предмет, которые должны знать все будущие юристы, дипломаты, политики, а также иные менши, собирающиеся заниматься государственными и правовыми вопросами. Короче, мне нравится.

24/07/11, Sulfur Mustard
Всем, поступающим на юрфак: учите, учите все, кратко и сжато, это и правда фундамент... Как без него овладевать отраслевыми науками? Все равно что строить дом на песке... Как, к примеру, понять главу 2 Конституции, не зная ТГПшную тему о правовом статусе? Как учить уголовный процесс, не зная самого понятия процесса? Как изучать законы и Конституцию, не зная, что есть НПА? И так далее... Нам, желторотым первакам, дают самое основательное, а мы не ценим %(

05/02/12, Карамелька с Ванилью
Основа основ всей юриспруденции, пусть она и не развивается со временем, но зная ТГиП, ты всегда будешь хорошим юристом, т.к. все изменения в законодательной системе любого более-менее развитого государства, обязательно в той или иной мере подчинены данной науке. У нас был замечательный преп на 1 курсе, фанатик своего дела, благодаря ему я увидела в "сухой", в чём-то скучной науке, целый мир, настоящую строгую систему современной государственнности и развития человечества в целом.

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно-правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

анализа – разделения объекта на части;

синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально-юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно-социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально-правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений;

моделирования. Государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко-правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно-правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.

Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно-правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно-правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Функции теории государства и права:

1) онтологическая – функция, которая изучает государственно-правовые явления, исследует их и анализирует;

2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно-правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности;

6) политическая (политико-управленческая или организационно-управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно-правовых явлений;

9) практически-организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства и юридической практики;

10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

11) теоретико-познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно-общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин-округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Отличия государства от общественной власти родового строя:

1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;

2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

3) для управления обществом и государством использовались права.

7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно-общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил-мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально-экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.



 

Возможно, будет полезно почитать: