Для чего нужны административные процедуры. Административная процедура

Под административной процедурой понимается нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение индивидуального административного дела, или выполнение управленческой функции. Под индивидуальным административным делом понимается возникающий в сфере гос.управления вопрос, связанный с применением адм.норм, и требующий в целях его разрешения оперативно-исполнительных действий полномочных органов и должностных лиц публичной администрации.

=> административная процедура – алгоритм действий, который д.выполнить публичная администрация для решения конкретного дела.

Значение административных процедур сводится к тому, что они:

1. уменьшают риск отклонения от цели правоотношения. Если целью правоотн-я явл-ся установить право на ношение огнестрельного оружия – требуют только то, что необх-мо для установления этого права

2. процедуры снижают степень усмотрения. Решение д.б. принято в течение 30 дней => нет возможности рассматривать дело столько, сколько ему хочется.

3. обеспечивают процедуры для более эффективного контроля за деятельностью публичной администрации, причем как контроля внутреннего, так и внешнего – со стороны судебной системы, или институтов защиты прав гражд.общества.

4. создают единообразие в правоприменительной практике. Единый алгоритм обеспечивают ситуацию, при которой схожие дела разрешаются примерно одинаковым образом.

5. обеспечивают гласность правоотношения. Все участники от служащего до гр-на и организации знают все этапы и функционирование публичной администрации.

При административных процедурах решаются след. задачи:

1. обеспечивается эффективность деятельности публичной администрации

2. создание благоприятных условий для участия граждан и организаций в публичных правоотношениях

Использование администр.процедур необходимо в след.правоотношениях:

1. при регулировании реализации субъективных прав и юр.обязанностей граждан и организаций во взаимоотношении с публичной администрацией. Если нет процедуры => невозможность реализации права.

2. в отношениях, регулирующих применение должностными лицами публичной администрации полномочий, связанных с воздействием на граждан, в т.ч. применение мер гос.контроля и надзора, а также мер принуждения.

3. при закреплении прав представителей публ.администрации, связанных с изданием индивид. и нормативных правовых актов, принятием иных видов управленческих решений с совершением юридически значимых действий. Порядок издания НА – нормотворческая процедура.

Этот перечень открытый. Но эти 3 группы – обязательно использование администр.процедуры.

Цели административных процедур:

1. выровнять правовое положение властного и невластного субъектов. Процедура позволяет превратить права представителя публичной администрации в обязанности, а также предоставить доп.права невластному субъекту.

2. процедура д.давать возможность невластным субъектам понять, в каком порядке они могут реализовать свое право или каким образом будет осуществляться контроль за исполнением возложенной на них обязанности.

Структура административной процедуры.

Элементы процедуры (обязательные):

1. участники процедуры и их правовой статус. 2 стороны:

Наделенная властными полномочиями и осуществляющая публичную функцию, по общему правилу это гос.органы, м.б. гос.и муницип.учреждения, а также при передаче соотв.функции иные организации. М.б. представлена несколькими органами и должностными лицами. В этой ситуации процедура д.определять порядок координации действий этих органов и должностных лиц. Процедура д.определять, чье требование будет решающим. Способы:

А. указывается, какой орган д.скорректировать свои требования в случае противоречия требованиям иных органов.

Б. если внутри администрации МО устанавливается согласование в нескольких инстанциях, д.б. определен единый орган/структурное подразделение, которое курирует процесс согласования и ответственно за подготовку единого консолидированного решения.

Невластные субъекты – граждане или организации. Правовой статус включает права и обязанности. С т.зр.нормативного регулирования права и обязанности субъектов, обладающими властными полномочиями делятся на 2 группы:

А. права, не связанные с обременением невластных субъектов. => право запросить информацию у другого органа. Реализация данного права невластного субъекта не затрагивает. Право собирать доп.информацию, запрашивать документы. Их регулирование может носить максимально общий характер в рамках процедуры.

Б. права, связанные с обременением невластных субъектов. Затребовать у гр-на доп.сведения, или обязать предоставить доп.справку, обязать явиться. Реализация таких прав д.б. максимально подробной. Должно быть определено, при каких условиях соотв.право м.б. реализовано. Простого усмотрения должностного лица недостаточно. => Д.б. основания для реализации права, формы решения, сроки и требования, предъявляемые к действиям гражданина или организации.

Права и обязанности невластных субъектов зависят от характера процедуры, а также степени усмотрения должностных лиц при разрешении дела. Общее правило: чем меньше усмотрения у должностных лиц, тем меньше доп.процедурных прав предоставляется гражданам и организациям. Чем больше усмотрения – тем больше прав, чтобы обеспечить контроль за использованием этого усмотрения.

Виды процедур

Процедуры реализации права посредством обращения в орган власти. Возможность закрепления след. прав : предоставления доп.документов, заявление ходатайств, право быть проинформированным о ходе процедуры, право отозвать заявление. П: регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязанности: предоставить доп.документы, получить согласование, явиться в орган, дать пояснения

Контрольно-надзорная процедура. Права: знать о проведении проверки и присутствовать при её проведении, право давать пояснения с занесением их в акт проверки, знакомиться с документами, оформляющими наиболее важные этапы проверки и её результат. Обязанности: не препятствовать проведению проверки, в т.ч. в предоставлении доступа к объекту проверки.

Процедура разрешения споров. Права: присутствовать при разрешении споров, заявлять ходатайства, представлять доказательства, получить итоговое решение. Как таковой обязанности нет.

Конкурсные или аукционные процедуры. Права: право быть проинформированным о проведении конкурса, знакомиться с результатами основных этапов конкурсной или аукционной процедуры, присутствовать при вынесении решения, право знать о мотивах принятия решения. Общая обязанность – соблюдение требований, предъявляемых к участникам процедур.

Регистрационные процедуры: регистрация НА, регистрация прав на недвиж.имущество, регистрация юр.лиц. Регистрация НА: ПП №1009. Независимая антикоррупционная экспертизаучебное заведение, или физ. лицо с опред.треб-ями.

Сроки.

Общее правило – любая процедура д.б. ограничена по времени. В противном случае => опасность её неограниченного затягивания, что влечет нарушение прав и свобод гр-н и юр.лиц. Общий срок процедуры, т.е. максимальный промежуток времени, в теч-е которого д.б.вынесено решение по существу д.устанавливаться исходя из суммарной продолжительности всех действий, которые м.б. совершены должностным лицом.

В случае, когда в рамках процедуры отдельные действия, которые могут б. совершены, составляют её значительную часть (более половины) и при этом являются факультативные, то в процедуре м.б. предусмотрены 2 и более альтернативных общих срока. П: срок рассм-я заявления 15 дней, если док-т треб.доп.проверки - то 45 дней.

Следует избегать возможностей продления общих сроков, базирующейся на усмотрении. П: «в исключит.случаях» . В наиб.важных процедурах, треб.максимальной процессуальной защиты, м.б. предусмотрены промежуточные сроки. П: сроки совершения отд.действий (срок личного приема).

Административные процедуры рассматриваются в теории административного права в следующих аспектах: как формы осуществления исполнительной власти; правовые акты управления (или административно-правовые акты); административный процесс; урегулирование правовых споров; административная юстиция, зашита прав и свобод человека и гражданина.

Об административных процедурах говорится как о системе административно-процедурных правоотношений, складывающихся в различных административно-правовых институтах. Административно-процедурные правоотношения, обладающие признаком однородности, находятся в системе более широких администрагивно-процессуальных отношений.

В структуру административно-процедурных правоотношений включаются: ʼʼпозитивныеʼʼ, т. е. неконфликтные, правоотношения, которые формируются между исполнительными органами государственной или муниципальной власти, с одной стороны, и между гражданами и организациями - с другой. Содержанием таких правоотношений в области публичного управления (государственного или муниципального управления) является потребность в осуществлении либо реализации гражданами и организациями принадлежащих им прав, свобод или законных интересов (эти отношения называются иногда внешними публичными правоотношениями).

Основная цель формирования административных процедурных правоотношений - установление административного правового порядка осуществления управленческих действий; реализация прав и исполнение обязанностей граждан и организаций; обеспечение законности публичного управления; установление гарантий справедливости и обоснованности принятия административных актов или совершения управленческих действий; совершение юридически значимых действий в отношении заявителœей.

Современный законодатель под административными процедурами понимает установленный порядок деятельности административных органов по рассмотрению и разрешению административных дел.

Признаками административных процедур являются:

реализация компетенции соответствующего исполнительного органа публичной власти. При этом властные административные полномочия обеспечивают исполнение соответствующих функций управления;

создание процедурных форм, способствующих реализации прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателœей;

правовая форма осуществления публичного управления и исполнительной власти;

нормативность административных процедур, т. с. нормативно установленный порядок их применения;

административно-правовая регламентация целœей и задач соответствующей административной процедуры;

определœение административно-правового статуса участников (субъектов) административных процедур, т. е. субъектов процедурных правоотношений;

рассмотрение и разрешение индивидуального административного дела;

связь реализации административной процедуры с применением норм различных отраслей материального права;

принятие различных правовых актов управления (как промежуточных, так и окончательных).

Административная процедура с точки зрения своей внутренней структуры воспринимается как система последовательно совершаемых уполномоченными субъектами организационных действий, оформляемых в промежуточных и окончательных решениях по каждому административному делу. Основными стадиями административных процедур являются: возбуждение административного производства; рассмотрение административного дела; принятие решения по административному делу (принятие административного акта); пересмотр решения по административному делу; исполнение решения по административному делу.

Основными принципами административных процедур являются:

1. законность , т. с. точное соблюдение участниками административного производства Конституции РФ. федеральных законов, иных федеральных нормативных правовых актов, законов субъектов РФ.

2. презумпция достоверности , т. е. поданные заявителями сведения о фактических обстоятельствах рассматриваемого административным органом административного дела считаются достоверными и подлинными во всœех случаях до того момента͵ пока обратное не будет доказано должностными лицами административного органа;

3. запрет злоупотребления правом , т. е. применение административным органом всякого правового акта только в строгом соответствии с его смыслом и главной целью. Недопустимо злоупотреблять пробелами или неясностями действующего законодательства в процессе деятельности административных органов;

4. запрет произвола , т. е. безусловное исключение из административной практики проявлений неравного подхода в оценке одних и тех же фактических обстоятельств дела в одинаковых правовых ситуациях;

6. открытое рассмотрение административных дел в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления;

8. соразмерность осуществления любых действий административных органов тем целям и задачам, ради которых они реализуются на практике;

9. право выразить мнение . Административный орган вправе принять административный акт только при условии, что лицу, права или законные интересы которого ограничиваются данным актом, была предоставлена возможность выразить свое мнение по всœем обстоятельствам, имеющим значение для законного и правильного разрешения дела;

10. беспристрастность .

11. обоснованность каждого административного решения или действия. На административном органе лежит обязанность всœестороннего и глубокого исследования всœех обстоятельств, имеющих значение для законного разрешения дела;

13. оперативность и экономичность , т. е. рассмотрение дела в достаточно короткие сроки и с разумной экономией сил и средств административного органа при осуществлении своих полномочий.

Виды административных процедур определяются, главным образом, сферами отношений, регулируемых законодательством об административных процедурах, к примеру: регистрационные административные процедуры; лицензионные административные процедуры; сертификационные административные процедуры; процедуры, направленные на осуществление компетенции управленческого органа; процедуры, реализующие правовой статус гражданина или юридического лица; разрешительные административные процедуры.

Основной вид административных процедур - позитивные. Это процедуры построения, организации и деятельности исполнительных органов публичной власти в целях обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов организаций; процедуры, способствующие осуществлению компетенции властвующих субъектов публичного управления (к примеру, принятие актов управления; рассмотрение обращений граждан); процедуры совершения исполнительными органами публичного управления специальных правовых действий по регистрации, лицензированию, разрешению, контролю или надзору.

Позитивная административная процедура - это нормативно урегулированная, направленная на достижение конкретного результата формализованная деятельность уполномоченных исполнительных органов публичной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел и принятию административных решений, способствующих реализации установленных в законах прав, свобод, законных интересов граждан и организаций.

В случае если исходить из мнения, что в процессе применения мер административного принуждения также используются административные процедуры, то можно говорить о так называемых юрисдикционных процедурах. Юрисдикционные, или административно-деликтные, процедуры - правоохранительные процедуры, используемые уполномоченными административными органами и должностными лицами для реализации охранительной функции публичного управления. Как правило, из системы юрисдикционных административных процедур исключаются те, которые установлены в КоАП РФ.

Административная процедура - это простейшая процессуальная форма в сфере действия публичной администрации (управленческая процедура). Представляет собой определенный порядок осуществления конкретного правового результата, а именно разрешения отдельного административного дела или принятия административного акта.

Административная процедура - определенный порядок взаимодействия публичной администрации с частными лицами, либо субъектов публичной администрации между собой в рамках рассмотрения дела, принятия административного акта.

Административная процедура не отделима от материальных прав и обязанностей их субъектов. О наличии административной процедуры можно говорить в следующих случаях (элементы процедуры ):

  • - нормативно установлены действия участников административных отношений:
  • - наличие сроков совершения действий;
  • - возможность принятия публичной администрации различных видов решений;
  • - установление перечня условий или документов, необходимых для принятия положительного решения, совершения нужного действия;
  • - установление негативных правовых последствий в случае нарушения порядка совершения действий.

Регулирование внещнеаппаратных процедур имеет внешнее значение и должно обеспечиваться на законодательном уровне

Внутриаппаратные связаны с реализацией публичных прав и обязанностей, т.е. их нарушение не допустимо, т.к. ведет к ущемлению законных прав и обязанностей лиц (затягивание сроков обращения; предоставление дополнительных документов и т.д.)

Система административных процедур может образовывать, т.о. подразумевает более сложную форму. Под ним следует понимать особый вид исполнительной деятельности определенной категории, при этом то или иное административное производство можно разложить на некоторые категории, однако все они объединены общей задачей. Не все элементарные административные процедуры объединяются в какие-либо производства.

Административное производство - объединяет ряд административных процедур

Административное производство формируется в рамках обеспечения отдельных категорий дел.

Административное производство отличается от составляющих его административных процедур следующим:

Группы производств:

  • - административно-правотворческие; по принятию нормативно-правовых актов Правительства РФ, по принятию нормативно актов НП ФОИВ, по принятию НП актов иными региональными органами исполнительной власти.
  • - по предоставлению государственных услуг (в т.ч. административно-правонаделительные и иные распорядительные производства: приватизационные, лицензионные (по выдаче иных разрешений), аттестационные, регистрационные).
  • - контрольно-надзорные производства
  • - административно-юристдикционные: по жалобам граждан, по делам об административных правонарушениях, дисциплинарные, по принятию мер административного пресечения.

Данная модель представляется достаточно спорной, поскольку характеризует сколько не действительность, сколько результат, т.к. многие из производства еще только начинают формироваться - это правотворческие и правонаделительные производства. На данные момент это не более чем усложненные процедуры, которые необходимо усовершенствовать. В производственном виде существуют только юристдикционные доктрины.

Административная процедура - это понятие, которое довольно часто встречается в юридической практике. Что это такое? Какие бывают виды административных процедур и каковы их особенности? Рассмотрим это далее более детально.

Общее понятие

Что подразумевает под собой понятие "административная процедура"? Законодатель приводит его четкое толкование, которое определяет, что под ним подразумевается установленный определенными нормами, предписанными в регламентах, порядок осуществления полномочий властного характера. Их действие всегда направлено на разрешение хода определенного административного дела, а в некоторых случаях - на исполнение функций управленческого характера.

Таким образом, если выразить данное понятие административной процедуры несколько иными словами, то под ним следует подразумевать установленные алгоритмы конкретного типа действий, которые подлежат исполнению государственной администрацией для осуществления решения по какому-либо делу.

Задачи и цели

Как и любое другое понятие в праве, процедуры административного характера имеют определенные задачи, на решение которых направлено их воздействие. Так, в первую очередь их воздействие направлено на обеспечение максимальной эффективности деятельности органов, попадающих под категорию публичной власти В число таковых структур также входит и публичная администрация.

Во-вторых, административные процедуры преследуют задачу создания наиболее положительных условий, в которых гражданам будет удобно участвовать в публичных отношениях, а также заниматься их организацией.

Что касается целей таких процедур, то их воздействие, прежде всего, направлено на создание равного правового положения субъектов двух различных характеров: властного и невластного. Кроме этого, данные действия способствуют превращению прав каждого представителя органов публичной администрации в некие обязанности и, кроме этого, предоставлению субъектам невластного характера определенных дополнительных прав.

Свойства

Всем административным процедурам из перечня, представленного ниже, присущи два основных свойства. Первое из них касается детальности проведения действий. Так, чем более детальной она является, тем более крупными будут материальные затраты, которые потребуются для ее осуществления. Причем в данном случае затраты будут производиться как со стороны самой администрации, так и представителей гражданской общественности.

Из вышесказанного можно выделить и другое свойство процедуры данного характера. Оно заключается в том, что чем большее значение имеет ее предмет, тем более детальной будет сама процедура и, как следствие, более затратной.

Значение

Административные процедуры - это действия, которые имеют определенное значение в юридической практике. В чем оно заключается? Рассмотрим это далее.

В первую очередь следует понимать то, что их действие существенным образом способствует уменьшению риска отклонений от цели, которую преследуют правоотношения. Так, если, например, конкретное правоотношение преследует целью наличие факта установления разрешения на ношения оружия, то для этого потребуется исключительно только то, что понадобится для его реализации.

Кроме этого, действия данного вида отлично снижают уровень усмотрения. Это означает, что существует определенный, установленный законодательством срок административной процедуры (30 дней), который не может быть нарушен в большую сторону по усмотрению конкретного органа.

Многие административные действия имеют еще одно немаловажное значение - они обеспечивают направленный и довольно эффективный контроль за той деятельностью, которую совершают органы публичной администрации. Следует отметить, что данный контроль осуществляется в двух видах: с внешней и с внутренней стороны. Он осуществляется привлеченными к этому судебными органами, а также институтами, которые занимаются защитой законных интересов и прав всего гражданского общества.

Все процедуры, которые имеют административный характер, имеют еще одно ценное свойство и, как следствие, значение - они придают всей практике по применению норм права единообразие. На деле, когда присутствует однообразный характер ситуаций, все они решаются по одной схеме, что довольно удобно.

Еще одно значение данных действий заключается в том, что все они способствуют приданию правоотношениям административного типа гласности. Это означает, что абсолютно каждый участник гражданского общества осведомлен в четкости поэтапного проведения каждой процедуры.

Стороны

Что касается участников процедур рассматриваемого характера, то ими могут выступать лица, которые наделены определенным правомочием осуществления функций публичного типа, а также простые граждане или организации.

Что касается первого вида субъектов, то к их числу относятся различные муниципальные учреждения, а также государственные органы. В некоторых случаях субъектами властного типа могут выступать и другие организации или учреждения, но это возможно лишь в том случае, если они были наделены на то специальными правами.

Что касается стороны, с которой выступают простые граждане и физические лица, то они относятся к группе неправомочных субъектов. Это означает, что их обязанности и реализация предусмотренных законом прав будут напрямую зависеть от тех решений, которые принимают должностные органы.

Все стороны имеют определенные обязанности и права, которые должны не только соблюдаться, но и уважаться взаимно.

Когда используется процедура, имеющая административный характер

Следует отметить то, что далеко не во всех правоотношениях могут быть применены в действии административные процедуры. В каких они просто необходимы и возможны?

В первую очередь к числу таковых можно отнести те ситуации, когда производится урегулирование обязанностей юридического характера и субъективных прав как отдельных граждан, так и целых организаций в процессе проведения взаимоотношений с публичной властью. В данном случае вытекает то, что за неимением проведенной процедуры, носящей административный характер, не будет возможности реализовать законное право.

Осуществление административных процедур также необходимо тогда, когда создаются отношения, в рамках которых определенные органы, имеющие властные полномочия, осуществляют определенные меры воздействия на граждан. К числу таковых мер можно отнести те, которые подразумевают принуждение или, например, произведение надзора, контроля.

Определенные процедуры, производимые органами администраций, публичного характера также обязательны для исполнения. Они требуются в то время, когда производятся процедуры нормотворческого характера (издания актов, законов и т.п.), закрепления прав отдельных представителей администрации, а также принятия особенно важных решений.

Законодательное регулирование в России и в соседних государствах

Все моменты, связанные с осуществлением процедур данного характера, регламентированы отдельными нормативными актами и регламентами. Что касается закрепления как самого понятия, так и его особенностей на общегосударственном уровне, то это производится в Законе "Об административных процедурах", а также в Указе № 200 с одноименным названием.

Кроме этого, порядок совершения данных действий прописан в различных регламентах для специализированных органов.

Что касается регулирования действий данного рода в иных странах, то оно также производится на основании нормативных документов. Так, например, административные процедуры в РБ (Республика Беларусь) производятся на основании положений, предписанных законом, название которого полностью совпадает с российским. Если говорить об Украине, то в законодательной базе данного государства предусматривается целый спектр актов, которые предусматривают их совершение в разных сферах деятельности государственных органов.

Реализация прав путем совершения обращений в органы государственной власти

Это один из видов административных процедур. Они очень часто применяются на практике. Данная группа закрепляет в своем составе целый набор прав и специальных возможностей. К числу таковых относятся возможности подачи заявлений и ходатайств, отзывы представленных ранее заявлений, а также подача дополнительных документов.

Что касается обязанностей в данном виде правоотношений, то они заключаются в необходимости предоставления определенного рода документов, получении согласований, даче пояснений по ходу конкретного события или, например, совершения явки в определенный орган.

Контрольно-надзорные

Данный вид административных процедур предполагает проведение мероприятий контрольного характера, которые осуществляются специально уполномоченными на то органами. Если говорить о правах и обязанностях, что возникают между сторонами в процессе их исполнения, то та сторона, в отношении которой проводятся все контрольные действия, должна быть заранее уведомлена о предстоящих событиях. Кроме этого, уведомление должно осуществиться в установленном законом порядке. Данная сторона имеет право присутствовать при процессе осуществления контрольных мероприятий, ознакамливаться со всеми составленными по ходу дела документами. Что касается обязанностей, то в их число входит невмешательство в процесс проведения работы контролирующими органами, а также максимально возможное способствование обеспечению доступа к необходимым материалам.

Процедуры разрешения споров

В юридической практике встречаются ситуации, когда просто необходимо разрешение спора в отношении какого-либо предмета. Особенность данного вида процедур состоит в том, что при их осуществлении у сторон отсутствуют обязанности как таковые. Однако, несмотря на это, они имеют определенные права. В частности, они заключаются в том, что сторона может заявлять ходатайства или отводы, предоставлять определенный ряд доказательств, которые имеют прямое или косвенное отношение к предмету спора. Кроме всего этого, стороны разбирательства имеют право присутствовать на процессе рассмотрения ситуации по существу, а также ознакамливаться со всеми документами, которые были составлены в процессе, в том числе и с заключительным решением.

Конкурсные процедуры

К данному перечню административных процедур также относятся и аукционные. Что касается данного вида действий, то стороны, которые принимают в них участие, имеют одну общую обязанность - соблюдать все требования, которые предписаны для участников самого процесса. Что касается прав, которыми обладают участники, то их спектр более широк. В частности, в их число входит право на своевременное информирование относительно сроков порядков проведения конкурсов. Кроме этого, они могут присутствовать при вынесении решения, а также знать те причины, по которым был сделан именно такой выбор. Перед началом и в течение самого процесса производства данного типа процедуры стороны могут ознакамливаться с основными этапами проведения конкурса, а также со всеми особенностями, связанными с ходом всей процедуры.

Регистрационные

Данный вид процедур также очень популярен, если оценивать статистику применения на практике всех действий данного характера. Данные действия, как правило, связаны с производством регистрации особого акта, имеющего правовой или нормативный характер. Кроме этого, на основании Указа № 200 "Об административных процедурах" действия данного рода могут быть произведены и по поводу регистрации конкретных прав (например, на недвижимость) или юридических лиц.

Сроки

Как и многие другие действия, применяемые в юридической практике, все процедуры по административным правонарушениям и относительно остальных обязательных вопросов, по которым они проводятся, должны быть осуществлены в определенные сроки. Основное правило, которое свойственно для действий данного характера, - ограниченность в сроках.

В Указе "Об административных процедурах" говорится о том, что на проведение определенного действия должно отводиться ровно такое количество времени, за которое оно фактически может быть произведено. Так, например, если на процедуру рассмотрения законодатель отводит 15 рабочих дней, то в случае необходимости осуществления его дополнительной проверки процедура должна быть осуществлена суммарно за 45 дней.

Что касается стандартного срока, отведенного на рассмотрение заявки и совершение действий по ней, то он, в соответствии с положениями Указа № 200 "Об административных правонарушениях" составляет 30 дней. Однако, как показывает практика, он нередко смещается в большую сторону, что связано с частым возникновением необходимости проведения дополнительных действий.

Решения

По итогу проведения процедуры, имеющей административный характер, обязательно должно быть принято определенное решение, которое выносится специализированным органом, в производстве которого находится дело. Такие решения могут быть двух видов: итоговые и промежуточные.

Что касается промежуточных решений, то они, как правило, принимаются в ходе совершения определенных этапов. Это свойственно для сложных процедур, которые требуют поэтапного рассмотрения ситуации. В некоторых случаях промежуточное решение требуется тогда, когда рассмотрение ситуации по факту переходит от одного лица (или органа) к другому. В случае приостановления хода рассмотрения дела в связи с необходимостью выяснения обстоятельств также следует сделать промежуточное решение.

Итоговое решение принимается на финальном этапе совершения административной процедуры. Из понятия становится понятно то, что данное решение является окончательным, в нем должны быть выражены все выводы, которые были сделаны в ходе рассмотрения отдельных этапов сложной ситуации, а также в конце проведения одноэтапного действия.

Все решения, в том числе и итоговое, должны быть отражены в конечном акте. Данный документ считается действительным только при наличии подписи должностного лица.

Юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и ряд других федеральных законов, в которых в той или иной мере определен процесс рассмотрения обращений граждан и их организаций в органы публичной власти.

В сфере социально-культурной деятельности федеральными законами определены многочисленные правила, связанные с реализацией гражданами их права на образование, охрану здоровья, социальное обеспечение , охрану труда и т.д. Административно-процессуальные нормы содержатся в Федеральных законах: «О воинской обязанности и военной службе », «О статусе военнослужащих », «Об альтернативной гражданской службе».

П.И. Кононов предлагает выделить административно-распорядительный процесс, состоящий из ряда производств (регистрационное, лицензионно-разрешительное, служебно-призывное).

И. В. Панова выделяет следующие виды производств «административно-правонаделительного процесса»: по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, разрешительное, регистрационное, учредительное (организационное), кадровое.

Для государственной регистрации общественных объединений в органы Госрегистрации подаются: заявление, устав, выписка из протокола учредительного съезда, сведения об учредителях и т.п. Документы подаются в течение 3 месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции). Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Органы Госрегистрации, рассматривающие заявление общественного объединения о регистрации, принимают решение зарегистрировать объединение и выдать учредителям свидетельство о регистрации либо отказать в регистрации и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке. Основаниями для отказа в регистрации являются: противоречие устава Конституции РФ , конституциям (уставам) субъектов РФ , а также законодательству об общественных объединениях, непредставление всех необходимых документов или представление недостоверной информации и т.п.

Принятие нормативных актов государственного управления как вида производства состоит из нескольких последовательно осуществляемых стадий, каждая из которых представляет собой совокупность определенных процессуальных действий участников данного производства:

  • подготовка проекта нормативного акта государственного управления;
  • рассмотрение проекта и принятие нормативного акта государственного управления;
  • государственная регистрация нормативного акта государственного управления;
  • опубликование и вступление в силу нормативного акта государственного управления;
  • оспаривание нормативного акта государственного управления.

Лицензионное и разрешительное производства

Лицензионное производство. В Российской Федерации отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями , организациями и учреждениями независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами , осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица , на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования . Основы лицензирования закреплены в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Для получения лицензии заявитель должен представить в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, ряд документов. В их числе: заявление о выдаче лицензии с указанием данных о заявителе (для юридических лиц — наименование и организационно-правовая форма, номер расчетного счета и соответствующего банка), вид деятельности, срок действия лицензии; копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц); документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

В зависимости от специфики деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Так, в некоторых случаях требуются сведения о технической или иной готовности к выполнению работ и профессиональной пригодности физических лиц (персонала). Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в положениях о лицензировании соответствующих видов деятельности, запрещается. Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

При рассмотрении заявления о выдаче лицензии проводится экспертиза специальной экспертной комиссией. Возможно проведение дополнительной, в том числе независимой, экспертизы (например, в случае возникновения спорных вопросов).

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий 45 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменном виде в указанный срок с указанием причин отказа.

В ряде субъектов РФ установлены сокращенные сроки принятия решения о выдаче лицензии по принципу «одного окна», т.е. гражданин подает все необходимые документы в одно окно (одному должностному лицу) и через него получает ответ на свое заявление.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.

В лицензии указываются: наименование органа, выдавшего лицензию; юридический адрес предприятия-заявителя и паспортные данные физического лица; вид лицензируемой деятельности; срок действия лицензии; условия осуществления деятельности.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, однако он не может составлять менее пяти лет. Существуют также бессрочные лицензии. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Установлено, что при ликвидации предприятия, организации, учреждения или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, могут приостановить действие лицензии в случаях: представления владельцем лицензии соответствующего заявления; обнаружения недостоверных данных в представленных для получения лицензии документах; нарушения лицензиатом условий действия лицензии и т.п. Срок приостановления не может превышать шести месяцев. Лицензиат вправе обжаловать решение в судебном порядке.

Руководители и должностные лица органов лицензирования несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение установленного порядка лицензирования. Они же контролируют соблюдение условий, установленных в лицензии.

Лицензирование в настоящее время является одной из самых распространенных форм разрешительной системы.

Иные виды разрешительной системы. Разрешительная система широко используется органами Министерства внутренних дел РФ. Объясняется это тем, что в данном случае регламентируется деятельность, непосредственно связанная с обеспечением охраны общественного порядка и безопасности.

Регулирование в этой области осуществляется на основе и Федеральных законов «О полиции» и «Об оружии ». МВД России в числе своих основных функций имеет следующую: организация деятельности органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе ОВД РФ, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг).

Разрешительная (уведомительная) система в сфере охраны общественной безопасности представляет собой совокупность правил, регламентирующих и регулирующих порядок производства, приобретения, хранения, пользования, сбыта и перевозки оружия, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., а также порядок открытия и функционирования оружейно-ремонтных, пиротехнических производств, стрелковых тиров. На основе разрешительной системы ведутся производство, продажа и приобретение оружия. Лицензии на производство оружия выдаются органами лицензирования, определяемыми Правительством РФ . Разрешение на его продажу или приобретение выдается органами внутренних дел (полицией).

Разрешения органов внутренних дел необходимы для производства взрывных работ, въезда в пограничную зону, а также в закрытые административно-территориальные образования. Органы внутренних дел осуществляют лицензирование частной детективной и охранной деятельности, а также осуществляют государственную функцию контроля — деятельности ведомственных охран.

Разрешительная система распространяется и на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пикетирования.

Исполнительные органы субъектов РФ, а также системы местного самоуправления дают разрешения на основе заявлений (уведомлений) уполномоченных трудовых коллективов предприятий и учреждений, общественных объединений и отдельных групп граждан. Заявление должно быть подано не позднее чем за 10 дней до проведения соответствующего мероприятия. В нем указываются: цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемая численность участников и т.п. Решение сообщается заявителям не позднее чем за 5 дней до времени проведения мероприятия. Решение может быть положительным, но с предложением другого места и иного времени проведения мероприятия. Решение может быть отрицательным, если цель проведения мероприятия противоречит закону либо угрожает общественному порядку и безопасности. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Несанкционированные мероприятия подлежат прекращению. Участникам мероприятий запрещается иметь оружие или специально приготовленные предметы, использование которых может принести вред здоровью и жизни граждан либо причинить материальный вред.

В разрешительном производстве выделяются следующие стадии:

  • предварительная (возбуждение разрешительного дела);
  • принятия решения;
  • исполнения решения;
  • надзора за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий;
  • аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;
  • переоформление, продление разрешений;
  • применение мер принуждения за допущенные нарушения определенных правил и условий.

Кроме того, все виды государственных или муниципальных услуг в Российской Федерации осуществляются только в соответствии с административными регламентами.



 

Возможно, будет полезно почитать: