Понятие юридической практики и ее структура. Классификация и виды юридической практики

Юридическая практика – это деятельность, направленная на издание, а также толкование и реализацию юридических предписаний, организованная в единстве с уже накопленным социально-правовым опытом.

Юридическая практика является одним из основных видов социально-исторической практики, поэтому ей свойственны черты, присущие любой практике.

Юридическая практика имеет субъектов и участников, действия которых, а также использование ими установленных методов и средств, способы оформления разработанных решений и фиксирование накопленного ранее опыта упорядочены и урегулированы нормами права и другими юридическими предписаниями.

Под структурой юридической практики понимают такое соотношение элементов и связей в системе, которое обеспечивает ей единство, целостность, а также сохранение объективно необходимых функций и свойств при влиянии на нее различных факторов действительности.

Элементами юридической практики являются :

  1. объект практики . Это то, на что направлены юридические действия и поступки ее субъектов и участников. Ими могут быть как материальные, так и нематериальные блага , общественные отношения и конкретные поступки (или бездействие) людей, иные явления и предметы, включенные в соответствующий юридический процесс и призванные удовлетворять общественные и личные потребности и интересы;
  2. юридические действия , такие, которые влекут за собой правовые последствия для участников правоотношений ;
  3. средства практики – это явления и предметы, посредством которых происходит обеспечение достижения цели;
  4. способ – установленный путь достижения запланированной цели посредством определенных средств и при присутствии соответствующих условий и предпосылок деятельности;
  5. результат , воплощающий в себе итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность;
  6. формы юридической практики – это способы организации, существования и внешнего выражения содержания.

Для правовой системы общества обычно характерно одновременное функционирование разных типов, видов, а также подвидов практики. В соответствии с характером способов преобразования общественных отношений обычно различают распорядительную, интерпретационную, правотворческую, правоприменительную (правореализационную) и другие типы практики. В функциональном плане, как правило, выделяют правоконкретизирующую, правосистематизирующую, контрольную и другие типы практики. Характерной чертой этих типов считают то, что изменения общественных отношений происходят здесь посредством правотворческих, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов.

Кроме того, каждый вид юридической практики обычно подразделяют на определенные виды и подвиды.

Например, в правоприменительном типе практики различают следующие виды:

  1. оперативно-исполнительную;
  2. юрисдикционную (ее подвиды: превентивная, карательная и др.).

По субъектам юридическую практику можно разделить:

  1. на законодательную;
  2. судебную;
  3. следственную;
  4. нотариальную и др.

Функции юридической практики представляют собой относительно обособленные направления ее однородного воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются социально-правовое назначение и творческая, преобразующая роль в жизни общества.

Функция – это целенаправленное влияние юридической практики на общественную жизнь. Функции напрямую связаны с целями практики.


Введение 3

1. Понятие юридической практики и ее структура 5

2. Типы (виды, подвиды) юридической практики и ее функции 14

3. Взаимодействие юридической науки и практики 21

4. Основные пути и направления совершенствования юридической практики 26

Заключение 31

Список использованной литературы 32

Введение

Каждая наука ставит перед собой цель получить объективные, достоверные и систематизированные данные об окружающей действительности. С точки зрения предмета изучения все науки делятся на две большие группы - естественные и общественные. Так, общественные науки изучают процессы, протекающие в человеческом обществе.

В свою очередь общественные науки в зависимости опять таки от конкретного предмета делятся на разные отрасли знаний - социологию, психологию, политологию и т.д.

К общественным наукам относятся и те, предметом которых являются государственно-правовые институты и их функционирование. Такие науки называются юридическими.

Юридические науки имеют свою сложную внутреннюю структуру, организованную в зависимости от предмета изучения.

Эта структура в целом выглядит следующим образом:

1. Общетеоретические и исторические юридические науки. К ним относятся - теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Они выступают в качестве методологических по отношению к другим юридическим наукам.

2. Отраслевые юридические науки. Это - науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового, административного права и т.д. Они изучают нормы материального права по отраслям.

3. Науки, изучающие структуру, организацию и порядок деятельности государственных органов - суд, прокуратуру и т.д.

4. Науки, изучающие международное право - международное публичное право, международное частное право, право международных договоров и т.д.

5. Прикладные юридические науки - судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика и криминология и т.д.

«Теория государства и права как самостоятельная юридическая наука имеет свой собственный предмет изучения. Являясь теоретической дисциплиной, она выявляет и изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Поэтому, основные понятия, которыми оперирует эта наука, носят абстрактный, обобщенный характер. В ней формулируются основные юридические термины, которые используются в других юридически дисциплинах, в текстах законов. Поэтому начинающему юристу просто необходимо в первую очередь усвоить положения науки теории государства и права, прежде чем переходить к изучению отраслевых юридических наук.» 1

Наука теории государства и права развивается во взаимодействии с другими юридическими науками. Обогащая их новыми теоретическими категориями, она, вместе с тем, вырабатывает их на основе конкретных данных, полученных другими юридическими науками.

Современная российская наука теории государства развивается на основе демократических и гуманистических традиций. Она выступает мощным средством формирования нового юридического мировоззрения профессионалов-правоведов, российского общества в целом, столь необходимого ему в условиях политических, экономических и правовых реформ.

В данной работе рассматриваются вопросы, посвященные такому разделу теории государства и права как юридическая практика. Эта тема очень важна тем, что юридическая практика является выражением действия права, т.е. является формой жизни права, выражением права в динамике.

Понимание вопросов, связанных с юридической практике в методическом плане важно тем, что является одним из основных факторов, способствующих формированию понятийного аппарата будущего юриста.

1. Понятие юридической практики и ее структура

В правоведении существуют различные мнения о понятии юридической практики. На сегодня можно выделить три основные точки зрения. Одни авторы отождествляют практику с юридической деятельностью (И. Я. Дюрягин, А. Герлох, В. Кнапп). Другие, стремясь отграничить юридическую практику от юридической деятельности и представить ее в качестве относительно самостоятельного явления, относят к ней лишь определенные итоги, объективированный опыт правовой деятельности (С. С. Алексеев, С. И. Вильнянский и др.).

И, наконец, третья точка зрения, которая представляется наиболее предпочтительной, - когда любой вид юридической практики рассматривается в неразрывном единстве правовой деятельности и сформированного на ее основе социально-правового опыта (В. К. Бабаев, В. И. Леушин, В. П. Реутов и др.).

Ошибочность первых двух позиций состоит в том, что в первом случае из практики исключается такой важный ее элемент, как юридический опыт, во втором - допускается другая крайность: результаты деятельности, объективированный во вне опыт отрываются, противопоставляются самому процессу деятельности, не учитывается тот факт, что практическое преобразование общественной жизни происходит не только с помощью решений и положений, выражающих итоговую сторону юридической деятельности, но и непосредственно в ходе этой деятельности, при осуществлении организационно-конструктивных правовых действий и операций.

Третья точка зрения позволяет точнее определить природу юридической практики и основные элементы ее структуры, правильнее отразить диалектику прошлой (ретроспективной), настоящей (актуальной) и предстоящей юридической деятельности, понять значение социально-правового опыта в механизме правового регулирования и правовой системе общества. Этот опыт как важнейший компонент практики представляет собой коллективную, надиндивидуальную социально-правовую память, обеспечивающую накопление, систематизацию, хранение и передачу информации (знаний, умений, оценок, подходов и т. д.), позволяющую фиксировать и в определенной степени воссоздавать весь процесс деятельности или отдельные его фрагменты. "Опыт - вот учитель жизни вечной", - писал И. Гете 1 . Без социально-правовой памяти невозможно эффективное правотворчестве и толкование, конкретизация и правоприменение, систематизация и восполнение пробелов в праве.

«Таким образом, юридическая практика - это деятельность по изданию (толкованию, реализации и т. п.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.» 2

К основным признакам юридической практики необходимо отнести следующие 3 .

1. Юридическая практика представляет собой разновидность социально-исторической практики. Поэтому ей присущи черты, характерные для любой общественной практики.

2. Вместе с правом и правосознанием юридическая практика является важнейшим компонентом правовой системы общества. Без этого вида социальной практики немыслимо возникновение, развитие и функционирование правовой системы. Она играет существенную роль в этой системе, связывая в единое целое нормативно-правовые и индивидуально-конкретные предписания, субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения и т. п.

3. Юридическая практика образует существенную часть культуры общества. Изучение, например, материалов юридической практики Древнего Рима (законов, судебных решений и т. д.) дает представление не только о тех или иных конкретных правовых ситуациях, но и об экономике и политике этой страны в разные периоды ее развития, о социальном и правовом положении населения, государственном и общественном устройстве.

4. Общественная, коллективная природа юридической практики проявляется в том, что, во-первых, она обусловлена другими типами социальной практики. Во-вторых, любая юридическая деятельность предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами. В-третьих, накапливаемый социально-правовой опыт является совокупным продуктом совместной деятельности.

5. В отличие от теоретической (научной) деятельности, где вырабатываются идеи и понятия, юридическая практика направлена на объективно-реальное изменение окружающей действительности. Сознание, которое опосредует любые практические действия, служит внутренней детерминантой юридической практики. Оно присутствует здесь во внешне выраженном, опредметченном виде.

6. Юридическая практика способствует целенаправленному изменению общественной жизни. Это достигается при помощи издания новых или изменения уже существующих нормативно-правовых предписаний, их толкования и конкретизации, использования и применения.

7. В процессе юридической практики возникают разнообразные материальные, политические, социальные и иные изменения.

К ее особенностям следует отнести то, что она всегда порождает и соответствующие юридические последствия.

8. Юридическая практика сама опосредована (урегулирована) правом и иными социальными нормами (нравственными, корпоративными обычаями, традициями и т. п.). Так, нормативно-правовыми предписаниями определяется компетенция ее субъектов, использование ими определенных средств и методов деятельности, способы оформления вынесенных решений и закрепления накопленного опыта. Тем самым обеспечивается ее стабильность, ограничивается субъективизм и волюнтаризм ее субъектов и участников.

Существенные ограничительные (регулятивные) начала заложены во внешних по отношению к ней природных и социальных, экономических и политических, материальных и духовных, национальных и иных детерминирующих факторах (социальном ее субстрате, "данности" юридической практики). Указанные факторы в той или иной степени ориентируют участников юридической практики, ограничивают их действия определенными рамками, обусловливают основные элементы и функции практики.

9. Основные разновидности юридической практики (правотворческая, правоприменительная, судебная, следственная и т. п.) представляют собой специфические производство, соответствующим образом организованное и спланированное, где есть необходимые производители и потребители, средства и методы, технология и пр. Поэтому, как и в любом производстве, здесь требуется высокий профессионализм и ресурсообеспеченность. Юридическая практика в той или иной степени должна обеспечиваться мерами материального, организационного, кадрового, научного и иного характера.

«Неотъемлемым свойством юридической практики должен быть профессионализм ее субъектов.» 1 Законодательная и интерпретационная, судебная и следственная, нотариальная и другие разновидности юридической практики требуют соответствующей профессиональной подготовки и квалификации субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники и тактики, достижения необходимой производительности труда, развития инициативы и самостоятельности, кооперации и интеграции, учета общественного мнения, внедрения научно обоснованных норм рабочего времени и иных условий труда. Недостаток профессионализма у субъектов юридической практики должен компенсироваться за счет привлечения к участию в работе соответствующих специалистов.

10. Юридическая практика в той или иной степени влияет на все стороны жизни общества, способствуя развитию происходящих в нем процессов либо тормозя их. Это методологически важное положение следует иметь в виду при формировании и реализации любых планов и программ экономического, политического, социального и иного переустройства общества. Так, низкое качество принимаемых нормативных актов, неверное их разъяснение, неудовлетворительное претворение правовых предписаний в жизнь существенно замедляют и затрудняют процесс формирования в России цивилизованного гражданского общества и построение правового государства.

  • 12.Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.
  • 13.Теории происхождения права.
  • 14.Естественно-правовая (договорная) теория происхождения государства и
  • 15.Причины, пути (формы) возникновения государства.
  • 16.Плюрализм в понимании и определении государства.
  • 17. Основополагающие признаки государства, отличающие его от
  • 18.Сущность государства: понятие, методологические подходы к ее
  • 19.Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический
  • 21.Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 22.Понятие, значение и классификация функций государства.
  • 23.Формы и методы осуществления функций государства.
  • 24.Тенденции развития функций современного российского государства.
  • 25.Понятие формы государства. Факторы, влияющие на форму государства.
  • 26.Формы правления и основания их классификации.
  • § 2. Формы правления. Понятие и виды 185
  • § 2. Формы правления. Понятие и виды 187
  • § 2. Формы правления. Понятие и виды 189
  • §3 Формы правления рабовладельческого и феодального государств 191
  • 27.Формы политико-территориального (государственного) устройства:
  • 2 8. Политический (государственный) режим как содержательно-динамическая
  • 29.Общая характеристика антидемократического режима и его
  • 30.Прямая и представительная демократия в управлении государством.
  • 31.Государственная власть: понятие и признаки.
  • 32.Легализация и легитимация государственной власти.
  • 33.Истоки, роль и назначение теории разделения властей.
  • 34.Механизм (аппарат) государства: структурная характеристика и роль в
  • 35.Принципы организации и деятельности механизма государства.
  • 36.Бюрократия и бюрократизм в механизме государства.
  • 37.Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и
  • 38.Правовой статус и фактическое положение человека. Система прав и
  • 40.Государство в политической системе общества.
  • 41.Конституция Российской Федерации в правовой основе политической
  • 43.Соотношение государства и права.
  • 44.Государство и религия.
  • 45.Идейно-теоретические основания концепции правового государства.
  • 46.Понятие и признаки правового государства.
  • 47.Основные модели взаимодействия государства и экономики.
  • 48.Российская государственность: понятие и особенности.
  • 49.Взаимосвязь функций Российского государства и его механизма.
  • 50.Форма современного Российского государства.
  • 52.Сущность права: понятие, методологические подходы к выявлению и
  • 53.Принципы права, их классификация и роль в правовом регулировании.
  • 54.Функции права: понятие, классификация, формы реализации.
  • 55.Социальное регулирование: понятие, функции и виды социальных норм.
  • 56.Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие,
  • 57.Правовое воздействие и правовое регулирование общественных
  • 58.Предмет правового регулирования.
  • 59.Методы и способы правового регулирования.
  • 60.Типы правового регулирования.
  • 61.Правовые режимы: понятие, признаки, виды.
  • 62.Правовые средства: понятие, признаки, виды.
  • 63.Процесс правового регулирования, его основные стадии.
  • 64.Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы.
  • 65.Правовые стимулы и ограничения в механизме правового регулирования.
  • 66.Эффективность действия механизма правового регулирования.
  • 68.Понятие и виды правовых актов. Соотношение нормативных правовых и
  • 69.Правовой обычай, правовой прецедент: понятие и роль в правовом
  • 71.Закон как основная форма бытия права: понятие, признаки, виды.
  • 72.Нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской
  • 73.Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по
  • 74.Коллизии в праве и способы их разрешения.
  • 75.Понятие и характерные черты правовой нормы.
  • 77.Виды норм права.
  • 78.Место и роль нормы права в механизме правового регулирования.
  • 79.Понятие и структурные элементы системы права.
  • 80.Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм
  • 82.Правообразование и правотворчество. Понятие, принципы и функции
  • Формы правотворчества
  • 83.Законотворческие полномочия субъектов рф. Нормотворчество местного
  • 84.Систематизация нормативных правовых актов: понятие, значение, виды.
  • 85.Кодификация нормативных правовых актов. Виды кодификации.
  • 86.Юридическая практика: понятие, структура, функции.
  • 87.Юридическая техника: понятие, виды, роль в правовом регулировании.
  • 88.Особые средства юридической техники: юридические конструкции,
  • 89.Правовые отношения: понятие, признаки, основания возникновения.
  • 1) По отраслевому признаку:
  • 2) По функции:
  • 3) По степени конкретизациии и субъектному составу:
  • 4) По степени сложности:
  • 5) По продолжительности:
  • 90.Субъекты правовых отношений и их виды.
  • 1) Индивидуальные (физические лица):
  • 2) Коллективные (юридические лица):
  • 91.Объекты правовых отношений: понятие и основные теории.
  • 92.Субъективные права и юридические обязанности как юридическое
  • 93. Юридические факты: понятие, классификация. Фактический
  • 1) По характеру наступающих последствий:
  • 94.Реализация юридических норм: понятие, формы и место в правовом
  • 95.Применение правовых норм как особая форма реализации.
  • 96.Стадии процесса применения норм права.
  • 97.Акты применения норм права: понятие, виды.
  • 1) По отраслевому признаку:
  • 99.Понятие и необходимость толкования норм права.
  • 100. Способы (приемы) и объем толкования правовых норм.
  • 101. Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды.
  • 1) По форме выражения:
  • 2) По отраслям права:
  • 102. Законность: понятие, содержание, принципы, гарантии.
  • 1) Общие:
  • 2) Специальные, или юридические:
  • 104. Правопорядок: понятие, структура и функции.
  • 105. Основные пути укрепления законности, правопорядка и дисциплины
  • 106. Правосознание: понятие, структура, виды, функции.
  • 1) По степени общности:
  • 2) По уровню (глубине) отражения:
  • 107. Правовая культура: понятие, структура, функции.
  • 108. Правовой нигилизм: понятие, истоки и формы проявления.
  • 1) Прямые преднамеренные нарушения действующих закoнов и иных нoрмативных правoвых актoв;
  • 2) Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
  • 3) Издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актoв;
  • 4) Подмена закoнности политической, идеологической или прагматической целесообразностью;
  • 5) Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях;
  • 6) Нарушения прав человека
  • 109. Правовое воспитание и правовое обучение как средства и способы
  • 110. Понятие, виды и общая характеристика правомерного поведения.
  • 111. Понятие и признаки правонарушений.
  • 112. Юридический состав правонарушений.
  • 113. Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели. Позитивная
  • 114. Виды юридической ответственности. Основания и порядок ее
  • 116. Правовая система общества: понятие, структура.
  • юридическая практика как неразрывное единство «правовой деятельности и сформированного на ее основе социально-правового опыта».

    Достоинства описанных определений юридической деятельности и юридической практики очевидны.

    Так, юридическая деятельность рассматривается как разновидность социальной деятельности, как упорядоченное, целесообразное, предметное, избирательное, системное и планомерное взаимодействие индивидов в сфере правотворчества и применения права. Необходимым субъектом такой деятельности является государственный орган или должностное лицо. Такая деятельность нормативно урегулирована, а по стоящим перед ней целям и задачам позитивна и нормативно одобрена, и, кроме того, направлена на преобразование социальной реальности в соответствии с требованиями правовых норм. Однако строгое разграничение деятельности и практического результата возможно только лишь в умозрительном плане. Наконец, при изложенном подходе к пониманию юридической практики весьма проблематично разграничить практическую деятельность, которая направлена на материальное преобразование объектов, и другие ее виды.

    И уж тем более не правы те авторы, которые даже опыт практической деятельности толкуют чрезмерно узко, включая в практику только те итоги практической деятельности, которые становятся своеобразными дополнительными, по сравнению с нормативными актами и заключенными в них правовыми нормами, компонентами регулирования общественных отношений. Например, С.Н. Братусь и А.Б. Венгеров полагают, что «необходимо со всей решительностью отвергнуть мысль о том, что к судебной практике относится любое решение народного суда, определение кассационной либо надзорной судебной инстанции или даже сумма решений по конкретной группе дел». Таким образом, С.Н. Братусем и АБ. Венгеровым сами итоги, результаты, опыт судебной деятельности видится только в форме правоположений, созданных при помощи конкретизации посредством толкованиясодержащихся в словесной формуле закона абстрактных, общих понятий. Однако итоги практической деятельности только правоположениями не исчерпываются.

    Юридическая практика - деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.

    Структура юридической практики:

      • юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;

        социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т. е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.

    Юридическая практика формируется в результате длительного и многообразного процесса правореализации, т.е. претворения права в жизнь. В ходе этого процесса вырабатываются определенные общие положения, тенденции, ориентиры, которые затем используются в последующей работе.

    В частности, практика создает так называемые правоположения, под которыми понимаются устоявшиеся типовые решения по применению юридических норм. Эти правоположения реально приобретают черты общих правил. Это еще не нормы, но они уже выходят за пределы правосознания, простых суждений; это формирующиеся нормы. Со временем они могут превратиться либо в стойкие правовые обычаи, либо в нормы, закрепленные законодателем. Особенно это касается прецедентов.

    Сущностные признаки юридической практики:

      1. это прежде всего деятельность;

        это единство двух составляющих - субъекта и объекта, отношение субъекта и объекта, при котором субъект преобразует объективный мир, но меняется в ходе этого двухстороннего взаимодействия и сам;

        это не просто деятельность, а сознательная, целеполагающая деятельность;

        всегда носит общественный характер.

    Функции юридической практики:

      1. правонаправляющая (практика определяет общее русло для становления и развития права);

        правоконкретизирующая (уточняется смысл, содержание отдельных норм применительно к конкретным ситуациям, случаям, отношениям);

        сигнально-информационная (практика выражает потребность в изменении тех или иных актов, их совершенствовании или даже отмене).

    Подводя итоги анализа понятия юридической практики, возможно прийти к следующим выводам:

      1. Юридическая практика является разновидностью социальной практики, при которой происходитопосредованное воздействие субъектов практики на объекты материального мира, так как субъекты воздействуют друг на друга и только в конечном счете на явления материальной действительности, изменяя как последние, так и самих себя, приобретая при этом новые черты и качества.

        Юридическая практика является чертой, частью юридической деятельности. Причем в состав юридической практики входит только материально-преобразующая сторона юридической деятельности, что выражается в накапливаемых результатах или объективированных итогах юридической деятельности, включая и промежуточный процедурно-процессуальный опыт. Весь опыт - процессуальный и материальный, промежуточный и конечный - и является фиксацией тех изменений, которые приобрел субъект социальной (в т.ч. юридической) практики в ходе освоения действительности с применением юридических средств.

        Юридическая практика является единством юридической деятельности и результата данной деятельности, а равно и тех результатов, которые накапливаются на промежуточных, процессуальных этапах данной деятельности.

        Юридическая практика существует в тех видах правового регулирования, где субъекты принимают внешне выраженное решение о правах и обязанностях. К таковым необходимо отнести нормативное и индивидуальное регулирование общественных отношений.

        Основой существования юридической практики являются правоотношения.

    Итак, в философском аспекте юридическая практика будет представлять из себя разновидность и форму социальной практики конкретно-исторических субъектов, направленную на опосредованное преобразование объектов материального мира специфическими правовыми средствами.

    В аспекте общей теории государства и права под юридической практикой необходимо понимать материально-преобразующую сторону юридической правотворческой, правореализационной и особенно правоприменительной деятельности субъектов правовых отношений, в ходе которой осуществляется процесс и накапливается опыт нормативного и индивидуального регулирования публично-правовых, социально-значимых общественных отношении.

    Намереваясь сочинять безотлагательный документ, советуем предварительно разбить процесс на три необходимых частей. Они не всегда должны быть расположены в таком же порядке. Сперва важно понять к чему вы хотите в результате, после поищите причины. Полезными могут быть решения судов, писаные порядки, бизнес обычаи. Начало критично необходимая часть, который оставляет впечатление. Кроме того постарайтесь понимать кому должен быть адресован готовящийся просительный документ и кто на самом деле должен осуществить действие.

    Адвокат, в последнее время, очень востребованная профессия. К специалистам в этой сфере обращается практически всё население нашей планеты. Потому что квалифицированную помощь и поддержку получить довольно сложно. Адвокат защищает как интересы, так и права своего клиента. Чтобы работать адвокатом необходимо не только высшее юридическое образование, но и определенный стаж работы.

    Стаж должен быть по специальности в определенное количество времени. Адвокат в Тольятти считается самой престижной профессией. И только тогда человек получает удостоверение адвоката и право на работу. Во многих правовых актах прописаны все нюансы. Обычно у каждого адвоката есть своя отрасль, на которой он специализируется. Он может, как защищать права человека в суде, так и помогать в налоговых инспекциях.

    Ставка по работе адвокатом прописывает при приеме на работу. Адвокат, должен быть честным. Не брать взятки и помогать людям исключительно ради наживы. Адвокат может работать а адвокатском кабинете, коллегии или бюро, или открыть свою адвокатскую консультацию. Качества, которые должны быть у работника этой сферы: педантичность, зрелость, стойкость, внимательность.

    Колонка редактора

    Юридична практика

    12 березня 2015 р. 14:22

    07.06.2014 вступив в силу мораторій на стягнення майна громадян України, наданого як забезпечення кредитів в іноземній валюті, текст якого аналізувавс…

    12 березня 2015 р. 14:07

    Кожен пересічний українець обов’язково маємає майже професійні уявлення про енергетику. Справді велика частина інформаційного простору стосується росі…

    12 березня 2015 р. 13:58

    В умовах зростання вартості оренди землі сільськогосподарського призначення у зв’язку з прийняттям змін до Податкового кодексу України, які передбачаю…

    10 березня 2015 р. 13:01

    Одним із найважливіших корпоративних прав учасників, яке надає їм можливість брати участь у прийнятті рішень товариства з обмеженою відповідальністю, …

    10 березня 2015 р. 12:53

    Вважається, що ринку сільськогосподарської землі, принаймні повноцінного, в Україні немає, що передусім пов’язано із мораторієм на відчуження такої зе…

    06 березня 2015 р. 15:05

    26 лютого відбулася довгоочікувана для юридичної спільноти подія – нарешті було опубліковано Закон України №192-VIII «Про забезпечення права на справе…

    05 березня 2015 р. 18:55

    На сьогодні переважна більшість рішень адміністративних судів у справах про скасування рішень фіскальних органів про коригування митної вартості (далі…

    05 березня 2015 р. 18:47

    Американська торгівельна палата в Україні, яка представляє інтереси бізнесу з більш ніж 50 країн світу, до річниці призначення Арсенія Яценюка проанал…

    05 березня 2015 р. 18:31

    Серед понад 1200 сторінок постійно оновлюваних правил і рішень системи авторських прав США з"явилася нова директива, згідно з якою тварини, рослини, а…

    05 березня 2015 р. 17:55

    Характерною ознакою глобальної економіки є тенденція до посилення лібералізації зовнішньої торгівлі та руху капіталів, чим обмежується господарсько-пр…

    Юридическая практика

    Понятие юридической практики.

    Структура юридической практики.

    Виды юридической практики.

    Функции юридической практики.

    Задачи и проблемы юридической практики в области законотворчества.

    Законотворчество в сфере Internet.

    Основные тенденции развития Российской правовой системы на рубеже

    тысячелетий.

    Заключение.

    Список использованной литературы.

    Введение.

    Сгруппировав существующие в правоведении взгляды на понятие юридической практики, можно выделить три их группы. Одни авторы отождествляют практику с юридической деятельностью (И. Я. Дюрягин, В. П. Казимирчук, Ю. И. Гревцов). Вторая группа авторов, стремясь отграничить юридическую практику от юридической деятельности и представить ее в качестве относительно самостоятельного явления, отно­сит к ней лишь определенные итоги, объективирован­ный опыт правовой деятельности (С. С. Алексеев, С. И. Вильнянский и др.). И, наконец, третья пози­ция, которая представляется наиболее предпочтитель­ной, - когда любой вид юридической практики рассматривается в неразрывном единстве правовой деятельности и сформированного на ее основе социаль­но-правового опыта (В. К. Бабаев, В. И. Леушин, В. П. Реутов и др.).

    Ошибочность первых двух точек зрения, на мой взгляд, состоит в том, что в первом случае из практики исключается такой ее важный элемент, как юридический опыт, во втором допускается другая крайность - результаты деятельности, объективирован­ный вовне опыт отрываются, противопоставляются самому процессу деятельности и не учитывается тот факт, что практическое преобразование общественной жизни происходит не только с помощью решений и положений, выражающих итоговую сторону юридиче­ской деятельности, но и непосредственно в ходе этой деятельности, при осуществлении организационно-кон­структивных правовых действий и операций.

    Что же касается третьей точки зрения, то она позволяет точнее определить природу юридической практики и основные элементы ее структуры, правиль­нее отразить диалектику прошлой (ретроспективной), настоящей (актуальной) и предстоящей юридической деятельности, понять значение социально-правового опыта в механизме правового регулирования. Этот опыт как важнейший компонент практики представляет собой коллективную, надиндивидуальную социально-правовую память, обеспечивающую накопление, систе­матизацию, хранение и передачу информации (знаний, умений, оценок, подходов и т.д.), позволяющую фиксировать и в определенной степени воссоздавать весь процесс деятельности или отдельные его фрагмен­ты. Без социально-правового опыта (памяти) невоз­можны эффективное правотворчество и толкование, конкретизация и правоприменение, систематизация и восполнение пробелов в праве.

    На основании такого подхода к определению юридической практики я и попытаюсь рассмотреть в данной курсовой работе ее отдельные аспекты.

    1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

    Если говорить кратко, то юридиче­ская практика - это деятельность компетентных субъектов по изданию (толкованию, применению и т.п.) юридических предписаний, взятая в единстве с накоп­ленным социально-правовым опытом.

    Характеризуя юридическую практику, необходимо иметь в виду следующее.

    Ей как одной из основных разновидностей социально-исторической практики свойственны черты, присущие любой практике. Однако вовлеченная в правовую систему общества, в процесс правового регулирования, социальная практика получает некоторые новые, в частности юридические, качества, позволяю­щие рассматривать ее как относительно самостоятель­ный тип практики.

    При этом действия субъектов и участников юридической практики, использование ими определен­ных средств и методов, способы оформления вынесен­ных решений и закрепление накопленного опыта урегулированы, упорядочены правовыми нормами и иными юридическими предписаниями. Тем самым ограничивается субъективизм и волюнтаризм участни­ков, обеспечивается ее стабильность.

    Юридическая практика образует существенную часть культуры общества. Изучение, например, матери­алов юридической практики Древнего Рима (законов, судебных решений и т.д.) дает представление не только о тех или иных конкретных правовых ситуациях, но и об экономике и политике этой страны в разные периоды ее развития, о социальном и правовом положении населения, государственном и общественном устройстве.

    Без этого вида социальной практики немыслимо возникновение, развитие и функционирование правовой системы общества. Именно она играет существенную интегрирующую роль в указанной системе, связывая в единое целое правовые нормы и индивидуально-конк­ретные предписания, субъективные права и юридиче­ские обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения.

    Она же способствует целенаправленному юриди­ческому изменению общественной жизни. Это достига­ется при помощи издания новых или изменения уже существующих норм права, их толкования и конкрети­зации, использования и применения.

    Большинство практических действий и вынесен­ных в ходе рассматриваемого вида практики решений требует закрепления в строго определенных официаль­ных актах - документах.

    Общественная, коллективная природа юридиче­ской практики проявляется в том, что, во-первых, она обусловлена другими типами социальной практики. Во-вторых, любая юридическая деятельность предпола­гает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами. В-третьих, накапливаемый социально-пра­вовой опыт является совокупным продуктом совмест­ной деятельности.

    В отличие от теоретической (научной) деятель­ности, где вырабатываются гипотезы, идеи, понятия, юридическая практика направлена на объективно-реаль­ное изменение окружающей действительности. Созна­ние, которое опосредует любые практические действия, служит внутренней детерминантой юридической практи­ки. Оно присутствует здесь во внешне выраженном, опредмеченном виде.

    В процессе юридической практики возникают разнообразные материальные, политические, социальные и иные изменения. К ее особенностям следует отнести то, что она всегда порождает и соответствующие юридические последствия.

    Юридическая практика в той или иной степени влияет на все стороны жизни общества, способствуя развитию происходящих в нем процессов либо тормозя их. Это методологически важное положение следует иметь в виду при формировании и реализации любых планов и программ экономического, политического, социального и иного переустройства общества. Так, к примеру, задержка с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также неудовлетворительная реализация уже принятых нормативных актов значи­тельно замедляют и затрудняют переход страны к нормальным рыночным отношениям.

    Анализ отмеченных черт и особенностей юридиче­ской практики показывает, что она занимает относи­тельно самостоятельное место в правовой, системе общества и играет существенную роль в механизме правового регулирования.

    2. СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

    Под структурой юридической практики понимается такое ее строение, расположение основных элементов и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохране­ние объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действи­тельности.

    Юридическая практика - образование полиструктур­ное, включающее, в частности, логическую, пространст­венную, временную, стохастическую и иные структуры.

    Рассмотрение логической структуры позволяет отра­зить взаимосвязи частей и целого, элементов и системы, содержания и формы юридической практики. Последняя, как уже отмечалось, охватывает два основных компонента - юридическую деятельность и социально-правовой опыт. Динамичная сторона практи­ки выражена преимущественно в деятельности, стати­ческая - в правовом опыте. Каждый из этих компонентов также структурирован.

    Структурный анализ предполагает исследование юри­дической практики в диалектическом единстве ее содержания и формы. Содержание позволяет раскрыть систему образующих такую практику внутренних свойств и элементов, форма - показать способы организации, существования и внешнего выражения ее содержания.

    Конституирующими элементами содержания юриди­ческой деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий.

    Объекты практики - это то, на что направлены юридические действия и операции ее субъектов и участников. Ими могут быть материальные и немате­риальные блага, общественные отношения и конкрет­ные действия (бездействия) людей, другие предметы и явления, включенные в соответствующий юридический процесс и служащие удовлетворению общественных и личных потребностей и интересов.

    В качестве носителей, управляющих "центров" практической деятельности выступают ее субъекты и участники. Субъект - основной, ведущий носитель правовых отношений, без которого немыслимо сущест­вование практики (суд, арбитраж и т.п.). От него непосредственно зависит разрешение юридического дела по существу. Участники юридической практики - это отдельные лица (организации), которые так или иначе содействуют субъектам в выполнении правовых опера­ций. В качестве участников следственной практики выступают, например, свидетели и потерпевшие.

    Юридические действия представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие и влекущие определенные правовые последствия акты субъектов и участников (например, подпись документа). Совокуп­ность взаимосвязанных между собой юридических действий, объединенных локальной целью, составляет операцию (например, осмотр места преступления включает самые разнообразные правовые действия).

    В качестве средств выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечива­ются достижение цели и необходимый результат. Они составляют как бы инструментальную часть практиче­ской деятельности и используются для установления и фиксации фактов, анализа юридической "материи", вынесения и оформления решений, организации конт­роля за их исполнением. В некоторых случаях опреде­ленные средства жестко "привязаны" к конкретным видам практики и юридическим операциям. Так, в соответствии со ст. 54 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены опреде­ленными средствами доказывания, не могут подтверж­даться никакими другими средствами доказывания.

    Все средства можно подразделить на общесоциаль­ные (например, нравственные и иные социальные нормы), специально-юридические (договоры, нормы и принципы права) и технические (приборы и инстру­менты). В своей совокупности они составляют юриди­ческую технику (правотворческую, судебную и т.п.).

    Одни и те же средства могут быть использованы по-разному, различными способами. Так, важным средством фиксации материалов осмотра места проис­шествия является фотосъемка, позволяющая запечатле­вать расположение предметов, их специфические черты, состояния, детали. Способы использования фотосъемки зависят от характера происшествия (преступления), места и времени съемки, множества других обстоя­тельств.

    Способ - это конкретный путь достижения наме­ченной цели (результата) с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок деятельности. Способы накладывают отпе­чаток на выбор средств и характер их использования, в известной степени определяют стиль деятельности субъектов и участников.

    Интегрированные в единое целое родственные спо­собы образуют тот или иной метод воздействия. Система способов и методов составляет в своей основе юридическую тактику (праворазъяснительную, следст­венную и т.п.).

    Результат воплощает в себе итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность. Для установления ре­зультативности практической деятельности он соотно­сится с целями (задачами), которые ставятся в конкретной социально-правовой ситуации. В зависимо­сти от степени их совпадения решается вопрос о том, достиг ли субъект (участник) поставленной цели, насколько эффективны были его действия, используе­мые средства, способы и методы.

    Особое место в содержании практики занимает юридический опыт, который может отражать как совокупный итог всей практической деятельности, так и отдельные ее моменты. Он формируется в процессе выделения (отбора, селекции) в юридических действиях и операциях, принятых решениях, результатах деятель­ности наиболее рационального, целесообразного, передо­вого, общего и полезного, имеющего важное значение для правового регулирования общественных отношений и дальнейшего совершенствования юридической практи­ки.

    Составными элементами социально-правового опыта являются правоположения, т.е. такие достаточно устояв­шиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, которые аккумулируют социально ценные и стабильные фрагменты (стороны, аспекты) той или иной практической деятельности 1. Правоположения бывают правотворческими и правоприменительными, регулятивными и охранительными, обя­зательными и рекомендательными.

    Форма юридической практики - это способы организации, существования и внешнего выражения содержания последней.

    Говоря о форме, целесообразно выделить в ней внутреннюю и внешнюю стороны. Внешней формой здесь выступают разнообразные юридические акты-до­кументы (нормативные и индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и пр.), в которых закреп­ляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения. К внутренней форме, т.е. к способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессу­альное оформление практики, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий, процессуальные гарантии, условия и проце­дуру принятия и исполнения решений, порядок их закрепления и опротестования (обжалования) и другие процедурные требования, связывающие в единое целое разнообразные свойства и элементы осуществляемой специфической деятельности.

    Структура юридической практики - это не только состав определенных элементов содержания и формы. Взаимообусловленность развития всех компонентов практики обеспечивается генетическими и функцио­нальными, внутренними и внешними, прямыми и обратными, правовыми и неправовыми связями и отношениями, с помощью которых совершается пере­нос энергии, информации, свойств и т.д. осуществля­ются взаимный обмен результатами деятельности, контроль, помощь в реализации разнообразных полно­мочий и функций. В этом легко убедиться, если рассмотреть взаимодействие органов следствия, проку­ратуры, суда.

    Главное место среди этих связей и отношений, занимают правовые отношения, которые в силу своей нормативной заданности, персонифицированности, га­рантированности в каждой социально-правовой ситуации определяют индивидуализированные правомочия и обязанности, конкретную направленность юридических действий субъектов и участников практики.

    3. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

    Для правовой системы общества характерно одно­временное функционирование разнообразных типов, видов и подвидов практики. В зависимости от характера, способов преобразования общественных от­ношений различают правотворческую, правоприменительную (правореализационную), распорядительную, интерпретационную и другие ее типы. В процессе правотворческой практики формируются нормативно-правовые способы (нормы, принципы и т.п.) воздейст­вия на общественную жизнь. Правоприменителъная практика представляет собой единство властной дея­тельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности правового опыта. Распорядительная практика складывается из распорядительной деятельности управомоченных на то субъектов и накопленного в процессе этой деятельности юридического опыта. Суть интерпретационной практики сводится к формулированию правовых разъяснений и правоположений.

    В функциональном аспекте можно выделять право-конкретизирующую, контрольную, правосистематизирующую и иные типы практики. Особенность этих типов заключается в том, что изменения общественных отношений возможны здесь с помощью правотворче-ских, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов.

    Любой тип юридической практики можно подразделить далее на определенные виды и подвиды. Так, в правоприменительной практике (тип) различают оперативно-исполнительную и юрисдикционную (виды), а последняя в свою очередь подразделяется на превентивную, карательную и др. (подвиды).

    По субъектам юридическая практика разграничива­ется, как правило, на законодательную, судебную, следственную, нотариальную и т.п. По этому же критерию возможна и более детальная классификация. Так, к судебной относится практика Верховного Суда Российской Федерации, областных, городских, районных судов. А, приняв за основание классификации объекты практики и категории разрешаемых юридических дел, можно говорить о судебной практике, например, по гражданским и уголовным делам.

    Каждый из типов, видов и подвидов юридической практики специфичен по своей природе, элементам содержания и формы, функциям и другим важным аспектам. Все это важно учитывать как в научном и учебном познании, так и в конкретной практической деятельности.

    4. ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

    Функции юридической практики - это относительно обособленные направления гомогенного (однородного) ее воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются и конкретизируются ее природа, творчески-преобразующая роль и социаль­но-правовое назначение в жизни общества.

    Функции - это всегда целенаправленное влияние юридической практики на общественную жизнь. Поэто­му они непосредственно связаны с задачами (целями) практики.

    В функциях выражаются сущность юридической практики, особенности ее сторон и свойств. Вместе с тем, изменение функций влияет на структуру практики, элементы ее содержания и формы. Именно в функциях особенно четко проявляются организационно-конструктивный и динамичный характер юридической практики, ее способность связывать воедино разнооб­разные элементы правовой системы общества, форми­ровать нормативную базу этой системы, объяснять и конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их реализацию. Следует особо подчеркнуть: о функци­онировании любых правовых явлений можно говорить лишь в том случае, если иметь в виду, что за ними стоят действующие субъекты и участники практики.

    Правоведами выделяются различные функции юри­дической практики. С. С. Алексеев, например, считает, что таких функций три: правонаправляющая (ориенти­рующая), правоконкретизирующая и сигнально-информационная 2. В. И. Леушин рассматривает функции формирования права, совершенствования правоприменительной деятельности, воспитательную и правоконкретизирующую 3. Особенно большое внимание в литературе уделяется правотворческой функции судебной и иных разновидностей практики.

    Анализ отмеченных и других выделяемых в литера­туре функций показывает, что принятые подходы не всегда достаточно полно и всесторонне раскрывают творчески-преобразующий характер юридической прак­тики, не охватывают многие ее созидательные аспекты и направления, опуская важные критерии классифика­ции. Не обращается внимания, скажем, на тот факт, что практически в каждой подвергнутой рассмотрению функции целесообразно выделить ряд подфункций, обозначающих (в отличие от функций, отражающих наиболее общее, ведущее направление, в котором, прежде всего, выражаются сущность, природа и роль практики в правовой системе общества) некоторые особые, специфические стороны влияния юридической практики на социальную действительность. Например, в правотворческой функции практики вычленить правообразующую, правоизменяющую и правопрекращающую ее подфункции.

    Одним из существенных критериев классификации рассматриваемых функций является сфера обществен­ной жизни, которая подвергается практическому воздействию. По этому основанию можно выделить экономическую, политическую, социальную, воспитатель­ную, экологическую, демографическую и другие функ­ции. Общесоциальные функции предметно раскрывают управленческую природу юридической практики в обществе.

    Наиболее ярко сущность и правовое назначение практики проявляются в ее специфических функциях, где за основу классификации приняты способы действий, характер деятельности и осуществляемых юридических преобразований либо полученный результат. К такого рода функциям в первую очередь относятся те, которые определяют конкретный тип (вид, подвид) практики - правотворческой, правоприменительной, праворазъяснительной и др. Это, однако, не означает, что та или иная из обозначенных функций присуща только одноименной разновидности практики: она характерна и для всех других разновидностей. Правоприменительная практика, например, сигнализирует правотворческим органам о неполноте законодательства, его противоречиях и неэффективности, становясь таким образом необходимой основой для создания норм права и даже нормативных актов.

    По способам воздействия на реальную действитель­ность можно выделять регистрационно-удостоверительную (закрепительную), регулятивно-ориентационную и правоохранительную функции практики. Регистрационно-удостоверителъная функция предполагает юридическое закрепление существующих и вновь появляющихся общественных отношений, конкретных социальных си­туаций, удостоверение прав и законных интересов, договоров и сделок, имеющих правовое значение, официальное регистрирование и свидетельствование фактов общественной жизни, официальное оформление и закрепление сложившегося правового опыта (так, ежегодно только нотариат удостоверяет по нескольку десятков миллионов сделок, обязательств и документов). Регулятивно-ориентационная функция выражается в осуществлении централизованного и автономного, нор­мативного и индивидуального упорядочения обществен­ных отношений.

    Содержание правоохранительной функции практики нагляднее всего можно раскрыть через ее подфункции: правообеспечительную, превентивную, правовосстановительную, компенсационную, карательную. Правообеспечительная подфункция - одно из важных, но не единственных направлений правоохраны. Поэтому их отождествление, допускаемое порой в литературе, не совсем верно. В данном случае с помощью конкретного типа (вида, подвида) юридической практики создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы, обеспечивающие нормальное функциониро­вание общественных отношений, достижение поставлен­ных целей, осуществление требований правовых предписаний. Эта подфункция обычно связана с обязывающими и запрещающими методами воздейст­вия на общественную жизнь.

    Юридическая практика - важный канал общесоци­ального, специально-криминологического и индивидуально­го предупреждения правонарушений, осуществляемого с помощью правотворческих, правоприменительных, праворазъяснительных, контрольных, распорядительных и других юридических средств и мер.

    Правовосстановителъная подфункция связана с разра­боткой и закреплением в законодательном или ином порядке мер правовой защиты, отменой неправомерных действий, решений и актов-документов, фактическим и юридическим восстановлением правопорядка, правоотно­шений, прав и законных интересов граждан и организаций.

    Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все разновидности юридической практики должны быть нацелены на возмещение любого мате­риального, имущественного или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным ли­цам, социальным группам, организациям или обществу и государству в целом.

    Суть карательной подфункции юридической практи­ки проявляется в формулировании и закреплении санкций правовых норм, в разъяснении, конкретизации, в применении к правонарушителям таких мер юриди­ческого воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного, организационного и иного характера.

    По времени действия функции юридической прак­тики можно подразделить на постоянные и временные. Определенное значение имеет и классификация ее функций на основные, главные и неосновные. Такое разграничение необходимо и важно, во-первых, для выделения соответствующих подфункций. Во-вторых, в определенные периоды развития общества акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших сторонах юридической практики (например, на эколо­гической функции). В-третьих, в силу специфической природы конкретного типа (вида, подвида) практики одни направления воздействия на общественную жизнь (например, для правоприменения - правообеспечительное и индивидуально-регулятивное) выступают в каче­стве главных, а другие (влияние на правотворчество правоприменительной практики) являются производны­ми, сопутствующими.

    Таким образом, если каждая функция (подфункция) показывает отдельное направление, сторону, аспект социально-преобразующей природы юридической прак­тики, то взятые вместе они дают более или менее цельное представление о месте и роли этой практики в правовой системе общества.

    5. Задачи и проблемы юридической

    практики в области законотворчества.

    5.1. Понятие законотворчества.

    В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

    Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.

    Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков

    овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.

    Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актов) зависит прежде всего от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.

    Правовая культура законодателя тысячами нитей связана с общей культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение творящих законы, на их ценностные правовые установки непосредственно (или опосредствованно) определяют характер законодательства, отвечающего историческому и национальному духу народа, его чаяниям, потребностям и интересам. Вместе с тем правовая культура законодателя обратно воздействует на общую культуру, защищает и создает условия ее свободного развития путем выработки прогрессивных законов, установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в жизнь требований законности и установления режима правопорядка.

    В культуре законотворчества аккумулируются: разносторонние знания действительности, ее истории и перспектив развития; специальные знания о праве, законе и законодательной технике, умелое их использование в практической деятельности по созданию законов и их реализации. Овладение этими знаниями и их использование в процессе законотворчества позволяют создавать научно обоснованные и технически совершенные законодательные акты, в полной мере отвечающие назревшим и назревающим потребностям общественного прогресса. Законодатель, следовательно, должен обладать всесторонними и глубокими знаниями, постоянно пополнять их в повседневном общении с народом, обогащаться его мудростью. И для того, чтобы переложить все эти знания, народную мудрость и свой собственный жизненный опыт на язык закона, ему следует овладеть мастерством законотворчества, профессионально использовать приемы законодательной техники.

    Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового опосредствования соответствующих общественных отношений. Многогранность и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью:

    Исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений;

    Выявления и тщательного учета при формировании законов многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;

    Использования в процессе создания закона соответствующих достижений науки, техники и культуры;

    Проведения сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;

    Постановки в целесообразных и возможных случаях специальных экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения,

    Определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом и, прежде всего, с Конституцией;

    Совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и т.д.

    Столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть успешно осуществлены без творческого подхода и решения их законодателем.

    Законотворчество характеризуется органическим единством трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые в своих диалектических взаимопереходах составляют относительно законченный цикл законотворчества, вслед за которым по восходящей линии следуют в той же последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы.

    Именно поэтому предпосылкой создания закона является познание тех сложных условий, факторов и обстоятельств, тех развивающихся общественных отношений, правовое регулирование которых диктуется нуждами социального прогресса.

    Однако ограничение законотворчества рамками «чистого» познания, не переходящего в «деятельную сущность», таит в себе опасность ограничения его пассивной умозрительностью. За познанием следует деятельность. Этот переход не является прямолинейным и одноразовым. Он представляет собой трудоемкое многоступенчатое развертывание и конкретизацию знания в творчестве необходимых обществу законов. Лишь после того, как осознаны потребности и цели правового регулирования тех или иных отношений, законодатель принимает решение о переходе от познания к деятельности. Наступает период создания самого закона, разделенный, в свою очередь, на ряд стадий, регулируемых обычно законом и регламентом, установленными процедурами.

    Если познание в законотворчестве является процессом преобразования объективной действительности в факт законодательного сознания и принятия соответствующего решения, то реализация этого решения в действительность по созданию закона представляет собой обратный процесс превращения законодательного сознания в объективно существующий закон. Тем самым, итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в практическом регулировании соответствующих общественных отношений.

    Изучение действия закона позволяет определить его эффективность, целесообразность, научную обоснованность и т. д. что в свою очередь, воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс, позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом.

    5.2. Стадии и структура правотворческого процесса.

    Право, как любое социальное явление, имеет свою функцию. Рожденное общественными отношениями, т.е. определенными социальными связями, которые по своей природе хаотичны, право естественно выступает определенным фактором стабильности. Отсюда с очевидностью вытекает тот факт, что для нормального функционирования общества необходим регулятор, который поддерживал бы определенный порядок в разрозненных общественных отношениях и обеспечивал их взаимосвязь и взаимодействие. Таким регулятором, на наш взгляд, является право. Выполняя функцию стабилизации общественных отношений, оно в то же время выступает связующим звеном между государством и обществом, позволяя им взаимодействовать друг с другом.

    Обращаясь к проблеме социальной обусловленности правовых явлений, ученые вводят в оборот науки понятие "факторный анализ". При этом отмечается, что социальная эффективность реализации права зависит от полноты и точности выявления, изменения и учета факторов, отражающих потребности в правовой регламентации. Это указывает на важную взаимосвязь, на общественную обусловленность правовых норм, первичность экономических и иных общественных отношений по сравнению с правовыми нормами.

    Имре считает, "что общество в определенный момент своего развития с неизбежностью приходит к необходимости посредством общего правила внести порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения. Здесь, возникает вопрос, все ли отношения могут быть урегулированы государством через право? Правовая деятельность государства в этой связи может быть названа трансформирующей деятельностью: экономические и иные общественные отношения она преобразует в правовые отношения, которые затем фиксируются в правовых нормах". 4

    Сфера возможного /потенциально/ регулирования;

    Сфера необходимого регулирования;

    Сфера законодательного регулирования;

    Сфера правореализующего регулирования.

    Границы государственного воздействия могут быть рассмотрены с двух сторон: его возможности и его необходимости. Верхний предел правового регулирования общественных отношений является пределом возможного. Отношения, находящиеся за ним, находятся вне досягаемости государственной власти, и регулируются иными, не правовыми нормами /природные факторы, закономерности общественного развития, уровень экономики и т.д./.

    Нижняя граница /необходимость вмешательства/ определяется важностью для государства тех или иных общественных отношений. Этот предел является наиболее шатким. Существует множество общественных отношений, эффективность которых поддерживается путем саморегуляции, посредством взаимодействия норм морали, обычаев и других не правовых регуляторов. Следует иметь в виду, что нарушение государством границ, пределов правового регулирования приводит, в конечном счете, к нарушению эквивалентного характера отношений, равенства их участников.

    Говоря о правотворческой деятельности государства, следует обратить внимание на то, что она является частью процесса правообразования. Характеризуя этот процесс, следует отметить, что есть, прежде всего, перевод объективных законов общественного развития на язык решений, облеченный в соответствующую юридическую форму. «Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, пишет В.Н.Кудрявцев, - что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения». 5

    Закономерно было бы рассматривать правотворчество как часть процесса правообразования. Правотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный процесс - это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы. Говоря о право творчестве как о явлении социальном и юридическом, нельзя его ограничить лишь изданием нормативных актов. Оно охватывает более

    Юридическая практика

    Юридическая практика - это деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т. д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

    Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»:

  • это юридическая деятельность;
  • это социально-правовой опыт;
  • это юридическая деятельность вместе с социально-правовым опытом.
  • Последняя точка зрения разделяется большинством ученых- юристов.

    Признаки юридической практики:

  • она строится на основе норм права;
  • представляет собой составную часть правовой культуры общества;
  • интегрирует в правовую систему;
  • порождает соответствующие юридические последствия.
  • Структура юридической практики:

  • юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;
  • социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т. е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.
  • Классификация и виды юридической практики

    Виды юридической практики в зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений:

  • правотворческая;
  • правоприменительная;
  • интерпретационная;
  • Виды юридической практики в зависимости от субъектов:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная;
  • следственная;
  • нотариальная и т. п.;
  • Виды юридической практики в зависимости от функциональной роли:

  • регулятивная;
  • охранительная.
  • Функции юридической практики

    Социальная ценность и назначение юридической практики наглядно проявляются в выполняемых ею функциях. Функции юридической практики - это основанные на обобщенном юридическом опыте главные направления по совершенствованию юридической деятельности.

    Они являются своеобразным переходным звеном, соединяющим интересы общества с содержанием действующей правовой системы. Функции можно классифицировать на две относительно самостоятельные группы: общесоциальные и специально-юридические.

    К общесоциальным относятся:

  • гносеологическая - обеспечивающая познание окружающей действительности, а также истинную ценность и эффективность юридических средств, оказывающих регулятивное воздействие на нес;
  • сигнально-информационная - оповещающая общество о достоинствах и недостатках существующего порядка правового регулирования;
  • ориентирующая - указывающая на подлинные социальные ценности, нуждающиеся в защите и стимулирующем развитии, а также на те негативные проявления, которые необходимо ограничить или запретить вовсе под страхом наказания.
  • К специально-юридическим относятся:

  • прогностическая - определяющая стратегию в развитии действующего законодательства и совершенствовании юридической деятельности;
  • функция обновления и корректировки права - обеспечивающая тактическое изменение действующего законодательства в соответствии с потребностями общественной жизни и исправления допущенных ошибок, так как в случае обнаружения недостатков в действующем законодательстве правоприменительный опыт либо сигнализирует о необходимости правотворческого вмешательства, либо, при необходимости оперативного или регионального решения проблемы, сам формирует компенсирующие (корректирующие) механизмы (прецедент, правоио- ложение, деловое обыкновение и т. д.);


  •  

    Возможно, будет полезно почитать: