Статья 201 ук. Злоупотребление полномочиями ст.201 УК РФ

СТ 201 УК РФ .

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или
иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях
извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если
это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или
организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами
на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет,
либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев,
либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными
работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок
до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет.
Примечания. 1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной
организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом,
органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях
настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее
функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального
исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию
выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в
этих организациях.

Комментарий к Ст. 201 Уголовного кодекса

1. Использование полномочий вопреки законным интересам организации как деяние, составляющее объективную сторону, предполагает как совершение действий, так и бездействие, когда лицом не осуществляются необходимые действия управленческого характера при наличии обязанности и возможности их совершения.

Уголовно наказуемым является как совершение действий в пределах формально предоставленных лицу правомочий, однако вопреки законным интересам организации, так и превышение полномочий, т.е. совершение действий, выходящих за пределы формально предоставленных лицу правомочий.

2. Преступление признается оконченным с момента причинения существенного вреда. Данное понятие является оценочным и выражается в причинении имущественного и иного экономического ущерба.

3. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом и альтернативно предусмотренной целью совершения преступления: а) цель извлечения выгод и преимуществ для себя (т.е. для виновного) или других лиц либо б) цель нанесения вреда другим лицам.

4. Субъект специальный: лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание 1 к статье). Содержание юридически значимых признаков данного субъекта раскрывается в п. 4, 5, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий".

Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности должны выполняться лицом постоянно, временно либо по специальному полномочию. Постоянное выполнение соответствующих обязанностей предполагает их выполнение в течение неопределенного периода времени либо периода времени, ограниченного законом или подзаконным актом; временное - выполнение их на непродолжительный, определенный подзаконным актом или договором срок (например, замещение временно отсутствующего руководителя организации). Выполнение обязанностей по специальному полномочию означает выполнение определенных действий, образующих указанные обязанности, на основании закона, подзаконного акта, судебного решения или договора. К лицам, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности по специальному полномочию, относятся, в частности, арбитражные управляющие и руководители временной администрации при проведении процедур банкротства и иных процедур, связанных с последним; поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых (не более 50%) закреплена (находится) в федеральной собственности.

5. Понятие тяжких последствий в ч. 2 является оценочным и выражается в причинении имущественного и экономического вреда, выходящего за рамки существенного.

Глава 23 Уголовного Кодекса Российской Федерации включает в себя ряд статей, устанавливающих уголовное наказание за действия лиц, находящихся на руководящих должностях в коммерческих и других учреждениях. Сегодня нашим вниманием будет затронута статья 201 УК РФ, относящаяся к двадцать третьей главе. Её нормы направлены на привлечение к ответу лиц, использовавших полномочия, которыми они наделены благодаря своей руководящей позиции в компании, вразрез с её интересами.

Кто попадает под действие статьи 201 Уголовного Кодекса?

Преступные деяния, направленные против интересов организаций, осуществляющих коммерческую и иную деятельность, классифицируются в учётах статистики органов правозащиты как «коррупционные». Раскрытие подобных дел имеет большое значение в рамках развития экономико-правового государства.

Как известно, по уставу любого субъекта хозяйствования по отношению к каждой должности должна быть составлена специальная инструкция, утверждённая непосредственным руководителем предприятия. Этот документ регламентирует обязанности, которые по долгу службы должен выполнять каждый работник. Должностная инструкция устанавливает рамки компетенции лиц, которые замещают ту или другую должность, а также определяет их служебные полномочия.

Несмотря на то, что сотрудников при приёме на работу знакомят с этим документом, и они ставят свою подпись, обязуясь тем самым соблюдать установленные уставом правила, во многих учреждениях находятся недобросовестные граждане, которые используют возможности, появившиеся у них в ходе работы, для получения собственной выгоды. Подобного рода действия могут нанести значительный ущерб хозяйствующему субъекту.

Закон в сложившейся ситуации защищает предпринимателей, ответственность для виновных лиц установлена в 23 главе, в частности Злоупотребление полномочиями ст. 201 УК РФ.

Криминальная ответственность возникает только у людей, занимающих руководящие посты в организациях, которые не принадлежат:

Первостепенный объект преступления – это стабильная деятельность административного аппарата коммерческих и иных предприятий, при этом второстепенными объектами считаются интересы страны и социума, законные права обывателей.

Ответственными могут быть:

  1. Один человек или группа лиц, входящих в состав совета директоров, правления или другого коллегиального исполнительного органа.
  2. Единоличный исполнительный орган, коим может считаться директор, гендиректор или же президент.

Также это касается граждан, в обязанность которых входит выполнение административно-хозяйственных функций, а также лиц, занятых в реализации организационно-распорядительной работы.

Статья 201 УК РФ о Злоупотреблении должностными полномочиями – это законодательная норма, которая устанавливает меру пресечения для граждан, занимающих ключевые посты в коммерческих и иных компаниях, если они совершили преступление на службе.

Таким правонарушением считается использование должностными лицами полномочий, положенных по уставу, вразрез с законными интересами компании, в которой граждане трудятся, если целью этих действий было получение собственной пользы или нажива третьих лиц, а также, когда имело место намеренное причинение вреда другим лицам. Подобные деяния могут классифицироваться как преступные при том условии, если в результате они смогли повлечь за собой нанесение ощутимого вреда правам и охраняемым законом интересам общества, организации, страны или отдельных граждан.

Двести первая статья УК России включает в себя два состава. Первый пункт подразумевает, что вред и убыток, что были понесены пострадавшими гражданами или организациями от действий (или же, наоборот, от бездействия) уполномоченного лица ощутимы, но не слишком велики.

В этом случае мерой пресечения для виновных может служить одно из следующих наказаний:

  • штрафные санкции, максимальная сумма взыскания – двести тысяч рублей, или же она может составлять зарплату виновного сотрудника или другие его доходы за полуторагодовалый период;
  • наказание в виде обязательных работ, срок может достигать 480 часов;
  • могут быть назначены исполнительные работы длительностью до 2 лет;
  • также виновнику могут присудить выполнять принудительные работы в течение 4 лет;
  • по решению суда преступнику может грозить арест сроком до полугода или же лишение свободы на четырёхлетний период.

Какая именно мера наказания будет выбрана, решает судья.

Второй, он же последний, пункт предполагает, что совершённое должностное преступление имело более серьёзные последствия для пострадавших. В зависимости от исковых требований и масштабов материальных или иных убытков, выносится приговор и избирается наказание, которое будет применено к осуждённому лицу.

Так, суд может постановить в отношении ответчика следующее:

  1. Выплатить штраф, сумма которого может достигать одного миллиона российских рублей, или же представлять собой сумму, равную заработной плате виновного управленца за пятилетний промежуток времени.
  2. Обязать к выполнению принудительных работ в течение 5 лет, при этом допускается лишить права вести определённую деятельность и работать на определённых должностях в трёхлетний период с момента вступления приговора в силу.
  3. Избрать меру пресечения в виде лишения свободы осуждённого лица на срок до 10 лет, при этом также возможен запрет ведения указанной деятельности или же лишение возможности занимать определённые посты в течение 3 лет.

Собираясь написать заявление по 201 статье, следует знать, что злоупотреблять служебными полномочиями – совсем не одно и то же, что совершать хищение. Мошенничество, а также Присвоение и растраты относятся совершенно к другим статьям уголовного права.

Комментарий к ст. 201 УК РФ вносит разъяснение по вопросам, касающимся её содержания.

Это могут быть:

  • госпредприятия;
  • хозяйственные товарищества;
  • кооперативы.

Исходя из этого, под действие двести первой статьи свода уголовно-правовых законов попадают и компании, владельцем которых выступает государство. То, что такие компании представляют особую форму предпринимательской деятельности, должно быть указано в уставе и иных основополагающих документах учреждения.

С 2013 года в силу вступили поправки к рассматриваемой статье, а именно, утратили силу второе и третье примечания.

Согласно Примечанию №2, уголовное дело возбуждалось только по заявлению пострадавшей организации или же с её согласия, если собственником такого предприятия не являлось государство или муниципалитет.

После внесения поправок стало возможно начало расследования без согласия собственников или же директорского состава компании.

Такие изменения предполагают, что уголовное дело может быть возбуждено по инициативе самих правоохранительных органов, или же по наитию конкурирующих предприятий.

Злоупотребление полномочиями может выражаться не только в каких-либо активных действиях виноватого лица, но и в абсолютном бездействии в момент, когда следует принять важное решение или отдать распоряжение о выполнении каких-то значимых для компании действий.

К злоумышленному бездействию можно отнести:

  1. Отказ от пролонгации важных договоров.
  2. Отказ от обращения с исковым заявлением о возмещении убытков.
  3. Неприменение взысканий к нарушителям рабочего порядка и т.д.

Порой бездействие может нанести весьма ощутимый удар по стабильному функционированию компании.

К умышленно противозаконным действиям относятся следующие поступки:

  • подписание договоров с фирмами-однодневками;
  • увольнение специалистов должной квалификации или перевод в другой филиал по собственной инициативе без оснований;
  • нерациональное использование активов предприятия;
  • заключение сделок, которые заведомо считаются убыточными;
  • продажа товаров по цене, которая ниже рыночной в убыток компании;
  • оформление на имя организации кредитных займов на невыгодных условиях и т.д.

Все эти действия могут быть произведены при наличии у недобросовестного сотрудника возможностей их совершить. То есть по должности в его распоряжении множество технических, материальных и трудовых ресурсов, за счёт которых он может принимать и реализовывать решения.

Произвол может производиться как в рамках установленных полномочий, так и вне рамок их закона. Так как отдельной статьи для определения наказания за превышение полномочий против служебных интересов в коммерческих компаниях нет, то такие деяния попадают под классификацию Злоупотребление полномочиями, и наказываются в соответствии с одноимённой статьёй УК.

Состав двести первой статьи признан составом материальным и считается оконченным после нанесения вреда правам и интересам государства и общества, в том числе самой организации и конкретным гражданам.

При вынесении решения по уголовному делу следует отталкиваться от того, насколько ощутимый и серьёзный вред был нанесён пострадавшей стороне. Однако это понятие можно считать оценочным и в каждой отдельной ситуации следует принимать решение о том, в чём заключается серьёзность полученного ущерба, при этом должны быть обнаружены доказательства связи между действиями уполномоченного работника и понесёнными убытками.

Во время определения значительности ущерба следует учесть, что под понятием «вред» рассматривается не только материальная часть вопроса.

К этому определению можно также отнести:

  1. Нарушение прав и свобод, утверждённых Конституцией, в отношении граждан.
  2. Нанесение оскорбления чести или подрыва устоявшейся репутации компании.
  3. Создание помех стабильному функционированию предприятия и т.д.

Во время принятии решения по делу после рассмотрения всей доказательной базы следует учитывать объём негативных последствий для организации от действий преступника, характер и суммы убытков, тяжесть материального, физического или же морального вреда, который был причинён.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда от 30 марта 1990 г., решая вопрос о получении существенных имущественных потерь, стоит учесть, что законодательством рассматривается как вред, полученный компанией, в которой трудится злоумышленник, так и вред, нанесённый его действиями иным субъектам хозяйствования. Если ущерб получила другая организация, однако при этом законные интересы предприятия, где в управленческом аппарате работает виновное лицо, не нарушены, то состав преступления по статье 201 признаётся отсутствующим.

Для того чтобы произвести расследование по делу, которое будет передано в суд, необходимо собрать достаточную законодательную базу. Для этого проводится целый комплекс следственных мероприятий.

Немаловажным действием в ходе следствия является допрос.

В первую очередь необходимо выяснить правовой статус пострадавшей компании, в которой работает подозреваемый человек. Также нужно ознакомиться с уставными, внутренне-распорядительными, ведомственными и иными документами, которые регламентируют всю деятельность этого учреждения. После чего установить соответствие фактической деятельности или же наоборот несоответствие всем вышеуказанным документам и законодательным нормам.

Также в ходе допроса и изучения документации устанавливается финансовое положение компании:

Если выявлено несоответствие фактически выполняемых функций и функций, заявленных в документах, проводится проверка и выясняются причины нарушений.

Также следует допросить подозреваемого, выяснив у него:

  1. Занимаемую должность.
  2. Срок работы на предприятии.
  3. В чём заключаются его управленческие обязанности.
  4. Ознакомлен ли он с должностной инструкцией.
  5. Осуществлялось ли выполнение каких-либо (с уточнением) действий управленческого характера по распоряжению начальства, сделанном в устной форме (с уточнением).
  6. Выполнялись ли какие-либо действия по принуждению, и какие именно.

Также в ходе допроса следует использовать документы, имеющие отношение к совершённому правонарушению, – соглашения, акты экспертизы и т.д.

Дабы свидетели или потерпевшие в дальнейшем не могли уклониться от ранее сказанного, в процессе их допроса желательно фиксировать всё сказанное на аудио или видеоплёнку. После снятия свидетельских показаний проводятся очные ставки между различными свидетелями, потерпевшими лицами и возможным виновником правонарушения, результаты такого рода следственных действий принимаются судом как непосредственное доказательство.

Следующие меры, которые необходимо принять следователям, – это изъятие всей имеющей для дела значение документации:

Также производится выемка всех черновых документов, записных книжек, еженедельников и другой базы, в которой могут содержаться важные сведения.

Немаловажной процедурой является обыск. Он должен проводиться на месте, где работал замешанный в преступлении управленец, а также должна быть обыскана жилплощадь этого человека.

Также при расследовании следует опираться на результаты ревизионных проверок и всевозможных экспертиз финансово-экономической деятельности предприятий.

После проведения всех необходимых действий дело направляется на рассмотрение в суд, где по нему будет вынесен оправдательный или же обвинительный приговор.

Наш телефон +7-905-5555-200

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Примечания. 1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

2 - 3. Утратили силу. - Федеральный закон от 02.11.2013 N 302-ФЗ.

Комментарий к статье 201 УК РФ

1. Данный состав преступления предусматривает уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации предусмотрена в ст. 285 настоящего Кодекса).

2. Коммерческими являются организации (юридические лица), преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли основной целью и не распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а некоммерческие организации - в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов и в других формах, предусмотренных законом. И коммерческие, и некоммерческие организации могут создавать объединения - ассоциации или союзы (ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

3. Принципиальной особенностью привлечения к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями в соответствии со ст. 201 настоящего Кодекса является отказ от принципа публичности уголовного преследования в отношении лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием. Это имеет место в случае, если деяние, предусмотренное настоящей статьей или иными статьями настоящей главы, причинило вред исключительно этой коммерческой организации и не нанесло вреда интересам других организаций, интересам граждан, общества или государства. Отказ от принципа публичности уголовного преследования выражается в том, что в указанном случае уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

4. Вред, причиненный злоупотреблением полномочиями, считается существенным, если совершение этого преступления ухудшило экономическое положение потерпевших (граждан, юридических лиц), затруднило реализацию их законных прав или создало препятствия для осуществления государственными органами или общественными организациями социальных, экономических или иных функций.

5. Тяжкими могут быть признаны такие последствия злоупотребления полномочиями, которые привели к экономическому разорению потерпевших или к такому воспрепятствованию осуществлению государственными органами или общественными организациями существенных социальных, экономических или иных функций, которое создало угрозу финансовой стабильности, общественной или государственной безопасности.

6. Субъектом данного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

7. Преступление совершается умышленно с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

Злоупотребление полномочиями – использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса РФ).

Основным этого преступления является нормальная деятельность коммерческих или иных организаций, их управленческого аппарата. Дополнительным объектом служат права и законные интересы граждан, интересы общества или государства.

Понятие коммерческих и некоммерческих организаций дано в ст. 50 Гражданского кодекса РФ.

Злоупотребления полномочиями включает в себя действие или , общественно опасные последствия в виде существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а также причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.

Злоупотреблением полномочиями могут быть признаны такие действия лица, выполняющего управленческие функции, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Использование полномочий может выражаться как в действии, так и в бездействии — принятии (непринятии) решения и соответствующей его реализации в рамках правовых, а также фактических возможностей.

Использование полномочий в форме действия заключается в выполнении, осуществлении лицом, выполняющим управленческие функции, в пределах своей компетенции действий, предписанных законами, уставными документами организации, инструкциями, функциональными обязанностями, приказами, распоряжениями и иными документами. Такими действиями могут быть, например, издание приказов, подписание , распоряжение материальными ценностями и т.д. Чаще всего злоупотребление полномочиями в форме действия состоит в заключении убыточных сделок, нерациональном распоряжении имуществом, неправомерным расходованием средств организации, получении кредитов на невыгодных условиях и т.п.

Использование полномочий в форме бездействия состоит в неисполнении необходимых действий в интересах организации. Использование служебных полномочий в форме бездействия может заключаться в отказе от предъявления исков о возмещении ущерба, непринятии мер к нарушителям дисциплины, в незаключении или непролонгации необходимых договоров и т.д.

Состав злоупотребления полномочиями относится к числу материальных составов и будет являться оконченным с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Существенный вред может быть причинен как собственной, так и сторонней организации. В последнем случае, как правило, совершается деяние, которое выходит за пределы прав коммерческой или иной организации. Коммерческая или иная организация в рамках законной деятельности на рынке вправе причинять ущерб другим его участникам, например, вследствие добросовестной конкуренции ограничивая объем их продаж, вынуждая снижать цены, вкладывать средства в повышение качества товаров.

Существенный вред является оценочным понятием и выражается как в причинении имущественного ущерба (прямые убытки или упущенная выгода), так и в наступлении иных отрицательных последствий, например в виде морального вреда.

Злоупотребления полномочиями характеризуется умышленной формой вины, и может быть совершено как с прямым, так и с косвенным : лицо осознает, что использует полномочия вопреки интересам организации, в которой выполняет управленческие функции, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного вреда, желает или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

Обязательным признаком субъективной стороны состава злоупотребления полномочиями является цель извлечения выгод, преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

Злоупотребления полномочиями специальный — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, вменяемое и достигшее возраста шестнадцати лет.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 201 УК РФ выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях главы 23, а также в ст. 199.2 и 304 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Часть 2 ст. 201 УК РФ содержит квалифицирующий признак — тяжкие последствия. Тяжесть последствий носит оценочный характер и устанавливается правоприменителем с учетом всех конкретных обстоятельств дела. В частности, тяжкими могут быть признаны такие последствия злоупотребления полномочиями, как банкротство организации, создание аварийных ситуаций, возникновение острых социальных и трудовых конфликтов.

Если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

Если деяние причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Злоупотребление полномочиями: Видео

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

2 - 3. Утратили силу.

Комментарий к статье 201 Уголовного Кодекса РФ

1. Это преступление посягает на нормальную деятельность и интересы службы в коммерческих и иных организациях, а также на права и законные интересы граждан или организаций, общества или государства.

2. Коммерческими организациями согласно гражданскому законодательству (), признаются организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Помимо хозяйственных товариществ и обществ к коммерческим организациям относятся производственные кооперативы, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.

3. Иные организации - это некоммерческие организации, не имеющие основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие ее между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, религиозных и общественных объединений (политические партии, профессиональные союзы и т.д.), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законами.

4. Общественно опасное посягательство совершается путем как действия (совершаемого в пределах своих полномочий), так и бездействия (когда не совершаются необходимые действия управленческого характера, выполнить которые лицо было обязано по своему служебному положению), выражающихся в использовании виновным управленческих полномочий вопреки законным интересам организации.

5. Полномочия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут быть определены законом или иным нормативным актом и не противоречащими им уставом организации, договором (контрактом), приказом, распоряжением.

6. Положение об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать широко - как совершение деяния вопреки определенным в законе и в учредительных документах задачам деятельности организации.

7. Анализируемое преступление считается оконченным с момента наступления существенного вреда в результате злоупотребления полномочиями, который по своему содержанию может быть как имущественным (материальным), так и любым другим (моральным, физическим, организационным).

8. Ответственность может быть возложена только на лицо, достигшее 16 лет и осуществляющее управленческие функции (постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности), возложенные на него в установленном порядке, в коммерческой (независимо от форм собственности) либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

9. К организационно-распорядительным следует относить функции по управлению трудовым коллективом (руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины и т.д.), а к административно-хозяйственным - полномочия по управлению и распоряжению имуществом (принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.п.) (см. п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").

Управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации могут осуществляться единоличным исполнительным органом (например, директором), советом директоров или иным коллегиальным исполнительным органом (например, правлением или дирекцией). Как правило, подобные лица наделены и организационно-распорядительными, и административно-хозяйственными полномочиями.

10. Постоянным выполнением функций считается их осуществление бессрочно, т.е. без установления срока, или в пределах срока полномочий лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Под временным выполнением функций следует понимать осуществление их в пределах установленного, обычно - кратковременного, срока или без установления такого срока, но при эпизодическом поручении при наличии специальной оговорки о временном исполнении обязанностей. Наделение лица специальными полномочиями заключается в абсолютно четком и конкретном определении его действий, которые должны быть совершены для достижения заранее поставленных целей (заключить договор на определенных условиях и т.д.). Лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, может быть признан арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры банкротства и осуществления полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и руководитель временной администрации, назначенной ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

11. Злоупотребление полномочиями - преступление, совершаемое с прямым умыслом; необходима также специальная цель - извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесение вреда другим лицам.

12. Понятие тяжких последствий (ч. 2 комментируемой статьи) в законе не раскрывается. К ним, очевидно, можно отнести: крупную аварию, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах или значительному числу потерпевших, потерю значительного количества рабочих мест и др.

13. В примечании 2 предусмотрен особый порядок возбуждения уголовного преследования. В случае если деянием причинен вред исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется лишь по заявлению или с согласия организации.

14. Если же существенный вред наносится интересам других организаций, а также гражданам, обществу и государству, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.



 

Возможно, будет полезно почитать: