Казни и пытки. Мифы и легенды

Нажмите на фотографию, чтобы увеличить до 600x450, 62,36 Kb

Кнут (плеть, бич) - применялся как для пытки, так и для наказания преступника. По свидетельству камер-юнкера Ф.В.Берхгольца (1721 год) "кнут - это род плети, состоящий из короткой палки и очень длинного ремня". Длина его варьируется от одного до двух с половиной метров. Чтобы придать плети большую упругость, его мочили (варили) в молоке, а затем высушивали на солнце: "Таким образом, они становились весьма эластичны и в то же время тверды". Во время экзекуции плети приходилось часто менять, так как с размягчением ремня от крови, сила удара резко снижалась. "Правильный кнут" должен быть "сухим и вострым". Таким орудием палач одним ударом мог рассечь тело до костей. Некоторые заплечных дел мастера так ловко владели кнутом, что могли убить человека тремя ударами. Кнутование даже если не убивало, то калечило человека, делая его инвалидом. Обычно при наказании плетьми отрывались широкие полосы кожи на спине или образовывались раны толщиной в палец, при заживлении которых оставались следы в виде белых широких рубцов. Опытные мастера редко ударяли дважды по одному месту. Чтобы достичь необходимой точности удара, они тренировались на куче песка или на бересте, прикрепленной к бревну. Моряков пороли в основном "линьками" - плетками с узелками на конце, или "морскими кошками" - многохвостыми плетками. Для церковников (чтобы не расстригать) использовались "шлепы" - толстые веревочные кнуты. Наказание "шлепами" считалось не позорящим, но дисциплинарным наказанием духовных персон, так называемым "усмирением". Таком образом, в России моряки и монахи имели свои особые наказания. Розга (рутен) представляла собой тонкую, гладкую ветку - "лозовый прут" длиной в 1,25 аршина (чуть больше метра), очищенную от листьев и мелких веточек. Розги использовались достаточно тяжелые, но гибкие, не сырые и не сухие, а слегка подвялые. Менять их полагалось после каждых десяти ударов. Бытующая версия, будто розги предварительно вымачивали в соленой воде, не находит подтверждения в документальных источниках. Розгами наказывали и на барской конюшне, и на воинском плацу. "Наказать спиц-рутенами" (шпицрутенами), "гнать сквозь строй" - такая экзекуция появилась еще при Петре Великом. Солдатам раздавали розги, полк выстраивали "коридорным кругом" в две шеренги. Обнаженного по пояс преступника привязывали к двум скрещенным ружьям, причем штыки с ружей не снимали, так что они упирались несчастному в живот и не позволяли ему идти быстрее. Не мог наказанный и замедлить шаги - унтер-офицеры тянули его за приклады ружей вперед. Каждый солдат делал шаг вперед из шеренги и наносил удар. За силой удара внимательно следили унтера и офицеры. Наказание шпицрутенами стало самым распространенным наказанием в русской армии. Нужно отметить, что "прогулка по зеленой улице" не лишала военного и дворянина чести.

Самым распространённым телесным наказанием в России была порка. Испокон веков ей подвергались представители практически всех слоёв населения, независимо от звания, пола и возраста…

Порка по-русски

Виноваты татаро-монголы!

Историки считают, что порка вошла в обиход с конца XIII века, и не последнюю роль в этом сыграли татаро-монголы. Именно у них была позаимствована «традиция» битья кнутом.
Наказание поркой было впервые закреплено законодательно в Судебнике 1497 года. Пороли за самые различные преступления, не требовавшие смертной казни или членовредительства, которое нередко применялось, например, к ворам. Скажем, могли выпороть за дерзкое высказывание против властей.

Торговая казнь

Особого искусства требовало наказание кнутом. Палач должен был отойти от своей жертвы на несколько шагов, а затем раскрутить кнут над головой обеими руками, приблизиться к осуждённому и обрушить орудие истязания на его спину. Нельзя было дважды бить по одному и тому же месту. После каждого удара палачу требовалось смахнуть с кнута налипшую на него кровь и частицы кожи. Поскольку постепенно кнут размягчался, после каждых десяти ударов его положено было менять. Количество ударов зависело от тяжести преступления - иногда человека запарывали насмерть.
Наказание было очень жестоким: из кожи осуждённого как бы нарезали «ремни». Один иностранец, ставший очевидцем такой процедуры, оставил следующее свидетельство: «Палач бьёт так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом несчастного растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями. Если же наказание происходит зимой, то кровь в ранах тотчас же замерзает и становится твёрдой, как лёд».
Считалось, что если сразу после избиения кнутом натянуть себе на спину шкуру только что убитой овцы, это поможет быстро залечить раны. Но многие преступники умирали . Всё зависело от индивидуальных особенностей организма, а также от силы нанесения ударов. Одни выдерживали и по 300 ударов, а другие после первого же удара отдавали богу душу. Если палач жалел наказанного или же получал мзду, он мог ударить и послабее. А так - мог и забить до смерти.
В петровскую эпоху наказание кнутом называлось «торговой казнью». Её часто назначали за политические преступления и сочетали с клеймением.

«Виноват!»

Более лёгким считалось наказание батогами, которые представляли собой толстые палки или прутья с обрезанными концами. Батоги использовали часто - для выколачивания податей и недоимок, для битья крепостных. Иногда битьё батогами назначал суд - за воровство, лжесвидетельство, сквернословие в адрес царя или какое-либо проявление неуважения к нему. Так, батогами был однажды наказан подьячий, который, когда пил за здоровье государя, не снял шапку.
Происходила экзекуция так. Человека клали на пол или на землю вниз лицом. Один из палачей садился ему на ноги, другой - на шею, обхватив её коленями. Затем каждый из них брал по два батога и лупил ими жертву по спине и ниже спины, пока наказание не решали прекратить или пока не ломались палки. При этом запрещено было наносить удары по животу, бёдрам и икрам. Также во время экзекуции наказуемый должен был кричать: «Виноват!». А по окончании экзекуции кланяться своим палачам в ноги. Если он не кричал, то наказание продолжали, пока не закричит и не признает свою вину.

Сквозь строй

Более жестоким выглядело наказание шпицрутенами - длинными, гибкими, из ивового кустарника. В XVII-XIX веках шпицрутенами называли металлический шомпол к дульнозарядному (заряжаемому с дула) огнестрельному оружию, также применяемый для телесных наказаний. Использовали их в основном для наказания солдат. Это называлось «прогнать сквозь строй». Способ наказания был позаимствован у шведов и в 1701 году введён Петром I в русской армии. Наказанного за ту или иную провинность обнажали по пояс, руки привязывали к дулу ружья, за приклад брался человек и за него тащил наказуемого меж двух рядов его товарищей, выстроившихся справа и слева от него. Каждый солдат должен был ударить провинившегося по спине шпицрутеном. За избиваемым следовал полковой врач, отсчитывая удары, чтобы наказанного не засекли до смерти и не покалечили.

Знаете ли вы что…

По преданию, порка была в ходу и в семье Пушкиных. Александр Сергеевич якобы собственноручно порол розгами своих напроказивших детей. А его супругу Наталью Николаевну в детстве жестоко била по щекам мать.

Шпицрутены применялись и при наказании гражданских лиц. Как правило, к ним относились представители податных сословий, осуждённые военным судом, ссыльные или арестанты. Назначалось подобное наказание за такие преступления, как занятия магией и чернокнижием, идолопоклонство, поношение Христа, Божией Матери и святых, а также прелюбодеяние.
В 1720 году в Морском уставе в качестве официального наказания для матросов русского флота были введены кошки и линьки. Кошки представляли собой плети с четырьмя хвостами и узелками на концах. Позднее, в эпоху правления императрицы Анны Иоанновны, кошки стали применяться и для наказания проституток, а также тех, кто осмеливался укрывать беглых крестьян и преступников. Линьками - кусками каната с завязанными на них узлами - били только моряков. Поводом обычно бывала какая-нибудь дисциплинарная провинность.

«Поучения» для детей и женщин

Детские наказания «благословлялись» знаменитым «Домостроем»: «…но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить». Детей на Руси обычно секли розгами. Розгами назывались прутья, связанные вместе либо используемые по одному, которыми наносили удары по мягким частям тела. Наказать розгами могли за любую провинность. Применялось это наказание не только родителями или воспитателями, но и школьными учителями - скажем, за нерадивость в учении. Иногда секли и девочек.
Применялся такой способ наказания к детям любых сословий: это считалось полезным для ребёнка. В больших семьях порой устраивали еженедельные порки по субботам, причём зачастую секли отпрысков не только за реально совершенные проступки, но и для профилактики, «чтоб неповадно было». Так было заведено, к примеру, в семье деда Максима Горького, о чём писатель рассказывает в своей известной повести «Детство».
Перед тем как провести экзекуцию, пучки розог вымачивали в воде, иногда солёной - чтобы было больнее. Однако шрамы после такого наказания оставались редко. Реже для битья подрастающего поколения использовалась верёвка с узлами.
Не избегали порки розгами и отпрыски знати. Так, будущий император Николай I в детстве неоднократно подвергался порке. Экзекутором выступал его воспитатель граф Ламсдорф. Он не только лупил цесаревича розгами, но и порой бил головой об стену. Император на всю жизнь сохранил эти ужасные воспоминания и, когда у него самого появились дети, строго-настрого запретил применять к ним телесные наказания.
Иван Сергеевич Тургенев вспоминал, как наказывала его мать, Варвара Петровна, которая, несмотря на своё образование и эрудицию, всячески тиранила домочадцев: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день… без всякого суда». Писатель так и не простил мать: впоследствии он вывел её в своей знаменитой повести «Муму» в образе вздорной барыни.
Женщин тоже пороли - чаще всего плетью или розгами. Использование твёрдых предметов и такие способы битья, которые могли искалечить, «Домострой» по отношению к женщине применять запрещал.
Крестьянку мог «поучить» муж - за дерзкий язык, непослушание или подозрение в измене. Крепостных баб и девок следовало пороть по приказу помещика. В полиции секли женщин, нелегально занимавшихся проституцией. Но совершенно официальные телесные наказания» существовали и для представительниц высших сословий. Так, две фрейлины Екатерины II были жестоко высечены розгами за нарисованную ими карикатуру на князя Потёмкина. На снисхождение могли рассчитывать разве что беременные или матери грудничков.
Ещё в екатерининскую эпоху была сделана попытка смягчить существующую систему телесных наказаний. В 1785 году от них были освобождены представители высших сословий, купцы первой и второй гильдий. В начале XIX века порке перестали подвергать священников, за ними - представителей «образованных» сословий. Были введены различные ограничения - на количество ударов, наказания для больных и стариков. Но в начальных и средних учебных заведениях розги оставались средством «воспитания» вплоть до 1860-х. В 1893 году были отменены телесные наказания для женщин, а для мужчин они сохранились лишь в особо оговоренных случаях.
Полностью телесные наказания в Российской империи отменили лишь в 1904 году. Летом того года они были запрещены в армии и на флоте, а также для крестьян и малолетних ремесленников. Окончательную точку в этом вопросе поставили после революции большевики, объявив порки «буржуазным пережитком».

Пытка и удовольствие – казалось бы, что между ними общего? Между тем зачастую это две стороны одной медали. Порой телесное воздействие, которое должно вызывать боль или сильный физический дискомфорт, вызывает у нас наслаждение. Давайте обратимся к фактам.

Феномен щекотки

Когда человека щекочут, это часто вызывает непроизвольный смех. Специалисты из Университета
Тюбингена полагают, что щекотка, раздражая нервные окончания, активирует область мозга, «ответственную» за ожидание боли. А смех – часть защитного механизма. Кроме того, гипоталамус, который становится активным при щекотании, связан также с контролем сексуального поведения.
В Китае была распространена пытка щекоткой. Так же поступали и древние римляне. Они наносили на ступни осужденного особый солевой раствор, который затем давали слизывать козе. Порой это даже приводило к летальному исходу.
В то же время щекотка нередко применяется в эротических играх и помогает довести партнера до пика блаженства. Кстати, люди могут по-разному реагировать на щекотку: одним она доставляет ужасные мучения, а у других вызывает сексуальное возбуждение.

Экстаз от порки

Порка – плетями, розгами, бичами и т.п. - многие века была достаточно распространенным физическим наказанием. Если человек получал большое количество ударов, его тело могло превратиться в сплошную рану, которая долго не заживала и доставляла ужасные страдания. А порой осужденного забивали до смерти.
Сегодня многим хорошо известен термин «флагелляция» (от латинского flagellatio - «бичевание»). Речь идет о практике БСДМ, которая заключается в порке партнера различными, обычно длинными и гибкими предметами, такими, как кнут, стек, трость или флоггер. При этом «нижний» партнер испытывает сексуальное возбуждение и наслаждение.
В некоторых сектах (например, у хлыстов) было принято заниматься самобичеванием для «усмирения» плоти. Это часто приводило сектантов в состояние экстаза, который в настоящее время носит название «сабпейс». «То, что порка может вызывать сильное эмоциональное возбуждение, вплоть до религиозного экстаза, имеющее явные, хотя не всегда осознаваемые, сексуальные
компоненты, известно с незапамятных времен», - пишет социолог И. Кон в книге «Бить или не бить? Телесные наказания детей». Сексуальные мазохисты нередко вырастают из детей, которых в детстве активно подвергали порке.

Боль и удовольствие

Задумывались ли вы, почему существуют выражения «сладостная пытка» или «сладкая боль»? Ученые утверждают, что центр боли в нашем мозгу соседствует с центром удовольствия. Грань между болью и наслаждением очень тонка. Так, Барри Комисарук из Университета Рутгерса сообщает, что при наблюдении за мимикой человека видно, что выражение лица в момент оргазма или боли практически не отличается.
Аспекты связи между болью и получением удовольствия подробно изучил американский психоаналитик Александр Лоуэн. Он пришел к выводу, что тут играют роль особенности работы так называемых симпатической и парасимпатической нервной системы. «Парасимпатическая деятельность расширяет периферические артериолы, увеличивая приток крови к поверхности тела и продуцируя ощущение тепла, - пишет Лоуэн в своем труде “Удовольствие: творческий подход к жизни”. - Симпатическое действие сокращает поверхностные артериолы, заставляя кровь приливать к внутренним органам тела, чтобы доставить больше кислорода жизненно важным органам и мускулатуре. Таким образом, работа парасимпатического отдела способствует экспансии организма и обращению к окружающей среде, то есть вызывает приятную реакцию. Симпатическая деятельность продуцирует сокращение и отдаление от окружающей среды, болевую реакцию».
Еще одним доказательством тесной связи боли и удовольствия стал следующий эксперимент. Группе студентов давали либо обезболивающее – парацетамол, либо плацебо. Затем им показывали серию эротических снимков. Если испытуемый получал парацетамол, то он более спокойно реагировал на возбуждающие фотографии.

Эффект перца

Американец Джейсон Макнабб выиграл состязание по поеданию жгучего перца. По словам чемпиона, ему сначала казалось, что рот его полон ос, которые одновременно жалят его. Но постепенно ощущения изменились к лучшему: «Боль довольно быстро утихла, и я почувствовал прилив адреналина и эйфорию при поедании перца».
Нейробиолог Дэвид Линден из Медицинского института при Университете Джонса Хопкинса в книге «Компас удовольствия» пишет, что после поступления в центральную нервную систему болевых сигналов организм начинает вырабатывать гормон допамин, блокирующий боль. Но он не только воздействует на болевые рецепторы, а еще и стимулирует лимбическую и префронтальную зоны мозга. Его действие в конечном итоге подобно действию опиатов, вызывающих чувство эйфории.


К тому же мозг человека в большинстве случаев отличает боль, способную привести к опасным телесным повреждениям, от простого раздражения нервных рецепторов. Так, при поедании острого перца мы ощущаем жжение во рту. Но при этом мозг «знает», что ничего горячего во рту нет и по-настоящему обжечься мы не можем.

ПОРКА (Бичевание)

Наказание плетью было так распространено по всему миру и во все времена, что порка даже стала предметом отдельного исследования - «Истории телесных наказаний». Конечно, невозможно даже с точностью до столетия определить, когда и за что один человек впервые высек другого. В чем мы можем быть полностью уверены, так это в том, что всемирная порка успешно продолжается.

Эта статья менее всего претендует на историческое повествование, скорее - это просто набор фактов и анекдотов.

Бичевание у древних римлян

Древние римляне частенько прибегали к бичеванию для наказания рабов и солдат, и очень редко - свободных граждан. В зависимости от степени вины наказанных они использовали несколько разновидностей плетей. Самая простая представляла собой плоский кожаный ремень с ручкой, называлась ферула (ferula) и использовалась для наказания за мелкие провинности. Затем следовали три разновидности «кошки»: скуция (scutia), плеть из переплетенных кожаных ремней, плюмбата (plumbatae), имевшая несколько хвостов, у каждого из которых на конце находились свинцовые или бронзовые шарики, и флагеллум (flagellum) с тремя жесткими хвостами из бычьей кожи. Эти последние разновидности плети служили инструментом наказания за значительные преступления. Кроме того, римляне использовали для наказания преступников розги; порка непременно предшествовала обезглавливанию.

«Кошка»

Хотя совершенно очевидно то, что предками «кошки» были древнеримские скуция и плюмбата, этот инструмент наказания можно по праву назвать сугубо британским: более того, его применение ограничивалось только армией и флотом. «Кошку» часто использовали в британском флоте во времена адмирала Нельсона, когда этот суровый моряк мог предписать до 500 ударов плетью за незначительные дисциплинарные нарушения. В народе эту плеть называли «кошка-девятихвостка» («cat-o’-nine-tails»), поскольку она имела девять отдельных «хвостов», изготовленных из кожи или бечевки. По всей своей длине (2 фута) на каждом из хвостов были навязаны по три узла. Эффект от наказания этой плетью получался двоякий: хвосты врезались в тело наказуемого, а узлы вырывали из него отдельные кусочки мяса. Приведенное ниже описание порки на флоте взято из записок неизвестного автора, озаглавленных «Мастерство наказания плетью» (Experiences of Flagellation) и опубликованных автором на собственные средства в 1885 г.:

«Среди них был один несчастный по имени Грин, который прежде содержал шляпную лавку на Кэт-рин-стрит в Стрэнде и по обвинению в каком-то преступлении был осужден на каторжные работы сроком на 14 лет. Его жене, обаятельной, но совершенно убитой свалившимся на нее горем женщине, позволили сопровождать мужа до места. Сразу после выхода корабля в море среди каторжан обнаружились признаки назревавшего бунта; некоторые из них успели даже перепилить кандалы, а Грина обвинили в том, что он не только подстрекал к мятежу, но снабдил заключенных деньгами для покупки необходимых инструментов. Несчастный шляпочник клялся, что одолжил им несколько шиллингов для покупки простыней и одежды в ломбарде, но все эти уверения не были приняты во внимание. По приказу коменданта транспорта, без суда и следствия, его разложили на сходне и секли боцманской «кошкой» до тех пор, пока не обнажились кости. За все время экзекуции Грин не издал ни единого звука, чем привел в ярость коменданта, который поклялся, что заставит упрямца запросить о пощаде. Присутствовавший при порке тюремный врач выразил опасение, что продолжение экзекуции может быть чревато для заключенного смертью, но комендант оказался неумолим. Он не остановился даже тогда, когда его брат энсин Уолл, добросердечный молодой человек, попросил его о приостановке порки; ответом ему прозвучала угроза посадить его самого под арест. Тогда он стал умолять Грина, чтобы тот не упрямствовал и издал для собственного спасения хотя бы звук, но несчастный ответил, что умирает и не в состоянии кричать, и молчание его объясняется не упрямством, а нежеланием того, что его ничего не ведавшая и находившаяся где-то в трюмных помещениях жена услышит его крики и умрет от горя. Порку продолжали до тех пор, пока не сняли всю плоть с поясницы, пока не стали видны внутренности, пока несчастный не лишился чувств и только тогда был передан врачу».

Подобное суровое наказание зачастую оканчивалось для моряков смертью, а злоупотребление властью офицеров флота Его Величества стало причиной ряда мятежей, имевших место в конце XVIII столетия. Весной 1797 г. британские моряки на стоянке в Спитхеде подняли мятеж, причиной которого стало дурное обращение с ними офицеров и невыносимые условия существования. В результате адмиралтейство вынуждено было провести расследование и уволить со службы тех офицеров, которые особенно отличились своей неоправданной жестокостью. Между 30 мая и 13 июня того же года на кораблях, бросивших якорь в Норе, разразился еще один бунт. Моряки создали так называемую «плавучую республику» (floating republic) во главе с «президентом» Ричардом Паркером. Мятеж был жестоко подавлен: Паркера и 29 его товарищей повесили на реях «Сэндвича», девятерых высекли, а 29 матросов заключили в тюрьму. Условия жизни матросов так и не улучшились в последующее столетие, и только не ранее, как в 1881 г. наказание «кошкой» было наконец упразднено.

Не удивительно, что «кошку» использовали также в большинстве британских тюрем, а судьи не только приговаривали преступников к тюремному заключению, но и к наказанию «кошкой-девятихвосткой», определяя при этом по своему усмотрению количество ударов. Хотя в судебной практике порку упразднили в 1948 г., для поддержания тюремной дисциплины и наказания особо стойких ее нарушителей к плети прибегали вплоть до начала 60-х годов. Обычно заключенных раскладывали на так называемой «скамье для порки» (см. «Скамья для порки»), хотя перед тем как высечь, из соображений некоторой гуманности, надевали на них кожаные пояса, защищавшие почки.

Остается только добавить, что использование «кошки» для наказания рабов практиковалось во всех без исключения британских колониях, и нигде с такой жестокостью, как в Вест-Индии. На Барбадосе, например, наказание плетью до сих пор сохраняется в местном законодательстве, и в последний раз к порке приговорили в 1969 г. подростка, изнасиловавшего девушку. По сообщению Гэрри Стеклза, посланного им из Бриджтауна в газету «Санди Таймс» в марте 1991 г., явствует, что власти Барбадоса решили возродить наказание «кошкой-девятихвосткой» в отчаянной попытке хоть как-то приостановить, если не пресечь, рост торговли наркотиками. Стеклз заключает: «Перед судебный властью встала проблема - найти подходящую плеть, чем она, несмотря на протесты церковных иерархов, прилежно занялась. Единственная сохранившаяся на острове «кошка-девятихвостка» выставлена в местном музее в качестве экспоната, и при возобновленном применении, пролежав десятилетия без дела, может просто-напросто рассыпаться. Эдгар Хэнди, суперинтендант тюрем, намерен расширить сферу своих поисков Англией, в надежде хоть здесь найти подходящую плеть, а преступники «тем временем будут ожидать своей судьбы».

Порка в тюрьме Ньюгейт.

По словам Скотта, «ни в одной стране мира наказание поркой не применялось так широко и не носило такого изуверского характера, как в царской России». Особым инструментом для порки был любимый русскими истязателями кнут. Он представлял собой плеть с деревянной ручкой, обычно плетеную из нескольких ремней сыромятной кожи. Иногда между ремней вплетали проволоку, а на концах ремней крепили железные кольца или крючки. Варварский садизм истязателей доходил до того, что кнут перед употреблением вымачивали в соленой воде и давали ему замерзнуть».

Наказание кнутом предусматривалось за целый ряд преступлений, и во времена Петра Великого количество ударов составляло 101. Пороли всех без различия пола и возраста, и от наказания кнутом не были избавлены даже дворяне. Придворную даму Елизаветы Петровны, мадам Лопухину, обвиненную в участии в заговоре, раздели по пояс, жестоко высекли кнутом, отрезали язык и отправили на вечное поселение в Сибирь.

До нас дошло одно несомненно достоверное описание порки кнутом, приведенное в «Анекдотах» Рьюбе-на и Шольто Перси (1820–1823). Очевидцем этого события был не кто иной, как Джон Говард великий филантроп и реформатор тюрем:

«Когда филантроп Джон Говард посетил Петербург, ему довелось видеть, как двух преступников - мужчину и женщину высекли кнутом. Из тюрьмы к месту порки их сопровождали 10 солдат и 15 конных гусар, и когда вся процессия прибыла на место, где стоял вкопанный в землю столб, гусары спешились и стали кольцом вокруг него. Забили барабаны, священник прочитал молитву, а собравшиеся вокруг люди сняли шапки. Первой секли женщину. Ее раздели до пояса, привязали руки и ноги к столбу, и экзекуция началась. И палач, и его помощник были крепкими и сильными людьми. Начал помощник; он долго примерялся, а затем нанес несколько ударов по голой спине женщины, каждый из которых оставил на ней глубокие рубцы. Но главный палач, казалось, был не удовлетворен. Он взял кнут и нанес недостающие удары, которые казались гораздо сильнее, чем у его помощника. Женщина получила 25, а мужчина 60 ударов кнутом. «Я пролез между гусарами, - продолжает мистер Говард, - и посчитал количество ударов, которые помощник отмечал мелом на специально приготовленной для этой цели доске. И преступник, и преступница были едва живы, когда избиение закончилось. Женщину мне довелось увидеть несколькими днями позже. Она была еще очень слаба. Мужчину же я больше не видел».

Наказание кнутом отменили в 1845 г.

Ямайкская плеть

Эту плеть использовали исключительно для наказания рабов. Она состояла из ручки длиной в два фута и сужавшегося к концу хвоста длиной 5 ярдов. Рабов так жестоко секли ямайкской плетью, что это дало одному члену Ямайкского законодательного собрания основание заявить:

Ямайкская плеть.

«Ямайкская плеть - отвратительнейший из всех инструментов пытки, когда ее используют для наказания рабов. Я утверждаю, что 39 ударов этой плетью равноценны 100 ударам «кошкой-девятихвосткой».

В 1826 г. собрание приняло закон о наказании штрафом в 10 фунтов стерлингов тех торговцев рабами, которые карали рабов более чем 10 ударами плети за одну провинность, и тех рабовладельцев, назначавших более 39 ударов за один проступок или преступление.

Шариковая плеть

Шариковая плеть представляла собой бечеву с нанизанными на нее металлическими шариками или пулями и покрытую кожей.

Шариковая плеть.

Цепная плеть

К длинной деревянной ручке крепятся несколько цепей, состоящих из плоских звеньев с острыми краями. Говорят, что в руке сильного человека такая плеть становилась грозным инструментом наказания, поскольку несколькими ударами он мог снять кожу со спины жертвы.

Тюремная плеть

Эта плеть предназначалась для самозащиты тюремных надзирателей, состоящих в тюрьмах, где содержались самые отпетые преступники. В руке жестокого тюремщика такая плеть могла стать даже орудием смертоубийства. По форме тюремная плеть напоминала средневековую булаву (mace and chain) и состояла из деревянной ручки и цепи с железной гирей на конце.

Скамья для порки

Всегда требовалось каким-то образом привязывать наказуемого перед поркой. Обычно для этой цели использовали столб. Однако этого показалось недостаточно, и были сконструированы особые приспособления, которые полностью лишали жертву подвижности, тем самым усугубляя ужас и беспомощность его положения. Одна такая скамья - родом из Германии и описывается следующим образом: «Это - крепко сделанная деревянная конструкция с ремнями, при помощи которых к скамье крепятся голова, ноги и руки жертвы, лежащей вниз лицом. Палач мог доставить наказуемому страшные мучения, потому что тот был не в состоянии даже корчиться и извиваться.

А вот еще один продукт немецкой изобретательности, прозванный в народе Страшная Элиза (Schlim-me Liesel). У подножия скамьи находятся два крепких железных кольца, в которые помещаются ноги жертвы. Ее руки привязываются к треугольной деревянной раме, которая поднимается к потолку с помощью шкива и веревки до тех пор, пока это возможно. Растянутого таким образом человека секут, и мучения его еще более непереносимы, чем при обычной порке.

До сравнительно недавнего времени порка была повседневным явлением для тюрем и колоний несовершеннолетних Англии; взрослых заключенных секли «кошками», а молодых - березовыми розгами и, как правило, на скамье для порки. В своей книге «Наказание в былые годы» Петтифер дает иллюстрацию такой скамьи.

Скамья для порки.

Привязывание к телеге

С роспуском монастырей во время правления Генриха VIII английские законники столкнулись со значительной проблемой, когда множество бездомных бродяг заполонили дороги королевства. По закону от 1530 г. всех, кто занимался бродяжничеством, надлежало сечь. В том же году вышел специальный закон о порке, по которому бродяг предписывалось раздевать донага, привязывать к хвосту телеги и, прогоняя через город, подвергать порке, «пока он не изойдет кровью». Немного позже, из соображений сохранения общественной нравственности, закон немного подправили, предписав раздевать жертву только до пояса. В то же время большинство городов и деревень обзавелись по призыву властей постоянными столбами для порки, таким образом основательно подготовившись к нежелательному наплыву бродячего люда. Привязывание к телеге распространялась не только на бродяжничество, но и на другие преступления, причем длина маршрута и, соответственно, количество ударов варьировались в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Одним из самых печально знаменитых наказаний такого рода была порка, к которой судья Джеффри (см. Джеффри) приговорил Тита Оутса в 1658 г.

Оутс, английский церковник, успевший к тому времени провести в качестве шпиона несколько лет в иезуитских колледжах Европы, передал поборникам протестантской веры в Англии список преступлений, состоявший из 43 пунктов, которые паписты замышляли совершить против короля.

Тит Оутс Д. Д.

А замышляли они, по словам Оутса, убить короля, посадить на трон брата Карла герцога Йоркского Якова, исповедовавшего католицизм, и таким образом уничтожить в Англии протестантскую веру. Заговор получил название «папистского». В результате наговора Оутса в период с 1678 по 1680 гг. было казнено множество совершенно невинных католиков. Но, в конце концов, он сам оказался на скамье подсудимых, и судья «Кровавый Джеффри» приговорил его к самому суровому наказанию, даже по жестоким меркам судьи Джеффри. Тит Оутс был приговорен к позорному столбу, привязыванию к телеге и тюремному заключению. Следующее описание наказания Оутса мы находим в книге Томаса Маколи «История Англии» (History of England, Thomas Macaulay):

В день, когда Оутс был выставлен у позорного столба в Пэлис-ярде, толпа забросала его грязью, и не помешай охрана, разорвала бы его на куски. Но в Сити его приверженцы собрались в большой отряд, подняли мятеж и повалили позорный столб. Однако спасти своего вождя они не смогли. На следующее утро Оутс должен был быть подвергнут порке. С самого раннего часа на дороге между Олдгейтом и Олд-Бэйли уже толпились толпы народа. Палач, видимо получив особые инструкции, вкладывал в удары всю свою душу, и по первости Оутс мужественно их сносил и молчал. Но вскоре его дух был сломлен, и окрестности, к восторгу зрителей, огласились отчаянными воплями и стенаниями, а по спине лжесвидетеля потекли ручьи крови. Когда его, в конце концов, отвязали от телеги, он едва стоял на ногах, и казалось, что он вынес более того, на что способна человеческая природа. Он умолял Якова, брата короля, чтобы тот отменил продолжение порки. Ответ того был краток: «Он пройдет через все до конца, пока из него не вышибут дух». Его сторонники обратились с прошением о помиловании к королеве, но та с возмущением отказалась пошевелить даже пальцем ради спасения негодяя. По прошествии 48 часов Оутса выволокли из его камеры. Он не мог стоять, и до Тайберна его везли на салазках. Казалось, он уже ничего не чувствует и не воспринимает. Говорили, что он довел себя до бесчувствия. крепкими напитками. В тот день Оутс получил еще 1.700 ударов.



 

Возможно, будет полезно почитать: