Кто принимает законы в. Процедура принятия федеральных законов в россии

Александр Гаганов,
эксперт центра

Давно вы участвовали в референдуме по принятию закона? Я ни разу. И все же по каким правилам должны разрабатываться правовые акты, как приниматься и как применяться? Как сделать их лучше? На эти вопросы должен был бы ответить новый «закон о законах».

Зачем нужен «закон о законах»?

В России действуют тысячи федеральных законов, только в прошлом году было принято более . Еще больше законов принимается субъектами Российской Федерации.

Но понятие «нормативный правовой акт» включает в себя не только законы, но и содержащие нормы права постановления правительств, других органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Сколько таких нормативных актов – точно посчитать невозможно. Да и не количество тут важно, а содержание, качество актов и соотношение друг с другом. По каким правилам должны разрабатываться правовые акты, как приниматься и как применяться? Как сделать их лучше? На эти вопросы должен был ответить новый «закон о законах».

Новый виток дискуссии

26 января этого года Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее – ИЗИСП) провел круглый стол на тему «Актуальные проблемы правотворчества и проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Это событие ознаменовало новый виток научной дискуссии вокруг многострадального проекта «закона о законах», уже в новой редакции.

ИЗИСП – ведущий НИИ, который должен на научной основе разрабатывать проекты законов по заданиям Правительства России. Именно он с 70-х годов прошлого века инициировал разработку проекта закона «О нормативных правовых актах» и разработал проект закона, внесенный в Государственную Думу еще в 1996 году. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении в 1997 году и отклонен в 2004 году. В 2012 году ИЗИСП разработал новый «закон о законах», с учетом которого Министерство юстиции России в конце прошлого года подготовило свой проект аналогичного закона.

По структуре проект Минюста практически совпадает с проектом Института законодательства: министерский проект имеет 16 глав против 17 институтских, в отличие от последнего в нем нет главы об общественном обсуждении проектов законов и главы об использовании информационных технологий. По количеству статей проект ИЗИСПа в два раза превосходит министерский проект (113 против 65 статей).

Структура проекта соответствует жизненному циклу закона: есть главы о планировании подготовки нормативных актов, порядке их разработки, правилах юридической техники, экспертизе правовых актов, порядке их принятия, опубликования, изменения, реализации и толкования. Есть также главы о мониторинге правоприменения, систематизации законодательства, о системе и иерархии нормативных актов.

Что нового в законе?

Как ни банально, но принципиально новым является сам закон (если закрыть глаза на предыдущие аналогичные проекты). Такого закона в России еще не принималось. Казалось бы, теперь все законы должны будут составляться по строгим правилам, исчезнут все противоречия, проблемы и вопросы. Но этого не случится. Закон будет иметь статус обычного федерального закона, он не носит кодифицированного характера. Это означает, что вопросы правотворчества продолжают регулироваться и другими актами, в том числе более высокой юридической силы – Конституцией РФ, федеральными конституционными законами. А значит, правовые коллизии будут продолжаться.

Законопроект перечисляет способы разрешения таких коллизий: толкование нормативных правовых актов; принятие нового нормативного правового акта; внесение изменений в нормативный правовой акт; отмена нормативного правового акта; судебное разбирательство; систематизация законодательства; создание согласительных комиссий; международные процедуры. Есть в проекте и правила, по которым разрешаются коллизии: правило преимущества акта высшей юридической силы, специального акта над общим и более позднего над более ранним. Юристам эти правила знакомы с первого курса института: это аксиомы права.

Труднообъяснимой особенностью проекта закона можно назвать малое количество определений понятий в общих положениях закона. Их всего два: нормативный правовой акт и правотворчество. Для сравнения: в проекте ИЗИСПа их 11, в проекте – 9 , в проекте 1996 года – 0 (по тексту – 3).

Специалистам понятно, что нормативный правовой акт – это не только закон, но для простоты в нашей статье мы позволим себе вольно обращаться с этими понятиями. В статье 2, определившей два основных понятия закона, есть и другие немаловажные нормы. Одна из них, сформулированная очень криво и непонятно, видимо, пытается донести до нас, что судебное решение не считается нормативным правовым актом. Другая говорит о том, что закон не распространяется на локальные нормативные акты. При этом законопроект не объясняет, что считать локальным нормативным актом.

Законопроект многообещающе называет граждан России субъектами правотворчества, то есть лицами, имеющими право принимать законы. Но далее – что, впрочем, ожидаемо - следует разочарование: граждане принимают законы на референдумах всех уровней, а также участвуют в разработке и принятии законов в некоем «установленном порядке». Давно вы участвовали в референдуме по принятию закона? Я ни разу.

Что закон даст рядовым гражданам?

На уровне законодательства субъектов Федерации допускается институт правотворческой инициативы граждан. Некий аналог уже давно есть в законодательстве субъектов РФ. Например, в Уставе Московской области упоминается «гражданская инициатива», порядок осуществления которой определяется законом Московской области. Закон так и не принят в течение почти 20 лет.

Аналогичная ситуация с общественным обсуждением проектов федеральных законов, о котором говорит статья 24 законопроекта. Законы могут быть (а могут и не быть) вынесены на общественное обсуждение, опять же в установленном порядке. Надо ли говорить о том, что сейчас такой порядок отсутствует. Но даже если он будет принят, то учитывать мнение граждан традиционно никто . Потому что закон говорит просто, что «предложения и замечания учитываются», а как и кем, в каком порядке – неизвестно.

Кстати, многочисленные ссылки на пресловутый «установленный порядок» (по-научному, отсылочные нормы) нежелательны в текстах законов с точки зрения юридической техники. Но в законе о законах таких отсылок к «законодательству» более 20. При этом сам законопроект в главе 6, посвященной правилам юридической техники, говорит следующее: «В тексте нормативного правового акта недопустимы ссылки на положения других нормативных правовых актов, которые также являются отсылочными». То есть на отсутствующие нормативные акты ссылаться можно.

Излюбленная законодателем формулировка «в установленном порядке» доставляет немало неудобств не только простым гражданам, которые зачастую не могут найти нужный «установленный порядок», но и тем, кто применяет законы и разбирается в них.

Законопроект отличается и другими нарушениями юридико-технических правил. В частности, законопроект критикуется за дублирование многих существующих норм, например, норм Конституции.

Предполагается, что «правила по юридико-техническому оформлению проектов нормативных правовых актов Российской Федерации» должны будут утверждаться Правительством РФ. На сегодняшний день такие правила не утверждены, но есть методические рекомендации Госдумы. А главное, никто не отменял правила русского языка, которые одним своим наименованием намекают на то, что словосочетание «правила по оформлению» ошибочно. Иначе в целях единообразия (это требование статьи 30 законопроекта) нам надо переименовать Правила дорожного движения в «Правила по дорожному движению» и правила русского языка в «правила по русскому языку».

Научный подход к написанию законов

Положение части 2 статьи 2 касается принципов правотворчества, среди стандартного набора которых упомянуты следующие, нестандартные: научность, социальная справедливость, эффективность, ресурсная обеспеченность.

Как реализуется в законе принцип научности? Очень просто: правотворческий орган может привлечь (а может и не привлечь) научную организацию к разработке проекта закона. Для оценки качества проекта может быть проведена научно-техническая экспертиза. То есть принцип научности реализуется или не реализуется в правотворчестве по произволу правотворческого органа. Это очень странно для принципа, который по определению должен соблюдаться всегда и везде.

Представим себе ситуацию, если бы точно так же обходились с принципом законности, который обязывает всех и всегда соблюдать законы. Это было бы полной противоположностью законности и подменой ее на личное усмотрение. Но принцип научности, оказывается, можно соблюдать не всегда. И это понятно: научная обоснованность законопроектов потребует финансирования соответствующих научных исследований и приведет к затягиванию процедуры разработки законов, а самое страшное, к усложнению процедуры и сокращению количества законов. А это очень вредно для обширной имитационной правотворческой деятельности парламента и правительства. Зачем же тогда надо было декларировать принцип научности?

Вопросов больше чем ответов

Проект закона «О нормативных правовых актах» сохраняет прежнее соотношение вопросов и ответов: вопросов пока больше. Он адресован специалистам, занимающимся правотворчеством и правоприменением, которым предстоит самим ответить на свои вопросы или обратиться за толкованием (впрочем, порядок обращения за толкованием законопроектом не предусмотрен).

Возможно, из-за парадоксального преобладания исполнительной власти в правотворческой деятельности проект закона был написан органом исполнительной власти, а не депутатами, которые должны бы лучше разбираться в нормотворчестве и правилах юридической техники. А еще точнее, такой закон должен разрабатываться профессионалами – работниками аппаратов законодательных органов совместно с научным сообществом. Это повысит шансы на то, что закон будет прост и понятен не только юристам, но и обычным гражданам.

Казалось бы, это очевидное требование ко всем законам – быть простыми и понятными, но об этом проект «закона о законах» не говорит. Видимо, делать простые и понятные законы – высший пилотаж и недостижимый идеал для нашего законодателя.

Процедура принятия законов в Российской Федерации состоит из 6 этапов:
1) внесение законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу РФ (ГД РФ);
2) подготовка законопроекта к рассмотрению в Государственной Думе РФ;
3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе РФ;
4) рассмотрение федерального закона Советом Федерации РФ (СФ РФ);
5) подписание федерального закона Президентом РФ;
6) официальное опубликование.

Расскажу подробнее о каждом этапе.

1) Внесение законопроекта на рассмотрение в ГД РФ.
Федеральные законы принимаются ГД РФ, которая является законодательным органом РФ. Чтобы принять и опубликовать закон, необходимо, чтобы кто-то внес его проект на рассмотрение в ГД РФ. Это называется законодательная инициатива.

Правом законодательной инициативы обладают субъекты права законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты ГД РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ (в пределах своей компетенции).

Свое право они осуществляют посредством внесения в ГД РФ:
— проектов федеральных законов;
— законопроектов о внесении изменений в действующие нормативные акты РФ;
— поправок к законопроектам.

Законопроект и установленные законом материалы к нему направляются в ГД РФ на имя Председателя. Поступивший в ГД РФ законопроект регистрируется в Аппарате управления ГД РФ.

2) Подготовка законопроекта к рассмотрению в ГД РФ.
Председатель ГД РФ направляет законопроект в профильный комитет, чтобы определить, соответствует ли законопроект требованиям законодательства. Решение профильного комитета о соответствии законопроекта вносится на рассмотрение Совета ГД РФ в течение 14 дней.

Если по мнению профильного комитета законопроект соответствует всем требованиям, то Совет ГД РФ принимает следующее решение:
— назначить один из комитетов ГД РФ ответственным по законопроекту;
— включить законопроект в примерную программу работы ГД РФ;
— направить законопроект в комитеты, комиссии, фракции, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительству РФ, Счетную палату, Общественную палату, а также в Конституционный суд и Верховный суд по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Далее работает ответственный комитет. Он создает рабочую группу из числа своих депутатов. В ее состав могут входить депутаты ГД РФ, не являющиеся членами ответственного комитета, представители других организаций, эксперты и специалисты. Правовое управление ГД РФ по поручению ответственного комитета в установленный ими срок осуществляет правовую экспертизу, и готовит правовое заключение в письменном виде. Отзывы предложения и замечания по законопроекту рассматриваются на заседании ответственного комитета.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению направляется в Совет ГД РФ для внесения на рассмотрение на заседании ГД РФ.

3) Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.
Государственная Дума рассматривает законопроект в три этапа – эти этапы называются чтения.

1. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности, практической значимости. По результатам первого чтения ГД РФ может принять или одобрить законопроект либо отклонить законопроект.

После обсуждения вопрос о принятии или одобрении выносится на «час голосования». Решение оформляется соответствующим постановлением ГД РФ.

В случае принятия или одобрения – в постановлении ГД РФ устанавливается срок для представления ответственным комитетом поправок к законопроекту – не менее 15 дней.

Иногда, в случае принятия законопроекта в первом чтении - на голосование может быть поставлен вопрос о принятии или одобрении закона, исключая процедуры второго и третьего чтения.

2. Во втором чтении обсуждаются поправки к законопроекту. По окончании обсуждения по поправкам вопрос о принятии поправок выносится на «час голосования». По итогам второго чтения оформляется постановление ГД РФ.

Принятый или одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения совместно с правовым управлением ГД РФ возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки.

3. В третьем чтении принимается решение о принятии законопроекта в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок, возвращение к обсуждению законопроекта в целом или к обсуждению его отдельных глав разделов статей. Решение ГД РФ оформляется Постановлением.

Принятые федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации РФ (далее - СФ РФ).

4) Рассмотрение федерального закона Советом Федерации РФ.
Поступивший федеральный закон регистрируется в Совете Федерации РФ. После этого Председатель СФ РФ определяет комитет палаты, ответственный за рассмотрение федерального закона РФ (далее - ФЗ РФ), направляет туда ФЗ РФ и в правовое управление для получения заключения. Ответственный комитет рассматривает ФЗ РФ, принимает по нему заключение, в котором формулируется одно из следующих решений:
— рекомендовать не рассматривать ФЗ и направить его президенту;
— рекомендовать рассмотреть ФЗ РФ.

То есть федеральный закон может не рассматриваться на заседании Федерального Собрания (кроме ФЗ, обязательных к рассмотрению).

В 14 – ти дневный срок ФС РФ рассматривает ФЗ РФ на своем заседании. И принимает решение об одобрении либо отклонении ФЗ РФ. Решение оформляется постановлением. Принятый ГД РФ и одобренный СФ РФ федеральный закон и постановление СФ РФ и другие документы в 5-ти дневный срок со дня принятия постановления Председателем СФ РФ направляются Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Постановление СФ РФ об одобрении федерального закона направляется также в ГД РФ.

5) Подписание федерального закона Президентом РФ.
Если Президент в течение двух недель подписывает закон, он считается окончательно принятым. Датой принятия федерального закона считается день принятия его ГД РФ в окончательной редакции. Президент, вправе отклонить закон и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания (ГД РФ и СФ РФ). Это называется Вето Президента. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

После подписания федерального закона Президентом РФ он направляется Президентом РФ для официального опубликования.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). По общему правилу ФЗ РФ вступает в силу в течение 10 дней после его официального опубликования, либо с даты, указанной в самом законе.

Нормативные документы, которыми я руководствовалась, при написании материала:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 24.06.2016) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

3. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 10.02.2016) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

И как всегда мои Вам благодарности, за чтение этой статьи. Рада, что Вам интересно.

Возможно Вас интересует юриспруденция также сильно, как меня – тогда подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей, которыми я делюсь.

Если Вы оставите комментарий, напишите мне вопрос в разделе «О проекте», или на эл.почту - с удовольствием отвечу Вам.

N.B. И помните! Dura lex, sed lex - Закон суров, но это закон.

Общество состоит из множества совершенно разных людей, конфликтов между которыми невозможно избежать. Чтобы хоть как-то регулировать отношения между людьми и существуют законы. Они позволяют обществу не скатываться в анархию.

Законом в юриспруденции называют нормативный правовой акт, принятый органом государственной власти. Его предназначение – контролировать общественные отношения. Закон – правило строгое, но цель его состоит в том, чтобы обезопасить граждан страны и сделать их жизнь комфортной и спокойной. Представьте общество, в котором каждый может делать то, что захочет. Жить в нем было бы довольно опасно, не правда ли?

Все обязаны выполнять законы. Закону не важны благосостояние, известность и внешность человека, ведь перед ним все равны. Знание законов просто необходимо, чтобы ненароком не нарушить их, потому что незнание не освобождает от ответственности.

Конечно же, такое важное дело, как принятие законов, происходит достаточно медленно. Закон должен быть рассмотрен и одобрен в нескольких инстанциях.

Для начала закон нужно разработать и внести на рассмотрение в Госдуму. Но это может сделать не каждый, а только Президент, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, правительство, законодательные органы, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.

Депутаты Государственной Думы знакомятся с законопроектом. Каждый закон рассматривается, как правило, трижды. Первый раз депутаты размышляют над его сутью, во второй – вносят поправки и доработки, а в третий уже ставят вердикт: либо принимают закон, либо отклоняют его. Такая система позволяет разобраться в законодательной инициативе как можно лучше. Законопроект принимается с помощью голосования, если большая часть депутатов выступают за него. Но есть исключение - конституционные законы утверждаются только в том случае, если две трети всех проголосовавших согласились с его принятием.

Далее законопроект отправляется на рассмотрение в Совет Федерации, который обязан принять или отклонить их в течение двухнедельного срока так же большей частью голосов. И, опять же, для конституционных законов другие условия – не менее трех четвертых членов Совета должны быть за.

После этого закон поступает на подпись Президенту России. Ему дается две недели на то, чтобы принять проект или наложить на него вето. Но если две трети депутатов Госдумы и Совета Федерации проголосовали за законопроект, то Президент должен подписать его в течение недели, и право вето на него не действует.

Прошедший все инстанции закон должен быть опубликован в специальных изданиях, чтобы граждане могли с ним ознакомиться. Обычно он вступает в силу спустя десять дней после его опубликования.

Однако следует отметить, что не сразу, а после прохождения необходимых процедур. Например для защиты своего товарного знака необходимо пройти процедуру его регистрации на сайте tm-ok.ru . Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на tm-ok.ru. При самостоятельной регистрации Вы можете сильно затянуть процесс, либо вообще зарегистрировать свою интеллектуальную собственность так, что она не будет защищена законом.


Никто и никогда из нас не будет готов к смерти родного и близкого нашему сердцу человека. Это всегда пренеприятное и неожиданное событие, которое требует времени, чтобы пережить...


Тонировка стёкол – это дань моде и один из способов тюнинга автомобиля. Не всем пассажирам, а тем более водителю, нравится, когда их разглядывают посторонние прохожие. Да и в...


Своеобразные черты преступности несовершеннолетних детей приводят законодателей к надобности тщательного регламента криминальной ответственности данной категории нарушителей....


Строительство дома собственными силами – это сложная и ответственная работа. При подготовке к строительству, надо выполнить такие действия, как разравнивание земли, разметка, ну...

Примечание: Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты

Принятый Государственной Думой федеральный закон текстуально оформляется на официальном бланке (так называемый "красный бланк"), проходит тщательную юридическую и лингвистическую экспертизу на предмет соответствия проголосованному депутатами тексту и в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

    этап – одобрение (или отклонения) Федерального закона Советом Федерации

Примечание: Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 24 часа, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации (или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации) определяет комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон. Так же возможно одобрение федерального закона без рассмотрения. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Решение об одобрении или отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, а отклоненный закон в тот же срок вместе с постановлением Совета Федерации возвращается в Государственную Думу. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким образом федеральный закон передается на рассмотрение Президента Российской Федерации, минуя повторное рассмотрение в Совете Федерации. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в измененной редакции, этот закон оформляется и направляется в Совет Федерации как вновь принятый.

III . этап – подписание (отклонение), обнародование Федерального закона Президентом РФ

Примечание: Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Обнародованием закона - доведение федерального закона до всеобщего сведения по телевидению и радио, а также путем рассылки государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передачи по каналам связи, распространения в машиночитаемой форме. Официальное опубликования в «Российскую газету», «Парламентская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Федеральные законы по общему правилу вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.

Президент РФ - не пассивный участник данной стадии законодательного процесса; он вправе в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему принятого федерального закона наложить на него вето (от латинского vеtо - запрещаю). Право вето Президента РФ является не абсолютным, а относительным. Вето Президента Российской Федерации может быть преодолено повторным рассмотрением федерального закона, если он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы. Преодоление парламентом наложенного Президентом Российской Федерации вето на федеральный закон порождает для главы государства безусловную обязанность подписать закон в течение семи дней и обнародовать его. Одновременно глава государства сохраняет право обратиться при наличии соответствующих условий в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности подписанного им и обнародованного федерального закона.

Правительство РФ

Примечание: Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

    Местное самоуправление

Примечание: Местное самоуправление - это система, в которой есть субъекты, объекты, отношения между субъектами по поводу объектов управления, объективная и субъективная сторона этих отношений, нормативные акты и акты индивидуального характера. Субъект местного самоуправления - население. Население самостоятельно решает вопросы местного значения. Под ними понимаются все вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности местного сообщества. Местное самоуправление (как институциональная, нормативная и другая система) обеспечивает решение вопросов местного значения. Нормативная база, организация власти, управленческая деятельность органов местного самоуправления, складывающаяся местная практика - все это служит надлежащему решению местных проблем. Именно населению, местному сообществу в целом принадлежит право самостоятельно решать вопросы, затрагивающие интересы сообщества в целом. Пути осуществления местного самоуправления:

1) через прямое народное волеизъявление;

2) через выборные органы;

3) через другие (невыборные) органы.

Инструкция

Нормативный правовой акт - акт, содержащий правовые нормы, то есть правила, регламентирующие те или иные стороны . Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это акт высшей юридической силы, содержащий нормы, регулирующие наиболее важные стороны общественной и государственной жизни, и рассчитанный на неоднократное . Закон принимается исключительно законодательными органами власти Российской Федерации. Закон принятый Федеральным Собранием является федеральным и действует на всей территории государства; принятый региональным парламентом – является законом субъекта РФ и имеет силу только в границах соответствующего региона.

Подзаконный же акт – это акт, основанный на нормах закона, издаваемый и применяемый органами исполнительной власти на основании и во исполнение положений закона. По юридической силе подзаконный акт стоит ниже закона и должен противоречить его нормам.

К законам в РФ относятся Конституция, федеральные конституционные законы, законы субъектов РФ. Подзаконными актам являются указы Президента, постановления Правительства, приказы, положения федеральных , ведомств, постановления органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон – это нормативно правовой акт, посвящённый наиболее важным сторонам экономической, общественной, политической жизни общества и государства. Перечень важнейших общественных отношений, по которым принимаются федеральные законы, обозначен в Конституции Российской Федерации - это установление системы федеральных органов государственной власти, защита прав и свобод человека и гражданина, основы экономической, социальной, культурной, налоговой, бюджетной, финансовой политики России, обороны, безопасности, государственной службы, внешней политики, государственной границы, уголовного, гражданского законодательства и т. д. К федеральным законам относится, например, закон «О полиции» - регламентирующий деятельность этого правоохранительного органа, или закон «Об » - устанавливающий правовые основы образования в РФ. Кодексы Российской Федерации, например, Уголовный, Гражданский или Трудовой - также являются федеральными законами.

Федеральный закон по юридической силе стоят выше всех иных нормативных актов Российской Федерации, за исключением Конституции, федеральных конституционных законов, а также норм международного права. Приставка «федеральный» означает то, что нормы федерального закона обязательны к исполнению на всей территории РФ, во всех её субъектах. Когда закон субъекта РФ противоречит федеральному - по юридической силе выше нормы федерального закона, за исключением случаев указанных в части 6 76 Конституции РФ.

Порядок принятия федерального закона называется законодательным процессом и регламентируется Конституцией Российской Федерации. Закон является принятым и вступившим в силу на территории РФ, когда он внесён на рассмотрение в обе палаты Федерального Собрания (Государственная Дума и Совет Федерации), рассмотрен палатами, принят ими, и далее подписан и обнародован Президентом Российской Федерации.



 

Возможно, будет полезно почитать: