Статус субъекта может быть изменен с согласия. Порядок изменения статуса субъектов РФ

И соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором . Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.

Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя прежде всего как программиста; следовательно, программист — его главный статус.

Социальный престиж человека

Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа.

Социальный престиж - это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в .

Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например, престижными считаются профессии экономиста или юриста; образование, полученное в хорошем учебном заведении; высокая должность; определенное место проживания (столица, центр города). Если говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.

Социальная роль

Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет.

Социальная роль представляет собой совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.

Иными словами, если кто-то занимает в обществе определенное положение, от него будут ожидать соответствующего поведения.

От священника ожидают поведения, соответствующего высоким моральным стандартам, от рок-звезды — скандальных поступков. Если священник станет вести себя скандально, а рок-звезда — читать проповеди, это вызовет недоумение, недовольство и даже осуждение публики.

Для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, мы должны ожидать, что люди будут исполнять свои роли и действовать в рамках предписанных обществом правил: преподаватель в вузе будет учить нас научным теориям, а не ; врач будет думать о нашем здоровье, а не своем заработке. Если бы мы не ожидали от других исполнения своих ролей, мы не смогли бы никому доверять и наша жизнь наполнилась бы враждебностью и подозрительностью.

Таким образом, если социальный статус — это позиция человека в социальной структуре общества с определенными правами и обязанностями, то социальная роль — это функции, выполняемые человеком в соответствии со своим статусом: поведение, которое ожидают от обладателя этого статуса.

Даже при одинаковом социальном статусе характер исполняемых ролей может значительно варьироваться. Это связано с тем, что исполнение ролей носит личностную окраску, а сами роли могут иметь разные варианты исполнения. Напри м с р. обладатель такого социального статуса, как отец семейства, может относиться к ребенку требовательно и строго (играть свою роль в авторитарном ключе), может строить отношения в духе сотрудничества и партнерства (демократический стиль поведения) или может пустить события на самотек, предоставив ребенку широкую степень свободы (попустительский стиль). Точно таким же образом разные актеры театра сыграют одну и ту же роль совершенно по-разному.

В течение жизни положение человека в социальной структуре может изменяться. Как правило, эти изменения связаны с переходом человека из одной социальной группы в другую: из неквалифицированных рабочих в специалисты, из жителей села в горожане и т.д.

Особенности социального статуса

Статус - это социальная позиция, которая включает профессию данного типа, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности. Например, статус гражданина И.И. Иванова определяется так: «продавец» — профессия, «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» — экономические черты, «член ЛДПР» — политическая характеристика, «мужчина в возрасте 25 лет» — демографическое качество.

Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.

Важно, что обязанности индивида пред полагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан — выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. Еще в Древней Ассирии был такой порядок (зафиксированный в законах Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это — одна из ранних и примитивных форм проявления ответственности. Ныне формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. В современном обществе права, свободы и обязанности определяются социальными нормами, законами, традициями общества.

Таким образом, статус — позиция индивида в , которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Пензы, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус — наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Заданный (прирожденный, предписанный) статус определяется полом, национальностью, расой, т.е. характеристиками, заданными биологически, наследуемыми человеком помимо его воли и сознания. Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола, социально приобретенного. С помощью хирургических операций мужчина, который с детских лет играл в куклы, одевался, как девочка, мыслил и чувствовал себя, как девочка, может стать женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но не получил при рождении. Какой пол — мужской или женский — следует в этом случае считать прирожденным? Однозначного ответа нет. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности при надлежит человек, родители которого-лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.

Обретенный статус — это статус, который человек получает при определенных условиях. Так, старший сын английского лорда после его смерти наследует этот статус. Система родства обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кровное родство («сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка», «дедушка», «тетя», «кузен»), то некровные родственники обладают обретенным статусом. Так, женившись, человек может получить в родственники всю родню жены. «Теща», «тесть», «свояченица», «свояк» — это обретенные статусы.

Достигаемый статус - социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.

Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). В частности, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия: у рядового, майора, генерала разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы.

Статусный образ , или имидж, — совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Например, президент не может проспать встречу с лидером другой страны, преподаватели вузов не могут спать пьяными в подъезде, так как это не соответствует их статусному образу. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности (амикошонству), т.е. бесцеремонного, развязного отношения.

Различия между людьми, обусловленные приписанным статусом, заметны в той или иной степени. Обычно каждый человек, так же как и группа людей, стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах продавец цветов может стать вице-премьером страны, миллионером. Другим это не удается, поскольку мешает приписанный статус (пол, возраст, национальность).

В то же время некоторые социальные слои пытаются повысить свой статус, объединяясь в движения (женские движения, организации типа «союза предпринимателей» и т.д.) и лоббируя свои интересы повсюду. Однако существуют факторы, которые препятствуют попыткам отдельных групп изменить свой статус. Среди них — этнические противоречия, попытки других групп сохранить статус-кво, нехватка сильных лидеров и т.д.

Таким образом, под социальным статусом в социологии понимается положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе. Поскольку каждый человек является членом различных , он является обладателем множества статусов (т.е. носителем некоторого статусного набора). С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может себе позволить, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий. В целом статус можно обозначить как позицию индивида в социальной структуре общества, связанную с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Конституционно-правовой статус – правовое положение субъекта Российской Федерации, которое определяется Конституцией РФ и конституцией (уставом) субъекта РФ, принимаемой законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта (ч. 1-2 ст. 66 Конституции РФ).

Первоначально Конституция РФ 1993 года установила, что в состав Российской Федерации входят 89 субъектов. Со временем состав субъектов Российской Федерации изменился: 5 федеральных конституционных законов сократили число субъектов РФ с 89 до 83 субъекта с 1 марта 2008 г.

Первыми решение об объединении приняли Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ. 1 декабря 2005 года в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" прекратили существование Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ и вместо них был образован новый субъект Российской Федерации - Пермский край.

Затем объединились Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ в новый субъект Федерации - Красноярский край. 23 октября 2005 года прошли референдумы по третьему объединению субъектов РФ – голосования по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край. Следующими объединились Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в результате появился новый субъект РФ - Иркутская область. В результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа был образован Забайкальский край.

В ближайшие годы возможно дальнейшее объединение субъектов Российской Федерации, что, вероятно, приведет к исчезновению таких видов субъектов Российской Федерации как автономный округ и автономная область.

Все субъекты РФ перечислены в статье 65 Конституции России. Среди 83 субъектов Российской Федерации Конституция России выделяет следующие виды – республики (21), края (9), области (46), города федерального значения (2), автономные округа (4), автономная область (1). В этом Российская Федерация уникальна – в других федеративных государствах субъекты федерации именуются одинаково (штаты, земли, провинции и т.п.) и число их значительно меньше.

Таким образом, субъектами Федерации провозглашены: 1) национальные государственные образования (республики), 2) территориальные образования (края, области, города федерального значения) и 3) национально-территориальные (автономные) образования (автономная область и автономные округа).

В связи с этим возможно рассматривать федеративное устройство России как включающее в свой состав субъекты, образованные, как по национальному, так и по территориальному признаку.


Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации характеризуется рядом основных признаков.

1. В каждом субъекте Федерации имеется свой базовый правовой акт конституция у республик, устав –у других субъектов Федерации и законодательство . Так как компетенция всех видов субъектов РФ в основном совпадает, то и их основополагающие правовые акты –конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов –имеют одинаковую юридическую силу.

Конституция России предусматривает полномочие Конституционного Суда РФ разрешать дела о соответствии конституций и уставов субъектов Федерации Конституции РФ.

2. Федерация совместно с самим субъектом РФ определяет его конституционно-правовой статус . Согласно статье 66 Конституции РФ статус республики определяется Конституцией России и конституцией республики, статус субъектов РФ остальных видов определяется также Конституцией России и уставом соответствующего субъекта Федерации.

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, субъект РФ не вправе в одностороннем порядке изменить свой статус. Изменение государственного статуса субъекта РФ может иметь место только без изменения территории и границ Российской Федерации.

3. В Конституции РФ, как уже отмечалось, провозглашается равноправие субъектов Федерации и, в частности, равноправиесубъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (статья 5).

4. Каждый субъект РФ имеет свою территорию .Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия (статья 67 Конституции РФ).

5. У каждого субъекта РФ есть собственная система органов государственной власти , которая устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77 Конституции РФ).

6. Субъект РФ имеет право на участие в процессе принятия решений на федеральном уровне – с тем чтобы более полно обеспечивался учет его потребностей и законных интересов.

7. Субъекты РФ вправе в соответствии со статьей 72 (пункт "о" части 1) Конституции РФ осуществлять международные и внешнеэкономические связи , при условии что такие связи не вторгаются в полномочия и прерогативы Российской Федерации как суверенного государства, и что их координация определяется федеральным законом и принимаемыми на его основе законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

8. Статус субъекта РФ характеризуется наличием государственной собственности субъекта Федерации.

9. Каждый субъект РФ имеет право на свои символы , которыми могут быть флаг, герб, гимн. У субъекта Федерации может быть своя столица или административный центр.

1. Виды субъектов Российской Федерации, особенности их конституционно-правового статуса.

2. Проблемы реализации принципа равноправия субъектов Российской Федерации.

3. Особенности правового статуса отдельных видов субъектов.

4. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. Виды административно-территориальных единиц.

Доклад: Право сецессии в конституционном праве.

Задание на самостоятельную подготовку:

1. Как Вы оцениваете идею превращения РФ в унитарное государство?

2. Каковы проблемы равноправия субъектов РФ и в чем выражена асимметричность РФ?

3. Можно ли говорить о суверенитете субъектов РФ? Какова позиция Конституционного Суда в этом вопросе?

4. Каким образом может быть изменен статус субъектов РФ?

5. В чем отличие изменения статуса от изменения наименования субъекта РФ?

6. Могут ли субъекты РФ выйти из состава России?

Тесты:

1. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы …

а) деятельности в космосе

б) природопользования

в) войны и мира

г) амнистии и помилования

2. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы …

б) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

в) федеральной государственной службы

3. Конституция Российской Федерации __________ полномочия субъектов Российской Федерации.

а) не перечисляет

б) перечисляет

в) закрепляет

г) растолковывает



4. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится законодательство …

а) уголовно-исполнительное

б) гражданское

в) арбитражно-процессуальное

г) о недрах

5. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы …

а) режима пограничных зон

б) адвокатуры и нотариата

в) федерального бюджета

г) защиты семьи, материнства, отцовства и детства

6. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы …

а) федеративного устройства и территории РФ

б) обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности

в) гражданства в РФ

г) денежной эмиссии

7. К принципам федеративного устройства Российской Федерации относится принцип …

а) равноправия субъектов Российской Федерации

б) неравноправия субъектов Российской Федерации

в) государственной раздробленности

г) отсутствия единства системы органов государственной власти

8. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к предметам ведения Российской Федерации относится …

а) административно-процессуальное право

б) административное право

в) трудовое право

г) уголовно-процессуальное право

9. В соответствии с федеральным законодательством, структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется …

а) федеральным законом

б) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации

в) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации

г) указом Президента РФ

10. Изменение границ между субъектами Российской Федерации …

а) допускается

б) не допускается

в) допускается только в условиях чрезвычайного положения

г) осуществляется на основе указа Президента Российской Федерации

11. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы …

а) установления системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти

б) таможенного регулирования

в) федерального коллизионного права

г) административного и административно-процессуального законодательства

12. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации исключительно в ведении Российской Федерации находятся вопросы …

в) принятия и изменения Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением

г) установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления

13. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к предметам ведения Российской Федерации относится …

а) воспитания, образования, науки, физической культуры и спорта

б) защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

в) установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления

г) правовое регулирование интеллектуальной собственности

14. К признакам федерации как формы государственного устройства не относится такой признак, как …

а) право субъекта федерации самостоятельно выходить из состава федерации

б) воспитания, образования, науки, физической культуры и спорта

в) защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

г) все ответы верны

15. К предметам ведения Российской Федерации, закрепленным в ст. 71 Конституции РФ, относится …

а) защиты прав и свобод человека и гражданина

б) федеративное устройство

в) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

г) установления общих принципов налогообложения и сборов в РФ

16. На основе договора было создано такое федеративное государство, как …

а) РСФСР в 1918 году

б) СССР в 1922 году

в) Россия в 1992 году

г) Россия в 1993 году

17. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется _________ Российской Федерации.

а) Конституцией

б) Федеральным законом

в) Федеральным конституционным законом

г) Указом Президента РФ

18. Согласно федеральному законодательству высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации …

а) назначается Президентом РФ

б) утверждается на референдуме

в) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации

г) все ответы верны

19. Сущностью Федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 года, стало разграничение предметов ведения и полномочий между …

а) органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

б) органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления

в) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

г) все ответы верны

20. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и __________ республики.

21. Для __________, как субъектов Российской Федерации, допускается наличие своего собственного государственного языка.

22. Статус автономной области определяется Конституцией Российской Федерации и __________ автономной области.

23. Основной закон республик в составе Российской Федерации называется _________

24. Основной закон города федерального значения в составе Российской Федерации называется _________

Возможность изменения статуса субъекта РФ прямо предусматривается Конституцией РФ. Устанавливается, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч.5 ст.66).

Согласно приведенному конституционному положению одностороннее изменение статуса субъекта РФ не допускается. Условия, формы согласования, участники согласования и порядок принятия соответствующих решений по изменению статуса субъекта РФ должны определяться федеральным конституционным законом об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. В случае выполнения требований, предусмотренных этим законом к изменению статуса субъекта РФ, должен быть принят конкретный федеральный конституционный закон об изменении статуса данного субъекта РФ (ч.1 ст.137 Конституции РФ).

Федеральный конституционный закон, в соответствии с которым может осуществляться изменение статуса субъекта РФ, пока не принят. Поэтому предоставленное конституцией РФ право в настоящее время не осуществимо.Потребность в разработке федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта РФ не признается политически насущной. Однако такая работа должна проводиться, а законодательное оформление соответствующего института не может длиться десятилетиями. Поскольку в данном случае речь идет о реализации конституционных правомочий субъектов РФ и России как федеративного государства.

При подготовке федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта РФ могут быть учтены государственно-правовая практика России и зарубежный опыт.

Например, в РСФСР статус ее субъектов изменялся путем смены их государственно-правовой формы. Так, советская автономная республика в составе РСФСР могла быть преобразована в республику в составе Союза ССР ("повышена в статусе") и наоборот – союзная республика в составе СССР могла быть преобразована в автономную республику в составе РСФСР ("понижена в статусе").

Наряду с этим существовал богатый опыт преобразования автономных областей советской России в советские автономные республики ("повышение в статусе").Поскольку союзные республики в СССР и автономные образования в составе РСФСР (республики, области, округа) имели не одинаковый статус, постольку изменение их государственно-правовой формы означало не только существенное расширение (либо сужение) их политических прав, но и существа их взаимоотношений с федеральным центром.

В современной России теоретически возможная смена государственно-правовой формы субъекта РФ не ведет к трансформации основных параметров его статуса. В этом случае изменяется содержание лишь отдельных его компонентов (утрата или приобретение отдельных прав и обязанностей).

В частности, гипотетически возможный выход автономного округа из края, области может сопровождаться преобразованием округа в область (автономную область). В то же время выход Чукотского автономного округа из Магаданской области в 1992 г. не привел к смене государственно-правовой формы, но изменение его положения по отношению к "материнской" области существенно.

Государственно-правовой опыт новой России знает случаи выдвижения предложений о выходе из состава края, области других автономных округов (Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского, Таймырского). Однако эти предложения не были реализованы в силу политико-эконо­мической нецелесообразности. Отрицательному решению во многом способствовало и отсутствие необходимых юридических процедур.

Ставился также вопрос о преобразовании Свердловской области в Уральскую республику. Данная инициатива получила резкую отрицательную оценку федерального центра, а ее "автор" – губернатор Э. Россель был отправлен в отставку (1995 г.).

Существовали проекты создания еще трех республик: Дальневосточной, Южнорусской и Вологодской. Известен и так называемый "ультиматум тридцати двух", в котором края и области требовали предоставления им статуса республик.

Выдвигались предложения и по объединению Ленинградской области и Санкт-Петербурга (1996-1999 гг.), Московской области и Москвы (1999-2000 гг.).

Предлагалось также присоединить Ненецкий автономный округ к Республике Коми, а Республики Алтай и Адыгея – к Алтайскому краю и Краснодарскому краю соответственно.

57. Предмет ведения РФ .

Предметы ведения РФ перечислены в Статье 71 Конституции РФ (По вопросу о применении отдельных положений статьи 71 см. определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 250-О ):

а) принятие и изменение Конституции РФ и ФЗ, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория РФ ;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти (О толковании пункта «г» статьи 71 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П );

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области гос., экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет ; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира ;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность ; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита гос. границы , территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

о) судоустройство; прокуратура ; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания РФ;

т) федеральная государственная служба.

58. Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов . Предметы ведения субъектов РФ.

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Феде рации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам. Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким об­разом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей ―субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации. Одним из наиболее сложных вопросов функционирования российского федерализма является проблема сферы ведения и полномочий самой Федерации и ее субъектов. Эта проблема, кстати, является наиболее трудноразрешимой и для многих зарубежных федераций. Конституция РФ при закреплении предметов ведения самой Федерации и ее субъектов исходит из принципа установления отдельно вопросов ведения Российской Федерации и вопросов совместного ведения Федерации и ее субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации и ее субъектов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. В ведение Российской Федерации входят наиболее существенные вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, оборонной, законодательной и других сфер деятельности (ст. 71 Конституции).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

вопросы защиты прав и свобод человека;

вопросы обеспечения законности и правопорядка;

вопросы общественной безопасности;

режим пограничных зон;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей;

разграничение государственной собственности;

охрана окружающей среды;

защита семьи и социальная защита граждан;

установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

координация международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации;

выполнение международных договоров Российской Федерации и другие вопросы внутренней, внешней и социально-экономической политики как самой Федерации, так и ее субъектов.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне предметов ведения Российской Федерации и вне предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Проблемы разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами приняли довольно острый характер в связи с намерениями центральных властей к укреплению вертикали исполнительной власти в Российской Федерации.

59. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус РФ - это совокупность прав и обязанностей РФ как федеративного государства. Ее правовой статус определен Конституцией РФ 1993 г. и Федеративным Договором от 31 марта 1992 г.

Одним из основных свойств РФ как государства является ее суверенность, которая выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости.

Это прямо вытекает из общепризнанного принципа международного права, изложенного, в частности, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. В этой Декларации установлено: "Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектностигосударства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права".

Государственная власть возникает лишь в результате суверенных прав народа и обладает полномочиями в пределах, определенных народом в соответствии с демократической процедурой.

Государственная власть и олицетворяющие ее органы не обладают суверенитетом, поскольку последний является свойством государства. Применительно к органам государства можно говорить только об объеме властных полномочий. Объем полномочий каждого органа государства зависит от того, как определены границы этих полномочий. Даже самая высшая власть не может освободить себя от права, то есть выйти за пределы, установленные в правовых нормах.В Конституции РФ закреплены основные признаки государственного суверенитета России:

1. верховенство федерального права над правом субъектов Федерации;

2. неприкосновенность границ и территориальная целостность;

3. единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем;

4. единая армия (единые Вооруженные Силы), право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан (право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения и т.д.), право на защиту интересов государства и его граждан вовне (международная политика, внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность);

5. государственная монополия на регулирование и управление важнейшими отраслями народного хозяйства России, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары.

Наиболее типичным случаем противоречий между российской Конституцией и конституциями (уставами) субъектов РФ, направленным на вымывание элементов государственного суверенитета России является нарушение принципа верховенства Конституции России и федеральных законов.

60. Статус государственного языка. Языковое равноправие. Декларация о языках народов

В соответствии со статьей 68 Конституции государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ .

РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка , создание условий для его изучения и развития.

Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.
По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Комм. Андриченко Л.В.

В соответствии с данной статьей основные положения, касающиеся статуса, т.е. правового положения субъекта Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим все субъекты Российской Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, регламентирующие его статус. Так, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики. Аналогично определяется и статус других субъектов Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - с той лишь разницей, что наряду с Конституцией Российской Федерации он определяется уставом соответствующего субъекта, принимаемым его законодательным (представительным) органом. При этом следует отметить, что подготовка и принятие таких уставов - новое явление в конституционном развитии, федеративном устройстве и развитии государственности Российской Федерации.
Таким образом, и уставы, и конституции субъектов имеют одно и то же назначение. Роль устава аналогична роли конституции в республике - и тот и другой регулируют сходные виды правоотношений.
При этом оба документа подлежат одинаковой государственно-правовой защите, исходя из равноправия субъектов в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (см. комментарий к ст.5 Конституции).
Из содержания комментируемой статьи вытекает, что субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить свой статус. Конституции республик и уставы других субъектов, являясь частью правовой системы Российской Федерации, не могут противоречить ее Конституции, которой отведено главенствующее место в определении статуса субъектов. Вместе с тем в своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации, естественно, могут и должны учитывать имеющиеся у них особенности, в числе которых специфические особенности их территории и проживающего на них населения, в том числе особенности его национального состава.
Основываясь на уже упомянутом способе определения статуса субъекта Российской Федерации, Конституция предусмотрела возможность регламентации статуса автономной области и автономных округов также и путем принятия соответствующего федерального закона об автономной области, автономном округе ( Конституции). Такие законы могут быть приняты в отношении каждого из этих субъектов по представлению их законодательных и исполнительных органов. Вместе с тем возможно принятие и единого федерального закона об автономных округах.
Автономная область находится в составе Российской Федерации. Из 10 автономных округов 9 в настоящее время входят в состав краев и областей. Непосредственно в состав Российской Федерации сейчас входит лишь Чукотский автономный округ, который вышел из состава Магаданской области в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации».
Взаимоотношения между краями, областями и автономными округами строятся на основе сотрудничества и могут регулироваться уставами соответствующих субъектов и договорами между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области. Названные договоры наряду с другими вопросами могут закреплять делегирование части полномочий органов государственной власти автономных округов органам государственной власти края, области. Кроме того, взаимоотношения между краями, областями и автономными округами, согласно Конституции, могут регулироваться также и соответствующим федеральным законом. Пока такой закон не принят. Однако необходимость его принятия не вызывает сомнений, учитывая особенности характера взаимоотношений этих субъектов. В числе важнейших вопросов, требующих урегулирования в данном законе, принципы разграничения объектов собственности, находящихся на территории данных субъектов, и полномочий по управлению ими; порядок разрешения споров и защиты интересов каждого из этих видов субъектов Российской Федерации. В предмет регулирования данного закона должно войти также определение основных требований к договорам между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, края, области, порядка их заключения, регистрации и расторжения.
Конституция Российской Федерации в закрепляет возможность изменения статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта.
Преобразование конституционно-правового статуса субъекта, например области в республику или наоборот, в принципе может привести и к его переименованию. Но изменение статуса субъекта Федерации, видимо, возможно и в рамках одного наименования субъекта, например при выходе автономного округа из состава края или области. Регулирование изменения статуса субъекта Российской Федерации должно осуществляться на основе федерального конституционного закона. Принятие его предусматривается Конституцией Российской Федерации. В этом акте, полагаем, следует сформулировать основания для постановки вопроса об изменении субъектом Федерации своего статуса и процедуру рассмотрения соответствующих вопросов. В нем должны предусматриваться: обязательное предварительное решение данного вопроса субъектом Федерации; возможность проведения регионального консультативного референдума; порядок рассмотрения в федеральном парламенте; способы разрешения разногласий и порядок обжалования в Конституционный Суд РФ в случае отказа в положительном решении вопроса.



 

Возможно, будет полезно почитать: