Местоположение земельного участка. Кадастровый блог сергея матвеенко

Консультирует Кирилл Калашников, «ТелекомПлюс»

Одними из наиболее распространенных земельных споров являются споры о границах земельных участков (освобождение самовольно занятого земельного участка, восстановление границ участка, оспаривание результатов межевания, исправление кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка, установление границ участка и др.). Собственники земельных участков нередко заблуждаются по поводу своих владений, а точнее обманываются в своих представлениях о месте прохождения границ их земельных участков.

До определенного момента времени такое положение может устраивать всех, в том числе и соседей, пока кто-нибудь из них не станет считать, что другой сосед захватил часть его территории. в этом случае ни один из соседей не сможет доказать свою правоту, поскольку граница между участками четко не установлена. Во многом избежать подобных споров можно с помощью установления точных границ в процессе межевания.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

Земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 Земельного кодекса РФ; п. 7 ст. 38 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ). Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ) и определяются межеванием.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (пп. 3, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 221-ФЗ). Согласно пп. 7, 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

При отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Границы земельного участка установлены в процессе межевания, но какая-либо из сторон считает, что по факту сосед захватил часть его территории.

Поскольку в кадастровом паспорте указано, что границы соответствуют результатам межевания, спор между соседями о границах связан с противоречием между документами на земельный участок (кадастровый паспорт, материалы межевания) и представлениями соседей о фактическом прохождении границы.

Произвести «вынос точек на местности» . Данная работа может быть выполнена только лицензированной землеустроительной компанией. Суть заключается в установлении на местности специалистами, осуществляющими геодезическую съемку, поворотных точек, которые зафиксированы в едином государственной реестре и официально являются границами земельного участка. Данные поворотные точки рекомендуется закрепить установлением специальных межевых знаков. Это позволит наглядно показать, как проходит граница земельных участков.

После получения фактических данных - закрепления границ на местности - наступает стадия переговоров с соседом . На этой стадии уже визуально определяется, где проходит граница, было ли ее нарушение и с чьей стороны, и возможно разрешить спор путем устного соглашения об устранении нарушений границ.

В случае если все же конфликт не исчерпан, спор необходимо решать в судебном порядке.

Точные границы земельного участка не установлены, межевание земельного участка не проводилось, собственники соседних земельных участков имеют разное представление о месте прохождения границ.

В случае если соседние земельные участки стоят на кадастровом учете условно и их границы определены декларативно или не стоят на кадастровом учете вовсе, спор между соседями связан с фактическим отсутствием установленных границ. Для разрешения конфликта необходимо осуществить ряд действий.

Начать процесс межевания земельного участка. При этом в процессе межевания следует осуществить измерение площади земельных участков не только вашего земельного участка, но и всех земельных участков, окружающих спорные. Это даст возможность сравнить фактические площади земельных участков и площади, указанные в документах на землю. При сопоставлении полученных данных можно будет установить излишки фактически используемых участков и недостающие площади. Более того, путем сопоставления данных измерений площади окружающих земельных участков может быть выявлено, что захват территории произошел совершенно в другом месте. Границы земельного участка устанавливаются на основе геодезической съемки земельного участка и существующих документов на землю.

При геодезической съемке важным аспектом является также определение местоположения зданий и их расположение относительно границ земельного участка. Эти данные могут быть использованы при защите своих интересов, если сосед построил здание на границе земельных участков в нарушение существующих строительных норм.

На основании полученных объективных данных необходимо провести переговоры с соседями по установлению и согласованию границ земельного участка. Важным документом межевого дела является акт согласования границ земельного участка с собственниками смежных земельных участков, который подтверждает согласие соседей с установлением именно таких границ.

В случае недостижения соглашения по данному вопросу спор о границах земельного участка передается в судебные органы . В этом случае судом будет рассматриваться комплекс факторов, в том числе фактическое землепользование, результаты геодезической съемки, существующие документы на землю, сопоставление площадей земельных участков, экспертные заключения.

Ответы на другие актуальные правовые вопросы ищите .

Особое место в перечне документов, представляемых целей кадастрового учета земельного участка, занимает межевой план. Это - документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории (кадастровой выписки соответствующем земельном участке). Он содержит сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, а также - данные об образуемых земельном участке (участках), части земельного участка (частях). Или же межевой план может содержать новые (необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости) сведения о земельном участке (участках). Форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются нормативно-техническими актами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Межевой план создается и подписывается кадастровым инженером. Основанием для выполнения работ по созданию межевого плана служит соответствующий договор подряда, заключаемый между исполнителем и заказчиком. Цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами составления твердой сметы, приобретающей силу и рассматриваемой в качестве части договора подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее заказчиком кадастровых работ. Межевой план состоит из двух частей: графической и текстовой. В графической части документа:

Воспроизводятся (отображаются в установленных условных знаках) сведения кадастрового плана соответствующей территории (кадастровой выписки о соответствующем земельном участке);

Указываются (отображаются в установленных условных знаках) местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части документа указываются (описываются в установленном порядке) в требуемом объеме сведения о земельном участке (участках), необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством, в этой же части приводятся сведения о согласовании местоположения границ земельных участков (в форме акта согласования местоположения таких границ, см. далее).

В зависимости от цели кадастрового учета, межевой план включает следующие сведения:

Об образуемом земельном участке (земельных участках) - в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет соответствующего земельного участка (земельных участков);

О части (частях) земельного участка - в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части (частей) земельного участка;

Новые данные (необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости), сведения о земельном участке (участках) - в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учи та заявления об учете изменений уникальных характеристик земельного участка (участков).

Одной из основных уникальных характеристик земельного участка - не только значимых для его правильного учета, но влияющих на его стоимость - является его площадь, определяемая как площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Поясним, что фактическое местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определение координат характерных точек таких границ. Другими словами точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Однако местоположение отдельных частей границ земельного участка может устанавливаться и посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения. В том числе - на линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельны» частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Порядок установления характерных точек границ земельного участка, порядок определения их координат, а также требования к точности определения таких координат устанавливаются нормативно-техническими актами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

При уточнении границ земельного участка (не путать с согласованием) их местоположение определяется:

На основе сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок;

При отсутствии такого документа – на основе сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Если же вышеуказанные документы отсутствуют (утрачены или непригодны к использованию по назначению), то в качестве границ земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов, либо объектов искусственного происхождения.

Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета. А именно - заявления об учете изменений уникальных характеристик земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ). Согласование местоположения границ проводится с гражданами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (кроме случаев, когда такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение либо постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования. Из числа предоставленных в такое пользование гражданам до вступления в действие ЗК РФ (см. ранее);

В согласовании могут принимать участие граждане - правообладатели или их доверенные лица. По выбору заказчика кадастровых работ согласование местоположения границ может быть проведено с установлением границ земельных участков на местности либо без такого установления.

Отметим, что заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ земельного участка с их установлением на местности. Указанное требование подлежи! удовлетворению, за исключением случаев, когда:

Земельные участки, местоположение границ который согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

Подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо внешние границы соответствующих объектов, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

Подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения. По выбору инженера, которому поручено выполнение кадастровых работ, согласование местоположения границ земельного участка проводится либо на специально проводимом собрании заинтересованных лиц, либо в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Уточним, что согласование местоположения границ на специально созванном собрании заинтересованных лиц (без установления границ земельных участков на местности) осуществляется на территории того населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков. Если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию заинтересованными лицами. Извещение о проведении собрания вручается заинтересованным лицам (их полномочным представителям) под расписку либо направляется по их почтовым адресам с уведомлением о вручении. Это извещение должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не позднее чем за тридцать дней до дня проведения данного собрания. Либо оно публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

В извещение о проведении собрания включаются:

Сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков);
порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения’, направления или опубликования извещения;
место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) возражений после ознакомления с проектом межевого плана.

При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

Проверить полномочия заинтересованных лиц или представителей;
обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснен! относительно его содержания;
указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение гранит земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

Результаты согласования местоположения границ земельного участка оформляется актом согласования. Он размещаете на обороте листа графической части межевого плана.

Акт должен быть подписан всеми заинтересованными лицами (их полномочными представителями). Возражения лиц не согласных с результатами согласования, предоставляются собранию в письменной форме с приложением обосновывающих документов. При отказе этих лиц от подписи и от предоставления возражений в акте оформляется соответствующая запись, а местоположение границ считается согласованным.

При поступлении письменных возражений в акте оформляется соответствующая запись. Представленные возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в порядке, установленном ЗК РФ.

К межевому плану с актом, оформленным на обороте его текстовой части, прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка извещения заинтересованных лиц, участвовавших в собрании. Данные документы также являются неотъемлемой частью межевого плана.

При выполнении кадастровых работ в целях кадастрового учета уточнения местоположения границ земельного участка местоположение границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами.

Под заинтересованными лицами в данном случае понимаются:

1. Лица – собственники смежных земельных участков (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены:

  • гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование;
  • юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).

2. Землевладельцы и землепользователи, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или праве аренды на срок более пяти лет (если собственником земли является публичное образование).

Предметом согласования с заинтересованным лицом является определение местоположения границы земельного участка (в отношении которого проводятся кадастровые работы), одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ либо с установлением границ земельных участков на местности, либо без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением следующих случаев:

1. Земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются:

  • лесными участками;
  • земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов;
  • земельными участками в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

3. Подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

Закон о государственном кадастре недвижимости выделяет две формы согласования местоположения границ: коллективная форма (путем проведения собрания со всеми заинтересованными лицами) и индивидуальная форма согласования с каждым заинтересованным лицом. Право выбора конкретной формы принадлежит кадастровому инженеру.

Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

Извещение о проведении собрания вручается заинтересованным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

  • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
  • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Извещение должно содержать в том числе сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, сведения о кадастровом инженере; порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения; место, дату и время проведения собрания о согласовании местоположения границ. Полный перечень сведений, обязательных к включению в извещение, содержится в ст. 39 Закона о государственном кадастре недвижимости.

Извещение о проведении собрания должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не позднее чем за 30 дней до дня проведения собрания. Извещение должно содержать срок для направления заинтересованными лицами возражений по местоположению границ, который не может составлять менее 15 дней с момента получения заинтересованным лицом извещения.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая, когда надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием.

В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным с таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Если же местоположение границ земельных участков не согласовано с заинтересованным лицом и такое лицо представило в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Образование земельных участков

Межеванием является комплекс работ по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание земель, как комплекс работ, включает в себя землеустройство, геодезию и кадастровые работы.

Согласно законопроекту «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» с 01.01.2018 г. запрещается любое распоряжение (согласование распоряжения) земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством РФ . Данный законопроект был разработан для выполнения плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 2236-р от 01.12.2012 г.

Потребность в проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка объясняется тем, что большая часть сведений о границах земельных участков внесена в Государственный кадастр недвижимости без установления таких границ на местности, а именно — по сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах на земельный участок. Если же все-таки производились какие-либо геодезические измерения, то они не имели высокую точность.

Именно поэтому в настоящее время по всей территории РФ огромное количество участков имеет пересечения друг с другом, тем самым вызывая споры и недовольства у собственников таких земельных участков. Процедура уточнения производится с целью устранения таких пересечений границ. Кроме того, уточнение необходимо проводить для внесения сведений об изменении границ и площади земельного участка в базу государственного кадастра недвижимости.

Уточнение границ земельного участка необходимо производить в следующих случаях:

  • если фактическое местоположение границ или конфигурация земельного участка (части земельного участка) не соответствуют сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости,
  • если фактическая площадь земельного участка (части земельного участка) не соответствует площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости,
  • если земельный участок является ранее учтенным и на него имеются все правоустанавливающие документы, но сведения о границах земельного участка отсутствуют в Государственном кадастре недвижимости,
  • если имеет место реестровая (кадастровая) ошибка.

Уточнение местоположения границ и/или площади земельного участка осуществляется путем формирования межевого плана и подачи такого межевого плана в орган государственной регистрации. Межевой план подготавливается кадастровым инженером в форме электронного документа в формате XML, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

При проведении процедуры уточнения границ земельного участка обязательным к включению в состав межевого плана является акт согласования местоположения границ земельных участков. Местоположение границ уточняемого земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей правообладателей смежных (соседних) земельных участков, либо их законных представителей.

Сведения о местоположении границ земельного участка в межевом плане указываются на основании геодезических обмеров, в ходе которых определяются координаты характерных точек границ такого земельного участка.

Если Вам необходимо произвести уточнение границ Вашего земельного участка, либо уточнить площадь земельного участка, позвоните нам, и мы дадим Вам полную консультацию, а также произведем все необходимые для этого работы по разумным ценам и в разумные сроки.

Задайте вопрос нам прямо сейчас

Уточнение границ земельного участка поставленного на кадастровый чет, а также его общей площади производится лишь при наличии документа, который подтверждает законность владения гражданина этой землёй. Результатом же данной процедуры является выписка, содержащая уточненную информацию о конфигурации и площади участка, или же кадастровый паспорт.

Кадастровые мероприятия по установлению границ земельного участка происходят в четкой последовательности, приведенной далее.

  • Изучение правоустанавливающий документации на конкретную территорию, и выявление грамматических или технических ошибок в ней. Выяснение необходимости смены вида или категории разрешенного использования. Получение недостающих сведений из кадастрового плана территории.
  • Проведение геодезических замеров границ участка на местности с учётом фактического расположения ограждения или иных объектов, ограничивающих изучаемую территорию. Формирование акта согласования, подписываемого собственниками смежных участков.
  • Оформление межевого плана, на основании проверки которого в органах кадастрового учета выдается паспорт или выписка.

При этом, следует знать, что в акте согласования имеет силу лишь подпись собственника земли, или же лица, наделенного соответствующими полномочиями по доверенности. В противном случае данный документ считается недействительным.

Заказать уточнение границ земельного участка предлагает наша компания ООО «Центр геодезических и кадастровых услуг». Мы проводим лицензированные топографические и геодезические работы в Москве или Московской области по умеренной стоимости, демонстрируя профессиональный подход и минимальные сроки выполнения заказа любой сложности.

Основным документом для оформления прав на земельный участок является . А как быть, если принадлежащий Вам по документам участок не значится в государственном кадастре? То есть он не является даже ранее учтенным. Или вы хотите «прирезать» к своему участку часть муниципальной земли. А может просто хотите купить участок, принадлежащий местному муниципалитету, который еще не значится в земельном кадастре. Для того, чтобы оформить свои права на него, нужно обязательно поставить его на кадастровый учет. Вот здесь как раз и понадобится схема расположения земельного участка на .

Если не затрагивать Московские правила (касается и Новой Москвы), то как получить схему расположения земельного участка и что с ней делать описано в этой статье.

Что это за документ?

С 1 марта 2015 года вступил в силу (статья 11.10) и , которые и регламентируют оформление и содержание схемы земельного участка.

Схема представляет собой план расположения границ образуемого или перераспределяемых земельных участков (в случае «прирезки») на кадастровом плане территории. По сути эта схема является графическим приложением к распоряжению исполнительного органа государственной власти, описывающим расположение земельного участка на местности. Там указывается конкретное местоположение (координаты до целых метров), конфигурация границ и площадь выделяемого земельного участка.

Для чего она нужна?

Одним из документов, на основании которого выделяется земельный участок (ст. 11.3 ЗК РФ) является утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в составе приложения к решению о выделении. Ее основная цель- предоставление данных об интересующем земельном участке для предварительного согласования с собственником (федеральным или муниципальным представителем).

Схема расположения земельного участка необходима в следующих случаях:

— при образовании земельного участка для предоставления гражданину без проведения торгов или для проведения аукциона по продаже или на право аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

— при образовании земельного участка для последующего изъятия для муниципальных нужд

— при образовании земельного участка, находящегося в муниципальной или госсобственности путем раздела для предоставления физическим и юридическим лицам на праве аренды или безвозмездного пользования

— при образовании земельного участка путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и находящихся в государственной или муниципальной собственности. В простонародье это называется оформлением прирезок к уже имеющемуся земельному участку.

— в некоторых случаях схему требуют для получения разрешения на строительство, в частности для ГПЗУ.

В остальных случаях земельные участки выделяются из земель муниципальных и государственных согласно проекту планировки и межевания территории.

Собирая все вышеизложенное в единое целое, можно определить, что схема расположения земельного участка нужна для предварительного согласования о предоставлении земельного участка в собственность или аренду у муниципалитета или государства . Также, в некоторых случаях, она служит картографическим материалом для определения местоположения и площади земельного участка.

Впоследствии должны будут подготовлены межевые планы по , или .

На их подготовку государство отводит 2 года- именно столько утвержденная схема расположения будет иметь силу.

Кто подготавливает схему земельного участка?

Схема расположения земельного участка утверждается опять-таки решением исполнительного органа государственной власти. Так написано в Законе (). Ключевое слово- утверждается , а вот кем подготавливается? Вот здесь есть несколько путей, по которым на данный момент может проходить подготовка этой схемы. Схему может подготовить администрация, уполномоченная распоряжаться землей, кадастровый инженер, также схему можно оформить самостоятельно. Все пути разные и подходят для разных случаев. Разберем подробнее.

1. Подготовка администрацией.

«Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа, кроме случаев, когда она готовится в целях образования земельного участка для предоставления без проведения торгов» — выдержка из приказа N 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка….». Там же в пункте 15 написано, что в электронной форме схема заверяется электронной подписью исполнительного органа, утвердившего схему. Из этого следует, что электронную схему расположения не может подготовить ни частное лицо ни кадастровый инженер .

Администрация муниципального образования обязана будет готовить схему только в случае реализации земельного участка через торги. В остальных случаях, перечисленных выше ⇑ (« «), схема «может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом», т.е. на практике это означает, что схема будет готовиться за счет Заявителя.

Чтобы было понятно- в электронной форме этот документ подготавливается для межведомственного взаимодействия органа, выделяющего землю и Росреестра. Это делается для того, чтобы в течение 2 лет (или до регистрации права) на месте выделенного участка не образовался какой- нибудь другой участок. Если администрация требует электронный документ с заявителя- она нарушает закон.

2. Подготовка самостоятельно. Как прописано в вышеупомянутом Законе — схему может составить любой гражданин/юрлицо. Ведь там не ставятся никакие подписи и печати (хотя некоторые администрации на этом настаивают). Главное условие- соблюдение всех норм оформления и точности определения координат границы земельного участка (0.01 м). Если Вы обладаете некоторыми навыками владения ГИС- программами, автокадом или ему подобными графическими редакторами- подготовить схему расположения земельного участка на КПТ возможно и самостоятельно.

Для этого нужно заказать в на сайте Росреестра электронную версию КПТ. Загрузить его в графический редактор и обозначить программными средствами границу требуемого участка. Важно соблюдать форму этого документа (цифры, условные обозначения и т.д)- ведь при любой даже незначительной ошибке Вы можете получить отказ. Хотя, даже если все будет идеально- от отказа Вы не застрахованы. Но об отказах ниже.

Вроде бы администрации и выгодно продавать участки, но самоделки они принимают неохотно- часто предлагают «правильных» кадастровых инженеров, -«которые все оформят без проблем» (но втридорога). Также хочется предостеречь Вас от подготовки схемы «на глазок» с применением линеек, циркулей и тому подобных приборчиков- требуемую точность координат (0.01 м) и площади (особенно непрямоугольных участков) без применения программных продуктов Вы не сможете получить.

Еще возникает большая проблема определения местоположения земельного участка, если на кадастровой карте вблизи участка нет никаких границ. «Привязать» участок в таком случае будет очень проблематично.

В общем- если Вы уверены в своих силах и можете точно указать координаты участка, то можно подготовить бумажную схему самостоятельно. Возможно ее придется несколько раз переделывать под требования администрации- зато будет бесплатной. И все-таки во многих случаях схемы самостоятельно оформить не получится- помогут в этом кадастровые инженеры.

3. Подготовка кадастровым инженером. Соответственно, заинтересованное в образовании земельного участка лицо может обратиться к кадастровому инженеру для подготовки схемы расположения ЗУ на КПТ.

Существует 2 варианта подготовки- с выездом специалиста или без- опираясь на пожелания заказчика и кадастровую информацию.

1. С выездом. Если местоположение участка невозможно определить камерально, то кадастровый инженер выезжает на объект и координирует границы участка. Эти измерения можно будет использовать в случае положительного ответа администрации о выделении участка для подготовки межевого плана. То есть для постановки этого участка на кадастровый учет. Стоимость подготовки межплана будет ниже- ведь полевые работы уже проведены. В некоторых случаях, помимо определения границ, потребуется и . Но если администрация не одобрит выделение земли- расходы на оказанные геодезические услуги будут неоправданы.

2. Без выезда. Если местоположение участка можно определить камерально (по кадастровой карте) и администрация района не требует — стоимость услуг, конечно, будет гораздо меньше, как и сроки изготовления (об этом ниже).

Как выглядит и что содержит?



Требования к форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории описаны в . Есть основные две разновидности схемы- для перераспределения участков (дорезка к уже имеющемуся ЗУ) и образования участков. Есть еще схемы для раздела участков, находящихся в государственной собственности. Но они встречаются редко и для рядового гражданина не имеют ценности.

Схема расположения ЗУ (перераспределение), подготовленная Кадастровым инженером пример стр.1

Отличие в том, что при перераспределении указывается на схеме не только интересующий для покупки или аренды участок, но и «исходный» участок, к которому идет присоединение. То есть образуется сразу единый участок вместе с «дорезкой». Если участок образуется обособленно- обозначается только он.

Что должно быть учтено:

— красные линии

Местоположение земельных участков

Местоположение капитальных строений

Границы зон с особыми условиями использования территории


-проекты планировки территории (обычно есть в самой администрации)

С проектами планировки не все так просто- в публичном пользовании их не найти- это сверхзасекреченная информация. Так считают в администрациях, поэтому при подаче схемы для предварительного согласования можно получить отказ вида «при сопоставлении приложенной схемы с данными информационной системы департамента, установлено, что запрашиваемый объект не соответствует утвержденному проекту планировки и межевания » или что- то подобное.

Схема расположения ЗУ (перераспределение), подготовленная Кадастровым инженером пример стр2.

В этом случае получить участок в указанном месте в аренду или в собственность будет очень проблематично- только если Вы добьетесь включения этого участка в проект.

Что должно быть отображено:


— Граница образуемого земельного участка и участков, находящихся на кадастровом учете

— Условные обозначения, используемые при подготовке схемы

— Площадь образуемого участка

— Условный номер участка (если образуются 2 и более)

— Список координат характерных точек в соответствии с изображением на схеме (до 0.01 метра)

— Сведения об утверждении схемы уполномоченными органами.

— Также желательно отобразить и окрестностей.

Во-первых, администрации многих районов считают, что топосъемка обязательна, хотя в законе прямой ссылки на это нет. И все Ваши доводы про то, что она не нужна, упрутся в стену непонимания. Мы с этим сталкивались не раз. Для Вас, как Заказчика подготовки схемы, это выльется в дополнительные расходы.

Во-вторых, топосъемка пригодится Вам во избежание появления проблем. Ведь на участке могут проходить подземные коммуникации, что в дальнейшем может привести к невозможности полноценно пользоваться участком. Топосъемка призвана выявить и нанести на план все сети. Конечно это будет стоить дополнительных средств- но может сэкономить немало нервов впоследствии.

Опять же, органы местного самоуправления всегда имеют свою точку зрения относительно многих пунктов оформления и предоставления схемы, несмотря на букву Закона. Это происходит скорее из-за неповоротливости исполнительной власти на местах. Документ этот не новый, просто к нему предъявляются другие требования. А администрация не всегда хочет менять установленные и удобные формы. Но этого не стоит бояться- если с первого раза схема не устроит представителей муниципалитета- нужно уточнить, что именно. Обычно это незначительные правки в условные обозначения, потому что «они так привыкли». Наши специалисты подготовили уже достаточно схем, чтобы утверждать- даже самые неприступные и недружелюбные администрации уже со второго раза не смогут найти причин для отказа в приеме документа.

К сожалению, никакой гарантии утверждения схемы с первого раза мы дать не можем- часто придумывают странные новые атрибуты для изготовления этого документа. Но это все полбеды. Помимо неточностей в оформлении могут отказать и по другим причинам. Об этом ниже.

Основания для отказа в утверждении схемы

Оснований не так много, но достаточно, чтобы поиграть на нервах «возможного покупателя». Иногда складывается впечатление, что органам исполнительной власти невыгодно предоставлять участки на платной основе, потому что принимают схему неохотно, отказывают по разным причинам часто. Возможно, если не приняли схему с первого раза, у администрации есть свои виды на испрашиваемый участок.

Откажут если:

— схема не соответствует утвержденным требованиям (самая частая причина)

Границы образуемого участка пересекают границы другого участка, поставленного на кадастровый учет или схема которого утверждена ранее до истечения срока ее действия (очень редко бывает, так как при подготовке схемы эти границы учитываются)

Образуемый участок не соответствует требованиям ЗК (можно ознакомиться )

Участок расположен в той области, где существует проект межевания территории (участки образуются только согласно этому документу)

Границы участка не соответствуют проекту планировки территории или землеустроительной документации.

Порядок действий

Чтобы не запутаться в хитросплетениях путей для подготовки документов необходимо придерживаться следующего плана:

  • сначала нужно определиться с границами земельного участка, который Вы хотите выкупить или взять в аренду
  • далее решить, готовить схему самостоятельно или обратиться к кадастровому инженеру
  • если воспользовались услугами кадастрового инженера, то, желательно , сразу сделать замеры на участке
  • после получения/распечатки схемы ее нужно отнести в администрацию того района, где расположен земельный участок в отдел архитектуры и строительства. Заявление можно заполнить на месте
  • если получен отказ- посоветоваться с кадастровым инженером, может что посоветует. Если получили Распоряжение/Постановление об образовании земельного участка- половина пути пройдена
  • далее нужно обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана на постановку на кадастровый учет
  • этот межевой план нужно отнести в ближайший МФЦ и через некоторое время получить кадастровый паспорт на земельный участок
  • вот с этим паспортом нужно уже обратиться опять в администрацию для заключения договора купли- продажи или аренды на земельный участок и оплатить оговоренную сумму
  • и последним пунктом будет поход в МФЦ, чтобы оформить появившиеся права на участок.

Как видно, процедура не быстрая, но необходимая.

Стоимость подготовки схемы

Если есть возможность подготовки схемы без выезда на местность, то стоимость схемы составит 4000р.

Кадастровый инженер: особенности оказываемых им услуг



 

Возможно, будет полезно почитать: