Кто возглавляет верхнюю палату рф. Совет федерации

Нижние и верхние палаты парламента в совокупности образуют федеральный законодательный орган РФ, именуемый Федеральным собранием. Его деятельность регулируется ст. 94 Конституции РФ. Верхняя палата российского парламента называется Советом Федерации, о чём далее вы узнаете подробную информацию.

Общие положения

Верхняя палата парламента Великобритании, России, Америки, а также ряда иных стран отвечает за законодательную базу в государстве. Главенствующим органом в РФ является Федеральное собрание. Ни один нормативный правовой документ не может быть принят без участия этого федерального органа. Верхняя и нижняя палаты парламента образуют ФС РФ. Госдума представляет собой совокупность депутатов, избранных народом непосредственно. Совет Федерации, в свою очередь, формируется благодаря избранию представителей из различных субъектов российского государства. Формирование верхнего звена обусловлено необходимостью поддержания интересов региона в целом.

Верхняя палата российского парламента является постоянно действующим органом. Порядок смены депутатов определяется действующим законодательством. В ГД РФ проводятся выборы каждые 4 года.

Деятельность данного органа регулируется ст. 95 Конституции РФ. Совет Федерации - верхняя палата парламента. Сюда входят по два представителя от каждого субъекта государства. С недавнего времени к численности депутатов прибавилось ещё 2 человека, в связи с присоединением Крыма и Севастополя. Один депутат от региона избирается от субъекта, а другой - от исполнительного. В первом случае роль администрации может исполнять законодательный орган субъекта. Таким образом, верхняя палата парламента формируется стихийно.

16 лет назад был принят закон, который по сей день регулирует деятельность федерального органа. Согласно данному нормативно-правовому документу, верхняя палата парламента России - непрерывно действующий законодательный орган.

Отдельно следует уделить внимание депутатам СФ РФ. Член Совета - это должностное лицо, которое избрано в порядке, определённом в регионе. Причём срок действия его полномочий определяется сроком действия должности непосредственно в администрации субъекта. Таким образом, когда проходит срок, определённый местным законодательством, депутат либо переизбирается на должность, либо подлежит смещению.

Компетенция СФ РФ

Любые верхние палаты парламента в каждом государстве имеют собственную компетенцию. Что касается Совета Федерации, то нормативно закреплённый круг полномочий выглядит следующим образом:

  • Определение и утверждение границ в пределах России. Ярким примером такой работы являются нормативно-правовые акты о присоединении новых территории, например республики Крым, пожелавшей добровольно войти в состав государства.
  • Утверждение Указов главы государства о введении ЧП на территории как одного региона, так и всей страны.
  • Верхняя РФ уполномочена распоряжаться военными силами государства, а именно руководить её действиями за пределами территории.
  • Назначает и организует проведение выборов президента страны.
  • В установленном порядке способна отрешить от должности главу государства.
  • Имеет правомочия в сфере судебной власти: назначает на должности федеральных судей.

Вышеперечисленный круг полномочий не является исчерпывающим, так как компетенция данного органа растворена в сфере иных государственных органов власти, в том числе и ведомственных. Несмотря на столь широкую компетенцию, деятельность СФ РФ строго урегулирована законодательством: ФЗ, подзаконными актами, международными соглашениями и так далее.

Порядок реализации полномочий

Как и в любой другой отрасли, в законодательной сфере существуют свои принципы. Так, основополагающими признаны следующие нормы:

  • Принцип свободного обсуждения.
  • Принцип независимого решения вопросов.

Как правило, верхние палаты парламента реализуют свои полномочия путём проведения различного рода заседаний. Председатель органа назначается на должность не путём решения а путём проведения тайного голосования. Заместители назначаются благодаря проведению той же процедуры. Здесь действует единственное исключение: председатель и его заместители не могут быть назначены из одного региона.

Внутренняя структура органа

Несмотря на то что верхняя палата российского парламента называется Советом, здесь также создаётся внутренняя организационная структура. Руководители назначаются из числа депутатов лиц на следующие должности:

  • глава подразделения правового обеспечения (финансового, аналитического, информационного и так далее - количество назначенных лиц определяется количеством направлений);
  • аппарат управления;
  • хозяйственная служба и так далее.

все решения определяются вынесением соответствующего постановления, а также в обязательном порядке под роспись доводятся до назначенных лиц.

Общая характеристика Госдумы (ГД РФ)

Верхняя и нижняя палаты парламента тесно взаимосвязаны. Общее количество депутатов определяется не наличием регионов, а строго определённым числом - 450. Любое должностное лицо избирается сроком на 4 года.

Для того чтобы начать политическую деятельность в составе членов ГД РФ, необходимо достичь установленного возраста: 21 год. Только в этом случае гражданин имеет право участвовать в выборах и реализовывать своё право. На данный момент действует отдельный нормативно-правовой документ, который регулирует порядок выборов в нижнюю палату федерального законодательного органа. В соответствии с провозглашёнными нормами, действует смешанная система. Так, половина депутатов избирается по то есть от одного избирательного округа выдвигается один кандидат. Вторая половина, в свою очередь, по пропорциональной системе. Это значит, что на обозрение избирателю предоставляет список лидеров и кандидатов, в отношении которых он делает выбор.

Круг вопросов и компетенции ГД РФ

Как и любые верхние палаты парламента, ГД РФ обладает рядом собственных полномочий. Например, главенствующими среди них являются:

  1. Глава государства назначает председателя Правительства государства только с согласия нижней палаты законодательного органа. Это связано с тем, чтобы депутаты «из народа» контролировали деятельность главы и заместителя главы государства, не позволив узурпировать власть.
  2. Если возникают какие-либо сомнения в деятельности одного из министерств или всего Правительства в целом, то Госдума ставит вопрос о доверии к этим федеральным органам.
  3. Назначает и освобождает от должности глав ЦБ РФ и председателя Счётной палаты.
  4. Нижняя и верхняя палата парламента РФ способны осуществлять контроль за деятельностью Уполномоченного по правам человека, ребёнка и так далее. При необходимости ГД ставит вопрос о его снятии.
  5. Дума имеет право выдвинуть обвинение против президента, отрешив его на время от должности и исполнения возложенных обязанностей.

Так выглядит неполный перечень полномочий Госдумы

Порядок и формы заседания нижней палаты

ГД РФ уполномочена принимать различного рода законы: конституционные, федерального уровня. Деятельность данного органа регулируется Конституцией. Всё законодательство базируется на принципах:

  • политического многообразия;
  • свободных обсуждений;
  • многопартийности;
  • коллективного принятия решений и так далее.

Принятие решений осуществляется путём проведения заседаний, которые могут носить как открытый, так и закрытый характер. Порядок деятельности регулируется не только законом высшей юридической силы, но и внутренним регламентом Думы. Каждый депутат, который входит в состав органа, принадлежит определённой фракции. В этой сфере верхняя палата российского парламента обладает определёнными отличиями. Кроме того, в ГД РФ присутствуют депутатские группы. Любое из внутренних объединений обладает равными правами независимо от количества участников.

Из состава участников также избирается председатель и формируется соответствующий аппарат управления. Верхняя палата парламента РФ тесно связана с нижней. Так, совместно организуются Парламентская библиотека, Издательство, Парламентский центр и иные вспомогательные службы. Все решения принимаются голосованием, проводимым как в открытой, так и в закрытой форме.

Взаимодействие палат

Статья 101 Конституции РФ регулирует взаимодействие законодательных органов. Нижняя и верхняя палата российского парламента образуют специальные комитеты и комиссии, которые являются постоянно действующими.

Данные органы призваны выполнять техническую работу, а именно: подготавливать законопроекты, подлежащие рассмотрению; предварительно рассматривать нормативные документы; заниматься организацией а также рассматривать ряд иных вопросов, относимых к компетенции федерального законодательного органа.

Законодательный процесс

Процесс принятия законов состоит из нескольких последовательных стадий. На каждом определённым этапе осуществляется ряд действий, установленных нормативно-правовыми актами. Прежде всего, одному из депутатов или иному должностному лицу необходимо выдвинуть инициативу. Далее подготавливается и рассматривается законопроект, происходит принятие закона. Обязательная процедура: рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации, а также его обязательное подписание и обнародование главой государства.

Для отдельных законопроектов существуют определённые условия рассмотрения. Так, в специальном порядке принимаются секретные документы в отношении сведений, составляющих Ранее законопроекты по экономическим вопросам рассматривались только в 4-х чтениях. Подобные процедуры необходимы для всестороннего и полного рассмотрения каждой нормы с целью определения эффективности её действия.

Процедура обнародования законов

Каждый нормативно-правовой акт проходит процедуру официального опубликования. Здесь есть несколько нюансов. Момент опубликования не стоит путать с моментом вступления в законную силу. Так, в тексте документа может быть определена конкретная дата, после которой нормы начинают своё действие. Если же такого условия не предусмотрено, то закон вступает в силу с момента его официального опубликования или же по истечении 10 дней. Президент обязан рассмотреть документ в течение 7 дней и вынести по нему соответствующее решение: либо опубликовать нормативный акт, либо отклонить. Во втором случае проект закона отправляется снова на рассмотрение в Госдуму.

Источниками обнародования документов являются государственные издания, например «Российская газета».

Основы организации верхних палат устанавливаются конституциями. В некоторых конституциях об этом говорится кратко, упомянуты лишь председатель палаты, его заместитель (заместители), названы комитеты (комиссии), но не поименно, а в общей форме, упоминаются «специальные» комитеты (комиссии), в частности следственные, а также смешанные (паритетные) комиссии, состоящие из сенаторов и членов правительства и создаваемые при разногласиях в связи с обсуждением правительственных законопроектов (Франция). В Конституциях Германии, Польши говорится о председателе палаты и его заместителях.

Более подробно внутренняя организация верхних палат регулируется теми конституциями, которые имеют особые части или статьи с заголовками «организация» или «внутренняя организация» палат (например, ст. 61 Конституции Румынии 1991 г.). Детальнее о внутренней организации палат (в том числе верхней) говорится в законах о парламенте (такие законы приняты, как говорилось, только в немногих странах), а особенно детально эти вопросы регулируются регламентами каждой палаты, где названы руководящие органы, поименно перечислены комитеты и комиссии, другие организационные структуры (эта часть регламентов изменяется наиболее часто). Обычно это очень объемные документы, иногда состоящие из более сотни страниц. В России внутренняя организация Совета Федерации регулируется его Регламентом от 30 января 2002 г. (действует с большим числом поправок и дополнений).

Конституции и регламенты предусматривают создание в верхней палате следующих организационных структур:

  • 1) председатель и его заместители;
  • 2) коллегиальный орган - бюро, президиум, председательство, совет;
  • 3) партийные фракции (объединения, клубы);
  • 4) непартийные депутатские объединения;
  • 5) постоянные (профильные) комитеты или комиссии (в России - комитеты и комиссии);
  • 6) различного рода временные или специальные комиссии;
  • 7) должностные лица палаты (клерки, квесторы, генеральные секретари палат и др.). Это рабочий аппарат палаты.

Не все эти органы существуют в верхней палате каждой страны (иногда нет партийных фракций, особенно в малочисленных сенатах стран Карибского региона, часто не бывает непартийных депутатских объединений). Принципиально исключается создание партийных фракций в Совете Федерации в России. Регламент (ч. 3 ст. 3) устанавливает: «В Совете Федерации не допускается создание партийных фракций, парламентских объединений». В зарубежных странах не создаются комитеты в сенатах, состоящих из 15, а то и менее человек, но в основном названные выше внутренние органы типичны для всех верхних палат.

Кроме таких органов палат существуют рабочий аппарат палаты, а также помощники (секретари и др.) членов палаты (юридически такие помощники не входят в состав рабочего аппарата палаты, но на деле составляют его особую часть). Рабочий аппарат и помощники сенаторов не входят в структуру палаты как законодательного органа. Они состоят при палате или при ее членах и обязаны помогать им в их работе. В осуществлении полномочий палаты они не участвуют.

Руководитель верхней палаты - ее председатель. Он организует работу палаты, распределяет поручения, руководит заседаниями. В некоторых странах он вправе самостоятельно (Испания, Польша) принимать дисциплинарные меры незначительного характера к сенаторам (существенные меры воздействия требуют решения палаты). Он может быть постоянным, непостоянным, временным, избираемым или он руководит палатой в соответствии с другой занимаемой должностью (например, это вице-президент в США или Индии, член кабинета - лорд-канцлер в Великобритании).

Поскольку многие зарубежные верхние палаты имеют в своем составе партийные фракции (они называются по-разному: партийными группами в Испании, партийными клубами в Польше), как правило, председатель верхней палаты предлагается фракцией большинства (Бразилия, Италия, Испания, Франция и др.). Лишь в Казахстане кандидатура председателя Сената предлагается Президентом Республики. Представитель партийного большинства занимает пост председателя. Должности заместителя председателя или заместителей председателя (в небольших верхних палатах один заместитель) занимают следующие по количеству своих сенаторов партии. Председатель и заместители обычно избираются на весь срок полномочий палаты, но во Франции председатель Сената переизбирается после каждого частичного обновления палаты в результате ротации через три года. В некоторых странах председатели палат (или только председатель сената) входят наряду с некоторыми другими высшими должностными лицами в совещательный орган при президенте (Государственный совет в Ирландии, Совет республики в Бразилии).

Иная ситуация существует в странах англосаксонского права и в некоторых других, находящихся в орбите его влияния. В Великобритании председателем верхней Палаты лордов является лорд-канцлер - один из членов Правительства и кабинета. Правительство может включать до 95 членов, но оно не собирается на заседания и решений не принимает. Кабинет - это обычно около или более 20 министров (часть членов правительства), собирающихся на заседания в резиденции (по месту жительства) премьер-министра. Его заседания являются закрытыми. Правовых актов кабинет не принимает. Его решения оформляются через парламент или «приказами в Совете» (актами монарха в так называемом Тайном совете), которые могут иметь силу закона.

Лорд-канцлер выполняет также основные обязанности министра юстиции. В 2005 г. в Великобритании принят закон о Конституционной реформе , который, несмотря на громкое название, мало что изменил (кроме создания Верховного Суда). При разработке этого проекта говорилось о возможности выборов председателя (или коллегиального председательства) в Палате лордов, но на завершающем этапе было лишь несколько изменено положение лорда-канцлера. Правда, идея выборности в будущем руководства Палаты лордов продолжает сохраняться. У лорда-канцлера есть заместители, они председательствуют в палате в случае его отсутствия. Именно лорд-канцлер, а не спикер (председатель нижней палаты), как иногда утверждают, сидит на мешке с шерстью, символизирующей истоки промышленного развития Великобритании.

В Аргентине, Индии, США, Уругвае, некоторых других странах председателем верхней палаты является по должности вице-президент. Правило XXIV Постоянных правил Сената США устанавливает, что, если на заседание Сената придет Президент США, он не может председательствовать, а занимает место по правую руку от пред-седател ьству ющего.

Вице-президенты в Аргентине, США, Индии, которые становятся председателями верхних палат, избираются по-разному. В Аргентине, Бразилии, США вице-президент (председатель верхней палаты) избирается выборщиками в паре с президентом на четыре года. В Индии вице-президент избирается на совместном заседании обеих палат парламента и после этого по должности становится председателем верхней палаты. Хотя вице-президенты как председатели палат ход обсуждения регулируют мало (особенно в США), они тоже занимаются организационной работой и, в частности, распределяют между профильными комитетами (комиссиями) поступающие в палату законопроекты. Они представляют палату в отношениях с другими органами, гражданами и юридическими лицами, подписывают от имени палаты необходимые документы, замещают при необходимости председателя палаты. У вице-президентов в США, Аргентине, Индии заместителей нет. Поэтому в случае отсутствия вице-президента верхняя палата избирает временного председателя для руководства конкретным заседанием (назначать такое лицо председатель верхней палаты в США, латиноамериканских странах или Индии не вправе) 1 .

Российские журналисты, а иногда и политики нередко любого председателя нижней или верхней палаты называют спикером (от англ, to speak - говорить). На деле такой председатель не говорит (не имеет права выступать на заседаниях), и его не называют за рубежом спикером, но главное не в этом. Англосаксонский спикер нижней палаты имеет иной статус, чем председатель палаты в континентальной Европе, в Азии или в Латинской Америке. Он не может состоять в партии (будучи избран, немедленно выходит из состава партии), он не высказывает своего мнения по обсуждаемым вопросам, он не голосует (он может голосовать только в том случае, если голоса разделились, тогда голос спикера дает перевес; на практике так не бывает, по крайней мере не было за последнее столетие). В отличие от председателя в странах континентальной Европы спикер обладает личной властью, причем у индийского спикера нижней палаты она обширна: он может сам наказывать депутатов. В верхней палате у председателя такой власти нет (особенно в США и Канаде). Нет ее и в Индии, но нужно учесть, что председатель верхней палаты там все же вице-президент, и он применяет иногда традиционные меры воздействия. Англосаксонский спикер может лично определять результаты голосования (одобрение или неодобрение, если оно осуществляется возгласами), он в определенной мере может группировать поправки и не ставить их на голосование в отдельности, в какой-то мере он может отбирать поправки (этот прием называется «кенгуру»). По его предложению (иногда оно принимается для голосования вследствие отсутствия возражающих) досрочно прекращаются прения, устанавливается время окончания прений, и если оно истекло, записавшиеся на прения уже не смогут выступить («гильотина»). Словом, употребляя ту или иную терминологию, нужно учитывать указанные различия. Должность спикера - это особый институт англосаксонского права.

Любой председатель представляет палату, организует работу в ней, ведет заседания, распоряжается персоналом палаты. Как устанавливает японский закон о парламенте, он имеет «полицейскую власть» в палатах и в случае необходимости может вызвать дополнительные полицейские силы, которыми распоряжается только он .

Есть и другие формы председательствования , руководства заседаниями палаты. В Румынии председатель верхней палаты избирается на весь срок легислатуры (на четыре года), но бюро (коллегиальный орган по руководству заседаниями палаты) - только на период сессии. В Австрии председатель верхней палаты непостоянный. Место председательствующего в Федеральном совете Австрии занимают по очереди представители разных земель, сменяют друг друга каждые полгода в алфавитном порядке наименования земель (ст. 38 Федерального конституционного закона 1920 г.). В Боснии и Герцеговине существует «председательство» Палаты народов. Избираются один босниец, один хорват и один серб, которые по очереди ведут заседания. В Колумбии создается президиум верхней палаты (Сената).

В странах англосаксонского права какого-либо коллегиального органа для руководства работой верхней палаты не существует. Председательствующие (лорд-канцлер в Великобритании, формально назначенные генерал-губернатором, а на деле правительством председатели сенатов в Австралии, Канаде, вице-президенты в США и Индии) не образуют какого-то постоянного коллегиального органа с их временными заместителями (последние действуют в отсутствие председателя).

Во многих странах континентальной Европы, в Латинской Америке обычно создается коллегиальный руководящий орган в верхней палате. Он называется бюро (Франция) или президиум (Испания). Такой орган состоит из председателя палаты, его заместителей и секретарей-сена-торов. Бюро (президиум) коллегиально решает некоторые вопросы руководства заседаниями, материально-технического обеспечения палаты. В некоторых странах (Франция) бюро, а не палата в целом может дать разрешение на меры, связанные с ограничением или лишением свободы сенатора в случае обвинения его в преступлении или проступке (по классификациям французского права речь идет о проступках, караемых уголовным наказанием).

В России руководящим коллегиальным органом Совета Федерации является Совет палаты, созданный в 1999 г. Это постоянно действующий орган, образуемый для обеспечения предварительного и коллегиального обсуждения вопросов деятельности Совета Федерации. Совет палаты состоит из председателя Совета Федерации, его заместителей, председателей постоянных комиссий и постоянных комитетов. Поскольку таких комитетов и комиссий много, то состав совета верхней палаты в России обычно значительно шире, чем во многих зарубежных странах. Совет палаты принимает решения по созданию постоянных комитетов и комиссий, а также временных комиссий.

Как и в нижних, в верхних палатах подавляющего большинства стран создаются различные объединения депутатов. Они могут быть созданы как на партийной основе так и беспартийные в результате объединения членов палаты для решения какой-либо важной проблемы. В Испании создаются территориальные объединения (в них должно быть не менее трех сенаторов) и объединения сенаторов от автономных образований парламента. Такие объединения не пользуются правами партийных групп . В отличие от России, где в Совете Федерации нет партийных объединений, во многих зарубежных странах они созданы (Италия, Испания, Польша, Франция). Даже в

Палате лордов в Великобритании существуют три партийных объединения: консерваторов, лейбористов и либерал-демократов (большинство теперь составляют лейбористы) . Такие объединения называются по-разному: фракциями (партийными группами), парламентскими партиями, партийными клубами и т. д. В США - это сенатское большинство во главе с лидером Сената и оппозиция, тоже имеющая своего руководителя. В Великобритании, многих других странах слово «фракция» для таких объединений не используется (это «оппозиция Ее Величества»), но в других государствах оно является общеупотребительным.

В некоторых странах нормативно (иногда - конституцией, чаще - регламентом) определено число членов верхней палаты, принадлежащих к той или иной партии, дающее право на создание фракции. Как правило, это число меньше того, которое дает право на создание фракции в нижней палате. В Италии и Испании фракцию в верхней палате вправе создать 10 депутатов, во Франции - 15, тогда как соответствующие числа для нижних палат в Италии и Франции - 20, в Испании - 15. В Швейцарии и Австрии нужно собрать пять парламентариев. В Бразилии и Индии говорится только о фракциях в нижней палате (нужно иметь соответственно 10 и 15% депутатов). В Японии считается, что и один парламентарий от какой-либо партии может представлять собой фракцию.

Создание фракции дает определенные преимущества. Она имеет свое помещение в парламенте, может быть преимущественно представлена во внутренних органах палаты, право выступать от имени фракции предоставляется в некоторых парламентах вне очереди и др. Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты. Представители крупных партий занимают должности заместителей председателя. Такой порядок не регулируется конституциями, о нем не говорится обычно и в регламентах. По сути это конституционный обычай. Фракции делят между собой посты заместителей председателя палаты, председателей постоянных (профильных) комитетов и комиссий. Эта договоренность обычно оформляется «пакетным соглашением» после переговоров между различными фракциями, вслед за выборами. Такой порядок принят и в России, но только для Государственной Думы (в Совете Федерации фракций нет).

У фракций имеется свое руководство. В нижней палате оно действует довольно жестко, принимая решения, обязывающие голосовать (а иногда и выступать) определенным образом, юридически это оформляется решениями на заседаниях фракций. В сенате зачастую этого нет, ситуация более свободна: фракционное голосование (т. е. голосование определенным образом по указанию руководства фракции (партийного руководства)), фракционная дисциплина по существу отсутствуют (в американском сенате некоторые республиканцы голосуют вместе с демократами, и наоборот), но все-таки направляющая роль руководителя фракции заметна (особенно во Франции). Есть она и в США.

Другие объединения депутатов создаются в верхней палате реже, чем в нижней. Это, по существу, временные группировки членов, которые имеют общий подход к решению общенациональных, внепартийных проблем (например, развитие автомобильных дорог, охрана окружающей среды и т. д.). Иногда формируются территориальные объединения сенаторов (например, в Испании от автономных образований). Фракции в палате регистрируются, другие объединения этого не делают, хотя и объявляют о своем существовании и привлекают новых членов. Какими-либо преимуществами такие объединения в палате не пользуются.

Большую роль в деятельности верхней палаты (как и нижней) играют различные комитеты и комиссии. Комитеты и комиссии могут действовать как единый орган, но в отдельных странах Латинской Америки они делятся на две «камеры», параллельно обсуждающие один законопроект, но чаще - разные законопроекты. Это делается для ускорения законодательного процесса и выражения различных мнений по отношению к законопроекту. В некоторых странах комитеты создают подкомитеты во главе со своими председателями (это особенно характерно для США).

Комитеты всегда постоянные органы, комиссии бывают постоянными и временными. Постоянные - это профильные комитеты и комиссии, создаваемые по определенным направлениям деятельности (по обороне, территориальному устройству, промышленности и т. д.). В разных странах для обозначения постоянных органов такого рода используется одно название: либо комитет, либо комиссия. Во многих странах постоянных комитетов (комиссий) в верхних палатах довольно много, например, в США - 20 (в нижней палате - 22), причем в США сенатские комитеты создают свои подкомитеты, тоже играющие важную роль в сенатском контроле. Однако число комитетов часто ограничено конституцией (во Франции - шесть, в Казахстане - семь).

Постоянные комитеты (комиссии) в верхней палате тоже могут формироваться с учетом партийного состава верхней палаты. Между фракциями распределяются с учетом их численности посты председателей комитетов (комиссий), число членов в комитетах от той или иной партии тоже зависит от численности фракций. В Бразилии предусмотрено (ст. 58 Конституции), что «насколько это возможно, комитеты должны формироваться пропорционально представительству партий». Иногда при создании комитетов возникают разногласия. В этом случае, как устанавливает ст. 111-6 Конституции Гаити 1987 г., необходимо обращаться в Конституционный суд. В постоянных комиссиях в некоторых странах тоже возможна ротация их членов (как и в президиуме палаты), подобная ротации сенаторов.

В любой верхней палате, там, где проходит несколько чтений законопроекта (Франция) и где возможен упрощенный порядок (Германия), постоянный комитет (комиссия) всегда предварительно до пленарного заседания рассматривает законопроект и представляет свое заключение . Система трех чтений в верхней палате используется сравнительно редко, хотя законы (Алжир) и регламенты (США) это предусматривают. Комитет зачастую предрешает одобрение или неодобрение проекта закона верхней палатой. Кроме участия в законодательстве комитеты (комиссии) занимаются другими формами работы, в частности организуют публичные слушания. Особенно активно они проводятся сенатскими комитетами и даже подкомитетами США, где, как отмечают парламентарии, действует «сильная система комиссий» (в этом видят одну из особенностей верхней палаты в США) . Обычно обсуждение законопроекта, поступившего из нижней палаты, происходит вместе с обсуждением заключения комитета. Одновременно обсуждается концепция законопроекта и предлагаются поправки к нему. В некоторых странах поправки предлагаются редко или в виде пожеланий на будущее. Прежде всего решается вопрос об общей оценке законопроекта и его принятии (в России - об «одобрении»), ибо внесение поправок означает неодобрение законопроекта, т. е. применение вето, а это уже повлечет за собой другие стадии законодательства. Поэтому на ранних стадиях законопроекты тщательно прорабатываются (они поступают в верхнюю палату часто параллельно с внесением их в нижнюю палату), но бывают огрехи. В России при этом иногда используется метод ссылок на будущее: исправим в дальнейшем. Руководство верхней палаты иногда имеет существенные замечания к законопроекту, принятому нижнеи палатой, называет его весьма несовершенным , однако законопроект одобряется с учетом возможных поправок в будущем. Нельзя сказать, что это хороший способ работы. Верхняя палата под предлогом «учета в будущем» пропускает недоработанные законы, т. е. не выполняет одну из своих главных функций - гаранта взвешенного, качественного законодательства.

Во Франции все сенаторы строго распределены Регламентом (ст. 7) по постоянным комиссиям с указанием точного их числа в каждой (от 78 до 48 членов). Статья 15 Регламента устанавливает, что «присутствие (сенаторов) на заседаниях комиссий обязательно» .

В некоторых зарубежных парламентах создаются объединенные профильные постоянные комитеты (комиссии) палат парламента. Это обычно относится к сфере финансов (особенно к налогообложению, международным отношениям, экономике). Таких комитетов создается немного, они обычно координируют деятельность палат в этих сферах. Создание таких комитетов типично для США. Из равного числа членов палат объединенные комитеты (комиссии) создаются в Казахстане, во Франции. В Боливии в объединенных комиссиях должно быть восемь сенаторов и 18 депутатов. Однако во многих странах объединенные профильные комитеты (комиссии) палаты не образуют. В Японии на паритетных началах из членов нижней и верхней палат создается особый совместный орган - суд импичмента, но только для отрешения от должности судей (ст. 125-129 Закона о парламенте ).

После Второй мировой войны сначала в Италии, затем в некоторых других зарубежных странах появились комитеты особого рода - «решающие» постоянные комитеты (комиссии). В некоторых странах (Бразилия) функциями решающих комитетов наделены профильные постоянные комитеты (комиссии). Такие органы существуют в основном в Испании, Португалии, в испаноязычных и португалоязычных странах (в Латинской Америке), а также в некоторых других (например, в Греции, Италии). Эти комитеты могут принимать законы вместо пленарного заседания палаты. В испаноязычных и португалоязычных странах такие органы выросли, видимо, на базе развития идеи постоянных депутаций (общих для парламента или отдельных в каждой палате), постоянные депутации тоже существуют, о них речь пойдет ниже. Решающие комитеты (комиссии) образуются либо как единые органы (в однопалатном парламенте Греции секций может быть не более двух, они как бы «приписаны» к группам из 10 министерств), либо по палатам.

Необходимость в создании таких законодательных комитетов вызвана потребностями жизни. Пленарные заседания парламентов не справляются с принятием необходимых законов. Поэтому такую форму перепоручили особым комитетам (комиссиям). Однако установлены гарантии для палаты, ее пленарного заседания. Не всегда и не всякий закон может принять решающий комитет (комиссия), а законы по многим важным вопросам им принимать запрещено.

В некоторых парламентах создаются своеобразные постоянные комитеты, комиссии, советы. В Японии это Совет для обсуждений парламентской этики (ст. 21-II Регламента) и Исследовательский комитет по Конституции (для «всеобъемлющего исследования Конституции Японии» - ст. 102-VI) . Комиссия по этике существует в Сенате США .

В Великобритании и некоторых странах с влиянием англосаксонского права палата во время заседаний может быть преобразована в «Комитет всей палаты» (в Канаде он называется «Комитетом всех»). Это своего рода юридическая фикция: заседание палаты объявляется Комитетом при необходимости решения бесспорных вопросов

(например, если законопроект не вызывает возражений оппозиции). Объявление пленарного заседания Комитетом позволяет сократить длительную стадию комитетской работы над законопроектом. Правда, в верхней палате такое преобразование используется нечасто. Во Франции по просьбе премьер-министра или 1/10 членов палаты заседание палаты тоже может быть объявлено комитетом, но с иной целью - сделать заседание закрытым. В данном случае используется юридическая фикция: заседания палаты публичны, а комитет проводит закрытые заседания. Для этого палату и называют комитетом. Во Франции это относится к обеим палатам.

Временные комитеты (комиссии) верхней палаты имеют разные названия. За рубежом они обобщенно называются комитетами (комиссиями) ас! кос - для данного случая. Задачи, выполняемые ими, тоже неодинаковы. Иногда создаются редакционные комиссии (для подготовки окончательного текста решения палаты), редко создаются ревизионные комиссии (для проверки финансовой деятельности служащих палаты). Если они создаются, то обычно председателем (а не решением палаты). Сигналом к созданию такой комиссии могут служить выступления парламентариев. Большую роль играют следственные комиссии, создаваемые парламентом для расследования каких-либо общественно значимых, важных событий, иногда в связи с сообщениями средств массовой информации (в том числе о коррупции высших должностных лиц, о происшествиях и др.). В отличие от России, где следственные комиссии могут создаваться как объединенные комиссии обеих палат, в зарубежных странах каждая палата может создавать такие комиссии. О роли и порядке работы следственных комиссий будет сказано при рассмотрении контрольных полномочий палаты.

Часто в качестве временных комиссий создаются согласительные комиссии палат парламента при возникших между ними разногласиях по законопроектам. Во Франции создаются временные комиссии Сената и представителей Правительства при разногласиях по правительственным законопроектам. Возможность создания аналогичных согласительных комиссии из представителей палаты, Правительства, Президента РФ (при применении Президентом РФ или Советом Федерации права вето) предусматривается Регламентом Совета Федерации в России, и на практике такие комиссии создавались или Совет Федерации уполномочивал своего председателя вести работу по преодолению возникших разногласий (это регламент тоже допускает).

Специфическими временными комитетами (комиссиями) являются в испаноязычных и португалоязычных странах объединенные (например, в Мексике) или создаваемые раздельно в нижней и верхней палате (Испания) депутации палат. Хотя такие органы именуются постоянными, на деле они имеют временный характер: создаются в начале сессии или после ее окончания для деятельности в межсессионный промежуток времени. Если такие депутации создаются как объединенные, то в них существует одинаковое представительство палат. Такие депутации представляют парламент между сессиями, могут решать некоторые текущие вопросы палат между сессиями, но принимать нормативные акты и тем более законы они не вправе.

Своеобразные (специальные) временные комиссии создаются во Франции, если председатель постоянной комиссии заявит, что она не в состоянии компетентно решить поставленный перед ней вопрос. В этом случае для решения вопроса создается специальная комиссия (ст. 20 Регламента) .

Верхняя палата почти всегда имеет собственный рабочий аппарат. Даже у небольшой верхней палаты Республики Боснии и Герцеговины (15 сенаторов) есть свой аппарат. В редких случаях (например, Испания) такой аппарат создается как общий для обеих палат. Часть рабочего аппарата палаты - государственные служащие высокого ранга, другая часть - вспомогательный персонал, технические работники. В Великобритании высокими должностными лицами являются клерки палат, которые руководят службами палаты, обеспечивают публикацию материалов палат и выполняют некоторые другие функции, но не занимаются хозяйственным обеспечением палат. В Японии в каждой палате назначается генеральный секретарь, который, в свою очередь, назначает персонал палат (ст. 27 Закона о парламенте) . В Польше маршал Сената (председатель) утверждает устав канцелярии и назначает ее руководителя . Во Франции административно-хозяйственными вопросами занимаются несколько квесторов (ими руководит председатель палаты и бюро палаты). Государственные секретари палат - государственные служащие высокого ранга - есть во многих странах. Существует даже Всемирная организация генеральных секретарей парламентов. Она периодически публикует доклады о регламентах палат. Таких генеральных секретарей палат, являющихся государственными служащими (в некоторых странах аналогичная должность называется «руководитель аппарата палаты»), следует отличать от парламентариев, избранных секретарями верхней палаты (например, во Франции). Руководящие должностные лица аппарата должны быть беспартийными. Считается, что и аппарат должен быть профессиональным и находиться вне политики. Например, в США существует практика, когда 2/3 сотрудников аппарата назначаются по указанию лидера сенатского большинства, а 1/3 мест занимают служащие, назначаемые по указанию оппозиции.

В большинстве стран текст, поступивший в верхнюю палату после принятия его нижней палатой, называется законопроектом. В Конституции России говорится уже о законе, принятом Государственной Думой. Подробнее о точности такой терминологии - ниже.

  • См.: The Diet Law. Tokyo, 2000.
  • См.: Standing Rules of the Senate. Washington, 1984.
  • См.: Reglement du Senat. Janvier 2005. P., 2005.
  • См.: The Diet Law. Tokyo, 2000.
  • См.: Регламент Сената. Унифицированный текст. Варшава, 1996.
  • По сведениям “Ъ” из источников в Совете федерации (СФ), спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко подписала распоряжение, которым закрепила за новым вице-спикером СФ, и. о. секретаря генсовета «Единой России» Андреем Турчаком взаимодействие с администрацией президента (АП), силовыми структурами и органами местного самоуправления. Также он будет курировать комитет СФ по конституционному законодательству и госстроительству. Источники, близкие к АП, говорят, что это распределение закрепит статус-кво господина Турчака и позволит ему не замыкаться в рамках политического блока Кремля. Новое распределение подтверждают вице-спикеры СФ.


    Председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко перераспределила обязанности между своими заместителями. Решение потребовалось после того, как в ноябре и. о. секретаря генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак стал шестым вице-спикером СФ. Об этом рассказали “Ъ” источники в СФ. Распоряжение о новом распределении обязанностей уже подписано.

    Согласно распоряжению (есть у “Ъ”), за новым вице-спикером закреплено сразу несколько важных направлений. Он организует взаимодействие СФ с администрацией президента, а также силовыми структурами (Генпрокуратурой, СКР, МВД, МЧС, Конституционным и Высшим судами), с Общественной палатой и уполномоченным по правам человека. При этом комитет по обороне по-прежнему будет курировать вице-спикер Юрий Воробьев.

    Помимо Андрея Турчака взаимодействовать с АП и правительством могут от СФ Юрий Воробьев и Евгений Бушмин, однако именно «в части законотворческой деятельности». У господина же Турчака рамки взаимодействия ничем не ограничены. Источник, близкий к АП, полагает, что это позволит Андрею Турчаку получить регулярный официальный доступ не только к политическому блоку Кремля под руководством Сергея Кириенко, но и, например, главе администрации Антону Вайно, с которым у него хорошие отношения (см. интервью Андрея Турчака “Ъ”). Напомним, руководители «Единой России» традиционно посещают еженедельные совещания в политическом блоке Кремля, тогда как для партийных деятелей глава администрации президента не является профильным куратором. Более того, как утверждают источники в «Единой России», переход прежнего секретаря генсовета Сергея Неверова на должность главы фракции «Единой России» в Госдуме ускорился во многом из-за того, что тот напрямую обращался к господину Вайно, минуя политический блок. У Андрея Турчака ситуация иная, что и закрепляет распоряжение спикера СФ.

    Андрей Турчак будет курировать работу комитета по конституционному законодательству и госстроительству (возглавляет член СФ Андрей Клишас). Во вторник он первый раз посетил заседание комитета. Кроме того, новый вице-спикер будет отвечать за работу палаты с органами местного самоуправления, а по территориальному закреплению между вице-спикерами - исполнительные и законодательные органы власти Приволжского федерального округа. Комитет СФ по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению остается за вице-спикером Галиной Кареловой. Галина Карелова подтвердила “Ъ”, что перераспределение полномочий произошло. «У меня все осталось по-прежнему, я передала Андрею Турчаку только общественный совет по местному самоуправлению. Он теперь курирует очень важный комитет - по законодательству. У него также много работы в партии»,- сказала она “Ъ”. Господин Турчак не ответил на звонки “Ъ”.

    «В СФ финализируется работа по принятию законов, взаимодействие с АП в принципе очень важное направление. Но, как всегда, многое зависит от конкретного политика, на которого возлагают полномочия, и существующей конфигурации. Учитывая отношение к Турчаку в АП и его высокий партийный статус, это знаковое решение»,- заявил “Ъ” советник первого заместителя главы АП Сергея Кириенко, глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин.

    Участников и гостей Ассамблеи МПС приветствовал Президент Российской Федерации Владимир Путин.

    В Санкт-Петербурге прошла Торжественная церемония открытия 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза, в которой принял участие Президент России Владимир Путин .

    Перед началом работы Ассамблеи состоялась встреча главы Российского государства с членами Исполнительного комитета МПС.

    Президент России вручил орден Дружбы Председателю МПС Саберу Чоудхури . Награда вручена за большой вклад в развитие межпарламентских связей, укрепление сотрудничества и взаимопонимания между Федеральным Собранием Российской Федерации и Межпарламентским союзом.

    На церемонии награждения также присутствовали спикеры верхней и нижней палат российского Парламента Валентина Матвиенко Матвиенко
    Валентина Ивановна
    представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга и Вячеслав Володин .

    В своем выступлении на церемонии открытия Владимир Путин отметил, что нынешний форум МПС – самый представительный за всю 128‑летнюю историю союза: свыше 160 делегаций, из них 96 спикеров, 2400 участников. «Весьма насыщенна и повестка дня. Вам предстоит обсудить такие актуальные темы, как защита прав и свобод человека, борьба с терроризмом, устойчивое глобальное развитие, роль женщин и молодёжи в политике и экономике; и я знаю, что работа уже практически началась», - подчеркнул Владимир Путин , обращаясь к участникам и гостям Ассамблеи.

    «В наших общих интересах продвигать мирную, созидательную, взвешенную повестку дня, стремиться к снижению конфликтности, не допускать появления новых разделительных линий, в том числе по этническим и религиозным признакам, вместе идти к формированию более справедливой и прочной архитектуры международных отношений. Убеждён, что подавляющему большинству парламентариев мира близок именно такой подход», - сказал Президент России.

    Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что парламентская дипломатия становится важным, а порой, когда традиционные дипломатические механизмы не срабатывают, то и единственным средством поддержания мирного диалога. «Миссия парламентариев – договариваться», - сказала она.

    Валентина Матвиенко особо подчеркнула, что Россия обеспечила беспрепятственный въезд в страну парламентариев из всех без исключения стран мира, проявивших интерес к участию в Ассамблее. «Мы глубоко убеждены в недопустимости применения любых санкций к парламентариям».

    Председатель СФ отметила, что за 128 лет своей истории Межпарламентский союз непрерывно расширяется, и на этой Ассамблее новые страны войдут в его состав. «Надеюсь, что в перспективе все государства, входящие в ООН, станут членами МПС, превратив нашу организацию в парламентское измерение Объединенных Наций».

    Глава СФ подчеркнула, что МПС – площадка, на которой обмен мнениями по самым актуальным мировым проблемам проходит в атмосфере интеллектуальной свободы, равноправия, нацеленности на выработку решений, приемлемых для всех. «От нас, парламентариев, люди ждут действий, практических шагов, которые снизят градус напряженности на планете, будут способствовать восстановлению прочного мира, дадут импульс экономическому и социальному прогрессу всех стран и народов», - сказала она.

    Торжественная церемония открытия 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза

    По словам Валентины Матвиенко , синтез универсальных демократических принципов и уникальных традиций, присущих каждой культуре, способен стать основой по‑настоящему продуктивного международного сотрудничества. «Это принципиально важно сегодня, когда в сфере международных отношений мы видим отчетливый конфронтационный уклон», - подчеркнула она.

    Председатель СФ напомнила, что в связи с этим тема основной дискуссии Ассамблеи «Продвигая культурный плюрализм и мир через межрелигиозный и межэтнический диалог» звучит предельно актуально.

    «Символично, что этот вопрос будет обсуждаться именно в России, так как наша страна обладает уникальным многовековым опытом сосуществования представителей различных этносов и конфессий», - сказала Валентина Матвиенко . Она напомнила, что в России проживают люди 193 национальностей, которые используют 277 языков и диалектов. «Уважение к многообразию традиций, языков, вероисповеданий, непрерывное культурное взаимообогащение – это не только краеугольные камни нашей российской государственности, но и единственно возможная основа для строительства нашего общего будущего», - считает глава СФ.

    Она отметила, что в рамках 137-й Ассамблеи будет рассмотрена резолюция, посвященная 20-летию Всеобщей декларации о демократии. «В ней подчеркивается важное место парламента в современных демократических системах, содержится призыв к укреплению института парламентаризма, к продвижению демократических принципов».

    Глава СФ обратила внимание на вопрос о провозглашении Международного дня парламентаризма. «Появление в календаре ООН такой памятной даты, это дань уважения парламентам – как основным институтам демократии».

    Она напомнила, что в рамках Ассамблеи МПС проводится Форум женщин-парламентариев. «Мы приветствуем усилия Межпарламентского союза по достижению гендерного равенства и рассматриваем его в качестве одного из ключевых элементов развития демократии», - подчеркнула Председатель СФ.

    Валентина Матвиенко выразила уверенность в том, что открытому, конструктивному общению на Ассамблее будет способствовать уникальная атмосфера Санкт-Петербурга – культурной столицы России, одного из красивейших городов мира.

    Председатель верхней палаты российского парламента выразила благодарность Председателю МПС Саберу Чоудхури , Генеральному секретарю МПС Мартину Чунгонгу , Исполнительному комитету и всем парламентам-членам МПС за совместную конструктивную работу по подготовке Форума. «Мы постарались сделать все возможное для обеспечения эффективной работы и комфортного пребывания парламентских делегаций. Нам дорог каждый гость, и мы хотим, чтобы ваше пребывание в Санкт-Петербурге запомнилось навсегда», - сказала она.

    Вячеслав Володин в своем выступлении отметил, что в Санкт-Петербурге собралось беспрецедентное количество участников Ассамблеи МПС. «Это говорит о том, что есть потребность в диалоге, есть желание разговаривать. Несмотря на то, что у нас разные политические системы, государственные устройства, разные культуры и традиции, Межпарламентский союз позволяет нам обмениваться опытом, учиться друг у друга».

    В основе совместной работы должно лежать взаимное уважение, отметил спикер Государственной Думы. Вячеслав Володин выступил за развитие многостороннего диалога, против любых действий, препятствующих развитию взаимодействия, за создание в Межпарламентском союзе механизма обмена наилучшими практиками в разных сферах. «Работа МПС, где в основе лежит равноправный диалог, могла бы стать примером для других международных парламентских структур. Вместе с этим, нам важно постоянно искать новые формы нашей работы, форматы нашей повестки. Необходимо сосредоточиться на конкретных проблемах, волнующих граждан наших стран».







    Глава МПС поблагодарил принимающую сторону за возможность принять участие всем делегатам, пожелавшим приехать в Санкт-Петербург – без каких либо санкций и ограничений. «Парламентарии должны стремиться находить решения по наиболее актуальным проблемам современности. Наша задача – обсуждать новые программы, продвигать культурное многообразие. Санкт-Петербург вдохновляет нас на эффективную работу».

    Сабер Чоудхури , который покидает пост главы МПС по окончании 137-й Ассамблеи, проинформировал об итогах своей деятельности. Он выразил надежду на продолжение работы, направленной на расширение организации, развитие конструктивной дискуссии, укрепление принципов гендерного равенства. «Мы уверены в том, что следующим президентом МПС станет женщина», - сказал он.

    Заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Юрий Федотов зачитал приветствие Генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша в адрес Ассамблеи МПС. «Я всячески приветствую тему этого мероприятия «Продвигая культурный плюрализм и мир через межрелигиозный и межэтнический диалог». Как бывший парламентарий, я понимаю те вызовы, перед которыми вы стоите, и ту грандиозную меру ответственности, которая возложена на вас. Принципы, сформированные на моем прошлом месте работы, помогают мне и сейчас на посту Генерального секретаря ООН: ставь людей во главу угла, строй мосты, достигай результата», - отмечается в документе.

    Совет Федерации одобрил «антитеррористический пакет» законов. В нынешней редакции закон не ущемляет права граждан, а жалобы операторов связи лишь «спекуляция рынка», заявили в верхней палате парламента

    Заседание Совета Федерации РФ. 20 апреля 2016 года (Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости)

    Сенаторы проголосовали за принятие «антитеррористического пакета» поправок. За поправки в Уголовный кодекс, вводящие понятие международного терроризма, проголосовал 151 сенатор из 156 присутствующих (всего в верхней палате парламента 170 сенаторов). За второй пакет законов, поправки в отдельные законы, в том числе регламентирующие деятельность операторов сотовой связи, проголосовал 141 человек.

    Законопроект председателей комитетов Госдумы и Совфеда по обороне Ирины Яровой и Виктора Озерова ужесточает наказание в большинстве «экстремистских» статей, снижает возраст уголовной ответственности за терроризм, вводит ряд новых ограничений, включая запрет на миссионерскую деятельность в жилых помещениях. Кроме того, закон обязывает операторов связи и интернет-компании с 1 июля 2018 года хранить содержание звонков и переписки пользователей сроком до полугода. В документе содержались нормы о лишении гражданства и запрете на выезд из страны, однако их убрали к третьему чтению.

    Принять поскорее

    Голосованию предшествовало бурное обсуждение закона. В начале заседания сенатор от Владимирской области Антон Беляков предложил сенаторам снять с рассмотрения «пакет Яровой», однако сенаторы отказались это сделать. Спикер верхней палаты Валентина Матвиенко подчеркнула, что «можно было бы спрятать голову в песок», но закон является «резонансным» и «чувствительным» для общества, поэтому было бы правильно обсудить его. Накануне «пакет Яровой» одобрили два профильных комитета Совфеда — по конституционному законодательству и по обороне.

    В среду отклонить «пакет Яровой» Совфед призвал также глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. Вместо этого он предложил создать согласительную комиссию с Госдумой, чтобы после проведения выборов вернуться к этому документу и доработать его «без спешки». «Потому что спешка, как известно, хороша при ловле блох, а не при создании законов», — цитирует Федотова «РИА Новости» . Далеко не все положения заключения СПЧ по итогам экспертизы были учтены, пояснил он. Глава СПЧ планирует обратиться с просьбой отклонить эти законопроекты к президенту России Владимиру Путину.

    Представлявший закон сенатор Озеров подчеркнул, что обвинения законодателей в излишней спешке при проведении закона неоправданны, напомнив, что основные положения закона он представил на совместном заседании палат еще в ноябре и весь регламент был соблюден.

    Татарский призыв

    Накануне законопроект раскритиковал бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев, занимающий пост госсоветника республики. Шаймиев пожаловался на ограничения миссионерской деятельности вне специальных помещений. На заседании Госсовета Татарстана во вторник Шаймиев задался вопросом, как теперь мусульмане смогут провести вечернее разговение в пост у себя дома, обряды бракосочетания или поминовения усопших. Шаймиев , что Госдума приняла пакет законов «в угаре предвыборной борьбы» и было бы правильно, если бы законопроект принимали депутаты нового созыва.

    Председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас, вышедший к прессе до обсуждения законопроекта в палате, заявил, что сенаторы «никакого ущемления прав религиозных организаций не видят». Он обратил внимание, что Дума уже убрала из пакета нормы о лишении гражданства и запрете на выезд. «Здесь Госдума пошла нам навстречу, и мы ей благодарны», — добавил Клишас. После этого, по его словам, «никаких нарушений прав граждан здесь нет, весь пакет абсолютно оправдан».


    Видео: Телеканал РБК

    При подготовке законопроекта к первому чтению документ был направлен всем субъектам Федерации, и 55 из них, включая Татарстан, направили законодателям положительные отзывы, сказал представлявший закон Озеров. После принятия законопроекта в первом чтении в адрес документа поступило много критики, признал он, однако «подавляющее большинство предложений» нашли отражение в поправках к документу перед вторым чтением.

    С критикой закона выступил сенатор от Татарстана Олег Морозов. Он выразил опасения, что норма, касающаяся миссионерской деятельности, может помешать жителям Татарстана осуществлять свои традиционные религиозные обряды. В ответ Озеров заверил его, что поправка коснется только приезжих, а «все наши обряды как существовали, так будут существовать».

    Рынок и правительство

    «Большая четверка» сотовых операторов несколько дней назад обратилась к Матвиенко не принимать одобренный Госдумой законопроект: операторы высказались против обязательства хранить данные о звонках и связи в течение полугода. В частности, требования закона являются невыполнимыми как с технической, так и с экономической точки зрения и приведут к значительному подорожанию услуг операторов, объясняли МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и Tele2 в своем обращении. В спорах о поправках о хранении информации прослеживается «недобросовестная спекуляция со стороны участников рынка», заявил в ответ Клишас в среду.

    Во вторник глава Минкомсвязи Николай Никифоров к «антитеррористическому» пакету: нынешняя версия обойдется операторам в триллионы рублей, сказал он. Ведомство предоставит свои предложения в сентябре-октябре, уже при новой Госдуме, уточнил он.

    Согласно постановлению правительства от 27 августа 2005 года № 538, все операторы связи еще с 2005 года обязаны хранить информацию о звонках и СМС в течение трех лет, рассказал в среду Клишас. «Если правительство собирается вносить поправки, пусть сначала разберется с собственным постановлением», — добавил он.

    Сенатор Николай Пожитков задался вопросом, есть ли необходимость хранить информацию на 180 млн сим-карт. «Это утопия! Огромные средства нужны для этого», — возмутился он. С Пожитковым согласилась сенатор от Севастополя Ольга Тимофеева. «У нас нет ни технологий, ни средств для этого», — отметила она, добавив, что объемы информации, которые требуется хранить, несопоставимы с теми объемами, которые хранятся сейчас.

    Член Совфеда от Владимирской области Антон Беляков обратил внимание коллег на то, что при хранении будет использоваться импортное оборудование. «Можно ли гарантировать, что вся эта информация не утечет по этим каналам туда?» — обратился он к сенаторам. На это Матвиенко отметила, что в России есть программа импортозамещения. «Будем надеяться, что к началу 2018 года все устройства будут нашего производства», — заявила она.

    «Это не антитеррористический закон, это закон о тотальной слежке за всеми гражданами страны», — подчеркнул Беляков, добавив, что никакого отношения к борьбе с терроризмом он не имеет. «Другое дело — на какие деньги это будет делаться», — добавил он.

    Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил в среду днем, что Владимир Путин . Он знаком с законопроектом и с ходом дискуссии вокруг него, сказал Песков, и в Кремле изучают конкретные замечания на него.



     

    Возможно, будет полезно почитать: