Архаическое право характерные черты и основные институты. Архаическое право с позиции юридической этнологии и юридической антропологии

Понятие

Архаическое (обычное) право - отдельный исторический тип права, основанный на дологическом мышлении.

Признаки

Архаическому праву присущи следующие признаки:

  • преобладает в доиндустриальном обществе;
  • в большинстве случаев носит устную форму, иногда архаическое содержание может быть присуще и письменным памятникам права, например законам Хаммурапи ;
  • необходимо наличие особой юридической ментальности (дологической, мистической)

Виды и санкции архаического права

Выделяют два основных вида архаического права - это поединок и ордалии . Под поединком понимается особая процессуальная форма рассмотрения споров. Так, например, существует институт песенного поединка, который до недавнего времени существовал у гренландских эскимосов. Суть его заключается в том, что две спорящие стороны в присутствии празднично разодетой публики используют форму песенного диалога для разрешения возникшего конфликта. Эти песенные поединки могут длиться годами, причем эта форма судебного разбирательства используется и при рассмотрении таких преступлений, как убийство. Судом является суд общественного мнения. Выигрывает та сторона которая выдвинет большее количество обвинений, причем независимо от их обоснованности.

Под ордалиями понимается суд Божий, который заключался в испытаниях огнем , каленым железом , водой , ядом и т.п. Тот, кто выдерживал такое испытание без каких-либо следов повреждений на теле, тот доказывал с помощью стоявшей на его стороне божественной силы, что его утверждения о фактах были верны. Однако в средние века при господстве в Европе инквизиции считалось, что если женщина, обвиненная в колдовстве, утонула или сгорела в огне, то она невиновна. И, напротив, если она не утонула или не сгорела, то женщина официально считалась ведьмой, т.к. её не принимала ни вода, ни огонь.

Архаической правовой системе присущи отдельные санкции, которые значительно отличаются от санкций, предусмотренных современными правопорядками. При этом санкции не очень четко дифференцировались на реальные и сверхъестественные. Поскольку же нарушения всегда затрагивали религиозную сторону жизни общества, то санкции всегда как бы освящались, поддерживались религиозными, сверхъестественными силами. В качестве примера можно привести такую санкцию, как изгнание из общества. В случае совершения тяжкого преступления род отказывал индивиду в своей защите, что было почти равнозначно его смерти, так как его любой мог убить без всякой причины.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Архаическое право" в других словарях:

    Филогенетически «первичное», преимущественно пространственно образное, правополушарное мышление. Философами, антропологами и культурологами 20 в. предпринимались неоднократные попытки выявить отличительные особенности (в т.ч. и когнитивные) этого … Философская энциклопедия

    Преподавание церковного права впервые введено было митроп. Платоном (Левшиным) в Моск. дух. академии в 1776 г. В 1798 г. Св. синод распорядился, чтобы и в прочих дух. академиях преподавалось церковное право по инструкции, составленной митроп.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Этапы (стадии) правообразования - последовательно сменяемые друг друга ступени прогрессирующего движения права. Разность методологических подходов исследователей к этой проблеме обусловила две позиции. Согласно одной из них признается так называемое догосударственное право, т.е.… … Элементарные начала общей теории права

    Правовой обычай (Обычное право) исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включённое в систему правовых норм. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории… … Википедия

    Правовой обычай сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем… … Википедия

    Правовой обычай сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем… … Википедия

    монархия - Значения слова «монархия» Слово μοναρχία встречается в греческих текстах с VI в. до н. э. как обозначение отрицательно оцениваемого единоличного правления, т. е. тирании. К IV в. до н. э. μοναρχία может относиться уже к любому… … Словарь средневековой культуры

    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ - территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия

    Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… … Большая советская энциклопедия

Исторически формирование права происходило в рамках потестарных (догосударственных) обществ. Вырабатываемые в ходе социальной деятельности субъектов типизированные социально значимые образцы поведения легитимировались, институционально закреплялись (объективировались) и превращались в интернализированные (признаваемые индивидами и усвоенные ими) правила поведения (нормы), которым следовали все члены общества.

Правовой мир объективировался с помощью языка и основанного на нем аппарата мышления. Возникновение «правового» тесно связано с коммуникативным процессом создания правовых текстов, первыми видами которых были мифы и обычаи, а также с коммуникативным процессом их интерпретации в качестве источников прав и обязанностей человека и общества. Правовой текст – необходимый элемент правовой коммуникации, информирующий субъектов о тех нормах, которые предписываются в качестве общеобязательных. Таким образом, право не существует вне источников права, т.е. вне правовых текстов. Право есть то, что интерпретировано как право. Право есть там, где сказанное может быть понято Другими. Право есть там, где можно сказать, что оно есть.

Нормы формирующегося потестарного общества и способы их реализации в поведении членов общества были органически связаны с мифологическими представлениями древних людей – фантастическими объяснениями природной и социальной действительности. Мифы обычно излагали священную историю о деяниях сверхъестественных существ, объясняли происхождение мироздания, а также человека и общества. Примерами общезначимых правил, отражавших особенности первобытной мифологической культуры и связывавших членов потестарного общества взаимными правами и обязанностями, могут служить существовавшие обычаи обращения с предметами родового культа, запрет употреблять в пищу мясо священного животного (тотема). Правовые правила обрядового, культового назначения тесно переплетались с правилами, регулировавшими кровно – родственные отношения. Примером таких правил является запрет на кровосмешение. Общественная значимость сформировавшихся обычаев, передававшихся от поколения к поколению в устной традиции, определяла их общеобязательный характер: их предписаниям должны были следовать все члены потестарного общества.

Догосударственное право объективировалось в устные формы и существовало как устное право. Устная форма правовых текстов являлась препятствием на пути отчуждения права от человека.

Исполнение социально значимых и общеобязательных правил поведения поддерживалось в потестарном обществе при помощи общественной власти, которая представляла общество во внешних и внутренних конфликтах. Носители публичной власти имели священный авторитет и могли одновременно выполнять функции жрецов – служителей родового культа. Представители публичной власти обладали монополией на физическое принуждение членов общества, но не имели для его реализации специальных органов. Властные решения осуществлялись или всем обществом, или его уполномоченными представителями.



Таким образом возникало древнее, архаичное право, не имевшее письменной текстуальной формы и развитой системы источников, но исходившее из устных текстов, носившее общеобязательный характер и обладавшее безусловным авторитетом в глазах членов потестарного (догосударственного) общества.

Уже в древнейший период своего существования право представляло собой текстуально определенную, легитимированную (социально признанную) систему отношений, основанную, с одной стороны, на праве требовать безусловного соблюдения установленных в обществе запретов (табу) и праве власти карать нарушителей таких запретов, а с другой – на возможности индивидуума самостоятельно выбирать тот или другой вариант поведения, предоставляемый правовыми нормами, и требовать соответствующего поведения от других членов общества. Следовательно, члены потестарного общества, во-первых, имели права и обязанности по отношению к обществу в целом; во-вторых, обладали правами и обязанностями по отношению друг к другу. Общество в целом также выступало субъектом прав и обязанностей по отношению к своим членам.

С возникновением государства право вступает в новый этап своего развития. Его текстуальные источники становятся более формализованными и системными. Возникает такая их письменная форма, как законы. Государство получает возможность следить за исполнением законов через профессиональную деятельность специально уполномоченных на это лиц, прибегая в случае необходимости к аппаратно – организованному физическому принуждению. Право приобретает цивилизованный характер.

Понятие

Архаическое (обычное) право - отдельный исторический тип права, основанный на дологическом мышлении.

Признаки

Архаическому праву присущи следующие признаки:

  • преобладает в доиндустриальном обществе;
  • в большинстве случаев носит устную форму, иногда архаическое содержание может быть присуще и письменным памятникам права, например законам Хаммурапи ;
  • необходимо наличие особой юридической ментальности (дологической, мистической))

Виды и санкции архаического права

Выделяют два основных вида архаического права - это поединок и ордалии .Под поединком понимается особая процессуальная форма рассмотрения споров. Так, например, существует институт песенного поединка, который до недавнего времени существовал у гренландских эскимосов. Суть его заключается в том, что две спорящие стороны в присутствии празднично разодетой публики используют форму песенного диалога для разрешения возникшего конфликта. Эти песенные поединки могут длиться годами, причем эта форма судебного разбирательства используется и при рассмотрении таких преступлений, как убийство. Судом является суд общественного мнения. Выигрывает та сторона которая выдвинет большее количество обвинений, причем независимо от их обоснованности.

Под ордалиями понимается суд Божий, который заключался в испытаниях огнем , каленым железом , водой , ядом и т.п. Тот, кто выдерживал такое испытание без каких-либо следов повреждений на теле, тот доказывал с помощью стоявшей на его стороне божественной силы, что его утверждения о фактах были верны. Однако в средние века при господстве в Европе инквизиции считалось, что если женщина, обвиненная в колдовстве, утонула или сгорела в огне, то она невиновна. И, напротив, если она не утонула или не сгорела, то женщина официально считалась ведьмой, т.к. её не принимала ни вода, ни огонь.

Архаической правовой системе присущи отдельные санкции, которые значительно отличаются от санкций, предусмотренных современными правопорядками. При этом санкции не очень четко дифференцировались на реальные и сверхъестественные. Поскольку же нарушения всегда затрагивали религиозную сторону жизни общества, то санкции всегда как бы освящались, поддерживались религиозными, сверхъестественными силами. В качестве примера можно привести такую санкцию, как изгнание из общества. В случае совершения тяжкого преступления род отказывал индивиду в своей защите, что было почти равнозначно его смерти, так как его любой мог убить без всякой причины.

All translations of Архаическое право


sensa gent "s content

  • definitions
  • synonyms
  • antonyms
  • encyclopedia
  • определение
  • синоним

Эту идею высказали историки В.П. Алексеев и А.И. Першиц. По их мнению, правила поведения в доклассовом, догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм; они имеют характер мононорм , т. е. норм единых, специфических, еще не дифференцированных и не расщепленных на различные нормы социальной регуляции первобытного общества.

Эту идею не критически поддержал ряд ученых-юристов, вероятно, посчитав, что историки, дескать, лучше знают, что там было в первобытном обществе.

Сразу хочется задать вопрос, для кого социальные нормы первобытного общества были едиными и неделимыми? Для первобытных людей, которые, имея столь неразвитое сознание, не могли их «расщепить»? Да и нуждались ли они в том, чтобы «расщеплять» или дифференцировать эти нормы? Скорее всего нет. Тогда для кого? Для первобытных исследователей социальных норм? Но их тогда еще не было. Наука появилась гораздо позже.

Многие наши современники тоже не задумываются над тем, какую норму они выполняют. Более того, для многих людей кощунственно будет звучать даже сама постановка такого вопроса: ты не убиваешь других людей только потому, что за нарушение этой правовой нормы получишь суровое наказание? Для них «не убей» - это одновременно и правовая, и религиозная, и моральная норма, и норма обычаев и т. д., т. е. норма единая и недифференцированная. Задачей же ученых является «расщепить» столь сложные явления социальной действительности, как социальные нормы, и внести ясность, достичь более глубокого, дробного их понимания. Следовательно, никаких «мононорм» в первобытном обществе не существовало. Социальная жизнь в тот далекий период регулировалась с помощью множества социальных норм, многие из которых еще не получили своего целостного развития.

Дифференциация социальных норм - это задача тех ученых, которые взялись за исследование жизни первобытного общества.

Мононормы - это научный вымысел, фантазия ученых, а не реальность.

Но научные вымыслы бывают весьма полезны, если они нацеливают на серьезное познание предмета и дают приращение знаний о социальной действительности.

Полезна ли идея о мононормах? В этом все же следует усомниться. Представляется, что эта идея не нацеливает на пристальное и углубленное познание первобытного общества, а наоборот, обезоруживает: неразвитость социальных норм первобытного общества по сравнению с социальными нормами современного общества объявляется причиной отказа от их глубокого и дифференцированного изучения.

Глава 7. Детство права - архаичное право

7.1. Стадии развития права

Все социальные явления отличаются одной очень важной особенностью: в отношении подавляющего большинства из них нельзя указать с определенностью тот день, год, а иногда и столетие, когда они появились. Процесс их зарождения происходил постепенно и по протяженности занимал большой промежуток времени: годы, десятилетия, столетия, а иногда и тысячелетия. Это в полной мере относится к процессу появления и государства, и права.

Право зародилось в недрах первобытного общества, на заключительном этапе его развития, когда стали образовываться вождества или, как их еще называют, протогосударства. Находясь тогда в самом зародышевом состоянии, право было еще трудно отличимо от обычаев, являвшихся одним из основных средств регулирования жизни первобытного общества. Постепенно отличия становились все более явными, но все же до нашего представления о праве как социальном явлении еще было далеко. И лишь тогда, когда сложились соответствующие социально-экономические условия, право в полный рост вышло на авансцену человеческого бытия и заявило свои претензии на роль главного средства социального регулирования. Одним словом, детство, юношество и зрелость - стадии развития человека - вполне могут быть выделены и применительно к процессу развития права.

Итак, какие же стадии можно усмотреть в процессе правового развития?

Первая стадия (стадия детства) может быть названа архаичное право . Хронологические рамки его трудно обозначить, особенно если речь идет о его возникновении. Однако, говоря о завершающем периоде стадии существования архаичного права, можно указать, да и то весьма приблизительно, на IX–XI вв. Применительно к этой стадии развития права допустимы и такие названия, как право племенное, народное, обычное, варварское, примитивное, вульгарное. Следует пояснить, почему допускаются применительно к праву архаичному такие синонимы.

Главной его особенностью является то, что нормы человеческого общежития в этот период имеют локальный, местный характер. Одним словом, что ни община, деревня, племя, народ, то «свой норов», т. е. своя система норм (отсюда название племенное право ).

Вырабатываются нормы архаичного права «снизу», самим народом (отсюда происходит термин народное право ).

Возможно, поэтому нормы чаще всего принимают характер обычаев, т. е. правил поведения, сложившихся исторически, на протяжении жизни многих и многих поколений, и ставшие всеобщими в результате многократного повторения (отсюда проистекает альтернативное их наименование обычное право ). Однако эти обычаи начинают охраняться не самими соплеменниками как ранее, а выделяемыми из их состава органами управления (вождями, дружинниками, жрецами и т. п.). Именно поэтому они переходят из «обычных обычаев» в разряд правовых обычаев, и таким образом появляется обычное право.

Надо сказать, что не всегда решение, принятое вышеуказанными органами управления и направленное на примирение сторон, исполнялось, и тогда спорящие стороны пускали в ход обычные силовые методы разрешения конфликтов (например, осуществляли кровную месть), поступая как настоящие варвары. Неслучайно поэтому право начального периода перехода общества в разряд цивилизованного, управляемого с помощью протогосударства обозначают еще и таким термином как варварское право .

Конечно, архаичное право еще очень сильно не дотягивает до современного понимания права. В частности, мы справедливо может задаться вопросом, что же это за право, если отсутствуют элементарные правовые понятия, техника разрешения споров, не проводится различие между гражданскими и уголовными делами и т. д. (отсюда и применяется для обозначения древнего права термин примитивное право ).

В континентальной Европе архаичное право зародилось тогда, когда уже Римская империя распалась. В германских королевствах оставались лишь одни обрывки римского права, а точнее, сохранилась лишь память о римском праве и часть его терминологии и правил. Конечно, это было упрощенное, популяризированное и испорченное римское право. Современные ученые называют его еще римским вульгарным правом , чтобы отличить от более утонченного римского права классического и послеклассического периода, погибшего под развалинами Римской империи.

И тем не менее различия между обычаями, основными средствами регулирования жизни первобытных людей, и архаичным правом нарастают и постепенно становятся все более явственными.

Вторая стадия (стадия юности) развития права может быть названа сословным или корпоративным правом . Его возникновение явилось результатом постепенного развития экономики и сопутствующей экономическому процессу специализации общественного труда, а отсюда - неумолимой дифференциации общества. Возникновение корпоративного права следует отнести к IX–XI вв. Завершающий его период можно датировать XIII–XV вв.

Единые ранее соплеменники стали различаться и отличаться друг от друга по социальному положению (главы семей, вожди, их приближенные, жрецы и др.), по роду профессиональных занятий (земледельцы, землевладельцы, ремесленники, торговцы и др.). Наличие сходных потребностей у людей, выполнявших определенные профессиональные или социальные функции в обществе и тем или иным образом отличавшихся от других, вызывало необходимость в их объединении. Постепенно выкристаллизовываются отдельные слои общества (землепашцы, или крестьяне, землевладельцы, торговцы, ремесленники, жрецы и их паства и т. п.), которые, осознавая свои общие интересы, стремятся создать однообразные правила поведения, дабы установить между собой мир и защитить свои особенные и для них далеко не безразличные интересы. Такие объединения людей или социальные объединения, возникшие на основе и для защиты своих специфических интересов, принято называть корпорациями в широком смысле слова , поскольку в современном мире слово «корпорация» употребляется и в узком смысле для обозначения какой-либо организации, получившей государственную регистрацию и выполняющей определенный вид социально-полезной деятельности на основе объединенных капиталов.

Наследование по закону в Древнем Риме. Общая характеристика

Статистически гораздо чаще встречается наследование по закону. Более того, есть нормы, ограничивающие наследование по завещанию.

В Риме было либо наследование по закону, либо по завещанию. Если не все наследовали по завещанию, остаток имущества наследникам не переходил.

В каких случаях применяется наследование по закону?

1. При отсутствии завещания.

2. Завещание было составлено, имело место, но является недействительным.

3. Завещание было составлено, оно действительно, но все наследники по завещанию или один наследник, если он единственный, отказались от принятия наследства. Тогда наступает наследование по закону.

4. Завещание было составлено, оно действительно, но все наследники по завещанию (или один наследник) умерли до открытия наследства . Тогда завещание утратит силу невозможностью исполнения. Если после открытия наследства – тогда все равно будет завещание по закону.

Какие основания наследования по закону :

1. Огнатское родство;

2. Кровное (или когнатское) родство;

3. Супружеские отношения;

4. Отношения патроната между патроном и вольноотпущенником.

Круг наследников по закону определяется в законе. Количество таких лиц является достаточно большим. Поэтому законодатель разделил наследников по закону на отдельные очереди, в соответствии с которой они призываются к наследству. Этот принцип воспринят всеми современными правовыми системами.

В римском наследственном праве было три системы очередности наследования по закону. Одна – в архаическом праве, другая – в преторском праве, третья была установлена уложением Юстиниана.


Лекция №19-20 (22 11 2013)

В архаическом наследственном праве различалось 3 очереди наследников по закону:

1-я очередь . Так называемые «свои» наследники . Это некоторые лица (подвластные домовладыки) из числа огнатских родственников. А именно, лица, которые получают свободу от отцовской власти после смерти наследодателя. А значит, наследодателем в данной ситуации является домовладыка. Только у домовладыки есть первая очередь наследников по закону. Первая очередь – это лица, которые получают свободу от отцовской власти в случае смерти наследодателя.

2-я очередь . Иные огнатские родственники. Это лица, которые не получают свободу от отцовской власти. Они находятся под властью одного лица вместе с умершим, но от власти домовладыки после смерти не уходят. Например, если у отца 2 сына, один умирает, наследников по закону нет, и у него сразу идут наследники 2-й очереди – его брат и отец. Смысл – наследодатель и наследник – огнатские родственники, но умерший – не домовладыка, а просто другое лицо, которое вместе с вами находилось под властью одного лица.



3-я очередь . Кровные родственники, не являющиеся огнатскими. В первых двух очередях кровное родство не учитывается. В третьей очереди – кровные родственники, но не являющиеся огнатскими. Например, дочь домовладыки, которая вступила в брак с властью мужа или отец манципировал сына, из под своей власти. Они по-прежнему кровные родственники, но уже не огнаты. Другой пример: эмансипированный ребенок. Если домовладыка эмансипировал сына или дочь, они сразу переходят из первой очереди в третью.

В третью очередь входил также патрон вольноотпущенника. Вольноотпущенник после патрона не наследует, а патрон после него – наследует в третьей очереди.

Если в одной очереди было несколько лиц, то они наследуют в равных долях. Если один наследник в данной очереди, ему достается все, если 10 – по 1/10. Это называется принципом «поголовного» равенства наследников по закону одной очереди.

Какие принципы (признаки) характерны для системы наследования по закону в архаическом праве:

1. Приоритет огнатского родства над кровным. То есть вначале в первых двух очередях огнаты, только потом – кровные.

2. В рамках кровного родства не учитываются линии степени. То есть круг кровных родственников, призываемых к наследованию, не ограничен.

3. Переживший супруг не выделяется в качестве самостоятельного субъекта наследования. То есть он может призываться либо как огнатский родственник, либо как кровный. Специально супружеские отношения в данный исторический период основанием наследования не являются. Но жена будет наследовать, скорее всего, в первой очереди, потому что она была подвластной, женой с властью мужа. А если умер подвластный муж, жена идет во второй очереди. Супружеские отношения – не основания для призвания к наследованию.

4. Действует принцип однократности призвания к наследованию. Этот принцип означает, что если одна очередь наследников по закону отказывается от принятия наследования, следующая очередь к наследованию не призывается, а имущество приобретает статус бесхозяйного объекта потенциальной оккупации для 3-х лиц.

5. Но все равно три очереди – потому что вторая призывается, если первая физически отсутствует, третья – если нет первой или второй. Пример сразу третьей: умерла эмансипированная незамужняя женщина – у нее есть только кровные родственники.



 

Возможно, будет полезно почитать: