Ситуации, требующие адаптивного поведения. Адаптивное и отклоняющееся поведение
Фуражировка и исследовательское поведение. Существует также типологизация девиантного поведения по Р. Мертону. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Животные демонстрируют в своем поведении особые сигналы.
Поведение - Поведение способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Железы и поведение (glands and behavior) - Железы можно разделить на два класса: экзокринные (внешней секреции) и эндокринные (внутренней секреции).
Другие виды демонстраций возникли, очевидно, на основе смешенных активностей — “выпадающих из контекста” форм поведения, часто наблюдаемых в конфликтных ситуациях. Как уже говорилось, эволюция поведения сопровождается изменением различных структур, выполняющих сигнальные функции. 2. Воспроизведение некоторых элементов детского поведения. 3. Выражение социальной покорности с помощью действий, характерных для поведения самки при спаривании.
Девиантное поведение личности
Еще в 17 в. английский натуралист Дж. Рей, рассматривая поведение соловья, отмечал, что с помощью пения тот закрепляет за собой определенную территорию. В эволюции многих видов на основе конфликтного поведения сформировались ритуализованные демонстрации угрозы, направленные против особей, вторгшихся на чужую территорию. Иерархии доминирования поддерживаются за счет угроз со стороны доминирующих особей и за счет умиротворяющего поведения подчиненных.
Культура и невербальное поведение
Поведение играет колоссальную, если не сказать ведущую, роль как для самого процесса размножения, так и для полового отбора. Половое поведение строится главным образом на инстинктивных компонентах и поражает своей консервативностью и стереотипностью. Генетически детерминировано (определено) только инстинктивное поведение, а у млекопитающих большую роль играет не инстинкт, а выученное поведение.
ЧТО ТАКОЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ?
Фуражировка, т.е. добывание пищи, и исследовательская деятельность также относятся к эгоцентрическому поведению. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения.
ВЗГЛЯД И ВИЗУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Социальная опасность девиаций заключается в их способности создавать предпосылки для возникновения более серьезных и вредоносных форм асоциального поведения. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. В соответствии со своей теорией он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются также типами приспособления к обществу.
Оно характеризуется сознательным включением человека в деятельность, активным и добросовестным отношением к делу, проявлением инициативы и высоким эмоциональным самочувствием. Позднее стало выясняться, что сигналы могут возникать почти из любой подходящей формы поведения. Для большинства сообществ позвоночных характерна связь между местом в социальной иерархии и занимаемой территорией.
У млекопитающих и птиц не все особи имеют равные территории. Хозяин атакует и изгоняет со своей территории другие особи своего вида. В противном случае пришелец может захватить территорию вместе со всеми находящимися на ней ресурсами. Когда соседи встречаются на границе своих территорий, они ведут себя так, как будто в них борются два стремления — спасаться и нападать.
В элементах брачного поведения обычно можно уловить конфликт между стремлениями приблизиться и отступить; по-видимому, ухаживание сформировалось в эволюции именно на основе этого конфликта. Так, например полиандрия и самочная полигамия чаще отмечается у видов птиц, обитающих в сложных экологических условиях: крайнем Севере, пустынях и т.п.
У приматов вообще традиции и роль социального окружения влияют на поведение больше, чем у остальных млекопитающих. Всякая коммуникация подразумевает какие-то действия коммуникатора и восприятие сигнала другой особью. Например, люди общаются с помощью звуков и слуха (речь, смех, хлопки в ладоши), зрительных стимулов и зрения (рекламные плакаты, одежда, потрясание кулаком). Сигналы тревоги, феромоны, речь и брачные демонстрации, видимо, сформировались в процессе эволюции главным образом как средства общения между особями.
Социальные организации животных, как и все в живой природе, отбирались в эволюции постольку, поскольку они способствовали успеху размножения. С точки зрения физиологии ВНД у животных существует две основные формы оборонительных реакций: активно-оборонительная и пассивно-оборонительная.
Фактически агрессия представляет собой некую мотивацию, имеющую врожденный компонент, обогащаемую и трансформируемую в течение всей жизни животного. Агрессия играет огромную роль в социальных отношениях животных. Существуют три основные разновидности анормативного поведения: девиантное, делинквентное (потенциальная возможность к совершению правонарушения) и криминальное.
Развернутое социологическое объяснение девиантного поведения впервые дал Э. Дюркгейм. 2. Существуют несколько научных подходов к пониманию причин девиантного поведения. В больших группах, объединяющих множество видов животных, эти типы поведения выражаются практически одинаково. Территориальность является формой поведения, регулирующей использование конкретных территорий с определенными целями и в определенные периоды времени. Проявление агрессии в рамках территориального поведения строго ограниченны.
В психологии мышления благодаря работам гештальтистов (В.Келер, К.Дункер и др.) утвердилась идея (в той или иной форме, полностью или частично принимаемая всеми психологами, занятыми изучением творческого процесса), согласно которой проблемная ситуация разрешается в момент усмотрения в ней новой целостности, новой структуры (гештатьта) Психология мышления // под ред.А.М.Матюшкина. -М.: Просвещение,1965.
Поскольку в теории социально-психической адаптации личности мы исходим из идеи, что адаптация имеет место в проблемных социальных ситуациях, то отсюда можно прийти к выводу, что социально-психическая адаптация личности, осуществляемая, например, путем разрешения возникшего конфликта, тоже есть процесс переструктурирования проблемных ситуаций и нахождения новых структурных целостностей.
Если адаптация имеет место в результате разрешения проблемной ситуации, то в этом случае, на наш взгляд, используются преимущественно незащитные адаптивные механизмы и процессы (в том числе продуктивное мышление, приводящее к открытию новой целостной структуры). Когда же адаптация имеет место с сохранением проблемной ситуации (например, конфликта личности с лидером ее эталонной группы), тогда преимущественно используются защитно-адаптивные механизмы. Причем в этом случае структурные изменения самой личности должны быть более значительными: личность меняется для приспособления к ситуации, которую не может разрешить, трансформироватьили ликвидировать исходя из своей внутреней мотивации.
В тех случаях, когда адаптация осуществляется с использованием как защитных, так и незащитных адаптивных механизмов, нередко ассоциированных в защитно-незащитные адаптивные комплексы, подвергаются частичным изменениям как личность, так и объективная социальная ситуация
Психология конфликтов - обширная область исследований. Совокупность действий, совершаемых переживающей конфликт личностью с целью его преодоления, многие исследователи См, например, Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности. -Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988, с. 84 считают в целом адаптивной психической активностью. Поэтому психологическая теория конфликтов и способов их разрешения, по нашему мнению, должна стать органической частью социально-психологической теории адаптации.
Социальный конфликт между индивидами или группами есть процесс, а это означает, что между составляющими его элементами (личностями, их состояниями, действиями и т.д.) существуют причинные и структурно-функциональные связи. Между различными социальными группами конфликты возникают в тех случаях, когда они стремятся к различным целям, но хотят пользоваться одними и теми же средствами Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. -М.: ИНФРА, 1999, с. 51-53.
Напряженность обычно определяется как устойчивый и неразрешенный конфликт. Мы бы уточнили это определение слудующим образом: напряженность - это субъективное переживание, психическое состояние, которое свидетельствует о том, что между А и Б существует неразрешенный конфликт. Это по существу состояние фрустрированности, причем сам фрустратор (конфликт интересов, установок, желаний, когнитивных элементов и т.п.) может даже полностью не сознаваться.
Кризис - это такая конфликтная ситуация, в которой применявшиеся до этого образцы поведения оказываются неприемлемыми, с их помощью конфликт не разрешается, потребности конфликтующих сторон остаются неудовлетворенными.
Как было сказано выше, борьба является попыткой разрешения конфликтов. Если речь идет о разрешении внутренних конфликтов, тогда борьба принимает внутрипсихический характер, представляя собой процесс столкновения различных мотивов и подструктур личности.
Теория когнитивного диссонанса развита в работах Л.Фестингера и его многочисленных последователей. Л.Фестингера заинтересовали случаи наличия несогласованностей между такими содержаниями психики людей, как знании о чем-то и связанное с объектом познания поведение, или между двумя мыслями об одном и том же объекте. Хотя чаще всего человек действует так, как думает, однако бросаются в глаза случаи следующего характера: человек знает, что делать что-то (например, курить) плохо, но продолжает делать это, Человек знает, что если совершит преступление, будет наказан, тем не менее совершает его Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. -М.: Академия, 2000, с. 12 Анализ таких случаев позволяет сформулировать ряд положений, которые составляют теорию когнитивного диссонанса.
I. Между двумя когнитивными "элементами" ("когнициями") психики могут существовать консонантные, диссонантные или нерелевантные отношения;
1. Когнитивные элементы консонантны, когда один из них (а) психологически вытекает из другого (в). Например: (а) "Курение вредно для здоровья" и (в) "Я не курю"; 2. Когнитивные элементы находятся в диссонантных отношениях, если суждение (а) следует из суждения не-(в) или (в) следует из не-(а). Иначе говоря, состояние когнитивного диссонанса противоположно состоянию когнитивного консонанса. Например, суждения "Курение вредно для здоровья" (а) и (в) "Я, тем не менее, курю" находятся в диссонантных отношениях; 3. Нерелевантными по отношению друг к другу являются те когнитивные элементы психики, между которыми нет ни консонантных, ни диссонантных отношений.
II.Существование когнитивного диссонанса в психике человека для него неприятно, оно создает внутреннюю мотивацию на уменьшение диссонанса и достижение консонантного состояния.
В этих теориях утверждается, что человек пытается познать и оценить разные аспекты среды и своей личности таким образом, чтобы поведенческие последствия этих познаний не были противоречивы.
III. При наличии диссонанса личность не только стремится к его редукции, но одновременно активно избегает тех ситуаций и восприятия той информации, которые могли бы привести к усилению диссонанса.
Мы считаем, что процессы, нацеленные на уменьшение диссонанса и на активное избегание определенных ситуаций и знаний, являются адаптивными. Состояние диссонанса является для личности проблемной ситуацией, мотивирующей определенные адаптивные процессы.
Анализ примеров когнитивного диссонанса, произведенных Л.Фестингером, показывает, что для освобождения от этой своеобразной проблемной ситуации люди спонтанно используют те же основные адаптивные стратегии, что и при разрешении других проблемных ситуаций. Здесь, правда, эти стратегии получают специфические выражения. Чтобы убедиться в этом, вместе с Л.Фестингером рассмотрим простейший пример диссонанса. Это случай заядлого курильщика, рассмотренный нами, который знает, что курить вредно, но тем не менее продолжает курить и поэтому переживает диссонанс. Какими путями индивид стремится уменьшить или ликвидировать свой диссонанс. который. безусловно, является неприятным состоянием? Л.Фестингер описывает два основных пути, ведущих к этой цели: 1) прекратить курить и тем самым изменить второй из когнитивных элементов, превратив его в следующий: "Я больше не курю". Если он больше не курит, то знание о своем поведении становится консонантным с первым когнитивным элементом о вредности курения; 2) индивид может изменить свое знание о последствиях курения. Это может иметь место, в свою очередь, двумя путями: а) путем формирования убеждения, что курение не оказывает никакого вредного влияния на здоровье; б) путем поиска информации о положительных сторонах курения, в свете которых вредность выглядит несущественной. Двумя этими путями индивид может редуцировать или элиминировать диссонанс между своим знанием и реальным поведением.
Второй из вышеописанных путей уменьшения диссонанса - это адаптация с сохранением проблемной ситуации. Эта общая адаптация весьма распространена и получает многообразные конкретные формы в зависимости от типа проблемных ситуаций, от особенностей личности и ее взаимоотношений с референтной группой. При анализе случая курильщика мы видели, что эта адаптивная стратегия может иметь две возможные конкретизации, но они - лишь варианты общей стратегии, поскольку в обоих случаях объективное положение вещей сохраняется, однако довольно глубокие изменения происходят в представлениях, в восприятиях и установках личности. Как уже было сказано, при адаптации с сохранением проблемной ситуации (т.е. при приспособлении в собственном смысле слова) личность претерпевает значительно более глубокие изменения, чем при применении стратегии, направленной на ликвидацию объективной проблемной ситуации. Вторая стратегия в лучшем случае приводит к "ликвидации" проблемной ситуации субъективно, на уровне сознания личности.
13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение
Под профессиональной адаптацией обычно понимают «вживание» сотрудника в новую для него рабочую обстановку, взаимоотношения в коллективе. Профессиональная адаптация включает самоидентификацию с новой ролью, статусной характеристикой и принятие культуры и ценностей профессиональной среды.
Адаптация – одна из важных вех в жизни человека, через нее он формирует свое мировоззрение и становление как Личность.
Социализация (адаптация) работника на новом рабочем месте зависит от того, насколько хорошо человека принимает коллектив, да и вся организация в целом.
Ресоциализация – повторная социализация, связанная с переходом на новую должность или на другое место работы с сохранением прежней должности.
Адаптивное профессиональное поведение включает:
1) функциональное поведение, т. е. соответствующее данной профессиональной роли и адекватное в данных условиях;
2) экономическое поведение, когда индивид ориентируется на оптимальный баланс между вкладом в трудовой процесс и компенсацией вложенных усилий;
3) стратификационное поведение – ориентацию на достижение определенных статусных характеристик;
4) инновационное поведение, которое предполагает введение в трудовую деятельность новшеств;
5) конформное поведение, которое характеризуется приспособлением индивида к установкам и мнению большинства в коллективе;
6) конвенциональное поведение основано на установлении договоренности (явной или латентной) на поддержание определенных статусно-ролевых позиций;
7) церемониально-субординационное поведение, которое включает соблюдение профессионального этикета, продуцирование и транспортировку культурных паттернов профессии и профессиональных традиций.
Дезадаптивным профессиональным поведением считается:
1) характерологическое поведение, под которым понимается проекция личностных характеристик (в основном неконгруентных) на рабочую среду;
2) противоправное поведение;
3) административно-управленческое поведение с превышением служебных и профессиональных полномочий;
4) дисфункциональное поведение, включая профессиональную некомпетентность;
5) индивидуально-целевое поведение, связанное с реализацией личных целей вне зависимости от пожеланий коллектива;
6) имитационное поведение, проявляющееся в псевдоактивности работника;
7) отклоняющееся поведение, характеризующееся асоциальными привычками и склонностями в профессиональной деятельности.
Посредством трудового поведения человек не только сам приспосабливается к трудовой среде, но и преобразует ее в соответствии со своими профессиональными установками.
Из книги Полночные размышления семейного терапевта автора Витакер КарлПрофессиональное супружество В Окридже я впервые понял: как необходима жена для личной жизни, так нужен партнер для жизни профессиональной. Заботиться о пациентах, как и о детях, крайне тяжело, когда это бремя лежит только на одном родителе. Джон Воркентин помогал мне, но
Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В5. Профессиональное обучение Профессиональное обучение является важнейшим условием знакомства и овладения тем или иным видом деятельности.Обучение проводится на базе специализированных учебных заведений и имеет целью сформировать у индивида профессиональное
Из книги Психология труда автора Прусова Н В1. Понятие профессиональной адаптации Под профессиональной адаптацией обычно понимают систему мер и мероприятий, которые способствуют профессиональному становлению работника и формируют у него соответствующие профессиональные качества, а также помогают в освоении
Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна3. Адаптивное профессиональное поведение Адаптивное профессиональное поведение включает:1) функциональное поведение, т. е. соответствующее данной профессиональной роли и адекватное в данных условиях;2) экономическое поведение, когда индивид ориентируется на
Из книги Исцеляющая сила эмоций автора Падус Эмрика4. Неадаптивное профессиональное поведение Не адаптивным профессиональным поведением считается:1) характерологическое поведение, под которым понимается проекция личностных характеристик (в основном неконг-руентных) на рабочую среду;2) противоправное
Из книги Детекция лжи и обмана автора Фрай Олдерт10. Профессиональное обучение. Ответственность Профессиональное обучение проводится на базе специализированных учебных заведений и имеет цель сформировать у индивида профессиональное мировоззрение, умения, навыки и знания, необходимые данной профессии. В процессе
Из книги Как избавиться от стресса и депрессии [Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым] автора Пигулевская Ирина Станиславовна6.5. Профессиональное саморазвитие. Саморегуляция В современном мире полное обновление содержания профессии происходит в среднем за десять лет. Это значит, что если педагог-психолог не хочет отстать от своих коллег и намерен использовать современные формы и методы
Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБМАНА
Из книги Руководство по системной поведенченской психотерапии автора Курпатов Андрей Владимирович Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов83. ПРОИЗВОДСТВЕННО– ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Сформированная профессиональная деятельность должна удовлетворять следующим требованиям:– достигать намеченной цели, т. е. воспроизводить продукт заданного образца;– выполнять последовательные действия и операции,
Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар ШамильевичДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ОДОБРЕНИЕ В РОЛИ СИГНАЛОВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ АДАПТАЦИИ В детстве нравящееся взрослым, послушное, “хорошее”, “правильное” поведение, лишенное иного смысла и иной инициативы, кроме инициативы и смысла - привлечь их внимание и одобрение было
Из книги Тревога и неврозы автора Рикрофт ЧарльзЧасть третья Адаптивное и дезадаптивное поведение КМ СПП рассматривает поведение как психическую и психически опосредованную активность человека, продиктованную совокупностью условий его существования; а психическую адаптированность – как процесс соответствия
Из книги автора8.1. Профессиональное общение Консультирование корпоративное – одно из направлений психол. практики, находящееся на стыке психологии управления, организационного развития и психол. консультирования. Направлено на рост эффективности организаций, компаний, благодаря
Из книги автораПРОИЗВОДСТВЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Сформированная профессиональная деятельность должна достигать намеченной цели – воспроизводить продукт заданного образца, выполняться как последовательность действий и операций, реализующих требуемую технологию
Из книги автораГлава 5 Защита и адаптивное поведение В предыдущей главе я определил общую структуру невроза как результат репрессии одной части личности со стороны другой. Стремление репрессируемой части вернуться в сознание приводит к невротической тревоге, усилению подавления и
Глава 2. Ситуации, требующие адаптивного поведенияНеуспех (неудача) налицо тогда, когда цель не достигнута. Вполне понятно, что неуспех тоже имеет градации.
Мы считаем, что в ходе дальнейшей и более подробной разработки теории адаптации все эти и другие градации (которые можно внести без труда) необходимо иметь в виду.
Во всех тех случаях, когда цель и результат не соответствуют друг другу (не совпадают), возникает задача адаптации и реадаптации личности. Даже большой успех, превосходящий все ожидания, вызывает вопросы и требует от личности и от окружающих адаптации к создавшейся новой ситуации. У человека, добившегося большого успеха, с целью адаптации к новой ситуации возникает потребность изменения своей «Я-концепции», приведения ее в соответствие с новыми достижениями. Такой человек может создать новое представление, например, о своих способностях и волевых качествах.
Проблема адаптации встает перед личностью с еще большей остротой в том случае, когда она переживает состояние неудачи, неуспеха, которая может быть как полной, так и частичной. Частная неудача может совпадать с тем, что мы называем частичным успехом.
Например, если индивид надеялся (имел цель) получить за свой труд 1000 рублей, но смог заработать только 500, это можно оценить как в качестве частичного успеха, так и частичной неудачи. Он переживает фрустрацию средней интенсивности. Но если бы человек не получил ничего (ноль рублей), то подобный итог мы оценили бы как полную неудачу, которая является сильнейшим фрустратором.
Двойной неудачей можно назвать тот случай, когда получен противоположный результат. Типичным можно считать случай, когда пропагандист стремится убедить слушателей в истинности своих взглядов, но в конце его выступления слушатели приходят к выводу, что он неправ и хотел обмануть их. Это известный в психологии пропаганды эффект бумеранга.
Естественно предположить, что во всех названных случаях острота потребности в адаптации различна. Поэтому и адаптивные механизмы и стратегии, требуемые для психологической самозащиты, не могут быть одинаковыми.
Неудача означает провал плана, целей и намерений личности. Она означает разрыв между личностью и средой, нарушение процессов контроля и самоконтроля, дезорганизацию активности.
Выделение этих аспектов позволит конкретизировать и углублять понятия фрустрации и фрустрированности личности. Ранее было отмечено, что до сих пор фрустрацию понимают в основном
2.7. Успех, неудача и адаптация
111
как блокаду целенаправленной деятельности. На предыдущих страницах в определенной степени мы уточнили и расширили это понятие. Если иметь в виду, что во фрустрации самое главное - неудача, то можно указать на главные аспекты неудачи как психического явления, которые будут фактически аспектами фрустрированности:
разрыв между личностью и той средой, в которой она локализована;
дезорганизация деятельности;
дискредитация плана;
нарушение контроля и самоконтроля личности;
Такой аналитический подход, как мы считаем, позволит лучше
понять причины спонтанного выбора новых механизмов и стратегий адаптации (в том числе защитных механизмов).
2.7.2. (Лена успеха и адаптация (уточнение понятия «успех»)
Исследования целенаправленной деятельности и адаптации нельзя ограничить только составлением схем интеллектуального и рационального характера. Необходимо тщательнее исследовать мотивацию активности и субъективные оценки успеха и неудачи, их соответствия ожиданиям и притязаниям личности.
В частности, важность представляет следующая проблема: в реальной жизни, когда человек выдвигает перед собой цель и готовится начать деятельность по ее приобретению, он совершает следующее:
рассчитывает, какую цену он должен платить за эту цель; в цену цели включаются деньги и другие ресурсы, умственные и физические усилия, тот отрезок времени, в течение которого придется действовать, и другие ресурсы и средства;
пытается определить, получит ли выгоду от этой деятельности. Цена цели должна превысить суммарную цену собственных вложений, чтобы деятельность имела адаптивный смысл (Ц > Ц в). Причем реальную ценность цели мы должны отличить от ее атрибутивной ценности, которая имеет как индивидуальный, так и этнокультурный аспекты.
112 Глава 2. Ситуации, требующие адаптивного поведения
Это «нулевая игра», в ней нет ни успеха, ни неудачи. Более того: поскольку человек потратил не только силы и средства, но и время, то подобный итог - фактическая неудача.
Подлинная неудача имеет место тогда, когда Ц т
Таким образом, градации успеха и неудачи можно получить на основе расчета выгоды (дохода) и потерь (расходов). Причем нельзя игнорировать также моральную выгоду, которую вряд ли можно более или менее адекватно выразить в денежных единицах. Например, если достижение цели приносит человеку известность и почет, но мало денег, то он может быть удовлетворен таким итогом. Кстати, известность, почет и уважительное отношение тоже могут быть составляющими той цели, которую с самого начала поставила перед собою личность.
2.8. Проблема оптимальной фрустрации
Наблюдения психологов и родителей свидетельствуют о том, что для развития положительных черт характера и сильной воли у детей, подростков и юношей им необходимо преодолевать трудности. Уровень трудностей, способствующих положительному развитию, для каждого возрастного периода различен. Люди, не имеющие опыта преодоления трудностей, жившие в бесконфликтных условиях, нередко оказываются беспомощными перед лицом изменяющихся условий жизни: они оказываются неспособными к гибкой и продуктивной нормальной адаптации в проблемных ситуациях.
Исходя из подобных наблюдений, а также из жизнеописаний видных деятелей человечества, можно предложить следующую гипотезу.
Для каждой личности должен существовать оптимальный уровень фрустрации, оказывающий благотворное влияние на процесс ее формирования.
Использование термина «оптимальная фрустрация» и выдвижение данной гипотезы мы считаем совершенно необходимыми уже на данном этапе исследования фрустрации и защитных механизмов, поскольку этим путем обогащается концептуальный аппарат теории социально-психологической адаптации и, как мы полагаем, этот термин отражает психическую реальность. Однако вполне
2.8. Проблема оптимальной фрустрации 113
очевидно, что следует найти более или менее точные критерии оценки оптимальности или неоптимальности той фрустрации, которую переживает человек.
В общей форме можно сказать следующее.
Оптимальный, то есть благоприятный для развития личности уровень фрустрации представляет собой такой комплекс препятствий, трудностей, привации и депривации, сохранения внутренних и внешних конфликтов и ряда других субъективно неприятных факторов, которые в период детства и юношества, а нередко и позже приводят к формированию волевых и творческих черт характера личности без патологических признаков и тенденций поведения.
Особо следует отметить необходимость сохранения фрустраций в пределах оптимального уровня в период детства, отрочества и юношества, в период бурного психического развития личности. После наступления зрелости в характере и способностях человека происходят изменения уже более частного порядка, исключая случаи глубоких изменений личности, так называемых конверсии, происходящих под воздействием личностно значимых событий (потеря близкого человека, коренное преобразование общественной жизни и потеря личностью прежнего статуса в референтных группах и т. п.). Интерес представляет также воздействие фрустраций и стрессов на развитие личности в так называемые сензитивные пе риоды развития.
Оптимальный уровень фрустрации для каждой личности индивидуализирован и зависит от ее наследственных психофизиологических особенностей, типа темперамента, предпосылок способностей, а также тех социально-психологических признаков, которые на данном этапе уже имеются в структуре ее психики. Однако исследование какого-либо явления только тогда становится подлинно научным, когда за частными особенностями и индивидуальными различиями раскрывается общее, повторяющееся и закономерное. Поэтому мы полагаем, что открытие общих критериев оптимальной фрустрации и закономерностей ее воздействия на развитие личности станет возможным только в том случае, когда с помощью систематических исследований удастся показать, какие фрустрации имели решающее значение в процессе формирования того или иного типа личности. Это, конечно, новое и широкое поле исследований, и о нем здесь мы упоминаем только для постановки проблемы. Отметим, что в указанном аспекте следует рассматривать такие известные типологии, как классические типы темпераментов, типы экстраверсия-интроверсия, социальную типологию личностей Э. Фромма, авторитарность-демократичность К. Левина, Т. Адорно и других и т. п.
114 Глава 2. Ситуаиии, требующие адаптивного поведения
Для развития концепции оптимальной фрустрации следует пристально следить за процессом психического развития детей. Очень полезную информацию для развития настоящей концепции могут дать продольные (лонгитюдные) исследования. При их организации важно обратить внимание на тот факт, что нормально развивающийся ребенок, приобретая простые знания и навыки, стремится к более сложным. Ему доставляет большое удовольствие применение на практике приобретенных знаний и навыков. Например, ребенок охотно и многократно, иногда варьируя, повторяет известные ему слова.
Однако если заставить ребенка остаться на уровне приобретенного, он станет скучать и нервничать: развивающуюся личность никогда не удовлетворяет уже достигнутое. Она хочет идти вперед, расти, стать зрелым человеком, личностью.
Как справедливо писал А. Маслоу, только тогда, когда в жизни ребенка начинаются неудачи, лишения, издевательства и фрустрации, у него возникают фиксации и регрессии. Вследствие этого могут иметь место патологические динамические процессы, образование невротических комплексов и компромиссных структур. В них импульсы поступательного развития могут сохраниться, но в неудовлетворенном состоянии. При углублении патологии может наблюдаться потеря этих прогрессивных импульсов и способностей."
Такая регрессирующая личность психическому росту предпочитает безопасность. Это путь к новым неудачам. Недаром говорят: «Не рискуя ничем, вы рискуете всем».
Однако для приобретения силы необходимы некоторая отсрочка удовлетворения желаний, пребывание в фрустрированном состоянии. Немедленное удовлетворение потребностей также опасно для будущего личности. Но все эти меры и предосторожности А. Маслоу считает вспомогательными средствами воспитания. Необходимым условием нормального психического роста остается удовлетворение базальных потребностей личности. 2
"Maslow A. Defense and Growth. In: Theories of Psychopathology. Ed. By T.Millon. Philadelphia and London, 1967, p. 276. См. также: Маслоу Λ. Новые рубежи человеческой природы. - М„ 1999 и др.
Ό взглядах этого исследователя на условия развития зрелой и самоактуализирующейся личности см.: Maslow A. Motivation and Personality. New York, 1970 (2"" 1 ed.).
ГЛАВА 3
КОНФЛИКТЫ КАК ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
Психология конфликтов (от лат. conflictus - столкновение) - обширная область исследований. В настоящей главе мы вкратце рассмотрим структуру и основные разновидности конфликтов, а также, пока предварительно, те механизмы и стратегии, которые применяются людьми с целью их преодоления. Более подробно адаптивные механизмы и стратегии будут обсуждаться в последующих главах. Совокупность действий, совершаемых переживающим конфликт человеком с целью его преодоления или полного разрешения, мы считаем в целом адаптивной психической активностью. Поэтому психологическая теория конфликтов и способов их разрешения, по нашему мнению, должна стать органической частью общей социально-психологической теории адаптации индивидов и групп.
3.1. Соперничество, конфликт и кризис
При определении конфликта мы будем опираться в основном на точку зрения польского социолога Яна Щепаньского, которая, по нашему мнению, является одной из наиболее четких и ясных. Социальные конфликты этот исследователь определяет в качестве частного случая более широкого класса социальных процессов - соперничества. Процесс соперничества основан на том, что, имея сходные стремления, одни индивиды стараются быстрее других прийти к цели.
«Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов и ценностей, то соперничество превращается в конфликт». (Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - С. 197.)
Несколько дальше он дает сравнительно более развернутое определение социальных конфликтов как процессов, в которых «...индивид или группа стремится к достижению собственных целей... путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида
116 Глава 3. Конфликты как проблемные ситуации
или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям». (Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - С. 200.)
Таким образом, социальный конфликт между индивидами или группами есть процесс, а это означает, что между составляющими его «элементами» (индивидами, ихсостояниями, действиями нт. п.) существуют причинные и структурно-функциональные связи. Между различными социальными группами конфликты возникают и в тех случаях, когда они стремятся к различным целям, но хотят или вынуждены пользоваться одними и теми же средствами.
Ян Щепаньский считает, что в социальном конфликте противник всегда осознается. Конфликт возникает из антагонизма: из противоположного определения ценностей друг друга и негативного предубелсдения, возникающего из чувства опасности. Если А негативно определяет ценности В и последний стремится навязать А эти свои ценности, тогда между ними возникает антагонизм.
Иногда люди иррационально, то есть без разумного основания, полагают, будто чужие угрожают им, и такое определение ситуации приводит к антагонизму.
«Таким образом, антагонизм - это комплекс негативных установок и оценок, могущих привести к действиям, направленным на устранение или подчинение противника. Антагонизм может возникнуть на основе объективной противоположности интересов, но перерождается в конфликт лишь после осознания этой противоположности одним из партнеров». (Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - С. 201.)
Существуют разновидности социальных конфликтов.
Борьба - это форма конфликта, в которой стороны стремятся показать свое превосходство и принуждают противника признать это превосходство и капитулировать.
Как справедливо замечает Я. Щепаньский, данное явление повсеместно встречается во всех обществах и во все исторические периоды, а война как форма разрешения политических конфликтов может быть преходящей.
Внешние конфликты возникают между двумя индивидами, между индивидом и группой, между группами. Поэтому с учетом вовлеченных в конфликтные отношения социальных «элементов» можно выделить но крайней мере три тина внешних конфликтов:
конфликты типа «личность - личность», или межличност ные конфликты;
конфликты типа «личность - группа»;
3) конфликты типа «группа - группа», или межгрупповые кон фликты.
Первые два типа можно объединить под названием внутригруп- повые конфликты. Следует также учесть, что если в группе имеется достаточное число членов и она распадается, к примеру, на две подгруппы, тогда между ними тоже нередко возникают конфликтные отношения. Примером конфликта последнего типа может служить тот случай, когда официальный лидер не является социометрической «звездой», а социометрическая «звезда» обладает качествами харизматического лидера и имеет подгруппу последователей.
Приведенное определение конфликта как процесса, по нашему мнению, в общей форме применимо также к внутренним конфлик там, особенностью которых является то, что в них сталкиваются потребности (мотивы), цели и когнитивные структуры не разных людей, а одного и того же человека. Возникновение конфликта, его ход и разрешение составляют последовательность взаимно детерминированных действий, то есть психический процесс. Внутренний конфликт всегда в какой-то степени детерминирован внешними воздействиями людей и тех предметов, которые необходимы для удовлетворения конфликтующих потребностей личности и выступают для нее в качестве целей.
Психологический анализ конфликтов предполагает выделение их разновидностей, раскрытие их структуры (какие потребности, мотивы, цели, познавательные операции и процессы в них входят), интенсивности, длительности, путей разрешения (полное разрешение или же просто вытеснение и частичное преобразование и т. п.). При этом следует иметь в виду, что разрешение конфликта может быть как «спонтанным», так и целенаправленным процессом.
Напряженность обычно определяется как устойчивый и неразрешенный конфликт. Мы уточним это определение следующим образом.
Напряженность - это субъективное переживание, психическое состояние, которое свидетельствует (и сигнализирует) о том, что между А и В существует неразрешенный конфликт.
Это, по существу, состояние фрустрироваиности, причем сам фрустратор (конфликт интересов, установок, желаний, когнитивных элементов и т. п.) может даже не полностью осознаваться.
Напряженность может выражаться открыто, то есть в поведении, в поступках сторон или отдельной личности, если она переживает внутренний конфликт. Когда конфликт не разрешается и, более того, подвергается внешним воздействиям, тогда в результате накопления агрессивности могут иметь место вспышки гнева,
Вопросы определения и классификацииумственной отсталости являются чрезвычайно сложными и дискуссионными.
Наиболее распространенным является определение, предложенное Американской ассоциацией умственной отсталости. На него ссылаются при проведении научных исследований, написании статей и монографий.
Прежде чем предложить определение, необходимо остановиться на понятийном и методологическом аппаратах, которые использует американская психологическая школа при интерпретации понятия "умственная отсталость".
Американская школа изучения умственной отсталости берет начало с концепции количественной оценки интеллекта, основоположником которой считается А. Бине (1905), и традиционно оперирует следующими категориями:
общее интеллектуальное функционирование;
субнормальное (значительно ниже нормы ) интеллектуальное функционирование;
адаптивные навыки;
возникновение умственной отсталости в период развития.
Общее интеллектуальное функционирование выявляется по результатам выполнения тестов на определение интеллектуальных способностей. Наиболее часто применяемыми тестами, разработанными для данной цели, являются тесты Стэнфорд-Бине и Векслера.
Средним в популяции является количество баллов, равное 100: индивид, набравший данное количество баллов, считается имеющим средний интеллектуальный коэффициент.
Разделение индивидов на уровни интеллектуального функционирования вычисляется с помощью единиц стандартного отклонения.
Стандартное отклонение (О) - статистический параметр, мера стандартного удаления расстояния от среднего (100). Стандартное отклонение для теста Бине равняется 16, Векслера - 15.
Понятие " субнормальное интеллектуальное функционирование " связано с результативностью выполнения тестов и определяется существующей в настоящий момент в научных кругах точкой зрения о том, какое количество стандартных отклонений ниже среднего (и соответственно баллов IQ) рассматривать относящимися к умственной отсталости.
Понятие "субнормальное интеллектуальное функционирование" сохранилось до настоящего времени: умственно отсталым считается индивид, уровень интеллектуального функционирования которого варьирует в пределах (55-70) - (до 75) баллов.
Адаптивное поведение
Следует отметить, что компонент адаптивного поведения в разные годы имел разную значимость при диагностике.
Целесообразность его введения в определение объяснялась следующими положениями:
1) адаптивное поведение является совокупностью многих аспектов поведения и большого числа специфических способностей (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, моторных) или их отсутствия;
2) все аспекты поведения являются частью общего процесса адаптации к окружающему миру, поэтому и интеллектуальное функционирование, и адаптивное поведение необходимо рассматривать в контексте общей адаптации;
3) уровень интеллектуального функционирования соответствует определенному уровню адаптивного поведения;
4) нарушение интеллектуального функционирования находит свое отражение в нарушении процесса адаптации к окружающему миру. Следовательно, нарушение интеллектуального функционирования необходимо рассматривать в контексте нарушений адаптивного поведения;
5) критерий "адаптивное поведение", таким образом, следует рассматривать в качестве равноправной составляющей при диагностике умственной отсталости.
Адаптивное поведение определялось как эффективность, с которой индивид приспосабливается к естественным и социальным требованиям окружающего мира, что проявляется в степени его самостоятельности и соответствия требованиям личной и социальной ответственности.
Выделяется 4 основных уровня адаптации, которые варьируют от легкой степени дезадаптации до полного ее отсутствия. Основой для сравнения выступают показатели возрастной нормы. Вводится четкая возрастная периодизация: дошкольный возраст (0-5 лет), школьный возраст (6 - 18 лет), взрослое состояние (с 21 года). Для каждой возрастной группы определялись ведущие критерии адаптации: в дошкольном возрасте - созревание и развитие (в частности, сенсомоторное развитие), в школьном возрасте - учебные навыки (обучение и образование), во взрослом состоянии - профессиональная адекватность (социальная и профессиональная адаптация).
Данные об уровнях адаптации приведены в табл. 2.
Таблица 2
Уровни адаптации
адаптации |
Дошкольный возраст |
Школьный возраст |
Взрослое состояние (21 и старше) |
Грубое отставание; минимальная способность функционирования сенсомоторной сферы Нуждается в уходе |
Имеется определенное моторное развитие; невозможность овладения навыками самообслуживания Полностью нуждается в уходе |
Определенное моторное и речевое развитие; полная невозможность самостоятельного функционирования. Требуется полная опека и наблюдение |
|
Слабое моторное развитие; минимальное развитие речи; в общем неспособность овладения навыками самообслуживания; навыки коммуникации незначительны или отсутствуют |
Способность к овладению речью / навыками коммуникации Способность к овладению элементарными навыками самообслуживания Неспособность к овладению учебными навыками Способность к овладению и закреплению навыков самообслуживания (тренируемый) |
Частичная возможность самообслуживания при полном наблюдении Возможность формирования навыка самозащиты в полностью контролируемом окружении |
|
Способность к овладению речью / навыками коммуникации Слабая социальная осведомленность Способность к овладению навыками самообслуживания Достаточное моторное развитие Значительно нуждается в помощи |
Способность к овладению школьными навыками в объеме IV класса в позднем отрочестве при условии предоставления специального обучения |
Способность к овладению специальностью, не требующей высокой квалификации Требуется наблюдение и руководство в условиях незначительных стрессовых ситуаций социально-экономического плана |
|
Возможность развития социальных, коммуникативных навыков Минимальные отклонения в сенсомоторной сфере Невозможность отграничения от нормы ив ранних этапах развития |
Способность к овладению учебными навыками в объеме VI класса (примерно IV класс начальной школы.) Невозможность овладения учебными предметами старших классов. Требуется специальное обучение, особенно в средней школе (обучаемый) |
Способность социально-профессиональной адаптации при соответственном обучении Время от времени нуждается в руководстве и наблюдении в условиях серьезных стрессовых ситуаций |
Адаптивное поведение рассматривается не только в возрастном контексте, но также в контексте культурного окружения индивидов; для каждой возрастной группы конкретизируется 8 областей , в которых может проявляться дефицит адаптации:
в дошкольном возрасте это сенсомоторное развитие, навыки коммуникации (язык и речь), навыки самообслуживания, социализации (которая определяется как развитие способности взаимодействия с окружающими);
в период детства и раннего отрочества это способности применять учебные навыки в повседневной жизни, умение рассуждать и делать умозаключения в познании окружающей действительности; социальные навыки для данной возрастной группы определяются как способность участвовать в групповых мероприятиях и возможность устанавливать межличностные отношения;
в период зрелого отрочества и взрослого состояния это профессиональная ответственность и возможность выполнять определенные виды работы.
Кроме того, возрастает значимость компонента адаптивного поведения в диагностике: индивиды с достаточно высоким показателем IQ (75) могут быть диагностированы как умственно отсталые легкой степени, если они проявляют нарушения адаптивного поведения; индивиды с достаточно низким IQ (67 - 70) могут быть отнесены к категории нормы,если они не проявляют признаков нарушения адаптации.
Компонент адаптивного поведения, таким образом, позволяет решать вопрос о наличии или отсутствии умственной отсталостиболее дифференцированно.
Не менее важным компонентом при диагностике является понятие "период развития ". Одним из обязательных условий наличия умственной отсталости выступает необходимость ее возникновения в промежутках от рождения до совершеннолетия. Данное понятие трактуется по-разному.
Основной задачей считается стремление отразить изменения в понимании умственной отсталости, произошедшие за последние несколько лет. Это связано с накоплением новых фактов об умственной отсталости, а также с социально-экономическими переменами, происходящими в обществе, в частности с изменением отношения общества к своим умственно отсталым гражданам.
Несмотря на то, что неизменным остается положение о том, что умственная отсталость обусловлена нарушением интеллектуального функционирования в настоящий момент времени, отмечается, что умственная отсталость является не чертой, а состоянием, при котором функционирование нарушено определенным специфическим образом. Уточняется, что умственная отсталость проявляется как основная трудность в обучении и осуществлении повседневных житейских навыков, а также в затруднениях, связанных с реализацией основных способностей личности - концептуального, практического и социального интеллекта.
Концептуальный интеллект относится к внутренним способностям личности и включает в себя познание и обучение.
Практический интеллект является основополагающим в адаптивных способностях сенсомоторной сферы, самообслуживании, навыках безопасности, важным компонентом успеваемости, работы, направленности личности, возможности жить в микросреде и взаимодействовать с микросообществом.
Социальный интеллект относится к способностям осознавать уровень требований, предъявляемых обществом, поведение окружающих. Включает умения адекватно оценивать свое поведение в различных социальных ситуациях. Основными компонентами социального интеллекта выступают социальная осведомленность и социальные навыки. Более специфическими проявлениями являются социальное самосознание, интуиция, умение делать умозаключения, коммуникация.
Практический и социальный интеллект являются основными способностями человека, тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и составляют основу адаптивных навыков. Оказываются преимущественно нарушенными при умственной отсталости.
Существенно новым является положение о том, что при определении умственной отсталости необходимо учитывать культурно-лингвистические особенности личности, а также состояния, внешне по проявлению схожие, но не являющиеся умственной отсталостью (нарушения слуха, речи). Оговаривается, что неумение принять во внимание такие факторы, как индивидуальная культура, язык, особенности поведения и коммуникации, может привести к неправильной оценке состояния.
Выделяются и конкретизируются 10 основных областей адаптивных навыков, в которых может проявляться дефицит:
коммуникация (понимание и выражение информации посредством символического поведения), устная, письменная речь, орфография, графические символы, язык жестов, печатный язык по Брайлю или несимволического поведения (выражение лица, телодвижения, прикосновения);
самообслуживание (туалет, умение правильно есть, одеться/раздеться, соблюдение личной гигиены, опрятность);
возможность жить в домашних условиях (умение одеться/раздеться, вести хозяйство, бережно относиться к собственности; умение готовить, планировать и вести бюджет, соблюдать правила безопасности в доме, планировать распорядок дня. Сопутствующие навыки : возможность ориентироваться в доме, в ближайших окрестностях; правильно вести себя дома и вне дома; возможность обосновать свой выбор, вступать в социальное взаимодействие, применять знания в домашних условиях);
социальные: навыки социального взаимодействия с окружающими предполагают умения: вступить в беседу, провести и закончить ее, адекватно реагировать на замечания в контексте ситуации, чувствовать настроение собеседника, осуществлять позитивную и негативную обратную связь, регулировать свое поведение, уметь выделять сверстников и общаться с ними; регулировать меру и тип взаимоотношений с окружающими; искать и находить помощь, а также оказывать помощь окружающим; развивать в себе чувство дружбы и любви; справляться с требованиями окружающих, умет делать выбор; иметь понятие о честности и справедливости, уметь владеть собой, вести себя законопослушно, соблюдать правила и законы, демонстрировать адекватное социальное и сексуальное поведение;
умение жить в микросреде, т. е. использовать надлежащим образом ресурсы микросообщества: умение передвигаться, делать покупки, пользоваться услугами различных служб (газ, ремонт обуви, обращение за помощью к врачу), пользоваться общественным транспортом и местами общественного назначения: школы, библиотеки, парки, зоны отдыха, улицы; посещать театры и другие культурные места и мероприятия;
самонаправленность личности - суть умения: делать выбор, учиться планировать свои действия, следовать плану; инициировать виды деятельности, адекватные месту, условиям, расписанию, личным интересам; завершать необходимые или требуемые задания, искать и находить в случае необходимости помощь, решать проблемы, возникающие в знакомой и новой ситуациях, демонстрировать надлежащие навыки осторожности и самозащиты;
здоровье и безопасность включают умения, связанные с охраной здоровья: правильно питаться, своевременно распознать наступление болезни, грамотно принимать лекарство и проводить элементарную профилактику заболеваний, знать основы оказания первой помощи, знать и соблюдать правила безопасности (пользоваться ремнем безопасности в машине, соблюдать правила при переходе улицы, вступать в диалог с незнакомыми людьми); искать и находить помощь, проходить регулярные медицинские осмотры; воспитывать положительные привычки;
функциональная успеваемость - интеллектуальные способности и навыки, связанные с обучением, имеющие отношение к жизни: письмо, чтение, базовые математические понятия, естествоведческие знания об окружающем мире, здоровье и сексуальности; география, общественные науки. Важно отметить, что цель данного аспекта адаптивных навыков не успеваемость от класса к классу, а приобретение академических навыков, необходимых для обеспечения независимой и самостоятельной жизни в дальнейшем;
проведение досуга предполагает умения разнообразить досуг (самостоятельно и совместно), отражающий личные предпочтения; если мероприятие является публичным, выбирать досуг по возрасту и соблюдать культурные нормы; выбор и самоинициирование интересов, умения проводить досуг дома и в обществе (самостоятельно и совместно); вступать в социальное взаимодействие с окружающими во время игры, соблюдать очередность, заканчивать или отказываться от различных видов досуга, продлевать свое участие и расширять спектр интересов, их осознание. Сопутствующие навыки : адекватное поведение в местах проведения досуга, коммуникативный выбор и потребности участия в социальном взаимодействии, применение академических навыков и демонстрация навыков мобильности;
работа - навыки, связанные с возможностью работать полный / неполный день в микросообществе, применять специфические рабочие навыки; демонстрировать адекватное социальное поведение и соответствующие сопутствующие навыки: последовательно выполнить и завершить работу, совершенствовать рабочие навыки, применять их на практике, готовить к работе рабочее место, общаться и взаимодействовать с коллегами, владеть собой на работе, адекватно реагировать на критику; распоряжаться деньгами и уметь их распределять.
Принципиальноновым является также и то, что для диагностики умственной отсталости (помимо низкого IQ) должно соблюдаться обязательное условие наличия ограничений в двух или более областях адаптивных навыков: наличие дефицита в 2 (и более) адаптивных областях наиболее полно демонстрирует общее ограничение индивида и тем самым сокращает возможность диагностической ошибки.
Чрезвычайно важным является положение о том, что специфические нарушения в одних областях адаптивных навыков часто сосуществуют с сильными сторонами индивида в других.
Например, индивид может иметь сохранные физическиеили социальные способности независимо от умственной отсталости.
Вместе с тем у индивида одни области адаптивных навыков могут быть сохранными (социальные), а другие нарушены (коммуникативные).
Кроме того, индивид может иметь и сильные и слабые стороны в одной области адаптивных навыков (чтение и письмо).
Оговаривается необходимость четкой дифференциации умственной отсталости, проявленной в период развития, от состояний нарушения интеллектуального функционирования травматического происхождения. Вместе с тем указывается, что дегенеративные процессы, приводящие к нарушению интеллектуального функционирования в возрасте до 18 лет, следует считать умственной отсталостью.
Впервые в определение умственной отсталости введено понятие "длительность течения". В частности, уточняется, что умственная отсталость проявляется в возрасте до 18 лет, но необязательно сопровождает индивида всю жизнь. Несмотря на то, что интеллектуальное функционирование (в данном случае низкий показатель IQ) является относительно стабильным в течение всей жизни и ограничения интеллектуального функционирования практически не меняются, может измениться воздействие данных ограничений на личность умственно отсталого индивида. В результате личного роста или изменений требований окружения (например, окончание школы) ограничения в адаптивных навыках перестают существовать и диагноз "умственная отсталость" не является более актуальным. Вместе с тем уточняется, что умственная отсталость превалирует в тех случаях, когда продолжают существовать ограничения в адаптивных навыках и индивиду необходима любая форма помощи и поддержки.
В этой связи большое значение приобретает концепция положительного окружения и оказания помощи и поддержки. Ее суть заключается в том, что соответственное окружение и своевременный объем помощи могут значительно улучшить жизненное функционирование умственно отсталого индивида.
Создание положительного окружения ускоряет рост, развитие и благосостояние умственно отсталого индивида. Положительным считается окружение, типичное возрасту (сверстники) и соответствующее социокультурному происхождению. Положительное окружение должно включать в себя следующие характеристики:
предоставлять возможности для удовлетворения потребностей умственно отсталых индивидов;
способствовать развитию физического, интеллектуального, социального, материального благополучия;
развивать ощущение стабильности, навыки предсказуемости и самоконтроля.
Считается, что только в данном окружении умственно отсталый индивид достигнет максимальной взаимозависимости с обществом, продуктивности и сможет максимально включиться в жизнь окружающего сообщества.
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;