Определение потребности и предмета правового регулирования. Предмет и метод правового регулирования

Министерство труда разработало новый проект постановления о том, что детские пособия и компенсационные начисления будут установлены в увеличенном размере – 3,2%. Осуществление индексационного роста запланировано на февраль 2018 года.

Напротив, в течение трёх лет останется неизменным, на сегодняшний день составляет 453 000 руб.

Осенью 2017 Министерство труда заявило, что в новом году для начисления средств будут браться во внимание все доходы и собственности граждан. Благодаря этому регионам будет проще оценивать нуждаемость россиян в финансовой помощи.

Такие изменения в законодательстве помогут более тщательно производить проверку данных, так как многие нетрудоустроенные семьи работают нелегально или получают деньги наличными, но при этом входят в категорию «малообеспеченных семей».

Особое внимание уделяется программе поддержки многодетных семей, так как появление третьего и последующих детей очень часто пошатывает семейный бюджет, и родители не в состоянии обеспечить ребёнка комфортными условиями проживания и качественным образованием.

Размеры выплат

Название Сумма в 2017 г. Сумма в 2018 г.
Единовременное пособие при рождении ребёнка 16 300 рублей 16 800 рублей
Пособие по БиР 100% от среднего дохода, но не меньше 34 500 рублей 100% от среднего заработка, но не меньше 43 600 рублей
Выплаты по уходу за ребёнком 3000 рублей – нетрудоустроенным, на второго, третьего и последующих детей – 6100 рублей 3700 рублей , на второго, третьего и последующих детей – 6300 рублей
Выплаты на ребёнка военнослужащих родителей 11 000 рублей 11400 рублей
Пособия супруге военного 25 800 рублей 26 700 рублей

Интересный факт: с начала нового года вступит в силу закон об индексации . Цифра будет постепенно увеличиваться до размера прожиточного минимума в 2019 году. На сегодняшний день цифра уже увеличена на 21,7%, а минимальная зарплата составляет около 9 400 руб. Детские пособия напрямую зависят от этой суммы.

Трудовое право предусматривает финансирование гражданок по причине беременности и родов. Денежные начисления осуществляются как до родов, так и после.

В 2018 году беременных гражданок ожидают некоторые изменения:

  • максимальный размер средней зарплаты при расчёте декретных не должен быть больше, чем фиксированный размер денежных отчислений (см. ). В случае выхода на больничный и рождения детей за два года, делённый на 730 (количество дней в году);
  • в расчёт берутся только два последних отработанных года (2016 и 2017);
  • учитывая то, что размер минимальной зарплаты в 2018 году будет увеличен, значит, и размер минимальных пособий так же вырастет.

Минимальное пособие в 2018 году будет выглядеть следующим образом:

  1. В случае благополучного вынашивания плода и лёгких родов женщина получит 43 600 руб. и 140 дней декретного отпуска .
  2. Если вынашивание было под угрозой или роды прошли с осложнениями, отпуск продлится на 16 дней , и сумма декретных будет насчитывать 47 600 руб .
  3. В случае появления на свет двух или нескольких детей женщине полагаются 56 900 руб. и 194 дня декретного отпуска .

Размер пособия при рождении ребёнка в 2017 г. практически не отличался от нынешнего.

Документы для оформления пособий на детей в 2017-2018 гг

По факту появления ребёнка на свет женщине полагается единоразовое пособие в размере 16 300 руб ., а оформлять его необходимо в течение полугода после родов.

Обращаться за оформлением нужно в отдел кадров (если женщина официально трудоустроена), в иных ситуациях – в отделение соцслужбы. Учащиеся на очном отделении оформляют пособия на новорожденных в деканатном отделе своего учебного учреждения.

Важно знать! Если женщина не имеет постоянного места работы, ей необходимо встать на учёт в службу занятости. В ином случае оформление денежных средств будет невозможным, так как лицо нигде не зарегистрировано.

Единовременные пособия при рождении ребёнка составляли 16 300 рублей в 2017 году, на сегодняшний день – 16 800 руб . В случае рождения нескольких детей средства начисляются на имя матери или отца в сумме 50 000 руб . Оформить пособие можно в территориальном отделении УСЗН, предварительно собрав следующий перечень документов:

  • заявление от одного из родителей с прошением о предоставлении «детских» выплат;
  • документ, подтверждающий личность (ксерокопия);
  • свидетельство о рождении детей;
  • документ, подтверждающий то, что новорожденные проживают на одной территории с биологическими родителями;
  • начисляются пособия не позднее, чем через полгода после того, как дети появились на свет.

Выплаты по уходу за ребёнком в 2018 году

Официально трудоустроенным гражданам выплаты по уходу за ребёнком полагаются исходя из размера заработной платы, а именно – 40% от неё.

На первенца в семье полагается около 3 700 рублей , на каждого следующего – 6 300 рублей . Максимальная сумма – 24 500 рубля .

Если организация, в которой работала мать, завершила своё существование до истечения декретного отпуска, гражданка имеет право обратиться в социальную службу за выплатами, но в данном случае максимальная сумма будет насчитывать всего лишь 12 200 руб .

Интересный факт: оформлять декретный отпуск и пособия по уходу за новорожденным может не только биологическая мать, но и близкие родственники ребёнка (отец, бабушка), при этом сумма начислений останется неизменной.

Декретный отпуск можно на законном основании продлить до трёх лет. Но здесь есть свои нюансы. Дело в том, что выплаты начисляются только на протяжении полутора лет, следующие полтора года в учёт не берутся. Это значит, что женщина будет получать всего лишь компенсационные 50 рублей от работодателя и ни копейки больше. Поэтому, большинство женщин предпочитает выходить на работу как можно быстрее и не ждать, пока ребёнку исполнится три года.

Интересный факт: Осенью 2017 представители государственной власти предложили ввести единоразовое пособие на детей, которым не досталось места в детском саду. Размер компенсационных должен был составлять около 3 000 руб. На сегодняшний день эта идея по-прежнему рассматривается.

Если новорожденный имеет инвалидность

Дополнительные выплаты предусмотрены на детей, рождённых с физическими ограничениями или отклонениями, инвалидов:

  1. Размер финпомощи составляет 11 900 рублей .
  2. Ежемесячные выплаты – 1 400 рублей .
  3. Ежемесячные начисления неработающему родителю5 500 рублей .

Социальные выплаты:

  1. Государственная помощь на покупку медикаментов – около 800 руб/мес.
  2. Путёвки в рекреационные организации – 120 000 рублей .
  3. Финансирование проезда в общественных местах – около 100 руб/мес .
  4. Маткапитал – 453 000 рублей .
  5. Льготы: 12 000 рублей — родителям, 6 000 рублей – усыновителям.

В качестве заключения к статье рассмотрим нашумевший вопрос о финансовой помощи молодым матерям (см. П). Весной 2017 в сеть был пущен слух о том, что матери возрастом до 35 лет будут получать государственную помощь в размере 250 000 рублей . Данная новость до сих пор официального подтверждения не получила, но не трудно догадаться, что она является ложной, так как основной мотивацией на прибавление в семействе служит материнский капитал. Пока существует маткапитал, компенсационные в размере 250 000 рублей ничего не дают.

В 2017 году минимальный уровень заработной платы с 1 января не повысился, остался на прежнем уровне - 7500 руб., но «детские» пособия значительно изменились.

Перечисление пособий, выплачиваемых на детей

Как известно всем, «детские» — это пособия, которые начисляются по факту рождения ребенка. Как указано в Федеральном законе от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», к детским пособиям относятся:

  • пособие за обращение в консультацию и постановку на учет на раннем сроке беременности (до 12 недель);
  • единовременное пособие после рождения ребенка (на основании справки из родильного дома);
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до возраста 1,5 лет;
  • пособие по беременности и родам (оплата больничного листа).

Все перечисленные пособия родившая ребенка женщина получает у работодателя. Принцип начисления, а также верхнюю и нижнюю планки детских пособий хорошо знать всем — и руководителям, и мамам.

Повышение пособий на детей в 2017 году

В этом году «детские» пособия повысились не с 1 января 2017 года, а с 1 февраля 2017 года — на коэффициент 1,054 (в таком размере определяют рост потребительской корзины). Значит и пособия в январе остаются прежними, а в феврале меняются. Этот факт необходимо всем взять на заметку.

А сейчас — внимание: посмотрите, как изменились пособия в начале 2017 года:

  1. Пособие за постановку на учет до 12 недель: с 1 января 2017 года женщина получала — 581,73 руб., с 1 февраля 2017 года стала получать — 613,14 руб.
  2. Единовременное пособие при рождении ребенка: с 1 января 2017 года женщина получала — 15 512,65 руб., с 1 февраля 2017 года стала получать — 16 350,33 руб.
  3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до возраста 1,5 лет: рассчитывается в процентах от фактического заработка за два предшествующих года (наивысший показатель — 40%).

Отметим, что при расчете этого пособия законодательно разработаны определенные критерии, их уровни в 2017 году следующие:

  • при рождении первого ребенка нижний критерий — с 1 января 2017 года составлял 2908,62 руб., с 1 февраля 2017 года составляет 3065,69 руб.
  • при рождении второго ребенка и последующих нижний критерий — с 1 января 2017 года составлял 5817,24 руб., с 1 февраля 2017 года составляет 6131,37 руб.
  • верхний критерий для женщин, которым пришлось уволиться во время декретного отпуска — с 1 января 2017 года составлял 11 634,50 руб., с 1 февраля 2017 года составляет 12 262,76 руб.
  • верхний критерий для работающих — с 1 января 2017 года — 21 554,85 руб., с 1 февраля 2017 года — 23 120,66 руб.

4. Выплата по беременности и родам («декретные»): основанием для нее является представленный женщиной больничный лист из медицинского учреждения, а расчет производится по факту реального заработка за промежуток времени в два предыдущих года (то есть 2016 и 2015 годы).

Размер пособия исчисляется из количества дней больничного листа:

  • в 140 дней, нижний размер пособия с 1 февраля 2017 года — 34 473 руб.
  • в 156 дней, нижний размер пособия с 1 февраля 2017 года — 38 413 руб.
  • в 194 дней, нижний размер пособия с 1 февраля 2017 года — 47 770 руб.

Вышеуказанное пособие выплачивается женщинам один раз при предъявлении больничного листа.

Декретный отпуск женщины и расчет его оплаты

Рассчитывая среднедневной заработок женщине-роженице , необходимо учитывать фактически начисленную заработную плату за период времени в два предыдущих года (в этом году за 2015 и 2016). Надо хорошенько запомнить, что на максимум пособия за счет средств ФСС в текущем году влияют тариф в 670 000 руб. за 2015 год и тариф в 718 000 руб. за 2016 год. Не забудьте, что расчетный период в этом году составляет 731 день, ведь прошлый год отмечен как високосный.

Следует вывод, что максимум оплаты декретного отпуска за счет средств соцстраха можно рассчитать так:

  • при длительности больничного листа в 140 дней: (670+718)/731=1898,80 руб. ✖ 140 дней = 265 832 руб.;
  • при длительности больничного листа в 194 дня: 1898,80 руб. ✖ 194 дней = 368 367 руб.;
  • при длительности больничного листа в 156 дней: 1898,80 руб. ✖ 156 дней = 296 212 руб.

Как известно всем, минимальный размер декретного отпуска напрямую зависит от величины МРОТ. Так как с 1 января текущего года МРОТ не изменился и составляет 7500 руб., то рассчитать минимум среднего заработка легко и просто (7500 руб. ✖ 24 / 731). Такой расчет можно использовать, если зарплата женщины-роженицы окажется ниже.

Теперь подсчитаем минимум пособия по беременности и родам в январе 2017 года:

  • при длительности больничного листа в 140 дней: (7500 ✖ 24)/731=246,24 руб. ✖ 140 дней = 34 473 руб.
  • при длительности больничного листа в 194 дня: 246,24 руб. ✖ 194 дней = 47 770 руб.
  • при длительности больничного листа в 156 дней: 246,24 руб. ✖ 156 дней = 38 413 руб.

Нужно ли пересчитать пособие до 1,5 лет?

На этот вопрос можно ответить однозначно — нет. Общее правило гласит: пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет назначается один раз и только на дату начала отпуска.

Пересчитать пособие нужно будет, если в 2016 году произойдет перерыв отпуска по уходу, а в 2017 году вновь появится необходимость в нем. В виду того, что для нового отпуска, оформленного в 2017 году, возьмутся 2015 и 2016 годы. И, конечно, сумма пособия может значительно измениться.

Материнский капитал в 2017 году

Размер маткапитала на второго ребенка в текущем году не изменится и составит 453 026 руб . Последнее повышение сертификата произошло два года назад, и с тех пор сумма не менялась.

Заморозку маткапитала Правительство РФ связывает с дефицитом бюджета и понижением инфляции. К тому же цена 1 кв.м жилья (куда в основном идут средства капитала) в нашей стране не растет, а даже снижается.

Повышение МРОТ с 1 июля 2017 года

Необходимо помнить о том, что с 1 июля 2017 года произошло повышение МРОТ до 7800 руб., следовательно, это отразится на всех видах пособий.

Павел Тимохин , руководитель управления бухгалтерского консалтинга « »

Так называемые «детские» пособия - это государственные пособия гражданам, имеющим детей. К основным из них относятся (гл.II Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ):

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

О размере детских пособий в 2017 году расскажем в нашей консультации.

Пособие по беременности и родам

За 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности за 84 дня) до родов и 70 календарных дней (в случае осложненных родов — 86, а при рождении двух или более детей - 110 дней) после родов женщине предоставляется отпуск по беременности и родам. За это время ей полагается выплата пособия (ст.ст.6,7 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Пособие по беременности и родам выплачивает работодатель в размере 100% среднего заработка за указанные дни (ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ , п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Порядок расчета пособия по беременности и родам аналогичен .

Пособие по беременности и родам исчисляется суммарно независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Учитывая, что максимальный средний дневной заработок по декретному отпуску, наступившему в 2017 году, составляет 1 901,37 рублей ((670 000 +718 000) / 730), максимальное пособие по беременности и родам в 2017 году за 140 дней составит 266 191,80.

Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности

Если женщина встает на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель), у нее возникает право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам (ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

В январе 2017 года размер такого пособия составляет 581,73 рубля (ст.ст. 4.2 , 10 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ , п. 6 ст. 1 , № 68-ФЗ , ).

С 01.02.2017 размер пособия составляет 613,14 рублей (п. 6 ст. 1 , ст. 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ , ).

Единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении 2 и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка (ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Размер пособия на рождение ребенка в январе 2017 года составляет 15 512,65 рублей (ст.ст 4.2 , 12 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ , п. 6 ст. 1 , ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ , п. 1 Постановления Правительства от 28.01.2016 № 42).

С 01.02.2017 пособие на рождение увеличилось до 16 350,33 рублей (п. 6 ст. 1 , ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ , п. 1 Постановления Правительства от 26.01.2017 № 88).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

По общему правилу ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет (ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Величина пособия зависит от статуса лица, которому это пособие предоставляется.

Так, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право на пособие в размере 40% среднего заработка, исчисляемого аналогично порядку, предусмотренному для расчета пособий по беременности и родам (

Как показывает анализ законотворчества, наиболее трудной является задача установления предмета законодательного регулирования. Особо подчеркнем: характер регулируемых отношений и типы правовых проблем, подлежащих разрешению, должны предопределять и форму закона - кодекс, основы, общие принципы и т.д. Неадекватная форма мешает правильному и эффективному использованию богатого набора средств правового воздействия.

При определении предмета законодательного регулирования приходится проводить четкую грань между законом и подзаконным актом. Отсутствие фиксированных границ издания указов дает возможность принимать их не только в связи с реализацией законов, но и в условиях отсутствия последних. Вопрос заключается в допустимой мере.

Более оправданно участие Президента РФ в законодательной деятельности в строго конституционных формах путем использования права законодательной инициативы, участия в обсуждении проектов федеральных законов, наложения вето, подписания и опубликования принятых федеральных законов. Но и здесь требуется высокая мера правовой корректности, не допускающая задержек с подписанием федеральных законов, прошедших барьер в виде вето, или писем в Государственную Думу по поводу несогласия с проектом.

Важное значение имеет регулярный анализ факторов, влияющих на развитие российского законодательства. Они могут быть временными и постоянными, положительными и негативными. Необходимо оценить прежде всего удельный вес и значение разных факторов, которые влияют и будут влиять в дальнейшем на законодательный процесс, на создание нормативно - правового массива. Анализ причин и механизма законодательной деятельности позволяет сделать вывод о преобладающем пока значении факторов, связанных с оформлением институтов российской государственности и нового курса экономической, социальной международной политики. Среди них заметно воздействие таких факторов, как потребности проведения реформ в экономике, социальной и государственной сферах. Но они явно ослабляются борьбой разных политических сил и общественным давлением. В законодательстве ряда республик в составе Российской Федерации подчас доминирующим остается национальный фактор.

В региональных законах часто встречаются игнорирование норм федеральных законов либо их дублирование. Сказывается влияние правовых стандартов иностранных государств. Усилилось влияние принципов и норм международного права. В меньшей степени удается пока учитывать факторы постоянного действия и среди них выявленные и правильно оцененные потребности законодательного регулирования. Поэтому часть законов рождается стихийно, по ситуации и по предметам компетенции органов исполнительной власти. В политической сфере стабилизация власти должна уменьшить воздействие отрицательных последствий нарушений принципов единства государственной власти, разделения властей, сепаратизма и способствовать взаимодействию всех ветвей власти, углублению федеральных начал Российского государства и его целостности. Нельзя при этом исходить из "прямолинейности" процессов, отражаемых будущими законами. Необходимо последовательно принимать законы для поэтапного решения экономических задач. В социальной сфере следует формировать стабильные законодательные основы отдельных отраслей (науки, образования и др.), создавать надежное социальное обслуживание граждан.

В перспективе развитие законодательства должно еще строже подчиняться таким факторам, как:

  • а) удовлетворение основных общественных потребностей с помощью законов, подготовленных на основе научного анализа и прогнозов;
  • б) законодательное обеспечение государственных реформ и программ по важнейшим направлениям экономического и социально-культурного развития России;
  • в) совершенствование структуры законодательства с учетом обеспечения развития системы и отраслей права и основных правовых институтов;
  • г) децентрализация правового регулирования на основе федеративных начал и самоуправления;
  • д) укрепление системных связей между законами и подзаконными актами, между законами и договорами (соглашениями);
  • е) обеспечение устойчивой правопреемственности в стране, когда действие основных правовых актов и норм не прерывается из-за политических и иных изменений, а служит фундаментом устойчивого государственного и социально-экономического развития.

Большое значение имеет овладение навыками подготовки законопроектов: соблюдение требований законодательной техники, регламентов, сбор информации, составление законодательных программ. Умение использовать средства законодательной техники означает способность правильно определить предмет законодательного регулирования, построить концепцию будущего закона, выбрать форму законодательного акта, определить "набор норм" и их структуру, использовать специфический язык закона. Такими навыками пока мало владеют депутаты, работники государственных органов, специалисты.

Целесообразно подготовить типовой словарь законодательных понятий и терминов и унифицированные правила законодательной техники, пригодные для применения как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Пока же законодательные органы республик, областей и других субъектов Федерации имеют свои классификаторы законодательства, "наборы" терминов и т.п.

Необходимость шире использовать средства электронной техники делает сказанное бесспорным. В Государственной Думе есть электронный архив законов, база данных о готовящихся и рассматриваемых законопроектах. Предстоит совершенствовать деятельность субъектов законодательной инициативы, особенно путем ее согласования.

Отечественные правоведы, в большей своей части, едины во мнении, что под предметом правового регулирования следует понимать то, что регулируется правом, то есть конкретные виды общественных отношений, которые, в свою очередь, представляют собой сложную многоаспектную структуру.

Предмет правового регулирования считается основным, материальным критерием разделения норм права по отраслям, ввиду того, что у него объективный характер, он обусловлен самим содержанием общественных отношений и в целом не зависит от воли законодателя. Однако именно это утверждение, касающееся критериев для определения отраслей российского права, традиционно является спорным в нашей юридической науке.

Это впервые остро проявилось еще в 1938 - 1940 гг. на I Совещании по вопросам науки советского государства и права. Результатом того совещания стала развернувшаяся на страницах журнала «Советское государство и право» дискуссия о системе права, основным направлением которой стало изучение проблем отдельных правовых отраслей, а также само обоснование правомерности их существования.

Достижением названной дискуссии было то, что предмет правового регулирования признавался общей основой различия между отдельными нормами и институтами, а многообразие предметов правового регулирования как следствие разнообразия общественных отношений - это решающее основание для разделения правового массива на самостоятельные отрасли.

М.А. Аржанов отмечал, что предмет правового регулирования не является

Предметомвзначениивещиилиживогочеловека.Предметправового регулирования - это, в первую очередь, отношения субъектов права по поводу

Вещей, лиц, действий. «Таким предметом всегда являются те или иные общественные отношения, поскольку они отражаются, закрепляются и охраняются правом».

Заметим, что указанный этап изучения предмета правового регулирования совпадает по хронологии с первой дискуссией о системе права. Он заложил прочную основу для последующего изучения феномена предмета правового регулирования, сохраняющего свое значение и по настоящее время.

Вторая дискуссия о системе советского права датируется 1956-1958 г.г. Ее основной результат заключается в том, что решение основного методологического вопроса касательно юридической природы предмета правового регулирования, полученное в первой дискуссии, было признано верным.

В то же время на этом этапе наблюдаются более основательные проработки исследуемой категории в смысле определения понятия предмета правового регулирования. Одни ученые предлагали понимать под предметом правового регулирования поведение субъектов права (В. Кнапп, И.А. Ребане). Другие поясняли, что право регулирует общественные отношения и направляет их развитие в нужное русло посредством воздействия на поведение людей. Именно эта позиция получила поддержку большинства участников спора (Л.С. Явич, И.В. Павлов, А.М. Витченко и др.).

Также в рамках второй дискуссии подробную характеристику получают признаки предмета правового регулирования, руководствуясь которыми становится возможным более четкое, практически безошибочное, обособление конкретных общественных отношений в особые, самостоятельные предметы правового регулирования.

Эти признаки, по мнению С.С. Алексеева, могут быть подразделены на общие и специальные. Он выделяет следующие отличительные черты общих

Признаков:
1) предмет правового регулирования состоит из общественных отношений, которые осуществляются посредством конкретного поведения людей;

2) предмет правового регулирования формирует общественные отношения, которые по своей природе могут стать объектом правовой регламентации в данных социальных условиях;
3) предмет правового регулирования состоит из общественных отношений, объективно требующих правового регулирования в данных социально-классовых условиях.
Эти общие признаки предмета дают возможность установить только внешние границы той области отношений, которая охватывается регламентацией со стороны права. Для разграничения же отдельных отраслей права необходимо использовать специальные признаки предмета правового регулирования.

Первый специальный признак, полагал С.С. Алексеев, состоит в том, что предметом регулирования данной отрасли права является определенный вид общественных отношений, качественно отличающихся от других видов (однородность содержания).

Суть второго признака заключается в том, что для выделения самостоятельной отрасли права требуется такой уровень качественной специфичности указанного вида общественных отношений, которому просто необходим собственный, особый метод правового регулирования.

Резюмируя вышесказанное, С.С. Алексеев отмечает, что предмет правового регулирования следует характеризовать не через совокупность «фактических» общественных отношений, а социальной необходимостью существования конкретного вида общественных отношений, обусловленной требованиями экономического базиса, а так же необходимостью для них определенного метода правового регулирования.

Итак, результатом второй дискуссии стало углубление научного понимания предмета правового регулирования, были созданы предпосылки для разнообразия его определений, обоснования признаков. Также более детальную разработку получил вопрос о соотношении предмета и метода правового регулирования.

Общие итоги двух дискуссий, посвященных системе советского права, были проанализированы только в начале 1970-х г.г. и нашли отражение в четырех томном издании Марксистско-ленинской общей теории государства и права. Остался неизменным тезис о том, что в основе построения системы права находится предмет правового регулирования, представляющий собой систему однородных, урегулированных правом общественных отношений.

В 1980-1982 г.г. состоялся следующий (уже третий) этап в развитии учения о предмете правового регулирования. По указанной теме, при непосредственном содействии журнала «Советское государство и право» был организован круглый стол в г. Звенигороде. Новым направлением в дискуссии стал вопрос пересмотра привычных представлений о соотношении двух систем - права и законодательства.

Само понятие предмета правового регулирования практически не обсуждалось. Большая часть ученых признала верными уже сложившиеся подходы к этой сложной проблеме и занималась теперь только углублением обоснований предмета и метода правового регулирования как основных критериев деления права на отрасли и иные правовые образования.

Однимиззавоеванийтретьегоэтапасталоосознаниенеизбежности перехода от социалистического типа государства к несоциалистическому (капиталистическому), вследствие признания объективной необходимости дальнейшего развития общества и экономики на основе признания норм частного права.

В настоящее время российская правовая система продолжает претерпевать начатые еще в начале 80-х г.г. изменения, характеризующиеся как общим

Преобразованием всей системы права, так и модификацией ее структурных элементов (их основных характеристик и назначения). Вследствие указанных выше процессов в 2001 году назрела четвертая дискуссия, посвященная системе права, положившая начало современному этапу в развитии научного учения о предмете правового регулирования.

Событияпоследнихдвухдесятилетийвнашейстране,основательно модифицировавшие политическую, экономическую, социальную структуры российского общества, тем не менее (как это ни удивительно) в целом не оказали влияния на существо формировавшихся на протяжении более полувека представлений о предмете правового регулирования. Эти представления сохранили свою актуальность, объективность, научную значимость и в наши дни. А накопившиеся противоречивые и неподкрепленные сколько-нибудь убедительными аргументами различные правовые концепции о предмете правового регулирования, не поколебали сложившегося в российской юридической науке и проверенного на практике вывода о том, что он «по-прежнему является основополагающим условием дифференциации права на отрасли».

Здесь, кстати, уместно будет сказать несколько слов о праве. Ибо как для темы нашего исследования в целом, так и для рассмотрения вопроса о предмете правового регулирования необходимо определиться - что мы конкретно понимаем под данным феноменом. Это очень важно, поскольку именно при помощи права получают нормативное закрепление и осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

В современном российском правоведении существует множество различных концепций, интерпретаций и определений права.

Приведем ряд конкретных определений права, в основе которых лежит нормативный подход.

По мнению М.И. Байтина, право - это организованная совокупность формально-определенных, общеобязательных норм, выражающих общечеловеческий и классовый характер государственной воли общества; эти нормы создаются государством либо с его санкции, находятся под защитой возможности государственного принуждения и представляют собой властно- официальный регулятор общественных отношений1.

В.Л.Кулаповопределяетправокак«системуобщеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных, групповых и общественных интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей»2.

Н.И. Матузов предлагает целых два нормативных определения права.

Согласно первому их них, «право - это официальный цивилизованный и наиболее эффективный регулятор общественной жизни, важнейшая социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности». Согласно второму - право есть «совокупность исходящих от государства общеобязательных формально-определенных норм, выражающих идеи свободы,

Справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека, и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в целях нормального развития и функционирования общества».

И наконец, В.И. Леушин и В.Д. Перевалов предлагают понимать под правом «обусловленную природой человека и общества и выражающую свободу личности систему регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения».

Таким образом, мы видим, что приведенные формулировки объединяет единый взгляд на право как на систему установленных либо санкционированных государством юридических норм, регулирующих социально значимые общественные отношения.

Руководствуясь указанными ориентирами, обратимся теперь к вопросу о понятии правового регулирования и приведем вариант наиболее удачного, как нам представляется, определения, предложенного С.С. Алексеевым. Правовое регулирование - это результативное, нормативно-организационное влияние, осуществляемое посредством целой совокупности правовых средств (индивидуальных предписаний, правоотношений, юридических норм и др.), которое оказывается на общественные отношения для их развития в соответствии с потребностями общества, упорядочения и охраны.

Правовое регулирование реализуется при помощи особой совокупности

Правовых средств, основное назначение которых - юридически гарантировать достижение поставленных законодателем (государством) целей. А так как оно, в общем и целом, занимается упорядочением относящихся к его сфере общественных отношений, эти разнообразные виды общественных отношений, которым необходимо правое опосредование, и являются предметом правового регулирования.

В настоящий момент в отечественной юридической науке достигнута определенная согласованность относительно того - что, все-таки, следует понимать под предметом правового регулирования. Хотя и сегодня определенные разногласия все же остаются.

Так, А.И. Коваленко полагает, что «предметом правового регулирования является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм». На наш взгляд, приведенное определение далеко не полностью и не совсем адекватно отражает изучаемый правовой феномен. Отвечая на вопрос «что регулируется правом?», предмет правового регулирования скорее представляет собой разнообразные виды общественных отношений, а не их формы.

По мнению Н.И. Матузова предмет правового регулирования - «это все то, что подпадает под действие правовых норм, то есть определенные виды общественных отношений» (выделено нами - А.К.). Другими словами, это область, на которую действует право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные условные границы образно часто называют юридическим или правовым полем.

Соглашаясь с последним, отметим, что нам в то же время близка позиция М.А. Лукашева, который полагает, что общественные отношения получают статус предмета правового регулирования только после того, как они будут закреплены в нормах права. После этого закрепления субъекты права могут вступать в конкретные виды общественных отношений, а могут и не вступать, от этого

Данные, закрепленные в праве общественные отношения не перестают находиться в сфере правового регулирования, в результате чего они не утрачивают свой статус предмета правового регулирования.

Таким образом, реальные, фактические общественные отношения становятся правоотношениями лишь постольку, поскольку они выступают предметом правового регулирования, то есть регулируются правом.

Здесь справедливости ради стоит отметить, что существуют и несколько иные точки зрения на проблему. Так, В.С. Нерсесянц под «общим предметом правового регулирования» понимает некий общий, официально установленный порядок в области всех регулируемых правом общественных отношений. Имеется ввиду, система норм права целиком, которая представляет собой нормативное выражение принципа формального равенства.

В.М. Сырых отмечает, что предмет правового регулирования состоит из различных социальных явлений, находящихся под воздействием права, которые оно определенным образом видоизменяет.

По мнению Д.Е. Петрова при рассмотрении общественного отношения как предмета правового регулирования следует различать две его стороны - объективную и субъективную. Объективную сторону общественного отношения составляют деяния и поступки его участников. В данном аспекте под объективностью деяния следует рассматривать не независимость от воли субъекта, а скорее обязательность, необратимость его совершения.

Субъективную сторону общественного отношения образуют мотивы поведения его участников, которые складываются из их интересов и потребностей. Мотив - движущая сила каждого осознанного акта поведения человека, таким образом право оказывает воздействие на волю и сознание людей только для того, чтобы повлиять на мотивацию их поведения в

Качестве участников общественных отношений. Объективная и субъективная стороныобщественногоотношениятесновзаимосвязаныдругсдругоми представляют собой его содержание.

Особое мнение по поводу предмета правового регулирования высказывал В.Д. Сорокин, который еще в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века впервые предложил рассматривать в качестве предмета правового регулирования единый предмет для всей системы права. На его взгляд, такой единый предмет представляет собой полноценную систему идеологических отношений, которым право полностью должно соответствовать и одновременно воздействовать через социальные управляющие системы государственного аппарата.

Эта система, будучи весьма разнообразной по своему характеру, естественно и неизбежно дифференцируется в свою очередь по содержательному признаку, образуя предметы регулирования соответствующих правовых отраслей. Таким образом, единый предмет правового регулирования имеет ясно выраженную системную природу.

В последнем своем фундаментальном труде В.Д. Сорокин, подводя итог своим прежним исследованиям, определяет предмет правового регулирования как

«единую социально правовую среду».

Подытожим - несмотря на некоторые расхождения в определении понятия

«предмет правового регулирования», какие-либо серьезные, принципиальные разногласия в отечественной теории права на этот счет отсутствуют.

Таким образом, на основе анализа сложившихся в современной российской теории права представлений о предмете правового регулирования мы приходим к следующим выводам:

Во-первых, правовое регулирование есть результативное, нормативно- организующее воздействие на общественные отношения с помощью особой, полноценной, созданной государством системы правовых средств, для приведения их (отношений) в соответствующий порядок согласно объективным потребностям развития и охраны;

Во-вторых, предмет правового регулирования составляет совокупность общественных отношений, которые объективно требуют правового опосредования (закрепления) и, как следствие, его получают;

В-третьих, предмет правового регулирования конкретной отрасли права состоит из однородных правовых отношений (т.е. общественных отношений, получивших правовое закрепление).

Предмет правового регулирования - одна из основных, наиболее часто используемых категорий в теории права, поэтому так важно, чтобы именно в теории права она была по возможности четко определено, имела бы однозначное содержание, хотя отдельные нюансы в трактовке данного понятия, разумеется, могут быть.

Заслуживает особого внимания и внутренняя структура предмета правового регулирования, поскольку мы имеем дело с системным образованием. Это необходимо еще и потому, что, как верно заметил В.Д. Сорокин, «определение структуры предметов отраслевого регулирования позволит глубже оценить роль и специфику каждого составного элемента этой структуры и, следовательно, найти наиболее целесообразные средства правового воздействия на каждый элемент с учетом присущих ему особенностей».

Вразработкеуказаннойпроблемынесомненнаязаслугапринадлежит

Известному чехословацкому правоведу Виктору Кнаппу, по мнению которого в структуру предмета правового регулирование входят следующие элементы:
1) деятельность отдельных людей или их организаций в конкретных общественных отношениях;
2) предмет правоотношений;
3) субъекты правоотношений (конкретные субъекты права);
4) юридические факты.

В целом, соглашаясь с предложенной В. Кнаппом структурой, С.С. Алексеев выделяет следующие элементы (стороны) регулируемых правом общественных отношений: а) субъекты общественных отношений (люди, (граждане), общественные организации, государство и его органы); б) содержание общественных отношений (волевое поведение людей); в) объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей, составляющее содержание отношений); г) внешние условия возникновения и движения общественных отношений (юридические факты).

Обращаясь к анализу современной отечественной правовой литературы, отметим, что теоретическая разработка вопроса структуры предмета правового регулирования оставляет желать лучшего. В современных учебниках, как по теории права, так и по отраслевым наукам, за редким исключением, проблеме внутреннего строения предмета не уделяется должного внимания. Как правило, авторы ограничиваются простым перечислением составных элементов структуры этой правовой категории.

Так, в учебнике по теории государства и права под редакцией В.К. Бабаева только и написано, что «в структуру предмета правового регулирования входят: а) субъекты; б) объекты регулирования общественных отношений; в) социальные факты, с которыми связано возникновение соответствующих отношений».

Структурапредметаправовогорегулирования,предложеннаяН.И.

Матузовым, включает четыре составных элемента: а) объекты окружающего мира, относительно которых субъекты вступают в отношения; б) субъекты - индивидуальные и коллективные; в) действия, поведение, поступки субъектов; г)социальные факты (события, обстоятельства), являющиеся основными причинами возникновения или прекращения конкретных отношений.

Во всех случаях, раскрывая структуру предмета, авторы не останавливаются на подробной характеристике ее составных частей, тем самым предоставляя простор для их субъективной трактовки при применении приведенных структур к отраслевым предметам правового регулирования.

Более или менее подробная характеристика структуры предмета правового регулирования была предложена В.Д. Сорокиным в рамках изучения единого предмета правового регулирования как системы, включающей в себя все отраслевые предметы. Итак, единый предмет правового регулирования имеет трехзвенную систему, составными частями которой являются:

Статус субъекта права (наличие определенного комплекса прав и обязанностей), определяемый на уровне системы права в целом, безотносительно к его отраслевой принадлежности. Множественности субъектов права соответствует и их различный статус. Отличительная черта данного элемента единого предмета заключается в том, что он требует

«предварительного определения положения соответствующего субъекта права безотносительно к тому, будет ли он участником какого-либо конкретного правоотношения или нет». Таким образом, фиксирование правового статуса субъекта - это не что иное, как признание его правоспособности как потенциального участника конкретного правоотношения;

Конкретные связи, которые постоянно возникают в социально-правовой среде между субъектами права, и, будучи опосредованы соответствующей юридической нормой, приобретают форму правовых отношений (материальных и процессуальных) различной отраслевой направленности. Появление таких правовых связей между субъектами права в данном случае превращает последних еще и в субъектов правоотношений, наделенных определенными дополнительными правомочиями и обязанностями. Характеризуя данный элемент предмета правового регулирования, следует иметь в виду ситуации, при которых складываются конкретные связи, принимающие формы правовых отношений;

- «поведение вне правоотношения», то есть ситуации, предусмотренные запрещающими нормами права различной отраслевой принадлежности. Регулирование данного элемента - по мнению В.Д. Сорокина - осуществляется через обеспечение должного соблюдения всех запрещающих правовых норм или, иначе говоря, через пассивное поведение по отношению к действиям, расцениваемым государством как правонарушения.

С учетом всего вышесказанного мы приходим к выводу, что структура предмета правового регулирования состоит из нескольких взаимозависимых составляющих (элементов). Каждый из них имеет конкретные присущие ему свойства, которые оказывают влияние на выбор методов правового регулирования, и занимает в системе предмета свое определенное место.

В то же время неверно было бы рассматривать общественные отношения как механическое соединение таких элементов. Все они неизбежно отражают признаки, присущие общественному отношению как некоторому единому (качественно однородному) целому. Поэтому следует согласиться с С.С. Алексеевым, указывающим, что если мы рассматриваем поистине качественно особенный вид общественных отношений, который требует специфической формы правового регулирования, то под углом зрения какого из элементов общественного отношения мы бы его не изучали - полученные результаты

Должны полностью совпадать.

Что же касается конкретных составляющих структуры предмета правового регулирования, то, на наш взгляд, не лишена здравого смысла идея провести здесь аналогию со структурой правового отношения. Ранее в этой главе мы уже согласились с определением предмета правового регулирования через общественные отношения, требующие (и получающие) правовое закрепление. Теперь, принимая за основу структуру предмета правового регулирования, предложенную Н.И. Матузовым и другими учеными, мы попытаемся дать более подробную характеристику ее составным элементам.

Итак, предмет правого регулирования, на наш взгляд, представляет собой четырехзвенную систему и состоит из следующих элементов:

А) субъекты права (люди и их объединения), которые выступают в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных законом. Субъекты права делятся на коллективные (юридические лица) и индивидуальные (физические лица). К последним относятся граждане России, иностранцы, бипатриды и апатриды. У коллективных субъектов права более обширная классификация, они делятся на: 1) государство (в т.ч. государственные органы и учреждения федерального уровня); 2) субъекты Федерации (в т.ч. государственные органы и учреждения регионального уровня); 3) муниципальные образования (в лице органов местного самоуправления и муниципальных учреждений); 4) некоммерческие организации (общественные объединения, религиозные организации и т.д.); 5) коммерческие организации (в т.ч. индивидуальные предприниматели) и 6) иностранные фирмы.

Отметим, что к субъектам права следует относить лишь устойчивые, постоянные коллективные образования, отличающиеся единством цели и внутренней организацией. Особый статус имеют должностные лица - физические лица, участвующие в правовых отношениях от имени коллективных субъектов, - их полномочия полностью определяются компетенцией коллективного субъекта. Но как заметил Д.Е. Петров, будучи неразрывно связанным со своими действиями, сам субъект не является предметом правового регулирования1;

Б) поведение, поступки и действия субъектов права, как правило, носят разнонаправленный характер, непосредственно связаны с их правосубъектностью, т.е. возможностью или способностью конкретного лица выступать в роли субъекта права, включая все вытекающие отсюда последствия, и осуществляются через механизм субъективных прав и юридических обязанностей конкретного субъекта;

В) объекты окружающего мира - это разнообразные предметы и явления, на которые субъект права направляет свои субъективные права и юридические обязанности.
Не вызывает сомнений, что разница между объектами конкретных правоотношений и объектом права в целом заключается только в степени конкретизации. В зависимости от характера правоотношений их объектами могут являться: 1) материальные блага (вещи, иные ценности); 2) нематериальные личные блага (жизнь, свобода, здоровье, честь, безопасность и т.д.); 3) продукты духовного и интеллектуального творчества (произведения литературы, музыки, живописи и т.д.; рационализаторские предложения, научные открытия и изобретения и др.); 4) ценные бумаги и официальные документы; 5) работы и услуги (действия субъектов и их результаты главным образом в сфере бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной сфер деятельности);

Г) социальные факты - это конкретные жизненные обстоятельства, касающиеся наиболее значимых интересов общества и находящиеся в сфере правового регулирования, ввиду чего с ними связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. По волевому признаку все социальные факты можно разделить на события (обстоятельства, объективно не зависящие от воли и сознания субъекта) и действия (факты, зависящие от воли людей вследствие того, что ими же и совершаются).

Подведем итоги. По результатам первой главы мы приходим к выводу, что под предметом правового регулирования в российской правовой науке следует понимать совокупность всех общественных отношений, подпадающих под действие права и как следствие получающих правовую регламентацию.

Любые общественные отношения приобретают статус предмета правового регулирования после их закрепления в соответствующих нормах права, и таким образом становятся правовыми отношениями. Здесь на лицо функциональная трансформация явления, меняется его качество. Отсюда и предложенная нами 4- хзвенная структура предмета правового регулирования, состоящая по аналогии со структурой правового отношения из субъекта права, его прав и обязанностей, объекта и юридических (социальных) фактов.

Стоит также отметить особую роль, которая отводится в российской правовой действительности государству. Являясь главным (но не единственным) творцом правовых норм, оно организованно воздействует на возникающие общественные отношения с помощью законов и иных нормативных актов, постоянно расширяя, систематизируя и углубляя представление о предмете правового регулирования.

Вследствие постоянного развития общества происходит возникновение новых, еще не урегулированных правом общественных отношений. И, если анализ практической жизни и тенденций развития конкретного вида общественных отношений позволяет сделать вывод о возникновении необходимости их правовой регламентации, то можно говорить и о соответствующих изменениях содержания предмета правового регулирования.



 

Возможно, будет полезно почитать: