Соотношение принципов и правил. Правило правдивости

Конфиденциальность – это важный принцип психологической работы, неотъемлемая часть и правило любой консультации. Понятие конфиденциальность относится не к одной только сфере психологии и означает доверие, секретность, соблюдение тайны. Даль в своем толковом словаре говорит о конфиденциальности, перекликающейся с такими понятиями как откровенность, задушевность, особая доверенность, неразглашение.

В работе психолога-консультанта, психоаналитика, психотерапевта или научного сотрудника, проводящего психологическое исследование — всегда принцип секретности должен быть соблюден. Перед началом работы необходимо лично обсудить с клиентом тему сохранения конфиденциальности, получить разрешение клиента на использование средств записи, согласовать особенности обработки, хранения и сроки уничтожения полученной личной информации.

Сегодня, с повсеместным развитием технологий в информационной сфере, тема конфиденциальности в психологической работе становится все более актуальной, оттого что теперь она касается не лишь прямо передаваемой от одного человека к другому информации, но и передачи и хранения посредством средств связи и разнообразных носителей. Перед началом консультации психолог обязательно должен уведомить клиента о всех средствах фиксации материала, которые возможно будут использоваться: аудиозапись, видеозапись, наблюдение через стекло одностороннего просмотра третьим лицом.

Тема конфиденциальности в психологии является не только очень важной, но и сложной, связанной с рядом этических дилемм. Сюда относится необходимость, несмотря на принцип конфиденциальности, подчиняться действующему законодательству, согласно которому некоторые данные обязательно должны быть донесены в соответствующие инстанции. Также многие, особенно молодые, низкоквалифицированные и с наличием собственных неразрешенных комплексов психологи затрудняются вынести на открытое согласование с клиентом на первой консультации вопрос о способах фиксации материала и получить его согласие.

Не всегда согласовывается и дальнейшее использование материалов консультаций и исследований в публикациях и научных работах. Обычно психолог ограничивается только упущением конкретных личных данных и заменой или сокрытием имени своего клиента, предоставившего данные и психологический материал.

Что такое конфиденциальность?

Понятие конфиденциальность означает обеспечение тайны в интересах того, кто раскрывает информацию. Слово конфиденциальность произошло от английского confidence, означающего доверие. Благодаря принципу конфиденциальности клиент может не беспокоиться и доверять своему психологу, так как каждый профессионал работает, соблюдая этот принцип, не раскрывая никакой полученной личной информации о клиенте.

Любую полученную информацию психолог может использовать только в научных целях, без упоминания личности клиента и в случае, если это не повредит ему. Это относится и к любой информации, которая может помочь идентифицировать клиента. В психологических экспериментах испытуемый должен заранее быть уведомлен, какая именно информация будет использоваться, и быть согласным с ее обработкой.

Результаты исследований обнародуются без раскрытия личностей испытуемых – вместо имен используются коды. Но чаще даже результаты носят общий характер и не упоминают испытуемых вовсе. И здесь возникает важный вопрос надежного хранения полученных данных, поскольку даже без прямого разглашения информации психологом может произойти неконтролируемая утечка или воровство информации с носителей, также это актуально, если она передается через сеть интернет. Наглядный пример такой утечки и ее катастрофических результатов можно увидеть в сериале «Миллиарды», где психолог записывает диалог с пациентом на консультации в текстовый документ, который потом читает ее муж, зная пароль от компьютера.

К сожалению, сегодня не все психологи могут обеспечить полную безопасность информации, сохранность от утечки и воровства, ведь это требует не только внимания, но и специальных знаний об информационной безопасности или услуг специалистов, на что мало кто обращает внимание и может проверить. Исполнение принципа конфиденциальности психологом на практике часто ограничивается только неразглашением информации напрямую.

Принцип конфиденциальности

В психологической работе принцип конфиденциальности есть один из трех принципов, введенных для защиты обрабатываемой информации: анонимность, конфиденциальность информации, тайна. Анонимность и тайна тесно пересекаются с конфиденциальностью. Принцип анонимности означает отсутствие необходимости передавать о себе личные данные и в каких-то случаях, как например консультация в интернете, может быть реализован полностью. В случае полной анонимности принцип конфиденциальности реализуется практически автоматически, так как личных данных клиента нет даже у психолога. В иных случаях, следуя этому принципу, психолог не старается получить о клиенте больше того объема информации, что требуется для консультации – не имеет веса ничего другое, не касающееся личности клиента.

Понятие тайны сложнее определяется и пересекается с явлением таинства, сходным со священным сокрытием как на исповеди, крайней деликатностью в обработке предоставленной на консультации информации.

Принцип конфиденциальности является обязательной этической нормой деятельности психолога и означает невозможность разглашения полученной в итоге доверительного общения между психологом и пациентом информации.

Конфиденциальность информации должна сохраняться не только лишь сознательно, но и обязательно должны быть реализованы меры предотвращения разглашения случайным образом. Если психолог планирует использовать полученную информацию в научных исследованиях или публикуемых трудах, ему необходимо получить разрешение клиента, а представленная информация никак не должна повредить клиенту прямо либо косвенно. Также при раскрытии данных психологу нужно не скомпрометировать себя, заказчика в случае психологического исследования, психологическую науку.

Для обеспечения принципа конфиденциальности с помощью юридических инструментов может быть подписано соглашение о конфиденциальности – стандартное одностороннее соглашение о неразглашении информации, по английски обозначаемое аббревиатурой NDA. Соглашение о конфиденциальности подразумевает административную ответственность психолога как участника договора, если все-таки он нарушит принцип конфиденциальности. По факту в психологической практике оно используется редко, клиент удовлетворяется тем, что психолог руководствуется лишь только этическим правилом.

Однако в редких случаях психолог обязан нарушить принцип конфиденциальности, что касается ситуаций, где психолог получил данные о возможном крупном вреде, наносимом другим людям. Например, это подготовка террористического акта, совершенное насилие и другие преступные действия, необходимость психиатрического лечения. Нарушение этого правила необходимо только в случаях, когда к этому обязывает законодательство, иными словами тогда, когда соблюсти его значит нарушить закон.

Реализации принципа конфиденциальности также могут помешать традиции контролировать государством частную жизнь граждан, установившиеся в советское время и отчасти сохраняющиеся на постсоветском пространстве и сейчас.

Правило конфиденциальности

Из принципа конфиденциальности проистекают три правила, конкретные руководства для практики. Это кодирование, контролируемое хранение и корректное использование информации.

Правило кодирования информации, полученной в психологической практике, означает необходимость зашифровывать все данные, полученные от испытуемого. Вместо фамилии, имени и отчества испытуемому необходимо присвоить код, который уже будет применяться во всей документации, начиная от первичного протокола и заканчивая отчетом об исследовании. Расшифровка кода и изначальные документы в единственных оригинальных экземплярах с незашифрованными данными испытуемых должны храниться раздельно с остальной документацией.

Второе правило это контролируемое хранение полученной при исследовании информации. Психолог заранее должен согласовать и утвердить цели, сроки, условия, место хранения, а также через какое время данные должны быть уничтожены.

И третье правило – это корректное использование психологической информации, которое подразумевает, что психолог должен позаботиться о том, что ни случайно, ни намеренно испытуемому не будет сообщена та часть результатов исследования, что может повредить ему, нанести психологическую травму. Все сведения используются строго в целях, формах исследования, согласно рекомендациям психолога. Ни обсуждения в открытой форме, ни сообщения или передачи третьим лицам психологической информации не будет об испытуемом.

Эти правила касаются не лишь проведения психологических исследований, а и работы консультанта. В случае записи имя и иная фактическая информация личного характера о клиенте поддается кодированию. Хранение необходимо совершать в месте, закрытом для доступа третьих лиц, защищенном от утечки. Использование результатов психологической работы необходимо корректно использовать, с вниманием, что, как и когда стоит сообщать пациенту, соответствуя целям и этапам психологической работы, при обязательной готовности клиента правильно воспринять полученную информацию.

На чем базируется острая необходимость соблюдения правил конфиденциальности? Перечислим семь факторов, ее объясняющих:

  • Благодаря соблюдению правила конфиденциальности обеспечивается существование фундаментальной ценности в отношениях консультанта и клиента – неприкосновенность частной жизни. Каждый имеет сокрытую от внешних наблюдателей сторону личности, и к ней относятся его глубинные личные переживания и воспоминания, особенности психики и соматики.
  • Несколько пересекается с фактором неприкосновенности частной жизни и следующий фактор автономности, благодаря которому человек имеет возможность эффективно контролировать свою жизнь, регулировать публичность, быть менее зависимым от влияния внешних сил, иметь высокую степень свободы. В случае разглашения человек становится зависимым и уязвимым.
  • Также это правило обеспечивает сохранность статуса клиента в социуме. Особенно в случае наличия психических заболеваний, информации о них. Но даже и разглашение некоторых особенностей личности, находящихся в пределах нормы, может сильно навредить клиенту.
  • При его соблюдении сохраняется и экономическая безопасность клиента – многие детали психологической жизни могли бы негативно повлиять на нахождение в рабочем коллективе, предпринимательской деятельности, деловое взаимодействие человека.
  • Конфиденциальность обеспечивает готовность клиента раскрыться перед психологом, является базой для начала психологической работы, углубления в детали психологической жизни клиента. Этот фактор стоит выделить как особенно важный для успеха консультаций, ведь без гарантии конфиденциальности человек не раскрылся бы вовсе.
  • Помимо открытости соблюдение правила конфиденциальности дает еще более важную компоненту психологической работы консультанта со своим клиентом – доверие. Клиент получает уверенность, что психолог работает в его интересах, всегда на его стороне.
  • Высокие моральные стандарты работы психолога обеспечивают ему высокую и безупречную репутацию, как при частной рабочей практике, так и при работе в компании. Компания особенно заинтересована и стремится привлечь тех специалистов, что безукоризненно следуют правилу конфиденциальности, не имели никаких инцидентов огласки.

Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

В отличие от предыдущей проблемы в данном случае вопрос стоит о том, кому и в какой форме психолог может сообщать информацию по результатам обследования. Один

из ответов на этот вопрос вытекает из принципа 4: можно сообщать информацию тем лицам, о которых был предупрежден испытуемый. Ну, а что же это все-таки за люди? Имеет ли право сам испытуемый получать эти сведения? Или родители обследованного ребенка? Если сообщать родителям ученика результаты тестирования, то как это делать?

Психолог должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали свою личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка

по тестам, а не видели в этом лишь вину ребенка, которого за это «можно и нужно наказывать». Но если ребенок не был предупрежден о том, что результаты по тесту узнают учителя и родители, то психолог вообще не имеет права сообщать их ни тем, ни другим.

Особые ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются новыми людьми, как, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят предоставить им данные тестового обследования индивида, проведенного в школе.

В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями.

Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях.

В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения от психолога категорически требуется обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц

к этим данным, в том числе учителей и школьной администрации. Психолог обязан сообщать информацию по этим тестам по специальному запросу, отвечая на те вопросы, которые ему задает при этом педагог или директор школы. Требование конфиденциальности психологической информации может нарушаться только в тех


случаях, когда нераскрытие диагностических данных представляет опасность для обследуемого индивида или для общества.

Применительно к обследованию детей на психо-лого-педагогических консультациях (комиссиях) в целях выявления недостатков развития следует отметить, что школа получает общее заключение об итогах исследования, но официальные данные о результатах выполнения примененных тестов могут быть переданы только с согласия самого обследованного, его родителей или представляющих его лиц (например, опекунов). Положение о конфиденциальности диагностической информации введено, в частности, в проект Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

6. Принцип психопрофилактического изложения результатов

В последнее время все шире во многих странах распространяется следующий этический норматив: испытуемый также должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Очевидно, что в этом случае мы получаем, как минимум, два серьезных производных требования:

а) при сообщении результатов самому испытуемому должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против их неправильного использования, неверной интерпретации или возможного появления невротически- депрессивных реакций или обострения Депрессивного состояния (то есть результат должен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку контексте),

б) если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое задание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически эквивалентной методики (ряд профессиональных методик специально имеют так называемые

«параллельные формы»), чтобы убедить самого испытуемого, что ему предоставлен дополнительный шанс, с одной стороны, и что результаты первого тестирования были достаточно достоверны, с другой стороны.

В тех случаях, когда школьному психологу заведомо известно, что данные тестирования могут быть использованы родителями или учителями школьника как дополнительный инструмент в конфронтации с ним, которая носит психотравмирующий характер для ребенка, то он должен преподносить свою информацию в форме, снижающей риск обострения подобной конфронтации.

Если учитель не запрашивает какой-то информации о ребенке, а психолог владеет этой информацией, но опасается, что эта информация приведет к ухудшению положения ребенка в классе, то психолог имеет право вообще не сообщать эту информацию учителю.

Во всех своих профессиональных действиях психолог следует главному императиву своего этического кодекса «Не навреди!». И знание об этом должно сделать понятным для всех, почему психолог ограничивает распространение психодиагностической информации: он делает так не ради сохранения этой информации в тайне, а ради благополучия, психического и физического здоровья всех людей, а в школе – прежде всего ради детей. Но, поскольку вся деятельность педагога также должна быть подчинена этому высшему этическому приоритету, то для продуктивного сотрудничества психолога

и педагога в школе существуют все необходимые объективные предпосылки.

Психодиагностика: конспект лекций Алексей Сергеевич Лучинин

6. Принцип конфиденциальности

6. Принцип конфиденциальности

Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

В отличие от предыдущей проблемы в данном случае вопрос состоит о том, кому и в какой форме психолог может сообщать информацию по результатам обследования. Один из ответов на этот вопрос вытекает из принципа 5: можно сообщать информацию тем лицам, о которых был предупрежден испытуемый. Ну, а что же это все-таки за люди? Имеет ли право сам испытуемый получать эти сведения? Или это должны делать родители обследованного ребенка? Если сообщать родителям ученика результаты тестирования, то как это делать?

Психолог должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали свою личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка по тестам, а не видели в этом лишь вину ребенка, которого за это можно и нужно наказывать. Но если ребенок не был предупрежден о том, что результаты по тесту узнают учителя и родители, то психолог вообще не имеет права сообщать их ни тем ни другим.

Особые ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются новыми людьми, как, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят представить им данные тестового обследования индивида, проведенного в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями.

Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения от психолога категорически требуется обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц к этим данным, в том числе учителей и школьной администрации. Психолог обязан сообщать информацию по этим тестам по специальному запросу, отвечая на те вопросы, которые ему задает при этом педагог или директор школы. Требование конфиденциальности психологической информации может нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических данных представляет опасность для обследуемого индивида или для общества.

Применительно к обследованию детей на психолого-педагогических консультациях (комиссиях) в целях выявления недостатков развития следует отметить, что школа получает общее заключение об итогах исследования, но официальные данные о результатах выполнения примененных тестов могут быть переданы только с согласия самого обследованного, его родителей или представляющих его лиц (например, опекунов). Положение о конфиденциальности диагностической информации введено, в частности, в проект Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Из книги Соблазнение автора Сергей Огурцов

Трехмерный принцип Ну, а сейчас, когда мы во всем разобрались, давайте перейдем собственно к структуре разговора. Ваш разговор с женщиной можно оформить, например, как многократное цитирование разных источников. Именно так мы этот метод и назовем:Метод «цитирования»

Из книги Славянская здрава автора Евгений Робертович Баранцевич

Из книги Японки не стареют и не толстеют автора Уильям Дойл

Принцип третий: РИС В детстве на улицах Токио я часто видела еще одного продавца. В отличие от продавца картофеля он не пел песен, а завлекал покупателей тем, что останавливал свою тележку и включал механизм. Его машина готовила «воздушный и хрустящий» рис, колеся по

Из книги Словарь по психоанализу автора Ж. Лапланш

Принцип четвертый: СОЯ

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Алексей Сергеевич Лучинин

Принцип шестой: ЧАЙ

Из книги Фейсформинг. Уникальная гимнастика для омоложения лица автора Ольга Витальевна Гаевская

Из книги Секреты женской биолокации автора Сюзанна Гарниковна Исаакян

Из книги Совершенное зрение без очков автора Уильям Горацио Бейтс

Из книги Философия здоровья автора Коллектив авторов -- Медицина

Из книги Вода – лекарство тела и души. Исцеляющая сила водных кристаллов автора Масару Эмото

3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны) В кратком изложении этот принцип гласит, что сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться

Из книги Психология шизофрении автора Антон Кемпинский

Принцип тренировки Что же лежит в основе всех упражнений системы фейсформинга?Принцип самый простой: первые три недели действуйте, следуя описаниям отдельных упражнений. Ваши мышцы будут активированы, получат «начальное образование», абсолютно необходимое на первом

Из книги автора

§ 16.3. Принцип ИНЬ – ЯН В классической физике существует лишь два вида энергии, «отрицательная» и «положительная».Принцип инь/ян значительно шире, это любой дуализм: ? лето – зима; ? день – ночь; ? верх – низ; ? переднее – заднее; ? мужчина – женщина? сильный – слабый; ?

Из книги автора

Фундаментальный принцип Вы испытываете трудности при чтении? Тогда способны ли вы заметить то, что, когда вы смотрите на первое слово или первую букву предложения, то эту букву или слово вы не видите лучше, чем весь остальной текст? Можете ли вы заметить то, что другие

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Принцип вероятности Трудность выбора пропорциональна трудности ситуации; идя по ровной дороге, мы не задумываемся о том, как поставить ногу; ходьба осуществляется без сознательного регулирования; спонтанная свобода утрачивается и дальнейшая активность требует

Обратимся к словарю: Конфиденциальность касается хранения секретов. Секрет – знание, которое человек имеет право или обязанность скрывать.

Положение о конфиденциальности диагностической информации введено, в частности, в Законе Российской Федерации Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вся информация, получаемая в процессе обучения и обследования, должна быть конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

Личное дело учащегося, письменные документы, видео- и магнитофонные записи, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить доступ к ним лиц, не имеющих отношения к работе с этим человеком и не обладающих специальными полномочиями. Если учащиеся не достигли совершеннолетия или считаются не способными позаботиться о себе, педагоги и психологи должны получить разрешение родителей или опекунов.

Преподаватель должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали свою личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка, а не видели в этом лишь вину ребенка, которого за это можно и нужно наказывать.
Все, что касается условий жизнедеятельности учащегося и его родителей, их личностных качеств и проблем является конфиденциальной информацией.
При работе с детьми имеющими ограниченные возможности очень важно, чтобы ребенок знал, что может доверять специалисту любую информацию и не боялся ее разглашения.

Принцип конфиденциальности – это один из ведущих принципов в педагогической работе, который определяет следующие нормы и стандарты поведения в деятельности специалиста.

Осознанные педагогические позиции

1. Устанавливать позитивные контакты с семьей.

2. Организовать консультации для родителей с целью повышения педагогической компетентности.

3. Соблюдать конфиденциальность и такт при обсуждении личности ребенка.

4. Знакомить родителей с письменными материалами о их детях.

5. Обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания.

Принципы деятельности

1. Тщательное осмысление и обсуждение участия родителей в работе ОУ с целью исключения давления, некорректного обращения, наносящего вред непрофессионализма.

2. Предоставлять право родителям на выбор ОУ и участие в его деятельности.

3. Сообщать родителям о возможных травмирующих ситуациях, проблемах в развитии ребенка.

4. Всегда сообщать родителям о любого вида диагностике, проводить которую следует только с их согласия.

5. Получив полную информацию о членах семьи, ограждать ребенка от лиц, которые могут нанести ущерб личности.

6. Не использовать взаимодействие с семьей, с целью улучшения положения (материального) педагога.

7. Не вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) информировать соответствующие органы с целью своевременного оказания помощи.

8. Знакомиться с объективным положением ребенка в семье, знать социальный статус семьи и материальное положение.

Из личного опыта могу сказать, что с детьми установить контакт гораздо проще, чем с их родителями. Потому что детская психика более «пластична», легче поддается коррекции, чего нельзя сказать о возможностях взрослой психики. Так как у них чаще всего уже сформировано ограниченное восприятие окружающей действительности. Поэтому общение с родителями строю следующим образом: обязательная встреча - консультация с мамой, где знакомлю её с достижениями и успехами ребенка, где мы обговариваем специфические, социальные и медицинские проблемы и потребности данной семьи с её особыми психологическими и иными обстоятельствами и трудностями. (обговариваем проведение, контрольных работ, чтобы это не навредило самочувствию ребенка, не совпало с посещением врача; обговариваем мат. возможности, использование эл учебников и т.д.)

Завершить свое выступление хочу следующими словами «…Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери. Задача школы и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - это высказывание В. А. Сухомлинского в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех совместной деятельности родителей и педагогов.



 

Возможно, будет полезно почитать: