Правоохранительные органы

  • Тема 4. Судебная система (общие положения)
  • 1. Понятие и общая характеристика судебной системы Республики Беларусь
  • 2. Звено судебной системы и судебные инстанции
  • Тема 5. Действующая судебная система республики беларусь
  • 1. Конституционный Суд Республики Беларусь
  • 2. Районный (городской) суд – основное звено судебной системы
  • 3. Полномочия, состав и структура областного (Минского городского) суда
  • 4. Система и полномочия военных судов Республики Беларусь
  • 5. Верховный Суд Республики Беларусь
  • 6. Хозяйственные суды
  • Тема 6. Правовой статус судей
  • 1. Теоретические аспекты правового статуса судьи
  • 2. Права и обязанности судьи. Гарантии деятельности судьи
  • 3. Дисциплинарная ответственность судей. Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи Дисциплинарная ответственность судей
  • Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
  • 4. Правовой статус народных заседателей
  • Тема 7. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
  • 1. Понятие организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
  • 2. Роль Министерства юстиции и его органов в осуществлении организационного обеспечения деятельности судов
  • 3. Система органов самоуправления судей
  • Тема 8. Прокуратура республики беларусь
  • 1. Понятие и задачи прокуратуры Республики Беларусь. Направления деятельности прокуратуры
  • 1. Отрасли прокурорского надзора:
  • 3. Предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
  • 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры
  • 3. Отрасли прокурорского надзора
  • 1) Надзор за исполнением законодательства.
  • 2) Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
  • 3) Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.
  • 4. Система и структура органов прокуратуры
  • 5. Порядок назначения на должность и освобождения от должности прокуроров. Классные чины и дисциплинарная ответственность прокурорских работников
  • Тема 9. Органы предварительного следствия и дознания
  • 1. Задачи предварительного расследования и возбуждения уголовного дела
  • 2. Органы, уполномоченные законом осуществлять предварительное следствие
  • 3. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие дознание
  • Тема 10. Адвокатура
  • 1. Понятие адвокатуры. Цели, задачи и принципы деятельности адвокатуры Республики Беларусь
  • Право на юридическую помощь (ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре») гарантировано государством всем, кто в ней нуждается, без какого-либо ограничения.
  • 2. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
  • 3. Организация адвокатуры в Республике Беларусь
  • Республиканская коллегия адвокатов
  • 4. Правовой статус адвоката
  • Тема 11. Нотариат. Юридическая служба предприятия (организации)
  • 1. Понятие, задачи и значение нотариата в Республике Беларусь
  • 2. Понятие, принципы нотариальной деятельности в Республике Беларусь
  • 3. Компетенция и организация нотариата
  • Права нотариусов, уполномоченных должностных лиц (ст. 38 Закона):
  • 4. Понятие, задачи и организация деятельности юридической службы предприятия (организации)
  • 5. Роль юридической службы в обеспечении законности в организации
  • Тема 12. Юстиция зарубежных стран
  • 1. Основы судебной системы Российской Федерации
  • 2. Основы судебной системы Украины
  • 3. Основы судебной системы Великобритании
  • 4. Судебная система Германии
  • 5. Судебная система сша
  • Нормативные правовые акты
  • Литература
  • 2. Понятие и система принципов правосудия

    Современное общество в рамках процесса обеспечения демократического устройства судебной системы выработало определенные принципы, способные исключить или свести к минимуму какое бы то ни было давление на судебную власть.

    Принципами правосудия являются основные правовые положения, выражающие природу и сущность правосудия, сформулированные в нормативных правовых актах в виде норм-принципов, или вытекающие из системы конкретных правовых норм 48 .

    Принципы правосудия сформулированы в Конституции Республики Беларусь и Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Кроме того, ряд принципов декларируется в соответствующих процессуальных кодексах. В силу этого принципы судопроизводства можно классифицировать на группы в зависимости от источника изложения. Система принципов правосудия выглядит следующим образом:

      Конституционные принципы правосудия.

      Общеправовые принципы.

      Отраслевые принципы.

    Следует отметить, что некоторые из принципов, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, находя свое отражение в Кодексе о судоустройстве и статусе судей, нередко могут быть сформулированы несколько иначе. Конституция Республики Беларусь была принята в 1994 г., на этапе становления правовой базы независимого белорусского государства. В связи с тем, что в 1996 г. и 2004 г. нормы Конституции были утверждены референдумом, внесение изменений и дополнений разделы I, II, IV, VIII также возможно только путем всенародного голосования – референдума. В то же время, массив законодательства – явление по-своему динамичное, постоянно претерпевающее реформационные процессы, затрагивающие в том числе и юридическую терминологию. В свете вышесказанного некоторое расхождение в формулировках принципов, не меняющее сути самого принципа, уточняющее его конституционный смысл, представляется вполне естественным.

    Конституционные принципы правосудия представляют собой ряд основополагающих принципов судопроизводства, по существу являющихся демократическими гарантиями для граждан. Данные принципы определяют общие положения построения и реализации судебной власти в форме правосудия и закреплены в главе 6 Конституции Республики Беларусь «Суд».

    Принцип осуществления правосудия только судом вытекает из ст. 109 Конституции Республики Беларусь, устанавливающей, что судебная власть в республике принадлежит судам. Аналогичные положения содержит ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Разрешением гражданских и административных споров занимаются различные третейские суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил. Только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, вправе рассматривать уголовные, гражданские и иные дела, выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением. Конституция Республики Беларусь не содержит перечня судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. В Конституции Республики Беларусь установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут учреждаться временные суды, военные трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие в настоящее время военные суды, которые являются частью системы общих судов и рассматривают дела в рамках своей юрисдикции.

    Принцип, в соответствии с которым судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону, закреплен в ст. 110 Конституции Республики Беларусь. Данный принцип означает, что какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Подобная ответственность установлена в главе 24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (например, ст. 24.1 «Неуважение к суду»). Ряд составов преступлений против правосудия содержится в главе 34 Уголовного кодекса Республики Беларусь 49 (ст. 388 «Насилие в отношении судьи или народного заседателя», ст. 390 «Вмешательство в разрешение судебных дел или производство предварительного расследования» и др.). Рассматриваемый принцип является важнейшим принципом организации судебной власти. Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы граждан, общества, государства. Независимость судей обеспечивается закрепленными в ч. 2 ст. 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь положениями:установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

    Термин «закон» в конституционной формулировке вышеназванного принципа (судьи при осуществлении правосудия… подчиняются только закону) не следует понимать буквально, поскольку Конституция Республики Беларусь, закрепляя основы принципа законности , устанавливает в ст. 112, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов . Аналогичное положение содержится в ст. 7 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

    Судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция Республики Беларусь – это акт высшей юридической силы, имеющий прямое действие. Судьи должны также подчиняться законодательным и иным нормативным правовым актам. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам, Конституция не допускает противоречия, поскольку независимость правосудия призвана неукоснительно обеспечивать реализацию конституционных и законодательных норм. Суд выступает как главный механизм господства режима законности в государстве, его право обеспечивать это господство есть одновременно обязанность контролировать правоприменение и охранять свойственную правовому государству фундаментальную иерархию источников права 50 . Власть судов усиливается особым указанием в ч. 2 ст. 112 Конституции Республики Беларусь: «Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным». Эта норма, содержащаяся также в ч. 2 ст. 7 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подчеркивает господство Конституции над всеми другими правовыми актами государства.

    В соответствии с принципом коллегиального и единоличного рассмотрения дел судами (ст. 113 Конституции Республики Беларусь, ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей), дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями. В настоящее время в сфере действия процессуального законодательства повсеместно складывается обратная ситуация, то есть, по общему правилу, судьи рассматривают дела в качестве суда первой инстанции единолично, и лишь в предусмотренных законом случаях – коллегиально. Речь идет, прежде всего, об уголовном судопроизводстве, в рамках которого осуществляется коллегиальное рассмотрение ряда категорий дел (например, дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними) с участием судьи и двух народных заседателей. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется также судами второй (кассационной) и надзорной инстанций. В данном контексте можно говорить об участии общественности в осуществлении правосудия. Как отмечается в литературе, в Республике Беларусь принцип участия граждан в осуществлении правосудия не получил прямого закрепления ни в Конституции Республики Беларусь. В то же время справедливо обращается внимание на то, что участие граждан в судебном разбирательстве дел обеспечивает тесную связь судебной власти с народом, привлечение его к государственному управлению, общественный контроль за судебной деятельностью, вынесение законных и обоснованных судебных решений, нравственно-правовое влияние судебного процесса 51 . В настоящее время принцип участия граждан в осуществлении правосудия нашел свое отражение в ст. 9 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

    Конституционным является также принцип открытого разбирательства дел во всех судах (ст. 114 Конституции Республики Беларусь, ст. 11 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). Принцип открытости (гласности) разбирательства закреплен также во всех процессуальных кодексах и предполагает судебное рассмотрение дел в открытых судебных заседаниях с обеспечением для лиц, достигших установленного законом возраста (16 лет), реальной возможности присутствовать на судебных процессах, а также возможности широкого освещения в средствах массовой информации хода и результатов разрешения дела 52 . Согласно ч. 3 ст. 11 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, не допускаются разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, которые унижают его честь и достоинство либо могут причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, которые могут причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательством. Конституция Республики Беларусь допускает слушание дел в закрытом судебном заседании лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства (ст. 17 ГПК; ст. 21 ХПК; ст. 23 УПК).

    Принцип гласности действует и при осуществлении правосудия Конституционным Судом Республики Беларусь. Однако, согласно ч. 3 ст. 26 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», по решению Конституционного Суда в случае, если это необходимо для сохранения государственной тайны, могут проводиться закрытые заседания.

    Закрытое разбирательство не означает какого-либо ослабления процессуальных гарантий или отступления от общих правил судопроизводства, оно только закрывает доступ в зал суда широкой общественности и средствам массовой информации. Но резолютивные части приговоров и решений оглашаются в открытом заседании суда.

    Статья 115 Конституции Республики Беларусь закрепляет принцип состязательности сторон в процессе . В соответствии с данным принципом складывается такой правовой режим, при котором суд при осуществлении правосудия занимает подлинно независимое, беспристрастное положение арбитра, взвешивающего доводы каждой из заинтересованных в исходе дела сторон и других участников процесса. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Эта конституционная норма ставит перед каждой из сторон в процессе условия, при которых необходимо четко обосновывать свои требования, аргументировать возражения, представлять доказательства и т.п. Данный принцип тесно связан с принципом равенства сторон в процессе . Конституция Республики Беларусь соединяет данные принципы, говоря об осуществлении правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе. В ч. 2 ст. 8 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей также содержится требование обеспечивать состязательность и равенство сторон в процессе. В подобном контексте термин «равенство сторон» близок по своему значению к термину «равноправие». Равенство сторон не означает формальной аналогии представляемых участникам процесса прав и возлагаемых обязанностей, но создает ситуацию, когда права и обязанности сторон корреспондируют, то есть соответствуют друг другу, обеспечивая тем самым элемент состязательности. Перечень прав и обязанностей сторон в процессе установлен соответствующими процессуальными кодексами. Несколько иной смысл вкладывается в принцип равенства в ч. 1 ст. 8 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, согласно которой правосудие в Республике Беларусь осуществляется на основе равенства граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей перед законом и судом. В этом смысле равенство означает осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических и иных убеждений, отношения к религии, пола, образования, языка, рода и характера занятий и иных обстоятельств. Здесь понятие «равенство» созвучно международно-правовому пониманию данного принципа, закрепленному во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и других документах, устанавливающих общепризнанные стандарты в области отправления правосудия.

    Конституционно-правовые основы осуществления правосудия сформулированы не только в главе 6 Конституции Республики Беларусь. Как отмечалось выше, судебная власть, как никакая другая, затрагивает область прав и свобод граждан, поэтому осуществляется в строгих процессуальных формах. Эти формы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют конституционного закрепления своих основ. По своей сути это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы, зафиксированные в международно-правовых документах о правах человека. Некоторые из этих гарантий закреплены в разделе ІІ Конституции Республики Беларусь «Личность, общество, государство». Так, ст. 26 Конституции Республики Беларусь посвящена принципу презумпции невиновности , имеющему основополагающее значение для осуществления правосудия по уголовным делам и, на наш взгляд, не менее важному в сфере административного судопроизводства (то есть в тех сферах правосудия, где фигурирует лицо, обвиняемое в совершении преступления либо административного правонарушения). Презумпция невиновности как принцип уголовного судопроизводства и вытекающие из данного принципа положения тесно связаны с правом не свидетельствовать против себя самого и своих близких (ст. 27 Конституции Республики Беларусь). Конституция Республики Беларусь в ст. 62 закрепляет также право на юридическую помощь . Так, каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Рассматриваемая норма Конституции устанавливает также запрет на противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь. Статья 10 Кодекса о судоустройстве и статусе судей гарантирует право граждан и организаций на судебную защиту.

    Общеправовые принципы правосудия закреплены в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Часть из закрепленных в данных нормативных актах принципов имеют статус конституционных, поскольку первоначально они получили свое отражение в Конституции Республики Беларусь, и были нами рассмотрены (например, принципы независимости судей и подчинения их только закону, открытости судебного разбирательства и др.). В то же время, ряд принципов, вытекающих из общих положений Конституции Республики Беларусь, сформулирован именно в вышеназванных Кодексе и Законе. К таким принципам относится в первую очередь принцип государственного языка судопроизводства . В соответствии с Законом Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь» 53: государственными языками Республики Беларусь являются белорусский и русский языки. Статья 13 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей также закрепляет, что судопроизводство и делопроизводство в судах Республики Беларусь ведутся на белорусском или русском языке. Иными словами, делопроизводство в государстве, в том числе в судебной системе, ведется на белорусском и русском языках, поскольку они обладают равным статусом. В основной своей массе документация в судах оформляется на русском языке, поскольку подавляющее большинство населения республики использует данный язык в качестве основного средства общения. В то же время, лицам, участвующим в деле и не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право выступать в суде на родном языке.

    Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст. 14) закрепляет принцип обязательности судебных постановлений и требований судьи . Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех государственных органов, иных организаций, а также должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории государства. Требование судьи, вытекающее из его полномочий и предъявленное в соответствии с законодательством, является обязательным и подлежит исполнению в установленный срок. Информация, истребуемая судьей в связи с рассматриваемым делом, предоставляется бесплатно. Неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, и требований судьи влечет за собой соответствующую ответственность.

    О траслевые принципы судопроизводства присущи определенному виду правосудия. При этом ряд принципов сформулирован на основе положений Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, некоторые же из принципов касаются непосредственно определенного вида процессуальной деятельности, регламентированной соответствующим кодексом – Гражданским процессуальным, Уголовно-процессуальным, Хозяйственным процессуальным, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь.

    Контрольные вопросы и задания для самоконтроля

    1. Приведите понятие правосудия и его отличительные признаки.

    2. Каковы понятие и система принципов правосудия?

    3. Охарактеризуйте каждый из принципов правосудия.

    Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия. В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

      законности;

      осуществления правосудия только судом;

      независимости судей;

      осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

      обеспечения права на судебную защиту;

      участия граждан в осуществлении правосудия;

      гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);

      защиты законных интересов личности;

      состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;

      родного (национального) языка судопроизводства. Коротко охарактеризуем каждый из них.

    Принцип законности – это универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Естественно, иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает большей юридической силой.

    Формулу названного принципа можно выразить так: строгое и неуклонное соблюдение Конституции, законов и иных нормативных актов юридическими лицами, должностными лицами и гражданами. Причем для правосудия характерно именно соблюдение предписаний законов. Правовая формула «разрешено все, что не запрещено законом» для процедурных отраслей права не совсем подходит. Для уголовного, гражданского и арбитражного процессов подход иной: разрешено лишь то, что предписано законом («запрещено то, что не разрешено законом»).

    Имеется еще абстрактное понятие принципа законности как некой первоидеи. В этом смысле законность – это, во-первых, оптимальное количество хороших законов; во-вторых, строгое соблюдение этих законов.

    Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие.

    Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Этот принцип установлен в ст. 19 Конституции .

    Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства. Так, в уголовном судопроизводстве установлены единые правила расследования и судебного рассмотрения, варьирующиеся лишь в зависимости от вида преступления. Отдельные дополнительные гарантии установлены для несовершеннолетних и психически нездоровых лиц.

    Принцип независимости судей. Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого – как прямого, так и косвенного – давления.

    Закон устанавливает следующие средства обеспечения независимости судей: наличие особой процедуры осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности); особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции); высокий материальный и социальный статус; защита жизни и здоровья судей и членов их семей; специальный порядок назначения и несменяемость.

    Принцип обеспечения права на судебную защиту. Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции . В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

    Суть этого принципа состоит в том, что: 1) правом на судебную защиту может воспользоваться каждый; 2) судебное обжалование допустимо в отношении всех действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, повлекших нарушение законных прав и свобод.

    Признание права на судебную защиту принципом правосудия означает, что судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное рассмотрение дела, принятие законного и обоснованного решения.

    Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Согласно ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Формы подобного участия различны. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели.

    Существенное развитие получил институт присяжных заседателей. В качестве присяжных заседателей могут выступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет и не имеющие судимости. От присяжных заседателей не требуется специальной подготовки, главные требования – незаинтересованность в деле, беспристрастность.

    В отличие от присяжных заседателей арбитражные заседатели представляют собой форму участия в суде специалистов. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

    Принцип гласности (открытости) судебного разбирательства. Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.

    Гласность судебного разбирательства – важнейший показатель демократизма российского судопроизводства. Указанный принцип позволяет осуществлять социальный контроль за судебной властью. Открытое рассмотрение судебных дел позволяет избежать злоупотреблений и халатности со стороны судей.

    Исключения из принципа гласности строго предусмотрены законом. Так, УПК (ст. 241) допускает закрытое судебное разбирательство на основании определения или постановления суда в случаях, когда: 1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; 2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет; 3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

    Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио– и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.

    Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.

    Для гражданских дел исключения установлены ГПК (ст. 10). В закрытом судебном разбирательстве рассматриваются дела, если их материалы содержат: 1) сведения, разглашающие государственную тайну; 2) сведения, разглашающие тайну усыновления (удочерения) ребенка; 3) в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

    Принцип защиты законных интересов личности. Важнейшей составляющей указанного принципа является презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

    Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном законом, толкуются в пользу обвиняемого.

    Принцип обеспечения законных интересов личности значим для всех видов судопроизводства, но в особенности для уголовного. Согласно ст. 10 УПК никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных законом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

    Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК.

    Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

    Статья 11 УПК гласит: «Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав».

    При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные законом.

    Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленным законом.

    Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения (ст. 12 УПК).

    Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Обыск, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения (ст. 13 УПК ).

    Важнейшей составляющей рассматриваемого принципа следует назвать обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Согласно ст. 16 УПК подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными законом способами и средствами. В случаях, предусмотренных законом, обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу. В отдельных случаях, указанных УПК, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно.

    Принцип состязательности и равноправия сторон в суде провозглашен Конституцией (ст. 123). Согласно ст. 15 УПК уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

    Идея состязательности присуща также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК ) и арбитражному процессу (ст. 6 Закона об арбитражных судах).

    Принцип национального (родного) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке.

    Участникам судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном законом.

    Если судебные документы подлежат обязательному вручению участникам судопроизводства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника судопроизводства или на язык, которым он владеет.

    Понятие и признаки правосудия

    Правосудие – это деятельность специальных государственных органов – судов – по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.

    Понятие правосудия у граждан ассоциируется с такими категориями, как справедливость, объективность, обоснованность. Поэтому приведенное определение правосудия можно уточнить следующим образом: правосудие – это деятельность судов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении Конституции РФ и законов РФ.

    Правосудие включает в себя два вида деятельности:

    1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел;

    2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

    Наряду с судами общей юрисдикции были созданы арбитражные и конституционные (уставные) суды, деятельность которых также связана с осуществлением правосудия. Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами.

    К правосудию также можно отнести рассмотрение судами дел об административных правонарушениях. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 1) говорит о том, что рассмотрение мировыми судьями административных дел является правосудием. Деятельность Конституционного Суда РФ понятием правосудия не охватывается.

    Признаки правосудия:

    Первый признак. Правосудие осуществляется только судом (Конституция РФ, ст. 118). Это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа – суда.

    Второй признак. Реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ).

    Принципы правосудия

    Правосудие осуществляется, сообразуясь с определенными принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда – правовыми.

    Принципы правосудия – это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.

    Основные признаки:

    Признак первый. Принципы – это мировоззренческие идеи. Идеи, с одной стороны, носят объективный характер, диктуются объективными законами развития природы и общества; с другой – на их понимание, формулирование и законодательную интерпретацию огромное внимание оказывает общество.

    Признак второй. Принципы – это идеи относительно должного и сущего. В основе принципа правосудия должен лежать идеальный вариант структуры или действия, составляющего правосудие, иными словами, – схема того, как оно должно быть устроено.

    Этой схемой должны руководствоваться и законодатель при написании закона, и практик (судья). Одновременно принцип должен нести в себе информацию о существе правосудия.

    Признак третий . Принципы характеризуют организацию и деятельность судов. В принцип заложена схема как идеального, так и реального (живого) процесса реализации судебной власти.

    Признак четвертый. Принципы правосудия должны проявляться и закрепляться в праве. Только через закон принцип может материализоваться в форме конкретной деятельности по осуществлению правосудия. Форма проявления и закрепления в законе может быть различна:

    1) закон может только называть принцип. Например, принцип законности часто называется в законодательных актах, а содержание его не раскрывается;

    2) закон может раскрывать содержание принципа, но умалчивать его название. Например, принцип презумпции невиновности (Конституция РФ, ст. 49).

    Принципы правосудия находят закрепление в различных законодательных актах: Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», процессуальных кодексах. В подзаконных нормативных актах принципы не закрепляются, поскольку указанные акты не обладают для этого должной юридической силой.

    Система принципов правосудия

    Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия, а в целом принципы правосудия составляют систему.

    Принципы системы правосудия:

    – законности;

    – осуществления правосудия только судом;

    – независимости судей;

    – осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

    – обеспечения права на судебную защиту;

    – участия граждан в осуществлении правосудия;

    – гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);

    – защиты законных интересов личности;

    – состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;

    – родного (национального) языка судопроизводства. Коротко охарактеризуем каждый из них.

    Принцип законности – универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности и означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает большей юридической силой.

    Формула принципа законности такова: строгое и неуклонное соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов юридическими лицами, должностными лицами и гражданами. Для правосудия характерно именно соблюдение предписаний законов. Для уголовного, гражданского и арбитражного процессов подход иной: разрешено лишь то, что предписано законом («запрещено то, что не разрешено законом»).

    Принцип осуществления правосудия только судом означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие.

    Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Этот принцип установлен в ст. 19 Конституции РФ.

    Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства.

    Принцип независимости судей означает, что судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Судьи должны быть ограждены от любого давления – как прямого, так и косвенного.

    Закон устанавливает следующие средства обеспечения независимости судей: наличие особой процедуры осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности); особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции); высокий материальный и социальный статус; защита жизни и здоровья судей и членов их семей; специальный порядок назначения и несменяемость.

    Принцип обеспечения права на судебную защиту закреплен в ст. 46 Конституции РФ. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

    Суть этого принципа состоит в следующем:

    1) правом на судебную защиту может воспользоваться каждый;

    2) судебное обжалование допустимо в отношении всех действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, повлекших нарушение законных прав и свобод.

    Признание права на судебную защиту принципом правосудия означает, что судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное рассмотрение дела, принятие законного и обоснованного решения.

    Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Формы подобного участия различны. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели.

    В качестве присяжных заседателей могут выступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет и не имеющие судимости. От присяжных заседателей не требуется специальной подготовки, главные требования – бескорыстность и беспристрастность.

    В отличие от присяжных заседателей арбитражные заседатели представляют собой форму участия в суде специалистов. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

    Принцип гласности (открытости) судебного разбирательства. Согласно Конституции РФ разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.

    Это принцип позволяет осуществлять социальный контроль за судебной властью. Открытое рассмотрение судебных дел позволяет избежать злоупотреблений и халатности со стороны судей.

    Исключения из принципа гласности строго предусмотрены законом. УПК РФ (ст. 241) допускает закрытое судебное разбирательство на основании определения или постановления суда в следующих случаях:

    1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

    2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

    3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

    4) когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

    Запись телефонных и иных переговоров, переписка, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио– и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.

    Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.

    ГПК РФ (ст. 10) устанавливает исключения для гражданских дел. В закрытом судебном разбирательстве рассматриваются дела, если их материалы содержат:

    – сведения, разглашающие государственную тайну;

    – сведения, разглашающие тайну усыновления (удочерения) ребенка;

    – в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

    Принцип защиты законных интересов личности. Важнейшей составляющей указанного принципа является презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

    Согласно ст. 10 УПК РФ никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных законом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

    Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.

    Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

    Ст. 11 УПК РФ гласит: «Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав».

    Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленным законом.

    Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения (ст. 12 УПК РФ).

    Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Обыск, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения (ст. 13 УПК РФ).

    Согласно ст. 16 УПК РФ подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. В отдельных случаях, указанных УПК РФ, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно.

    Принцип состязательности и равноправия сторон в суде провозглашен Конституцией РФ (ст. 123). Согласно ст. 15 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

    Идея состязательности присуща также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК) и арбитражному процессу (ст. 6 ФКЗ «Об арбитражных судах РФ»).

    Принцип национального (родного) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке.

    Правовой статус судьи

    Понятие правового статуса судьи

    В соответствии с Конституцией РФ судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа: присяжных и арбитражных заседателей. Судьи являются единственными носителями судебной власти в Российской Федерации.

    ФКЗ «О судебной системе РФ» установлено, что все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

    Требования к кандидатам на должность судьи:

    1. Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Лица без российского гражданства или имеющие двойное гражданство судьями быть не могут.

    2. Кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, полученное в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.

    3. Судьей может быть только лицо, достигшее возраста 25 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин не моложе 30 лет.

    4. Кандидат на должность судьи должен иметь определенный законом стаж работы по юридической специальности. По общему правилу лицо, претендующее на должность судьи, обязано проработать по юридической профессии не менее пяти лет. Гражданин, утверждаемый на должность судьи Конституционного Суда РФ, должен иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ должны иметь стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет; судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа – не менее семи лет.

    Вопросы, касающиеся порядка определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, регулируются соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами.

    5. Для подтверждения отсутствия у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

    6. Кандидат на должность судьи должен обладать высокими моральными и деловыми качествами, не иметь судимостей. Кандидат на должность судьи Конституционного Суда РФ, кроме того, должен обладать признанным авторитетом в области права, т. е. иметь ученое звание, степень, научные труды и т. д.

    Порядок наделения судей полномочиями
    Порядок отбора кандидатов на должность судьи

    Отбор осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через десять дней после открытия вакансии. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через десять дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

    Любой гражданин, достигший установленного законом «О статусе судей в РФ» возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

    Экзаменационные комиссии образуются и действуют в соответствии с ФЗ «О статусе судей в РФ» и «Об органах судейского сообщества в РФ», а также Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15.05.2002, и Положением об экзаменационных комиссиях по приему экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 31.05.1999 г. № 54.

    Экзаменационные комиссии состоят при соответствующих квалификационных коллегиях судей и образуются из числа наиболее опытных судей.

    После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

    Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности поданных претендентом документов и сведений. Коллегия вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

    По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, предоставленных претендентами, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке.

    Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения. Если при этом коллегия двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.



     

    Возможно, будет полезно почитать: