Верховный суд рф

Качественный пример поможет в устранении задач при изготовлении официального документа. Это даст путь сэкономить на оплате адвоката. Перед тем как перепечатывать шаблон, обязательно нужно хорошо проверить напечатенные в нем нормы закона. За истечением времени они вполне могли потерять актуальность. Сохраненные деньги для всех полезны.

Деятельность

Состав

В штат высшего органа судебной власти входят судьи и присяжные. Руководит органом – Председатель, избранный СФ по предложению Президента страны, к которому прилагается позитивное заключение квалификационной комиссии судей данного Суда.

Кандидатуры на должности заместителей и иных судей Президенту подает Председатель, затем они утверждаются СФ. Указанных судей может лишить должности лишь квалификационная коллегия.

Пленум и Президиум

Организация работы Верховного Суда РФ.

Читайте также:

В качестве суда второй (кассационной) инстанции Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу. Поводом для рассмотрения дел в кассационном порядке являются кассационная жалоба либо кассационное представление прокурора.

В качестве суда надзорной инстанции Военная коллегия Верховного Суда РФ по гражданским и административным делам при наличии надзорной жалобы или надзорного представления прокурора рассматривает:

Определения президиумов окружных (флотских) военных судов;

Вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, при условии, что указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

Кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, принятые ими по первой инстанции, при условии, что надзорные жалобы и представления прокурора на указанные решения и определения были оставлены без удовлетворения президиумами окружных (флотских) военных судов.

Организацию работы Верховного Суда РФ осуществляет аппарат Верховного Суда РФ. Так аппарат Верховного Суда РФ обеспечивает работу суда с целью осуществления правосудия Верховным Судом, а также обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, систематизирует законодательство и выполняет других функций Верховного Суда РФ. Аппарат Верховного Суда РФ подчиняется Председателю Верховного Суда РФ. Работники аппарата Верховного Суда РФ являются государственными гражданскими служащими, а так же прикомандированными к Верховному Суду РФ, военнослужащими. Структурно аппарат Верховного Суда РФ состоит из:

Секретариата Председателя Верховного Суда РФ;

Отдела обобщения судебной практики Верховного Суда РФ;

Отдела работы с законодательством Верховного Суда РФ;

Отдела приёма граждан Верховного Суда РФ;

Отдела правовой информатизации Верховного Суда РФ;

Отдела кадров Верховного Суда РФ;

Международно-правовой отдел Верховного Суда РФ;

Управление делами;

Планово-финансовое управление;

Хозяйственное управление;

Аппарата Военной коллегии.

Секретариат Председателя Верховного Суда РФ является структурным подразделением аппарата Верховного Суда. Главной задачей Секретариата – всестороннее обеспечение работы Председателя Верховного Суда РФ. Секретариат Председателя Верховного Суда РФ укомплектован следующими должностями: Руководитель Секретариата Председателя Верховного Суда РФ; заместитель руководителя Секретариата Председателя Верховного Суда РФ; главный консультант Секретариата Председателя Верховного Суда РФ; помощник Председателя Верховного Суда РФ; консультант Приёмной Председателя Верховного Суда РФ.

Отдел обобщения судебной практики Верховного Суда РФ осуществляет сбор необходимых материалов, анализ судебной практики и судебной статистики для выявления тенденции, проблем, связанных с правоприменительной деятельностью судов, и, на этой основе подготовке материалов для вынесения их на обсуждения Пленума Верховного Суда РФ.

Основным направлением деятельности отдела работы с законодательством Верховного Суда РФ является систематизированный учёт законов, иных нормативных правовых актов и необходимого для работы Верховного Суда РФ законодательства субъектов РФ и поддержание их контрольного состояния, а также формирования фонда юридической литературы для нужд Верховного Суда РФ. Кроме этого отдел учитывает и анализирует судебную практику по уголовным и гражданским делам, а также формирует банк данных судебной практики.

Отдел приёма граждан Верховного Суда РФ организует приём граждан Председателем Верховного Суда РФ, заместителями Председателя Верховного Суда РФ и судьями Верховного Суда РФ.

Деятельность отдела правовой информатизации Верховного Суда РФ сводиться к обеспечению набора текстов на компьютере, организации доступа всех сотрудников Верховного Суда до банков данных по законодательству, а также доступа к информации о судебных решениях, вынесенных Верховным Судом РФ, судебной практики и к другому справочному материалу.

Основными задачами отдела кадров Верховного Суда РФ являются:

Осуществление кадровой политики в судебном сообществе и аппаратах федеральных судов общей юрисдикции;

Участие в работе по отбору кандидатов на должность судей общей юрисдикции и комплектование аппарата Верховного Суда РФ;

Внедрение эффективных форм и методов воспитания, повышения квалификации кадров, подготовки резервов на выдвижение;

И другие задачи.

Свою деятельность отдел кадров строит по предметно- зональному принципу в соответствии с распределением обязанностей между работниками отдела.

В связи с расширением международных связей Верховного Суда РФ был создан Международно-правовой отдел Верховного Суда РФ. Основными задачами данного отдела является поддержание и укрепление партнерских отношений с высшими судами иностранных государств, международными организациями и учреждениями, работающими в сфере правосудия.

Сведения о судебной системе

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ

судебной системе Российской Федерации"

(извлечение)

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

(в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 3-ФКЗ, от 06.12.2011 N 4-ФКЗ)

Дисциплинарное судебное присутствие.

(абзац введен Федеральным конституционным законом от 09.11.2009 N 5-ФКЗ)

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

О Верховном Суде Российской Федерации

Деятельность Верховного Суда РФ

Данный орган осуществляет надзор за соблюдением законодательства в ходе гражданского, уголовного и админпроцесса. Он состоит из: Пленума, Президиума, Судебных коллегий по уголовным, гражданским, админделам, Апелляционной коллегии, Военной коллегии.

Деятельность

Помимо надзора Верховный Суд осуществляет анализ судебной практики, обобщает ее и разрабатывает единый подход в применении законодательных норм всеми судами страны, оказывает методологическую помощь нижестоящим судам. Детальную информацию можно получить на официальном сайте Верховного Суда РФ.

Полученные Судом материалы подлежат рассмотрению в тaком порядке:

  • как первая инстанция: уголовные – судья и присяжные либо коллегия (три судьи); гражданские дела – один судья, коллегия (три судьи); админдела – один судья;
  • рассмотрение кассаций на процессуальные документы, не вступившие в силу – коллегия (три судьи);
  • рассмотрение надзорных жалоб нa решения, вступившие в силу – коллегия (три судьи из Президиума).
  • Анализ судебной практики и принятые постановления Пленум публикует на своем сайте и в официальном печатном издании.

    Поскольку именно судебная практика позволяет на деле изобличить правовые коллизии и пробелы, Верховный Суд РФ наделен правом зaконодательной инициативы. Такие полномочия позволяют оперативно ликвидировать выявленные недостатки федерального законодательства.

    Состав

    В штат высшего органа судебной власти входят судьи и присяжные. Руководит органом – Председатель, избранный СФ по предложению Президента страны, к которому прилагается позитивное заключение квалификационной комиссии судей данного Суда. Кандидатуры на должности заместителей и иных судей Президенту подает Председатель, затем они утверждаются СФ. Указанных судей может лишить должности лишь квалификационная коллегия.

    Избираются судьями высшего органа судебной власти граждане Федерации, достигшие 30-летнего возраста, имеющие необходимую профессиональную подготовку, опыт работы и высокую нравственность.

    Пленум и Президиум

    Пленум правомочен, если на заседании собрались 2/3 состава, в который входят Председатель Суда, его замы, судьи. Пленум созывается минимум раз в квартал, при этом участвуют Генпрокурор и глава Минюста. В ходе работы заслушиваются отчеты председателей Судовых коллегий, рассматриваются проблемные вопросы применения нормативных актов, разрабатываются проекты законов.

    Места в Президиуме распределяются на «должностные» и «назначенные». По должности в работе участвуют Председатель и его замы, иные судьи назначаются. Заседания проводятся ежемесячно. Президиум осуществляет надзор за принятыми судебными решениями, анализирует судебную практику и решает организационные вопросы по функционированию высшего органа судебной власти.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    "Российский государственный профессионально-педагогический университет"

    в г. Кемерово


    Контрольная работа

    по дисциплине: Правоохранительные органы

    тема: Верховный суд Российской Федерации


    Выполнила: студентка группы Кр-116 СПВД

    Корниленко Ольга Александровна


    Кемерово 2014


    Введение

    Заключение

    Список литературы

    Введение


    Данная курсовая работа в области правоохранительных органов Российской Федерации посвящена вопросам, характеризующим Верховный Суд Российской Федерации после принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".

    Выбранная тема актуальна, так как осуществляется глобальная судебная реформа - объединение Высшего Арбитражного суда и Верховного суда Российской Федерации. Для реализации этой реформы требуется внесение изменений в Конституцию РФ, Федеральные конституционные законы, строительство нового здания Суда, переезд судей в город Санкт - Петербург, назначение новых судей на должность. Как положительные, так и отрицательные отзывы о реформе уже высказали заслуженные деятели в области юриспруденции.

    22 ноября 2013 г. Государственной Думой РФ был одобрен Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", который вступил в силу 06.02.14 г.

    Со дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

    Целью настоящей работы является исследование Верховного Суда Российской Федерации.

    Указанная цель обусловила следующие задачи работы:

    верховный суд полномочие российский

    отразить место Верховного Суда РФ в современной российской судебной системе;

    раскрыть полномочия Верховного Суда РФ;

    охарактеризовать состав и структуру Верховного Суда РФ.

    Объектом настоящего исследования являются общественно-правовые отношения, связанные с реализацией компетенции Верховного Суда РФ, а также складывающиеся в процессе формирования Верховного Суда РФ и его внутреннего устройства.

    Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие компетенцию, порядок формирования и структуру Верховного Суда РФ.

    Структурно работа состоит из введения; пяти глав основной части, разбитых на параграфы, в которых последовательно решаются задачи работы; заключения. Оканчивается работа списком использованной литературы.

    1. Место верховного суда российской федерации в системе органов судебной власти и его функции


    "Верховный Суд Российской Федерации, - говорится в ст.126 Конституции РФ, - является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом <#"justify">В соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации:

    является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

    осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

    рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

    Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

    Конституция Российской Федерации позволяет сделать ряд важных выводов относительно общей характеристики роли Верховного Суда РФ как высшей судебной инстанции в системе общих судов, в частности, о том, что: а) Верховный Суд обладает юрисдикцией на всей территории России; б) решения, приговоры, определения и постановления о назначении судебного заседания, вынесенные Верховным Судом, в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежат; в) Верховный Суд вправе пересмотреть в установленном порядке решение, приговор, определение и постановление любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу; г) Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики; д) Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы.

    2. Основные этапы истории верховного суда российской федерации


    В феврале 2013 г. отмечалась торжественная дата - 90 лет со дня образования Верховного Суда РФ. Необходимо отметить, что это - дата фактического образования. Юридическое же решение о том, что в Российской Федерации должен быть свой Верховный Суд, состоялось несколько раньше - в ноябре 1922 г. До этого в России не было органа, именовавшегося Верховным Судом. До октября 1917 г. функции высшего судебного органа выполнялись учреждением, называвшимся Правительствующим сенатом.

    В ноябре 1917 г. Декретом о суде № 1 этот орган был упразднен без создания какого-либо аналогичного учреждения. Судоустройственные акты первых лет советской власти основное внимание уделяли организации и деятельности местных судов и судов чрезвычайных (революционных и военно-революционных трибуналов). Изложенный в Декрете о суде № 3 (июль 1918 г.) замысел о создании единого для всей республики Кассационного суда в Москве в то время практически реализован не был.

    Отсутствие высшего судебного органа приводило к разобщенности в деятельности всех судов, не позволяло складываться единой судебной практике. Обеспечению этого единства в некоторой степени послужило создание после слияния Верховного трибунала с Кассационным трибуналом Отдела высшего судебного контроля в составе Народного комиссариата юстиции РСФСР, который получил право пересмотра дел в порядке надзора в отношении народных судов, советов народных судей и революционных трибуналов.

    Лишь по Положению о судоустройстве РСФСР 1922 г. вместо Верховного трибунала при ВЦИК и Высшего судебного контроля при НКЮ РСФСР был организован Верховный Суд РСФСР. В его компетенцию входило осуществление надзора за судебной деятельностью всех судов республики. Он рассматривал дела по кассационным жалобам и протестам на решения губернских судов и был судом первой инстанции по важнейшим гражданским и уголовным делам. Судьи Верховного Суда РСФСР утверждались Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

    К 1924 г. Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

    ) Президиума;

    ) Пленарного заседания;

    ) Кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

    ) Судебной коллегии;

    ) Военной и Военно-транспортной коллегии;

    ) Дисциплинарной коллегии. Отделения Верховного Суда были образованы в автономных республиках и областях РСФСР.

    После создания в 1924 г. Верховного Суда СССР структура Верховного Суда РСФСР изменилась, поскольку из него в состав союзного суда были переданы Военная и Военно-транспортная коллегии.

    Существенное влияние на организацию и деятельность Верховного Суда РСФСР оказал Закон о судоустройстве СССР 1938 г. В нем было указано, что Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом республики. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судов Российской Федерации. Изменился порядок выборов судей и народных заседателей Верховного Суда РСФСР. Он стал таким, каким мы имели его до недавнего времени. Изменилась и структура Суда: из его состава были исключены специальные коллегии, Президиум и Пленум. Верховный Суд стал действовать только в составе Коллегии по уголовным делам и Коллегии по гражданским делам, что, безусловно, снижало его значение.

    Президиум Верховного Суда РСФСР восстановлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. На него было возложено рассмотрение дел в порядке надзора.

    Распад Союза ССР в декабре 1991г., а вместе с ним и существовавшей до этого судебной системы не мог не отразиться на организации и полномочиях Верховного Суда РФ. Это проявилось, в частности, в том, что уже 28 декабря того же года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР", которым в составе данного Суда образована Военная коллегия, осуществляющая непосредственно надзор за судебной деятельностью всех военных судов, действующих в составе Вооруженных Сил РФ.

    Принятие Конституции РФ 1993 г. тоже отразилось на Верховном Суде РФ. Были несколько уточнены его основные функции ст.126 Конституции РФ и изменен порядок формирования. Судей этого суда теперь назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ.

    До 2013 г. Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г. было предусмотрено, что Высшими судебными органами являлись Верховный суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный суд являлся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Высший Арбитражный Суд РФ являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров.

    июня 2013 года Президент Российской Федерации В.В. Путин на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге предложил объединить Верховный суд и Высший арбитражный суд Российской Федерации. По словам Президента, объединение судов позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием, как граждан, так и организаций, а также с органами государственной власти и местного самоуправления.


    3. Полномочия верховного суда Российской Федерации


    Полномочия Верховного суда Российской Федерации определяются ст.2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 21.07.2014)"О Верховном Суде Российской Федерации":

    1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом <#"center">4. Порядок формирования верховного суда российской федерации, его состав и структура


    В соответствии с ч.1 ст.128 Конституции РФ судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального собрания по представлению Президента РФ.

    Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.

    В состав Верховного Суда Российской Федерации входят:

    ) Председатель Верховного Суда Российской Федерации;

    ) первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ;

    ) заместитель Председателя Верховного Суда РФ - председатель Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ;

    ) заместитель Председателя Верховного Суда РФ - председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ;

    ) заместитель Председателя Верховного Суда РФ - председатель Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ;

    ) заместитель Председателя Верховного Суда РФ - председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ;

    ) заместитель Председателя Верховного Суда РФ - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ;

    ) заместитель Председателя Верховного Суда РФ - председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ;

    ) председатель Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ и заместитель председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;

    ) судьи Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ (33 судьи);

    ) судьи Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ (32 судьи);

    ) судьи Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ (60 судей);

    ) судьи Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ (30 судей);

    ) судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (5 судей).

    По Закону о статусе судей срок полномочий Председателя Верховного Суда РФ, Первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ, заместителя Председателя Верховного Суда РФ - председателя Судебной коллегии Верховного Суда РФ составляет шесть лет, назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

    Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Верховного Суда РФ и заместителя Председателя Верховного Суда РФ неоднократно. На Председателя Верховного Суда РФ не распространяется установленный федеральными конституционными законами <#"center">4.1 Основные подразделения верховного суда РФ


    Верховный Суд РФ действует в следующем составе:

    ) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

    ) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

    ) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

    ) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

    ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

    ) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

    ) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

    ) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

    ) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации

    В состав Пленума Верховного Суда Российской Федерации входят:

    Председатель Верховного Суда Российской Федерации;

    Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

    заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации,

    судьи Верховного Суда Российской Федерации.

    В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации, их заместители, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи иных судов и другие лица.

    Пленум Верховного Суда РФ имеет следующие полномочия:

    ) рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации;

    2) решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со ст.104 <#"center">5. Организация и обеспечение деятельности верховного суда Российской Федерации


    5.1 организация деятельности верховного суда РФ


    Руководство всей работой в Верховном Суде РФ возлагается, прежде всего, на Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Его многочисленные и многообразные полномочия, охватывают, с одной стороны, полномочия судебные, а с другой - организационные.

    Председатель Верховного Суда РФ наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда РФ и процессуальных полномочий, установленных для Председателя Верховного Суда РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

    ) обеспечивает решение относящихся к его компетенции вопросов организации деятельности Верховного Суда РФ, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов;

    ) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

    ) созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует в его заседаниях;

    ) представляет на утверждение Пленума Верховного Суда РФ кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда РФ и состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ;

    ) осуществляет планирование работы Пленума Верховного Суда РФ, формирует повестку дня заседания Пленума Верховного Суда РФ;

    ) созывает Президиум Верховного Суда РФ и председательствует в его заседаниях;

    ) распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ и судьями Верховного Суда РФ;

    ) представляет Президенту РФ кандидатов для представления в Совет Федерации Федерального Собрания РФ для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда РФ, в том числе первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ - председателей судебных коллегий Верховного Суда РФ, председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ;

    ) представляет Президенту РФ кандидатуры судей Верховного Суда РФ для назначения в установленном порядке на должность члена Президиума Верховного Суда РФ;

    ) формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ и назначает их председателей;

    ) представляет Президенту РФ кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей федеральных судов, в том числе на должности председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов, председателей и заместителей председателей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ Суда по интеллектуальным правам;

    ) представляет на утверждение Президента РФ предложения о численности президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, президиумов военных судов, президиумов арбитражных судов округов, президиумов арбитражных апелляционных судов, президиумов арбитражных судов субъектов РФ, Суда по интеллектуальным правам;

    ) представляет кандидатуры из числа судей судебных коллегий Верховного Суда РФ для избрания Пленумом Верховного Суда РФ судьями Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ;

    ) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда РФ, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

    ) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, судей военных судов, председателей и заместителей председателей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, председателей и заместителей председателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

    ) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о награждении государственными наградами РФ судей Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

    ) вносит Президенту РФ представления о награждении государственными наградами РФ судей Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов на основании решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

    ) направляет в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ обращения о досрочном прекращении полномочий судей Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков;

    19) организует проверку сведений о поведении судей Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, не соответствующем предъявляемым к ним Законом <#"center">5.2 Обеспечение деятельности верховного суда РФ


    5.2.1 Аппарат Верховного Суда Российской Федерации

    В целях организационного, информационного, документационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации формируется аппарат Верховного Суда Российской Федерации.

    Численность работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Штатное расписание аппарата Верховного Суда Российской Федерации утверждается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

    Общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда Российской Федерации осуществляет Председатель Верховного Суда Российской Федерации.

    Структура аппарата Верховного Суда Российской Федерации, задачи, функции и порядок деятельности его структурных подразделений определяются положением <#"center">5.2.2 Органы судейского сообщества Верховного Суда РФ

    В Верховном Суде Российской Федерации действуют общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.

    Органам судейского сообщества принадлежит особая роль в деятельности Верховного Суда РФ, действуют для выражения интересов судей Верховного Суда как носителей судебной власти. Собрание судей Верховного Суда РФ, избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда РФ. Такое собрание, кроме того, обсуждает вопросы судебной практики и совершенствования законодательства; проводит общественную экспертизу законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей; рассматривает актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей; представляет интересы судей в государственных органах и общественных объединениях.

    Квалификационная коллегия судей Верховного Суда РФ создается для рассмотрения вопросов отбора кандидатов на должности членов Верховного Суда РФ, приостановления или прекращения их полномочий, прекращения отставки судьи - бывшего члена этого Суда, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения его аттестации и присвоения ему квалификационного класса.


    5.2.3 Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ

    В целях повышения качества подготовки вопросов, связанных с обобщением и изучением судебной практики и проектов руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, а также укрепления связи судебных органов с научными юридическими учреждениями образуется Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ.

    Совет утверждается Пленумом по представлению Председателя и действует в составе председателя Научно-консультативного совета, его членов и секретаря. В совет входят члены Верховного Суда РФ, другие практические работники правоохранительных органов, научные работники.

    Основываясь на изучении и обобщении судебной практики, члены Научно-консультативного совета способствуют разрешению спорных вопросов, возникающих в судах, дают мотивированные рекомендации по проектам разъяснений Пленума и других документов, разрабатываемых в Верховном Суде, что способствует их точности, конкретности, строгому соответствию закону.

    Печатным органом Верховного Суда РФ является "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации".

    Местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург.

    Заключение


    Верховный Суд РФ, согласно Конституции РФ, является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом <#"center">Список литературы


    Нормативные акты

    1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008г. №7 - // Собрание законодательства РФ.26.01.2009. № 4. Ст.445; Российская газета. 2009. № 7.21 января; от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 февраля 2014 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 6 ст.548, Российская газета 2014 г. N 27 от 7 февраля; от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ от 28.07.2014 № 30 Ст.4202, Российская газета 2014 г. N 6435 от 23 июля.

    Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 04.06.2014)"О статусе судей в Российской Федерации" // Российская газета от 29 июля 1992 г., Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст.1792, // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 июня 2014 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 9 июня 2014 г. N 23 ст.2928, Российская газета 2014 № 127 от 6 июня 2014 г.

    3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Российская газета 1997 № 3 от 6 января, Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст.1 // Официальный интернет-портал правовой информации <#"justify">Основная литература

    1. К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев, Правоохранительные органы: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов.М., Зерцало. 2007.

    Н.А. Петухов, Г.И. Загорский. Правоохранительные органы. Учебник.М., Юрист. 2005.

    Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

    ВВЕДЕНИЕ

    1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1.1 Верховный суд Российской Федерации: правовое регулирование деятельности, состав

    1.2 Полномочия Верховного Суда РФ

    2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ

    2.1 Правовое положение судей Верховного Суда РФ

    2.2 Подведомственность Верховного Суда РФ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции). Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации.

    Таким образом, Конституцией определено, что судебная власть- один из видов государственной власти.

    Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации «обратиться к судебной власти» для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящая название «Судебная власть», содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

    Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть- это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».


    Рассмотрим особенности правовой регламентации деятельности Верховного суда РФ .

    Место судебной власти и, в частности, Верховного суда РФ в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

    В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

    В декабре 1996 г. был принят Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", в 1997 - Федеральные законы об исполнительном производстве, о судебных приставах, о Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, также Уголовно-процессуальный, Уголовный и Гражданского процессуального кодексов.

    Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закрепленных в кодексах и законах (Уголовно-процессуальный кодекс. Гражданский процессуальный кодекс. Арбитражный процессуальный кодекс и др.).

    Кроме Конституции, важным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность Верховного суда РФ является Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005).

    Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем:

    Установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;

    Соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

    Применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

    Признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

    Законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

    Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

    Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий и аппарата. При нем функционируют Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

    В составе Верховного Суда РФ действуют:

    Судебная коллегия по уголовным делам;

    Судебная коллегия по гражданским делам;

    Военная коллегия;

    Кассационная коллегия.

    Верховный Суд РФ формируется в составе Председателя, заместителей Председателя, членов и народных заседателей. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется представление Председателя Верховного Суда РФ.

    Число народных заседателей определяется самим Верховным Судом РФ. Сначала формируются общие списки, из которых народных заседателей отбирает председатель Судебной коллегии Верховного Суда РФ. Затем отбор для исполнения обязанностей судей по конкретному делу осуществляет председательствующий в судебном заседании судья Верховного Суда РФ.

    Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в конституцию РФ .

    Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

    1) рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    2) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации, возникающим при рассмотрении судебных дел;

    3) осуществляет контроль за выполнением судами общей юрисдикции Российской Федерации руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

    4) разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

    5) реализует право законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ;

    6) устанавливает количество военных судов и численность судей военных судов;

    7) изменяет территориальную подсудность уголовных и гражданских дел на территории, где введено чрезвычайное положение;

    8) представляет на рассмотрение Президента РФ или Правительства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ;

    9) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними;

    10) готовит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления.

    Кроме того, Верховный Суд РФ должен получать:

    Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за год;

    Постановления и заключения Конституционного Суда РФ.

    Помимо прав у Верховного Суда РФ есть и обязанности. Как минимум, он обязан:

    а) не позднее чем в 3-дневный срок рассмотреть жалобу избирательного объединения, избирательного блока об отказе Центральной избирательной комиссии РФ в приеме документов и выдаче копий списков кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам;

    б) принимать участие в согласовании с каждым субъектом Российской Федерации общего числа мировых судей и количества судебных участков в этом субъекте;

    в) установить порядок определения стажа работы судьи для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

    Пленум Верховного Суда РФ - это общее собрание всех судей Верховного Суда РФ. Он формируется вместе с образованием самого Верховного Суда РФ. Заседания Пленума Верховного Суда РФ правомочны при наличии не менее двух третей его состава.

    В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ обязательно участие Генерального прокурора РФ. По собственной инициативе в нем может принять участие Министр юстиции РФ, а по приглашению Председателя Верховного Суда РФ - судьи других судов, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

    Пленум Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

    1) рассматривать материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и давать руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации; при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивать сообщения председателей судов второго звена и военных судов о судебной практике по применению законодательства;

    2) утверждать по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий, секретаря Пленума и Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

    3) рассматривать и решать вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы и о толковании законов Российской Федерации;

    4) заслушивать сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

    5) рассматривать представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству Российской Федерации;

    6) осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Все правоохранительные органы должны соблюдать требования, изложенные в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

    Президиум Верховного Суда РФ - это специально создаваемый орган. Он состоит из 13 судей и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители по должности и утвержденные судьи Верховного Суда РФ.

    Президиум принимает постановления большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

    Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими полномочиями:

    1) в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

    Президиум Верховного Суда РФ:

    В надзорном порядке рассматривает дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и вступившие в законную силу приговоры, решения и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 321 ГПК), а по уголовным делам - также на постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания (ч. 3 ст. 374 УПК);

    Рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу (ч. 1 ст. 9 Закона о военных судах);

    Возобновляет уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении определений Кассационной коллегии Верховного Суда РФ (п. 4 ч. 1 ст. 388 УПК);

    Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои постановления, вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст.333 ГПК).

    Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия рассматривают дела, подсудные Верховному Суду РФ, в следующих составах:

    1) в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела - коллегия, состоящая из трех судей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;

    2) дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления непосредственно нижестоящих судов (судов республик, краевых, областных судов, окружных военных судов и т.п.), принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

    3) дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

    4) гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.

    Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ.

    Аппарат Верховного Суда РФ обеспечивает работу судов по осуществлению правосудия, изучению, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации и пропаганде законодательства и др. Подчиняется он Председателю Верховного Суда РФ.

    В составе аппарата Верховного Суда РФ образуются отделы и другие структурные подразделения. Начальники этих подразделений и их заместители являются старшими помощниками или помощниками Председателя Верховного Суда РФ. В Кассационной коллегии, судебных коллегиях и отделах Верховного Суда РФ состоят главные и старшие консультанты, консультанты, инспекторы, другие служащие. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и специальные звания .

    Штатное расписание Верховного Суда РФ, положения об отделах и других структурных подразделениях утверждаются его Председателем.

    Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ является совещательным органом, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики, в том числе по проектам:

    а) разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по применению законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики;

    б) представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или в порядке толкования законов;

    в) инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ.

    Перед Советом стоит также задача оказания методической помощи в организации работы научно-консультативных советов при верховных судах республик, краевых и областных судах.

    Состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ утверждается Пленумом Верховного Суда РФ и действует в течение пяти лет. В него входят: председатель и сопредседатели Совета - руководители секций Совета, ученый секретарь, члены Совета из числа ученых, судей, работников правоохранительных органов, адвокатов. Членами Научно-консультативного совета, кроме того, являются заместители Председателя Верховного Суда РФ и председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ по должности.

    Возглавляет работу Совета его председатель. Сопредседателями Совета являются председатели секций. Председатели и заместители председателей секций утверждаются Научно-консультативным советом.

    Ученый секретарь обеспечивает деятельность Совета и его секций, составляет планы работы, контролирует их выполнение и реализацию решений, принятых Советом и его секциями, организует их заседания, обеспечивает членов Совета необходимой документацией и научно-справочными материалами.

    Все остальные члены Научно-консультативного совета участвуют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повышению квалификации судебных работников, выполняют поручения по разработке проектов научно обоснованных рекомендаций и заключений, выполняют некоторые другие поручения .


    Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ "О статусе судей" от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями). Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и (физических лиц. Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

    Все судьи обладают единым статусом. Определенными особенностями отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

    В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования. Самые общие из них сформулированы в ст. 119 Конституции РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом под "юридической профессией" понимается работа в судебных "органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.

    Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

    Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.

    Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества. К их числу относятся: а) Всероссийский съезд судей, который на период между съездами избирает совет судей Российской Федерации, б) Собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, в) съезды (конференции) судей субъектов РФ, военных округов, групп войск и флота, которые на период между съездами избирают советы судей. Органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, рассматривают актуальные проблемы работы судов и др. Эти органы никаким образом не вмешиваются в судебную деятельность.

    Порядок назначения судей. Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

    Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо представление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных судов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ. Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы государства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

    Отсюда единые требования для отбора на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена. Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом .

    В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса. В этих целях созданы Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других судов. Положение об организации и деятельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение, утвержденное Верховным Советом РФ от 13 мая 1993 г.).

    Независимость. Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Ст. 120 Конституции РФ гласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей. Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться федеральным законам, что однако не следует понимать как право на игнорирование законов субъектов РФ. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам. Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нужна как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию конституционных и законодательных норм.

    Пониманию того, в каких случаях суду надлежит непосредственно применять Конституцию РФ, помогают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении от 31 октября 1995 г. В этом Постановлении указывается, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

    Закон закрепляет систему гарантий независимости судьи. Эта независимость обеспечивается:

    предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия: запретом под угрозой ответственности чьего бы - то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

    Несменяемость. Статья 121 Конституции РФ устанавливает, что судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе в выше- стоящий суд. Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которой судья не дол- жен беспокоиться за свое переизбрание, а следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым.

    Приостановление полномочий судьи не может осуществляться произвольно. Для этого требуется решение квалификационной коллегии судей при наличии одного из указанных в Законе оснований, которые носят характер конкретных фактов и не оставляют места субъективной оценке деятельности судьи. Этими основаниями являются:

    1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

    2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

    3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или субъекта РФ;

    4) избрание судьи в состав одного из вышеупомянутых органов власти.

    Полномочия судьи могут быть возобновлены решением той же квалификационной коллегии судей, которая приостановила его полномочия .

    Прекращение полномочий судьи возможно только на установленных законом основаниях, а именно- письменного заявления об отставке, по состоянию здоровья, в связи с переходом на другую работу, истечения срока полномочий, прекращения гражданства РФ, увольнения судьи военного суда с военной службы. Его полномочия прекращаются также в случаях:

    занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

    вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

    совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

    вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

    отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

    Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей.

    Закон предусматривает также возможность отставки судьи, которая представляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот.

    Неприкосновенность. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122 Конституции РФ). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Нарушение этих прав судьи возможно только в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи.

    Неприкосновенность - существенная гарантия независимости судьи, дающая ему возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на угрозы, шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны преступного мира. Это одновременно и гарантия от бюрократического администрирования со стороны государственных органов, вышестоящих судов. В этих целях запрещено привлекать судей к административной и дисциплинарной ответственности. Его нельзя привлечь к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

    Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в тот или иной государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

    Конституция РФ особо выделяет гарантии неприкосновенности судей от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Привлечь судью к уголовной ответственности можно не иначе как в порядке, определяемом Федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с согласия квалификационной коллегии и с санкции Генерального прокурора РФ либо по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

    Все это вовсе не превращает судей в некую секту "неприкасаемых". Как и другие граждане, они несут уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти требуют повышенных гарантий защиты прав, этой категории государственных служащих.

    Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд РФ является высшим судебным органом, выглядит не очень определенно. Упомянуты общеизвестные категории гражданских, уголовных и административных дел, но не раскрыто содержание "иных дел", что должно быть истолковано как возможность в будущем расширить подсудность судов общей юрисдикции.

    Сомнению часто подвергается право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики, в котором многие также видят опасность для независимости нижестоящих судов. Однако и здесь такая опасность не выглядит основательной. Разъяснения теперь, в отличие от прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной практики по конкретным вопросам, а потому приветствуются самими судами. Нигде в законе такие разъяснения не называются обязательными, но ясно, что они имеют смысл только в том случае, если все суды будут им следовать.

    Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотрено Верховным Судом в первой инстанции; этим Судом рассматриваются жалобы на решения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на ненормативные акты Президента РФ, Федерального собрания. Правительства и др. Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, он наделен полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания) .

    Количественный состав Верховного Суда РФ был установлен Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1992 г. (с поправкой). В штатную численность членов Суда входят 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

    Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции. В 1995 г. ими было рассмотрено более 2,5 млн. гражданских дел, 2 млн. административных дел, осуждено более 1 млн. человек. Особенно быстро растет объем работы судов по гражданским делам. Штат судей судов общей юрисдикции составляет 15 тыс. судей (фактически работает только 13 тысяч). Верховный Суд РФ действует в составе:

    1) Пленума Верховного Суда;

    2) Президиума Верховного Суда;

    3) Судебной коллегии по гражданским делам;

    4) Судебной коллегии по уголовным делам;

    5) Военной коллегии.

    Председатель и заместители Председателя Верховного Суда. Эти должностные лица организуют работу Верховного Суда и обладают самостоятельными процессуальными правами.

    Председатель Верховного Суда приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам, а в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам. Он организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

    Председатель Верховного Суда созывает Пленум и Президиум Верховного Суда и председательствует на их заседаниях, вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела.

    Заместители Председателя Верховного Суда РФ могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда, приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам, а в случае и в порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам. Они осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда.

    Пленум. Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ (в обязательном порядке) и Министр юстиции РФ. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. При обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений Пленум заслушивает сообщения председателей Верховных Судов республик, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной Практике по применению законодательства. На Пленуме утверждаются составы судебных коллегий, заслушиваются сообщение о работе Президиума Верховного Суда и отчеты о деятельности коллегий, вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда, Генеральным прокурором. Министром юстиции или уполномоченными ими Лицами. Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в четыре месяца.

    Президиум. Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Президиум Верховного Суда:

    1) в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

    3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда;

    4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;

    5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    Судебные коллегии. Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

    Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

    Военные суды. Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами и осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба. Они действуют на основе Закона РСФСР о судоустройстве 1981 г., Федерального закона 1994 г. Судьи военных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов .

    В отношении этих судов применяется положение о военных трибуналах (в редакции Закона СССР "О внесении изменений и дополнений в Положение о военных трибуналах" от 25 июня 1980 г.) в части, не противоречащей действующему законодательству.

    Военнослужащие военных судов. Военной коллегии Верховного Суда РФ и Управления военных судов Министерства юстиции РФ проходят военную службу в Вооруженных Силах РФ, входят в их штатную численность, на них распространяются воинские уставы и положения, определяющие порядок прохождения военной службы, с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", другими нормативными актами.

    Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ, выполняя обязанности, присущие председателям других судебных коллегий, вносит в Военную коллегию Верховного Суда протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и постановления судей этих судов, а также вносит в военные суды видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов армий, флотилий, соединений, гарнизонов и постановления судей этих судов. Он вправе истребовать в пределах полномочий Военной коллегии Верховного Суда РФ судебные дела для проверки в порядке надзора, приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного суда, на которые в соответствии с Законом он может принести протест. В случае необходимости Председатель Военной коллегии решает вопрос о передаче дела из военного суда вида Вооруженных Сил, округа, группы войск, флота в военный суд вида Вооруженных Сил, другого округа, группы войск, флота.

    Судебный департамент. Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. при Верховном Суде РФ предусмотрено создание Судебного департамента. Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 8 января 1998 г. Судебный департамент характеризуется как федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов, органов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей. Департамент не вмешивается в осуществление правосудия. Кадровые, финансовые и материально-технические мероприятия, осуществляемые этим органом, направлены на создание условий для обеспечения полного и независимого правосудия. Руководитель департамента назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.


    Конституционный Суд РФ (ст. 126) устанавливает, что Верховный Суд РФ является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Сомнению часто подвергается право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики, в котором многие также видят опасность для независимости нижестоящих судов. Разъяснения теперь, в отличие от прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной практики по конкретным вопросам, а потому приветствуются самими судами.

    В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т.е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды- независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.


    1. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005). - Справочная система Гарант. - ст.19.

    2. Баглай М., Габричидзе Б. Государственное право Российской Федерации. -М., 2006.- 768с.

    3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Издат. Группа ИНФРА-М - НОРМА, 2004. - 741с.

    4. Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 561с.

    5. Комментарий к Конституции РФ./Окуньков Л. - М., 2007.- 675с.

    6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2004.-587с.

    7. Конституционное право. Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2004.- 675с.

    8. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. – М.: Закон и правопорядок, 1997. - 208 с.

    9. Николаев Ф.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2004.- 458с.

    10. Основы конституционного строя России./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.- 435с.


    Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005). - Справочная система Гарант. - ст.19.



     

    Возможно, будет полезно почитать: