Метод который основан на равенстве сторон в экологическом праве. Метод экологического права

Методологический арсенал науки экологического права весьма разнообразен и включает методы различных областей человеческого знания - философский, исторический, прогностический, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретного и другие общие методы.

Принято считать, что из названных методов первостепенное значение имеет исторический метод. Информация об исторических аспектах взаимодействия общества и природы имеет большое значение, ибо весь накопленный цивилизацией опыт необходим не только для анализа и оценки происхождения экологических проблем современного этапа, но и для выработки стратегии по устойчивому, экологически безопасному пути развития общества.

Не менее значимым в области общественных экологических отношений является и прогностический метод, задача которого заключается в предсказании, прогнозировании будущего в технике, науке, в окружающей среде, наконец, в праве на основе научных данных, полученных различными отраслями человеческого знания.

Таким образом, в области науки метод есть путь познания, который исследователь прикладывает к своему предмету. Следовательно, предмет и метод обладают определенным единством. Отрыв друг от друга отрицательно скажется и на эффективности и на самостоятельности отрасли, в частности, экологического права.

Говоря о методах правового регулирования, применяемых в экологическом праве, подчеркнем, что метод это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Другими словами, это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В науке права признается два основных метода правового регулирования: административно- правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный).

Доминирующее положение в экологическом праве занимает административно-правовой метод. Его суть заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства, соответственно стороны находятся в неравном положении: между ними отношения власти и подчинения. В экологическом праве императивный метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др.

Гражданско-правовой (диспозитивный) метод основывается на равенстве сторон правоотношения. Юридически равные субъекты самостоятельно определяют свои права и обязанности, которые должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

В условиях перехода к рынку, а также с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства, гражданско-правовой метод стал применяться более широко. В соответствии с законодательством право пользования природными ресурсами представляется на основе лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора. Несмотря на то, что договор заключается природопользователем с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым.

К одним и тем же отношениям по природопользованию и охране ОС может быть применен, при определенных условиях, и тот и другой методы. Так, заключение договора на природопользование представляет собой результат применения гражданско-правового метода регулирования. Однако если в процессе природопользования нарушаются договорные условия, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования отношений по природопользованию. Следовательно, можно говорить о сочетании указанных методов. Такое сочетание реализуется через установленную законом систему нормативов качества ОС, в которых устанавливаются пределы допустимых воздействий хозяйственной деятельности на природу, превышение которых влечет применение мер ответственности.

Б.В.Ерофеев предлагает универсальный, по его мнению, метод - экологизации, который представляется им как сочетание общеэкологического подхода к общественным экологическим отношениям, с дифференцированным по объектам. Его элементы:

определение и закрепление в законодательстве тех элементов экосистемы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых, либо воздействие на которые, нуждается в правовом регулировании;

закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

закрепление в действующем законодательстве круга экологопользователей (юридических и физических лиц), которые в процессе своей деятельности неизбежно влияют на экосистему страны;

регламентация правил экологопользования, которые, с одной стороны обусловлены спецификой объекта использования, а с другой - правовым статусом экологопользователя;

установление мер юридической ответственности за нарушение правил эколого пользования.

Однако, в философии, как основополагающей науке дающей исследователю возможность проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели, сформировалось прочное убеждение, что универсального метода не существует. Более того, каждая проблема, точнее, предмет, требует собственного метода.

С учетом изложенного, целью правового регулирования экологических отношений следует считать гармонизацию отношений между обществом и природой. Поставленная цель может быть достигнута системой существующих методов правового регулирования - императивного и диспозитивного, и выделение дополнительного (универсального) метода не только не целесообразно, но и научно не обоснованно.

Понятие, предмет, метод, принципы и система

Экологическое право является комплексной и самостоятельной отраслью российского права и состоит из ряда подотраслей: лесное право, горное право, природоохранное право, водное право и некоторые другие природоресурсные отрасли.

В теории права под предметом отрасли понимается определенная область общественных отношений. В научной, учебной литературе, действующем законодательстве в качестве предмета экологического права выделяются две группы общественных отношений:

1) общественные отношения по охране окружающей среды

2) общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов

Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти, местного самоуправления (МСУ), юридических и физических лиц, которая направлена на рациональное использование и воспроизведение природных ресурсов, а также на предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Под рациональным использованием природных ресурсов понимается такая эксплуатация ресурсов, при которой возможно их воспроизводство и не допускаются необратимые последствия для окружающей среды в виде истощения, исчезновения отдельных природных ресурсов.

Необходимо разграничить предмет и объект .

Предмет – это всегда общественные отношения, а объект – это то, в отношении чего собственно и возникают выше названные отношения. Ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечисляет объекты экологического права: земля, недра, водные объекты, леса, животные, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы.

Методы экологического права. В теории права под методом понимается совокупность приемов, способов, средств воздействия на определенную группу общественных отношений. В экологическом праве выделяют два основных правовых метода:

1) императивный

2) диспозитивный

3) некоторые выделяют и третий, довольно спорный метод экологизации

Императивный метод занимается установлением дозволения, запретов, предписаний и обеспечивает государственное принуждение к должному поведению. При реализации данного метода стороны находятся в неравном положении, так как с одной стороны всегда выступает государство, а с другой физическое или юридическое лицо. Императивный метод в экологическом праве проявляется в следующих формах:

Экологическое нормирование

Экологическая экспертиза

Экологическое лицензирование

Экологическая сертификация

Государственный экологический контроль

Меры юридической ответственности

Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, свободе договора и недопустимости произвольного вмешательства кого либо в частные дела. Данный метод проявляется в экологическом праве в двух формах:

1) В виде договоров . Договорная форма в последние годы получает все большее распространение в экологическом праве. Например, принятый недавно лесной кодекс, водный кодекс не предусматривают разрешения или лицензии, а закрепляют только определенные договоры.

2) Возмещение убытков . Применяется вне зависимости от привлечения виновного лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности. ФЗ «Об охране окружающей среды» конкретизирует положения гражданского кодекса и порядке и размерах возмещения вреда, причиненного природным ресурсам.

Метод экологизации заключается в проникновении экологических норм в другие отрасли законодательства. Так, например, согласно ст.209 ГК РФ, собственники свободно владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами, если это не причиняет ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Принципы экологического права. В теории права под принципами понимаются руководящие идеи, основные положения, которые характеризуют сущность отрасли права и ее назначение в обществе. Принципы экологического права сформулированы в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды». всего их насчитывается 23, основные это:

1) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека – является основным принципом экологического права, берет свое начало из Конституции РФ.

2) принцип платности природопользования предусматривает, что любое использование является платным. Формы: налоги (земельный, водный, на добычу ископаемых), арендная плата (за использование земельных участков, леса), плата за негативное воздействие на окружающую среду.

3) принцип ответственности за нарушение экологического законодательства

4) принцип международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Система экологического права.

Под системой экологического права понимается совокупность институтов, которые расположены в определенной последовательности исходя из закономерностей экологического и природоресурсного законодательства.

Изучается в трех аспектах:

Как наука

Как отрасль права

Как учебная дисциплина

Система экологического права как отрасли права – все институты организованы в общую и особенную часть. В общую часть входят институты, которые в своем действии распространяются и на часть особенную. В особенную часть входят институты, имеющие узко целевое назначение (например, правовой режим недр, лесов).

Система экологического права как науки совпадает с отраслью права, но большее внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам, в частности, изучается история становления и развития экологического права, отдельных институтов, исследуются межотраслевые связи экологического права.

Система экологического права как учебной дисциплины совпадает с отраслью права, но большее внимание уделяется методике преподавания, способам уяснения теоретических и практических вопросов, знаниям норм права и практике их применения.

Таким образом, отрасль, наука и учебная дисциплина находятся в постоянной связи.

Источники экологического права

Источники как форма выражения общеобязательных правил поведения в экологическом праве имеют определенную особенность.

Наряду с традиционным деление источников на законы и подзаконные акты, источники подразделяются на общие и специальные, в свою очередь, на: поресурсовые.

Выделяют так же межотраслевые источники, включающие в себя законодательные акты иных отраслей права.

По уровню принимаемых правовых актов особое место занимают указы Президента РФ, которые определяют основные направления экологической политики России.

Среди источников экологического права весьма значителен удельный вес нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Правительства РФ. Ими конкретизируются законы РФ, утверждаются положения о государственных специальных органах управления

В связи с тем, что вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Органами местного самоуправления принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, повышения плодородия земель, озеленения и благоустройства населенных пунктов.

Определенное значение для регулирования экологических отношений имеют ведомственные нормативные акты.

Право собственности на природные ресурсы

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

На ряду с правом частной собственности на земли действующее водное законодательство (ст.40 Водного кодекса РФ) провозглашает, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоёмы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоёмы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водоёмами. Водным кодексом предусмотрено и право муниципальной собственности на водные объекты. Они могут принадлежать на праве собственности городским, сельским населениям и использоваться для муниципальных нужд.

На леса и земли лесного фонда, согласно ст.19 Лесного кодекса РФ, установлена только федеральная государственная собственность. На объекты животного мира и недра установлена федеральная государственная собственность субъектов РФ. В федеральной государственной собственности находятся: земли предназначенные для нужд обороны и безопасности, места расположения полезных ископаемых общефедерального значения, особо охраняемые природные территории (объекты) и другие природные ресурсы.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием

Управление охраной окружающей среды и природопользованием как институт экологического права представляет собой систему правовых норм, регулирующих деятельность всех видов государственных и муниципальных органов, управленческих структур по осуществлению природоохранительных функций, направленную на сохранение, восстановление, оздоровление природной среды и экологической безопасности населения.

В системе управления охраны окружающей среды важное место занимают органы общей компетенции и специальные органы управления.

В соответствии с природоохранительным законодательством и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» на Правительство РФ возлагаются следующие функции в области природоохранительной деятельности:

Реализация государственной политики в области экологии

Координация природоохранительной деятельности министерств, ведомств, учреждений

Принятие решений об организации особо охраняемых территорий

Руководство внешними связями в этой области и др.

Особая роль в управлении природоохранительной деятельности отведена специальным органам управления охраной окружающей среды.

Заглавное положение в системе специальных органов отводится Государственному комитету РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), поскольку на него возложено осуществление координаций деятельности всех специальных органов комитет возглавляет государственную службу экологического мониторинга. Он организует и проводит государственную экспертизу, формирует единую систему особо охраняемых природных территорий, и занимается разработкой единой государственной экологической политики. На комитет возложено ведение Красной книги исчезающих животных и растений.

К специальным органам относится Федеральный центр санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ.

Среди важнейших направлений природоохранительной деятельности особое значение за последние годы приобрела функция организации и проведения экологической экспертизы. В основе проведения экологической экспертизы лежат принципы презумпции потенциальной экологической опасности любой хозяйственной деятельности, обязательности и ее проведения до принятия решения по реализации объекта экологической экспертизы.

Обязательной экологической экспертизе на федеральном уровне подлежат: проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к отрицательным последствиям, проекты нормативно-технических документов, регламентирующих деятельность хозяйственных организации, которые могут оказать воздействие на окружающую среду. К числу обязательных относятся проекты комплексных целевых программ, проекты генеральных планов развития территорий, проекты схем развития отраслей и другие проекты.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения представляет собой самостоятельный и в то же время комплексный институт экологического права, который объединяет в себе нормы гражданского, уголовного, административного и иного законодательства.

Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения.

Это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека

За экологические правонарушения в настоящее время не редко применяются нетрадиционные виды юридической ответственности (лишение права природопользования, приостановление права природопользования, изъятие нерационально использованного земельного участка, ограничение права природопользования, восстановление своими силами и средствами нарушенного природного участка или экологически полезных функции (свойств) природной среды). Поэтому применения данных санкций в особом процессуальном порядке принято называть специальной (или эколого-правовой) ответственностью.

Метод экологизации составляют следующие элементы:

I) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;

4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Также эколого-правовой метод регулирования проявляется и в других отраслях российского права. Это осуществляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.Экологическое право проявляется в следующих формах:

1) правовые доктрины и идеи в экологическом праве, которые составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы;

2) нормы экологического права, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;

3) правоотношения.

Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права. Эти особенности сводятся к тому, что в рамках правового регулирования экологических правоотношений должны учитываться законы природы.Метод экологизации включает следующие элементы:

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экосистемы, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении.

2. Закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологических систем.

3. Закрепление в законодательстве круга природопользователей, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.

4. Четкая регламентация правил природопользования, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой - правовым статусом природопользователя. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом особенностей дикой фауны, а также уставной правоспособностью организации, которой выделены охотничьи угодья.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Перечисленные пять элементов, по мнению Ерофеева, составляют содержание метода экологического права. Однако всякое содержание имеет свои формы проявления.Эколого-правовой метод регулирования проявляется, как и в других отраслях права, через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и правового статуса субъектов правоотношений.Императивный подход в определении правомочий субъектов выражается в установлении обязательных предписаний и запретов.Установление обязательных предписаний составляет значительный удельный вес в экологическом праве, поскольку интересы природопользователей не всегда совпадают с экологическими интересами государства. Поэтому природопользователям устанавливаются точные обязанности по целевому использованию природных объектов.Установление запретов применяется в тех элементах природопользования, где происходит столкновение личных и общественных интересов и без правового вмешательства проблему нельзя решить. Обычно запреты бывают обеспечены к исполнению наличием ответственности за их нарушение.Диспозитивный подход в установлении правомочий субъектов выражается в трех основных формах: рекомендаций, санкционирования принятых природопользователем решений и разрешений.Рекомендации как форма диспозитивного подхода в установлении правомочий субъектов экологических правоотношений выражаются в виде примерных правил, действуют наряду с локальными нормативными актами.Санкционирование как форма диспозитивного подхода выражается в том, что субъект наделяется правом принимать решения по установленному кругу общественных отношений, но при условии, что юридическая сила этих решений появится с момента утверждения их компетентным органом.Разрешение как форма диспозитивного подхода выражается в предоставлении права принимать решения по определенному кругу вопросов.В заключение Ерофеев предлагает использовать следующую схему метода экологического права В действующей системе права используются два основных способа воздействия на поведение граждан – административно-правовой и гражданско-правовой. Их сочетание и взаимодействие в области охраны окружающей среды имеют свои особенности и могут рассматриваться как специфический метод экологического права.Административно-правовой метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права – из отношений власти и подчинения. Более полувека господствовала исключительная государственная (общенародная) собственность на основные природные ресурсы, что естественно обусловливало преимущественно административный способ управления ими. На него работали представления о естественном, "дармовом" происхождении природных благ, об отсутствии, как правило, вклада человеческого труда в их появление и существование.

Понятие "исключительная" означало принадлежность природных ресурсов только государству. Природные ресурсы не могли быть в собственности кого-либо, кроме государства, а могли лишь передаваться им только в пользование, в аренду: распоряжение ими всегда оставалось прерогативой государства. Современникам могут быть видны как положительные, так и отрицательные стороны такого подхода: можно было легче планировать ресурсопотребление, координировать природоохранную деятельность, преодолевать эгоистические, частнособственнические инстинкты природопользователей; однако эти факторы не принесли ожидаемого эффекта, но породили бесхозяйственность, пренебрежение экономической оценкой природных ресурсов, безответственность, разорение.Гражданско-правовой способ регулирования общественных отношений основывается на признании равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В таком контексте гражданское право, направленное на регулирование имущественных отношений, является антиподом противоположной формулы, провозглашенной в начале 20-х гг.: "Ничего частного мы не признаем, ничего частного для нас быть не может – для нас все общественное, публичное".В конце 80-х гг. в нашей стране был провозглашен принцип перехода от преимущественно административных методов регулирования экологических отношений к методам преимущественно экономическим. На этом пути сделано немало: установлена плата за пользование природными ресурсами, за загрязнение природной среды, признаются, защищаются равным образом и гарантируются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, т. е. постепенно складывается экономический механизм охраны окружающей среды, введение материального интереса в ее сбережение.В то же время Российское государство не отказывается от административных средств организации природопользования, а в ряде случаев усиливает их применение в направлении охраны окружающей среды: увеличиваются административные штрафы на загрязнителей (в отличие от предыдущих тридцати лет они стали налагаться не только на граждан, но и на юридических лиц), формируется (со взлетами и падениями) государственная система природоохранных органов, принимаются меры к нормированию качества окружающей среды, ужесточению государственного экологического контроля.Подобное сочетание и взаимодействие административно-правового и гражданско-правового методов – специфическая черта экологического права. Какой из названных методов должен занять преимущественное положение? В области экологии этот вопрос немаловажен.Для охраны окружающей среды принципиальный характер имеет форма собственности на природные ресурсы. Согласно ст. 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. По ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.Законы о земле и других природных ресурсах, как и нормативные акты других отраслей права, содержат большое количество норм административно-правового характера, направленных на охрану окружающей среды. Поскольку ее состояние вызывает все большую озабоченность населения, а предписания по ее охране приобретают все большую социальную значимость, постольку государственно-властный и имущественно правовой методы будут диалектически и причудливо переплетаться, взаимно дополняя друг друга, уступая, друг другу место в зависимости от состояния деградации окружающей среды и формирования гражданского общества, эколого-правового сознания, демократических институтов правового государства.Административные методы охраны окружающей среды не чужды и другим странам, давно идущим по пути рыночных отношений, признания условной незыблемости частной собственности на землю и некоторые другие природные ресурсы: все чаще и настойчивее окружающая среда признается в них общенациональным благом, необходимым для выживания общества; в случаях коллизий между ним и собственником приоритет и предпочтение судами все чаще отдаются первому; участки земли и некоторые другие природные объекты выкупаются государством для общественных нужд и общечеловеческих надобностей; в области экологии авторитет государства и его органов становится незыблемым*.

Проблема метода правового регулирования в экологическом прав продолжает оставаться дискуссионной. В самом общем виде под методом правового регулирования понимается совокупность закрепленных в юридических нормах способов (приемов, средств) воздействия н поведение людей, участвующих в регулируемых правом общественных отношениях.

В настоящий момент в экологи­ческом праве действует два метода правового регулирования - импе­ративный и диспозитивный. Данные методы находятся и динамичном взаимодействии, и, несмотря па определенное доминирование импера­тивного метола, нельзя все же говорить о его однозначном господстве в регулировании экологических отношений. Значение императивного метода оправдано публичным характером экологических отношений, ролью и ответственностью государства за сохранение благоприятных условий жизни для населения.

Императивный метод в экологическом праве означает установление предписаний, дозволений, запретов субъектам экологических правоот­ношений проявляется в возможности применения государственного принуждения к исполнению правовых предписаний юридическими лицами и гражданами, включая иностранных, а также должностными лицами. Особенностью данного метода является обязательное участие в таких правоотношениях государства в лице специально уполномо­ченных органов или органа местного самоуправления. В связи с этим стороны такого правоотношения находятся в неравном положении в отношениях власти и подчинения. Данный метод в экологическом праве проявляется в следующих формах.

Во-первых, в установлении нормативов предельно допустимых концент­рации химических, радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, а также нормативов допустимых физических воздействий. Эти нормативы являются обязательными для соблюдения субъектами экологических правоотношений, которым они адресованы.

Во-вторых, в лимитировании и лицензировании деятельности, связанной с осуществлением выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, а также размещением отходов производства и потребления.

В-третьих , в установлении обязательности проведения государственной экологической экспертизы, без положительного заключения которой не допускается осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

В-четвертых , в проведении государственного экологического контроля за хозяйственной деятельностью природопользователей, обязательностью к исполнению предписаний должностных лиц, его осуществляющих.

В-пятых , в установлении случаев обязательной экологической сертификации для обеспечения экологически безопасной) хозяйственной и иной деятельности на территории России.



В-шестых, установлении оснований и порядка привлечения к юридической ответс­твенности за нарушение экологических норм и правил. Данный перечень не носит исчерпывающего характера.

Диспозитивный метод основывается на равенстве сторон правоотношения и возможности выбора ими самостоятельно той или иной модели поведения. Главной задачей данного метода является стимулирование через материальный интерес правомерного поведения субъектов экологических правоотношений. Свое конкретное содержание он имеет, например, при осуществлении добровольного экологического страхования в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (ст. 18 Закона об охране окружающей среды).

Под системой экологического права понимается научно обоснованная последовательность расположения эколого-правовых институтов норм в зависимости от их значимости, роли и содержания обусловленного характером регулируемых общественных отношений.

Правовой институт - это совокупность норм, призванных регулировать в рамках предмета данной отрасли права определенные, обладающие относительной самостоятельностью общественные отношения, также связанные с ним производные отношения.

Институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых экологических отношений, составляют общую часть экологического права, куда входят следующие основные институты:

1. государственное и муниципальное управление охраной окружаю­щей среды;

2. нормирование качества окружающей среды;

3. экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

4. экологический контроль;

5. ответственность за нарушение экологического законодательства.

Особенная часть экологического права складывается из институтов и норм, определяющих требования к субъектам экологического права в определенных сферах деятельности или на определенных территориях, и включает:

1. экологические требования в процессе осуществления отдельных видов деятельности (сельскохозяйственной деятельности, энергетике, обороны и т.д.);

2. правовая охрана окружающей среды в городских и сельских поселениях;

3. правовое положение особо охраняемых природных территорий;

4. правовое положение зон экологического бедствия;

5. правовая охрана отдельных видов природных объектов.

Методы экологического права.

Метод правового регулирования – это способ воздействия на участников, субъектов общественных отношений.

Метод является юридическим критерием. Он отвечает на вопрос как, каким образом, какими способами происходит правовое регулирование.

Сущность правового регулирования выражается в официальном издании НПА, закрепляющий модели поведения участников общественных отношений.

В теории права выделяют 2 базовых метода ˸

1. Императивный

2. Диспозитивный

В экологическом праве сочетаются оба метода.

Императивный (административно-правовой) метод – это метод запрета или метод предписаний. Проявляется обязанность совершать определенные действия (а если не совершишь – последует наказание) или не совершать ᴇᴦο (запрет).

По сути, лицу предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения. В корне этого метода лежат отношения (в качестве подчинения), то есть одним из участников правоотношения всегда выступает государство.

В экологическом праве императивный метод (административно правовой метод проявляется) при осуществлении экологического контроля, установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, лицензировании.

Диспозитивный метод – это метод дозволения; метод автономии воли у субъектов и их равенства. Нормами устанавливается не запрет или предписание определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего поведения.

В сочетании и взаимодействии административно-правового и гражданско-правового специфическая черта экологического права как комплексной отрасли права.

Некоторые авторы в экологическом праве выделяют так же особый метод – экологизации . Под экологизацией в законодательстве понимается процесс …, регулирующие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду и отдельными видами природных объектов. Например˸ внедрение экологических норм в градостроительный кодекс.

Нормы направленные на охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов содержаться в Уголовном кодексе, КоАП, Налоговом кодексе, а так же различных НПА.

1)Как наука – это система научных знаний о специфических закономерностях правового регулирования, экологических отношений, ᴇᴦο задачах, основных направлениях, содержании и формах, формулирующие эти знания в виде правовых категорий теорий и идей. Предмет науки включается изучение не только основных правовых институтов отрасли экологического права, но также изучение истории экологического права, изучение зарубежного опыта и теории правового регулирования охраны окружающей среды, изучение пробелов и противоречий законодательства, и формулирование различных точек зрения на тот или инои̌ вопрос, а также идей доктрин.

  • - Принципы и методы экологического права

    Согласно Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности, связанной с экологией, государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны... .


  • - Понятие, задачи, система и методы экологического права

    Вопрос № 1 Экологическое право– самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Задачи -Сохранение окр.среды -улучшение ее состояние и качества -восстановление уничтоженных,... .


  • - Методы экологического права

    Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, методы экологического права - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и... .


  • - Предмет, сист принципы и методы экологического права

    Экологическое право - это система правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей природной среды в целях предотвращения и устранения вредных химических, физических и биологических воздействий на нее, а также отношения по поводу обеспечения правового... .




  •  

    Возможно, будет полезно почитать: