Жизнь в режиме онлайн: бумажные БСО отменяются, а как быть.

Акт о списании бланков строгой отчетности - документ, обязательный для использования организациями при осуществлении процедуры уничтожения БСО с прошедшим сроком хранения. Как его правильно составлять, вы узнаете из данной статьи.

Какие правовые акты регулируют процедуру списания бланков строгой отчетности?

Основной источник права, регулирующий процедуру списания БСО, - постановление Правительства от 06.05.2008 № 359. Его юрисдикция распространяется на все российские организации. Работа с БСО в государственных и муниципальных учреждениях должна осуществляться в соответствии с приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Но и для тех и для других организаций предполагается оформление актов о списании бланков строгой отчетности.

Посмотреть, можно ли вам воспользоваться БСО или нужно применять кассовый аппарат, можно в статьях:

Можно отметить, что в постановлении № 359, как и в других источниках права федерального уровня, не содержится положений, регулирующих то, какой должна быть структура соответствующих актов. В свою очередь приказ Минфина № 52н предписывает государственным и муниципальным структурам задействовать акт на списание бланков строгой отчетности конкретной формы, соответствующей номеру 0504816 по ОКУД.

Российские организации, не имеющие отношения к бюджетной системе РФ, при решении задач по списанию бланков БСО предпочитают:

  • формировать акты, о которых идет речь, определяя их структуру самостоятельно (поскольку это не запрещено законодательством);
  • пользоваться формой, которая обязательна для государственных и бюджетных учреждений в силу положений приказа № 52н.

Вне зависимости от методики формирования акта уничтожения БСО организация при проведении соответствующей процедуры должна следовать ряду положений постановления № 359. Рассмотрим их подробнее.

Порядок уничтожения бланков строгой отчетности в соответствии с постановлением № 359

В соответствии с п. 19 постановления № 359 организации обязаны хранить копии БСО или корешки бланков (отрывные части БСО, которые поставщик услуг оставляет у себя) в систематизированном виде в течение 5 лет и более. По прошествии отмеченного срока, а также после истечения месяца с момента проведения последней инвентаризации копии БСО или корешки бланков подлежат уничтожению. Основанием для данной процедуры должен выступать, как мы уже отметили выше, акт, составляемый комиссией, которая формируется руководителем фирмы либо ИП. Аналогичный порядок установлен и для уничтожения некомплектных либо испорченных БСО.

Нужно ли сразу списывать испорченные бланки строгой отчетности?

В соответствии с п. 10 постановления № 359 БСО должны заполняться четко, разборчиво. В бланках не должно быть каких-либо исправлений. В случае если они будут присутствовать в документе либо БСО будет заполнен неправильно, бланк должен быть перечеркнут и изъят из дальнейшего документооборота. Однако уничтожать его нельзя, вопреки распространенной точке зрения.

Испорченный БСО нужно приложить к соответствующей книге учета (которая может составляться по форме, соответствующей номеру 0504045 по ОКУД). По истечении 5 лет хранения испорченные бланки подлежат уничтожению в порядке, предусмотренном постановлением № 359.

Как мы отметили выше, многие российские организации, хотя это и не требуется по закону, предпочитают составлять акты уничтожения БСО на основе формы 0504816 по ОКУД. Скачать для акта на списание бланков строгой отчетности образец можно на нашем сайте.

Алгоритм составления акта списания бланков строгой отчетности по форме 0504816

В правом верхнем углу формы должно присутствовать слово «Утверждаю», строчкой ниже посередине пишем: «Руководитель учреждения», напротив оставляем место для подписи и ее расшифровки.

На следующей строке должна проставляться дата утверждения документа. Эти данные расположены справа.

Строчкой ниже, посередине страницы, должно присутствовать словосочетание «АКТ о списании бланков строгой отчетности», напротив него - место для проставления номера соответствующего документа.

Строчкой ниже, также посередине, следует проставить дату составления акта, ниже вписать слово «Учреждение», справа от него оставить пространство для указания названия организации. Строчкой ниже - вписать словосочетание «Материально-ответственное лицо», справа - место для указания его должности, фамилии и инициалов.

Справа относительно указанных выше двух строк можно вставить табличку из 5 строк. В первой - вписать слово КОДЫ, во второй - указать код формы, используемой в качестве основы, по ОКУД - 0504816. В следующих строчках может быть зафиксирована дата, а также ОКПО организации.

Коды ОКПО часто используются также во многих других отчетных документах, например в форме 2 бухгалтерского баланса, о заполнении которой можно узнать из статьи .

Строчкой ниже нужно вставить 2 табличные ячейки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. В первой будет фиксироваться дебет счета, во второй - кредит (ячейки должны быть подписаны соответствующим образом).

На следующей строчке нужно вписать словосочетание «Комиссия в составе» и справа оставить место для указания должностей, фамилий и инициалов сотрудников организации, входящих в данную комиссию.

Строчкой ниже можно вписать словосочетание «Назначенная приказом от», справа обозначить место для указания даты и номера соответствующего приказа, после этого вписать словосочетание «составил (-а) настоящий акт о том, что за период с», справа - обозначить место для указания начала периода, затем вписать предлог «по» и оставить место для указания окончания периода. Ниже следует вставить словосочетание «подлежат списанию».

Важнейшая часть акта - таблица

На следующей строке нужно расположить таблицу, состоящую из 4 столбцов. Первые 2 строчки в столбцах 3 и 4 следует объединить. Первые 2 столбца на уровне строчки 1 также нужно объединить.

В первые два объединенных столбца, расположенных на уровне строчки 1, следует вписать словосочетание «Бланк строгой отчетности». В столбце 1 на уровне строчки 2 пишем слово «Номер», во 2-м - «Серия». В столбце 3 на уровне объединенных строчек 1 и 2 следует вписать словосочетание «Причина списания». В строчке 1 столбца 4 должно быть словосочетание «Дата уничтожения (сжигания)». Столбцы 1, 2, 3 и 4 на уровне строчки 3 таблицы заполняем цифрами 1, 2, 3 и 4 соответственно.

В таблице нужно создать необходимое количество ячеек, расположенных ниже строчки 3. Во всей таблице текст должен быть ориентирован по центру.

На следующей строчке документа после таблицы следует вписать словосочетание «Председатель комиссии», справа от него зафиксировать место для должности, подписи, а также расшифровки.

Строчкой ниже нужно вписать «Члены комиссии», а справа оставить место для указания должности каждого члена, подписи и ее расшифровки. Необходимо скопировать участок формы, расположенный справа от словосочетания «Члены комиссии», несколько раз на строчках ниже в зависимости от количества членов комиссии.

На самой последней строчке формы следует обозначить место для указания даты составления документа - можно в левой части страницы.

Негосударственные организации, составляющие акты уничтожения бланков строгой отчетности самостоятельно, вправе отклоняться от рассмотренного нами варианта. Однако общий алгоритм составления этого документа должен соответствовать рассмотренному нами образцу.

Итоги

Процедура списания бланков строгой отчетности не представляет сложности, но нужно помнить, что форма акта, на основании которого предполагается списывать БСО, должна быть утверждена в учетной политике организации или ИП. Исключением являются организации государственного сектора. Для них обязательна форма, установленная приказом Минфина России № 52н.

Акт списания бланков строгой отчетности, образец и бланк которого доступны для скачивания чуть ниже, является важным для многих организаций документом. Он подтверждает факт уничтожения БСО.

ФАЙЛЫ

Бланк строгой отчетности – это бумага, которая подтверждает факт получения денежных средств от граждан. Оплата поступает юридическому лицу или ИП за предоставленные услуги. Оформлять операции между юридическими лицами БСО категорически запрещается.

Законодательная база

Списание бланков строгой отчетности в законе регулируется Постановлением Правительства №359 от 6 мая 2008 года. Именно в нем описаны все нюансы процедуры. Также рекомендации по работе с БСО описывается в Приказе Минфина №52Н от 30 марта 2015 года. Это два основных документа, и ими следует руководствоваться при возникновении вопросов по теме.

Правила предписывают хранить акты подобного рода 5 лет (а точнее, их корешки). Даже если при заполнении БСО была допущена ошибка, его нельзя сразу же уничтожать. Как только документ был заполнен, он автоматически должен храниться до момента списания.

Обязательна ли именно такая форма

Муниципальные и государственные учреждения для этих целей с успехом используют форму 0504816 по ОКУД. Для них она утверждена законодательно и зафиксирована в качестве единственно возможной. С коммерческими же организациями процедура может быть мягче. Компания вправе сама разработать и закрепить за собой право использовать тот или иной бланк для заполнения акта списания бланков строгой отчетности. Но для этого нужно вносить его в учетную политику, разрабатывать приказ.

Таким образом, перспективу самостоятельного формирования рассматривают редко. Чаще всего скачивается обычный и принимаемый «на ура» проверяющими органами бланк формы 0504816. Он закрепился в деловых кругах. Кроме того, он удобен и имеет графы для размещения всех необходимых данных.

Важные условия

В приводимой документации помарки и исправления недопустимы.

Еще один значительный нюанс: для заполнения акта нужно отдельным приказом созывать комиссию.

Последняя выбирает из своих членов председателя. Именно эти люди будут нести ответственность в случае, если ситуация с бланками строгой отчетности выйдет из-под контроля. Они расписываются в документе в знак подтверждения факта окончательного списания БСО.

Элементы документа

Акт списания бланков строгой отчетности устроен достаточно просто. В начале его располагается:

  • Ссылка на законодательный акт, который предписывает его использование. Она содержится только в тех формах, которые не формируются организациями самостоятельно. Малейшее расхождение с типовой формой – и организация не имеет права публиковать ссылку на закон правом верхнем углу.
  • Виза руководителя учреждения. Она включает в себя: подпись, расшифровку подписи, должность начальника, печать организации (при наличии таковой).
  • Наименование документа с присвоенным ему номером. Именно этот номер вместе с датой подписания акта являются его опознавательным знаком при занесении в последующие регистрационные документы.
  • Мини-таблица с кодами. Там расположены: код по ОКУД (он уже проставлен в прилагаемом бланке), дата подписания акта, код по ОКПО.
  • Название организации. При необходимости – наименование структурного подразделения. Этот пункт особенно актуален при списании бланков строгой отчетности при проведении инвентаризации в рамках одного их подразделении компании.
  • ФИО материально ответственного лица, его должность.
  • Бухгалтерская информация: кредит и дебет счета, по которому проводится акт. Эта информация заполняется уже после поступления акта списания бланков строгой отчетности в бухгалтерию.
  • Перечисление состава комиссии. Оно включает ФИО председателя (отдельно) и членов комиссии с указанием должностей.

Основная часть акта списания бланков строгой отчетности – это таблица с перечислением пригодных к уничтожению документов. Удобство таблицы в обилии данных, которые в нее могут быть помещены. Хотя приведенная в бланке таблица предполагает указание в каждой из строк:

  • Номера и серии бланка, подлежащего списанию.
  • Причины списания.
  • Даты уничтожения документа.

Продолжительность таблицы определяется только конкретными условиями, в частности, количеством БСО, трудностью принятия решения об их списании и пр.

Заключительная часть документа, которая может располагаться как на той же странице, так и на значительном расстоянии от начала (смотря по объему прикрепляемой таблицы), – это подписи комиссии во главе с председателем. Каждая подпись требует расшифровки. Также здесь указываются должности всех, кто ставит свои «автографы».

При каких условиях БСО подлежат уничтожению

Организация имеет право уничтожить любой из бланков строгой отчетности, только если у него истек пятилетний срок хранения. В дополнение к этому в организации не должна проводиться инвентаризация.

Согласно существующему законодательству, списание бланков строгой отчетности возможно только в случае, если инвентаризация проводилась более месяца назад. Однако именно факт проведения инвентаризации на практике служит отправной точкой для списания корешков бланков строгой отчетности, срок которых вышел.

Если бланк испорчен

Испорченный бланк вопреки распространенному убеждению не подлежит уничтожению сразу же. По закону он хранится так же, как и корешки действующих БСО, 5 лет. Он тоже регистрируется в книгах учета организации. Это нужно для соблюдения хронологического порядка, создания и поддержания системы в документообороте бланков строгой отчетности.

Таким образом, это действие закреплено законодательством не просто так. Любой произвольно взятый бланк строгой отчетности из регистрационных документов не старше 5 лет должен быть доступен для изучения.

За заполнение акта списания бланков строгой отчетности отвечает руководитель организации. Однако в большинстве случаев он перепоручает эти обязанности своим работникам. Это может быть кадровик, бухгалтер или любой другой сотрудник. Главное, чтобы этот функционал значился в трудовом договоре сотрудника.

Выдача БСО вместо чека ККТ в условиях отмены ОКУН (Желонкина М.Н.)

Дата размещения статьи: 02.03.2017

Предположить, что какое-либо из образовательных учреждений смогло применить новинку - онлайн-кассу уже в 2016 году, сложно из-за особенностей закупочного процесса. Однако и отсрочка их внедрения до 1 июля 2018 года за счет применения бланков строгой отчетности (далее - БСО) вместо контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) неожиданно оказалась под вопросом.

Переход на онлайн-кассы

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ о применении ККТ (далее - Закон N 54-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) поставил окончательную точку в многолетних обсуждениях перехода на онлайн-кассы. Онлайн-кассами для краткости именуют ККТ с онлайн-режимом выгрузки данных, необходимых налоговым органам для контроля выручки.
Сама онлайн-касса вполне может быть результатом модернизации ККТ, которой пользуется учреждение. Более того, с задачей модернизации вполне может справиться центр технического обслуживания (далее - ЦТО), с которым у каждого учреждения, применяющего ККТ, заключен договор (контракт) на обслуживание.
Отметим, что после перехода на онлайн-кассы ЦТО потеряют практически все свои функции, кроме непосредственно технического обслуживания. И поскольку сотрудничество с ЦТО учреждения уже наладили, то расходы на осуществляемое им обслуживание привычно будут включены в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Уже с 15 июля 2016 года разрешено добровольное применение онлайн-касс, в том числе параллельно с обычными ККТ и БСО. Соответственно, если возникнут какие-то сбои, то всегда можно использовать привычный способ расчетов и параллельно отладить систему, чтобы, когда офлайн-кассы и БСО станут незаконными, не иметь проблем.
Однако вряд ли какое-либо из учреждений сможет опробовать онлайн-кассу в относительно тестовом режиме до того момента, как ее применение станет обязательным. Причина - в необходимости заключить государственный (муниципальный) контракт не только с ЦТО, но и с новой специальной организацией - оператором фискальных данных (далее - ОФД). Именно через ОФД данные о пробитых чеках ККТ должны быть переданы в налоговые органы.
Поскольку изменения, внесенные Законом N 290-ФЗ, вступили в силу лишь с 15 июля 2016 года и еще долгое время не все учреждения могли их осознать, то надежды на то, что можно успеть запустить закупочный процесс до конца уходящего года, довольно слабы.

Обязательные даты перехода

С 1 февраля 2017 года онлайн-кассы начнут применять те учреждения, которые столкнутся с необходимостью:
- поменять электронную кассовую ленту защищенную (далее - ЭКЛЗ);
- приобрести новую ККТ.
Эта совсем уже близкая дата связана с тем, что именно с 1 февраля будет прекращена регистрация касс, оснащенных ЭКЛЗ. Останутся только те ККТ, которые оснащены фискальными накопителями (п. 6 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
Учитывая, что ЭКЛЗ действует 13 месяцев, учреждений, у которых время замены выпадет на период с 1 февраля, будет немало. Если смена ЭКЛЗ прошла недавно и ее срок истекает после 1 июля 2017 года, то можно работать на старой офлайн-ККТ до 30 июня 2017 года включительно.
С 1 июля 2017 года применение онлайн-касс станет обязательным. Под исключения подпадут в основном учреждения, которые:
- расположены в местностях с медленным Интернетом (список таких местностей пока не определен), то есть удаленных и труднодоступных;
- обладают весьма специфическими особенностями ведения деятельности;
- продолжат применять БСО.

Отметим, что новая редакция Закона N 54-ФЗ приравняла БСО к чекам ККТ, что на практике означает отмену БСО, изготавливаемых типографиями, и переход на автоматизированные системы БСО (далее - АС БСО). Причем АС БСО станут фактически онлайн-кассами, так как их также приравняли к ККТ, притом что в настоящее время АС БСО:
- не имеют ЭКЗЛ;
- не подлежат регистрации в налоговых органах.
Указанные сроки - 1 февраля и 1 июля 2017 года подробно рассмотрены в Письме Минфина России от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831.
Очевидно, что изменения провести гораздо сложнее, чем модернизацию ККТ в онлайн-кассы. Поэтому действующий на сегодняшний день порядок применения БСО разрешено использовать до 1 июля 2018 года, чем решили воспользоваться даже те учреждения, которые применяли ККТ.

Действующий порядок применения БСО

Для БСО, утвержденных Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н и применяемых учреждениями всех типов, предусмотрена единая форма - квитанция с кодом по ОКУД 0504510 (далее - ф. 0504510). Указанная форма имеет все признаки первичных учетных документов, установленных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Возможность применения квитанций в случае оказания учреждением услуг населению была предусмотрена п. 2 ст. 2 прежней редакции Закона N 54-ФЗ. Отметим, что применять положения устаревшей редакции смогут только те учреждения, которые до 1 февраля 2017 года перейдут на применение БСО.
Помимо наличия в учреждении БСО, отпечатанных в типографии или АС БСО, должно соблюдаться важное условие - учреждение принимает оплату, оформленную БСО, по услугам населению. Такое условие предусмотрено и утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 порядком осуществления без применения ККТ наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт (далее - Положение N 359).
В частности, квитанции, оформленные на БСО, в обязательном порядке должны содержать реквизиты, установленные в п. 3 Положения N 359.

Типографские БСО

Так, в случае изготовления БСО типографским способом, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов, они должны содержать сведения об изготовителе:
- сокращенное наименование;
- ИНН организации;
- место нахождения;
- номер заказа и год его выполнения, тираж;
- наименование документа, шестизначный номер и серию;
- наименование организации и ее организационно-правовую форму;
- местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае отсутствия иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
- ИНН, присвоенный организации;
- вид услуги;
- стоимость услуги в денежном выражении;
- размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
- дату расчетов и составления документа;
- должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации.
Кроме того, БСО может содержать иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация вправе дополнить документ. В исключительных случаях, предусмотренных п. п. 5 и 6 Положения N 359, на состав реквизитов БСО могут оказывать влияние федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
Как было отмечено выше, как правило, в работе применяют квитанцию по ф. 0504510, утвержденную Приказом N 52н. Отметим, что указанная форма оставлена без изменений Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н, которым внесены различные изменения в том числе и в Приказ N 52н.
Кроме того, к действующим формам БСО, которые иногда применяют образовательные учреждения, относятся, в частности, "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка". Указанные формы утверждены Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257.
Согласно п. 4 Положения N 359 БСО можно формировать и с использованием АС БСО.

Преимущества АС БСО

БСО можно распечатывать, как чек ККТ, в единственном экземпляре, если учреждение применяет АС БСО. В данном случае выполнено условие о том, что все или часть реквизитов БСО должны быть указаны в электронном виде (пп. "б" п. 8 Порядка N 359).
Если учреждение применяет БСО, изготавливаемые типографским способом, то уполномоченное лицо ежедневно сдает в кассу учреждения полученные денежные средства при составлении реестра сдачи документов с приложением копий квитанций (ф. 0504510). При использовании АС БСО реестры не применяются (п. 11 Порядка N 359). Учет выручки идентичен ее оприходованию при использовании ККТ.

Вместо ОКУН

Идентификация услуг учреждения населению основана на применении ОК 002-93 "Общероссийский классификатор услуг населению", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН). Такой вывод следует из множества писем финансового ведомства, например из Письма Минфина России от 22.05.2014 N 03-01-15/24495.
С 1 января 2017 года ОКУН утрачивает силу в связи с введением в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - Приказ N 14-ст).
Это обстоятельство, несомненно, затрудняет учреждениям принятие решения о переходе на БСО. Особенно смущает многих бухгалтеров, что все же в нормативной базе происходят изменения, связанные с толкованием понятия услуг населению.
На основании ОКВЭД 2 и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного Приказом N 14-ст, были разработаны Собирательные классификационные группировки "Платные услуги населению". Указанные группировки утверждены Приказом Росстата от 23.05.2016 N 244 (далее соответственно - Группировки N 244 и Приказ N 244).
Некоторые эксперты считают, что за неимением другого источника и в отсутствие официальных разъяснений учреждение имеет право использовать Группировки N 244 и отказаться от применения ККТ в пользу оформления БСО. Однако, если следовать этому совету, то БСО вместо чека ККТ можно будет выдавать только в отношении бытовых услуг населению. По мнению автора, такой подход в корне не верен, так как Группировки N 244:
- не предназначены для определения услуг населению в целях применения Положения N 359;
- применимы только для целей формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению (п. 2 Приказа N 244).
Предложения экспертов применять то, что есть, не выдерживают критики не только потому, что сужают применение БСО до бытовых услуг населению. Например, еще один Перечень бытовых услуг населению был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р "Об утверждении кодов в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам" (далее - Распоряжение N 2496-р), которое вступает в силу с 1 января 2017 года.
Как видно уже из самого названия Распоряжения, необходимость его принятия обусловлена иными целями, чем те, которые обусловили применение Группировок N 224, а также изменениями в Налоговом кодексе РФ, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 248-ФЗ и действующими с 1 января 2017 года. Указанные изменения касаются состава бытовых услуг для целей применения, в частности, УСН и ЕНВД.
В целях УСН и ЕНВД с 1 января 2017 года необходимо применять не ОКУН, а Перечни кодов видов деятельности и кодов услуг по ОКВЭД 2 и ОКПД 2, относящихся к бытовым услугам, определяемым Распоряжением N 2496-р.

Запросы в ФНС и Минфин России

В отношении услуг населению для целей применения БСО совсем иная ситуация, чем с бытовыми услугами населению. Для тех учреждений, которые имеют право на их применение согласно прежней редакции Закона N 54-ФЗ и соответственно Положению N 359, такая возможность сохранена до 1 июля 2018 года. Разъяснения этого момента представители ФНС России дают пока исключительно устные, однако поступление многочисленных запросов (срок ответа - один месяц) должно привести к выпуску системного письма.
Отметим, что такое письмо или ответ на индивидуальный запрос необходимо ждать именно от налоговых органов, так как регулирование ККТ - их прерогатива. Более подробно о том, что регулируют налоговые органы в части ККТ, можно узнать на официальном сайте ФНС России в разделе "Иные функции ФНС России". Впрочем, Минфин России благодаря наличию в нем Департамента по налоговой и таможенной политике также не оставит запрос без ответа. Так, в отношении возможности применения БСО и АС БСО за почти 7 лет действия Положения N 359 именно из финансового ведомства вышло много разъяснений, например это Письма Минфина России:
- от 20.01.2016 N 03-11-06/2/1651;
- от 05.05.2014 N 03-01-15/20962;
- от 03.08.2010 N 03-01-15/6-170;
- от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285;
- от 18.05.2009 N 03-01-15/5-238.
Переход на онлайн-кассы также активно комментируется Минфином России, однако пока только с точки зрения пользы потребителей и фискальной системы в целом.

Подробности о БСО

Если учреждение не может приобрести АС БСО, можно использовать бланки ф. 0504510, распечатанные типографским способом. В сложившейся ситуации наиболее выгодное положение имеют те учреждения, которые отказались от единой учетной политики в пользу комплекта организационно-распорядительных документов (далее - ОРД), регулирующих учетную политику. Если учреждение утвердило положение о БСО в виде составляющей части учетной политики, то все необходимые изменения можно внести в этот отдельный ОРД, не затрагивая при этом остальные положения учетной политики.
Если учетная политика оформлена единым документом, то из ее состава также можно выделить отдельный ОРД в отношении БСО. Например, лучше оформить отдельный ОРД для определения состава БСО и лиц, ответственных за их хранение.
Соответственно, отдельный ОРД будет регламентировать порядок хранения и учета БСО на забалансовых счетах.

Забалансовый учет

В соответствии с требованиями Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), БСО необходимо учитывать на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке "один бланк - один рубль". Выбытие бланков при их выдаче или в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи или принятием решения об их уничтожении (списании) производят на основании соответствующего акта по той же стоимости, по которой они были ранее приняты к учету.
Согласно п. 337 Инструкции N 157н учитывать БСО на счете 03 необходимо в разрезе:
- ответственных за их хранение и выдачу лиц;
- мест хранения.
Также места хранения указываются в книге по учету бланков строгой отчетности. В настоящее время можно ввести дополнительный уровень аналитики - по БСО старой и новой форм.
По счету 03 следует отражать также и внутренние перемещения БСО в учреждении - на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и места хранения.
Таким образом, в учетной политике и рабочем плане счетов учреждения здравоохранения необходимо предусмотреть соответствующие субсчета и аналитические счета к счету 03 "Бланки строгой отчетности".

Пример. В рабочем плане учреждения предусмотрен субсчет 03.1 "Неиспользованные квитанции", к которому открыты аналитические счета:
- 03.11 "Неиспользованные квитанции у лица, ответственного за их получение и хранение" (на этот счет приходуются все поступившие квитанции, при этом счет дебетуется);
- 03.12 "Неиспользованные квитанции в кассе" (отражается передача квитанций кассирам, ответственным за их оформление).
Дальнейшая аналитика возможна по фамилиям кассиров.
Счет 03.12 дебетуется при передаче квитанций кассирам и кредитуется при сдаче врачом корешков использованных или аннулированных квитанций. Также рабочим планом счетов предусмотрены субсчета:
- 03.2 "Использованные квитанции" (дебетуется при сдаче использованных квитанций кассирами и кредитуется при уничтожении корешков по истечении трех лет на основании акта, составляемого соответствующей комиссией);
- 03.3 "Аннулированные квитанции" (дебетуется при сдаче кассирами аннулированных квитанций, кредитуется при уничтожении квитанций по истечении трех лет на основании акта, составляемого комиссией);
- 03.4 "Квитанции - бланки старого образца".
На субсчете 03.4 отражаются квитанции старых форм, подлежащие уничтожению (переходный период на ф. 0504510 Письмом Минфина России от 24.08.2015 N 02-06-10/48743 был установлен до 1 апреля 2016 года).

Ведение бухгалтерского учета БСО, в том числе и квитанций, нередко становится предметом проверки различных контрольных органов. Одна из самых распространенных ошибок кассиров, выявляемых проверяющими, - отсутствие квитанций на платежи, осуществленные с применением платежных банковских карт.

Примечание. Полномочия ФНС России по контролю за ККТ
Правительство РФ Постановлением от 12.11.2016 N 1173 уполномочило ФНС России осуществлять контроль и надзор за применением контрольно-кассовой техники.
В частности, установлено, что ведомство:
- ведет реестр фискальных накопителей и экспертных организаций;
- выдает разрешения на обработку фискальных данных;
- принимает решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных;
- устанавливает порядок ведения кабинета контрольно-кассовой техники и др.

А.С. Колосовская, налоговый консультант

Как правильно работать с бланками строгой отчетности

Порядок оформления, хранения, уничтожения БСО и отражения операций с ними в учете

Как известно, организации и предприниматели, оказывающие услуги населению, вправе вместо чеков ККТ выдавать заказчикам бланки строгой отчетности (БСО)п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон о ККТ) .

В этой статье мы рассмотрим, как правильно работать с такими бланками с момента их приобретения и до уничтожения, а также как отражать движение БСО в бухгалтерском и налоговом учете.

Форма бланка зависит от вида услуг

Для того чтобы определить, какой бланк вам надо использовать, необходимо проверить, нет ли для вашего вида услуг действующей утвержденной формы. Если такая форма есть, то надо использовать именно ее, а если нет - вам придется разработать форму бланка самостоятельнопп. 3, 5, 7 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее - Положение), . Напомним, что принадлежность вида деятельности к услугам населению определяется по Общероссийскому классификатору таких услуг (ОКУН)Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163 .

Формы БСО, утвержденные «сверху»

Для отдельных видов услуг формы БСО могут быть разработаны и утверждены каким-либо федеральным органом властипп. 5-7 Положения . Например, Минтранс вправе устанавливать формы авиабилета и иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузовп. 4 ст. 105 Воздушного кодекса РФ ; подп. 5.2.3 п. 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 ; Приказ Минтранса России от 18.05.2010 № 116 .

В настоящее время действуют следующие утвержденные Минфином БСОп. 3 Положения... утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 (утратило силу) :

  • квитанция на получение страховой премии (взноса)утв. Приказом Минфина России от 17.05.2006 № 80н ;
  • квитанция на оплату услуг газификации и газоснабженияутв. Приказом Минфина России от 09.02.2007 № 14н ;
  • туристская путевкаутв. Приказом Минфина России от 09.07.2007 № 60н ;
  • залоговый билет и сохранная квитанцияутв. Приказом Минфина России от 14.01.2008 № 3н ;
  • квитанция на оплату ветеринарных услугутв. Приказом Минфина России от 09.04.2008 № 39н .

Теперь о том, как использовать старые БСО, утвержденные еще до вступления в силу действующего сейчас Положения о наличных расчетах без ККТ :

  • БСО, утвержденные Минфином в период действия старого Положения о наличных расчетах без ККТ (с 12.04.2005 по 20.05.2008), должны использовать все, кто оказывает виды услуг, для которых были разработаны эти бланкип. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 ; п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 (утратило силу) ;
  • БСО, утвержденные до 12.04.2005, можно было применять только до 01.12.2008п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 ; Письмо Минфина России от 09.06.2009 № 03-01-15/6-291 . Хотя и сейчас еще встречаются организации, применяющие такие устаревшие формы БСО. Например, есть гостиницы, выдающие своим постояльцам при получении от них оплаты счета по форме № 3-ГПриказ Минфина России от 13.12.93 № 121 . Однако Минфин разъясняет, что такая форма бланка в качестве документа строгой отчетности использоваться уже не можетПисьма Минфина России от 07.08.2009 № 03-01-15/8-400 , от 19.01.2009 № 03-01-15/1-11 .
    В результате тех, кто продолжает пользоваться устаревшими БСО, налоговики штрафуют по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ. Однако при этом они упускают из виду то, что в старых бланках обычно есть все необходимые реквизиты. Поэтому в большинстве случаев суды штраф отменяют, объясняя, что единственное требование к бланку - наличие в нем обязательных реквизитовПостановления ФАС ВВО от 10.06.2009 № А39-649/2009 ; ФАС ДВО от 25.03.2009 № Ф03-997/2009 ; ФАС МО от 07.07.2009 № КА-А41/5848-09 ; ФАС СЗО от 19.10.2009 № А44-1605/2009 ; ФАС ЦО от 04.08.2009 № А62-2237/2009 . Правда, есть и судебное решение в пользу налоговиковПостановление ФАС ДВО от 03.06.2009 № Ф03-2286/2009 . Впрочем, признав, что правонарушение было, суд все же освободил исполнителя услуг от ответственности из-за малозначительности содеянногост. 2.9 КоАП РФ ;
  • старые БСО также можно использовать, если орган власти, наделенный правом утверждать формы БСО, пока еще их не разработалп. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 .

Формы БСО, разработанные самостоятельно

Если вы выяснили, что обязательной формы БСО для ваших услуг нет (а в большинстве случаев это именно так), то с мая 2008 г. у вас есть право самостоятельно разработать форму БСОИнформационное письмо Минфина России от 22.08.2008 . Важно лишь включить в БСО все обязательные реквизиты, перечисленные в Положениип. 3 Положения . То есть меньше, чем указано, реквизитов быть не может, а вот добавлять дополнительные реквизиты в БСО можноподп. «к» п. 3 Положения . Однако особенно усердствовать с дополнительными реквизитами все же не стоит. Ведь даже если вы, заполнив все обязательные реквизиты, не заполните дополнительно введенный вами реквизит, то суд теоретически может приравнять это к невыдаче БСО и вас оштрафуют за неприменение ККТст. 14.5 КоАП РФ .

Компоновка реквизитов в бланке также отдана на откуп исполнителям услуг.

Если для ваших услуг нет обязательной формы БСО, разработайте ее сами с соблюдением требований Положения и утвердите приказом по организации. За образец можно взять старую форму БСО, убрав оттуда ссылки на реквизиты нормативного документа, утвердившего форму бланка, и код ОКУД. Этим вы избавите себя от лишних судебных споров о правомерности использования старых форм БСО.

И еще одно общее для всех бланков требование: форма должна обеспечивать одновременное заполнение копии бланка либо иметь отрывную частьп. 8 Положения .

Обязательные реквизиты БСОп. 3 Положения :

  • наименование документа, его шестизначный номер и серия;
  • наименование и организационно-правовая форма - для организации или ф. и. о. - для предпринимателя;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, а если такового нет - иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени организации;
  • ИНН организации или предпринимателя, выдавших документ;
  • вид и стоимость услуги;
  • размер оплаты;
  • даты расчета и составления документа;
  • должность, ф. и. о. лица, ответственного за совершение операции, его личная подпись, печать организации или предпринимателя.

Кроме случаев, когда:

  • <или> орган власти, разработавший бланк, установил и особый порядок его заполненияподп. «а» п. 8 Положения ;
  • <или> все реквизиты БСО заполнены типографским способом при его изготовленииподп. «б» п. 8 Положения ;
  • <или> все реквизиты БСО заполнены в электронном видеподп. «в» п. 8 Положения .

А может ли приходный кассовый ордер (ПКО)унифицированная форма № КО-1, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 заменить БСО?

ПКО и квитанцию к нему можно использовать в качестве БСО, если они изготовлены в типографии и в них есть все реквизиты, обязательные для БСО. Так же считают и многие судысм., например, Постановления ФАС ЗСО от 05.11.2009 № А45-10533/2009 ; ФАС ПО от 08.10.2009 № А65-12792/2009 . Правда, наличие судебных споров показывает, что подобные действия одобрения у налоговых органов не вызывают. Есть и судебное решение не в пользу организацииПостановление ФАС СЗО от 03.09.2009 № А21-1389/2009 .

К тому же если приходные кассовые ордера у вас будут не просто первичными кассовыми документами, а еще и БСО, то оформлять, хранить и учитывать их придется так же, как и бланки строгой отчетности. Так что безопаснее все-таки самостоятельно разработать бланк и пользоваться именно им.

Как можно изготовить БСО

Бланки строгой отчетности надо изготавливатьп. 4 Положения :

  • <или> типографским способом;
  • <или> с использованием автоматизированных систем.

В типографиях БСО печатались и раньше. Напомним только, что на типографском БСО должны быть дополнительно указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер и год выполнения заказа, тираж)п. 4 Положения , п. 9 Положения .

А что же такое автоматизированная система? Вообще-то давать разъяснения по этому вопросу - компетенция МинпромторгаПисьма Минфина России от 03.08.2010 № 03-01-15/6-170 , от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43 , от 06.03.2009 № 03-01-15/2-96 . Он же пока никаких разъяснений не выпускал.

Положением установлены лишь требования к автоматизированной системе, согласно которым она должнап. 11 Положения :

  • иметь защиту от несанкционированного доступа;
  • идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком не менее 5 лет;
  • сохранять уникальный номер и серию бланка.

При этом контролирующие органы считают, что обычный компьютер для изготовления БСО не подходит. Причина - он не обеспечивает защиту, фиксацию и хранение сведений о бланке. По мнению Минфина и налоговых органов, автоматизированная система должна отвечать требованиям, предъявляемым к кассовой техникеПисьма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250 , от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43 ; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.11.2009 № 17-15/126038 .

Так что по-прежнему этот вопрос остается открытым.

Покупаем, храним и уничтожаем БСО

Внимание

Испорченный бланк нельзя просто выбросить. Его нужно перечеркнуть и приложить к книге учета бланковп. 10 Положения .

Сначала вам нужно выбрать ответственного за БСО работника. С таким работником необходимо заключить договор о полной материальной ответственностист. 244 ТК РФ ; п. 14 Положения . Он будет получать БСО, учитывать их в специальной книге, отвечать за их сохранность, заполнять их сам или выдавать тем работникам, которые получают в оплату услуг наличные деньги. Принимать купленные бланки ответственный работник должен в присутствии созданной по приказу руководителя комиссии, сверяя количество бланков, серии и номера с данными в накладной типографии. По результатам приемки комиссия оформляет акт приема бланков в произвольной форме, и ответственный работник фиксирует их приход в книге учета БСОпп. 13, 15 Положения . А передавая бланки работнику, который будет непосредственно рассчитываться с клиентами, ответственный за бланки указывает в книге учета БСО расход и остаток бланков.

Сразу скажем, что если вы выдали БСО сразу после оказания услуги и выручка попала в кассовую книгу за этот день, то только за отсутствие книги учета БСО и актов об их приеме и уничтожении к административной ответственности вас привлечь никто не сможетст. 14.5 , ст. 15.1 КоАП РФ . А поскольку акты и книга учета БСО - это не первичные документы и не учетные регистры, оштрафовать вас по ст. 120 НК РФ у налоговых органов тоже не получится.

Однако не стоит по этой причине отказываться от составления книги и акта об уничтожении БСО. Ведь в их оформлении в первую очередь заинтересована сама организация. Вам же нужно контролировать количество бланков, которые находятся у работников. А услуга - это не товар, и инвентаризацией мало что можно выявить. Тогда как по книге учета БСО сразу видно, что вы, например, передали работнику, принимающему от заказчиков деньги за услуги, 100 бланков, а вернулись к вам только 80. Значит, работнику придется объяснить, куда он дел остальные 20 бланков. По нашему мнению, чем действительно можно пренебречь, так это актом приема бланков - для приемки БСО вполне достаточно книги учета и накладной на бланки, выписанной типографией.

Унифицированной формы книги учета БСО нет, поэтому ее можно разработать самостоятельно, а можно взять форму из Указаний ГМЭКприложение № 6 к Указаниям по применению, изготовлению, хранению, учету документов строгой отчетности (приложение № 2 к Протоколу заседания ГМЭК от 29.06.2001 № 4/63-2001) или воспользоваться формой книги, утвержденной Минфином для бюджетниковПриказ Минфина России от 23.09.2005 № 123н . Ее листы нужно пронумеровать, прошнуровать, проставить подписи руководителя и главного бухгалтера и скрепить печатью организациип. 13 Положения .

Предупреждаем работника

Заполнение не всех реквизитов БСО приравнивается к его невыдаче, что приведет к наложению штрафа за неприменение ККТст. 14.5 КоАП РФ ; п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 ; п. 3 Положения ; Постановления ФАС ДВО от 28.02.2007 № Ф03-А51/07-2/123 ; ФАС СКО от 29.04.2009 № А32-18480/2008-56/286-13АЖ :

К порядку хранения БСО сложных требований нет - достаточно, если вы будете хранить бланки в сейфе, который в конце каждого рабочего дня надо опечатыватьп. 16 Положения . Кроме того, инвентаризацию бланков необходимо проводить одновременно с инвентаризацией наличных в кассеп. 17 Положения ; пп. 3.39, 3.40, 3.41 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 ; пп. 37, 38 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40 .

Копии и корешки использованных и испорченных бланков, упакованные в опечатанные мешки, надо хранить не меньше 5 лет со дня окончания года, в котором они были использованы. Когда закончится этот срок и пройдет месяц со дня последней инвентаризации БСО, их можно будет уничтожить, создав комиссию и составив акт об уничтожении бланковп. 19 Положения , п. 1.4 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 . Форму такого акта вы можете разработать самостоятельно или взять форму акта, разработанную для бюджетниковприложение № 2 к Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н .

Учитываем БСО

В бухгалтерском учете БСО отражают на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценкеПлан счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н . Проще оценить БСО в сумме фактических затрат на их изготовление.

Раньше ГМЭК рекомендовала купленные БСО сначала учитывать на счете 10 «Материалы» по их фактической стоимости и по мере использования списывать на затратные счетаУказания по применению, изготовлению, хранению, учету документов строгой отчетности (приложение № 2 к Протоколу заседания ГМЭК от 29.06.2001 № 4/63-2001) . Однако это, во-первых, усложняло учет. А во-вторых, вообще противоречило назначению счета 10, поскольку никакой ценности БСО сами по себе не имеют, и поэтому вряд ли их можно назвать материально-производственными запасами. По этим причинам счет 10 для учета БСО использовать неправильно. Обычно стоимость бланков сразу при их оприходовании включают в затраты проводкой: дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» (или 44 «Расходы на продажу») и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Либо канцелярских расходовподп. 17 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ; Письмо Минфина России от 17.05.2005 № 03-03-02-04/1/123 .

Пример. Учет бланков строгой отчетности

/ условие / ООО «Артель» ремонтирует обувь по заказам физических лиц (бытовые услуги населению).

01.08.2010 бухгалтер-кассир В.Л. Орионова получила из типографии (по накладной от 01.08.2010 № 509) 1000 квитанций (БСО), по которым общество принимает наличную выручку.

Стоимость услуг типографии - 1062 руб. (в том числе НДС 162 руб.). Серия бланков ЛХ, номера от 000001 по 001000.

На следующий день, 02.08.2010, 70 бланков переданы обувщику А.В. Меркурьеву, оказывающему услуги по ремонту обуви и принимающему оплату от заказчиков. Право обувщика получать бланки строгой отчетности в бухгалтерии предусмотрено приказом руководителя ООО от 11.01.2010 № 5. 02.08.2010 обувщик сдал пять копий квитанций на оплату услуг по ремонту обуви. Помимо этого, две квитанции обувщик испортил и также сдал их в бухгалтерию.

/ решение / Для забалансового счета 006 организация открыла субсчета: 006-1 «Бланки квитанций в бухгалтерии», 006-2 «Бланки квитанций у исполнителя». Забалансовый учет БСО ведется в сумме фактических затрат. Стоимость 1 бланка - 0,9 руб.
((1062 руб. - 162 руб.) / 1000 шт.).

Прием бланков из типографии и их выдачу обувщику В.Л. Орионова отразила в книге учета БСО. Также к книге она приложила испорченные бланки.

Книга учета бланков квитанций на оказание услуг по ремонту на 2010 год

Дата От кого получено и кому отпущено Основание (наименование, номер и дата документа) Приход Расход Остаток
число месяц год количество серия и номер бланка количество серия и номер бланка подпись лица, получившего бланки количество серия и номер бланка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
01 08 2010 Типография Товарная накладная от 01.08.2010 № 509 1000 ЛХ 000001 - ЛХ 001000 - - - 1000 ЛХ 000001 - ЛХ 001000
02 08 2010 А.В. Меркурьев Приказ руководителя от 11.01.2010 № 5 - - 70 ЛХ 000001 - ЛХ 000070 930 ЛХ 000071 - ЛХ 001000

Давайте посмотрим, какие записи нужно сделать бухгалтеру ООО «Артель», чтобы отразить операции в бухгалтерском учете.

Содержание операции Дт Кт Сумма, руб.
В день приобретения квитанций (01.08.2010)
Отражены затраты на приобретение квитанций
(1062 руб. – 162 руб.)
26 «Общехозяйственные расходы» 900,0
Отражен НДС по квитанциям 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 162,0
НДС по квитанциям принят к вычету 68-НДС 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 162,0
Квитанции в условной оценке приняты к забалансовому учету
(0,9 руб. х 1000 шт.)
900,0
В день выдачи квитанций обувщику (02.08.2010)
Обувщику выданы квитанции
(0,9 руб. х 70 шт.)
006-1 «Бланки квитанций в бухгалтерии» 63,0
63,0
Обувщик отчитался по использованным и испорченным квитанциям
((5 шт. + 2 шт.) х 0,9 руб.)
006-2 «Бланки квитанций у исполнителя» 6,3

Не забывайте, что даже если вы применяете ЕНВД по бытовым услугам населению и не используете при этом ККТ, то вам необходимо применять БСОпп. 2, 2.1 ст. 2 Закона о ККТ . Иначе налоговики могут вас оштрафовать так же, как за неприменение кассового аппаратаст. 14.5 КоАП РФ .

Федеральный закон от 03.07.2016 №290-ФЗ вступает в силу с нового года, что обязывает предпринимателей переходить на онлайн-кассы, начиная уже с 1 февраля 2017 года.

В прошлых материалах мы неоднократно затрагивали тему введения новой системы применения ККТ, а точнее внедрения онлайн-касс. Самое время освежить в памяти нововведения и рассмотреть конкретные вопросы использования бланков строгой отчетности по новым правилам. Как известно, Федеральный закон от 03.07.2016 №290-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты РФ» вступает в силу с нового года, что обязывает предпринимателей переходить на онлайн-кассы, начиная уже с 1 февраля 2017 года.

Поэтапный переход

Переход не будет массовым и предусматривает поэтапное внедрение новой системы применения контрольно-кассовой техники с возможностью передачи данных в режиме онлайн в налоговые органы в электронном виде. Итак:

  • добровольно перейти на онлайн-кассы можно с 15 июля 2016 года;
  • но уже с 1 февраля 2017 года к регистрации и подключению к ИФНС будут допускаться исключительно онлайн-кассы;
  • с 1 июля 2017 года каждый бизнесмен в стране обязан будет использовать только онлайн-кассы;
  • сроки перехода на онлайн-кассы увеличены для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения и ЕНВД. Они должны начать применять онлайн ККТ с 1 июля 2018 года. Как известно, на данный момент эти налогоплательщики могут вовсе не использовать кассовые аппараты.

Мы рекомендуем не затягивать с покупкой нового формата ККТ, поскольку переход неизбежен, и чем ближе сроки реализации закона, тем вероятнее, что могут возникнуть очереди и проблемы с необходимым объемом новой техники на рынке.

Уже сегодня Бухсофт помогает, тем, кто отважился перейти на онлайн-кассы раньше других, так, система учета товаров в программе «Бухсофт: Торговля» адаптирована для работы по новым правилам ведения кассового учета.

Вкратце новый Федеральный закон от 03.07.2016 №290-ФЗ вносит следующие изменения в существующий порядок:

  • обязательное указание ставки НДС и позиции товара в фискальном чеке;
  • внедрение электронных чеков, представляемых продавцом по требованию покупателя;
  • с 1 февраля 2017 года возможна регистрация только новых моделей касс, снабженных функцией передачи сведений в налоговую инспекцию посредством Оператора фискальных данных в режиме онлайн.

Несколько слов об электронных чеках

Согласно новому закону каждый покупатель вправе запросить у продавца электронный чек вместо бумажного. Изначально предполагалось, что электронный чек будет отправляться на электронную почту покупателя. Логично предположить, что при таком раскладе на отправку данных в режиме реальной работы требовалось бы довольно много времени, что неизбежно привело бы к очередям. Поэтому было найдено другое решение - создание специального приложения для мобильных телефонов, которое сможет скачать в мобильных маркетах и установить любой гражданин.

Во время совершения покупки человек отдает мобильное устройство с запущенным приложением кассиру, который в свою очередь считывает сканером специальный код, высвечиваемый на экране телефона. Так онлайн-касса будет распознавать, кому и какой именно чек требуется направить в электронном формате. Если приложение у покупателя не установлено, продавец должен представить бумажный фискальный чек.

А что же станет с бумажными БСО?

С электронным чеками разобрались, но ведь далеко не все сегодня используют для выдачи бумажные чеки, многие, имея право не использовать кассовые аппараты, ограничиваются бланками строгой отчетности. Как быть в этом случае? Здесь все строже. Во-первых, заполнять вручную БСО теперь запрещено вовсе. Согласно новым правилам, вступающим в силу с 1 февраля 2017 года, бланк строгой отчетности является первичным учетным документом, который приравнивается к кассовому чеку. Новые БСО как и чеки должны быть сформированы в электронном формате и при необходимости отпечатаны с использованием автоматизированной системы для БСО при произведении расчетной процедуры между покупателем и продавцом. В сформированных бланках строгой отчетности обязательно должны быть указаны сведения о расчетной операции, которые подтверждают факт осуществления расчета, кроме того, БСО должен соответствовать новым требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники.

Получается, что по новым требованиям не только кассовые чеки должны иметь электронный формат, но и бланки строгой отчетности.

А что же делать тем предпринимателям, которые сейчас используют БСО и имеют возможность перейти на онлайн-кассы в июле 2018 года, то есть применяющие ЕНВД и патент? Ничего страшного, до 1 июля 2018 года они имеют право при расчете с покупателями использовать старый формат БСО. Но! Если уже сегодня налогоплательщик на ЕНВД или патенте использует кассовый аппарат, то перейти на новые правила применения ККТ и, соответственно, использовать электронные БСО, ему придется уже в 2017 году.



 

Возможно, будет полезно почитать: