Урок-презентация " Международное гуманитарное право. Правовая защита жертв международных конфликтов"

Впервые попытка дать определения была предпринята в 1949 году авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под защитой этой конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют:

  • а) граждане какого-либо государства. не связанного положениями указанной конвенции:
  • б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
  • в) граждане какого-либо совоюющего государства, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
  • г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций, а именно: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил, а также военнопленные.

Таким образом, сфера действия IV Женевской конвенции 1949 года фактически ограничивается лишь теми гражданскими лицами, которые в какой-либо момент и каким-либо образом оказались в случае конфликта или оккупации во власти вражеского государства. Это ограничение было снято только в 1977 году в результате принятия Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 года. Согласно Дополнительному протоколу 1 гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским же лицом является любое лицо. не принадлежащее ни к одной из категорий лиц. указанных в ст. 4 А/. 1/, 2/, 3/ и 6/ III Женевской конвенции 1949 года и в ст. 43 Дополнительного протокола 1. Кроме того, в случае сомнения относительно того. является ли какое-либо лицо гражданским, оно считается таковым. В соответствии с и. 3 ст. 50 Дополнительного протокола 1 присутствие среди гражданского населения отдельных лиц. не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Из смысла названной статьи вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и нрава на защиту в том случае, если среди него находятся целые военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, ..за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях" (п. 3 ст.5 1). Поскольку одной из основных правовых норм. предназначенных для защиты гражданского населения, является норма, запрещающая нападения на гражданское население, авторы Дополнительного протокола 1 выработали определение понятия..нападения", содержащееся в п. 1 ст. 49 названного документа. Согласно этому определению «нападения» означают „акты насилия в отношении противника, независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне". Пункт 2 ст. 49 устанавливает, что данные положения применяются ко всем нападениям, независимо от того. на какой территории они совершаются, включая национальную территорию стороны, участвующей в конфликте, но находящуюся под контролем противной стороны. Необходимо особо отметить, что сфера действия положений Дополнительного протокола 1. регламентирующих общую защиту гражданского населения от последствий военных действий, включает в себя любые военные действия на суше, в воздухе или на море, которые могут причинить ущерб гражданскому населению, отдельным гражданским лицам или гражданским объектам, находящимся на суше. Она также охватывает все нападения с моря или с воздуха на объекты, находящиеся на суше, не затрагивая каким-либо образом нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов на море или в воздухе. Конкретно говоря, правовой защитой от последствий военных действий, соответствующей статусу гражданского населения. согласно Дополнительному протоколу 1 пользуются такие категории лиц, как..раненые и больные", ..потерпевшие кораблекрушение", „лица, вышедшие из строя", при условии, если они воздерживаются от враждебных действий. Аналогичной защитой пользуются также..медицинский персонал", ..духовный персонал", персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи: персонал организаций гражданской обороны; женщины и дети: наконец, журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженною конфликта. IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений нрав человека в условиях вооруженного конфликта. Следует отметить, что IV Гаагская конвенция 1907 года вообще уделяет больше внимания защите имущества гражданских лиц, а не их самих: из 14 статей, составляющих III раздел этой конвенции, посвященный режиму военной оккупации. 8 статей относятся к защите общественной и частной собственности, в то время как из 32 статей ч. III ..Оккупированные территории" раздела III в IV Женевской конвенции 1949 года только 2 статьи касаются собственности. Защита основных нрав гражданскою населения и отдельных гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления соответствующих обязательств государств как субъектов международного права. Так. в целях создания и поддержания нормальных условий жизни гражданского населения ст. 55 IV Женевской конвенции 1949 года налагает на оккупирующую державу обязательство при помощи всех имеющихся в се распоряжении средств осуществлять снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами, в частности, в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Оккупирующая держава может реквизировать съестные припасы иди другие предметы, а также санитарные материалы. находящиеся на оккупированной территории, только для оккупационных войск и для администрации и только с учетом нужд гражданского населения. Державы-покровительницы имеют право во всякое время беспрепятственно проверить состояние продовольственного снабжения на оккупированной территории. Статья 69 Дополнительного протокола 1 дополняет положения ст. 55, налагая на оккупирующую державу обязанность, в максимально возможной степени используя имеющиеся у нее средства и без какого-либо неблагоприятного различия. также снабжать население одеждой, постельными принадлежностями. средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания гражданского населения оккупированной территории, а также предметами, необходимыми для отправления религиозных обрядов. Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, кроме оккупированной территории, говорится в ст. 70 Дополнительного протокола 1. недостаточно обеспечивается запасами, упомянутыми в ст. 69. то проводятся операции но оказанию помощи. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам из числа гражданского населения. как дети, беременные женщины, роженицы, кормящие матери. IV Женевская конвенция 1949 года определяет статус покровительствуемых лиц и устанавливает правила обращения с ними. В ч. 1 разд. III содержатся положения, общие для территорий сторон, находящихся в конфликте, и для оккупированных территорий. Ст. 27. в частности, устанавливает, что покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Так, в отношении гражданских лиц, в частности, запрещается: - совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления (ст. 27): - насиловать, принуждать к проституции женщин или в какой-либо другой форме покушаться на их честь и нравственность (ст. 27): - применять меры принуждения физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений (ст. 31): - принятие каких-либо мер, могущих причинить покровительствуемым лицам физические страдания или привести к их смерти: это запрещение относится не только к убийствам, пыткам, телесным наказаниям, увечьям и медицинским или научным опытам, которые не вызываются необходимостью врачебного лечения, но равным образом ко всякому другому грубому насилию со стороны представителей гражданских или военных властей (ст. 32): - наказание лица за правонарушение, которого оно не совершало (ст. 33): коллективные наказания (ст. 33): репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества (ст. 33): - взятие заложников (ст. 34) . Вместе с тем стороны, находящиеся в конфликте, могут принимать в отношении этих лиц такие меры контроля или меры обеспечения безопасности, которые могут оказаться необходимыми вследствие вооруженного конфликта. В соответствии со ст. 38 . Впервые данные принципы были сформулированы Жаном Пикте в 1966 году. Приведем данную классификацию.

Основные принципы: 1) военная необходимость и поддержание общественного порядка всегда должны сочетаться с уважением к человеку (принцип права гуманности); 2) воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмерный с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военной мощи противника (принцип права войны); 3) лица, выведенные из строя, а также те, кто не участвуют непосредственно в боевых действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение (принцип Женевского права); 4) право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения военных действий не является неограниченным (принцип Гаагского права).

Общие принципы: 1) каждый имеет право на уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, на уважение всего, что является неотъемлемой частью его личности (принцип неприкосновенности); 2) обращение со всеми людьми не должно иметь различий, основанных на признаках расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, политических, философских или религиозных убеждений или каких-либо других подобных критериев (принцип недопустимости дискриминации); 3) каждый имеет право на личную безопасность (принцип безопасности).

Принципы, относящиеся к жертвам конфликтов (Женевское право): 1) гуманитарная помощь никогда не является вмешательством в конфликт (принцип нейтральности); 2) у лиц, находящихся под защитой, должна быть возможность вести как можно более нормальную жизнь (принцип нормальности); 3) государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, оказавшихся в его власти (принцип защиты).

Принципы, относящиеся к праву войны: 1) гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями (принцип ограничения по лицам); 2) нападения должны быть строго ограничены военными объектами (принцип ограничения по объектам);

1)запрещается использовать против кого бы то ни было оружие или методы ведения военных действий, способные причинить излишний вред или чрезмерные страдания (принцип ограничения по средствам и методам ведения военных действий) .

Виды вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов) применяется в ситуациях международных и внутренних вооруженных конфликтов.

Международным вооруженным конфликтом является объявленная война или всякий другой вооруженный конфликт между двумя или несколькими государствами, даже в том случае, если одно из них не признает состояния войны. К международным вооруженным конфликтам относятся также все случаи оккупации всей или части территории государства, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления; а также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение.

Внутренний вооруженный конфликт представляет собой вооруженный конфликт, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов).

Вместе с тем на практике встречаются ситуации, квалификация которых вызывает разногласия: контроль над территорией без военного присутствия; иностранное вмешательство в немеждународный вооруженный конфликт; и немеждународный вооруженный конфликт на территории нескольких государств .

В случаях нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таких как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера применяются международные стандарты в области прав человека.

Гуманитарная помощь и доступ к жертвам вооруженных конфликтов

Покровительствуемые лица во время вооруженных конфликтов - это все те, кто во время военных действий находится под защитой международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов. Правовое содержание этой защиты различается в зависимости от категории данных лиц (14 категорий покровительствуемых лиц в международных вооруженных конфликтах, 5 категорий - во внутренних вооруженных конфликтах) .

Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. Каждая сторона, находящаяся в конфликте, принимает все возможные меры к тому, чтобы разыскать, подобрать и эвакуировать данных лиц без какого-либо различия неблагоприятного характера. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Кроме того, каждая сторона в конфликте должна принять все возможные меры к тому, чтобы оградить данных лиц от дурного обращения и разграбления их личного имущества.

В целях обеспечения помощи раненым и больным особая правовая защита предоставляется медицинскому и духовному персоналу. Медицинский персонал (как военный, так и гражданский) назначается стороной конфликта для розыска, подбирания, транспортировки, установления диагноза или лечения, включая оказание первой помощи, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также для профилактики заболеваний. Медицинский и духовный персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства имеют право использовать отличительную эмблему (красного креста, красного полумесяца или красного кристалла). Ни при каких обстоятельствах ни одно лицо не может быть подвергнуто наказанию за выполнение им медицинских функций, совместимых с медицинской этикой, независимо от того, в интересах какого лица выполняются эти функции. Лица, выполняющие медицинские функции, не могут принуждаться к совершению действий или выполнению работ в нарушение норм медицинской этики или других медицинских норм, служащих интересам раненых и больных.

Военнопленным является любой комбатант, то есть лицо, входящее в состав вооруженных сил стороны, находящейся в вооруженном конфликте и имеющее право принимать непосредственное участие в военных действиях, который попадает во власть противной стороны. Не имеют права на статус военнопленного шпионы, наемники и комбатанты, не отличающие себя от гражданского населения в то время, когда они участвуют в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению. Военнопленным и лицам, лишенным свободы в связи с вооруженным конфликтом, должны предоставляться кров, продовольствие, вода в достаточном количестве, соответствующая одежда и медицинская помощь. Данные лица должны содержаться в помещениях, находящихся достаточно далеко от зоны военных действий и предоставляющих гарантию в отношении сохранения здоровья и гигиены. Женщины должны содержаться отдельно от мужчин, дети - отдельно от взрослых, за исключением случаев, когда семьи содержатся вместе. Военнопленные должны быть незамедлительно освобождены и репатриированы после окончания военных действий. Гражданские интернированные лица должны быть освобождены сразу же, как только прекратится действие причин, обусловивших их интернирование, но самое позднее в кратчайшие по возможности сроки после окончания активных военных действий .

Гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским лицом является любое лицо, не входящее в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте. Гражданские лица пользуются защитой от нападений, за исключением случаев и на период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях.

Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений. Запрещаются нападения неизбирательного характера, а также нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий. Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны. Гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий. При проведении военных операций необходимо щадить гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты.

Вместе с тем положение гражданского населения во время вооруженных конфликтов требует внимания и действий. В докладе Генерального секретаря ООН отмечалось, что «за последние десятилетия число гражданских лиц среди жертв войны резко возросло и составляет примерно 75 процентов, а в ряде случаев даже больше. .. .Уменьшение числа межгосударственных войн, которые ведутся регулярными армиями, сопровождается увеличением числа внутригосударственных войн, которые ведут иррегулярные силы. Кроме того, - и это особенно характерно для конфликтов с определенным элементом этнической или религиозной ненависти - затронутые гражданские лица, как правило, являются неслучайными жертвами этих новых иррегулярных сил - они являются их главной целью» .

Механизм имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов

Государства-участники должны при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать нормы Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним. Соблюдение является формой реализации норм-запретов международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, которые составляют содержательную основу данной отрасли международного права.

Под механизмом имплементации норм международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов понимают «совокупность правовых средств, существующих в определенных правовых и организационных формах, которые используются субъектами международного права как на международном уровне, так и государствами в пределах их внутригосударственной юрисдикции для обеспечения достижения целей международно-правового регулирования защиты жертв вооруженных конфликтов и запрещения или ограничения применения определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы» .

На национальном уровне государства должны: 1) распространять возможно шире нормы данной отрасли права в своих странах

и,в частности, включать их изучение в программы военной подготовки и поощрять их изучение гражданским населением, с тем чтобы эти документы могли стать известными вооруженным силам и гражданскому населению; 2) в период вооруженного конфликта воюющие стороны обязаны обеспечить наличие юридических советников, которые могли бы, когда это необходимо, давать советы военным командирам на соответствующем уровне о применении международного гуманитарного права (права вооруженных конфликтов) и соответствующем инструктаже вооруженных сил по этому вопросу;

3)ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов; 4) пресекать серьезные нарушения (в том числе разыскивать лиц, обвиняемых в совершении указанных нарушений и, каково бы ни было их гражданство, предавать их своему суду) и принимать необходимые меры для пресечения всех других нарушений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, являющихся результатом непринятия мер, которые должны были быть приняты.

На международном уровне механизм имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, включает: 1) проведение расследований воюющими сторонами (с согласия обеих сторон) для выявления нарушений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов; 2) деятельность Международной комиссии по установлению фактов, состоящей из 15 членов, избираемых на 5 лет конференцией государств-участников, признавших компетенцию данной комиссии, которая вправе проводить расследования и оказывать добрые услуги; 3) назначение Державы-покровительницы (или субститута Державы-покровительницы), на которую возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте; 4) взаимную помощь в вопросах уголовного преследования. Государства-участники оказывают друг другу максимальное содействие в связи с уголовным преследованием, возбуждаемым в случае серьезных нарушений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов;

1)в случаях серьезных нарушений принятие государствами мер как совместно, так и индивидуально, в сотрудничестве с ООН и в соответствии с Уставом ООН (принудительные меры невооруженного и вооруженного характера; учреждение специальных уголовных трибуналов и др.).

В настоящее время основными задачами международного сообщества по имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, являются: обеспечение более строгого соблюдения сторонами конфликта норм международного права; обеспечение более строгого соблюдения правовых норм негосударственными вооруженными группами; обеспечение более эффективной защиты со стороны миротворческих и других соответствующих миссий ООН; расширение доступа к гуманитарной помощи; и усиление ответственности за правонарушения .

Важная роль в имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, принадлежит Международному Комитету Красного Креста. МККК, основанный в Женеве в 1863 году и официально признанный в Женевских конвенциях и Международными конференциями Красного Креста, - это независимая гуманитарная организация, обладающая особым статусом . Его сотрудниками являются примерно 12 тысяч человек в 80 странах мира (в том числе в Российской Федерации, преимущественно на Северном Кавказе ). Финансируется он в основном за счет добровольных пожертвований правительств и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

МККК, Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и 189 национальных обществ образуют Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, которое является самым крупным гуманитарным сообществом мира.

Роль МККК заключается в следующем: 1) отстаивать и распространять основополагающие принципы Движения: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность; 2) выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями, способствовать точному соблюдению положений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права; 3) в качестве нейтрального учреждения, чья гуманитарная деятельность в основном осуществляется во время международных и других вооруженных конфликтов, а также во время внутренних беспорядков и волнений, стараться всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения; 4) разъяснять положения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и распространять знания о нем, а также подготавливать его развитие и др.

Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, закреплению и охране этих прав.

Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо.

К ним относятся:

Источники современного международного гуманитарного права

К источникам современного международного гуманитарного права относятся:

Отраслевыми принципами МГП являются следующие:

Принцип гуманизации вооруженных конфликтов , в отличие от других принципов международного гуманитарного права, распространяется на все сферы вооруженной борьбы и означает обязанность соблюдения воюющими государствами (сторонами) системы норм, направленных на смягчение суровости и жестокости войны, на проявление человеколюбия к жертвам войны в процессе боевых действий.

Принцип защиты жертв войны выражается в обеспечении воюющими сторонами правовой защиты жертв войны: раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, т.е. в предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.

Принцип защиты гражданских объектов означает сосредоточение усилий воюющих сторон на сохранении гражданских объектов, включая культурные ценности, недопустимости нападения на них в целях обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражданского населения.

Принцип охраны природной среды в период вооруженных конфликтов включает систему мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение ущерба природной среде в период ведения боевых действий, недопустимость военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которые могут причинить ей обширный, долговременный и серьезный ущерб.

Принцип защиты интересов нейтральных государств означает соблюдение воюющими государствами норм, направленных на обеспечение в период международного вооруженного конфликта прав и законных интересов (правового статуса) государств, внешняя политика которых направлена на неучастие их в войне, а также отказ нейтральных государств от оказания помощи воюющим сторонам.

Принцип ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны означает применение воюющими сторонами только таких методов и средств нанесения вреда неприятелю, которые не противоречат международному праву.

Принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств и индивидов за причинение вреда в период вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций 1-ГУ и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права. Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов.

Сражающиеся (комбатанты) - лица, входящие в состав вооруженных сил каждой из воюющих сторон и имеющие право непосредственно участвовать в военных действиях.

Основным условием для признания лица комбатантом является возможность его законного участия в боевых действиях от имени и в интересах того государства, в ряды комбатантов которого включено данное лицо.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

  • личный состав регулярных вооруженных сил;
  • ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;
  • личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
  • лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
  • члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
  • население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:

При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

  • Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.
  • Иностранные военные советники и инструкторы- это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.
  • Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).
  • От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.

Комбатанты обладают особым правовым статусом:

  • за ними признается право применять военное насилие,
  • к ним самим может быть применено военное насилие, включая физическое уничтожение,
  • комбатанты, попав в руки неприятеля, имеют право на обращение с ними как с военнопленными.

Режим военного плена - это совокупность прав и обязанностей удерживающей стороны и прав и обязанностей военнопленных.

Согласно Женевской конвенции 1949 г. удерживающая сторона должна содержать военнопленных в таких же условиях, как и собственных военнослужащих.

Военнопленных нельзя привлекать к тяжелому труду. Военнопленных нельзя привлекать к труду на благо удерживаемого государства.

Военнопленные могут выполнять только те работы, которые содействуют их благу (только рядовые, а офицеры, по их желанию). Запрещается ставить на военнопленных эксперименты, изымать органы, даже если военнопленный подпишет бумагу на согласие.

Пытки - запрещены. Нельзя применять унижающие человеческое достоинство обращение или наказание. Военнопленные должны соблюдать дисциплину в местах их содержания, меры ответственности за нарушение дисциплины, не должны унижать их человеческое достоинство. Смертная казнь не может быть применена к военнопленным.

Удерживающая сторона должна регистрировать военнопленных.

Информацию, которую можно требовать у военнопленных:

  • Ф.И.О.;
  • Номер жетона;
  • Адрес родственников.

Никакой стратегической информации у военнопленных требовать нельзя. На адрес родственников надо послать уведомление, что военнопленный не погиб, а находится в плену. Военнопленным можно писать родственникам письма.

За военнопленными сохраняются все основные права человека, но некоторые права могут быть ограничены (на свободу, информацию, передвижение).

Режим военного плена прекращается после окончания войны. Военнопленные должны быть отпущены, за исключением тех, которые обвиняются в совершении различных преступлений.

К некомбатантам относятся лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывают ей всемерную помощь в достижении военных успехов, но непосредственно не участвуют в военных действиях. Главная черта правового статуса некомбатанта - неучастие в боевых действиях. Некомбатантами являются военный духовный и медицинский персонал, интенданты, военные корреспонденты, юристы и др. С одной стороны, эти лица не могут быть объектом военных действий противника, а с другой - могут применять имеющееся у них оружие только в целях самообороны и охраны вверенного им имущества. Поэтому некомбатанты имеют право на покровительство со стороны врага, если окажутся у него в руках.



 

Возможно, будет полезно почитать: