Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям. Дополнительно

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа, чем и является Конституция РФ, и не писанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

Конституция РФ по способу изменения, внесения поправок и дополнений является жесткой, что характерно для писаных конституций.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Конституция РФ является республиканской.

По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, Индии, и в том числе России. Унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

О фиктивности конституции речь может идти при несоответствии устоям социально-экономической и общественно - политической жизни, систематическом нарушении декларированных прав и свобод человека и гражданина, игнорировании суверенитета народов и национальных групп. Реальным конституциям противостоят фиктивные, которые наполнены демагогией и декларациями. Они порождают конституционные иллюзии, т.е. обманчивую веру в конституцию. Конституционные иллюзии появляются, когда конституция есть, но фактически она игнорируется. Считается, что

Конституция 1993 года приближена к действительности ближе, чем предшествующие ей.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

в верховенстве конституции

в стабильности

в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права

в реальности

в народности

в легитимности

Эти юридические свойства конституции будут рассмотрены более подробно в рамках следующей главы.

1. По происхождению различают:

национальные коллизионные нормы. Они создаются самостоятельно государством в пределах своей юрисдикции и входят в состав внутригосударственного права. (содержатся в ГК, СК, ГПК, КТМ РФ).

унифицированные коллизионные нормы. Они являются результатом процесса унификации, который связан с созданием одинаковых коллизионных норм в праве разных государств по их согласованной воле. Унификация осуществляется в форме международных договоров, по которым государства обязуются применять единообразные коллизионные нормы, сформулированные в нем. Например, Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

  • 2. По форме коллизионной привязки:
    • * односторонние - норма, привязка которой точно называет право страны, подлежащее применению. Примером служит ч. 3 ст. 399 ГПК РФ:

В случае если иностранный гражданин имеет место жительство в РФ, его личным законом считается российское право.

* двусторонние - норма, привязка которой не указывает на право конкретного государства, а формулирует общее правило. Например, п. 2 ст. 1205 ГК РФ:

Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится.

  • 3. По характеру содержащегося в норме правила поведения:
    • * императивные - нормы, которые содержат категорическое предписание по выбору

компетентного правопорядка и которые не могут быть изменены по усмотрению

участников правоотношения. Например, ст. 1208 ГК РФ:

Исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению.

* диспозитивные - нормы, которые устанавливают общее правило о выборе права, но

предоставляют участникам правоотношения возможность изменить его или отказаться от него. Так, п. 1 ст. 1223 ГК РФ гласит:

К обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, применяется право страны, где обогащение имело место.

Стороны могут договориться о применении к таким обязательствам права страны суда.

* альтернативные - нормы, которые устанавливают несколько правил о выборе компетентного правопорядка. п. 2 ст. 1224 ГК РФ:

Способность лица к составлению и отмене завещания… определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания. Однако завещание и его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.

Из этой нормы видно, что к одному объему установлены 3 привязки: право страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания; право места составления завещания и российское право.

Альтернативные нормы, в свою очередь, подразделяются на:

  • * простые альтернативные - нормы, где все альтернативные привязки равнозначны
  • * сложные альтернативные - нормы, где привязки подчинены основной привязке, которая формулируется как общее правило о выборе компетентного правопорядка.

Субсидиарные привязки применяются только в том случае, если не была применена основная..

По территории действия коллизионные нормы делятся на межгосударственные и межобластные. Межгосударственные нормы содержатся в правовых системах различных государств и выступают в качестве регулятора правоотношений, выходящих за рамки одного государства. Межобластные нормы содержатся в правовой системе одного государства, имеющего несколько административно-территориальных единиц в своем составе, правовые комплексы которых имеют отличительные особенности.

Системы можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим основные из них.

1. По степени сложности все системы можно разделить на три класса:

- простые динамические ;

- сложные динамические , различающиеся разветвленной структурой и большим разнообразием внутренних связей, но поддающиеся описанию ;

- очень сложные, не поддающиеся описанию.

2. По степени неопределенности во взаимодействии между собой элементов все системы можно разделить на два класса:

- детерминированные , в которых все элементы взаимодействуют друг с другом точно определенным и предварительно описанным образом;

- вероятностные , в которых характер реакции элементов на возникающие ситуации можно описать лишь с той или иной степенью достоверности.

3. По признаку глобальности сферы принимаемых управленческих решений выделяют централизованные и распределенные системы.

В централизованной системе решения принимаются одним лицом (в одном центре) и охватывают объект управления в целом. Положительными чертами такого управления являются высший уровень планирования, координации и контроля деятельности. Однако рост сложности, масштабов объекта управления приводит к появлению:

Во-первых, ситуации, когда решения долго не принимаются по причине перегрузки лица или центра принятия решений;

Во-вторых, увеличению длительности «цикла управления» из-за отдаленности места принятия решений от места их исполнения. Это может вызывать асинергический эффект резкого снижения эффективности управления. Для снижения вероятности такого эффекта создают распределенные экономические системы.

Распределенная система характеризуется наличием ряда иерархически, функционально, структурно связанных центров принятия решений и/или ответственности в согласованных сферах управления деятельностью системы.

«Распределение» затрагивает: декомпозицию целей и функций; права на принятие решений и распоряжение ресурсами; определение сфер ответственности и др. «Распределение» дополняют процедурами предварительного согласования и отчетности.

Недостатками таких систем являются повышенные риски:

Нарушения целостности при «распределении»;

Конфликтов уровней и/или элементов системы.

В настоящее время большинство экономических систем распределенные.



4. По участию человека в принятии и реализации решений выделяютавтоматические (без участия человека) и автоматизированные (с участием человека, чаще всего оператора) системы.

Применение автоматических систем ограничено объектами и процессами, которые могут быть описаны и в отношении которых можно заранее разработать модели. Они работают по жестким, заранее заданным алгоритмам. Такие системы также применяют для обеспечения безопасности управления и эффективности некоторых быстропротекающих процессов управления, часто при одновременном сохранении за менеджером задач наблюдения и контроля.

Если заранее описать, предсказать все ситуации невозможно, то участие человека в системе управления становится необходимым. Наибольшее распространение в настоящее время получилиавтоматизированные системы управления (АСУ) с распределением функций между человеком-оператором и техническими средствами, основными из которых могут быть признаны вычислительные машины. АСУ - это человеко-машинная (гуманистическая) система, совокупность элементов, алгоритмов и действий человека, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления в различных сферах человеческой деятельности, а также разработку или выбор вариантов команд управления (действий по достижению желаемого результата), передачу и исполнение команд управления.



По степени автоматизации выделяют экономические системы высокой степени автоматизации, средней и низкой. При исследованиях необходимо учитывать, что наблюдается тенденция повышения степени автоматизации операций менеджера от 10% (слабая автоматизация) до 10-40% (средняя степень автоматизации) и далее до 40-70% (высокая степень автоматизации). Как правило, в АСУ предусматривается и обеспечивается приоритет исполнения команд человека по отношению к командам, вырабатываемым автоматически.

5. По принципу управления, используемому в системе, выделяют системы программного, адаптивного, ситуационного, социально-этического управления.

При программном управлении система выдает управляющие воздействия в соответствии в заложенной в нее заранее программой вне зависимости от складывающейся ситуации. Например, при таком управлении ценообразованием цена товара остается постоянной независимо от уровня спроса.

При адаптивном управлении сигналы вырабатывают в зависимости от уровня определенного «отклика», являющегося «обратной связью». Например, если спрос на товар растет, то при адаптивном управлении цена может быть повышена, а при падении спроса - понижена (с учетом эластичности спроса).Гибкость системы управления предусматривает не только ее адаптацию, но и живучесть.

При ситуационном управлении решения и управляющие воздействия основываются на анализе вариантов с учетом: текущего состояния (например, того же спроса, запаса товара), располагаемых вариантов действий (например: повысить, понизить, не изменять цену), прогноза последствий (например, товар закончится быстрей, чем будет изготовлена и поступит новая партия, или имеются избыточные запасы, затоваривание). При этом открывается возможность учесть особенности конкурентной ситуации.

Принципы социально-этического управления позволяют исключить недопустимое воздействие на нецелевые элементы внешней среды, третьих лиц и др.

6. По признаку охвата ряда смежных областей деятельности выделяют неинтегрированные (простые) и интегрированные экономические системы.

Интегрированные системы управления объединяют и автоматизируют деятельность в нескольких сферах. Например, известны интегрированные системы проектирования и технологической подготовки объектов машиностроения. Такая интеграция не есть механическое объединение двух различных систем. Интеграция двух и более АСУ подразумевает возникновение на базе этих систем новой системы, имеющей свои цели и функции. В системе управления ценой интеграция позволит учитывать в цене стоимость разработки, производства и продвижения товара.

7. С точки зрения возможности выработки в процессе управления новых знаний можно выделить ординарные и интеллектуальные экономические системы.

Ординарные системы не создают новых знаний.

Интеллектуальные системы позволяют вырабатывать и использовать новую информацию для повышения эффективности и снижения рисков управления.

Творчество позволяет синтезировать в таких системах новые знания на базе композиции известных. Фундаментальная научная основа интеллектуальных АСУ - обеспечение и использование в различных вариантах и композициях существующих знаний для получения, таким образом, новых знаний, распространения этих знаний на новые области или на более длительный период времени.

8. По признаку рефлекторности. При исследовании экономических систем необходимо учитывать, относится ли эта система к рефлекторным или не относится.

Известно, чторефлекторная система управления откликается на конкретное внешнее воздействие вполне определенным образом. Термин «рефлекторность» подчеркивает аналогию с рефлексами, существующими у любого организма. Они являются результатом длительного процесса обучения и эволюции. Известно, что в классической теории управления исследуют только рефлекторные системы управления.

Частным случаем рефлекторности является изотонность отображения внешних воздействий.Изотонным называют такое отображение внешнего воздействия системой, ее конструкцией, при котором большему воздействию соответствует большая ответная реакция.

Предположение о рефлекторном характере системы управления позволяет прогнозировать реакции в процессе исследований, поэтому в процессе исследований необходимо:

1)установить пределы рефлекторности реакций;

2) подтвердить или отвергнуть гипотезу о рефлекторном поведении объекта исследования в конкретных условиях.

Соответственно,нерефлекторной будет система, которая может неоднозначно, многовариантно реагировать на одно и то же внешнее воздействие. Нерефлекторность систем управления возникает при:

1) потере стойкости системы или прочности элементов;

2) повреждениях, поражениях, отказах одного или ряда элементов;

3) сильном стрессе человека, являющегося элементом системы управления.

Факт участия индивидуума в управлении делает автоматизированную систему управления нерефлекторной в определенных ситуациях. Это связано с многовариантностью действий человека, особенно трудно прогнозировать поведение индивидуума в ситуации риска, неизбежного выбора, сильного стресса. Одним из основных элементов теории нерефлекторных систем считают необходимость более полного учета особенностей субъектов управления, будь то отдельный индивидуум, социальная группа или общественный класс.

Возможны и другие виды экономических систем, их многообразие растет и отражает усложнение экономических отношений. Особенности этих систем, отраженные при их классификации, могут играть решающую роль в выборе методов исследования экономических систем и определять достоверность результата, эффективность и затраты на такие исследований.

Вопросы для самоконтроля

1) Выполните анализ различных определений системы.

2) Раскройте сущность понятия системы.

3) Перечислите основные категории раскрывающие сущность понятия системы.

4) Дайте характеристику понятия структуры системы.

5) Представьте характеристику сетевой структуры системы.

6) Охарактеризуйте иерархическую структуру системы.

7) Перечислите основные характеристики функционирования систем.

8) Назовите четыре группы свойств системы и представьте краткую характеристику свойств.

9) По каким признакам осуществляется классификация систем?

10) Дайте определение автоматизированной системы управления.

11) В чем отличие централизованной и распределенной систем?

12) Представьте характеристику интеллектуальных систем.

13) Раскройте сущность термина рефлекторность.

14) При каких условиях проявляется свойство нерефлекторности системы?

Тема 19

Права и обязанности налогоплательщиков

1. Налогоплательщики – субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.

Исходя из данного определения можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.

Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица , статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством. К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные представительства иностранных юридических лиц. При этом определение налогового статуса постоянного представительства иностранного юридического лица достаточно условно и зависит от различных условий. Согласно общему правилу, под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается любое место регулярного осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продаже товаров.

Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов.

Налогоплательщики - это лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.

В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте - это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица. Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).

Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям.

Первое, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.

Налогоплательщиком может быть одно лицо, а в некоторых странах и группа физических лиц – семья. Физические лица могут дифференцироваться на «простых» граждан и граждан-предпринимателей.

Юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.

При этом необходимо учитывать, что права юридических лиц как объединений граждан гарантируются Конституцией так же, как и права физических лиц. Так, Конституционный Суд РФ указал, что акционерные общества (товарищества, общества с ограниченной ответственностью) по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, например, граждане-предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Юридические лица подразделяются на обычные организации, малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.

Законодательство о подоходном налоге разделяет всех граждан в зависимости от постоянного местопребывания на лиц, имеющих постоянное местопребывание в России, и лиц, не имеющих постоянного местопребывания.

Наиболее специфической в целях налогообложения классификацией налогоплательщиков является деление субъектов на коммерческие и некоммерческие организации. В зависимости от получения того или иного статуса организации при равных хозяйственных условиях будут иметь различные механизмы налогообложения. Так, например, прибыль образовательных учреждений уменьшается на суммы, направленные на развитие образовательного процесса.

Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

По принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);

В зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

Среди распорядительно-исполнительных органов:

а) органы социальнокультурной сферы,

б) органы экономики,

в) правоохранительные органы.

В зависимости от способов формирования выделяют:

а) первичные органы,

б) производные органы.

Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных – либо путем назначения (Государственная Дума (ГД) – первичный, правительство – производный).

В зависимости от сферы деятельности:

а) высшие органы,

б) центральные органы,

в) местные органы.

В соответствии с федеральным устройством государства:

а) федеральные (центральные),

б) органы субъектов федерации.

Кроме названных классификаций, органы государства можно разделить в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) на:

Единоначальные (решения принимаются властью одного человека - руководителя органа, например, прокуратура, Президент);

Коллегиальные (решения принимаются путем голосования, например, Правительство, ГД).

Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:

Представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ – Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Законодательное Собрание Приморского края);

Исполнительно-распорядительные – занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ – Президент, Правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты, органы ведомственного контроля, например, Госгортехнадзор, Госторгинспекция, Рострудинспекция и т. д.);

Судебные органы – осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенцииВерховный Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел; споров, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон); арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий и граждан-предпринимателей); Конституционный Суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами);


Органы надзора. Занимаются специфической деятельностью – надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора является прокуратура (Следует различать понятие надзора и контроля. Надзор – более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений. Контроль - ведомственное понятие, предполагает проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области. Например, Рострудинспекция – орган ведомственного контроля, осуществляет проверку законодательства о труде РФ. То же самое – Госторгинспекция, Госгортехнадзор и т. д.; сами названия органов говорят о том, в какой области законодательства осуществляется контрольная деятельность. Прокуратура же осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства на территории РФ.);

Органы местного самоуправления. Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район, город, район в городе, поселки городского типа и т. д.). Согласно законам "О местном самоуправлении в РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к органам местного самоуправления относятся органы уровня ниже субъекта федерации (ниже краевого, областного уровня). Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от органов государственной власти - в объеме полномочий: полномочия органов местного самоуправления распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер. Примерами органов местного самоуправления являются Мэр (глава администрации) города Владивостока, Администрация Ленинского (Фрунзенского...) района г. Владивостока и т. д.

Вышеприведенная классификация является полной и охватывает все государственные органы РФ. Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и таможенные органы и т. д. (все это - органы исполнительной власти).

Схематически классификацию органов государства РФ можно представить тремя блоками:

Органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные);

Органы местного самоуправления;

Органы надзора.

Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Например, ГД, Правительство РФ – федеральные органы государственной власти, губернатор Приморского края, Законодательное Собрание Приморского края – органы государственной власти на местах. Органы государственной власти строятся на основе принципа разделения властей.

Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.

Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими надзорными полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это орган надзора со специфическими полномочиями.



 

Возможно, будет полезно почитать: