Что такое ОБЖ в школе? Программа и изучение ОБЖ в школе. Роль курса обж в подготовке школьников к современным условиям жизнедеятельности


Безопасность жизнедеятельности в широком смысле определяют как «науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания», причем среда обитания определяется как часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания.

Современный человек в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным. Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среды.

"Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) - междисциплинарная область научных знаний, охватывающая проблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.

Как учебная дисциплина курс ОБЖ впервые введен в программы государственных общеобразовательных учреждений приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169 на основании постановления Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 с целью формирования в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привития навыков распознавания и оценки опасностей, а также безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе. Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46 утверждены должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ.

Важную роль в становлении и развитии курса ОБЖ сыграли принятие Закона Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ "Об образовании", федеральных законов Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" .

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" в курс ОБЖ введен раздел "Основы военной службы".

В настоящее время подготовка учащихся образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в ходе преподавания курсов "Окружающий мир" и "Основы безопасности жизнедеятельности". Эта подготовка является обязательной и организуется в соответствии с минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (федеральным компонентом образовательных стандартов), государственными образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования и примерными программами, согласованными с МЧС России и утвержденными Минобразованием России.

Правовую основу содержания и методики преподавания ОБЖ также составляет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" , изданное в связи с принятием Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" , определившего в качестве одной из основных задач в области гражданской обороны (ГО) - "обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий", а в числе лиц, подлежащих обучению - учащихся учреждений общего образования.

Значительный вклад в повышение статуса учебной дисциплины ОБЖ внес совместный приказ МЧС России и Минобразования России от 16 мая 2000 г. № 1435/266 "О состоянии подготовки в Российской Федерации населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и учащейся молодежи по программам безопасности жизнедеятельности" , утвердивший План основных совместных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Сейчас обучение старшеклассников основам военной службы регламентируется совместным Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах" , зарегистрированным в Минюсте РФ 12 апреля 2010 г. (регистрационный N 16866). Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 3 мая 2010 г. N 18.

До настоящего времени легитимным документом, определяющим содержание курса ОБЖ для учащихся общеобразовательных учреждений является программа, рекомендованная Управлением развития общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации 1997 года (авторы: Е. Л. Вишневская, В. Б. Волошинов, А.М. Глаголева, В.А. Кабачков, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, В. Н. Воробьев). Этой программой предусматривается непрерывное изучение материала курса ОБЖ с 1 по 11 классы с учетом возрастных особенностей детей.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» введён в школах нашей страны сравнительно недавно, в 1991 году. Вводился он нелегко и постепенно. До этого, правда, существовал другой, но похожий предмет - «Начальная военная подготовка». На уроках «НВП» учили не только разбирать и чистить автомат, но и, например, оказывать первую медицинскую помощь, рассказывалось, как вести себя при пожаре и в других опасных ситуациях.

Однако новая дисциплина, «Основы безопасности жизнедеятельности», задумывалась более глубокой. Предмет призван был воспитывать культуру безопасности в обществе. Курс состоит из трех тематических разделов: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы военной службы, военная безопасность государства.

В ряду школьных предметов предмет ОБЖ стоит особняком . И на это есть ряд причин. Вот лишь главные: ОБЖ единственный предмет в школе, где к преподавателю можно обращаться как по имени и отчеству, так и по воинскому званию; предмет ОБЖ преподаётся с элементами воинской дисциплины; предмет ОБЖ выводит юношей 10-х классов в мае на стрельбы из боевого оружия. ОБЖ - такой же самостоятельный предмет, как химия, физика, русский язык. Только ответственность при его преподавании гораздо выше. ОБЖ — это предмет, в котором учитель не имеет права на ошибку . От того, насколько хорошо преподаватель научит ребенка основам выживания, зависит жизнь самого школьника и окружающих его людей. Если на уроке ошибется учитель математики, максимум, что может случиться - школьник неправильно ответит на какой-то вопрос на контрольной или олимпиаде, если ошибётся учитель ОБЖ - это может стоить жизни ребёнка или окружающих людей.

Поэтому и методика преподавания предмета, немного другая, не стандартная для школы. И критерии оценки работы преподавателя ОБЖ должны быть иными, отличными от критериев оценки работы преподавателя истории, географии, математики. В том числе оценка записей в блог и выставляемых материалов на сайте «Мультиурок» по предмету «ОБЖ». Всё, что записывается мной в блоге, точно также используется и на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».

Предмет ОБЖ преподавать наиболее эффективно могут кадровые офицеры запаса министерства Обороны или профессиональные спасатели-офицеры МЧС, люди, многократно побывавшие в экстремальных и боевых ситуациях, которые могут дать учащимся не только книжные знания, но и передать свой личный опыт преодоления экстремальных ситуаций, опыт выживания в них. В результате получается живой, заинтересованный разговор, не оставляющиё учащихся равнодушными и остающийся в памяти учеников практически навсегда.

Для подготовки преподавателя ОБЖ «с нуля» необходимо затратить 11 000 учебных часов. По времени эта подготовка занимает почти девять лет. За это время можно сделать два выпуска преподавателей с дипломом бакалавра. Это, пожалуй, главная причина, почему педагогические ВУЗы не берутся за подготовку преподавателей ОБЖ. И остается одна категория, которая более-менее подготовлена для работы преподавателем ОБЖ в школе - это кадровые офицеры министерства Обороны.

Качество работы преподавателя ОБЖ на две трети зависит от качества выполненной работы учителем истории, биологии, химии, географии, физики, учителем физической культуры. Ведь практически на каждом занятии преподаватель ОБЖ опирается на ранее приобретённые учащимся знаниями по этим предметам. Образно говоря, на уроках ОБЖ шлифуются ранее приобретённые знания - с основным упором на безопасность, на правила выживания в чрезвычайной ситуации. Подготовка школьной команды к соревнованиям «Школа безопасности» тоже не обходится без участия преподавателя физической культуры. Все тестовые задания и школьных и муниципальных и региональных олимпиадных заданий предусматривают собирательность предмета ОБЖ, необходимость серьезных знаний по истории, географии, биологии, химии, физике. Прошло более двадцати пяти лет со времени введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школьный курс. Наработался опыт преподавания. Стало понятно, что преподавать, как преподавать, что требовать от учащихся.

Ни в одном из предметов школьной программы, как в уроках основ безопасности жизнедеятельности, так явно не прослеживается связь между знанием и воспитанием. Потому, что, не знание предмета ОБЖ может стоить слишком дорого: здоровья, разрушений или чьей-то жизни, а чтобы применить эти знания требуются определенные качества характера. Вся работа преподавателей ОБЖ с учащимися строится на основе здоровье сберегающих технологий.

Военно-патриотическое воспитание - это самое важное направление деятельности преподавателя ОБЖ. Оно традиционно ближе и понятнее современной молодёжи потому, что их деды, отцы, близкие, являлись и являются непосредственными участниками событий, связанных с войнами. Идея служения Отечеству впитана ими вместе с молоком матери. Значит, это направление воспитания на данном этапе является наиболее приемлемым сегодня и может дать быстрый эффект в ближайшем будущем. Школа Мужества, пройденная старшими поколениями, достойна того, чтобы школьники о ней знали и чтобы они гордились, что в нашей стране - России любые проблемы, возникающие перед народом, всегда будут решены независимо от их сложности.

Преподавание предмета ОБЖ - это подготовка детей к жизни, к выживанию в самых сложных ситуациях, в самых сложных видах жизнедеятельности. Это воспитание гражданина - патриота, любящего свою Родину - Россию. И готового в любой момент встать в строй защитников Отечества в Вооружённых Силах России - должно быть, и есть главное в работе преподавателя ОБЖ. Подводя итог сказанному, еще раз хочется отметить, что без оснащённого оборудованием и наглядными пособиями кабинета ОБЖ, без преподавателя ОБЖ - кадрового офицера министерства Обороны сегодня невозможно в полном соответствии с программой курса решать задачи, поставленные министерством Образования РФ, министерствами Обороны и МЧС - задачи, которые ежедневно ставит перед нами жизнь. По выживанию в мире грозном и все более непредсказуемом, предвоенном, по воспитанию личности любящей своё Отечество и способной встать на защиту своей Родины-России.

Главной целью предмета ОБЖ является создание условий для формирования у обучающихся системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность предвидеть угрозы и опасности. Уметь защищаться от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование у молодежи безопасной жизнедеятельности, любви к своей Родине. Одним из способов достижения данной цели можно считать Всероссийскую олимпиаду школьников по основам безопасности жизнедеятельности

Курс ОБЖ, включенный в школьную программу представляет собой одну из многочисленных форм психолого - педагогического воздействия на процесс формирования личности. Программы по этой дисциплине ориентированы преимущественно на изучение правил и социальных норм поведения человека в различных ситуациях как природного и техногенного, так и социального характера. В том числе и в экстремальных ситуациях. В учебниках практически ничего нет по патриотическому воспитанию учащихся, хотя примеров героизма наших сегодняшних офицеров и солдат очень много. Патриотическое воспитание - это практически две трети работы учителя ОБЖ, как в классе, так и во внеаудиторной работе.

Курс Основы Безопасности Жизнедеятельности включает в себя основы знаний многих предметов, формирует и образовывает личность, воспитывает в учащихся такие качества характера как воля, сила духа, выносливость, мужество, честность, терпение, выдержка, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, ответственность за собственные поступки и слова.

Без наличия в школе комплекса учебно-материальной базы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», и прежде всего кабинета, сегодня очень сложно добиться необходимого эффекта в подготовке школьников к самостоятельной жизни, к выживанию в мире нарастания опасных и чрезвычайных ситуаций природного, экономического, военного, социального и техногенного характера. Сложно, не имея необходимой учебно-материальной базы по предмету ОБЖ в школе, решать задачи развития и модернизации Российского образования, по воспитанию личности, любящей свою Родину, способной встать на защиту своей Родины.

Не мало претензий можно высказать и в отношении учебников по ОБЖ, полученных школами Моздокского района в 2013 году. По большей части они написаны «сухим», формальным, «взрослым» языком. Изобилуют ненужными теоретическими сведениями, определениями, формулировками, перегружая и без того переполненную избыточной информацией школьную программу. Тексты для учебников изобилуют сложными для понимания и «корявыми» с литературной точки зрения объяснениями. Многое из этого проще было бы показывать на практике или с помощью видео просмотров.

И самое главное, в учебниках по ОБЖ практически ничего нет по военно-патриотическому воспитанию, что сейчас очень востребовано жизнью. Примеров героизма в сегодняшней российской армии много. Это и подвиг майора Солнышкина, который спасая жизнь солдату, лег на гранату. Это и подвиг лейтенанта Александра Прохоренко в Сирии, вызвавший огонь на себя когда оказался в окружении боевиков ИГИЛ. И таких примеров можно приводить много. Ничего подобного в учебниках ОБЖ нет.

Программный материал курса ОБЖ не согласован с другими предметами: физикой, географией, биологией, химией. Пример: в 10 классе в I полугодии в модуле «Гражданская оборона» изучается тема «Ядерное оружие», а соответствующий этой теме раздел физики «Квантовая механика» изучается в 11 классе во II полугодии. И такое несогласование по всем разделам курса ОБЖ. Учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» подлежит пересмотру как концептуально, так и тематически, поскольку она уже совершенно не согласуется с требованиями сегодняшнего дня . Уже в календарно-тематические планы 2014-2015 учебного года было внесено примерно 30% новизны, тем занятий, которых нет в учебниках, в планы 2016-2017 учебного года добавлено ещё 10-15% новизны.

Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН - призванной обеспечивать безопасность существования всего населения.

Главный продукт своей деятельности, который школа должна предъявить обществу - это подготовленный к самостоятельной жизни молодой гражданин, хорошо обученный, знающий историю, культуру своей страны, горячо любящий свою Родину - Россию и готовый защищать её интересы в политике, в дипломатии, с оружием в руках. Именно об этом говорит мой личный опыт тринадцатилетнего преподавания предмета в школе, из которых восемь лет я являюсь руководителем районного методического объединения преподавателей ОБЖ.

По предмету ОБЖ нет школьного экзамена, но каждый учащийся, каждый человек экзамен по ОБЖ сдаёт ежедневно и всю свою жизнь - таков результат многовекового опыта, накопленного человеком. Поэтому в своих блогах я много внимания уделяю истории России, СССР, патриотизму воинов России и русского народа, международной политике, «горячим точкам» планеты. Всё вместе взятое и есть предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» - и преподаваемое и изучаемое в школьном курсе. Эта информация, в том числе и для модераторов сайта.

  • Обучение основам безопасности жизнедеятельности по годам
Также смотрите разделы связанные с разделом Обучение ОБЖ, презентации по ОБЖ :
  • Учебники выживания, самообороны, самозащиты, книги по безопасности
Ниже Вы можете бесплатно скачать электронные книги и учебники и читать статьи и уроки к разделу Обучение основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ):

Содержание раздела

Описание раздела «Обучение основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)»

В разделе «Обучение основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ )» собраны всевозможные обучающие статьи, презентации, методические пособия, журналы, поурочные планы и разработки по ОБЖ. Данные материалы будут интересны и полезны как преподавателям, так и учащимся всех классов общеобразовательных учебных заведений, а также абитуриентам и студентам ВУЗов.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) – это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Наибольший интерес представляют презентации по ОБЖ, благодаря которым в легкой и наглядной форме можно разобрать такие вопросы данного предмета как человек и среда обитания; переход к техносфере; причины возникновения, цель, содержание, место и роль учения о безопасности жизнедеятельности.

Вы поймете все базовые принципы, понятия и термины этой науки. И в дальнейшем сможете не только грамотно ответить на поставленные вопросы на уроках и экзаменах, а главное сами уже будете подкованными в данной области и смело будете двигаться по жизни, зная какие Вас могут подстерегать опасности в разные моменты и как именно справляться с ними.

Ведь существуют несколько видов опасностей, с которыми мы можем столкнуться: естественные, техногенные, антропогенные. Наша планета огромна и разнообразна. В зависимости от того, где мы живем, где работаем, степень риска может быть больше или меньше. Каждый понимает, что в регионах и крупных городах разная окружающая среда. Работаете вы в офисе за компьютером или на каком-нибудь химическом заводе.

А ведь есть явления которые на нас воздействуют, а мы при этом их даже порой не замечаем: это влияние параметров микроклимата на самочувствие, различные вредные вещества в продуктах, вибрации и акустические колебания, электромагнитные поля и излучения и другое.

В конечном итоге цель большинства людей – это комфортные условия жизнедеятельности. Данный предмет охватывает все стороны нашего существования и подскажет как обеспечить безопасность себе и своим близким.

Всевозможные учебная литература содержатся в разделах «

Кравченко Юлия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Смог (от англ. smoke - дым и fog - туман) - один из видов загрязнения воздуха в крупных городах и промышленных центрах.

Автомагистраль – это специальная автомобильная дорога, имеющая большую протяженность, высокую пропускную способность и предназначенная для скоростного движения автотранспорта.

АХОВ - Аварийно химически опасное вещество.

ОЗК - Общевойсковой защитный комплект.

ОВ - Отравляющие вещества.

Виктимное поведение – это поступки или действия человека, так или иначе провоцирующие причинить ему какой-либо вред.

Оксигемоглабин - гемоглобин, соединенный с кислородом.

Диоксид углерода (углекислый газ, двуокись углерода, оксид углерода (IV), угольный ангидрид,CO 2 ) - бесцветный газ (при н.у.), без запаха, со слегка кисловатым вкусом.

Оксид углерода (CO) - угарный газ.

Кровотечение - истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки.

Раны – повреждения тканей, вызванные механическим воздействием, сопровождающиеся нарушением целости кожи или слизистых оболочек.

Ожо́г - повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.). Различают 4 степени ожога:

1.)покраснение кожи,

2.)образование пузырей,

3.)омертвение всей толщи кожи,

4.)обугливание тканей.

Шина – это обобщенное название твердого предмета, который используется при фиксации перелома.

Ушиб – закрытое повреждение тканей и органов без существенного нарушения их структуры.

Отравление - это патологическое состояние, которое возникает при воздействии ядов и токсинов на организм.

Травматический вывих - полное смещение суставных концов костей, при котором утрачивается соприкосновение суставных поверхностей.

Перелом - полное нарушение целости кости под действием различных факторов.

Растяжение связок - травма, возникающая вследствие воздействия на связочный аппарат сустава нагрузки, превышающей эластичность тканей.

Основные признаки ориентирования.

1.) Ориентирование по небесным светилам. (По солнцу, по звездам и т.п.)

2.) Ориентирование по растительности. (Например,по моху на деревьях, по необычным деревьям и т. п.)

3.) Ориентирование по рельефу. (Например, у оврагов, протянувшихся с севера на юг, склоны обычно одинаковы.)

4.) Ориентирование по животным. (Например, осенью птицы летят на юг, весной - на север.)

Пожар в квартире.

Необходимо:

1.) Вызовите пожарных сами или через соседей. Сообщите о пожаре соседям по этажу, попросите их вывести в безопасное место детей и престарелых, а также предупредить о пожаре жильцов других этажей.

2.) Не дожидаясь прибытия пожарных, начинайте с помощью соседей тушить пожар подручными средствами (огнетушителем, плотной мокрой тканью, водой от внутренних пожарных кранов на лестничных площадках). При опасности поражения электрическим током отключите электроэнергию в квартире (автомат с выключателем - в щитке на лестничной площадке). Помните: легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Лучше всего пользоваться огнетушителем, а при его отсутствии мокрой тканью, песком, даже землей из цветочного горшка. Не открывайте окна и двери во избежание притока воздуха к очагу пожара, не разбивайте стекол. Но если необходимо открыть или выбить дверь в горящую комнату, прикройте руками лицо, стойте сбоку от дверного проема, чтобы вас не обожгло вырвавшимся пламенем.

3.) Если ликвидировать очаг горения своими силами не представляется возможным, немедленно покиньте квартиру, плотно прикрыв за собой дверь. С помощью соседей поливайте дверь снаружи водой, чтобы предотвратить распространение огня по площадке. Организуйте встречу пожарных подразделений, укажите очаг пожара и сообщите им о наличии людей в горящей квартире. При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную пожарную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, плотно закройте за собой дверь и криками или любым другим способом привлекайте внимание прохожих и пожарных. Не пытайтесь самостоятельно перебраться на соседний балкон - это опасно!

Первая помощь

При кровотечениях:

Виды кровотечений

Особенности кровотечений

Оказание первой помощи

Капиллярное кровотечение

Повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Вся раневая поверхность кровоточит, как губка. Обычно такое кровотечение не сопровождается значительной потерей крови и легко останавливается.

Рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают марлевую повязку.

Венозное кровотечение

Цвет крови темный, так как в венозной крови содержится много гемоглобина, связанного с углекислым газом. Сгустки крови, возникающие при повреждении, могут смываться током крови, поэтому возможна большая кровопотеря.

На рану необходимо положить давящую повязку или жгут (под жгут необходимо положить мягкую прокладку, чтобы не повредить кожу). Доставить к врачу.

Артериальное кровотечение

Из раны - струя ярко красной крови, пульсирующая и вытекающая с большой скоростью.

Необходимо пережать поврежденный сосуд выше раны (точки и места прижатия артерий см. рис). Нажать на точку пульса. Наложить на конечность жгут, выше места повреждения сосуда. Максимальное время наложения жгута около 2-х часов для взрослых и около 50 минут для детей. Если жгут держать дольше, то возможно омертвление тканей. Доставить к врачу.

Внутреннее кровотечение

Кровотечение в полость тела (черепную, грудную, брюшную). Признаки: бледность, холодный, липкий пот, поверхностное дыхание, слабый и частый пульс.

Придать пострадавшему полусидячее, положение, обеспечить покой, к предполагаемому месту кровотечений прикладывается лед или примочки с холодной водой. Необходимо срочно доставить пострадавшего к врачу.

При ожогах:

  1. Убрать с поверхности тела горячий предмет.
  2. Срезать ножницами одежду.
  3. На повреждённую поверхность тела на 5 - 10 минут наложить холод.
  4. Здоровую кожу вокруг ожога нужно обработать раствором марганцовки, спирта или зеленки.
  5. На обожженную поверхность наложите чистую стерильную повязку.
  6. При обширных ожогах срочно отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

При переломе:

1.) В первую очередь необходимо обеспечить покой пострадавшему. (Для этого нужно уложить пострадавшего на ровную поверхность, чтобы он мог лежать, не напрягаясь. Внимание! При оказании первой помощи, вы ни в коем случае не должны вправлять в рану торчащие кости, не удалять обломки костей из раны. Если вы не обладаете достаточными знаниями и навыками, это может привести к еще большему повреждению кости и большей боли пострадавшего.

2.) Следует наложить на открытую рану стерильную марлевую повязку или чистое полотенце и т. п. (Если у пострадавшего сильное кровотечение, то сначала его нужно остановить.)

3.) Наложить шину. (В качестве шины можно взять деревянные, фанерные доски, палки, подойдут также любые подручные средства зонтики, ветки, портфели и т.д. Шину нужно накладывать на одежду, предварительно обложив ватой так, чтобы доски не соприкасались с поврежденной кожей и костями. Две доски обкладываете ватой, фиксируете между ними ногу, то есть «зажимаете» с двух сторон, затем обматываете бинтом, полотенцем, платком и т.д.

4.) Вызывайте скорую помощь, или самостоятельно везите пострадавшего в медпункт, там сделают рентгеновский снимок и, конечно, окажут всю необходимую помощь.

При ушибе:

А.) Лица и тела

1.) Больного также нужно уложить и обеспечить полный покой .

2.) На место ушиба нужно приложить пакет со льдом или холодный компресс.

3.) Тугую повязку в этом случае сделать невозможно. Тогда можно приостановить распространение гематомы с помощью прохладных свинцовых примочек.

Б.) Конечности

1.)Больного укладывают, подняв повыше травмированную конечность.

2.) Затем делают тугую повязку на место ушиба и прикладывают лед.

При вывихе:

1.)Нужно закрепить пострадавшую конечность так, чтобы не изменить положения вывихнутого сустава.

2.) Наложить фиксирующую повязку типа косынка или шину.

3.) Нужно приложить грелку с холодной водой или льдом, либо смоченное холодной водой полотенце.

4.) Вывих должен быть немедленно вправлен, поэтому пострадавшего нужно доставить в ближайшую больницу.

Как отличить вывих?

При вывихе наблюдается сильная боль и отёк, вывернутая конечность меняет своё естественное положение. Также изменяется длина конечности и двигать вывихнутый сустав очень больно.

Как отличить ушиб?

При ушибах боль возникает сразу же. Причем она может быть очень сильной и не стихать несколько часов. Почти сразу же появляется болезненная припухлость, которая со временем может нарастать, и вырисовывается синяк. При этом ушибленной частью тела можно двигать.

Как отличить перелом?

Самым характерным признаком перелома является резкая боль в поврежденном месте при движении. Причём болит повреждённместо даже при малейшем прикосновении. Кроме того, сломанная кость может становиться в неестественной форме. Быстро проявляется припухлость и синяк. Зачастую в области перелома слышится хруст от трения переломанных костей.

Как отличить растяжение?

По симптомах растяжение напоминает ушиб. Также проявляется боль, припухлость и синяк. Но при растяжении болит растянутый сустав. Кроме того, двигать конечностью из-за боли крайне тяжело.

При отравлении угарном газе:

1.) Пострадавшего следует вынести из помещения на свежий воздух, обеспечить ему удобное горизонтальное положение, освободить от стесняющей одежды. В случае отсутствия дыхания или его значительного ослабления нужно начать проведение искусственного дыхания.

2.) Для устранения последствий вдыхания угарного газа необходимо растереть тело пострадавшего, приложить согревающие грелки к его ногам, дать понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом.

3.) Независимо от степени отравления человека госпитализируют, так как позднее могут возникнуть осложнения со стороны нервной и дыхательной систем.

При отравлении фосфорорганическими соединениями:

1.) Необходимо провести промывание желудка 2%-ным раствором пищевой соды (1 ч. л. соды на 1 стакан воды). Для этого нужно выпить 6-10 стаканов раствора соды и вызвать рефлекторную рвоту путем раздражения корня языка надавливанием. Процедуру повторяют 2-3 раза.

2.) После промывания желудка следует выпить 0,5 стакана 2%-ного раствора пищевой соды с добавлением активированного угля или солевое слабительное. Затем пострадавшему необходимо выпить крепкий чай.

4.) При тяжелых отравлениях и остановке дыхательной деятельности требуется начать реанимационные мероприятия: искусственное дыхание, закрытый массаж сердца. Необходимо применение препаратов-антидотов фосфорорганических соединений - 1%-ного раствора атропина сульфата.

5.) В случае попадания фосфорорганических соединений на кожу необходимо удалить отравляющее вещество ватой (избегайте втирания в кожу), затем обработать 5-10%-ным раствором нашатырного спирта.

6.) Если фосфорорганическое соединение попало в глаза, то сначала промойте их чистой водой и затем закапайте по 2 капли альбуцида.

Чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на:

1) локальные;

2) местные;

3) территориальные;

4) региональные;

5) федеральные;

6) трансграничные.

1.) К локальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

2.) К местным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

3.) К территориальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

4.) К региональным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

5.) К федеральным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

6.) К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом, затрагивает территорию Российской Федерации.

Цели урока: познакомить учащихся с историей и задачами РСЧС, режимами функционирования РСЧС, структурой РСЧС.

  • Методическая разработка урока ОБЖ "Эмоциональное благополучие – важный фактор сохранения здоровья. Игры на эмоциональную разгрузку". 3-й класс 2019

    Цель урока: выделить важный фактор сохранения здоровья – эмоциональное благополучие и помочь создавать его с помощью игр.

  • Квест «Ключи от разведки» 2018

    Четвертый год у нас в лицее работает военно-патриотический проект «Ключи от разведки» для лицеистов 8–11-х классов. Прежде всего мы ставим задачи индивидуальной тренировки специфических навыков разведчиков, работу с информацией, использовать различные методы и языки передачи сообщений; умения работать в мини-группах, развития аналитических методов и средств противостояния социальным провокаторам и экстремистам.


  • Военно-спортивная игра "Зарница" 2018

    Сценарий военно-спортивной игры «Зарница» может быть использован как одно из основных мероприятий патриотического воспитания подрастающего поколения. Сочетание этапов физического, интеллектуального и военного направления вызывают живой интерес школьников, укрепляя, таким образом, лучшие традиции русского народа.

  • 2018

    Цели урока: расширить знания учащихся о классификации пресмыкающихся; сформировать умения оказания перовой медицинской помощи (ПМП) при укусах ядовитыми пресмыкающимися.

  • Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы 2018

    Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части. Оно олицетворяет ее честь, доблесть и славу, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества, указывает на предназначение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам.

  • Музыкальный мини-спектакль «Поющий светофор» 2018

    Представлен сценарий мероприятия, посвященного правилам дорожного движения.

  • Подготовка учащихся к олимпиаде по ОБЖ как одно из направлений формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников 2018

    Реализация поиска и отбора талантливых детей происходит через систему олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, научно-практических конференций и других мероприятий. Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматриваются в качестве одного из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации.

  • План ежедневных бесед и игр по ОБЖ с детьми дошкольного возраста 2018

    Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Для этого взрослым необходимо научить ребенка следовать определенным правилам, которые помогут ему выжить в различных ситуациях и избежать их. Работая по плану ежедневных бесед с детьми по ОБЖ на прогулке, педагоги имеют возможность формировать навыки и способствовать накоплению опыта безопасного поведения у детей.

  • Дорожно-транспортные происшествия: причины, условия, анализ, предотвращение 2018

    Занятие знакомит учащихся с видами контроля безопасности дорожного движения, органами, контролирующими дорожную безопасность. Анализируются причины возникновения ДТП и факторы, влияющие на безопасность движения автотранспорта. В практической части занятия учащиеся самостоятельно разбирают опасные дорожные ситуации и прописывают алгоритм поведения в таких ситуациях водителя и пассажира.

  • Одно из занятий проекта «Ключи от разведки» 2018

    В военно-патриотическом проекте лицеисты 8–11-х классов знакомимся с профессией разведчика, учатся работать с информацией: сжимать её, кодировать, использовать различные методы и языки передачи сообщений.

  • Мир, в котором мы живем сегодня 2017

    Статья посвящена обзору военно-политической обстановки, сложившейся на данный момент. Дается характеристика основных угроз России. Материал может быть использован при изучении тем в рамках программы ОБЖ, связанных с национальными интересами Российской Федерации.

  • 2017

    Цели урока: формирование способности обучающихся к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья, освоить новые понятия; сформировать систему новых знаний по ЗОЖ, и профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний; расширить знания обучающихся за счет включения новых терминов, понятий, описаний.

  • Конспект квест-игры «Поиски средств пожаротушения» 2017

    Цель мероприятия: создания условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.

  • В стране дорожных знаков 2017

    Цель занятия: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.

  • Использование игровой деятельности на уроках ОБЖ при обучении детей с ДЦП 2017

    ДЦП – это группа нарушений двигательных функций мозга с возможным нарушением интеллектуального развития и речи. Для детей с ДЦП игра приобретает особое значение. Она вызывает у обучающихся желание достигнуть цели и выиграть. Именно это заставляет детей воспринимать окружающее, всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться, подбирать и группировать предметы согласно условиям и правилам игры. Игровое обучение формирует у детей знания и умения и корректирует высшие психические функции.

  • Марафон естественных наук 2017

    Марафон естественных наук проводится уже традиционно на декаде предметов естественнонаучного цикла. Задания Марафона опираются на знания в пределах школьной программы, часто носят занимательный характер. Такая форма работы позволяет повысить интерес к естественным наукам, способствует расширению кругозора, прививает навыки коллективной работы.

  • Занятие по правилам дорожного движения "Юный пешеход" в средней группе детского сада 2017

    Данное занятие по правилам дорожного движения учит детей различать дорожные знаки, развивает устойчивые навыки безопасного поведения на улице и воспитывает в детях чувство ответственности.

  • Контрольно-измерительные материалы ОБЖ 2017

    К наиболее эффективным средствам диагностики относятся задания в тестовой форме. Айрен – это бесплатная программа, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через Интернет или на одиночных компьютерах. Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию.

  • 2017

    Цели урока: знакомство с характеристикой очагов поражения при радиационных авариях, с принципами защиты от ионизирующего излучения; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

  • Действия водителя в опасных и критических дорожно-транспортных ситуациях 2017

    Учащиеся знакомятся с техническими неисправностями автомобилей, приводящими к ДТП: разрыв шины, поломка узлов рулевого привода, подвески, отрыв колеса, отказы тормозной системы. Рассматривают критические ситуации: экстренного объезда препятствий, заноса автомобиля, ослепление водителя дальним светом встречных авто, пожары на автомобиле, затопление и др. К ситуациям даются рекомендации поведения, исходя из дефицита времени на принятие решения.

  • Острова военной и национальной безопасности России 2017

    Статья дает представление о ситуации, сложившейся в результате обсуждения вопросов, связанных с принадлежностью островов Курильской гряды. Раскрывает военно-стратегическое и экономическое значение островов для России, отношение россиян к вопросу территориальной целостности государства.

  • Использование технического прогресса в борьбе с терроризмом 2017

    Статья знакомит со специальными средствами борьбы, используемыми для обезвреживания террористов. Дается краткое описание достигнутого технического прогресса в этой области и перспектив применения современных технологий в борьбе с терроризмом.

  • Урок-беседа (литература + ОБЖ) воспитания личности безопасного типа на примере романа А.С.Пушкина "Дубровский" 2016

    На уроке учащимся предлагается вспомнить сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина и дополнить их; представить картины, изображенные в повести «Дубровский» (устное словесное рисование). Учитель на примере такой беседы может помочь развить личность безопасного типа, расширить знания по освоению безопасного личного и общественного пространства; развить умение обобщать и делать вывод. Беседа может быть использована как на уроке литературы, так и на классном часе.

  • Классный час "Мир без террора!" 2016

    3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта памятная дата была установлена в соответствии с федеральным законом РФ «О днях воинской славы России» в редакции от 21.07.2005 г. Она напрямую связана с событиями в Беслане 1–3 сентября 2004 года. Вспоминают россияне 3 сентября жертв терактов, происходивших в столице, а также в Чечне, Дагестане, Буденновске, Первомайском и др. регионах страны. Терроризм - одна из важнейших угроз безопасности человечества и современному миру в целом.

  • Тактическая подготовка: приёмы и правила выполнения способов передвижения солдата на поле боя. 10-й класс 2016

    Урок создает условия для воспитания позитивного отношения к военной службе, знакомит с требованиями к подготовке солдат. Занятие ориентировано на совершенствование умений принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей, развивает навыки индивидуальной и групповой работы, способность учащихся формулировать и аргументировать своё мнение.

  • 2016

    Данная методическая разработка может использоваться учителем на уроках по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". На практическом занятии закрепляются теоретические знания и отрабатываются практические умения и навыки оказания неотложной помощи при травмах. Освоение техники наложения шин при переломах костей верхних и нижних конечностей помогает в экстремальных ситуациях.

  • Досуг по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста "Безопасная тропинка" 2016

    В летний период большую часть времени дети проводят на прогулке. Находясь на участке детского сада, ребенок постоянно взаимодействует с окружающей средой: взрослыми, детьми, предметным окружением, природой. Мероприятие, в игровой форме, знакомит с особенностями устройства территории и находящихся на ней объектов, формируя понятие «безопасного поведения».

  • 2016

    Данное мероприятие позволит сформировать у учащихся 4-х классов познавательный интерес к изучению новых предметов, как менялся наш мир через историю географических открытий. Мероприятие направлено на воспитание патриотизма и любви к Родине, гордости за свой народ, своих земляков.



  •  

    Возможно, будет полезно почитать: