Лица совершившие административные правонарушения равны. Механизм реализации принципа равенства всех перед законом при производстве по делам об административных правонарушениях

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.


2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.


3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.




Комментарии к ст. 1.4 КОАП РФ


1. Закрепленный в ч. 1 настоящей статьи принцип относится к числу основных принципов, действующих при производстве по делам об административных правонарушениях. Содержание статьи прямо вытекает из провозглашенного ст. 19 Конституции РФ положения о равенстве всех перед законом и судом и о предоставлении государством гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Содержание принципа раскрывается и применительно к юридическим лицам, которые также могут нести ответственность за совершенное правонарушение. Специфические особенности ответственности юридических лиц и значение для них принципа равенства перед законом отражены в словах "независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности".

2. Равенство граждан перед законом при рассмотрении дела об административном правонарушении означает, что в отношении всех граждан применяются одни и те же материальные нормы и процессуальные правила. Одинаково для всех действуют нормы о понятии административного правонарушения, об обстоятельствах, исключающих возможность привлечения к ответственности, принципы назначения наказания, порядок рассмотрения дела, исследования и оценки доказательств, вынесения постановления, порядок его обжалования, рассмотрения жалобы, исполнения постановления и др.

Все эти вопросы регламентированы в законе, и производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с его требованиями. Единый для всех граждан закон не дает никому привилегий в зависимости от служебного, социального, имущественного положения или других обстоятельств. Содержание комментируемой статьи полностью соответствует ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона.

3. Конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом в настоящей статье Кодекса получил дальнейшее развитие. Он действует как в тех случаях, когда дела об административных правонарушениях уполномочен рассматривать судья, так и тогда, когда дела рассматривают другие органы, например комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностные лица органов внутренних дел, пограничных органов и др.

4. Из равенства граждан и юридических лиц перед законом вытекает и их равенство перед судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. Поскольку при производстве по делам об административных правонарушениях применяются единые для всех правила, ни для кого не могут быть созданы более благоприятные условия либо, напротив, установлены не предусмотренные законом ограничения.

5. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности лиц, выполняющих определенные государственные функции, устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. В числе этих лиц называются депутаты, судьи и прокуроры.

В Конституции РФ об особых условиях привлечения к ответственности, в том числе и административной, говорится применительно к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы (ст. 98) и судьям (ст. 122). Подробно эти вопросы рассмотрены в ст. 65 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

В связи с этим на практике возникли вопросы о соответствии Конституции РФ законов, ограничивающих возможность привлечения к уголовной и административной ответственности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей. Эти вопросы рассматривались Конституционным Судом РФ. В его Постановлении от 20 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности положений ч. ч. 1 и 2 ст. 18, ст. 19 и ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп.) указывается, что "неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности". Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращению в личную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), а с другой - нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52) (Вестник КС РФ. 1996. N 2. С. 150).

Вопросы, касающиеся неприкосновенности судей, рассмотрены в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша (Вестник КС РФ. 1996. N 2. С. 21).

6. Порядок привлечения к уголовной и административной ответственности прокуроров определен в ст. 42 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".

Базисом принципа равенства участников гражданских правоотношений является статья 19 Конституции РФ, которая определяет, что все равны перед законом и судом.

Положение о равенстве перед законом и судом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека , провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом. Это положение устанавливает юридическое (формальное) равенство всех перед законом независимо от многих обстоятельств - от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Установление юридического равенства независимо от указанных факторов есть результат социального прогресса, преодоление человеческой цивилизацией прямого признания неравенства людей как по закону.

Юридическое (формальное) равенство всех перед законом по своему содержанию означает:

· равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие);

· равенство юридических обязанностей граждан и других лиц;

· равные основания юридической ответственности за нарушение закона;

· равенство перед судом как равное правосудие для всех.

Юридическое равенство становится более реальным, действенным, если оно подкрепляется социальным равенством, т.е. равенством социальных возможностей. Поэтому мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Равенство всех перед судом означает, что все граждане могут обращаться в суд для осуществления правосудия, в отношении всех действует принцип равных оснований и других принципов юридической ответственности. Равенство перед судом обеспечивается, в частности, тем, что каждое дело рассматривается единым судом, в одном процессуальном порядке, соответствующем данному виду судопроизводства, на основе одинаковых процессуальных правил в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве с предоставлением равного объема гарантий всем сторонам, участвующим в деле.

Что касается частно-правовой сферы, то Конституция непосредственно провозглашает признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Тем самым устанавливается равенство всех форм собственности, а их перечень не является исчерпывающим .

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которые определены законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности и никто не может быть лишен его иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Не ограничиваются ни количество, ни стоимость находящегося в собственности граждан и юридических лиц имущества за исключением случаев, установленных законом.

Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее субъектам Российской Федерации на праве собственности. К государственной собственности относятся также земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ).

Находящееся в государственной собственности имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениям. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации.

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Данное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют казну муниципального образования (ст. 215 ГК РФ).

На базе частной собственности и муниципальной собственности могут возникать и другие формы собственности. Так, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество (ст. 244 ГК РФ).

Содержание собственности как юридической категории раскрывается через правомочия собственника. Следует отметить, что в последние годы традиционная концепция права собственности значительно обогатилась многими социальными, экономическими, природоохранными и другими правомочиями и обязательствами. Отсюда вытекают изменения в юридическом содержании собственности, находящие отражение в современном законодательстве .

Статья 34 Конституции РФ гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности.

Свобода экономической деятельности, гарантированная ст. 8 Конституции, обеспечивается правом каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности. В основу нормы ч. 1 ст. 34 положен принцип диспозитивности, характеризующий самостоятельность, свободу субъектов в распоряжении своими правами. Они, исходя из своих способностей и интересов, по общему правилу, самостоятельно определяют направления и способы использования принадлежащих им материальных средств, устанавливают необходимые хозяйственные связи и приемлемые условия их осуществления.

Занимаясь предпринимательской и иной экономической деятельностью, граждане становятся субъектами правоотношений, где имущество является объектом права. В ч. 1 ст. 34 Конституции РФ термин «имущество» употребляется как собирательное понятие, включающее в себя следующие виды объектов гражданских прав (ст. 128 ГК): вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, иное имущество, т.е. материальные объекты внешнего мира, имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них - интеллектуальная собственность. В целях осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности граждане могут использовать и некоторые принадлежащие им нематериальные блага, которые так или иначе связаны с их способностями, например, деловую репутацию, право авторства (ст. 150 ГК).

Свободно использовать можно лишь имущество, находящееся в частной собственности. Граждане вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия, направленные на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц .

Предпринимательство является разновидностью экономической деятельности. Определение предпринимательской деятельности дается в ст. 2 ГК, содержащей основные признаки предпринимательской деятельности:

· направленность на извлечение прибыли в имущественных отношениях;

· эта деятельность должна быть систематической;

· такая деятельность может осуществляться только после ее регистрации в установленном порядке.

Основная цель предпринимательской деятельности - систематическое получение прибыли и ее распределение между участниками.

Особенности же правового регулирования устанавливаются законодательством.

Граждане могут создавать юридические лица в качестве их учредителей, быть участниками (членами) юридических лиц. В зависимости от целей деятельности гражданское законодательство определяет виды юридических лиц (ст. 50 ГК), которые могут учреждаться и государством и муниципальными образованиями.

Нарушение права на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности влечет гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. Государство, гарантируя поддержку конкуренции (ст. 8 Конституции), обеспечивает эту гарантию установлением запрета осуществлять экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Такой запрет согласуется с положением ч. 3 ст. 17 Конституции о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Определение публично-правовых начал в регулировании, в частности, вопросов конкуренции, является необходимым условием создания цивилизованного рынка.

В российской экономике на некоторых рынках товаров и услуг, связанных, например, с транспортировкой газа по трубопроводам, железнодорожными перевозками, услугами транспортных терминалов, портов, аэропортов, сложилось положение, при котором удовлетворение спроса на этих рынках эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары же, производимые субъектами этой деятельности, не могут быть заменены в потреблении другими, в связи с чем спрос на них (на данных товарных рынках) в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров. Такое состояние товарного рынка называется естественной монополией. Правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий определены Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» . Естественные монополии являются исключением из общего правила о недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию.

Часть 2 ст. 34 Конституции конкретизируется и развивается в нормах гражданского законодательства.

В п. 1 ст. 10 ГК содержится специальное указание на недопустимость использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Основой антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» .

Он определяет монополистическую деятельность как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Этим Законом устанавливаются различия между конкуренцией и недобросовестной конкуренцией. Так, конкуренция определяется как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, в Конституции Российской Федерации содержится целый ряд норм прямого действия, направленных на обеспечение равенства сторон гражданских правоотношений, в том числе и договорных.


Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // «Российская газета» от 10 декабря 1998 г.

Конституционные принципы рыночной экономики. (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации) / Гаджиев Г.А. - М.: Юристъ, 2004. С. 18.

Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Витрянский В.В., Ем В.С., Козлова Н.В. и др.. - М.; БЕК, 2000. С.94.

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изм. и доп. от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г., 29 июня 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4 мая, 29 декабря 2006 г.) // «Российская газета» от 24 августа 1995 г.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // «Российская газета» от 27 июля 2006 г.

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Комм. Футо С.Р.

Принцип равенства перед законом конкретизирует конституционное положение статьи 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом. Указанный принцип соответствует международным правовым актам, в частности, положениям Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепившим, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона.

Законодатель акцентирует внимание на равенстве всех физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом и соответственно перед судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными рассматривать дело об административном правонарушении. Иными словами, для них устанавливаются одинаковые основания и пределы административной ответственности, условия применения мер административного наказания, основания и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Принцип равенства перед законом означает также, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Юридические лица несут ответственность вне зависимости от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности и других обстоятельств. В качестве других обстоятельств могут рассматриваться: вид и сфера деятельности, состав учредителей, размер уставного капитала юридического лица и т.п.

Принцип равенства перед законом относится прежде всего к вопросу о возможности привлечения к ответственности лиц, а не о назначении им административных наказаний. Из указанного принципа, конечно же, не следует, что ко всем правонарушителям применяются равные (одинаковые) меры административного наказания, - принцип равенства должен сочетаться с принципом соответствия назначенного административного наказания характеру совершенного правонарушения. Более того, различие в применении административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, может быть существенным, так как при этом учитываются их возраст и пол (назначение административного наказания в виде административного ареста), имущественное положение (конфискация и возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения), должностное положение (административный арест, дисквалификация) и т.д.

Нельзя рассматривать в качестве нарушения принципа равенства перед законом привлечение к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные, например, статьей 20.1 КоАП РФ (организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, а также участие в такой деятельности) либо статьей 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения), так как в этих случаях виновные лица привлекаются к административной ответственности не за отношение к религии и принадлежность к общественным объединениям, не за политические взгляды, а за противоправные действия, посягающие на общественный порядок (см. комментарий к гл.20 КоАП РФ).

Исключения из принципа равенства перед законом в части привлечения некоторых лиц к административной ответственности и применения к ним мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях установлены как Конституцией РФ (неприкосновенность и иммунитет Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей - ст.91, 98, 122), Кодексом об административных правонарушениях (особенности административной ответственности военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и др. - ст. 2.5), так и иными федеральными законами (например, статьей 20 Федерального закона от 27 мая 1996г. №57-ФЗ «О государственной охране»).

К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся меры, предусмотренные главой 27 КоАП РФ . Они существенно затрагивают права и свободы граждан и юридических лиц. Применение подобных мер в отношении отдельных категорий граждан (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц) ограничивается законодателем в целях создания надлежащих гарантий их служебно-правового статуса.

Вопрос об административной ответственности судьи решается в соответствии с частью 4 ст.16 Закона РФ №3132-1 от 26 июня 1992г. «О статусе судей в Российской Федерации» судебной коллегией в составе трех судей в 10-дневный срок после представления Генерального прокурора РФ. Формальное отсутствие административной ответственности судьи не означает его безнаказанности за совершение административного правонарушения, но обеспечивает исключение давления на судей и является одной из гарантий независимости судьи. Применение к судье мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении также осуществляется в особом порядке.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 марта 1996г. №6-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р.И.Мухаметшина и А.В.Барбаша» признается, что исключение из принципа равенства перед законом судей «является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия».

Вопрос о привлечении к административной ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы и применения к ним мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении решается в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 8 мая 1994г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Привлечение указанных лиц к административной ответственности возможно только при наличии согласия на это соответствующей палаты Федерального Собрания при условии лишения их неприкосновенности и только в судебном порядке. Лишение их неприкосновенности осуществляется по представлению Генерального прокурора РФ в недельный срок с момента начала осуществления производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996г. №5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определено, что неприкосновенность парламентариев - это важнейшая гарантия их деятельности. Она имеет публично-правовой характер и призвана обеспечивать повышенную охрану законом личности указанных должностных лиц в силу осуществления ими государственных функций, ограждая от необоснованных преследований, способствуя их беспрепятственной деятельности, самостоятельности и независимости. Наличие парламентского иммунитета не означает полного освобождения парламентариев от административной ответственности за общественно вредные деяния, совершенные не в связи с осуществлением ими собственно депутатской деятельности. Указанный правовой институт определяет особый процессуальный порядок привлечения их к административной ответственности.

Привлечение к административной ответственности прокуроров осуществляется в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 17 января 1992г. №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации». При совершении прокурором или следователем прокуратуры административного правонарушения все действия по проверке указанного факта осуществляются исключительно органами прокуратуры. Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей и транспорта) в отношении прокурора или следователя прокуратуры не допускается, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев для обеспечения безопасности других лиц.

В качестве исключения из принципа равенства перед законом можно рассматривать также и полный иммунитет от административной юрисдикции лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью (см. комментарий к

Новая редакция Ст. 1.4 КоАП РФ

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 1.4 КоАП РФ

1. Субъекты, совершающие административные правонарушения и привлекаемые к административной ответственности, не обладают фактическим равенством. Они различны по своему имущественному и должностному положению, полу, национальности, происхождению (если речь идет о физических лицах), различаются в зависимости от организационно-правовых форм (если речь идет о юридических лицах). Принцип равенства перед законом состоит в том, что к фактически неравным физическим и юридическим лицам закон предъявляет одинаковые требования за административные правонарушения. Существует единая для всех лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности. Кроме того, все лица, в отношении которых, ведется производство по делу об административном правонарушении, наделены равными правами по защите своих законных интересов. Целесообразнее было бы говорить не о принципе равенства перед законом, а о принципе равноправия лиц, привлекаемых к административной ответственности.

2. Существуют особенности в процедуре привлечения к административной ответственности лиц, занимающих некоторые государственные должности (депутатов, судей и иных лиц). Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная должность Российской Федерации - это должность, устанавливаемая Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Особая процедура привлечения к ответственности лиц, занимающих государственные должности, является определенной гарантией их защищенности и независимости при осуществлении государственных функций.

3. Существует особая процедура привлечения к ответственности военнослужащих, совершивших административные правонарушения, она регламентируется дисциплинарными уставами.

Другой комментарий к Ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данный принцип является производным от закрепленного в ст.19 Конституции РФ принципа - "все равны перед законом и судом", имеющего принципиальное значение в качестве одного из ярких проявлений гарантированного общепризнанными нормами международного права и Конституцией страны комплекса прав и свобод человека и гражданина. Одновременно в нем находят обобщенное выражение демократические начала российского законодательства об административных правонарушениях. Важно подчеркнуть, что принцип равенства сторон перед законом отчетливо проявляется на стадии производства по делам об административных правонарушениях (разд.IV КоАП РФ).

Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, и лица, привлеченные к административной ответственности, наделены в соответствии с нормами КоАП РФ взаимными обязанностями и правами и по существу равны перед законом. Иначе говоря, комментируемый принцип фактически имеет более широкое юридическое значение и выражение, характеризуя не только статус лиц, совершивших административные правонарушения, но и отношения, складывающиеся в процессе правовой оценки их поведения. При этом равенство перед законом всех участников производства по делам об административных правонарушениях создает должный режим законности, необходимый при применении любых мер юридической ответственности, в том числе и предусмотренных уголовным законодательством. Это означает, что принцип равенства перед законом является универсальным, характеризующим процесс применения любых мер государственного принуждения.

Принцип равенства перед законом не был закреплен в КоАП РФ РСФСР, хотя, конечно, он усматривался на основе анализа всей совокупности содержащихся в нем правовых норм, не относящихся к его Особенной части. Следовательно, налицо новелла, в значительной степени демократизирующая новый КоАП РФ.

Новеллой является и то, что принцип равенства перед законом распространяется не только на физические, но и на юридические лица, различные по своим организационным формам, а также по формам собственности, причем не только на стадии привлечения соответствующих лиц к административной ответственности, но и при применении процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. гл.27 КоАП РФ).

2. Конституция РФ и федеральное законодательство в отдельных случаях предусматривают особые условия привлечения к административной ответственности, равно как и применения мер процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях для определенной группы лиц, обладающих специальным правовым статусом (депутаты, судьи, прокуроры, которых КоАП РФ характеризует как должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции). Эти особые условия, не выходящие в целом за рамки принципа равенства перед законом, находят свое выражение не в КоАП РФ, а в иных законодательных актах.

3. Федеральным законом от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст.19-20) установлено, что привлечение соответствующих лиц к административной ответственности возможно только в судебном порядке, при наличии согласия на это соответствующей палаты Федерального Собрания и при условии лишения их неприкосновенности.

В случае начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, Генеральный прокурор РФ обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы неприкосновенности. Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой. Отказ палаты дать согласие на лишение неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и влекущим его прекращение. Соответственно дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

4. Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" и федеральными законами о внесении изменений и дополнений в Закон "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрен следующий порядок привлечения судей к административной ответственности за рамками, установленными КоАП РФ, а также без решения вопроса о лишении судей неприкосновенности. Установлено, что их административная ответственность наступает по решению судебных коллегий: в составе трех судей Верховного Суда РФ - в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховных судов субъектов РФ, судов автономной области и автономных округов, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда; в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, судов субъектов РФ и т.п. Решение о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после получения представления Генерального прокурора РФ.

Задержанный по любому подозрению и принудительно доставленный в любой государственный орган, если его личность не могла быть установлена в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" содержит следующие положения, относящиеся к порядку привлечения прокуроров к административной ответственности (ст.42). Любая проверка сообщений о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования дела они отстраняются от должности. Не допускается задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей и используемого ими транспорта (если иное не предусмотрено федеральным законом).

6. Особые условия привлечения к административной ответственности установлены также для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст.2.5 КоАП РФ).



 

Возможно, будет полезно почитать: