К основным угрозам иб можно отнести. К таким угрозам относятся


Опасность - вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда кому-либо, чему-либо, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами. Опасность для системы проявляется в виде угроз внешнего или внутреннего характера.

Угроза - наиболее конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.

Под угрожающим экономической, безопасности фактором понимается совокупность условий, препятствующих реализации национальных экономических интересов или создающих опасность сокращения производственного потенциала субъектов хозяйственной деятельности.

Угрозы (опасности) описываются количественными и/или качественными характеристиками, присущими объекту, процессу, событию или явлению. Опасность выступает как потенциальное и часто как имманентное свойство некоторых объектов, процессов, событий или явлений окружающей действительности наносить при возникновении некоторых условий ущерб другим объектам, процессам и т. д., которые сами по себе также могут обладать (или не обладать) опасными свойствами.

В нормативно-законодательных актах и экономической литературе предлагаются различные варианты состава экономических угроз. При этом имеет место тенденция к его неограниченному расширению, включению в него обычных недостатков, свойственных переходному состоянию экономики. При таком подходе сама проблема экономической безопасности «растворяется» в общих характеристиках экономического развития страны, и на такой основе трудно разработать мероприятия по ее обеспечению.

Очевидно, что на экономическую безопасность влияют многообразные факторы, которые можно классифицировать по различным основаниям. Например:

По сфере человеческой деятельности (политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, экологическая, информационная и т. д.);
- по источнику угрозы (внутренняя - источник на территории РФ, внешняя - источник за пределами РФ);
- по отношению к человеческой деятельности (объективная - формируется независимо от целенаправленной деятельности; субъективная - создается сознательно);
- по вероятности реализации, наступления (реальные - могут осуществляться в любой момент времени; потенциальные - могут реализоваться в случае формирования определенных условий);
- по возможности прогнозирования (прогнозируемые, непрогнозируемые);
- по последствиям (всеобщие - отражаются на всей стране или большинстве ее субъектов; локальные - отражаются на отдельных субъектах);
- по величине ущерба (катастрофические, значительные, вызывающие трудности).

Основные угрозы национальной безопасности России на современном этапе ее развития определены в Концепции национальной безопасности РФ и по сферам человеческой деятельности классифицируются следующим образом:

1) Угрозы в сфере экономики.
2) Угрозы федеративному устройству и социально экономическому укладу Российской Федерации.
3) Угроза криминализации общественных отношений.
4) Угрозы в социальной сфере.
5) Угрозы в международной сфере.
6) Угрозы в информационной сфере.
7) Угрозы в военной сфере.
8) Угрозы в пограничной сфере.
9) Угрозы в экологической сфере.
10) Угрозы в духовной сфере.

Классификация угроз экономической безопасности

По источникам подразумевает их деление на две большие взаимосвязанные группы: внешние угрозы, в качестве источников которых выступают негативные процессы и явления за пределами Российской Федерации, и угрозы внутренние, источники которых «расположены» на территории страны. Эти угрозы проявляют себя во всех сферах человеческой деятельности.

Внутренние угрозы:

Структурная деформация экономики;
- неадекватные целям и задачам результаты приватизации;
- снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала;
- тенденция превращения России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
- усиление импортной зависимости;
- утечка из страны валютных ресурсов;
- углубление имущественного расслоения общества;
- усиление региональной дифференциации уровня социально-экономического развития;
- криминализация экономических отношений.

Внешние угрозы:

Продовольственная уязвимость России вследствие критической зависимости страны от импорта продуктов питания;
- технологическая блокада;
- негативное влияние финансовых, фондовых, валютных рынков;
- потеря рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье;
- дискриминационные меры зарубежных стран, международных финансовых и экономических организаций во внешнеэкономических отношениях с Россией;
- завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
- недостаточный экспортный и валютный контроль;
- необустроенность таможенной границы.

Классификация угроз по отношению к человеческой деятельности осуществляется на основе признаков объективности и субъективности.

К первым следует отнести угрозы, которые возникают в результате действия объективных законов природы и социально-экономических законов функционирования человеческой цивилизации. Например, стихийные бедствия (наводнения, сели, ураганы, землетрясения и т. д.) представляют угрозу экономике, жизни и благополучию людей. Действие объективных законов рынка (законы спроса и предложения, ценообразования; колебания ставок ценных бумаг на фондовых биржах, курсов национальных валют и т.д.), которые, естественно, проявляют себя и в интеграционных процессах (образование транснациональных корпораций, политических и экономических сообществ государств), порождают целый спектр различных угроз во всех сферах человеческой деятельности.

Субъективные угрозы создаются сознательно и проистекают из узких политических, экономических и иных интересов конкретных государств, организаций, группировок и отдельных людей: протекционизм в политической и экономической сфере; разведывательная деятельность; биржевые игры «медведей» и «быков»; контрабанда; террористическая и подрывная деятельность; организованная преступность и т. д.

Вариант классификации угроз по вероятности реализации в различных сферах человеческой деятельности отражает временные характеристики появления и существования угроз и, очевидно, важен с точки зрения планирования мероприятий по их недопущению или нейтрализации. При этом под реальными угрозами чаще всего подразумеваются краткосрочные угрозы, т. е. те, которые существуют в настоящее время или могут проявиться в ближайшем будущем, а под потенциальными - угрозы долгосрочные, которые могут проявиться в обозримом или отдаленном будущем, если не будут приняты меры по смягчению или нейтрализации реальных угроз или меры по недопущению и предотвращению угроз прогнозируемых.

Например, реальные (краткосрочные) угрозы в экономической сфере - это дезинтеграция экономического пространства РФ, автономизация хозяйственной деятельности регионов; потенциальные (долгосрочные) угрозы, соответственно, - это потеря экономической самостоятельности и превращение РФ в топливно-сырьевой придаток мировой экономики с закреплением ее технологической отсталости; потенциальная уязвимость России вследствие ее зависимости от продовольственного импорта.

Реальные (краткосрочные) угрозы в социальной сфере - это рост преступности, повышение степени агрессивности и организованности преступного мира, его проникновение во властные структуры и смыкание с зарубежными, включая СНГ, преступными образованиями. Соответственно, потенциальные (долгосрочные) угрозы - это недостаточно эффективное функционирование основных институтов социальной защиты населения (здравоохранение, образование, социальная помощь и др.); нелегальная иммиграция, сокращение средней продолжительности жизни, падение рождаемости, ухудшение здоровья населения.

Реальные (краткосрочные) угрозы в военной сфере - это существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов; нарушение целостности обороны и неопределенность режима государственной границы Российской Федерации на некоторых направлениях. Потенциальные (долгосрочные) угрозы в военной сфере - распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран использовать их в реализации своих военных и политических целей; сохранение угрозы международного терроризма, шантажа, в том числе с использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения.

В технологической сфере реальные (краткосрочные) угрозы - это быстрое нарастание вероятности техногенных катастроф, в том числе крупных, в связи со старением оборудования в сфере промышленного производства и на транспорте, снижением до опасных пределов уровня технологической дисциплины и дефицитом средств, необходимых для технологического обновления производства. Потенциальные (долгосрочные) угрозы - рост количества и масштабов возможных техногенных катастроф.

Классификация угроз безопасности по вероятности реализации может быть применена ко всем сферам человеческой деятельности. На основе данной классификации можно сделать вывод о том, что значительная часть угроз безопасности, определяемых как «долгосрочные», является производной от краткосрочных угроз при условии непринятия мер по нейтрализации или недопущению последних.

Классификация угроз по вероятности реализации может проводиться с использованием математических методов анализа (в рамках теории вероятности и математической статистики). В этом случае угрозы могут подразделяться, например, на маловероятные и высоковероятные.

Понятия «краткосрочности» и «долгосрочности» можно использовать при классификации угроз по длительности действия (или длительности существования угрозы). Например, к краткосрочной угрозе можно отнести изменение курса валют или ставок ценных бумаг на фондовой бирже (если это происходит по объективным причинам). К долгосрочным угрозам можно отнести угрозы, порождаемые непродуманностью и непоследовательностью прошедших в стране реформ, эмиграцией высококвалифицированных специалистов за рубеж; угрозы, связанные с ухудшением экологической обстановки; угрозы для будущего нации из-за снижения рождаемости и увеличения заболеваемости и смертности. В рамках классификации по длительности действия можно также выделить постоянные угрозы (например, пока существуют государственные границы, будут существовать и угрозы, порождаемые контрабандой).

При классификации угроз по последствиям большинство из них следует отнести к всеобщим, т. е. отражающимся на всей стране. Классификация угроз по последствиям необходима, например, для выделения регионов, где в наибольшей степени отражаются угрозы в экономической, социальной, экологической и других сферах, для объявления тех или иных территорий зонами экономического, экологического или стихийного бедствия, что должно, очевидно, приводить к принятию местными, региональными или федеральными органами соответствующих мер экономического, социального, технического и иного характера.

Характеристика угроз по классификационным признакам дает возможность определить механизм их действия, что на практике позволяет выявить основные направления противодействия им.

Системный анализ угрозы позволяет определить ее сущностные элементы, к которым относят:

Объект посягательства (управление, информация, производственные ресурсы, персонал, др.);
- природу возникновения угрозы (объективные, например, в виде стихийных бедствий; осознанно или неосознанно субъективные, посредством конкуренции, государственной политики и т. п.);
- результат реализации угрозы (ущерб, нарушение функционирования/деятельности, прекращение существования и т. д.);
- величину нанесенного вреда (катастрофическая, критическая, кризисная);
- вид воздействия (явный, латентный);
- способы защищенности.

Таким образом, в данной теме были рассмотрены следующие основные понятия и категории: безопасность, национальная безопасность, экономическая безопасность, внешняя безопасность, внутренняя безопасность, экономические приоритеты, экономические интересы, факторы безопасности, опасность, системная безопасность, субъекты и объекты экономической безопасности, угроза, классификация угроз.

Практическая ситуация 1

Сегодня наметилась явная угроза экономической безопасности нашей страны в области недропользования: западный капитал уверенно занимает позиции там, где прежде была государственная геологоразведка, и в первую очередь геофизика.

Эксперты Совета Безопасности отмечают, что если положение не изменится, то в ближайшем будущем иностранные компании будут обладать всей полнотой информации о стратегических запасах российской нефти и газа. Ситуация усугубляется еще и тем, что техническое отставание россиян в области применения высоких технологий в нефтедобыче порой компенсируется вхождением иностранного капитала в уставные фонды наших добывающих компаний. Развитие событий по такому сценарию вполне может привести к образованию компрадорского капитала и его геополитическому влиянию, идущему вразрез с национальными интересами России.

По прогнозам ученых, в нашей стране рентабельные для отработки запасы нефти смогут обеспечить текущий уровень добычи в течение максимум 20 лет. Далее, при отсутствии упреждающего воспроизводства минерально-сырьевой базы, последует резкий спад уровня добычи углеводородного сырья. Угроза развития такого сценария вполне реальна, поскольку общая выработанность разведанных запасов нефтегазового комплекса весьма высока. Уровень воспроизводства нефти существенно отстает от уровня добычи; что же касается природного газа, то более 80 % от его добываемых объемов приходится на месторождения, вступающие в фазу падающей добычи. Если положение в ближайшее время в корне не изменится, то может произойти резкий спад добычи нефти и газа.

Все имеет свое начало и конец

Сырьевые отрасли России, имеющие фундаментальное значение для обеспечения экономической безопасности государства, переживают ни много ни мало, но системный кризис. Тому причин несколько. Во-первых, действующее законодательство о недрах не обеспечивает эффективного недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы, поскольку государство за последние годы утратило какие-либо рычаги влияния в сфере добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов. Сегодня по целому ряду полезных ископаемых, и в первую очередь по нефти и газу, перед страной замаячила реальная перспектива скорого исчерпания имеющихся запасов даже при нынешних уровнях их добычи, что создает непосредственную угрозу экономической безопасности страны.

Во-вторых, наши добывающие компании в условиях рыночных отношений мало озабочены проблемами рационального недропользования и уж тем более не думают о восстановлении минерально-сырьевой базы, доставшейся им почти даром. В большинстве своем, они стремятся лишь к получению максимально возможной прибыли за счет отработки наиболее доступных запасов, разведанных еще в советское время.

Еще не все потеряно

А пока что нас обнадеживают результаты, полученные в Ханты-Мансийском автономном округе. Там была проведена оценка потенциальных ресурсов углеводородов, которая показала, что невыявленные ресурсы, т. е. требующие поиска, оценки и разведки, составляют еще около половины общего нефтяного потенциала региона. Кстати, одного из самых перспективных и хорошо изученных. Так что есть над чем работать и к чему стремиться.

В чем же дело? Почему расширенное воспроизводство не поспевает за добычей? По мнению экспертов Совбеза, всему виной резкое сокращение объемов геологоразведочных работ, произошедшее после известных изменений в налоговом законодательстве: были упразднены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, за счет которых худо-бедно, но существовали государственные геологоразведочные службы как федерального подчинения, так и в регионах. Их разрушение привело к тому, что объемы изыскательских работ сократились более чем в три раза, почти полностью исчерпан поисковый задел, необходимый для дальнейшего наращивания разведанных запасов.

Вскоре после отмены ставок ВМСБ произошло ощутимое снижение прироста запасов. Только по нефти их объемы сократились в 1,5 раза. Но мир не терпит пустоты. Освободившуюся нишу после развала единой государственной системы геологоразведки самым активным образом начали занимать западные сервисные компании, располагающие современным оборудованием и владеющие новейшими методами разведки полезных ископаемых. В итоге наша страна оказалась перед реальной угрозой монополизации национального рынка геофизических услуг со стороны западных компаний, которые сегодня самым активным образом скупают акции российских предприятий, оказавшихся в трудном положении. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе геологоразведочные партии из-за малого объема работ вынуждены бороться за место под солнцем, снижая расценки до минимально возможного уровня, утрачивая при этом возможность развиваться, внедрять новую технику и технологии.

Россиян отодвинули

Из-за низких зарплат высококвалифицированные геологи уходят в добывающие компании, и страна упускает из рук золотой фонд специалистов, создавших российскую геологическую школу. Очевидно, что в таких условиях наши геологоразведочные предприятия не в состоянии конкурировать с Западом на рынке сервисных услуг. Им не по плечу тягаться с такими компаниями, как «Halliburton (годовая выручка 12,6 млрд. долл.) или «Шлюмберже» (годовая выручка 14 млрд. долл.). В том же Ханты-Мансийском автономном округе работало более десяти отечественных сервисных компаний, осуществляющих поисковое бурение, то их число сократилось более чем в 3 раза!

Что же касается геофизики и применения современных методов увеличения нефте отдачи, то в этих областях произошло практически полное замещение

Услуг, предоставляемых российскими компаниями. При проведении гидроразрывов пласта наши недропользователи применяют большей частью иностранные технологии, оборудование, программное обеспечение, материалы, привлекают специалистов из-за рубежа. Более того, полевые измерения практически всеми российскими геофизическими компаниями выполняются с помощью телеметрических комплексов производства США и Франции (фирмы «SERSEL», «INRSUN»). Обработка и интерпретация полученных данных также обеспечивается применением программного продукта западного производства (Schlumberger, Technology, PGS, Landmark Grafics Corporation и другими). Понятно, что все это не может положительно сказаться на экономике России, ее будущем. Техническое отставание нашей страны в области инновационных технологий требует немедленной структурной перестройки экономики, переориентации финансовых потоков из сырьевого сектора в научно-технический, под развитие конкурентоспособной государственной геофизической службы. В противном случае мы обречены уступить место на этом поприще более продвинутым, более удачливым, более мобильным... иностранным компаниям.

Играй, но карты не показывай

Это сегодня происходит повсеместно, и глупо винить российский бизнес за отсутствие патриотизма или еще за что-то в этом роде: наши нефтяники всего лишь стремятся быть эффективными собственниками и отдают предпочтение тому, кто лидирует на рынке.

В отсутствие государственного протекционизма по отношению к российским сервисным компаниям, западные партнеры не мытьем, так катаньем добиваются заказов на отечественном рынке геофизических услуг. Зачастую россияне получают от иностранных «партнеров» льготные кредиты в обмен на полную информацию о недрах, о запасах, в том числе и стратегических. Бывает, что передача новых технологий сопряжена с участием западного партнера в уставном капитале россиян.

Скажем, уже упоминавшаяся одна из крупнейших в мире сервисных компаний «Шлюмберже» не первый год расширяет свое присутствие в России. В Башкортостане ее представителями изучается возможность выкупа блокирующих пакетов акций предприятий ОАО «Башнефть-геофизика», ОАО НПФ «Геофизика», ОАО «Гео физприбор» с целью захвата всего объема проводимых на территории республики геофизических работ.

По последним данным, активность «Шлюмберже» на этом поприще увенчалась успехом. Компания приобрела контрольный пакет акций российской нефте-сервисной фирмы «Петроальянс». Представители ОАО «Газпром» и компании «Шлюмберже» подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу создания технологического альянса. И тотчас западные специалисты приступили к консультациям своих российских коллег по вопросам разработки программного продукта, дающего возможность проводить подсчеты запасов, планировать добычу, вести квартальное, годовое и перспективное планирование.

По информации из достоверных источников, «Шлюмберже» планирует выполнять в России до 70% объемов геофизических работ.

Здесь, как говорится, комментарии излишни. Если ничего не изменится, может статься, лет через пять Запад будет являться собственником подробной и детальной информации о недрах России, в том числе об основных запасах и уровнях добычи сырья, имеющего стратегическое значение. А это уже слишком.

Под крылом иностранного капитала

Никто не оспаривает тот факт, что технический прогресс, привнесенный в нефтегазовую отрасль иностранными нефтяными компаниями, - несомненное благо для нашей страны, как, впрочем, и любые инвестиции. Но, с другой стороны, чрезвычайно важно соблюсти баланс между объемами такой помощи отечественным компаниям и степенью их зависимости от иностранного капитала, с тем, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным и не представляло угрозы для экономической безопасности страны. А такая угроза сегодня реально существует.

Например, создание совместного предприятия ТНК ВР позволило иностранцам получить доступ к основным месторождениям на юге Тюменской и Оренбургской областей, в городах Нижневартовске, Мегионе, Нягани и Новом Уренгое. Сегодня в компании ОАО ТНК 95,73% акций принадлежит ООО «Дойче Банк», у нефтяной компании «Сиданко» - 57,4% акций во владении того же банка, 60,5% акций НК ЮКОС принадлежит Group MENATEP, и вполне естественно, что интересы западных финансовых структур не привязаны к национальным интересам России.

Повышенный интерес иностранных инвесторов к российской нефтегазовой отрасли, помимо экономического, имеет ярко выраженный геополитический аспект. На фоне четко обозначившейся тенденции объединения крупных компаний и поглощения ими мелкого и среднего бизнеса возникает реальная угроза монополизации отрасли и получения иностранными ФПГ контроля над большей частью нефтяной промышленности России. Мировой опыт показывает, что установление подобного контроля над бюджето-образующими отраслями ведет к формированию компрадорского капитала, ориентированного на защиту интересов Запада.

По мнению, аналитиков Совбеза России, было бы целесообразным сформировать национальную стратегию недропользования для обеспечения расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы и в рамках административной реформы разработать концепцию функционирования Федеральной геологической службы России.

Но, к сожалению, благие пожелания так и остались на бумаге.

Сколько людей - столько мнений

В числе рекомендаций Совбеза - и необходимость наискорейшего внедрения механизма экономического стимулирования отечественных недропользователей, осуществляющих поиск и разведку месторождений за собственные средства. Предлагается предоставлять им право «первой руки»: без конкурсов и аукционов отдавать в разработку месторождения тем, кто вложился в поисковые и разведочные работы. В то же время эта мера поощрения не должна ограничивать широкого применения в практике недропользования гражданско-правовых отношений - договора аренды, концессии и других. Право «первой руки» нашло отражение в новом законопроекте «О недрах», но когда он будет внесен в Госдуму, и тем более принят, - это вопрос вопросов.

Совет безопасности рекомендует произвести дифференциацию НДПИ в зависимости от условий добычи, с тем, чтобы стимулировать эксплуатацию низкодебитных скважин, допуская переход с этой целью от налоговой системы к взиманию дифференцированных рентных платежей. МЭРТ вот уже несколько лет намеревается осуществить дифференциацию, но на практике никак не может определиться с чего начать. Далеко не все предложения экспертов Совета Безопасности, направленные на исправление ситуации, сложившейся в минерально-сырьевом комплексе страны, воспринимаются однозначно в регионах.

Так, власти ХМАО считают необходимым с осторожностью относиться к применению в минерально сырьевом комплексе таких форм гражданско-правовых отношений, как концессии, договоры аренды и подряда. И свою точку зрения обосновывают «неутешительной практикой применения договорных форм недропользования на Сахалине». Анализ хода выполнения действующих в России СРП Сахалин1 и Сахалин2 свидетельствует о сложной ситуации и очевидном проигрыше государства. Сахалин же, напротив, всячески ратует за действующие соглашения о разделе продукции, которые оживили экономику региона. Сколько людей, сколько интересов - столько и мнений.

В их изобилии и противоречивости важно соблюсти государственный интерес, основанный на взвешенном отношении к проблеме и необходимости, в первую очередь, обеспечить экономическую безопасность страны. Предложения известны, - настала пора сделать выводы.

Практическая ситуация 2. Кофе дорожает

За последние пять лет кофе сорта «робуст» подорожал в три раза. «Робуст» уступает по качеству «арабике», но содержит достаточно кофеина и имеет умеренно горький привкус, поэтому используется преимущественно при производстве растворимого напитка, так что рост цен на «робуст» ведет к подорожанию растворимого кофе.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию различных угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: 1) внешние, 2) внутренние и 3) трансграничные , нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

Основныевнешние угрозы:

1. наращивание группировок войск вблизи границ РФ или границ ее союзников, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил;

2. вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

3. наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

4. территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

5. осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

6. демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

7. нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8. расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

9. деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

10. ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

11. вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

12. действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

13. дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

14. распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

Основные внутренние угрозы :

1. попытки насильственного изменения конституционного строя;

2. планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3. деятельность незаконных вооруженных формирований;

4. незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

6. деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Трансграничные угрозы совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз . Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними . Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ. Основные трансграничные угрозы :

1. создание, подготовка и оснащение на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

2. поддержка из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

4. ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

6. деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза . Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей.

2. Угроза распространения оружия массового поражения (ОМП) . Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР). Близки к его созданию еще 8 государств.

3 . Угрозой является гонка вооружений, выходящая на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5 . Угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защититься якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО.Состав блока НАТО: 1949г. – 12 государств; 1982г. – 16 государств; 1999г. – 19 государств; 2004г. – 26 государств.

6. Угрозы в экономической сфере :

− сокращение наукоемких производств;

− снижение инвестиционной и инновационной активности;

− разрушение научно-технического потенциала страны;

− увеличение вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности;%

− увеличение в промышленности доли топливно-сырьевого сектора;

− формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления , т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

7. Угрозы в социальной сфере:

− увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности;

− расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан.

8. Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя и наркотических веществ. Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей.

9. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природно-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

10. Увеличение вероятности возникновения катастроф техногенного характера. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

11. Угрозы в международной сфере проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

12. Угрозы в военной сфере . Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

13. Появилась новая угроза – морское пиратство.

В современном мире в свете последних событий, все чаще поднимаются темы, объясняющие факторы риска и в целом все военные угрозы национальной безопасности России. Чтобы рассмотреть эту проблему шире, необходимо для начала разобраться с самим понятием. Удовлетворение любых национальных интересов в современном мире происходит благодаря обоюдному и взаимному действию стран, находящихся на мировой арене при содействии сил непосредственно внутри страны. Такие отношения находятся на грани сотрудничества и противоборства - одновременно. Таким образом, можно рассматривать такое положение дел, как обыкновенную борьбу за выживание. Поэтому, так или иначе, но страны должны учитывать обоюдные интересы. Но при несоблюдении правил игры или наплевательском отношении одного государства к другому это может быть расценено, как угроза безопасности или целостности государства, как минимум в экономическом плане.

Что такое угроза безопасности

Таким образом, военные угрозы национальной безопасности России могут быть определены, как косвенные или прямые возможности нанесения рисков свободе, конституционным правам, территориальной ценности, уровню и качеству жизни граждан, развитию, безопасности и обороне государства.

Такие столкновения на почве удовлетворения своих национальных интересов и являются первым шагом к проблемам, связанным с безопасностью. Так выглядит трактовка понятия, но исходя из этого, нужно отметить следующее. При отсутствии национального интереса угрозы как таковой не существует, таким образом, это может быть классифицировано как опасность, которая сама по себе может появиться не только вследствие деятельности человека, но и природных, техногенных и стихийных катастроф.

Классификация угроз

Перед тем как рассмотреть, насколько национальная безопасность РФ крепка и откуда необходимо ожидать опасность, стоит разобрать виды угроз.

Потенциальная угроза всегда рассматривается во время разработок и создания любой программы. Несмотря на план и его направленность, такие риски должны обязательно просчитываться. В это же время непосредственные угрозы требуют немедленного задействования специальных систем и «рычагов» для кризисного принятия адекватной ответной меры. Чаще всего очагом таких проблем являются именно потенциальные угрозы. Источники могут иметь целенаправленный характер, для какой-то определенной цели и относительно географической направленности. Последние, в свою очередь, могут быть обусловлены не только внешними, но и внутренними источниками, о которых мы поговорим подробнее на конкретном примере.

Внутренние угрозы национальной безопасности России

На данный момент основные угрозы военной безопасности можно разделить на следующие:

  • в обществе может являться одним из самых опасных рисков. Это так называемая бомба замедленного действия, которая может разорваться в любой момент, как только пропасть между богатыми и бедными достигнет критического предела. Отсюда следует рост напряженности в обществе, проституция, алкоголизм, наркомания, криминальная составляющая.
  • Ресурсная ориентация, в данном примере нефть и газ, безусловно, позволяет иметь высокий доход для всего государства, но при этом, стоит отметить, что ни о каком устойчивом и стабильном экономическом росте речи и идти не может.
  • Усиление разрыва роста экономики между разными регионами. В условиях, когда один регион живет лучше другого, разрушаются связи, и это однозначно не способствует интеграции между регионами.
  • Криминогенная обстановка всего общества в России. В последнее время участились случаи нетрудового дохода, причем это может наблюдаться как среди обычного населения, так и верхушки власти, что сказывается на общей нестабильности и неустойчивости экономики. В такой ситуации вывести национальную экономику из сложившегося кризиса практически невозможно.
  • Проблемы, связанные с уменьшением научно-технического потенциала, как основы роста экономики. На самом деле национальная безопасность РФ находится перед достаточно серьезной угрозой, из-за того, что в последнее время Россия не делала достаточного вклада в наукоемкие отрасли, поэтому необходимого научного потенциала просто нет.
  • Сепаратистские взгляды отдельных территорий, что функционируют по принципу федеративного устройства.
  • Межнациональная и межэтническая напряженность, которая в последнее время только усиливается.
  • Демографический кризис и снижение физического здоровья населения.

Если рассматривать в купе все вышеприведенные угрозы безопасности, видно, что они достаточно тесно связаны. При возникновении одной может стать актуальной следующая, и так далее по цепочке. Ликвидация всех этих проблем необходима для того, чтобы обеспечить сохранение государственности. Но помимо внутренних угроз, особенное внимание стоит уделить и внешним.

Внешние угрозы национальной безопасности России

Что касается проблем извне, то тут все намного проще, и они кажутся более очевидными, так как в основном от их действия страдает вся страна целиком. Среди таких угроз можно отметить следующие:

  • Международный терроризм.
  • Уменьшение роли РФ в мировой политической и экономической жизни, из-за целенаправленных действий как конкретных государств, так и организаций (пример ОБСЕ и ООН).
  • Территориальная экспансия относительно Китая и Японии.
  • Постоянное увеличение военного присутствия НАТО.
  • Размещение вблизи границ России военных сил, в частности США.
  • Повсеместное распространение оружия массового поражения.
  • Ухудшение отношений со странами СНГ, в частности Беларусью и Украиной.
  • Кризис оборонного потенциала страны.
  • Постоянное возникновение военных вооруженных противостояний вблизи границ и стран СНГ, яркий тому пример и военный переворот 2013-2015 гг.
  • Ослабление позиции в сфере телекоммуникаций, из-за ряда стран, которые вкладывают в информационную войну просто колоссальные средства.
  • Активизация на территории РФ иностранных организаций, шпионов и так называемой

Таким образом, внутренние и внешние угрозы обязательно требуют постоянного наблюдения для того, чтобы безопасность была под контролем.

Проявление угрозы со стороны США (Холодная война)

На самом деле, попытки проявления недружественного отношения со стороны США были постоянно, и об этом свидетельствует много фактов, и такие маневры от этой стороны будут продолжаться и далее. этой проблемы вряд ли можно найти, так как интересы РФ и Америки лежат в абсолютно разных плоскостях и понимании происходящего. Но, как уже успели отметить эксперты, Холодная война на самом деле не закончилась, а всего лишь был взят небольшой перерыв, чтобы с новой силой ударить по России.

Многое может пролить свет на последние шахматные рокировки в Восточной Европе и интерес Соединенных Штатов во всем этом. Несмотря на то что ЦРУ имеет 4 базы за пределами Америки, в планах, скорее всего, построить еще одну прямо у границ с Россией, а именно на Украине.

Как видно из последней ситуации в этой стране, украинские структуры некомпетентны, сумасбродны, лживы и ко всему прочему видны откровенные элементы неуважения ни к президенту России, ни к государству в целом. В случае если база ЦРУ будет открыта, то Америка сможет вести разговор с РФ, уже если не на повышенных, то на уверенных тонах. Таким образом, у границ появится опытная, высоко отлаженная структура, которая устанавливала свой порядок более чем в 40 странах.

Конфликт на Украине как прямая угроза

Затрагивая тему "врага у ворот", безусловно, стоит отметить, что военные угрозы национальной безопасности России стали критическими после конфликта на Украине, и это отмечают компетентные службы всего мира.

Итак, предположим, что в планах правительства самой «демократической» страны в мире (по версии ее же самой), действительно стоит строительство баз на Украине. Зачем это нужно и что это даст по факту? На самом деле ответ кроется не только в геополитическом контроле этого региона. Естественно, в этой стране первым делом будет создан специальный центр по подготовке радикалов и террористов, для того чтобы впоследствии они были переброшены в Россию для наведения беспорядков. В данном случае речь идет о тех молодых людях, которых идеологически обрабатывали еще с начала 90-х. Теперь практически большая половина дружественной, братской и когда-то единой страны в составе СССР считает Россию корнем всех бед и главным врагом, поэтому с радостью пойдет обучаться убивать врага на американские полигоны.

Радикалы и террористические организации

Не меньшей проблемой может быть отмечена угроза терроризма и радикализма. Первоочередной задачей таких организаций является обострение градуса напряжения, наведение хаоса, беспорядков и страха в обществе, необходимость раскачивать ситуацию и напрягать обстановку.

Как известно, прямых доказательств того, что США в промышленных масштабах создает террористов, достаточно много, но вот мировая общественность почему-то постоянно закрывает на это глаза (по непонятным причинам). В Афганистане это была Аль-Каида, и ее действия прямым образом были направлены против СССР. После распада необходимость в ней спала, а после был убит и двойной агент ЦРУ Усама Бен Ладен, как лишний и уже ненужный свидетель, но в СМИ он подавался как террорист №1.

Что мы видим в современном мире? Ливия, Сирия, Украина, а дальше кто? А следующей будет Россия, и поможет Америке в этом ИГИЛ. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что угроза терроризма в основном идет только от одного «демократического» государства, которое под прикрытием ярого борца с этими структурами само и создает опасность.

НАТО

Несмотря на то что базы НАТО заполонили весь мир, прямые военные действия с РФ практически исключены. Поэтому со стороны этого блока военные угрозы национальной безопасности России близки к нулю. Об этом может говорить много фактов, и, конечно же, не последнюю роль играет Российский «ядерный кулак». Никто не хочет обрекать всю планету на смерть, а открытие Южного и Восточного фронта как раз может привести к этому. Конечно же, не исключается вероятность активного участия этого блока, если РФ все-таки сможет выдержать экономическую блокаду и санкции, но все же это опять-таки будет не открытая, а подпольная деятельность в подготовке боевиков, террористов и переброска их на территорию. Но, так или иначе, такие внешние военные угрозы, как можно смело расценивать, как потенциальные

Экономическая угроза (санкции)

В ходе последних событий, хочется понять, почему такая крупная, богатая и сильная страна страдает от намеренного экономического воздействия? А проблема в следующем, как говорится, «пришла беда, откуда не ждали». Современная Россия — это сырьевой придаток экономики, но только не собственной, речь идет про экспорт. Удар санкций был настолько спланированным и ощутимым, что были задействованы все мировые рычаги. Это и искусственное снижение цен на нефть со стороны арабских государств, и те ограничения, которая ввела Европа. Современная экономика РФ в большей степени игнорирует потребности гражданина, как и 20 лет назад. Современный бизнес сам по себе производит недостаточно, а зачастую просто торгует своим сырьем или, и того хуже, импортными товарами. Поэтому был сделан упор на самые уязвимые и жизненно необходимые отрасли. Это надо расценивать как толчок к перепрофилированию на восточный рынок, вот только не поздно ли, разве нельзя было предвидеть этот ход?

Современные угрозы

Безусловно, терроризм - угроза национальной безопасности России №1, но если посмотреть в недалекое будущее, то к этой проблеме может прибавиться еще несколько, не менее важных. Уже начиная с 2015 года, РФ может оказаться в самом центре схватки "насмерть" за природные богатства. Мир стал перестраиваться от многополярности к полицентризму, начался рост нестабильности, ожесточение конкуренции между новыми центрами силы. Современный мир вступает в один из самых сложных демографических, экологических и сырьевых периодов. Россия в этой ситуации - очень важный игрок, благодаря своему И никакая военная угроза не страшна лишь тогда, когда с тобой считаются как с равным, а в случае с Россией - когда боятся. Поэтому, сколько бы попыток для ослабления ее геополитических и географических позиций ни проводилось, все они будут сведены на нет. Но благодаря тому, что рост на сырьевое топливо постоянно растет, а газ и нефть, будут оставаться основными источниками энергии и иметь прогнозированную долю 84% до 2030 года, время России еще впереди. Единственная опасность в том, что РФ граничит с 16 государствами, которые то и дело стараются пересматривать свои границы.

Прогноз на будущее

Конечно, отношения Кремля с Брюсселем и Вашингтоном уже никогда не станут прежними. И в ответ на все угрозы НАТО, систем НПРО США, постоянных «цветных» революций в ряде постсоветских стран и у границ России правительство обновило доктрину, где говорится про обеспечение национальной безопасности государства. По этому документу, в ответ на действие сразу будет следовать противодействие, благодаря чему вся страна может спать спокойно и не волноваться за свое будущее.

Удовлетворение национальных интересов происходит в рамках процессов взаимодействия государств на международной арене, а также различных социальных сил внутри их. Эти процессы носят характер противоборства и сотрудничества, что в целом позволяет рассматривать их как разновидность борьбы за существование. Последняя вызывает прямое и косвенное соревнование между государствами и заставляет их так или иначе учитывать интересы друг друга. В экономической сфере это соревнование носит характер конкуренции, а во внеэкономических сферах — характер военно-политического и культурно-информационного противоборства. Формы и направленность такого противоборства и сотрудничества определяются национальными интересами. Поскольку ресурсы, направляемые на развитие, для государств различаются лишь частично, то столкновение их интересов перманентно.

Именно эти столкновения в ходе удовлетворения национальных интересов порождают угрозы национальной безопасности. Угроза национальной безопасности — это опасность, определяемая деятельностью, препятствующей удовлетворению национальных интересов.

С одной стороны, угроза национальной безопасности неразрывно связана с тем или иным . Нет национального интереса — не существует и угрозы. Вне системы национальных интересов угроза — это всего лишь опасность. Угроза национальной безопасности рассматривается в контексте различных опасностей, способностей причинить какой-либо вред, несчастье, сопровождающих человеческую деятельность вообще. Опасности, в отличие от угрозы, могут порождаться не только социальными силами, но также природными явлениями, стихийными бедствиями и катастрофами техногенного характера.

С другой стороны, угроза как посягательство на национальный интерес и намерение нанести вред, всегда связана с целенаправленной деятельностью какой-либо противостоящей социальной силы — конкретных субъектов, преследующих свои интересы, которые и выступают как источник угрозы.

  • затрагиваемыми национальными интересами страны, что отражает ее значимость;
  • обстоятельствами (собственной уязвимостью — степени защищенности отданной угрозы), что определяет потенциальный ущерб при реализации угрозы;
  • местом и временем проявления негативных факторов и условий;
  • возможностями, намерениями и волей субъекта угрозы (потенциального противника или конкурента).

Последние два пункта определяют вероятность реализации угрозы.

Таким образом, угроза национальной безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Природа угрозы определяется природой интереса, удовлетворению которого данная угроза противодействует. Поэтому различают угрозы экономического, военного, информационного, экологического и другого характера (рис. 1).

По виду различают:

Прямую угрозу. Это угроза, создаваемая адресной преднамеренной деятельностью субъекта, который рассматривается как конкурент, противник или враг.

Косвенную угрозу. Это угроза, вызванная деструктивными изменениями рыночной конъюнктуры, либо непредсказуемыми политическими событиями, разрушающими сложившиеся системы экономического и политического взаимодействия, или их неспособностью к кризисному реагированию.

В зависимости от того, откуда угроза исходит . т.е. где по отношению к государственной границе находится источник угрозы, различают также внешние, внутренние и транснациональные (не имеющие страновой привязки) угрозы.

С точки зрения «расширительного» толкования безопасности угрозы делят на следующие типы: акторо-центричные и тренд-центричные. Общим между этими угрозами является то. что первые часто, а вторые почти всегда носят транснациональный характер.

В системах стратегического планирования государств угрозы, как правило, подразделяются на потенциальные и непосредственные. В качестве первых обычно рассматриваются те из них, которые обладают следующими признаками:

  • представляют непосредственную опасность для национальных интересов в рамках соответствующего периода планирования;
  • выражаются в качестве определенной тенденции развития обстановки (например, распространение оружия массового поражения (ОМП) в мире или ухудшение экономической конъюнктуры);
  • не требуют немедленных ответных действий.

Признаки непосредственных угроз следующие:

  • представляют явную опасность национальным интересам в текущий момент;
  • выражаются в качестве конкретного события (например, нападение на страну-союзника, захват заложников и т.п.);
  • требуют принятия немедленных защитных мероприятий.

Рис. 1. Классификация угроз национальной безопасности

Потенциальные угрозы обычно учитываются при разработке различных планов и программ. Непосредственные угрозы требуют немедленного задействования системы оперативного планирования в кризисных ситуациях для принятия конкретных ответных мер. Как правило, источниками непосредственных угроз являются потенциальные.

Проявление источников угроз может иметь кумулятивный характер как в различных сферах достижения национальных целей, так и по географическим направлениям (регионам), это предполагает рассмотрение угроз не только по их источникам, как внешние и внутренние, но и по формам и вероятности реализации, а также ожидаемому ущербу. Это позволяет определять риски для решаемых задач национального развития с целью принятия упреждающих мер по нейтрализации угроз. В этом случае спектр угроз образуют следующие их формы.

Традиционные формы реализации угроз связаны в основном с применением вооруженных сил государств в хорошо изученных формах военных действий или конфликтах. Кроме того, эти угрозы связаны и с применением различного рода экономических инструментов. При этом экономические возможности источника угрозы реализуются не столько для повышения собственного экономического положения в мировой экономике, сколько для нанесения ущерба своим конкурентам экономическими методами. Проявление таких угроз выражается в нарушении сложившихся балансов сил по различным сферам деятельности или географическим (стратегическим) направлениям. что сковывает свободу действий государства в том или ином регионе мира, повышая риски достижения национальных целей.

Нетрадиционные формы реализации угроз связаны с применением государствами и негосударственными субъектами нетрадиционных методов, касающихся противников, превосходящих их по возможностям. К ним относятся терроризм, повстанческие действия, гражданские войны. Эти подходы могут сочетаться с проведением информационных акций и действий, а также попытками целенаправленной дезорганизации финансово-кредитной сферы страны путем проведения спекулятивных атак. Иногда нетрадиционные формы реализации угроз называют асимметричными.

Формы реализации угроз катастрофического характера связаны с применением оружия массового поражения. К этой категории угроз следует отнести и деятельность по разрушению ключевых объектов страновой инфраструктуры, способных вызвать катастрофические экологические и/или социальные последствия. Источниками таких угроз могут выступать как отдельные государства, стремящиеся таким образом обеспечить свою безопасность или повысить международный статус, так и различного рода негосударственные субъекты, стремящиеся путем приобретения ОМП и даже его применением (по аналогии с применением сектой Аум-Синрике химического оружия в токийском метро в 1995 г.) привлечь к себе международное внимание или достигнуть иных целей.

Дезорганизующие формы реализации угроз исходят от оппонентов, которые разрабатывают, обладают и используют прорывные технологии, позволяющие нейтрализовать преимущества противника в соответствующих сферах. Ключевое значение в данном контексте играют информационные методы дезорганизации деятельности систем государственного и военного управления и коррекции политической активности масс в необходимом направлении.

Следует отметить, что, так же как и интересы, угрозы осознаются и «ощущаются» конкретными носителями интересов. Всегда существует разница между реальностью и ее осознанием. Поэтому угрозы могут быть также завышенными, заниженными и даже мнимыми, т.е. надуманными.

Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности

В процессе создания и поддержания возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы. Основные угрозы определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24). В соответствии с ней угрозы делятся на внутренние и внешние по отношению местоположения причин их возникновения — вне национальной экономики и внутри нее.

Внутренние угрозы национальной безопасности России

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям. Это создает ряд проблем в обществе — тотальную неуверенность населения, его психологический дискомфорт, формирование крупных криминальных структур, наркоманию, алкоголизм, организованную преступность, проституцию;

Деформация . Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги. Снижение конкурентоспособности и тотальное сворачивание производства стимулирует увеличение объемов безработицы и снижает качество жизни населения. Ресурсная ориентация национальной экономики позволяет получать высокий доход, но никоим образом не обеспечивает устойчивый экономический рост;

Усиление неравномерности экономического развития регионов. Подобного рода ситуация закладывает проблему разрыва единого экономического пространства. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

Криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними. Многие предприниматели отказываются от правовых методов решения споров между собой, избегая свободной конкуренции, все чаще прибегают к помощи криминальных структур. Все это негативным образом сказывается на общей экономической конъюнктуре и препятствует выходу национальной экономики из кризиса;

Резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста — научно-технический потенциал — за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики — за наукоемкими отраслями, для создания которых Россия сегодня не обладает достаточным научным потенциалом. Соответственно ставится под вопрос, место ли России в мировом хозяйстве;

Усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства;

Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве. Транслирует его ряд общественных объединений, в интересы которых не входит сохранение культурной и национальной целостности России;

Повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

Снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения. В результате наблюдается устойчивая тенденция к сокращению уровня рождаемости, продолжительности жизни населения. Снижение человеческого потенциала делает невозможным экономический рост и развитие промышленности;

Демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью. Катастрофическое снижение количества населения ставит проблему населенности территории России и удержания ею существующих границ.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны. Их ликвидация является нужной не только для создания должного уровня национальной безопасности, но и сохранения российской государственности. Вместе с внутренними, присутствуют и внешние угрозы национальной безопасности.

Внешние угрозы национальной безопасности России

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

  • снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;
  • снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;
  • усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;
  • наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;
  • повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;
  • ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;
  • создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;
  • территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;
  • международный терроризм;
  • ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;
  • активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;
  • резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства — национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости. Сейчас мы наблюдаем процесс, когда накопленный потенциал государственной власти приступил к реализации принятой в 1997 г. Концепции национальной безопасности, пусть и не по всем направлениям эффективной и результативной.

Стадии угрозы национальной безопасности

Угрозы национальной безопасности в общественном сознании и, в частности, в сознании политического руководства страны проходит несколько стадий: осознание угрозы — реакция на осознанную угрозу — ответ на угрозу.

Осознание угрозы

Во-первых, свойство предмета или явления «представлять угрозу», очевидно, не носит присущего ему изначально характера, а является весьма условным. То, что с точки зрения одной шкалы ценностей считается «угрозой», с позиции иной оценки может оказаться, наоборот, «шансом». Об «угрозах» трудно говорить без привязки к определенной системе ценностей. Во-вторых, угроза воспринимается таковой только до тех пор, пока она выглядит достаточно вероятной. Вообще любая угроза воспринимается человеческим сознанием «интегрально» — как некая сумма субъективно оцениваемой вероятности реализации угрозы и степени возможного ущерба. Причем восприятие угрозы сугубо индивидуально и отражается понятием «степени угрозы». Степень угрозы — это интегральное восприятие угрозы в индивидуальном или общественном сознании. Даже смертельная, но маловероятная угроза может быть воспринимаема как «низкая» и мало волновать тех, кого это должно касаться. В то же время угроза достаточно вероятная, но не серьезная по своему характеру может полностью отвлечь внимание на себя. Поэтому ответ на угрозы национальным интересам может существенно отличаться от того, что подсказывает человеку его подсознание. Однако даже если угрозы практически невероятны, политическому руководству на практике приходится исходить из их возможности, чтобы гарантировать: то, что не должно произойти, действительно не произойдет.

В связи с этим основная проблема предотвращения любой угрозы и противодействия ей — это разрыв между принципами рационального восприятия и борьбы с угрозами и «врожденной», зачастую иррациональной, реакцией общества на угрозы (либо отсутствием таковой). Влияя на сферу политики, «общечеловеческие» и сугубо национальные особенности восприятия угроз приводят к отклонению действий политиков от модели «рационального поведения». В этих случаях эффективность работы системы обеспечения национальной безопасности снижается.

На практике угроза может быть осознана обществом, только если она в глазах общества «реальна», т.е. общество оценивает вероятность ее реализации достаточно высоко. По мере того как степень вероятности угрозы уменьшается, задача ее предотвращения сходит с общественной повестки дня. Низкая степень ожидания угрозы, ослабляя естественные защитные силы общества, очевидно, способствует реализации угрозы. Общество, меньше всего ожидающее угрозу, в наибольшей степени ей подвержено. Так, например, война, к которой страна «хорошо подготовлена», как правило, не случается. Но случаются другие.

Реакция на осознанную угрозу

В политической сфере вообще невозможно оценить вероятность той или иной угрозы «объективно» (здесь события крайне неоднородны). Поэтому любая оценка вероятности угрозы может носить исключительно практический, прагматический смысл. На самом деле даже когда говорят о вероятности, имеют в виду интегральную оценку «степени угрозы». В сфере политики «высокая степень» угрозы означает высокий возможный ущерб при наличии практических способов и возможности выделения средств на ее предотвращение. Отклонение от этого принципа оценки будет приводить к снижению эффективности борьбы с угрозами либо из-за неправильной оценки ущерба, либо из-за неверной оценки своих возможностей. При этом оценка «ущерба» от угрозы прямо зависит от системы ценностей (национальных традиций, стратегической культуры). Последняя способна ответить на вопросы: «Что хорошо и что — плохо?», «-Что есть «приобретение», а что — «потеря?». Без наличия определенной системы ценностей об эффективной борьбе с угрозами говорить некорректно.

Ответ на угрозу

Он опосредован национальными и культурными особенностями. Так, близкая оценка степени угрозы в разных странах еще не означает одинакового ответа на нее и вообще какого-либо активного действия. У разных наций наблюдается совершенно разная степень «толерантности» угроз (порог восприятия). Чем выше степень толерантности, тем выше должна быть опасность, чтобы общество/ государство на нее начало реагировать. Например, существует устойчивое мнение, что русских отличает высокая степень толерантности к опасностям и угрозам. По сравнению с русскими американцев, наоборот, отличает необычайно низкая толерантность к угрозам: даже небольшая угроза его благополучию способна вызвать истерическую, часто несоразмерную степени угрозы реакцию.

Таким образом, угроза национальной безопасности ограничивает свободу выбора для каждого конкретного человека, а для страны — свободу действий в той или иной сфере. Это проявляется в том, что при достижении национальных целей угроза нарушает выбранные соотношения средств (ресурсов) и методов, оказывает негативное, прежде всего психологическое, давление на систему принятия решений, систему государственного управления. Тем самым повышаются риски достижения национальных целей. То есть угроза — это то, что требует задействования системы обеспечения национальной безопасности.

| Военная угроза национальной безопасности России

Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс

Урок 8
Военная угроза национальной безопасности России




В начале XXI в. Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что, в свою очередь, позволяет по-новому рассматривать место и роль России в мире.

В начале нового столетия обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира. В настоящее время сильные Российские Вооруженные Силы приобретают геополитическое значение.

В связи с этим особое значение имеет организация обороны государства - Российской Федерации.

Оборона государства - это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об обороне», другими законами Российской Федерации и нормативными правовыми актами.

В целях обороны в стране устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные силы Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству Вооруженными силами РФ. В статье 59 Конституции отмечено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Меры, которые государство принимает по организации обороны, вытекают из существующих внешних и внутренних угроз национальной безопасности России.

В современной международной обстановке существуют три типа угроз национальной безопасности России, нейтрализация которых является в определенной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации:

Внешние;
внутренние;
трансграничные.

К основным внешним угрозам относятся:

Развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;
территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников;
действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.

К основным внутренним угрозам относятся:

Попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России;
планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;
деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.

К основным трансграничным угрозам относятся:

Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;
деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны:
угроза деятельности международных террористических организаций: в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения.

Исходя из всего сказанного, следует подчеркнуть, что в настоящее время обеспечение военной безопасности Российской Федерации стало важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., с учетом рациональных затрат на национальную оборону.

Боевики из незаконных вооруженных формирований в населенном пункте на территории Республики Чечня. 90-е гг. XX в.

Ликвидация склада оружия и боеприпасов, принадлежащих незаконным вооруженным формированиям. Село Старые Атаги. Республика Чечня, февраль 2002 г.

Запомните! Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства.

Это должен знать каждый

Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

Применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражение вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
применение военной силы внутри страны в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случае возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Испытание ПЗРК «Игла» на полигоне учебного центра войск ПВО. Краснодарский край, апрель 2001 г.

Блок-пост войск МВД на границе с Чечней. Ставропольский край, конец 90-х гг.

В настоящее время обеспечение национальной безопасности России от военных угроз только за счет политических возможностей (членства в международных организациях, партнерских отношений, возможности влияния) становится малоэффективным.

Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, поставил на повестку дня вопрос о необходимости переоценки перспектив военного строительства в России с учетом роли и места нашей страны в современном мире. В этой связи в стране планово проводятся мероприятия по укреплению и оснащению современным вооружением Вооруженных сил Российской Федерации.

Вопросы

1. Какую роль играет оборона государства в обеспечении национальной безопасности России?

2. Какие существуют в настоящее время внешние угрозы национальной безопасности России?

3. Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?

4. Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам национальной безопасности России?

5. Какую роль в настоящее время призваны играть Вооруженные силы Российской Федерации для обеспечения национальной безопасности?

Задание

Приведите пример привлечения Вооруженных Сил внутри страны для обеспечения безопасности граждан и территориальной целостности России.



 

Возможно, будет полезно почитать: