Прокурорский надзор за соблюдением конституции рф. Полномочия конституционного суда РФ в сфере охраны Конституции

Особая правовая охрана Конституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.

Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.

Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.

Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ: 1) издает акты официального толкования конституционных положений; 2) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ; 3) в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие; 4) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции рФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Полномочия Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд обладает обширными полномочиями в сфере конституционного контроля. Статья 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде определяют полномочия Конституционного Суда.

1. Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ;

1) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации;

3) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;

4) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Это полномочие Конституционного Суда называется абстрактным конституционным контролем. Абстрактный конституционный контроль означает проверку соответствия указанных актов Конституции РФ независимо от их применения в конкретном деле. Конституционный Суд осуществляет последующий контроль за соответствием Конституции РФ законов, иных нормативных актов, конституционно-правовых договоров и предварительный контроль за соответствием Конституции РФ международных договоров. Последующий контроль означает, что Суд разрешает дела о соответствии только вступивших в силу законов, иных нормативных актов. Предварительный контроль означает, что Суд разрешает дела о соответствии только не вступивших в силу международных договоров, заключенных Российской Федерацией.

Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности указанных актов и договоров обладают Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство России, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

2. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными органами государственной власти;

2) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;

3) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Правом на обращение в Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, а Президент России также в случае не достижения согласованного решения при использовании в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.

3. Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Это полномочие Суда называется конкретным конституционным контролем, который всегда связан с применением или возможностью применения закона в конкретном деле.

Правом на обращение в Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ст. 29) и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 35) устанавливают право обращения с жалобой в Конституционный Суд соответственно Уполномоченного по правам человека и Генерального прокурора РФ.

При принятии к рассмотрению жалобы производство в суде или ином органе по делу, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, может быть приостановлено по решению суда или иного органа.

Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о конституционности закона обладает любой суд. Такое обращение возможно, если суд при рассмотрении дела в любой инстанции придет к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в данном деле.

В период с момента принятия к рассмотрению обращения суда в Конституционный Суд и до принятия постановления Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливается.

4. Конституционный Суд дает толкование Конституции РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство России, органы законодательной власти субъектов Федерации.

Толкование Конституции РФ, осуществляемое по запросам управомоченных лиц Конституционным Судом, является нормативным, то есть разъяснение конституционных норм дается безотносительно их реализации, применения в каком-либо конкретном деле.

5. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Такой запрос направляется в Конституционный Суд Советом Федерации.

Помимо этих полномочий Конституционный Суд имеет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения (то есть по вопросам осуществления судебного конституционного контроля). Статья 3 Закона о Конституционном Суде устанавливает, что Конституционному Суду могут быть предоставлены иные полномочия. Такие полномочия предоставляются ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Например, ст. 12 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» предусматривает осуществление Конституционным Судом проверки соблюдения требований Конституции РФ при реализации инициативы о проведении референдума по запросу Президента Российской Федерации. Статья 100 Конституции РФ предусматривает возможность направления палатам Федерального Собрания посланий Конституционного Суда. Конституционный Суд также может пользоваться правами, предоставляемыми ему договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

6. Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой

9 Конституции РФ 1993 года и федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" от 4 марта 1998 года.
В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений в ней могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" устанавливает порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции РФ.
Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ устанавливается Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом о референдуме РФ.
Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ устанавливается статьей 137 Конституции РФ и законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ". Федеральный конституционный закон о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно‑правового статуса субъекта РФ должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции РФ.
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции, который получает наименование, отражающее суть данной поправки.
Предложение о поправке вносится в Госдуму субъектом права инициативы такого предложения, установленным "статьей 134" Конституции РФ, в виде проекта закона.
Рассмотрение Госдумой проекта закона о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Одобренный проект в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения закона Совет Федерации вправе внести в Госдуму предложение о создании согласительной комиссии.
В течение пяти дней со дня принятия закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые должны рассмотреть его в срок не позднее одного года со дня его принятия.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации.
Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона о поправке к Конституции, устанавливает результаты этого рассмотрения.

Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско‑процессуальным законодательством.

Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения направляется председателем Совета Федерации президенту РФ для подписания и официального опубликования.
Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

В 2008 году президент РФ в соответствии со статьей 134 Конституции и статьей 3 Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" внес в Государственную Думу проекты законов о поправках к Конституции России "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" и "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации".
30 декабря 2009 года в Основной закон были внесены поправки, предусмотренные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года. Был увеличен срок полномочий президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента. Согласно Основному закону глава государства стал избираться на шесть лет (ранее - на четыре года), а депутаты Госдумы - на пять лет (ранее - на четыре года).
Кроме того, правительство стало обязано отчитываться перед Госдумой о своей работе.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Реализуя свои надзорные полномочия, органы прокуратуры не подменяют органы государственного управления и контроля, а также не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов. В своих действиях прокуроры руководствуются положением о высшей юридической силе Конституции, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Надзор за исполнением законов является одной из основных отраслей деятельности органов прокуратуры и осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, в ходе реализации своих полномочий прокуратурой создается действенный механизм защиты прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, укрепляется законность в деятельности органов государственной власти как на федеральном уровне, так и в деятельности законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С другой стороны, осуществляя свой надзорный потенциал, органы прокуратуры оказывают мощное профилактическое воздействие на предупреждение различного рода правонарушений, выявление их на начальных стадиях подготовки и совершения, а также принимают действенные меры к их устранению.

Таким образом, сущность надзора органов прокуратуры за исполнением законов можно определить как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место фактах нарушения законов, ущемления прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, а также по проведению в необходимых случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов.

В соответствии с Законом о прокуратуре к объектам прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов относятся: 1) федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти; 2) органы военного управления, их должностные лица; 3) органы контроля, их должностные лица; 4) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; 5) органы местного самоуправления; 6) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов сформулирован в ст. 21 Закона о прокуратуре. Выделяются следующие элементы, составляющие его структуру: 1) соблюдение Конституции; 2) исполнение законов, действующих на территории РФ; 3) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами; 4) обеспечение условий, способствующих недопущению совершения различного рода правонарушений.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурорам надлежит также правильно определять пределы реализации своих полномочий, с тем чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования выявленные нарушения законов, затрагивающие общественный интерес или существенно ограничивающие права и свободы гражданина и человека, а с другой стороны, не подменять собой контролирующие органы и не осуществлять мелочную опеку там, где субъекты могут урегулировать правовые отношения между собой сами, без вмешательства публичной власти.

Пределы прокурорского надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов можно классифицировать по следующим основаниям:

компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами.

Прокуроры субъектов РФ осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.

На основании принципов централизации и единоначалия в организации и деятельности прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.

объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации.

наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.

Информацию об имеющих место нарушениях закона содержат: заявления, жалобы и иные обращения граждан; сообщения средств массовой информации; материалы уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел; результаты статистики прокурорской и правоприменительной практики; другие материалы о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

Из этого законодательного требования есть исключение. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 при реализации прокуратурой своих полномочий в сфере надзора за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами, прокурорские проверки осуществляются независимо от поступления информации о нарушениях законности.

прокуратура правовой законность российский

Надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов является одним из основных направлений прокурорской надзорной деятельности. Сфера этой деятельности прокурора чрезвычайно широка. Прокурор осуществляет надзор за исполнением большого количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, еще большим числом различного вида субъектов, исполняющих эти законы и издающих правовые акты, соответствие законам которых также проверяется прокурором. В научной и учебной литературе, посвященной прокурорскому надзору в РФ, рассматриваемое направление деятельности органов прокуратуры иногда именуется «общим надзором». Это объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, использование в научной и учебной литературе термина «общий надзор» - дань традиции. Так, например, в ст. 3 Закона СССР от 30.17.1979 «О прокуратуре СССР» раскрывались основные направления деятельности прокуратуры и где, в частности, было указано, что одним из основных направлений является надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор).

Во-вторых, рассматриваемое направление деятельности касается надзора за соблюдением законности в сфере государственного управления, которое характеризуется разнообразными общественными отношениями, урегулированными нормами права, а также большим числом участвующих в них субъектов. Вместе с тем в Законе о прокуратуре отсутствует упоминание о том, что прокуратура, решая возложенные на нее задачи, осуществляет общий надзор.

Столь широкое правовое поле, на котором прокуратура реализует свои полномочия по обеспечению единообразного исполнения законов в соответствии с Конституцией, требует своей конкретизации. Генеральный прокурор РФ в приказе от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» указал, что основными направлениями надзорной деятельности следует считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Реализуя свои надзорные полномочия, органы прокуратуры не подменяют органы государственного управления и контроля, а также не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов. В своих действиях прокуроры руководствуются положением о высшей юридической силе Конституции, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Таким образом, сущность надзора органов прокуратуры за исполнением законов можно определить, как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место фактах нарушения законов, ущемления прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, а также по проведению в необходимых случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов.

В соответствии с Законом о прокуратуре к объектам прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов относятся:

  • 1) федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
  • 2) органы военного управления, их должностные лица;
  • 3) органы контроля, их должностные лица;
  • 4) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
  • 5) органы местного самоуправления; 6) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов сформулирован в ст. 21 Закона о прокуратуре. Выделяются следующие элементы, составляющие его структуру:

  • 1) соблюдение Конституции;
  • 2) исполнение законов, действующих на территории РФ;
  • 3) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами;
  • 4) обеспечение условий, способствующих недопущению совершения различного рода правонарушений.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурорам надлежит также правильно определять пределы реализации своих полномочий, с тем чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования выявленные нарушения законов, затрагивающие общественный интерес или существенно ограничивающие права и свободы гражданина и человека, а с другой стороны, не подменять собой контролирующие органы и не осуществлять мелочную опеку там, где субъекты могут урегулировать правовые отношения между собой сами, без вмешательства публичной власти.

Пределы прокурорского надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов можно классифицировать по следующим основаниям: - по компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами. Прокуроры субъектов РФ осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами. Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.

На основании принципов централизации и единоначалия в организации и деятельности прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров;

  • - по объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст. 24 Закона «о прокуратуре» содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации;
  • - по наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.

Информацию об имеющих место нарушениях закона содержат: заявления, жалобы и иные обращения граждан; сообщения средств массовой информации; материалы уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел; результаты статистики прокурорской и правоприменительной практики; другие материалы о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов - это совокупность правовых средств, предоставленных прокурору законом, с помощью которых он имеет право и обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения законов. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Единственным ограничением, не позволяющим прокурору реализовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для проведения проверок на режимных предприятиях;

  • - при реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • -требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  • -выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • - проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных ему организаций;
  • - вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • -по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности; -предостерегать о недопустимости нарушения закона;
  • -освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • -опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актовнедействительными;

Вносить представление об устранении нарушений закона. Полномочия прокурора в области «общего» надзора реализуются при помощи правовых средств.

Правовые средства, применяемые прокурором классифицируются на две группы:

  • 1) средства выявления нарушений закона;
  • 2) средства реагирования на нарушения закона, включая средства превентивного действия.

Важнейшим средством выявления нарушений законов являются прокурорские проверки. Суть процесса проверки законности правового акта сводится к тщательному прочтению прокурором всего текста акта, мысленному сличению предписаний, содержащихся в нем, с нормами применяемого закона, а также к ознакомлению с материалами, послужившими основанием к изданию акта.

Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестовывание противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении, Предупреждение нарушений закона.

Будучи предусмотренными в Законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются по определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты. Так в актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению.

В конкретных актах прокурорского реагирования в зависимости от характера правонарушения должен ставиться вопрос об устранении как самого правонарушения, так и способствовавших ему причин и условий, об ответственности виновных лиц. Выбор и применение акта прокурорского реагирования зависят от характера нарушения закона, конкретных обстоятельств, ему способствовавших, и осуществляется прокурором. Протест прокурора - это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом. Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит исключительно прокурору или его заместителю. Следует отметить, что принесение протеста - это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам.

Протест может быть принесен:

  • 1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
  • 2) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
  • 3) в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Куда конкретно должен быть направлен протест, непосредственно решает прокурор. Однако в любом случае его выбор должен основываться на принципах эффективности и целесообразности.

Протест прокурора на незаконные нормативные правовые акты всегда приносится в письменной форме. Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 10 дней с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу. В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем его заседании.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора - это документ прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений государственными органами и их должностными лицами.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление имеет письменную форму. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ. Если в ходе проведения прокурорской проверки обнаружены обстоятельства, указывающие на наличии в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, на основании мотивированного постановления передает материалы проверки по подследственности следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или самостоятельно принимает решение о возбуждении административного производства.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Такое постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают. Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом. Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений. Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Применение предостережения отнесено Законом о прокуратуре к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Конституционное право России. Шпаргалки Петренко Андрей Витальевич

9. Соблюдение и охрана конституции

Прочность конституционного строя зависит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна законопослушности граждан.

Нарушения конституции опасны тем, что разрушают фундамент государственности и веру людей в незыблемость конституционных порядков.

Демократическое государство обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых нарушений. Наиболее грубые и опасные нарушения наказываются в уголовном порядке.

Высшие гарантии соблюдения Конституции заложены в самом ее тексте. В ч. 2 ст. 15 говорится: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Обязанность здесь закреплена как общий принцип всей государственности, без установления ответственности за ее невыполнение. Требования к гражданам соблюдать конституцию имеют конкретное содержание, вытекающее из общего смысла, роли и функций конституции. От каждого гражданина требуется уважать конституционные права других граждан, подчиняться правовым актам, изданным конституционными органами государственной власти, а также вступившим в законную силу судебным решениям и приговорам.

Конституция РФ предусматривает свою охрану гражданами РФ. Так, ч. 2 ст. 46 устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Также регламентируется право обращения граждан с жалобами на нарушение конституционных прав в Конституционный Суд РФ.

Главную ответственность за соблюдение и охрану конституции несет Президент РФ, который, согласно Конституции, является ее гарантом. Особую роль в охране Конституции и обеспечении ее соблюдения играет Конституционный Суд. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии всех нормативных актов государства Конституции РФ, дает толкование Конституции РФ, обеспечивает неуклонное соблюдение Конституции.

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 158. Соблюдение запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные режимы Запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 159. Документы и сведения, подтверждающие соблюдение таможенного режима 1. Для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим в таможенный орган представляются только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Статья 158. Соблюдение запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные режимы Запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 159. Документы и сведения, подтверждающие соблюдение таможенного режима 1. Для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим в таможенный орган представляются только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых

Из книги Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» автора Ефимичев С П

СТАТЬЯ 159. Документы и сведения, подтверждающие соблюдение таможенного режима 1. Для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим в таможенный орган представляются только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума Государственная

Статья 129. Соблюдение и продление срока 1. Срок не считается пропущенным, если жалоба, ходатайство или иной документ до истечения срока сданы на почту, переданы лицу, уполномоченному их принять, а для лиц, содержащихся под стражей или находящихся в медицинском либо

Из книги Прививки: мифы и реальность автора Червонская Галина Петровна

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Статья 129. Соблюдение и продление срока 1. Срок не считается пропущенным, если жалоба, ходатайство или иной документ до истечения срока сданы на почту, переданы лицу, уполномоченному их принять, а для лиц, содержащихся под стражей или находящихся в медицинском либо

Из книги Закон Российской Федерации «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

III. 2. Соблюдение новых медицинских противопоказаний при желании родителей вакцинировать "детей с различными хроническими заболеваниями" (38, 39).Даже в чрезвычайных эпидемиологических ситуациях международными правилами предусмотрены "Общие противопоказания к применению

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

3. Понятие и сущность конституции, виды конституции Термин «конституция» имеет два значения:Фактическая конституция – реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране.Юридическая конституция –

Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина 1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается,

Из книги Права водителя 2014. Как противостоять недобросовестному гаишнику? С таблицей штрафов автора Усольцев Дмитрий Александрович

120. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ закрепляет права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение принципа соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция РФ признает человека, его

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

26. Функции органов, контролирующих соблюдение налогового законодательства Контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей возложен на специально

Из книги автора

Кто имеет право регулировать дорожное движение и контролировать соблюдение ПДД? Сразу замечу, что есть разница между «регулировать» и «контролировать».Регулировать движение имеют право: штатные и внештатные сотрудники полиции; дружинники; дежурные на

Из книги автора

Правовая охрана Конституции Правовая охрана Конституции – это совокупность юридических средств, с помощью которой достигается выполнение всех установленных конституционных норм, соблюдение режима конституционной законности.Важная гарантия безопасности Конституции

Т. Ашурбеков, докторант МГЮА, старший советник юстиции.

Шесть лет, которые прошли после наделения прокуратуры полномочиями по надзору за соблюдением Конституции РФ в качестве самостоятельной общей задачи и предмета надзора, - достаточный период, чтобы осмыслить ситуацию, складывающуюся в надзорной практике, оценить с государственно-правовой, научной и общественной точек зрения результаты деятельности прокуратуры в этом направлении, сделать обобщения, а также предложить меры для повышения ее эффективности. Прокуроры нередко сталкиваются сегодня с трудностями, связанными с уяснением сущности прокурорской деятельности в этом направлении, и прежде всего - при уяснении правильного и полного определения предмета надзора.

Представляется очевидной взаимосвязь практической деятельности органов прокуратуры с конституционными принципами, нормами, без уяснения которых невозможно рассчитывать на эффективный надзор. Основополагающее значение для понимания сущности надзора имеет юридическая природа Конституции. От этого зависит определение круга актуальных направлений деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции, выбор правовых средств, используемых в этих целях, принятие иных организационно-управленческих мер.

Анализ надзорной деятельности более 30 прокуратур субъектов РФ за период 1999 - 2005 гг., в том числе прокуратур Северо-Кавказского региона, Поволжья, Дальневосточного округа, Москвы и С.-Петербурга, подтверждает, что уникальный правозащитный потенциал прокуратуры сегодня должен быть подчинен важнейшей задаче защиты национальной безопасности России, что обязывает сделать надзор за соблюдением Конституции более действенным.

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" в качестве самостоятельного элемента предмета прокурорского надзора определил соблюдение Конституции РФ. Она и ранее была основой надзорной деятельности прокуратуры, однако этим ФЗ законодатель не только усилил значимость прокуратуры в механизме соблюдения Основного закона страны, но вместе с тем подчеркнул подчиненность всей ее деятельности этой важнейшей общегосударственной задаче - реализации Конституции РФ.

Несмотря на то что надзор за ее соблюдением в современных условиях составляет одну из главных задач органов прокуратуры, в современной научной, учебно-методической литературе, в практических пособиях до сих пор нет достаточных рекомендаций прокурорам по этим вопросам.

Как показывает анализ, с самого начала практика надзора в этом направлении не формировалась должным образом. Так, в докладных записках прокуроров субъектов Федерации по итогам работы за эти шесть лет, за исключением единичных случаев, редко упоминается о проделанной целенаправленной, системной работе по надзору за соблюдением Конституции.

Надзор за соблюдением Конституции РФ многие прокуроры понимают ограниченно, фрагментарно, сводят его к надзору за соблюдением отдельных конституционных прав и свобод граждан, за соответствием Конституции РФ законодательных и иных правовых актов субъектов Федерации.

Изложенное подтверждается и практикой планирования работы прокуратур субъектов Федерации за 1999 - 2005 гг. В редких случаях прокуроры планируют проверки соблюдения конкретных принципов, положений, норм Конституции, ограничиваясь традиционными надзорными проверками исполнения положений федеральных законов. А встречающиеся в планах работы вопросы надзора за соблюдением Конституции, как правило, охватывают узкий круг ее положений и норм - касающийся прав и свобод граждан.

В 2000 г. и в последующие годы несколько расширился спектр вопросов, охватываемых надзорной деятельностью прокуратур субъектов Федерации в этом направлении. Акцент был сделан на соблюдение порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, исполнение законодательства о выборах, борьбу с экстремизмом. Следует отметить, что эти коррективы в надзорную практику внесены Генеральной прокуратурой РФ. В этих целях были изданы указание N 133/7 от 12 октября 2000 г. "Об организации проверок исполнения Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", Приказ N 25 от 29 апреля 2002 г. "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на противодействие проявлениям фашизма и иных форм экстремизма".

В целях получения развернутого представления о предмете прокурорского надзора за соблюдением Конституции необходимо исходить как из основных ее свойств, так и целей, задач прокуратуры в рассматриваемой области. Главная цель - максимально полно использовать потенциально высокие возможности прокуратуры в обеспечении соблюдения Конституции на всей территории страны, реализовать ее положения во всем их многообразии.

Для успешного выполнения надзорных функций прокуроры должны свободно ориентироваться в широком круге правовых традиций, положений, принципов. Это предполагает и высокий правовой статус прокуроров, особенно тех, кто имеет непосредственное отношение к этому направлению надзора. Практическая деятельность прокуратуры зиждется на конституционных принципах и нормах, ибо их соблюдение и обеспечение лежа в основе содержательной сущности деятельности прокуратуры.

К основополагающим концептуальным положениям, раскрывающим юридическую природу Конституции РФ, относятся: высшая юридическая сила, верховенство, нормативность, прямое действие.

Как отмечалось, существенное значение для эффективного выполнения возложенных надзорных задач имеет правильное понимание предмета деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции. Прокуроры должны исходить из его понимания как системы действий прокуратуры по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений Конституции.

Конкретными направлениями работы следует признать блоки вопросов, связанных с обеспечением: основ конституционного строя; прав и свобод человека и гражданина; интересов общества и государства; разграничения полномочий между РФ и субъектами Федерации; народовластия; гарантий местного самоуправления; федеративной сущности государства; принципа разделения властей; суверенитета РФ; демократической природы государства; социальной направленности деятельности государства; верховенства Конституции и федеральных законов; целостности и неприкосновенности территории РФ; единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; конституционных основ, определяющих и гарантирующих светский характер государства.

Перечисленные конституционные положения - неизменные приоритеты надзорной деятельности органов прокуратуры, поэтому их соблюдение должно обеспечиваться в режиме постоянного мониторинга.

В структуре деятельности прокуратуры по обеспечению правового режима в стране главенствующее значение имеет состояние конституционной законности. Содержание и качественная характеристика этого понятия есть в юридической науке, в том числе в теории и практике прокурорского надзора. Поэтому целесообразно лишь отметить важнейшую роль прокуратуры в механизме обеспечения конституционной законности.

Наиболее универсально обеспечение соблюдения Конституции осуществляется при надзоре за исполнением законов. Имея дело с практикой исполнения всего комплекса законов, регламентирующих правовую защиту во всех сферах правовых отношений, надзирая за исполнением законов, прокурор располагает наиболее широкими правовыми возможностями и средствами предупреждения и устранения нарушений. Надзору за исполнением законов принадлежит ведущая роль в предупреждении правонарушений: пресекая менее опасные их формы, прокуратура не позволяет им перерастать в более опасные. Надзор за исполнением законов наиболее полно связан с соблюдением Конституции РФ в целом. В процессе надзора за исполнением законов прокуратура взаимодействует с другими органами, являющимися субъектами соблюдения Конституции РФ, воздействует на них в плане обеспечения исполнения и охраны конституционных норм, выступает органом, консолидирующим усилия государственных, особенно правоохранительных и контролирующих, структур, а также и негосударственных структур в этом жизненно важном деле.

Соблюдение Конституции зависит от состояния развития общества, его моральных устоев, правовых традиций, степени зрелости его экономических, политических, идеологических, правовых институтов. Конституционный режим в нашей стране только формируется и испытывает на себе воздействие многообразных социальных факторов.

Прокуратура участвует во всех формах реализации Конституции. Как известно, формами ее реализации являются соблюдение, исполнение, использование. Относительно Конституции мы говорим о соблюдении, а когда речь идет о федеральных законах - то об исполнении. Во многих случаях, особенно на обыденном уровне, понятия "соблюдение" и "исполнение" рассматриваются как тождественные. Однако при близости этих понятий нельзя не обратить внимания на смысловые различия между ними. Соблюдать - строго придерживаться чего-нибудь, оберегать что-нибудь. Исполнить - то же, что выполнить. Соблюдение состоит преимущественно в пассивном воздержании от совершения запрещенных, нежелательных действий. Однако, как считают некоторые юристы, соблюдение не сводится к воздержанию от запрещенных нормами права действий, для чего достаточно не нарушать установленных запретов. Когда речь идет о конституционных принципах, то на первый план выступает их соблюдение, которое в этом случае предполагает не только воздержание от нарушения этих принципов, но и активное претворение их в жизнь, неукоснительное руководство ими во всех сферах деятельности государства и общественных организаций, государственных органов, должностных лиц и граждан. Подчеркивая универсальность содержательной характеристики "соблюдения", не следует упускать из виду, что это единственная форма, в которой происходит реализация конституционных запретов и ограничений, многих конституционных принципов, статутных норм. "Соблюдение" предполагает правомерное поведение субъектов права. И только при этом условии оно выступает в качестве формы реализации конституционных предписаний. От "соблюдения" необходимо отличать близкую, но не тождественную ей форму реализации конституционных норм - "исполнение". Обе формы требуют следовать конституционным нормам. Однако если соблюдать конституционные установления - это значит руководствоваться ими, придерживаться (не отклоняться) в практической деятельности, то "исполнение" всегда предполагает более высокую степень активности субъектов права и ориентирует их на выполнение конституционных установлений, проведение в этих целях различного рода мероприятий: общесоциальных, экономических, политических, организационных и т.д. Исполнение заключается в обязательном совершении предусмотренных конституционными нормами действий, в выполнении государственно-властных императивных требований независимо от личного отношения к ним субъектов права.

Многие конституционные нормы, принципы конкретизируются в текущем законодательстве, что облегчает работу прокуроров. Однако наиболее пристальное внимание прокуратуре необходимо уделить соблюдению конституционных принципов и норм, не получивших достаточной конкретизации в действующем законодательстве.

Роль прокуратуры значительна в механизме конституционного надзора. Положения Конституции не только имеют высшую юридическую силу, они особенно важны для государства, общества, граждан, поскольку у них государствообразующий, фундаментальный характер. Это обуславливает необходимость особой охраны Конституции от нарушений.

В выполнении задачи по охране Конституции участвуют почти все государственные и муниципальные органы. Вместе с тем существуют и специализированные органы, для которых конституционный надзор или конституционный контроль - главная, а то и единственная задача.

У прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ много позитивных сторон. Отметим некоторые из них. Прокуратура осуществляет проверку проекта правового акта, что позволяет не допустить включения в него положений, противоречащих Конституции. Позитивны в этом плане открытость и доступность органов прокуратуры для обращений граждан в случаях нарушения их конституционных прав. Привлекателен и мощный организационно-правовой ресурс прокуратуры - разветвленная по всей стране система органов, информационно-аналитическая база, включенность во все сферы общественной и государственной жизни.

В обеспечении конституционной законности ценность представляют возможности прокуратуры в механизме реализации конституционной ответственности. Сегодня трудно говорить о функционировании в России института конституционной ответственности в полном его понимании, но такая практика формируется. Следует согласиться с мнением юристов, которые источником конституционной ответственности признают не только Конституцию РФ, но и совокупность законов, составляющих массив конституционного законодательства.

К мерам воздействия, применяемым в случаях конституционных правонарушений, относятся акты прокурорского реагирования. В них содержится официальная отрицательная оценка таких фактов со стороны федерального органа, в компетенцию которого входит надзор за соблюдением Конституции РФ. Важен и общепредупредительный эффект актов прокурорского реагирования.

Составная часть работы по надзору за соблюдением Конституции - обеспечение исполнения решений Конституционного Суда РФ.

Важно при внесении актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения (несоблюдение норм) Конституции ссылаться на ее конкретные положения, а не только на конкретизирующие их нормы федеральных законов.

Это принесет несомненную пользу правовому просвещению всего населения и должностных лиц, особенно в сфере государственной службы. Ведь именно от должностных лиц в значительной мере зависит состояние правовой просвещенности граждан, формирование и закрепление традиций правопослушного поведения.

В обществе все еще сохраняется отношение к Конституции как к чему-то довольно отвлеченному, не имеющему непосредственного отношения к различным сторонам общественной жизни, а также к жизни конкретного человека. Известно, что непременное условие стабильности правопорядка - осведомленность граждан о действующем праве, и прежде всего о Конституции. Однако, по данным социологического опроса Фонда "Общественное мнение", по истечении 12 лет после принятия Конституции РФ (1993 г.) 50% граждан не знают этого важнейшего правового документа прямого действия. Поэтому задача не только прокуратуры, но и всех структур государства, гражданского общества сделать так, чтобы Конституция страны вошла в жизнь каждого, стала компасом и путеводителем. Эта задача выполнима совместными усилиями, направленными на правовое воспитание и правовое просвещение населения на системной долговременной основе. Она становится краеугольным камнем и современной системы профилактики правонарушений, осознанного и добровольного следования велениям Основного Закона страны.



 

Возможно, будет полезно почитать: