Объекты авторских прав и их виды. Наследование по закону

Произведение можно классифицировать по различным основаниям. Исходя из этого, произведения делятся на произведения науки, литературы и искусства.

Научное произведение - это произведение интеллектуальной деятельности, в котором рассматриваются оригинальные научные мысли, ранее неизвестные процессы современной жизни.

Научными произведениями являются научно-техническая документация, описание научно-исследовательской работы, конструкторская, технологическая, строительная документация, различные научные брошюры, журналы и т.д.

Научные произведения отличаются от произведений художественной литературы и искусства. Это различие отметил Э.П. Гаврилов: «...работу автора над формой произведения науки можно оторвать от работы над содержанием, в то время как при создании произведений литературы и искусства этого сделать нельзя. Иными словами, у произведения науки содержание (научный результат) имеет свое собственное существование, независимо от формы произведения, в котором оно воплощено». По утверждению Э.П. Гаврилова, авторское право охраняет в научных произведениях не содержание, а их форму. Охрана формы произведения является вполне достаточной для произведений литературы и искусства, но не всегда достаточна для научных произведений. Именно поэтому в юридической литературе было сделано несколько предложений об охране научных результатов.

О нецелесообразности введения охраны научных результатов выступили в литературе В.А. Дозорцев и И.А. Зенин.

Доводы Э.П. Гаврилова представляются убедительными, поскольку такие произведения не ограничены литературными произведениями научного характера. Например, программа ЭВМ может быть не только литературным произведением, но и научным.

Перечень произведений, которые относятся к научным, целесообразней было бы расширить и отнести к ним теории, гипотезы, открытия, научно-художественные произведения, которые содержат определенные научные результаты, на примере произведений писателя И.А. Ефремова и других писателей фантастов.

Термин "литературные и художественные произведения" охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкальнно-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.

Литературное произведение - это продукт художественно-литературного творчества, выраженный в определенной форме.

К литературным произведениям относятся произведения в области литературы. Это не только рассказы, повести, романы, сказки, но и дневники, частные письма, лекции, доклады и т.д.

Актуальное значение имеет охрана авторского посвящения, которое может быть выражено, например, в стихотворной форме и представлять собой отдельное произведение. Посвящение произведения кому-либо, имеющее творческий характер, будет являться объектом авторского права.

Герои произведений могут быть вымышленными, но могут быть и прототипами.

Как и при посвящении, так и при использовании в произведении чужого образа необходимо получить согласие того, кому посвящается произведение и чей образ используется автором.

Заслуживает внимания вопрос охраны названия произведения как в литературной среде, так и на телевидении, в рекламе и т.д.

Согласно пункту 7 ст. 1259 ГК РФ часть произведения (включая его название), персонаж произведения, являясь продуктом духовного творчества, может использоваться самостоятельно и быть объектом авторского права.

Среди объектов авторского права выделены произведения искусства к которым относят драматические и музыкально драматические, сценарные, хореографические, музыкальные, аудио, визуальные, фотографические произведения, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного и сценографического искусства и др.

В части четвертой ГК РФ не перечислены виды музыкальных произведений. Музыкальные произведения часто непосредственно связаны с литературными произведениями. К примеру в ст. 2 Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29.10.71 г.) говорится, что «государство - участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств - участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики.»

Многие композиторы пишут музыку на слова поэтов, произведения которых охраняются авторским правом либо произведения которых перешли в общественное достояние. Мелодия и стихотворение могут звучать самостоятельно, при этом каждый автор будет обладать либо авторским правом на свое произведение, либо в целом на все музыкальное произведение (песня, мюзикл и др.).

Согласно пункту 1 ст. 1263 ГК РФ к аудиовизуальным произведениям относятся произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произ-ведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Аудиовизуальное произведение состоит из нескольких частей. Так, кинофильм не может существовать без работы сценариста, декоратора, оператора, художника по костюмам и др. Каждая часть имеет авторско-правовую охрану и может быть самостоятельно использована, так как согласно пункту 5 ст. 1263 ГК РФ авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, пользуются авторским правом каждый на свое произведение. Эти авторы вправе требовать выплаты компенсации и запрещения использовать их произведения в фильме. Но реально запретить использовать произведение могут только авторы, чьи работы вошли составной частью в киноленту. Вычленить же, например, из киноленты работу оператора-постановщика, художника-постановщика невозможно, так как их произведения не могут использоваться самостоятельно.

В отличие от других аудиовизуальные произведения должны пройти обязательную государственную регистрацию в реестре.

Такие произведения, как живопись, скульптура, тесно связаны теми материальными носителями, на которых они изображены. Поэтому такие произведения характерны именно тем, что они неповторимы. После продажи такого произведения художник может оказаться в незащищенном положении. Право следования (ст. 1293 ГК РФ) предусмотренное законодательством многих стран, гарантирует получение автором вознаграждения при продаже произведений изобразительного искусства через аукционы, художественные салоны, галереи и др. Автору должно быть выплачено вознаграждение в процентном отношении от продажной цены. Однако при продаже таких произведений из одной частной коллекции в другую художник может не только не получить вознаграждение, но и не узнать о перепродаже своего шедевра.

В настоящее время возрастает интерес к фотографическим произведениям. Фотографии бывают художественными и научно-техническими. Художественные фотографии относятся к произведениям искусства. Фотографии, сделанные в области математики, географии, рентгеновские снимки по своим особенностям близки к научным произведениям.

Авторское право на фотографию не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект не влечет передачи авторских прав. Показателен в этом плане следующий случай. Талантливый фотограф сделал несколько снимков своей знакомой балерины и подарил ей их. Через какое-то время журналист одного из изданий, писавший статью о балерине, попросил предоставить ему эти снимки, что балерина с радостью и сделала. Фотограф, увидев на страницах журнала свои фотографии, да еще и без указания имени автора, поспешил защитить свои права. Свои права фотохудожники используют не только для получения гонораров, но и для защиты и неправомерного использования. Так, например, кубинский фотограф Альберто Корда, сделавший в 1960 г. знаменитую фотографию Че Гевары и всегда разрешавший использовать ее бесплатно, именно на основании своих авторских прав выиграл иск у производителей водки «Smirnoff» и запретил использовать фотопортрет для рекламы алкоголя Архитектурные произведения в науке авторского права принято относить к «нетипичным» объектам авторского права (ст. 1294 ГК РФ). Архитектурные произведения существуют в виде архитектурного проектно-архитектурного решения, архитектурного объекта

Согласно Федеральному закону «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектурный проект -- это архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации. К архитектурным объектам относится внешний и внутренний облик зданий, сооружений и т.д. Архитектурное решение -- это авторский замысел архитектурного объекта.

По желанию правообладателя она может быть зарегистрирована в Роспатенте.

Научные произведения отличаются от произведений художественной литературы и искусства. Это различие отметил Э.П. Гаврилов: «...работу автора над формой произведения науки можно оторвать от работы над содержанием, в то время как при создании произведений литературы и искусства этого сделать нельзя. Иными словами, у произведения науки содержание (научный результат) имеет свое собственное существование, не зависимое от формы произведения, в котором оно воплощено».

С развитием новых технологий развиваются такие объекты авторского права, как мультимедийные произведения, которые имеют признаки литературного, научного, аудиовизуального произведения.

Следующее деление произведений -- по степени самостоятельности. Самостоятельные произведения принято именовать «оригинальными». Это такие произведения, которые автор или обладатель авторских прав может использовать по своему желанию. К ним относятся все вышеперечисленные произведения.

К производным (неоригинальным) произведениям относятся, например, переводы (п. 1 ст. 1260 ГК РФ). Производные произведения представляют собой переработку другого произведения (ч. 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Причем охрана неоригинальных произведений не должна нарушать прав на оригинальное произведение. Такие произведения являются основой оригинальных произведений.

Согласно Бернской конвенции переводы пользуются охраной наравне с оригинальными произведениями без ущерба для прав автора оригинального произведения.

Считается, что подстрочный перевод -- это не литературный перевод, а перевод, сделанный слово в слово, который в дальнейшем может быть использован для авторского перевода, т.е. для придания переводу творческого характера. С точки зрения многих авторов, наше законодательство не проводит грани между охраной авторского и подстрочного переводов.

Промежуточным переводом, например, будет перевод, который сделан с оригинального произведения, а затем послуживший вариантом для перевода на третий язык. Так, в случае перевода произведения с русского языка на английский и с английского языка на французский, английский перевод будет промежуточным.

Составные произведения строятся на основе оригинальных и производных произведений (п. 2 ст. 1260 ГК РФ). Составное произведение представляет собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (ч. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Составное произведение включает в себя другие произведения, части произведений, официальные документы, не являющиеся объектами авторского права, произведения, перешедшие в общественное достояние, какими произведениями являются сборники, антологии, энциклопедии, хрестоматии, справочники, базы данных и др.

Но основаниям доступности для общества произведения делятся на обнародованные и необнародованные, имеющие различный режим охраны (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).

Обнародованные произведения доступны для всех.

Необнародованное произведение -- это произведение определенной объективной формы, которое с согласия автора не опубликовано, не исполнено публично, не показано и т.д., т.е. не является доступным для публики. Обнародовать или не обнародовать произведение решает сам автор.

Обнародованные и необнародованные произведения российских и иностранных авторов и правообладателей, находящиеся на территории Российской Федерации, охраняются с момента создания произведений.

Произведение будет считаться впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации согласно пункту 2 ст. 1256 ГК РФ, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на ее территории. Из этого следует, что в России будут охраняться произведения тех авторов-иностранцев, которые впервые опубликовали свои работы в стране, не участвующей в Бернской конвенции и не имеющей двустороннего договора с Россией, но в течение 30 дней после даты первого опубликования в другой стране опубликовали произведения в России.

Таким образом, необнародованные иностранные произведения, находящиеся на территории России в определенной материальной форме, охраняются от противоправных действий по авторскому праву России. Однако охрана неопубликованного произведения может зависеть от территории последующего обнародования.

Если произведение в последующем будет опубликовано в России, то оно будет продолжать охраняться российским авторским правом. Но при опубликовании произведения за рубежом или в стране, которая не связана с Россией международным соглашением, произведение охраняться не будет вследствие истечения срока охраны.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федераций « вследствие истечения предусмотренного Гражданским кодексом срока действия исключительного права на них.

При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения (п. 4 ст. 1256 ГК РФ).

Наличие или отсутствие связи с трудовой деятельностью автора -- основание, по которому объекты авторского права подразделяются на служебные и неслужебные произведения.

Служебное произведение - это произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей или в порядке выполнения им служебного задания работодателя (п. 1 ст. 1 295 ГК РФ).

На практике бывает трудно разграничить произведения, созданные автором в рамках выполнения трудовых обязанностей и вне таковых. В связи с этим важно очертить круг обязанностей работника и раскрыть специфику данного ему служебного задания.

В соответствии с нормами трудового права служебные обязанности -- это круг действий, возложенных на работника по трудовому договору, по определенной специальности, квалификации и должности и безусловных для выполнения.

Служебное задание -- это заказ, поручение выполнить трудовую функцию (обязанность), данное работнику.

Следовательно, можно сделать вывод, что произведения, которые созданы в порядке выполнения служебного задания, являются не только результатом деятельности юридического лица, но и его сотрудника-автора, чья творческая деятельность связана трудовым взаимоотношением с этой организацией.

Трудовые отношения не могут регулировать использование служебных произведений, они лишь влияют на объем прав по их использованию. Автору служебного произведения принадлежит авторское право, т.е. личные неимущественные права (право на имя, право на защиту репутации, право на обнародование), а имущественные права принадлежат работодателю, хотя договором между ним и автором может быть предусмотрено иное.

Согласно пункту 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. В случае, если работодатель начнет использование произведения либо по независящим от него причинам не начал использовать произведение в указанный срок, автор приобретает и сохраняет право на вознаграждение.

Работодатель не может без согласия автора сделать произведение доступным, внести в него изменения и т.д., но автор должен решить вопрос об обнародовании произведения, так как иначе его отказ будет воспринят как нарушение трудовой дисциплины.

Объекты и субъекты авторского права - это результаты творчества в сферах науки, литературы, искусства и лица, участвующие в обороте таковых (авторы, потребители и т.п.). Цель творческой деятельности заключается в создании оригинальных произведений, являющихся объектами авторского права. Подробнее об этом расскажем в нашем материале.

Объекты авторского права — понятие

Современное российское законодательство определяет объекты авторского права как произведения науки, литературы и искусства. Их открытый перечень содержится в п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ. В свою очередь, произведение, в соответствии с п. 1 ст. 1228 ГК РФ, это результат интеллектуальной (творческой) деятельности.

Выделяют как минимум 2 признака, которыми в обязательном порядке должны обладать объекты авторского права :

  • Творческий характер

    В соответствии со ст. 1257 ГК РФ одним из основных признаков произведения является творческий характер труда автора (постановление Суда по интеллектуальным правам от 21.09.2015 по делу № А10-343/2014). При этом априори предполагается, что результаты интеллектуальной деятельности созданы в процессе творчества: отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности не свидетельствует о том, что такой результат создан не творческим трудом и, соответственно, не относится к объектам авторского права (Обзор судебной практики, утвержденный президиумом Верховного суда РФ 23.09.2015).

  • Объективная форма

    Результаты творческой деятельности могут стать объектами авторского права , если они представлены в какой-либо объективной форме, так как авторское право не может охранять мысли и/или идеи автора — им необходимо придать форму, доступную для восприятия окружающими. Произведение может быть выражено в письменной или устной форме, в виде изображения, в объемной форме, в формате звуко- или видеозаписи (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).

Субъекты авторского права

Понятие субъекта авторского права можно рассматривать в широком и узком значении этого термина. В широком значении это понятие охватывает всю сферу авторского права, как она понимается в 70-й главе ГК РФ. В данном контексте субъектами являются создатели и (или) авторы произведений, их наследники/правопреемники и другие лица, являющиеся владельцами авторских прав по закону или договору: издательства, телекомпании, продюсерские центры и т. д. (ст. 1293, 1295, 1296, 1298).

В узком значении субъектом авторского права является исключительно автор. В соответствии со ст. 1257 ГК РФ автором произведения является гражданин, в результате творческого труда которого оно создано (постановление Суда по интеллектуальным правам от 24.12.2014 по делу № А46-15552/2013).

Следует отметить, что понятие «автор» не тождественно понятию «субъект авторских прав». Автором может быть только физическое лицо, которому принадлежат личные неимущественные права на произведение, в том числе право авторства, право на имя и т. п. А вот субъектом авторских прав — правообладателями, владеющими исключительным правом на произведение (т. е. комплексом имущественных прав на него), — может быть любое лицо, в том числе юридическое.

Виды объектов авторского права

В качестве объектов авторского права , в соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ, подлежат охране произведения, созданные в таких творческих сферах, как литература, музыка, хореография, живопись, скульптура, графика, дизайн, архитектура, фотография, видеосъемка и пр. Особым объектом охраны авторским правом являются программы для ЭВМ (ст. 1261 ГК РФ).

Открытость перечня охраняемых авторских произведений обусловлена возможностью появления новых видов объектов авторского права в связи с развитием и совершенствованием существующих технологий. К настоящему моменту уже сформирована масштабная судебная практика в отношении появляющихся объектов (произведений). К примеру, в постановлении от 01.07.2015 № С01-468/2015 по делу № А76-2656/2014 Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу, что сайты в сети Интернет являются самостоятельными объектами авторского права .

Помимо этого, авторское право распространяется в том числе на отдельные части произведений (п. 7 ст. 1259 ГК РФ). Например, в определении Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 5-КГ15-58 в качестве таких элементов указываются «название произведения» и «персонаж произведения».

П. 5 ст. 1259 ГК РФ содержит особое указание на то, что авторские права не могут распространяться на некоторые элементы: идеи, факты, принципы, методы и т.п. Например, Суд по интеллектуальным правам в постановлении от 08.05.2015 № С01-320/2015 по делу № А40-84902/2014 отказал в удовлетворении иска в отношении защиты исключительных авторских прав на формат программы «Точь-в-точь», указав, что использование идеи или концепции нарушением авторского права не является.

Таким образом, под объектами авторского права понимаются разнообразные произведения науки, литературы и искусства, созданные в процессе творческого труда. Правовая охрана предоставляется любым произведениям, выраженным в объективной форме, и не зависит от их качества, достоинства и иных субъективных характеристик. Перечень возможных разновидностей объектов авторского права является открытым и позволяет включать в него вновь появляющиеся в связи с развитием новых технологий виды произведений. Спорные и оценочные вопросы находят свое разрешение в судебной практике.

Право интелектуальной собственности: Шпаргалка Автор неизвестен

9. ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА

В зависимости от вида произведения различают следующие объекты авторского права:

Литературные произведения;

Драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

Хореографические произведения и пантомимы;

Музыкальные произведения с текстом или без текста;

Аудиовизуальные произведения;

Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

Фотографические произведения и произведения полученные способами, аналогичными фотографии;

Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

На оригинальные и производные (все основные охраняемые элементы оригинального произведения созданы самим автором, в производном произведении элементы частично заимствованы (переработаны) из других произведений);

Простые и составные произведения (составные произведения по подбору или расположению материалов являются результатом творческого труда)

Обнародованные и необнародованные. (Обнародование – это действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.)

Специальное правовое регулирование предусмотрено ГК для следующих видов произведений производные произведения; составные произведения; программы для ЭВМ и базы данных; аудиовизуальные произведения; проекты официальных документов, символов и знаков; служебные произведения.

На правовой режим произведения также влияет способ его создания. ГК предусмотрены особенности реализации авторских прав на произведения созданные:

В рамках трудовых обязанностей работника (служебные произведения);

По заказу;

При выполнении работ по государственному или муниципальному контракту;

При выполнении работ по иному договору.

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Объектом авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя признаками:а) являющиеся результатом творческой деятельности;б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

10. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Субъектами авторского права, т. е. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.Первоначальным субъектом

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

11. НАСЛЕДНИКИ, ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Наследники автора как субъекты авторского праваИсключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора

17. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги автора

Из книги автора

10. Объекты права интеллектуальной собственности в системе объектов гражданских прав Объектами права интеллектуальной собственности являются объекты интеллектуальной (творческой) деятельности. Отличительной особенностью объектов интеллектуальной собственности

Из книги автора

13. Понятие и принципы авторского права Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием

Из книги автора

14. Объекты авторского права: понятие, виды, общая характеристика Объекты авторского права – произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.В

Из книги автора

15. Произведения архитектуры как объекты авторского права В соответствии с законодательством РФ объектом авторского права является результат творческой деятельности – произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства независимо от его

Из книги автора

16. Производные и составные произведения как объекты авторского права К объектам авторского права относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и

Из книги автора

17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком). Предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью

Из книги автора

18. Субъекты авторского права Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения – создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале

Из книги автора

26. Срок действия авторского права. Общественное достояние Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются

Приступим к более подробному рассмотрению произведений, являющихся объектами авторского права. В статье 7 ЗоАП перечислены произведения, являющиеся объектами авторского права. По сравнению с ранее действующим законодательством (ст. 475 ГК РСФСР 1964 г.) перечень их значительно расширен и не является исчерпывающим.

литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

драматические и музыкально-драматические произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом и без текста;

аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и другие произведения);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и иные изобразительные произведения;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

другие произведения (п. 1 ст. 7 ЗоАП).

В Бернской конвенции (ст. 2 (1) указан практически аналогичный перечень произведений, являющихся объектами авторского права.

Непосредственно литературные произведения включают в себя не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические тексты, а также программы для ЭВМ и иные работы.

Следовательно, Законом охраняются речи, лекции, доклады, иные устные выступления, а также письма, дневники и личные заметки. Охрана таких произведений связана с обеспечением конституционного права граждан на неприкосновенность их личной жизни. Критерием правовой охраны является лишь частный характер содержащихся в них сведений.

Важной особенностью, о которой необходимо упомянуть, является разделение произведений на производные и составные (п. 3 ст. 7 ЗоАП).

К производным относят некоторые творчески вполне самостоятельные произведения, которые могут быть органически связаны с другими и служить их новой внешней форме (переводы, обработки, аннотации, рефераты).

К составным произведениям относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору и расположению материалов.

Переводы являются самостоятельным видом литературных произведений, охраняемых авторским правом. "Переводчики - это почтовые лошади просвещения"*(10) . Для сохранения смысла, стилистики и особенностей переводимого произведения переводчик должен творчески осуществлять замену переводимого словами иными, более близкими по смыслу. Так, перевод М. Лозинского стихотворения "Заповедь" Редьярда Киплинга и перевод С.Я. Маршака стихотворения "Если" являются самостоятельными и самобытными переводами. Вместе с тем труд переводчика, не являющийся творческим (механический перевод), не признается объектом авторского права.

Литературными, научными произведениями и произведениями искусства могут быть курсовые и дипломные работы при условии их творческого характера, а не плагиата. Авторское право на них возникает у их создателей-студентов, использование этих произведений возможно только с их согласия, научный руководитель по общим правилам не является соавтором таких произведений. Имел место судебный прецедент, когда студентка одного института выполнила курсовую работу, изготовив художественное панно, которое впоследствии было подарено ректором вуза своему китайскому коллеге. Студентка подала исковое заявление в суд, выиграла дело и получила компенсацию за использование авторской работы без согласия автора.

К числу охраняемых законом литературных произведений относят также письма, дневники, личные заметки и иные подобные документы.

Прежде всего указанные документы, как правило, носят частный характер (т.е. пишутся в личных целях). Например, в одном из своих писем А.С. Пушкин писал жене: "Мысль, что кто-нибудь нас с тобой подслушивает, приводит меня в бешенство. Без политической свободы жить очень можно; без семейственной неприкосновенности невозможно". Кроме того, согласно ст. 23 и 24 Конституции РФ "каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, личную и семейную тайну: Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются".

Интервью и дискуссии также могут быть объектом авторского права.

По новому Закону к литературным произведениям относят в настоящее время и программы для ЭВМ. Данные программы очень подробно расписаны в ст. 25 ЗоАП. В результате многочисленных обсуждений было принято решение считать программы для ЭВМ предметом авторского права, т.к. они представляют собой объективную форму представления совокупности данных и команд, предназначенных для исполнения ЭВМ с целью достижения определенного результата.

Драматические произведения

Особенностью драматических произведений является то, что их текст состоит из диалогов и монологов персонажей, а само произведение, как правило, исполняется на сцене (публичное выступление).

Музыкальные произведения

Музыкальные произведения с текстом и без текста и музыкально-драматические произведения также являются объектами авторского права.

Музыкальным признается такое произведение, в котором художественные образы выражаются с помощью звуков. Для того чтобы являться объектом авторского права, оно должно носить творческий характер независимо от назначения и достоинств. Например, мелодия подлежит защите, но только вместе с другими элементами музыкального произведения.

К музыкальным произведениям относят: аранжировки, оркестровки и вариации. Аранжировка - это переложение музыкального произведения, написанного для определенных голосов, инструментов. Охраняется авторским правом и такая переделка музыкального произведения, при которой основная музыкальная тема оригинала остается узнаваемой.

Аудиовизуальные произведения

Аудиовизуальные произведения являются особым видом произведений, упоминаемых законодателем в ст. 7 ЗоАП.

Термин "аудиовизуальное произведение" в общегражданском законодательстве нашей страны впервые был употреблен в Основах гражданского законодательства СССР 1991 г. На данный момент полное определение этого понятия дается в ст. 4 ЗоАП. К аудиовизуальным произведениям относится широкий круг кино-, теле-, видеопроизведений, которые рассчитаны на одновременное визуальное и слуховое восприятие. Они являются синтезом различных произведений и творческим результатом работы многих людей - художников, композиторов, актеров и т.д. Такие произведения являются результатом деятельности коллектива людей. Возникает вопрос о признании их соавторства. Действующее законодательство в соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" признает авторство за тремя лицами: режиссером-постановщиком, сценаристом и автором оригинальной музыки. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существующих ранее, так и созданных в процессе работы над ним, пользуются авторским правом каждый на свое произведение.

Согласно п. 3 ст. 13 ЗоАП право на вознаграждение закреплено за автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении. Эта норма адресована прежде всего кинотеатрам, которые должны выплачивать вознаграждение за публичное исполнение произведения согласно Положению о минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства, утвержденному постановлением Правительства РФ от 21 мая 1994 г. N 218.

К большому сожалению, переговоры РАО с кинотеатрами показали, что кинотеатры отказываются от выплаты вознаграждения, ссылаясь на то, что более 50% своей выручки они отдают производителю. В связи с этим уже имели место судебные споры с кинотеатрами. Например, в Санкт-Петербурге суд обязал кинотеатр "Аврора" выплатить положенное вознаграждение автору музыки к фильму "Ширли-мырли" Т. Когану. А РАО (Российское авторское общество) решило взыскать более 380 тыс. руб. с нескольких столичных кинотеатров в качестве вознаграждения в пользу американского композитора Д. Уильямса - автора музыки к фильму "Гарри Поттер и философский камень".

Произведения изобразительного и декоративного искусства

Закон не раскрывает понятия "произведение изобразительного искусства" в связи с тем, что существует большое разнообразие форм и иных технических способов выражения указанных произведений. К данным видам произведений относят: произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие аналогичные произведения.

Важнейшей особенностью произведений изобразительного искусства является их тесная, неразрывная связь с материальным носителем, в которых они воплощены.

Произведения архитектуры, градостроительного и садово-паркового хозяйства

Такие произведения имеют двойное значение. Авторско-правовой охране подлежит именно художественная сторона этих произведений, поэтому авторским правом охраняется, например, не весь проект, а лишь его архитектурная часть.

Предметом охраны являются и произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, перспективы, рисунки, макеты. Однако архитектор не может воспрепятствовать воспроизведению своего произведения, установленного в общественном месте. Эти нормы, закрепленные в ст. 21 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", содержат существенные изъятия из авторских прав архитекторов по сравнению с создателями других творческих произведений.

Приведем пример из судебной практики ВАС РФ (см. п. 9 постановления Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47). "Акционерное общество "Институт экспериментального проектирования" обратилось в арбитражный суд с иском к строительной компании о признании за ним исключительных прав на архитектурный проект, а также права на осуществление авторского надзора за строительством архитектурного объекта и запрещение ответчику использовать техническую документацию, разработанную другой организацией, для реализации проекта.

При разрешении спора судом установлено, что институт в соответствии с договором, заключенным со строительной компанией (заказчиком), создал архитектурный проект шумозащитного жилого дома. Авторами проекта являются работающие в институте архитекторы, трудовые договоры которых не предусматривали закрепления за ними исключительных прав на создаваемые произведения архитектуры.

Согласно условиям договора институтом была разработана документация для строительства первой очереди объекта. Данные материалы были переданы строительной компании, приняты и оплачены ею.

Документацию, подготовленную по договоренности для других этапов строительства, строительная компания не приняла со ссылкой на отсутствие надлежащего финансирования. Однако затем, не расторгая договора с институтом, без его согласия и ведома заказала изготовление документации другой проектной организации за меньшую цену и приступила к строительству объекта.

Суд первой инстанции отказал в иске, сославшись на то, что истец, являясь обладателем исключительных прав на архитектурный проект, не доказал их оспаривания или нарушения ответчиком.

Суд апелляционной инстанции отменил названное решение и удовлетворил исковые требования по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект.

Согласно ст. 16 Закона об авторском праве исключительные права автора на использование архитектурного проекта включают также его практическую реализацию. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Договор между сторонами не предусматривал условия о возможности разработки документации иной организацией.

Статьей 17 Закона Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", регламентирующей имущественные права автора произведения архитектуры, прямо предусмотрено, что автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта. Передача этих исключительных прав осуществляется на основании договора. Из материалов дела усматривается, что институт такого договора с разработчиком документации не заключал, разрешение заказчику на его заключение также не давал.

При указанных обстоятельствах изготовление документации для строительства другими лицами без разрешения обладателя исключительных прав на архитектурный проект и использование этой документации является нарушением этих прав, которое должно быть прекращено по требованию правообладателя. Исковые требования института, обладающего как работодатель авторов архитектурного проекта исключительными правами на использование служебного произведения, в силу ст. 14 Закона об авторском праве удовлетворены правомерно".

Следует учитывать, что правовое регулирование охраны данных произведений осуществляется не только ЗоАП, но и Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

Произведения хореографии и пантомимы

Значимым моментом в отношении этих произведений является их фиксация, например, с помощью видео- или фотосъемки. Однако и без фиксации подобные произведения могут быть воспроизведены весьма точно.

Картографические произведения

К ним относятся географические, геологические и другие карты, планы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам. Правда, не всякая карта является объектом авторского права. Творческий вклад составителя имеет в данном случае решающее значение.

В итоге основная задача, которая появляется применительно к охране таких произведений, состоит в том, чтобы выяснить, являются ли они результатом творческой деятельности.

Служебные произведения

Итак, согласно ст. 14 ЗоАП "авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежит автору служебного произведения" (чаще это бывают штатные сотрудники газет, журналов).

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю). Однако данная регламентация Закона дает право выбора, в связи с тем, что в этом же пункте подчеркивается: "если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное" (п. 2 ст. 14 ЗоАП). Размер авторского вознаграждения и иные выплаты регулируются также договором между автором и работодателем.

Важно отметить, что работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Законодательство РФ об авторских правах наделяет создателей творческих продуктов значительным объемом правомочий. Посредством каких механизмов? Каким образом авторы литературных произведений, программисты, дизайнеры могут защищать свои законные права?

Определение авторского права

Авторское право может пониматься в двух аспектах - объективном и субъективном. Касательно первого данный термин можно интерпретировать как совокупность норм законодательства, обеспечивающего защиту авторства в отношении произведений литературы, искусства, научных достижений, а также устанавливающего режимы правомерного использования соответствующих ресурсов. В данном контексте авторское право, таким образом, выполняет следующую совокупность функций:

Соотнесение объекта правовой защиты с личностью их автора;

Определение способов, посредством которых правообладатель сможет пользоваться результатами своего труда;

Нормирование процедур доступа к предмету защиты других лиц;

Таким образом, посредством установленных законом механизмов защищаются объекты авторского права, природа которых может быть самой разнообразной. В рамках данной трактовки авторское право понимается как некий институт, обеспечивающий определенной категории граждан гарантированную государством защиту - в аспекте созданных ими творческих продуктов.

Есть и другая интерпретация рассматриваемого термина. Авторское право может пониматься также и в субъективном аспекте как совокупность неких полномочий, которые предоставляются человеку для охраны его интересов, связанных с защитой созданных им творческих продуктов. В данном контексте рассматриваемый термин часто употребляется во множественном числе. То есть применительно, например, к литературному произведению или музыкальному файлу, оно будет звучать как "авторские права".

Изучим то, как понимается рассматриваемый термин в российских законах. Например, в 1255-й статье ГК РФ сказано, что авторскими признаются интеллектуальные права на то или иное произведение. При этом, как отмечают юристы, некоторые положения Кодекса можно интерпретировать как относящие авторские права к имущественным. То есть, человек, написавший книгу или песню, может впоследствии распоряжаться ими так, как любой другой собственностью - извлекать выгоду, продавать, дарить, видоизменять.

Можно отметить, что имущественный аспект владения творческим продуктом в российской правовой практике часто именуется "исключительным правом". Хотя не все юристы с этим согласны. По мнению некоторых, "исключительные" права всегда присутствуют в спектре авторских, в то время как имущественные могут и не реализовываться владельцем творческого продукта на практике.

Более того, как отмечают юристы, именно неимущественные права в контексте рассматриваемого термина первичны. Только при условии их корректной реализации можно говорить о другой категории прав. Рассмотрим простой пример. Человек написал песню, которая по всем признакам тянет на плагиат, однако выдал ее за свою и намеревается впоследствии выложить ее в коммерческий музыкальный каталог с тем, чтобы продавать ее копии. Однако, прежде чем фирма-владелец каталога примет песню в продажу и тем самым разрешит автору реализовывать имущественные права, она должна удостовериться в оригинальности трека. С этой целью файл песни направляется экспертам, и они без труда распознают в ней плагиат. И этот факт аннулирует личные права человека, предоставившего файл - не он автор, и потому извлекать выгоду в аспекте имущественного владения продуктом у него нет законных прав.

Отметим, что, несмотря на двойственность понимания природы рассматриваемого термина, субъекты и объекты авторских прав всегда рассматриваются в едином контексте.

Классификация неимущественных прав

Интересно изучить то, каким образом, в соответствии с законодательством, классифицируются неимущественные, то есть личные права. Перечень их, зафиксированный в российских правовых актах, такой:

Использовать творческий продукт под реальным именем его создателя, под псевдонимом, анонимно;

Передавать право использовать произведения, являющиеся объектами авторского права, третьим лицам;

Обнародовать произведение или передать кому-то соответствующее право;

Защищать творческий продукт от изменений третьими лицами.

Важный аспект законодательства - неимущественные права принадлежат создателям произведений вне зависимости от того, кто является обладателем продукта в аспекте реализации исключительных прав.

Авторские и смежные права

Исполнения артистов и дирижеров, режиссерские постановки - при условии, что формат преподнесения их публике допускает использование технических средств;

Фонограммы;

Сообщения на ТВ и радио;

Защищенная часть баз данных;

Отметим, что ГК РФ относит к смежным исключительное право.

Ключевые категории прав

Таким образом, российское законодательство, регулирующие правоотношения в аспекте авторства, выделяет сразу несколько категорий прав. Их особенность такова, что они связаны между собой, однако механизмы их реализации могут отличаться. Итак, спектр категорий прав, так или иначе релевантных авторским:

Имущественные ("исключительное");

Смежные.

В свою очередь, в рамках каждой из этих категорий предусмотрены правовые механизмы, адаптированные к специфике конкретных творческих продуктов.

Объекты авторского и смежного права, таким образом, могут быть одними и теми же. Однако режим реализации правомочий со стороны создателя творческого продукта будет зависеть от того, идет ли речь об имущественной составляющей, или же рассматривается личный аспект. Объекты авторского и смежного права могут быть использованы как инструмент извлечения доходов, только если автор обладает исключительной составляющей соответствующих правомочий.

Объекты, защищаемые авторским правом

Собственно, какого рода творческие продукты можно отнести к объектам авторских прав? Перечень их также определен ГК РФ. Объектами авторских прав являются, в соответствии с данным нормативным актом, любые виды произведений науки и искусства, а также литература. Все то, что стало результатом творчества человека. Тематика и содержание произведения не имеют значения. Каковы ключевые признаки объектов авторских прав? Строгих критериев здесь нет. Как правило, в числе таковых - творческое происхождение произведения, решения или продукта, то есть обусловленное талантом автора, его умениями и навыками. Некоторые эксперты также считают, что допустимо считать актуальными такие признаки объектов авторских прав, как уникальность и общественная значимость.

Интересен тот факт, что компьютерные программы ГК РФ в аспекте защиты классифицирует как литературные произведения. Что, в принципе, логично: программный код - это текст, и он, подобно содержанию книги, имеет признаки авторства, характеризуется уникальностью, концептуальностью. Объектами авторских прав являются также сценарии, драматические произведения, песни - с текстом или без него, кинофильмы, картины, журналы, комиксы, продукты народных ремесел, фотографии, архитектурные произведения, географические карты.

Безусловно, этот список нельзя считать исчерпывающим. По мере развития технологий, а также идейных концепций, могут появляться и иные продукты, что к объектам авторского права относятся в силу их творческого происхождения. Как мы видим на примере формулировок ГК РФ, даже компьютерные программы в некотором смысле не определены как в полной мере самостоятельная категория творческого продукта.

Специфика субъектов авторского права

Рассмотрим подробнее, в рамках каких критериев российскими юристами рассматриваются субъекты и объекты авторских прав. К первым относятся собственно создатели творческих продуктов. К таковым при этом причисляются также и соавторы - те, кто участвовал в написании произведения или сочинении музыкальной композиции наряду с другими людьми. В некоторых случаях к субъектам авторского права могут относиться работодатели, с которыми у создателей творческих продуктов заключены соответствующие контракты.

Многие юристы акцентируют внимание на том факте, что статус "автора" согласно российскому законодательству могут получить только физлица. Если речь идет о реализации соответствующих прав организациями, их статус будет иным. Есть эксперты, которые также говорят о том, что к юрлицам нельзя применить положения закона, касающиеся неимущественных, личных прав.

Интересно изучить возрастной аспект, относящийся к рассматриваемой области. Как известно, ГК РФ наделяет способностью реализовывать гражданские права россиян с момента рождения. Однако самостоятельное использование объектов авторского права в имущественном аспекте возможна создателями творческих продуктов только с момента наступления 14 лет. До этого соответствующими действиями могут заниматься только их родители.

Возникновение авторских прав

Рассмотрим то, каковы механизмы возникновения рассматриваемого права, предусмотренные российским законодательством. Прежде всего можно отметить, что соответствующего типа нормативные акты классифицируют изучаемое явление по двум типам. К первому относятся те, что защищают объекты авторского права вне зависимости от их фактической природы. Ко второму - те, что релевантны в отношении конкретных типов творческих продуктов. Вместе с тем, как отмечают юристы, объекты авторского права соотносительно с нормами российского законодательства, как правило, защищены посредством обоих механизмов.

Главное условие, при котором возникают авторские права - создание соответствующего творческого продукта, появление объекта законодательной защиты. То есть появляется некий юридический факт, становящийся отправной точкой в инициировании предусмотренного законом механизма реализации норм права. К объектам авторского права относятся, как мы уже определили выше, самые разные творческие продукты. Даже если человек создаст что-то, не учтенное в перечне ГК РФ, правовая защита соответствующего произведения может быть осуществлена по аналогии с каким-либо уже имеющимся в Кодексе типом творческого продукта.

Объекты авторских прав в общем случае не нужно каким-либо образом регистрировать, как это происходит, например, при оформлении патентов. Соответствующие правомочия возникают у создателя продукта автоматически, в силу норм действующего законодательства. Вместе с тем практическая реализация имущественной составляющей авторских прав, как отмечают юристы, во многих случаях становится возможной все-таки только по факту осуществления неких процедур регистрационного, а если требуется - идентификационного характера. Пример одной из таковых мы рассмотрели выше - когда фирма-владелец музыкального каталога сначала проверяет поступившую песню на оригинальность, а затем заносит ее на онлайн-витрину, после чего автор может получать доход от ее скачиваний и прослушиваний.

Есть и официальные регистрационные структуры, такие как, например, Российское авторское общество. Создатель творческого продукта, обратившись в эту организацию, может получить свидетельство, подтверждающее идентификацию личности автора произведения. Если человек написал книгу, то этот документ может пригодиться, как вариант, при взаимодействии с издательством, при содействии которого планируется издавать и тиражировать произведение. Свидетельство, таким образом, будет гарантией того, что произведение, как объект авторского права, принадлежит конкретному гражданину.

Сроки авторских прав

Как долго действует защита творческих продуктов? Законом определено, что объекты авторских прав защищаются на протяжении всей жизни автора. Разумеется, создатель творческого продукта может по своему желанию передать права на них - это осуществляется в рамках соответствующих правовых процедур. Но с момента, когда объекты авторского права в имущественном аспекте переходят к новому владельцу, их защита также осуществляется без ограничений по сроку. Передача исключительных прав осуществляется в рамках гражданского законодательства.

В свою очередь, в личном аспекте объекты защиты авторского права, как мы уже отметили выше, переданы быть не могут. Автор, написавший рассказ или сочинивший песню, не может передать кому-то неимущественную составляющую владения творческим продуктом. Хотя на этот счет есть разные точки зрения. Есть юристы, которые считают, что некоторые виды объектов авторского права все-таки подлежат полноценной передаче от одного владельца к другому не только в имущественном аспекте, но также и в личном.

Рассмотрим нюансы соответствующей процедуры более подробно. Мы изучили, что такое авторское право, понятие "объекты", "субъекты". Полезно будет также исследовать один из самых распространенных в среде российских экспертов дискуссионных аспектов изучаемой нами сферы юриспруденции.

Возможна ли передача личных авторских прав?

Как мы определили выше, понятие объектов авторского права подразумевает автоматическую их защиту законом в силу юридического факта: создания в ходе творческого процесса. Соответствующий механизм одновременно действует в отношении личных, а также имущественных, или исключительных прав. Касательно первых - они, в соответствии с положениями ГК РФ, должны быть неотделимы от личности автора. Однако некоторые юристы считают, что на практике это правило не всегда соблюдается. Каковы механизмы, с помощью которых его можно обойти, и законно ли это?

Действительно, формулировки ГК РФ, как отмечают юристы, позволяют говорить о том, что личность автора и продукт его творчества неотделимы. Не имеет значения, обнародовано ли произведение. Кроме того, как отмечают некоторые эксперты, законами РФ не предусмотрено механизмов, по которым человек может отказаться от личных прав на созданный им творческий продукт. Равно как нет официальных процедур, закрепленных в правовых актах, которые бы позволяли однозначно идентифицировать владельца произведения как его автора.

Однако на практике, при составлении различного рода договоров, в рамках которых осуществляется передача авторских прав, используются, как отмечают юристы, формулировки, предусматривающие передачу продукта не только в имущественном аспекте владения, но также и в личном.

Во многих случаях передача прав может происходить фактически без документального оформления. В числе распространенных примеров, приводимых юристами - выполнение российскими авторами дипломных и курсовых работ на коммерческой основе. При этом продавец соответствующего произведения осознанно отдает свой творческий продукт покупателю, подразумевая одновременно также и передачу личных прав на него. Какова правовая оценка подобным прецедентам? В российской правовой среде распространено мнение, что такие сделки следует считать недействительными. То есть формулировки в ГК РФ в этом случае можно интерпретировать буквально.

Таким образом, охрана объектов авторского права соотносительно с нормами закона в РФ, полагают юристы, организована на достаточно высоком уровне. Создатель творческого продукта, даже передав некоторую часть своих прав, а именно исключительные, позволяющие, к примеру, использовать произведение на коммерческой основе, тем не менее, будет оставаться носителем личных прав.

Авторские права: правоприменительная практика

Интересно будет рассмотреть то, каким образом должна осуществляться корректная реализация принципов авторского права, установленных российским законодательством.

Как мы уже отметили выше, личный аспект авторских прав нельзя передать по договору или каким-либо другим образом. Поэтому создатель творческого продукта в любом случае, как отмечают российские юристы, вправе требовать указания своего имени или псевдонима при использовании соответствующего произведения, к примеру, в коммерческих целях. Например, если дизайнер, находящийся в статусе физического лица, разработал прототип веб-сайта, то данный продукт попадает под защиту законодательством об авторских правах. Следовательно, компания-заказчик, несмотря на то, что приобрела у исполнителя исключительные права на коммерческое использование творческого продукта, по закону должна указать, в свою очередь, в нижней части сайта сведения об исполнителе, чья концепция дизайна используется.

В свою очередь сам фрилансер имеет полное право разместить в своем личном портфолио ссылку на данный веб-сайт. Разумеется, при условии, что этим он не нарушит подписанные соглашения о соблюдении коммерческой тайны или иные законодательные положения - например, те, что отражают необходимость защиты персональных данных. Аналогичные нормы закона действуют также и в отношении любых других творческих продуктов. В том числе и в тех случаях, когда они созданы не одним автором, а группой. За исключением вариантов, когда исполнитель - юридическое лицо.



 

Возможно, будет полезно почитать: