Бухгалтерский учет российской федерации регулируется системой. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

В связи с осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в законодательстве Российской Федерации, функциях управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Он впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных органов в ее создании. Нынешняя система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Первую группу документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации. Особое место в этом уровне системы должен занять Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Очень важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий); порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридического лица. 1

К этой же группе документов можно отнести Федеральный закон от 14.06.95 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон от 26.12.95 208-ФЗ "Об акционерных обществах"

В настоящее время разработан Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором установлены особые правила организации налогового учета, принципы которого резко отличаются от традиционных принципов бухгалтерского учета. 2

Второй уровень системы нормативного регулирования составят положения по бухгалтерскому учёту. В этих документах будут обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Такое раскрытие должно осуществляться в документах третьего уровня - методических указаниях по ведению бухгалтерского учета, в т. ч. в инструкциях, рекомендациях и т. п. К этой группе документов относятся методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя и казначейские обязательства); а также методические указаний по бухгалтерскому учету, которые разрабатываются применительно к важнейшим отраслям народного хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.).

Страница 1 из 2

1. Понятие системы нормативного регулирования

В повседневной жизни каждого человека нередко возника­ет вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе гово­ря, как согласовать свои поступки с интересами общества, госу­дарства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, жела­тельном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых аккумулируется опыт многих поколений.

Следует напомнить, что система нормативного регулиро­вания не совпадает полностью с юридической (правовой) над­стройкой. Юридическая (правовая) надстройка - это совокуп­ность всех правовых явлений, определяемых, в конечном счете, экономическим базисом общества.

Система социальных норм выступает лишь частью систе­мы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. Следовательно, нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений.

Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регламентирующих поведение людей в об­ществе, их отношения между собой в рамках объединений, кол­лективов, и социально-технических, регламентирующих их взаи­моотношения с природой. Система нормативного регулирова­ния обеспечивает в целом упорядоченность существующих в обществе отношений. Социально-технические нормы указыва­ют, как человек должен обращаться с орудиями труда, маши­нами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Сле­дует отметить, что пренебрежение техническими нормами мо­жет привести к тяжелым последствиям и именно с необходи­мостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой, о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем раз­вития производительных сил и регулируют целесообразное по­ведение человека в таких несоциальных образованиях, как при­рода, техника, математика и т. д.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития обще­ственно-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение че­ловека, они создаются коллективами людей.

Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стре­мится получить, освоить, и поэтому обменные отношения при­обретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельно­стью, становятся привычными эталонами социального пове­дения.

Объективный характер социальных норм определяется сле­дующими обстоятельствами:

1) социальные нормы возникают из объективной потребно­сти общества в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2) норма возникает в процессе человеческой деятельности, субъективно обусловленной способом производства;

3) норма неотделима от отношений обмена, характер кото­рых также определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения лю­дей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обуслов­лены экономическим базисом общества.

По способам установления и обеспечения они классифици­руются на нормы права, нормы морали (нравственности), обы­чаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций и других юридических лиц). Такое деление в юридической ли­тературе считается общепризнанным.

Есть и иные критерии классификации социальных норм: по способам образования (складываются стихийно или созда­ются сознательно); по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма). Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования, ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включен­ными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на их развитие, но и на преобразо­вание.

2 Соотношение норм права и норм морали

Каково же соотношение норм права и норм морали? Что представляют собой право и мораль, каковы их характерные черты как особых норм поведения, занимающих важное место в общественной жизни? Вспомним, что под нормой права пони­мается общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное и охраняе­мое государством.

Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение усло­вий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Взаимодействие права и морали в обществе - сложный, многогранный процесс. Активно влияя на мораль, право способ­ствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же вре­мя оно само под влиянием морального фактора постоянно обо­гащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора об­щественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.

Право и мораль - дополняющие друг друга средства со­циального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный харак­тер. В действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Наиболее характерными чертами взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиле­ние согласованного воздействия на общество. В процессе совме­стного регулирования общественных связей возникает качест­венно новое явление - морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и ак­тивно влияющую на практику.

Характерной чертой права должна быть его моральная обос­нованность.

В чем же конкретно проявляется возрастание морального фактора? Во-первых, в содержании права: во вновь создавае­мых правовых нормах тоньше, полнее отражены моральные воззрения, в целом моральный элемент становится составной частью механизма действия правовой нормы, без которой она не работает. Во-вторых, возрастает значимость морали в ходе применения правовых норм: каналы усиления ее воздейст­вие - рост культурного уровня работников правоприменитель­ных органов, рост их профессионального мастерства, опыт реа­лизации моральных требований.

Главные общие черты:

право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;

право и мораль имеют нормативное содержание и призва­ны быть регулятором поведения человека, общественных отно­шений;

право и мораль основаны на единстве социально-экономи­ческих интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Далее остановимся на их отличительных чертах и свойст­вах. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организован­ного общества. Право состоит из норм, установленных и санк­ционируемых в определенном порядке компетентными государ­ственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т. е. является более сложным по своей структуре явле­нием; в нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения. Отдельные принципы и нормы морали могут быть системати­зированы, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им; содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. В них предусмотрены, подчас весьма подробно, права и обязанности сторон, черты взаимоотношений. Мораль­ные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Например, мораль осу­ждает все виды обмана и лжи (включая использование шпарга­лок), в праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана (например, мошен­ничество).

Отличие норм права и морали проявляется также и в ха­рактере гарантий их осуществления. Требования норм права и норм морали исполняются большинством наших граждан доб­ровольно в силу понимания долга. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гаран­том морали выступает совесть человека, а внешним - сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве специфической гарантии воплощения его норм выступают авторитет и принудительная власть государства.

Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, кото­рое определяет меру соответствующего морального воздейст­вия. Моральные нормы заранее не регламентируют конкрет­ные формы и меры принуждения. Это могут быть обсуждение, порицание, предупреждение. Если же совершено правонару­шение, соответствующие государственные органы обязаны при­нять меры, предусмотренные законодательством.

Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, преступившего за­кон, особенно уголовный, но с правовой точки зрения безраз­лично, какими мотивами руководствовался человек в конкрет­ном случае, если его поведение по своим результатам является правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы, стимулы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.

Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат даль­нейшее развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования человеческой деятель­ности.

Для морали и права характерно единство, которое выра­жается в их взаимодействии и взаимопроникновении. Взаимо­проникновение сказывается в том, что право основывается на морали и является одной из форм ее существования. Взаимодействие выражается в единстве действия обоих видов соци­альных норм. Оно может состоять в таких основных формах, как: а) влияние морали на формирование права; б) влияние права на формирование нравственных норм; в) охрана правом мораль­ных норм; г) использование нравственных норм при примене­нии права. Мораль - необходимая принадлежность всякого общества, ее значение неуклонно возрастает. При этом взаимо­действие правовых и моральных факторов в жизни общества должно постоянно усиливаться; чем лучше будет налажено это взаимодействие, взаимная поддержка, а не поглощение права моралью, тем успешнее будет движение общества по пути про­гресса.

Между правом и нравственностью могут быть и противо­речия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Вопрос о причинах этого явления решается по-разному. Одни объясняют это изменениями в экономической жизни, другие - влиянием иных частей надстройки, формальной определенно­стью правовых норм.

Возникающие время от времени противоречия между от­дельными правовыми и нравственными нормами объективно отражают диалектику развития правового и нравственного ре­гулирования. Эти противоречия преодолеваются как путем вы­работки новых нравственных принципов и норм в ходе разви­тия общества, так и путем внесения корректив в действующее законодательство.

Единство социальной сущности и содержания принципов права и моральных убеждений приводит к созданию единой для всего общества моральной основы реализации правовых норм, так как все его слои глубоко заинтересованы в неуклон­ном соблюдении закона, видят в укреплении законности и пра­вопорядка нравственный долг каждого члена общества, обще­ственных организаций и государства.

Ряд правовых норм непосредственно нацелен на охрану моральных интересов общества. Таковы, например, нормы гра­жданского и семейного права о защите чести и достоинства гра­ждан и организаций, о защите интересов правильного воспита­ния детей в семье, вплоть до лишения родительских прав в случаях грубого нарушения родителями своих обязанностей или аморального поведения. Ряд норм уголовного права, устанавли­вающих ответственность за хулиганство, оскорбление и клеве­ту, охраняет нравственные интересы общества и его членов-

Закономерность развития права и нравственности состоит в том, что постепенно на базе единства правовых требований и моральных убеждений происходит все большее сближение этих важнейших видов социальных норм.

Сближение права и нравственности выражается в пере­плетении методов воздействия правовых и моральных норм. Так, если возрастает роль убеждения и воспитания, то сужается сфера действия принуждения, в том числе наиболее острой ее формы - уголовного наказания. Уголовное, уголовно-процес­суальное, уголовно-исполнительное законодательство предусмат­ривает возможность применения мер общественного воздейст­вия за совершенные впервые нетяжкие преступления.

Однако сближение права и нравственности на современ­ном этапе вовсе не означает ослабления принудительной сторо­ны правовых норм. Правовые нормы обязательны для всех, не­зависимо от моральных убеждений. Если этих убеждений ока­зывается недостаточно, чтобы обеспечить соблюдение закона, государственные органы вправе и должны применять все необ­ходимые меры принуждения к тем, кто поступает вопреки пра­вовым требованиям.

Социальные нормы, которые регулируют деятельность че­ловека, во многом зависят от его профессии. Особо следует ска­зать о моральных нормах профессиональной деятельности юри­ста. Профессия юриста имеет свою специфику. Его призвание - осуществлять интересы государства, воспитывать у челове­ка уважение к другим людям, перевоспитывать граждан, нару­шивших закон. Честность, неподкупность, принципиальность и справедливость - вот его неотъемлемые качества. Он должен не только хорошо знать право, но, главное, правильно его при­менять. Нужно проявлять постоянную заботу об улучшении качественного состава и воспитании кадров правоохранитель­ных органов, строго следить за тем, чтобы на работу в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и юстиции отбирались нравственно безупречные люди, сочетающие в себе высокую профессиональную подготовку с гражданским мужеством, обо­стренным чувством справедливости.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.
  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1-2-го уровней.
  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1-3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  1. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  2. План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
  3. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными , а также на основе ряда , предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2016 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2016: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» . Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету - . Цель этого уровня регулирования бухучета - определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

.1 Право в системе социальных норм

Деятельность людей, их отношение и поведение является объектом регулирования различных норм права. Например, члены организации, учреждения действуют в соответствии с уставом или положением, студенты учебных заведений и их взаимоотношения регулируются нормами морального права. Ежедневное поведение членов общества регулируются существующими обычаями в обществе, а деятельность религиозных культов - религиозными нормами.

Нормы, регулирующие поведение и деятельность членов общества и государства представляют собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Одним из компонентов системы нормативного регулирования является очень значимый регулятор, а именно, право. определение места и роли права среди иных регуляторов имеет важное значение для определения возможности и пределов регулятивного действия.

Регулирующее влияние права на общественные отношения в системе нормативного регулирования позволяет выделить следующие группы норм.

Все эти социальные нормы объединены единой нормативной природой и характеризуются общими чертами:

они представляют определенный стандарт (образец, этапы поведения), типичные для данного времени и среды;

определяют границы возможного и должного поведения;

служат ориентиром в выборе одобряемого поведения;

является средством контроля за поведением людей;

неотделимы от своего носителя, т.е. от человека и формируются на всем протяжении жизни людей;

имеют общую цель - обеспечение организованности в общественных отношениях.

Социальная норма – это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества.

Признаки:

1. Они являются общими правилами поведения.

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

4. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.

Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Функции:

1. регулятивная. Эти нормы устанавливают правило поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

2. Оценочная. Выступают критерием оценки действий, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов.

3. Трансляционная. Достижения человечества в организации общественной жизни, культуры отношений через них транслируются следующим поколениям.

Классификация:

По сферам действия: нормы экономические, политические, религиозные, экологические (т.е. в зависимости от предмета регулирования).

По механизму (регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Мораль – совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения между людьми.

Обычай – общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в организованных обществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Регулятивные особенности :

1. предмет регулирования – многообразные общественные отношения

2. регулируются не всякие, а наиболее типичные, массовидные отношения.

Соотношение норм права и морали.

Единство норм права и норм морали:

1. представляют собой разновидности социальных норм

2. преследуют одни и те же цели:

Это упорядочение и совершенствование общественной жизни

Развитие личности

Утверждение приципов гуманизма и справедливости

3. имеют один и тот же объект регулирования (воздействуют на государственно - правовые отношения)

4. обусловлены едиными экономическими, политическими, культурными и иными факторами

5. право и мораль выступают, как общеисторические ценности, показатели социального и культурного прогресса общества

Различие права и морали:

1) по времени возникновения:

Мораль возникает раньше, она появляется с появлением общества, а право появляется с появлением государства

2) Способ образования:

Нормы права создаются и санкционируются государством, а нормы морали формируются обществом в процессе исторического развития

3) По форме выражения:

Нормы права выражены в пиьсменных документах (нормативно-правовых актах, исходящих именно от государства), а нормы морали не имеют письменной формы и содержаться в сознании людей

4) По способам обеспечения:

право регулируется силой гос принуждения, моральные нормы - общественное воздействие, а если в обществе кризис морали, значит в обществе нет мер воздействия

5) Критерии оценки:

у норм права - законно незаконно, правомерно неправомерно, критериями оценки - добро зло, хорошо плохо, справедливо несправедливо, честно бесчестно

6) По уровню требований: более высокий уровень требования у морали

7) По степени детализации: право более детально регламентирует поведени субъекта, а мораль существует в виде абстрактных общих положений

Взаимодействие права и морали:

Требование права и морали в большинстве случаев совпадают. Моральные воззрения субъектов правотворческой деятельности во многом обуславливают содержание принятых норм права.

Нормы права реализуются (применяются) с учётом требований морали, эффективность реализации права во многом зависит от того, насколько они будут отвечать моральным устоям общества

Противоречия между правом и моралью:

Право разрешает определённые деяния, а мораль - осуждает, запрещает

Право запрещает определённые деяния, а мораль - одобряет, поощряет

Нормы права:

1. Понятие и признаки правовой нормы

2. Структура нормы права

3. Виды правовых норм

Нормы права - общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Признаки правовой нормы:

1. является разновидностью социальных норм

2. носи общеобязательный характер

3. формальное определённость нормы права:

а) издаётся в признаваемых государством формах

б) чёткая текстуальная формулировка

4. устанавливается государством либо с его санкции негосударственными субъектами правотворчества (муниципальные органы)

5. реализация обеспечивается государственными гарантиями и принуждением

6. нормы права носят волевой характер:

а) выражает волю государства, социальных групп

б) нормы права обращены к волевому осознанному поведению субъектов права

Стркутуру нормы права :

Норма права имеет характерное внутреннее строение. Структура правовой нормы показывает, из каких элементов или частей состоит норма, и как эти части взаимосвязаны.

Структура нормы права понимается в разных значениях:

1. юридическая структура нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция)

2. логическая структура нормы права (если, то, иначе)

3. смысловая (условие, модель поведения, последствия)

4. социологическая струтура норм права (смысл, цель, назначение)

Юридическая структура нормы права:

1. Гипотеза - это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма.

Виды гипотез :

1. По наличию или отсутствию юридических фактов

Положительные - указывают на наличие обстоятельств (например, для заключения семейного брака необходимо взаимное согласие и достижение брачного возраста)

Отрицательные - указывает на отсутствие обстоятельств (для того чтобы брак заключить отсутствие уже зарегестрированного брака, кровного родства и недееспособности)

2. По строению

Простые - указывают на одно условие реализации диспозиции (закон о гражданстве - ребёнок, родители которого на момент его рождения являются гражданами РФ, тоже будет гражданином РФ)

Сложные - указывают на 2 и более условия, совокупность которых необходима для реализации диспозиции (ребёнок, родившийся на территории РФ, от лиц без гражданства, является гражданином РФ)

Альтернативные - указывают на несколько условий, наличие любого из которых является достаточным основанием для реализации диспозиции (есть статья, когда гражданство прекращается вследствие выхода из гражданства, отмены решения, путём выбора гражданства, по иным основаниям)

3. по форме выражения:

Абстрактные - гипотезы, которые определяют общие признаки юридических фактов (государство определяет меры содействия занятости населения)

Казуистические (закон о прокуратуре РФ)

2. Диспозиция (сердцевина правовой нормы) - часть правовой нормы, закпрепляющая модель поведения, которому должны следовать субъекты права.

Виды диспозиций :

1. по способоу изложения

Простые - называет вариант поведения, но не раскрываются, не разъясняются его существенные признаки (в УК РФ - подмена ребёнка - наказывается)

Описательные -регламентирует существенные признаки варианта поведения (статься 158 УГ РФ - кража: тайное хищение чужого имущества наказывается)

Ссылочно-бланкетные - не излагает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме этого же акта (ссылочная диспозиция), к другим актам (бланкетная диспозиция)

2. по строению (как у гипотез)

Простые

Сложные

Альтернативные

3. Санкции - это часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в случае нарушения диспозиции.

Виды санкций :

1. По характеру неблагоприятных последствий:

Штрафные (корательные) - мера ответственности; меры предупредительного воздействия; обязательные работы, лишение свободы и т.д.; задержание в качестве подозреваемого, привод и т.п.

Правовосстановительные санкции - здесь санкция это мера защиты; взыскание элементов, восстановление на работе незаконно уволенного рабоника

2. По отраслям права:

Конституционные

Уголовно - правовые

Гражданские

Административные

3. по степени определённости:

Абсолютно - определённые - в них точно указан размер неблагоприятных последствий (за безбилетный проезд - штраф 26 рублей; за однократное грубое нарушение трудовой дисциплины - увольнение; в уголовном праве таких санкций нет)

Относительно - определённые санкции - те санкции, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального

4. по объёму:

Простые - где указан один размер неблагоприятного последствяи (увольнение за один неблагоприятный проступок)

Сложные - есть ещё дополнительная помимо основной (лишение свободы до 3 лёт с обязанностю загладить причинённый ущерб, лишение свободы + запрет заниматьм педагогические должности)

Альтернативные - называются и перечисляются виды санкци через соединительно разделительные союзы и, либо (они относительно определённые, а по объёму альтернативные)

Значение каждого вида санкций :

Без гипотезы норма бессмысленна

Без диспозиции норма немыслима

Без санкции норма бессильна

Соотношение нормы права и статьи НПА (нормативно правового акта):

С позиции юридический техники идеальный вариант изложения права, когда в 1 статье - одна норма права.

Одна норма права содержится в нескольких статьях (самый неблагоприятный вариант).

В одной статье содержится несколько норм права.

Виды правовых норм:

1. По различным основаниям:

А) По отраслям права (по предмету правового регулирования)

Уголовное право

Семейного

Экологического и т.д.

Б) По функциям, которые они выполняют

Регулятивные

Охранительные

В) По характеру правовых предписаний (по содержанию)

Обязывающие

Запрещающие (запрет совершат определённые действия)

Управомачивающие (которые представляют право совершать определённые позитивные действия, в целях удовлетворения собственных интересов)

Г) по юридической силе

Д) по кругу лиц

Общие нормы (Конституция РФ)

Специальные нормы (закон о статусе судей)

Е) По сфере действия:

Федеральные - действующие на всей территории

Субъектов федерации

Местного самоуправления

Локальные (устав университета)

Ж) по времени действия:

Постоянные

Временные - когда прописывается, что данные нормы действуют определённых срок (и этот срок может быть указан), нормы, применяемые в порядке чрезвычайных ситуаций

И) по методу правового регулирования

Императивные нормы - подлежат неукоснительному исполнению (уголовное право)

Диспозитивные нормы - разрешают субъектам права самостоятельно устанавливать свои субъективные права и юридические обязанности (в гражданском праве)

Поощрительные нормы права - закреплён порядок и виды поощрения (трудовое законодательство, уголовное законодательство (явка с повинной), гражданское право)

2. По способу правового регулирования:

- материальные норма - предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений (федеральные законы принимаются Гос Думой)

- процессуальные нормы - определяет формы, в которых данная норма должна быть реализована (федеральный законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос Думы, если иное не предусмотрено другими законами)

3. Специализированные нормы права:

- нормы дефиниции (дефинитивная норма) - это правила поведения, в которых содержится научно-сформулированное определение юридических понятий и категорий (законодатель даёт определние преступления)

- нормы - принципы -призумпция невиновности, открытое судебное разбирательство

- нормы начала - это конституционные положения, закрепляющие основы экономического, политического и государственного устройства (РФ - правовое демократическое государство, РФ - светское государство и т.д.)

Формы (источники) права:

1. Понятие форм(источников) права. Виды форм права.

2. Нормативно - правовой акт, как источник права

3. Действие нпа во времени, пространстве и по кругу лиц

Понятие форм (источников) права: Впервые использовал Тит Ливий в законах 12 Таблиц.

Форма (источник) права - это есть способ закрепления и выражения правовых норм. Существует следующая классификация форм права:

1. правовой обычай - это самый первый источник права; мы с ним сталкиваемся в гражданско-правовой сфере, кодекс торгового мореплавания - роль у нас в стране правового обычая незначительна

признаки обычая, как формы права:

- длительное фактическое осуществление определённого правила поведения

- определённость правила поведения (его оформленность), дающая возможность единообразно его воспринимать и воспроизводить

- непротиворечие нормативно-правовым актам

- разумность обычая (то есть этот обычай соответствует представлениям общества о приличном, здравом, достойном)

- признание правила поведения формой права со стороны государства

2. юридический прецедент (идущий впереди, предшествующий)

- судебный - решение суда по конкретному делу обязательное при решении аналогичных дел в последующем этим же судом либо судами равными или нижестоящими по отношению к нему

- административный - решение другого гос. органа... (остальное так же)

3. правовая доктрина (юридическая наука, труды учёных, мнение конкретных учёных по тому или иному вопросу) - сегодня не является источником права для российское правовой системы

4. договор нормативного содержания - соглашения 2 и более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права (все международные договоры, федеративные договоры, договор между субъектами федераций, коллективный договор в трудовом праве)

5. религиозные тексты (Коран, Сунна) - прежде всего мусульманские страны

6. правосознание - источником права и формой права для нашей системы не явлется

7. нормативно-правовой акт - это основной источник для нашей правовой системы и основной исчтоник для науки.

Право и обычай: единство, взаимосвязь, противоречие.

Как уже было сказано ранее, обычаи представляют собой исторически сложившиеся правила поведения людей, которые в результате многократного повторения стали привычными для них . Полезность обычаев признана обществом, они передаются из поколения в поколение.

Некоторые авторы включают в обычаи традиции, обряды, ритуалы, деловые обыкновения, но стоит их отличать, т.к. обычаи – это более сложные и тонкие социальные регуляторы, чем ритуалы и обряды, выраженные в символических действиях.

Под традициями понимаются правила поведе­ния, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества.

Ритуал – это правило поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму его исполнения, причем эта форма является, строго канонизированной.

Обряды – это правила поведения, которые также заключаются в символичных действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели.

Деловые обыкновения - это правила поведения, которые складываются в государственных и негосударственных организациях при осуществлении деловой, коммерческой деятельности.

Разницу между этими видами социальных норм провести бывает достаточно сложно даже современным исследователям, а на практике тем более, т.к. мало кто задумывается, что приходится исполнять традицию или обычай, ритуал или обряд.

Однако можно с уверенностью утверждать, что ритуалы и обряды являются более ранними социальными нормами, чем обычаи, т.к. общество стало их использовать еще вероятно в тот период, когда человек не владел речью.

С точки зрения единства право и обычай являются общими правилами, носят сознательно-волевой характер, служат критериями оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.

Различия права и обычая заключаются в том, что обычаи по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе стихийно и независимо от государства, по форме фиксации (внешнего выражения) обычаи живут в сознании людей и в устной форме передаются от поколения к поколению, по степени определенности обычаи в отличие от права формальной определенность не обладают, что делает их не всегда понятными для непосвященных; по степени обязательности обычаи исполняются добровольно, носят необязательный характер, по способу обеспечения обычаи обеспечиваются силой человеческой привычки и общественным мнением, по характеру регулятивного воздействия обычай действует через образцы поведения, деятельности, по масштабу действия носят локальный характер, т.е. выполняются жителями той или иной национальности, народности на определенной территории, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека этот уровень может быть как ниже так и выше чем у права, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение норм обычаев влечет за собой только общественное осуждение со стороны знакомых, друзей, коллег.

Взаимодействие права и обычая сводится к тому, что нормы права закрепляют обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, либо наоборот запрещают вредные для общества обычаи (например, кровную месть или похищение невесты и др.), но чаще всего право остается нейтральным к нормам обычаев, т.к. большинство из них связано с личными, семейными или бытовыми отношениями, которые не требуют государственного вмешательства.

В качестве примеров взаимодействия права и обычая можно привести норму ч. 2 ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество при­сваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на националь­ном обычае», либо ч. 2 ст. 5 ГК РФ: «Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законода­тельства или договору, не применяются».

Противоречия права и обычая возможны в тех случаях, когда люди (например, жители отдаленных, высокогорных, северных и других труднодоступных местностей) пытаются жить по нормам обычаев - «законам предков», заменяя ими правовые нормы. Тогда государство в лице правоохранительных органов вмешивается в соответствующие отношения, применяя меры принуждения, если в результате использования обычаев нарушаются права и интересы личности, общества, государства (например, равноправие между мужчиной и женщиной в трудовых, семейных, имущественных отношениях).

Правосознание: понятие, признаки, виды и функции.

Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие – так или иначе (умышленно или неумышленно) – допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и т. д.), т. е. у них разное правосознание. Правосознание – это одна из форм, видов общественного сознания 2 .

Эффективность реализации права во все ее формах зависит от характера взаимодействия и степени соответствия общественных потребностей, интересов, закрепленных в нормах права, и интересов, ожиданий личности, социальных групп, возникающих в реальных правовых ситуациях. Такое взаимодействие осуществляется на основе правосознания, при помощи которого внешние требования, установления, выраженные в нормах права, переводятся во внутренние мотивы и установки личности, а затем и в ее реальное поведение. Правосознание входит в систему общественного сознания и является одной из его форм. Существуют различные формы общественного сознания, такие как философское, политическое, нравственное, религиозное и др., с которыми правосознание находится в тесном взаимодействии.

Правосознание представляет собой структурное образование общественного сознания, которое подчиняется общим для всех его элементов закономерностям формирования и функционирования, но одновременно обладает специфичностью, позволяющей рассматривать его как относительно самостоятельное образование, занимающее в структуре общественного сознания свое, особое место и выполняющее только ему присущие функции. Будучи специфической формой

__________________________

2 Абдулаев М.И. Теория государства и права

сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем это отражение обладает той спецификой, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т.п. Все они в совокупности подвергаются анализу и оценке. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

Будучи одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда же входит также осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами как справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец, это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права.

Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к взаимоотношению полномочий парламента и президента и др.).

Схема 1

Функции правосознания ( схема 1 ):

1) познавательно-оценочная (гносеологическая). Это изучение и познание права (действующего и прошлого), его связи и взаимозависимости с другими общественными явлениями, анализ его основных принципов и институтов. К этой функции относится также оценка всех правовых институтов, отдельных действующих норм с точки зрения их эффективности, актуальности, связи с общественной жизнью, интересами личности, обеспечения ее материальных и духовных потребностей, степени отражения в них общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гуманизма, свободы.

Познавательная функция - это также оценка собственного поведения личности, поступков других людей с точки зрения их правомерности либо неправомерности, качества деятельности правотворческих, правоохранительных органов, оценка всех других социальных институтов (государство, партии, культура, церковь и др.) с точки зрения их взаимоотношения с правом. Творчески-критический характер правосознания в этой функции виден наиболее отчетливо.

2) функция правового моделирования (прогностическая функция). Правосознание является необходимым инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его развития и совершенствования. Прежде чем получить свое выражение в юридических актах, будущие нормы должны пройти через волю и сознание людей, участвующих в правотворчестве. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его норм и институтов. Поэтому качество, эффективность действующего правового регулирования, его соответствие потребностям общественного развития во многом обусловливаются уровнем правосознания лиц, которые создают нормы права, их общей и юридической культурой.

Для высокого качества деятельности законодателя важное значение имеют изучение и учет общественного мнения, использование предложений по совершенствованию законодательства, выдвинутых научными подразделениями, в материалах СМИ, письмах граждан и т.д., разработка научных концепций будущих актов. В современных условиях, когда практически создается качественно обновленная правовая система России, существенно возрастают роль юридической науки в правотворческой деятельности, ее ответственность за качество рекомендаций и прогнозов.

3) регулятивная функция. Высокий уровень правосознания является непременным условием точного и последовательного осуществления норм права. Только через посредство сознательной волевой деятельности людей реализуются их предписания. Чем выше степень сознательного восприятия и уважения юридических установлений, тем точнее они исполняются. Высокий уровень правосознания обеспечивает авторитет законодательства, понимание его разумности и необходимости, воспитывает чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Правосознание также является необходимым элементом процесса применения права государственными органами. Судья, прокурор, другое должностное лицо в процессе разрешения дела обязаны основательно изучить подлежащие применению правовые нормы, понять их цели и социальное назначение, внимательно исследовать и оценить обстоятельства дела, имеющиеся доказательства, правильно и законно решить конкретное дело. Без высокого уровня правосознания сделать это невозможно.

В условиях режима законности, становления правового государства противопоставлять в правоприменительной деятельности действующий закон и правосознание недопустимо. Один из основных принципов правосознания - это необходимость укреплять законность в государстве, противодействовать идеям правового нигилизма, бороться с произволом и правовым беспределом недобросовестных работников государственного аппарата.

4) идейно-воспитательная функция. Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. ее психологической готовности, предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов.

Для идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гражданского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрастающей роли права в общественной жизни, как действенного инструмента обеспечения и защиты интересов личности, развития мировой цивилизации третьего тысячелетия, материального и духовного прогресса человечества.

Следует отметить, что одного формального момента - наличия юридических знаний - недостаточно для обеспечения законопослушного поведения, необходимо еще уметь действовать в соответствии с этими знаниями, правильно оценивать значимость правовых предписаний и быть готовым действовать на их основе 3 .

______________________

3 Морозова Л.А. - Теория государства и права. с- 365



 

Возможно, будет полезно почитать: