Научная работа: Пожарная безопасность. Научно-исследовательская работа на тему «Проведение исследований и разработка системы научно-технического проектирования пожарной безопасности Республики Казахстан

Лариса Селянина
Групповой исследовательский проект «Безопасность»

Введение

Сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за её самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Все мы знаем, что правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек.

Дошкольный возраст – важнейший период формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения , о здоровом образе жизни. Это период развития личности, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Зачастую, оказавшись в различных неожиданных ситуациях на улице и дома, дети могут растеряться. Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. В Законе РФ «О безопасности » понятие «безопасность » трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

Актуальность проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования, потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту , важностью целенаправленной деятельности родителей и всех работников ДОУ. В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности . Проект был разработан для детей дошкольного возраста, где были представлены разные формы и виды детской деятельности.

Паспорт проекта .

Цель : Сформированные знания детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения дома .

Задачи :

1. Тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья.

2. Развивать умение правильно пользоваться предметами домашнего обихода.

3. Воспитывать чувство самосохранения.

Вид проекта : Исследовательский , групповой .

Сроки реализации :краткосрочный

Объект проекта : Совместная работа Воспитателя детей и родителей.

Предмет проекта : процесс воспитания и обучения.

Предполагаемые результаты :

У Детей сформируются знания о правилах безопасного поведения дома , на улице и в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода (ножницами, иголками, ножами, электроприборами и т. д.)

Получат представление о работе служб спасения и выучат телефоны, по которым можно получить помощь.

Работа по реализации проекта строилась в три этапа.

1 этап – подготовительный.

Цели :

Изучить методические основы организации образовательной деятельности для детей дошкольников.

Подбор и систематизация материала (пособий, игрушек, демонстративного материала, книг и атрибутов) для работы с детьми и их родителями.

Создание развивающей среды по выбранной тематике в виде макетов.

Формировать заинтересованность у родителей к теме «Безопасность ребёнка » .

Мероприятия :

1 Оформить уголок для родителей на тему : «Безопасность ребёнка дома » , «Безопасное поведение ребёнка-дошкольника дома и на улице»

2 Создать в группе развивающую среду по теме «Безопасность » .

2 этап – основной.

Цели :

Знакомить детей и родителей с правилами личной безопасности дома .

Знакомить детей с опасными предметами.

Знакомить с бытовыми электроприборами, их назначением.

Закреплять знания детей об основных правилах пожарной безопасности .

Знакомить с работой служб спасения, умение самостоятельно вызвать.

Воспитывать чувство самосохранения.

Пополнять активный словарь детей, формировать выразительность речи и развивать творческие способности.

Создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.

Мероприятия :

1. Рассматривание плакатов на тему : «Безопасность дома и на улице » .

2. Беседы с детьми на темы :

«Один дома» ,

«Опасные предметы»

«Электроприборы»

«Не открывай дверь чужим людям»

«Это не игрушка, это опасно!»

«Вызываем службу спасения!»

4. Чтение художественной литературы : «Кошкин дом» , «Торопливый ножик» , «Волк и семеро козлят» , «Кот, петух и лиса» , «Гуси-лебеди» , «Заюшкина избушка» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Жихарка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

5. Игровая деятельность.

Дидактические игры :

«Попробуй отгадать»

«1-2-3 – опасность назови!»

«Да-нет»

«Где и как хранить предметы?»

«Помоги героям сказки»

«Доскажи словечко!»

«Мы спасатели»

«Что для чего?»

Сюжетно-ролевые игры :

«Мы пожарники»

«Вызываем службу спасения»

«Экстренная помощь»

«Скорая помощь»

6. Эвристические беседы :

1 «Как использовать и хранить опасные предметы» . Цель : Сформированные знание детей о многообразии предметов, которыми необходимо уметь пользоваться, но храниться они должны в специально отведённых местах.

2 «Открытое окно и другие опасности в доме» . Цель : Расширенное представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.

3 «Электроприборы, без них нам не прожить» . Цель : Сформированные знания детей о том, что электроприборы могут быть опасны, какими электроприборами можно пользоваться детям с осторожностью.

4 «Вызываем службу спасения!» . Цель : Научить детей правильно пользоваться номерами телефонов экстренных служб (скорой помощи, полиции, пожарной охраны) .

5 «Опасность повсюду» Цель : Рассмотреть и обсудить с детьми разные опасные ситуации, в том числе встречи с незнакомыми людьми. Научить детей правильно себя вести в таких случаях.

7. Работа с родителями :

Консультация для родителей на тему : «Безопасное поведение на улице и дома» .

8. Совместная творческая работа родителей и детей :

Составление творческих рассказов на тему «Как предотвратить беду» .

Изготовление схем для каждого ребёнка по теме «Безопасность дома » .

Изготовление макетов : «Дом с электроприборами» , «Улицы села»

3 этап – заключительный.

Цели :

Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта .

Мероприятия :

1. Итоговое занятие на тему : «Правила безопасного поведения дома » .

2. Сюжетно –ролевая игра «Умею, знаю сам и научу другого»

3. Викторина «Я- за безопасный образ жизни »

Литература :

1. Журнал «Дошкольное воспитание» , № 9, 2000 год, стр. 64-67.

2. «Безопасность » Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

3. «Как обеспечить безопасность дошкольников » , методическое пособие.

4. «Основы безопасности поведения дошкольников» О. В. Чермашенцева.

5. «Осторожные сказки» Т. А. Шорыгина.

6. Белая К. Ю. и др. «Твоя безопасность » . – М.: Просвещение, 2008.

7. Гарнышева Т. П. «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры» . – СПб.: «Детство-пресс» , 2012.

8. Хромцова, Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей до-школьного возраста». - М.: педагогическое общество России, 2005

Пожарная охрана – это не только борьба с огнем, героизм, спасение жизней. Это не только профилактика и предупреждение возгораний, не только контроль требований и норм пожарной безопасности. Пожарная охрана – это еще и наука. Когда как не сегодня, в год, который носит официальное название «Года пожарной охраны» в системе МЧС России, вспомнить об этом.

Наука в пожарной охране всегда имела прикладное значение. Конечно, без элементарных знаний физики и химии бороться с огнем очень сложно. Но бывают ситуации, когда необходим точный ответ на вопрос, выходящий за пределы компетенции пожарно-технического минимума. Например, вот этот новый, только что изобретенный материал – токсичен ли он при пожаре? Или, если мало что осталось от сгоревшего дома, можно ли выяснить, не имелась ли в этом случае вероятность поджога?

На эти вопросы дают ответы пожарно-испытательные лаборатории. В нашем регионе такая лаборатория носит официальное название ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Калининградской области. О том, чем занимается это специальное подразделение, рассказывает Диана Множина, начальник сектора судебных экспертиз.

Ч ем занимается лаборатория и как давно она функционирует?

Д.М.: Датой образования Испытательной пожарной лаборатории Управления ГПС УВД Калининградской области считается 24 июля 2002 года. В 2005 году она была преобразована в судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы.

Основная задача ИПЛ – это исследование причин и реконструкция развития пожаров. Сотрудники лаборатории лично принимают участиев работе межведомственных следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с пожарами и нарушениями требований пожарной безопасности, а также взрывами, и другими происшествиями, сопряженными с пожарами. Лаборатория проводит судебные экспертизы в ходе предварительного расследования и судебного производства по делам о нарушениях требований пожарной безопасности и экспертные исследования по делам об административных правонарушениях и при проведении мероприятий по контролю (надзору) в ходе осуществления государственного пожарного надзора должностными лицами ГПН.

Также мы устанавливаем соответствие различной продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, определяем степень пожаровзрывоопасности веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций. Ещев соответствии спланом научно-технической деятельности МЧС России лаборатория проводит научные исследования в области пожарной безопасности.

Непосредственно сектор судебных экспертиз, который я возглавляю, занимается расследованием причин пожаров и проводит исследованияотдельных изделий, проб веществ, материалов и их обгоревших остатков в целях получения информации, необходимой для поиска очага пожара и установления его причины. Мы производим оценку степени термического поражения проб неорганических и органических материалов для установления очага пожара, производим работы по обнаружению и классификации инициаторов горения, то есть, легковоспламеняющихся или горючих жидкостей при отработке версии поджога. Также в ходе осмотра места пожара ищем признаки протекания аварийного режима работы в электросети и оборудовании при отработке электротехнической версии причины пожара.

Какое оборудование у ИПЛ на вооружении, и по какому принципу оно работает?

Д.М.: Этостационарные и переносные приборы, позволяющие решать целый ряд задач.

Легковоспламеняющиеся (ЛВЖ) или горючие жидкости (ГЖ), использованные для поджога, обнаруживают и классифицируют в «полевых условиях». На месте пожара при помощи анализатора-течеискателя можно установить места с остатками ЛВЖ или ГЖ, этот прибор показывает концентрацию их паров. При помощи анализатора с индикаторными трубками можно на месте классифицировать данные остатки по составу. Потом они изымаются и исследуются уже в лаборатории, где методом газовой хроматографии и флуоресцентной спектроскопии можно более точно установить химический состав изъятых жидкостей или их остатков и определить, что это было: дизельное топливо, бензин, керосин, нефрас, жидкость для розжига или растворитель.

При помощи метода ИК-спектроскопии при исследовании неорганических и органических веществ, изъятых с места пожара, можно сделать качественную и количественную оценку температуры и степени термического разложения материала, составить зоны термических поражений на объекте. Например, сгорел кирпичный жилой дом, и есть трудности с установлением очага пожара. В этом случае можно изъять со стен образцы кладочного раствора и определить, где была больше температура, как распространялся пожар - снизу вверх и сверху вниз. Это важно в случаях, когда неясно, где произошло возгорание – в мансарде или на первом этаже, а межэтажное перекрытие полностью выгорело. Также можно установить природу изъятого с места пожара вещества, если оно сильно обгорело. Или сделать сравнение на идентичность жидкостей, тканей, красок и тому подобное.

При помощи рентгенофазового и металлографического анализа при исследовании проводников можно установить первичное или вторичное ли было в данном случае короткое замыкание. То есть, произошло ли оно перед пожаром и стало причиной его возникновения, либо - в результате пожара, точнее, теплового воздействия. Также этими методами можно установить наличие признаков больших переходных сопротивлений и токовой перегрузки при рассмотрении версии о причине пожара в результате протекания аварийного режима работы в электропроводке и электрооборудовании.

Есть также специальные приборы, позволяющие оценить степень огнезащитной обработки различных конструкций, текстильных изделий.

Как используются исследования ИПЛ в прикладной научной деятельности?

Д.М.: Лабораторияежегодно проводит научно-исследовательские работы по плану научно-технической деятельности СЭУ ФПС на базе всей России, по следующим темам:

Во-первых, исследования пожаров, представляющих научный и практический интерес. Это такие, которые были вызваны редко встречающимися причинами. Например, всегда интересны возгорания в автомобилях, которые произошли по вине аварийного режима работы в электропроводке и электрооборудовании, либо в результате утечки горючей жидкости в моторном отсеке.

Во-вторых,в круг научно-прикладной работылаборатории входит обобщение результатов исследования пожаров в автотранспортных средствах, подготовка материалов для всероссийской электронной базы данных. Здесь проводится анализ причин пожаров в автомобилях: поджог, электро-технические причины, утечка топлива, имеется в виду разгерметизация в топливной системе, системе отработавших газов и т.п. А также градация по очагу пожара, то есть, где он был зафиксирован: в кабине или салоне, на наружных кузовных деталях, в моторном отсеке, в багажном, наличие двух и более очагов.

В-третьих, пополнение базы хроматографических и спектральных данных по потенциальным средствам поджога, речь идет о легковоспламеняющихся и горючих жидкостях. Данная база обновляется каждый год, так как на рынок поступают все новые растворители, жидкости для розжига и тому подобное.

И, в-четвертых, мониторинг средств и методов поджога, выявленных в ходе исследования пожаров. Особо отслеживается применение различного рода самодельных зажигательных устройств, это емкости с горючей смесью с замедлителем-воспламенителем в виде скрутки из ветоши, взрыво-зажигательные устройства, снабженные электронным исполнительным механизмом и прочие. К счастью, они встречаются редко.

Любопытный с научной точки зрения пожар был зафиксирован в августе прошлого года в Зеленоградском районе. На трассе у поселка Муромское загорелся автомобиль«Пежо 307». Огонь сильно повредил моторный отсек и детали, близко расположенные к нему. Специалист нашей лаборатории участвовал в осмотре места происшествия, кроме того, ему были предоставлены свечи зажигания и колпачки свечей из горевшей машины. Осмотрев повреждения, специалист пришел к выводу, что они вызваны высокой температурой и наиболее проявлены со стороны резьбы. Уплотнительное кольцо одной свечи зажигания было смещено относительно посадочного места. Специалист пришел к выводу, что очаг пожара располагался внутри моторного отсека, на головке блока двигателя, в районе места расположения наиболее поврежденной свечи. Из анализа материалов проверки по факту пожара установил, что наиболее вероятной причиной возникновения пожара стало воспламенение горючей смеси от рабочего искрения системы зажигания двигателя.

Как часто приходится проводить испытания и исследования?

Д.М.: Количество исследований и испытаний для СЭУ регламентировано государственным заданием, согласно которому сотрудниками СЭУ должно быть выполнено определенное количество судебных экспертиз, выездов на места пожаров, технических заключений, исследований объектов, изъятых с мест пожаров, испытаний на соответствие установленным требованиям пожарной безопасности продукции и услуг. Также в СЭУ организованы суточные дежурства для выездов на места пожаров, в том числе в праздничные и выходные дни.

Приведите пример недавних пожаров, в работе по которым понадобились данные испытаний лаборатории?

Д.М.: В январе прошлого года крупный пожар произошел в жилом доме в Черняховске. Огонь уничтожил 800 кв.м. кровли и мансардных помещений. Наши специалисты установили, что очаг пожара находился в центральной части чердачного помещения дома, в районе расположения кирпичного стояка с дымовыми каналами, расположенного в северной стене коридора. При помощи тепловизионной камеры сотрудники лаборатории обнаружили изгиб дымового канала. Эта конструктивная особенность препятствовала свободному выходу газов, они скапливались, что приводило к сильному перегреву кирпичной кладки канала, к которой вплотную подходили горючие элементы чердачного перекрытия.

Ранним октябрьским утром в 2014 году в поселке Авангардное Гурьевского района сгорел автомобиль «Citroen C5», огонь также повредил асфальтоукладчик, стоявший рядом. Пожарные спасли от огня 14 автомобилей, припаркованных поблизости. Специалистам МЧС требовалось подтвердить или опровергнуть версию о намеренном поджоге. Казалось бы, она очевидна: начало пятого утра, когда на улицах практически нет людей, - очень удобное время для преступления. Но исследование, проведенное специалистами лаборатории, эту версию опровергло. С места пожара был изъят фрагмент электропровода автомобиля, расположенного в месте очага пожара. В представленном образце были выявлены признаки характерные для первичного короткого замыкания.

В июле прошлого года в Мамоново горела хозпостройка из силикатного кирпича. Огонь повредил кровлю и мебель внутри постройки. На этом пожаре пострадало двое подростков. Сотрудник ИПЛ принимал участие в осмотре места происшествия. Там применялся тепловизор для измерения температуры на конструкциях, для того, чтобы установить очаг пожара. А также анализатор-течеискатель АНТ-3 для поиска и установления следов ЛВЖ или ГЖ. В полутора метрах от западной стены была обнаружена обгоревшая металлическая канистра. Анализатор-течеискатель зафиксировал внутри канистры высокую концентрацию следов углеводородов, также следы углеводородов были обнаружены и на остатках бумаги, найденных под канистрой. Эти объекты были изъяты с места пожара и доставлены в лабораторию, где в результате обследования на обгоревшей бумаге и в канистре действительно были обнаружены остатки ЛВЖ. Наиболее вероятной причиной возникновения пожара было признано возгорание легковоспламеняющейся жидкости в результате детской шалости или неосторожного обращения с огнем.

Где готовятся кадры для работы в пожарно-испытательных лабораториях МЧС?

Д.М.: В настоящее время в ИПЛ работает семь сотрудников: начальник, его заместитель, начальник сектора судебных экспертиз, начальник сектора исследовательских и испытательных работ, двое экспертов сектора судебных экспертиз и главный бухгалтер.

Учитывая множество задач, пожарно-испытательной лаборатории необходимы сотрудники разного профиля, имеющие высшее техническое или естественно-научное образование. Наши сотрудники имеют высшее образование по следующим специализациям: судебный эксперт по специальности «Судебная экспертиза», инженер по специальности «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», инженер по специальности «Стандартизация и сертификация», инженер транспортных и технологических машин, инженер по специальности «Радиотехник», инженер-химик, юрист.

В настоящее время в СЭУ ИПЛ аттестовано три сотрудника на право производства судебных экспертиз по специализациям: «Реконструкция процесса возникновения и развития пожара», «Рентгенофазовый анализ при исследовании объектов судебной пожарно-технической экпертизы (СПТЭ)», «Молекулярная и атомная спектроскопия при исследовании объектов СПТЭ», «Обнаружение и классификация инициаторов горения при исследовании объектов СПТЭ», «Анализ нарушений нормативных требований в области пожарной безопасности, прогнозирование и экспертное исследование их последствий».

Соответственно, наши кадры готовились в различных образовательных учреждениях: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, БФУ им. Канта, Балтийский военно-морской институт, Балтийская государственная академия РФ, Пензенский государственный университет, Московский финансово-юридический университет, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова.

Проект

по основам пожарной безопасности на тему:

«Пожарная безопасность.

Служба спасения 01»

Подготовила:учитель начальных классов

Калашникова Ольга Викторовна

2014 г.

Актуальность проекта

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем селе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Школе и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта :

    Образовательные

    • Познакомить с историей возникновения огня.

      Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

      Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

    Развивающие

    • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

      Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

      Развивать творческие способности дошкольников

    Воспитательные

    • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

      Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

      Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

    Практические

    • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

      Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

      Показать ученикам других классов знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Принципы реализации проекта:

    Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.

    Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.

    Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.

    Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Субъекты проекта:

    Учителя

    Дети 7-10 лет.

    Родители.

Ожидаемый результат:

      Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.

      Профилактика панического страха перед огнём.

      Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.

      Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

      Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Срок реализации проекта : 2 недели.

Реализация проекта

Работа с родителями (день первый)

Выставка литературы по теме.

Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»

Объявление конкурса детско-родительского плаката «Не играй с огнём»

Анкета для родителей по теме.

«Что такое огонь?» (день второй)

Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка».

Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».

Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница».

«Полезный огонь» (день третий)

Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»

Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял»

Познавательное занятие «Огонь – друг».

«Опасный огонь» (день четвёртый)

Дидактическая игра «Причины пожаров».

Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастеров художественного слова.

Интегрированное занятие «Саламандра – повелительница огня». (Познавательное развитие, аппликация, леп ка).

«Правила пожарной безопасности в школе (день пятый)

    Экскурсия по школе : знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.

    Игры-соревнования.

    Чтение сказки С.Я.Маршака «Дядя Стёпа »

«Правила пожарной безопасности дома» (день шестой)

Практическое занятие «Чтобы не было беды».

Просмотр видеофильма

Чтение произведения С.Я.Маршака «Пожар».

«Правила пожарной безопасности в лесу» (день седьмой)

Познавательное занятие «Чудо-дерево».

Чтение произведения Б.Жидкова «Дым».

Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»

«Что такое служба противопожарной безопасности» (день восьмой)

    Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»

    Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).

    Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»

«Огонь в литературе» (день девятый)

Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар».

Литературная викторина.

«Огонь в картинках и загадках»

Итоговый день (день десятый)

Открытое мероприятие в школе.

План занятия:

I. Вводная часть

1.Организационный момент

II. Основная часть

1. Огонь – давний друг человека

2.Причины пожаров

4. Игра-физминутка: «Правила пожарной безопасности»

5.Разбор ситуаций. Тестирование.

6.Закрепление учебного материала

III. Итог занятия

1. Частушки

2.Рефлексия

Цели:

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности;

Предупредить баловство детей с огнём.

Задачи:

Научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодоления;

Формировать чувство самосохранения;

Пропагандировать труд пожарных;

Познакомить детей с историей противопожарной службы в России и на Кубани;

Побуждать детей к бережному отношению к личному и государственному имуществу.

Оборудование:

ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор;

Выставка книг по теме урока.

Пособия:

Презентация

Памятки учащимся

Ход занятия

I. Вводная часть

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели урока

Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам!

Владимир Маяковский

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему, но я хотела бы, чтобы вы сами сформулировали тему нашего занятия, прослушав звуковую подсказку.

Бежит-сверкает,мерцает,переливается,

А заденешь-жжёт,кусается? Огонь.

Сегодня мы поговорим об огне, а точнее тему нашего занятия вы сформулируете позже.

II . Основная часть

1.Огонь-давний друг человека.

Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь.

А как ещё в древние времена люди добывали огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень. Люди научились добывать огонь, считали его священным, но зачем он так был нужен людям? Какую пользу приносит огонь?

С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. - А только ли пользу приносит огонь? Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас. Вспомните, ребята, на одном из занятий внеурочной деятельности вы загадывали загадки об огне и о пожаре, также вы для своих проектов находили песни и стихи, пословицы о пожарной безопасности. Так вот я хотела бы, чтобы вы попробовали сформулировать тему нашего занятия одной из пословиц.Итак, возьмите ваши проекты, найдите пословицы, прочитайте их друг другу и выберите самую подходящую к нашему занятию. Я согласна с вами, что эту пословицу можно взять темой нашего занятия. Но, а я для вас нашла ещё несколько пословиц, прочитайте и объясните, как вы их понимаете.

2.Причины пожаров.

Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар, и сегодня на занятии мы с вами поговорим о правилах пожарной безопасности.

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Неумелое обращение с огнём в быту.

Неисправность и неправильное использование электрических приборов. Игры со спичками и зажигалками. Пожар может возникнуть по природным причинам - гроза, молния и пр. Запуск фейерверков. 3.Правила пожарной безопасности.

Давайте составим правила пожарной безопасности:

Если огонь небольшой, можно затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю воды.

Если огонь сразу не погас, нужно немедленно уйти из дома в безопасное место и обязательно сообщить о случившимся взрослым.

Если не можешь убежать, нужно открыть окно в не горящем помещении и позвать на помощь соседей или прохожих.

При пожаре никогда нельзя садиться в лифт. Он может отключиться, и человек, находящийся в лифте, задохнётся.

Когда приедут пожарные, их необходимо слушаться и ни в коем случае не прятаться.

4.Игра-физминутка. Произносим хором, где речь идёт о вас: «Это я, это, я, это все мои друзья!», а если речь пойдёт не о вас, то вы должны повести себя следующим образом. Вспомните, мы беседовали о том, как вести себя,если не удалось потушить огонь, что вы должны делать. (убежать)

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре? Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?
Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?
Ветку кто не поджигает, от пожара лес спасает? Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички? Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву…

Итак, мы спаслись, но пожар не потушили.

Кто нам приходит на помощь?

Когда случается пожар, на помощь приходят пожарные. Пожарные одеты в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает каска. Они приезжают на специальной пожарной машине, которая оснащена высокой лестницей, баком с водой и шлангом.

На одном из занятий мы свами рисовали пожарные машины, а сейчас я вам предложу собрать такую машину из….

А вот из чего вы будете собирать машину, вы узнаете, когда отгадаете загадку

Она о домик тесный свой
Лишь почесалась головой
И сразу-словно не жила-
Сгорела, бедная, дотла.

Спичка.

Каким бы одним словом заменили слово пожар. Пожар –это (беда, опасность, горе,несчастье)

Итак, пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, а значит это ЧС (чрезвычайная ситуация).


А что главное в ЧС? (не паниковать и правильно, грамотно действовать)
Вызовите пожарную службу.
Дети вызывают по телефону пожарную службу.
- Почему телефон пожарной службы – 01?

    Он простой, его легко запомнить.

    Номер короткий, на пожаре дорога каждая минута.

Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.

5. Разбор ситуаций. Тестирование.

- Ну а теперь я предлагаю вам решить несколько ситуаций. Необходимо подумать и из предложенных вариантов ответа выбрать правильный.

Ситуация 1. Пожарным необходимо сообщить

А) Фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.

Б) Фамилию, адрес, объект возгорания.

Г)Где лежат семейные ценности и сбережения

Ситуация 2. Если невозможно потушить возгорание…

А)Надо покинуть помещение.

Б)Надо спрятаться в другую комнату.

Ситуация 3. Если у вас мелкое возгорание…

А)Надо спрятаться под кровать.

Б)Надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом).

В)Надо убегать из дома.

Ситуация 4. Если в помещении много дыма…

А)Необходимо быстро убегать.

Б)Необходимо двигаться ползком

В) Открою окно и дверь.

Ситуация 5. Пожарных вызвать по телефону….

01 02 03

Ситуация 6. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава…

А)Постараюсь затушить, забросав пламя землей

Б) Сообщу об этом взрослым.

В)Пройду мимо.

Ответы: 1)2 2)1 3)2 4)2 5) 3 6)1

6.Закрепление изученного материала.

А теперь проверьте свои знания и выполните самостоятельную работу.

Соединив начало фраз с их окончанием, вы получите правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

    Огонь нельзя оставлять Если увидишь пламя - Вызывай пожарных От огня Из горящего помещения

    Опасней всего при пожаре


Давайте прочитаем памятку, которая у нас получилась.

ПАМЯТКА

    Огонь нельзя оставлять без присмотра.

    Если увидишь пламя – зови на помощь взрослых.

    Вызывай пожарных по телефону 01.

    От огня нельзя прятаться.

    Из горящего помещения надо быстро уйти.

    Опасней всего при пожаре дым.

III . Итог занятия 1.Специально для нашего занятия, ребята приготовили частушки о безопасности. Надеюсь, что они будут также полезны для вас, как и всё наше занятие.

Частушки про пожарных.

1. Мы частушки пропоем,
Правила расскажем,
Как вести себя с огнем,
вам сейчас покажем.
2. То, что спички не игрушка
Знает каждый,
Знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.
3. Когда из дома ты выходишь
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.
4. Разводить костер у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.
5. Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладится.
6. Собрались мы здесь сегодня,
Чтобы ловкость показать.
Научиться быть пожарным
И пожар не создавать

2.Рефлексия урока.

На столе у вас магниты. Ребята, если вы уверены, что сможете правильно поступить в чрезвычайной ситуации, вы должны прикрепить свой магнит на зелёный круг, если сомневаетесь - на жёлтый, если не уверены – на красный.

Ну что я вижу, что в основном все магниты на зелёном круге, что говорит о том, что вы сможете правильно поступить в чрезвычайной ситуации.

Желаю вам во всем удачи

И я прошу вас об одном

« Быть осторожными с огнем!»


Компьютерные технологии дали возможность осуществлять прогностическое планирование протекания Неконтролируемое горение вне специального очага, приносящее материальный ущерб.

">пожара в любых условиях, учитывая множество критериев и факторов. В их число входит динамика нагрева строительных конструкций в результате воздействия пламени, просмотр возможных вариантов развития пожара при использовании систем пожаротушения и дымоудаления .

Без применения расчётных показателей, касающихся скорости распространения огня, времени эвакуации сотрудников или людей из здания, технических характеристик ограждающих систем, временных промежутков от срабатывания пожарной сигнализации , невозможно правильно разработать систему противопожарных мероприятий . Поэтому методические рекомендации, связанные с зонными и интегральными методами расчёта, сейчас активно применяются теоретиками-профессионалами в реальных условиях.

Основные объекты пожарно-технического контроля

На технологически небезопасных объектах, где в рабочем процессе используются взрыво- и горючеопасные, токсические вещества, обязательна разработка прогноза, касающаяся особенностей их распространения в рабочих зонах. В число разрабатываемых положений входят многомерное моделирование размеров зон, в которых концентрация горючих компонентов может достигнуть критической концентрации, что повлечет за собой техногенную катастрофу.

Уточнение параметров тепломассообмена на объектах, функционирование которых осуществляется в условиях, отличающихся усложненными термогазодинамическими характеристиками, также является обязательным на случай возникновения аварийных ситуаций. В их число входят предприятия, где используются диффузоры, сопла, оборудование с сублимирующим покрытием. Для тоннелей и длинных каналов также необходима расчетная программа, которая позволяет затушить Место первоначального возникновения пожара.

">очаг возгорания направленным взрывом.

Направления научно-исследовательских работ

Задачами структурных подразделений НИИ является проведение фундаментальных и прикладных работ, разработка проектно-технологических решений, которые обеспечивали бы пожарную безопасность людей, объектов, оборудования. Ввиду того, что спектр задач достаточно широк, в России сейчас действует несколько центров, которые занимаются решением вопросов по инновационным технологиям, используемых в пожарно-спасательных формированиях, осуществляют разработку мер профилактики пожаров, проводят оценку и разработку моделей робото- и пожарно-спасательной техники.

Научное обеспечение включает в себя разработку и усовершенствование технических средств, включая автомобильную технику, огнетушащие вещества, противопожарные системы и средства, которые используются при чрезвычайных ситуациях, возникших в результате техногенных катастроф и природных бедствий. Задачей учёных в данном случае является минимизация ущерба, который может быть причинён имуществу и физическим лицам при возникновении пожароопасных случаев.

Ввиду постоянного введения новых средств и оборудования в сферу народнохозяйственной деятельности, ученые осуществляют проведение экспертизы пожарной опасности продукции, в число которых входит испытание огнестойкости материалов зданий и объектов. В случае возникновения пожарного случая выполняется Изучение экспертом или группой экспертов задач, правильное решение которых требует специальных знаний и высокой профессиональной подготовки привлекаемых в качестве экспертов физических лиц.

">экспертиза места возгорания и его аналитическая оценка. Постоянный мониторинг огнестойкости и пожароопасности продукции обуславливает также необходимость модернизации измерительных приборов, которые осуществляют оценку данных параметров материалов, веществ, оборудования и приведение в соответствие метрологических параметров.

Специализация научно-исследовательских центров

Многоплановость научно-исследовательских работ обуславливает необходимость узкой специализации НИИ. Поэтому экспериментальные исследования проводятся в подразделениях, которые осуществляют оценку и совершенствование аварийно-спасательной техники, разработку мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполняют диагностику объектов, оборудования, средств и материалов. Отдельные задачи возложены на испытательные центры, которые проводят испытание не только техники и материалов, но средств, предупреждающих и ликвидирующих пожары, включая автоматическое оборудование. Полигонные испытания оборудования, технических средств и материалов выполняются в условиях, максимально приближенных к естественным, в которых будет осуществляться их работа или использование.

Основные результаты научно-исследовательской деятельности

Методические рекомендации, касающиеся особенностей распространения пожара в различных условиях, учеными разрабатываются на основании результатов теоретических разработок с последующей проверкой в полевых условиях. Описание газотермодинамических условий пожаров учитывает такие факторы, как определение турбулентности, излучения в зависимости от оптических характеристик среды, теплофизических свойств материалов. 3D параметры, в которых возникают пожары, описываются разработанными дифференциальными уравнениями, что позволяет проверять огнестойкость различных сооружений, а также степень их повреждения после возникновения пожарного случая.

Теоретические положения являются базисом для построения полевой и интегральной моделей пожара . Далее проводится их сопоставление с результатами экспериментальных и фактических данных. Особую часть занимает описание пожаров в помещениях, имеющих сложные условия ввиду особенностей геометрии, в том числе распространение газов и продуктов горения. Расчет и определение динамики и скорости распространения продуктов горения осуществляется согласно методическим рекомендациям, учитывающим нормативные данные и базу теплофизических и пожаростойких характеристик материалов. Отдельные разделы НИР занимает применение портативных самоспасателей с фильтрующими свойствами, которые позволяют защитить людей при эвакуации с места пожара.

Таким образом, комплексное использование технических средств защиты, разработка и усовершенствование пожарного оборудования и техники, прогностическое определение факторов риска при возникновении пожарных ситуаций, ликвидация и устранение результатов пожара являются основными направлениями современной пожарной науки . Фундаментальность разработок описывается теоретическими положениями и многомерными моделями, а проверка осуществляется на экспериментальных полигонах.

«Не в количестве знаний заключается образование, а
в полном понимании и искусном применении
всего того, что знаешь".
А.Дистерве

Актуальность проекта: По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, из них – дошкольники, недостаточное внимание уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, родители не знакомят детей правилами поведения в быту. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.

Вид проекта: Исследовательский, познавательно – творческий

Объект исследования: информация о пожарной безопасности

Предмет исследования: Пожарная безопасность

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: Два месяца

Проблема: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара.

Цели:

формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения

Задачи:

  1. расширить знания детей о правилах пожарной безопасности.
  2. познакомить детей с правилам поведения в экстремальной ситуации и со средствами пожаротушения;
  3. уточнить знания детей о профессии пожарного;
  4. воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;

Гипотеза: мы предполагаем, что при систематической работе над данной темой с использованием проектного метода, произойдет последовательное формирование у детей элементарных представлений о пожарной безопасности, повысится уровень мотивации непосредственно к образовательной деятельности.

Основные методы реализации проекта: рассказ воспитателя, беседы, рассматривание иллюстраций, художественное творчество, творческие эксперименты, игры, взаимодействие с родителями, досуг.

Все мероприятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в разных видах. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются знания о правилах поведения при пожаре, коммуникативные навыки.

Предполагаемый результат: работая над проектом, у детей сформируется представление пожарной безопасности. Расшириться кругозор детей, сформируется познавательно-исследовательская активность

1. Реализация интеллектуального, познавательно - исследовательского проекта «Пожарная безопасность»

Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми во занятиях. Мы заметили, что дети с интересом слушают о помощи людям во время пожара. В разговорах и беседах выяснилось, что представления детей о пожарной безопасности поверхностны. Мы предложили детям узнать:

  1. Кто такие пожарные
  2. Как появилась пожарная часть
  3. Изучение литературы по теме «Пожарная безопасность»
  4. Проведение итогового занятия в старшей группе «Пожарная безопасность» ;
  5. Оформления уголка по пожарной безопасности;
  6. Папки-передвижки для детей и родителей по пожарной безопасности;
  7. Проведения конкурса на тему «Пожарная безопасность»
  8. Удостоверения для детей «Юный пожарный» .

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный
  4. I этап – подготовительный

Определить тему проекта

Определить цели и задачи

Создания картотеки стихов, загадок, пословиц, ребусов

Приобретение материалов для художественного творчества

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Пожар» , Л.Толстой «Пожарные собаки» .

Рассматривание плакатов, иллюстраций по теме «Пожар» .

Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» .

Создание развивающей среды (иллюстрации, предметы быта, средства пожаротушения, дидактические и сюжетные игры) .

Вывод: Проделанная работа помогла нам заинтересовать детей и сплотить над общим делом. Они стали замечать детали и более углубленно изучать их. Родители также не остались безучастны, а стали больше интересоваться жизнедеятельностью детей в детском саду.

3. II этап - основной

Занятие на тему: «Если в доме случился пожар. Телефон 101» , «Большая беда от маленькой спички» , «Пожарная охрана» , «Собаки спасатели» , «Пожарные знаки» , «Пожарный – профессия героическая»

Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности) .

Дидактические игры «Что необходимо пожарному?» , «Лабиринт» , «Предметы-источники пожара» .

Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные» , «Служба спасения» .

Строительные игры «Пожарная часть» .

Просмотр видеофильма «Пожарная охрана» .

Экскурсия на территорию пожарной части, встреча с пожарными (ознакомление с пожарной техникой, со спецификой профессии пожарного) .

Чтение художественной литературы: пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» , рассказы о пожаре, стихи, загадки, пословицы.

Продуктивная деятельность Рисование «Пожарная машина» , «Кошкин дом» .

Разукрашивания картинок по пожарной безопасности.

Аппликация «Пожарная машина» , мелкая мозаика «Слон пожарный»

Конструирование из строительного материала «Пожарная часть»

Работа с родителями: газета на тему «Экскурсия в пожарную часть» , поделки и рисунки «Пожарная безопасность»

Вывод: таким образом, дети узнали много нового и интересного об истории пожарной безопасности, подробно познакомились с профессией пожарного.

Стали интересоваться о пожарной безопасности. Обогатили словарный запас. Родители приняли активное участие в мероприятиях и сами узнали много нового. Дети самостоятельно делали поделки, рисунки о пожарной безопасности.

III этап – заключительный

  • Комплексное занятие «Пожарная безопасность в природе» . Заучивание стихотворений из сборника «Спички не игрушки, огонь не забава» .
  • Театрализованная деятельность: драматизация «Кошкин дом» .
  • Информация в родительском уголке «Из истории пожарной службы»
  • Консультации для родителей: «Ребенок и огонь: обеспечим безопасность» .
  • Презентация проекта

Вывод: на данном этапе были выполнены все запланированные мероприятия, созданы поделки и рисунки вместе с родителями творчества «Пожарная безопасность» . После проведения всех мероприятий был проведен итог о проделанной работе, награждение участников конкурса и каждому ребенку было вручено удостоверение Юный пожарный

Работая над проектом, мы убедились, что метод проектов очень актуален и эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, применять полученные знания на практике, развивать творческие способности со взрослыми.

Литература

  • «Детская мультимедийная энциклопедия пожарной безопасности» Год выпуска: 2011 Издатель: ООО "Премьер-УчФильм"
  • «Пожарная безопасность в детском саду»
  • «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников» Автор/составитель: Кононова И.В. Издательство: Айрис-Пресс, Год: 2008
  • «Системы пожарной безопасности»
  • «Пожарная безопасность для дошкольников» Е. Ф. Прилепко Детство-Пресс, 2013 г.
  • Как обеспечить пожарную безопасность на объекте торговли Издательство:
  • Международная финансовая академия Год: 2010


 

Возможно, будет полезно почитать: