Финансовое право химичева н и. Н

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

на таможенную территорию РФ, а при вывозе товаров - не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не уста- новлено ТК РФ. Таможенная пошлина подлежит зачислению в федеральный бюджет. С 1 января 2005 г. таможенная пошлина исключается из перечня налогов и сборов, регламентированных НК РФ. В соответствии с БК РФ этот платеж с указанного вре-мени отнесен к числу неналоговых.

Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Названные сборы входят в число многочисленных сборов, свя-занных с предоставлением лицензий на осуществление опреде-ленных видов деятельности на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов дея- тельности» 1 . Рассматриваемые сборы отнесены Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к числу федеральных платежей. Источник правового регулирования их взимания - Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» 2 .

К спиртосодержащей продукции, подлежащей лицензирова- нию, относятся любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции с объемной долей этилового спирта свыше 12%, содержащегося в готовой продукции, реализуемые организация- ми или поставляемые по импорту и облагаемые акцизами. Не взимается сбор за право на производство и оборот спиртосодер- жащих растворов следующих видов: спиртосодержащие лекар- ственные, лечебно-профилактические, диагностические сред- ства, внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, и т. п. Плателыцики - юридические лица, подавшие заявления в соответствующие уполномоченные органы на полу- чение лицензии. Размер сбора различается в зависимости от вида лицензируемой деятельности со спиртосодержащей продукцией. Например, разлив, хранение и реализация алкогольной продук- ции - 500 минимальных размеров оплаты труда; экспорт алко- гольной продукции - 100 минимальных размеров оплаты труда; импорт и оптовая реализация алкогольной продукции - от 1000 до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Этот сбор упла- чивается ежегодно: один раз за каждый прошедший год действия лицензии. Соискатель лицензии должен уплатить его до подачи заявления. Плательщики сбора представляют ежегодно в налого-

1 СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430; 2003. № 52. Ст. 5037.

2 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 221; 2004. № 27. Ст. 2711.


Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи287

вые органы по месту своего нахождения налоговый расчет (дек- ларацию) по установленной форме не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии. Одновременно плателыдики направляют в налоговые органы копию выданной лицензии. Сумма сбора по- ступает в доход бюджета, за счет которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.

Иные федеральные платежи. В числе федеральных платежей Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федера- ции» называет также плату за пользование водными объектами (ре- гулируется Федеральным законом от 16 мая 1998 г. «О плате за пользование водными объектами») 1 . Плателыцики - организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользо- вание водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природ- ные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензирова- нию в порядке, установленном законодательством РФ. Плату за пользование водными объектами с 1 января 2005 г. заменяет водный налог, который регулируется новой главой 25 2 НК РФ. Он включен в состав федеральных налогов (ст. 13 НК РФ). Нало- гоплателыцыками являются организации и физические лица, осу- ществляющие специальное и (или) особое водопользование в со- ответствии с законодательством РФ. Объекты обложения - раз- личные виды пользования водными объектами: 1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использова- ние водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Налоговая база определяется налогсщлателыдиком отдельно в отношении каждого водного объекта (ст. ЗЗЗ 9 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, мо- рей и экономическим районам в рублях с 1 тыс. куб. м забран- ной воды (ст. 333 |2 НК РФ). Налоговым периодом признается квар- тал. Сумму налога налогоплателыцик исчисляет самостоятельно. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний (регулируется Законом РФ от 2 апреля 1993 г. «О сборе за ис-

1 СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2067; 2004. № 27. Ст. 2711.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АПК - Арбитражный процессуальный кодекс РФ

ВВС - Бюллетень Верховного Суда РФ

БК - Бюджетный кодекс РФ

БМД - Бюллетень международных договоров РФ

БНА - Бюллетень нормативных актов министерств и ве­домств РФ (до 1997 г.); Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

ВВС - Ведомости Верховного Совета; Ведомости Съезда на­родных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)

ВК - Воздушный кодекс РФ

ГК - Гражданский кодекс РФ

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

КЗоТ - Кодекс законов о труде РФ

КоАП - Кодекс РСФСР об административных правонаруше­ниях

НК - Налоговый кодекс РФ

САПП - Собрание актов Президента и Правительства РФ

СЗ РФ - Собрание законодательства РФ

СП - Собрание постановлений Совета Министров (Прави­тельства) (СССР, РСФСР)

ТК - Таможенный кодекс РФ

УК - Уголовный кодекс РФ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди многих новых явлений, наблюдаемых в России послед­него десятилетия, можно отметить бурное развитие финансового права, занимавшего долгие годы в числе других отраслей права и юридических наук весьма скромное место. До этого времени зако­нодательные акты, содержащие нормы финансового права, были немногочисленны, здесь действовали в основном правительствен­ные постановления и инструкции центральных финансово-кре­дитных органов. Финансовое право не вызывало большого интере­са как предмет изучения и научных исследований. Длительное время в стране, в пределах всего Союза ССР, насчитывалось всего лишь 4-5 докторов юридических наук по этой специальности, что ничтожно мало в сравнении с другими отраслями права. Нечасты­ми были и защиты кандидатских диссертаций в этой области юрис­пруденции.

В последние годы наблюдается иная картина. Активно форми­руется законодательная основа регулирования финансовых отно­шений, резко возрос интерес к финансовому праву со стороны уп­равленческих структур во всех областях хозяйственной деятель­ности, органов государственной власти и местного самоуправле­ния и граждан, особенно предпринимателей. Широко проводятся научные исследования различных финансово-правовых проблем.

Эти внешние приметы отразили глубинные процессы экономи­ческих и политических преобразований, происходящих в стране, а именно: переход к рыночным отношениям в экономике, свобод­ное развитие всех форм собственности при равенстве прав хозяйст­вующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм; развитие обновленных федеративных отношений, в том числе в области финансов, в условиях распавшегося Союза ССР;

конституционное закрепление основ местного самоуправления;

действие принципа разделения законодательной и исполнитель­ной власти; повышение роли судебной власти, признание и гарантированность Конституцией РФ прав и свобод человека и гражда­нина согласно общепризнанным* принципам и нормам междуна­родного права.


Все это отразилось на содержании, структуре и роли финансо­вого права и регулируемых им общественных отношений, претер­певших за последние годы существенные изменения. Появились новые финансово-правовые институты, расширился и стал более разнообразным круг субъектов финансового права, изменились их права, обязанности и ответственность.

В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике важным фактором ее развития является активное использование механизма финансов. Приведение в действие этого механизма и обеспечение его целенаправленного функционирования в соответ­ствии с задачами общества и государства осуществляется с помо­щью норм финансового права.

Под воздействием норм финансового права находится бюджет­ная система с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджета­ми субъектов Российской Федерации и муниципальных образова­ний, обеспечивающих финансирование общезначимых потребнос­тей страны в целом и ее территориальных подразделений - разви­тие экономики, социальной сферы, обороноспособности и т.д. С по­мощью норм финансового права образуются и используются госу­дарственные внебюджетные социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования и др., осу­ществляется кредитно-денежная и валютная политика, регулиру­ется деятельность банков, функции и система которых также от­ражают происшедшие экономические преобразования. Значи­тельное место в финансовом праве занимают нормы, регулирую­щие налогообложение организаций и граждан. Налоги, помимо того, что они являются теперь главным источником бюджетных доходов, становятся важным инструментом государственного ре­гулирования экономики.


Глава 1. Финансы и финансовая деятельность государства

ОБЩАЯЧАСТЬ

Глава 1. Финансы и финансовая деятельность

государства

§ 1. Понятие и роль финансов

В систему российского права в качестве одной из ее основ- ных и активно развивающихся отраслей входит финансовое пра- во. Наименование этой отрасли обусловлено термином «финан- сы», связью с денежными отношениями. Однако в данном слу- чае имеются в виду не все, а особые денежные отношения. Поэтому, чтобы иметь четкое представление о финансовом праве, его предмете, методах правового регулирования, особеннос тях и отличиях от других отраслей права (а это имеет важное значение для формирования эффективного законодательства и правильного его применения), необходимо выяснить, что же такое финансы.

В финансах проявляется одна из сторон экономических от- ношений общества, их существование обусловлено товарно-де- нежными отношениями и деятельностью государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать свою внутреннюю и вне-шнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономи- ческих программ, функций обороны и безопасности страны, если не располагает для этого необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством использования финансового механиз- ма государство имеет возможность активного воздействия на все эти явления. Развитие в стране местного самоуправления, при- званного решать задачи местного значения, также требует соот- ветствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

В современных государствах используются и другие эконо- мические инструменты, каждый из которых выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления,

стимулирование производства, оценка результатов деятельнос ти предприятий и т. д.). Финансы отличаются от всех них сво ими специфическими функциями.

Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых рычагов регулирова- ния общественного производства, взамен административно-ко- мандных методов управления. Развитие этих отношений обус- ловлено общественным разделением труда , наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-пра- вовых форм хозяйственной деятельности, экономической обо-собленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономи- ческими связями. При этом распределение общественного про- дукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночных механизмов опреде-ляет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.

Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отно- шений 2 . Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды и доходы государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, органи- заций, учреждений. Необходимость функционирования финан-сов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

По своему материалъному выражению финансы представляют собой денежные фонды и доходы государства, его территориалъ-ных подразделений (субъектов Федерации, муниципалъных образо- ваний), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.

Но такой характеристики недостаточно, так как сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свой- ственных именно ему функций. При таком подходе финансы -- это экономические денежные отношения по формированию, рас-

1 См. ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ.

2 См.: Финансы / Под ред. Л. А. Дробозиной. М., 1999. С. 14.

пределеныю и использованию денежных фондов и доходов государ- ства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений для обеспечения расширенного воспроиз- водства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного про- дукта и контролъ за удовлетворением потребностей общества 1 .

Финансам свойственны, прежде всего, распределительная и контрольная функции. Помимо них называют регулирующую и стабилизационную функции 2 (однако они находят свое проявле-ние в первых двух упомянутых функциях). В функциях выража- ется сущностъ финансов и их социально-экономическая роль. При посредстве финансов происходит распределение и пере- распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и нацио- нального дохода (между произврдственной и непроизводствен- ной сферами, отраслями экономики, регионами, формами соб- ственности, социальными группами), а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране. Таким образом, финансы - важный рычаг регу- лирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее. Препятствием эффективному использованию механизма финансов стали негативные явления в экономике страны. На- чавшиеся формироваться в российской экономике и финансах позитивные тенденции нуждаются в укреплении и устойчивом развитии (Программа социально-экономического развития Рос- сийской Федерации на среднесрочную перспективу (2002- 2004 годы), утвержденная 10 июля 2001 г. Правительством РФ) 3 .

Таким образом, финансы и деньги отражают разные стороны (элементы) экономики. Несмотря на.их близость и определен- ное сходство внешнего выражения, они имеют различия в фун- кциях и роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости и т. д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функ- ции. Финансовые отношения не охватывают всех денежных отношений: их содержанием являются только те из них, посред- ством которых образуются денежные фонды и доходы (финан-совые ресурсы) государства, его территориальных подразделе-

1 О понятии финансов см., например: Финансово-кредитный сло- варь. М., 1988. Т. 3. С. 338; Финансы / Под ред. В. М. Родионовой. М., 1993. С. 11; Финансы / Под ред. Л. А. Дробозиной. С. 13.

2 См.: Финансы / Под ред. Л. А. Дробозиной. С. 21. 3 СЗ РФ. 2001. № 31. Ст. 3295.

ний, предприятий, организаций, учреждений. В то же время финансы и деньги взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.

§ 2. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации

Финансы, обладая в целом общими специфическими свой-ствами, имеют свою внутреннюю структуру. В нее входят не- сколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей обще- ства, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимод ействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспек-

- это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанн ых звенъев (институтов), каждое из которых представляет спе- \ифическую группу финансовых отношений. Материальное в ыражение звеньев (институтов) финансовой системы составляе т соответствующие их специфике денежные фонды - бюд- жетные, внебюджетные и т. д. В литературе встречается приме- нение термина «финансовая система» и в другом значении - как системы финансовых органов, что вряд ли заслуживает поддерж -в, что вряд ли заслуживает подц ки, поскольку в этом случае одним и тем же термином обозначаются существенно различающиеся между собой понятия.

Новые экономические и политические условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финан- совой системы и содержании вошедших в нее звеньев, их внут-реннем строении, взаимодействии между собой. На данном эта пе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

Бюджетная система, состоящая из государственных (феде-рального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований ;

Внебюджетные целевые государственные и муниципаль- ные (местные) денежные фонды;

Финансы предприятий, организаций, учреждений;

Финансы страхования;

Кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Подобное мнение о содержании финансовой системы широ-

ко распространено среди представителей финансово-правовой


науки. Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано мнение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особен ностями". Другие представители этой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, государствен ный кредит в нее включают 2 . В то же время ученые-экономисты отмечают целесообразность расширительного толкования поня тия финансов (которого придерживаются авторы настоящего учебника), включая в них и банковский кредит 3 .

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойства-ми финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимо- действуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

Современная финансовая система Российской Федерации формировалась с использованием зарубежного опыта. Так, ста-ли создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные це- левые фонды, подобные тем, которые существуют в других стра нах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, на банковский кредит. Финансовая сис тема приобрела черты, присущие рыночным отношениям в эко -Гим и тем же термином обознача- номике, сформированы финансовые институты на уровне мес- тного самоуправления. Вместе с тем финансовой системе Рос- сии свойственны черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты , сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует спе- цифические финансовые отношения, посредством которых об- разуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных террито- риальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих

1 Финансово-кредитный словарь. Т. 3. С. 312-314.

2 См.: Финансы / Под ред. Л. А. Дробозиной. С. 60.

3 См.: Финансы / Под ред. С. И. Лушина и В. А. Слепова. М., 2000.

С о. о.

Глава 1. Финансы и финансовая деятельность государства _____95

нужд соответствующей территории. К децентрализованным от- носятся денежные фонды предприятий, организаций, учрежде-ний, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюд-жета, являются внебюджетные государственные и муниципаль-ные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначения.

Центральное место в финансовой системе Российской Феде- рации занимает бюджетная система, посредством которой об- разуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или терри- ториальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной систе- мы образуются в основном за счет налогов.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фон- ды - новое звено финансовой системы Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или ис- полнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на опреде- ленные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного соци- ального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.

В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финан- совые ресурсы государства и обеспечить их наиболее целесооб- разное использование. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе, распыленностью государствен- ных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, факта- ми их внутреннего неэффективного использования значитель- ная часть этих фондов ликвидирована.

Финансы предприятий, организаций, учреждений - обособлен- ные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения евоих функций и

Учебник: Краткий курс. Общая часть

задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финан- сы коммерческих и финансы некоммерческих организаций 1 . Ком- мерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производ- ственной и социальной деятельности. Основной их целью явля- ется извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Бюджетные организа- ции такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций (ст. 161 БК РФ).

Финансы предприятий - исходное звено, основа всей фи- нансовой системы, так как они непосредственно связаны с ма- териальным производством, в процессе которого создается на- циональный доход, затем распределяемый и перераспределяе- мый посредством финансовой системы. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производ- ства, функционируют также финансы других коммерческих организаций, которые занимаются предпринимательской дея- тельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредит- ные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Имущественное и личное страхование обеспечивает формиро- вание страховых денежных фондов, направляемых на возмеще- ние материального ущерба, причиненного физическим и юриди- ческим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физичес- ких лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако зако- нодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников налоговых органов и т. д.). Различают следующие формы страхования: а) имущественное и личное; б) социальное; в) медицинское. По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государствен-

1 О коммерческих и некоммерческих организациях см. ст. 50 ГК РФ; Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих орга- низациях» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145).

_____97

ной монополией. Наряду с государственными в этой сфере дей- ствуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фон- ды и предоставлении другим субъектам во временное использо-вание на началах возмездности и срочно.ети. Кредит предостав- ляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников. Согласно законодательству различают две формы кредита: а) государственный и муници- пальный; б) банковский.

Под государственным кредитом понимаются прежде всего

отношения, посредством которых образуется государственный

долг (гл. 14 БК РФ). Это отношения по временному использова-

нию денежных средств юридических и физических лиц государ-

ством (муниципальными образованиями) при недостаточности

государственных (бюджетных) доходов для осуществления на-

меченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в

качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, явля-

ются кредиторами. Заимствование осуществляется в формах вы-

пуска облигаций государственных займов , получения Прави-

тельством кредитов в банке и др. При этом широко используют-

ся вклады граждан в Сберегательный и другие банки в качестве

источника кредитных ресурсов. Государственный долг образу-

ется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

Государственный долг может быть внутренним (порядок об-

разования и погашения которого урегулирован законодатель-

ством РФ) и внешним, регулируемым международными догово-

рами и соглашениями РФ. Государственный и муниципальный

долг может быть использован для покрытия бюджетного дефи-

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономи- ческих взаимоотношений и т. д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Од- нако государство в этих случаях выступает уже в качестве кре- дитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципаль- ный кредит.

Учебник: Краткий курс. Общая часть

Банковский кредит - это отношения по предоставлению бан- ками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе догово- ра во временное использование на условиях возмездности (плат- ности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, глав- ным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лйц, в опреде- ленных случаях - бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширился. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государ-ственной собственностью, действует под надзором государ-ственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности.

В процессе функционирования финансовой системы произ- водятся денежные платежи и расчеты, т. е. используется денеж- ная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безна- личной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.

§ 3. Финансовая деятельность государства как механизм социального управления

Российское государство и муниципальные образования в связи с использованием финансовой системы для выполнения своих задач осуществляют в лице своих органов соответствую- щую - финансовую деятелъностъ. Она выражается в выполне- нии государством и муниципальными образованиями функций по созданию (формированию), распределению и использованию их денежных фондов и доходов в целях реализации своих задач. Неотъемлемым элементом этой деятельности является финан-совый контроль, что вытекает из сущности финансов.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления имеет публичный характер, общую на- правленностъ на обеспечение потребностей общества, реализацию задач социалъно-экономического развития, поддержание оборонос-пособности и безопасности страны.

Глава 1. Финансы и финансовая деятельность государства _____99

Финансовая деятельность гоеударства и муниципальных об- разований является важной и необходимой составной частью механизма социалъного управления. Финансовые ресурсы направ- ляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий , исходя из внешних и внутрённих условий страны. При этом государ- ство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.

Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы осуществляется не только посредством прямого выделения средств на соответствующие мероприятия, но и косвенно - путем предоставления налого- вых льгот, беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т. п., а также с помощью мер ограничительного характера. Используя механизм финансовой деятельности, го-сударство получает широкие возможности регулирования ры- ночных отношений. Важная сторона проявления финансовой деятельности государства и муниципальных образцваний состо-ит в ее воздействии на развитие федеративных отношений госу- дарственного устройства и становление местного самоуправле- ния в России. Таким образом, управляющая роль финансовой деятельности проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие финансов.

2. В каких экономических условиях существуют и развива-ются финансы?

3. Какие функции свойственны финансам?

4. Чем различаются понятия «деньги» и «финансы»?

5. Что выражают термины «финансы Российской Федера-ции», «финансы субъекта РФ», «муниципальные (местные) фи-нансы»?

6. Что вы понимаете под термином «финансовая система» (в экономическом аспекте)?

7. Какие звенья (институты) входят в состав финансовой системы?

8. Составьте схему финансовой системы.

9. Какие изменения произошли в финансовой системе Россий- ской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике?


Учебник: Краткий курс. Общая часть

10. Дайте характеристику звеньям (институтам) финансовой системы.

11. В чем выражается роль финансовой деятельности госу- дарства и муниципальных образований как механизма социаль- ного управления?

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Финансовое право

2 Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова Финансовое право Учебно-методический комплекс Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Н. И. Химичева Издательство НОРМА Москва, 2005

3 УДК (470)(075.8) ББК67.402я73 Х46 Серия учебно-методических комплексов издается под общей редакцией доктора.юридических наук, профессора А. В. Малько Рецензенты: доктор юридических наук, профессор Е. Ю. Грачева (Московская государственная юридическая академия); кафедра финансового и административного права юридического факультета Ростовского государственного экономического университета. Х46 Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева. М.: Норма, с. (Серия учебнометодических комплексов). ISBN Х Издание подготовлено на основе новейшего законодательства и в соответствии с действующими государственными стандартами высшего образования по юридическим специальностям. В книгу включены учебно-методические материалы, предназначенные как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной подготовки студентов: краткий курс учебника, словарьсправочник, вопросы и задания для самоконтроля, планы семинарских занятий, темы курсовых и дипломных работ, список нормативных актов, специальной литературы и др. Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами финансового права. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова, 2005 ISBN Х ООО «Издательство НОРМА», 2005

4 Содержание Н. И. Химичева. Предисловие * 11 Методические рекомендации по изучению и преподаванию курса. Программа курса Планы практических (семинарских) занятий Вопросы для экзамена.. 40 Методические рекомендации по подготовке курсовых работ и научных докладов 44 Методические рекомендации по подготовке выпускных квалификационных (дипломных) работ 48 Методические рекомендации по подготовке к экзамену Темы научных докладов и курсовых работ 59 Темы выпускных квалификационных (дипломных) работ 64 Список нормативных актов по финансовому праву 67 Список основной и дополнительной литературы по финансовому праву Список газет и журналов, публикующих материалы по проблемам финансового права. 87 Учебник: Краткий курс Общая часть Глава 1. Финансы и финансовая деятельность государства Понятие и роль финансов Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации Финансовая деятельность государства как механизм социального управления 98 Глава 2. Особенности, правовые основы и формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований 104

5 6 Содержание 4. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности 107 Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права Понятие, предмет и метод финансового права Принципы российского финансового права Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права Система и источники финансового права 129 Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения Понятие и виды финансово-правовых норм Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды Субъекты финансового права Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений Глава 5. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля Понятие, значение и методы финансового контроля Виды финансового контроля Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля Аудиторский финансовый контроль 164 Особенная часть Раздел I. Правовой режим государственных и местных бюджетов и внебюджетных денежных фондов 169 Глава 6. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации Понятие, правовые формы и роль государственного и местного (муниципального) бюджета Бюджетное право и бюджетные правоотношения Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации Состав доходов и расходов бюджетной системы, их разграничение между бюджетами 179 Глава 7. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований 186

6 Содержание 2. Особенности бюджетной компетенции Российской Федерации. ; Особенности бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации Особенности бюджетной компетенции муниципальных образований Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса Понятие бюджетного процесса и его принципы Общие правила формирования бюджета Порядок составления, рассмотрения, утверждения федерального бюджета Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета, 209 Глава 9. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов Понятие, значение, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных денежных фондов..." Правовой режим целевых бюджетных фондов Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов _..." Правовой режим целевых фондов Правительства Российской Федерации и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов 222 Раздел II. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий (коммерческих организаций) 224 Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как институт финансового права. 226 Глава 11. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий... / Понятие и содержание финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

7 Содержание 2. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий Раздел III. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов 235 Глава 12. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов Понятие и основы правового регулирования источников государственных и муниципальных доходов Система государственных и муниципальных доходов Неналоговые государственные и муниципальные доходы 240 Глава 13. Налоговое право: общие положения Понятие налогов, их роль и система Налоговое право Российской Федерации и его источники Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности Ответственность и защита прав налогоплательщиков Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит 265 Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи Федеральные налоги Федеральные налоги, распределенные между бюджетами разных уровней Федеральные пошлины, сборы, иные платежи 281 Глава 15. Региональные (субъектов Российской Федерации) и местные налоги и сборы Региональные налоги Местные налоги и сборы. 299 Глава 16. Специальные налоговые режимы Вводные положения Упрощенная система налогообложения Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности Система налогообложения для сельскохозяйственного товаропроизводителя (единый сельскохозяйственный налог) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции Правовой режим налогообложения в особых экономических зонах. 316

8 Содержание 9 Глава 17. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды Общие положения.... ; v Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 326 Раздел IV. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) и организации страхового дела Глава 18. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг Формы государственного и муниципального долга.., Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом Правовое регулирование сберегательного дела 342 Глава 19. Правовое регулирование организации страхового дела Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела Виды страхования. Обязательное страхование Обязательное медицинское страхование Обязательное пенсионное страхование Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 358 Раздел V. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов 360 Глава 20* Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов,. г,...,<,. Ш

9 _}

 

Возможно, будет полезно почитать: